Руководства, Инструкции, Бланки

образец плана предупреждения и ликвидации чс с приложениями в рб img-1

образец плана предупреждения и ликвидации чс с приложениями в рб

Рейтинг: 4.6/5.0 (1920 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций объекта включает в себя два раздела и пять приложений

Общие положения по разработке Плана действий

В соответствие с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (№ 68-ФЗ от 21 декабря 1994 г.), все предприятия, учреждения и организации (далее объекты) независимо от их организационно-правовой формы должны планировать и осуществлять мероприятия по защите рабочих и служащих от чрезвычайных ситуаций.

План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций объекта - это документ, который определяет объем, организацию, порядок, способы и сроки осуществления мероприятий по защите рабочих и служащих, персонала от поражающих факторов стихийных бедствий, аварий и катастроф, которые могут возникнуть как на самом объекте, так и на соседних с ним объектах, а также прилегающей территории. Как и любой план, он состоит из текстуальной части и приложений.

План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций объекта включает в себя два раздела и пять приложений.

Раздел 1. Краткая характеристика объекта и оценка возможной обстановки на его территории.

Структурные элементы объекта, их характеристика. Перечень потенциальных опасностей на объекте и прилегающей к нему территории.

Краткая оценка возможной обстановки на объекте при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Перечень мероприятий КЧС объекта и их ориентировочный объем по предупреждению и снижению последствий ЧС.

Раздел 2. Мероприятия при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий.

2.1 При угрозе возникновения крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий (режим повышенной готовности).

2.2 При возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий (режим чрезвычайной ситуации).

2.3 Обеспечение действий сил и средств территориальной подсистемы РСЧС на предприятии.

2.4 Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР).

2.5 Организация и осуществление взаимодействия между органами и силами, привлекаемыми к работам.

2.6 Управление мероприятиями и действиями сил в ЧС.

Приложение 1. Схема возможной обстановки при возникновении чрезвычайной ситуации.

Приложение 2. Календарный план основных мероприятий при угрозе и возникновении ЧС.

Приложение 3. Решение председателя КЧС объекта на ликвидацию чрезвычайной ситуации.

Приложение 4. Расчет сил и средств объектового звена РСЧС и привлекаемых сил для выполнения мероприятий при угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий.

Приложение 5. Организация управления, оповещения и связи при угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий.

Ответственным за разработку плана действий является начальник штаба (отдела, сектора) ГОЧС объекта экономики.

Разработка плана действий проводится в три этапа:

согласования и утверждения.

В ходе подготовительного этапа должны быть определены должностные лица объекта, ответственные за подготовку и предоставление исходных данных, а также за написание отдельных подразделов. Для этого начальнику штаба (отдела, сектора) ГОЧС целесообразно подготовить проект приказа руководителя (директора) объекта, в котором определить ответственных исполнителей, объем и сроки подготовки и предоставления исходных данных и материалов для плана действий. Примерное содержание этих материалов следует довести до исполнителей на рабочем совещании.

Как показывает практика, без соответствующего приказа руководителя предприятия невозможно разработать полный и качественный план действий. После утверждения такого приказа необходимо составить график разработки, согласования и предоставления документов плана на утверждение.

На этом же этапе начальнику штаба (отдела, сектора) ГОЧС следует определиться, как и с помощью каких методик он будет прогнозировать возможную обстановку на объекте в результате возникновения чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера.

На этапе практической разработки документов плана – должны быть задействованы члены КЧС объекта. Это входит в их обязанности в соответствии с «Положением об объектовой КЧС».

К отработке документов плана действий, исходя из типа и специфики деятельности объекта, целесообразно привлекать:

главных специалистов объекта (главного технолога или начальника производства, главного энергетика и механика и т.п.);

руководителей специализированных подразделений, которые, как правило, являются начальниками соответствующих служб ГО;

руководителей специальных служб (техники безопасности, финансов, юридической, экологии и т.п.).

На данном этапе разработки плана действий целесообразно провести согласование его документов на объектовом уровне, между главными специалистами, руководителями специализированных подразделений и специальных служб.

На этапе согласования и утверждения плана действий – документы плана согласовываются с территориальными органами управления ГОЧС (управлениями или отделами ГОЧС городов или городских районов) и утверждаются руководителями (директорами) объектов.

Подписывает план действий объекта начальник штаба (отдела, сектора) ГОЧС объекта. Согласовывает - начальник управления ГОЧС города, на территории которого функционирует данный объект. Согласующая подпись ставится в левом верхнем углу титульного листа. (Слайд 2)

Утверждающая подпись руководителя (директора) ставится в правом верхнем углу титульного листа.

Посредине титульного листа дается полное название документа: «План действий предприятия, учреждения, организации (приводится полное название) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Внизу титульного листа указывается наименование города и год разработки плана действий.

Количество разрабатываемых экземпляров плана определяется вышестоящим органом управления ГОЧС.

раздел 1 «Краткая характеристика объекта и оценка возможной

оБСтановки на его территории»

1.1. Структурные элементы объекта, их характеристика. Перечень

потенциальных опасностей на объекте и прилегающей к нему территории

В подразделе приводится полное и сокращенное наименование объекта, его организационно-правовая форма, почтовый адрес, телефон, факс, описывается основная производственная деятельность объекта, объем выпускаемой продукции (перечень предоставляемых услуг), даются сведения о размерах и границах территории, площади, плотности застройки, составе структурных подразделений, количестве рабочих и служащих, графике работы, наличии транспортных средств, а также перечень и основные характеристики всех зданий, сооружений и коммунально-энергетических сетей расположенных на территории объекта.

При сдаче объектом (предприятием) своих площадей в аренду даются основные данные об арендующих организациях (аналогичные сведениям об основном объекте).

Для потенциально опасных объектов, к которым относятся производственные или иные объекты, функционирование которых сопряжено с риском возникновения аварий и катастроф в данный подраздел дополнительно включаются следующий сведения:

профиль опасности объекта (радиационно-, химически-, биологически-, пожаро-, взрыво-, гидродинамически опасный);

наименования, размеры запасов опасных веществ, условия их хранения, доставки и выгрузки;

данные о включении предприятия в реестр потенциально опасных объектов;

численность проживающего вблизи объекта населения, наличие и вместимость мест массового скопления (пребывания) людей, которые могут оказаться в зоне воздействия поражающих факторов чрезвычайной ситуации.

Реквизиты организации (полное и сокращенное наименование, почтовый адрес, телефон, факс, адрес электронной почты), сведения о форме собственности в план действий представляют сотрудники бухгалтерии.

1.2. Краткая оценка возможной обстановки на объекте

при возникновении чрезвычайных ситуаций

При разработке подраздела 1.2 необходимо знать общие характеристики своего объекта, основные характеристики близлежащих потенциально опасных объектов, метеоусловия и физико-географические условия местности. Для оценки возможной обстановки на территории объекта, как в результате аварии на нем самом, так и на соседних предприятиях (объектах) используются различные методики.

Оценку возможной обстановки на объекте целесообразно проводить для следующих чрезвычайных ситуаций:

при возникновении аварий и катастроф на самом объекте;

при возникновении аварий и катастроф на других предприятиях и при перевозке опасных веществ, последствия которых могут создать опасность для функционирования объекта;

при возникновении стихийных бедствий.

Для химически опасных объектов оценка возможной обстановки проводится с использованием «Методики прогнозирования масштабов заражения АХОВ при авариях (разрушениях) на химически опасных объектах и транспорте (РД 52.04.253 – 90)».

Для оценки возможной обстановки на взрыво- пожароопасных объектах целесообразно использовать методики изложенные в пособии «Оперативное прогнозирование инженерной обстановки в чрезвычайных ситуациях». Под общей редакцией С.К. Шойгу. Часть 2, книга 2.

Для оценки обстановки при авариях и катастрофах на других предприятиях и при перевозке опасных веществ, последствия которых могут создать опасность для функционирования объекта необходимо знать удаление потенциально опасных объектов и маршрутов перевозки опасных веществ от объекта, а также их возможное количество. Эти данные разработчики плана действий могут получить в вышестоящих органах управления ГОЧС.

Для оценки обстановки при возникновении стихийных бедствий исходные данные о возможных стихийных бедствиях и их параметрах разработчики плана получают в управлении ГОЧС города или городского района.

Возможную обстановку на объекте в результате ЧС природного характера, как правило прогнозируют по результатам многолетних наблюдений и на основе статистических данных.

Методика прогнозирования последствий, вызванных воздействием ураганных ветров, приведена в пособии «Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях». Под общей редакцией Фалеева М. И.

1.3. Перечень мероприятий КЧС объекта и их ориентировочный объем по предупреждению и снижению последствий ЧС

В данном подразделе плана действий разработчикам необходимо сформулировать перечень, ориентировочный объем, определить сроки и ответственных за выполнение мероприятий по предупреждению или снижению последствий чрезвычайных ситуаций на объекте.

Материалы этого подраздела рекомендуется оформлять в виде таблицы, имеющей следующий вид.

Сами мероприятия целесообразно объединять в следующие группы:

мероприятия по защите рабочих и служащих, населения, материальных ценностей;

мероприятия по повышению устойчивости работы объекта;

мероприятия по подготовке к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ на территории объекта;

обучение рабочих и служащих объекта действиям в чрезвычайных ситуациях;

разработка руководящих документов объектового звена РСЧС, организационные мероприятия.

Перечень, содержание, характер и объем мероприятий по предупреждению или снижению последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий зависит от типа, характера деятельности (производства) объекта.

Содержание общих выводов зависит от типа объекта (потенциально опасный или нет).

Если объект относится к потенциально опасным (радиационно-, химически-, взрыво-, пожаро-, биологически опасным), то в общие выводы целесообразно включать:

принадлежность объекта к потенциально опасному, например: ПО «Химпром» является химически опасным объектом;

сведения о наиболее опасном участке производства или хранения опасного вещества, масштабы зоны поражения (заражения) при выбросе (выливе) опасного вещества;

последствия аварии на самом объекте для проживающего в непосредственной близости населения;

возможную обстановку на объекте при авариях (катастрофах) на соседних предприятиях или при перевозках опасных грузов;

возможную обстановку на объекте при стихийных бедствиях;

сведения о влиянии аварий на коммунально-энергетических сетях объекта на его функционирование (производственную деятельность).

Для объектов, не относящихся к потенциально опасным, общие выводы к первому разделу должны содержать:

данные о возможной обстановке на объекте в результате аварий на соседних потенциально опасных объектах и в результате стихийных бедствий;

сведения о возможности пожаров на объекте и наиболее пожароопасных участках;

данные о влиянии аварий на коммунально-энергетических сетях на работу (функционирование) объекта.

раздел 2 «Мероприятия при угрозе и возникновении

крупных производственных аварий, катастроф

и стихийных бедствий»

2.1. При угрозе возникновения крупных производственных аварий,

катастроф и стихийных бедствий (режим повышенной готовности)

В подразделе 2.1 отражаются содержание и сроки выполнения следующих мероприятий (с учетом специфики объекта):

оповещение руководства объекта, членов КЧС, объектовых аварийно-спасательных формирований, рабочих и служащих об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;

сбор руководящего состава предприятия (объекта), выявление причин ухудшения обстановки;

усиление наблюдения и контроля за обстановкой на объекте, диспетчерской службы;

профилактические противопожарные мероприятия;

профилактические медицинские и противоэпидемические мероприятия;

подготовка убежищ и укрытий к приему укрываемых;

подготовка к выдаче средств индивидуальной защиты;

эвакуация рабочих и служащих, приведение в готовность аварийно-спасательных формирований объекта.

Содержание мероприятий, выполняемых на объекте при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, зависит от специфики деятельности объекта и численности работающего на нем персонала. В соответствии с руководящими документами МЧС России и практикой планирования мероприятий РСЧС и ГО определены три основные категории объектов, на которых решаются вопросы защиты от чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время. Это организации, отнесенные к категориям по ГО, не отнесенные к ним с количеством работников свыше 200 и до 200 человек. Кроме того, в отдельную группу следует выделить малые предприятия с численностью работающих до 50 человек.

Поэтому и содержание мероприятий в разделе 2 в целом и в подразделе 2.1 в частности будет различным по объему.

Для потенциально опасных объектов экономики, рекомендуется в подразделе 2.1 отражать следующие мероприятия:

оповещение руководящего состава объекта, членов КЧС через дежурного диспетчера по имеющимся средствам связи;

оповещение начальников структурных подразделений (цехов, отделов), формирований объекта дежурным диспетчером по решению председателя КЧС объекта;

сбор руководства объекта и членов КЧС на пункте управления или в другом заранее определенном месте (в зависимости от характера ЧС).

2.2. При возникновении крупных производственных аварий, катастроф

и стихийных бедствий (режим чрезвычайной ситуации)

В зависимости от обстановки, масштабов прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации решением руководителя предприятия (председателя КЧС) на объекте может быть введен один из режимов функционирования РСЧС.

При возникновении ЧС вводится режим чрезвычайной ситуации в соответствии с подразделом 2.2. плана действий объекта экономики.

Содержание данного подраздела плана взаимосвязано с содержанием тех мероприятий, которые должны выполняться при возникновении аварий, катастроф или стихийных бедствий. Поэтому в нем отражаются мероприятия, проводимые на предприятии для каждого возможного вида чрезвычайной ситуации.

При этом планируемые мероприятия рекомендуется отражать в следующей последовательности:

а) порядок оповещения органов управления и сил объектового звена РСЧС, доклада в орган управления ГОЧС города (городского района), оповещения рабочих и служащих, а также населения микрорайонов прилегающих к объекту экономики о возникновении чрезвычайной ситуации. Определить задачи по организации разведки в зоне ЧС и прогнозированию развития обстановки;

б) приведение в готовность и развертывание сил и средств объекта, привлекаемых к АСДНР, их состав и сроки готовности, организацию работ;

в) защиту работников объекта и населения (объемы, сроки, порядок выполнения мероприятий и привлекаемые для этого силы и средства):

укрытие в защитных сооружениях;

обеспечение средствами индивидуальной защиты, приборами радиационной и химической разведки;

лечебно-эвакуационные и противоэпидемические мероприятия;

экстренная эвакуация персонала предприятия из опасных зон.

2.3. Обеспечение действий сил и средств территориальной

подсистемы РСЧС на предприятии

В подразделе 2.3 планируются мероприятия, направленные на создание условий для организованного, бесперебойного и эффективного выполнения задач по ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также жизнеобеспечения пострадавших и привлекаемых для проведения АСНДР сил.

Основными видами обеспечения являются: инженерное, техническое, медицинское, материальное, противопожарное, транспортное обеспечение, а также организация разведки и охраны общественного порядка.

Они включаются в виде пунктов подраздела 2.3.

Содержание и объем подраздела 2.3 зависит от типа и особенностей объекта. Рекомендуется по каждому виду обеспечения отражать:

перечень необходимых сил и средств, материальных ресурсов;

сроки выполнения мероприятий;

должности и фамилии, ответственных за организацию того или иного вида обеспечения.

2.4. Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР)

В основе организации АСДНР лежит заблаговременно разработанный план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций предприятия (учреждения, организации).

С возникновением стихийных бедствий, аварий, природных и техногенных катастроф, при выявлении опасных загрязнений (заражений) окружающей среды органы управления и силы РСЧС приводятся в готовность, а также вводятся планы действий.

Непосредственное руководство аварийно-спасательными и другими неотложными работами, координацией привлекаемых сил и средств осуществляет комиссия по чрезвычайным ситуациям объекта.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы организуются и проводятся в соответствии с решением председателя КЧС объекта.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы организуются и ведутся на основе единого замысла председателя КЧС объекта с предоставлением подчиненным инициативы в выборе конкретных методов и технологий проведения работ в соответствии с реальной обстановкой.

Развертывание органов управления и наращивание привлекаемых сил и средств для проведения АСДНР осуществляется по мере приведения их в готовность и выдвижения к месту аварии или катастрофы.

В первую очередь в зону чрезвычайной ситуации вводятся подразделения разведки и аварийно-спасательные формирования (подразделения) постоянной готовности объекта, а также оперативные группы органов управления ГОЧС. Срок их прибытия для проведения АСДНР до 30 мин. Этими силами организуются разведка и первоочередные мероприятия по защите населения.

Во втором эшелоне вводятся территориальные и ведомственные аварийно-спасательные формирования (при необходимости могут быть привлечены подразделения войск ГО), с помощью которых организуется проведение полномасштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ. Срок их прибытия в район бедствия – не более трех часов.

В дальнейшем при необходимости, осуществляется наращивание сил и средств, привлекаемых к ликвидации чрезвычайной ситуации. Срок прибытия этих сил – от трех часов до нескольких суток.

Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ включает следующие основные мероприятия:

оповещение органов управления ГОЧС, рабочих и служащих объекта, а также населения прилегающих территорий, если они попадают в зону чрезвычайной ситуации;

проведение разведки в зоне чрезвычайной ситуации, оценка обстановки и прогнозирование ее развития;

локализация и ликвидация очагов пожаров;

установление режима доступа в зону ЧС, охрана общественного порядка в ней;

поиск и извлечение пострадавших из-под завалов, эвакуация их в места сбора пораженных;

оказание пострадавшим первой медицинской, врачебной помощи, и эвакуация их в лечебные учреждения;

локализация и ликвидация аварий на коммунально-энергетических сетях;

проделывание проходов и проездов в завалах и разборка завалов разрушенных зданий и сооружений;

санитарная обработка участников ликвидации чрезвычайной ситуации;

обеззараживание, дезактивация территории объекта зданий, сооружений, техники, транспорта и имущества;

проведение других неотложных работ.

Организация и осуществление взаимодействия между органами и

силами, привлекаемыми к работам

Непременным условием высокой эффективности действий органов управления и сил при ликвидации чрезвычайной ситуации является организация и поддержание тесного взаимодействия между всеми участниками аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Поэтому на этапе планирования основные вопросы взаимодействия при проведении АСДНР отражаются в подразделе 2.5 плана действий.

Взаимодействие с КЧС города (городского района) и соседних предприятий рекомендуется отрабатывать по вопросам:

сбора и обмена информацией о чрезвычайной ситуации;

привлечения сил и средств для ликвидации ЧС;

последовательности проведения АСДНР.

По вопросам сбора и обмена информацией о чрезвычайной ситуации штаб (отдел, сектор) ГОЧС объекта должен регулярно докладывать в управление ГОЧС города (городского района) о состоянии дел в ходе проведения АСДНР и получать, в свою очередь, данные о наличии и возможностях привлекаемых территориальных сил и средств городского звена территориальной подсистемы РСЧС и другие необходимые сведения.

По вопросам привлечения сил и средств для ликвидации ЧС, штаб (отдел, сектор) ГОЧС согласовывает:

порядок выдвижения разведывательных формирований (подразделений) и их действия в зоне чрезвычайной ситуации;

действия аварийно-спасательных формирований по взаимному обеспечению выхода к участкам (объектам, местам) проведения АСДНР, устройству проездов и проходов в завалах, поиску и деблокированию пострадавших из-под завалов и разрушенных зданий;

порядок оказания медицинской помощи, места пунктов сбора пораженных, пути и способы эвакуации на них;

организацию связи и порядок передачи информации;

сигналы управления, оповещения и порядок действия по ним.

По вопросам последовательности проведения АСДНР уточняется, какими силами и с какого времени выполняются те или иные технологические операции по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.

2.6. Управление мероприятиями и действиями сил в ЧС

В данном подразделе разработчикам плана действий рекомендуется отразить организационные и технические мероприятия по управлению предупреждением и ликвидацией возможных чрезвычайных ситуаций.

Данные мероприятия целесообразно планировать в следующей последовательности:

организация управления проведением АСДНР на объекте (кто осуществляет общее управление спасательными работами и откуда; где находится пункт управления, состав пункта управления и выделяемого от него подвижного пункта управления);

порядок и сроки занятия членами КЧС и другими должностными лицами пункта управления;

организация оповещения и информирования руководящего состава, рабочих и служащих (сотрудников) об обстановке и действиях в зоне ЧС;

состав оперативной группы КЧС объекта непосредственно на участке проведения аварийно-спасательных работ;

организация связи с подчиненными, вышестоящими и взаимодействующими органами управления (по телефонам местной связи, городской АТС, диспетчерской связи, с помощью радиостанций; также указывается время готовности средств связи).

В завершении подраздела указывается, что схемы организации управления, оповещения и связи приведены в приложении 5 к плану действий.

разработка приложений к плану действий

Схема возможной обстановки при возникновении ЧС (приложение 1)

Приложение 1 «Схема возможной обстановки при возникновении ЧС» разрабатывается графически на планах (схемах) объекта экономики.

На схеме возможной обстановки отражаются:

промплощадки промышленного объекта, все здания и сооружения с указанием количества работающих в них;

основные коммуникации и подъездные пути для подвоза и вывоза сырья и продукции;

склады и открыто расположенные возгораемые материалы;

трубопроводы на эстакадах с взрыво- и пожароопасными жидкостями и системой пожарного, а также производственного водоснабжения;

места хранения и использования в производстве АХОВ их типы и количество;

зоны возможного поражения и численность людей в этих зонах;

места массового скопления людей, находящихся в зоне действия поражающих факторов в случае возможной чрезвычайной ситуации;

вероятные разрушения зданий и сооружений, коммунально-энергетических сетей, пожары, затопления, заражения, которые могут возникнуть при чрезвычайных ситуациях на объекте, а также в результате аварии на соседних потенциально опасных предприятиях;

пункты размещения запасов материально-технических средств;

узкие места, которые могут затруднить ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

место расположения пункта управления предприятия.

Сведения которые невозможно отразить графически, могут даваться на схеме возможной обстановки в виде легенды.

. Календарный план основных мероприятий при угрозе

и возникновении ЧС (приложение 2)

Календарный план основных мероприятий объекта отрабатывается в виде таблицы по указанной форме.

Все мероприятия в таблице разбиваются на две группы соответствующие режимам функционирования объектового звена:

при угрозе возникновения аварией, катастроф, и стихийных бедствий (режим повышенной готовности);

при возникновении аварий, катастроф, и стихийных бедствий (режим чрезвычайной ситуации).

Перечень, возможные объемы и сроки выполнения мероприятий при

угрозе возникновения аварий, катастроф, и стихийных бедствий

(режим повышенной готовности)

Для всех типов объектов в календарный план включаются следующие основные мероприятия:

оповещение и сбор руководящего состава и членов КЧС (в рабочее время 10 – 15 мин, в нерабочее время 1 – 2 ч);

проверка готовности систем связи и оповещения (1 –2 мин);

доклад об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации вышестоящему руководству, органам управления ГОЧС (до 5 мин);

приведение в готовность формирований объекта (в зависимости от их количества – от 0,5 до 6 ч);

прогнозирование обстановки до 30 мин).

Перечень, возможные объемы и сроки выполнения мероприятий при

возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий

(режим чрезвычайной ситуации)

Для всех типов объектов в календарный план включаются следующие мероприятия:

оповещение и сбор руководящего состава и членов КЧС (в рабочее время – до 15 мин, в нерабочее – до 2 ч);

доклад о чрезвычайной ситуации вышестоящему руководству, городским органам управления ГОЧС (до 10 мин);

приведение в готовность аварийно-спасательных формирований постоянной готовности – до 10 – 15 мин;

прогнозирование возможных последствий чрезвычайной ситуации (в течение всего срока ликвидации ЧС);

отключение коммунально-энергетических сетей (10 – 30 мин.);

разведка зоны чрезвычайной ситуации, маршрутов вывода и эвакуации работников объекта из очага поражения (в течение всего периода проведения АСДНР);

поиск пострадавших и оказание им медицинской помощи (в течение всего периода проведения спасательных работ);

оцепление зоны ЧС и организация охраны объекта;

эвакуация пострадавших в медицинские учреждения;

локализация очагов аварий;

всестороннее жизнеобеспечение пострадавших рабочих и служащих;

ведение АСДНР объектовыми и территориальными аварийно-спасательными формированиями (силами).

Мероприятия по локализации чрезвычайной ситуации и проведению АСДНР в календарном плане раскрываются и детализируются в зависимости от типа объекта и численности рабочих и служащих на нем.

Последовательность разработки календарного плана основных

мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций

Из пункта 3.2 данного пособия подбираются мероприятия, выполняемые на объекте при угрозе возникновения аварий, катастроф и стихийных бедствий (режим повышенной готовности). При этом в календарный план заносятся мероприятия характерные как для всех типов объектов, так и для потенциально опасных.

Более трудоемкой является отработка второй части календарного плана: при возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий (режим чрезвычайной ситуации).

Из пункта 3.2 данного пособия подбираются мероприятия, характерные для всех типов объектов (оповещение и сбор руководящего состава, доклад о ЧС и т.д.). Далее выбираются мероприятия характерные для потенциально опасных объектов. Продолжительность выполнения части из этих мероприятий определена. Для остальных мероприятий продолжительность выполнения и объемы определяются с помощью методик и нормативов, изложенных в приложениях 2-8 данного пособия.

Зная содержание мероприятий, их объем, продолжительность выполнения и ответственных исполнителей, заполняем календарный план основных мероприятий.

Решение председателя КЧС объекта на ликвидацию ЧС

Решение председатель КЧС объекта принимает на основе уяснения задачи, оценки обстановки и проведенных расчетов.

В решении он определяет:

задачи привлекаемым силам и средствам;

вопросы взаимодействия и обеспечения;

организацию управления (место пункта управления, сигналы управления и др.).

Основу решения составляет замысел действий, в котором определяются:

направления (участки) сосредоточения основных усилий;

последовательность (этапы) и способы выполнения задач;

распределение сил и средств усиления по участкам (объектам) работ и сменам.

Решение председателя КЧС объекта на ликвидацию чрезвычайной ситуации оформляется графически на плане (схеме) объекта экономики.

На плане (схеме) отражаются:

граница объекта экономики;

химически, взрыво- и пожароопасные предприятия, учреждения, организации расположенные вблизи территории объекта;

возможные масштабы и характер пожаров, завалов, затоплений, заражений (загрязнений);

распределение сил и средств объектового звена и территориальной подсистемы РСЧС, привлекаемых для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

пункты управления объектового звена, оперативных групп территориальной подсистемы РСЧС и формирований, привлекаемых к проведению АСДНР;

районы (участки) проведения АСДНР;

маршруты эвакуации и выхода работников из зон чрезвычайных ситуаций;

места сбора рабочих и служащих подлежащих эвакуации, а также другие необходимые данные.

Решение подписывается председателем КЧС и начальником штаба (отдела, сектора) ГОЧС и утверждается руководителем предприятия.

С учетом специфики предприятия и местных условий к решению может прилагаться пояснительная записка в которой отражаются пояснительные таблицы, необходимые расчеты и графики. Далее приводятся варианты пояснительных таблиц и графика выполнения работ.

Расчет сил и средств объектового звена РСЧС и привлекаемых сил для выполнения мероприятий при угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий (приложение 4)

Приложение 4 к плану действий разрабатывается начальником штаба (отдела, сектора) по делам ГОЧС и ежегодно уточняется по состоянию на 1 января текущего года.

Данное приложение включает в себя две таблицы. Первая таблица называется «Расчет сил и средств, привлекаемых для выполнения мероприятий по ликвидации ЧС», вторая – «Состав КЧС и штаба (отдела, сектора) ГОЧС». В первой таблице отражается: наименование аварийно-спасательных формирований включенных в группировку сил РСЧС объекта экономики; назначение этих формирований, численный состав формирований; техническая оснащенность; место дислокации; способ их оповещения.

В данной таблице отражаются, как собственные формирования объекта экономики, так и дополнительно привлекаемые к проведению АСДНР силы и средства городской подсистемы РСЧС.

Для определения количества аварийно-спасательных формирований на объекте экономики, начальником штаба (отдела, сектора) по делам ГОЧС производится расчет их потребности. Расчет потребных сил и средств для проведения АСДНР производится на основе прогнозирования возможной обстановки при возникновении чрезвычайных ситуаций. Методика расчета приведена в приложении 6 данного учебно-методического пособия.

Во второй таблице «Состав КЧС и штаба (отдела, сектора) ГОЧС» излагается полный состав комиссии по чрезвычайным ситуациям и штаба ГОЧС объекта. Данная таблица заполняется по форме: ФИО членов КЧС и работников штаба ГОЧС, их занимаемая должность, место нахождения на службе, номера служебных и домашних телефонов, а также указываются другие возможные виды связи.

Приложение № 4 к плану действий объекта подписывает начальник штаба (отдела, сектора) ГОЧС.

3.5. Организация управления, оповещения и связи при угрозе

и возникновении производственных аварий, катастроф

и стихийных бедствий (приложение 5)

В приложении 5 плана действий разработчиками должны быть показаны схемы:

управления аварийно-спасательными и другими неотложными работами на объекте;

оповещения рабочих, служащих и населения прилегающих жилых кварталов при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации;

организации связи при проведении АСДНР на объекте.

В зависимости от типа объекта и его организационно-правовой формы содержание схем по объему и уровням подчиненности будут различными. Однако алгоритм их отработки будет примерно одинаков.

На схеме управления аварийно-спасательными и другими неотложными работами необходимо отразить взаимоотношения должностных лиц предприятия и его структурных подразделений, а также порядок функционально-технических связей, возникающих в процессе управления АСДНР на объекте.

Независимо от типа предприятия, его организационно-правовой формы и количества работающего на нем персонала, на схеме должны быть показаны: вышестоящие территориальные и ведомственные (функциональные) координирующие органы (КЧС города или городского района, министерства, ведомства, концерна), руководитель (директор) и КЧС объекта, дежурно-диспетчерская служба объекта, аварийно-спасательные формирования постоянной готовности и службы ГО объекта (в случае их отсутствия – структурные подразделения объекта).

На схеме оповещения рабочих, служащих и населения прилегающих жилых районов при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации разработчики плана действий должны отразить организационно-техническое построение системы оповещения объекта, аппаратуру оповещения, каналы и линии связи, обеспечивающие функционирование этой системы.

Для каждого объекта целесообразно отработать отдельно схему оповещения при возникновении ЧС, на территории как самого объекта, так вне его последствия, которой могут угрожать жизни и здоровью рабочих и служащих.

На объектах экономики, использующих в производстве, хранящих АХОВ устанавливаются локальные системы оповещения. По этим системам сигналы и речевая информация должны доводиться до рабочих и служащих в производственной зоне, а также до населения в жилом секторе (в радиусе до 2,5 км) с рабочего места диспетчера.

ПЛАН ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ ОБЪЕКТА ЭКОНОМИКИ

Раздел 1. Краткая оценка возможной обстановки на объекте в результате воздействия противника.

1.1 Краткая характеристика объекта. Особенности, влияющие на организацию и ведение ГО на объекте.

1.2 Краткая оценка возможной обстановки на объекте после нападения противника с применением ядерного оружия, обычных современных средств поражения и действий диверсионных разведывательных групп (ДРГ).

1.3. Выводы из оценки возможной обстановки.

Раздел 2. Выполнение мероприятий гражданской обороны на объекте при планомерном приведении ее в готовность.

2.1. Организация, объемы и сроки выполнения мероприятий по степеням готовности гражданской обороны.

2.2. Организация защиты персонала и членов их семей.

2.3. Организация управления и связи.

2.4. Организация выполнения мероприятий по повышению устойчивости работы объекта (кроме защиты персонала объекта) проводимых с введением в действие плана ГО.

2.5. Организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР).

2. 6. Организация основных видов обеспечения мероприятий ГО

2.7. Организация взаимодействия с территориальными формированиями ГО и военным командованием.

Раздел 3. Выполнение мероприятий ГО на объекте экономики при внезапном нападении противника.

3.1. Организация и проведение мероприятий по сигналу воздушной опасности («Воздушная тревога»).

3.2 Организация и проведение мероприятий по «Отбой воздушной тревоги.

1. Основные показатели состояния гражданской обороны объекта.

2. Возможная обстановка на территории объекта.

3. Календарный план выполнения основных мероприятий ГО при переводе с мирного на военное время.

4. План мероприятий по защите персонала и организация АСДНР.

5. Расчет укрытия персонала объекта и членов семей в защитных сооружениях.

6. Расчет на приведение в готовность защитных сооружений.

7. Расчет на проведение мероприятий по эвакуации.

8. План-график по наращиванию мероприятий по повышению устойчивости работы объекта экономики в военное время.

Состав сил и средств гражданской обороны объекта.

10. Расчет обеспечения и порядок выдачи средств индивидуальной защиты персоналу.

Схема управления, связи и оповещения объекта экономики.

Раздел 1. Краткая оценка возможной обстановки на объекте в результате воздействия противника

1.1 Краткая характеристика объекта. Особенности, влияющие на организацию и ведение ГО на объекте

Категория по гражданской обороне присваивается объекту экономики на основании Постановления Правительства РФ № 1115 от 19.09.1998 г, а также соответствующих ведомственных указаний. Категорию объекта по ГО разработчик плана должен узнать в соответствующем территориальном органе управления ГОЧС или вышестоящем ведомственном органе.

Сведения о размерах и границах территории объекта, его площади, а также плотности и площади застройки, размещении цехов и административно-бытовых корпусов в данный подраздел плана представляются сотрудниками проектно-технологического отдела предприятия.

Данные о размещении таких опасных производственных объектов, эксплуатируемых предприятием, как котельной, компрессорной, насосной станции представляются главным инженером предприятия. Разработчик плана ГО объекта экономики должен помнить, что опасные производственные объекты, эксплуатируемые предприятием, зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов. Регистрационные свидетельства об этом, с основными характеристиками котельной, компрессорной и других хранятся у главного инженера предприятия.

Сведения об электроснабжении объекта в данный подраздел плана ГО представляются главным энергетиком предприятия.

Перечень и наименование основной продукции объекта представляются отделом сбыта.

Численность рабочих и служащих объекта в план ГО представляются отделом кадров. При этом отдельно выделяются данные по наибольшей работающей смене объекта, а также численности членов семей рабочих и служащих.

Данные по вместимости убежищ берутся из их паспортов.

Перечень служб гражданской обороны на объекте экономики, гражданских организаций (формирований) ГО, а также численность входящих в них рабочих и служащих определяются соответствующими приказами директора (руководителя) предприятия.

Сведения о наличии на предприятии противогазов, приборов радиационной и химической разведки содержатся в ведомостях учета и хранения средств индивидуальной защиты. Копии этих ведомостей хранятся в рабочих папках начальника штаба (отдела, сектора) ГОЧС предприятия.

Содержание подраздела 1 «Краткая характеристика объекта, …» завершается перечнем особенностей, которые могут оказать влияние на организацию и ведение ГО на объекте экономики. К этим особенностям могут относится:

Большая плотность застройки территории объекта, наличие многоэтажных зданий и сооружений.

Наличие опасных производственных объектов: емкостей с АХОВ; котельных; компрессорных; газораспределительных устройств; газораспределительных сетей и других.

Физико-географические особенности местности (наличие вблизи объекта, рек, водоемов, парков, лесов).

Характер застройки местности вблизи объекта, наличие подъездных путей и дорог (в том числе железнодорожных путей).

Наличие вблизи предприятия потенциально опасных объектов экономики, в результате разрушения которых возможно образование вторичных поражающих факторов.

Наличие на территории объекта пожарных водоемов, цистерн (емкостей), а также другие особенности.

1.2. Краткая оценка возможной обстановки на объекте после нападения противника с применением ядерного оружия, обычных современных средств поражения и действий диверсионных разведывательных групп (ДРГ)

Оценка возможной обстановки на объекте экономики в результате воздействия противника производится путем моделирования его уязвимости при воздействии поражающих факторов примененного оружия.

Как указывалось выше в разделе 1.1, для оценки возможной обстановки в результате воздействия ядерного оружия начальник штаба (отдела, сектора) ГОЧС объекта должен получить из вышестоящего органа управления необходимые исходные данные для разработки документов плана ГО. Если такой информации нет или она поступила частично, то максимальные значения параметров поражающих факторов можно определить расчетом. При этом задача может быть решена графоаналитическим методом. Для расчета необходимо иметь следующие исходные данные:

координаты точки прицеливания;

удаление объекта от точки прицеливания (Rr ), км;

мощность ядерного боеприпаса (q), кт;

вероятное максимальное отклонение боеприпаса от точки прицеливания (Rотк ), км.

Вероятное максимальное отклонение боеприпаса принимается разработчиком по справочникам в соответствии с тактико- техническими характеристиками современных средств поражения вероятного противника.

Оценка возможной обстановки производится по следующим показателям:

оценка инженерной обстановки;

оценка пожарной обстановки;

оценка последствий вторичных поражающих факторов ядерного взрыва;

оценка радиационной обстановки.

(Защита объектов народного хозяйства от оружия массового поражения. Справочник;

Инженерное обеспечение мероприятий и действий сил ликвидации чрезвычайных ситуаций. Книга 2. Оперативное прогнозирование инженерной обстановки в чрезвычайных ситуациях;

Методика прогнозирования масштабов заражения сильнодейст­вующими ядовитыми веществами при авариях (разрушениях) на химически опасных объектах и транспорте. РД 52.04.253 – 90).

Данные по оценке возможной инженерной, пожарной и медицинской обстановки наносятся на графическую часть плана (Приложение № 2. «Возможная обстановка на территории объекта после нападения противника»), а также заносятся в «Пояснительную записку к приложению № 2».

1.3. Выводы из оценки возможной обстановки

Раздел 2. Выполнение мероприятий гражданской обороны

на объекте при планомерном приведении ее в готовность

2.1. Организация, объемы и сроки выполнения мероприятий по степеням готовности гражданской обороны

Определяются объемы и сроки выполнения мероприятий по степеням готовности ГО:

первоочередные мероприятия ГО первой группы (ПМ-1);

первоочередные мероприятия ГО второй группы (ПМ-2);

мероприятия общей готовности гражданской обороны;

мероприятия, проводимые на объектах экономики с получением распоряжения на проведение частичной эвакуации;

мероприятия проводимые на объектах экономики с получением распоряжения на проведение общей эвакуации.

2.2. Организация защиты персонала и членов их семей

Для расчета укрытия производственного персонала в защитных сооружениях, разработчику необходимо провести оценку инженерной защиты.

Оценка инженерной защиты рабочих и служащих на объектах экономики заключается в определении показателей, характеризующих способность инженерных сооружений обеспечить надёжную защиту людей. Она проводится по следующим четырём показателям:

вместимость защитных сооружений, оцениваемая коэффициентом вместимости, Квм ;

соответствие защитных свойств убежищ и укрытий требуемым, оцениваемое с помощью коэффициента защитных свойств, Кз.т. ;

возможность систем жизнеобеспечения защитных сооружений, Кж.о. ;

своевременность укрытия рабочих и служащих, Ксвр.

Последовательность оценки укрытия рабочих и служащих объектов экономики следующая:

2.2.1. Оценка защитных сооружений по вместимости (Квм );

2.2.2. Оценка защитных сооружений по защитным свойствам (Кз.т. );

2.2.3. Оценка систем жизнеобеспечения защитных сооружений (Кж.о. );

2.2.4. Оценка защитных сооружений по своевременному укрытию.

Организация РХ защиты на территории ОЭ:

организация и ведение РиХ разведки;

порядок обеспечения формирований, Р и Сл СИЗ, приборами;

режимы радиационной защиты персонала;

порядок работы ОЭ в условиях радиоактивного заражения;

мероприятия по организации защиты персонала от воздействия АХОВ своего объекта или соседей.

Под режимом радиационной защиты рабочих и служащих и производственной деятельности объекта понимается порядок работы, применение средств и способов защиты в зонах радиоактивного заражения, предусматривающий максимальное снижение возможных доз облучения.

Режим радиационной защиты определяет последовательность и продолжительность использования защитных свойств защитных сооружений, зданий, помещений, защитных свойств местности, средств индивидуальной защиты, противорадиационных препаратов, контроль облучения и ограничение пребывания людей на открытой местности. (Рекомендации по применению режимов радиационной защиты на­селения, рабочих и служащих объектов народного хозяйства и личною со­става невоенизированных формирований гражданской обороны в условиях радиационного заражения местности. Учебное пособие ).

Режимы работы объекта (цеха) рассчитываются заблаговременно для конкретных условий проживания и работы (защитных свойств производственных зданий и используемых защитных сооружений) для различных уровней радиации, которые могут быть на территории объекта.

Для расчёта режима работы объекта (цеха) необходимы следующие исходные данные: Рt – уровень радиации на время t после взрыва (рад/ч); Р1 – уровень радиации на 1 час после взрыва; Косл – коэффициент ослабления радиации; Ддоп – допустимая (установленная) доза облучения производственного персонала на рабочих местах (с учётом получения дозы при переходе из убежища к рабочим местам и возможного облучения при следовании в загородную зону), рад; N – максимальное число сокращённых смен, которое можно создать из числа рабочих одной полной смены (определяется исходя из характера производства, технологических условий и других факторов для объекта, где производство можно прерывать); tрmin – минимальная целесообразная продолжительность работы смены, которая определяется технологическими и другими условиями работы; tpmax – максимальная продолжительность рабочей смены.

Организация медицинской защиты:

порядок проведения медицинских мероприятий;

силы и средства медицинской защиты, порядок приведения их в готовность;

организация медицинского обеспечения при проведении эвакомероприятий;

порядок выдачи медицинских средств Р и Сл ОЭ и организация санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий на ОЭ.

Организация мероприятий по эвакуации:

пморядок и сроки проведения эвакуации Р и Сл и членов их семей;

расчет и организация работы СЭП и ПП;

расчет эвакуируемых по видам транспорта и маршрутам движения, организация размещения в ЗЗ;

мероприятия по подвозу рабочих смен и по порядку вывоза материальных ценностей.

2.3. Организация управления и связи

Подраздел разрабатывается по следующим подпунктам:

организация оповещения руководящего состава, Р и Сл (в рабочее и не рабочее время);

порядок приведения в готовность и занятие ЗПУ на ОЭ;

организация управления на маршрутах эвакуации и возможных маршрутах ввода сил ГО, а также порядок представления донесений.

2.4. Организация выполнения мероприятий по повышению устойчивости работы объекта (кроме защиты персонала объекта) проводимых с введением в действие плана ГО

Этот подраздел плана ГО обрабатывается только для категорированных объектов. В нем разработчик должен отразить организацию выполнения мероприятий по повышению устойчивости работы (ПУР) объекта экономики. Мероприятия по ПУР объекта экономики можно разделить на организационные, технологические и инженерно-технические (М. П. Цивилев. Основы подготовки народного хозяйства по граж­данской обороне ).

К организационным относятся также мероприятия штаба (отдела, сектора) ГО, как планирование, подготовка формирований, контроль исполнения и оказание методической помощи.

К технологическим относятся мероприятия по разработке упрощенных технологий и технологий, исключающих образование вторичных факторов поражения.

В состав инженерно-технических мероприятий входят

защита рабочих и служащих;

повышение физической устойчивости зданий и сооружений;

защита технологического оборудования;

повышение устойчивости функционирования коммунально-энергетических сетей объекта;

повышение устойчивости управления ГО объекта;

повышение устойчивости материально-технического снабжения;

подготовка к восстановлению нарушенного производства.

С получением распоряжения на выполнение ПМ-1 на всех объектах экономики, продолжающих свою работу в военное время, уточняются план графики наращивания мероприятий по ПУР.

На химически опасных объектах в эти сроки организуется снижение запасов АХОВ до минимума. Оно осуществляется, как путем прекращения завоза, так и организацией (по возможности) вывоза запасов АХОВ с территории объекта. В связи с этим, разработчикам планов ГО химически опасных объектов целесообразно отразить в данном подразделе организацию процесса снижения запасов АХОВ, задействуемые для этого организации и средства.

На взрывоопасных объектах экономики организуется подготовка к снижению запасов взрывчатых веществ.

С получением распоряжения на выполнение ПМ-2 на всех объектах экономики, продолжающих свою работу в военное время, организуется проведение неотложных мероприятий по ПУР и безаварийной остановке производств, а также завершается проведение противопожарных мероприятий.

На взрывопожароопасных объектах экономики проводятся мероприятия по снижению запасов взрывопожароопасных веществ. В связи с этим в планах ГО таких объектов должна быть отражена организация этих мероприятий.

С получением распоряжения на выполнение мероприятий общей готовности ГО организуется проведение в полном объеме мероприятий по ПУР объекта экономики.

2.5. Организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР)

Расчёты по определению состава группировки сил и средств проводятся на основе прогноза возможной обстановки, которая может сложиться на объекте, как в результате применения ядерного оружия, так и обычных средств поражения. Состав сил и средств должен обеспечивать выполнение спасательных работ в течении двух суток, круглосуточно, в соответствии с выбранными режимами проведения АСДНР в условиях радиоактивного заражения местности.

Объектовые формирования (гражданские организации ГО) состоят, как правило, из формирований общего назначения и формирований служб ГО, создаваемых на объектах в зависимости от их возможностей (базы) (Методические указания по созданию гражданских организаций гражданской обороны ).

Основными формированиями на промышленных предприятиях являются формирования общего назначения: сводные отряды (команды, группы), а на остальных объектах – спасательные отряды (команды группы).

Кроме формирований общего назначения на объектах экономики создаются следующие формирования (гражданские организации) служб ГО:

разведывательные (группы, звенья, посты радиационного и химического наблюдения);

связи (группы, звенья);

медицинские (санитарные дружины, санитарные посты);

аварийно – технические команды:

противопожарные (команды, отделения, звенья);

охраны общественного порядка (команды, группы);

звенья по обслуживанию убежищ и укрытий (при их наличии).

В зависимости от наличия соответствующей базы могут так же создаваться:

санитарно – обмывочные пункты;

станции обеззараживания одежды и транспорта;

подвижные пункты питания;

другие формирования в зависимости от местных условий.

2. 6. Организация основных видов обеспечения мероприятий ГО

Кратко отражаются вопросы организации основных видов обеспечения в следующей последовательности:

2.6.2. Медицинское обеспечение;

2.6.3. Противопожарное обеспечение;

2.6.4. Инженерное обеспечение;

2.6.5. Материальное обеспечение;

2.6.6. Техническое обеспечение;

2.6.7 Охрана общественного порядка.

Организация взаимодействия с территориальными

формированиями ГО и военным командованием

Отражаются вопросы организации взаимодействия с другими объектами экономики по следующим организационным и инженерно-техническим мероприятиям:

вывозу (выводу) рабочих, служащих и членов их семей в загородную зону;

обеспечению рабочих и служащих защитными сооружениями;

проведению мероприятий по повышению устойчивости работы объектов и безаварийной их остановке по сигналам ГО;

подготовке и проведению АСДНР на территориях своих и соседних объектов.

С руководством близлежащих объектов экономики должен быть учтен и отражен в данном подразделе плана состав сил и средств, выделяемых для проведения АСДНР в случаях воздействия ядерным оружием, обычными средствами поражения и диверсионно-разведывательными группами противника.

Раздел 3. Выполнение мероприятий ГО на объекте экономики

при внезапном нападении противника

Раздел III плана гражданской обороны, отрабатывается по следующим пунктам:

1.«Организация и проведение мероприятий по сигналу о воздушной опасности («Воздушная тревога»)»;

2.«Организация и проведение мероприятий по сигналу об отбое воздушной опасности («Отбой воздушной тревоги»)».

3.1. Организация и проведение мероприятий по сигналу воздушной опасности («Воздушная тревога»)

На объектах экономики используются: электрические сирены, уличные и абонентские громкоговорители. Система оповещения объекта экономики включается в систему централизованного оповещения города (городского района) и предусматривает централизованный запуск ее дистанционным включением, а также непосредственно с пункта управления объекта.

Электрические сирены являются основным средством доведения предупреждающего сигнала «Внимание всем! ». Сеть электросиренного оповещения строится по принципу звукопокрытия жилой и промышленной зон городов специальными звуковыми сигналами. В ней используются сирены наружной установки типа С-40, а также цеховые сирены типа С-28.

Сирены С-28 устанавливаются в шумных цехах предприятий продолжающих работу в военное время, в том числе на химически и радиационно опасных объектах, взрыво-пожарных объектах, а также на машиностроительных и металлообрабатывающих заводах.

Внутри зданий объектов экономики электросирены устанавливаются только в тех помещениях, в которых действующий технологический процесс связан с наличием высокого уровня собственных шумов, либо звукоизоляция которых не позволяет услышать звучание уличных электросирен.

Звуковой сигнал должен дублироваться по радиотрансляционной сети объекта.

Рабочие и служащие предприятий торговли и питания, гостиниц, общеобразовательных учреждений, объектов здравоохранения, культурно-массовых и спортивных объектов, офисов, банков, предприятий жилищно-коммунального хозяйства звуковой сигнал будут получать от уличных электросирен. На подобных объектах экономики звуковой сигнал будет дублироваться любыми сигнальными средствами с дальнейшей передачей речевого сообщения.

Далее указывается время, за которое рабочие и служащие могут быть укрыты в защитных сооружениях.

Для объектов экономики не имеющих собственных защитных сооружений рассчитывается время укрытия в близлежащих убежищах и ПРУ (согласно плана ГО города, городского района).

3.2 Организация и проведение мероприятий по сигналу

«Отбой воздушной тревоги»

В разделе отражаются сроки и содержание мероприятий по:

восстановлению управления на объекте экономики;

организации разведки и выявления радиационной обстановки;

радиационной защите рабочих и служащих, порядку ввода режимов радиационной защиты;

дозиметрическому и химическому контролю;

выдаче средств индивидуальной защиты;

организации проведения АСДНР на объекте экономики;

организации оказания первой медицинской помощи пострадавшим;

проведению экстренной эвакуации рабочих и служащих с территории объекта.

1. Основные показатели состояния гражданской обороны объекта

Для разработки плана ГО, начальник штаба (отдела, сектора) по делам ГОЧС объекта должен подготовить большое количество исходных данных характеризующих состояние и степень выполнения мероприятий гражданской обороны. Сбор данных осуществляется по каждому структурному подразделению предприятия в отдельности, затем они анализируются, систематизируются и обобщаются. Все необходимые данные отражаются в приложении № 1 к плану. Это приложение отрабатывается с учетом особенностей каждого конкретного объекта в табличной форме.

Приложение № 1 «Основные показатели состояния ГО объекта на 1 января 20___ г» должны отрабатываются по следующим разделам:

Укрытие НРС, рабочих и служащих.

Обеспеченность специальным имуществом ГО.

Для того, чтобы подготовить данные характеризующие состояние ГО, необходимо иметь представление о структуре данного приложения в соответствии с основными разделами.

Итак, в I разделе отражается:

Численность рабочих и служащих, как в мирное, так и в военное время всего и по сменам. Численность наибольшей рабочей смены в военное время.

Численность членов семей рабочих и служащих предприятия в мирное и в военное время.

Раздел II, в свою очередь подразделяется на два пункта:

а) при планомерном переводе ГО с мирного на военное время;

б) при внезапном нападении противника.

В том и другом пункте необходимо отразить общее количество укрываемых:

в убежищах, отвечающим нормам ИТМ;

в подвалах и других заглубленных помещениях.

Раздел III. «Обеспеченность специальным имуществом ГО» должен отражать следующие показатели.

Средствами индивидуальной защиты:

средства защиты кожи.

Приборами радиационной и химической разведки.

Приборами дозиметрического контроля.

Другое имущество, в т. ч.

комплекты знаков ограждения КЗО – 1;

Для заполнения IV раздела обобщаются необходимые данные приложения № 7 «Расчет на проведение мероприятий по эвакуации» и согласовывается с вышестоящими органами управления по делам ГОЧС.

Полученные основные показатели эвакомероприятий заносятся в таблицу данного раздела в следующей последовательности:

Количество человек подлежащих рассредоточению.

Количество подлежащих эвакуации членов семей рабочих и служащих.

Количество людей эвакуируемых с использованием автомобильного и железнодорожного транспорта, а также выводимых пешим порядком.

Количество планируемых для эвакуации поездов и автомобилей.

Сроки проведения эвакуации.

В V разделе данного приложения отражается численность сил гражданской обороны имеющихся на объекте по следующим пунктам:

Общее количество рабочих и служащих зачисленных в формирования ГО, в т. ч. повышенной готовности.

Численность людей включенных в состав группировки сил ГО при внезапном нападении и при планомерном переводе гражданской обороны, в т. ч. по сменам.

Основные показатели состояния гражданской обороны объекта экономики должны ежегодно уточнятся по состоянию на 1 января текущего года.

2. Возможная обстановка на территории объекта

3. Календарный план выполнения основных мероприятий ГО при переводе с мирного на военное время

Структурно календарный план отражает перечень мероприятий ГО при переводе объекта с мирного на военное время, объем выполняемых работ, продолжительность их выполнения и конкретные сроки проведения (минуты, часы, сутки), а также ответственных исполнителей.

Содержание основных мероприятий календарного плана подразделяется на два основных раздела, которые включают в себя:

При планомерном проведении мероприятий ГО:

а) первоочередные мероприятия ГО I группы;

б) первоочередные мероприятия ГО II группы;

в) мероприятия общей готовности ГО;

г) мероприятия, проводимые с получением распоряжения на проведение частичной эвакуации;

д) мероприятия, проводимые с получением распоряжения на проведение эвакомероприятий в полном объеме.

При внезапном нападении противника:

а) по сигналу о воздушной опасности «Воздушная тревога»;

б) по сигналу об отбое воздушной опасности «Отбой воздушной тревоги».

Календарный план выполнения основных мероприятий разрабатывается с учетом особенностей объекта. Перечень мероприятий и сроки их проведения определяются руководящими документами которые доводятся до объекта экономики вышестоящими органами управления по делам ГОЧС.

Подписывается отработанный календарный план начальник штаба (отдела, сектора) по делам ГОЧС данного объекта экономики. В ходе проведения объектовых учений и тренировок объем и сроки выполнения основных мероприятий ГО могут учитываться и корректироваться в целях сокращения нормативных показателей.

4. План мероприятий по защите персонала и организация АСДНР

Расчет укрытия персонала объекта и членов семей

в защитных сооружениях

Служба убежищ и укрытий производит расчет укрытия работающих смен по каждому цеху и другим подразделениям при внезапном нападении и после завершения строительства недостающих защитных сооружений, как по месту дислокации, так и в загородной зоне. Эти данные необходимо отразить в приложении № 5 к плану гражданской обороны объекта экономики.

Общая вместимость защитных сооружений должна соответствовать количеству наибольшей работающей смены (НРС) объекта, подлежащей укрытию, и определяется общей суммой мест для сидения и лежания.

Если вместимость защитных сооружений, имеющихся на объекте, не обеспечивает укрытие рабочей смены, то изучается возможность, строительства быстровозводимых убежищ (БВУ), а также выявляются все подвальные помещения и другие заглубленные сооружения объекта, оцениваются их защитные свойства и возможность приспособления под ЗС.

В загородной зоне, закрепленной за объектом, выявляются все погреба, подвалы, овощехранилища, жилые здания и другие сооружения, которые могут быть приспособлены под противорадиационные укрытия (ПРУ). Оцениваются их вместимость, защитные свойства, определяется объем работ, количество рабочей силы и необходимые материалы по переоборудованию этих сооружений под ПРУ. Если вместимость приспосабливаемых помещений недостаточна, то оценивается возможность строительства перекрытых щелей.

6. Расчет на приведение в готовность защитных сооружений

При подготовке защитного сооружения к приему укрываемых необходимо выполнить следующие подготовительные мероприятия:

вскрыть помещения, опечатываемые в мирное время, расконсервировать и задействовать все оборудование и приборы;

открыть все ходы для приема укрываемых людей;

остановить работу технологического оборудования;

задраить или заделать все технологические проемы (грузовые люки, шахты лифтов, вентиляционные отверстия);

проверить и при необходимости провести дезинфекцию помещений;

вынести из помещений громоздкое оборудование, материалы и изделия, препятствующие размещению людей;

расчистить проходы к защитным сооружениям, установить надписи–указатели и включить световые сигналы «Вход»;

установить и подключить репродукторы (громкоговорители) и телефоны;

установить нары или скамейки для размещения людей, завезти необходимое имущество и материалы;

проверить системы воздухоснабжения, водоснабжения, канализации и электроснабжения, исправность отключающих устройств, провести расконсервацию и пробный пуск дизельной электростанции;

проверить герметичность убежища;

дополнить аптечку необходимыми медикаментами;

заполнить баки запаса питьевой воды (для этого открыть задвижку на подводке к бакам и открыть вентиль на воздушной линии от баков);

пополнить защитные сооружения недостающим инструментом, приборами, материалами согласно табелю оснащения.

Время проведения указанных работ определяется соответствующими руководящими документами и не должно превышать нескольких часов.

Работы по подготовке должен выполнять личный состав формирований убежищ и укрытий, под контролем и руководством штаба (отдела, сектора) ГО ЧС объекта.

Наряду с приведением в готовность всех имеющихся на объекте убежищ и противорадиационных укрытий организуется быстрая достройка строящихся защитных сооружений.

Следует отметить, что строящиеся убежища с готовностью выше 50 % достраиваются по проекту, остальные – с установкой упрощенного оборудования.

Кроме того, осуществляется массовое строительство быстровозводимых убежищ (БВУ) на объекте. Приспосабливаются подвалы и подземные помещения первой очереди работ в течение 10 – 12 ч, при усилении перекрытий – 24 ч.

Производится строительство простейших укрытий в местах возможного массового скопления людей (щели в течение 10 – 12 ч. перекрытие – 24 ч).

Для защиты эвакуируемого персонала и членов их семей в загородной зоне производится :

приспособления под ПРУ подвалов, погребов, горных выработок и других заглубленных помещений (10 – 12 ч, при усилении перекрытий – 24 ч);

приспособления наземных помещений, вне зон возможных разрушений, под ПРУ (10 – 12 ч);

строительство простейших укрытий;

строительство быстровозводимых и противорадиационных укрытий для местного населения (24 ч) и эвакуируемых (48 ч).

На основе перечня и сроков выполнения работ по приведению в готовность защитных сооружений проводится расчет на приведение в готовность защитных сооружений, как в пункте постоянной дислокации, так и в загородной зоне. Результаты полученных расчетов заносятся в таблицу приложения № 6 к плану гражданской обороны объекта.

Данное приложение подписывают начальник службы убежищ и укрытий и начальник штаба (отдела, сектора) по делам ГОЧС объекта.

7. Расчет на проведение мероприятий по эвакуации

К основным показателям эвакомероприятий, отображаемым в данном приложении относятся:

общая численность рабочих и служащих, членов их семей подлежащих эвакуации (рассредоточению);

количество, тип и вместительность железнодорожных вагонов, выделяемых для эвакуации (рассредоточения) персонала объекта;

количество, тип и вместительность автомобилей, выделяемых для эвакуации (рассредоточения) персонала объекта;

численность персонала объекта и членов их семей эвакуируемых пешим порядком;

время начала и завершения эвакуации персонала объекта и членов их семей;

адреса, контактные телефоны сборных эвакопунктов (СЭП), к которым приписаны рабочие, служащие, члены их семей объекта экономики;

адреса, контактные телефоны эвакоприемных пунктов (ПЭП) в загородной зоне;

время прибытия на СЭП и ПЭП («Ч»+…);

адреса пунктов посадки (ПП) и пунктов высадки (ПВ);

время отправления с пункта посадки («Ч»+…);

время прибытия на пункт высадки («Ч»+…).

Расчеты на проведение мероприятий по эвакуации (рассредоточению) оформляются в таблице.

8. План-график по наращиванию мероприятий по повышению устойчивости работы объекта экономики в военное время

Приложение № 8 отрабатывается только для объектов экономики, продолжающих свою работу в городах, отнесенных к группам по гражданской обороне. Отрабатывается в табличной форме. В таблице должны быть следующие графы:

номер по порядку (№ п/п);

наименование проводимых мероприятий;

сроки выполнения (с разбивкой по часам и суткам);

При отработке таблицы рекомендуется все мероприятия разбить на семь основных групп:

по защите рабочих и служащих;

по повышению устойчивости зданий, сооружений и технологического оборудования;

по противопожарной безопасности;

по устойчивости коммунально – энергетических сетей;

по повышению надежности производственных связей (материально-технического снабжения);

по повышению устойчивости управления производством;

по подготовке к восстановлению нарушенного производства.

По срокам выполнения указанные мероприятия целесообразно разбить на:

мероприятия, выполняемые при проведении ПМ – 1;

мероприятия, выполняемые при проведении ПМ – 2;

мероприятия, выполняемые с введением общей готовности ГО;

мероприятия, выполняемые при внезапном нападении противника.

9. Состав сил и средств гражданской обороны объекта

Приложение № 9 к плану ГО разрабатывается начальником штаба (отдела, сектора) по делам ГО ЧС и ежегодно уточняется по состоянию на 1 января текущего года.

Данное приложение разрабатывается в табличной форме в которой отражается, общее количество рабочих и служащих, из них количество людей зачисленных в формирования ГО и не подлежащих зачислению в эти формирования. Количество и наименование создаваемых формирований, в том числе повышенной готовности. При этом необходимо указать численность личного состава формирований и их оснащение приборами РХР, средствами связи, автотранспортом, специальной техникой и другим имуществом. В последней графе таблицы время их готовности.

При определении состава и оснащения объектовых формирований необходимо руководствоваться «Методическими указаниями по созданию гражданских организаций гражданской обороны», введенных в действие директивой МЧС России от 3 апреля 2000 г. № 83-860-14. В этих указаниях изложены принципы создания, организационно-штатная структура и предназначение формирований ГО, порядок комплектования их личным составом, оснащение техникой и имуществом. Однако данные методические указания должны применяться творчески с учетом особенностей местных условий и объектов экономики.

Объектовые формирования создаются на базе организаций и предназначены для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, как правило, в тех организациях в которых они созданы.

В зависимости от особенностей предприятия необходимо создавать формирования общего назначения и формирования служб.

10. Расчет обеспечения и порядок выдачи средств индивидуальной защиты персоналу

Данное приложение разрабатывается начальником штаба (отдела, сектора) по делам ГОЧС в табличной форме. В графе 2 рассматриваемой таблицы отражается полный перечень и наименование всех имеющихся на предприятии структурных подразделений (цехов). В третей графе указывается общее количество персонала объекта по каждому структурному подразделению. В шестой и седьмой графах данной таблицы указывается потребность в противогазах и респираторах. Цифры записываются в виде дроби, где в числителе пишется наличие противогазов (респираторов), а в знаменателе их потребность для каждого структурного подразделения. При планировании обеспечения средствами индивидуальной защиты, необходимо знать, что потребность в респираторах Р-2 определяется из расчёта по одному респиратору на каждого человека. Потребность в фильтрующих противогазах из расчёта по одному противогазу на каждого человека (кроме противопожарных формирований). Личный состав противопожарных формирований должен обеспечиваться гражданскими противогазами ГП-5, ГП-4У или общевойсковым фильтрующим противогазом РШ-4 в комплекте с двумя гопкалитовыми патронами из расчёта один противогаз на каждого человека.

Изолирующими противогазами типа ИП-46 и ИП-4 в комплекте с двумя регенеративными патронами обеспечивается личный состав формирований служб гражданской обороны из расчёта:

4 противогаза на разведывательную группу;

2 противогаза на группу радиационной и химической разведки;

8 противогазов на команду пожаротушения;

6 противогазов на аварийно-газотехническую команду;

6 противогазов на команду водопроводно-канализационных (тепловых) сетей;

4 противогаза на группу инженерной разведки;

2 противогаза на сводную команду и сводную команду механизации работ, аварийно-техническое звено сводной группы;

8 противогазов на сводную команду (группу) радиационной и химической защиты;

4 противогаза на команду (группу) обеззараживания.

Данные по медицинским средствам индивидуальной защиты (МСИЗ) заносятся в графы 8-10 таблицы. Цифры записываются также в виде дроби с указанием в числителе наличия имеющихся МСИЗ, а в знаменателе их потребность.

В графе 8 указывается количество аптечек индивидуальных АИ-2, в графе 9 – индивидуальных противохимических пакетов ИПП-8(10), и в графе 10 – индивидуальных перевязочных пакетов. Обеспечение персонала объекта

данными МСИЗ должно производиться из расчёта по одному комплекту каждого средства на одного человека.

В графе 11 указываются места выдачи средств индивидуальной защиты, которые определяются решением начальника гражданской обороны объекта и должны обеспечивать организованную и своевременную их выдачу всему персоналу предприятия.

Подписывает приложение № 10 начальник штаба (отдела, сектора) по делам ГОЧС объекта экономики.

11. Схема управления, связи и оповещения объекта экономики

В приложении № 11 к плану ГО объекта экономики необходимо последовательно отработать: схему управления гражданской обороной объекта; схему организации оповещения объекта экономики; схему организации связи ГО объекта экономики.

Схема управления объекта экономики

На схеме управления необходимо отразить взаимоотношения должностных лиц объекта и структурных подразделений, а также порядок функционально-технических связей, возникающих в процессе управления мероприятиями гражданской обороны.

Н е зависимо от типа объекта экономики и количества, работающих на нем на схеме должны быть показаны: вышестоящие органы управления ГОЧС (управления ГОЧС города или административного округа), ведомственные органы управления (министерства, комитеты, главки и другие), руководитель объекта (директор), структурное подразделение (штаб, отдел, сектор) или работник по гражданской обороне объекта (организации), формирования ГО и службы ГО объекта (в случае их отсутствия – структурные подразделения объекта).

Схема организации оповещения объекта экономики

На схеме организации оповещения необходимо отразить: организационно-техническое построение системы оповещения объекта экономики; аппаратуру оповещения; каналы и линии связи, обеспечивающие функционирование этой системы.

Система централизованного оповещения объекта экономики строится на базе городской, а также производственной сети связи объекта и сети проводного вещания объекта и использованием аппаратуры П-164 или АДУ-УВ. В качестве аппаратуры оповещения, работающих на местных телефонных сетях с отбором линий абонементов, используется аппаратура старого парка типа СУВ (стойка циркулярного вызова) и аппаратура нового парка типа П-164Ц.

Схема организации связи гражданской обороны объекта экономики

Для объектов экономики продолжающих свою работу в военное время в приложении № 11 должны быть отработаны схемы: организации связи ГО объекта экономики вместе его расположения; организации связи ГО объекта экономики в районе размещения загородной зоне; организации связи ГО объекта экономики при выдвижении и вводе сил в очаг поражения.

Для объектов экономики переносящих свою деятельность в загородную зону в приложении №11 целесообразно отработать схемы организации связи ГО объекта экономики в районе размещения в загородной зоне и организации связи ГО объекта экономики в месте его расположения.

Для объектов экономики прекращающих свою деятельность целесообразно отрабатывать только схему организации связи ГО объекта экономики в месте его расположения (для случаев внезапного нападения противника).

Другие статьи