Руководства, Инструкции, Бланки

индивидуальный образовательный маршрут одаренного ученика начальной школы образец img-1

индивидуальный образовательный маршрут одаренного ученика начальной школы образец

Рейтинг: 4.5/5.0 (1925 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Индивидуальный образовательный маршрут для одарённого ребёнка в массовой общеобразовательной школе - Документ

Похожие работы: Приказ № от Проект перспективного развития моу нижнеманайская основная общеобразовательнаяшкола

индивидуальныеобразовательныемаршрутыдля отдельных учащихся. Все результаты «стартовой» диагностики заносятся в электронный формат (паспорт образовательного.

Основная образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения Ореховской средней общеобразовательнойшколы

Основная образовательная программа

одар ённость: признаки, виды, особенности личности одар ённогореб ёнка». индивидуальной программе реабилитации реб ёнка -инвалида получение общего образования осуществляется с использованием обычной программы в общеобразовательнойшколе.

Основная образовательная программа начального общего образования муниципального образовательного учреждения «Заливинская средняя общеобразовательнаяшкола» Тарского муниципального района Омской области на 2011 2015 годы

Основная образовательная программа

образовательного процесса, осуществляемого в МОУ «Заливинская средняя общеобразовательнаяшкола». отраженных в программе развития школы. Разработка основной образовательной. индивидуальныеобразовательныемаршрутыдля.

Утверждаю: Директор моу «Начальная общеобразовательнаяшкола №43» Е. Л. Захарова >11. 04. 2011

индивидуальныхобразовательныхмаршрутов. Второй этап — организационно-практический ( 2012-2014 гг). Связан с непосредственной работой с одар. одар ённогореб ёнка 2010-2012 Заместитель директора по УВР, психолог НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ.

План реализации проекта. С. 16 Критерии оценки признаков одар ённости учащихся и критерии оценки работ отдельных участников всего проекта. С. 17 10. Ожидаемые результаты. С. 17

одар ёнными детьми: преимущественно урок и факультатив, где не всегда есть время дляодар ённогореб ёнка. индивидуальную деятельность, управлять индивидуальнымобразовательныммаршрутом.

Видео

Другие статьи

Технологическая карта индивидуального маршрута ученика начальных классов

Технологическая карта индивидуального маршрута ученика начальных классов

Наблюдение за состоянием учебного процесса по предмету «Окружающий мир»
· выявление группы детей с повышенной мотивацией к предмету
· выявление «одаренного» ученика

Отмечает
· высокий уровень знаний по предмету «Окружающий мир»
· высокую активность на уроках окружающего мира
· повышенный интерес к области знания
· использование дополнительных источников при подготовке домашнего задания

Проявляет
· высокий уровень знаний по предмету «Окружающий мир»
· повышенный интерес к области знания
· использование дополнительных источников при подготовке домашнего задания

Выявляется проблема создания условий становления личностных достиженй ученика через углубленное изучение предмета «Окружающий мир»

Выявление исходного уровня личностных достижений ученика

а) диагностика внимания:
· методика «Корректурная проба»,
· методика «Таблицы Шульте»;
(Приложение 1 )
б) диагностика памяти:
· методика «Заучивание 10 слов»,
· методика «Пиктограмма»;
(Приложение 2 )
в) диагностика мышления:
· методика «Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых
знаний»,
· методика «Четвертый лишний»,
· методика «Простые аналогии».
(Приложение 3 )
д) диагностика мотивации
· анкета по оценке уровня школьной мотивации
(Н.Г. Лусканова)
(Приложение 4 )

Исследует
· результаты текущего, промежуточного и итогового контроля по предмету;
· готовые продукты самостоятельной деятельности ученика (проекты, рефераты, сообщения)
· собеседование с учеником
· результаты диагностик
· результаты интервьюирования родителей
Проводит
· отбор методов, приемов и средств

Определяет
·
круг своих интересов
· делает предположение о своем возможном продвижении
по лестнице достижений
· о способах и средствах становления достижений
Заполняет
· анкету выявления мотивации
· анкету по оценке уровня школьной мотивации (Н.Г. Лускановой)

Установлен исходный уровень личностных достижений
· высокий уровень владения компетентными знаниями по предмету
· высокий уровень мотивации
· высокий уровень развития познавательных процессов (памяти, мышления)
· уровень выше среднего внимания

Разработка четкой программы (алгоритма) действий, направленных на достижение личностно значимых целей

Построение индивидуального образовательного маршрута для ученика на основе выявленных трудностей и установления их причин.
Трудности
· личностная
· познавательная
Причины
· невозможность личностной самореализации в рамках урока
· несоответствие личностным потребностям ученика глубины содержательного материал,
Проблема
·
невозможность становления личностных достижений в рамках урока

Оказывает помощь школьнику
· в конкретизации испытываемых учеником трудностей и причин из возникновения
· формулировании общей идеи, замысла индивидуального маршрута
Предлагает
· средства и тактику
Разрабатываю
· индивидуальный образовательный маршрут
Предлагает
·
средства и тактику
Создает
· условия для продвижения ученика по маршруту

Конкретизирует
· задачи, которые хотел бы решить
Уточняет
· желаемый результат
Активно сотрудничае т
· в разработке и прописыванию маршрута
Адаптируется
· в созданных педагогических условиях

Разработана
· программа конкретных действий по реализации ИОМ учеником по теме:«Углубленное изучение учебного курса «Окружающий мир» на трех уровнях обучения: базовом, повышенном и высоком»
Установлены сроки продолжительности ИОМ-15 часов (1 час в неделю)
Определена
Форма организации занятий
базовый уровень

· на уроке в виде индивидуальной работы
Повышенный уровень
· в качестве домашнего задания
Высокий уровень
· 1 раз в неделю в сопровождении учителя
Выбрано
средство реализации ИОМ
· выполнение тестовых, творческих и исследовательских заданий

В качестве УМК используется
· учебное пособиеПетрушенко С.А. Стецко Е.В. «Окружающий мир.3-4 классы» Тесты, олимпиадные задания, портфолио// под редакцией Н.А. Сениной – Ростов-на-Дону: Легион, 2009.

Совместная реализация
школьником и педагогом
индивидуального образовательного
Маршрута
в процессе обучения

Содействует
· благоприятной психологической
атмосфере
Создает
· условия для выполнения ИОМ школьником
Осуществляет
· контроль за выполнением программы
Корректирует
Образовательный маршрут совместно с учеником
Диагностирует
Достижения ученика на пути приближения к планируемому результату

Выполняет
·
индивидуальную программу становления личностных достижений в избранном им учебном курсе
Осуществляет
· самоконтроль
Корректирует
· траекторию движения совместно с учителем

Школьником достигнуты положительные результаты в углубленном изучении предметного курса «Окружающий мир»:
· выступление с сообщениями, содержащими дополнительные сведения по темам Уроков;
· работа над ИКТ-проектом «Зимующие птицы нашего края», участие в областном конкурсе;
· активное участие в Международном конкурсе «Эрудиты планеты», 5-е командное место из 180 команд-участников;
· участие в конкурсе «Эму» по окружающему миру;
· участие в школьной и районной предметных олимпиадах по окружающему миру

Этап итоговой диагностики Оценочно-коррекционный

Оценка, анализ и обобщение результатов выполнения индивидуального образовательного маршрута

Организовывает
· обратную связь
Оценивает
· процесс реализации ИОМ
Содействует
· корректировке маршрута
Представляет
· итоговые отчеты

Дает
· самооценку своей работе
Корректирует
· маршрут
Делает
· отчет о личностных достижениях и личностных изменениях

Школьником осознаны приращение личностных достижений и личностный рост вцеломотчет о результатах завершения ИОМ(получение информации из Интернет)

Методическая разработка (4 класс) на тему: Индивидуальный образовательный маршрут ( работа с одарёнными детьми)

Методическая разработка (4 класс) на тему:
Индивидуальный образовательный маршрут ( работа с одарёнными детьми)
Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный маршрут в системе работы с одаренными детьми


Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования.
Существует ошибочное мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Сегодня остро встает вопрос об индивидуализации обучения для талантливых и одаренных детей через разработку индивидуальной образовательной траектории уже в начальной школе.

Индивидуальная образовательная траектория младшего школьника предполагает наличие индивидуального образовательного маршрута, а также разработанный способ его реализации.

Универсального рецепта создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) в настоящий момент нет. Невозможно определить этот маршрут на весь период обучения в начальной школе сразу. ИОМ должен отражать процесс изменения в развитии и обучении ребенка. С помощью ИОМ происходит своевременная коррекция педагогического процесса.

Содержание ИОМ определяется комплексом факторов:
• особенностями, интересами и потребностями самого ребенка и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
• профессионализмом педагога;
• возможностями образовательного учреждения удовлетворить образовательные потребности учащихся;
• возможностями материально-технической базы учреждения.

Эффективность разработки ИОМ обуславливается рядом условий:
- осознанием всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости ИОМ как одного из способов самоопределения, самореализации младшего школьника;
- осуществлением психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки ИОМ учащегося;
- организацией рефлексии как основы коррекции ИОМ.

Индивидуальный образовательный маршрут
Зацарининой Анны на 2013-2014уч.г.

Знаю-умею-достиг
1.Хороший уровень знаний по математике и окружающему миру, литературному чтению, ИЗО
2.Особый интерес вызывает литература и ИЗО
3.Умею пользоваться Интернет, обучаюсь в ДО.
4.Мои результаты.

Психолого-педагогической службой выявлены виды одаренности обучающегося: социальная, креативная.
Задачи
1. Обеспечить вариативность внеурочной деятельности обучающегося.
2. Составить ИМ с учетом интересов ребенка.
3. Развивать навыки исследовательской деятельности.
4. Совершенствовать в дальнейшем творческий потенциал и лидерские качества обучающегося.

Хочу узнать – научиться-достичь
1.Заниматься исследовательской деятельностью в области литературного чтения и ИЗО.
2. Продолжить успешное участие в конкурсах и олимпиадах разного уровня.

Для составления ИМ из "Матрицы возможностей" выбираются конкретные виды деятельности:
1. Научно-исследовательская работа «История Золушки».
2. Участие в конкурсах, олимпиадах, викторинах различных уровней по интересам учащегося.

Мои шаги в достижении цели
- чтение дополнительной научной литературы по предметам,
- участие в конкурсах различного уровня.

1.Хороший уровень знаний по математике и окружающему миру, русскому языку и литературному чтению.
2.Особый интерес вызывает литература и окружающий мир.

3.Умеет пользоваться Интернет, обучается в ДО.
4.Слабое зрение ( операция обоих глаз, носит очки, наблюдается у офтальмолога г.Саратова)

Психолого-педагогической службой выявлены виды одаренности обучающегося: социальная, креативная.
Задачи
1. Обеспечить вариативность внеурочной деятельности обучающегося.
2. Составить ИМ с учетом интересов ребенка.
3. Развивать навыки исследовательской деятельности.
4. Совершенствовать в дальнейшем творческий потенциал и лидерские качества обучающегося.

5. Соблюдение санитарно-гигиенических норм по сохранению зрения ученика.

Хочу узнать – научиться-достичь
1.Заниматься исследовательской деятельностью в области литературного чтения и окружающего мира.
2. Продолжить успешное участие в конкурсах и олимпиадах разного уровня.

Для составления ИМ из "Матрицы возможностей" выбираются конкретные виды деятельности:
1. Научно-исследовательская работа «История Золушки».
2. Участие в конкурсах, олимпиадах, викторинах различных уровней по интересам учащегося.

Мои шаги в достижении цели
- чтение дополнительной научной литературы по предметам,
- участие в конкурсах различного уровня.

- дистанционный курс "Волшебный мир книг"

- гимнастика для снятия усталости глаз.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выявление одарённых детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения за учеником, изучения его психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одарён.

Индивидуальная программа по работе с одарёнными детьми.

Программа по работе с одарёнными детьми расчитана на 4 года (1-4 класс).

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми

Работа с одаренными детьми.Формы и методы работы с одарёнными детьми.

В статье "Создание системы работы с одарёнными детьми как условие развития современного образовательного пространства" даны рекомендации по созданию программы работы с одарёнными детьми.

Образовательный проект "Работа с одарёнными детьми".

Сегодня в российском образовании чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнк.

Индивидуальная программа по работе с одарёнными детьми учителя начальных классов Семеновой Оксаны Валерьевны

Проблема работы с одарёнными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Современная школа в условиях быстро меняющегося мира должна наряду с созданием целостной системы униве.

Индивидуальный образовательный маршрут одарённого ребёнка (1 класс) - Индивидуальный образовательный маршрут ученика начальных классов - Начальные кла

Индивидуальный образовательный маршрут одарённого ребёнка (1 класс)

Читайте новые статьи

Для работы нужен только компьютер с интернетом и WI-FI, телефон с камерой и QR коды-карточки. Ученики поднимают карточку с вариантом ответа, который они считают правильным, и телефон учителя считывает коды сразу всех учеников. Тестирование моментально выявляет правильные и неправильные ответы каждого из учеников и онлайн отображает статистику ответов на тест по классу и пофамильно, при этом всю информацию легко и удобно вывести на экран при помощи проектора.

Как вы представляете себе типичного современного студента? Модная одежда, представляющая собой собирательных образ разных культур и направлений, ассиметричная прическа, пирсинг, чрезмерная раскованность и обязательный атрибут — наушники. Единственное, что зачастую отличает подростков друг от друга — музыка, которая из этих наушников доносится.

Видеосъемка перестает быть уделом родителей, решивших запечатлеть ребенка на линейке или на сцене, и становится неотъемлемой частью повседневной школьной жизни. Стоит ли спорить с новым трендом или лучше взять его на вооружение? Совместима ли видеосъемка с образовательным процессом или ей суждено оставаться экзотической бабочкой, случайно залетевшей в школьный класс? Рассмотрим ситуацию объективно.

В своей практике мне приходилось иметь дело с цифровыми лабораториями «Архимед», «Радуга», а с конца 2015 г. в нашем учебном учреждении появилась цифровая лаборатория SenseDisc по биологии и химии. На фоне остальной продукции лаборатория SenseDisc выглядит привлекательной по целому ряду причин, которые описаны в этой статье.

Цифровая (компьютерная) лаборатория (ЦЛ) — комплект учебного оборудования, включающий измерительный блок, интерфейс которого позволяет обеспечивать связь с компьютером, и датчики, регистрирующие значения различных физических величин: температуры, pH водного раствора, электропроводности, давления, влажности и др.

2007-2016 "Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU".
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: http://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено. регулярно отслеживается и преследуется по закону.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом
Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Индивидуальный образовательный маршрут в системе работы с одаренными детьми

Индивидуальный образовательный маршрут в системе работы с одаренными детьми

Константинова В.В.,
учитель начальных классов
МБОУ "СОШ №7 с углубленным изучением отдельных предметов",
г. Дзержинск

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования.

Существует ошибочное мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Сегодня остро встает вопрос об индивидуализации обучения для талантливых и одаренных детей через разработку индивидуальной образовательной траектории уже в начальной школе.

Приглашаем Вас на вебинар 18 ноября, г. Москва
«Организация локальной системы выявления и поддержки одаренных детей»

Лектор: Вечерин Александр Викторович
Старший преподаватель Факультета социальных наук НИУ ВШЭ, кандидат психологических наук

Будут рассмотрены вопросы: подходы к построению системы управления результативностью, критерии оценки, технологии работы с педагогическим составом и многое другое.

Индивидуальная образовательная траектория младшего школьника предполагает наличие индивидуального образовательного маршрута, а также разработанный способ его реализации [1].

Универсального рецепта создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) в настоящий момент нет. Невозможно определить этот маршрут на весь период обучения в начальной школе сразу. ИОМ должен отражать процесс изменения в развитии и обучении ребенка. С помощью индивидуального образовательного маршрута происходит своевременная коррекция педагогического процесса.Содержание ИОМ определяется комплексом факторов:
• особенностями, интересами и потребностями самого ребенка и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
• профессионализмом педагога;
• возможностями образовательного учреждения удовлетворить образовательные потребности учащихся;
• возможностями материально-технической базы учреждения.Эффективность разработки ИОМ обуславливается рядом условий:
- осознанием всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости ИОМ как одного из способов самоопределения, самореализации младшего школьника;
- осуществлением психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки ИОМ учащегося;
- организацией рефлексии как основы коррекции ИОМ.Организация работы по индивидуальному образовательному маршруту в начальной школе основана на следующих принципах [2]:
- индивидуальный, дифференцированный подход к учебно-воспитательному процессу, продуктивной, творческой деятельности ученика и учителя;
- программы дополнительного образования, факультативов по предметам, научное общество учащихся, позволяющих реализовывать образовательные потребности обучающихся, их родителей;
- качественное обучение, развитие и воспитание учащихся без ущерба для детского здоровья.

В основе построения индивидуального образовательного маршрута лежит самоопределение учащегося.
Результатом проектирования индивидуального образовательного маршрута становится выбор линии (пути) движения учащегося к поставленной цели.
Смысл обучения состоит не в передаче знаний, а в обеспечении условий самореализации личности. Задача школы – предоставить ребенку широкий спектр образовательных услуг, которые могут в полной мере реализовать формулу "хочу-могу-есть-требуют".Этапы индивидуального образовательного маршрута

"Что я должен знать и уметь"

Знаю-умею-достиг
1.Хороший уровень знаний по математике и окружающему миру.
2.Особый интерес вызывает проблема здоровья человека.
3.Умею писать небольшие доклады, делать презентации, пользоваться Интернет.
4.Мои результаты:
ü 1 место в городском конкурсе рисунка "Нижегородский край – моя Родина",
ü 1 место в городском конкурсе творческих работ "Учительница первая моя",
ü 1 место во Всероссийской дистанционной викторине "Потерянный мир",
ü 3 место во Всероссийской дистанционной викторине "В мире сказок",
ü 1 место во Всероссийской дистанционной викторине "Занимательная математика"

Психолого-педагогической службой выявлены виды одаренности обучающегося: социальная, креативная.
Задачи куратора:
1. Обеспечить вариативность внеурочной деятельности обучающегося.
2. Составить ИМ с учетом интересов ребенка.
3. Развивать навыки исследовательской деятельности.
4. Совершенствовать в дальнейшем творческий потенциал и лидерские качества обучающегося.

Хочу узнать – научиться-достичь
1.Заниматься исследовательской деятельностью в области биологии.
2. Продолжить успешное участие в научно-практических конференциях разного уровня.

Для составления ИМ из "Матрицы возможностей" выбираются конкретные виды деятельности:
1. Научно-исследовательская работа в рамках НОУ младших школьников "ЮниС".
2. Решение задач экологической направленности в рамках занятий "Импульс" (отделение "Школы высоких достижений").
3. Участие в конкурсах, олимпиадах, викторинах различных уровней по интересам учащегося.

Мои шаги в достижении цели
- чтение дополнительной научной литературы по предметам,
- занятие в школе одаренных детей "Импульс",
- работа в НОУ,
- участие в предметных неделях, конкурсах различного уровня, научно-практических конференциях

Мониторинг и анализ

Узнал – научился – достиг
1.Мои победы:
- 1 место во Всероссийской дистанционной викторине "Таинственный мир растений";
- 1 место в школьной научно-практической конференции "Старт в науку"
2. Мои открытия
– написание научной работы "Есть или не есть: вот в чем вопрос"
3.Мои достижения: завершил обучение в начальной школе с одной "тройкой" по русскому языку

Работа по ИТМ способствовала развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающегося, позволила ему достичь хороших успехов в учебной деятельности.
Артем принимал активное участие во всех предметных неделях. В составе команды "Ум 2 " победил в математическом КВНе среди 4-х классов.
Роль дятла в спектакле "Как Медведь трубку курил" (проект "скажи наркотикам: НЕТ!") была очень интересно исполнена и произвела на зрителей прекрасное впечатление.
Сказка "Как винчестер вирусы одолел" заняла 1 место в школьном конкурсе необычных сказок.
Научная работа по биологии "Есть или не есть: вот в чем вопрос" была признана лучшей в секции "Биология" в школьной научно-практической конференции "Старт в науку"

Список использованной литературы
1. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. - М. НИИ школьных технологий, 2005.
2. Хуторской А.В. Методика продуктивного обучения: пособие для учителя. – М. Гум. изд.центр ВЛАДОС, 2000

Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося начальной школы

Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося начальной школы

В условиях реализации ФГОС начального общего образования большое значение имеет развитие у обучающихся предметных и метапредметных универсальных учебных действий. В 2015 году в первый класс поступил Петраковский Егор 2008 г.р. проживающий в с. Тумаково, ул. Советская 5/2. Мальчик воспитывается в полной благополучной семье. До поступления в школу 5 лет посещал детский сад. У Егора хорошо развита память, мышление. Он умеет подбирать обобщающие слова, находить лишнее слово или предмет. Его словарный запас соответствует норме. Знает и может пересказать сказки, читает наизусть небольшие стихотворения.

По результатам изучения готовности первоклассников к обучению в школе Петраковский Егор показал высокий и средний уровни готовности. Его результат выше среднего результата по классу. Все эти данные дают основание для составления более углубленной программы по изучению предметов для индивидуального развития ребёнка. По окончанию прохождения индивидуального образовательного маршрута обучающийся достигнет следующей цели: высокий уровень освоения учебного предмета; успешное выполнение ИКР; добьётся высоких результатов в олимпиадах различного уровня по предметам.

Роль родителей в индивидуальном образовательном маршруте:

-оказание посильной помощи при выполнении ребёнком дополнительного задания;

- финансовые расходы на дистанционные Всероссийские олимпиады;

- тесное сотрудничество с учителем, педагогом- психологом.

Объем (количество часов в неделю)

Уровень (базовый, повышенный)

Сроки предъявления образовательного продукта

Кружок «Умники и умницы»

Кружок «Радуга творчества»

Кружок «Проектная деятельность»

Психолого- педагогическое сопровождение.

Отслеживание уровня развития творческого потенциала личности по методикам Векслера, Равена.

Экспресс- диагностика интеллектуального состояния первоклассников МЭДИС.

Психологический тренинг выявления одаренности Бабаевой Ю.Д.

Индивидуальные занятия по подготовке к олимпиадам

План индивидуальной работы с учащимся

Ф.И.О. учителя: Ивановская Е.А.

Фамилия ученика: Петраковский Егор

Предмет: Русский язык

- Составление звуковой схемы слова;

-Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что?

-Слова, отвечающие на вопросы Что делать? Что сделать?

-Слова, отвечающие на вопросы Какой? Какая? Какие?

- Работа со звуковыми моделями слова;

- Проверяемые безударные гласные в корне слова;

- Слова антонимы и синонимы;

- Изменяемые, неизменяемые слова;

- Выполнение олимпиадных заданий.

Журнал посещения занятий

Схема самоанализа воспитанника,

обучающегося по индивидуальному

Какие цели я ставил перед собой в начале учебного года? (Что я хотел?)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие действия я спланировал для достижения цели? (Что я должен сделать?)__________________________________________________

Удалось ли мне реализовать задуманное? (Что я сделал для достижения цели?) _________________________________________________

Какова эффективность моих действий? (Чему научился? Что необходимо еще сделать?) ___________________________________________

Схема самоанализа воспитанника,

обучающегося по индивидуальному

Какие цели я ставил перед собой в начале учебного года? (Что я хотел?)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие действия я спланировал для достижения цели? (Что я должен сделать?)__________________________________________________

Удалось ли мне реализовать задуманное? (Что я сделал для достижения цели?) _________________________________________________

Какова эффективность моих действий? (Чему научился? Что необходимо еще сделать?) ___________________________________________

читает, записывает, сравнивает, упорядочивает числа в пределах 20

правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц);

группирует числа по заданному или самостоятельно установленному признаку (однозначные, двузначные)

читает и записывает величины длины

выполняет устно сложение, вычитание, чисел в пределах 20;

знает названия компонентов арифметических действий (сложения и вычитания);

выбирает верный знак для обозначения арифметического действия;

выделяет неизвестный компонент арифметического действия и находит его значение;

вычисляет значение числового выражения в 2 действия;

использует свойства арифметических действий (переместительное, сочетательное) для удобства вычислений;

проводит проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия);

анализирует задачу, устанавливает зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи, объясняет выбор действий;

представляет текст задачи в виде краткой записи, схемы, модели;

описывает взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше - ниже, слева - справа, сверху - снизу, ближе - дальше, между и пр.);

распознаёт, называет, изображает

геометрические фигуры (точка, отрезок, многоугольник,

треугольник, прямоугольник, квадрат, круг);

инструменты для выполнения построений.

распознаёт и называет

геометрические тела (куб, шар);

измеряет длину отрезка;

читает несложные готовые

таблицы и схемы с помощью взрослого;

заполняет несложные готовые

таблицы и схемы с помощью взрослого.

Схема самоанализа воспитанника,

обучающегося по индивидуальному

Какие цели я ставил перед собой в начале учебного года? (Что я хотел?)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие действия я спланировал для достижения цели? (Что я должен сделать?)__________________________________________________

Удалось ли мне реализовать задуманное? (Что я сделал для достижения цели?) _________________________________________________

Какова эффективность моих действий? (Чему научился? Что необходимо еще сделать?) ___________________________________________

16+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-60625 от 20.01.2015.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.2016.

Адрес редакции: 214011, РФ,
г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.
Контакты: info@infourok.ru

Правообладатель товарного знака ИНФОУРОК: ООО «Инфоурок» (Свидетельство № 581999 )

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.

Карта индивидуального образовательного маршрута (для учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС НОО)

Карта индивидуального образовательного маршрута (для учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС НОО).

Форма отчёта / демонстрации результатов

1. Формулирование проблемы, целеполагание.

Собеседование с учителем.

2. Изучение методов, приёмов, способов деятельности, необходимых для работы над решением проблемы, в том числе освоение приёмов работы с научной литературой (конспектирование, реферирование, составление картотеки, создание плана – тезисного, цитатного) и приёмов оформления собственного продукта деятельности.

Консультирование одноклассников, проведение урока или его этапа в роли учителя, выполнение индивидуальных заданий с использованием освоенных приёмов и т.п.

3. Изучение истории вопроса, теоретических источников по проблеме исследования.

Выступление с сообщениями, докладами по проблеме исследования.

4. Выявление возможных путей решения проблемы, в т.ч. выдвижение гипотез.

Собеседование с учителем.

5. Работа с фактическим материалом (наблюдение, отбор, сравнение, эксперимент и др.).

Промежуточные отчёты в форме докладов с их после-дующим обсуждением на кон-ференции, заседании научного общества и т.п.

6. Анализ, классификация и систематизация данных, полученных в ходе работы с фактическим материалом.

7. Обобщение, выводы.

8. Предъявление и/или защита продукта исследовательской деятельности.

Статья, доклад, реферат и т.п.

Проектирование индивидуального образовательного маршрута в школе

Проектирование индивидуального образовательного маршрута в школе

Автор: Калинина Валентина Петровна

Организация: МБОУ «Назиевская СОШ»

Населенный пункт: Ленинградская область, г. Назия

В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты. Лишь тогда человек становится настоящим человеком.
А. Бебель

Актуальность проблемы проектирования индивидуального образовательного маршрута в современной школе обусловлена рядом обстоятельств: социальными вызовами, потребностями педагогов в реализации личностной парадигмы образования и ФГОС с учетом новых нормативно-правовых аспектов решения проблемы индивидуализации обучения.

  1. Социальные «вызовы», заключающиеся в востребованности человека в современном мире, готового к выбору и самоопределению в ситуациях неопределенного будущего, с компетенциями эффективного взаимодействия, коммуникации и социализации. Эти «вызовы» диктуют необходимость перехода школы от выполнения задач передачи прошлого опыта, знаний и формирования способов социальной адаптации подрастающего поколения к расширению возможностей для выбора и самоопределения.
  2. Один из путей реализация личностной парадигмы образования - индивидуальный подход в образовательном процессе, применение которого направлено на решение задач:

1) создание условий для обучения и воспитания, адекватных индивидуальным особенностям и оптимальных для разностороннего общего развития детей – умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового;

2) формирование и развитие индивидуальности, самостоятельности и творческого потенциала личности, максимальное развитие одаренных детей, обеспечение обоснованного выбора профессии с учетом способностей и результатов образования;

3) защита детей, нуждающихся в социально-педагогической помощи, адаптация и включение в полноценный учебный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья.

Организация образовательного процесса обеспечивает индивидуализацию обучения через механизмы формирования учебных планов, планов внеурочной деятельности, формирования учебных групп в рамках как урочной, так и внеурочной деятельности, составления гибких расписаний занятий, применение современных образовательных технологий, регламентацию учебно-исследовательской деятельности. Наиболее распространены в образовательной практике Школы формы индивидуализации обучения, которые обеспечивают индивидуально-дифференцированный подход не только через содержание и отбор учебного материала, но и через другие дифференцированные формы, позволяющие проявлять индивидуальность:

  1. организацию самостоятельной работы (задания варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей и потребностей учащихся, а также путем их группировки внутри класса по различным признакам);
  2. развертывание спектра программ внеурочной деятельности обучающихся, в части, формируемой участниками образовательного процесса;
  3. организацию проектной, в том числе учебно-исследовательской деятельности учащихся, подготовку к защите индивидуального учебного проекта;
  4. формирование единых подходов к содержательному наполнению и способам представления портфолио личностных достижений учащихся, обеспечение их преемственности при переходе на следующую ступень образования.
  1. Нормативно-правовые аспекты решения проблемы индивидуализации обучения определены Концепцией профильного обучения, Национальной законодательной инициативой «Наша новая школа», Федеральной целевой программе развития образования на период 2011-2015 годов, в концепции «Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики – 2020», в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (ст.17), в ФГОС общего образования.

ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ПРОЕКТА

Мы полагаем, что индивидуальная образовательная программа (далее-ИОП) может стать базовой единицей проектируемого в школе содержания образования одаренных старшеклассников, а эффективность работы с ИОП зависит от возможности предоставления учащимся выбора индивидуальных маршрутов. их обеспечения (информационного, предметно-методического, кадрового, технического, финансового) и сопровождения (педагогического, психологического, административно-организационного).

Индивидуальный учебный план выполняет функцию прогнозирования для старшеклассника – «Я выбираю предметы для изучения»;индивидуальная образовательная программа выполняет функцию проектирования для старшеклассника – «Я составляю программу образовательной деятельности» и, наконец, индивидуальный образовательный маршрутконструирует образовательную деятельность«Я определяю, в какой последовательности, в какие сроки, какими средствами будет реализована образовательная программа».

Цель: Разработать проект организации индивидуального образовательного маршрута в целях развития индивидуальных задатков одаренных детей и обеспечения профильности обучения в старшей школе.

  1. Изучение научно-методической и психолого-педагогической литературы по данной проблеме и уточнение сути образовательного маршрута и способов его организации.
  2. Отбор и систематизация методов целенаправленного выявления одаренных и способных детей в школе, их индивидуальных интересов и жизненных планов.
  3. Составление учебного плана для школы с учетом проведенной диагностики.
  4. Разработка индивидуальных образовательных маршрутов в форме образовательных программ для одаренных старшеклассников с учетом профилей обучения в школе и возможностей школы организации внеурочной и внеклассной деятельности.
  5. Составление нелинейного расписания для учащихся старших классов с учетом определившихся индивидуальных образовательных маршрутов.
  6. Расчет требуемого финансового обеспечения для реализации всех видов индивидуальных образовательных маршрутов, определившихся в старших классах, в том числе и для использования сетевого ресурса района.
  7. Разработка программы подготовки и повышения профессиональной квалификации педагогов, реализующих ИОП в школе.
  1. Анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы (см. Список литературы) по проблеме позволил определиться в понимании сути образовательного маршрута, его разновидностях и способах организации.

Индивидуальный образовательный маршрут(ИОМ) традиционно понимают как персональный путь реализации личностного потенциала ученика в освоении содержания образовании (ФГОС) с учетом его индивидуально-психологических особенностей, познавательных интересов и жизненных планов, уровня обучаемости и результатов обучения.

На наш взгляд (с позиции обучения одарённых детей), ИОМ – это движение в образовательном пространстве, создаваемом для конкретного одарённого ребёнка и его семьи (законных представителей) при осуществлении организационного и психолого-педагогического сопровождения в конкретном образовательном учреждении специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития и достижения поставленных образовательных целей и задач.

Использо­вание индивидуальных образовательных маршрутов в системе школьного образования является одной из форм педагогической поддержки личностно­го, жизненного и профессионального самоопределения школьников.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется:

- индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению образовательной программы школы);

- возможностями материально-технической базы учреждения;
- профессионализмом педагога.

ИОМ помогает одаренному старшекласснику раскрыть все свои таланты и определиться в выборе будущей профессии.

Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются двух видов:

1. Индивидуальный образовательный маршрут для слабоуспевающих учащихся

2. Индивидуальный образовательный маршрут для мотивированных учащихся

Различают следующие структуры индивидуального образовательного маршрута.

  1. Линейная – принцип построения - от простого к сложному. Это позволяет реализовать систематичность и последовательность, так строится большая часть образовательных программ. Построить программу, ориентированную на развитие одаренности, таким образом, очень сложно, потому что одаренные дети, зачастую, имеют склонность к творческим заданиям. Особенность этих заданий в том, что они допускают множество правильных ответов и направлений деятельности.
  2. Концентрическая - структурирование учебного материала по типу нескольких концентрических кругов. В структуру такой программы обычно входят несколько более мелких подпрограмм, (они могут быть отно­сительно автономны). Пройдя первый круг, школьник осваивает второй, затем третий.
  3. Логарифмическая спираль - наиболее продуктивный тип структуры, так как один и тот же вид деятельности от­рабатывается на занятиях периодически, многократно, причем содержание постепенно усложняется и расширяется за счет обогащения компонентами углубленной проработки каждого действия. При этом способе структуриро­вания материала открываются большие возможности для исследовательской деятельности обучающихся. Этот тип структуры индивидуального образовательного маршрута уже используется нами в работе с одарёнными школьниками с разносторонними интересами.

Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов включает как учебную, так и внеурочную деятельность одарённого подростка. Причем, активное взаимодействие педагога и ученика возникает уже в ходе проектирования индивидуального образовательного маршрута, так как заинтересованность учащегося в происходящем и включенность его непосредственно в построение своей маршрутной карты является приоритетом в выборе педагогом приемов и средств.

Разработка индивидуального образовательного маршрута осуществляется поэтапно.

1. Диагностика уровня развития способностей учащегося и его индивидуальных интересов, особенностей (диагностический этап).

2. Определение цели и постановка задач, которые реализуются во время про­хождения индивидуального образовательного маршрута.

3. Определение времени, которое должен и может затратить ребенок на освоение базовой и специальной части своей индивидуальной образовательной программы. Разработка учебно-тематического плана (почасового) в работе с учеником, отбор и определение логики освоения содержания.

4. Выбор форм занятий, методов и приемов, технологий, которые могут быть наиболее продуктивными для осуществления ИОМ. Совместное планирование педагога с учеником форм и способов взаимодействия с другими учителями.

5. Выбор способов оценки успешности освоения ИОП и подготовка презентации достижений.

Рассмотрим содержательную специфику каждого этапа.

1 Этап. Диагностика уровня развития способностей ученика, его инди­видуальных особенностей и познавательных интересов. В силу того, что основойвыбора индивидуального образовательного маршрута являются: жизненные планы; учебные достижения и успехи в творческой, социальной внеурочной деятельности; состояние здоровья ученика, то, соответственно, осуществляется отбор методов и методик для определения этих характеристик. Результат этого этапа – список используемых методов изучения, список одаренных старшеклассников и распределение их по группам с учетом профилей обучения.

2 Этап. Целеполагание и определение первостепенных задач.

Исходя из результатов диагностики, педагог совместно с учеником и его родителями определяет цели и задачи образовательного маршрута. Нужно быть готовым к тому, что в процессе обучения и выбора направления будущей профессиональной деятельности приоритеты старшеклассника могут меняться. Результатом этого этапа становится индивидуальная образовательная программа с учетом требований образовательной программы школы. Педа­гогу необходимо совместно с учеником и родителями подобрать темы занятий дополнительно к темам из базовой программы, опираясь на интересы ученика, его возможности и поставленные цели.

Индивидуальная образовательная программа (адресная) ученика представляет собой описание содержания образования определенного уровня и направленности (в том числе в контексте предпрофильной или профильной подготовки), видов деятельности учащегося.

Структура такой программы может быть представлена следующими компонентами:

  • целевое назначение,
  • исходный уровень знаний и умений учащегося,
  • продолжительность обучения,
  • ожидаемый результат,
  • учебные программы,
  • формы аттестации учебных достижений учащегося.

3 Этап. «Определение времени». В индивидуальном порядке по согласованию с родителями и самим учеником срок действия маршрута определяется в соответствии с по­ставленными целями и задачами, потребностями самого учащегося. В сельской школе, где нет возможности посещать учреждения дополнительного образования, необходимо четко планировать возможность дополнительных занятий не в ущерб базовой образовательной программе.

Этот этап может оказаться довольно сложным, так как подавляющее большинство учащихся не отказываются от традиционной формы обучения и ИОМ осуществляется параллельно с получением базового образования или занятиями в профильных группах. Результатом данного этапа проектирования должна быть индивидуальная внеурочная деятельность одаренных старшеклассников и нелинейное расписание для всех старшеклассников школы.

4 этап. Выбор форм занятий, методов и приемов, технологий, которые могут быть наиболее продуктивными для осуществления ИОМ, определение содержания учебно-тематического плана и методов работы в рамках каждой индивидуальной образовательной программы. Учитывая индивидуальные особенности личности, можно очертить круг методов и техноло­гий образовательной деятельности, которая проходит в рамках индивидуаль­ного образовательного маршрута.

Индивидуальная образовательная программа может реализоваться различными способами:

  • Занятие в классе. Образовательный маршрут может предполагать изучение одного или нескольких модулей по обычной классно-урочной системе.
  • Групповые занятия. Для группы учащихся, перешедших на индивидуальное обучение, может быть организовано групповое выполнение отдельного модуля.
  • Самостоятельное изучение. Являясь основной формой индивидуального обучения, оно может предполагать различный уровень самостоятельности. Для него характерны консультации, которые получает ученик в процессе выполнения заданий, тьюторские занятия.
  • Практика. Важной формой организации индивидуального обучения является практика, которая может проходить в различных организациях и учреждениях культуры, науки, образования и т.п. Одной из форм формирования практических навыков может быть тьюторское сопровождение школьников при совпадении образовательных траекторий. В раздел практики входят многочисленные формы кружковых занятий, организуемых как на базе школы, так и вне ее в условиях сетевого взаимодействия, средствами современных информационных технологий. На этом этапе планируется психологическое, методическое, тьютерское и информационно-техническое обеспечение индивидуальных образовательных маршрутов старшеклассников, а, значит, и взаимодействие с разными учителями и специалистами в образовательном пространстве школы (района).

5 Этап. Выбор способов оценки успешности обучающегося и презентация достижений.

Планировать формы оценки и самооценки успешности в рамках реализации индивидуально-образовательного маршрута для одаренных старшеклассников: участия в конкурсах, проведения открытых занятий - тьюторской деятельности, презентации достижений, зачетная работа, тесты, участие в олимпиадах различного уровня и др.

Самооценку школьник может провести по схеме самоанализа (см. в Приложении) и этапам индивидуального образовательного маршрута

В итоге каждый старшеклассник вместе с педагогом оформляет маршрутный лист на 1 год обучения и на каждую четверть (См. Приложение – Структура маршрутного листа ученика)

Этапы реализации ИОМ содержательно раскрыты в Приложении 1. На этом пути может возникнуть необходимость его корректировки. Она производится преподавателем совместно с учеником и родителями. В случае, когда корректировка затрагивает существенные черты образовательного маршрута (отказ от выполнения модулей, затрагивающих инвариантную часть образования, существенное перераспределение учебного времени и т.п.), она должна утверждаться администрацией школы на Педагогическом совете и согласовываться с родителями.

Конечный продукт проекта – индивидуальные образовательные маршруты учеников старших классов школы с набором диагностических методов и методик, программа психологического, информационно-технического, педагогического и тьюторского сопровождения, нелинейное расписание для старших классов, смета финансовой поддержки такого проекта

Невозможно определить индивидуальный образовательный маршрут на весь период обучения в школе сразу. ИОМ должен отражать процесс изменения в развитии и обучении школьника. С помощью ИОМ происходит своевременная коррекция педагогического процесса, позволяющая обучающимся достичь поставленных целей и высоких результатов. То есть, ИОМ – специфический метод индивидуального обучения, помогающий не только реализации личностного потенциала, но и ликвидации пробелов в знаниях, умениях, навыках учащихся, позитивно влияющий на учебную мотивацию.

Условия необходимые для эффективной разработки индивидуального образовательного маршрута:

  • осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самоопределения, самореализации и проверки правильности выбора профилирующего направления дальнейшего обучения;
  • осуществление педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки индивидуального образовательного маршрута учащимися;
  • активное включение учащихся в деятельность по созданию индивидуального образовательного маршрута;
  • организация рефлексии как основы коррекции индивидуального образовательного маршрута.

Средствами реализации названных условий могут быть специально организованные занятия по самопознанию, обучению учащихся методам выбора образовательного маршрута. В ходе этих занятий необходимо довести до учащихся следующую информацию:

  • предельно допустимые нормы учебной нагрузки;
  • учебный план школы: набор учебных предметов, составляющих инвариантную часть, предметы регионального и школьного компонента;
  • особенности изучения тех или иных предметов; необходимость соблюдения баланса между предметами базового курса и курсами ИОМ;
  • возможности и правила внесения изменений в индивидуальный образовательный маршрут.

Такие занятия проводится как в рамках внеклассной деятельности, так и в рамках индивидуальной работы.

Ожидаемые трудности в реализации проекта: отсутствие или нехватка времени у педагога на реализацию ИОМ учащихся. Работа с одарёнными детьми предъявляет дополнительные требования к профессионализму и личности педагога. М. Карне выделяет следующие качества, необходимые педагогу для работы с одарёнными детьми:

  • теоретические знания по вопросу одарённости;
  • наличие практического опыта;
  • позитивная Я-концепция;
  • целеустремлённость и настойчивость;
  • зрелость (чёткое знание своих целей и задач);
  • эмоциональная стабильность;
  • чуткость;
  • креативность.

Поэтому считаем необходимым вести специальную подготовку педагогического коллектива для работы со способными учениками. Педагоги, работающие с одаренными детьми, должны быть достаточно осведомлены и вооружены педагогическими знаниями в этой области. Однако недостаточный психологический уровень подготовки педагогов для работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении, приводит к неадекватной оценке их личностных качеств и всей их деятельности. Нередко творческое мышление одаренного ребенка рассматривается как отклонение от нормы или негативизм. Эксперименты, проведенные во многих странах мира, убедительно показали, насколько сложно перестроить систему образования, изменить отношение педагога к одаренному ребенку, снять барьеры, блокирующие его таланты. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. Одаренный ребенок склонен к критическому отношению не только к себе, но и к окружающему. Поэтому педагоги, работающие с одаренными детьми, должны быть достаточно терпимы к критике вообще и к себе в частности. Талантливые дети часто воспринимают невербальные сигналы как проявление неприятия себя окружающими. В результате такой ребенок может производить впечатление отвлекающегося, непоседливого, постоянно на все реагирующего. Для них не существует стандартных требований (все как у всех), им сложно быть конформистами, особенно если существующие нормы и правила идут вразрез с их интересами и кажутся бессмысленными. Для одаренного ребенка утверждение, что так принято, не является аргументом. Ему важно знать и понимать, кем это правило принято, когда и зачем.

Прежде всего, у педагога должно быть такое качество как гибкость в поведении, мышлении, эмоциональном реагировании. Он должен уметь вырабатывать или принимать новые, оригинальные подходы к разрешению различных ситуаций на нравственных основаниях.
Педагог, направленный на развитие творческого потенциала детей, отличается ярко выраженным стремлением к саморазвитию. Он смел и энергичен, склонен к экспериментированию, у него творческий стиль деятельности. Он владеет эффективными способами и различными стилями в общении с детьми и влияние осуществляет не через поучение (делай так и не делай этого), а через трансляцию своих целей на жизненные цели и ценности своих маленьких коллег по творчеству.

Что должны знать родители

Одаренные дети в реальности имеют большие сложности и в собственной семье, и в школе. Первое, что должен усвоить каждый родитель одаренного ребенка — нельзя выказывать свои страхи и сомнения ребенку и доводить до его сознания тот факт, что его деятельность «ненормальна» и чрезмерна. Также плохо для ребенка, если в семье все только и делают, что восхищаются им и его способностями. Важно, чтобы умственные усилия ребенка, его познавательная энергия встречали доброжелательное отношение, поддержку со стороны старших не только в школе, но и дома. Семья одаренного или способного ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности. Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания на развитие личности и одаренности ребенка, во всех случаях значение семьи остается решающим.

На сайте группы «ЮнИс» предложены рекомендации родителям одаренных детей:
1. Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени.
2. Оценивайте уровень развития ребенка.
3. Избегайте длинных объяснений или бесед.
4. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являются признаком одаренности.
5. Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения.
6. Развивайте в своих детях следующие качества:
- уверенность, базирующуюся на собственном сознании самоценности;
- понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих;
- интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;
- уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению, к душевному мужеству;
- привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;
- умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТ

  1. Забрамная С.Д. Боровик О.В. От диагностики к развитию. - М.,2004.
  2. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика дошкольников. - СПб.,2004.
  3. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. -М.,1997.
  4. «Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей» Н.Б. Шумакова. Ж/л «Вопросы психологии» №1 1996 г.; №3 1996 г.
  5. Психология одаренности детей и подростков под редакцией Н.С.Лейтеса. 2000 г. М.
  6. Анцупов, С.В. Индивидуальные учебные планы в профильном обучении: практика, успехи, проблемы / С.В. Анцупов, Т.Н. Богданова, Е.В. Иваненко// Школьные технологии. - 2009. - №1. - С.116-121.
  7. Артемова, Л.К. Образовательно-профессиональный маршрут старшеклассников: проблемы, пути реализации/ Л.К. Артемова //Профильная школа. - 2008. - №6. - С. 47-54.
  8. Башмаков, М. Индивидуальная программа: [Об индивидуальном маршруте обучения и попытке составить нормативный документ, отражающий этот метод, пишет академик РАО, профессор Марк Башмаков]. - (Электронный ресурс). - http://zdd.1september.ru/article.php?ID=200500407
  9. Логинова, Ю.Н. Понятия индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной траектории и проблема их проектирования // Биб-ка журнала «Методист».-2006.-№9.-С.4-7.
  10. Одаренный ребенок в современном образовательном пространстве: опыт взаимодействия, проблемы, перспективы. - Сборник статей. – г. Ростов-на-Дону: ГБОУ ДОД РО ОЦДОД, 2014 г. – 172 с.
  11. Анцупов, С.В. Индивидуальные учебные планы в профильном обучении: практика, успехи, проблемы / С.В. Анцупов, Т.Н. Богданова, Е.В. Иваненко// Школьные технологии. - 2009. - №1. - С.116-121.
  12. Артемова, Л.К. Образовательно-профессиональный маршрут старшеклассников: проблемы, пути реализации/ Л.К. Артемова //Профильная школа. - 2008. - №6. - С. 47-54.
  13. Башмаков, М. Индивидуальная программа: [Об индивидуальном маршруте обучения и попытке составить нормативный документ, отражающий этот метод, пишет академик РАО, профессор Марк Башмаков]. - (Электронный ресурс). -http://zdd.1september.ru/2005/04/10.htm
  14. Бессолицына, Р. Индивидуальный учебный план: проектирование, выбор, организация обучения/ Р. Бессолицына, А.Ходырев //Директор школы. - 2009. - №4. - С.58-63.
  15. Будинкова, В.С. Индивидуальные учебные планы профильного обучения учащихся общеобразовательных учреждений/ В.С. Будинкова //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - №4. - С.63-68.
  16. Гавриленко, С.С. Индивидуально-образовательный маршрут: [алгебра и начала анализа]/ С.С. Гавриленко// Математика в школе. - 2007. - №3. - С.51-56.
  17. Горбачева, Г.Г. Индивидуальный образовательный маршрут как условие осуществления психолого-педагогической коррекции дошкольников с проблемами в развитии / Г.Г. Горбачева // Дошкольная педагогика. - 2008. - №4. - С.37-38.
  18. Декина, Н.П. Карта выбора индивидуального маршрута обучения / Н.П. Декина // Завуч. - 2004. - №6. - С.46-47.
  19. Журавлева, К. Обучение по индивидуальным учебным планам: повышение мотивации и возможность учащегося выбирать желаемую нагрузку/ К. Журавлева, Е.Зубарева, И. Нистратова, Е. Секачева // Директор школы. - 2008. - №3. - С.53-58.
  20. Зубарева, Е. Обучение по индивидуальным учебным планам / Е.Зубарева, Т. Кузнецова, О. Аникеева// Народное образование. - 2006. - №5. - С.91-98.
  21. Зубарева, Е. Школьное расписание…для каждого ученика / Е. Зубарева //Народное образование. - 2009. - №4. - С.205-208.
  22. Князева, Т.Н. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка как условие осуществления психолого-педагогической коррекции младших школьников с ЗПР/ Т.Н. Князева // Коррекционная педагогика. - 2005. -№1. - С.62-66.
  23. Маничкина, З.И. Индивидуальные познавательные маршруты как способ развития личности ребенка в условиях УДОД / З.И. Маничкина, Н.П. Садомова //Дополнительное образование и воспитание. - 2006. -№11. - С.23-27.
  24. Макотрова, Г.В. Индивидуальная программа развития старшеклассников в условиях профильного обучения / Г.В. Макотрова //Школьные технологии. - 2008. - №6. - С.104-108.
  25. Макотрова, Г.В. Индивидуальные образовательные программы при углубленном изучении химии / Г.В. Макотрова // Химия в школе. - 2008. - №1. - С.13-18.
  26. Проворова, А.В. Индивидуальные образовательные маршруты в основе личностной ориентации учащихся в условиях межшкольного учебного комбината/ под ред. Н.Н. Суптаевой. [Электронный ресурс].- http://lib.hersen.spb.ru
  27. Рейндольф, Т.А. Построение предметного образовательного маршрута ученика на основе индивидуально-ориентированных средств обучения/ Т.А. Рейндольф //Директор сельской школы. - 2007. - №3. - С.35-39.
  28. Рыжкова, И. Роль тьютора в составлении индивидуальной образовательной программы учащегося / И. Рыжкова // Справочник руководителя ОУ. - 2009. - №1. - С.58-61.
  29. Сергеева, Н.Н. Индивидуальный образовательный маршрут ученика в рамках профильного обучения / Н.Н. Сергеева//Администратор образования. – 2009. - №2. - С.66-69.
  30. Харченкова, И. Индивидуально-ориентированные учебные планы как средство для разработки индивидуально-образовательных программ / И. Харченко//Школьное планирование. – 2006. - №1. - С.106-111.
  31. Целищева, Н. Инновация без кавычек: обучение по индивидуальному плану: Творческое пространство московской сетевой экспериментальной площадки по этой теме – 150 школ / Н.Целищева // Народное образование. - 2009. - №4. - С.199-204.
  32. Цыбенов, Б.В. Рабочие материалы педагога и обучающегося по индивидуальному образовательному маршруту / Б.В. Цыбенко //Практика административной работы в школе. - 2009. - №4. - С.48-52.
  33. Шапошникова, Т.В. Реализация лингвистического профиля обучения в форме индивидуального учебного плана / Т.В.Шапошникова, Л.А. Байдурова //Управление качеством образования. - 2007. - №4. - С.82-90.
  34. Ярулов, А.А. Организация выполнения индивидуально-ориентированных учебных планов / А.А. Ярулов // Школьные технологии. - 2004. - №3. - С.86-108.
  35. Ярулов, А.А. Индивидуально-ориентированный учебный план / А.А. Ярулов//Школьные технологии. - 2004. - №6. - С.136-154.

Индивидуальная траектория обучения

  1. Глушенкова, А.В. Диагностика учебных умений и навыков (из опыта работы школы по формированию индивидуальной траектории воспитания и развития старшеклассников) / А.В. Глушенкова // Директор школы. - 2008. - №4. - С.73-77.
  2. Гормин, А. Модели индивидуальных траекторий обучения / А. Гормин //Директор школы. - 2007. - №1. - С.69-74.
  3. Евстифеева, О. На пути к школе индивидуального образования / О. Евстифеева // Директор школы. - 2004. - №4. - С.60-63.
  4. Индивидуальная образовательная траектория ученика //Начальная школа плюс до после. - 2007. - №12.
  5. Мелешко, В. Организация индивидуального обучения детей с особенностями в развитии / В.Мелешко // Социальная педагогика. - 2004. - №3. - С.86-87.
  6. Селиванова, О.Г. Развитие субъектности педагогов и школьников в условиях профильного обучения: [внутришк. модель, разраб. и апроб. в гимназии №2 г. Кирово-Чепецка Кировск. обл.]/ О.Г.Селиванова // Профильная школа. - 2008. - №2. - С.8-13.
  7. Строкова, Т. Индивидуальные стратегии обучения: проектирование и реализация //Директор школы. - 2006. - №1. - С.42-47.
  8. Тоболкин, А.А. Индивидуальный образовательный проект «Математическая биржа»/ А.А. Тоболкин //Одаренный ребенок. - 2009. -№3. - С.60-64.
  9. Туринова, Н.П. Алгоритм построения личностной траектории обучения / Н.П. Туринова //Образование в современной школе. - 2006. -№4. - С.48-54.
  10. Турчанинова, Ю. Индивидуальная образовательная траектория по-техасски / Ю.Турчанинова //Директор школы. - 2005. - №8. - С.55-59.
  11. Куприянова Г.В. Образовательная программа как индивидуальный образовательный маршрут. //Индивидуализация в современном образовании: Теория и практика. – Ярославль, 2001.
  12. Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся. – М. 2004.

Индивидуальный образовательный маршрут оформляется документально в виде Листаиндивидуального маршрута обучения

В данный лист ученик заносит информацию о выбранных направлениях занятий. Последние графы «Результаты» и «Подпись преподавателя» оформляются учителем и позволяют проконтролировать факт посещения занятий учащимся его родителями и классным руководителем. Для избежания перегрузки рекомендуется учащемуся выбирать два — три курса занятий.

На основе выбранных курсов составляется индивидуальная образовательная программа учащегося, которая является технологическим средством реализации ИОМ.

Лист индивидуального маршрута обучения

ФИО ____С…Анастасии Витальевны________________________

Ученика (цы) __10__ класса МБОУ «Н..СОШ»

на _2014__/____2015___ учебный год

2. Изучение методов, приёмов, способов деятельности, необходимых для работы над решением проблемы, в том числе освоение приёмов работы с научной литературой (конспектирование, реферирование, составление картотеки, создание плана – тезисного, цитатного) и приёмов оформления собственного продукта деятельности

Консультирование одноклассников, проведение урока или его этапа в роли учителя, выполнение индивидуальных заданий с использованием освоенных приёмов и т.п.

3. Изучение истории вопроса, теоретических источников по проблеме исследования

Выступление с сообщениями, докладами по проблеме исследования

4. Выявление возможных путей решения проблемы, в т.ч. выдвижение гипотез.

Собеседование с учителем

5. Работа с фактическим материалом (наблюдение, отбор, сравнение, эксперимент и др.)

Промежуточные отчёты в форме докладов с

последующим обсуждением их на конференции, заседании научного общества и т.п.

В течение всего периода

6. Анализ, классификация и систематизация данных, полученных в ходе работы с фактическим материалом

7. Обобщение, выводы

8. Предъявление и/или защита продукта исследовательской деятельности

Статья, доклад, реферат и т.п.

5. Расписание на месяц (заполняется учеником)

Месяц – ноябрь 2015

Обязательное посещение уроков.

Элективы 14.10- 15.05.

Самообразование (работа с учебной и дополнительной литературой)

В течение месяца

Подготовка к районной олимпиаде по химии

6. Портфолио (заполняется учеником)

Схема самоанализа воспитанника, обучающегося по индивидуальному

  1. Какие цели я ставил(а) перед собой в начале года?
  1. Какие действия я спланировал для достижения цели?
  1. Удалось ли мне реализовать задуманное?
  1. Чему научился? Что необходимо ещё сделать?
Инструкция по работе с Индивидуальным образовательным маршрутом развития учащегося (МР) 1.Индивидуальный образовательный маршрут развития учащегося (далее МР) – это:
  • Планирование во времени последовательности достижения промежуточных и стратегических целей образования,
  • Динамическое явление, определяемое взаимодействием различных социальных партнеров,
  • Способ удовлетворить запросы учащихся и их родителей, а также образовательных учреждений, интересов социально-экономического развития регионов в области учебной и внеурочной деятельности.
  • Восполнение отсутствующих компонентов школьного образования путем предоставления дополнительных возможностей для профессионального и гражданского самоопределения подростков.

2. Рекомендации по заполнению МР

1.Индивидуальный образовательный маршрут оформляется в соответствии с возрастом и способностями ребенка по желанию родителей или самого ребенка.

2. Маршрутный лист заполняется родителями (1-8 кл.) и самими учащимися (9-11 кл.)

3. Окончательный вариант индивидуального образовательного маршрута оформляется не позднее 15 мая текущего учебного года.

4. Учителя-предметники и классные руководители оказывают следующую помощь родителям и учащимся в заполнении маршрутного листа:

  • организуют информационную поддержку учащихся (предоставляют информацию о возможных путях реализации способностей учащихся),
  • совместно с психологической службой ОУ выявляют способности учащихся по разным видам деятельности и полученные данные доводят до сведения родителей и учащихся,
  • образец карты и инструкцию по его заполнению доводят до сведения родителей (на родительских собраниях) и учащихся (на классном часе) не позднее 15 сентября текущего учебного года.

5. Представленный образец маршрутного листа предусматривает возможность его частичного заполнения в соответствии со способностями и интересами учащегося, а именно:

поле маршрутного листа разбито на области знаний, учащиеся имеют возможность заполнять только те области, в которых они достигли определенных успехов (при заполнении маршрута в компьютерном варианте неиспользованные блоки можно удалить).

6. Маршрутное поле представляет собой информационную базу реализации способностей учащихся (предметные олимпиады, научно-практические конференции, фестивали и т.д).

7. Маршрутное поле имеет различную цветовую гамму, которую необходимо учитывать при заполнении:

  • желтый цвет - участие ребенка в мероприятиях на уровне школы (школьный тур олимпиад, школьный тур интеллектуальных марафонов, школьная научно-практическая конференция и т.д.);
  • голубой цвет - участие ребенка в мероприятиях на уровне района (муниципальные этапы олимпиад и интеллектуальных марафонов,муниципальные научно-практические конференции)
  • розовый цвет - участие ребенка в мероприятиях на уровне области/региона (региональный этап предметных олимпиад и интеллектуальных марафонов, региональные научно-практические конференции).

8. По итогам участия в соответствующее поле маршрутного листа вносится

  • олимпиада по …
  • научно-практическая конференция (НПК) «……»
  • конкурс «……»
  • фестиваль «….»
  • интеллектуальный марафон
  • диплом (1, 2, 3 степени)
  • грамота (указать за что, в какой номинации)
  • сертификат участника

9. Заполнение МР осуществляется ежегодно и служит для планирования путей развития и реализации способностей учащихся, а также для фиксирования индивидуальных достижений ребенка. Напечатанный на цветном принтере МР вкладывается в портфолио учащегося с приложением оригиналов полученных наград.

10. 2 экземпляр МР хранится в Личном деле учащегося в течение всех лет обучения ребенка в ОУ.