Руководства, Инструкции, Бланки

официальный запрос в налоговую образец img-1

официальный запрос в налоговую образец

Рейтинг: 5.0/5.0 (1873 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Запрос, который оградит от налоговых претензий из-за «сомнительного» поставщика

Запрос, который оградит от налоговых претензий из-за «сомнительного» поставщика

Налоговики очень часто отказывают в вычетах по НДС. ссылаясь на претензии к контрагенту компании – не состоит на учете, не отчитывается, не платит налоги, не находится по юридическому адресу и т. п.

Между тем налогоплательщик обязан проявлять должную осмотрительность при выборе контрагента. Причем нередко такие претензии возникают из-за банальных бюрократических ошибок самих же налоговиков при встречных проверках.

Весомым доказательством того, что компания приняла все зависящие от нее меры, чтобы удостовериться в налоговой благонадежности контрагента, может стать заблаговременный запрос, направленный в его инспекцию (см. образец ). В нем компания может попросить самих налоговиков подтвердить, что потенциальный поставщик не вызывает нареканий. Инспекцию контрагента можно определить по первым четырем цифрам его КПП.

Правда, формально статья 32 Налогового кодекса не обязывает инспекторов предоставлять третьим лицам информацию о налоговой благонадежности контрагентов. Поэтому бывает, что в справках такого рода отказывают. Снизить риск отказа можно, если обосновать запрос необходимостью соблюсти столь любимую налоговиками должную осмотрительность при выборе контрагента, сослаться на постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.06 № 53 о налоговой выгоде.

Еще, чтобы ответили, стоит четко дать понять, что компанию не интересуют конкретные финансовые показатели контрагента – это налоговая тайна. Налогоплательщику же нужна лишь информация, подтверждающая, что партнер не нарушает законодательство о налогах и сборах – состоит на налоговом учете, своевременно представляет отчетность и перечисляет налоги. Эта информация к налоговой тайне не относится (ст. 102 НК РФ. постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11.12.07 № Ф04-8404/2007(40773-А67-32)).

Важно, что получить такие сведения компания может только из инспекции. Поэтому, даже если налоговики откажут в представлении сведений, сам факт обращения в случае спора будет доказательством того, что компания проявила должную осмотрительность.

Образец запроса о представлении сведений о налоговой благонадежности контрагента

Руководителю
Инспекции ФНС России по г. Ногинску
Московской области
Степановой Ирине Викторовне

Общество с ограниченной ответственностью «Компания»,
ИНН 7701025478, КПП 770101001,
127138, г. Москва, ул. Басманная, д. 25
Исх. № 132569/25 от 11.08.2008 г.

ЗАПРОС
о представлении сведений о налоговой благонадежности контрагента

ООО «Компания» в целях соблюдения должной осмотрительности при выборе контрагента, а также требований пункта 10 постановления Пленума Высшего арбитражного суда от 12.10.2006 г. № 53 просит сообщить следующие сведения о потенциальном поставщике – ООО «Поставщик»:
1) состоит ли организация на налоговом учете;
2) своевременно ли представляет налоговую отчетность;
3) имеет ли задолженность перед бюджетом по уплате налогов, штрафов и пеней.

Реквизиты организации, о которой запрашивается информация по налоговой благонадежности: Общество с ограниченной ответственностью «Поставщик», ИНН: 7725036891, КПП: 770101001. Генеральный директор ООО «Компания» Аристов А.А. Аристов

Исполнитель:
главный бухгалтер Миронова Тамара Васильевна
Контактный тел. 151-51-51

Рекомендуйте статью коллегам:

Другие статьи

Подача документов в ИФНС

Подскажите, вправе ли налоговая инспекция отказать в приеме корреспонденции ( письма)?Сегодня наш курьер поехал в ИФНС для того, чтобы подать письмо с просьбой снять неправомерно начисленные пени по налогу на имуществу. Сотрудник инспекции отказал в приеме этого письма после того, как с ним ознакомился. Он отправил нашего курьера к сотруднику, который занимается начислением пеней. Тот сказал, что все правильно, распечатал ему сальдо и все. Скачайте формы по теме

нет, ИФНС не вправе отказать в приеме письма, если оно оформлено должным образом.

Письмо должно быть подписано законным или уполномоченным представителем организации. При этом, если письмо подписано главным бухгалтером, к письму необходимо приложить копию доверенности на право подписи (п. 3 ст. 26. п. 3 ст. 29 НК РФ). Анонимные запросы, а также запросы, подписанные уполномоченными представителями без приложения копий доверенностей налоговые инспекции вправе не рассматривать. Кроме того, основанием для отказа в рассмотрении запроса является отсутствие на нем печати организации. Печать нужна независимо от того, как оформлен запрос: на обычном листке бумаги или на фирменном бланке. Об этом сказано в подпункте 2 пункта 27 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. № 99н. пункте 4.3.2.1 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444 .

Кроме того, обратиться в инспекцию можно по электронной почте через Интернет или по телекоммуникационным каналам связи. При подготовке и отправке электронных обращений следует руководствоваться Методическими рекомендациями. утвержденными приказом ФНС России от 13 июня 2013 г. № ММВ-7-6/196 .

Таким образом, в данной ситуации направьте письмо по почте, подтверждением получения письма будет служить почтовая квитанция.

Ответить на запрос налоговая инспекция должна не позднее 30 календарных дней со дня его регистрации. Срок рассмотрения письменного обращения может быть продлен до 60 календарных дней. Но об этом налоговая инспекция должна проинформировать организацию и указать причины продления. Такой порядок установлен пунктом 4.3.2 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444 .

Чтобы получить оперативную информацию, позвоните по телефону справочной службы налоговой инспекции. Номер телефона можно узнать на информационном стенде, на сайте инспекции или в местных СМИ. Такие правила установлены пунктами 4.3.1 и 4.3.3 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444 .

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Ситуация:Как обратиться в налоговую инспекцию за получением информации, касающейся расчета и уплаты налогов

Обратиться в налоговую инспекцию можно:*

  • устно (по телефону или лично к сотруднику отдела по работе с налогоплательщиками). Так обычно задают вопросы организационного характера (например, о графике приема конкретного инспектора или отдела);
  • по электронной почте через Интернет;
  • по телекоммуникационным каналам связи. При подготовке и отправке электронных обращений следует руководствоваться Методическими рекомендациями. утвержденными приказом ФНС России от 13 июня 2013 г. № ММВ-7-6/196 ;
  • письменно. Рекомендуемые образцы оформления письменных запросов приведены в приложениях 6. 7. 8 и 9 к Административному регламенту, утвержденному приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. № 99н. Запрос можно направить по почте или передать его лично в отдел работы с налогоплательщиками.

Кроме того, образцы составления запросов (писем, заявлений), а также информация о том, как их следует оформить и по какому адресу направить, размещаются в каждой налоговой инспекции на информационных и тематических стендах. Об этом сказано в подпунктах 2.2.1. 4.4.1.5 и 4.4.1.6 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444. Этот документ применяется в части, не противоречащей Административному регламенту. утвержденному приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. № 99н .*

Письмо, направленное в инспекцию, должно быть подписано законным или уполномоченным представителем организации. Например, главный бухгалтер является уполномоченным представителем организации. Поэтому он может подписать запрос в налоговую инспекцию, только приложив к письму копию доверенности на право подписи (п. 3 ст. 26. п. 3 ст. 29 НК РФ). Анонимные запросы, а также запросы, подписанные уполномоченными представителями без приложения копий доверенностей налоговые инспекции вправе не рассматривать. Кроме того, основанием для отказа в рассмотрении запроса является отсутствие на нем печати организации. Печать нужна независимо от того, как оформлен запрос: на обычном листке бумаги или на фирменном бланке. Об этом сказано в подпункте 2 пункта 27 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. № 99н. пункте 4.3.2.1 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444 .

Ответить на запрос налоговая инспекция должна не позднее 30 календарных дней со дня его регистрации. Срок рассмотрения письменного обращения может быть продлен до 60 календарных дней. Но об этом налоговая инспекция должна проинформировать организацию и указать причины продления. Такой порядок установлен пунктом 4.3.2 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444 .

Чтобы получить оперативную информацию, позвоните по телефону справочной службы налоговой инспекции. Номер телефона можно узнать на информационном стенде, на сайте инспекции или в местных СМИ. Такие правила установлены пунктами 4.3.1 и 4.3.3 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444 .* Номера телефонов московских налоговых инспекций приведены в таблице .

За разъяснениями по уплате взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование следует обращаться в Минтруд России .

Из рекомендации «Какие права и обязанности есть у налогоплательщиков»

действительный государственный советник РФ 3-го класса

2. Статья:Долгожданное письмо, или К ак получить разъяснение от налоговиков

На практике нередко возникает ситуация, когда коммерсанту необходимо заручиться официальным разъяснением, особенно по спорным вопросам налогового законодательства. Подскажем, как это сделать.

Чтобы облегчить жизнь налогоплательщиков, подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ пункта 1 статьи 21 НК РФ предоставляет им право бесплатно получать от налоговой инспекции по месту своего учета информацию:*
• о действующих налогах и сборах;
• законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативно-правовых актах;
• порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;*
• правах и обязанностях;
• полномочиях налоговых органов и их должностных лицах;
• формах и правилах заполнения налоговых деклараций (расчетов).

п. 47 Регламента предоставления налоговиками подобных сведений утвержден приказом Минфина России от 18.01.2008 № 9н (далее – Регламент).

Итак, рассмотрим, как предпринимателю получить необходимые разъяснения в инспекции.

В принципе иногда требуется лишь устная консультация (что-то уточнить). Тогда можно попробовать дозвониться в свою инспекцию по телефону справочной службы. Ответ на поставленный вопрос налоговики должны дать в момент обращения. При этом максимальное время, которое они могут уделить одному налогоплательщику, – 15 минут.

Если индивидуальный предприниматель решил лично прийти в налоговую инспекцию, понятно, придется отстоять очередь, но, как правило, не дольше 30 минут (за исключением последней недели до наступления срока сдачи налоговой отчетности, когда дожидаться своей очереди можно и несколько часов).

Имейте в виду: налоговики обязаны принять коммерсанта, если он пришел не позднее чем за 40 минут до окончания рабочего дня (п. 47 Регламента ).

Когда для ответа требуется извлечение из нормативных правовых актов, писем Минфина России и методических материалов либо предоставленной устной информации недостаточно, коммерсанту предлагается направить обращение в письменной форме.

Отправляем письменный запрос*

Направить письменное обращение в налоговую инспекцию индивидуальный предприниматель может лично, по почте или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Рекомендованный образец формы письменного обращения приведен в п. 47 Регламента к Регламенту. Однако запрос можно составить и в произвольной форме (см. образец обращения для получения письменной информации). Главное, чтобы он содержал все необходимые реквизиты – ФИО, подпись и почтовый адрес индивидуального предпринимателя. Если в обращении не будет указан хотя бы один из этих реквизитов, налоговая инспекция вправе не рассматривать такой запрос и вернуть его обратно.

Иными основаниями, по которым налоговики могут оставить вопрос без ответа, являются (п. 47 Регламента ):
• запрос не поддается прочтению, содержит нецензурные или оскорбительные выражения;
• запрос является повторным или дублирует запросы, направленные в иные государственные органы;
• запрашиваемые сведения не подлежат разглашению;
• коммерсант просит подтвердить правильность применения налогового законодательства или провести юридическую экспертизу документов;
• при получении конфиденциальной информации не представлены документы, которые удостоверяют личность индивидуального предпринимателя.

Ответ на письменное обращение следует ждать в течение 30 календарных дней со дня его регистрации в ИФНС (п. 47 Регламента ). При этом ответ на запрос должен быть изложен четко в простой и доступной форме с указанием ФИО и номера телефона исполнителя.

Если запрос подается лично, советуем составить два экземпляра: один передаете в инспекцию, на втором просите сделать отметку о принятии и забираете себе. Проследите, чтобы на вашем экземпляре были проставлены фамилия, инициалы, должность лица, принявшего запрос, и дата. С этой даты и нужно отсчитывать 30 дней. Возможность продления срока исполнения обращений налоговикам не предоставлена! Кстати, по этой же причине почтой лучше отправлять заказное письмо с описью вложения – так у вас останется квитанция, подтверждающая направление запроса в ИФНС.

Аналогичный срок исполнения установлен и для обращений, направляемых в электронном виде по ТКС. Свидетельством передачи обращения в инспекцию служит подтверждение, заверенное электронной цифровой подписью. Отправить его коммерсанту налоговики должны не позднее следующего рабочего дня после получения обращения.

В случае если вопрос, содержащийся в письменном обращении, не входит в компетенцию налогового органа, он в течение четырех рабочих дней со дня регистрации обращения должен подготовить в двух экземплярах письмо о направлении запроса по принадлежности. Первый экземпляр передается в соответствующий государственный орган, который уполномочен давать разъяснения по этому вопросу. Второй – вручается ИП (п. 47 Регламента ).

Учтите: налоговики вправе разместить ваш вопрос и ответ на него в средствах массовой информации, на официальных сайтах, на информационных стендах ИФНС, обсуждать его на семинарах, круглых столах и иных мероприятиях, проводимых с участием налогоплательщиков.

Наши рекомендации ИП

В заключение несколько советов коммерсанту, который собирается получить письменные разъяснения налоговиков.

1. В запросе обязательно укажите свои данные (ФИО, почтовый адрес, а еще лучше добавьте номер контактного телефона) и поставьте подпись.

2. Адресуйте обращение конкретной ИФНС. Не следует пересылать копии запросов, направленных в иные государственные органы.

3. Излагайте вопрос четко, подробно, избегайте нецензурных и оскорбительных выражений.

4. При необходимости приложите к запросу копии документов, из которых однозначно будут видны все аспекты описываемой ситуации.

5. Если подаете повторный запрос, ответ на который уже получили ранее, излагайте новые аргументы и вновь открывшиеся обстоятельства.

6. Если вы не получили ответа из ИФНС или ваши права были нарушены, обращайтесь с жалобой в вышестоящий налоговый орган или сразу в суд.

И последний момент: давать письменные разъяснения по порядку исчисления и уплаты налогов и сборов действительно обязаны налоговые органы, а вот отвечать на запросы по применению законодательства о налогах и сборах должен Минфин России (подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ ). Что из этого следует?

Еще раз обратимся к образцу письменного обращения ИП. По сути, коммерсант задал вопрос, как исчисляется НДФЛ в конкретной практической ситуации, то есть речь идет именно о применении норм НК РФ, а не о разъяснении общего порядка исчисления и уплаты НДФЛ. Так что, вероятно, налоговая инспекция перенаправит данный запрос в финансовое ведомство (повторяем, налоговые органы обязаны это сделать, если считают, что запрос не относится к их компетенции). Причем предпринимателю такой поворот событий даже на руку: коммерсант освобождается от налоговой ответственности. если выполняет письменные разъяснения того органа, который обязан их давать (подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ ). Так что в данной ситуации просто следует дождаться ответа из Минфина России.

Обращение в налоговую инспекцию для получения письменной информации. Образец

Обращение в налоговую инспекцию для получения письменной информации. Образец

Журнал «Бухгалтерия ИП» Январь февраль 2010

Людмила Носова, эксперт БСС «Система Главбух».

Ответ утвержден Варварой Абрамовой,

ведущим экспертом БСС «Система Главбух».

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.

Заявление в налоговую инспекцию образец

Заявление в налоговую инспекцию образец

Заявление в налоговую инспекцию. В адрес заявителя поступило требование согласно которому за ней числится задолженность по налоговым платежам. Согласно указанному уведомлению заявителю на праве собственности принадлежат два автомобили. Однако прав собственности на какие-либо автомобили за ней зарегистрировано не было. Заявитель просит разъяснить решения инспекции по вопросу взыскания налога на транспортное средство.

В Инспекцию Федеральной налоговой службы № ___ по г. ____________
__________________________________________
от: ___________________________________________
________________________________________

В ____________г. в мой адрес поступило требование № _______ из ИФНС № __ по г._________, согласно которому по состоянию на _________г. за мной – ______________________________, числится задолженность по налоговым платежам в размере _______________ рублей __ копеек.
Из расчета, предоставленного ИФНС России № __ по г. ________ в требовании № _______ усматривается, что налог на имущество физических лиц составляет ________ рубля __ копеек, пени в размере ______ рублей __ коп. Однако, оставшаяся сумма: ____________ ИФНС № __ г. ________ мне не пояснена.
В ___________ г. в мой адрес поступило налоговое уведомление № _________ из ИФНС № __ по г._________, согласно которому по состоянию на __________ г. за мной – _______________________, числится задолженность по транспортному налогу в размере ___________ рублей.
Согласно указанному уведомлению мне на праве собственности принадлежат: автомобиль марки ________, автомобиль марки __________, однако как в настоящий момент, так и по состоянию на ____ г. прав собственности на какие-либо автомобили за мной зарегистрировано не было.
В соответствии с указанным уведомлением по состоянию на _______ г. мной внесена предоплата в размере _______ рубля, однако задолженность по пени составляет ____ рубля. Иные задолженности по налоговым платежам отсутствуют.
В _________ г. в мой адрес поступило требование № ____ из ИФНС № __ по г._________, согласно которому по состоянию на _________ г. за мной – _______________________, числится задолженность в размере ________ рубля __ копеек.
Из расчета, предоставленного ИФНС России № __ по г. ________ в требовании № ____ усматривается, что транспортный налог с физических лиц составляет _______ рублей, пени составляют _______ рубля __ копеек. Однако, оставшаяся сумма: ____________ ИФНС № __ г. _______ мне не пояснена.
ИФНС № __ по г. ________ в Мировой суд г. _______ Судебного участка № ___ предъявлено заявление о вынесение судебного приказа о взыскании с меня – ___________________ суммы недоимки по налогу на имущество физических лиц за ____ г. в размере ________ рублей __ копеек.
Указанная сумма мной не оспаривается, однако мне неизвестно за какую налоговую базу мне выставлены иные требования.
На основании п. 2 ст. 44 НК РФ, обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В силу ст. 357 НК РФ, налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Однако какое-либо транспортное средство на праве собственности мне никогда не принадлежало.
На основании ст. 358 НК РФ, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе — транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 Постановлении о государственной регистрации автотранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ от 21.02.2002 N 126, регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 362 НК РФ органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации.
Несмотря на то обстоятельство, что я не являюсь собственником автомобиля, Инспекция ФНС России № __ по г. ________ неоднократно с _____ г. на мое имя отправляет квитанции об оплате налога на автомобили.
Кроме этого, в настоящее время в мой адрес приходит не только транспортный налог, а иные налоги, налоговая база по которым мне не разъясняется.

На основании изложенного, –

1. Разъяснить решения Инспекции ФНС России № __ по вопросу взыскания налога на транспортное средство с ___________________________
2. Разъяснить решения Инспекции ФНС № __ по вопросу взыскания с _________________________ иных налогов и сборов, установленных законодательством РФ.

В случае отказа либо неполного удовлетворения моих требований, равно как и отсутствия ответа на заявление я буду вынуждена обратиться в суд с иском о возмещении мне причиненного материального ущерба и морального вреда. В этом случае к сумме судебного иска будут добавлены судебные расходы, в том числе и расходы на услуги представителя, к помощи которого я буду вынуждена прибегнуть.

Ответ на заявление прошу направить по адресу: _________________________________________

10 способов проверить контрагента: необходимые документы и полезные сервисы

10 способов проверить контрагента: необходимые документы и полезные сервисы

Контрагенты-"однодневки" способны нанести ущерб как государству в случае ухода от уплаты налогов, так и налогоплательщику, которому придется доказывать обоснованность полученной налоговой выгоды при возврате НДС или при учете расходов для целей налогообложения прибыли в результате взаимодействия с такими недобросовестными контрагентами.

Инспекции руководствуются Постановлением Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды ", закрепившим основные признаки недобросовестности налогоплательщика и правила их определения .

Налогоплательщики же для того, чтобы доказать проявление должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента, могут обратиться к Общедоступным критериям
самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемым налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (утв. приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок "), а также разъяснениям финансовых органов по поводу того, в каком случае налогоплательщик считается выполнившим обязанность по проверке контрагента 1 .

Для того, чтобы обезопасить себя от рисков при ведении хозяйственной деятельности и возможных претензий со стороны налоговых органов, существует немало возможностей удостовериться в добросовестности потенциального бизнес-партнера.

Мы выделили ряд действий, которые, по мнению налоговых инспекций и судов, необходимо совершить, чтобы подтвердить проявление должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента.

Для того, чтобы комплексно проверить контрагента, рекомендуем воспользоваться нашим профессиональным сервисом "Экспресс Проверка ". С его помощью можно узнать, какова структура компании и кто ею руководит, получить выписку из ЕГРЮЛ и бухгалтерскую отчетность организации, оценить индексы риска и многое другое.

Для корректного отображения данной страницы требуется проигрыватель Flash Player версии 10.3.0 или новее.

1. Запросить у контрагента ряд документов до заключения сделки. Обычно запрашиваются копии следующих документов:

  • свидетельства о государственной регистрации;
  • свидетельства о постановке на налоговый учет;
  • устава.

Кроме того, необходимо иметь выписку из ЕГРЮЛ в отношении контрагента и справку об отсутствии у него задолженности по налоговым платежам (постановление ФАС ПО от 15 марта 2011 г. по делу № А65-15788/2010, постановление ФАС ВВО от 28 января 2011 г. № Ф01-4843/2010 по делу № А29-3615/2010, постановление ФАС ЗСО от 29 марта 2011 г. по делу № А27-9150/2010). Конечно, законом не регламентированы требования к сроку между моментом получения выписки и моментом ее предоставления налогоплательщику – однако чем меньше этот срок, тем лучше.

Дополнительно можно запросить сведения о штатной численности контрагента, его имущественном положении, составе и стоимости основных средств, репутации на рынке, опыте работы в той или иной сфере – это тоже будет признано проявлением осмотрительности (постановление ФАС МО от 1 марта 2010 г. № КА-А40/1408-10).

Правда, по поводу необходимости подтверждения фактической деятельности контрагента судебная практика неоднозначна.

Так, суды могут сделать вывод, что для признания налогоплательщика добросовестным недостаточно подтвердить статус юридического лица контрагента. Помимо этого следует удостовериться в реальной возможности потенциального контрагента исполнить условия договора, а именно – убедиться, имеется ли у него квалифицированный персонал, оборудование, транспортные средства, а также иные активы и разрешения, необходимые для исполнения принятых по договору обязательств (постановление ФАС УО от 9 августа 2012 г. № Ф09-7229/12 по делу № А34-5546/2011, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 мая 2013 г. по делу № А19-21707/2012, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 сентября 2012 г. по делу № А19-21705/2011, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 июня 2013 г. по делу № А57-20751/12).

Если выписка из ЕГРЮЛ получена от контрагента, рекомендуем тем не менее самостоятельно сверить ее данные с информацией, размещенной на официальном сайте ФНС России. Дело в том, что недобросовестные предприниматели могут пойти на подделку выписки из ЕГРЮЛ и иных документов.

С другой стороны, суды могут прийти к убеждению о достаточности подтверждения факта государственной регистрации бизнес-партнера для выполнения требований о проявлении осмотрительности при выборе контрагента (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 сентября 2012 г. по делу № А65-11363/2012, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2013 г. по делу № А12-4942/2013 ). К примеру, суд может посчитать, что заключение трудового договора – не единственная возможность привлечения рабочей силы, и работники могут работать по договорам гражданско-правового характера на аутсорсинге.

Если же будет доказана реальность хозяйственных операций со спорными контрагентами, суды нередко констатируют добросовестность налогоплательщика и при некоторых дефектах документации (постановление ФАС ДВО от 17 ноября 2005 г. № Ф03-А73/05-2/3976, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 18 мая 2012 г. по делу № А74-3599/2011 ).

2. Убедиться в добросовестности контрагента с помощью сервисов ФНС России

Так, можно проверить бизнес-партнера по следующим направлениям:

  • получить краткие сведения из ЕГРЮЛ в режиме онлайн ;
  • проверить, не представлены ли контрагентом документы для регистрации изменений , вносимых в учредительные документы или сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ;
  • удостовериться, что в отношении контрагента не принято опубликованное в Вестнике государственной регистрации решение о ликвидации, о реорганизации, об уменьшении уставного капитала, о приобретении обществом с ограниченной ответственностью 20% уставного капитала другого общества и т. д.;
  • узнать, не принято ли в отношении контрагента решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ как недействующего предпринимателя ;
  • подтвердить, что в состав исполнительных органов организации-контрагента не входят дисквалифицированные лица ;
  • выяснить, не зарегистрирован ли контрагент по адресу "массовой регистрации " и осуществляется ли с ним связь по указанному в ЕГРЮЛ адресу;
  • проконтролировать отсутствие учредителя или руководителя организации в реестре лиц, отказавшихся от участия (руководства) в организации.

Суды зачастую подчеркивают, что несовпадение юридического и фактического адресов само по себе не может являться, к примеру, основанием для отказа налогоплательщику в применении налоговых вычетов (постановление ФАС СЗО от 31 июля 2008 г. по делу № А56-43841/2007, постановление ФАС СЗО от 6 ноября 2007 г. по делу № А05-1456/2007).

3. Узнать, не участвует ли потенциальный контрагент в судебных разбирательствах. Для этого необходимо изучить картотеку арбитражных дел на официальном сайте ВАС РФ – с ее помощью можно узнать о судебных тяжбах, в которые может быть вовлечен контрагент, и их содержании. Пользоваться ею просто – достаточно ввести в поле "Участник дела" название, ИНН или ОГРН контрагента и выбрать функцию "Найти". После этого будет сформирован список дел, в которых фигурирует контрагент, с основными процессуальными документами по каждому из них и информацией об актуальной стадии судебного разбирательства.

4. Удостовериться, что потенциальный контрагент не находится на какой-либо стадии банкротства. Эту информацию можно найти на Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц . Помимо этого, на этом портале можно найти и другие сведения – например, о стоимости чистых активов акционерного общества на последнюю отчетную дату.

5. Убедиться, что в отношении контрагента не ведется исполнительное производство. Сделать это можно на сайте ФСПП России, обратившись к поиску по банку данных исполнительных производств . Причем проверить, не является ли контрагент участником исполнительного производства, можно вне зависимости от того, организация это или индивидуальный предприниматель.

6. Проверить наличие лицензии, если ее наличие обязательно для осуществляемой контрагентом деятельности. Действительно, суды указывают на необходимость такой проверки при решении вопроса о добросовестности налогоплательщика (постановление ФАС ПО от 22 февраля 2012 г. по делу № А65-8909/2011, постановление ФФАС ПО от 15 марта 2011 г. по делу № А65-15788/2010, постановление ФАС ММО от 2 февраля 2009 г. № КА-А40/13417-08).

Узнать, выдавалась ли лицензия потенциальному контрагенту, можно на сайтах лицензирующих органов – для каждого вида деятельности лицензирующий орган будет своим. К примеру, сайт Роспотребнадзора позволяет провести поиск по реестрам лицензий. выданных на деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, и на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения.

7. Ознакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью контрагента. В соответствии с п. 89 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н), годовая бухгалтерская отчетность организации является открытой для заинтересованных пользователей (банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и др.), которые могут ознакомиться с ней и получить ее копии с возмещением затрат на копирование, а организация должна обеспечить возможность для заинтересованных пользователей ознакомиться с бухгалтерской отчетностью.

Кроме того, сведения о годовой бухгалтерской отчетности организаций обязан бесплатно предоставлять Росстат (Положение о Федеральной службе государственной статистики, утв. постановлением Правительства РФ от 2 июня 2008 г. № 42, приказ Росстата от 20 мая 2013 г. № 183 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой государственной статистики государственной услуги "Обеспечение заинтересованных пользователей данными бухгалтерской (финансовой) отчетности юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации").

8. Изучить реестр недобросовестных поставщиков. Конечно, потенциальный контрагент необязательно является участником системы закупок для государственных и муниципальных нужд, однако такая вероятность есть. Поэтому все-таки рекомендуем пройти эту факультативную стадию проверки и провести поиск по соответствующему реестру, обновляемому ФАС России.

Рекомендуем разработать локальный нормативный акт по организации и совершенствованию преддоговорной работы с потенциальными контрагентами, в котором указывались бы ее цели, принципы деятельности и взаимодействия менеджеров, служб снабжения и безопасности, юристов и других должностных лиц налогоплательщика, контактирующих с потенциальными контрагентами, а также перечислялись документы, которые необходимо запрашивать у контрагентов и других лиц. Суды также обращают внимание на наличие такого локального акта (постановление ФАС МО от 23 мая 2013 г. по делу № А40-98947/12-140-714). Кроме того, есть смысл издавать отдельные приказы о проверке конкретного контрагента для последующего подтверждения своей правоты в случае возникновения конфликта.

9. Проверить полномочия лица, подписывающего договор. Суды нередко указывают на необходимость проверки полномочий как условия для признания налогоплательщика добросовестным (постановление ФАС ЗСО от 25 мая 2012 г. по делу № А75-788/2011, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20 сентября 2013 г. по делу № А46-5720/2013). Более того, если налогоплательщик получил все необходимые документы и сведения, но не удостоверился в полномочиях представителя контрагента на подписание документов, это будет являться основанием для признания этого налогоплательщика недобросовестным (постановление ФАС МО от 11 июля 2012 г. по делу № А40-103278/11-140-436).

При рассмотрении дела в случае, если подписант отказывается от своей подписи на документах, обычно назначается почерковедческая экспертиза – но иногда обходится и без таковой (постановление ФАС УО от 30 июня 2010 г. № Ф09-4904/10-С2 по делу № А76-39186/2009-41-833). Однако чаще суды подчеркивают, что простое визуальное сопоставление подписей и показания представителя налогоплательщика нельзя признавать достаточным основанием для признания того, что документы подписаны неустановленными лицами (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13 октября 2010 г. по делу № А33-4148/2010).

И конечно, суды констатируют факт недобросовестности налогоплательщика в том случае, если уполномоченный представитель контрагента к моменту подписания документов умер (Определение ВАС РФ от 6 декабря 2010 г. № ВАС-16471/10) или его полномочия были прекращены (постановление ФАС ПО от 28 февраля 2012 г. № Ф06-998/12 по делу № А65-14837/2011). С другой стороны, последний случай не может, по мнению судов, свидетельствовать о получении необоснованной налоговой выгоды, если до заключения спорной сделки у налогоплательщика сложились длительные хозяйственные отношения с контрагентом (постановление ФАС СКО от 25 апреля 2013 г. № Ф08-1895/13 по делу № А53-12917/2012, постановление ФАС ЗСО от 27 октября 2011 г. № Ф07-8946/11 по делу № А52-4227/2010).

Перед подписанием документов следует обратить внимание на следующее:

  • не является ли заключаемая сделка для вашего контрагента крупной ;
  • не истек ли срок полномочий представителя контрагента (он определен уставом организации либо доверенностью);
  • не ограничены ли уставом полномочия директора по заключению сделок, сумма которых превышает определенное значение.

10. Сделать запрос в налоговую инспекцию по месту регистрации контрагента. Суды подчеркивают, что это также расценивается как проявление осмотрительности налогоплательщика (постановление ФАС ЗСО от 14 октября 2010 г. по делу № А27-26264/2009, постановление ФАС ЗСО от 5 марта 2008 г. № Ф04-1408/2008(1506-А45-34) по делу № А45-5924/07-31/153, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2013 г. по делу № А74-5445/2012, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 сентября 2012 г. по делу № А55-1742/2012 ).

Более того, окружные арбитражные суды подтверждают обязанность налоговых органов предоставить запрашиваемую информацию в пределах круга сведений, не признаваемых в соответствии со ст. 102 НК РФ налоговой тайной. Так, ФАС ЗСО подчеркнул, что отказ инспекции предоставить информацию о контрагенте налогоплательщика влияет на права последнего, связанные с получением налоговой выгоды, с учетом обязанности налогоплательщика подтвердить должную осмотрительность и осторожность при выборе контрагента (постановление ФАС ЗСО от 14 декабря 2007 г. № Ф04-67/2007(77-А67-32) по делу № А67-1687/2007).

Иногда суды даже подчеркивают, что у налогоплательщика была возможность обратиться в соответствующие службы для проверки контрагента, но он этого не сделал (постановление ФАС МО от 14 сентября 2010 г. № КА-А40/10728-10 по делу № А40-4632/10-115-57).

Правда, изредка суды все-таки приходят к выводу, что налогоплательщик не мог обратиться в инспекцию по месту учета контрагента, поскольку таким полномочием обладают только налоговые органы (постановление ФАС СЗО от 31 июля 2013 г. по делу № А13-8751/2012).

Но даже если налоговая инспекция откажет в ответе на запрос, сам факт его направления будет свидетельствовать о том, что налогоплательщик желал обезопасить себя при выборе контрагента и сможет послужить в будущем доказательством проявления должной осмотрительности. При этом важно, чтобы запрос был подан лично в канцелярию налоговой инспекции (на руках должна остаться копия запроса с отметкой о принятии) либо почтой с уведомлением о вручении и описью вложения (в этом случае остается один экземпляр описи и вернувшееся уведомление).

Как мы видим, позиции судов по поводу объема действий, которые необходимо выполнить для проверки добросовестности контрагента, разнятся. Правда, иногда суды чуть-чуть лукавят.

Так, они указывают, что налоговой инспекцией не доказано отсутствие должной осмотрительности налогоплательщика – напротив, при совершении спорных сделок им были запрошены нотариально заверенные копии необходимых документов. При этом суды подчеркивают, что в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности. и правоприменительные органы не могут истолковывать понятие "добросовестные налогоплательщики" как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством (постановление ФАС МО от 31 января 2011 г. № КА-А40/17302-10 по делу № А40-30846/10-35-187, постановление ФАС МО от 16 декабря 2010 г. № КА-А40/15535-10-П по делу № А40-960/09-126-4, постановление ФАС МО от 22 июля 2009 г. № КА-А40/6386-09 по делу № А40-67706/08-127-308 ).

Такое понимание добросовестности было выработано КС РФ в Определении от 16 октября 2003 г. № 329-О, на которое часто ссылаются налогоплательщики при обосновании своей позиции. В частности, Суд подчеркнул, что налогоплательщик не может нести ответственность за действия всех организаций. участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет.

Вместе с тем, суды часто указывают на необходимость запроса у контрагента соответствующих документов, подчеркивая, что эти действия имеют для налогоплательщика характер обязанности (постановление ФАС ПО от 14 июля 2010 г. по делу № А57-7689/2009, постановление ФАС ЗСО от 20 июля 2010 г. по делу № А81-4676/2009).

Иногда внимание судов может быть обращено и на другие детали – например, заключение договора "пробной" поставки товаров небольшой партии для проверки контрагента (постановление ФАС Московского округа от 16 декабря 2010 г. № КА-А40/15535-10-П по делу № А40-960/09-126-4), факт регистрации контрагента за несколько дней до совершения сделки (постановление ФАС УО от 28 ноября 2012 г. № Ф09-11410/12 по делу № А60-7356/2012) и т. д. Налоговые органы могут также сослаться на то, что организация-контрагент имеет "массовых руководителей и учредителей". и этот факт должен был насторожить налогоплательщика (постановление ФАС МО от 3 ноября 2011 г. № Ф05-11505/11 по делу № А41-23181/2010).

В заключение отметим, что наличие только одного признака недобросовестности контрагента, как правило, не является препятствием для признания полученной налогоплательщиком налоговой выгоды необоснованной. Однако их совокупность нередко заставляет налоговые инспекции насторожиться, а суды – принять решение не в пользу налогоплательщика.

  • Постановление Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды "
  • Приказ ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок "
  • Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 21 июля 2010 г. № 03-03-06/1/477
  • Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 10 апреля 2009 г. № 03-02-07/1-177
  • Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 13 декабря 2011 г. № 03-02-07/1-430
  • Письмо ФНС России от 11 февраля 2010 г. № 3-7-07/84

1 Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 21 июля 2010 г. № 03-03-06/1/477, письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 10 апреля 2009 г. № 03-02-07/1-177, письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 13 декабря 2011 г. № 03-02-07/1-430, письмо ФНС России от 11 февраля 2010 г. № 3-7-07/84.

Получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня!

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2016. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 107076, г. Москва, ул. Стромынка, д. 19, к. 2, internet@garant.ru .

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3153), adv@garant.ru. Реклама на портале.Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter