Руководства, Инструкции, Бланки

образец описания пейзажной картины для дошкольников img-1

образец описания пейзажной картины для дошкольников

Рейтинг: 4.6/5.0 (1828 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Рассказы-описания по пейзажной картине - Фото 28960-9

Рассказы-описания по пейзажной картине

<< Рассказ по сюжетной картине

Фрагментарное рассказывание по пейзажной картине >>

РАССКАЗ-ОПИСАНИЕ пейзажной картины. Особым видом связного высказывания являются рассказы-описания по пейзажной картине. Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи – живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку. В данном случае в качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы. Так как они, как правило, носят статичный характер, особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов. Работа по таким картинам строится в несколько этапов: выделение значимых объектов картины; рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта; определение взаимосвязи между отдельными объектами картины; объединение мини-рассказов в единый сюжет.

Фото 9 из презентации «Развитие связной речи у дошкольников» к урокам дошкольного образования на тему «Развитие речи»

Размеры: 304 х 302 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать фотографию для урока дошкольного образования, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Для показа фотографий на уроках Вы также можете бесплатно скачать всю презентацию «Развитие связной речи у дошкольников» со всеми фотографиями в zip-архиве. Размер архива - 870 КБ.

Развитие речи

краткое содержание других презентаций о развитии речи

«Методы развития речи» - Подбор эпитетов. Констатация фактов. Приемы обучения грамматическим навыкам. Интеллектуальное развитие ребенка. Средства развития речи. Внутреннее проговаривание. Методические приемы обучения детей диалогической речи. Этапы работы над звуком. Образец. Профессиональные умения. Действия обучающего. Метод имитации.

«Развитие связной речи у детей дошкольного возраста» - Развитие связной речи. Педагоги. Пересказ. Инновационные формы работ. Рассказы по серии сюжетных картинок. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Формы приветствий. Использование круговых диаграмм. Подвижное рассказывание. Теоретическая часть. Обучение рассказыванию. Логопед. Пересказ рассказа.

«Познавательно-речевое развитие детей» - Мышление дошкольников по природе. Взрослые организуют экскурсии на природу, по городу. Наблюдение, познавательные беседы, экспериментирование. Ведущий описывает какое-либо дерево. Предлагаем детям разделить деревья на хвойные и лиственные. Разрезать картинки по пунктирным линиям. Уточнение и обогащение словарного запаса.

«Связная речь дошкольников» - Работа над словообразованием. Выбери гриб, который тебе понравился. Распространение простого предложения с помощью схемы. Сравнение маслёнка и мухомора. Составление маленького рассказа с помощью схем предложений. Задачи. Знакомство детей с грибами. Формирование связной речи у дошкольников. Эффективность работы логопеда по формированию навыков связной речи.

«Развитие речи дошкольников» - Примерная тематика дидактических игр. Выявление уровня развития игровых навыков воспитанников. Многообразная, богатая дополнениями, описаниями и синонимами речь. Ожидаемый результат проекта. Выявление уровня развития речи. Месяц. Занятие по развитию речи. Характерные проблемы развития речи дошкольников.

«Работа по развитию речи» - Нарушение звукопроизношения. Подготовительный этап. Взаимодействие с логопедом. Формирование правильной речи. Занятия у логопеда. Диагностика речевого развития. Нарушения речи. Формирование звуковой культуры речи. Планирование индивидуальной работы. Формирование грамматических умений и навыков. Необходимость проведения коррекционно-речевой работы.

Всего в теме «Развитие речи» 27 презентаций

Дошкольное образование

Другие статьи

Презентация по развитию речи по теме: Обучение детей рассказыванию по картине

Презентация по развитию речи по теме:
Обучение детей рассказыванию по картине
Подписи к слайдам:

Слайд 1
ЗНАЧЕНИЕ

Слайд 2
В основе рассказывания по картине лежит восприятие детьми окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.

Слайд 3
Проблема особенностей восприятия и понимания детьми картин рассматривалась в работах С.Л. Рубинштейна, Е.А. Флериной, В.С. Мухиной.

Слайд 4
Флерина выделяет в детском восприятии следующие тенденции:тяготение ребенка к яркому красочному рисунку;желание видеть на картинке все существенные признаки предмета;затруднения при восприятии светотеневого рисунка;затруднения. малышей 3-5 лет при восприятии рисунка с ярко выраженной деформацией предмета; - положительное отношение к ритмической простоте построения (композиции).

Слайд 6
СЕРИИ КАРТИН, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ДЕТСКОМ САДУ:

Слайд 7
предметные картины - на них изображены один или несколько предметов без какого-либо сюжетного взаимодействия между ними (мебель, одежда, посуда, животные; «Лошадь с жеребенком», «Корова с теленком» из серии «Домашние животные» - автор С. А Веретенникова, художник А. Комаров). сюжетные картины, где предметы и персонажи находятся в сюжетном взаимодействии друг с другом.

Слайд 8
репродукции картин мастеров искусства: - пейзажные картины: А Саврасов «Грачи прилетели»; И. Левитан «Золотая осень», «Весна. Большая вода», «Март»; А. Куинджи «Березовая роща»; И. Шишкин «Утро в сосновом бору», «Рубка леса»; В. Васнецов «Аленушка»; В. Поленов «Золотая осень» и др.;натюрморт: К. Петров-Водкин «Черемуха в стакане», «Стакан и яблоневая ветка»; И. Машков «Рябинка», «Натюрморт с арбузом»; П.Кончаловский «Маки», «Сирень у окна».

Слайд 9
ТРЕБОВАНИЯ К ОТБОРУ КАРТИН:- содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему; - картина должна быть высокохудожественной: изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими; - картина должна быть доступна не только по содержанию, но и по изображению. Не должно быть картин с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются от главного.

Слайд 10
- содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему; - картина должна быть высокохудожественной: изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими; - картина должна быть доступна не только по содержанию, но и по изображению. Не должно быть картин с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются от главного.

Слайд 11
Виды рассказывания по картине:1. Описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий,2. Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины. 3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин: ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ.

Слайд 13
ПРЕДМЕТНАЯ КАРТИНКА

Слайд 14
СЮЖЕТНАЯ КАРТИНКА

Слайд 15
Серия сюжетных картин «Мальчик и ёж»

Слайд 16
4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине: ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. Ему требуется не только осмыслить содержание картины, передать его, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события.5. Описание пейзажной картины и натюрморта. Пример описания картины И. Левитана «Весна. Большая вода» ребенком 6,5 лет: «Растаял снег, и затопило все кругом. Деревья стоят в воде, а на горке домики. Их не затопило. В домиках живут рыбаки, они ловят рыбу».

Слайд 17
ПЕЙЗАЖ


Этапы обучения рассказыванию по картине: младший дошкольный возраст: осуществляется подготовительный этап, цель его - обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картины и отвечать на вопросы по их содержанию. Проводятся дидактические игры с предметными картинками: малыши должны подобрать пару к указанной картинке, назвать предмет, сказать, какой он, что с ним делают.

Слайд 19
В работе с малышами используются предметные и сюжетные картины, близкие опыту детей, вызывающие эмоциональный отклик: «Кошка с котятами», «Собака со щенятами», «Корова с теленком», «Наша Таня». Основной вид занятия по картине - беседа. Дети учатся рассказывать с помощью вопросов воспитателя. Воспитатель задает схему, а дети дополняют:«Кошка Мурка лежит на. (коврике), у нее маленькие. (котята)». Используются авторские рассказы по теме, загадки, короткие стихи, потешки.

Слайд 20
средний дошкольный возраст: Детей учат рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу. Используется прием сравнения двух персонажей. Проводятся беседы по сюжетным картинам, заканчивающиеся обобщением, которое делает воспитатель или дети.

Слайд 21
Структура занятия: 1. дети молча рассматривают картину, 2. проводится беседа, уточняющая содержание и детали, 3. дается образец (короткий, живой, эмоциональный), 4. дети воспроизводят образец, 5. рассказывают самостоятельно, внося в рассказ свое творчество.

Детей подводят к рассказыванию рассказывание по серии сюжетных картин (не более трех). Рассматривается и описывается каждая картина из серии, затем высказывания детей объединяются в один сюжет воспитателем или детьми.

Слайд 23
старший дошкольный возраст: Дети самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя описывают предметные и сюжетные картины, составляют сюжетные рассказы по серии картин, придумывают начало и конец сюжету картины. Задачи обучения усложняются: дети должны не только понимать содержание картины, но и связно, последовательно описывать всех персонажей, их взаимоотношения, обстановку, используя разнообразные языковые средства, более сложные грамматические конструкции. Основное требование - большая самостоятельность в рассказах по картинам.

Слайд 24
В старшей группе рекомендуются картины: «Шар улетел», «Новенькая», «У пристани», «Лошадь с жеребенком», «Ежи», «Белки» и др. Детей обучают следующим типам высказываний: - описанию и сравнению предметных картин; - описанию сюжетных картин; - повествованию по серии сюжетных картин.

Слайд 25
Структура занятия: используется рассматривание картин, уточнение основных моментов сюжета. Методические приемы: вопросы, речевой образец, коллективное рассказывание, обсуждение последовательности повествования, творческие задания, план в виде вопросов и указаний. Продолжается обучение построению рассказа по серии сюжетных картин.

Слайд 26
1. на доске выставляют набор картинок с заведомо нарушенной последовательностью. Дети находят ошибку, исправляют ее, придумывают название рассказа и содержание по всем картинкам; 2. вся серия картинок находится на доске, первая картинка открыта, другие закрыты. После описания первой открывают по порядку следующую; каждая картинка описывается. В конце дети дают название серии, отбирают самое удачное; 3. дети размещают в нужной последовательности неправильно расположенные картинки, затем составляют рассказ по целой серии. Они договариваются между собой, кто в какой последовательности будет рассказывать.

Слайд 27
Варианты предъявления картин для составления коллективного рассказа по сюжетной серии:

Слайд 29
подготовительная к школе группа: дети самостоятельно составляют описания и повествования по картинам, с правильной передачей содержания, с соблюдением соответствующей структуры, с использованием образной речи. Используются все типы картин и все виды детских рассказов. Особое внимание уделяется самостоятельности и творчеству. В качестве речевого образца часто используется художественное произведение: короткие рассказы Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, Е.Чарушина, В. Бианки.

Слайд 30
Структура занятия: Проводится рассказывание по многоэпизодным картинам «Зимние развлечения», «Летом в парке», «Улица города». Рассматривание картин осуществляется по частям, используются творческие задания, детям предлагают самим задавать вопросы; словарь активизируется, обогащается образными выражениями (эпитеты, сравнения, метафоры). Воспитатель может начать рассказ об одном из эпизодов, дети продолжают. Используются указания, кому начинать, о чем рассказать сначала, в какой последовательности развивать сюжет. После таких пояснений и указаний дети принимают участие в коллективном рассказывании.

Слайд 31
Дети придумывают творческие рассказы-повествования, начало и конец сюжету.Можно использовать прием составления и отгадывания загадок. Проводятся занятия с использованием репродукций пейзажных картин и натюрмортов. Воспринимая пейзаж или натюрморт, дети должны увидеть красоту изображенного, найти слова для передачи прекрасного, эмоционально откликнуться.

Слайд 32
Рассматривание картин необходимо сочетать с наблюдениями природы, восприятием поэтических произведений, описывающих природу, слушанием музыкальных произведений (н-р, «Золотая осень» Левитана и «Октябрь» П.И. Чайковского). Можно использовать прием сравнения двух картин «»Березовая роща» Левитана и А. Куинджи). Интересный прием - «войти» в картину, осмотреться вокруг, прислушаться – это стимулирует творчество, дает полноту ощущений.

Слайд 33
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Слайд 34
МОЛОДЦЫ!

Лекция 2

Лекция 2. Методика развития связной речи дошкольников

I. Методика развития связной описательной речи дошкольников.

1. Особенности описательных рассказов детей дошкольного возра­ста. Особенности описательной речи дошкольников были предме­том внимания многих педагогов (В.В.Гербова, Н.Ф.Виноградо­ва, О.С.Ушакова). Анализ их исследований позволил выделить следующие ошибки, характерные для детей разного возраста:

- многие высказывания детей непоследовательны. одна мысль вклинивается в другую, отсутствует определенный порядок опи­сания признаков. Например, описывая медвежонка, ребенок мо­жет начать описание с головы, затем отметить особенности кос­тюма и вновь вернуться к голове;

- дети не знают, как начать и как закончить описан ие. Боль­шинство высказываний не имеют завершающего предложения; они заканчиваются на каком-то признаке или словом «все». Напри­мер: «У зайчика брюки голубые. У него лапки есть и ушки. В кор­зинке есть еще цветочки. Всё»; «У меня мишка в красной рубашке и в красной шапочке. У него красные брюки»;

- в описаниях детей нет яркого, четкого образа предмета, они не умеют передавать взаимодействие этого предмета с окружаю­щей средой, вычленять его существенные признаки. Например: «Петух. Травка и цветочки. Гребешок. Хвостик. Крылышки и шейка. Земля. Небо»;

- дети могут составить рассказ, не назвав его объект. «У него красная шляпка. У него балалайка с бантиком. У него кофточка красная с зеленым »;

- в рассказах детей преобладают простые предложения, иногда с однородными член ами. Много пауз, повторов, слов «здесь», «там», «тут», «такой». Например: «Этот зайчик сделан из дерева. У него здесь капельку синее и серое. У него платьице крас­ное, ботиночки тоже. Ручки у него серенькие, бантик у него бе­ленький»;

- объем детских описаний небольшой, но с возрастом он уве­личивается: у детей 4 лет в среднем текст состоит из 17 слов и 5 предложений; у пятилетних — из 28 слов и 7 предложений.

Недочеты детских описаний чаще всего связаны с тем, что дошкольники не умеют рассматривать то, о чем говорят, и выде­лять детали и части, из характеристики которых складывается об­щая картина, не умеют вычленять существенные признаки.

Учитывая специфику описания как типа монологической речи и особенности детских описательных рассказов, исследователи оп­ределили круг знаний и умений, которыми долж­ны овладеть д е т и. К ним относятся:

- умение видеть красоту и неповторимость каждого предмета (явления);

- умение выделять в предметах существенные, характерные признаки, соединять, группировать признаки, адекватно обозна­чая их словами;

- умение соотносить свое описание с рассматриваемым объек­том;

- знание структуры описательного рассказа, умение следовать ей, пользуясь разными видами последовательности (слева — на­право, справа — налево, сверху — вниз, снизу — вверх, по кругу, по диагонали);

- умение высказываться о признаках предложениями разной синтаксической конструкции;

- умение использовать различные связи между предложениями;

- умение пользоваться разнообразными средствами выразитель­ности;

- умение давать подробное, развернутое, и сжатое, краткое, описание;

- умение включать описание в другие виды высказываний.

Вышеназванные знания, умения и навыки составляют содер­жание обучения детей описательным рассказам в детском саду, которое конкретизируется в программе по каждой возрастной группе.

2. Обучение дошкольников описательным рассказам. Обучение до­школьников описательным рассказам — это первая ступень в фор­мировании навыков связной монологической речи. Необходимость и важность обучения детей данному типу рассказывания подчерки­вали К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, О.С.Ушакова, А.М.Де­ментьева, В.В.Гербова, Н.Ф.Виноградова, А.А.Зрожевская, Л. Г. Шадрина и др.

Обучение описанию оказывает разностороннее влияние на по­знавательное развитие детей и формирование их речемыслительной деятельности, способствует активизации зрительного, слухо­вого и тактильного восприятия, памяти, воображения. В процессе составления описательных рассказов дети учатся выделять и сопо­ставлять существенные признаки предмета, осмысливают их со­отношение с другими предметами. У них развивается наблюда­тельность, умение анализировать и сравнивать.

В детских садах дошкольников учат следующим видам описа­тельных рассказов:

- описанию игрушек и натуральных предметов;

Обучение детей каждому виду описания имеет свои особен­ности.

1). Методика обучения описанию игрушек и натуральных предме­тов. Дети описывают то, что воспринимают в настоящий момент. Видимый предмет точно определяет собой содержание будущего рассказа. Его наглядно воспринимаемые качества облегчают под­бор соответствующего словаря, сочетания слов во фразе, форм согласования между собой разных частей речи.

Объектами описания могут быть любимые игруш­ки, домашние животные, животные уголка природы, новогодняя елка, костюмы персонажей детских праздников и т.д. Главное, чтобы вызываемый образ оставил яркий след не только в созна­нии малышей, но и оказал влияние на их чувства Для рассматривания предметов и составления рассказов о них следует отбирать игрушки с ярко выраженной индивидуальностью. Например: котенок с забавным выражением мордочки; неуклю­жий, с широко открытыми глазами утенок.

Показ объекта должен сопровождаться точной и эмоциональ­но-яркой словесной характеристикой его качеств, особенностей, действий.

В процессе обучения младших дошкольников объект описания целесообразно вносить в группу до занятия, чтобы дети имели возможность лучше рассмотреть его, коснуться руками, что по­зволяет не отвлекать ребят на занятии во время сообщения о нем.

В старших группах игрушки лучше вносить прямо на занятие, но закрытыми в коробке или ящике.

После занятия предмет можно оставить на видном месте, что­бы дети продолжали играть с ним и упражнялись в составлении рассказов.

По мере усвоения навыков описания рекомендуется вводить в обучение новые виды работы: в средней группе — описание по памяти; в старшей — описание на основе воображения.

Обучению детей рассказу-описанию предшествует подготови­тельная работа.Ее цель — развитие наблюдательности у детей, достижение ими уровня речевого развития, необходимого для со­ставления рассказов (формирование лексического запаса речи, развитие и закрепление навыков построения предложений, ком­муникативных умений и навыков для полноценного общения де­тей с педагогом и между собой в процессе занятий).

Для развития наблюдательности используются дидактические игры: «Узнай, что изменилось»; «Что одинаковое и разное»; «У кого какой предмет»; «Угадай по описанию» и др.

Для подготовки красочных, образных описаний проводятся разнообразные упражнения на использование выразительных средств: подбор эпитетов («Это яблоко. Какое оно?»), сравнений («На что похожи облака на небе?»; «С чем можно сравнить снег?»), сино­нимов («Веревка крепкая. Как сказать по другому? Прочная»), антонимов (глубокий — мелкий).

Методы подготовительной работы используют также при обу­чении детей описанию на занятиях.

· Занятия по описанию начинаются с рассматривания предме­тов, т. е. сенсорного обследования, включающего:

- восприятие предмета в целом;

- вычленение его характерных особенностей;

- определение пространственных взаимоотношений частей от­носительно друг друга (выше, ниже, слева, справа и т.д.);

- вычленение более мелких частей или деталей предмета и ус­тановление их пространственного расположения по отношению к основным частям;

- повторное целостное восприятие предмета.

(Возможны и другие варианты последовательности).

Воспитатель обращает внимание детей на характерные особен­ности их внешнего вида (форма, цвет, материал), следит за пра­вильным использованием слов при их определении.

· Описание строится по вопросам педагога. Используются раз­личные вопросы:

- прямые («Какого цвета утенок?»);

- подсказывающие искомые признаки («Ребята, вы не видели желтого игрушечного утенка?»); - поисковые («Почему зайчонка назвали Ушастиком? Почему щенка назвали Чернышом?»);

- побуждающие к сравнению, метафоре («На что похожи глаз­ки лисенка?»; «Что напоминают лапки утенка?»).

· После ответов детей педагог делает обобщение, предлагая по­слушать рассказ-образец который должен служить примером точ­ной соотнесенности речи с воспринимаемым объектом, с вычле­няемыми в нем качествами, признаками, деталями.

Рассказ-образец педагога дол­жен быть содержательным, интересным, лаконичным, четким по построению и эмоционально выразительным.

Образец может использоваться в начале, середине и конце заня­тия: это определяется уровнем умений детей. Чтобы ребята не копи­ровали его целиком, педагогу нужно вести рассказ не о той именно игрушке, о которой будут говорить ребята, а об однотипной (кукла с косичками и кукла с бантиками, красная и зеленая пирамидки и т. д.). Тогда дети смогут проявить самостоятельность и инициативу.

Образец может представлять собой полное законченное описа­ние или только часть рассказа. Это зависит от подбора предметов и игрушек, от их количества, от возраста и уровня речевого раз­вития детей.

По мере овладения описательными умениями дети начинают составлять рассказы по плану воспитателя. Сначала план состоит из 2 — 3 вопросов («Сначала расскажите, как называется игруш­ка, какая она по цвету, величине, как с ней можно играть»). По­степенно он усложняется, в него добавляются вопросы: «Из како­го материала сделана эта игрушка?»; «Нравится ли она тебе?»

Повысить интерес к описательному рассказу помогают следу­ющие приемы.

1. Мотивация, которая придает смысл деятельности. Исследо­ватели (Л.С.Славина, Т.Н.Доронова, С.Г.Якобсон, В.В.Гербова и др.) предложили игровой тип мотивации, ставящий ребенка в позицию естественного помощника или защитника персонажа, который по какой-то причине попадает в затруднительное поло­жение. (Например: сделать объявление по радио, помочь зайчихе найти маленьких зайчат, которые потерялись.)

Мотивом может служить стремление ребенка участвовать в игре. В.В.Гербова предложила дидактические игры сюжетно-ролевого характера: «Ателье легкого платья»; «Мастерс кая по пошиву обу­ви»; «Демонстрация моделей одежды»; «Выставка машин» и дру­гие, — в которых предполагается выполнение определенных ро­лей, связанных с необходимостью описать тот или иной пред­мет.

Мотивом может быть желание получить игрушку. Например: игра «Магазин игрушек». Игрушку продадут только в том случае, если о ней будет составлен подробный, интересный рассказ.

2. Параллельное описание педагогом и ребенком двух объектов. Например, вот как могут быть составлены описания на тему «У кого какой зверь»:

У цыпленка лапки маленькие

Сначала следует брать игрушки, похожие внешне и отличаю­щиеся незначительным количеством признаков. Затем можно ис­пользовать сильно различающиеся игрушки (лягушонок и гусе­нок, медведь и заяц, курочка и козлик).

3. Игры-соревнования, в которых дети учатся умению выделять и обозначать словом части и признаки объекта («Кто больше увидит и скажет про медвежонка»; «Скажи, что ты знаешь про куклу Таню»).

4. Сюрпризные моменты (загадывание загадок, предъявление новой игрушки, появление ребенка или взрослого в необычном образе, получение посылки и т.д.).

5. Коллективное составление рассказа: один ребенок описывает лицо персонажа, другой — одежду, третий — предмет, находя­щийся у него в руках или за спиной.

6. Использование схем, моделей .

7. Чтение художественных произведений.

8. Поощрение за рассказ, за дополнение прослушанных рассказов разными предметами (ленточками, флажками, фишками). Напри­мер, воспитатель обращается к группе: «Сегодня вы будете расска­зывать о хорошо знакомых вам вещах. Вы должны внимательно слу­шать выступления сверстников и стараться дополнить их. За каждое дополнение вы получите зеленую фишку. В конце занятия мы по­считаем фишки и узнаем, кто лучше всех дополнял прослушанные рассказы. Дети, которые будут рассказывать, тоже могут получить фишку другого цвета, например оранжевую, если их описания бу­дут точными и подробными и никто не сможет их дополнить».

9. Оценка детских рассказов. Ее смысл в том, чтобы дети стреми­лись подражать рассказу, который похвалил воспитатель. Исследо­вания показали, что дети лучше воспринимают оценку, исходя­щую от игрового персонажа или связанную с игровой мотивацией. Они не обижаются и пытаются исправить указанные ошибки. На­пример: «Молодец. Ты очень подробно описал зайчонка, ничего не пропустил, но рассказал не по порядку, и слушать тебя было труд­но. Попробуй еще раз».

Оценка дается каждому рассказу. Нужно стараться найти в каж­дом высказывании что-то, заслуживающее похвалы (старание, последовательность, удачные слова и обороты и т.д.). Оценка долж­на быть краткой и содержательной. В старшем дошкольном возра­сте можно привлекать детей к взаимооценке.

10. Повысить интерес к занятиям помогает изменение формы их проведения. Обучение описанию может осуществляться через дидактические игры, игры-путешествия, организацию различных выставок, на которых дети выступают в роли экскурсоводов, и т.д.

2). Методика обучения описанию картин. Занятиям с картиной в детских садах по развитию речи отводится одно из главных мест во всех возрастных группах. Дети дошкольного возраста любят рас­сматривать картины, делиться своими впечатлениями с окружа­ющими о том, что они видят.

Рассказ по картине — это разновидность рассказа по восприя­тию. Но он сложнее предыдущего, так как при рассматривании картины ребенок вместо реального предмета или группы предме­тов, воспринимает лишь с помощью зрения отраженный образ предмета или сюжета в зримых, в известной мере условных обра­зах (не ощущается объем предмета, величина его условна и может быть более или менее реальной).

Рассматривание детьми картины — сложный мыслительный процесс. И от того, что ребенок увидит на картине, как поймет изображенное на ней, во многом зависит последующее описание ее ребенком.

В целях обучения дошкольников описательным рассказам ре­комендуется проводить следующие виды занятий с картинами. составление рассказов по предметной картине; составление рассказов по сюжетной картине; составление рассказов по пейзажной картине и натюрморту.

Занятия по обучению детей описанию предметной картины ана­логично занятиям по описанию игрушек (предметов). Руковод­ство восприятием предметной картины должно быть направлено на то, чтобы помочь детям «узнать» знакомые признаки предме­та, изображенного на ней.

Для составления описательных рассказов могут использоваться уже известные детям и новые картины. Занятия состоят обычно из двух частей: рассматривания картин и обучения составлению опи­саний по картине .

Более интересной и трудной задачей для детей является описание сюжетной картины. В данном случае важно понять ее содержание, а для этого установить разнообразные связи: не только узнать изобра­женные объекты, их признаки, действия, но и установить место и время действия, отношения между объектами, причинно-следствен­ные связи. Все это и будет признаками (отличительными особенно­стями) картины, которые при ее описании будут перечислены. Описание сюжетной картины ограничивается только ее содер­жанием. Оно начинается с главного в картине, затем постепенно круг рассматриваемых предметов расширяется, устанавливаются связи между ними.

На первоначальных этапах обучения (средняя группа) лучше использовать прием описания картины по частям, связывая их с общим замыслом картины. Например, сначала можно описать жи­вотных, изображенных на картине («Ежи», «Белки»). Во второй части занятия желательно составить рассказ о всей картине: «Те­перь расскажите обо всем сразу».

После занятия картина остается в группе на несколько дней, чтобы дети могли лучше рассмотреть ее, заметить то, чего не за­метили раньше, и начать высказываться.

При обучении описательному рассказу по сюжетной картине используются следующие приемы.

1. Вступительное слово-обращение педагога к детям перед пока­зом картины или краткая, предваряющая процесс рассматривания, беседа с детьми. Например, детям предлагается составить рассказ по картине «Лиса». До начала ее рассмотрения старшим дошколь­никам предлагается вспомнить, за кем охотится лиса. Дети отве­чают: «За зайцами, птицами». Затем воспитатель спрашивает: «За кем еще охотится лиса-хищница? Посмотрите на картину, и вы узнаете». С помощью новых вопросов он помогает детям рассмот­реть движения зверя, его внешний вид, природное окружение.

2. Вопросы воспитателя. Вопросы должны быть сформулирова­ны так, чтобы, отвечая на них, ребенок учился строить разверну­тое высказывание, а не ограничивался одним-двумя словами. Чрез­мерно дробные вопросы приучают детей к однословным ответам, а нечетко поставленные вопросы тормозят развитие у детей рече­вых навыков. Последовательность вопросов должна обеспечивать целостность восприятия.

3. Образец описания картины воспитателем. Своим примером педагог может показать, на что обратить внимание в картине и как точно и выразительно можно сказать об изображенном на ней. Рассмотрим пример описания картины «Таня не боится мороза».

На дворе зима. Таня взяла санки и пошла гулять. На улице морозно, но Танюше не холодно. На ней зимнее пальто. Оно не только теплое, но и красивое. Пальто зеленое. На рукавах и карманах оно отделано коричне­вым мехом. На девочке меховая шапка, черные валенки. Танюша синей лопаткой насыпает снег в зеленое ведерко (О. Соловьева).

Образец может касаться наиболее трудной, менее яркой части картины, а потому и не заметной для детей (это дает им возмож­ность высказаться об остальном). Он может быть дан по одной из двух предлагаемых для рассказывания картин, может предлагать­ся как начало, а дети продолжают и заканчивают описание, мо­жет заменяться литературным текстом.

4. Прием совместных действий, когда педагог начинает описа­ние, а дети продолжают. Например, воспитатель, рассматривая с детьми картину «Кошка с котятами», описывает кошку: «Пушис­тая, с черной шерстью на голове, на спине. У нее хвостик чер­ный, а кончик хвоста беленький. Где еще у кошки белая шерстка? Расскажите об этом-

3). Самым сложным видом работы с картиной является описание пейзажных картин и натюрмортов. Этот вид рассказывания ис­пользуется в старшем дошкольном возрасте. Рассказы детей по пейзажной картине отличаются «клочковатостью», отсутствием последовательности, примитивным синтаксисом. Трудности по пейзажной картине обусловлены ее статичностью.

К восприятию пейзажных картин воспитатель подводит детей постепенно, опираясь на их эмоциональные переживания, свя­занные с наблюдением природы. Он должен помогать детям уви­деть красоту окружающей природы: восход и заход солнца, оттен­ки зелени при различном солнечном освещении и т.д.

Для лучшего понимания художественного замысла можно ис­пользовать такие приемы, как:

- использование вопросов типа: «Что художнику кажется инте­ресным, красивым?»; «Что художнику хотелось рассказать о. » Вопросы «про что. », «о чем. » помогают определить характер картины, точно характеризовать настроение, которое она переда­ет. При помощи вопросов воспитатель привлекает внимание детей к выразительным средствам;

- использование поэтических произведений (А. С. Пушкина, Ф.И.Тютчева, С.А.Есенина и др.) о природе, музыке. Это, с од­ной стороны, вызывает пристальное внимание к картине, а с другой — подчеркивает ее настроение, помогает подобрать для описания эпитеты, меткие сравнения, метафоры;

- одновременное рассматривание двух картин разных художников на одну и ту же тему (например: «Березовая роща» И.Левитана и А. Куинджи) помогает увидеть композиционные приемы, кото­рыми пользуются художники для выражения своего замысла;

- сравнение пейзажа на картине с личными наблюдениями. Вос­питатель может задать вопрос: «Видите ли вы здесь что-нибудь похожее на то, что мы с вами наблюдали в парке?»;

- игровые приемы. Можно предложить детям игровые ситуации: «Кто больше увидит»; «Найди дерево по описанию». Также воспи­татель может показать две картины, прочитать отрывки из произ­ведения и спросить: «К какой картине они подходят? Почему?» Можно описать то, что больше всего понравилось в картине, а остальные дети должны догадаться, о каком предмете (месте) идет речь.

Занятия по описанию пейзажной картины строятся следую­щим образом. В начале активизируются личные впечатления детей, сходные с изображением пейзажа на картине, полученные на прогулках или экскурсиях.

Затем рассматривается картина, сравнивается с опытом детей, попутно ведется работа по активизации слов и образных выраже­ний, необходимых для описания. Педагог включает в беседу об­разцы описания остальных фрагментов, чтение подходящих сти­хотворений.

Заканчивается беседа по картине рассказом-образцом воспи­тателя. Дети упражняются в описании пейзажа; педагог оценивает каждый рассказ, отмечая полноту описания, его последователь­ность и художественность.

Аналогичная работа проводится при рассматривании и описа­нии натюрмортов.

Алексеева М

В методике развития речи выделяется несколько видов рассказов детей по картине.

Описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий, образа жизни.

Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины. Чаще всего это высказывание типа контаминации (дается и описание, и сюжет).

Рассказ по последовательной сюжетной серии картин.

По существу ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ. Дети учатся рассказывать в определенной последовательности, логически связывая одно событие с другим, овладевают структурой повествования, в котором есть начало, середина, конец.

Повествовательный рассказ по сюжетной картине (условное название), по определению К. Д. Ушинского, «рассказ, последовательный во времени». Ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. От него требуется не только осмыслить содержание картины и передать его в слове, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события.

Описание пейзажной картины и натюрморта, навеянное настроением, часто включает элементы повествования. Вот пример описания картины И. Левитана «Весна. Большая вода» ребенком 6,5 лет: «Растаял снег, и затопило все кругом. Деревья стоят в воде, а на горке домики. Их не затопило. В домиках живут рыбаки, они ловят рыбу».

В обучении детей рассказыванию по картине выделяют несколько этапов.

В младшем дошкольном возрасте осуществляется подготовительный этап, который ставит своей целью обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картины и отвечать на вопросы по их содержанию.

В среднем дошкольном возрасте детей учат рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу.

В старшем дошкольном возрасте возрастает мыслительная и речевая активность детей. Дети самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя описывают предметные и сюжетные картины, составляют сюжетные рассказы по серии картин, придумывают начало и конец сюжету картины.

Описание пейзажной картины

Описание пейзажной картины

Наталия Попова
Описание пейзажной картины

Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Проблемой организации деятельности детей по составлению рассказа по картине в том, что содержание детских рассказов сумбурно, скудно (подлежащее, подлежащее – сказуемое, много слов – повторов («ну», «потом», «эта»), длительные паузы между предложениями.

Особенно сложным видом связного высказывания являются рассказы-описания по пейзажной картине. Если при составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами являются персонажи - живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку. Чтобы научить ребенка составлять описательные рассказы, эффективно введение технологии мнемотехника.

Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) – система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету. " так говорил К. Д. Ушинский

Опорные картинки –символы, используемые в мнемотехнике, служат планом,обеспечивают связность и последовательность рассказов ребенка, способствуют развитию памяти. Составляя рассказ по этим картинкам, дети приобретают первый опыт составления рассказов по плану, используемому в школе. Но следует учитывать, что наряду с мнемотехникой следует проводить и другую работу по развитию речи. речевые упражнения, настольно- печатные и дидактические игры. Предлагаю вашему вниманию схемы описания пейзажной картины, которые я использую.

Композиция (расположение объектов на картине)

Какие краски использовал художник

Впечатление от картины

Публикации по теме:

Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста Нухова А. Р. воспитатель первой квалификационной категории МАДОУ «Детский сад» №290 г. Казань, Республика Татарстан Направленность современного.

Рекомендации для воспитателей ДОУ по обучению дошкольников творческому рассказыванию по картине Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связанно высказывать свои мысли.