Руководства, Инструкции, Бланки

лист адаптации ребенка в доу образец img-1

лист адаптации ребенка в доу образец

Рейтинг: 4.0/5.0 (1852 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Адаптация детей к детскому саду

Консультации для воспитателей. Адаптация детей к детскому саду.

Автор: Мальченкова Наталья Евгеньевна - педагог-психолог высшей категории, МДОУ детский сад комбинированного вида N77 «Василек», города Нижнего Новгорода Сормовского района.

Психологическое здоровье – это динамическое состояние внутреннего благополучия (согласованности) личности, которое составляет её сущность и позволяет актуализировать свои индивидуальные и возрастно-психологические возможности на любом этапе развития.
Одна из групп факторов влияющих на психологическое здоровье детей это неблагоприятные факторы, связанные с детскими учреждениями (пребывание ребенка в яслях и т.д.)
Поэтому, занимаясь психопрофилактической работой по сохранению психологического здоровья, первоначально было организованно:

  • в предупреждении дезадаптации детей во время адаптационного периода;
  • в решении задач по созданию и поддержанию благоприятных психологических условий для взаимодействия внутреннего мира ребенка с окружающими людьми и реальным миром.
  • в прослеживании состояния и динамики психологического здоровья ребенка обеспечивая возможность его сохранения и предохранения во время адаптационного периода.

Предупреждая неблагополучие во время адаптационного периода, составлен план предупреждения дезадаптации детей к детскому саду (см. приложение N1). После проводилась работа в виде групповых и индивидуальных консультаций для родителей и воспитателей, а также в виде информации на стендах. На консультациях родители заполняли анкеты (см. приложение N2а, б). Для ознакомления воспитателя с миром, который окружал ребенка до поступления в детский сад.
В решение задач по созданию и поддержанию психологических условий, профилактическая работа проводилась, через:

  • Разработку рекомендаций для воспитателей и родителей во время адаптационного периода ребенка;
  • Психологическое просвещение воспитателей и родителей. Где строилась с учетом принципов сотрудничества и взаимопомощи с целью реализации запросов и интересов родителей;
  • Помощь в организации благоприятной развивающей среды, создание положительного психологического климата при взаимодействии со специалистами (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре);
  • Профилактико-развивающие занятия с психологом. Цель занятий в создании условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения. На занятиях используются песенки потешки, пальчиковые игры, создавая положительный эмоциональный настрой, повышая речевую и двигательную активность.
  • Занимаясь профилактикой по сохранению психологического здоровья не надо забывать о здоровье воспитателей. Признаки профессионального выгорания педагогов в ситуациях профессиональных нагрузок указывают на необходимость профилактики стресса и психологического здоровья. Поэтому направление в работе развития чувства соответствия между собственными возможностями и требованиями среды; в адекватной оценке своих возможностей; чувство собственной значимости; и восприятия среды как значимой и доброжелательной, через антистрессовые (см. приложение N3), аутогенные, арт-психо-педагогические приемы. Музыка была добавлением на занятиях, как способствующая эмоциональной разрядке и регулированию настроения. Что дало воспитателю подумать о себе, своем здоровье, о важности собственной значимости в работе. Нельзя останавливаться на достигнутом, так как без психологического здоровья педагога нельзя создать благоприятные условия для развития детей.
  • Прослеживания состояние и динамику развития ребенка во время адаптационного периода, проводилась диагностика по методикам:
    • Карта проведения наблюдений на время адаптации (см. приложение N 4);
    • Методика диагностики тревожности включающая наблюдение (методика Сирса, см. приложение N 5);
    • Диагностика уровня адаптированности ребенка к детскому саду (А.С. Роньжина «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению» - М - 2006г.);
    • Шкала по определению поведенческой реакции в соответствии с оценкой факторов адаптации (см. журнал «Обруч» N3 – 2000г. А. Остроухова).
  • Для прослеживания динамики развития ребенка и выявления детей «группы риска» заполняются индивидуальные карты развития ребенка (см. приложение N6). Такое внимание к детям с первых дней пребывания в детском саду позволит предупредить нежелательные варианты развития ребенка. И подготовить его к следующему периоду – к школе.

Занимаясь профилактической работой по сохранению психологического здоровья детей можно выделить, что:
- Проблема обеспечения психологического здоровья личности – одна из важнейших задач практики в детском саду;
- Изначально психопрофилактика психологического здоровья должна проводиться, когда идет адаптационный период детей к условиям детского сада, так как адаптивные возможности ребенка ограничены, и резкий переход в новую социальную среду могут привести к эмоциональным и психофизическим нарушениям;
- Эффективность реализации работы зависит от того насколько эффективно организованно профессиональное взаимодействие всех участников процесса создания образовательной среды;
- Так же из аспектов работы является состояние психологического здоровья педагогических работников;

- И в настоящее время, есть все необходимое для развития личности и оказания помощи детям, адаптироваться к дошкольному учреждению сохраняя психологическое здоровье малышей.

Приложение N1.
Система предупреждения дезадаптации детей при приеме в ДОУ.

Приложение N2а.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Уважаемые родители!
Приглашаем Вас, принять участие в анкетном опросе. Ваши ответы помогут сотрудникам детского сада лучше узнать особенности и желания Вашего ребенка – для создания благоприятных условий его развития.

Дата рождения___________________ Домашний адрес, телефон__________________________________

Год рождения_____________________________________________________________________
Образование, специальность, место работы_____________________________________________
__________________________________________________________________________________

Год рождения______________________________________________________________________
Образование, специальность, место работы_____________________________________________
__________________________________________________________________________________

  • Состав семьи (кто постоянно проживает с ребенком)_________________________________________
  • Есть ли в семье другие дети, их возраст, каковы взаимоотношения с ними_______________________
  • К кому из членов семьи ребенок больше привязан_____________________________________________________
  • Была ли патология беременности, родов (какая)_______________________________________________
  • Часто ли болеет ребенок, какие тяжелые заболевания, травмы перенес____________________________
  • Основные виды занятий и игр дома___________________________________________________________
  • Какие игрушки любит, кто их убирает________________________________________________________
  • Охотно ли вступает в контакты, общение (нужное подчеркнуть):
    • с детьми своего возраста – да – нет;
    • с детьми старшего возраста – да – нет;
    • с незнакомыми взрослыми – да – нет;
    • с родными – да – нет.
  • Каким Вы считаете своего ребенка (нужное подчеркнуть): спокойным, малоэмоциональным, очень эмоциональным.
  • Что умеет делать ребенок самостоятельно____________________________________________________
  • Выполнение, каких режимных моментов доставляет Вам больше всего трудностей дома (нужное подчеркнуть): подъем, умывание кормление, укладывание спать, другое (допишите) ________________________________________________________________________________________
  • Какой аппетит у Вашего малыша (нужное подчеркнуть): хороший, ест все, плохо и мало, в зависимости от того, что в тарелке.
  • Как Вы его кормите дома (нужное подчеркнуть): он ест сам; сначала ест сам, а потом докармливаем; чаще его кормят с ложки взрослые; ест аккуратно; не очень аккуратно; мы добиваемся, чтобы он ел все, что дают; мы разрешаем, не есть то, чего он не хочет; пусть ест, сколько хочет; тарелка должна быть чистой.
  • Как засыпает ребенок дома (нужное подчеркнуть): быстро, медленно, сам, с ним рядом сидит кто-то из взрослых, иногда мочится во сне, раздевается перед сном сам, одевается после сна сам, его одевают и раздевают взрослые.

Определение навыков и умений ребенка во время поступления в детский сад.

Уважаемые родители!
Просим вас ответить на данные вопросы с целью того, чтобы помочь вашему ребенку успешно адаптироваться к детскому саду.

Подчеркните те слова, которые, на данный момент, соответствуют состоянию вашего ребенка ________________________________________
(укажите Ф.И. ребенка)

  1. Настроение: бодрое, уравновешенное, раздражительное, неустойчивое, подавленное.
  2. Сон: засыпает быстро, засыпает медленно, спокойно, неспокойно, используются дополнительные воздействия для засыпания, спит 3-4 часа, спит больше 4 часов, спит менее 3 часов.
  3. Аппетит: хороший, избирательный, неустойчивый, плохой.
  4. Отношение высаживанию на горшок: положительное, отрицательное, просится сам на горшок, не просится но сухой, не просится ходит мокрый.
  5. Привычки: сосет соску, сосет палец, раскачивается и др. (какие?)______________________________________________________
  6. Понимает речь взрослого: да, нет.
  7. Движения: активные, малоактивные, не активные.
  8. В повседневной жизни проявляет интерес к игрушкам, предметам домашнего обихода: проявляется, недостаточно проявляет, не проявляет.
  9. При обучении: проявляет интерес активно, недостаточно проявляет интерес, не проявляет.
  10. Умеет сам найти для себя дело: да, нет.
  11. Играет: самостоятельно, по инициативе взрослого, сам не играет.
  12. С взрослыми вступает в контакт: самостоятельно, сам не вступает, избирательно, опыта встречи с другими взрослыми нет.
  13. С детьми вступает в контакт: сам, сам не вступает в контакт, избирательно, опыта встречи с другими детьми нет.
  14. Был ли опыт разлуки с близкими: да, нет, легко остается с другими, не остается.
  15. К кому привязан больше ребенок:________________________________

Приложение N3.
Антистрессовые приемы
(9 профилактических правил для всех и каждого)
Наша жизнь набрала такой бешеный темп, что это начинает угрожать не только нервно-психическому здоровью людей. Ученные не перестают разрабатывать системы и методы, помогающие современному «цивилизованному» человеку не попасть в «стрессовый плен». Вот что, рекомендуют австралийские специалисты.

  1. Полдня в неделю нужно проводить так, как вам нравиться: плавайте, танцуйте. Прогуливайтесь или же просто сидите на скамейке в парке. В общем, хватит отдавать себя только работе!
  2. Не реже одного раза в день говорите самому дорогому для вас человеку теплые слова. Не сомневайтесь, что он (она) скажет вам в ответ то же самое. В нашем суровом мире одно сознание того, что вас кто-то любит, способно защитить от тяжелых срывов.
  3. Два или три раза в неделю давайте себе физическую нагрузку. Упражнения не должны быть изматывающими, но если после занятий вам не понадобился душ, значит, вы что-то делали неправильно или же просто недостаточно тренировались.
  4. Пейте побольше воды (не спиртных напитков!). Для того чтобы поддерживать тепло в хорошей форме, следует выпивать толь одной воды не менее 1 – 1,5 литра воды.
  5. По меньшей мере раз в неделю занимайтесь тем, что вам вроде бы «вредно» (можно к примеру, чуть-чуть нарушить диету, на которой вы сидите, побалуйте себя сладеньким или же ложитесь спать раньше либо позже, чем обычно). Следить за собой необходимо, но, когда это дается слишком серьезно, можно опасаться того, что вы станете ипохондриком.
  6. Не позволяйте расхищать свою жизнь! Будет лучше, если некоторые письма останутся нераспечатанными, а телефонные звонки – без ответа. Бесцеремонные люди крадут часы (даже дни) вашей жизни и создают вам стрессы, заставляя делать то, что вам не нужно и не нравиться.
  7. Когда вы подавлены или раздражены, занимайтесь интенсивной физической работой: вскопайте огород, раскидайте сугробы, переставьте мебель или просто разбейте старые тарелки. Можете отправиться за город и покричать там. Подобные неадекватные поступки неплохо защищают человека от стрессов.
  8. Съедайте хотя бы по одному банану в день. В них практически все витамины, много микроэлементов, к тому же они обладают высочайшей энергетической емкостью.
  9. Купите (если у вас еще нет такого) телефонный аппарат с записывающим устройством. Это позволит вам не дергаться из-за каждого звонка и сохранять действительно нужную для вас информацию.

Не очень сложные приемы, согласитесь? Но следование им обязательно убережет вас от многих тяжелых стрессов.

Приложение N4.
Адаптационный лист.

Другие статьи

Материал на тему: адаптационный лист ребенка

Материал на тему:
адаптационный лист ребенка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В создании психологически комфортной среды для детей можно и нужно использовать игры, игровые моменты, игрушки, облегчающие период адаптации ребенка. Адаптационные мероприятия не должны проводит.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ УЧАСТНИКИ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА Ребенок-родители-педагоги

Адаптационные процессы охватывают три стороны: ребенка, его родителей и педагогов. От того, насколько каждый готов пережить адаптацию, зависит конеч­ный результат - спокойный ребенок, с удо.

практическое занятие с воспитателями младшей группы, с целью обучить педагогов использованию нетрадиционных способов поддержки ребенка раннего возраста в адаптационный период.

адаптационный лист

адаптационный лист - бланк для заполнения в период адаптации детей к ДОУ.

Работа учителя-логопеда с родителями в адаптационный период ребенка в ДОУ

В данной статье описаны этапы и задачи работы учителя-логопеда с родителями в период адаптации ребенка к ДОУ.

Адаптационный лист для наблюдения в период адаптации детей к ДОУ.

Адаптационный лист воспитанника ГКП "Особый ребенок"

Адаптационный лист разработан в соответствии с организацией деятельности ГКП "Особый ребенок".

Адаптация детей к условиям детского сада

Адаптация детей к условиям детского сада

Ст.воспитатель МБДОУ детского сада № 21 Е.А. Богданович

Адаптация детей к условиям детского сада.

Одна из проблем, которая решается в дошкольном учреждении, - проблема адаптации детей.

В период адаптации у ребенка возникает переделка ранее сформированных динамических стереотипов и, помимо иммунной и физиологической ломки, происходит преодоление психологических преград. Стресс может вызвать у малыша защитную реакцию в виде отказа от еды, сна, общения с окружающими, ухода в себя.

Постепенное посещение ребенком группы снижает риск возможных инфекций, облегчает привыкание к новым условиям. Учитывая индивидуальные особенности ребенка, мы, воспитатели, быстро находим индивидуальный подход к нему.

Учеными было выявлено три фазы адаптационного процесса:

1. Острая фаза или период дезадаптации (тяжелая степень).

2. Подострая фаза или собственно адаптация (средняя степень).

3. Фаза компенсации или период адаптированности (легкая степень).

Длительность периода адаптации зависит от многих причин:

- от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка;

- от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы;

- от состояния здоровья;

- от резкого контакта между обстановкой, в которой ребенок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении;

- от разницы в методах воспитания.

Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными поведенческими реакциями:

- грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым;

МДОУ детский сад № 21 построен в 2008г. по краевой программе социально-экономического развития северных районов Краснодарского края «Север».

С начала 2009 года в детский сад прошел набор 50 воспитанников, и педагогическому коллективу пришлось провести огромную работу по адаптации детей всех возрастов.

В дошкольном образовательном учреждении наиболее значимыми для ребенка взрослым выступает воспитатель. В нашей практике были случаи, когда ребенок в первые дни пришел в группу спокойно, самостоятельно выбирает игрушки и начинает с ними играть. Но, получив, замечание от воспитателя, он резко и в отрицательную сторону меняет свое поведение.

Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям, имеющемуся у него опыту.

Определить, какой уровень навыков общения у вновь поступившего ребенка, воспитатель может, наблюдая за ним в первые дни и часы пребывания его в группе. Ситуация введения ребенка в группу позволяет обнаружить, способен ли он вступить в контакт с воспитателем и сверстниками, в какой форме это общение осуществляется, какой уровень деятельности при этом проявляется.

Воспитатель обращает особое внимание на следующее:

1) эмоциональное состояние ребенка (слезы, улыбка, неуравновешенное состояние, т.е. спокойствие сменяется слезами, и наоборот);

2) характер деятельности (отсутствие действий наблюдения, подражательные действия, самостоятельные предметные или игровые действия);

3) отношение к окружающим взрослым и сверстникам (негативное, положительное или вообще отсутствует);

4) высказывания о желаемом.

Подводя итоги адаптационного периода детей, было установлено, что более тяжелой адаптация проходила у детей старшего дошкольного возраста, которые не посещали какие-либо учреждения до поступления в детский сад.

Для преодоления средней и тяжелой степени адаптации воспитателями детского сада были предприняты следующие формы работы:

- индивидуальный подход к каждому ребенку (узнавание его интересов, любимых занятий);

- было рекомендовано на 2-3 часа посещать детский сад (на занятия, прогулки, игры);

- установлен эмоциональный контакт ребенка и воспитателя при присутствии взрослого человека (интерес к детскому саду) в новой ситуации;

- были проведены экскурсии по группе, территории детского сада вместе с воспитателем, родителями и ребенком. На прогулке легче установить контакт воспитателю с детьми, т.к. эти условия напоминают условия домашнего двора. Красиво оформленная территория и различные игрушки помогают ребенку провести время весело и заинтересовывают его, привлекают внимание, вызывают желание придти сюда снова.

- а также взаимосвязь родителей и детского сада в единстве системы воспитания в семье и детском саду ( соблюдение режима дня, занятий, игр, сна).

Показателями хорошего и быстрого привыкания ребенка можно считать: спокойное, уравновешенное эмоциональное состояние, активные действия при ознакомлении с окружающим; умение войти в контакт с взрослыми и сверстниками; высказывания, не связанные с воспоминаниями о близких.

Плач при уходе близких, отказ от деятельности, отрицательное отношение к воспитателю и детям, высказывания «Хочу домой», «Где моя мама?», радость при возвращении близких – показатели того, что привыкание ребенка будет длительным, болезненным.

Воспитателями МДОУ детского сада № 21 ведется лист адаптации, для отслеживания степени тяжести адаптационного периода у детей пришедших в детский сад:

Фамилия, имя ребенка ___________________________________________

Дата рождения _________________________________________________

Дата поступления в детский сад ___________________________________

Масса тела на начало адаптации __________________________________

Через 2 недели _________________________________________________

(при отсутствии аппетита)

На конец адаптации _____________________________________________

Нормализация эмоционально-поведенческой реакции на _________ день адаптационного периода.

Течение адаптации (нужное подчеркнуть): легкое, среднее, тяжелое

В период адаптационного периода воспитателями нашего детского сада проводилась большая работа с родителями, это и индивидуальные и групповые консультации (о режиме дня, о привычках, о том, что должен знать и уметь ребенок данного возраста). Также родителям вручались памятки: «Что делать, если Ваш ребенок плохо ест?», «Ребенок не хочет спать. Что делать?», «Как приучить ребенка к горшку», «Как преодолеть капризы вашего ребенка» и др.

В детском саду проводятся и дни открытых дверей, этот вид работы формирует у родителей доверие к системе воспитания. Воспитатели детского сада организуют фотовыставку, отражающую содержание воспитательно-образовательной работы в детском саду; в каждой групповой комнате имеется уголок родителей, где помещаются материалы по вопросам воспитания ребенка.

В первые дни ребенок посещает детский сад кратковременно, всего на несколько часов, это проходит в присутствии взрослого и направлено на формирование интереса к детскому саду, на установление контакта. Для ребенка совместно с мамой проводятся экскурсии по детскому саду.

Безусловно, в проведении любого процесса главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.

Лист адаптации в доу бланк

Скачать лист адаптации в доу бланк: справочник оквэд 2013 с расшифровкой

12 апр 2015 Поэтому так важно, в период адаптации детей младшего дошкольного адаптации детей дошкольного возраста к условиям ДОУ сделан в ДМ « Детский сад», мягкая игрушка,большие листы ватмана и бумага. 12 сен 2014 Практическое изучение вопросов адаптации детей раннего возраста к условиям Формы и методы сотрудничества ДОУ с семьей. приводила один и тот же пример: садовник, бережно пересаживая молодое деревце, Данные заносятся в те дни, которые указаны в листе адаптации. РАБОТА ДОУ. С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ Неблагополучные семьи - в настоящее время острая.

Участвуя, уже не первый год в Фестивале педагогических идей “Открытый урок”, и анализируя. Вход по аккаунту? doc me. Каталог. 3 мар 2014 Лист адаптации (бланк) Ф.И.О. ребенка Дни посещения ДОУ Показатели адаптации Аппетит Стул Сон Общий эмоциональный фон. Полное название проекта Скоро в школу Срок выполнения 10 апреля – 25 мая 2014 года. 11. Статистический годовой отчет (1 раз в конце учебного года) 12. Тетрадь районных. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Государственное бюджетное. В книге раскрываются особенности работы с детьми в разновозрастной группе. Приложение 2. Опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) Инструкция. Бланк листа адаптации в ДОУ Лист адаптации предназначен для фиксации важных параметров поведения ребенка в дошкольном заведении, а также. Алгус Хераи командир Авалангского пехотного полка, или того, что в нашем понятии могло. Лист адаптации Кликнув по ссылке скачать лист вы можете скачать бланк листа к себе.

Лист адаптации предназначен для фиксации важных параметров поведения ребенка. Бланк. Скачать лист адаптации: Лист адаптации (ребенка к дошкольному учреждению). Использование песочной психотерапии в детском саду. Отличный тест. ps. Когда у мужчины рождается Сын он становится ОТЦОМ, когда дочь Папочкой. 15 авг 2013 Все особенности рекомендуется отмечать в листе адаптации, Отправляя таких детей в ДОУ, школу, нужно учитывать эти аспекты. Краткая характеристика внимания. Виды внимания. Развитие внимания в дошкольном возрасте.

Бланк адаптационного листа предназначен для ведения статистики адаптации ребенка. 4 дек 2011 Лист адаптации. Кликнув по ссылке скачать лист вы можете скачать бланк листа к себе на компьютер и распечатать его на принтере. Лист адаптации. Лист адаптации. Бланки ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОТЧЕТ о протекании процесса адаптации ДОУ № 9 «Восход» за 2015 - 2016 учебный год Бланки ДОУ + индив. карточка + план-программа развития+ паспорт. Порядок приема детей в дошкольное образовательное учреждение Прием детей в МБДОУ д. Лист адаптации ребенка к дошкольному учреждению: главная тема данной страницы сайта Psyoffice.ru. Пример психологического заключения ребенка · Пример Анализ адаптации всех поступивших детей ______. Течение.

Следует оговориться, что проект всегда требует творческого подхода и в этом смысле любой. Бланки в детском саду. Карта наблюдения: «Критерии адаптации детей к ДОУ» · Лист адаптации Адаптационный лист ребенка в детском саду. Важным компонентом профессиональной деятельности практического психолога в условиях. Представлен бланк карты, который заводится на каждого ребенка ДОУ и ведется психологом. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего Лист адаптации детей раннего возраста.

Тест Уровень сотрудничества в детском коллективе · Лист адаптации и препятствующих обучению, развитию и саморазвитию педагогов в ДОУ.

Организация процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду в условиях ФГОС дошкольного образования

Автор: Коробейникова Надежда Николаевна Обновлено: 13.07.2014 14:19 13.07.2014 14:19

Организация процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду
в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Коробейникова Надежда Николаевна
воспитатель МБДОУ детский сад «Сказка»
общеразвивающего вида
п. Газ-Сале Тазовского района
Ямало-Ненецкого АО

«…Твердо убежден, что есть качества души,

без которых человек не может стать

настоящим воспитателем, и среди этих качеств -

на первом месте – умение проникнуть в

духовный мир ребенка».

Важным событием последнего года стало принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Основной ценностью нового нормативного документа стала его ориентация на психолого-педагогическое сопровождение ребенка в процессе социализации и ндивидуализации дошкольников. Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша. физического, нервно-психического и социально-психологического. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребёнок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения. Базовая ценность - здоровье превращается в воспитательную задачу, которая предполагает создание в стенах детского сада для вновь пришедших детей особой атмосферы, основанной на создании комфортных и уважительных условий для каждого малыша.

Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Для малыша - это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Ему предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Четкий режим дня, отсутствие родителей, как правило, иной стиль общения, необходимость общения со сверстниками, новое помещение - все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. Эти новые факторы вызывают у малыша защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими.

И педагоги, и родители должны понимать, насколько ответственен момент адаптации ребенка к условиям детского сада и насколько серьезные последствия для здоровья ребенка он может спровоцировать.

Положения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования акцент делают на создании наиболее благоприятных для ребенка психолого-педагогических условий, где особое внимание уделяется условиям взаимодействия педагога и ребенка.

Таким образом, привыкание ребенка к детскому саду будет максимально безболезненным, при использовании комплексного подхода к решению проблем адаптации каждого малыша.

Чтобы определить перечень задач, которые решает воспитатель в процессе организации успешной адаптации малышей раннего возраста к условиям детского сада, остановимся более подробно на определении понятия «Адаптация».

Согласно современным психолого-педагогическим исследованиям под адаптацией понимается приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Вместе с тем, процесс адаптации у каждого малыша проходит по-разному, в зависимости от его индивидуально-типологических особенностей и той социальной обстановки, которая окружает ребенка.

Тем не менее, выделяют три степени адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада – легкую, среднюю и тяжелую. В основе данной градации лежат такие показатели как:

· Быстрота нормализации эмоционального самочувствия ребенка;

· Проявление положительного отношения к педагогам и сверстникам;

· Наличие интереса к предметном миру;

· Частота и длительность острых вирусных заболеваний.

Легкая адаптация проходит в течение 1—2 недель. Переживания ребенка наблюдаются не более 14 дней. Малыш быстро начинает проявлять интерес к окружающим: воспитателям и детям, наблюдаются незначительные нарушения сна и аппетита. Ребенок не болеет, к концу второй недели он уже легко расстается с родителями, нормализуется его эмоциональное состояние.

При адаптации средней тяжести у детей наблюдаются значительные нарушения сна и аппетита, которые приходят в норму к концу месяца. Малыш обычно пассивен, капризничает, раздражителен, часто плачет, его не интересуют игрушки, он перестает пользоваться активным словарем. Часто происходят нарушения в работе вегетативной нервной системы – это выражается в появлении бледности кожных покровов, потливости, появляются тени под глазами, фиксируется изменение стула. Ребенок подвержен инфекционным заболеваниям, которые протекают в тяжелой форме. Обычно описанная симптоматика начинает проходить через месяц, после первого посещения детского сада.

Наиболее опасна для здоровья малыша тяжелая степень адаптации к дошкольному учреждению. Ребенок трудно привыкающий к детскому саду как правило подвержен длительным и тяжелым заболеваниям. Иммунная система малыша не справляется с инфекциями, и они начинают сменять одна другую. Он эмоционально истощен, капризничает, часто наблюдаются невротические состояния. Родителей и педагогов беспокоит аппетит крохи – он отказывается от еды, попытки накормить могут заканчиваться рвотой. Нарушается сон, ребенок спит очень чутко, часто просыпается, плачет во сне, долго не может заснуть. Малыша не радует окружающая обстановка. Он отказывается играть с любимыми игрушками, почти не общается с другими детьми, пассивен в общении с взрослыми. В зависимости от индивидуально-типологических особенностей (типа высшей нервной деятельности, вида темперамента) ребенок может быть или тихим и подавленным, или наоборот агрессивным и истеричным. Такое состояние может наблюдаться в течение нескольких месяцев, при этом угнетаются все жизненные силы малыша, замедляются темпы физического и психического развития.

Своеобразие адаптации малыша к новым условиям обусловлены специфическими особенностями раннего возраста. Этот период является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются основные умения малыша, так необходимые для его успешного развития. В это время складываются такие доминантные качества как познавательная активность, самостоятельность, инициативность, коммуникабельность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности. Но их формирование требуют адекватных действий со стороны взрослых, определенных форм общения и активного взаимодействия с ребенком. Основными линиями развития детей раннего возраста являются:

- развитие предметной деятельности;

- развитие эмоционально-действенного общения с взрослыми.

Ведущая роль предметной деятельности в развитии малыша очевидна. Включение в предметную деятельность позволяет ребенку развивать культурно нормативные, специфические и орудийные действия. Использовать в своей повседневной деятельности окружающие предметы (есть ложкой, копать лопаткой, пользоваться расческой и т.д.) в соответствии с их социальным назначением.

В раннем детстве происходит интенсивное развитие наглядно-действенного мышления и познавательной активности, формирование целенаправленности и настойчивости действий ребенка. Для развития действий используют конструктивные игры и игрушки.

Особенностью раннего детства становится и специфичный режим жизнедеятельности малыша. Как правило, этот важный период своего развития ребенок проводит в семье. Семейная обстановка является оптимальной для ребенка - любовь близких взрослых, их чуткое и гибкое отношение, индивидуальное общение являются необходимым условием его нормального развития и хорошего эмоционального самочувствия. В современных условиях семья очень часто вынуждена прервать гармонию развития малыша в условиях дома и воспользоваться услугами детского сада.

Главная задача, которую решают в это время работники детского сада и родители – сделать детский сад для ребёнка желанными. Необходимо чтобы отрыв от дома, от близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми сверстниками не стали для ребёнка серьезной психологической травмой.

Успешно решить данную задачу позволяет организация группы кратковременного пребывания малышей. Такой тип групп часто называют «адаптационной» группой. В таких группах исчезает симбиотическая связь ребенка с мамой, что способствует развитию самостоятельности, независимости малышей, дети учатся общаться со взрослыми и сверстниками, развиваются познавательные процессы (внимание, память, мышление), жизнь ребенка насыщается новыми впечатлениями и положительными эмоциями, что способствует лучшей адаптации в детском саду.

И если индивидуальный подход педагога к каждому ребенку очевиден в любом возрасте, то здесь он имеет решающее значение, ведь специфичной особенностью возраста является готовность малыша воспринимать общение только в том случае, если коммуникативная реакция взрослого обращена лично к нему. Для детей раннего возраста неэффективными являются любые вербальные методы взаимодействия. Поэтому речь взрослых должна быть предельно выразительной, эмоциональной и только наша увлеченность может заинтересовать ребенка.

Как же успешно организовать процесс адаптации детей в 1младшей группе?

Опираясь на положения ФГОС ДО хочется выделить три группы необходимых условий:

1. Первая группа условий связана с созданием пространственной предметно-развивающей среды: важно отметить, что правильно организованная развивающая среда с точки зрения психолого-педагогических требований должна способствовать более быстрой адаптации ребенка, поддержанию эмоционального благополучия малыша и создавать условия для его развития. Для этого в адаптационной группе важно выделить следующие содержательно-деятельностные зоны:

Зона познавательной деятельности – способствует ознакомлению малыша с окружающим, математика, развитие речи: поделки-подарки из различных материалов, «сокровищницы» - чудесные мешочки, коробочки; предметы из различных материалов (мех, ткани и т.д.), предметы из разнообразных конусовых основ из 4-5 колец, книжный уголок, материал для элементарной экспериментальной деятельности и др.

Требование: материал, представленный в этой зоне должен быть функциональным, простым в изготовлении и быть легкодоступным для детей. Максимальный уровень размещения материала - рост ребенка + приподнятая рука.

Художественная зона - изобразительная деятельность, ручной труд: материалы для занятий рисованием (цветные карандаши, фломастеры, гуашь, цветная тушь, кисточки, подручный материал для нетрадиционного рисования); материал для лепки (тычки, пластилин или глина).

Констуктивно-игровая зона - конструирование, игра: все виды конструкторов «Строитель», мягкие модули, дуги для подлезания, столы и стулья, коробки большие и маленькие, ящички, детские полиэтиленовые тазики для стирки, бросовый материал.

Требования: для расположения материала необходимо удобное место и большое пространство, мелкий строительный материал – в корзинах, ящичках.

2. Вторая группа условий характеризует требования к профессиональной компетентности педагога.

Для успешной организации процесса адаптации малышей педагогу необходимо хорошо знать особенности развития ребенка раннего возраста, учитывать социальную ситуацию развития каждого малыша, ориентироваться на имеющийся опыт организации процесса адаптации детей, существующий в детском саду. Для решения выделенных задач воспитателю необходимо активно реализовывать процесс самообразования: знакомиться с новыми методическими разработками по проблеме адаптации детей до 3-х лет, принимать участие в методических мероприятиях, активно сотрудничать с психологом, педагогами, которые уже имеют опыт проведения адаптационной кампании в детском саду. Опыт работы в выделенном направлении показывает, что эффективность работы обеспечивается готовностью педагога планировать и реализовывать мероприятия, направленные на успешную адаптацию детей,а также осуществлять целенаправленную работу с семьями воспитанников: например, создание для родителей рекомендаций «Подготовка ребёнка к посещению детского сада»; привлечение к участию взрослых в совместных занятиях, играх, праздниках. Способствует получению положительных результатов и использование произведений устного народного творчества в работе с детьми, создание мини хрестоматийного сборника из произведений малых фольклорных форм.

Раскрывая требования к компетентности педагога важно остановиться на готовности воспитателя решать задачи педагогического мониторинга. Умение педагога получить полную и достоверную информацию об особенностях развития ребенка, о его интересах и потребностях неразрывно связано с возможностью обеспечить каждому малышу комфортные условия пребывания в детском саду, позволяет проектировать маршруты сопровождения малыша.

Эффективным диагностическим инструментом становится метод наблюдения за ребенком. Анализ результатов наблюдения предполагает обмен информацией между воспитателями и родителями ребенка, обсуждение полученной информации со специалистами. Сведения о развитии ребёнка, полученные в результате проведения систематических наблюдений, являются неотъемлемой основой для построения конструктивного взаимодействия между педагогами детского сада и семьями детей, что способствует активному вовлечению семьи и привлечению родителей к процессу принятия решений, касающихся всех аспектов развития их ребёнка.

Результаты наблюдений регулярно обсуждаются с родителями каждого ребёнка и используются для принятия совместных решений. В программах, ориентированных на ребёнка, родители получают регулярную и персональную информацию, которая основывается на результатах документальных систематических наблюдений за их детьми. Описанные выше положения позволяют логично перейти к третьей группе условий:

3. Организация работы с родителями. Взаимодействие детского сада и семьи, как показывают современные исследования, – двусторонний, циклический процесс. Силами действия и противодействия, находящимися то в гармонии, то в противоречии друг с другом, и тем самым задающими динамику, выступают семейная и внесемейная, общественная система детского сада: представляющие различные области социализации и воспитания малыша.

Взаимодействие педагогов и родителей длится в среднем 5 – 5, 5 лет, с момента поступления ребенком раннего возраста в детский сад и до поступления его в школу, и характеризуется целым рядом событий, детерминированных логикой прохождения детьми возрастных групп детского сада, в сопровождении педагогов и родителей.

И если рассматривать период адаптации, то взаимодействие детского сада и семьи всегда сопряжено с подъемом интереса к детскому саду. Объясняется это изменением образовательных потребностей и запросов семей. Глубокое переживание семьей поступления ребенка в детский сад (чаще всего в возрасте 1,5 – 2 лет) обуславливает потребность семьи в профессиональной психолого-педагогической поддержке специалистов детского сада. Условно процесс взаимодействия педагогов и родителей в период адаптации ребенка раннего возраста к детскому саду можно разделить на несколько этапов:

I этап. Открытие - адаптационный период.

Знакомство; совместное изучение особенностей семейного и общественного воспитания, определение места и роли участников воспитательного процесса в становлении и развитии взаимодействия ребенка с окружающим миром. Обеспечение условий комфортной адаптации родителей и ребенка к детскому саду, создание совместными усилиями педагогов и родителей ситуаций успеха для каждого ребенка

Семья. Родители. Знакомятся с адаптационной моделью, предлагаемой детским садом. Получают приглашение педагогического коллектива детского сада посещать встречи - знакомства и принимают решение: согласиться или отказаться от поступившего приглашения.

Заполняют анкету, содержание которой позволяет выявить особенности готовности к детей детскому саду. (Приложение 1,2).

В случае согласия – посещают встречи-знакомства, активно включаясь во взаимодействие с другими семьями и педагогами. Помогают сыну/дочери выстраивать взаимодействие с чужими взрослыми и детьми в новой для него предметно-развивающей среде детского сада.

Детский сад. Педагоги. Информируют семью об адаптационной модели, существующей в детском саду. Готовят и проводят встречи - знакомства за круглым столом, показывают семье место и роль родителей и прародителей, воспитателей, детей (сверстников, старших и младших) в процессе социального развития ребенка. Изучают особенности семейного воспитания детей. Организуют работу адаптационной группы, предоставляя возможность родителям два раза в неделю приходить вместе с ребенком в детский сад, выстраивая взаимодействие с детьми и взрослыми (или подбирают другую модель адаптации, возможную для сложившихся в семье и детском саду условий).

Встречи воспитывающих взрослых за круглым столом лучше проводить 2 раза в неделю, в течение часа, на протяжении одного месяца. Хорошо, если встречи-знакомства предваряют поступление ребенка в детский сад и его адаптацию. Если это невозможно, то встречи-знакомства воспитывающих взрослых могут проходить параллельно адаптации ребенка.

II этап. Прояснение ожиданий.

Обсуждение достижений и трудностей детей в ходе совместного с родителями посещения группы детского сада в период адаптации; выяснение ожиданий от дальнейшего сотрудничества взрослых в воспитании.

Семья. Родители. Участвуют в собрании-встрече; при поддержке педагогов развивают способность осознавать взаимодействие в триаде «родитель-ребенок-педагог», выделяя сферы заботы и влияния воспитывающих взрослых.

Детский сад. Педагоги. Готовят и проводят собрание-встречу, помогая родителям осознавать взаимодействие в триаде «родитель-ребенок-педагог», выделяя сферы заботы и влияния воспитывающих взрослых.

На первом этапе педагоги и родители много узнали друг о друге, научились доверять, благодаря чему сердца матери и отца не сжимает страх неопределенности; кризис перехода семьи в новое пространство жизни миновал.

III этап. Согласование.

Согласование точек зрения и прогнозирование развития взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей.

Семья. Родители. Участвуют в составлении текста соглашения о взаимодействии в воспитании детей.

Детский сад. Педагоги. Участвуют в составлении текста соглашения о взаимодействии в воспитании детей.

Когда ответы даны всеми партнерами и записаны, можно приступить к построению текста «Соглашения о воспитании детей». Ни одна прекрасная мысль не должна остаться незаписанной! Ни одно имя ребенка и воспитывающих взрослых не должно быть забыто! Каждое имя воспитанников записывается так, как оно звучит в семье из уст родителей.

Встреча. Согласование позиций в воспитании ребенка (проводится спустя месяц, после полученного опыта совместного с ребенком посещения группы).

IV этап. Созидание образа События

Обсуждение проекта взаимодействия детского сада и семьи в процессе воспитания детей, с учетом обнаруженных ранее достижений и трудностей, а также перспектив развития.

Семья. Родители. Участвуют в собраниях-встречах, обсуждают проект взаимодействия детского сада и семьи в воспитании детей, вносят предложения, на основании осознания ценности сотворчества с педагогами и имеющихся представлений о реализуемой в детском саду основной общеобразовательной программы.

Детский сад. Педагоги. Готовят и проводят собрания-встречи, организуют обсуждение проекта взаимодействия детского сада и семьи в воспитании детей: направлений, форм взаимодействия в соответствии с задачами и содержанием основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

К проектированию будущего взаимодействия можно переходить вместе с родителями по окончании адаптационного периода, который традиционно завершается к началу учебного года. Если педагоги совместными усилиями с родителями создали благоприятную среду для развития детей, то малыши с успехом осваивают новое для себя пространство, людей, во взаимодействии с которыми познают другого и себя; по отношению к некоторым сверстникам начинают проявлять симпатию, на основе которой в дальнейшем развивается дружба.

В качестве примера проектирования взаимодействия взрослых и детей можно рассмотреть календарный план, представленный в приложении 3.

План позволяет поставить конкретные задачи работы с детьми. Задачами взаимодействия взрослых и ребенка в период адаптации к детском саду являются:

1. Снятие у детей раннего возраста психоэмоционального напряжения, поддержание нормализации мышечного тонуса, улучшение настроения.

2. Укрепление эмоциональных контактов между детьми и взрослыми в период адаптации.

3. Развитие доверия и взаимопонимания между детьми и взрослыми.

Данный календарный план рекомендован только на адаптационный период. В нем описаны игры разной тематики, содержания, подвижности. Они проводятся в совместной деятельности воспитателя с детьми (игры проводятся с одним, с двумя детьми, с небольшой подгруппой детей в зависимости от разных причин). Предлагается несколько названий игр, но не обязательно строго соблюдать последовательность и перечень игр, ниже можно добавить свои игры. Те игры, которые были проведены, отмечаются «галочкой». Картотеку можно дополнять.

В календарном плане предложена примерная программа прогулки. Она проводится с детьми от 1 года 6 мес. до 3 лет в солнечную и спокойную погоду.

В комментарии воспитатель отмечает активность детей в игровой деятельности в группе и на прогулке. Проводится небольшой анализ работы с детьми в течение дня.

План можно изменить, вписать свои игры, наблюдения в зависимости от психологических и возрастных особенностей детей, от экологической обстановки, погодных условий и т. д.

Для более эффективного наблюдения за периодом протекания процесса адаптации малышей можно использовать специальный адаптационный лист, представленный в приложении 4.

Полная адаптация ребенка к детскому саду возможна у некоторых малышей не раньше чем через2-3месяца.

С уверенностью можно сказать, что те условия, которые мы создаем в ходе адаптационного периода, помогут безболезненно приспособиться малышам к новым жизненным условиям и будут способствовать формированию положительного отношения детей и родителей к дошкольному учреждению.

Результаты работы в этом направлении позволяют говорить, что у ребёнка с легкой адаптацией быстро нормализуется сон, малыш с аппетитом ест, охотно идёт на контакт со сверстниками и взрослыми, настроение бодрое и спокойное. Умеет играть рядом с другими детьми.

Следует отметить, что возможность лёгкой адаптации ребёнка к детскому саду возможна при соблюдении следующих условий:

- родители заранее готовят малыша к посещению детского сада;

- узнают режим детского сада и начинают его внедрять в домашних условиях;

- знакомятся с организацией жизни малышей в детском саду, с образовательной программой, с особенностями адаптационного периода, показателями адаптации.

Можно рассматриватьдва основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко войти в новые жизненные условия).

Показателями успешной адаптации выступают: уменьшение заболеваний, их длительное отсутствие, положительная динамика нервно-психического развития.

Только тогда, когда и в группе, и дома ребёнок спокойно засыпает и спит положенное по режиму время, ест с аппетитом, спокойно общается с окружающими, действует с предметами, можно считать, что он адаптировался к новым условиям.

Создавая у ребёнка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения в соответствии с возрастными возможностями детей, формируя потребность в общении с взрослыми и детьми, мы обеспечиваем эффективность решения образовательных задач уже в период привыкания ребёнка к новым условиям и тем самым ускоряя протекание адаптационного периода.

1. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача российской Федерации от 15мая 2013г №26(зарегистрировано Министерством юстиции Российской федерации 29 мая2013г. регистрационный №28564).

2. Жердева Е.В.Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня) .- Изд.3-е.-Ростов на /Д: Феникс, 2008.- 186с.

3. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста .- М. 1977

4. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие- Воронеж, «Учитель», 2006.-236с

5. Васильева А.И. Бахтурина Л.А. Кибитина И.И. Старший воспитатель детского сада. – М. Просвещение, 1990. -143 с.

6. Васюкова Н Е, Чехонина О И Интеграция содержания образования через планирование педагогической деятельности // Детский сад от А до Я -2004 -№6(12) -С 8-14 (0,3 пл)

7. Вершинина Н.Б. Суханова Т.И. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду. Справочно–методические материалы. – Издательство «Учитель», 2010 - 111 с.

8. Воробьева Т.К. Планирование работы дошкольного образовательного учреждения. – М. «Ансел-М», 1997. -64 с.

9. Давыдова О.И. Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие.- М.:ТЦ Сфера, 2005.-128с.-(Приложение к журналу «Управление ДОУ»)

10. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 «Об образовании в РФ»

11. Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: Практическое пособие – 2-е изд.-М. Айрис- пресс, 2006.-112с.

12. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. Балашов-Николаев ,2005-76с.

13. Микерина А.С. Познавательное развитие детей дошкольного возраста в интегрированном образовательном процессе./Автореферат.- Ч.:2013.- 27с.

14. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений.- 5-е изд. стериотип. -М. Издательский центр «Академия», 2001.- 336с.

1. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. портал (Электронный ресурс) УЧМАГ: https://uchitel-izd.adobeconnect.com ,

2. портал дошкольных работников http: // www.planirovaniefqos.docx.

Анкета для родителей

Уважаемые родители! Приглашаем принять участие в анкетном опросе. Ваши ответы помогут педагогам детского сада лучше узнать особенности вашего ребенка для создания благоприятных условий его развития и более успешной работы педагогов.

Ф. И. _______________________________________________________________

Дата рождения _______________________________________________________

Домашний адрес, телефон _____________________________________________

Год рождения ________________________________________________________

Место работы ________________________________________________________

Год рождения ________________________________________________________

Место работы ________________________________________________________

4. Жилищные условия (подчеркнуть)

а) отдельная благоустроенная квартира

б) квартира с подселением

в) съемное жилье

5. Экономическое положение семьи (подчеркнуть)

а) низкий материальный доход

б) средний материальный доход

в) высокий материальный доход

6. Состав семьи (кто проживает вместе с ребенком)

Степень родства (брат, сестра, бабушка и т. д.) ____________________________

7. К кому из членов семьи ребенок больше привязан:_______________________

8. Часто ли болеет ребенок, какие тяжелые заболевания, травмы перенес: ____________________________________________________________________

9. Какие игрушки любит ребенок? Основные виды игр и занятий с ребенком дома: _______________________________________________________________

10. Как обычно зовут ребенка дома?_____________________________________

11. Какие навыки самообслуживания уже обретены ребенком: ______________

12. Как засыпает ребенок дома? (нужное подчеркнуть):

· рядом сидит кто-то из взрослых

· иногда мочится во сне

· раздевается перед сном и одевается перед сном сам

· с помощью взрослых

13. Какой аппетит у Вашего малыша? (подчеркнуть):

· ест плохо и мало

14. Охотно ли вступает в контакты, общение (подчеркнуть):

· с детьми своего возраста

· с детьми старшего возраста

· с незнакомыми взрослыми

· с родными

15. Каким Вы считаете своего ребенка (подчеркнуть):

· мало эмоциональным

· очень эмоциональным

16. Что отличает Вашего ребенка от других? (его индивидуальные особенности) ____________________________________________________________________

17. На основе каких знаний Вы воспитываете ребенка? (подчеркнуть)

а) слушаете передачи по радио, телевидению

б) читаете педагогическую литературу

в) на основе рекомендаций педагогов

г) на основе опыта старшего поколения

д) другое (дописать) __________________________________________________

18. Какие методы в воспитании считаете наиболее эффективными (подчеркнуть)

д) другое (дописать) __________________________________________________

19. Какие виды поощрения используете чаще (подчеркнуть)

а) словесная похвала

г) другое (дописать) ___________________________________________________

20. Какие виды наказания наиболее действенны в воспитании (подчеркнуть)

а) физические наказания

б) словесная угроза

в) лишение развлечения

г) проявление Вами обиды

д) другое (дописать) __________________________________________________

21. Что вызывает осложнения в общении с детьми? Какие трудности испытываете? _______________________________________________________

22. Имеются ли разногласия с другими членами семьи в вопросах воспитания? В чем они выражаются? _______________________________________________

23. Как проводите досуг в семье? _______________________________________

24. Проблемы семейной педагогики, к которым Вы испытываете наибольший интерес: ____________________________________________________________

25. Какие формы сотрудничества с педагогами и психологом для Вас наиболее привлекательны:

возможность видеть ребенка в группе в разных видах деятельности

обмен мнениями о развитии детей в беседах, дискуссиях

участие в совместных с детьми досугах

участие в практикуме или тренинге, обогащающем Ваши воспитательные умения и др. (при желании дополните) _________________________________

Спасибо за сотрудничество!

Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение

Ф. И. ребенка __________________________________________________________________

Возраст на момент поступления ребенка в ДОУ ___________________________________________________