Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция при проведении военно-полевых сборов img-1

инструкция при проведении военно-полевых сборов

Рейтинг: 4.5/5.0 (1885 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Военные сборы для школьников

Учебные (военные) сборы школьников в вопросах и ответах

Что это такое, военные сборы для школьников?

Прежде всего, давайте определимся с терминами. Ни в одном из юридических документов, касающихся организации сборов для школьников, вы не встретите слово “военные”. Везде это мероприятие называется “учебными сборами”.

Итак, учебные сборы – это пятидневные практические занятия на базе воинских частей или, там, где нет воинских частей, на базе образовательных учреждений, военно-патриотических молодежных и детских общественных объединений и оборонно-спортивных оздоровительных лагерей, в ходе которых юноши допризывного возраста (если они учатся в средней школе, то десятиклассники) должны закрепить знания об основах воинской службы и получить навыки, которые будут необходимыми им в процессе прохождения этой самой службы. Например, участники сборов должны знакомится с организацией жизни в воинской части, учится стрелять из боевого стрелкового оружия, метать гранаты, окапываться, отдавать честь старшим по званию и т.д.

Девушки-десятиклассницы принимать участие учебных сборах не обязаны.

В нашей школе нет предмета “Начальная военная подготовка”. Как же может идти речь о закреплении знаний на каких-то учебных сборах?

Да, курс начальной военной подготовки был отменен в начале 90-ых гг. Вместо него был введен курс “Основы безопасности жизнедеятельности”, призванный научить ребят не подвергать себя опасности и правильно действовать в экстремальных ситуациях.

Однако уже в 1998 г. Министерство образования РФ рекомендовало ввести в курс ОБЖ раздел "Основы военной службы". В настоящее время он присутствует практически во всех учебниках для 9-11 классов. Так в 10 классе предполагается изучение тем "Вооруженные Силы Российской Федерации - защитники нашего Отечества", "Боевые традиции Вооруженных Сил России", "Символы воинской чести".

Именно в рамках курса ОБЖ и организуются учебные сборы.

Законно ли, что школьников посылают на сборы? Может быть, это инициатива слишком ретивых военных?

На это вопрос не так просто ответить потому, что

организации учебных сборов посвящено несколько официальных документов (постановление Правительства РФ, совместная инструкция Минобороны РФ и Минобразования РФ),

положение Федерального закона РФ “О воинской обязанности и военной службе” (п.2 ст. 11), которое все эти документы призваны реализовать, противоречит Конституции РФ, Федеральному закону “Об образовании”, Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Давайте познакомимся с выдержками из некоторых этих документов.

Итак, в п. 7 статьи 14 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" читаем:

"Военная подготовка в гражданских образовательных учреждениях может проводиться только на факультативной основе с согласия обучающихся и (или) их родителей (законных представителей) за счет средств и силами заинтересованного ведомства".

В основе этого положения лежит право граждан на свободу мысли совести и религии (отказ от воинской службы по убеждениям (не обязательно религиозным) относится к этому праву), а также право родителей руководить воспитанием своих детей. Оба они закреплены в Конституции РФ и Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Однако, откроем Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и там мы прочтем:

Статья 11. Обязательная подготовка гражданина к военной службе

1. Обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:

  • получение начальных знаний в области обороны;
  • подготовку по основам военной службы в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и на учебных пунктах организаций; <…>
  • 2. Обязательная подготовка граждан к военной службе осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

    Это значит, что все граждане РФ, обучающиеся в средней школе обязаны пройти подготовку к военной службе и познакомиться с ее основами. После утверждения этого закона появилась рекомендация Минобразования РФ о включении в курс ОБЖ раздела “Основы воинской службы”.

    Во исполнение этого положения Закона, Правительство РФ издает Постановление от 31 декабря 1999 г. N 1441 "Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе" . В нем подтверждается что:

    2. Обязательная подготовка граждан к военной службе предусматривает:

    а) получение начальных знаний в области обороны;

    б) подготовку по основам военной службы в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций независимо от формы собственности (далее именуются - учебные пункты); <…>

    6. Подготовка граждан по основам военной службы проводится в соответствии с государственными образовательными стандартами.

    7. Порядок организации и проведения учебных сборов определяется совместными нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации. <…>

    16. С гражданами женского пола в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования проводятся отдельно от граждан мужского пола занятия по углубленному изучению основ медицинских знаний.

    Итак, мы подошли к самому интересному – “Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы” . изданной совместно Министерством обороны РФ и Министерством образования РФ 3 мая 2001 г. (N 203/1936) во исполнение Постановления Правительства РФ N 1441. В ней организация сборов описана очень подробно. В частности, говорится, что:

    К участию в учебных сборах привлекаются все граждане, обучающиеся в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах, за исключением имеющих освобождение от занятий по состоянию здоровья.

    Ни слова о добровольном согласии учащихся-юношей принимать участие в учебных сборах, ни о соответствии участия в сборах их убеждениям, не о желаниях или убеждениях родителей учеников.

    47. Сборы, как правило, проводятся:

    с обучающимися в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования - в конце предпоследнего года обучения - в мае - июне; <…>
    Конкретные сроки проведения учебных сборов устанавливаются местными (муниципальными) органами управления образованием по согласованию с военными комиссариатами районов.

    Итак, у организаторов учебных сборов есть целый пакет документов, на который они могут ссылаться, обосновывая законность своих действий. В тоже время, положения этих документов противоречат Конституции РФ и ряду других российских и международных документов.

    Более подробный юридический комментарий по этой проблеме вы можете прочитать в этой статье

    Может ли ученик (или его родители) как-нибудь отказаться от участия в сборах?

    Как уже было сказано выше, к сборам привлекаются все юноши-десятиклассники, за исключением имеющих освобождение от занятий по состоянию здоровья. Ни один из документов, касающихся организации сборов, не предусматривает прямо возможность официально отказаться от участия в сборах.

    Единственная оговорка – отказ от участия в проведении стрельб и изучения боевого ручного стрелкового оружия “по религиозным мотивам”, и только по ним (ст. 62 “Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы”). В этом случае родители (законные представители) должны написать на имя директора школы “обоснованное” заявление (очевидной простой констатации факта принадлежности юноши к какой-либо конфессии будет недостаточно). Тогда, на сборах, вместо похода на стрельбище, юноша будет заниматься чем-то еще.

    Впрочем, у каждого из родителей есть право не пускать ребенка на учебные сборы. Как пояснила Мельникова, закон “О воинской обязанности и военной службе” неприменим к лицам, не достигшим 18-летнего возраста.

    Так что сборы – это, фактически, факультатив, на который можно не ходить. “Каждый родитель обязан знать об этом, – подчеркнула Мельникова. – И пусть напишут Лужкову бумагу об отказе в двух экземплярах, с печатью и подписью”.
    “Газета.Ru” от 19 апреля 2004 г.

    Что будет, если ученик прогуляет сборы?

    За работу на сборах ученикам выставляется оценка. Учителям предписывается поставить ее в классный журнал и учитывать при выставлении итоговой оценки по ОБЖ за весь курс обучения, идущей в аттестат.

    Юноше, уклонившемуся от участия в сборах без уважительной причины должна быть поставлена оценка “неудовлетворительно” (2).

    Кто отвечает за организацию сборов?

    Решение о проведении учебных сборов принимает глава органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления (например, в Москве распоряжение об организации и проведении 5-дневных сборов с юношами, подписывает мэр Москвы). Оно согласовывается с начальником военного гарнизона.

    Планирование и организация учебных сборов осуществляется местными (муниципальными) органами управления образованием и руководителями образовательных учреждений совместно с военными комиссариатами районов и командирами воинских частей.

    На основании принятого решения руководитель местного (муниципального) органа управления образованием издает приказ об организации и проведении учебных сборов, согласованный с военным комиссаром района.

    Что должны делать ребята на сборах?

    Ст. 45 “Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы” отвечает на этот вопрос:

    В ходе сборов изучаются: размещение и быт военнослужащих, организация караульной и внутренней служб, элементы строевой, огневой, тактической, физической и медицинской подготовки, а также вопросы радиационной, химической и биологической защиты войск. В процессе учебных сборов проводятся мероприятия по военно-профессиональной ориентации.

    В приложении к этой инструкции приводится примерный учебный план проведения пятидневных учебных сборов с обучающимися образовательных учреждений предпоследнего года обучения. Вот перечисление тем и соответствующих им часов:

    Кто финансирует проведение сборов?

    Для школ федерального подчинения средства выделяются соответствующим федеральным органам исполнительной власти из федерального бюджета. Для муниципальных и негосударственных школ средства должны выделятся субъектам Российской Федерации также из федерального бюджета. Однако, очевидно, это некая идеальная ситуация. Так, например в 2003 г. мэр Москвы Ю.Лужков разрешил префектурам административных округов города Москвы использовать средства целевых бюджетных фондов развития территорий административных округов и районов города Москвы на финансовое обеспечение проведения учебных сборов при воинских частях.

    Кто должен работать с участниками сборов?

    Снова обратимся к “Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы”:

    Для проведения учебных сборов с гражданами, обучающимися в образовательных учреждениях (учебных пунктах), приказом руководителя органа управления образованием (распоряжением главы органа местного самоуправления - для учебных пунктов) назначаются:начальник учебных сборов, его заместители - по воспитательной работе и по хозяйственной части, начальник штаба сборовиврач. Руководители образовательных учреждений при необходимости для оказания помощипреподавателям, осуществляющим подготовку по основам военной службы, выделяют дополнительноучителей-предметников.<…>

    Обучение граждан стрельбе из боевого ручного стрелкового оружия организуется и проводится в установленном порядке командирами воинских частей на стрельбищах или в тирах. Для проведения стрельб командиры воинских частей назначают ответственных должностных лиц (старший руководитель стрельбы, начальник оцепления, дежурный врач (фельдшер) с санитарной машиной, артиллерийский техник (мастер) и предоставляют оружие и боеприпасы. <…>

    Занятия по программе учебных сборов, не связанные со стрельбой из боевого оружия, проводят преподаватели, осуществляющие подготовку по основам военной службы, совместно своеннослужащими, специально назначенными от закрепленных воинских частей.

    К занятиям могут привлекатьсяспециалисты учреждений государственных и муниципальных органов здравоохранения(по медицинской подготовке), территориальных органов, осуществляющих управление гражданской обороной, и другие специалисты согласно решению руководителя органа местного самоуправления.

    Итак, основные занятия должен проводить преподаватель по основам военной службы с помощью военнослужащих части, на базе которой проходят сборы, и при необходимости учителей-предметников.

    Есть ли информация о том, как проходят сборы в разных регионах России?

    Да, в прессе постоянно появляются краткие сообщения об отправке школьников на учебные военные сборы. Чаще всего, этим сообщением дело и ограничивается. См.

    Однако, время от времени появляются и сообщения о несчастных случаях на сборах и прямых издевательствах над их участниками.

    Другие статьи

    Методика и организация военно–полевых сборов

    Методика и организация военно–полевых сборов

    I. Для организованного проведения сборов создаются учебные взвода по 20-25 человек.

    Начальник штаба военно-полевых сборов.

    Заместитель начальника сборов по воспитательной работе.

    Заместитель начальника сборов по тылу.

    Взвод состоит из управления взвода и трех отделений по 6-8 человек. В управление взвода входит командир взвода (учитель ОБЖ) и его заместитель (сержанты запаса вооруженных сил России).

    Командир отделения назначается из учащихся.

    II. Обязанности должностных лиц сборов.

    Начальник сборов руководит подготовкой проведением сборов. Он отвечает за своевременную разработку планирующих документов, материальное обеспечение сборов и подготовку должностных лиц к их проведению; организацию и состояние учебной и воспитательной работы, дисциплину, морально- психологическое состояние участников сборов, организацию питания. Состояние здоровья учащихся, соблюдение мер безопасности и поддержание общественного порядка на территории сборов.

    Начальник штаба сборов разрабатывает план подготовки и проведения сборов, организационно-методические указания, расписание занятий, инструкции по технике безопасности, распорядок дня, определяет порядок использования учебно-материально базы, организует и проводит методические занятия с преподавателями ОБЖ, контролирует выполнение программы, расписание занятий.

    Заместитель начальника сборов по воспитательной работе несет ответственность за организацию и ведение патриотического воспитания учащихся, их дисциплину и морально-психологическое состояние.

    Ведет патриотическую и культурно-просветительскую работу среди юношей, заботится о их здоровье и питании.

    Заместитель начальника сборов по тылу отвечает за материальное обеспечение сборов и охрану окружающей среды. Он организует питание, медицинское обеспечение.

    Командир взвода отвечает за здоровье учащихся, их воспитание, морально-психическое состояние, выполнение установленного распорядка дня. Командир взвода обязан. знать фамилию, имя, год рождения каждого юноши, их деловые качества, проводить с ними воспитательную работу, вести именной список взвода, заботиться о подчиненных, вникать в их нужды, требовать и строго следить за соблюдением дисциплины, его внешним видом, выполнением правил ношения установленной формы одежды, выполнение требований безопасности на сборах, принимать меры к сохранению имущества взвода. Проводить плановые занятия со взводом.

    Командир отделения является непосредственным начальником для всего личного состава отделения и подчиняется командиру взвода и его заместителю. Он отвечает за своевременное прибытие на занятия, дисциплину, внешний вид. Командир отделения ведет список отделения, следит за распорядком дня и внутренним порядком в отделении, постоянно должен знать где находятся и чем заняты его подчиненные.

    Сборы проводятся по 40 часовой программе из расчета 8 учебных часов в день при продолжительности учебного часа 45 минут.

    Обязательный минимум уровня подготовки учащихся по предметам обучения на сборах.

    По тактической подготовке. знать обязанности солдата в бою, уметь передвигаться на поле боя различными способами, действовать в наступлении, выбирать место для стрельбы и наблюдения, отрывать одиночный окоп и маскировать его.

    По огневой подготовке: знать меры безопасности при обращении с оружием и выполнении учебных стрельб из автомата; уметь изготавливаться для стрельбы лежа и прицеливать, получить практику в разборке и сборке после неполной разборки автомата, выполнение начального упражнения стрельб из стрелкового оружия, метании ручных осколочных гранат.

    По радиационной. химической и биологической защите: уметь действовать средствах защиты на зараженной местности, проводить специальную обработку.

    По общевойсковым уставам ВС РФ: знать общие обязанности военнослужащих, их права и ответственность, ознакомиться с размещением военнослужащих, распределением времени и повседневным порядком, организацией суточного наряда и караульной службы.

    По строевой подготовке: знать обязанности военнослужащего перед построением и в строю. Уметь отдавать воинское приветствие без оружия на месте и в движении, подходить к начальнику и отходить от него, действовать в составе отделения и взвода.

    По физической подготовке: уметь выполнять комплексы упражнений физической зарядки, получить практику в преодолении полосы препятствий, совершении марш -броска. Ведении борьбы с противником в рукопашном бою.

    По медицинской подготовке: получить практику в оказании само и взаимопомощи при ранениях в бою, выносе раненых с поля боя.

    По результатам сборов юношам выставляются оценки.

    От сборов освобождаются юноши предоставившие медицинские справки.

    Годовая оценка по ОБЖ выставляется на основании оценок, полученных на сборах.

    УЧЕБНЫЙ ПЛАН проведения пятидневных учебных сборов с обучающимися образовательных учреждений

    ИНСТРУКЦИЯ по мерам безопасности при проведении стрельбt

    1. Стрельбы из спортивного оружия (малокалиберной пневматической винтовки) проводятся в целях подготовки к выполнению начального упражнения стрельб из автомата и в системе факультативных занятий в оборудованном, имеющем разрешение тире под руководством преподавателя-организатора ОБЖ.

    2. Стрельбы боевыми патронами из автомата проводятся только на оборудованных войсковых стрельбищах и тирах под руководством опытных офицеров воинской части или военного комиссариата.

    3. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается четкой организацией, точным соблюдением мер безопасности и высокой дисциплинированностью всех участников стрельб.

    4. Стрелять на стрельбище или в тире, где не обеспечена безопасность, боевыми патронами, а также пульками из пневматической винтовки, или доверять руководство стрельбой кому-либо из граждан запрещается.

    В тире и на стрельбище запрещается:

    - производить стрельбу из неисправного оружия и при поднятом белом флаге;

    - брать или трогать на огневом рубеже оружие или подходить к нему без команды руководителя стрельбы;

    - заряжать оружие до команды руководителя стрельбы;

    - прицеливаться и направлять оружие в стороны и тыл, а также в людей;

    - выносить заряженное оружие с огневого рубежа;

    - находиться на огневом рубеже посторонним, кроме стреляющей смены;

    - оставлять где бы то ни было заряженное оружие или передавать другим лицам без разрешения руководителя стрельбы;

    - производить стрельбу не параллельно директрисе (направлению) стрельбища (тира);

    - стрелять в тире одновременно из разных видов оружия;

    - допускать к стрельбе лиц, не имеющих твердых практических навыков в выполнении стрельбы;

    - от сигнала (команды) "Отбой" до сигнала (команды) "Огонь" запрещается кому бы то ни было находиться на огневом рубеже;

    5. Выдача обучаемым боевых патронов производится специально назначенным военнослужащим воинской части. Подготовка каждого обучаемого к стрельбе боевыми патронами проверяется офицером воинской части (военного комиссариата) в присутствии преподавателя ОБЖ. К стрельбе допускаются только те учащиеся, которые имеют навыки обращения с автоматом, знают и понимают правила поведения на огневом рубеже.

    6. Заряжается оружие на огневом рубеже и только по команде руководителя стрельбы "Заряжай".

    7. Чистка оружия производится в специально отведенных местах под руководством преподавателя ОБЖ.

    8. Обучаемые, допустившие нарушения требований безопасности, к стрельбе не допускаются.

    9. Для проведения стрельбы из спортивного оружия руководитель образовательного учреждения издает письменный приказ, в котором указывает:

    - дату, место, наименование класса и количество привлекаемых учащихся;

    - вид, количество и номера спортивного оружия, которое будет использоваться при стрельбе, количество необходимых пулек (патронов);

    - необходимые средства оказания первой медицинской помощи.

    10. Для учета израсходованных пулек (патронов) преподаватель ОБЖ составляет акт, в котором указывает дату и место, наименование упражнения, количество стрелявших и израсходованных пулек (патронов).

    Акт подписывается преподавателем ОБЖ, классным руководителем, командиром класса и утверждается руководителем образовательного учреждения.

    11. О всех несчастных случаях, произошедших во время стрельбы, немедленно сообщается в ближайший врачебный пункт, в местные органы внутренних дел и органы исполнительной власти в области образования как о чрезвычайном происшествии.

    Инструкция составлена _________________

    проведения пятидневных учебных сборов с обучающимися
    образовательных учреждений

    Инструкция по охране труда при проведении учебных сборов

    Инструкция
    по охране труда при проведении учебно-полевых сборов


    1. Общие требования инструкции по охране труда при проведении учебных сборов
    1.1. К учебным сборам допускаются лица, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда и технике безопасности при проведении учебно-полевых сборов.
    Допускаются лица, изучившие данную инструкцию по охране труда при проведении учебно-полевых сборов по предмету ОБЖ в общеобразовательной школе.
    1.2. Опасными факторами при проведении учебно-полевых сборов являются:

    • травмы, повреждения, ранения по неосторожности, невнимательности и при несоблюдении правил техники безопасности, требований инструкции по охране труда при проведении учебных сборов учащихся.
    • отравления, химические и термические ожоги из-за неосторожности, невнимательности и несоблюдения правил данной инструкции по охране труда на учебных сборах учащихся старших классов образовательного учреждения.

    2. Требования охраны труда перед началом учебных сборов
    2.1. Удостовериться в знании школьниками правил техники безопасности, напомнить о необходимости быть внимательнее и осторожнее.
    2.2. Проконтролировать готовность школьников к проведению учебно-полевых сборов:

    • обязательного наличия средств личной гигиены, теплой одежды, сменного нижнего белья, носок и водонепроницаемой обуви;
    • категорически запрещается ввоз на учебно-полевые сборы продуктов питания, табачных изделий, алкоголя, наркотических, ядовитых и взрывчатых веществ.

    2.3. Перед проведением стрельб учащихся школы необходимо в обязательном порядке ознакомить с инструкцией по охране труда при проведении стрельб в тире или во время учебно-полевых сборов.

    3. Требования охраны труда во время проведения учебных сборов
    3.1. При проведении учебных сборов категорически запрещается курить, употреблять алкогольные (наркотические) препараты; хранить или использовать взрывоопасные и ядовитые вещества.
    3.2. Все материальное обеспечение, применяемое на учебно-полевых сборах, категорически запрещается использовать в других целях.
    3.3. Обязательно придерживаться всех правил техники безопасности, инструкции по охране труда при проведении учебно-полевых сборов учащихся по предмету ОБЖ и аккуратно обращаться с применяемым на сборах оборудованием.
    3.4. Следует тщательно соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила личной гигиены.
    3.5. Медицинские препараты можно использовать лишь с разрешения медперсонала. Самовольное их применение категорически запрещается.
    3.6. Запрещено портить, наносить вред применяемому материальному имуществу.
    3.7. Ученики должны поддерживать чистоту и исправность личного обмундирования и снаряжения.
    3.8. Категорически запрещается покидать территорию сборов (отлучаться куда-либо) без разрешения руководителя учебно-полевых сборов.
    3.9. Ученики обязаны строго выполнять требования руководителей, соблюдать правила инструкции, требования техники безопасности.

    4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях
    4.1. При ухудшении самочувствия ученик должен безотлагательно сообщить об этом руководителю сборов.
    4.2. При возникновении опасных, экстремальных или чрезвычайных ситуаций (пожара, прорыва системы отопления, водопровода, замыкании электричества, при обнаружении сомнительных предметов и т.п.) следует незамедлительно доложить об этом руководству.
    4.3. При получении школьниками травм (повреждений, отравлений, ожогов), безотлагательно оказать первую доврачебную помощь пострадавшему, поставить в известность руководство, если необходимо направить пострадавшего в близлежащее медицинское учреждение.

    5. Требования охраны труда при окончании учебно-полевых сборов
    5.1. По окончании учебных сборов следует проверить чистоту и исправность применяемого оборудования, снаряжения, другого имущества.
    5.2. Материальное обеспечение занятия, имущество сдать руководителю.
    5.3. При обнаружении каких-либо недостатков сообщить руководителю учебных сборов и действовать согласно его указаниям.
    5.4. Категорически запрещается самовольно, без разрешения руководителя, устранение обнаруженных недостатков используемого имущества (чистить, мыть, ремонтировать, регулировать и т.д.) .
    5.5. Место нахождения по окончании сборов привести в соответствующий порядок.

    Инструкцию разработал: __________ (________________)

    СОГЛАСОВАНО
    Руководитель службы ОТ(специалист или инженер по ОТ) _________ Оружейная И.И.
    «___»__________20__г.

    С инструкцией ознакомлен(а)
    «___»____20___г. __________ (______________________)

    Методика организации и проведения военно-полевых сборов

    ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ УЧЕБНЫХ ПЯТИДНЕВНЫХ СБОРОВ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ 10-Х КЛАССОВ НА БАЗЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

    Представленная работа по теме «Патриотическо воспитание – неотъемлемая составляющая пятидневных учебных сборов» в номинации «методика организации и проведения военно – полевых сборов, военно-тактических игр и соревнований по военно-спортивным и техническим видам спорта» представляет собой опыт организации и проведения учебных сборов с юношами 10 классов.

    Цели работы:
    - определение главных направлений в организации и проведении сборов, решении поставленных задач по подготовке молодежи к военной службе, - освещение проблем патриотического воспитания и обмен опытом работы в целях повышения его эффективности.
    Содержание работы помогает правильно организовать проведение военных сборов с учетом современных требований по выполнению учебно – воспитательных задач, здоровьесберегающих технологий, с соблюдением мер безопасности жизнедеятельности.
    Информацию, содержащуюся в данной работе можно использовать при подготовке, организации и проведении военно – спортивных мероприятий, сборов, соревнований военно – прикладной направленности, на занятих по изучению основ военной службы. При проведении урочной или практической формы занятий данную информацию можно преподавать методом рассказа, инструктажей, тестирования, зачетов.
    Работа по данной тематике эффективна в старшей возрастной группе. При использовании этого материала в практической деятельности учащихся возрастает их сознательное отношение к выполняемой деятельности, самостоятельность и ответственность, значительно повышает уровень патриотического воспитания. Если патриотизм - это олицетворение любви к Отечеству, сопричастность с его историей, составляющая духовно-нравственной основы личности, гражданская позиция и потребность в достойном, самоотверженном служении Родине, то военно-патриотическое воспитание призвано готовить подрастающее поколение к достойному служению Отечеству, защищать интересы страны. А это многокомпонентное образование, соответствующее всей системе требований общества и его Вооруженных Сил.
    К числу ценностей, на которых основывается военно-патриотическое воспитание, относится:
    • гражданский долг - постоянная внутренняя потребность в высоконравственном отношении к воинским и иным социально значимым требованиям государства;
    • воинский долг - система социально значимых ценностей и морально-правовых обязанностей военнослужащих, выражающая готовность отстаивать интересы народа и защищать Родину, верность военной присяге, всему тому, что выражено в Законах Конституции РФ, воинских уставах;
    • воинское мастерство - уровень профессиональной подго¬товленности к выполнению военной службы в мирное время, в период подготовки и ведения боевых действий;
    • профессионализм - степень овладения, военных специаль¬ностей и умением успешно выполнять поставленные задачи. И, наконец, признаем объективную взаимосвязь военно патриотического и умственного воспитания; последнее формиру культуру умственного труда, значение которой огромно в свет современных высоких требований военной службы, предпола¬гающих наличие у каждого воина способности оперативно находить оптимальные решения в экстремальных условиях. Ведь сама воинская служба для юноши - это уже экстремальная среда, где необходима психологическая и физическая подготовка.
    Конечным результатом реализации программы учебных пятидневных сборов предполагается положительная динамика роста патриотизма в стране, возрастание социальной и трудовой активности граждан, особенно молодежи, их вклада в развитие основных сфер жизни и деятельности общества и государства, преодоление экстремистских проявлений отдельных групп граждан и других негативных явлений, возрождение духовности, социально-экономическая и политическая стабильность и укрепление национальной безопасности. Стимулирование проявления патриотизма в служебной, военной, трудовой и общественной деятельности граждан России.

    НОРМАТИВНАЯ БАЗА ОБОСНОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПЯТИДНЕВНЫХ УЧЕБНЫХ СБОРОВ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ 10-Х КЛАССО

    Учебные пятидневные сборы с обучающимися 10-х классов проводятся согласно:
    ? ФЗ «О воинской обязанности» от 28. 03. 1998 г. №53-ФЗ;
    ? Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», утвержденной постановлением правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795;
    ? Писем Министерства образования РФ «О порядке проведения учебных сборов в образовательных учреждениях, реализующих программу среднего (полного) и общего образования по курсу ОБЖ»;
    ? Постановления главы МО ГО «Охинский» от 06. 05. 2013 г. № 333 «О проведении учебных сборов с обучающимися гражданами общеобразовательных учреждений»;
    ? Приказа Управления образования МО ГО «Охинский»;
    ? Приказа МБОУ СОШ № 5 г. Оха.
    Целями сборов являются:
    - подготовка юношей к службе в Вооруженных Силах нашей страны, выполнению ими конституционного долга по защите Отечества;
    - закрепление теоретических знаний, полученных на занятиях по ОБЖ в школе (гимназиях), приобретение практических навыков, необходимых юношам для быстрой адаптации с поступлением на военную службу;
    - воспитание у юношей гордости за Вооруженные Силы, готовности к службе в их рядах и защите своей Родины.
    Воспитательно-образовательные цели здесь сформулированы так:
    • закрепить и углубить убежденность учащихся в необходи¬мости укрепления обороны страны, в том, что каждый молодой человек должен готовить себя к защите Родины;
    • изложить основные положения о защите государства, показать их развитие в документах правительства о назначении и функциях Вооруженных Сил;
    • вести пропаганду боевых традиций ВС, прививать учащимся чувство любви и уважения к Армии и Военно-Морскому Флоту;
    • формировать у учащихся умения объяснять ситуации военно-политического характера с позиций объективных, научных позиций, применять полученные знания и умения на уроках и при проведении внешкольных военно-патриотических мероприятий; осуществлять самоподготовку к будущей воинской деятельности и защите Отечества.
    Преподавателю следует выделять опорные понятия, законы, основные мировоззренческие идеи изучаемой темы, которые необходимо связать с жизненным опытом и основными видами деятельности учащихся: «внешнеполитическая стратегия России»;
    «военно-стратегический паритет»;
    «концепция разоружения»;
    «военная доктрина»;
    «концепция всеобъемлющей системы международной безопасности»;
    «патриотизм и интернационализм»;
    «боевой потенциал Вооруженных Сил»;
    «единство армии и народа»; «воинский долг».
    Процесс организации усвоения понятий и законов, сквозных мировоззренческих идей должен проходить с учетом межпредметных связей.
    Для обеспечения организованного проведения военно – полевых сборов оформляется необходимая документация: приказы, инструктажи учащихся, проводятся родительские собрания, обеспечивающие порядок дисциплину и безопасность.
    В приказах директора образовательного учреждения определяется ответственность лиц, организующих данное мероприятие, их действия по реализации поставленных задач. Инструкции, составленные преподавателем – организатором ОБЖ должны учитывать весь объем мер безопасности на сборах. Результаты инструктажа закрепляются подписью учащихся в ведомостях, что обеспечивает сознательность и ответственность учащихся на сборах и проведении учебно – воспитательного процесса. Ознакомление родителей с условиями прохождения их детьми учебно – полевых сборов, организацией обучения и быта, определяют должную меру ответственности и участия в подготовке своих детей к сборам.
    Немаловажное значение при подготовке к сборам имеет написание планов – конспектов проводимых занятий. В планах занятий должны программироваться все цели и задачи, методы и средства их решения. Для проведения сборов учащиеся готовят все необходимое имущество, обеспечивающее соблюдение правил гигиены и сохранения здоровья, принадлежности для проведения занятий.

    Одежда должна соответствовать погодным условиям и изменяющемуся температурному режиму, а также видам деятельности. Необходимый минимум принадлежностей для обеспечения бытовых потребностей необходим для каждого ученика. Средства гигиены имеют особо важное значение, так как большая часть занятий проводится в природных условиях. В связи с отсутствием возможности проводить централизованно учебные сборы в 2010 - 2013 годах в МО ГО «Охинский» проводятся на базе общеобразовательных учреждений. Преподаватель – организатор ОБЖ готовит планы – конспекты занятий по тематике сборов, необходимые принадлежности и имущество для проведения практических занятий.

    ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ УЧЕБНЫХ ПЯТИДНЕВНЫХ СБОРОВ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ 10-Х КЛАССОВ НА БАЗЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

    Программа учебных сборов для юношей – десятиклассников рассчитана на 35 часов. В соответствии с учебным планом проведения учебных сборов с обучающимися занятия проводятся по:
    1. Физической подготовке, в ходе которых обучающиеся изучают комплекс утренней гимнастики, физические качества, которые необходимо развивать военнослужащим, принципы развития физических качеств. Также, на занятиях физической подготовки обучающиеся развивавают такие физические качества, как: сила, быстрота, ловкость, выносливость, гибкость. Занятия проходят на свежем воздухе, используется оборудование спортивной площадки школы. В комплекс обязательных упражнений входят: бег, упражнения на брусьях, преодоление лабиринта различными способами, подтягивание, отжимание, приседания и др. Проводятся соревнования, как одиночные, так и командные.
    2. Строевой подготовке. На занятиях строевой подготовкой обучающиеся отрабатывают выполнение различных команд в строю: «на-лево», «на-право», «кругом», «в две шеренги становись», «в одну шеренгу становись», «на месте шагом марш», «вперед шагом марш», «песню запевай», а также походный шаг, парадный шаг. Обучающиеся изучают основы Строевого устава Вооруженных сил РФ: элементы строя, команды, подаваемые в строю и вне строя.
    3. Тактической подготовке. В ходе проведения занятий по тактической подготовке обучающиеся изучают команды, подаваемые на передвижение в бою и порядок их выполнения, приемы и способы использования рельефа местности при поражении противником с воздуха, маскировки, в том числе и светомаскировки, способы отражения атаки нападения противника, способы и приемы атаки противника.
    4. Огневой подготовке. Занятия по огневой подготовке (в связи с отсутствием материальной базы) организовываются и проведятся на базе и с участием военнослужащих воинской части. Обучающиеся знакомятся с устройством автомата Калашникова, с работой частей и механизмов автоматов, чисткой, смазкой и хранением автомата. Отрабатывают навыки сбора – разбора автомата Калашникова и пистолета Макарова; стрельбы, ведения огня из автомата меры безопасности при стрельбе. А также на базе ОМВД МО ГО «Охинский». Для обучения и совершенствования навыков в однообразии прицеливания и производства выстрелов из стрелкового оружия без расхода боеприпасов был использован стрелковый тренажер «Боец».
    5. Медицинской подготовке. На занятиях обучающиеся изучают способы остановки различных видов кровотечения, а также комплекс мероприятий при проникающих и огнестрельных ранениях живота. Отработывают навыки оказания само и взаимопомощи при ранениях и травмах. Вынос раненых с поля боя. Для отработки навыков оказания реанимационных мероприятий (искусственная вентиляция легких, непрямой массаж сердца) используется тренажер «Максим-II».
    6. Радиационной, химической и биологической защите. На занятиях обучающиеся знакомятся с видами современного оружия массового поражения, находящемся на вооружении в ВС РФ, поражающими факторами от них, а также историей создания и развития химического и радиоактивного оружия. Также изучаются средства индивидуальной и коллективной защиты. Для проведения практической части занятий приглашаются специалисты ГО ЧС МО ГО «Охинский»: обучающиеся знакомятся со способами надевания ОЗК и костюма Л-1; приемами и способами индивидуальной защиты, отрабатывают навык преодоления участка местности, зараженного радиоактивными веществами.
    7. На экскурсии в воинской части обучающиеся получают возможность ознакомиться с размещением и бытом военнослужащих, распорядком дня; с опасными факторами военной службы и организацией обеспечения безопасных условий в повседневной деятельности, назначением и составом суточного наряда войсковой части, а также организацией караульной службы и обязанностями часового.
    Также, для обучающихся проводятся такие мероприятия, как «Круглый стол» с участием сотрудника Военного комиссариата МО ГО «Охинский», в ходе которого обучающиеся могут задать специалисту интересующие их вопросы, касающиеся военной службы и воинской обязанности, и, получить на них грамотные, исчерпывающие ответы.
    На закрытии обучающиеся демонстрируют полученные навыки в строевой, физической, тактической, медицинской подготовке и по РХБЗ. Отличившиеся отмечаются благодарностями ОУ:
    - за активное участие, ответственное отношение к занятиям,
    - серьезный подход, организованность и дисциплину,
    - за достижение выдающихся результатов при сдаче нормативов по огневой подготовке,
    - за достижение выдающихся результатов при сдаче нормативов по медицинской подготовке,
    - за достижение выдающихся результатов при сдаче нормативов по строевой подготовке,
    - за достижение выдающихся результатов при сдаче нормативов по тактической подготовке.

    Образовательный процесс осуществляется в соответствии с учебным учебно – тематическим планом и распорядком дня. Преподаватель составляет на каждое проводимое занятие план – конспект. Занятия носят практическую направленность и обеспечиваются всем необходимым для их проведения: уставами ВС РФ, компасами, противогазами, малыми пехотными лопатами, АКМ и другим необходимым имуществом. В зависимости от тематики проводимого занятия организуются места для их проведения: полевые условия - для занятий по тактической подготовки, учебные классы – для изучения устройства Автомата Калашникова. Занятия по строевой подготовке проводятся на строевом плацу. На стрельбище войсковой части проходят практические стрельбы боевыми патронами из АКМ. Одним из мероприятий по отработке практических умений и навыков является действия учащихся по «тревоге», с выдвижением личного состава сборов в район «боевых действий». Учащиеся совершают 6 километровый марш – бросок. Комплексно совершенствуются умения и навыки строевой, физической, тактической подготовки и ГО. При проведении занятий преподаватели уделяют особое внимание соблюдениям мер безопасности в условиях деятельности на незнакомой местности и действиям участников учебно – воспитательного процесса в случаях получения травм и повреждений. В целях развития и совершенствования физических качеств, необходимых будущим защитникам Отечества на весь период сборов планируется спортивно – массовая работа с учащимися. Спортивно – массовые мероприятия на учебно – полевых сборах проводятся с учащимися согласно распорядка дня и плана проведения. Физический руководитель совместно с командирами рот и взводов организует и принимает зачеты у личного состава сборов, занося результаты в протокол. По результатам зачетов выставляется итоговая оценка по физической подготовке на сборах каждому ученику. Военно – патриотическое воспитание осуществляется системой мероприятий, на которых учащиеся получают информацию законодательной базы знаний о военной службе. Встреча с людьми военной профессии, обобщение исторического опыта и современности – заставляют задуматься молодое поколение о важности защиты своего Отечества, необходимости службы в армии. Все мероприятия проводятся в форме бесед, конкурсов и викторин, практических занятий. Всем учащимся прошедшим учебно – полевые сборы в школьном журнале по предмету ОБЖ выставляется оценка, полученная на сборах. Учащиеся, не прошедшие учебные сборы по уважительным причинам, сдают зачеты теоретически.

    Специфика допризывной подготовки как особого звена системы заключается в том, что в ее рамках решаются задачи морально-психологической, военно-физической подготовки. Потенциал такой подготовки огромен, тем более важно оптимально использовать его в целях формирования гражданственных, патриотических и нравственных качеств личности. Научить школьников видеть и слышать голос героической истории Отечества - первостепенная задача педагога. Поставить подростков в положение активных исследователей, увлечь их и заставить посмотреть вокруг себя не с потребительским чувством, а чтобы увидеть рядом с собой тех, кто является носителем боевых и героических традиций Родины - ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла, ветеранов Вооруженных Сил России, чтобы как можно больше узнать о прошлом Отечества, научиться так же любить Родину, как ее любили их деды и прадеды, чтобы не разорвать связи времен и поколений, чтобы молодое поколение нового столетия по-настоящему считалось Наследниками Великой Победы. Прошлое Родины - это ключ к пониманию настоящего, это ориентир в будущее!
    Воспитательный эффект учебного процесса значительно повышается, если протекает во взаимосвязи с системой внеклассной деятельности, с реальным включением учащихся в работу, способствующую формированию у них любви к Родине, политической бдительности, постоянной готовности с честью выполнить свой гражданский и воинский долг.