Руководства, Инструкции, Бланки

индивидуальный маршрут одаренного ребенка в доу образец img-1

индивидуальный маршрут одаренного ребенка в доу образец

Рейтинг: 4.8/5.0 (1902 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Индивидуальный образовательный маршрут одарённого ребёнка

Индивидуальный образовательный маршрут одарённого ребёнка.Разработка руководителя научного общества "Эврика" МКОУ СОШ№10 г.Железноводска.

Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка в МКОУ СОШ№10 города Железноводска.

Индивидуальный образовательный маршрут - это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении учителями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.


Цель: Сформировать благоприятные условия обучения и создать психологическую комфортную обстановку в школе для успешного развития индивидуальности ребёнка .

И ндивидуальный план развития учащегося является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные

поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;

содействовать индивидуализации воспитания и образования школьников;

закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

Индивидуальные программы развития ребёнка планируются и реализуются на основе наблюдений педагога и психологической диагностики.

Этап 1 – диагностический.

Цель – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей.

1. Провести психологическое обследование ребенка для определения его психологического развития

диагностика познавательной деятельности учащихся;

исследования эмоционально-личностной сферы;

диагностика межличностных отношений;

диагностика психологического здоровья;

2. Занести полученные результаты в базу данных.

По результатам работы составляется

Карта индивидуального психологического развития ребенка

1.Характеристика познавательных процессов.

Мышление (уровень развития, особенности интеллектуальной деятельности).

Память (уровень развития процессов запоминания и воспроизведения материала, особенности мнемонической деятельности)

Внимание (уровень развития произвольного внимания, особенности организации и проявления внимания).

2.Сильные стороны познавательной деятельности ребенка.

3. Слабые стороны познавательной деятельности ребенка.

Этап 2 - Разработка индивидуального учебного плана, программы, маршрута.

Прогнозирование - индивидуальный учебный план – «Я выбираю предметы для изучения»;

Проектирование – индивидуальная образовательная программа – «Я составляю программу образовательной деятельности»;

Конструирование – индивидуальный образовательный маршрут – «Я определяю, в

какой последовательности, в какие сроки, какими средствами будет реализована образовательная программа».

Этап 3 - Разработка программы проектной деятельности второй половины дня.

Выбор проектов, согласование расписания, целей, форм и способов деятельности, критериев оценки результата: кружки, факультативы, проектная деятельность, экскурсии и др.

Этап 4 - Разработка программы здоровье сбережения:

выбор форм и расписания спортивных занятий, определение спортивной нагрузки;

осознание состояния собственного здоровья, его ограничений и возможностей;

составление программы здоровье сбережения;

консультации со специалистами, значимыми взрослыми.

Этап 5 -«Интеграция с другими специалистами» - привлечение(если необходимо) к работе с данным ребенком других специа листов.

Этап 6 -«Определение способов оценки и самооценки успехов воспитанника» -

Самооценка: «Что я хотел?», «Что я сделал для достижения цели?», «Чему научился?», «Что необходимо сделать ещё?».

Способы оценки результатов: показ достижений, персональная выставка, презентация – портфолио достижений, экзамен, зачётная работа и др.

уровня развития способностей обучающегося и его индивидуальных особенностей или одаренности.

В МКОУ СОШ №10 г Железноводска я разработала индивидуальный образовательный мар шрут на основе принципа логарифмиче ская спираль. (Химико-биологический профиль)

методики диагностики уровня креативности

методики для выявления уровня психосоциального развития ребенка

методики диагностики интеллектуального уровня

Банк методик диагностики:

1.Анкеты для родителей учащихся.

2. Диагностика для классных руководителей. 3.Психологическая диагностика учащихся:

содержание диагностики одарённых обучающихся старших классов:

1. Профессиональное самоопределение 2. Конкурентоспособность личности 3. Портфолио личностного развития

Занести полученные результаты в базу данных. По результатам работы составляется Карта индивидуального психологического развития ребенка

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ:

1.Освоение знаний об основных биологических теориях, о методах биологических наук, о строении, многообразии и особенностях биосистем, выдающихся биологических открытиях и исследованиях в современной науке. 2. Овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования и грамотно оформлять полученные результаты. 3.Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей. 4. Использовать приобретённые ЗУН на практике- сформировать ключевые компетенции.

6. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ учебно-тематического плана, формы занятий, приемов и методов, формы определения итогов круг методов и техноло гий образовательной деятельности, которая проходит в рамках индивидуаль ного образовательного маршрута Учитывая индивидуальные особенности, можно очертить круг методов и техноло гий образовательной деятельности, которая проходит в рамках индивидуаль ного образовательного маршрута.

Характеристика качеств личности

Любопытство характерно для каждого ребенка и одаренного и обычного. Любознательность-признак одаренности. Ребенок испытывает удовольствие от умственного напряжения. Одаренным детям в большей степени, чем сверстникам, свойственно стремление к познанию, исследованию окружающего мира.

Сверхчувствительность к проблеме

Способность видеть проблему там, где другие не видят никаких сложностей, где все представляется как будто ясным – одно из важнейших качеств, отличающих истинного творца от посредственного человека.

Проблемные, ориентированные на творческую самостоятельную работу задания.

Характеристика качеств личности

Склонность к задачам дивергентного типа

Творческие задания, которые допускают множество правильных ответов.

Способность выдвигать новые неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, а также способность разрабатывать существующие идеи.

Работа по разработке новых идей или уже существующих.

Высокая концентрация внимания

Сложные и сравнительно долговременные задания.

Синтез памяти и способности классифицировать, структурировать, систематизировать нередко выражается в склонности к коллекционированию

Задание по ведению летописи, собирание материала для музея и т.д.

Способность к оценке

Производное критического мышления

Задания по анализу собственной или чужой деятельности.

Одаренные дети могут, если не все, то многое.

Развивать и поддерживать широту интересов (например, добавить занятие с другими специалистами).

7. ИНТЕГРАЦИЯ С ДРУГИМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ

Организация социального партнёрства

Для работы над проектами по биологии и экологии привлекаются специалисты из лабораторий микробиологии и аналитической химии СЭС, Кавминкурортресурсы, Железноводского лесничества, гидрогеологической станции, Дома детского творчества.

8. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПОСОБОВ ОЦЕНКИ УСПЕХОВ ОБУЧАЮЩЕГОСЯНА КАЖДОМ ЭТАПЕ ОСВОЕНИЯ МАРШРУТА. Способы оценивания по карте одаренности, которую уже использовали на этапе диагно стики. Самооценку обучающийся может провести по схеме самоанализа.

Какие цели я ставил перед собой в начале учебного года? (Что я хотел?).

Какие действия я спланировал для достижения цели? (Что я должен сделать?).

Удалось ли мне реализовать задуманное? (Что я сделал для достижения цели?).

Какова эффективность моих действий? (Чему научился?; Что необходимо еще сделать?).

Возможные формы занятий для одаренных воспитанников, занимающихся по индивидуальному образовательному маршруту:

Беседа; Экскурсия; Наблюдение; Практическое занятие; Тренинг; Творческая мастерская Творческий отчет; Эксперимент; Эвристическая беседа; Мозговой штурм, Проектная деятельность

Возможные формы подведения итогов:

16+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-60625 от 20.01.2015.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.2016.

Адрес редакции: 214011, РФ,
г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.
Контакты: info@infourok.ru

Правообладатель товарного знака ИНФОУРОК: ООО «Инфоурок» (Свидетельство № 581999 )

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.

Видео

Другие статьи

Индивидуальный образовательный маршрут как средство развивающей работы с потенциально одарёнными детьми

Индивидуальный образовательный маршрут как средство развивающей работы с потенциально одарёнными детьми.

Александрова Ирина Александровна,
старший воспитатель МАДОУ « Детский сад №32»,

Логинова Елена Вячеславовна,
воспитатель МАДОУ « Детский сад№32»
город Соликамск. Пермский край.

«Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.»
В.А.Сухомлинский

Человек рождается без умения мыслить, лишь с задатками к нему. Мыслить он научится постепенно в процессе жизненной практики, в общении с взрослыми и своими сверстниками.Все маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками и способностями. Однако не все они развиваются.

Нераскрытые возможности постепенно угасают в следствие невостребованности. Детский сад является первым социальным институтом, где ребенок развивается, обучается и воспитывается, приобретает первые знания умения навыки. Вот почему так важно педагогам в детском саду создавать развивающую, творческую, образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка. Помочь детям полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современного детского сада.

Многогранность и сложность феномена одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми. В связи с тем, что потребность и возможность одаренных дошкольников весьма отличается от таковых у их сверстников, возникает необходимость дифференцированного обучения одаренных детей по специально разработанным индивидуально образовательным маршрутам.

В целях осуществления государственной политики в области образования с учетом ФГОС дошкольного образования и реализации президентской программы

«Одаренные дети» в нашем детском саду было разработано и утверждено Положение о работе с одаренными детьми, создана рабочая группа, разработан регламент работы с детьми с высоким уровнем развития.

Цель: раннее выявление, психолого-педагогическая поддержка и сопровождение одаренных детей (высокомотивированных детей)

  • анализ состояния работы с одаренными детьми и выявление одаренных детей в дошкольном учреждении;
  • определение общих организационно-методических направлений деятельности с одаренными детьми;
  • повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам работы с детьми, имеющими признаки одаренности и их родителями;
  • приведение предметно- пространственной развивающей образовательной среды в условия способствующие развитию способностей каждого одаренного ребенка и реализацию творческого потенциала педагогов;
  • привлечение родителей к решению поставленной проблемы по организации работы с целью выявления поддержки одаренных детей.

Обязательным является и разработка системы выявления одаренных детей, которая включает в себя:

  • наблюдение, за детьми начиная с раннего возраста, (прежде всего, в детских видах деятельности);
  • анкетирование взрослых (родителей, воспитателей);
  • выявление уровня усвоения образовательной программы дошкольного образования детьми
  • углубленное индивидуальное обследование детей с помощью апробированных методик, направленных на выявление способностей детей в сферах образного мышления, воображения и познавательной активности дошкольников.

Для дополнения более ясной картины проводится анкетирование родителей, приобщаются наблюдения воспитателей, социометрические исследования. По результатам психолого-педагогического мониторинга определяется и составляется реестр банка потенциально одаренных детей детского сада. Данные этого банка в дальнейшем используются для разработки индивидуального маршрута с целью поддержки, сопровождению ребенка и его семьи.

Далее для ребенка выбирается куратор и при взаимодействии всех участников образовательного процесса (узких специалистов, воспитателей, родителей) разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут. В соответствии с областью одаренности, учетом образовательной программы дошкольного образования, возрастными и индивидуальными особенностями ребенка куратор подбирает направления, формы и методы работы, как с детьми, так и с родителями дальнейшего развития одаренности у ребенка.Формы и методы работы определяются триединством образовательных задач согласно выбранному направлению. Куратор обязательно учитывает то, что вся работа с одаренными детьми строится с усложнением, в соответствии с его индивидуальными и возрастными особенностями.

Так, например, для спортивной одаренности выбираются следующие направления:

  • Развитие физических качеств быстроты, ловкости, гибкости, хорошей ориентировки в пространстве, умения проявлять силу, выносливость.
  • Создание условий для накопления двигательного опыта.
  • Формирование положительного личностного отношения к здоровому образу жизни.

Примерные формы и методы работы:

  • Подбор индивидуальных комплексов упражнений для ребенка и формирование подгрупп детей, в зависимости от уровня их физического развития, состояние здоровья, склонностей, интересов;
  • Организация спортивных мероприятий и вовлечение в них этих детей;
  • Подготовка детей к соревнованиям, олимпийским играм;
  • Совместное с одаренными детьми проведение мастер- классов для родителей;
  • Индивидуальное консультирование родителей;
  • Изготовление памяток, буклетов, папок передвижек для родителей;
  • Профессиональное общение со специалистами из спортивных секций с целью определения физически одаренного ребенка в необходимую спортивную сек-цию;

Для музыкальной одаренности выбираются следующие направления:

  • Развитие и совершенствование звуковысотного, тембрового и динамического слуха, чувства ритма.
  • Совершенствование умения слушать и осмысливать музыку и собственные чувства и переживания в процессе восприятия музыки, определять средства музыкальной выразительности, создающие образ.
  • Совершенствование певческих способностей, формирование правильного дыхания, дикции, артикуляции в пении; выразительность движений.

Примерные формы и методы работы:

  • Игры- упражнения на развитие музыкального слуха, развитие вокальных данных;
  • Дидактические игры;
  • Индивидуальные упражнения по работе над звуковедением, над дыханием; над ансамблем; над дикцией;
  • Распевки;
  • Пальчиковые и подвижные игры;
  • Прослушивание и обсуждение музыкальных произведений;
  • Организация праздников. музыкальных развлечений, досугов;
  • Подготовка к вокальным конкурсам;
  • Организация сольного выступления в рамках мероприятий с родителями;
  • Индивидуальные консультации для родителей;
  • Совместное проведение мастер-классов для родителей;

Для одаренности в интеллектуальной области выбираются следующие направления:

  • Развитие познавательной активности, умения самостоятельно добывать знания, презентовать их.
  • Развитие навыков доказательной речи, понятийного словаря.
  • Развитие логических приемов умственных действий: сравнения, обобщения, анализа, синтеза, абстрагирования, классификации, аналогии,формирования математических представлений.

Примерные формы и методы работы:

  • Проблемные ситуации;
  • Развивающие игры;
  • Дидактические игры;
  • Исследовательская деятельность;
  • Создание коллекций;
  • Проектная деятельность;
  • Экспериментирование, опыты;
  • Ситуативный разговор;
  • Рассматривание картин и иллюстраций, энциклопедий, тематических альбомов;
  • Заучивание стихов;
  • Слушание и обсуждение художественных произведений;
  • Моделирование;
  • Сооружение построек из различного вида конструктора;
  • Создание макетов;
  • Викторины;
  • Наблюдения, экскурсии;

Для одаренности в области художественного творчества выбираются следующие направления:

  • Развитие творческих способностей, фантазии, умения мыслить неординарно.
  • Развитие эстетического восприятия, эстетического вкуса, эстетического пред-ставления.
  • Совершенствование изобразительных технических навыков и умений в создании новых цветовых тонов и оттенков.
  • Развитие и совершенствование композиционных навыков, чувства цвета, чув-ство ритма.

Примерные формы и методы работы:

  • Рассматривание репродукций картин, альбомов;
  • Дидактические игры
  • Игры – упражнения;
  • Создание проблемных ситуаций;
  • Игры - эксперименты;
  • Создание коллажей, панно;
  • Подготовка конкурсных работ;
  • Иллюстрирование книжек - малышек;
  • Наблюдения
  • Посещение выставок, музеев;
  • Участие в творческих проектах;
  • Экскурсии в музей
  • Практические задания
  • Беседы
  • Организация персональных выставок

Исходя из форм и методов работы, куратор предполагает ожидаемый результат, то есть где ребенок может реализовать, представить свой талант это может быть участие в конкурсном движении на различный уровнях, презентации исследовательских и творческий проектов, персональные выставки, сольные концерты, заметки о спортивных, творческих достижений в газете журнале, участие в проектах и т.д.

В течение всей работы куратор фиксирует все личностные достижения одаренного ребенка. В конце учебного года проводится промежуточная диагностика где, так же как и в начальной диагностике приобщаются наблюдения воспитателей, анкетирование родителей и на основании полученных данных куратор составляет аналитическую справку, и отчет который представляет на административном совещании «Система работы с одаренными детьми».

Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника

Просмотр: Главная Логопедам Обмен опытом Комплект методических материалов по реализации индивидуального образовательного маршрута дошкольника с речевыми нарушениями в ДОУ

Комплект методических материалов по реализации индивидуального образовательного маршрута дошкольника с речевыми нарушениями в ДОУ

В данной работе собраны материалы по реализации индивидуального образовательного маршрута дошкольника (диагностика, пример характеристики конкретного ребенка, план работы с ним на первые 6 месяцев, речевые игры).

Кирсанова Анастасия Анатольевна,
учитель-логопед,
г. Чапаевск, Самарская обл.

Сейчас читают:

Игры с песком для развития звукового анализа с детьми с ОНР

Использование биоэнергопластики в коррекции речи детей на дошкольном логопункте

Планирование работы логопедического кружка ‘Речевичок’ для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Театрализованная деятельность, как средство развития правильной речи с детьми логопедической группы с ОНР

Оставить комментарий Публикация на сайте

Опрос: Присоединяйтесь! Оставайтесь с нами! Получай новости!

Если вы хотите получать наши новости по email, введите Ваш email адрес ниже и нажмите Подписаться!.

Индивидуальный образовательный маршрут как форма работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования

Индивидуальный образовательный маршрут как форма работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования

Автор: Акопян Людмила Еринтьевна

Организация: ЦДОдД «Ступени»

Населенный пункт: Краснодарский край, г. Сочи

В условиях, происходящих в нашей стране социально-экономических изменений потребность общества в формировании творческой личности, способной сыграть активную роль в социально-экономическом и духовном возрождении России, востребована как никогда прежде. Этим обусловлен социальный заказ общества на развитие творчески одаренных личностей, который в нашей стране получил отражение, в частности, в Президентской инициативе «Наша новая школа» (2009), «Концепции развития дополнительного образования детей» (2014).

Именнодополнительное образование детей ориентировано на освоение опыта творческой деятельности в интересующей ребенка области практических действий на пути к мастерству. Проблема работы с одаренными детьми актуальна и перспективна для системы дополнительного образования, поскольку одаренные дети являются творческим и интеллектуальным потенциалом для развития дополнительного образования.

Главной целью работы учреждения дополнительного образования является создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

Достижение этой цели прямо связано с индивидуализацией образовательного процесса, что вполне осуществимо при обучении детей по индивидуальным образовательным маршрутам. Использование индивидуального образовательного маршрута является одной из форм работы с одаренными детьми, педагогической поддержки личностного, жизненного и профессионального самоопределения воспитанников.

Индивидуальный образовательный маршрут это программа образовательной деятельности воспитанника, составленная на основе его интересов и образовательного запроса, обеспечивающая условия для раскрытия и развития всех способностей и дарований ребенка с целью их последующей реализации в учебной и профессиональной деятельности, фиксирующая образовательные цели и результаты.

Содержание индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов – особенностями, интересами, потребностями самого ребенка и его родителей в достижении необходимого образовательного результата; профессионализмом педагога; возможностями образовательного учреждения удовлетворить образовательные потребности детей; возможностями материально-технической базы учреждения. В основе построения индивидуального образовательного маршрута лежит самоопределение воспитанника. Результатом проектирования индивидуального образовательного маршрута становится выбор линии (пути) движения ребенка к поставленной цели. Смысл обучения состоит не в передаче знаний, а в обеспечении условий самореализации личности.

Индивидуальный образовательный маршрут поможет одаренному ребенку раскрыть все свои таланты и определиться в мире профессий.

При проектировании индивидуального образовательного маршрута необходимо учитывать:

1.Степень усвоения учащимися предшествующего материала.

2.Индивидуальный темп, скорость продвижения учащихся в обучении.

3.Степень сформированности социальных и познавательных мотивов.

4.Степень сформированности уровня учебной деятельности.

5.Индивидуально-типологические особенности учащихся (темперамент, характер, особенности эмоционально-волевой сферы и др.).

Индивидуальные образовательные маршруты могут быть реализованы различными способами:

1. Занятие в творческом объединении. Образовательный маршрут может предполагать углубленное изучение одной темы.

2. Групповые занятия. Для группы учащихся может быть организовано групповое консультирование отдельного вопроса или темы..

3. Самостоятельное изучение. Может предполагать различный уровень самостоятельности учащихся. Для сопровождения деятельности обучающегося педагог проводит консультации в процессе выполнения заданий.

4. Практика. Это вид деятельности, обеспечивающий выработку навыков самостоятельной творческой работы.

Методика построения индивидуального образовательного маршрута

Приступая к созданию индивидуального образовательного маршрута, педагогу необходимо определить, по какому типу структурирован материал в его общеобразовательной программе. Различные структуры образовательных программ могут быть представлены простыми геометрическими линиями.

Большая часть традиционных программ строится по аналогии с прямой линией, идущей вверх. Это позволяет реализовать систематичность и последовательность: от простого к сложному. Построить программу, ориентированную на развитие одаренности, таким образом, очень сложно, потому что одаренные дети, зачастую, имеют склонность к творческим заданиям. Особенность этих заданий в том, что они допускают множество правильных ответов. Решение этих задач в рамках программы, основным требованиям которых является систематичность и последовательность, довольно затруднительно.

Другой способ решения – структурирование учебного материала по типу несколько концентрических кругов. В структуру такой программы обычно входят несколько более мелких подпрограмм (они могут быть относительно автономны). Пройдя первый круг, ребенок осваивает второй, потом третий. Этот принцип при разработке индивидуального образовательного маршрута возможен, но наиболее продуктивен – третий – логарифмическая спираль.

Благодаря такой структуре один и тот же вид деятельности отрабатывается на занятиях периодически, многократно, причем содержание постепенно усложняется и расширяется за счет обогащения компонентами углубленной проработки каждого действия. При таком способе структурирования материала открываются большие возможности для исследовательской деятельности учащихся, которая, как раз, направлена на развитие их одаренности.

Определив тип структуры образовательной программы, можно приступать к разработке индивидуального образовательного маршрута.

Известный специалист в области одаренных детей Джон Рензулли счи­тает, что педагог, разрабатывающий индивидуальный образовательный мар­шрут должен действовать примерно по такой схеме:

- определить уровень развития ребенка – диагностика;

- очертить долгосрочные и краткосрочные цели и пути их к достижению;

- определить время, которое должен затратить ребенок на освоение базовой и специальной программы;

- определить роли родителей;

- разработать учебно-тематический план;

- определить способы оценки успехов ребенка.

Рассмотрим подробнее эти этапы деятельности:

1 этап диагностики уровня развития способностей ребенка и его индивидуальных особенностей. Существует множество методик диагностики уровня развития способностей и одаренности.

Вот некоторые из них:

  • тест «А не живёт ли с вами вундеркинд?»;
  • для детей дошкольного возраста применяются тесты Стенфорда - Бине, Векслера, а так же различные методики и их комплексы (Е.П.Торренс, Д.Б.Богоявленская, В.А.Петровский, К.В. Тарасова и др.);
  • диагностика умственных способностей;
  • анкета для родителей;
  • диагностика мышления;
  • методика «оценка общей одарённости»;
  • методика «индивидуальный портрет».

Исходя из результатов диагностики, педагог совместно с ребенком и его родителями определяет цели и задачи маршрута (2 этап ).

3 этап «Определение времени». Срок действия маршрута определяется в соответствии с поставленными целями и задачами в индивидуальном порядке по согласованию с родителями и самим ребенком.

4 этап «Определение роли родителей предусматривает участие родителей в разработке маршрута, определении целей в совместной творческой деятельности со своим ребенком (например, изготовление костюма для выступления на концерте и др.).

5 этап «Разработка учебно-тематического плана» педагогу необходимо совместно с ребенком и родителями подобрать темы занятий дополнительно к темам из основной программы, опираясь на интересы ребенка, его возможности и поставленные цели. Возможно совмещение занятий индивидуального маршрута с основной программой, только в углублённом изучении проблемы затрагиваемой на занятии.

6 этап «Определение содержания». Определяется сама методика работы с ребенком. Педагог подбирает методы работы с одаренным ребенком по ИОМ и добавляет их к традиционным методам из базовой программы. Что касается форм и методов занятий, они разнообразны: игра, эвристическая беседа, экскурсия, наблюдение, практическое занятие, тренинг, творческая мастерская, эксперимент, мозговой штурм, исследование.

Формы подведения итогов: концерт, открытое занятие, демонстрация достижений, зачетная работа, тесты, персональная выставка и др.

7 этап «Интеграция с другими специалистами». Педагог, проанализировав результаты диагностики и исходя из содержания учебно-тематического плана, решает, нужно ли для достижения поставленной цели привлечь к работе с данным ребенком других специалистов (например, если по результатам диагностики выяснилось, что у воспитанника психические особенности, то ему необходимо поработать с психологом, или вокалисту необходимо поработать с хореографом).

8 этап «Определение способов оценки и самооценкиуспехов ребенка». Лучше проводить оценку успехов на каждом этапе освоения маршрута. Самооценку воспитанник может провести по одному из опросников.

Таким образом, обучение детей по индивидуальным образовательным маршрутам требует серьезной и кропотливой предварительной работы.

Переход на обучение детейпо индивидуальным образовательным маршрутам позволяет: усилить поисково-исследовательский, проблемный характер содержания обучения, связанный с апробированием, моделированием, экспериментированием в рамках образовательной программы; формировать портфолио воспитанника, сосредоточить контрольно-оценочную деятельность педагога на анализе и оценке способов и результатов собственной самостоятельной работы; перевести контрольно-оценочную деятельность педагога на помощь в освоении воспитанниками способов учения и на фиксацию их достижений.

Универсального рецепта создания индивидуального образовательного маршрута в настоящее время нет. Невозможно определить этот маршрут на весь период в объединении сразу. Индивидуальный образовательный маршрут должен отражать процесс изменения в развитии и обучении ребенка. С помощью индивидуального образовательного маршрута происходит своевременная коррекция педагогического процесса.

Изучив и проанализировав научную литературу по вопросу построения индивидуального образовательного маршрута, нами был составлен пример индивидуального образовательного маршрута для одаренных воспитанников Центра по разным направлениям деятельности и предложен педагогам (приложение 1). Педагоги, работающие с одаренными детьми, составили для своих воспитанников пробные варианты индивидуальных образовательных маршрутов. Однако для полноценной работы по индивидуальным маршрутам необходимо решить ряд проблем по их реализации.

Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут – это технология будущего, которая способствует самореализации воспитанников и педагогического коллектива, реально становится персональным путем реализации личностного потенциала воспитанника в условиях дополнительного образования.

Методическая разработка по теме: Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка

Методическая разработка по теме:
Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка.

Старший дошкольный возраст.

Старшая группа №4.

Полина-у девочки ярко выражены музыкальные способности. Она любит музыку, артистична, быстро отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко запоминает, сочиняет свои мелодии. Девочка свободно воспроизводит мелодию голосом, точно её интонируя, подбирает по слуху на музыкальном инструменте. Когда она поет, то вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение. Её речь грамматически правильна, выразительна и эмоциональна: она с легкостью изменяет силу голоса, темп, тембр, высоту, динамику. Девочка отличается высокой любознательностью и наблюдательностью, способностью отслеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. Она легко устанавливает контакт с собеседником.

Сохранение и раскрытие творческого потенциала каждого ребенка представляется очень важной и актуальной задачей, поэтому для работы с Полиной был составлен индивидуальный образовательный маршрут.

Цель: создание оптимальных условий для развития и реализации музыкальных и творческих способностей ребёнка с учетом его возрастных и индивидуальных психологических особенностей.

- раскрыть музыкальные способности;

- совершенствовать и расширять систему дополнительного образования;

- вовлекать в конкурсы на различном уровне;

- создавать насыщенную предметно-развивающую музыкальную среду

- повысить уровень взаимодействия детского сада и семьи в вопросах

поддержки и сопровождения способных детей.

«Художественно-эстетическое развитие»-(ладовое чувство, чувство ритма, творчество)

1 .Педагогический мониторинг.

Определение «проблемных» и «успешных» зон развития- углублённое диагностическое обследование

-Построение маршрута с ориентированием на зону ближайшего развития ребёнка;

-Подбор методик, определение методов и приёмов работы.

-подбор индивидуальных заданий;

-связь с родителями и педагогами;

-Корректировка задач, методов работы с ребёнком.

2.Формы работы с одаренными детьми: творческие мастерские. работа по индивидуальным планам, участие в конкурсах, фестивалях, кружках.

3.Использование методик направленных на обеспечение эмоционального благополучия и развития вокально-хоровых навыков-музыкотерапия;

-Дыхательная гимнастика по методу А.Н.Стрельниковой;

-Фонопедический метод развития голоса В.В. Емельянова и т. д. а также:

метод наблюдения за музыкой; метод сопереживания; метод моделирования художественного творческого процесса; метод интонационно стилевого постижения музыки.
4.Педагогическая технология развития сотрудничества у старших дошкольников в процессе пения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подбор диагностического инструментария. Первоначальным этапом в работе по развитию детской одаренности является исследовательско-диагностический, подразумевающий использование разносторонней инфо.

Подбор диагностического инструментария. Первоначальным этапом в работе по развитию детской одаренности является исследовательско-диагностический, подразумевающий использование разносторонней инфо.

Речевое взаимодействие педагога с детьми дошкольного возраста с признаками художественной одаренности в изобразительной деятельности при реализации индивидуального маршрута развития

Индивидуальная карта развития ребёнка – составляющая часть индивидуального маршрута развития ребенка согласно требованиям ФГОС ДО

Одной из задач нового стандарта образования является «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие спосо.

Индивидуальный маршрут сопровождения одаренного ребенка

Программа разработанна для индивидуального сопровождения одаренного ребенка в условиях детского сада с целью формирования успешности, креативности в разных видах поисково-продуктивной деятельности.

Примерный вариант индивидуального маршрута развития для ребенка с нарушением зрения

Документ представляет собой применый вариант написания индивидуального маршрута развития для ребенка с нарушением зрения.

Материал ( группа) на тему: Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания

Материал ( группа) на тему:
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год

Рабочая образовательная программа средней группы на 2015-2016 учебный год по программе "Детство".

В данной работе имеются:Цель. Формирование комплексной системы социально – психолого-педагогической поддержки семьи.Задачи.· Побуждение роди.

Рабочая учебная программа На 2015-2016 учебный год Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка) для дет

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основанием для оценки качества музыкального образоват.

Календарно-тематическое планирование индивидуально-подгрупповой работы по коррекции звукопроизношения на 2015-2016 учебный год

Календарно-тематическое плнирование индивидуально-подгрупповой работы по коррекции звукопроизношения позволит учителю логопеду построить работу как учителю со стажем, так и молодому специалисту. В пла.

ЖУРНАЛ Учета образовательной деятельности и индивидуальной работы с воспитанниками по реализации основной общеобразовательной программы по физической культуре на 2015 – 2016 учебный год

Учета образовательной деятельности и индивидуальной работы с воспитанниками.

Содержание1.Пояснительная записка_______________________________________________________________________________12. Рекомендуемые результаты освоения программы_____________________________.

Перспективный план воспитательно-образовательной работы музыкального руководителя на 2015-2016 учебный год

План работы по образовательной области "Музыка". В нем содержится работа с детьми, воспитателями, родителями, а так же все запланированные мероприятия для детей.