Категория: Бланки/Образцы
Том _____, л.д. 130-131
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о создании следственной группы
г. Волгодонск 16 сентября 1999 года
Начальник следственного отдела Управления ФСБ России по Ростовской области полковник юстиции Проценко Е.И. рассмотрев материалы уголовного дела № 173,
Настоящее уголовное дело возбуждено 16 сентября 1999 года по факту подрыва взрывного устройства большой мощности во дворе жилого многоквартирного дома № 35 по улице Октябрьское шоссе г. Волгодонска Ростовской области. В результате взрыва 17 человек погибло, более 300 человек получили телесные повреждения различной степени тяжести. Более 30 жилым и административным зданиям нанесен значительный материальный ущерб.
Учитывая общественно опасный способ и особую тяжесть совершенного преступления, а также большой объем предстоящих оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, руководителями правоохранительных органов Ростовской области издан совместный приказ о создании межведомственной следственно-оперативной бригады из числа сотрудников ФСБ, МВД и прокуратуры.
На основании изложенного, руководствуясь требованиями статьи 127-1 и части 3 статьи 129 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР,
1. Расследование настоящего уголовного дела осуществлять группой следователей в составе:
- старший следователь по ОВД следственного отдела УФСБ РФ по Ростовской области майор юстиции Круглов А.В.;
- старший следователь по ОВД следственного отдела УФСБ РФ по Ростовской области подполковник юстиции Маринин С.Н.;
- старший следователь следственного отдела УФСБ РФ по Ростовской области капитан юстиции Дранников А.В.;
- следователь следственного отдела УФСБ РФ по Ростовской области старший лейтенант юстиции Марченко Р.В.;
- следователь следственного отдела УФСБ РФ по Ростовской области старший лейтенант юстиции Помазков А.О.;
- следователь следственного отдела УФСБ РФ по Ростовской области лейтенант Шараев А.В.;
- следователь-криминалист следственного отдела УФСБ РФ по Ростовской области капитан Нагорный
- старший следователь следственной части Главного следственного управления при ГУВД Ростовской области с дислокацией в г. Волгодонске майор юстиции Малоок С.П. (старший группы следователей в г. Волгодонске);
- следователь следственной части Главного следственного управления при ГУВД Ростовской области с дислокацией в г. Волгодонске майор юстиции Юдина Е.И.;
- следователь следственного отдела УВД г. Волгодонска капитан юстиции Строк Н.И.;
- старший следователь прокуратуры г. Волгодонска Вернигора Д.П.
2. Руководство действиями группы следователей возложено на полковника юстиции Проценко Е.И.
Начальник следственного отдела
УФСБ России по Ростовской области
полковник юстиции(подпись)Е.И. Проценко
На каждом листе круглая печать:
[Федеральная служба безопасности Российской Федерации Для справок 3],
на последнем листе печать без рамки:
[КОПИЯ ВЕРНА Следователь (подпись)Романовский В.В.]
" />
16 февраля 201* г.
Начальник следственного отделения Энского РОВД г. Энска подполковник юстиции Потапов В.В. рассмотрев материалы уголовного дела N 12345,
установил:06 февраля 201* года во время совершения квартирной кражи задержаны Омутов А.А. Горешнев А.А. и Васильев А.П. В квартире, где постоянно проживал последний, обнаружены находящиеся в розыске по более чем 20 уголовным делам предметы преступных посягательств. Омутову А.А. Горешневу А.А. и Васильеву А.П. предъявлено обвинение в совершении 29 краж из жилищ граждан и некоторых других преступлений. Все уголовные дела соединены в одно производство. Материалы уголовного дела свидетельствуют о причастности указанных лиц к совершению не только названных, но и множества других преступлений. Выявленные в ходе производства предварительного расследования настоящего уголовного дела обстоятельства свидетельствуют о сложности и необходимости производства большого объема следственной работы.
Для обеспечения полного, всестороннего объективного предварительного расследования необходимо привлечение к работе по делу нескольких следователей и обеспечение деятельности таковых сотрудником, уполномоченным осуществлять оперативно-разыскные мероприятия. На основании изложенного и руководствуясь ст. 163 УПК РФ,
постановил:1. Поручить производство по уголовному делу N 12345 следственной группе в составе: старшего следователя следственного отделения Энского РОВД г. Энска майора юстиции Костомарова Н.Н. следователей этого отделения капитана юстиции Поликарпова А.П. и старшего лейтенанта юстиции Корина О.Ф.
2. Назначить руководителем следственной группы старшего следователя следственного отделения Энского РОВД г. Энска майора юстиции Костомарова Н.Н.
3. К работе следственной группы привлечь капитана полиции Шпака Н.Е. - старшего оперуполномоченного отдела уголовного розыска Энского РОВД г. Энска.
Состав следственной группы мне, Омутову А.А. объявлен 16 февраля 201* г.
Одновременно мне разъяснен порядок отвода руководителя и (или) членов следственной группы, предусмотренный ст. 61 и 67 УПК РФ.
Обвиняемый Омутов А.А. не заявил об отводе ни руководителя, ни кого-либо из членов следственной группы.
Состав следственной группы мне, Горешневу А.А. объявлен 17 февраля 201* г.
Одновременно мне разъяснен порядок отвода руководителя и (или) членов следственной группы, предусмотренный ст. 61 и 67 УПК РФ.
Обвиняемый Горешнев А.А. не заявил об отводе ни руководителя, ни кого-либо из членов следственной группы.
Состав следственной группы мне, Васильеву А.П. объявлен 16 февраля 201* г.
Одновременно мне разъяснен порядок отвода руководителя и (или) членов следственной группы, предусмотренный ст. 61 и 67 УПК РФ.
Обвиняемый Васильев А.П. не заявил об отводе ни руководителя, ни кого-либо из членов следственной группы.
Статья 163. Производство предварительного следствия следственной группой
1. Производство предварительного следствия по уголовному делу в случае его сложности или большого объема может быть поручено следственной группе, о чем выносится отдельное постановление или указывается в постановлении о возбуждении уголовного дела.
2. Решение о производстве предварительного следствия следственной группой, об изменении ее состава принимает прокурор либо начальник следственного отдела. В постановлении должны быть перечислены все следователи, которым поручено производство предварительного следствия, в том числе указывается, какой следователь назначается руководителем следственной группы. К работе следственной группы могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Состав следственной группы объявляется подозреваемому, обвиняемому.
3. Руководитель следственной группы принимает уголовное дело к своему производству, организует работу следственной группы, руководит действиями других следователей, составляет обвинительное заключение либо выносит постановление о направлении уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера к лицу, совершившему преступление, и направляет данное постановление вместе с уголовным делом прокурору.
4. Руководитель следственной группы принимает решения о:
1) выделении уголовных дел в отдельное производство в порядке, установленном статьями 153—155 настоящего Кодекса;
2) прекращении уголовного дела полностью или частично;
3) приостановлении или возобновлении производства по уголовному делу;
4) привлечении лица в качестве обвиняемого и об объеме предъявляемого ему обвинения;
5) направлении обвиняемого в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 части второй статьи 29 настоящего Кодекса;
6) возбуждении перед прокурором ходатайства о продлении срока предварительного следствия;
7) возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения, а также о производстве следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных частью второй статьи 29 настоящего Кодекса.
5. Руководитель и члены следственной группы вправе участвовать в следственных действиях, производимых другими следователями, лично производить следственные действия и принимать решения по уголовному делу в порядке, установленном настоящим Кодексом.
1. Создание следственных групп для производства предварительного следствия по сложным или имеющим большой объем уголовным делам является эффективной формой научной организации труда, основанной на объединении процессуальной деятельности нескольких участников. Закон говорит о создании следственной группы, хотя в практике ведомственными актами органов прокуратуры и МВД предусматривается создание следственно-оперативных групп. Принятая законодателем терминология означает, что группа должна состоять именно из следователей. Оперативные работники не входят в состав таких групп, хотя и могут привлекаться для оказания помощи следователям оперативно-розыскными средствами. Более того, следственной группе может быть придана группа оперативных работников, возглавляемая одним из них и призванная осуществлять оперативное сопровождение деятельности следственной группы по поручению ее руководителя. Однако такая организация взаимодействия не означает создания единой группы, ибо следователи и оперативные работники выполняют различные функции: первые — процессуальные, а вторые — оперативно-розыскные.
2. Следственная группа - это не коллегиальный орган, решающий вопросы расследования большинством голосов, как это имеет место в суде. Назначенный руководителем группы один из следователей не только организует работу группы и руководит работой других следователей, но и выносит наиболее ответственные итоговые процессуальные акты: составляет обвинительное заключение и постановление о направлении дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера. Кроме того, при наличии оснований он принимает по делу важнейшие решения: о выделении дела в отдельное производство; о прекращении уголовного дела или уголовного преследования; о приостановлении и возобновлении производства по делу; о привлечении лица в качестве обвиняемого и об объеме предъявляемого ему обвинения; о направлении обвиняемого, находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства экспертизы. Также руководитель группы возбуждает перед прокурором ходатайство о продлении срока следствия; возбуждает перед судом ходатайство об избрании меры пресечения или ее продлении и о производстве следственных действий, на которые требуется разрешение суда. Он вправе также участвовать в следственных действиях, производимых другими следователями, и лично производить их.
3. Сказанное не означает, что руководитель следственной группы выполняет основную работу по делу, а другие следователи оказывают ему лишь техническую помощь. Следует признать, что следователи сохраняют присущую им процессуальную самостоятельность при выполнении своих функций в следственной группе. Это выражается в том, что: 1) хотя дело принимается к производству руководителем группы, в постановлении о ее создании перечисляются все члены следственной группы, о чем ставятся в известность подозреваемый, обвиняемый, получая при этом возможность заявить отвод любому участнику следственной группы; 2) неотведенный участник следственной группы является управомоченным на производство расследования лицом и в пределах данного ему поручения (расследование отдельного эпизода, действий одного из обвиняемых и т.п.) самостоятельно принимает решения, не входящие в компетенцию руководителя, и самостоятельно производит необходимые следственные действия, на что прямо указывает ч.5 комментируемой статьи. При соблюдении требований УПК РФ результаты этих действий будут обладать свойством допустимости; 3) принимая одно из указанных выше ответственных решений, руководитель следственной группы может поручить его реализацию (вынесение соответствующего постановления и выполнение связанных с этим процессуальных действий) тому или иному следователю — члену группы.
4. Возможны разногласия между членом следственной группы и ее руководителем по отдельным вопросам расследования. Представляется, что такие разногласия должен разрешать прокурор, осуществляющий надзор за следствием.
5. УПК РФ детально регламентирует порядок формирования следственной группы. Такая обязанность возложена на прокурора либо начальника следственного отдела. Решение о создании следственной группы закрепляется в отдельном постановлении либо об этом указывается в постановлении о возбуждении уголовного дела. Во втором случае это реально лишь для прокурора, поскольку именно он наделен полномочиями возбуждать уголовное дело и, не принимая его к своему производству, поручать его расследование иным лицам.
1. Производство предварительного следствия по уголовному делу в случае его сложности или большого объема может быть поручено следственной группе, о чем выносится отдельное постановление или указывается в постановлении о возбуждении уголовного дела.
2. Решение о производстве предварительного следствия следственной группой, об изменении ее состава принимает руководитель следственного органа. В постановлении должны быть перечислены все следователи, которым поручено производство предварительного следствия, в том числе указывается, какой следователь назначается руководителем следственной группы. К работе следственной группы могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Состав следственной группы объявляется подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему.
3. Руководитель следственной группы принимает уголовное дело к своему производству, организует работу следственной группы, руководит действиями других следователей, составляет обвинительное заключение либо выносит постановление о направлении уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера к лицу, совершившему преступление, и направляет данное постановление вместе с уголовным делом прокурору.
4. Руководитель следственной группы принимает решения о:
1) выделении уголовных дел в отдельное производство в порядке, установленном статьями 153 — 155 настоящего Кодекса;
2) прекращении уголовного дела полностью или частично;
3) приостановлении или возобновлении производства по уголовному делу;
4) привлечении лица в качестве обвиняемого и об объеме предъявляемого ему обвинения;
5) направлении обвиняемого в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, или в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 части второй статьи 29 настоящего Кодекса;
6) возбуждении перед руководителем следственного органа ходатайства о продлении срока предварительного следствия;
7) возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения, а также о производстве следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных частью второй статьи 29 настоящего Кодекса.
5. Руководитель и члены следственной группы вправе участвовать в следственных действиях, производимых другими следователями, лично производить следственные действия и принимать решения по уголовному делу в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Комментарий к Ст. 163 УПК РФ1. По общему правилу предварительное следствие по уголовному делу производится следователем единолично. Однако в случае его сложности или большого объема следственной работы производство предварительного следствия может быть поручено следственной группе, которую иногда именуют следственной бригадой.
2. Следственная группа создается постановлением руководителя следственного органа. Любое произвольное изменение состава следственной группы, в частности принятие к своему производству уголовного дела должностным лицом, которому руководство группой не поручено постановлением о ее создании (или отдельным постановлением), влечет признание недопустимыми доказательств, полученных в результате расследования (Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 2. С. 18).
3. Из содержания пунктов 3 и 4 комментируемой статьи явствует, что руководитель следственной группы лично принимает все принципиальные решения по уголовному делу, и поэтому именно он, бригадир, несет ответственность за судьбу уголовного дела и обоснованность уголовного преследования.
4. Согласно пункту 2 комментируемой статьи к работе следственной группы могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, иначе говоря, оперативные работники федеральных органов безопасности, полиции и других. Группы в таком составе принято называть следственно-оперативными. Их деятельность основывается на богатом опыте прошлого. Основная задача оперативных работников, входящих в такие группы, — добывание оперативно-розыскной разведывательной информации, поддающейся проверке следственным путем. Такая форма взаимодействия следователя с оперативными работниками проста и удобна. Там, где предварительное следствие вмонтировано в структуру органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, она кажется естественной и не требующей размышлений. На самом же деле с теоретической точки зрения такая форма взаимодействия небезупречна, а с практической — чревата очень серьезными негативными последствиями. В статье 38 УПК, определяющей процессуальное положение следователя, непосредственных правоотношений между ним и оперативными работниками не предусмотрено. Согласно этой статье давать письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий следователь вправе не оперативному работнику, а органу дознания. Иначе говоря, прямые связи в подобных случаях должны складываться между следователем и соответствующим органом (звеном) полиции в лице руководителя данного органа (звена), осуществляющего оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную и административную юрисдикцию на строго определенной территории. Это значит, что при необходимости привлечения органа дознания к эпизодическому или к более или менее постоянному участию в расследовании уголовного дела, находящегося в производстве следователя, «траектория» развития официальных отношений должна быть следующей: следователь принимает процессуальное решение о производстве следственного действия, серии следственных действий или об отдельном направлении расследования (например, о проверке той или иной версии), определяет необходимые силы и средства для его осуществления и поручает производство определенных следственных действий органу дознания и/или ставит перед ним задачу, подлежащую решению оперативно-розыскным путем, не вникая, естественно, в содержание предстоящих оперативно-розыскных мероприятий. Сформулированное поручение следователя адресуется начальнику органа дознания, который обязан организовать и проконтролировать его исполнение и сообщить следователю о результатах. Назначенные руководителем органа дознания конкретные исполнители следственного поручения исполняют, по сути дела, распоряжение не его, а своего непосредственного начальника, которому они подчинены по службе. О результатах и происшествиях они обязаны доложить своему начальнику, а не следователю. Согласно этой схеме каждый делает свое дело строго в пределах своих функций и своей компетенции и, соответственно, каждый отвечает за то, за что ему положено отвечать по службе.
Навигация по записям
По сложным, а также большого объема уголовным делам руководитель следственного органа своим постановлением может принять решение о производстве предварительного следствия следственной группой (об изменении ее состава) (ч. 1 и 2 ст. 163 УПК РФ). Если по такого рода уголовным делам производство предварительного следствия не обязательно, для расследования такового начальником органа дознания может быть создана группа дознавателей (ч. 1 и 2 ст. 223.2 УПК РФ).
Решение о производстве предварительного следствия (дознания) следственной группой (группой дознавателей) может быть принято руководителем следственного органа (начальником органа дознания) одновременно с возбуждением им уголовного дела или же по уже возбужденному уголовному делу.
Одновременное расследование одного уголовного дела следственной группой (группой дознавателей) способствует оперативности и быстроте, полноте, всесторонности и объективности производства предварительного расследования, эффективному устранению обстоятельств, способствующих совершению преступлений, взаимообогащению опыта каждого из участников группы.
В этом случае подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему и другим участникам должна быть предоставлена возможность узнать о создании группы. Более того, в случае создания следственной группы (группы дознавателей) ее состав должен быть объявлен подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, а также всем иным участникам, имеющим самостоятельный интерес в процессе. Им должна быть представлена возможность заявить одному из ее членов или всем следователям отвод.
К сложным уголовным делам следует относить дела:
— с множеством версий, которые следует отрабатывать одновременно;
— о преступлениях преступников-гастролеров, когда совершаемые ими преступления имели место в разных городах и районах;
— о деятельности преступных организаций и сообществ;
— расследование которых усложняется многообразием методов совершения и сокрытия преступлений;
— некоторые иные уголовные дела.
Руководитель следственной группы принимает уголовное дело к своему производству, организует работу следственной группы, руководит действиями других следователей, составляет обвинительное заключение либо выносит постановление о направлении уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера к лицу, совершившему преступление, и направляет данное постановление вместе с уголовным делом прокурору (ч. 3 ст. 163 УПК РФ). Аналогичны функции руководителя группы дознавателей, который должен принять уголовное дело к своему производству, организовать работу группы дознавателей, руководить действиями других дознавателей, а при наличии к тому фактических оснований составить и подписать обвинительный акт (ч. 3 ст. 223.2 УПК РФ).
Вынесение основных решений по данному уголовному делу — обязанность и право руководителя следственной группы (группы дознавателей). К исключительной компетенции руководителя следственной группы, в частности, законом отнесено принятие решения о:
1) выделении уголовных дел в отдельное производство в порядке, установленном ст. 153 — 155 УПК РФ;
2) прекращении уголовного дела полностью или частично;
3) приостановлении или возобновлении производства по уголовному делу;
4) привлечении лица в качестве обвиняемого и об объеме предъявляемого ему обвинения;
5) направлении обвиняемого в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы, за исключением случаев, предусмотренных п. 3 ч. 2 ст. 29 УПК РФ, то есть тех, когда принятие искомого решения отнесено к полномочию суда;
6) возбуждении перед руководителем следственного органа ходатайства о продлении срока предварительного следствия;
7) возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения, а также о производстве следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных ч. 2 ст. 29 УПК РФ.
Аналогичны полномочия руководителя группы дознавателей. Отличаются они лишь в связи со спецификой содержания дознания по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно. В ходе такового может быть составлено письменное уведомление о подозрении в совершении преступления, срок дознания подлежит продлению прокурором, ходатайство об избрании меры пресечения, а также о производстве следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных ч. 2 ст. 29 УПК РФ, возбуждается перед судом только с согласия прокурора.
Вот почему к исключительной компетенции руководителя группы дознавателей ч. 4 ст. 223.2 УПК РФ отнесено принятие решения о:
1) выделении уголовных дел в отдельное производство в порядке, установленном ст. 153 — 155 УПК РФ;
2) прекращении уголовного дела полностью или частично;
3) приостановлении или возобновлении производства по уголовному делу;
4) письменном уведомлении о подозрении в совершении преступления;
5) привлечении лица в качестве обвиняемого и об объеме предъявляемого ему обвинения;
6) направлении обвиняемого в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской, судебно-психиатрической экспертизы, за исключением тех случаев, когда искомое решение может быть принято только судом;
7) возбуждении перед прокурором ходатайства о продлении срока дознания;
8) возбуждении с согласия прокурора перед судом ходатайства об избрании меры пресечения, а также о производстве следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных ч. 2 ст. 29 УПК РФ.
Именно поэтому, даже если проект постановления об избрании меры пресечения, о предъявлении обвинения, обвинительного заключения (обвинительного акта) готовился другим членом следственной группы (группы дознавателей), подписывать его должен ее руководитель. Такого рода решения выносятся от его имени, а не от имени всех членов группы. Ответственность за необоснованное возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения, необоснованное привлечение к уголовной ответственности также будет нести руководитель следственной группы (группы дознавателей), то есть тот, кто подписал искомый процессуальный акт.
Менее важные документы могут составляться от имени любого из членов следственной группы (группы дознавателей).
К работе следственной группы (группы дознавателей) могут быть также привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Таковые к работе следственной группы (группы дознавателей) обычно привлекаются приказом руководителя органа внутренних дел, у которого в подчинении находятся как составляющие указанную группу следователи, так и привлекаемые к ней сотрудники оперативных служб (соответствующего органа дознания). После этого следователь вправе давать представителям органа дознания (органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность) не письменные, а устные поручения, не через начальника органа дознания, а непосредственно.
В юридической литературе в свое время было высказано предложение наделить руководителя следственной группы полномочиями руководителя следственного органа.
Руководитель следственного органа, как известно, осуществляет контроль за своевременностью действий подчиненных ему следователей по раскрытию и расследованию преступлений, принимает меры к наиболее полному, всестороннему и объективному производству предварительного следствия по уголовным делам.
В этой связи руководитель следственного органа вправе давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении обвиняемого (подозреваемого и др.) меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения, лично рассматривать сообщения о преступлении, участвовать в проверке сообщения о преступлении; разрешать отводы, заявленные следователю, а также его самоотводы; отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК РФ; продлевать срок предварительного расследования; возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования и др.
Указания руководителя следственного органа по уголовному делу даются следователю в письменной форме и обязательны для исполнения.
Обжалование полученных указаний руководителю вышестоящего следственного органа не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда указания касаются изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления уголовного дела в суд или его прекращения.
Пока же указанные права всецело распространить на руководителя следственной группы нельзя.
5.6. Производство предварительного расследования следственной группой (группой дознавателей)
По общему правилу предварительное следствие производится одним следователем. Однако анализ практики показывает, что существует определенная категория уголовных дел, производство расследования по которым одним следователем затруднительно. В подобных случаях закон допускает расследование уголовного дела следственной группой (ч. 1 ст. 163 УПК) либо группой дознавателей (ч. 1 ст. 2232 УПК).
Такие ситуации возникают по сложным делам при наличии дополнительных обстоятельств, к которым, в частности, относятся:
1) возникновение значительного числа версий о лицах, совершивших деяние, обстоятельствах преступления, проверку которых необходимо провести в кратчайшие сроки;
2) наличие в материалах дела большого количества связанных между собой эпизодов, раздельное расследование которых невозможно;
3) привлечение по делу большого числа обвиняемых, совместно совершивших одно или несколько преступлений;
4) разбросанность территории, на которой приходится вести расследование, если невозможно ограничиться поручениями о производстве следственных и иных действий.
Накопленный многолетний опыт применения группового метода расследования свидетельствует о его несомненной эффективности. Он обеспечивает: а) достижение высокого качества расследования; б) проведение расследования в более сжатые сроки; в) достижение полноты и всесторонности расследования; г) использование знаний, способностей и индивидуальных качеств сразу нескольких следователей (дознавателей). Это является особенно актуальным в настоящее время, когда рост групповой и организованной преступности требует постоянного совершенствования организационных форм деятельности органов предварительного расследования.
Решение о производстве предварительного следствия следственной группой, об изменении ее состава принимает руководитель следственного органа, а о производстве дознания группой дознавателей — начальник органа дознания. В постановлении должны быть перечислены все следователи (дознаватели), которым поручено производство расследования, в том числе указывается, какой сотрудник назначается руководителем группы. К работе следственной группы (группы дознавателей) могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих ОРД. Состав группы объявляется подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему (ч. 2 ст. 163, ч. 2 ст. 2232 УПК).
В органах внутренних дел сложилась и получила ведомственное нормативное закрепление практика образования следственно-оперативных групп, которые расследуют сложные уголовные дела, прежде всего связанные с организованной преступностью (Положение об организации взаимодействия подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии и расследовании преступлений, утвержденное приказом МВД России от 26.03.2008 № 280). Такие группы представляют одну из организационных форм постоянного взаимодействия следователя, органа дознания и оперативных подразделений органов внутренних дел. Их создание предусмотрено не процессуальными, а ведомственными нормативными актами. Создаются они по инициативе руководителей аппарата следствия и оперативных подразделений и оформляются приказом начальника соответствующего органа внутренних дел. Поэтому отождествлять следственно-оперативные группы со следственными группами не следует.
Если при расследовании дела группой следователей каждый из ее участников вправе осуществлять по делу процессуальную деятельность в определенных руководителем пределах, то при участии сотрудников полиции в оперативно-следственной группе и выполнении ими следственных действий, в деле должен находиться документ, объясняющий их участие в расследовании. В практической деятельности нередко в качестве такого документа пытаются представить приказ начальника отдела внутренних дел о создании следственно-оперативной группы. В тех случаях, когда работники органа дознания работают при группе следователей продолжительное время и их помощь носит постоянный характер, такой прием внешне кажется оправданным. Но он не имеет под собой правовой основы. Согласно ст. 39, 157, 163 УПК следователь (или следственная группа) осуществляет расследование самостоятельно. Иные лица могут проводить по данному делу следственные и разыскные действия только по поручению лица, в чьем производстве находится уголовное дело. Документом, объясняющим участие в деле других лиц, может быть лишь поручение следователя.
Законодатель четко определил правовое положение руководителя группы. Он принимает дело к своему производству, организует работу других сотрудников, входящих в группу, распределяет нагрузку, используя при этом объектовый, персональный или смешанный подход. На него возложено принятие и оформление всех основных процессуально значимых решений по делу: о выделении уголовных дел в отдельное производство, о приостановлении или возобновлении производства по делу, о привлечении лица в качестве обвиняемого и об объеме предъявленного ему обвинения, о возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или производстве следственных и иных процессуальных действий, осуществляемых по судебному решению, о возбуждении ходатайства о продлении срока предварительного расследования и т.д. Руководитель группы составляет итоговые процессуальные акты по делу: обвинительное заключение (обвинительный акт), постановление о прекращении дела, постановление о направлении дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительной меры медицинского характера.
На руководителе группы лежат организационные полномочия по координации работы всех следователей (дознавателей) в составе группы. Вместе с тем он не обладает процессуальными полномочиями руководителя следственного органа (начальника органа дознания), поскольку юридическая сила его указаний (распоряжений, поручений) законом не определена. В случае возникших противоречий ситуация должна быть разрешена руководителем следственного органа (начальником органа дознания).
УПК не предусматривает порядка расформирования группы. Представляется, что он может быть двух видов: с вынесением процессуального решения об этом или без такового. Письменного решения не требуется, если уголовное дело прекращается или если уголовное дело с обвинительным заключением (обвинительным актом) или постановлением о применении к лицу принудительных мер медицинского характера направляется в суд. В остальных же случаях, когда необходимость в расследовании уголовного дела группой отпала (а также при увеличении или изменении состава группы), такое решение должно оформляться постановлением руководителя следственного органа (начальника органа дознания).
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
При рассмотрении данного вопроса необходимо указать, что понятие документа многопланово и многоаспектно (ст. 84 УПК). К числу документов закон относит не только бумажные, но и иные носители информации (например, фотография или видеозапись, на которых запечатлены факт знакомства, встречи определенных лиц, похищенная вещь).
Значение документов в процессе производства дознания велико. Они:
Как правило, процессуальные документы предварительного расследования строго регламентированы законом. Однако нередко в законе тот или иной документ лишь назван либо просто подразумевается. Например, ст. 225 УПК РФ предусмотрены структура и содержание обвинительного акта. Другой пример: в ст. 223.1 УПК приведено содержание уведомления о подозрении в совершении преступления. В этой же статье говорится о протоколе, который должен составить дознаватель при вручении подозреваемому копии уведомления о подозрении, однако содержание данного протокола не приводится.
Все документы, которые составляются в ходе проверки материалов и производства по уголовному делу, можно назвать уголовно-процессуальными документами.
Они подразделяются на две группы: процессуальные и организационные.
Процессуальные документы — это документы предварительного расследования, предусмотренные, названные или подразумеваемые уголовно-процессуальным законом, урегулированные другими федеральными законами, ведомственными актами, а в ряде случаев не имеющие правового регулирования, но выработанные практикой, которые напрямую связаны с установлением обстоятельств дела или обеспечением прав личности (постановления, обвинительные заключения и акты, протоколы, поручения, уведомления, сообщения и др.) 1 Документирование в процессе дознания (практикум): Метод, материалы для преподавания. Омск: Омская академия МВД России, 2005. С. 7-8.
Рассмотрим отдельные виды процессуальных документов.
Постановление. Это документ, отражающий «решение прокурора, следователя, дознавателя, вынесенное при производстве предварительного расследования» (п. 25 ст. 5 УПК).
Виды решений таковы:
Протокол. Это процессуальный документ, в котором отражаются факт производства, содержание и результаты следственного или иного уголовно-процессуального действия.
Обвинительный акт. Одним из различий, которые сохраняются между двумя формами предварительного расследования предварительным следствием и дознанием — является форма окончания. Если в ходе предварительного следствия предусмотрено окончание следствия составлением обвинительного заключения, то УПК РФ 2001 г. было введено новое понятие — окончание дознания составлением обвинительного акта.
Обвинительный акт представляет собой документ, в котором дознаватель, действуя в пределах своей компетенции, основываясь на имеющихся в материалах уголовного дела доказательствах, делает вывод о необходимости привлечения лица в качестве обвиняемого и последующего привлечения к уголовной ответственности.
Поручения. Поручение дознавателя (по аналогии со следователем органу дознания) о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий (п. 11 ч. 2 ст. 37; п. 4 ч. 2 ст. 38, ч. 1 ст. 152 УПК).
Данные процессуальные документы нередко встречаются в уголовных делах. В них указываются задания органу дознания, выполнение которых будет способствовать повышению эффективности расследования.
Сообщения, извещения и уведомления. Это документы, которые отражают действия дознавателя по обеспечению законных прав и интересов участников уголовного судопроизводства. К таким документам можно отнести:
Заявления, возражения, жалобы и ходатайства. Это документы, позволяющие участникам уголовного судопроизводства реализовать свои права и интересы.
К этой группе, с нашей точки зрения, относятся следующие документы:
Указанные документы часто имеют факультативный характер, т.е. оформляются, как правило, не по каждому делу.
На практике требования о представлении предметов и документов облекаются в письменную форму служебных писем-запросов, а требования о производстве ревизий в связи с имеющимися в производстве уголовными делами выражаются в форме постановлений.
Между тем основания, форма и порядок истребования предметов и документов, требования о производстве ревизии в законе не регламентированы. Следовательно, такое требование правомерно и в том случае, когда оно высказано устно или передано в виде телефонограммы, радиограммы.
Часть документов, официально подтверждающих те или иные обстоятельства, имеющие значение для дела (например, справки о наличии или отсутствии судимости, копии приговоров, справки из наркологического и психоневрологического диспансеров; акты ревизий и документальных проверок; заключения эксперта; документы страховой компании в случае предъявления ею иска к обвиняемому и др.), составляются и представляются дознавателю предприятиями, учреждениями, организациями и должностными лицами.
В связи с этим надо сказать, что согласно ч. 4 ст. 21 УПК требования, поручения и запросы прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя, предъявленные в пределах их полномочий, установленных УПК РФ, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами.
Документы, устанавливающие личность, подтверждающие наличие у граждан каких-либо специфических прав или заслуг, оформляются компетентными учреждениями и организациями.
Такие удостоверяющие документы, как расписки, оформляются гражданами; договоры между гражданами (завещания, дарения и пр.), совершаемые в письменной форме, подготавливаются соответствующими должностными лицами.
Представление предметов и письменных документов .
Предметы и документы могут быть представлены подозреваемым, обвиняемым и их представителями, защитником, частным обвинителем, а также потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком и их представителями и любыми гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями.
О представлении предметов и документов составляется протокол.
Желательно присутствие понятых, в необходимых случаях — специалиста.
Лицу, представившему предмет или документ, вручается копия протокола.
Порядок представления результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд определен Инструкцией. утвержденной приказом МВД России, ФСБ России. Федеральной службы охраны, Федеральной таможенной службы, Службы внешней разведки РФ. ФСИН, ФСКН и Минобороны России от 17 апреля 2007 г. № 368/185/164/481/32/184/97/147.
Представление результатов ОРД органу дознания, дознавателю для осуществления проверки и принятия процессуального решения в порядке ст. 144 и 145 УПК, а также для приобщения к уголовному делу осуществляется на основании постановления о представлении результатов ОРД, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД (начальником или его заместителем). Указанное постановление составляется в двух экземплярах.
Классификация процессуальных документов :
Кроме того, документы можно подразделять по следующим основаниям:
Это документы предварительного расследования, косвенно связанные с установлением обстоятельств дела или обеспечением прав личности, играющие вспомогательную роль по отношению к уголовно-процессуальному производству. Организационные документы выполняют упорядочивающую, вспомогательную, статистическую и коммуникативную функции.
К числу организационных документов, по нашему мнению, относятся справки о результатах судебного рассмотрения дела (форма № 6); опись документов, находящихся в деле; приказы о создании следственно-оперативной группы; планы совместных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий; требования о вызове следственно-заключенного из СИЗО; служебная переписка; справка о личности разыскиваемого; статистические карточки и др.
Опись документов, находящихся в уголовном деле. В русском языке слово «опись» означает список, перечень вещей, бумаг и т.п. составленный для учета.
Закон (ч. 1 ст. 217 УПК) обязывает дознавателя по окончании дознания предъявить обвиняемому и его защитнику все материалы дела в подшитом и пронумерованном виде.
Кроме того, в протоколе ознакомления обвиняемого и (или) его защитника с материалами уголовного дела отмечается, в частности, какие именно материалы (количество томов и листов) были предъявлены для ознакомления.
Приказы о создании следственно-оперативной группы .
В настоящее время предусмотрены следующие виды СОГ 3 Приказ МВД России от 26 марта 2008 г. №280дсп «Об утверждении Положения об организации взаимодействия подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии и расследовании преступлений».
дежурная (при дежурной части) — создается для обеспечения производства неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий непосредственно после поступления сообщения о преступлении. Такая группа формируется в составе следователя или дознавателя, сотрудников оперативных подразделений, милиции общественной безопасности, экспертно-криминалистических и иных подразделений, при необходимости инспектора-кинолога. Дежурная СОГ формируется из числа сотрудников, осуществляющих дежурство в составе суточного наряда по органу внутренних дел в соответствии с графиком, утверждаемым начальником ОВД;
специализированная — для обеспечения эффективного взаимодействия подразделений ОВД в процессе производства расследования по конкретному уголовному делу, а также отдельным категориям преступлений: тяжким и особо тяжким; прошлых лет, серийным и другим, в том числе тем, по которым лица, совершившие их, не установлены. Специализированная СОГ создается приказом начальника ОВД по предложению руководителя следственного подразделения, начальников подразделений криминальной милиции, милиции общественной безопасности либо по собственной инициативе. У каждого участника следственно-оперативной группы есть свои обязанности по выполнению организации взаимодействия. Анализ практики показывает, что в материалах уголовного дела содержатся приказы о создании всех СОГ, кроме дежурной.
Планы. Планы расследования также являются разновидностью служебных документов.
Члены следственно-оперативной группы разрабатывают версии и составляют план следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, который утверждается начальником ОВД.
В зависимости от объема охватываемой ими деятельности дознавателя и других членов СОГ планы можно подразделить на следующие группы:
а) планы на стадии реализации оперативных материалов;
б) планы производства отдельных следственных действий;
в) планы проведения конкретных этапов расследования;
г) планы расследования по отдельным делам (или эпизодам);
д) планы работы дознавателя по нескольким делам, находящимся в его производстве.
Сопроводительные письма. В уголовных делах встречаются и такие организационные документы, которые можно назвать служебной перепиской (сопроводительными письмами).
Статистические карточки. Статистические карточки составляются начальником подразделения дознания по результатам работы подразделения дознания за определенный период работы и дознавателями непосредственно в ходе расследования уголовного дела.
Постановлением Федеральной службы государственной статистики от 31 марта 2006 г. № 12 утверждена и введена в действие представленная Генеральной прокуратурой РФ форма статистического отчета 1-Е. Кроме того, приказом Генеральной прокуратуры РФ, МВД России, Минюста России, ФСБ России, ФТС России, ФСКН России от 31 мая 2006 г. № 27/395/208/229/ 502/189 «Об утверждении Инструкции по статистической отчетности о следственной работе и дознания» утверждена форма статистической отчетности 1-ЕМ.
Форма 1-Е — «Отчет о следственной работе и дознании» (полугодовая, почтовая, нарастающим итогом). Представляется в прокуратуру до 5 числа после отчетного периода. В полном объеме этот отчет представляется два раза в год: за первое полугодие и год. Отчет состоит из 10 разделов.
Форма 1-ЕМ — «Основные показатели следственной работы органов прокуратуры, внутренних дел, наркоконтроля» (телеграфная и почтовая — месячная, нарастающим итогом). Представляется в прокуратуру до 5 числа после отчетного периода.
Форма Ф-ПД (код 598) — статистический отчет «О результатах деятельности органов внутренних дел по пополнению доходной части консолидированного бюджета». Предоставляется ежеквартально нарастающим итогом строго до 10 числа месяца, следующего за отчетным, за подписью начальника УВД, ГРО-РОВД.
Помимо того по указанию руководства МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ могут быть введены оперативные еженедельные и ежемесячные отчеты по «основным показателям работы подразделения дознания».
Согласно приказу Генеральной прокуратуры РФ, МВД России, МЧС России. Минюста России, ФСБ России. Министерства экономического развития и торговли РФ, ФСЖН России от 29 декабря 2005 г. № 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений» при расследовании преступлений дознаватели ОВД составляют и представляют в регистрационно-учетные подразделения ОВД следующие статистические карточки:
форма № 1 — статистическая карточка на выявленное преступление;
форма № 1.1 — статистическая карточка о результатах расследования преступления;
форма № 2 — статистическая карточка на лицо, совершившее преступление;
форма № 3 — статистическая карточка о движении уголовного дела;
форма № 4 — статистическая карточка о результатах возмещения материального ущерба и изъятия предметов преступной деятельности;
форма № 5 — статистическая карточка о потерпевшем;
форма № 6 — статистическая карточка о результатах рассмотрения дела судом первой инстанции.
Также к числу организационных документов относятся требования о вызове следственно-заключенного из СИЗО; рапорт о выдаче задержанного из И ВС для производства следственных действий; о направлении материалов при объявлении обвиняемого в розыск, справка о личности разыскиваемого, сторожевой листок.
Таким образом, к организационным относятся документы предварительного расследования, косвенно связанные с установлением обстоятельств дела или обеспечением прав личности, играющие вспомогательную роль по отношению к уголовно-процессуальному производству, без которых оно невозможно.
Потребление памяти: 0.5 Мб