Категория: Бланки/Образцы
В ______________ский федеральный районный суд Санкт-Петербурга
Заявитель: ФИО_________________________________,
зарегистрированный по адресу:
Санкт-Петербург, ____________________________
Должностные лица, действия которых оспариваются: Призывная комиссия Санкт-Петербурга:
Санкт-Петербург, Загородный пр. д. 54
Врач-специалист-______________, участвующий в проведении
контрольного медицинского освидетельствования, ___________________________:
Санкт-Петербург, Английский пр. д. 8/10
Третьи лица: Призывная комиссия муниципального образования «__________________»:
Санкт-Петербург, ________________________
Врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан,
подлежащих призыву на военную службу, ________________________:
Санкт-Петербург, ______________________
Врач-специалист-_________________, ___________________:
Санкт-Петербург, _________________________
об оспаривании решений призывной комиссии Санкт-Петербурга,
и врача-специалиста-_____________, участвующего в проведении
контрольного медицинского освидетельствования
Я, _________________, решением призывной комиссии муниципального образования «__________________» «___» _____________ 200__ года был освобождён от призыва на военную службу в связи с признанием меня ограниченно годным к военной службе заключениями врача-специалиста-______________ и врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу. Копия решения об освобождении от призыва не была мне вручена.
«__» _____________ 200__ года по вызову я явился на контрольное медицинское освидетельствование (далее по тексту – КМО) на призывную комиссию Санкт-Петербурга. По результатам контрольного медицинского освидетельствования врач-специалист-______________, участвующий в проведении КМО, не подтвердил (отменил) заключение врача-специалиста-______________ о признании меня ограниченно годным к военной службе. Копия записи (решения) врача-специалиста-___________, участвующего в проведении КМО, о неподтверждении заключения, мне не была вручена. Указанное решение, согласно п. 31 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан РФ при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан РФ, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утверждённой Приказом Министра обороны РФ № 240, Министра здравоохранения РФ № 168 от 23 мая 2001 года (далее по тексту – Инструкция), должно быть зафиксировано: а) в листе медицинского освидетельствования, находящимся в личном деле призывника ________________, б) в книге протоколов заседания призывной комиссии субъекта РФ. Личное дело призывника в настоящее время находится в военном комиссариате _____________ского района Санкт-Петербурга. В связи с тем, что личное дело не выдаётся на руки призывнику, я ходатайствую об истребовании личного дела в порядке ст. 57 ГПК РФ. Выписка из книги протоколов затребована мной заявлением от «__» ___________ 200__ на имя председателя призывной комиссии Санкт-Петербурга. В соответствии со ст. 12 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», ответ на это заявление мне будет дан в течение 30 дней.
На основании записи (решения) врача-специалиста-______________, участвующего в проведении КМО, решение призывной комиссии муниципального образования «__________________» об освобождении меня от призыва на военную службу было отменено решением призывной комиссии субъекта РФ. Решение призывной комиссии субъекта РФ мне не вручалось. Согласно п. 31 Инструкции, оно должно быть зафиксировано в книге протоколов заседания призывной комиссии субъекта РФ. Выписка из книги протоколов затребована мной заявлением от «__» ___________ 200__ на имя председателя призывной комиссии Санкт-Петербурга. В соответствии со ст. 12 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», ответ на это заявление мне будет дан в течение месяца.
Указанные решения нарушают мои права на освобождение от призыва на военную службу (пп. «а» п. 1 ст. 23 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе») и на зачисление в запас (п. 1 ст. 52 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).
С решением врача-специалиста-_____________, участвующего в проведении КМО, и призывной комиссии Санкт-Петербурга не согласен на следующих основаниях.
По результатам обследований, проведённых в ______________, у меня было выявлено следующее заболевание: «_______________». Согласно ст. ___ Расписания болезней (Приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утверждённому Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 года № 123), указанное заболевание даёт основания для признания призывника ограниченно годным к военной службе. На этом основании я обоснованно был признан врачом-специалистом-____________ и врачом, руководящим работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, ограниченно годным к военной службе.
На КМО какие-либо иные документы, характеризующие состояние моего здоровья, не представлялись. Врач-специалист-___________, участвующий в проведении КМО, не имел сведений, опровергающих факт наличия у меня заболеваний, требующих квалификации по ст. ___ Расписания болезней. Следовательно, он неверно квалифицировал диагноз заболевания «_________________» по иной статье (иному пункту статьи) Расписания болезней.
Согласно п. 1 Положения о военно-врачебной экспертизе, определение категории годности к военной службе (т.е. квалификация диагнозов) проводится в рамках военно-врачебной экспертизы. Следовательно, разрешение вопроса о квалификации диагноза требует специальных знаний в этой области науки, что является основанием для назначения экспертизы.
На основании изложенного,
1. Вынести определение об обеспечении настоящего заявления путём запрещения призывной комиссии муниципального образования «__________________» осуществлять мероприятия, направленные на призыв меня на военную службу;
2. Истребовать от призывной комиссии Санкт-Петербурга выписку из книги протоколов заседания призывной комиссии Санкт-Петербурга в части, касающейся ________________;
3. Истребовать от военного комиссариата ___________ского района Санкт-Петербурга (Санкт-Петербург, _________________) личное дело призывника ____________;
4. Назначить судебную военно-врачебную экспертизу проучив её проведение 9 окружной военно-врачебной комиссии (9 ОВВК, Санкт-Петербург, Суворовский пр. д. 63), представив на экспертизу ________________________________. Прошу поставить перед экспертами следующие вопросы: 1) Какие заболевания были обнаружены у __________________ по результатам обследования в _______________? 2) Какие из этих заболеваний являются основаниями для признания __________________ ограниченно годным и не годным к военной службе (категории годности «В» и «Д» соответственно) по первой графе Расписания болезней (Приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утверждённому Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 года)?
1. Признать незаконным и отменить решение врача-специалиста-______________, участвующего в проведении КМО, от «___» ____________ 200___ года о неподтверждении заключений врача-специалиста-______________ _________________ и врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, _______________, данных в отношении ________________ «___» ____________ 200___ года;
2. Признать незаконным и отменить решение призывной комиссии Санкт-Петербурга об отмене решения призывной комиссии муниципального образования «__________________» Санкт-Петербурга от «___» ____________ 200___ года в отношении ________________;
3. Обязать врача-специалиста-______________, участвующего в проведении КМО, подтвердить заключения врача-специалиста-______________ _________________ и врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, _______________, данные в отношении _______________ «___» _________ 200___ года;
4. Обязать призывную комиссию Санкт-Петербурга в порядке п. 30 Инструкции подтвердить решение призывной комиссии ________________ского района в отношении _______________ от «___» ____________ 200___ года.
Копия настоящего заявления – 6 экз.;
Квитанция госпошлины;
Копии медицинских документов – 6 экз.;
Копия заявления о выдаче выписки из книги протоколов заседания призывной комиссии субъекта РФ и копии решения призывной комиссии Санкт-Петербурга – 6 экз.;
Копия описи вложения в ценное письмо – 6 экз.;
Проект запроса суда – 7 экз.
«___» _______________ 20__ года
Право на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц предусмотрено ст. 46 Конституции РФ. Это конституционное право нашло своё отражение в п. 7 ст. 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», предполагающем возможность обжалования решения призывной комиссии в вышестоящую призывную комиссию или в суд. Обращение в призывную комиссию субъекта РФ с жалобой на решение нижестоящей призывной комиссии не препятствует оспариванию того же решения в суде.
Административный порядок обжалования . Обжалование решений призывной комиссии в вышестоящую призывную комиссию – призывную комиссию субъекта РФ – производится в порядке, предусмотренном ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». Законом определены достаточно мягкие требования к оформлению жалобы. В жалобе должны быть указаны:
В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к жалобе обращению документы и материалы либо их копии.
Рассмотрение жалобы производится бесплатно, жалоба государственной пошлиной не оплачивается.
Срок обращения гражданина с жалобой в административном порядке законом не установлен. Это означает, что по прошествии сколь угодно долгого времени со дня вынесения обжалуемого решения или совершения обжалуемого действия гражданин вправе обжаловать это решение (действие).
В трёхдневный срок со дня поступления в призывную комиссию субъекта РФ жалоба должна быть зарегистрирована. Общий срок рассмотрения любой жалобы, согласно ст. 12 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» - тридцать дней. Однако п. 7 ст. 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» устанавливает специальный сокращённый срок рассмотрения жалобы на решение призывной комиссии. Жалоба должна быть рассмотрена в пятидневный срок со дня поступления в призывную комиссию субъекта РФ. Если для ответа на поставленные в жалобе вопросы требуется проведение контрольного медицинского освидетельствования, гражданин вызывается на него в порядке, освещённом выше (раздел, посвящённый призывной комиссии субъекта РФ).
Согласно п. 7 ст. 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», подачей жалобы на решение призывной комиссии выполнение этого решения приостанавливается до вынесения решения по жалобе призывной комиссией субъекта РФ.
Практика работы с призывниками показывает, что многие молодые люди, обжаловавшие решение призывной комиссии в административном порядке и вызванные в призывную комиссию субъекта РФ для рассмотрения жалобы, опасаются быть отправленными к месту прохождения военной службы непосредственно после вынесения решения по жалобе. С точки зрения законодательства, эти страхи беспочвенны. Гражданин, жалоба которого не удовлетворена, не ограничивается в праве на свободу передвижения. Он может выйти за пределы помещения призывной комиссии субъекта РФ и обратиться в суд, обжаловав то же решение призывной комиссии, равно как и решение призывной комиссии субъекта РФ, в судебном порядке. Попытки привести в исполнение решение призывной комиссии непосредственно после рассмотрения жалобы против воли призывника незаконны. Дабы обеспечить соблюдение закона, рекомендуем призывникам обжаловать решение призывной комиссии одновременно и в вышестоящую призывную комиссию, и в суд. Обжалование решения призывной комиссии в суде также приостанавливает выполнение оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда.
Судебный порядок обжалования . Порядок оспаривания актов управления в суде определён Гражданским процессуальным кодексом РФ (непосредственное регулирование осуществляется нормами главы 25) и разъяснён Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих». Ст. 254 ГПК РФ позволяет оспорить в суде решение, действие (бездействие) не только органа государственной власти и органа местного самоуправления, но и должностного лица, государственного или муниципального служащего.
Таким образом, законодательство позволяет оспорить в суде:
С момента подачи заявления в суд об оспаривании решения призывной комиссии выполнение этого решения приостанавливается до вступления в законную силу решения суда (п. 7 ст. 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»). Напротив, подачей заявления в суд об оспаривании любого другого административного акта, принятого в рамках призыва (например, заключения врача), выполнение этого акта, равно как и проведение иных этапов призыва, приостановлено не будет. В таком случае для того, чтобы сделать невозможным вынесение решения призывной комиссией, необходимо в предельно сжатые сроки (например, на стадии подготовки дела к судебному разбирательству) добиться от судьи вынесения определения об обеспечении заявления путём запрещения призывной комиссии принимать в отношении призывника какие-либо решения.
Практика показывает, что, несмотря на установленный ГПК РФ десятидневный срок рассмотрения заявления об оспаривании решения органа государственной власти, с момента подачи заявления об оспаривании решения призывной комиссии до дня вступления в законную силу решения суда, как правило, проходит достаточно много времени. Ранее, до 25 ноября 2006 года, это обстоятельство часто позволяло по окончании призыва требовать от призывной комиссии отменить оспариваемое решение: согласно п. 21 Положения о призыве на военную службу граждан РФ, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 1 июня 1999 года № 587, по завершении призыва призывная комиссия отменяет нереализованные решения о призыве на военную службу. При этом не имело значения, по каким причинам решение о призыве не реализовано: по причине уклонения призывника от отправки к месту прохождения военной службы или же по причине приостановления исполнения решения о призыве оспариванием этого решения в суде. Однако с 25 ноября 2006 года действует новое Положение о призыве на военную службу граждан РФ. П. 21 этого Положения обязывает призывную комиссию отменять только два типа решений: отменённые призывной комиссией субъекта РФ и отменённые судом. Нелогичность отмены отменённых решений очевидна. Но проблема заключалась не в этом. Призывная комиссия была лишена полномочий по отмене нереализованных решений о призыве. Сомнения (не с правовой точки зрения, а с точки зрения целесообразности) вызывала и появившаяся у органов, осуществляющих призыв, возможность приводить в исполнение в новую призывную кампанию решения, принятые в рамках предыдущей призывной кампании, без проведения повторного медицинского освидетельствования и заседания призывной комиссии. Проблема была разрешена принятием Инструкции от 2 октября 2007 года, обязавшей призывную комиссию субъекта РФ отменять нереализованные решения призывной комиссии по завершении призыва.
Как было сказано выше, подачей в суд заявления об оспаривании решения призывной комиссии о призыве гражданина на военную службу выполнение этого решения приостанавливается до вступления в законную силу решения суда. Документами, удостоверяющими факт обращения в суд, являются копия заявления с отметкой суда о принятии (если заявление подавалось через канцелярию суда или на приёме у судьи) или опись вложения в ценное письмо (если заявление подавалось по почте). Предъявление этих документов должностным лицам военного комиссариата является достаточным для того, чтобы не являться по повестке для отправки к месту прохождения военной службы. Неприостановление выполнения решения, а также вытекающие отсюда действия должностных лиц военного комиссариата (например, объявление гражданина в розыск) можно оспорить в суде.
Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что оспариваемым решением, действием (бездействием) нарушены его права, созданы препятствия к осуществлению прав, незаконно возложена какая-либо обязанность или гражданин незаконно привлечён к ответственности. Это относится и к оспариванию решений и действий (бездействий) призывных комиссий и врачей-специалистов.
Законом установлен трёхмесячный срок обращения в суд 45. Срок исчисляется со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав. В частности, срок оспаривания решения о призыве начинает исчисляться со дня оглашения этого решения призывнику на заседании призывной комиссии (если решение не было оглашено, что иногда случается, – со дня предоставления призывнику копии решения о призыве или повестки, из текста которой следует, что решение о призыве вынесено). Пропуск трёхмесячного срока не является основанием для отказа в принятии заявления, однако отсутствие уважительных причин пропуска может стать основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Днём подачи заявления является день его регистрации в канцелярии суда или день сдачи его в организацию почтовой связи.
Заявление подаётся в суд общей юрисдикции по месту жительства гражданина или по месту нахождения ответчика.
В заявлении должны быть указаны:
- его копии в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц;
- документ, подтверждающий уплату государственной пошлины. Размер госпошлины составляет для дел указанной категории 200 рублей;
- доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя истца (если заявление подано представителем). Доверенность удостоверяется в нотариальном порядке. Может она в исключительных случаях удостоверяться и в ином порядке, предусмотренном ст. 53 ГПК РФ;
- как уже говорилось, документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, копии этих документов для ответчиков и третьих лиц, если копии у них отсутствуют.
Установленный ст. 257 ГПК РФ десятидневный срок рассмотрения заявления на практике не соблюдается ввиду наличия у суда полномочий на назначение срока проведения предварительного судебного заседания, выходящего за рамки сроков рассмотрения и разрешения дел.
В помощь читателю, столкнувшемуся с необходимостью обратиться в суд, привожу образец заявления об оспаривании решения о призыве на военную службу.
В ______________ский федеральный районный суд Санкт-Петербурга
Заявитель: _________________________, зарегистрированный по месту жительства: Санкт-Петербург, ________________
Заинтересованное лицо: Призывная комиссия МО «____________»: Санкт-Петербург, _____________________
Заинтересованное лицо: Врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, __________________________: Санкт-Петербург, ______________________________________
об оспаривании решения призывной комиссии МО «_______»
и заключений врача, руководящего работой
по медицинскому освидетельствованию граждан,
подлежащих призыву на военную службу
Заключением врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, от «___» ________________ 20___ года, я признан годным к военной службе с незначительными ограничениями (категория годности к военной службе «Б»). Решением призывной комиссии МО «_______________» от «___» _____________ 20___ года я был призван на военную службу. Указанные решения нарушают мои права на освобождение от призыва на военную службу (пп. «а» п. 1 ст. 23 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе») и на зачисление в запас (п. 1 ст. 52 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»). Считаю решение призывной комиссии и заключение врача незаконными на следующих основаниях.
Тексты оспариваемых актов – заключение врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, и решения призывной комиссии – мне выданы не были. Я обратился к председателю призывной комиссии МО «________» с заявлением о выдаче мне копии оспариваемых решений. В соответствии со ст. 12 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», ответ на это заявление мне будет дан в течение 30 дней. Кроме того, я получил повестку военного комиссариата, из текста которой следует, что я призван на военную службу. Повестка является доказательством вынесения оспариваемого решения.
На основании изложенного
«___» ___________ 20___ года ________________/_______________
Важно заметить, что призывная комиссия, вынося решение о призыве гражданина на военную службу, юридически связана заключением врача. Именно заключение о категории годности «В» или «Д», а отнюдь не заболевание, соответствующее указанным категориям, является основанием для принятия решения об освобождении от призыва. Поэтому суд не может признать незаконным решение о призыве, если выявлено заболевание, соответствующее категории годности «В» или «Д», но заключение о годности по категории «А» или «Б» призывник не оспаривает. Решение призывной комиссии должно признаваться законным, поскольку законность основания, на котором базируется это решение, не опровергнута. Именно поэтому оспаривание решений призывной комиссии, несогласие с которыми лежит в медицинской плоскости, должно быть сопряжено с оспариванием заключения врачей.
Справедливости ради надо отметить, что судебная практика по данному кругу споров складывается иначе. Решение призывной комиссии отменяется по выявлении заболевания, соответствующего категориям годности «В» или «Д», даже если заключение о годности не оспорено и не признано незаконным. Стабильность и обоснованность такой практики очень сомнительны.
Прокурорский надзор за законностью проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу . Прокуратура РФ – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. Полномочия и структура прокуратуры определены ФЗ от 17 января 2002 года № 2202-1 «О Прокуратуре РФ». Этот закон определяет трёхзвенную структуру органов прокуратуры, соотносящихся в порядке подчинённости: Генеральная Прокуратура РФ – прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры – прокуратуры городов и районов и приравненные к ним прокуратуры.
В рамках осуществления надзорной функции прокуратуры прокурор проверяет исполнение закона органами управления, в том числе призывными комиссиями. Важным для темы нашего обсуждения является такое полномочие прокурора, как внесение представления об устранении нарушений закона. По факту выявления нарушений закона в деятельности призывной комиссии или военного комиссариата прокурор или его заместитель вправе внести представление об устранении нарушений закона. Представление вносится в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Практика показывает эффективность обращения призывника, в отношении которого вынесено незаконное решение призывной комиссией или совершены незаконные действия со стороны её членов или работников военкомата, с заявлением на имя прокурора соответствующего района или гарнизона о внесении представлений об устранении нарушений закона. Обращение в прокуратуру не приостанавливает выполнение обжалуемых решений призывной комиссии. Следовательно, рекомендуем призывникам параллельно с обращением в прокуратуру подавать в суд заявление об оспаривании решения призывной комиссии.
45 Информация правозащитной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» о том, что срок обращения в суд равен одному месяцу (Виленская Е.Ю. Полякова Э.М. Подольский С.А. Указ. соч. С. 69), не соответствует законодательству (см. ст. 256 ГПК РФ).
46 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 февраля 2009 года № 2 именует стороны производства по делу, рассматриваемому в порядке, предусмотренном гл. 25 ГПК РФ, не истцом и ответчиком, а заявителем и заинтересованным лицом соответственно.
Оглавление