Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция о проведении учета жилищного фонда в рф 2015 img-1

инструкция о проведении учета жилищного фонда в рф 2015

Рейтинг: 4.5/5.0 (1916 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Скачать Инструкция о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации

Инструкция определяет основные требования к организации и порядку проведения технической инвентаризации и учета жилищного фонда в городах и других поселениях Российской Федерации.

1. Организация работ
2. Съемка земельного участка
3. Съемка, характеристика и техническое описание здания, строения, сооружения
4. Определение технического состояния (физического износа) здания, строения, сооружения
5. Определение стоимости здания, строения, жилого помещения
6. Учет принадлежности домовладения, здания, жилого помещения (квартиры)
7. Представление статистической отчетности
8. Учет документов в архиве бюро технической инвентаризации
9. Указания по заполнению технических паспортов домовладения, здания (строения), жилого помещения (квартиры)
9.1. Технический паспорт домовладения
9.2. Технический паспорт на здание (строение)
9.3. Технический паспорт жилого помещения (квартиры).
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9
Приложение 10
Приложение 11
Приложение 12
I. Архитектурно-планировочные и эксплуатационные показатели
II. Техническое описание здания или его основной пристройки
III. Благоустройство площади квартир здания и строения (кв.м)
IV. Сведения о принадлежности
V. Стоимость здания
Приложение к техническому паспорту на здание (строение)
Приложение 13
I. Сведения о принадлежности
II. Экспликация площади квартиры
III. Техническое описание квартиры
IV. Стоимость квартиры

Минземстрой России
Московское областное бюро технической инвентаризации
Московское городское бюро технической инвентаризации
Республиканское управление технической инвентаризации

Другие статьи

Скачать Инструкция о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации

Инструкция определяет основные требования к организации и порядку проведения технической инвентаризации и учета жилищного фонда в городах и других поселениях Российской Федерации.

1. Организация работ
2. Съемка земельного участка
3. Съемка, характеристика и техническое описание здания, строения, сооружения
4. Определение технического состояния (физического износа) здания, строения, сооружения
5. Определение стоимости здания, строения, жилого помещения
6. Учет принадлежности домовладения, здания, жилого помещения (квартиры)
7. Представление статистической отчетности
8. Учет документов в архиве бюро технической инвентаризации
9. Указания по заполнению технических паспортов домовладения, здания (строения), жилого помещения (квартиры)
9.1. Технический паспорт домовладения
9.2. Технический паспорт на здание (строение)
9.3. Технический паспорт жилого помещения (квартиры).
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9
Приложение 10
Приложение 11
Приложение 12
I. Архитектурно-планировочные и эксплуатационные показатели
II. Техническое описание здания или его основной пристройки
III. Благоустройство площади квартир здания и строения (кв.м)
IV. Сведения о принадлежности
V. Стоимость здания
Приложение к техническому паспорту на здание (строение)
Приложение 13
I. Сведения о принадлежности
II. Экспликация площади квартиры
III. Техническое описание квартиры
IV. Стоимость квартиры

Минземстрой России
Московское областное бюро технической инвентаризации
Московское городское бюро технической инвентаризации
Республиканское управление технической инвентаризации

04.08.1998 Минземстрой России (Russian Federation Minzemstroy 37)

© 2007 ООО «МЦК» Независимая строительная экспертиза недвижимости: обследование зданий, контроль качества строительства, техническое проектирование домов в Москве и регионах России. Энергетическое обследование зданий и энергоаудит предприятий.

Инструкция о проведении учета жилищного фонда рф - Окунитесь в мир информации

Инструкция о проведении учета жилищного фонда рф

Нужен технический план, согласование перепланировки? Оценка имущества, согласование перепланировки г. Ульяновск, переулок Молочный, 4 Мы работаем: ПН-ЧТ: с 8. Установить, что государственный учет жилищного фонда независимо от его принадлежности осуществляется по единой для Российской Федерации системе учета в соответствии с законодательством Российской Федерации. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рассмотреть вопрос о создании единой организации технической инвентаризации субъекта Российской Федерации на базе существующих организаций технической инвентаризации, используя положительный опыт Республики Карелия, Ивановской, Орловской областей, гг. Москвы, Санкт-Петербурга и других субъектов Российской Федерации. Признать не действующим на территории Российской Федерации Постановление Совета Министров СССР от 10 февраля 1985 г. N 136 "О порядке государственного учета жилищного фонда". Основной задачей государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации является получение информации о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов фонда изменении этих показателей. Государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другиеквартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Государственный учет жилищного фонда в Российской Федерации включает в себя технический учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет. Основу государственного учета жилищного фонда составляет технический учет, осуществляемый в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства. Технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро далее именуются - БТИ. БТИ осуществляют технический учет жилищного фонда в городских и сельских поселениях независимо от его принадлежности, заполняют и представляют формы федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом в территориальные органы государственной статистики. Официальный статистический учет жилищного фонда осуществляется Государственным комитетом Российской Федерации по статистике и его территориальными органами на основе обобщения форм федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом, представленных БТИ, с периодичностью и в сроки, определяемые в ежегодных федеральных программах статистических работ. Формы федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом, методология, порядок и сроки их заполнения и представления разрабатываются и утверждаются Государственным комитетом Российской Федерации по статистике по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по жилищной и строительной политике. Показатели технического учета жилищного фонда должны соответствовать показателям официального статистического учета. Бухгалтерский учет жилищного фонда производится в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 48, ст. Техническая инвентаризация жилищного фонда осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, по ставкам, утверждаемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Инвентаризационные сведения иные данные технического учета жилищного фонда обязательны для применения, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, в следующих случаях: Выписки и выкопировки отдельных видов информации из технического паспорта образуют самостоятельные документы, порядок выдачи которых определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут утверждать дополнительные виды информации к техническому паспорту, содержащие необходимые для них технические сведения. Учет домовладений, строений и жилых помещений квартир производится БТИ путем ведения реестра жилищного фонда. Технические паспорта, регистрационные книги, иные документы, составленные БТИ до введения в действие настоящего Положения, считаются действительными. Учетно-техническая, оценочная и правоустанавливающая документация жилищного фонда, включая технические паспорта, регистрационные книги, копии зарегистрированных документов, сформированные в инвентарные дела, иные инвентаризационные документы, хранятся в архиве БТИ, а также в объединенном архиве Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике. Архивы БТИ относятся к государственному архивному фонду Российской Федерации и являются федеральной собственностью, находящейся в пользовании субъектов Российской Федерации. Порядок доступа и выдачи информации из архивов БТИ определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также должностные лица БТИ несут в соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за ненадлежащее исполнение требований настоящего Положения.

Исправление размеров в абрисе производится перечеркиванием карандашом неправильного и написания сверху верного размера.

О проведении учета жилищного фонда в РФ

О проведении учета жилищного фонда в РФ

Проблемы признания права собственности на самовольную постройку.

Тимофеева А.М.,


студентка 2 курса, специальность «Юриспруденция»,

Государственный университет Министерства финансов

Российской Федерации, г. Москва

Научный руководительШагиева Р.В.,д.ю.н .

зав. кафедры «Гражданское право и процесс»

Государственного университета Министерства финансов

Российской Федерации, г. Москва
В настоящее время актуальным является вопрос о признании права собственности на самовольную постройку. Это вызвано тем, что приобретая в собственность дом с участком либо земельный участок под строительство, человек, не обладающий юридическими знаниями, считает, что на своей земле он вправе воздвигать всё, что угодно, однако в дальнейшем сталкивается с рядом сложностей при осуществлении сделок с объектами такого строительства. Возможность застройки подтверждается и законом – в ст. 263 ГК РФ 1 указано, что собственник земельного участка вправе:

- возводить здания или сооружения;

- осуществлять их перестройку или снос;

- разрешать строительство на своем участке другим лицам.

Однако в этой же статье дается условие их осуществления - только при соблюдении градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка. Нарушение этих требований является причиной возведения самовольной постройки.

Под самовольной постройкой, согласно п.1 ст. 222 ГК РФ 2. понимается жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Согласно Инструкции о проведении учета жилищного фонда в РФ 3. как самовольную постройку принято также рассматривать осуществление без соответствующего разрешения:

- реконструкции жилых домов или частей домов;

- переоборудования правомерно возведенных нежилых зданий в жилые и наоборот;

- возведения нового здания при наличии разрешения на капитальный ремонт старого;

- возведения дополнительных зданий.

Проблематика вопроса о правовом положении самовольных построек состоит в том, что их правовой статус определен в Гражданском кодексе весьма расплывчато. С одной стороны, самовольное строительство представляет собой нарушение гражданско-правовых и градостроительных норм. Но одновременно с этим оно представляет собой первоначальный способ приобретения права собственности на объект недвижимости, хотя и созданный в нарушение норм и правил.

Специфика самовольных построек заключается в том, что они не могут признаваться недвижимостью, так как, согласно п.1 ст. 131 ГК РФ 4. право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество. Но право собственности на самовольное строение не может быть зарегистрировано в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" 5. так как оно было создано в нарушение требований действующего законодательства, и документы, необходимые для государственной регистрации у лица, создавшего самовольную постройку, отсутствуют.

Таким образом, лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности согласно п. 2 ст. 222 ГК РФ 6. Поэтому оно не вправе распоряжаться постройкой: продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. А сделки, направленные на распоряжение ею, ничтожны, как не соответствующей закону или иным правовым актам в соответствии со ст. 168 ГК РФ 7. Право на самовольную постройку не регистрируется и не переходит по наследству. В отношении самовольной постройки, произведенной на неправомерно занимаемом участке, не действует правило о приобретательной давности. По общим правилам самовольная постройка подлежит сносу лицом, ее осуществившим, за его счет.

Очень часто производится реконструкция объектов недвижимости, право собственности на которые зарегистрировано в установленном порядке, но проводимая без необходимой документации и получения разрешений. Именно она является наиболее спорным моментом на практике, так как в результате реконструкции возникает объект недвижимости с новыми техническими характеристиками, для создания которого необходимо получение соответствующего разрешения. Отсутствие данного разрешения влечет признание реконструированного объекта самовольной постройкой. При этом возникает ситуация, когда право собственности на объект, который существовал до реконструкции, уже признано, а на самовольную постройку право собственности не возникает в силу п. 2 ст. 222 ГК РФ 8. Но согласно ст. 235 9 Гражданским кодексом не предусмотрены основания для прекращения права собственности в связи с реконструкцией объекта недвижимости, следовательно, целесообразно признать право собственности на имущественный комплекс в целом.

С другой стороны, можно считать самовольной постройкой только вновь возведенную часть объекта недвижимости и признать необходимость установления права собственности только на нее. При этом пристройка должна оформляться в самостоятельном порядке в качестве части дома, а сведения, содержащиеся в ЕГРП на первоначальный объект, не должны подлежать изменению. Но в результате того, что выделение «части» чаще всего не представляется возможным, возникает проблема регистрации прав на такую реконструкцию или пристройку.

Не имеет единого подхода и судебная практика. Суды либо рассматривают пристройку как самостоятельный объект строительства, и признают ее самовольной постройкой на основании изменения целевого назначения земельного участка и отсутствия разрешительной документации. Либо руководствуются тем, что правила ст. 222 ГК РФ 10 к самовольной реконструкции не применяются. Однако, фактически, решения принимаются в зависимости от результата реконструкции в каждом конкретном случае.

Законом в п. 3 ст. 222 ГК РФ 11 предусматривается возможность приобретения лицом права собственности на самовольную постройку, если участок, где осуществлена постройка, находится в собственности, пожизненном наследуемом владении или постоянном (бессрочном) пользовании, путем обращения в суд или иным образом.

С целью легализации самовольного строения необходимо подать иск о признании прав на него с приложением необходимых документов. Для признания судом права собственности на самовольное строение, истцу необходимо подтвердить наличие ряда обстоятельств:

- наличия прав на земельный участок;

- наличия необходимой проектной документации;

- подтверждения соблюдения целевого назначения и разрешенного использования земельного участка;

- разрешения на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ 12 ).

- соблюдения градостроительных норм и правил;

- отсутствия нарушений прав других лиц и угрозы жизни и здоровью граждан.

С учетом конкретных обстоятельств дела и имеющихся доказательств в результате рассмотрения дела по существу суд вправе:

- отказать в удовлетворении исковых требований в связи тем, что сохранение самовольной постройки повлечет нарушение прав и охраняемых законом интересов третьих лиц, либо создаст угрозу жизни и здоровью граждан, либо в связи с тем, что строительство самовольного объекта осуществлено на земельном участке, не принадлежащем застройщику;

- удовлетворить заявленные исковые требования.

В случае удовлетворения требования после того, как судебное решение вступит в законную силу, оно будет являться основанием для проведения государственной регистрации права собственности в порядке, установленном законодательством 13 .

Кроме того законодательно установлено, что наряду с судебным порядком признание прав граждан на самовольные постройки может быть осуществлено в ином порядке, т.е. административном. Однако данный порядок не может быть признан способом внесудебного признания права собственности на самовольную постройку, так как законодательно не определены объекты самовольного строительства, право собственности на которые может быть признано в административном порядке. Поэтому необходимо признать, что в настоящее время отсутствует отличный от судебного порядок легализации самовольной постройки, так как в действующем законодательстве не предусмотрено процедуры его осуществления.

Говоря о регистрации права собственности на самовольные постройки, следует упомянуть и о так называемой «дачной амнистии» 14. предусматривающей упрощенный порядок оформления права собственности на постройки, возведенные до 1 января 2010 года.

Дачная амнистия предназначена для граждан, которые получили до введения Земельного кодекса РФ 15 (30 октября 2001г.) в свое распоряжение земельные наделы: дачи, участки под гаражи, огороды, садовые участки, и возвели на них объекты капитального строительства, но не зарегистрировали свое право собственности в соответствии с нормами, предусмотренными современным законодательством.

Воспользоваться дачной амнистией можно с 2006 по 2015 год, а свидетельство о праве собственности на земельный участок с существующими на нем постройками можно получить, предоставив в Земельный комитет лишь два документа:

- правоустанавливающий документ на земельный участок;

- кадастровый план участка, составляемый после процедуры межевания.

После проверки предоставленных документов, Земельный комитет передает их в Федеральную регистрационную службу, которая в течение 15 дней регистрирует право собственности на земельный участок, а вместе с тем и на расположенные на нем постройки.

Однако даже после введения дачной амнистии сохраняются трудности. Во-первых, проведение межевания и составление кадастрового плана - дорогостоящие услуги, во-вторых, их проведение занимает очень много времени, в-третьих, действие дачной амнистии распространяется только на самовольные постройки, возведенные до введения в действие Градостроительного кодекса, то есть до 2004 года, в противном случае разрешение на строительство является обязательным.

Подводя итог рассмотрению правового положения самовольной постройки, следует констатировать, что согласно действующему законодательству она выступает довольно специфическим объектом недвижимости. Она не является объектом права собственности, но порождает определенные правовые последствия. У лица, создавшего самовольную постройку, возникает обязанность соблюдать запрет на отчуждение, обязанность снести постройку за свой счет или понести расходы на ее снос, а также право обращения в суд с иском о признании права собственности на неё. При этом несогласованность законодательства порождает нестабильность правоприменительной практики.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что во избежание негативных последствий при создании недвижимого имущества необходимо соблюсти все формальности, связанные с отведением земельного участка, получением разрешительной документации, утверждением проектных документов, а при возведении объекта следует придерживаться соответствующих правил. В противном случае на данном этапе развития гражданского законодательства нет гарантий того, что возникшие вокруг самовольно возведенной недвижимости споры будут решены в пользу лица, вложившего силы и средства для создания своего имущества.

Список использованной литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. - №32.

  2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. – №44.

  3. Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997г. № 122-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. - N 30.

  4. Федеральный закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» от 30 июня 2006г. № 93-ФЗ // Российская газета. 2006. - №4112.

  5. Инструкция о проведении учета жилищного фонда в РФ утв. приказом Минземстроя РФ от 04 августа 1998 г. - N 37 // Строительная газета, 1999. - № 28 – 37.

  6. Афонина А.В. Самовольные постройки / А.В. Афонина // Система Гарант, 2009 г.

  7. Грызыхина, Е.А. О новеллах в практике рассмотрения споров, связанных с самовольной постройкой / Е.А. Грызыхина // Вестник Омского университета. Серия «Право», 2010. - № 4 (25).

  8. Грызыхина, Е.А. Правовой режим самовольной постройки / Е.А. Грызыхина // Вестник Омского университета. Серия «Право», 2005. - № 2 (3).

  9. Ерошкин, В.М. Снос зданий и сооружений: правовые аспекты. Практическое пособие/ В.М. Ерошкин // Система ГАРАНТ, 2009 г.

  10. Тихомиров, М.Ю. Защита права собственности и иных прав на имущество: комментарии, судебная практика и образцы документов / М. Ю. Тихомиров. - "Изд. Тихомирова М.Ю.", 2011 г.


1  Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. - №32. – Ст. 263.


2  Там же. – П. 1 Ст. 222.


3  Инструкция о проведении учета жилищного фонда в РФ утв. приказом Минземстроя РФ от 04 августа 1998 г. - N 37 // Строительная газета, 1999. - № 28 – 37.


4  Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. - №32. – П. 1 Ст. 131.


5  Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997г. № 122-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. - N 30


6  Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. - №32. – П. 2 Ст. 222.


7  Там же. – Ст. 168.


8  Там же. – П. 2 Ст. 222.


10  Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. - №32. – Ст. 222.


11  Там же. – П. 3 Ст. 222.


12  Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ // Российская газета. 2004. - № 290. - П. 17 Ст. 51


13  Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997г. № 122-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. - N 30


14  Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997г. № 122-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. - N 30.


15  Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2011. – №44.

Конкурсная документация по проведению открытого конкурса на право.
Программой оснащения муниципального жилищного фонда приборами учета г. Калининграда в 2007г

Автоматизированная информационная система «мониторинг жилищного фонда» Руководство пользователя
«барс web Мониторинг жилищного фонда» представляет собой программный комплекс автоматизации процессов жилищно-коммунального хозяйства.

Ленинградской области постановление
«Передача жилых помещений муниципального жилищного фонда в собственность граждан в порядке приватизации и заключению в установленном.

Утвержден распоряжением администрации городского округа город Воронеж.
Настоящий порядок определяет систему взаимодействия структурных подразделений администрации городского округа город Воронеж при осуществлении.

Главы города оренбурга
Об утверждении "Порядка оформления документов на приватизацию жилых помещений отделом приватизации жилищного фонда муницпального.

Методические рекомендации по ликвидации нарушений в содержании и.
Государственная жилищная инспекция выполняет обследование технического состояния жилищного фонда, его инженерного оборудования, придомовой.

О содействии развитию жилищного строительства
Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства (далее также Фонд) как института развития, цели деятельности, задачи.

Законом Российской Федерации от 04 июля 1991 г. №1541-1 «О приватизации.
Федерации жилых помещений муниципального жилищного фонда муниципального образования «Чебаркульский городской округ» (далее – муниципальная.

АНО БТИ

ПОЧЕМУ ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ ПРИЗНАЛ "ИНСТРУКЦИЮ 37" НЕДЕЙСТВУЮЩЕЙ?

Термин "технический учет строений" впервые стал появляться в Инструкциях по технической инвентаризации и регистрации принятых после 1939 года.

На основе формализации термина в 1997 году на уровне постановления правительства (см. далее о постановлении 1301) он широко использовался в "ИНСТРУКЦИЯ О ПРОВЕДЕНИИ УЧЕТА ЖИЛИЩНОГО ФОНДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (утверждена приказом Минземстроя РФ от 4 августа 1998 г. №37, Далее "Инструкция 37"), которая была разработана в развитие постановления Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. №1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации" (далее "Постановление 1301"), а также в других нормативно-технических актах (НТА) 1 .

Названным постановлением 1301 было установлено, что основной задачей государственного учета жилищного фонда в РФ является получение информации о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов жилищного фонда и изменении этих показателей.

За основу государственного учета жилфонда был принят технический учет. который осуществляется путем проведения технической инвентаризации и регистрации строений с жилыми помещениями. Следует отметить, что техническая инвентаризация и регистрация являлись основой технического учета в системе ЖКХ и местного хозяйства, проводимого с 1927 г. (см. постановление ЭКОСО от 21 мая 1927 г. постановление Совмина СССР от 10 февраля 1985 г №136 и иные документы по техническому учету 2 ).

Сразу следует обратить внимание что речь идет именно о техническом учете. а не о некоем "государственном техническом учете ". Различие между техническим учетом и "государственном техническим учете" столь же значимы, как между синтетическим бухгалтерским учетом и оперативным бухгалтерским учетом.

Технический (оперативный) учет ведется в производственных предприятиях, на уровне линейного технического персонала (прораб, старший прораб, старший мастер, другие материально-ответственные лица или лица персонально ответственные за техническое состояние основных средств, конкретных сооружений типа мостов, линейных сооружений типа железной дороги в границах околотка и др). Наглядной и простой иллюстрацией технического учета является работа путевого обходчика на железных дорогах, периодически проверяющего состояние железнодорожного пути на закрепленном за ним участке.

Технический учет должен проводиться периодически, с заранее установленными интервалами или периодами. Например, техническая инвентаризация основных фондов ЖКХ для цели проверки технического состояния конструкций должна производиться не менее двух раз в год, в межсезонный период (весна-осень). Или, к примеру, технический (оперативный) учет материальных ценностей и конструкций хранящихся на приобъектных складах (франко-стройплощадка) должен производиться ежеквартально. Технический учет незавершенного строительства должен производиться в плановом порядке, как правило ежегодно, или в внеплановом порядке (банковский или иной контрольный обмер).

Технический учет строений и сооружений в сфере ЖКХ ведется на основе Правил технической эксплуатации (ПТЭ) конкретных видов строительных объектов и с строгим соблюдением разрабатываемых в развитие ПТЭ Инструкций и НТА.

В сфере ЖКХ РФ, разработка и утверждение ведомственных норм технического учета (НТА, ПТЭ и Инструкции по техническому учету строений и сооружений) осуществлялись Министерством ЖКХ РСФСР (до 1992 г.), а затем, до 2004 года, Минстроями-Госстроями РФ (в период с 1992 по 2004 годы произошло 9 реорганизаций в сфере строительства и ЖКХ).

После 2004 г. разработка НТА по техническому учету практически не проводилась, так как сфера ЖКХ в её прежнем виде была ликвидирована, а ведомства, которые обязаны были осуществлять разработку НТА по технической инвентаризации и регистрации строений показали свою полную несостоятельность в вопросах учета (Минэкономразвития РФ до 2008 года; затем Минрегион РФ по госучету жилфонда, а Минэкономразвития РФ по гостехучету ОКС; затем Госстрой РФ с 2012 г. только по госучету жилфонда; ныне Минстрой РФ по госучету жилфонда, а по гостехучету ОКС нет уполномоченного ведомства, так как гостехучет ОКС прекратился с 1 января 2013г. так и не начавшись).

Результаты технического учета регистрируются в специальных книгах (журналах, реестрах, регистрах и т.п.) утверждаемых в составе НТА.

Государственный учет и государственная регистрация, в отличие от технического учета, могут проводиться только на основе Закона (см. часть 2 ст. 131 ГК РФ в части недвижимости: 2. В случаях, предусмотренных законом. наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества ), к примеру:-

-- Государственный учет жилищного фонда велся и ведется на основе Жилищного кодекса (ст. 12-15 ЖК РСФСР, затем ст. 19 ЖК РФ)

-- Бухгалтерский и статистический учет, согласно ст. 71 Конституции РФ, находятся в исключительном ведении Федерации. Они регулируются законами "О бухгалтерском учете" и "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в РФ".

-- Налоговый учет, в т.ч. учет основных средств, регулируется Налоговым кодексом и нормами Минфина РФ.

-- Кадастровый учет недвижимости должен бы регулироваться законом о Государственном кадастре недвижимости (ГКНТ), но не регулируется в силу бесцельности закона о ГКН и отсутствии в нем кадастровых единиц.

Как видим, различие между государственным учетом и техническим учетом столь же принципиально, как и отличие между управлением государством и управлением предприятием.

Некий "Государственный " технический учет объектов капитального строительства (ОКС) был формально введен постановлением правительства РФ от 4 декабря 2000 года №921

"О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства" (далее постановление 921).

В основе постановления 921 нет никакого закона и по этой причине введение и ведение "Государственного технического учета ОКС" на основе постановления правительства (постановление подписал премьер М. Касьянов), само по себе неправомерно.

Нонсенс и то, что ни один из пунктов постановления 921 не был выполнен за весь период его существования, а шумихи вокруг него было до 2004 года никак не меньше, чем ныне вокруг ГКН.

Так называемый Единый государственный реестр объектов градостроительной деятельности (ЕГРОГД, переименованный затем в ЕГРОКС) обещали создать к 2003 году в электронной форме, но не создали и поныне. Бесцельный ЕГРОКС, в самой его непотребной форме, т.е. даже без формы реестра, был положен в основу бесцельного ГКН.

Если Вы лично, или кто другой из специалистов по учету, назовет хотя бы один выполненный пункт постановления 921, то дирекция БТИ выплатит вам премию из своих скромных доходов и будет ходатайствовать перед ФСИ о присвоении Вам звания "Заслуженный инвентаризатор РФ".

Постановление 921 было отменено не менее "крутым" постановлением правительства РФ от 27 июня 2013 г. №546, т.е. незаконный туманный учет отменен с запозданием на 14 лет.

Более подробно о нелепостях постановления 921 читайте многочисленные публикации на нашем сайте, в т.ч. статью от 08 июля 2013 "Государственной технической инвентаризации строений и сооружений не было и нет, но её умудрились отменить. А обычный технический учет и техническая инвентаризация были, есть и будут " (/arc/2013/13070800.shtml ), а также статью от 1 марта 2013 г. "Техническая инвентаризация и регистрация как основа технического учета в различных сферах экономики " (/arc/2013/13030100.shtml )

В ряде судебных решений. особенно по спорам о правовом статусе БТИ, высказываются взаимоисключающие точки зрения на нормативные основы учета жилищного фонда (см. к примеру в архиве нашего сайта "Новочеркасское дело"), в т.ч. о применении "Инструкции №37" по учету жилфонда для кадастрового учета всех видов недвижимости в ГКН.

Если уж суды всех уровней не видят отличие в учете фондов от учета недвижимости, то что говорить о простых гражданах?

Для понимания сути дела прежде всего отметим недопустимость смешения таких различных предметных областей учета как:

  • Учет объектов гражданских прав;
  • Учет субъектов гражданских прав;
  • Учет фондов;
  • Учет недвижимости;
  • Учета объектов капитального строительства;
  • Учет долей в праве общей собственности и учет структурных элементов ОКС.

Перечень предметных областей можно продолжить. Перечень открыт и вы можете пополнить его сами.

/*/ А ситуация такова, что-

  • Если не делать различий между названными предметными областями, то учет предприятий как юридических лиц перепутается с учетом предприятий как имущественных комплексов (см. ст. 132 ГК РФ).
  • Если перемешать учет недвижимости с учетом объектов капитального строительства (ОКС), то все виды ОКС становятся самовольными (см. ст. 222 ГК РФ) как не имеющие своего участка-принадлежности, юридическая судьба которой следует судьбе ОКС.
  • Если смешать учет долей в праве общей собственности с учетом конструктивных и функциональных элементов, то получим доли стен дома и доли метров квадратные пола как объекты гражданских прав. Примером такой идиотской мешанины являются так называемые "земельные доли", круче которых могут быть только "фундаментные", "стеновые", "кровельные", "половые" и иные метроквадратные доли, прописанные в статье 37 ЖК РФ.

Недвижимость и доля в праве - это понятия из области гражданского законодательства.

ОКС и части ОКС - это понятия из области строительного законодательства.

Есть разница? Можно ли нормы гражданского права применять к нормам государственного учета или к строительным норма? Можно, но крайне осторожно и как исключительный случай: только в тех незначительных зонах, которые образуются пересечением разных предметных областей (см. рисунок).

Если перепутать учет фондов как юридических лиц (ст. 118 ГК РФ) с учетом фондов как запасов и источников средств (см. справочники по статистическому и бухгалтерскому учету), то получим колючего ужа и бритого ежа. Это не область пересечения, а отождествление двух обособленных видов.

Если же смешать в одну кучу учет недвижимости, учет ОКС, учет фондов и учет всего того, что есть в универсальной свалке под именем ГКН, да полить все это из универсально-бесцельной лейки с различными уровнями и целями учета, то получим вот такое судебное определение:

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 июля 2013 г. N АКПИ13-409

Верховный Суд Российской Федерации в составе

судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю.

при секретаре Степанищеве А.В.

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кондратьевой Н.С. Поповой Е.М. Сорокиной М.М. Щукиной Н.В. об оспаривании абзацев третьего и шестого пункта 3.34, абзаца первого пункта 3.36, абзаца первого пункта 3.37 Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 4 августа 1998 г. N 37,

приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 4 августа 1998 г. N 37 утверждена Инструкция о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации (далее - Инструкция), признанная по заключению Министерства юстиции Российской Федерации от 11 сентября 1998 г. не требующей государственной регистрации. Кондратьева Н.С. Попова Е.М. Сорокина М.М. и Щукина Н.В. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением об оспаривании абзацев третьего и шестого пункта 3.34, абзаца первого пункта 3.36, абзаца первого пункта 3.37 Инструкции, расположенных в подразделе "Подсчет площадей зданий" ее раздела "Съемка, характеристика и техническое описание здания, строения, сооружения", ссылаясь на противоречие оспариваемых предписаний нормам Жилищного кодекса Российской Федерации.

Вставка указанных в тексте Определения статей (от АНО БТИ) :

ПОДСЧЕТ ПЛОЩАДЕЙ ЗДАНИЙ 3

3.33. Подсчет площадей помещений производится в экспликации. При подсчетах следует пользоваться величинами, взятыми непосредственно при измерениях. Подсчеты производятся с точностью до одного десятичного знака.

При составлении формулы подсчета площади непрямоугольной комнаты план разбивается на простейшие геометрические фигуры (прямоугольники, трапеции, прямоугольные треугольники и т.п.); отсутствующие в плане и абрисе размеры для составления формулы определяются по масштабу плана.

3.34. По каждой квартире, а также в целом по зданию подсчитываются:

жилая площадь квартиры (квартир);

площадь квартиры (квартир) ;

общая площадь квартиры (квартир).

Показатели общей площади квартиры используются для целей государственного статистического наблюдения объемов жилищного строительства в Российской Федерации (завершенного и незавершенного жилищного строительства за соответствующий период) и иных целей.

Показатели площади квартиры используются для целей официального статистического учета жилищного фонда в Российской Федерации, оплаты жилья и коммунальных услуг, определения социальной нормы жилья и иных целей .

3.35. Жилая площадь квартиры определяется как сумма площадей жилых комнат.

Жилая площадь здания определяется как сумма жилых площадей квартир.

3.36. Площадь квартиры жилого здания определяется как сумма площадей жилых комнат и подсобных помещений без учета лоджий, балконов, веранд, террас и холодных кладовых, тамбуров .

К подсобным помещениям относятся площади кухонь, коридоров, ванн, санузлов, встроенных шкафов, кладовых, а также площадь, занятая внутриквартирной лестницей.

Примечание. Применявшееся ранее в официальном статистическом учете жилищного фонда понятие "общая площадь" равнозначно понятию "площадь квартиры" (СНиП 2.08.01-89*).

Площадь квартир здания определяется как сумма площадей квартир.

3.37. Общая площадь квартиры определяется как сумма площадей ее помещений, встроенных шкафов, а также площадей лоджий, балконов, веранд, террас и холодных кладовых, подсчитываемых со следующими понижающими коэффициентами: для лоджий - 0,5, для балконов и террас - 0,3, для веранд и холодных кладовых - 1,0 .

Общая площадь квартир по жилому зданию определяется как сумма общих площадей квартир.

Площади подполья для проветривания здания, возведенного на вечно мерзлых грунтах, чердака, технического подполья (технического чердака), внеквартирных коммуникаций, а также тамбуров лестничных клеток, лифтовых и других шахт, портиков, крылец, наружных открытых лестниц в общую площадь здания не включаются.

В судебном заседании заявители Попова Е.М. Сорокина М.М. и Щукина Н.В. их представитель Корковидов А.К. представляющий также интересы Кондратьевой Н.С. поддержали заявленное требование и просили о его удовлетворении.

Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству требование заявителей не признало, указав в своих возражениях, что в случае противоречия предписаний Инструкции Жилищному кодексу Российской Федерации следует применять положения данного Кодекса, имеющего большую юридическую силу.

В судебном заседании представители заинтересованного лица Поляков М.В. и Лобачева Т.П. также пояснили, что Инструкция в части технического учета и технической инвентаризации жилищного фонда не может применяться на основании части 8 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

Вставка указанных в тексте Определения статей (от АНО БТИ) :

8. Впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Федеральным законом указанные законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Федеральному закону или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации. При этом нормативные правовые акты в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства применяются до 1 января 2013 года .

(в ред. Федерального закона от 21.12.2009 N 334-ФЗ)

Заслушав объяснения заявителей, представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е. полагавшей производство по делу прекратить, поскольку оспариваемые предписания утратили силу, Верховный Суд Российской Федерации находит производство по делу подлежащим прекращению применительно к абзацу второму статьи 220 ГПК РФ.

По смыслу статей 251, 253 ГПК РФ в порядке гражданского судопроизводства могут быть оспорены лишь такие нормативные правовые акты, которые на время их обжалования являются действующими и влекущими нарушение гражданских прав и свобод, требующие судебного пресечения. Нормативные правовые акты, действие которых прекращено, сами по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей уже не являются и каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод физических и юридических лиц повлечь не могут, вследствие чего такие акты не могут быть предметом судебной проверки.

Согласно части 8 статьи 47 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с названным Федеральным законом указанные законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат данному Федеральному закону или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации. При этом нормативные правовые акты в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства применяются до 1 января 2013 г.

В преамбуле Инструкции указано, что основой государственного учета жилищного фонда является технический учет, который осуществляется путем проведения технической инвентаризации и регистрации документов об обязанностях правообладателей по содержанию жилых строений и жилых помещений. Отмечено также, что она определяет основные требования к организации и порядку проведения технической инвентаризации и учета жилищного фонда в городах и других поселениях Российской Федерации и ее требования обязательны для всех организаций технической инвентаризации. Таким образом, Инструкция относится к нормативным правовым актам в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и ее предписания в названной сфере в силу части 8 статьи 47 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" могли применяться лишь до 1 января 2013 г.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 11 Постановления от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснил, что недействующим нормативным правовым актом следует считать в том числе акт формально не отмененный, но фактически не действующий в силу издания более позднего акта. Учитывая, что Инструкция в части проведения технической инвентаризации и технического учета жилищного фонда в настоящее время в силу прямого указания федерального законодателя не может применяться, и, следовательно, не действует, оспариваемые предписания не могут повлечь какие-либо нарушения охраняемых законом прав и свобод заявителей.

Руководствуясь статьями 220, 221, 224, 225 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

прекратить производство по делу по заявлению Кондратьевой Н.С. Поповой Е.М. Сорокиной М.М. Щукиной Н.В. об оспаривании абзацев третьего и шестого пункта 3.34, абзаца первого пункта 3.36, абзаца первого пункта 3.37 Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 4 августа 1998 г. N 37.

Возвратить Поповой Е.М. госпошлину в размере 200 (двухсот) руб. уплаченную по чеку-ордеру от 11 марта 2013 г.

Определение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение пятнадцати дней со дня его изготовления судом в окончательной форме.

Судья Верховного Суда Российской Федерации В.Ю.ЗАЙЦЕВ

Как видим, Суд принял во внимание пояснения представителей заинтересованного лица Полякова М.В. и Лобачева Т.П. которые пояснили, что Инструкция №37 в части технического учета и технической инвентаризации жилищного фонда не может применяться на основании части 8 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости.

Но суд не принял во внимание то, что закон о государственном кадастре недвижимости (ГКН, №221-ФЗ) не имеет никакого отношения к государственному учету жилищного фонда. учет недвижимости и учет фондов - совершенно различные и несовместимые виды учета, в силу полной несовместимости единиц счета и закономерной несовместимости элементов учета.

Суд не принял во внимание и то, что учет недвижимости столь же далек от учета ОКС, как учет ОКС далек от учета жилищного фонда (совокупность всех жилых помещений, см. ст. 19 ЖК РФ).

Прямо-таки первоапрельская шутка: Суд принял во внимание заявления заинтересованных лиц, но проигнорировал требования Закона.

Трудно поверить в то, что Суд не знает о существовании положений и документов, лежащих в основе Инструкции №37, в первую очередь таких как :

-- Статьи 12, 13, 14 и 15 Жилищного кодекса РСФСР (ЖК РСФСР, 1983 г. действовал до марта 2006 г.)

-- Статья 19 ЖК РФ (вступила в силу с марта 2006 г.);

-- Постановление правительства РФ от 13 октября 1997 г. №1301 о государственном учете жилищного фонда в РФ (далее постановление 1301) и утвержденное им "Положение о государственном учете";

-- Постановления правительства РФ от 4 декабря 2000 года N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства" (далее постановление №921).

-- Постановления правительства РФ, принятые в период с 2007 по 2014г. которыми внесены изменения в постановления 1301, в Положение о госучете жилфонда, и, соответственно, касающиеся "недействующей" Инструкции №37.

Можно напомнить Суду, что основные правила и положения "недействующей" Инструкции №37, в т.ч. по производству замеров и определению площадей, включены в вопросы по Аттестации Кадастровых инженеров, в разделе "Технический план помещения", с которыми можно ознакомиться на сайте Росреестра (раздел "Иные виды деятельности"), а сама Инструкция поименована в перечне актов, на основе которых составлены вопросы по Аттестации.

В обоснование практического применения Инструкции 37 можно сослаться и на свеженькое, 2014 г, письмо Минфина РФ, которое обязывает нотариусов принимать к учету инвентаризационную оценку (см. нашу предыдущую публикацию "Был такой прожектик", /arc/2014/14040800.shtml ).

Рассматриваемое Определение ВС РФ порождает у граждан совершенно невероятные ассоциации, например такие, как в одном из писем граждан, поступившем в наш адрес:

Следовательно БТИ перестают быть организациями по учету объектов недвижимости (даже не государственного а простого учета) с 01.01.2013 и, соответственно не имели право в 2013 году исчислять инвентаризационную стоимость.

Не могли бы Вы это прокомментировать. Может быть у Вас есть другие аргументы того, что БТИ все еще остаются организациями по учету объектов недвижимости и что это за учет. (согласно ЖК РФ жилищный фонд подлежит государственному учету. и государственный учет, наряду с иными его формами должен предусматривать технический учет). получается какой учет не возьми в нем обязательно должен присутствовать технический учет отсюда и кадастровый учет (как государственный учет в том числе и объектов жилищного фонда) должен содержать в себе этот самый технический учет.

С полным текстом статьи можно ознакомиться
в очередном выпуске СИМ 04/01-2014 (№ 415)

Термин "Технический учет" широко применялся в различных отраслях народного хозяйства (технический учет выполненных СМР, технический учет электроэнергии, технический учет теплоносителя, технический учет воды, и т.п.). Говорить о какой- то "сфере технического учета " как отрасли народного хозяйства столь же тупо и наивно, как разговоры о сфере большого диаметра, внутри которой находится сфера еще большего диаметра.

Часть 1 Постановления №136 от 1985 г. сформулирована так:
1. Установить, что государственный учет жилищного фонда, независимо от его принадлежности. осуществляется по единой для Союза ССР системе на основе регистрации и технической инвентаризации.

Мы не спорим с ВС РФ, но свое мнение выскажем.
История подсчета площадей в России достаточно забавная. До 1985 г. считали без всяких коэффициентов. Затем ввели некую "полезную площадь" и два коэффициента, что увеличило ввод жилья. В 1998 г. особо ретивые председатели и замы Госстроя РФ, с подачи МособлБТИ, увеличили число и величину коэффициентов, а также включили холодные пристройки в площадь, что почти вдвое увеличило "ввод жилья" без каких-либо усилий со стороны Властей и строителей. Более подробно читайте статью на эту тему в выпуске СИМ №415. Что касается рассматриваемого определения ВС РФ, то ему, ВС РФ, виднее как отстаивать интересы Власти и помогать кормщикам увеличивать ввод жилья.
Специалистам стоит вспомнить, что Инструкцию подписывал Минземстрой РФ, который просуществовал всего полгода, с апреля по август 1998 г. а готовил документы Госстрой РФ под руководством разных председателей и замов. При этом мнение ФСИ по принципиальным позициям подсчета площадей было проигнорировано.