Руководства, Инструкции, Бланки

патронаж к новорожденному ребенку образец img-1

патронаж к новорожденному ребенку образец

Рейтинг: 4.2/5.0 (1825 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Патронаж новорожденного на дому в первый месяц его жизни

Патронаж новорожденного на дому в первый месяц его жизни

Патронаж новорожденного – это посещение малыша на дому медицинскими работниками на первом месяце его жизни. Еще в роддоме у вас спросят ваш фактический адрес и отправят данные в ближайшую поликлинику. И на 1-й, 2-й день после выписки из роддома вас посетит педиатр или медицинская сестра. Патронаж на дому обычно осуществляется три раза. Это очень удобно для матери, так как в домашних условиях будет произведен необходимый осмотр ребенка, даны рекомендации по уходу за малышом, а также во время него можно задать любые интересующие вопросы о малютке и о своем состоянии.

К первичному патронажу новорожденного лучше подготовиться заранее и составить список волнующих вас вопросов, которые вы хотите задать врачу. Во время посещения медицинская сестра или педиатр осуществят следующие манипуляции:

  • осмотрят пупочную ранку и дадут рекомендации по ее обработке;
  • прощупают животик;
  • осмотрят кожу малыша на наличие опрелостей, дав совет по ее уходу;
  • поинтересуются, на грудном или искусственном вскармливании находится малыш, расскажут правила вскармливания;
  • сделают вывод о здоровье малыша;
  • соберут сведения о течении беременности, родов, прививках в роддоме, наследственных семейных заболеваниях и т.д.;
  • сделают вывод о физическом и психологическом состоянии матери;
  • заполнят детскую амбулаторную карту ;
  • осмотрят жилищные условия и их пригодность для проживания младенца;
  • сообщат адрес и телефон ближайшей поликлиники, приемные часы вашего участкового педиатра и день, в который осуществляется прием грудничков.

Во время осмотра малыша не все врачи подробно рассказывают матери об уходе за крохой, поэтому сами задавайте настойчиво все вопросы.

Вторичный патронаж новорожденного

Второй визит врача или медсестры на дому осуществляется примерно на 14-й день жизни малыша. Во время него медицинский работник также осуществит осмотр ребенка. Посмотрит, насколько своевременно зажила пупочная ранка и сошла физиологическая желтушка. Врач поинтересуется о грудном вскармливании, даст советы по этому поводу. К этому визиту также составьте список волнующих вас вопросов об уходе за малышом (ногти, уши, глаза, кожа, обработка опрелостей, купание и подмывание, кормление, очищение «молочных корочек" и т.д.). Также вы сможете поинтересоваться о своем здоровье и попросить рекомендации по поводу этого.

Третий патронаж новорожденного

Третий визит медицинского работника на дом осуществляется примерно на 21 день жизни крохи. Во время него педиатр произведет осмотр ребенка, составит вывод о его здоровье, даст полезные рекомендации и советы. Также он напомнит о том, что вы должны посетить поликлинику для осмотра ребенка, когда ему исполнится месяц. Как и во время первого и второго визита, не забывайте задавать волнующие вас вопросы.

Патронаж новорожденных на дому. Подведение итогов

Наблюдение малыша в первый месяц его жизни на дому производится три раза бесплатно, вне зависимости от того, есть ли у родителей регистрация или нет. Однако для того, чтобы посещать поликлинику после месяца, вам необходимо сделать ребенку полис ОМС и зарегистрировать его по адресу одного из родителей.

Другие статьи

Патронаж к новорожденному ребенку образец

/ Патронажи

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Антенатальная охрана плода. Дородовые патронажи.

Патронажи в эпикризные сроки.

Антенатальная охрана плода относится к важнейшим проблемам здравоохранения, поскольку внутриутробно идёт формирование всех органов и систем, их развитие и совершенствование. От развития органов и систем плода зависит состояние здоровья в последующие этапы жизни человека. Описаны критические периоды развития плода человека, характеризующиеся резким повышением чувствительности к патогенным факторам внешней среды.

Повреждающий эффект возникает при небольшой интенсивности воздействия, которое в другие периоды онтогенеза не оказывает отрицательного влияния на процессы развития организма. Считают, что первый критический период — период, предшествующий имплантации оплодотворённого яйца. Он длится до 2 нед. Действие вредных факторов в первые 2 нед. беременности очень часто приводит к гибели зародыша и прерыванию беременности.

Второй критический период — период плацентации и образования зачатков важнейших органов плода. Этот период занимает от 3 до 6 нед.

Третий критический период — 3 месяц беременности (от 8 до 12 нед), когда заканчивается формирование плаценты и её функции достигают высокой степени активности. Зародыш превращается в плод с органами и системами, присущими раннему онтогенезу человека.

Первый дородовый патронаж к здоровой беременной проводитсяучастковой медицинской сестрой детской поликлиники после поступления сведений о беременной из женской консультации(8 – 13 нед.). Этот патронаж – бытовой или социальный, и его целью является выяснение условий быта и труда будущей матери, состояния здоровья, наличие вредных привычек у матери и отца. На данном патронаже детская медицинская сестра обучает женщину методам подготовки молочных желез к лактации, даёт рекомендации по организации её режима труда и отдыха, питания, закаливания. Особое внимание уделяется медицинской сестрой беседе с беременной, её мужем, близкими родственниками по созданию в семье спокойной, доброжелательной обстановки. По окончании патронажа медицинская сестра приглашает беременную на занятия в очную школу молодых матерей при детской поликлинике.

Согласно приказу № 102 (Д) МЗ и СР РФ от 9 февраля 2007 г. «О паспорте врачебного участка (педиатрического)» второй дородовый патронаж к здоровой беременнойврачом-педиатром участковым осуществляется в30 - 32 недели беременности в объеме, утвержденном в порядке диспансерного (профилактического) наблюдения ребенка в течение первого года жизни.

По медицинским и социальным показаниям проводится третий дородовыйпатронаж беременных из группы среднего и высокого риска и из социально неблагополучных семей при сроке беременности37 – 38 недель (врачебный).

СХЕМА ОФОРМЛЕНИЯ ДОРОДОВОГО ПАТРОНАЖА

Дата рождения _________________________________ Срок беременности _____________________

Ф.И.О. беременной ____________________________________________________________________

Возраст ___________ Адрес _____________________________________________________________

Образование женщины ________________ Профессия ______________________________________ место работы __________________________ проф. вредность _______________________________

Состоит ли в браке (зарегистрирован, в разводе, брак первый, второй)___________________________

Ф.И.О. мужа ___________________________________________________________________________

Профессия его _________________________________ Проф.вредность _________________________

Другие члены семьи ____________________________________________________________________

Беременность желанная, нежеланная _____________________________________________________

Материальная обеспеченность (выше прожиточного уровня или ниже)________________________

Бытовые условия семьи _________________________________________________________________

Генеалогический анамнез _______________________________________________________________

Аллергологический анамнез ____________________________________________________________

Вредные привычки родителей ___________________ курение, ____________________ алкоголизм.

Всего беременностей __________ родов __________ абортов ___________ выкидышей __________

живых детей _____________ мертворожденных ____________________ причины смерти

Бесплодие в браке ____ лет, гинекологическая патология (рубец на матке после операции, узкий таз, воспалительные заболевания)_________________________________________________________

Течение настоящей беременности (гестоз, угроза выкидыша, многоводие, патология плаценты, признаки гипоксии плода) ____________________________________________________________

Перенесенные острые заболевания в период беременности (острые – при сроке беременности), лечение_________________________________________________________________________________,

обострение хронических ____________________________, травмы, операции __________________

Какие лекарства получала ______________________________________________________________

Исключены проф. вредности ____________________________________________________

Посещает ли ж/к _________, школу матери ________, соблюдает ли режим дня ________

Питание: кратность приема пищи в сутки _____, ежедневное использование в питании молока, мяса, творога, масла, фруктов _________________________________________________________________

характеристика внутриутробного развития плода, антенатальный риск, направленность риска.

Рекомендации (режим дня, сон, прогулки, санация очагов хронической инфекции, профилактика гипогалактии, поливитамины) _____________________________________________________________

Дата « ______ » _______________ 20____. Подпись _______________

СХЕМА ОФОРМЛЕНИЯ ПЕРВИЧНОГО ПАТРОНАЖА

Первичный врачебный патронаж к н/р (дата осмотра) « ______ » _______________ 20__г.

Ребенок: мальчик (девочка) в возрасте _____ дней, осмотрен на ______ день после выписки из роддома № ______ (или отделения патологии н/р, IIэтапа выхаживания недоношенных детей).

Доношенный, недоношенный (подчеркнуть).

Генеалогический анамнез: степень и направленность риска (в форме №112 заполнить генеалогическое дерево, легенду).

Индекс отягощенности генеалогического дерева (ИО) = ______. Заключение генеалогический анамнез – благополучный ( ИО до 0,3), условно благополучный (ИО = 0,4 – 0,7), неблагополучный (ИО более 0,7).

Социальный анамнез: благополучный, в случае неблагополучного – степень риска.

Акушерско-биологический анамнез: родился от ______ беременности, _______ родов, срок _____ нед. Сведения о предыдущих беременностях и родах, интервал между беременностью и предыдущими родами __________________________________________________________________________.

Осложнения и особенности течение настоящей беременности, проводимое обследование, лечение ____________________________________________________________________________________

Течение родов ______________, длительность __________, безводный период _________, потуги _____.

Состояние ребенка после родов ______________. Оценка по шкале Апгар ______ баллов.

Родился в асфиксии да (нет). меры оживленияда (нет) .

Масса тела при рождении __________ г, длина ________ см, окружность головы _______ см, окружность грудной клетки _______ см.

Масса тела при выписке ____________ г, физиологическая убыль массы тела _______%.

Пуповинный остаток отпал на ____ день жизни, пупочная ранка зарубцевалась (да, нет).

Приложен к груди через ________ часов после рождения (на 2 – 3-й день жизни), сосал активно (не активно), не сосал, кормился из бутылочки, через зонд до ____ дня. К выписке высасывал за одно кормление _____ мл. Лактация достаточная (не достаточная). Докорм с ___ дня жизни, смесью _________________.

Особенности течения периода новорожденности в родильном доме ____________________________

Проведено обследование на ФКУ ________, гипотиреоз ______, муковисцидоз ________, адреногенитальный синдром ______, галактоземию ____________.

Лабораторные методы исследования ______________________________________________________

Инструментальные методы исследования _________________________________________________

Клинический диагноз при выписке ________________________________________________________

группа здоровья ____________, группы риска _______________________________________.

Вакцинирован против гепатита В: дата ____________, доза ________, серия _____________________,

против туберкулеза (БЦЖ): дата _____________, доза _______, серия __________________________.

Проведено лечение ______________________________________________________________________

Из роддома выписан на ______ день жизни(переведен из ОПН, ОВН, где находился с диагнозом: _____________________________________________________________________________________

Получал лечение: ______________________________________________________________________

Заключение. биологический анамнез – благоприятный, условно благоприятный, неблагоприятный (факторы риска).

НАСТОЯЩЕЕ СОСТОЯНИЕ НОВОРОЖДЕННОГО

Возраст ______ дней

Общее состояние ____________________________

Характер вскармливания: грудное по требованию, по режиму через ________ часа, ночной перерыв _________ часа, докорм смесью __________________ в количестве _______ мл, искусственное смесью ________________ в количестве _____ мл.

Эмоциональный тонус: (положительный, беспокойство во время осмотра). крик(громкий, слабый) _______

Положение флексорное _________________

Двигательная активность (достаточная, избыточная, снижена).

Мышечный тонус: преобладание тонуса мышц сгибателей, симметричен.

Безусловные рефлексы: защитный ___, поисковый ____, сосательный _____, глотательный ______, хоботковый _____, Бабкина _____, МороIфаза,IIфаза, опоры______, шаговый ______. Ползания ______, Переса ______, Галанта ________. Патологические симптомы(нистагм, симптом Грефе ,тремор конечностей, подбородка) .

Телосложение правильное, питание достаточное, повышенное, пониженное .

Стигмы дисэмбриогенеза _______________________________________________________

Кожные покровы розовые, иктеричные, чистые, с высыпаниями _____________________

Пупочная ранка сухая, с сукровичным отделяемым, с геморрагической корочкой, пупочные сосуды (пальпируются, не пальпируются)____________________________________

Подкожно-жировая клетчатка выражена умеренно, избыточно, недостаточно, распределена равномерно. Тургор мягких тканейудовлетворительный, неудовлетворительный .

Молочные железы (не увеличены, нагрубание, отделяемое). Лимфатические узлы _______________.

Видимые слизистые чистые, розовые. Костная система без видимой патологии __________________.

Голова долихоцефалическая, брахицефалическая, башенная. Большой родничок ______________ см,

напряжен (спокоен). кефалогематома, родовая опухоль. Грудная клетка правильной формы, конечности правильной формы, движения в тазобедренных суставах в полном объеме, ограничение подвижности, симптом «щелчка»._______________________________________________________________

При перкуссии грудной клетки ясный легочный звук. _______________________________________

При аускультации дыхание пуэрильное, хрипов нет (если есть – дать характеристику) ____________

Границы относительной сердечной тупости в пределах нормы _______________________________

Живот мягкий, доступен глубокой пальпации (ребенок при пальпации живота беспокоен).

Печень выступает из-под края реберной дуги на ______ см, мягко(плотно)эластической консистенции. Селезенкане пальпируется (увеличена – размеры).

Мочеиспускание _________ раз в сутки. Стул до _______ раз в сутки, желтый (другого цвета), кашицеобразный, гомогенный, патологические примеси ______________, запах.

Физическое развитие мезосоматическое (микро- и макросоматическое), гармоничное (дисгармоничное за счет чего). ЗУВР ____ ст. вариант.

Нервно-психическое развитие (соответствует возрасту – эпикризному сроку – или нет).

Группа здоровья __________, группы риска ____________________.

вскармливание – грудное по требованию (ИГВ), (искусственное: по режиму, _____ раз в сутки через _______ часов с ночным перерывом ______ часов, смесью _______________ в количестве ___________ мл на одно кормление);

ежедневные прогулки не менее _____ часов;

ежедневный туалет, купание;

План наблюдения на первом году жизни (приказ МЗ и СР РФ от 28.04.07 №307):

осмотр педиатра на _______ день жизни, затем на _______ день (зависит от группы здоровья), затем – ежемесячно;

в возрасте 1 месяца осмотр невропатолога, детского хирурга, ортопеда, офтальмолога, отоларинголога;

лабораторные и инструментальные методы исследования: в 1 мес. – аудиологический скрининг, УЗИ головного мозга, УЗИ тазобедренных суставов; в 3 мес. – общий анализ крови, общий анализ мочи.

профилактика (лечение) гипогалактии;

неспецифическая профилактика рахита;

Дата осмотра _________________________. Подпись врача ________________________.

При 1-м врачебном патронаже у детей 1 группы здоровья возможны умеренно выраженные переходные состояния, свойственные новорождённым:

половой криз, токсическая эритема новорождённых, слабая конъюгационная желтуха, замедленная эпителизация пупочной ранки. При этих состояниях, как правило, лечение не нужно (необходим лишь гигиенический уход); их динамику оценивают при 2-м врачебном патронаже.

При затяжном течении указанных состояний, наслоении инфекционных осложнений, выявлении ранее скрытых заболеваний (в том числе аномалий развития) и вынужденном переводе новорождённого ребёнка на смешанное и искусственное вскармливание группу здоровья изменяют на II(иногда и на Ш-У) и проводят лечение выявленных нарушений.

В комнате здорового ребёнка мать обучают первому комплексу массажа и гимнастики.

Участковый педиатр корректирует план дальнейшего ведения ребёнка (в том числе сроки осмотра узкими специалистами); также оценивает состояние папулы в месте введения БЦЖ

СХЕМА ОФОРМЛЕНИЯ ЭТАПНОГО ЭПИКРИЗА

Оформляется детям первого года жизни 1 раз в 3 месяца (в3, 6, 9 месяцев жизни ), второго года – также 1 раз в квартал, на 3-м году жизни – 1 раз в 6 месяцев.

Данные объективного осмотра.

Возраст ______ месяцев

Длина ______ см (коридор)

Масса _________ г (коридор)

Окр. головы _____ см (коридор)

Окр. груди _____ см (коридор)

Психометрия с указанием соответствия показателей НПР возрасту.

Размеры большого родничка, края ___________________ см.

БЦЖ – инфильтрат диаметром ______ мм.

ЧДД ________ в мин.

ЧСС ________ в мин.

Общее состояние _____________________________________

Эмоциональный тонус: (положительный, беспокойство во время осмотра). крик(громкий, слабый) __

Двигательная активность (достаточная, избыточная, снижена).

Мышечный тонус: преобладание тонуса мышц сгибателей, симметричен.

Безусловные рефлексы: защитный ___, поисковый ____, сосательный _____, глотательный ______, хоботковый _____, Бабкина _____, МороIфаза,IIфаза, опоры______, шаговый ______. Ползания ______, Переса ______, Галанта ________. Патологические симптомы(нистагм, симптом Грефе, тремор конечностей, подбородка) .

Телосложение правильное, питание достаточное, повышенное, пониженное .

Кожные покровы розовые, иктеричные, чистые, с высыпаниями _____________________

Подкожно-жировая клетчатка выражена умеренно, избыточно, недостаточно, распределена равномерно. Тургор мягких тканейудовлетворительный, неудовлетворительный .

Лимфатические узлы ________________________________________________________.

Видимые слизистые чистые, розовые. Костная система без видимой патологии ________________.

Голова долихоцефалическая, брахицефалическая, башенная. Большой родничок ______________ см,

напряжен (спокоен). Грудная клетка правильной формы. При перкуссии грудной клеткиясный легочный звук. _________________________________________________________________________

При аускультации дыхание пуэрильное, хрипов нет (если есть – дать характеристику) ____________

Границы относительной сердечной тупости в пределах нормы _______________________________

Живот мягкий, доступен глубокой пальпации (ребенок при пальпации живота беспокоен).

Печень выступает из-под края реберной дуги на __________ см, мягко(плотно)эластической консистенции. Селезенкане пальпируется (увеличена – размеры).

Мочеиспускание не нарушено. Стул до _______ раз в сутки, оформленный (кашицеобразный, примеси).

2. Реализация запрогнозированного риска, направленность дальнейшего риска. Мероприятия по профилактике запрогнозированного риска (неспецифическая профилактика рахита, витаминно-энергетический комплекс, профилактика или лечение анемии).

3. Характер вскармливания, изменения на настоящий период, введение прикормов, причины перевода на искусственное вскармливание.

4. Перенесенные заболевания за прошедший период, их продолжительность, лечение.

5. Какими специалистами осмотрен за прошедший этап, выявленная патология, срок контрольного осмотра.

6. Вакцинация за прошедший период, этап вакцинации, реакции, осложнения. Причина медицинского отвода, срок.

7. Интерпретация лабораторных анализов и других методов обследования.

Физическое развитие мезосоматическое (микро- и макросоматическое), гармоничное (дисгармоничное за счет чего).

Нервно-психическое развитие (соответствует возрасту – эпикризному сроку – или нет).

Группа здоровья __________.

питание (расчет по фактически съеденной пище с коррекцией по основным пищевым ингредиентам, указание на введение прикорма, его вид, в каком количестве):

ежедневные прогулки не менее _____ часов;

закаливание по индивидуальной схеме;

назначения специалистов (если есть);

план наблюдения на первом году жизни (приказ МЗ и СР РФ от 28.04.07 №307);

неспецифическая профилактика рахита.

Дата осмотра _________________________. Подпись врача ________________________.

ГРУППЫ ЗДОРОВЬЯ НОВОРОЖДЕННЫХ

Д (1) – здоровые дети от здоровых матерей, гестоз 1 половины беременности, имеющие нормальное физическое и психическое развитие.

Д (2) – дети, у которыхотсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения; реконвалесценты после перенесенных острых заболеваний; часто болеющие дети респираторными инфекциями.

«А» подгруппа – дети от матерей, имеющих узкий таз, дети с физиологической незрелостью, недоношенностьюIстепени, токсической эритемой, отечным синдромомIстепени, переношенностьюIстепени;

«Б» подгруппа – дети от матерей, имеющих осложненный анамнез: хронические заболевания органов дыхания, эндокринопатии, заболевания ССС, аллергические заболевания, заболевания мочевыделительной системы.

Осложненный акушерско-гинекологический анамнез матери: о. и хр. заболевания половых органов, роды в ягодичном предлежании, вакуум-экстракция, наложение акушерских щипцов, кесарево сечение. Гипогалактия у матери.

Асфиксия легкой степени (оценка по шкале Апгар 6 – 7 баллов ), ребенок от многоплодной беременности, задержка в/утробного развития, переношенность IIстепени, дети с массой менее 2000 г или более 4000 г, множественные малые анатомические аномалии (более 4-5), транзиторная лихорадка, патологическая убыль массы тела (более 8%).

Д (3) – дети, страдающиехроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии,с редкими обострениями. Дети, родившиеся в асфиксии средней и тяжелой степени, с родовой травмой, кефалогематомой, с катетеризацией пупочной вены, недоношенностьюIIIстепени, с эмбриофетопатиями, геморрагической болезнью н/р, гемолитической болезнью н/р, с внутриутробным инфицированием.

Д (4) – дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссиис частыми обострениями.

Д (5) – дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями,с редкими клиническими ремиссиями, непрерывно рецидивирующим течением; дети – инвалиды.

4-ю и 5-ю группу здоровья присваивают при наличии врожденных пороков развития с признаками выраженной декомпенсации.

Группы риска новорожденных детей (методические рекомендации МЗ СССР от 1984 г.)

1-я группа – н/р с риском развития патологии ЦНС.

2-я группа – н/р с риском в/у инфицирования.

3-я группа – н/р с риском развития трофических нарушений и эндокринопатий.

4-я группа – н/р с риском развития врожденных пороков органов и систем.

5-я группа – н/р из группы социального риска.

Выделяют также дополнительные группы (согласно приказу МЗ РФ №108 от 29.03.96 г.):

Группа риска по тугоухости;

Группа риска по анемии;

Группа риска по развитию синдрома внезапной смерти;

Группа риска по развитию аллергических заболеваний.

Здоровый новорожденный – ребенок, родившийся от практически здоровой матери, не имевшей осложнений во время беременности и родов, получивший оценку по шкале Апгар 8 – 10 баллов, имеющий массу тела 3 – 4,5 кг, массо-ростовой коэффициент 60 – 80, при условии нормального течения периода адаптации и максимальной убыли массы тела (МУМТ) не более 6 – 8%, находящийся на естественном вскармливании с первых дней жизни.

При 1-м врачебном патронаже у детей 1 группы здоровья возможны умеренно выраженные переходные состояния. свойственные новорождённым: половой криз, токсическая эритема новорождённых, слабая конъюгационная желтуха, замедленная эпителизация пупочной ранки. При этих состояниях, как правило, лечение не нужно (необходим лишь гигиенический уход); их динамику оценивают при 2-м врачебном патронаже. При затяжном течении указанных состояний, наслоении инфекционных осложнений, выявлении ранее скрытых заболеваний (в том числе аномалий развития) и вынужденном переводе новорождённого ребёнка на смешанное и искусственное вскармливание группу здоровья изменяют наII(иногда и на Ш-У) и проводят лечение выявленных нарушений. В комнате здорового ребёнка мать обучают первому комплексу массажа и гимнастики.

Частота осмотра педиатром в течение 1-го месяца жизни:

1-я группа здоровья:

1-й врачебный патронаж на дому в первые 3 дня после выписки из родильного дома;

2-й врачебный патронаж на 18-20-й день жизни;

3-й на 28 – 30 день жизни – посещение ребенком поликлиники.

На 2-м месяце жизни здоровый ребенок посещает поликлинику 2 раза, далее ежемесячно (дополнительно 2-3 раза патронаж проводит медсестра).

2-я группа здоровья:

в первые 3 дня после выписки из родильного дома;

На 28 – 30-й день жизни – посещение ребенком поликлиники.

На 2-м месяце жизни ребенок посещает поликлинику 2 раза, далее ежемесячно.

3-я группа здоровья:

в первые сутки после выписки из родильного дома;

каждые 5 дней в течение первого месяца жизни детей осматривает педиатр. Далее наблюдение ведут по основному заболеванию вместе с узкими специалистами.

4-ю и 5-ю группу наблюдают по основному заболеванию в стационаре .

Если выписан из роддома:

в первые сутки после выписки из роддома или больницы,

через день в течение первого месяца жизни

Осмотр детей врачами-специалистами

на первом году жизни

Приказ МЗ и СР РФ от 28.04.07 №307

Патронаж грудного ребенка

Что такое патронаж новорожденного? Врачебный патронаж новорожденного – нужен или нет?

Приезд новорожденного малыша домой из роддома – очень ответственное и волнительное событие. Ведь это означает, что жизнь семьи круто меняется и разворачивается на 180 градусов. Это касается и режима дня, и питания, и много другого. Так, например, в первые 30 дней с момента выписки в доме грудного ребенка будет проводиться врачебный патронаж.

Что такое патронаж?

Врачебный патронаж новорожденного ребенка представляет собой обязательную медицинскую услугу, которая бесплатно оказывается всем молодым родителям. Сведения о выписывающемся вместе с матерью младенце передаются в поликлинику по адресу фактического местожительства семьи. При этом нет привязки к прописке матери. И поэтому очень важно в роддоме точно указывать сведения о месте своего проживания.

Первичный патронаж новорожденного – образец того, как медики будут оценивать и изучать состояние малыша в первый месяц его жизни. Минимум два раза в неделю участковый терапевт и медсестра должны приходить на дом и осматривать ребенка, давая маме советы, как правильно ухаживать за младенцем. В первую очередь, врачей при осмотре грудного малыша интересует состояние его пупка и режим кормления. В случае если роды были сложными или состояние ребенка требует особого наблюдения, но необязательно в стационаре, медперсонал будет приходить с осмотрами чаще.

Какие манипуляции проводят врачи в процессе патронажа?

Врач, придя на дом к новорожденному ребенку, обязательно должен его осмотреть на предмет того, как хорошо заживает пупочная ранка, не зарастает ли раньше времени родничок. Кроме того, медики при осмотре ощупывают животик младенца и оценивают состояние кожных покровов. Немаловажным моментом врачебного патронажа грудного ребенка является изучение рефлексов и проверка активности сосания груди (если же младенец питается смесями — соски).

Также педиатр в обязательном порядке должен проводить беседы с матерью, разъясняя ей нюансы, связанные с кормлением, купанием, зарядкой. В некоторых случаях врачи могут даже обучить женщину основам массажа ребенка. В случае, если у матери это вызывает затруднение, врач или медсестра покажут, как правильно нужно чистить грудному ребенку глазки, ушки и носик.

На что обращают внимание медики?

Патронаж грудного ребенка – это еще и способ оценить условия, в которых проживает семья младенца. Так, например, врач и медсестра обязательно оценивают чистоту детского белья (маечек, кофточек, ползунков, постельных комплектов и т. д.), наличие детской мебели (должна быть отдельная кроватка или люлька для ребенка). Кроме того, особое внимание уделяется соблюдению гигиенических требований – уборке, проветриванию и иным бытовым условиям.

Какие дополнительные советы может получить мать новорожденного ребенка?

Кроме советов по уходу за малышом, в процессе патронажа женщина может получить и ценные рекомендации по вскармливанию ребенка. Медсестра или врач при необходимости могут осмотреть грудь молодой матери, расскажут, как правильно сцеживаться, дадут советы по питанию и диете. В последующие посещения они будут контролировать выполнение этих рекомендаций и смогут корректировать ситуацию, если есть проблемы.

Если же наладить грудное вскармливание по каким-либо причинам не сложилось, медики должны дать рекомендации по налаживанию искусственного кормления, а также по прикорму и допаиванию малыша водой.

Молодая мать может отказаться от патронажа новорожденного ребенка. Достаточно просто не указать свой адрес фактического проживания при оформлении в роддоме. Однако специалисты рекомендуют не отказываться от такой услуги. Ведь дополнительное наблюдение ребенка на дому медиками лишним не будет. Кроме того, оно поможет найти ответы на вопросы, мучающие молодую мать. Да и в случае каких-то проблем (повышенного газообразования, появления болей в животике крохи, проблем с грудным вскармливанием и т. д.) решить их можно будет быстрее с помощью квалифицированных специалистов.

Автор: Шатохина Анна

Как проводится первичный патронаж новорожденного?

Что такое патронаж новорожденного?

Патронаж новорожденных - специальная программа, согласно которой медицинские работники наблюдают новорожденных на дому в течение первого месяца жизни.

Бдительный контроль медиков позволяет своевременно отследить нарушения в развитии малыша. Мама получает возможность получить квалифицированные ответы на возникающие вопросы, быть уверенной, что ее ребенок развивается правильно.

Как происходит патронаж?

Этот периодический осмотр осуществляется медсестрой или педиатром районной поликлиники. Патронаж новорожденных проводится бесплатно для всех детей, независимо от прописки, статуса и страховок.

Сведенья о каждом ребенке после выписки из роддома, передаются в детскую поликлинику по месту проживания для учета. Информация о детях, рожденных не в роддоме (дома или в другом городе), должны обязательно быть переданы в поликлинику родителями.

Первичный патронаж новорожденного происходит в 1-3 день после выписки из роддома. Малышей, которые относятся к группе риска, доктор может осмотреть уже в день выписки. После этого медицинский работник посещает ребенка ежедневно в течение первых 10 дней. Если состояние младенца не вызывает беспокойства, следующий патронаж проходит на 14-й и 21-й день.

Главные цели первичного патронажа:

  • проверка состояния здоровья ребенка;
  • проверка состояния здоровья матери;
  • оценка социально-экономических условий семьи;
  • разработка программы обучения матери уходу за новорожденным.

Обычно во время первого визита медицинская сестра расспрашивает мать новорожденного о беременности и родах, тревогах и проблемах членов семьи. Также изучает условия содержания малыша, дает рекомендации по уходу за новорожденным.

Во время обязательного осмотра медицинский работник уделяет особое внимание состоянию кожи и слизистых ребенка, оценивает рефлексы, активность сосания и характер вскармливания, плач ребенка, характер дыхания. Пальпирует животик, осматривает родничок, пупочную ранку.

Также врач или медсестра обязательно уделит внимание и кормящей маме: осмотрит грудь, понаблюдает, как мама кормит ребенка, проведет консультацию по кормлению и рациону.

Как подготовиться к визиту медработника?

Патронаж новорожденного не требует какой-либо специальной подготовки. Достаточно привести в порядок квартиру, так как патронажная медсестра будет оценивать условия, в которых содержится ребенок. Также, рекомендуется создать удобные условия для осмотра ребенка. Необходимо подготовить поверхность для осмотра (лучше всего подойдет пеленальный столик), а также чистую пеленку, на которую вы положите ребенка.

Подготовьте обменную карту и все выписки из роддома. Рекомендуется, составить список интересующих вопросов. Часто от волнения мамы забывают о том, что они хотели спросить у медсестры и приходится ждать следующего посещения.

Чем может помочь медсестра?

Медицинская сестра даст квалифицированную консультацию касательно режима дня и питания для улучшения лактации, правильного вскармливания новорожденного, ухода за ним. Даст совет о том, когда можно выйти на улицу, как лучше одеть ребенка. Обучит членов семьи особенностям психоэмоционального общения с малышом.

Медсестра на практике покажет маме, как правильно:

  • обрабатывать пупочную ранку;
  • купать новорожденного;
  • обрабатывать носик, уши и глаза;
  • ухаживать за ногтями.

Регулярное общение с медицинским работником придаст молодой маме уверенность в себе в вопросах ухода за ребенком. Это очень важно, особенно в первые дни жизни малыша.

Патронаж новорожденных: кто проводит, как проходит, как подготовиться к патронажу

Патронаж новорожденных

18.02.2015 Новорожденные Патронаж новорожденного — это тщательное наблюдение за ребенком на протяжении первых нескольких месяцев его жизни. Как правило, патронаж проводится достаточно активно и врач или медсестра самостоятельно посещают вас и вашего ребенка дома. После того, как вас выпишут из роддома, то справка о рождении ребенка будет передана в поликлинику, которая находится по месту жительства. Если же роды проходили дома или в другом роддоме, то женщина должна самостоятельно занести справку.

Патронаж новорожденного должен проводиться для всех детей без исключения. Стоит отметить, что сегодня есть большое количество частных клиник, которые также могут предложить патронажные услуги высокого качества. Несомненно все мамы хотят поскорее вернуться с ребенком домой. Когда это наконец-то случается, то женщины начинают нервничать, что они могут что-то делать не так и довольно часто просто не могут успокоить плачущего ребенка. Для того, чтобы молодые мамы могли набираться опыта и не совершали ошибки и было принято решении о применении специальной системы патронажа.

Кто проводит патронаж новорожденного

Патронаж новорожденного, как правило, проводит врач педиатр или же медсестра. Отвечают эти люди за разные задачи. Например, врач осматривает ребенка и оценивает его состояние здоровья. Если есть необходимость, то назначает лечение. За первый месяц жизни ребенка, врач должен посетить и осмотреть его три раза. При наличии проблем со здоровьем, количество визитов нужно увеличить.

Медсестра должна же в свою очередь рассказать молодой маме о том, как правильно кормить ребенка, купать, прогуливаться и закаливать. Кроме того она помогает скорректировать правильный рацион мамы и ласт всю необходимую информацию о приемах в поликлинике (расписания, номер телефона и так далее). За первый месяц жизни медсестра должна приходить к нему в среднем 3-5 раз.

Как именно проходит патронажный осмотр

Впервые медсестра и врач должны посетить ребенка через несколько дней после прибытия из роддома домой. Если у ребенка есть какие-то проблемы со здоровьем, то его необходимо осмотреть еще и в день выписки. В случае, если выписывать ребенка собираются в выходной день, то его должен осмотреть дежурный врач поликлиники для того, чтобы убедиться что с ним все в порядке.

Как правило, на следующий день после выписки к вам придет медсестра и расскажет все, что вам надо знать в первое время. На протяжении следующих десяти дней она будет приходить к вам еще три раза. Врач на протяжении месяца, с условием, что ребенок здоровый, будет осматривать его раз в неделю.

Как правильно подготовиться к патронажу

Основной задачей патронажа новорожденного ребенка есть оценка бытовых условий жизни и конечно же состояния здоровья самого малыша. Поэтому желательно перед приходом врача убраться в доме. Заранее нужно подготовить выписку из роддома, сертификат на прививки и список вопросов, которые вы бы хотели задать специалисту. Некоторые из врачей могут относиться к патронажу более, чем формально, а поэтому не нужно стесняться задавать вопросы и настаивать на том, чтобы вашего малыша тщательно осмотрели.

Также нужно для осмотра заранее приготовить пеленку и место, где можно будет осмотреть ребенка. Также вам понадобятся ватные палочки, перекись водорода, сменный памперс и блокнот, где бы вы могли записать важные для вас ответы на вопросы и расписание приема врачом в поликлинике.

Что осматривает врач при патронаже новорожденного

Во время осмотра особое внимание обращается на цвет кожи ребенка, ведь ребенок может страдать желтушкой. Которая проявилась уже после выписки из роддома. Кроме того врач обратит внимание на мышечный тонус, оценит рефлексы малыша. Важным моментом есть осмотр головы ребенка и состояние родничков. Также врач осмотрит пупочную ранку и расскажет вам в подробностях как нужно за ней ухаживать, а некоторые врачи или медсестры могут и показать весь этот процесс.

Не забывают во время патронажа и о женщине. Нужно обязательно осмотреть состояние молочных желез и дать все рекомендации по кормлению, которые бы помогли избежать развития лактостаза и мастита.