Руководства, Инструкции, Бланки

приемы руководства деятельностью и поведением детей на прогулке img-1

приемы руководства деятельностью и поведением детей на прогулке

Рейтинг: 4.7/5.0 (1830 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Наблюдение и анализ организации прогулки (дневной и вечерней) - Студопедия

Наблюдение и анализ организации прогулки (дневной и вечерней)

Вопросы для изучения:

- условия, созданные для проведения прогулки (организация воспитателем сбора детей на прогулку);

- особенности организации детей при подготовке к прогулке;

- реализация педагогом поставленных задач;

- структура прогулки, целесообразность сочетания видов деятельности и их чередование;

- методика наблюдения (соответствует ли тема, объект наблюдения возрасту детей; всем ли детям виден объект; заинтересованы ли наблюдением; какие вопросы задавали воспитателю; какие приемы помогли воспитателю вызвать интерес у детей; активность детей при наблюдении);

- подвижная игра (соответствует ли возрасту детей и сезону; какое основное движение развивал воспитатель в этой игре; знакома ли игра детям или дается впервые; как и когда воспитатель сообщил правила игры, следил за их выполнением; как был выбран ведущий и справлялся ли с полученной ролью; сколько раз повторялась игра; реакция детей во время проведения игры; какие атрибуты использовались при проведении игры);

- индивидуальная работа с детьми, работа по развитию движений (с какими детьми воспитатель проводил работу и почему; какие материал, оборудование и атрибуты использовались; результаты проведения работы);

- труд (какой вид труда использовал воспитатель; соответствуют ли трудовые поручения возрасту детей; какой материал использовался для выполнения поручений; удовлетворены ли дети результатом своего труда);

- самостоятельная игровая деятельность на прогулке (какие игрушки предложил воспитатель для игры на участке; соответствуют ли они сезону; как воспитатель помог детям выбрать игрушку, организовать игру; как он контролировал игры детей, помогал им; какие методы и приемы воспитатель использовал в работе; какие умения и навыки игры он закреплял);

- приемы руководства самостоятельной деятельностью детей по интересам и поведением;

- организованность детей на прогулке;

- конец прогулки (чем закончил воспитатель прогулку; как организовал сбор игрового материала; удовлетворенность детей, их эмоциональный настрой в конце прогулки; проведение раздевания и подготовки к обеду).

1. Зебзеева В.А. Организация режимных процессов в ДОУ. – М. 2008.

2. Павлова Л.Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста: практ. пособие. – М. 2006.

3. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 2-е изд. – М. 2009.

4. Теплюк С.Н. Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех лет. – Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. 2010.

Видео

Другие статьи

Тема 8

Тема 8. Организация и методика проведения различных видов двигательной деятельности ребёнка.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня дошкольного учреждения: Утренняя гимнастика в режиме детского сада, ее построение. Подбор упражнений. Составление комплексов утренней гимнастики; ее задачи: повышение функционального состояния и работоспособности организма; развитие моторики, формирование правильной осанки и предупреждение плоскостопия. Требования к подбору физических упражнений для разных возрастных групп с учетом задач, состояния здоровья, физического развития, подготовленности детей, условий и места проведения. Продолжительность проведения комплексов, их смена.

Дозировка упражнений, темп выполнения и длительность утренней гимнастики. Контроль качества выполнения упражнений детьми, регуляция дыхания. Проведение утренней гимнастики на участке и в помещении, их специфика, гигиенические требования к условиям проведения. Значение музыки и песни, дыхания при проведении утренней гимнастики.

Физкультминутки. Необходимость проведения физкультминуток на занятиях по рисованию, лепке, развитию речи и др. Специфика подбора физических и танцевальных упражнений для физкультминутки. Методика проведения: организация детей, приемы руководства, темп выполнения, дозировка нагрузки, длительность.

Подвижные игры на прогулке. Подбор и дозировка подвижных игр с учетом задач, времени года, условий детского сада, содержания предыдущей деятельности, подготовленности детей и времени проведения. Значение повторности игр, их вариативность.

Спортивные игры. Эстафеты. Использование соревновательного метода. Воспитание навыков самоорганизации.

Прогулки, турпоходы, экскурсии за пределы детского сада, ихзначение, выбор маршрута и способа передвижения. Использование естественных условий для совершенствования движений и физических качеств детей. Подготовка спортивного снаряжения.

Методика проведения прогулок, малых турпоходов, экскурсий. Организация детей и регулирование их двигательной активности. Преодоление препятствий, обеспечение страховки. Осмотр достопримечательностей. Организация кратковременного отдыха или привала. Наблюдения за самочувствием детей.

Закаливающие мероприятия в сочетании с физическими упражнениями. Целесообразность сочетания закаливающих процедур с физическими упражнениями. Подбор физических упражнений для воздушных, солнечных ванн. Методика их проведения с детьми разных возрастных групп. Использование водных процедур, закаливание детей. Обеспечение безопасности.

Самостоятельная двигательная деятельность детей - важнейшее условие своевременного развития личности ребенка. Ее значение и место в педагогическом процессе. Создание развивающей среды для самостоятельной двигательной деятельности ребенка. Формирование умения самостоятельно играть небольшими подгруппами. Использование детьми приобретенных навыков и проявление творческой инициативы, организаторских умений. Приемы руководства самостоятельной двигательной деятельностью детей. Развитие интереса к самостоятельным упражнениям и играм. Влияние на выбор физических упражнений детьми и помощь при их выполнении. Регулирование физической нагрузки на основе наблюдения за самочувствием и поведением детей. Обеспечение безопасности.

Активный отдых детей. Физкультурный праздник - итог воспитательно-образовательной работы с детьми за определенный период. Содержание и план построения праздника: выбор места проведения; составление сценария и программы; подбор игр, игровых заданий, аттракционов, музыкального оформления; подготовка номеров, сюрпризов.

Организация и методика проведения физкультурного праздника. Роль ведущего и его помощников. Приемы руководства играми и соревнованиями. Проведение зрелищных номеров, экспромтов. Сюрпризные моменты. Дозировка физической и психической нагрузки, музыкальное сопровождение. Длительность праздника. Награждение победителей.

Физкультурный досуг. его содержание: подбор упражнений с учетом возрастных особенностей, места проведения; составление программ, подготовка атрибутов, игрушек, деталей костюмов.

Методика проведения физкультурных развлечений в разных возрастных группах: организация детей, приемы руководства играми и игровыми заданиями.

Организация и планирование дня здоровья в группах. Задачи и содержание каникул для детей. Задания на дом как средство решения задач физического воспитания семьи и детского сада.

1. Агапова И.А. Спортивные праздники. сценарии, игры, сказки, эстафеты для детей 5-10 лет: пособие для воспитателей, методистов, психологов и музыкальных рук. детских дошк. учреждений, групп продленного дня, для педагогов курсов подгот. детей к школе, а также для родителей. - М. Либерея-Бибинформ, 2009. - 112 с.

2. Алябьева Н.В. Подвижная игра и упражнения в жизни ребёнка. - Мурманск, 2010. Ч. 2.- 68 с.

3. Алябьева Н.В. Подвижная игра и упражнения в жизни ребёнка. - Мурманск, 2010. Ч. 1.- 108 с.

4. Аскарова Т. Н. Использование нестандартного оборудования в обучении дошкольников плаванию // Инструктор по физической культуре дошкольного образовательного учреждения. - 2009. - № 1. - С. 38-50.

5. Ванявкина О. Н. Система работы по коррекции нарушений осанки и плоскостопия // Инструктор по физической культуре дошкольного образовательного учреждения. - 2009. - № 1. - С. 80-85.

6. Васильева Т. А. Физкультурный досуг для средней группы "Красавица Осень" // Дошкольная педагогика. - 2011. - № 9. - С. 24-26.

7. Вершанская В. Как мы решаем на практике проблемы физического воспитания и оздоровления детей // Дошкольное воспитание.- 2011.- №4. – С. 53-55.

8. Дубровец Э. Игры народов Севера на зимней прогулке // Дошкольное воспитание 2012.- №11. – С. 15-16.

9. Дьякова Т.А. Взаимодействие с семьей по вопросам физического воспитания и укрепления здоровья детей // Инструктор по физической культуре дошкольного образовательного учреждения. - 2009. - № 2. - С. 100-105.

10. Евтушенко С.Г. Зимний стадион: современный подход к физическому воспитанию дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2010. - № 8. - С. 34-37.

11. Полтавцева Н. В. Развитие самостоятельности в двигательной деятельности детей //Инструктор по физической культуре дошкольного образовательного учреждения. – 2009. - № 3. - С. 23-27.

12. Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр: для работы с детьми 2-7 лет: пособие для педагогов дошк. учреждений / Э.Я. Степаненкова - М. Мозаика - Синтез, 2011. – 141 с.

13. Руссу Н.В. Нестандартное физкультурное и игровое оборудование в детском саду / Н.В. Руссу, А.В. Ахмедова // Дошкольная педагогика. - 2010. - № 6. - С. 30-35.

1. Авсеенко Н.В. Физическое развитие детей 4-6 лет // Начальная школа плюс До и После. - 2010. - № 10. - С. 26-28.

2. Жукова, С. Умный бассейн: [развитие памяти, внимания, физическое воспитание]// Обруч. - 2011. - № 2. - С. 14-16.

3. Исса О. Ф. Оптимизация двигательной активности дошкольников в подвижной игре // Инструктор по физической культуре дошкольного образовательного учреждения. - 2009. - № 2. - С. 13-17.

4. Кайль И. Игра на занятиях плаванием // Дошкольное воспитание.- 2011.- №4 – с.61-65.

5. Кириллова Ю.А. Русские народные подвижные игры - средство повышения эффективности физического воспитания детей старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. - 2011. - № 6. - С. 25-28.

6. Кислякова О. "Молодцы-удальцы": Спортивное развлечение для детей подготовительной к школе группы // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 7. - С. 10-12.

7. Коломийцева Н.С. Фитбол-гимнастика как коррекционно-оздоровительное средство воспитания детей дошкольного возраста // Здоровьесберегающее образование. - 2012. - № 3. - С. 91-94.

8. Лаврищева Н. «Путешествие в страну здорового детства» //Дошкольное воспитание.- 2012.- № 8 .– С. 4-11

9. Маталыгина О.А. Движение и здоровье /// Дошкольная педагогика. - 2010. - № 8. - С. 4-5.

10. Меркулова Ю. Игра - обязательное методическое условие физического воспитания //Дошкольное воспитание.- 2012.- №1. – С. 12-15

11. Новаковский С.В. Спортивные танцы как средство физического воспитания дошкольников // Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 3. - С. 58-61.

12. Новоселова Р.А. Игры и упражнения для профилактики и укрепления опорно-двигательного аппарата дошкольников // Инструктор по физической культуре дошкольного образовательного учреждения. - 2009. - № 3. - С. 41-47.

13. Силиша Г. Праздники на воде // Дошкольное воспитание.- 2012.- № 3. – С. 23-28.

14. Шкло Т.П. Работа с детьми по формированию правильной осанки и предупреждению плоскостопия // Инструктор по физической культуре дошкольного образовательного учреждения. - 2009. - № 4. - С. 56-60.

Дата добавления: 2015-10-21 ; просмотров: 242 | Нарушение авторских прав

О самостоятельной двигательной деятельности детей и индивидуальной работе в режимный момент

О самостоятельной двигательной деятельности детей и индивидуальной работе в режимный момент

Двигательная активность дошкольника должна быть целенаправленна и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, физкультурным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребёнку.

Двигательный режим в нашем дошкольном учреждении включает всю двигательную деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную. При разработке двигательного режима мы продумывали оптимальное соотношение разных видов занятий, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей каждого возраста. Содержательная сторона двигательного режима дошкольников направлена на развитие умственных, духовных и физических способностей детей.

На прогулке, как нигде, с большим успехом решаются задачи воспитания интереса и потребности детей в самостоятельных занятиях физическими упражнениями, обогащения детей знаниями правил подвижных игр и эстафет и формирования организованно играть в коллективе сверстников. Двигательная деятельность детей на прогулке может быть очень разнообразной, но обязательно доступной возрастным особенностям и возможностям дошкольников.

К доступным можно отнести следующие виды движений:

- ходьба обычная и с различными движениями рук, ног, туловища;

- бег медленный и быстрый, с выполнением заданий по сигналам, бег в чередовании с ходьбой, бег с преодолением несложных препятствий;

- упражнения с предметами: мячами, обручами, кеглями, скакалками;

- упражнения для рук, ног, туловища, головы, выполняемые на месте, во время ходьбы;

- подвижные игры с построениями и перестроениями;

- эстафеты с ходьбой, бегом, прыжками, метанием.

Чтобы обеспечить оптимальные физические нагрузки, важно чередовать самостоятельные двигательные действия детей по виду или способом движения, степенью нагрузок и активных движений с кратковременным отдыхом, мотивируя своевременную смену динамических занятий и статических положений. В процессе руководства двигательной активностью детей значительное место должно отводиться закреплению разнообразных движений с физкультурными пособиями. При этом важно учитывать индивидуальные проявления каждого ребенка.

Одним из наиболее любимых видов двигательной деятельности дошкольников являются подвижные игры и упражнения. Играть для них — это, прежде всего, двигаться, действовать. При этом я советую воспитателям учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его самочувствие. Также воспитателям я рекомендую влиять на выбор детьми упражнений и игр, предоставляя в их распоряжение необходимый инвентарь, пособия, поясняя способы движений. В упражнениях и играх с детьми очень важен личный пример педагога. Поэтому я провожу с воспитателями беседы и практикумы по обучению подвижным играм и правильному выполнению физических упражнений.

Задачи дифференцированного руководства самостоятельной деятельностью заключаются в повышении двигательной активности у детей с низкой подвижностью до среднего уровня; в воспитании у них интереса к подвижным играм, спортивным упражнениям; в развитии физических качеств. Дети должны самостоятельно и творчески использовать весь арсенал игр и упражнений, разучиваемых во время организованных видов занятий, в своей самостоятельной деятельности. Самостоятельные подвижные игры и физические упражнения чередую с более спокойной деятельностью.

Если закреплением умений и навыков занимаюсь я, предоставляю в распоряжение детей необходимый инвентарь пособия, поясняю способы движений. В упражнениях и играх с детьми очень важен личный пример, поэтому я участвую в играх и выполняю физические упражнения вместе с детьми. Используем с детьми весь арсенал игр и упражнений, разучиваемых во время организованных видов занятий, в своей самостоятельной деятельности.

В общении с детьми я создаю атмосферу доверия, доброжелательности и стимулирования творческой активности ребенка в двигательном самовыражении, поощряю стремление детей к оригинальности. Учу их действовать рационально и адекватно в каждой определенной ситуации. Положительный результат для развития у детей потребности в двигательной активности возможен при целенаправленно организованном образовательном процессе по физической культуре. Двигательные навыки, полученные на занятиях, дети закрепляют в самостоятельной двигательной деятельности, организуемая в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, в часы игр после дневного сна и во время прогулок.

С целью оптимизации двигательной активности детей в их самостоятельных играх особое внимание обращается на количество и разнообразие движений с широким использованием физкультурных пособий. Наряду с заводскими пособиями использую оборудование из бросового материала.

1. Висящие разноцветные ленты — используются для проведения общеразвивающих упражнений в подгруппе и для подвижных игр.

2. «Моталочки» — пособие развивает мелкую моторику рук.

3. «Туннель» — большой кусок ткани сшит, чтобы образовалась труба. Используется в эстафетах.

4. «Дорожка здоровья» — для профилактики телосложения.

5. Мешочки с песком.

Для стимулирования самостоятельной двигательной деятельности в группе и на веранде созданы полосы препятствий, чтобы дети могли выполнить различные двигательные задания — пройти по дорожкам, перепрыгнуть с кочки на кочку, пролезть в туннель.

Большое место отвожу самостоятельной двигательной деятельности возникающей по инициативе детей. Уверена, что этот вид деятельности является важным источником активности и саморазвития ребёнка. Для предупреждения утомляемости и снижения работоспособности проводим динамические паузы. Они помогают снять напряжение у детей во время длительного статического напряжения. Также проводим физкультминутки, пальчиковые игры.

Педагогическое руководство самостоятельности детей построено с учётом уровня двигательной активности. Сюда же относим спортивно — массовые мероприятия, дополнительные виды занятий (спортивные секции и кружки) и совместно физкультурно-оздоровительную работу детского сада с семьями воспитанников.

Одним из немаловажных факторов, влияющих на эффективность воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, является рациональность организации взаимодействия педагогов, воспитателя и инструктора по физической культуре. Решение данных задач осуществляется как в рамках физкультурно-оздоровительной работы, так и непосредственно в ходе образовательной деятельности и режимных моментов. После совместного проведения занятия физической культурой деятельность воспитателя не заканчивается. Новые двигательные навыки он закрепляет с детьми при проведении индивидуальной работы (в течение дня в часы игр и осуществление индивидуального подхода к детям необходимо рассматривать как определенную взаимосвязанную систему.

Следуя рекомендациям инструктора по физической культуре, воспитатель организует индивидуальную работу с детьми, отстающими в усвоении программного материала, активизирует малоподвижных и ослабленных дошкольников. В каждой группе ведется тетрадь индивидуальной работы с детьми, где я даю рекомендации по каждому конкретному ребенку.

Индивидуальная работа по физическому воспитанию проводится в свободное время, отведенное для самостоятельной деятельности детей, индивидуально или с подгруппами по двое — четверо детей. Цель такой работы — ознакомление, углубленное разучивание и закрепление навыков их выполнения, устранения отставаний в развитии физических качеств. Учитывая состояние здоровья, физическое развитие, подготовленность и интересы детей, я определяю цель индивидуальной работы, подборку необходимого оборудования, инвентаря.

Мною были разработаны приёмы индивидуального обучения дошкольников:

- На примере, по образцу инструктора,

- Во взаимодействии с педагогом;

- По образцу сверстников.

Во время проведенного наблюдения было установлено, что дети не умеют самостоятельно организовывать подвижные игры, возникают разногласия при ее выборе, а так же нехватка спортивного оборудования, не всегда соблюдают правила безопасного поведения при организации физической деятельности. Чтобы устранить нарушения я закрепляла знания детей в безопасном поведении, учитывала индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности к играм каждого ребенка. Мною были достигнуты следующие результаты:

1. Значительно возрос интерес детей к подвижным играм

2. Творческие игры стали разнообразнее, как бы вобрав в себя подвижные

3. Снизилась спонтанная двигательная активность дошкольников

4. Повысилась продолжительность и интенсивность движений

5. Разнообразнее стали сами движения

6. Снизилось количество нарушений поведения детей

В целом, дети стали отдавать предпочтение активному времяпрепровождению. Увеличились продолжительность и интенсивность движений. Сами движения стали разнообразнее.

Таким образом, я стремлюсь, чтобы работа инструктора по физической культуре в нашем детском саду не сводилась к набору неких показателей физического развития детей, а чтобы они полюбили спорт и движения на всю жизнь, так же, как и я. Чтобы дружба с физкультурой осталась полезной и приятной привычкой, а здоровый образ жизни оставался насущной потребностью и тогда, когда они станут взрослыми. Твердо убеждена, что именно в детском саду надо формировать у ребенка отношение к физкультуре, именно как к культуре, владение которой позволяет человеку иметь чувство собственного достоинства и свободы.

Похожие статьи

Обеспечение двигательной активности детей на прогулке

Консультации для воспитателей. «Обеспечение двигательной активности детей на прогулке»

Автор: Гладских Л.А.. инструктор по физической культуре 1 квалификационной категории МДОУ N 52 "Ласточка", г. Старый Оскол Белгородской области.

В детском саду используются разные формы работы по физическому воспитанию (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры и физические упражнения, физкультурные праздники и т.д.) направленные на повышение двигательной активности детей. Как в организованных, так и в самостоятельных играх необходимо своевременно переключать дошкольников с одного вида занятий на другой, поэтому важно, чтобы вся деятельность детей на прогулке направлялась и регулировалась воспитателем, а каждый ребёнок находился в поле его зрения.

Методика проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке.

В процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке расширяется двигательный опыт детей, совершенствуется имеющиеся навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируется самостоятельность, активность, положительное взаимодействие со сверстниками.
Утренняя прогулка - наиболее благоприятное время для проведения подвижных игр и физических упражнений. Они подбираются в зависимости от предшествующей работы в группе, их количество и время различны в течение недели. Так, в дни проведения физкультурных занятий в зале на прогулке организуется одна подвижная игра и какое-либо физическое упражнение. Их продолжительность в старшей группе составляет 15-20 минут, в подготовительной к школе - 20-25 минут. В те дни, когда физкультурные занятия не проводятся, планируются подвижная игра, спортивное упражнение и упражнение в основном виде движений. Их продолжительность в старшей группе составляет 20-25 минут, в подготовительной - 30-35 минут.
Содержание игр и физических упражнений на прогулке для детей должно предусматривать:
1. использование упражнений преимущественно динамического характера, направленных на развитие различных групп мышц, упражнений требующих высокой координации движений;
2. соответствие игр и упражнений сезону года, погодным условиям;
3. применение разных способов организации дошкольников;
4. рациональное использование оборудования и инвентаря, предметов окружающей среды;
5. создание благоприятных условий для положительных эмоциональных и морально-волевых проявлений детей;
6. активизацию детской самостоятельности;
7. стимулирование индивидуальных возможностей каждого ребёнка. Подвижные игры с разными видами движений (бегом, прыжками, метанием,
лазанием) планируются на прогулке ежедневно. Каждую неделю детям предлагается для разучивания новая подвижная игра, которая повторяется в течение месяца 2-3 раза в зависимости от сложности содержания. Кроме того, каждый месяц проводится по 6-8 подвижных игр освоенных ранее.
Значительное место отводится играм спортивного и соревновательного характера. В них рекомендуется вводить хорошо знакомые детям движения, а для интереса усложнять содержание (перелезание через козла, подлезание под дубы, прыжки с разбега, ходьба по буму и т.д.).
Кроме подвижных игр, на прогулке необходимо использовать разнообразные упражнения в основных видах движения. Перечень упражнений в ходьбе, беге, прыжках, метании, лазании, равновесии дан в типовой программе «Физическая культура в детском саду» (1994 г.).
При распределении упражнений в основных видах движений значительное место отводится прыжкам и подскокам. Это действенное средство для повышения двигательной активности детей и воспитания у них скоростно-силовых качеств, выносливости. На прогулке имеются все необходимые условия для использования разных видов кружков. Старшим дошкольникам можно предлагать прыжки на двух ногах на месте (с постепенным увеличением их количества от 25 до 40) и с изменением положения ног (ноги скрестно - ноги врозь, одна нога вперёд - другая назад: попеременно на правой и левой ноге; с поворотом и т.д.); многообразные прыжковые упражнения: спрыгивание с высоты в обруч, впрыгивание на высокие препятствия перепрыгивание через предметы; прыжки в длину с места и с разбега, в высоту с разбега; прыжки с короткой скакалкой с разными способами.
Наряду с бегом и прыжками используются упражнения в метании, бросании и ловле мяча с целью подготовки детей к спортивным играм (баскетбол, теннис и т.д.). в прогулку могут быть включены различные упражнения с мячом: прокатывание по земле, узкой дорожке; подбрасывание и ловля; удары о стену; метание в цель и на дальность.
На прогулке значительное место следует отводить спортивным упражнениям, способствующих формированию разнообразных двигательных навыков и качеств. Спортивные упражнения планируются в зависимости от времени года (зимой - катание на санках, ходьба на лыжах; весной и летом - катание на велосипеде и самокате). В старшей группе дети в основном катаются на санках, скользят по ледяным дорожкам, в подготовительной - ходят на лыжах, ездят на велосипеде.
Спускаясь на санках с горки дети могут выполнять разные задания; лечь на живот, спину, встать на колени и т.д. задание можно усложнить - построить воротца из прутьев. Проезжая через них, дети учатся управлять санками на ходу: опускать на снег ногу с той стороны, в которую надо повернуть; крепко сжав санки коленями, слегка наклонив туловище назад - в сторону поворота. Вызывают у детей интерес игровые упражнения «Гонки санок», «Успей первым», «Быстрые упряжки» и др.
Старшим дошкольникам во время скольжения по ледяным дорожкам (длина 4-8 метров, ширина 40-60 см) даются разные задания: повернутся кругом, присесть и снова выпрямиться, поставив ногу правильно или на одной ноге, поймать брошенный снежок. Можно предложить детям разбежаться и скользить по коротким ледяным дорожкам (2-3 метра), расположенным одна за другой на расстоянии 3-5 шагов.
Ходьба на лыжах проводится 2 раза в неделю, первый раз на физкультурном занятии второй - во время организованных подвижных игр и упражнений.
Наряду со спортивными упражнениями детям предлагают игры с элементами спорта: хоккей, баскетбол, бадминтон, футбол.
Старших дошкольников учат играть в настольный теннис и бадминтон по упрощенным правилам. Дети овладевают различными навыками: правильно держать ракетку, бросать и ловить маленький мяч (волан), ориентироваться в пространстве. Для закрепления предлагаются игры с теннисным мячом: «Задержи мяч», «Мяч с горки» и др.
Обучение спортивным упражнениям и играм с элементами спорта проводится на физкультурных занятиях и закрепляется на прогулке.
При подборе игр и упражнений для прогулки необходимо так сочетать основные движения, чтобы одно было хорошо знакомо детям, а другое новое, требующее большого внимания и контроля воспитателя во время его выполнения.
Важным моментом является распределение игр и упражнений с учётом их интенсивности и сложности. Целесообразно чередовать физическую нагрузку с отдыхом, более подвижные физические упражнения с менее подвижными. Поскольку некоторые упражнения в метании по степени интенсивности относятся к малоэффективным, то для получения соответственной физической нагрузки целесообразно следующее сочетание: бег-метание (бросание и ловля)- прыжки. Например:
1. подвижная игра с бегом «Мы весёлые ребята»;
2. упражнение с мячом; подбросить вверх и поймать двумя руками;
3. прыжки на двух ногах с продвижением вперёд (дистанция 5-6 м), прыжки поочерёдно на правой и левой ноге.
При подборе игр и физических упражнений должно предусматриваться чередование таких видов основных движений, которые дети могли бы с интересом повторять несколько раз. Иногда допускается использование одного и того же движения в подвижной игре и физическом упражнении. После ходьбы на лыжах, катания на санках дети неохотно переключаются на игры с другими видами. Объясняется это тем, что за короткое время (10-12 мин) дети не успевают удовлетворить свою потребность в данном движении. Поэтому после ходьбы на лыжах можно предложить игры с использованием лыж: «Подними предмет», «Кто первый развернётся?» и др.
При подборе игр и упражнений важно учитывать время года и место их проведения.
В сентябре, мае, июне обязательны игры с более длительным бегом, с элементами соревнований, игры, эстафеты.
Примерный подбор игр и упражнений для проведения на прогулке летом.

1. П/и с бегом «Весёлые соревнования».
2. Езда на велосипеде по прямой, по кругу змейкой (с разной скоростью).
3. Метание мешочков с песком вдаль (рас. не менее 10 м).

Поздней осенью и ранней весной на прогулке необходимо вводить разнообразные физические упражнения с обручем, скакалкой, кольцом и др. Их можно организовать под навесом на веранде.

Примерный подбор игр и упражнений для проведения на прогулке в весеннее - осенний период.

1. П/и с бегом «Догони свою пару».
2. Прокатывание обруча по ровной дорожке («Кто дальше всех проктит обруч?»).
3. Прыжки через скалку разными способами.

Зимой планируется ходьба на лыжах, скольжение по ледяным дорожкам с использованием разнообразных заданий (присесть, повернуться и т.д.). в программное содержание зимней прогулки могут быть включены игры-эстафеты на санках и лыжах, игры с элементами хоккея. Наличие разнообразных построек способствует развитию основных движений (ходьба и бег, метание снежков и т.п.).

Примерный подбор игр и упражнений для проведения на прогулке зимой.

1. П/и с бегом «Быстро возьми, быстро положи».
2. Катание на санках. Игра-эстафета «Гонки санок».
3. Прыжки со снежных валов.

Планирование работы по развитию движений на прогулке в старшей и подготовительной группах должно обеспечить системность, последовательность подачи программного материала, повышать двигательную активность детей.
Значительное внимание следует уделять вопросам организации игр и физических упражнений. Как мы уже говорили, выбор их проведения зависит от предшествующей работы в группе. Если физкультурное или музыкальное занятие состоялось в перовой половине дня, тот игры и упражнения желательно организовывать в середине или в конце прогулки, а в начале предоставить возможность самостоятельно поиграть. В остальные дни организовать двигательную активность детей в начале прогулке, что позволит обогатить содержание их самостоятельных игр. При проведении игр и упражнений следует использовать разные способы организации детей.
При организации знакомых игр воспитатель может предоставить детям возможность самим вспомнить и рассказать содержание правил. Педагог обращает внимание лишь на важные моменты в игре, от которых зависит её ход и выполнение правил.
При разучивании новой подвижной игры необходимо дать чёткое, лаконичное объяснение её содержания. После объяснения воспитатель сразу переходит к игре и в ходе её уточняет то, что недостаточно хорошо запомнили дети.
При организации игр соревновательного характера важная роль принадлежит воспитателю, он должен помочь детям разделиться на команды. Большое значение имеет подведение итогов, оценка результатов, действий детей, их поведения в игре. К обсуждению результатов игры привлекают дошкольников, приучают их оценивать своё поведение и поведение товарищей. Это способствует формированию положительных взаимоотношений в процессе двигательной деятельности детей.

Педагогическое руководство двигательной активностью детей в самостоятельной деятельности на прогулке.

Помимо организованных форм работы по развитию движений в двигательном режиме детей 5-7 лет большое место занимает самостоятельная деятельность. У ребёнка появляется возможность играть, двигаться по собственному желанию. Однако и здесь его действия зависят во многом от условий, создаваемых взрослыми. При правильном руководстве двигательной активностью детей можно повлиять на разнообразие их игр, движений не подавляя инициативы.
Таким образом, в руководстве двигательной активностью детей на прогулке могут быть выделены 2 основных этапа. Вначале устанавливаются контакты воспитателя с каждым ребёнком, выясняется его интерес к играм и физкультурным пособиям, выявляется наличие у него двигательного опыта. На этом этапе могут быть применены следующие методы и приёмы: совместное выполнение упражнений ребёнка с воспитателем или другими детьми; объяснение и показ более сложных элементов движения; поощрения. Основным направлением руководства двигательной активности детей является обогащение её разнообразными движениями.
На втором этапе осуществляется более интенсивное воздействие воспитателя на двигательную активность дошкольника. Мало подвижные дети вовлекаются в деятельность, которая способствует развитию интереса к играм и физическим упражнениям. Подвижных детей нацеливают на спокойную деятельность, которая способствует снижению двигательной активности.
В процессе руководства двигательной активностью детей значительное место должно отводиться показу разнообразных движений с физкультурными пособиями. При этом важно учитывать индивидуальные проявления каждого ребёнка. Так, чрезмерно подвижным детям следует показать действия, требующие точности выполнения при пользовании пособием. Малоподвижным детям можно предложить активные действия и движения, не требующие точности выполнения: прыгнуть из обруча в обруч, через скакалку и т.д.
Необходимым приёмом в руководстве двигательной активностью является сосредоточение чрезмерно подвижных детей на играх и упражнениях низкой интенсивности (дидактические игры, игры с песком и т.д.), а мало подвижных - на выполнение упражнений с использованием физкультурных пособий (лазание по гимн, стенке, бег со скакалкой и т.д.).
Все предложенные педагогические приёмы и методы индивидуально-дифференцированного подхода к детям должны строится с учётом интереса ребёнка к играм и разным видам деятельности.

Организация и проведение прогулок в разных возрастных группах»

Пребывание на свежем воздухе укрепляет здоровье и закаливает организм. Ребенок дошкольного возраста должен гулять ( даже в холодное время года ) 4-5 часов в день . Первый этап « Подготовительный »: - подготовка к прогулке воспитателя ; - одевание детей на прогулку . Воспитатель к проведению и организации прогулки готовится так же. как и к занятию ( продумывает и планирует организацию деятельности и ее целесообразность ). Важный момент в организации прогулки – одевание детей и выход на участок. Как только часть детей оденется. воспитатель. чтобы не задерживать этих ребят в помещении. выходит с ними на участок. остальные продолжают одеваться под присмотром помощника воспитателя. который выводит их гулять позже. Чтобы ускорить процесс одевания. можно с трех летнего возраста использовать так называемый фронтальный метод одевания детей. когда они одновременно. снимают сандалии. ставят в шкаф ; снимают шорты. кладут в шкаф ; берут носки ; рейтузы одевают ; берут сапоги ; кофты ; шапки ; затем одевают пальто. Но и в этом случае также нужна помощь взрослых. Участие помощника воспитателя в подготовке детей к прогулке обязательно в любой возрастной группе. Недопустима. чтобы она в этот момент занималась другими делами. так как воспитателю сложно одному проследить за одеванием всех детей. помочь медлительным и своевременно вывести на участок всю группу . Четкость и организованность сборов на прогулку достигается в результате согласованной работы воспитателя и помощника воспитателя. а также развитых навыков самообслуживания у детей. Практика показывает. что время одевания составляет 8 – 12 минут. если оно превышает 15-25 минут. значит навыки не сформированы и необходимо научить детей одеваться быстрей. Используя различные приемы. игровой. соревновательный. мотивационный. но не в коем случае не сравнения ребенка с ребенком. наказание. осуждение. оскорбление . Прогулка проводится в любую погоду. за исключением неблагоприятных условий ( температура ниже 15 – 20 градусов с усиленным ветром ). При небольшом дожде ее можно организовать на веранде или под навесом. В этом случае с детьми проводят беседу. читаю. организуют спокойные игры. для которых не требуется большое пространство. Иногда длительность прогулки можно сократить. но полностью отменять ее не следует. решение о сокращении проведения прогулки принимает медик. В дни, когда выйти с детьми на участок нельзя. В группе открывают с одной стороны окна или фрамуги и с тепло одетыми детьми проводят игры средней подвижность. Важно помнить. что день. проведенный без прогулки. потерян для здоровья (Г.Н. Сперанский ). Чтобы длительность ежедневного пребывания детей на воздухе соответствовала физиолого-гигиеническим рекомендациям, следует: - утренний прием детей проводить на участке в течение всего года; - проводить на участке часть физкультурных занятий; - четко выполнять все режимные процессы в течение дня, что позволит своевременно выходить на прогулку и обеспечить достаточную ее длительность; - проводить разъяснительную работу среди родителей, о необходимости вечерних прогулок и о прогулках в выходные дни. Выполнение требований возможно лишь, когда важнейшие компоненты режима проводятся методически правильно, в отведенное для них время в режиме дня, а это говорит о хорошем общем уровне педагогической работы в дошкольном учреждении. В течение дня в детском саду ребенок испытывает разнообразные нагрузки, связанные с необходимостью выполнения многих требований режима и программы обучения. На самостоятельную деятельность у дошкольника остается сравнительно мало времени. В этом отношении прогулка особенно важна и необходима, поскольку детям предоставляется возможность проявить свои творческие способности, поиграть в любимые игры, используя оборудование участка, игрушки и пособия, которых нет в группе, побегать. Воспитатель планирует содержание каждой прогулки (ставит перед собой определенные педагогические и оздоровительные задачи), делая ее целенаправленной. Согласно «Программы…» правильная организация прогулки предполагает использование подвижных и спортивных игр, физических упражнений, наблюдений, труда, самостоятельной деятельности и др. а эффективность реализации всех компонентов прогулки полностью зависит от воспитателя. Индивидуальные особенности воспитанников больше всего проявляются в самостоятельной деятельности. Одни дети предпочитают спокойные игры и могут ими заниматься в течение всей прогулки, другие постоянно находятся в движении. Воспитателю следует помнить, что наиболее благоприятное состояние физиологических систем организма обеспечивается равномерной нагрузкой, сочетанием различных по интенсивности движений, в последние 8-10 минут прогулки детей лучше всего заняться спокойными играми, убрать игрушки, привести в порядок площадку. Нельзя допускать, чтобы на прогулке дети находились длительное время в одной позе. Нужно переключать их на другую деятельность и менять место игры. Важно, чтобы на протяжении всей прогулки ребенок был в состоянии теплового комфорта. Для этого одежда и обувь должны быть удобна и соответствовать погоде. Необходима большая информационно – разъяснительная работа в родителями. Одежда должна быть комфортная из натуральных тканей, при температуре от +3 до – 3 трехслойная, при температуре от – 4 до -10 четырех слойная, при температуре воздух -11 – 15, рекомендуется зимнее пальто с четырьмя слоями одежды. Длительность прогулки сокращается при температуре ниже – 18-22 градуса. С детьми рекомендуется проводить пешеходные переходы по территории детского сада и за пределы его. С младшими детьми прогулка за пределы участка целесообразно проводить примерно 1-2 раза в неделю в первую половину дня на небольшие расстояния; со старшими детьми 2 -3 раза в неделю. Организация и проведение наблюдений.

1. Необходимо продумать организацию обстановки (объектов наблюдения, отбор и расположение объекта). Размещение детей.

2. Приемы привлечения внимания детей к наблюдению и возбуждения интереса (сюрпризные моменты, загадки, постановка познавательной задачи, проблемная ситуация), их действенность.

3. Характер заданий и вопросов, последовательность их постановки (логика занятия). Характер и содержание ответов детей.

4. Включение обследовательских действий в ход наблюдения, их характер, результативность.

5. Использование приемов активизации умственной деятельности (поисковые вопросы и действия, сравнение, использование детского опыта и др.).

6. Проявление интереса детей в ходе наблюдения (эмоции, вопросы, сосредоточенность внимания).

7. Индивидуальные проявления детей и индивидуальный подход к ним.

8. Использование результатов повседневных наблюдений, проводимых детьми.

Дидактическая игра.

1. Воспитательно-образовательное значение выбранной игры (какими знаниями оперировали дети в процессе игры, какие умственные операции использовали, их оценка). Что нового внесла игра в знания и умения детей?

2. Ошибки и затруднения детей, их причины (недостаток знаний, отсутствие знаний, внимания, необходимых умственных умений).

3. Приемы руководства, их действенность (способы привлечения детей, способы объяснения правил игры и игровых действий, руководство ее ходом).

Трудовая деятельность.

1. Организация условий труда (объекты труда, оборудование, инструменты, их размещение), их рациональность.

2. Организация детского коллектива, формы работы по организации труда (звенья, пары, конвейер, мальчики-девочки, поручения, подгруппа вся группа).

3. Приемы постановки и объяснения трудового задания.

4. Знания и умения, необходимые для выполнения задания; новые знания и умения, формируемые на занятии.

5. Результативность трудовых действий детей, качество навыков и умений.

6. Взаимодействие детей в процессе труда.

7. Отношение к труду (с интересом, безразличное).

8. Оценка деятельности (детьми, воспитателями), ее содержание, формы.

9. Экологическая направленность труда детей.

Подвижная игра.

Подготовка воспитателя к игре (площадка, атрибуты, знание правил, слов и т.д.)

Индивидуальный подход в процессе игры.

Индивидуальная работа по разделам программы.

Приёмы руководства и мотивации.

Самостоятельные творческие игры.

Организация обстановки (атрибутика).

Содержательность и разнообразие игровых навыков.

Взаимодействие детей во время игры.

Приёмы руководства, их действенность (способы привлечения детей, отговаривание игровых действий).

Общие принципы организации двигательной деятельности детей на прогулке.

Планирование работы по развитию движений на прогулке должно способствовать закреплению, совершенствованию игр и физических упражнений, повышать двигательную активность детей. При этом важно правильно выбирать время для проведения игр и упражнений. Нельзя допускать, чтобы организованная двигательная деятельность проводилась за счёт времени самостоятельной деятельности детей.

Выбор времени проведения и упражнений на прогулке зависит от предшествующей работы в группе. Если физкультурное или музыкальное занятие проводилось в первой половине дня, то желательно организовывать игры и упражнения в середине или конце прогулки, а в самом её начале предоставить детям возможность самостоятельно поиграть, поупражняться с разнообразными пособиями.

В остальные дни целесообразно организовать двигательную деятельность детей в начале прогулки, что позволит обогатить содержание их самостоятельной деятельности.

В дни проведения физкультурных занятий с детьми организуется одна подвижная игра и какое-либо физическое упражнение (спортивное упражнение или упражнение в основном виде движения). В другие дни, когда занятие не проводится, планируется подвижная игра, спортивное упражнение и упражнение в основном виде движения (прыжки, лазание, метание, бросание и ловля мяча и др.)

При проведении упражнений, основных видов движений следует использовать разные способы организации (фронтальный, подгрупповой, индивидуальный). Наиболее целесообразным является смешанное использование разных способов организации.

Например, применение подгруппового способа организации является наиболее важным при сочетании процесса обучения и совершенствования двигательных навыков. При этом одна группа детей осваивает новый вид движений под руководством взрослого, в то время как другие дети самостоятельно упражняются в хорошо знакомых движениях.

В связи с особенностями выполнения некоторых движений (лазание по гимнастической лестнице, упражнения в равновесии, прыжки в длину и высоту с разбега) используются поточный и индивидуальные способы.

Сочетание разных способов организации значительно повышает эффективность проведения игр и упражнений во время прогулки. Например, упражнение в лазании выполняется детьми поочерёдно, а упражнение с мячами - фронтально, т. е. всеми детьми одновременно.

Упражнения детей в основных видах движений желательно организовывать по подгруппам, в зависимости от степени подвижности детей (см стр. 16, "Двигательная активность ребёнка в детском саду", автор М. А. Рунова). Каждая подгруппа выполняет своё задание. Например, дети первой и второй подгруппы (с высоким и средним уровнем подвижности) выполняют упражнения, требующие концентрации внимания, координации и ловкости, при этом воспитатель осуществляет контроль. Дети третьей подгруппы (с низким уровнем подвижности) упражняются в разных видов прыжков через скакалку.

Длительность организованной двигательной деятельности составляет 30-35 минут .

Подвижную игру воспитатель может проводить со всей группой и повторять её 3-5 раз. При организации известных игр воспитатель может предоставить детям возможность самим вспомнить и рассказать содержание игры, правила.

При разучивании новой подвижной игры необходимо чёткое, лаконичное объяснение её содержания. Отдельные элементы можно показать и даже проиграть. После объяснения воспитатель сразу переходит к игре и по ходу игры уточняет то, что недостаточно хорошо запомнили дети.

В подвижных играх ведущие роли выполняют сами дети. При организации игр соревновательного характера, игр-эстафет важная роль принадлежит воспитателю, который должен помочь детям разделиться на команды, подобрав их с учётом уровней подвижности и физической подготовленности (необходимо, чтобы в обеих командах приблизительно поровну было и тех, и других детей).

Большое воспитательное значение имеет подведение итогов, оценка результатов, действий детей, их поведение в игровой деятельности.

К обсуждению результатов игры целесообразно привлекать самих детей, надо приучать их оценивать своё поведение и поступки товарищей. Это будет способствовать в дальнейшем более осознанному выполнению заданий и правил игры, а также налаживанию взаимоотношений в процессе совместных действий.

На прогулке должны планироваться подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности. В течение месяца может быть проведено 15-20 подвижных игр (включая игры эстафеты), при этом разучено 3-4 новые игры.

Общая длительность игры составляет 10-12 минут.

В плане воспитательно-образовательной работы записывается:

2. Основное движение, способы организации с учётом уровней подвижности.

3. Спортивное упражнение, например, элементы игры в волейбол: перебрасывание мяча друг другу двумя руками от груди на месте и в движении.