Руководства, Инструкции, Бланки

что такое оперативное подчинение в должностной инструкции img-1

что такое оперативное подчинение в должностной инструкции

Рейтинг: 5.0/5.0 (1924 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Оперативное подчинение означает юридическую зависимость данного субъекта управленческих отношений от другого только по определенным вопросам и неподчи

Оперативное подчинение означает юридическую зависимость данного субъекта управленческих отношений от другого только по определенным вопросам и неподчиненного ему в других формах. В оперативном подчинении могут находиться организации и определенные категории лиц. Например, начальнику станции в оперативном отношении подчиняются действующие на ее территории работники других служб по вопросам, связанным с обеспечением безопасности движения поездов. Принцип оперативного подчинения применяется иногда при выполнении конкретных задач подразделениями и служ­бами правоохранительных органов.

Оперативное подчинение предусматривается также в случаях, когда нужна быстрая реакция на возникающие вопросы, требующие вмешательства вышестоящего или нижестоящего органа (должностно­го лица) либо при необходимости руководства текущей работой органа (должностного лица вышестоящего подчинения). Например, руково­дители ряда главных управлений Администрации Президента Россий­ской Федерации подчинены ему непосредственно, а в оперативном отношении руководителю Администрации.

Административноеправо можно рассматривать как обобщающую отрасль в силу того … Термины «конституционное право » и «государственное право » зачастую считаются синонимами. которые.

§ 1. Что регулирует административноеправо. Изложенные позиции подводят к чисто … Как уже отмечалось, существует особая отрасль правовой системы Российской Федерации, основным.

Административноеправо можно рассматривать как обобщающую отрасль в силу того … Термины «конституционное право » и «государственное право » зачастую считаются синонимами. которые.

Административноеправо можно рассматривать как обобщающую отрасль в силу того … Термины «конституционное право » и «государственное право » зачастую считаются синонимами. которые.

Административноеправо является опорной, базисной отраслью правовой системы наряду с … К содержанию книги: Административноеправо. Смотрите также. огромное разнообразие специальных.

Административноеправо как отрасль современного права появилось тогда, когда в правовой системе достаточное место заняли нормы, закрепляющие права личности, процедуры деятельности.

Административноеправо принадлежит к числу публичных отраслей, поэтому общеотраслевой режим административногоправа носит публично-правовой характер.

Административноеправо практически использует все методы правового регулирования. Вместе с тем определяющее влияние на выбор тех или иных средств правового воздействия на управленческие.

К содержанию книги: Административноеправо России. Смотрите также: АдминистративноеправоАдминистративноеправо. Экологический контроль.

Поэтому административноеправо ограничивается лишь определением структуры. Административноеправо можно рассматривать как обобщающую отрасль в силу того.

Другие статьи

Чем отличается непосредственное и функциональное подчинение

Чем отличается непосредственное и функциональное подчинение

"Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2008, N 5

Вопрос: Чем отличается непосредственное и функциональное подчинение? Правильно ли будет в трудовом договоре указывать непосредственное подчинение генеральному директору, а функциональное - начальнику отдела, если работник по структуре организации подчиняется начальнику отдела?

Ответ: При функциональной организационной структуре предприятия имеет место множественность подчиненности сотрудников разным "начальникам" в соответствии с кругом решаемых задач. Если же отношения строятся по принципу "начальник - подчиненный", то в этом случае говорят о линейной оргструктуре. То, что имеет место у вас, по сути, является смешанной, линейно-функциональной структурой. Как раз в этом случае идет двойное подчинение сотрудника линейному и функциональному руководителям. На мой взгляд, все нюансы взаимодействия сотрудника с коллегами и руководством лучше отразить не в трудовом договоре, а в должностной инструкции.

Консультант по трудовому праву

ООО "Кадровый Холдинг "Бета Пресс"

Подписано в печать

Виды отношений распоряжения

Виды отношений распоряжения - подчинения

Линейным называют подчинение, в рамках которого вышестоящий орган (должностное лицо) обладает полномочиями по формированию - расформированию данной структуры (созданию - упразднению должности), назначению на должность и отстранению от нее, может осуществлять меры дисциплинарного воздействия. При линейном подчинении вышестоящее должностное лицо (орган) обладает правом общего руководства деятельностью нижестоящих, а иногда осуществляет и оперативное руководство или контроль. Непосредственный линейный руководитель (руководящий орган) всегда один: именно линейная иерархия обеспечивает единство и целостность любой иерархической системы.

Однако линейное подчинение не может обеспечить эффективное управление в условиях развитой специализации деятельности. Параллельно с ним всегда существует подчинение функциональное ; в результате большая часть органов государственного управления и основные элементы всей системы опираются налинейно-функциональную структуру управления. Функциональным называют подчинение, при котором вышестоящий орган (должностное лицо) обладает полномочиями по методическому или процедурному руководству нижестоящими в рамках строго определенного вида деятельности. Если линейное руководство общее, то функциональное - специализировано. При функциональном подчинении речь может идти об обязательном следовании стандартам, установленным вышестоящим органом, о предоставлении какой-либо информации, о подчинении прямым указаниям в какой-то сфере и т.д. Система соподчинения нескольких органов (должностных лиц) по функциональному принципу формирует функциональную иерархию. Как правило, один и тот же орган (должностное лицо) оказывается в функциональном подчинении по отношению к нескольким вышестоящим органам управления (должностным лицам).

Особым видом вертикальных связей можно считать постоянное или временное оперативное подчинение. Оперативное руководство - это право давать непосредственные конкретные указания, в рамках должностных полномочий подчиненного в целом либо по отношению к какой-то определенной деятельности. Как правило, правом оперативного руководства обладает непосредственный начальник (орган управления), однако отдельные лица или подразделения могут передаваться в оперативное подчинение другим должностным лицам (органам управления). В целом же полномочия оперативного руководителя мало чем отличаются от полномочий функционального: мы можем рассматривать оперативное руководство и как особую форму функционального.

Рассмотрим взаимодействие линейных и функциональных связей на примере отношений между должностными лицами в рамках одной организации и отношений между разными управленческими структурами. В любой организации ее руководитель является линейным начальником для всех должностных лиц. Одновременно существует несколько разных систем функционального подчинения: функциональным руководителем является для работников отдела - начальник отдела (сфера деятельности - оперативное руководство по профилю отдела), для всех работников - начальник отдела кадров (сфера деятельности - оформление и регулирование вопросов “послужного списка”), главный бухгалтер (сфера деятельности - финансовые вопросы и связанные с ними документы) и т.д. Внутри организации могут формироваться и функциональные иерархии, - например, если за работу группы отделов отвечает один из заместителей руководителя. В этом случае система функционального подчинения в рамках регулирования деятельности работников отдела насчитывает уже два звена: работник - заведующий отделом и зав. отделом - заместитель руководителя.

В качестве примера отношений субординации между разными органами управления мы можем рассмотреть взаимодействие федерального министерства и подчиненного ему регионального (област­ного, краевого, окружного или республиканского) управления (главно­го управления). Территориальное управление находится в линейном подчинении у министерства, начальник управления - у министра. Один из вариантов линейной иерархии, таким образом - городское управление / региональное управление / министерство. Вместе с тем, региональное управление (прежде всего в лице своего начальника) подчинено в некоторых отношениях и региональным органам государственной власти, обычно - президенту республики или губернатору, либо представителю Президента в федеральном округе. Это подчинение, как правило, называется территориальным, поскольку территориальная принадлежность является решающим критерием. Однако, исходя из полномочий министра в отношении начальника регионального управления (назначение на должность, общее руководство) и из аксиомы о невозможности сосуществования двух непосредственных линейных руководителей, мы можем рассматривать территориальное подчинение как частный случай функционального. Сферой деятельности, на которую распространяется здесь функциональное подчинение, является оперативное руководство в рамках данной территории и в рамках компетенции субъекта федерации. Наряду с этим, специализированные подразделения регионального управления находятся в функциональном подчинении у соответствующих центральных департаментов (управлений) своего министерства.

В административном сленге и в отдельных административных актах существуют специальные термины для обозначения некоторых видов отношений распоряжения-подчинения, в том числе иерархических. Прямым называют подчинение в рамках одной, строго определенной иерархической цепочки. Как правило, под прямым подчинением понимается линейное подчинение, независимо от количества уровней, разделяющих распоряжающегося и подчиняющегося. Иногда в систему прямого подчинения включают разные виды связей - и линейные, и оперативные - на основании условной “общей” иерархии. В этом случае прямая иерархия может включать в себя начальника / его заместителя / подконтрольного заместителю заведующего отделом / рядового исполнителя. Разные виды подчинения при этом не выделяются, т.е. иерархические отношения предстают в упрощенном виде.Непосредственное подчинение означает отсутствие промежуточных звеньев (уровней) между распоряжающимся и подчиняющимся; воинские уставы определяют непосредственного начальника как ближайшего к подчиненному прямого начальника. Непосредственными называют и линейные (чаще), и функциональные отношения распоряжения-подчинения; основным критерием здесь является скорее объем регулируемой деятельности и частота непосредственных контактов. Различается такжеобщее иоперативное подчинение, в зависимости от характера распоряжений: это, соответственно, регулирование условий деятельности, определение общих норм и, для оперативного подчинения, право давать указания по поводу совершения-несовершения конкретных действий. Во многих случаях общее подчинение лишь нормативно и не связано с организационными полномочиями (см. ниже).

Понятие и цели организации управления

Административное право России
  • Основы административно-правовой организации управления в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах
  • Основы административно-правовой организации управления в экономике, социально-культурной и административно-политической сферах
    • Необходимость и характер государственного управления
    • Понятие и цели организации управления
    • Правовые основы организации управления
  • Территориальные, межотраслевые и отраслевые начала в управлении
    • Основы разграничения компетенции в области управления между органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов
    • Региональные начала управления
    • Межотраслевые начала в управлении
    • Отраслевые начала в управлении
    • Общие функции и полномочия федеральных органов исполнительной власти
  • Организация управления в особых условиях
    • Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
    • Чрезвычайное положение
    • Военное положение
  • Административное право и управление экономикой
  • Управление промышленностью и энергетикой
    • Организационно-правовые формы управления промышленностью и энергетикой
    • Предприятия и объединения в промышленности и энергетике
    • Государственный контроль (надзор) в промышленности и энергетике
  • Управление сельским хозяйством
    • Организационно-правовые формы управления сельским хозяйством
    • Предприятия и организации в сельском хозяйстве
    • Государственный контроль (надзор) в сельском хозяйстве
  • Управление строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
    • Организационно-правовые формы управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
    • Местное самоуправление, строительство и жилищно-коммунальное хозяйство
    • Государственный контроль (надзор) в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве
  • Управление транспортом
    • Организационно-правовые формы управления транспортом
    • Государственный контроль (надзор) на транспорте
  • Управление связью и массовыми коммуникациями
    • Организационно-правовые формы управления связью и массовыми коммуникациями
    • Государственный контроль и надзор в сфере связи и массовых коммуникаций
  • Управление использованием и охраной природных ресурсов
    • Организационно-правовые формы управления использованием и охраной природных ресурсов
    • Государственный контроль (надзор) в области природопользования и охраны природных ресурсов
  • Управление финансами и кредитом
    • Организационно-правовые формы управления финансами и кредитом
    • Финансовый контроль
  • Управление в области внешнеэкономических связей
    • Организационно-правовые формы управления в области внешнеэкономических связей
    • Государственный контроль в области внешнеэкономических связей
  • Административное право и управление социально-культурной сферой
  • Управление образованием
    • Общие положения управления образованием
    • Организационно-правовые формы управления образованием
    • Учреждения образования
      • Управление высшим учебным заведением
    • Государственный контроль деятельности образовательных учреждений
  • Управление здравоохранением
    • Организационно-правовые формы управления здравоохранением
    • Учреждения здравоохранения
    • Государственный контроль (надзор) в сфере здравоохранения
  • Управление наукой
    • Организационно-правовые формы управления наукой
    • Организация науки. Научные учреждения и сообщества
  • Управление культурой
    • Организационно-правовые формы управления культурой
    • Государственный контроль (надзор) в сфере культуры
  • Управление в области социальной защиты граждан
    • Организационно-правовые формы управления в области социальной защиты граждан
    • Местное самоуправление и социальная защита граждан
  • Административное право и управление административно-политической сферой
  • Управление обороной
    • Организационно-правовые формы управления обороной
    • Органы местного самоуправления и управление обороной
    • Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации
  • Управление безопасностью
    • Организационно-правовые формы управления безопасностью
    • Государственная граница, ее защита и охрана
  • Управление внутренними делами
    • Организационно-правовые формы управления внутренними делами
    • Милиция
    • Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
    • Паспортная система
    • Внутренние войска
  • Управление иностранными делами
    • Организационно-правовые формы управления иностранными делами
    • Органы Министерства иностранных дел РФ за рубежом
    • Административно-правовое регулирование въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации
  • Управление юстицией
    • Организационно-правовые формы управления юстицией
    • Организация нотариальной службы
    • Адвокатура
    • Дисциплинарная ответственность сотрудников правоохранительных органов
Понятие и цели организации управления

1. Управление может рассматриваться с различных точек зрения — социально-экономической, политической и др. Административно-правовая организация управления представляет собой сердцевинный аспект организации исполнительной власти, обеспеченной нормами административного права.

Административно-правовая организация управления (далее — организация управления) есть закрепленная нормами административного права система субъектов, призванных осуществлять управление, их статус, включая взаимоотношения этих субъектов внутри и вне этой системы.

Элементами административной организации управления являются:

  1. органы исполнительной власти;
  2. другие органы управления, входящие в разветвленный организационный механизм осуществления функций исполнительной власти;
  3. нормы административного права, устанавливающие соответствующий статус всех звеньев системы управления, в том числе их служащих;
  4. важнейшие параметры их отношений, очерченных административным правом;
  5. правовая ответственность субъектов, вытекающая из их административно-правового положения.

Понятием организации управления охватывается как государственное, так и негосударственное управление в тон мере, в какой оно регламентируется административным правом.

Организация управления имеет целью создание наиболее благоприятных условий для действенного функционирования исполнительной власти, соответствующего интересам граждан, общества и государства. Рациональная организация осуществления исполнительной власти является одним из важнейших условий упорядочения государственного управления, его экономичности и нормальной государственной деятельности в целом. Она должна обеспечить правильный выбор субъектов управленческой деятельности, определить место и роль каждого из них и четкое взаимодействие между ними с тем, чтобы исключить в системе управления работу на «холостом» ходу, параллелизм и дублирование в осуществлении одних и тех же функций.

Организация управления должна учитывать роль исполнительной власти в обществе в целом и одновременно особенности структуры экономики, социально-культурной и административно-политической деятельности в РФ в условиях федеративного государственного устройства и системы местного самоуправления.

В настоящее время возникла крупная проблема учета особенностей момента и перспектив в эволюции управленческих структур. Государственное управление, имея свои закономерности развития, должно в наибольшей степени соответствовать тем конкретно-историческим задачам, которые ему предстоит решать. Но не только. Его система должна формироваться так, чтобы создавать необходимые условия для повышения эффективности решения проблем, определяющих перспективы развития общества.

Управленческие структуры, находясь в зависимости от социально-экономической и политической систем, должны обладать способностью оказывать сильное влияние на развитие общества, не допуская при этом насилия над социально-экономическими процессами. На такой подход должны быть запрограммированы все конструктивные элементы административной организации управления, его системы.

формирование современной системы управления предполагает преодоление ряда организационных стереотипов, вобравших в себя некоторые идеологические и политические взгляды прошлого на систему государственного управления и противоречащих современным. Современному характеру взаимоотношений между органами государственного управления РФ и ее субъектов противоречит организационно-правовая конструкция «единой системы отраслевых министерств, ведомств», основанная, как известно, на жестокой централизации и отношениях по принципу «власть — подчинение».

Не только нижестоящие органы, но и все предприятия, учреждения являлись в высокой степени централизованными, организационными звеньями единых систем министерств и ведомств. В деятельности министерств и ведомств значительный удельный вес занимали оперативное управление предприятиями, учреждениями и организациями и решение вопросов их деятельности в форме непосредственного распорядительства.

Таким образом, единая система министерства, ведомства означала высокую степень социально-экономической, организационной, правовой централизации, обособленности и замкнутости этой системы, на базе которой процветал ведомственный диктат вышестоящих отраслевых и межотраслевых органов. Самостоятельность и инициатива предприятий, учреждений и организаций были крайне ограниченными. В этих условиях перестраховка и переложение решения вопросов на вышестоящие органы стали принципом деятельности их администрации.

В настоящее время предприятия, а также социально-культурные учреждения в основном децентрализованы. Децентрализация выражается в том, что они, во-первых, дифференцированы по формам собственности, составляя частную, государственную, муниципальную собственность. Управление ими осуществляют собственники или назначаемые ими органы; во-вторых, негосударственные предприятия и учреждения, сохраняя свою отраслевую принадлежность в экономическом смысле, выведены из подчинения государственных органов; в-третьих, государственные предприятия и учреждения, сохраняя ведомственную принадлежность, укрепили свои позиции как субъекты рынка и гражданского права, обрели ту степень самостоятельности, которая не позволяет безоговорочно рассматривать их в качестве организационных звеньев единой системы вышестоящего отраслевого органа.

Оттеняя степень самостоятельности государственных предприятий, получивших государственное имущество в хозяйственное ведение, со значительным допуском условности можно сказать о том, что они также выведены из подчинения вышестоящих отраслевых органов управления в том смысле, что последние существенно ограничены в праве непосредственного управления подведомственными предприятиями. Они не должны вмешиваться в их оперативную производственную и хозяйственную деятельность, диктовать свои условия ее осуществления.

В отношении к ним вышестоящие органы обладают лишь отдельными элементами прямого управления, связанными с замещением должностей руководителей, обеспечением выполнения законов, финансированием бюджетных учреждений, бюджетным финансированием определенных мероприятий, проводимых предприятиями. Назначение и освобождение от должности руководителей, решение вопросов финансирования и некоторых других — это мощные рычаги влияния вышестоящих органов на деятельность государственных предприятий и учреждений, которые нельзя недооценивать. Более того, из общего правила имеются исключения, когда особый характер деятельности предприятий предполагает усиленное управляющее воздействие государства на различные стороны его деятельности.

Но главное назначение отраслевых органов — координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях. Они могут осуществляться в интересах отрасли в целом и ее предприятий, учреждений и организаций. В соответствии с этими началами формируются системы управления, объектами которого выступают уже не хозяйствующие единицы или учреждения, а крупные комплексы, в том числе отраслевые. Например, управление промышленной политикой, государственным имуществом и т.п.

Сказанное не относится к казенным предприятиям, в отношении которых уполномоченные вышестоящие органы осуществляют прямое управление.

Единые системы сформированы в управлении рядом централизованных отраслей административно-политической сферы (обороны, безопасности и др.). Конструкция «усеченных» единых систем федеральных органов исполнительной власти чаще всего применяются теперь в организации централизованного осуществления межведомственных функций и полномочий, включающих наряду с органами федеральных округов периферийные территориальные органы, учреждаемые в соответствии с Конституцией РФ, например, Федеральной налоговой службы, Федеральной антимонопольной службы, Федеральной таможенной службы и др. Следовательно, конструкция единых систем соответствующих министерств и ведомств сохраняет свое значение.

Лишается своей основы если не вообще, то в качестве определенного правила применение принципа двойного подчинения к статусу органов исполнительной власти субъектов РФ. Их статусу в том качестве, в каком он постулируется сейчас, противоречит организационное подчинение отраслевых и межотраслевых органов субъектов РФ соответствующим федеральным органам.

Правда, Конституция РФ дает серьезные основания для полемики по данному вопросу, провозглашает единство системы исполнительной власти. Но, с одной стороны, для отрицания такого единства нет ни методологических, ни юридических оснований, а с другой, из этого еще не вытекает жесткое организационное «сцепление» органов исполнительной власти РФ и ее субъектов. Единство системы исполнительной власти может достигаться с помощью правовых норм, общностью характера функций органов разных уровней.

Содержание организации управления включает решение различных вопросов. Изначально необходимо определить: принципы и формы их юридического закрепления; формы органов управления в зависимости от их функционального назначения; разграничение между ними компетенции, включая формулирование задач, функций, установление прав и обязанностей; правовые формы взаимодействия между ниже- и вышестоящими звеньями управления; методы управленческой деятельности и формы их реализации.

В тех случаях, когда решение указанных вопросов затрагивает интересы субъектов РФ и органов местного самоуправления, они должны предварительно обсуждаться и согласовываться с ними. Органа, который бы обладал всем комплексом полномочий по вопросам административной организации управления, нет и быть не может. Неизбежно взаимодействие между всеми органами, причастными к решению тех или иных вопросов.

Важное значение имеют правильный выбор и закрепление связей между субъектами управления отраслями и сферами. В действующих системах управления они имеют различные формы.

Общее подчинение. при котором полномочия вышестоящего органа не ориентированы на конкретные вопросы руководства находящимися в таком подчинении объектами. Объектами, находящимися в общем подчинении, осуществляется общее руководство, в основном путем установления правил деятельности (поведения) и осуществления контроля (надзора).

Общее подчинение может иметь место как при наличии промежуточных звеньев между субъектом и объектом управления, так и без таковых. Например, в настоящее время государственные промышленные предприятия находятся, как правило, в общем подчинении соответствующих министерств и федеральных агентов. Подчинение в этом смысле равнозначно подведомственности.

Непосредственное подчинение выражается, прежде всего, в отсутствии между субъектом и объектом управления промежуточных звеньев. Но не только в этом. Здесь иной характер организационных и правовых связей, чем при общем подчинении. Непосредственное подчинение предполагает значительную организационную и правовую зависимость объекта от субъекта управления, решение кадровых вопросов, применение дисциплинарных мер к работникам, элементы непосредственного распорядительства, отмену актов объекта управления и т.д. Непосредственно подчиненное предприятие, учреждение, организация непременно находятся в ведении субъекта управления.

Прямое подчинение. при котором связи между субъектами управленческих отношений являются обычно также непосредственными. Но они могут быть и через «голову» промежуточного звена данной системы управления в том смысле, что соответствующий субъект находится в непосредственном подчинении такого звена. При прямом подчинении, по общему правилу, речь идет об отношениях между руководителями (начальниками и т.д.) и работниками, командирами и другими военнослужащими и т.п.

Оперативное подчинение означает юридическую зависимость данного субъекта управленческих отношений от другого только по определенным вопросам и не подчиненного ему в других сферах. В оперативном подчинении могут находиться организации и определенные категории лиц. Например, начальнику станции в оперативном отношении подчиняются действующие на ее территории работники других служб по вопросам, связанным с обеспечением безопасности движения поездов. Принцип оперативного подчинения применяется иногда при выполнении конкретных задач подразделениями и службами правоохранительных органов.

Оперативное подчинение предусматривается также в случаях, когда нужна быстрая реакция на возникающие вопросы, требующие вмешательства вышестоящего или нижестоящего органа (должностного лица) либо при необходимости руководства текущей работой органа (должностного лица) вышестоящего подчинения). Например, руководители ряда подразделений Администрации Президента РФ подчинены ему непосредственно, а в оперативном отношении — руководителю Администрации.

Двойное подчинение субъекта управления по горизонтали и вертикали основано на разграничении предметов и полномочий совместного ведения, при котором по отношению к одному и тому же субъекту орган данного уровня и вышестоящий орган обладают по определенным для них вопросам юридически-властными полномочиями. Двойное подчинение исключает смешение предметов ведения и полномочий тех органов, в подчинении которых находится тот или иной орган управления. Соотношение объема и характера полномочий соответствующих органов может быть различным.

Но если орган обладает хотя бы одним из решающих полномочий в отношении субъекта, подчиненного по всем другим вопросам иному органу, то уже можно говорить о двойном подчинении данного субъекта. Даже в тех случаях, когда вышестоящий орган обладает дисциплинарной властью в отношении руководителей нижестоящего органа, подчиненного по горизонтали, имеет место воплощение принципа двойного подчинения. Орган, имеющий двойное подчинение, принадлежит к системе нижестоящих органов соответствующего уровня. В настоящее время сфера применения принципа двойного подчинения достаточно узка.

По общему правилу, он не фиксируется в нормативных актах в прямой форме. Однако в отдельных случаях статус органов на основе двойного подчинения прямо устанавливается такими актами. Так, в соответствии с Положением о Федеральной государственной службе занятости населения РФ органы службы занятости в субъектах РФ, в районах и городах подчиняются в своей деятельности вышестоящим органам занятости и соответствующим органам исполнительной власти в пределах их компетенции.

Соподчинение выражается в одновременном подчинении субъектов управления двум и более вышестоящим органам государственной власти. Так, сейчас часть министерств и ведомств одновременно подчинена Президенту РФ и Правительству РФ (министерства внутренних дел, обороны и др.). Например, контроль за деятельностью Министерства иностранных дел РФ осуществляется по соответствующим направлениям его деятельности Президентом РФ и Правительством РФ. Иногда соподчинение обусловливается, с одной стороны, специализацией управленческой функции, а с другой, необходимостью единообразия в ее осуществлении двумя или более органами управления.

При этом один из органов выступает головным в осуществлении или обеспечении осуществления данной функции. Например, вузы, не подведомственные Министерству образования РФ, подчиняются соответствующим министерствам, федеральным службам, а также и Министерству образования РФ по вопросам применения образовательных стандартов и др.

Соподчинение, в отличие от двойного подчинения, применяется по вертикали.

Важным является выбор принципа организации аппарата органов управления, форм его структурных подразделений и установления их административно-правового статуса. Эти вопросы решаются или должны решаться в зависимости от уровней, а также отраслей и сфер, в которых им предстоит действовать. Однако в формах структурных подразделений нет принципиального единообразия. Их разновидностями могут являться департаменты, главные управления, отделы, советы, центры, бюро, секретариаты.

Правительством РФ было принято специальное постановление от 6 ноября 1996 г. «О структуре центрального аппарата федеральных органов исполнительной власти», направленное на упорядочение структуры этого аппарата. Руководителям этих органов было рекомендовано при формировании структуры центрального аппарата исходить из того, что количество ведущих должностей государственных служащих не должно превышать 10%, а старших — 40% от общей численности работников этих органов. В соответствии с постановлением штатная численность департамента не могла быть менее 35, управления — менее 20, отдела — менее 10, отдела в составе департамента (управления) — менее 5 единиц. В структуру департамента и управления не могут входить менее 3 отделов.

Департаменты образовывались на основании решений Правительства РФ в федеральных министерствах, в федеральных органах исполнительной власти, имеющих статус, равный статусу федерального министерства. В исключительных случаях они могли создаваться в государственных комитетах РФ.

Департаменты предназначались для координации и регулирования крупного направления сферы экономической и (или) социально-экономической деятельности государства, отнесенной к ведению соответствующего федерального органа исполнительной власти; для решения проблем федерального или отраслевого значения, отличающихся высокой комплексностью и степенью охвата общефедеральных и отраслевых связей. Именно эти критерии должны были иметь определяющее значение при решении вопроса о создании департамента. При этом предполагался также высокий уровень em автономности в пределах задач и функций данною федерального органа исполнительной власти (выше речь шла о департаментах центрального аппарата лишь федеральных органов исполнительной власти; упомянутое постановление не распространялось на департаменты органов исполнительной власти субъектов РФ).

В настоящее время в центральном аппарате федеральных министерств создаются департаменты по основным направлениям, федеральных служб и федеральных агентств — управления, в состав которых соответственно включаются отделы.

Максимальное количество департаментов и управлений обычно определяется Президентом РФ или Правительством РФ в зависимости от непосредственной подведомственности им федеральных органов исполнительной власти.

Фонд оплаты труда и численность работников центрального аппарата федеральных органов утверждает Правительство РФ.

Структура, штаты и смета расходов на содержание центрального аппарата этих органов утверждают федеральные министры и руководители федеральных служб и федеральных агентств. Они же утверждают численность и фонд оплаты труда работников своих территориальных органов, а также смету расходов на их содержание в пределах утвержденных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете.

Структура и штатное расписание территориального органа утверждается в установленном порядке его руководителем в пределах установленной численности и фонда оплаты труда.

В структуре органов, действующих в экономике, социально-культурной сфере, важное место занимают информационно-аналитические, прогнозирующие, технико-технологические функциональные подразделения.

По общему правилу, положения о структурных подразделениях федеральных органов исполнительной власти, определяющие их административно-правовой статус, утверждаются руководством этих органов. Федеральный министр своим приказом предоставляет в необходимых случаях директорам департаментов федерального министерства полномочия представлять федеральное министерство в отношениях с государственными органами, в том числе федеральными службами, федеральными агентствами, находящимися в ведении этого федерального министерства, государственными внебюджетными фондами, с другими организациями и гражданами, а также выдает доверенности на подписание от имени федерального министерства договоров и других гражданско-правовых документов. Полномочия, которые не могут быть предоставлены директорам департаментов, обозначены в Типовом регламенте. В субъектах РФ в регулировании этих вопросов нет единообразия. Компетенция структурных подразделений их органов (должностных лиц) устанавливается актами высших должностных лиц, высших органов исполнительной власти субъектов РФ.

Как уже отмечалось, положения о структурных подразделениях отдельных федеральных органов исполнительной власти утверждаются Президентом РФ или Правительством РФ.

Внутренняя организация структурных подразделений регламентируется органами, в составе которых они формируются и действуют.

Иной порядок формирования и установления статуса действует в отношении территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

Согласно Типовому регламенту территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, как правило, создаются в качестве окружных, межрегиональных, региональных (в границах субъекта РФ), межрайонных, городских или районных органов. Порядок организации их деятельности предусматривается в регламенте соответствующего федерального органа исполнительной власти.

а) в соответствии с компетенцией федерального органа исполнительной власти и установленными полномочиями выполняют функции по контролю и надзору, по управлению государственным имуществом, по предоставлению государственных услуг, другие функции, в том числе по выполнению задач, связанных с реализацией федеральных программ, планов, отдельных мероприятий, предусмотренных актами Президента РФ. Правительства РФ и соответствующего федерального органа исполнительной власти;

б) в пределах своих полномочий осуществляют контроль и надзор за выполнением органами исполнительной власти субъектов РФ переданных им в соответствии с федеральным законом полномочий федеральных органов исполнительной власти по предметам совместного ведения; за соблюдением требований к качеству и доступности государственных услуг организациями, через которые они оказываются. Полномочия федерального органа исполнительной власти на отдельных территориях могут осуществляться его представителями, которые являются государственными служащими, занимающими должности в центральном аппарате этого органа. Руководителям федеральных органов исполнительной власти предоставлено право создавать, реорганизовывать и ликвидировать свои территориальные органы; утверждать положения о них. Руководители территориальных органов федеральных служб и агентств, находящихся в ведении федеральных министерств, назначаются и освобождаются от должности федеральными министрами по представлению руководителя соответствующей федеральной службы или федерального агентства, а подведомственных Правительству РФ — их руководителями.

Между тем создание указанных территориальных органов часто предопределяется законами, а также положениями о самих федеральных органах. Например, органов федеральной таможенной службы РФ — Таможенным кодексом РФ; органов МЧС России — Положением о нем и т.п. Утверждение положений о территориальных органах возложено на руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Однако компетенция таких территориальных органов нередко предопределяется положениями о соответствующих федеральных органах исполнительной власти, а следовательно, органами, утвердившими такие положения. Например, в положениях о многих федеральных органах исполнительной власти устанавливается, что они осуществляют свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. Соответствующие федеральные органы, утверждая положения о своих территориальных органах, не вправе игнорировать данное обстоятельство.

Потребление памяти: 0.5 Мб

Оперативное подчинение - это

Оперативное подчинение это:

1) временное подчинение объединений, соединений (частей) на период выполнения боевой задачи начальнику (командиру), на которого возложена подготовка и проведение операции (боя). О.п. предполагает решение объединениями, соединениями, другими воинскими частями и подразделениями ПС РФ задач, соответствующих их подготовке и боевым возможностям, не нарушая их организационной структуры и подчиненности Пограничной службе РФ по пограничным вопросам с привлечением сил и средств других силовых структур. О.п. характеризуется правом начальника ставить задачи командирам переданных ему временно войск, управлять их действиями и осуществлять контроль. При О.п. по вопросам боевой подготовки, учета и комплектования войска (силы) сохраняют подчинение своим прямым начальникам, которые и несут всю полноту ответственности за готовность подчиненных им войск к выполнению задач оперативного начальника;

2) в угрожаемый период или с началом войны (вооруженного конфликта) решением Верховного Главнокомандующего (ставки ВГК) группировка войск ПС РФ на направлениях ведения боевых действий установленным порядком передается в О.п. военному командованию ВС РФ.

Пограничный словарь. — М. Академия Федеральной ПС РФ. 2002 .

Смотреть что такое "Оперативное подчинение" в других словарях:

Оперативное подчинение — временное подчинение объединений, соединений и частей (кораблей) на период выполнения боевой задачи командующему (командиру), на которого возложены подготовка и проведение операции (боя). EdwART. Толковый Военно морской Словарь, 2010 … Морской словарь

Оперативное подчинение — временное подчинение объединений, соединений (частей) на период выполнения ими отдельных боевых задач главнокомандующего, командующего (командира), на которых возложены подготовка и проведение операции. О.п. может осуществляться до начала или… … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

Подчинение войск — состояние зависимости частей (подразделений), соединений от соответствующих начальников (командиров) на постоянной или временной основе. П.в. может быть непосредственным и оперативным. Непосредственно подчиненные части (подразделения), соединения … Пограничный словарь

Оперативное прикрытие — комплекс заранее определенных и спланированных по цели, месту и времени мероприятий, проводимых в мирное время и в период перевода войск с мирного положения на военное в полосах предстоящих боевых действий в целях отражения внезапного нападения… … Пограничный словарь

РАЗВЕРТЫВАНИЕ ОПЕРАТИВНОЕ ВС — часть стратегического развертывания ВС, имеющая своей целью создание оперативных группировок войск (сил флота) на ТВД, стратегических и операционных направлениях. Включает перегруппировки войск (сил флота) на ТВД, их эшелонирование и построение,… … Война и мир в терминах и определениях

оперативтік ба?ыныштылы? — (Оперативное подчинение) операцияны дайындау ж?не ж?ргізу ж?ктелген ?олбасшы?а (командирге) жауынгерлік тапсырманы орындау уа?ытында бірлестіктерді?, ??рамаларды?, б?лімдерді? уа?ытша ба?ынуы. О.б. ?рысты? ?имылдар кезінде немесе басталар алдында … Казахский толковый терминологический словарь по военному делу

Малый охотник Тип МО-4 — В годы войны катера МО 4 строились по проекту 174. Основное отличие — 2 мотора Паккард общей мощностью 2000 л. с, максимальная скорость 22–24 узла. МО № 106, с 2.01.1945 г. МО 106 Построен в 1940–1941 гг. Вступил в строй… … Военная энциклопедия

Малый охотник Тип МО-2 — Построены в 1935–1936 гг. на заводе № 5 НКВД в Ленинграде. Корпус деревянный. ПК 171, с 25.07.1941 г. МО № 934, с 9.08.1941 г. МО № 171, с 25.11.1943 г. СКА № 062 Заводской № 13. В качестве ПСКА входил в состав … Военная энциклопедия

Тральщик Тральщики, переоборудованные из судов других классов — ТЩ 11 (до 1.05.1934 г. «Пластун»), с 13.09.1944 г. Т 11, с 18.04.1945 г. «Пластун» Бывший рыболовный траулер треста Главдальвостокрыбпром. Построен в 1929–1931 гг. 2.12.1933 г. получен от НКРП, переоборудован в ТЩ и… … Военная энциклопедия

3-я воздушная армия (СССР) — 3 я воздушная армия Годы существования 1942 Страна СССР Входит в Калининский фронт 1 й Прибалтийский фронт 3 й Белорусский фронт Ленинградский фронт Тип ВВС Уч … Википедия