Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция по учету драгметаллов 68н img-1

инструкция по учету драгметаллов 68н

Рейтинг: 4.9/5.0 (1879 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Статья: Комментарий к Приказу Минфина России от N 68н - Об утверждении Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней,

Бухгалтерская пресса и публикации 2008 Вопросы бухгалтеров - ответы специалистов 2008 Бухгалтерские статьи и публикации 2007 Вопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам 2007 Публикации из бухгалтерских изданий 2006 Вопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006 Публикации из бухгалтерских изданий Вопросы бухгалтеров - Ответы специалистов Статья: <Комментарий к Приказу Минфина России от 29.08.2001 N 68н "Об утверждении Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении"> ("Налоговый вестник", 2002, N 4)

"Налоговый вестник", N 4, 2002

Вступил в действие Приказ Минфина России от 29.08.2001 N 68н "Об утверждении Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении", зарегистрированный в Минюсте России 22.10.2001 N 2986. Этим Приказом отменена ранее действовавшая Инструкция Минфина России от 04.08.1992 N 67 "О порядке получения, расходования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней на предприятиях, в учреждениях и организациях" (далее - Инструкция N 67).

Вопрос о разработке новой инструкции, посвященной данной тематике, назрел давно. Со времени выхода Инструкции N 67 введен в действие ряд нормативных правовых актов, меняющих ситуацию в сфере производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней. И, наконец, 26 марта 1998 г. был утвержден базовый документ - Федеральный закон N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (далее - Закон N 41-ФЗ), установивший правовые основы регулирования отношений, возникающих в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения (гражданского оборота) на современном этапе экономического развития России.

Положениями ст.11 Закона N 41-ФЗ установление порядка учета, хранения драгоценных металлов и драгоценных камней и продукции из них, а также порядка отчетности об этих ценностях отнесено к прерогативе Правительства РФ, которое в свою очередь Постановлением от 28.09.2000 N 731 (далее по тексту - Постановление N 731) поручило Минфину России разработать и утвердить ряд инструкций, в том числе и инструкцию о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении. Этот документ (далее по тексту - Инструкция N 68н) разработан в первоочередном порядке.

Нормы Закона N 41-ФЗ заметно либерализовали правила функционирования рынка драгоценных металлов и драгоценных камней. Однако порядок учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них, а также ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении либерализованы весьма незначительно.

Основополагающим положением Инструкции N 68н является тезис разд.6 (п.6.2): "Учет драгоценных металлов и драгоценных камней должен обеспечивать:

своевременность и точность сведений об их количестве и местонахождении;

составление отчета о движении драгоценных металлов и драгоценных камней по материально ответственным лицам, структурным подразделениям и организации в целом;

достоверность данных в составляемых формах отчетности".

Из этого тезиса вытекает необходимость ведения оперативного учета драгоценных металлов и драгоценных камней и изделий из них на всех стадиях и операциях технологических, производственных и других процессов, связанных с их извлечением, использованием и обращением, в том числе осуществление нормирования расхода этих ценностей, что предписывалось и положениями Инструкции N 67.

Структура Инструкции N 68н соответствует структуре построения Инструкции N 67, что облегчает сравнение положений обоих нормативных актов.

1. Общие положения

В этом разделе Инструкции N 68н приведены только те дефиниции, которые установлены Законом N 41-ФЗ. При этом дефиниция "аффинаж драгоценных металлов" дополнена в соответствии с поправкой к Закону N 41-ФЗ, принятой Государственной Думой, следующим образом: ". соответствующего государственным стандартам и техническим условиям, действующим на территории Российской Федерации, или международным стандартам на аффинированные драгоценные металлы", что позволило устранить неопределенность критериев соответствия.

Дефиниция "драгоценные камни" Инструкции N 68н (как и Закона N 41-ФЗ) не позволяет относить к драгоценным камням отдельные ограненные самоцветные камни и минералогические образцы, относящиеся к ценностям Госфонда России. Вместе с тем к драгоценным камням стали относиться уникальные янтарные образования, порядок отнесения к которым определен Постановлением Правительства РФ от 05.01.1999 N 8.

Необходимо отметить, что Инструкцией N 68н определен ряд важных понятий, отсутствующих в Законе N 41-ФЗ, необходимых для установления не только порядка учета ценностей, но и порядка их использования:

лом драгоценных металлов;

отходы драгоценных металлов;

заготовка лома и отходов драгоценных металлов;

первичная обработка лома и отходов драгоценных металлов;

переработка лома и отходов драгоценных металлов;

обратимые и возвратные отходы;

отходы драгоценных камней.

Следует обратить внимание на общие требования к субъектам рынка драгоценных металлов и драгоценных камней, изложенные в п.1.8 Инструкции N 68н. Первое из перечисленных требований - необходимость наличия у хозяйствующих субъектов лицензий на все виды деятельности, лицензирование которых предусмотрено действующим законодательством (Закон N 41-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 17.04.2001 N 302, от 21.05.2001 N N 395, 396, 397, 398 и 399, от 07.06.2001 N N 443, 445 и 445). Однако в феврале 2002 г. вступил в действие Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", согласно которому все виды деятельности, осуществляемые с использованием драгоценных металлов и драгоценных камней, лицензированию не подлежат. Более того, до вступления в действие указанного Федерального закона согласно межведомственному Письму Минфина России и Минэкономразвития России от 07.06.2001 N 23-03-03/796/ИМ-1047 достаточным основанием для осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями деятельности по производству, использованию и обращению драгоценных металлов и драгоценных камней, а также экспорта этих ценностей считается наличие ранее выданных временных регистрационных удостоверений государственных инспекций пробирного надзора. Таким образом, в тексте Инструкции N 68н содержится требование, не подлежащее выполнению.

Для организаций, поименованных в Постановлении Правительства РФ от 18.01.1999 N 64 в качестве объектов постоянного контроля за ведением ими деятельности по добыче, производству, переработке, использованию драгоценных металлов и драгоценных камней, а также за учетом и хранением этих ценностей, предусмотрены дополнительные требования (например, предоставление металлургических балансов).

Вместе с тем из текста Инструкции N 68н исключено требование об экономии драгоценных металлов и драгоценных камней, имевшееся в Инструкции N 67, которое вступило в противоречие с нормами поздних правовых актов, в частности с положениями Закона N 41-ФЗ и нормами п.2 ст.9 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно этим нормам собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие законам и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Положения Закона N 41-ФЗ не устанавливают при этом каких-либо ограничений (качественных и количественных) на использование драгоценных металлов и драгоценных камней.

Следует отметить, что требование разработки организациями собственных инструкций, основанных на положениях Инструкций Минфина России и учитывающих специфику выполняемых ими операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями, содержится в положениях обеих Инструкций.

Вопросы разд.2 "Порядок получения драгоценных металлов и драгоценных камней" Инструкции N 67 не включены в текст Инструкции N 68н, поскольку базировались на не легитимном в настоящее время тезисе о безусловном отнесении драгоценных металлов и драгоценных камней к централизованно распределяемым и лимитируемым материальным ресурсам (п.2.1).

Следует отметить, что положениями ст.20 Закона N 41-ФЗ установлена возможность приобретения драгоценных металлов и драгоценных камней любыми юридическими и физическими лицами у субъектов их добычи и производства, а также возможность использования этих ценностей в собственном производстве с соблюдением порядка, установленного этим Законом.

2. Организация учета расходования драгоценных

металлов и драгоценных камней

В этом разделе изложены общие принципы нормирования расхода драгоценных металлов и драгоценных камней, используемых в процессе производства.

Из требований к порядку нормирования расхода указанных ценностей исключены требования технической и экономической обоснованности, а также прогрессивности норм расхода, установленные Инструкцией N 67 (п.п.3.1, 3.3).

Для обеспечения выполнения указанных требований к нормированию расхода драгоценных металлов и драгоценных камней положениями Инструкции N 67 предусматривалось функционирование системы организаций, уполномоченных разрабатывать методики и инструкции по разработке норм расхода этих ценностей и проводить экспертизу таких норм, разработанных на предприятиях (п.3.2).

Согласно новому порядку нормирование расхода драгоценных металлов и драгоценных камней служит только целям их оперативного учета.

В качестве единственного требования к качеству норм расхода установлена необходимость обеспечения выявления отклонений фактического расхода ценностей от нормативного по всем составляющим (на изделие, отходы и потери).

Согласно положениям Инструкции N 68н не требуется экспертиза норм расхода никакими сторонними организациями. Не предусматривается также необходимость использования каких-либо методик, нормативов и рекомендаций при разработке этих норм. Исключение сделано для государственных предприятий, работающих в подчинении вышестоящих организаций и выполняющих требования этих организаций.

В этом же разделе подтверждено право организаций на реализацию не использованных в процессе производства ценностей (принадлежащих им на законных основаниях).

3. Учет лома, отходов драгоценных металлов и драгоценных

камней при их использовании и обращении

В этом разделе содержится несколько новых определений, в том числе "обратимые и возвратные отходы драгоценных металлов" (п.3.3). Введение последних дефиниций позволило устранить возможную неоднозначность трактовки положений п.4 ст.22 Закона N 41-ФЗ, которыми устанавливаются два варианта возможного использования собранных лома и отходов драгоценных металлов: вторичное использование и реализация этих лома и отходов для дальнейшего производства и аффинажа. При этом порядок вторичного использования был неопределенным, поскольку положениями п.1 ст.20 Закона N 41-ФЗ установлена обязательность аффинажа при переработке драгоценных металлов. Использование в Инструкции N 68н новых дефиниций позволило четко определить порядок вторичного использования лома и отходов драгоценных металлов, в том числе условия безаффинажной переработки таких отходов.

Порядок переработки лома и отходов драгоценных металлов и оплаты за произведенные работы согласно положениям Инструкции N 68н устанавливается на договорной (а не директивной, как ранее) основе (п.3.4).

Согласно Инструкции N 68н право (и обязанность) по определению классификации видов вторичного сырья и установлению нормативов извлечения драгоценных металлов при их переработке по этим видам делегировано организациям - переработчикам лома и отходов драгоценных металлов.

4. Хранение драгоценных металлов и драгоценных камней

В Инструкции N 68н подробно определены порядок и условия хранения ценностей для обеспечения их сохранности.

С учетом современных реалий перечислены все возможные виды охраны:

собственная охранная служба организаций;

охрана организаций, имеющих лицензию на данный вид деятельности;

вневедомственная охрана при органах внутренних дел;

охрана внутренними войсками МВД России по решению Правительства РФ;

ведомственная охрана федеральных органов исполнительной власти (п.4.6).

В Инструкции N 68н не указываются, как это было ранее, номера государственных стандартов на весоизмерительные приборы, правила их поверки, установки и пр. однако подробно определены требования к точности измерения.

5. Инвентаризация драгоценных металлов и

Согласно положениям Инструкции N 67 инвентаризации драгоценных металлов и драгоценных камней и изделий из них, а также содержащихся в ломе и отходах должны были проводиться два раза в год по состоянию на 1 января и на 1 июня. В Инструкции N 68н сроки проведения обязательных инвентаризаций драгоценных металлов и драгоценных камней и изделий из них, а также содержащихся в ломе и отходах, образующихся при их использовании, не изменились. Однако инвентаризации попутно извлекаемых драгоценных металлов, а также содержащихся в ломе и отходах, предназначенных для дальнейшего производства и аффинажа, подлежат обязательному проведению один раз в год по состоянию на 1 января. Это положение очень важно для добывающих и перерабатывающих организаций.

В этом разделе детально прописан порядок проведения инвентаризаций, обеспечивающий строгий контроль за наличием ценностей.

6. Учет и отчетность по драгоценным металлам и

В этом разделе детализирован порядок ведения оперативного учета драгоценных металлов и драгоценных камней, в том числе содержащихся в ломе и отходах драгоценных металлов и отходах драгоценных камней, в зависимости от их видов и состояний.

В Инструкции N 68н определен порядок учета драгоценных металлов в изделиях при их предполагаемом наличии и невозможности определения содержания этих металлов (в том числе и по аналогам). В такой ситуации предписывается сделать запись о возможном наличии драгоценных металлов, а количество этих металлов поставить на учет после списания и утилизации изделий, которые эти металлы содержат (п.6.3). Положениями Инструкции N 67 устанавливалась обязательность количественной оценки содержания драгоценных металлов, что в рассматриваемой ситуации делало учет неадекватным.

При передаче или реализации изделий, в том числе лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, отправитель должен теперь указать способ определения содержания этих металлов (п.6.3). Выполнение этого требования позволит установить степень достоверности информации о содержании драгоценных металлов в изделиях / ломе и отходах при их передаче или реализации.

Положениями Инструкции N 68н определен порядок внесения изменений в сведения учетной и отчетной документации о драгоценных металлах, содержащихся в ломе и отходах, после их переработки (аффинажа) - по данным перерабатывающих предприятий (п.6.20).

Для организаций, в которых установлен постоянный государственный контроль за переработкой и использованием, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней, в Инструкции N 68н приведен список нормативных документов, подлежащих согласованию с соответствующим органом государственного контроля (п.6.23).

Следует обратить внимание на п.6.24 Инструкции N 68н, в котором в соответствии с Постановлением Госкомстата России от 21.05.2001 N 36 перечислены подлежащие заполнению формы государственной статистической отчетности.

В ст.20 Закона N 41-ФЗ установлена необходимость ведения учета драгоценных металлов и драгоценных камней по массе и качеству при их добыче, производстве, использовании и обращении (п.2). Нормами Постановления N 731 установлено, что для ведения такого учета используются сведения о движении драгоценных металлов и драгоценных камней, представляемые по формам федерального государственного наблюдения, утвержденным Госкомстатом России по представлению Минфина России, в сроки и адреса, предусмотренные в этих формах (п.19).

Таким образом, в рассматриваемом пункте Инструкции N 68н перечислены все формы отчетности, по которым должны представляться сведения о драгоценных металлах и драгоценных камнях для ведения их учета (в вышестоящие и контролирующие организации). Это формы статистической отчетности. Иные формы отчетности (для ведения их учета) не предусматриваются (кроме организаций, в которых установлен постоянный государственный контроль - п.6.25).

7. Заключительные положения

В п.7.2 Инструкции N 68н перечень оснований для несения административной ответственности (в порядке, установленном законодательством Российской Федерации) должностными лицами организаций дополнен (по сравнению с Инструкцией N 67) непредставлением в установленные сроки или недостоверностью представленных сведений государственного статистического наблюдения.

Подписано в печать М.Б.Гришина

15.03.2002 Начальник отдела планирования

закупок и отпуска драгоценных металлов

Другие статьи

Основные нарушения, связанные с учетом драгоценных металлов

Основные нарушения, связанные с учетом драгоценных металлов

“Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение“, 2010, N 5

Основные нарушения, связанные с учетом драгоценных металлов


На балансе учреждений образования может числиться оборудование, в состав которого входят узлы и детали с содержанием драгоценных металлов. К их учету, хранению предъявляются особые требования, однако не все из них соблюдаются учреждениями. Поэтому контролирующие органы в ходе проверки состояния организации их учета указывают на отдельные нарушения. В статье ознакомимся с основными нарушениями, допускаемыми учреждениями, и определимся с мерами ответственности, предусмотренными за их совершение.

Основными нормативно-правовыми актами, которыми должны руководствоваться образовательные учреждения при организации учета драгоценных металлов, входящих в состав оборудования, являются:

- Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 N 731 (далее - Правила N 731);

- Инструкция о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденная Приказом Минфина России от 29.08.2001 N 68н (далее - Инструкция N 68н).

Согласно п. 6 Правил N 731 учреждения обязаны вести учет драгоценных металлов во всех видах и состояниях, включая драгоценные металлы, входящие в состав покупных комплектующих деталей, изделий, приборов, инструментов, оборудования, вооружения, военной техники, материалов, полуфабрикатов (в том числе закупаемых за границей) и содержащиеся в ломе и отходах драгоценных металлов.

Если в учреждении организация учета драгоценных металлов не отвечает требованиям, изложенным в вышеуказанных документах, это приводит к тому, что контролирующие органы выявляют следующие нарушения:

- не заносились сведения о наличии драгоценных металлов в отдельных видах оборудования при оформлении документации при его поступлении и принятии к учету;

- не производилось извлечение деталей и узлов с содержанием драгоценных металлов при демонтаже оборудования;

- не принимались к учету извлеченные узлы и детали с содержанием драгметаллов;

- не соответствовали условия хранения узлов и деталей требованиям, установленным вышеуказанными документами;

- не производилась сдача узлов и деталей с содержанием драгоценных металлов специализированным организациям;

- отсутствовал контроль над сохранностью драгоценных металлов.

Итак, основные нарушения озвучены, а теперь рассмотрим, как должен быть организован учет в целях их недопущения в каждом из перечисленных нарушений.

Порядок оформления документов при принятии оборудования к учету


Согласно п. 21 Инструкции N 148н <1> поступление объектов движимого имущества должно оформляться Актом о приеме-передаче объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001). В его разд. 3 “Краткая индивидуальная характеристика объекта основных средств“ должны быть отражены данные о содержании драгоценных металлов, то есть указывается перечень деталей, в составе которых имеется драгоценный металл, наименование детали и масса металла.

--------------------------------
<1> Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н.

Раздел заполняется на основании сведений о наличии в основных средствах драгоценных металлов из имеющейся технической документации (паспорта, руководства по эксплуатации и других).

Нарушение. При отсутствии сведений в технической документации не производится заполнение разд. 3 ф. 0306001.

Если определить содержание драгоценных металлов невозможно из-за отсутствия необходимых данных или аналогов, в учетных документах делается запись о том, что в данном оборудовании могут находиться драгоценные металлы, содержание которых будет определено после списания и утилизации.

То есть в разделе “Краткая индивидуальная характеристика объекта основных средств“ обязательно должны быть сделаны записи либо о содержании драгоценных металлов, либо об их отсутствии.

На основании акта приема-передачи основного средства аналогичные данные о содержании драгоценных металлов заносят в инвентарные карточки (ф. 0504031).

Извлечение деталей и узлов при демонтаже оборудования


При принятии комиссией решения о списании основного средства она оформляет соответствующий акт на списание, в котором приводится полная оценка его состояния на дату списания: первоначальная стоимость, дата изготовления, срок полезного использования, дата ввода в эксплуатацию, сумма начисленной амортизации, остаточная стоимость, проводившиеся переоценки и другое. Акты подписываются всеми членами комиссии и утверждаются руководителем учреждения.

После утверждения актов о списании объектов основных средств учреждение должно произвести демонтаж, разборку оборудования либо собственными силами (при наличии в учреждении соответствующих специалистов), либо с привлечением специализированных организаций.

Нарушение. Вследствие отсутствия в инвентарной карточке сведений о наличии в оборудовании узлов и деталей с содержанием драгоценных металлов работы по разборке оборудования не направлены на то, чтобы извлечь такие детали и узлы.Как не пригодные к дальнейшей эксплуатации они уничтожаются.

Чтобы исключить повторение подобной ошибки, как и при рассмотрении исправления предыдущей ошибки, надо производить в первичных документах учета записи либо о присутствии узлов и деталей с содержанием драгоценных металлов, либо об их отсутствии.

Нарушение. Учреждения не отражают извлеченные узлы и детали в регистрах бюджетного учета, несмотря на указания п. 60 Инструкции N 148н.Они мотивируют это тем, что при их сдаче на аффинажный завод при представлении последним документов о фактической массе извлеченных драгоценных металлов их масса не соответствует массе, указанной в документации. Напомним, что согласно п. 1.2 Инструкции N 68н аффинаж драгоценных металлов - процесс очистки извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих компонентов, доведение их до качества, соответствующего государственным стандартам и техническим условиям, действующим на территории РФ, или международным стандартам на аффинированные драгоценные металлы.

Согласно п. 6.19 Инструкции N 68н при списании приборов и изделий организации изымают из них детали, содержащие драгоценные металлы и их сплавы, самостоятельно или с привлечением организаций, осуществляющих проведение таких работ в соответствии с законодательством РФ. При этом составляется акт ликвидации, в котором указывается отдельно масса в лигатуре изъятых деталей, а также масса в чистоте драгоценных металлов согласно паспорту или учетным документам на данный прибор или изделие. На основании этих актов соответствующие приборы и изделия списываются с карточек учета, и одновременно изъятые детали приходуются на карточки учета отходов по общей массе отходов и массе в чистоте содержащихся в них драгоценных металлов согласно паспортам.

В разд. 3 “Сведения о затратах, связанных со списанием объекта основных средств с бухгалтерского учета, и о поступлении материальных ценностей от их списания“ Акта о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003) указываются узлы и детали, содержащие драгоценные металлы.

Согласно п. 6.7 Инструкции N 68н учет драгоценных металлов в местах хранения (склады, хранилища) осуществляется в учетных документах строгой отчетности типовых форм (книги (карточки) складского учета материальных ценностей, книги сортового учета, журналы), которые должны регистрироваться в бухгалтерии и выдаваться материально ответственным лицам под расписку. Эти книги, журналы должны быть до начала записей пронумерованы постранично, прошнурованы, подписаны руководителем учреждения или лицом, им уполномоченным, скреплены печатью и учтены.

Для каждого вида драгоценных металлов, содержащихся в деталях (узлах), должна оформляться отдельная карточка или страница в книгах (журналах), например страница для учета деталей (узлов), содержащих золото, отдельная страница для деталей (узлов), в состав которых входит серебро, и так далее, в них указывается масса химически чистых металлов и общая (лигатурная). При этом форма книги (журнала) разрабатывается организацией самостоятельно с учетом требований Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете“ и утверждается в учетной политике.

К бухгалтерскому учету детали (узлы), содержащие драгоценные металлы, должны быть приняты по фактической стоимости, определяемой исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, а также из сумм, уплачиваемых учреждением за доставку материальных запасов и приведение их в состояние, в котором они пригодны для использования. В соответствии с п. 60 Инструкции N 148н данную операцию следует отразить проводкой:

Дебет счета 105 06 340 “Увеличение стоимости прочих материальных запасов“
Кредит счета 401 01 180 “Прочие доходы“.

Требования, предъявляемые к хранению деталей (узлов) с содержанием драгоценных металлов


При проверках учреждений сотрудниками пробирного надзора выявляются нарушения условий хранения лома и отходов, содержащих драгоценные металлы.

Нарушение. В учреждениях узлы и детали с содержанием драгоценных металлов хранятся либо на стеллажах, либо в металлических шкафах, которые по окончании работы не опечатываются.

Согласно п. 4.1 Инструкции N 68н хранение должно производиться таким образом, чтобы была обеспечена их сохранность в местах хранения, переработки и транспортировки.

Хранение лома и отходов осуществляется в помещениях, отвечающих требованиям технической укрепленности и оборудования средствами охранной и пожарной сигнализации, устанавливаемым федеральными органами исполнительной власти в соответствии с законодательством РФ. Вскрытие их по мере необходимости производится материально ответственным лицом. В его отсутствие вскрытие производится комиссионно с разрешения руководителя учреждения с составлением акта.

Склады (кладовые), где хранятся лом и отходы, а также несгораемые шкафы, металлические ящики и сейфы должны по окончании работы закрываться на замок, опломбироваться или опечатываться и сдаваться под охрану.

Нарушение. Детали и узлы с содержанием драгоценных металлов не сдаются на переработку в специализированные организации.

Пунктом 3.2 Инструкции N 68н предусмотрено, что собранные детали и узлы с содержанием драгоценных металлов передаются на давальческой основе аффинажным организациям или организациям, осуществляющим деятельность по заготовке лома и отходов, первичной обработке и переработке для дальнейшего производства и аффинажа, в соответствии с действующим законодательством РФ.

Перечень организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, утвержден Постановлением Правительства РФ N 972 <2>. Этим же документом установлен порядок работы указанных организаций.

--------------------------------
<2> Постановление Правительства РФ от 17.08.1998 N 972 “Об утверждении Порядка работы организаций, осуществляющих аффинаж драгоценных металлов, и Перечня организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов“.

Между учреждением и аффинажной организацией заключается договор, в котором указываются все существенные условия. Согласно п. 6.3 Инструкции N 68н в сопроводительных документах необходимо отразить:

- наименование и массу драгоценных металлов, находящихся в передаваемых деталях и узлах;

- метод, которым определялось содержание драгоценных металлов (например, на основании паспорта на оборудование или согласно техническим документам на аналогичные модели).

После выполнения работ по извлечению драгоценных металлов из лома аффинажный завод представляет учреждению, сдавшему лом, акт аффинажа (паспорт), в котором указывает фактическое количество драгоценных металлов, извлеченных из лома, и их стоимость.

Обычно эти данные не совпадают с первоначальными сведениями о массе драгоценных металлов, содержащихся в переданных деталях и узлах, поэтому в первичные учетные документы необходимо внести соответствующие исправления. Пункт 6.20 Инструкции N 68н указывает, что корректировку следует делать путем зачеркивания первоначальных записей и проставления над ними сведений, указанных в акте или паспорте, полученных от аффинажного завода.

Рассмотрим на примере, как следует отразить сдачу деталей и узлов с содержанием драгоценных металлов в аффинажную организацию.

Пример. В учреждении было произведено списание морально устаревшего и физически изношенного оборудования, приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности. Силами учреждения основные средства были демонтированы. После демонтажа были извлечены делали, содержащие драгоценные металлы. В чистом виде их масса составила 28,5 г на сумму 6000 руб. (цифры условные). Оформлен акт приема-передачи деталей (узлов) аффинажной организации. После завершения работ в представленном паспорте указано содержание драгоценных металлов - 26,0 г на сумму 5000 руб. Данная сумма поступила на лицевой счет учреждения.

В соответствии с положениями Инструкции N 148н данные операции следует отразить следующим способом.

Контроль учета драгметаллов


Нарушение. При инвентаризации имущества забывают о ее проведении в отношении драгоценных металлов, содержащихся как в составе объектов основных средств, так и в деталях (узлах), полученных от их демонтажа.

Согласно положениям п. 5.1 Инструкции N 68н в учреждениях должна производиться один раз в год (по состоянию на 1 января) инвентаризация драгоценных металлов, содержащихся в покупных комплектующих деталях, изделиях, приборах, инструментах, оборудовании, находящихся в эксплуатации и размещенных в местах хранения (включая снятые с эксплуатации), а также в ломе и отходах.

Сведения о фактическом наличии драгоценных металлов по каждому отдельному наименованию основных средств записываются в Инвентаризационные описи драгоценных металлов, содержащихся в деталях, полуфабрикатах, сборочных единицах (узлах), оборудовании, приборах и других изделиях, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88. Они составляются не менее чем в двух экземплярах, один из которых передается материально ответственному лицу.

Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и достоверность внесения в инвентаризационные описи данных о фактическом наличии драгоценных металлов и драгоценных камней, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.

Ответственность за нарушения, связанные с учетом драгоценных металлов


За рассмотренные нарушения правил учета, хранения и сдачи драгоценных металлов законодательством РФ предусмотрена административная, налоговая и уголовная ответственность.

Административная ответственность. Исходя из ст. 19.14 КоАП за нарушение установленных правил получения, учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней или изделий, их содержащих, а равно правил сбора и сдачи в государственный фонд лома и отходов таких металлов, камней или изделий влечет наложение административного штрафа на должностных лиц организаций, совершающих операции с драгоценными металлами, драгоценными камнями во всех видах или изделиями, их содержащими, в размере от 2000 до 3000 руб. на юридических лиц - от 20 000 до 30 000 руб.

Налоговая ответственность. Согласно ст. 120 НК РФ за отсутствие первичных документов или регистров бухучета, систематическое несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, материальных ценностей налогоплательщик подвергается штрафу на сумму от 5000 до 15 000 руб. Если данное нарушение повлекло занижение налоговой базы, штраф будет составлять 10% от суммы неуплаченного налога (но не менее 15 000 руб.).

Уголовная ответственность. Статьей 192 УК РФ предусмотрено, что уклонение от обязательной сдачи на аффинаж или обязательной продажи государству добытых из недр, полученных из вторичного сырья, а также поднятых и найденных драгоценных металлов или драгоценных камней, если это деяние совершено в крупном размере, наказывается штрафом в размере до 200 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

“Бюджетные учреждения образования:

бухгалтерский учет и налогообложение“

Подписано в печать

ВНИМАНИЕ! Сообщения на сайте не проходят предварительную модерацию.
Если вы являетесь автором какого-либо материала - пишите на ящик ruman988@yandex.ru для восстановления законности!

Инструкция по учету драгметаллов, разработанная в Минфине

Инструкция по учету драгметаллов, разработанная в Минфине

Любая организация обязана документально оформлять поступление, движение, инвентаризацию и выбытие драгметаллов, содержащихся в составных частях офисной техники (компьютеров, телевизоров и т.д.). На это указывают сразу два документа:

- Федеральный закон от 26.03.98 №41 ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (п.2 ст.20);

- Инструкция по учету драгметаллов, разработанная в Минфине.

«…Организации обязаны вести учет драгоценных металлов и драгоценных камней во всех видах и состояниях, включая драгоценные металлы и драгоценные камни, входящие в состав основных и оборотных средств, покупных комплектующих деталей…»(Пункт 6.3 Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве использовании и обращении, утвержденной приказом Минфина России от 29.08.01. № 68н.)

Несмотря на то, что эти нормативные акты никто не отменял, они как-то выпали из поля зрения фирм, деятельность которых напрямую не связана с драгметаллами. Чем же обернется фирме отсутствие учета «драгоценных» запчастей? Отвечают специалисты Центральной государственной инспекции пробирного надзора Российской государственной пробирной палаты (именно этот госорган проверяет, правильно ли фирмы ведут учет драгметаллов). «Вести учет драгметаллов, в том числе содержащихся в компьютерной технике, обязаны все фирмы, - ответили нам в инспекции. – Нарушителям грозит штраф по статье 19.14. КоАП РФ. Для организации он составляет от 20 до 30 тыс. рублей, а для ее руководителя – от 2 до 3 тыс. рублей».

Кроме того, за нарушение порядка ведения учета операций с драгметаллами организация несет и налоговую ответственность.

Отсутствие учета драгметаллов, содержащихся в основных средствах, можно рассматривать как неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций и материальных ценностей, что влечет согласно статье 120 НК РФ наложение штрафа от 5 до 15 тысяч рублей. Помимо этого, неоприходование лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, в случаях списания основных средств приводит к занижению прибыли и недоплате налога на прибыль.

По материалам «Учет, налоги, право» №4, 1-7 февраля 2005 г. (Драгоценная запчасть, С.М. Матвеева)

Бухгалтерский учет драгоценных металлов, содержащихся в оборудовании

Бухгалтерский учет драгоценных металлов, содержащихся в оборудовании

«Бухгалтерский учет», 2002 год, №10

Драгоценные металлы являются стратегическим сырьем, поэтому экономически не оправданные потери при их производстве, использовании и обращении, вызванные неправильным учетом, наносят вред государству. Виновные в хищениях, недостачах, несоблюдении правил учета драгоценных металлов и изделий, их содержащих, несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Учет драгоценных металлов в основных средствах

Согласно ст. 1 Федерального закона от 26.03.98 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (ред. от 10.01.02) драгоценными металлами являются золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). На балансах многих организаций числятся объекты основных средств, которые содержат эти металлы, например, телевизоры, аудио и видео техника, компьютеры и т.д.

В соответствии с п. 1.8 Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной приказом Минфина России от 29.08.01 № 68н, (далее – Инструкция) организации обязаны:

  • вести учет драгоценных металлов и драгоценных камней и проводить в установленные сроки их инвентаризацию;
  • обеспечивать удаление лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней из мест образования и накопление их с целью последующего использования в собственном производстве или реализации, осуществлять их учет, использовать и реализовывать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Организации также обязаны вести учет драгоценных металлов и драгоценных камней во всех видах и состояниях, включая драгоценные металлы и драгоценные камни, входящие в состав основных и оборотных средств, покупных комплектующих деталей, изделий, приборов, инструментов, оборудования, вооружения, военной техники, материалов, полуфабрикатов (в том числе закупаемых за границей), а также содержащиеся в ломе и отходах драгоценных металлов и отходах драгоценных камней (п. 6.3 Инструкции).

Таким образом, при оприходовании оборудования, содержащего драгоценные металлы, в акте приемки-передачи основных средств (ф. ОС-1) и в инвентарной карточке (ф. ОС-6) необходимо указать количество этого металла на основании технического паспорта поступившего оборудования.

Если в техническом паспорте не указано количество драгоценного металла, а производитель приобретенного оборудования не отвечает на соответствующие официальные запросы, то по приказу генерального директора создается комиссия для определения содержания драгметаллов в оборудовании, результаты работы которой оформляются актом. Председателем комиссии назначается главный инженер, также в ее составе должны быть сотрудники бухгалтерии, инженеры и ремонтники. Для определения количества драгметаллов в основных средствах можно использовать информацию:

  • об их количестве в аналогичном оборудовании;
  • об элементной базе, содержащейся в спецификации (приложение к техническому паспорту);
  • полученную в результате визуального осмотра микросхем и узлов оборудования (с применением частичной разборки);
  • из справочников.

Согласно п. 6.3 Инструкции в отдельных случаях, когда комиссионно определить содержание драгоценных металлов в импортном оборудовании невозможно из-за отсутствия данных об их наличии или аналогов, в учетных документах делается запись, что в данном оборудовании могут находиться драгоценные металлы, содержание которых будет определено после списания и утилизации.

В этом случае определение количества драгоценных металлов возможно и в процессе аффинажа (только в импортном оборудовании). Аффинажный завод предоставляет акт, по которому и осуществляется принятие к учету выручки от реализации драгоценных металлов.

Если в организации отсутствует учет драгоценных металлов в оборудовании, для его восстановления необходимо:

  1. провести инвентаризацию оборудования и выявить то, в котором содержатся драгоценные металлы;
  2. определить количество драгметаллов по технической документации, или направить запросы производителям либо поставщикам оборудования, или по спецификации и т.д.;
  3. отразить полученную информацию в инвентарной карточке ф. ОС-6.
Учет драгоценных металлов при ликвидации основных средств

Ликвидация основных средств оформляется актом на списание (ф. ОС-4), в котором должны быть указаны количество драгоценных металлов, содержащихся в списываемом оборудовании (на основании ф. ОС-1 либо ф. ОС-6), и сведения о поступлении материальных ценностей от списания основных средств (на оборотной стороне формы).

Согласно п. 12 Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности (постановление Правительства РФ от 28.09.2000 № 731) при списании оборудования и невозможности отбора для проведения анализа представительной пробы от образовавшихся лома и отходов организации обязаны вести учет драгоценных металлов, входящих в их состав, в пересчете на массу химически чистых драгоценных металлов на основании сведений о содержании драгоценных металлов, имеющихся в технической документации (паспортах, формулярах, руководствах по эксплуатации).

Информация о количестве драгоценных металлов, содержащихся в отходах, полученных в результате демонтажа основного средства, заносится в специальную книгу учета драгоценных металлов в отходах, которая регистрируется в бухгалтерии и выдается материально ответственным лицам под расписку. Она должна быть пронумерована, прошнурована, подписана руководителем организации или уполномоченным лицом и скреплена печатью.

В соответствии с п. 4 Инструкции хранение драгоценных металлов и драгоценных камней, а также изделий, материалов, лома и отходов, их содержащих, осуществляется в организациях таким образом, чтобы была обеспечена их сохранность.

В п. 54 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н (ред. от 24.02.2000) определено, что материальные ценности, остающиеся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию основных средств, приходуются по рыночной стоимости на дату списания, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты у коммерческой организации.

Поэтому драгоценные металлы, содержащиеся в ломе и отходах, полученных в результате списания основного средства, подлежат зачислению на финансовые результаты организации:

Д-т сч. 10 «Материалы»,
К-т сч. 91-1 «Прочие доходы,
100 руб.

оприходованы драгметаллы в результате ликвидации основного средства.

Стоимость драгоценных металлов при этом точно определить невозможно, поскольку в момент оприходования она часто завышается, и сложно установить уровень износа деталей и узлов демонтируемого оборудования. Поэтому при фактической реализации содержащего драгметаллы лома и отходов, разница между балансовой и рыночной стоимостями является внереализационным расходом организации (если нет оснований сомневаться в достоверности определения стоимости перерабатывающей организацией). В бухгалтерском учете делаются следующие записи:

Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»,
К-т сч.91-1 «Прочие доходы»
80 руб.

отражена задолженность перерабатывающего завода за реализованные драгоценные металлы;

Д-т сч. 91-2 «Прочие расходы»,
К-т сч. 10 «Материалы»
100 руб.

списана балансовая стоимость драгметаллов;

Д-т сч. 99 «Прибыли и убытки»,
К-т сч. 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов»
20 руб.

отражен убыток от реализации драгметаллов перерабатывающему заводу;

Д-т сч. 51 «Расчетные счета»,
К-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
80 руб.

получены денежные средства от покупателя.

После реализации лома и отходов заводу, в книге учета драгоценных металлов делаются записи по их расходу.

Ответственность за неведение учета драгоценных металлов, содержащихся в оборудовании

Нарушение установленных правил извлечения, производства, использования, обращения, получения, учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней или изделий, их содержащих, а равно правил сбора и сдачи в государственный фонд лома и отходов таких металлов, камней или изделий – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц организаций, совершающих операции с драгоценными металлами, драгоценными камнями во всех видах или изделиями, их содержащими, в размере от 20 до 30 МРОТ; на юридических лиц – от 200 до 300 МРОТ (ст. 19.14 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях).

Согласно ст. 120 НК РФ отсутствие учета драгоценных металлов, содержащихся в оборудовании, можно рассматривать как грубое нарушение правил учета доходов и расходов, которое влечет за собой взыскание штрафа от 5 до 15 тыс. руб.

Не оприходование по рыночной стоимости на дату списания лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, в результате демонтажа оборудования, и соответственно не зачисление соответствующей суммы на финансовые результаты влечет искажение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль и налогу на имущество.

Андрей Викторович Комаров
Директор АКФ «ЦФО»