Руководства, Инструкции, Бланки

образец приказа о применении профессиональных стандартов в учреждении img-1

образец приказа о применении профессиональных стандартов в учреждении

Рейтинг: 4.0/5.0 (1884 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Проект приказа МТСЗ

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

В соответствии с пунктом 2 Комплексного плана мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014 - 2016 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2014 года N 487-р, (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 14, ст. 1682), приказываю:

Утвердить прилагаемые методические рекомендации по применению профессиональных стандартов.

Министр
М.А. Топилин

Утверждены
приказом Министерства труда и социальной защиты
Российской Федерации
от " "__________ 2014 г. N____

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

I. Общие положения

1. Методические рекомендации по применению профессиональных стандартов (далее - Рекомендации) разработаны в соответствии со статьей 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 "О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов" в целях оказания помощи работодателям и работникам по использованию профессиональных стандартов в практической деятельности.

2. При разработке Рекомендаций использованы приказы Минтруда России:

от 12 апреля 2013 г. N 147н "Об утверждении Макета профессионального стандарта", зарегистрирован Минюстом России 24 мая 2013 г. N 28489 (далее - макет);

от 12 апреля 2013 г. N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки профессиональных стандартов", зарегистрирован Минюстом России 27 мая 2013 г. N 28534 (далее - уровни квалификации);

от 29 апреля 2013 г. N 170н "Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта" (не нуждается в государственной регистрации, письмо Минюста России от 23 июля 2013 г. N 01/66036-ЮЛ).

Профессиональный стандарт представляет собой документ, содержащий в соответствии со статьей 195.1 Кодекса характеристику профессиональных навыков, опыта, умений и знаний, необходимых для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, описывающих в соответствии с макетом содержание конкретных трудовых функций, ранжированных по уровням квалификации в зависимости от сложности и ответственности выполняемой работы, в соответствии с которой работнику устанавливается трудовая функция.

3. При применении профессионального стандарта учитывается, что в соответствии с методическими рекомендациями по разработке профессиональных стандартов:

в описание вида профессиональной деятельности включена совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда;

в описание обобщенной трудовой функции включена совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном или (бизнес) процессе;

в описание трудовой функции включена система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции;

описание трудового действия содержит процесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача.

Указанные описания согласно макету содержатся в следующих разделах профессионального стандарта:

раздел I. Общие сведения;

раздел II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности);

раздел III. Характеристика обобщенных трудовых функций;

раздел IV. Сведения об организациях - разработчиках профессионального стандарта.

4. Содержание профессионального стандарта и сведения о нем размещены в реестре профессиональных стандартов (далее - реестр), ведение которого осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации на специализированном сайте Минтруда России "Профессиональные стандарты" (http://profstandart.rosmintrud.ru).

Размещение в реестре информации о профессиональном стандарте осуществляется после его утверждения приказом Минтруда России на основании экспертного заключения Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, образованного в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 2014 г. N 249 "О Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям", с рекомендациями об одобрении профессионального стандарта.

5. Профессиональные стандарты рекомендованы для применения всеми работодателями, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, в целях эффективной организации труда, повышения производительности труда, формирования кадровой политики и системы управления персоналом, совершенствования системы организации труда и его оплаты.

6. В случаях, предусмотренных федеральными законами, применение профессиональных стандартов обязательно.

7. Профессиональные стандарты применяются для:

а) определения трудовой функции работника;

б) разработки локальных нормативных актов, в том числе штатного расписания, должностных инструкций;

в) определения требований к квалификации работника при приеме на работу (переводе на другую работу);

г) определения возможности поручения работнику дополнительной работы путем совмещения профессий (должностей), расширения зон обслуживания, увеличения объема работ, а также исполнения обязанностей отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором;

д) организации аттестации работников;

е) тарификации работ, оценке квалификации работников, присвоения работникам тарифных разрядов, категорий и т.п.;

ж) использования при оценке сложности труда при дифференциации размеров окладов (должностных окладов) работников при повременной системе оплаты труда, а также определении расценок при сдельной системе оплаты труда;

з) организации подготовки и дополнительного профессионального образования работников.

II. Основные положения по применению профессиональных стандартов

8. Определение трудовой функции работника, заключение, изменение трудового договора

а) В соответствии со статьей 57 Кодекса обязательным условием для включения в трудовой договор работника является указание трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Возможные наименования должностей содержатся в соответствующем блоке в разделе III профессионального стандарта.

Предусмотренные профессиональными стандартами примерные наименования должностей работников, выполняющих определенную обобщенную трудовую функцию, могут использоваться работодателями при разработке локальных нормативных актов (штатного расписания, должностных инструкций и др.), если с выполнением работ по соответствующим должностям, профессиям, специальностям не связано предоставление льгот, гарантий, компенсаций либо наличие ограничений, установленных федеральными законами.

б) Согласно статье 57 Кодекса в случаях, когда в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление льгот, гарантий, компенсаций либо наличие ограничений, наименование этих должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.

в) Принятие работодателем решения о наименовании должности (профессии, специальности) работника, а также определение квалификационных требований к ней на основе профессионального стандарта не могут являться основанием для отказа от предоставления работнику льгот, гарантий, компенсаций либо соблюдения в отношении работника ограничений, установленных федеральными законами.

г) При поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки, согласно статье 65 Кодекса и с учетом требований, содержащихся в разделе III профессионального стандарта, гражданин предъявляет работодателю документ о полученном образовании или профессиональной подготовке, соответствующий нормативным правовым актам Российской Федерации.

д) При выполнении работником в течение установленной продолжительности рабочего времени наряду с установленными должностными обязанностями по одной обобщенной трудовой функции дополнительных должностных обязанностей по другой обобщенной трудовой функции и по такой же профессии в рамках одного профессионального стандарта дополнительные должностные обязанности оформляются в виде увеличения объема работ или расширения зон обслуживания.

е) При выполнении работником в течение установленной продолжительности рабочего времени наряду с установленными должностными обязанностями дополнительных должностных обязанностей по обобщенной трудовой функции другого профессионального стандарта, дополнительные должностные обязанности оформляются как совмещение (должностей).

ж) Наименование должности рекомендуется устанавливать в соответствии с одной обобщенной трудовой функцией в рамках одного профессионального стандарта с учетом фактически выполняемой работы у конкретного работодателя.

з) В тех случаях, когда работник выполняет работу по разным должностям или профессиям, то наименование должности, профессии, специальности работнику устанавливается по выполняемой работе наиболее высокого уровня квалификации.

и) Работнику, не имеющему необходимого профессионального образования или не прошедшему профессиональное обучение по профессии, должности, специальности, по которой требуется более высокий уровень профессионального образования или прохождение профессионального обучения, более высокий уровень квалификации может быть присвоен, если работник обладает требуемым уровнем знаний и опытом практической работы, подтвержденным результатами аттестации.

9. Разработка должностной инструкции

а) Профессиональные стандарты могут служить основой для разработки должностных инструкций, рабочих инструкций, рабочих карт и других документов, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления (при их использовании в организации).

При написании должностных инструкций рекомендуется использовать в работе информацию из разделов II и III профессионального стандарта.

б) При заполнении раздела должностной инструкции, содержащего общие положения, рекомендуется отражать основополагающие организационно-правовые документы, на основании которых работник осуществляет свою деятельность и реализует свои полномочия, а также условия и характер выполняемой работы. Эти сведения могут быть получены из блоков "Условия допуска к работе", "Трудовые действия", "Необходимые умения" и "Необходимые знания" разделов II и III профессионального стандарта.

в) В должностных обязанностях работника рекомендуется указывать выбранные из раздела III профессионального стандарта трудовые действия, относящиеся к определенной трудовой функции из соответствующей обобщенной трудовой функции, которые работник должен выполнять в рамках своей должности с учетом задач и функций конкретного структурного подразделения. Перечень трудовых действий по трудовой функции конкретного профессионального стандарта является минимально необходимым и может быть дополнен трудовыми действиями из другой обобщенной трудовой функции трудовой функции этого же профессионального стандарта в зависимости от условий деятельности работодателя.

г) При определении квалификационных требований к работнику работодатель указывает уровень образования и дополнительной профессиональной подготовки работника, необходимый для выполнения предусмотренных должностных обязанностей, уровень квалификации, требования к опыту (стажу) работы и необходимую специализацию, достаточную для полного и качественного выполнения работ.

Вышеуказанные квалификационные требования выбираются из соответствующих блоков раздела III профессионального стандарта: "Уровень квалификации", "Требования к образованию и обучению", "Требования к опыту практической работы", "Дополнительные условия допуска к работе" и могут быть дополнены с учетом специфики деятельности работодателя.

д) При указании в должностной инструкции информации относительно необходимых знаний и умений работника, работодатель руководствуется подразделами "Трудовая функция" и блоками "Необходимые умения", "Необходимые знания", "Другие характеристики", содержащимися в разделе III профессионального стандарта.

е) Работодатель, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами, может распределять трудовые действия, содержащиеся в описании отдельных трудовых функций, предусмотренных профессиональными стандартами, между несколькими должностями, профессиями, специальностями, самостоятельно определяя содержание и объем выполняемой работником работы.

ж) Работодатель, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами, с учетом специфики деятельности может расширять перечень трудовых действий по отдельным должностям, профессиям, специальностям по сравнению с перечнем, предусмотренным профессиональными стандартами по соответствующим трудовым функциям.

В этом случае работодатель определяет соответствие работника требованиям к образованию и обучению, к опыту практической работы и особые условия допуска к работе, в том числе, с учетом положений профессиональных стандартов, предусматривающих данные трудовые действия.

з) В случаях, когда принятие работодателем решения о применении профессионального стандарта может привести к изменению трудовой функции, ранее выполняемой работником, в том числе к выполнению работы, не обусловленной трудовым договором, изменение трудовой функции работника, а также иных определенных сторонами условий трудового договора осуществляется в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации.

10. Установление оплаты труда

а) В соответствии с Кодексом работодатель обеспечивает работникам равную оплату за труд равной ценности. В профессиональных стандартах наиболее простые работы отнесены к уровню квалификации "1", по мере увеличения сложности труда (повышения необходимого уровня квалификации работника для выполнения работ) работы, предусмотренные профессиональным стандартом, относятся к более высоким уровням квалификации.

б) При прочих равных условиях, расценки при сдельной системе оплаты труда для работ, отнесенных к более высокому уровню квалификации, рекомендуется устанавливать выше, чем расценки, устанавливаемые для работ, отнесенных к более низкому уровню квалификации.

Установление окладов (должностных окладов) следует осуществлять ориентируясь на работы, отнесенные к более высокому уровню квалификации. Например, если по должности предусматривается выполнение работ, отнесенных к уровням квалификации "1", "2" и "3", то устанавливаемый оклад (должностной оклад) рекомендуется устанавливать выше, чем оклад (должностной оклад), установленный по должностям, предусматривающим выполнение работ отнесенных к уровню квалификации "2", но ниже чем оклад (должностной оклад), установленный по должностям, предусматривающим выполнение работ отнесенных к уровню квалификации "4".

При этом оклады (должностные оклады), не могут быть меньше, чем оклады (должностные оклады), установленные по должностям, предусматривающим выполнение работ отнесенных к более низкому уровню квалификации. Оклады (должностные оклады) не могут быть больше, чем оклады (должностные оклады), установленные по должностям, предусматривающим выполнение работ, отнесенных к более высокому уровню квалификации.

в) При повременной системе оплаты труда дифференциация размеров окладов (должностных окладов) в пределах одного уровня квалификации может производиться с учетом объема работ разной сложности.

Например, должностные обязанности по должности 1 предусматривают выполнение работ отнесенных к уровню квалификации "4", по должности 2 - уровню квалификации "4" и уровню квалификации "1". При этом по должности 2 выполнение работ, соответствующих уровню квалификации "4", занимает не более 5% рабочего времени. В этом случае оклады (должностные оклады) как по должности 1, так и по должности 2 рекомендуется устанавливать выше, чем должностные оклады по должностям, предусматривающим выполнение работ, отнесенных к уровню квалификации "3" и ниже.

11. Подготовка, переподготовка, дополнительное профессиональное образование, аттестация работников

а) Требования к образованию и обучению, опыту практической работы работника, а также особые условия допуска к работе, установленные профессиональными стандартами, являются обязательными в случаях, предусмотренных законодательством.

б) Работодатель может, помимо квалификационных требований, указанных в профессиональных стандартах, предъявлять к лицу, претендующему на вакантную должность (работу), иные требования, которые необходимы в силу специфики той или иной работы (например, владение определенным иностранным языком).

в) Работодатель при определении необходимости подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд ориентируется на положения профессиональных стандартов, определяющих уровень соответствующей квалификации, требования к образованию и обучению работника, а также основные пути достижения уровня квалификации.

г) В случае, если в соответствии с законодательством применение профессионального стандарта является обязательным, работодатель при проведении аттестации работника на соответствие занимаемой должности или выполняемой работе рекомендуется оценивать квалификацию работника с учетом предусмотренных в соответствующем профессиональном стандарте требований к образованию (обучению), опыту практической работы, а также содержанию трудовых действий, наличию необходимых знаний и умений.

д) При проведении аттестации работника на соответствие занимаемой должности или выполняемой работе в случае, когда применение профессионального стандарта в соответствии с законодательством Российской Федерации не является обязательным, работодатель может руководствоваться требованиями профессионального стандарта предъявляемым к соответствующей должности.

Другие статьи

Приказ и план подготовки к введению профессионального стандарта

Приказ и план подготовки к введению профессионального стандарта

1. Разработка, согласование и утверждение локальных правовых актов области МБДОУ, нормирования, оценки качества труда педагогов.

2. Разработка, согласование и утверждение локальных нормативных актов, устанавливающих порядок урегулирования споров между участниками образовательных отношений, либо внесение изменений в действующие правовые акты.

3. Ознакомление педагогических работников с вновь разработанными локальными нормативными актами, регламентирующими социально-трудовые отношения в МБДОУ, изменениями в ранее изданные нормативные акты.

Соответствие локальных правовых актов трудовому законодательству

Локальные нормативные акты, принятые с учетом мнения родительской общественности,

Доведение до педагогических работников под роспись вновь разработанных локальных нормативных актами, регламентирующих социально-трудовые отношения в организации, изменений в ранее изданные нормативные акты

План внедрения профстандарта - Документы - Профстандарт - Каталог файлов - Сайт Школы

МКОУ Петрушихинская ООШ Каталог файлов

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПЕТРУШИХИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

С целью исполнения Поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Голодец О.Ю. от 28.05.2014 № ОГ-П8-3898 о реализации комплексной программы повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, на основании приказа Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 18.03.2015 № 524 «О реализации мероприятий по повышению профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций Алтайского края», приказа комитета по образованию от 20.04.2015г. № 125«О реализации мероприятий по повышению профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций Кытмановского района»

1. Утвердить план мероприятий по повышению профессионального уровня педагогических работников МКОУ Петрушихинская ООШ на 2015 год (Приложение 1).

2. Возложить ответственность за реализацию плана мероприятий по повышению профессионального уровня педагогических работников :

- внедрение профессионального стандарта «Педагог» - Сохореву Н.В. заместителя директора по УВР;

- обеспечение перехода к системе эффективного контракта педагогических работников Кретинину С.А. главного бухгалтера школы; Головизину Д.С. директора школы;

3. Администрации школы обеспечить выполнение плана мероприятий по повышению профессионального уровня педагогических работников общеобразовательной организации.

4.Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя директора Сохореву Н.В.

Директор Головизина Д.С.

С приказом ознакомлены: Сохорева Н.В.

План мероприятий по повышению профессионального уровня педагогических работников МКОУ Петрушихинская ООШ на 2015 год

План мероприятий по повышению профессионального уровня педагогических работников МКОУ Петрушихинская ООШ разработан в соответствии с планом мероприятий по повышению профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций Кытмановского района и Алтайского края на 2015 год.

Комплексная программа включает три направления:

1. Внедрение профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (далее - «профессиональный стандарт»);

2. Переход к эффективному контракту;

3. Повышение престижа профессии педагога.

I. Внедрение профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»

Цель: Обеспечение перехода образовательной организации общего образования на работу в условиях действия профессионального стандарта.

организация переподготовки и повышения квалификации педагогических работников общего образования в соответствии с требованиями профессионального стандарта;

формирование системы аттестации педагогических работников общего образования на основе профессионального стандарта.

доля педагогических работников прошедших повышение квалификации в соответствии с профессиональным стандартом 98,8%;

аттестация педагогических работников общего образования на основе требований профессионального стандарта 100%.

Профессиональный стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к повышению качества профессиональной деятельности. Профессиональный стандарт является инструментом повышения качества образования как объективный измеритель квалификации педагога. Одна из основных задач профессионального стандарта - обеспечить ориентиры и перспективы профессионального развития педагогов.

В сравнении с действующим (до введения профессионального стандарта) «Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих» (утверждён приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 № -761н) в профессиональном стандарте выделена основная цель вида профессиональной деятельности; обозначены особые условия допуска к работе; описаны обобщенные трудовые функции (А, В) и соответствующий им уровень квалификации; конкретизированы квалификационные требования представленные в разрезе специализации педагогических работников.

Профессиональный стандарт предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, для оценки уровня квалификации педагогов при приёме на работу и при аттестации, планирования карьеры; для формирования должностных инструкций и разработки федеральных государственных образовательных стандартов педагогического образования.

Внедрение профессионального стандарта приведет к изменению проведения процедуры аттестации педагогических работников, повышению их квалификации, корректировке нормативных правовых актов; должностной инструкции педагогических работников, трудовых договоров и др. документов.

В 2014 году в муниципалитете проведены мероприятия информационного сопровождения (обсуждение профессионального стандарта в рамках августовской конференции, заседаниях муниципальных профессиональных объединений педагогов, в рамках участия педагогов района в краевой V научно-практической конференции краевых профессиональных объединений педагогов и VI научно-практической конференции «От качества образования - качеству жизни», проведено самообследование педагогов по вопросу знания стандарта и владение компетенциями в соответствии со стандартом, сформирован запрос в области повышения квалификации педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций района, организованы мероприятия по выявлению, изучению и распространению опыта эффективной профессиональной деятельности педагогических работников в том числе посредством мастер- классов, семинаров.

II Переход к эффективному контракту

Цель: реализация в школе эффективной кадровой политики, основывающейся на эффективном контракте с педагогическими работниками, обеспечивающей сбалансированные расходы в сфере общего образования в средне- и долгосрочном периоде (в рамках подушевого финансирования и с учетом увеличения численности обучающихся).

организация курсовой подготовки для руководителей образовательных организаций по вопросам разработки и реализации эффективной кадровой политики на основе эффективного контракта.

заключение эффективных контрактов (дополнительных соглащений) с руководящими и педагогическими

выполнение мероприятий муниципальной «дорожной карты» в части перехода на эффективный контракт;

обеспечение методического сопровождения перехода на эффективный контракт в организации с участием представителей Профсоюза работников народного образования и науки;

доля заключенных эффективных контрактов (дополнительных соглащений) с руководящими и педагогическими

Поэтапное совершенствование системы оплаты труда в школе происходит в период с 2014 по 2018 годы.

2014-2015 годы. Актуализация показателей эффективности деятельности работников учреждения для обеспечения связи оплаты труда с повышением качества предоставления образовательных услуг. Заключение трудовых договоров (дополнительных соглашений) с работниками образовательных учреждений в связи с введением эффективного контракта.

2016-2018 годы. Завершение заключения трудовых договоров (дополнительных соглашений) с работниками в связи с введением эффективного контракта.

Оценка эффективности деятельности педагогических работников проводится согласно Положению об оценке эффективности и качества профессиональной деятельности педагогических работников образовательных организаций Алтайского края (утвержденного приказом Главного управления № 3780 от 29.08.2013).

Оценка эффективности деятельности руководителей образовательных организаций проводится согласно целевым показателям эффективности деятельности руководителя муниципальных образовательных организаций, утвержденных соответствующими нормативными актами муниципальных органов управления образованием.

Участие в конкурсах профессионального мастерства для разных категорий педагогических работников

Цель; разработка и внедрение мер эффективной поддержки профессиональных конкурсов, как инструментов повышения социального статуса педагога для разных категорий педагогических работников, в том числе для педагогов, обеспечивающих инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями

Организация участия педагогов школы в конкурсе лучших учителей на получение денежного в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»

Стимулирование педагогов образовательных организаций к эффективной образовательной деятельности, выявление и распространение успешного педагогического опыта. Повышение привлекательности профессии ОО

Участие в муниципальных конкурсах профессионального мастерства («Учитель года», «Педагогический дебют», «Воспитатель года», «Самый классный классный», и т.д.)

Стимулирование педагогов организаций к эффективной образовательной деятельности, выявление и распространение успешного педагогического опыта. Повышение привлекательности профессии

Организация мероприятий, направленных на популяризацию деятельности педагогов- победителей конкурсов профессионального мастерства

Разработка и реализация комплекса мероприятий социальной рекламы

Цель: повышение социального статуса педагога, формирование уважительного отношения со стороны общества к профессиональной деятельности педагога

Организация участия молодежи в возрасте до 30 лет в краевом конкурсе социальной рекламы

Повышение престижа профессии учитель в среде молодого учительства

участие школьников в краевом конкурсе сочинений ко Дню учителя «Расскажи о своем учителе» в рамках Года литературы

Для каких работодателей профстандарты будут обязательными?

➠ Главная > Трудовое законодательство > Для каких работодателей профстандарты будут обязательными?

Для каких работодателей профстандарты будут обязательными? Профессиональные стандарты окутаны шлейфом домыслов и слухов. Вопрос обязательности принятых профстандартов, пожалуй, самый актуальный. Кому из работодателей стоит беспокоиться, можно ли отвертеться от использования стандартов, чем грозит «незнание»? Попробуем разобраться. Если необходимая квалификация указана в законах

С 1 января 2016 года в ТК РФ появятся две новые статьи – 195.2 и 195.3, последняя из которых устанавливает границы применения профессиональных стандартов. Она предусматривает, что профстандарты будут обязательными для всех работодателей в части указанных требований к профессии,

«если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции».

Какие требования к квалификации есть в Трудовом кодексе? Например, статья 328 устанавливает, что мы можем принять на работу, непосредственно связанную с движением транспорта, только того, кто прошел специальное профобучение. А статья 330.2 — что работники, работающие на подземных работах, должны соответствовать требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профстандартах. Статья 331 — что к педагогической работе допускаются лица, имеющие специальное образование (образовательный ценз).

Какие другие ФЗ могут устанавливать требования к квалификации работников? Это законы «Об образовании», «О банках и банковской деятельности», «Об основах охраны здоровья в РФ», «О бухгалтерском учете» и др.

Какие иные нормативно-правовые акты определяют требования к квалификации? Таких актов великое множество. Это и указания ЦБ РФ (устанавливают требования к руководителям и главбухам банков и кредитных организаций), и Указы Президента (требования к руководителям госучреждений), и Приказы Министерств.

Итак, если вы трудитесь в сфере, где каким-либо федеральным или местным законом, каким-либо нормативно-правовым актом на государственном уровне установлены требования к квалификации работников, то для вас принятые профстандарты обязательны для применения с 2016 года. Организационно-правовая форма компании не имеет никакого значения, ИП это тоже касается.

Примечание: перечисленные изменения вступают в силу с 1 июля 2016 года

Если с работой связано наличие льгот, компенсаций, ограничений

Не стоит упускать из виду, что в Трудовом кодексе в связи с принятием профстандартов произошли изменения и в других статьях. Например, статья 57 (содержание трудового договора) дополнилась малюсенькой припиской, в соответствии с которой:

«Если в соответствии с ТК, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, или соответствующим положениямпрофессиональных стандартов ».

Это значит, что если вашим работникам положены льготные пенсии, сокращенный рабочий день, повышенная оплата за работу во вредных (опасных) условиях, то вы обязаны применять профстандарты со следующего года (если соответствующий стандарт принят). Если не принят, то вы, по идее, должны в точности соблюдать требования, указанные в квалификационных справочниках. Опять же повторю, что организационно-правовая форма компании значения не имеет.

Что законодатель понимает под термином «ограничения»? Пролистав ТК РФ, можно увидеть, что ограничений довольно много:

  • на некоторых работах нельзя использовать труд женщин,
  • к некоторым работам не допускаются несовершеннолетние,
  • есть ограничения на занятия педагогической деятельностью и деятельностью по воспитанию детей и подростков,
  • для многих работ установлены ограничения по здоровью.

Итак, если работа в вашей компании связана с какими-либо установленными законом ограничениями (а также льготами и компенсациями), то профстандарты для вас также обязательны с июля 2016 года.

Если не применять требования профстандарта, как могут наказать?

Ту компанию, для которой профстандарты станут обязательными для применения, могут наказать (если попадетесь) по статье 5.27 КоАП РФ: ИП – от 1 до 5 тыс. руб. юр.лицу – от 30 до 50 тыс. руб.

В следующей статье попробуем разобраться, как законодатель видит применение профстандарта, что для этого нужно сделать работодателю.

Анна Славинская, эксперт по кадровому делопроизводству. Личный сайт www.slavianna.ru с бесплатными материалами и обратной связью. Почта: expert-annaS@yandex.ru.
  • 2
  • КОЛИЧЕСТВО КОММЕНТАРИЕВ: 49

    Навигация по страницам комментариев:

    У нас в учреждении фиксированные размеры должностных окладов по ПКГ. приказ Минздрав соцразвития от 29.05.2008г. № 247н. как мы можем повысить оклад бухгалтеру. экономисту если они относятся к ПКГ третьего уровня. квалификационный уровень 1. Мы хотим их перевести на 2 квалификационный уровень. что бы оклад хоть немного был выше. Что мы должны для этого сделать. Руководитель хочет провести аттестацию, глав бух считает что можно обойтись служебной запиской и представлением на сотрудника и дальше приказ. измен в штатное, в положение об оплате. Как быть? Заранее спасибо!

    Анна Славинская 30.09.2016

    Здравствуйте, Катя.
    Я не очень поняла вашу ситуацию. Давайте обсудим ее отдельно. Напишите мне expert-annaS@yandex.ru .

    Добрый день! Если мы по результатам аттестационной комиссии присваиваем специалисту 2 квалификационный уровень, и как это отобразить в трудовой книжке и в штатном расписании. Например: у нас есть должность «специалист по кадрам» если мы присвоим 2 квал. уровень нам нужно будет переименовать должность в специалиста по кадрам 2 категории?

    Анна Славинская 20.09.2016

    Екатерина,
    Вы смешали все понятия. Для ответа нужно написать целую статью. Думаю, что в ближайшие дни я это сделаю.

    Если коротко: вы не можете сами определять квалификационный уровень. Этот уровень зависит от обязанностей, выполняемых работником, и определяется в профстандарте в зависимости от трудовых функций.
    Кстати, квалификационные уровни в ПС «Специалист по управлению персоналом» начинаются от пятого уровня.

    Переименовывать должность не вижу смысла. Если у вас есть другие специалисты по кадрам, которые выполняют ИНУЮ работу, соответствующую более высокому квалификационному уровню, то переименовать можно, чтобы у специалистов одной и той же должности не было разных окладов. А можно отрегулировать разницу в зарплате надбавками и стимулирующими выплатами.

    Здравствуйте. Спасибо за ответ. Еще вопрос. У нас министерство образования и молодёжной политики мы подведомственное Областное государственное бюджетное учреждение. У нас есть бухгалтер, главный бухгалтер и специалист по кадрам. правы мы в том что эти должности по профстандартам носят рекомендательный характер?

    Анна Славинская 06.09.2016

    Не совсем )))
    Дело в том, что для государтсвенных учреждений, ввиду их важности, установлена обязательность применения всех профстандартов. Даже в том случае, когда нет льгот по той или иной должности.
    Поэтому вам лучше составить план-график внедрения профстандартов. Не думаю, что ваши специалисты не отвечают нужным требованиям.

    Что ответить на приказ министерства «О внедрении профессиональных стандартов » если в подведомственном учреждении все должности носят рекомендательный характер?

    Анна Славинская 05.09.2016

    Екатерина,
    наверное, это зависит от министерства)))) и от того, что у вас за учреждение. Заочно очень трудно ответить вам по существу, конкретно.

    Аришева Любовь 25.08.2016

    Добрый день! Позвольте и мне, правда, с большим опозданием задать Вам вопрос.
    Вы пишите: «В ст. 217 ТК РФ сказано, что специалист по ОТ должен иметь соответствующую подготовку и опыт. Думаю, что это повод заглянуть в профстандарт».
    Маленькая неточность. В ст. 217 ТК РФ сказано: «… вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку ИЛИ опыт работы в этой области».
    Какой, все-таки, характер носит профстандарт специалиста по охране труда? Рекомендательный или обязательный?
    У меня стаж работы в должности инженера по охране труда 30 лет, с 1986г. Профильного образования не имею. Но проходила в 1987г. повышение квалификации в Ростовском институте повышения квалификации специалистов (программа обучения около 150 час.) Думается мне, что он (профстандарт на специалиста) обязателен для тех специалистов, кто впервые трудоустраивается на эту должность. Спасибо за ответ (надеюсь получить его)! С уважением, Аришева Любовь Михайловна.

    Анна Славинская 25.08.2016

    Здравствуйте, Любовь.
    В комментарии, о котором вы упомянули, я говорила, что статья 217 ТК РФ устанавливает требования к квалификации специалиста по ОТ, поэтому стоит заглянуть в соответствующий профстандарт.
    Профстандарт по этой специальности становится обязательным для всех специалистов по ОТ, а не только для начинающих. Но нужно еще научиться читать профстандарт. В нем не сказано, что нужно обязательно профильное образование. Там есть варианты: либо профильное образование, но без опыта работы, либо непрофильное плюс спец. подготовка, либо вообще среднее образование плюс спецподготовка и опыт от 3 лет.

    Так что Вы зря беспокоитесь. С вашим опытом даже без образования Вы вполне отвечаете требованиям к квалификации, указанным в ПС.

    Добрый день! Спасибо за статью. Для нашей компании стандарты носят рекомендательный характер. Нужно ли это оформить документально? (приказ о создании комиссии, заключение комиссии и т.д) Или в данном случае вообще не нужно ничего делать и достаточно просто устных объяснений в случае проверок?

    Анна Славинская 26.07.2016

    Думаю, что ничего делать не нужно.

    Добрый день, у нас коммерческая организация (ООО «Спичечная фабрика»), по некоторым профессиям предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу во вредных условиях труда.Для нас внедрение профстандартов обязательно?

    Анна Славинская 28.06.2016

    Да, для тех работников, которые работают во вредных условиях и в связи с этим получают компенсации, льготы и гарантии.
    Ссылка на реестр всех профстандартов есть в новой статье, посвященной этому вопросу http://slob-expert.ru/trudovoe-zakonodatelstvo/azhiotazh-vokrug-profstandartov-pochemu-ne-stoit-panikovat-ch-2/

    Добрый день! У нас — несколько юр.лиц, все ООО. в основном менеджеры по продажам, мерчендайзеры, менеджеры по маркетингу, менеджеры по персоналу. Есть главные бухгалтера, генеральные и коммерческие директора. Если к Глав.буху применяются требования, описанные в законе о бухучете, то как быть с другими директорами? нужно ли что-то искать по остальным должностям в проф.стандартах и приводить в соответствие с ними? или все же сначала надо определиться с наличием ограничений в законах по должностям, с компенсациями и льготами?
    И вопрос еще такой: у нас есть должность сборщика. Он собирает и подвешивает к потолку светильники, подключает их. Необходимые допуски по электробезопасности у них есть. Где можно что-то поискать про ограничения и льготы для них? Это единственные люди в нашей компании, чья работа связана с некими опасностями — удар током, падение со стремянки…

    Анна Славинская 28.06.2016

    Анастасия, вы можете пользоваться профстандартами даже если они для вас не обязательны.
    А обязательны только в двух случаях, которые я описала в статье http://slob-expert.ru/trudovoe-zakonodatelstvo/azhiotazh-vokrug-profstandartov-pochemu-ne-stoit-panikovat-ch-1/
    (прочтите все части статьи, есть ссылки для перехода)

    Поискать ограничения и льготы можно в ТК РФ и в документах по специальной оценке условий труда, которую вы обязаны были провести. Если в ней не установлены вредные условия, то и льгот не будет.

    Добрый день, Анна. У нас Муниципальное учреждение здравоохранения «Детская городская больница» — надо ли нам применять ПС?

    Добрый день. Наша организация является ФГБУН, подведомственна ФАНО РОССИИ. Не нашли в реестре профессиональные стандарты научных работников и других специалистов, относящихся к виду экономической деятельности: научные исследования и разработки в области естественных и технических наук. Они еще не разработаны? Подскажите, профстандарты бухгалтера, специалиста по управлению персоналом обязательны для нашей организации? Ведь к квалификации этих работников Трудовым кодексом. федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ требования не установлены.

    Анна Славинская 10.05.2016

    Добрый день, Татьяна.
    Для гос.организаций разрабатываются особенности применения профстандартов.
    Если ПС бухгалтера и специалиста по УП для всех являются рекомендательными, то гос.организациям, учитывая важность внедрения профессиональных стандартов в этой сфере, следует провести анализ профессиональных компетенций всех работников на соответствие принятым ПС. И при необходимости составить план подготовки работников (в том числе дополнительного проф.образования) в рамках бюджета на соответствующий год.
    (письмо Минтруда от 4 апреля 2016 г. N 14-0/10/13-2253)

    Добрый день, вопрос по поводу внедрения профстандартов. Наша организация ООО, занимается малоэтажным строительством. В штате есть главный бухгалтер, бухгалтер, главный инженер, менеджер по персоналу, менеджер по административному обеспечению и сторож. Для нас внедрение профстандартов обязательно? Я нашла стандарт Бухгалтер и Специалист по управлению персоналом.

    Анна Славинская 26.04.2016

    С 1 июля 2016 года коммерческие организации в основной массе не обязаны применять профстандарты. Но если работники по какому-либо закону (или иному нормативному акту) получают компенсации, имеют льготы, или для работы в данных должностях (профессиях) предусмотрены ограничения, то наименования этих должностей (профессий) должны быть приведены в соответствие с ПС.

    Ваши работники, как я понимаю, не получают гос.компенсации и не пользуются льготами. Поэтому указанные профстандарты являются для вас рекомендательными.

    Добрый день, подскажите,пожалуйста, у нас коммерческая организация, могу ли я взять человека на должность главного инженера с незаконченным высшим образованием, но с опытом работы по специальности 8 лет?
    Спасибо.

    Анна Славинская 28.07.2016