Руководства, Инструкции, Бланки

анализ сведений о доходах государственных служащих образец img-1

анализ сведений о доходах государственных служащих образец

Рейтинг: 4.2/5.0 (1903 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Методические рекомендации по порядку заполнения справок о расходах федеральными государственными гражданскими служащими Федеральной службы судебных пр

Главная / 2014 / Март / 13 / "Методические рекомендации по порядку заполнения справок о расходах федеральными государственными гражданскими служащими Федеральной службы судебных приставов, а также по изучению и анализу сведений, содержащихся в справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых федеральными государственными гражданскими служащими Федеральной службы судебных приставов"

"Методические рекомендации по порядку заполнения справок о расходах федеральными государственными гражданскими служащими Федеральной службы судебных приставов, а также по изучению и анализу сведений, содержащихся в справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых федеральными государственными гражданскими служащими Федеральной службы судебных приставов"

Документ по состоянию на август 2014 г.

Утверждаю
Директор Федеральной
службы судебных приставов -
главный судебный пристав
Российской Федерации
А.О.ПАРФЕНЧИКОВ
13 марта 2014 г. N 0009/5

I. Общие положения

Настоящие методические рекомендации определяют порядок заполнения справок о расходах федеральными государственными гражданскими служащими (далее - гражданские служащие) центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы судебных приставов, а также процедуру изучения и анализа сведений, содержащихся в справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданскими служащими центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

Нормативно-правовое регулирование указанных вопросов осуществляется:

Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации";

Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции";

Федеральным законом от 03.12.2012 N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" (далее - Федеральный закон от 03.12.2012 N 230-ФЗ);

Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 N 1065 "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 21.09.2009 N 1065);

Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2013 N 310 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 02.04.2013 N 310);

Указом Президента Российской Федерации от 08.07.2013 N 613 "Вопросы противодействия коррупции";

разъяснениями Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (письмо от 18.07.2013 N 18-2/10/2-4038) "Разъяснения по применению Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" и иных нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции" (опубликованы в печатном издании "Ваше право", N 21, ноябрь, 2013 г. а также на сайте http://www.rosmintnd.ru/ministry/programms/gossluzhba/antikorr).

Под членами семьи гражданского служащего в настоящих методических рекомендациях понимаются супруга (супруг) и несовершеннолетние (по состоянию на 31 декабря отчетного периода) дети этого гражданского служащего.

II. Представление сведений о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей гражданскими служащими ФССП России 1. Гражданские служащие ФССП России, которые обязаны представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 03.12.2012 N 230-ФЗ лицо, замещающее (занимающее) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 Федерального закона от 03.12.2012 N 230-ФЗ, обязано представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.

Согласно пункту 3.1 Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2013 N 310 сведения о расходах представляют лица, замещающие должности, замещение которых влечет за собой обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Таким образом, сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять все гражданские служащие центрального аппарата и территориальных органов ФССП России, замещающие должности гражданской службы, включенные в Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие Федеральной службы судебных приставов обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный Приказом ФССП России от 22.03.2010 N 150 (зарегистрирован Минюстом России 07.06.2010, регистрационный N 17499) (с изменениями, внесенными Приказом ФССП России от 23.04.2012 N 214), в случае, если гражданским служащим или членами его семьи совершена сделка по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) и если сумма этой сделки превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки. В этом случае также представляется информация об источниках получения средств, за счет которых сделка совершена.

Кроме того, сведения о расходах представляются в случае, если сделка совершена в отчетный период с 1 января 2012 г. по 31 декабря 2012 г. либо в последующие отчетные периоды (с 1 января 2013 г. по 31 декабря 2013 г. и т.д.). При совершении сделок в 2011 году или ранее сведения о расходах не представляются.

2. порядок представления сведений о расходах

Сведения о расходах представляются одновременно со сведениями о доходах путем заполнения справки о расходах лица, замещающего государственную должность Российской Федерации, иного лица по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) и об источниках получения средств, за счет которых совершена указанная сделка (далее - справка о расходах). Форма справки о расходах утверждена Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2013 N 310.

К справке о расходах прилагается копия договора или иного документа о приобретении права собственности на земельный участок, другой объект недвижимости, транспортное средство, ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций).

В случаях, когда супруга (супруг) гражданского служащего отказывается сообщить (сообщает недостоверные) сведения о стоимости приобретенного ею (им) имущества, следует принимать во внимание следующее.

В настоящее время в законодательстве Российской Федерации не предусмотрена возможность представления уточненных сведений о расходах гражданским служащим, обнаружившим, что в представленной им соответственно в Управление противодействия коррупции, обеспечения работы с кадрами и вопросов безопасности, подразделение кадровой службы территориального органа ФССП России по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностных лиц кадровой службы территориального органа ФССП России, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) справке о расходах не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки. Также в законодательстве Российской Федерации не содержится право обращения с заявлением о невозможности по объективным причинам представить сведения о расходах членов своей семьи.

В этой связи представленные сведения о расходах, вызывающие сомнения в их достоверности (в том числе на предмет соответствия доходов расходам), являются основанием для осуществления проверки (подпункт "а.1" пункта 10 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 N 1065).

С учетом результатов анализа сведений о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей гражданского служащего, наличия заявления гражданского служащего о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, может приниматься решение о необходимости осуществления контроля за расходами.

3. Сроки представления сведений о расходах

При совершении сделки в 2012 г. срок представления сведений о расходах устанавливался до 1 июля 2013 г.;

при совершении сделки в 2013 г. и в последующие годы - до 30 апреля года, следующего за отчетным.

4. Период, за который учитываются доходы гражданского служащего и его супруги (супруга) для определения их общего дохода

При расчете общего дохода гражданского служащего, представляющего сведения о расходах за 2013 год, и его супруги (супруга) суммируются доходы, полученные ими за отчетные периоды (с 1 января по 31 декабря 2010, 2011, 2012 гг.) вне зависимости от того, замещал ли этот гражданский служащий должности гражданской службы, включенные в перечни, утвержденные нормативными правовыми актами, и проходил ли гражданскую службу вообще весь указанный период или часть периода, а также вне зависимости от места осуществления служебной (трудовой) деятельности (на территории Российской Федерации, за рубежом). При этом доход за 2013 год может также являться источником получения средств, за счет которых приобретено имущество, что указывается в справке о расходах (ссылка 4 к справке о расходах).

5. Порядок заполнения справки о расходах

При заполнении строки "Источниками получения средств, за счет которых приобретено имущество, являются" подлежат отражению все источники получения средств с указанием сумм, полученных от каждого источника. При этом в данном случае законодательством не предусмотрено представление документов, подтверждающих источники получения средств.

В случае если для приобретения имущества были использованы доходы (часть дохода) несовершеннолетних детей, данный факт указывается в справке о расходах в качестве источника получения средств, за счет которых приобретено имущество (ссылка 4 к справке о расходах).

III. Порядок изучения и анализа сведений о доходах, расходах, гражданских служащих ФССП России

В Федеральной службе судебных приставов в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 03.12.2012 N 230-ФЗ осуществление анализа сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее - сведения о доходах, расходах) возложено в центральном аппарате Федеральной службы судебных приставов на Управление противодействия коррупции, обеспечения работы с кадрами и вопросов безопасности, в территориальных органах ФССП России - на подразделение кадровой службы территориального органа ФССП России по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностных лиц кадровой службы территориального органа ФССП России, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений (далее - подразделения противодействия коррупции)).

По истечении трех месяцев после окончания срока представления гражданскими служащими сведений о доходах, расходах (т.е. после 30 апреля года, следующего за отчетным) подразделением противодействия коррупции в течение пяти рабочих дней разрабатывается и утверждается график изучения и анализа сведений о доходах, расходах, представляемых гражданскими служащими центрального аппарата либо территориального органа ФССП России (далее - график).

В графике должна содержаться информация об ответственных лицах подразделения противодействия коррупции, на которых возложено изучение и осуществление анализа сведений о доходах, расходах (далее - ответственное лицо), фамилия, имя, отчество, должность гражданских служащих, сведения доходах, расходах которых подлежат изучению и анализу, а также сроки проведения указанного мероприятия.

При проведении анализа сведений о доходах, расходах ответственным лицом:

изучается соответствие количества представленных справок количеству членов семьи гражданского служащего, сведения о которых содержатся в его личном деле;

изучается полнота и правильность отражения в справках сведений о доходах, расходах;

изучаются приложенные к справке о расходах копии договора или иного документа о приобретении права собственности на предмет его достоверности;

рассчитывается общий доход гражданского служащего и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, путем суммирования итоговых доходов, указанных в справках о доходах гражданского служащего и его супруги (супруга) за три отчетных периода, предшествующих совершению сделки;

рассчитанная сумма дохода сравнивается с суммой общего дохода гражданского служащего и его супруги (супруга), указанной в представленной справке о расходах гражданского служащего, на предмет соответствия доходов расходам.

В случае если представленные сведения о расходах вызывают сомнения в их достоверности, в том числе на предмет соответствия доходов расходам, ответственным лицом готовится и представляется за личной подписью служебная записка на имя представителя нанимателя (директора Федеральной службы судебных приставов - главного судебного пристава Российской Федерации, руководителя территориального органа Федеральной службы судебных приставов -главного судебного пристава субъекта Российской Федерации соответственно) о необходимости осуществления проверки в соответствии с подпунктом "а.1" пункта 10 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 N 1065.

По окончании срока проведения анализа сведений о доходах, расходах ответственное лицо в течение трех дней готовит и представляет на имя руководителя подразделения противодействия коррупции доклад о результатах анализа. Доклад помещается в номенклатурное дело "Материалы о деятельности Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих территориального органа и урегулированию конфликта интересов, материалы проверок. Материалы проверок случаев несоблюдения государственными служащими ограничений, запретов и обязанностей" (приложение N 3 к Наставлению по организации работы в Федеральной службе судебных приставов по противодействию коррупции от 10.01.2013 N 12/12-151-АП).

IV. О контроле за соответствием расходов доходам

Контроль за расходами осуществляется при наличии оснований и принятии соответствующего решения (статья 4 Федерального закона от 03.12.2012 N 230-ФЗ).

В случае если сведения о расходах за отчетный период были представлены в срок и в установленном порядке (ранее), представлять их повторно в тот период, когда осуществляется контроль за расходами, не требуется (они имеются в личном деле).

В рамках осуществления контроля за расходами у гражданского служащего могут быть истребованы:

сведения о доходах за три последних года, предшествующих приобретению имущества, в том случае если гражданский служащий ранее не замещал должность, включенную в перечень, утвержденный нормативными правовыми актами, либо не являлся гражданским служащим и не представлял таких сведений;

сведения, подтверждающие источники получения средств, за счет которых совершена сделка.

Результаты, полученные в ходе осуществления контроля за расходами, подлежат рассмотрению на заседании соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в случае принятия такого решения лицом, принявшим решение об осуществлении контроля за расходами.

Согласно части 3 статьи 16 Федерального закона от 03.12.2012 N 230-ФЗ в случае, если в ходе осуществления контроля за расходами выявлены обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии расходов лица, а также расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их общему доходу, материалы, полученные в результате осуществления контроля за расходами, в трехдневный срок после его завершения направляются лицом, принявшим решение об осуществлении контроля за расходами, в органы прокуратуры Российской Федерации.

При направлении материалов, полученных в результате осуществления контроля за расходами, в органы прокуратуры Российской Федерации следует учитывать, что материалы должны соответствовать требованиям, установленным статьей 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предъявляемым к письменным доказательствам.

При этом материалы (справки о доходах, расходах, иные дополнительные материалы, полученные в ходе проверки) рекомендуется направлять с сопроводительным письмом за подписью лица, принявшего решение об осуществлении контроля за расходами, в котором указываются основание направления материалов (часть 3 статьи 16 Федерального закона от 03.12.2012 N 230-ФЗ), перечень прилагаемых документов.

Управление
государственной
службы и кадров

Управление
противодействия коррупции,
обеспечения работы с кадрами
и вопросов безопасности

Календарь

Другие статьи

Анализ сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих администрации муниципальн - Правовы

391351, Рязанская область, Касимовский район, р.п. Елатьма

ул. Ленина д. 4 тел. /8 49131/ 91- 8-57, факс 91-2-47,

ИНН/КПП 6204006379/620401001 ОГРН 1056218015347

Анализ сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих администрации муниципального образования – Елатомское городское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области.

В сответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ (ред. От 22.12.2014 года) “О противодействии коррупции” проведен анализ поступивших от муниципальных служащих администрации муниципального образования – Елатомское городское поселение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Всего принято 10 справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (своих, супругов и несовершеннолетних детей) за период 2014 года от 5 муниципальных служащих администрации муниципального образования – Елатомское городское поселение (включая выборное должностное лицо органа местного самоуправления муниципального образования). Все муниципальные служащие, замещающие должности в администрации муниципального образования- Елатомское городское поселение, предусмотренные соответсвующим перечнем, представили сведения об имуществе и обязательствах имущественного характера (своих, супругов и несовершеннолетних детей) за период 2014 года. Была проверена правильность офрмления представленных сведений и соотвествие форме, утвержденной Указом Президента РФ от 23.06.2014 года № 460 “Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации”, заполнение всех реквизитов, предоставление всех подписей.

Во время приема справок с каждым муниципальным служащим проводились беседы на предмет полноты и достоверности заполнения справок, а также разъяснилось законодательство о предоставлении сведений о расходах (в частности разъяснялось: если в 2014 году совершена сделка, сумма которой превышает общий с супругом 3-х годовой доход за три последних года, предшествующих совершению сделки, т.е. За 2011, 2012 и 2013 годы, то муниципальный служащий обязан представить справку о расходах).

По итогам предоставлений сведений за 2104 год сведения о расходах не потребовались, т.к. муниципальными служащими, несовершеннолетними детьми муниципальных служащих земельные участки, объекты недвижимости, иное имущество, стоимость которых превышает общий с супругом 3-х годовой доход за три последних года, не приобретались.

В соответствии с Порядком размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниниципальные должности, муниципальных служащих администрации муниципального образования – Елатомское городское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области и их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в информационно-телекоммуникайционной сети Интернет, на официальном сайте администрации муниципального образования - Елатомское городское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области и предоставления этих сведений средствам массовой информации для опубликования, утвержденным Постановлением главы Касимовского муниципального района Рязанской области от 8 мая 2014 года № 636, сведения за 2014 год будут размещены на сайте администрации муниципального образования – Елатомское городское поселение не позднее 25 мая 2015 года.

В связи с проведенным анализом установлено, что муниципальными служащими администрации муниципального образования – Елатомское городское поселение, включая выборное должностное лицо органа местного самоуправления муниципального образования – Елатомское городское поселение соблюдены требования законодательства о предоставлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Итоги анализа поступивших от муниципальных служащих муниципального образования – Елатомское городское поселение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2014 год будут направлены для рассмотрения в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Глава администрации О.А.Моисеева.

Ведущий специалист Н.В.Митина

Проверка сведений о доходах, предоставляемых муниципальными служащими - Все о кадрах

Проверка сведений о доходах, предоставляемых муниципальными служащими

by admin · 13.01.2015

Среди обязанностей кадровой службы муниципального образования, установленных Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее — Закон о муниципальной службе), есть обязанность по организации проверки сведений о доходах муниципального служащего, а также соблюдения им ограничений, связанных с муниципальной службой. В этой статье расскажем, когда муниципальный служащий должен предоставлять сведения о доходах работодателю, какие ограничения он должен соблюдать при поступлении и прохождении муниципальной службы, какие последствия могут наступить при их нарушении служащим и в каком порядке кадровая служба должна организовывать проверку сведений о доходах и соблюдения служащим ограничений, связанных с муниципальной службой.

Согласно Закону о муниципальной службе кадровая работа в муниципальном образовании включает в себя довольно много функций и обязанностей. Статьей 28 указанного закона установлены такие обязанности, как ведение трудовых книжек и личных дел муниципальных служащих, проведение конкурсов и аттестаций, формирование и организация работы с кадровым резервом. Также кадровая служба организует проверки сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих и проверки соблюдения связанных с муниципальной службой ограничений, установленных Законом о муниципальной службе и другими федеральными законами.

Проводиться эти проверки могут как при поступлении на муниципальную службу, так и во время ее прохождения.

Сведения о доходах муниципальных служащих

В целях осуществления мер противодействия коррупции государство контролирует доходы муниципальных служащих. Так, согласно ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Закон N 273-ФЗ) граждане, претендующие на замещение должности государственной или муниципальной службы, а также служащие, замещающие должность государственной или муниципальной службы, включенные в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, обязаны предоставлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее — сведения о доходах и имущественных правах).

Обращаем внимание, что не все граждане, поступающие на муниципальную службу, и муниципальные служащие должны предоставлять сведения о доходах и имущественных правах своих, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а только те, чьи должности включены в специальный перечень, утверждаемый нормативным правовым актом субъекта РФ или местного самоуправления.

Например, в перечень должностей, при назначении (избрании) на которые и при замещении которых граждане обязаны представлять сведения о доходах, утвержденный Постановлением администрации городского округа Коломна МО от 26.04.2012 N 963, в том числе входят:

— глава городского округа;

— заместители главы администрации городского округа;

— управляющий делами администрации городского округа;

— начальники управления архитектуры и градостроительства, управления образования администрации городского округа.

Следует отметить, что Законом о муниципальной службе предусмотрено предоставление сведений о доходах и имущественных правах только самого гражданина. Так, любой гражданин, поступающий на муниципальную службу (независимо от того, включена должность, на которую он поступает, в перечень или нет), должен предоставить сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Эти сведения предоставляются за год, предшествующий году поступления на муниципальную службу (пп. 10 п. 3 ст. 16 Закона о муниципальной службе). В случае непредоставления таких сведений гражданину могут отказать в поступлении на муниципальную службу, предварительно уведомив его об этом в письменной форме.

Ну, а если должность, на замещение которой претендует гражданин, включена в соответствующий перечень, то одновременно со сведениями о своих доходах и имущественных правах гражданин предоставляет и сведения о доходах и имущественных правах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Кроме этого, сведения о своих доходах, доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода предоставляются ежегодно до 30 апреля года, следующего за текущим. Порядок и форма предоставления данных сведений такие же, как и для государственных гражданских служащих субъектов РФ (п. 1 ст. 15 Закона о муниципальной службе).

Обратите внимание! Непредоставление муниципальным служащим сведений о доходах, если предоставление таких сведений обязательно, либо предоставление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение этого лица с муниципальной службы (п. 5 ст. 15 Закона о муниципальной службе).

Сведения о доходах и имущественных правах предоставляются в форме справки, утвержденной нормативно-правовым актом местного самоуправления в соответствии с Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 559. в кадровую службу органа местного самоуправления. Порядок предоставления устанавливает руководитель этого органа. Отметим, что требовать от гражданина или муниципального служащего дополнительные документы, подтверждающие полученный доход или право собственности на имущество, кадровые работники не имеют права, поскольку это не предусмотрено законодательством.

Если гражданин или муниципальный служащий обнаружил, что в поданных им в кадровую службу справках не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, он вправе предоставить уточненные сведения в порядке, установленном нормативными правовыми актами. Если же сведения о доходах и имущественных правах муниципальным служащим не предоставлены в силу объективных причин, то данный факт подлежит рассмотрению комиссией по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Сведения о доходах и имущественных правах относятся к информации ограниченного доступа (или конфиденциальной), если федеральными законами они не отнесены к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну. Муниципальные служащие, в должностные обязанности которых входит работа со сведениями о доходах и имущественных правах, виновные в их разглашении или использовании в целях, не предусмотренных законодательством РФ, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ, а именно они могут быть:

— уволены по пп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ по инициативе работодателя;

— привлечены к административной ответственности по ст. 13.11 КоАП РФ;

— привлечены к уголовной ответственности по ст. 137 УК РФ.

Сведения о доходах и имущественных правах, полученные при назначении на должность муниципальной службы, а также предоставляемые муниципальным служащим ежегодно, приобщаются к личному делу муниципального служащего.

Если гражданин не поступил на муниципальную службу, такие сведения не могут использоваться в дальнейшем и подлежат уничтожению либо возвращаются гражданину по его письменному заявлению. Кроме этого, не допускается использование сведений о доходах и имущественных правах для установления либо определения платежеспособности гражданина и платежеспособности его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, для сбора пожертвований в фонды общественных или религиозных организаций и физических лиц. Сведения о доходах и имущественных правах, отнесенные в соответствии со ст. 5 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне» к сведениям, составляющим государственную тайну, подлежат защите (ст. 8 Закона N 273-ФЗ).

Публикация сведений о доходах в СМИ

Сведения о доходах и имущественных правах, предоставляемые лицами, замещающими должности муниципальной службы, которые входят в перечни, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах органов местного самоуправления и предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Положения данных актов основываются на Указе Президента РФ от 18.05.2009 N 561. устанавливающем порядок размещения и опубликования сведений о доходах федеральных гражданских служащих. Сведения о доходах муниципальных служащих, как правило, размещаются на официальных сайтах администраций муниципальных образований. К таким сведениям относятся:

— перечень объектов недвижимого имущества, принадлежащих служащему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям на праве собственности или находящихся в их пользовании, с указанием вида, площади и страны расположения каждого из них;

— перечень транспортных средств, с указанием вида и марки, принадлежащих на праве собственности перечисленным выше лицам;

— декларированный годовой доход указанных лиц.

Сведения о доходах и имущественных правах размещаются на официальных сайтах в 14-дневный срок со дня истечения срока, установленного для подачи справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципального служащего, лица, замещающего муниципальную должность на постоянной основе. Кадровые службы органов местного самоуправления в семидневный срок со дня поступления запроса от средства массовой информации обеспечивают предоставление ему запрашиваемых сведений, но в том случае, если запрашиваемые сведения отсутствуют на официальном сайте.

Запрещается размещать на официальных сайтах и в средствах массовой информации:

— иные, кроме перечисленных выше, сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера указанных лиц;

— персональные данные супруги (супруга) муниципального служащего и его несовершеннолетних детей;

— данные, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные средства коммуникации служащего, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

— данные, позволяющие определить местонахождение объектов недвижимого имущества, принадлежащих служащему, супруге (супругу) и несовершеннолетним детям на праве собственности или находящихся в их пользовании;

— информацию, отнесенную к государственной тайне или являющуюся конфиденциальной.

Ограничения, связанные с муниципальной службой

Поскольку в силу п. 12 ч. 1 ст. 28 Закона о муниципальной службе помимо организации проверки сведений о доходах и имущественных правах кадровая служба организует проверку соблюдения связанных с муниципальной службой ограничений, установленных ст. 13 Закона о муниципальной службе, напомним эти ограничения.

Итак, гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае:

— признания его недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда, вступившему в законную силу;

— осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу;

— отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности муниципальной службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой служащим должности муниципальной службы связано с использованием таких сведений;

— наличия заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;

— близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с главой муниципального образования, который возглавляет местную администрацию, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью этому должностному лицу, или с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

— прекращения гражданства РФ, прекращения гражданства иностранного государства — участника международного договора РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора РФ, в соответствии с которым гражданин РФ, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на муниципальной службе;

— наличия гражданства иностранного государства (иностранных государств), за исключением случаев, когда муниципальный служащий является гражданином иностранного государства — участника международного договора РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе;

— предоставления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на муниципальную службу;

— непредоставления предусмотренных Законом о муниципальной службе, Законом N 273-ФЗ и другими федеральными законами сведений или представления заведомо недостоверных или неполных сведений при поступлении на муниципальную службу.

Гражданин не может быть принят на муниципальную службу после достижения им возраста 65 лет — предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы.

Кроме этого, гражданин не может быть назначен на должность главы местной администрации по контракту, а муниципальный служащий не может замещать должность главы местной администрации по контракту в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов) с главой муниципального образования.

Проверка сведений: основания и порядок проведения

Итак, согласно п. 6 ст. 15 Закона о муниципальной службе проверке подлежат:

— достоверность и полнота сведений о доходах и имущественных правах предоставляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, и муниципальными служащими, замещающими указанные должности;

— достоверность и полнота сведений, предоставляемых гражданами при поступлении на муниципальную службу в соответствии с нормативными правовыми актами РФ;

— соблюдение муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Законом N 273-ФЗ и другими нормативными правовыми актами РФ.

Обратите внимание! Проверка достоверности и полноты сведений, предоставляемых гражданами при поступлении на муниципальную службу, и соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов, а также требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов проводится в отношении всех граждан, претендующих на замещение любой должности муниципальной службы, и служащих, замещающих любую такую должность.

Порядок осуществления проверок по отношению к муниципальным служащим определяется нормативными правовыми актами субъекта РФ на основании Закона о муниципальной службе, Закона N 273-ФЗ, Указа Президента РФ от 21.09.2009 N 1065 и других нормативных правовых актов субъектов РФ.

Рассмотрим порядок проведения проверок на примере Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы в городе Москве, муниципальными служащими в органах местного самоуправления в городе Москве, и соблюдения муниципальными служащими органов местного самоуправления в городе Москве требований к служебному поведению, утвержденного Указом мэра г. Москвы от 17.10.2012 N 70-УМ (далее — Положение).

Прежде всего отметим п. 7 ст. 8 Закона N 273 установлено, что проверка достоверности и полноты сведений о доходах и имущественных правах осуществляется кадровой службой по решению представителя нанимателя (руководителя) или лица, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем):

— путем направления запроса в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-разыскной деятельности, об имеющихся у них данных о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Согласно Положению любая проверка проводится на основании решения:

— главы муниципального образования;

— главы администрации муниципального образования;

— председателя представительного органа местного самоуправления муниципального образования;

— председателя избирательной комиссии муниципального образования;

— кадровой службы органа местного самоуправления, а в случае ее отсутствия — должностного лица, ответственного за ведение кадровой работы в органе местного самоуправления.

Указанное решение принимается отдельно в отношении каждого гражданина или муниципального служащего и оформляется в письменной форме.

Основанием для осуществления проверки является достаточная информация, представленная в письменном виде в установленном порядке:

— правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами;

— работниками подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадровых служб либо должностными лицами органов местного самоуправления, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений;

— постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с федеральным законодательством иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями.

— общественной палатой РФ;

— общероссийскими средствами массовой информации.

Несмотря на то, что по законодательству проверка может проводиться только на основании письменной информации, предоставленной вышеперечисленными органами, кадровые службы могут проверять сведения и по собственной инициативе. Законодательством предусмотрен отказ гражданину в поступлении на муниципальную службу в случае непредоставления сведений о доходах или предоставления заведомо ложных сведений — значит, работодателю дано право проверять достоверность представленных гражданином сведений по своей инициативе. Кроме этого, и Законом N 273-ФЗ, и нормативными правовыми актами субъектов РФ, устанавливающими порядок проведения проверок, предусмотрено проведение таких проверок кадровыми службами самостоятельно.

Примечание. Не может служить основанием проверки информация анонимного характера.

1. Кадровыми службами или ответственными должностными лицами самостоятельно. В процессе проверки кадровики изучают предоставленные гражданином или муниципальным служащим сведения о доходах и имущественных правах и дополнительные материалы, проводят с ним беседу, получают пояснения об этих сведениях и готовят в установленном порядке запрос о достоверности сведений в органы прокуратуры и иные государственные органы и организации (кроме запросов, касающихся осуществления оперативно-разыскной деятельности или ее результатов).

2. Путем инициирования перед мэром Москвы предложения о направлении запроса о проведении оперативно-разыскных мероприятий в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-разыскной деятельности. Данное предложение направляет представитель нанимателя на основании информации, полученной из кадровой службы или от ответственного должностного лица. Порядок представления документов для направления запроса о проведении оперативно-разыскных мероприятий определяется мэром Москвы.

Обратите внимание! Запросы о предоставлении сведений, составляющих банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну, запросы в правоохранительные органы о проведении оперативно-разыскных мероприятий в отношении граждан, претендующих на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальных служащих, замещающих указанные должности, супруг (супругов) и несовершеннолетних детей таких граждан и служащих в интересах муниципальных органов направляются высшими должностными лицами субъектов РФ (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ) в порядке, определяемом нормативными правовыми актами РФ (п. 7 ст. 15 Закона о муниципальной службе).

В течение двух рабочих дней со дня получения решения о проведении проверки руководитель кадровой службы или ответственное должностное лицо обеспечивает направление гражданину или муниципальному служащему уведомления о начале в отношении него проверки. В уведомлении также разъясняется, что гражданин (служащий) вправе обратиться для беседы, которая должна быть проведена с ним в течение семи дней с момента обращения, а при наличии уважительной причины — в срок, согласованный с гражданином, муниципальным служащим

В случае невозможности уведомления гражданина о начале проверки в указанный срок составляется акт, приобщаемый к материалам проверки.

Проверка осуществляется в срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении. На период проверки информации о наличии у муниципального служащего конфликта интересов, если на момент принятия решения о проведении проверки данный конфликт не устранен, служащий отстраняется от замещаемой должности муниципальной службы на указанный срок. Если проверка не завершена, указанный срок продлевается до 90 дней представителем нанимателя, принявшим решение о проведении проверки. На период отстранения служащего от замещаемой должности муниципальной службы за ним сохраняется денежное содержание по этой должности.

По окончании проверки кадровая служба или ответственное должностное лицо представляет представителю нанимателя доклад о ее результатах, в котором должны содержаться обстоятельства, установленные по результатам проверки, а также одно из следующих предложений:

— о назначении гражданина на должность муниципальной службы;

— об отказе гражданину в назначении на должность муниципальной службы;

— об отсутствии оснований для применения к муниципальному служащему мер юридической ответственности;

— о применении к муниципальному служащему мер юридической ответственности;

— о представлении материалов проверки в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Рассмотрев доклад, представитель нанимателя принимает соответствующее решение. По окончании проверки муниципальный служащий должен быть ознакомлен с ее результатами. Сведения о результатах проверки кадровая служба с письменного согласия руководителя органа местного самоуправления, принявшего решение о ее проведении, также предоставляет органу, чья информация послужила основанием для проведения проверки, с соблюдением законодательства РФ о персональных данных и государственной тайне. А при установлении в ходе проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков преступления или административного правонарушения, материалы об этом представляются в государственные органы в соответствии с их компетенцией.

Материалы проверки приобщаются к личному делу муниципального служащего и хранятся в кадровой службе или у ответственного должностного лица в течение трех лет со дня ее окончания, после чего передаются в архив.

Подводя итог, отметим, что согласно пп. «л», «м» п. 8 Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента РФ от 13.04.2010 N 460, основными направлениями реализации национальной стратегии противодействия коррупции в том числе являются совершенствование работы подразделений кадровых служб федеральных органов исполнительной власти, иных органов, органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления и иных государственных органов по профилактике коррупционных и других правонарушений, а также периодическое исследование состояния коррупции и эффективности мер, принимаемых по ее предупреждению и по борьбе с ней как в стране в целом, так и в отдельных регионах.

Поскольку организация проверки сведений о доходах и имущественных правах граждан, поступающих на муниципальную службу и муниципальных служащих, замещающих муниципальные должности, является одним из методов противодействия коррупции, кадровым службам следует особо обратить внимание на проверку сведений, предоставляемых как гражданами при поступлении на муниципальную службу, так и в процессе ее осуществления муниципальными служащими.

Кроме этого, следует помнить, что в силу ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» на доступ к документам и материалам организации, проверку исполнения законов в связи с поступившей информацией о фактах нарушения закона, а также проведение проверок органов местного самоуправления имеет право прокуратура РФ. И в случае обнаружения нарушений законодательства о муниципальной службе и борьбе с коррупцией прокурор может обратиться в суд о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным и обязать работника кадровой службы принять меры к устранению выявленных нарушений, а также возбудить дело об административном правонарушении.