Руководства, Инструкции, Бланки

психологическая характеристика младшего школьника образец img-1

психологическая характеристика младшего школьника образец

Рейтинг: 5.0/5.0 (1925 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Материал по теме: психолого-педагогическая характеристика ученика начальной школы

Материал по теме:
психолого-педагогическая характеристика ученика начальной школы

В школе №обучается с года (оставлен на повторный курс в классе);

г. обучался в школе №

Психологическая характеристика познавательных процессов

Общая моторика характеризуется ( не)достаточной произвольностью контроля над движениями, мелкая моторика хорошо/слабо развита.

Функция восприятия недостаточно развита, ребенок (не)испытывает незначительные трудности при действии по зрительному образцу/по словесной инструкции. Восприятие развито лучше/ хуже, чем мышление.

Внимание (не)устойчивое и (не)истощаемое. снижена/в пределах возрастной нормы произвольность, концентрация и переключаемость.

Зрительная память, кратковременная и долговременная, (не)достаточно развиты. Произвольная кратковременная память (не)высокая. Средний/высокий/низкий уровень механической памяти, уровень логической памяти ниже/выше. При запоминании быстро устает/запоминает (не)большие/средние объемы текста.

Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление развиты лучше/хуже. чем словесно-логическое/ соответствуют норме данного возраста.

(не)Выявляются нарушения устного речевого развития, фонематического слуха. Артикуляция («смазанная»/произношение звуков в слогах и словах нечёткое/часты аграматизмы/ несогласованность).

Уровень сформированности понятий и ориентация в окружающем мире (не)достаточны/соответствует возрасту.

В целом для ребенка характерны ( повышенная утомляемость/ неустойчивое внимание/преобладание процессов торможения над процессами возбуждения).

Педагогическая характеристика учебной деятельности.

Ребенок обучается в массовом классе/находится на индивидуальном обучении … год.

Литературное чтение. Темп чтения … слов в минуту(норма на конец первого/второго полугодия … слов). Чтение (не)достаточно осознанное, но мало выразительное/не выразительное/выразительное ), без соблюдения/с соблюдением логических пауз и интонации конца предложения. Допускает много ошибок ( характер ошибок ),(но не) повторяет их при повторном перечитывании текста. Подробный/краткий/творческий пересказ текста затруднен, пропускает детали, описания, рассказ мало/достаточно эмоционален. Стихотворения наизусть читает с ошибками, (не)достаточно выразительно. Ответы на вопросы дает полные/развернутые/односложные, допускает (незначительные)ошибки, устанавливая причинно-следственные связи. Словарный запас ограниченный/соответствует возрасту.

По русскому языку правила (не)знает плохо и (не) понимает/не всегда понимает. как их применять. Графо-моторные навыки (не)достаточно развиты, почерк отличается (небрежностью/часто очень мелкий/очень крупный/неравномерный, (не)разборчивый). Проявляются следующие ошибки на письме: (пропуски и замены букв (часто сходных по написанию или обозначающих похожие звуки), лишние элементы букв, а также их недописывание, аграмматизмы) ,что указывает на нарушение процессов письма.

По математике трудности вызывает формирование (графических навыков,навыков счета, решение задач). Математическая речь (не)формируется медленно/в полном объеме. Наибольшие трудности вызывает (формирование вычислительных навыков, которые находятся на низком/среднем уровне (без опоры на наглядность считает в пределах 10), механическое запоминание таблицы умножения/сложения идет более успешно). Конкретный смысл действий умножения и деления/сложения и вычитания осознается только при использовании наглядности. При решении задач трудности возникают, (объяснение выбора действия, запись пояснений, пропуск наименований).

Домашние задания (не)выполняет в (не)полном объеме, но под контролем родителей/самостоятельно.

Темп работы на уроке (не)достаточный/низкий/средний/высокий при самостоятельном/коллективном/ выполнении простых (однотипных) заданий, упражнения, требующие переключения внимания (не)вызывают снижение темпа. Ребенок на уроках мало/активен. творческие задания интереса (не)вызывают.

Учебная мотивация отсутствует/невысокая. Самоконтроль развит слабо/в пределах возрастной нормы/высоко, навыки самостоятельной работы формируются в (не)достаточном объеме/формируются с трудом.

Отношения с учителем /спокойные/ровные/доброжелательные ; требования и поручения выполняет формально/охотно/иногда с неохотой/с желанием. На замечания и похвалу чаще реагирует сдержанно/(не) адекватно.

Одежда ребенка (не)опрятна. письменные принадлежности и учебные предметы в хорошем/(не)удовлетворительном состоянии.

Ребенок (мало)общителен. с другими детьми (не)доброжелателен, в коллективных играх (не)участвует/часто бывает лидером. Вне школы друзей нет/есть. увлечения (…). в школе занимается в кружках (…). вне школы посещает (…).

Родители рекомендации и просьбы учителя выполняют (по мере возможности)/не выполняют.

Директор ____________/ фамилия и.о. /

Другие статьи

Психологическая характеристика младшего школьника - Студопедия

Психологическая характеристика младшего школьника

Психологическая готовность к школьному обучениюуровень психического и личностного развития ребёнка, необходимый и достаточный для освоения учебной программы в условиях обучения в группе сверстников (комплекс психических и личностных качеств, которые отличают школьника от дошкольника и создают основу для успешного овладения учебной деятельностью).

Составными компонентами психологической готовности являются мотивационная, социально-психологическая, интеллектуальная и эмоционально-волевая готовность.

Интеллектуальная (познавательная) готовность к школьному обучению

Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи. К концу дошкольного возраста центральным показателем умственного развития детей является сформированность у них образного и основ словесно-логического мышления. Можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:

· аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);

· рациональный подход к действительности;

· интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;

· овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;

· развитие тонких движений руки и зрительно-двигательной координации.

Компонентом интеллектуальной готовности является и формирующееся к шести годам умение принять некую задачу как учебную, выделить ее и превратить в самостоятельную цель деятельности.

Мотивационная (личностно-мотивационная) готовность к школьному обучению

Мотивационная готовность к школе включает стремление ребенка к новой социальной позиции школьника. Эта позиция выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям и к самому себе как к ученику.

Положительное отношение к школе включает как интеллектуальные, так и эмоциональные компоненты. Стремление стать школьником сливается с пониманием важности школьного обучения, уважением к учителю, к старшим товарищам по школе, в нем отражаются и любовь, бережное отношение к книге как к источнику знаний.

Мотивационная готовность к школе должна включать не только широкие социальные мотивы – «быть школьником», «занять свое место в обществе», но и познавательные интересы к тому содержанию, которое предлагает учитель. Сами эти интересы у 6–7-летних складываются только в совместной учебной (а не коммуникативной) деятельности ребенка со взрослым, и фигура учителя при формировании учебной мотивации остается ключевой.

Таким образом, подготовка ребёнка к школе включает формирование у него готовности к принятию новой «социальной позиции» – положению школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении ребёнка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе. Школа должна привлекать ребёнка не внешней стороной, а возможностью получать новые знания (познавательная мотивация).

Социально-психологическая готовность рассматривается как готовность к взаимодействию ребёнка с окружающими (Я.Л. Коломинский) и связана с появлением при переходе в школу новых отношений между «детским обществом» и взрослым, с изменением социально-психологического статуса ребёнка (в школе ребёнок сталкивается с новой системой критериев, определяющих детские взаимоотношения, изменяется положение детей в коллективе (были старшими в детском саду, в школе – младшие) и т. п.).

Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем. Ребёнок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности общения с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

Эмоционально-волевая готовность к школьному обучению

В настоящее время серьёзного внимания требует формирование эмоционально-волевой готовности будущего первоклассника. Ведь его ждёт напряжённый труд, от него потребуется умение делать не только то, что ему хочется, но и то, что потребует учитель, школьный режим, программа. В школе ребёнку потребуется определённый уровень эмоциональной устойчивости, умение при необходимости регулировать свои аффективные проявления. Готов ли к этому ребёнок? Волевой аспект готовности к школе рассматривается рядом психологов как основополагающий.

К шести годам происходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия, – но все эти компоненты волевого действия еще недостаточно развиты. Все исследователи развития воли у детей отмечают, что в дошкольном возрасте цель достигается успешнее при игровой мотивации и при оценке поведения со стороны сверстников.

Шестилетний ребенок оказывается способным соподчинить мотивы своего поведения, поэтому в данном возрасте необходимо развивать способность действовать по моральным мотивам, при необходимости отказываясь от того, что непосредственно привлекает.

Следует иметь в виду и тот факт, что отличительной чертой волевой регуляции поведения дошкольников является характерное для ребенка отношение к трудностям и типичные для него способы их преодоления, поэтому первостепенное значение в формировании воли имеет воспитание мотивов достижения цели: формирование у детей небоязни трудностей, стремление не «пасовать» перед ними, а разрешать их, не отказываться от намеченной цели при столкновении с препятствиями. Развитие дисциплинированности, организованности и других качеств, помогающих шестилетнему ребенку овладеть, управлять своим поведением, в большой мере зависит от степени его восприимчивости к требованиям взрослого как носителя социальных норм поведения, правил.

В современной периодизации психического развития младший школьный возраст охватывает период от 6–7 до 10–11 лет. Начало периода уходит корнями в кризис 7 лет, когда ребенок сочетает в себе черты дошкольного детства с особенностями школьника.

Социальная ситуация развития.Внешние условия ССР выступают как система новых требований к разным сферам жизнедеятельности ребенка, требований, с которыми ребенок прежде не встречался и которые необходимо научиться исполнять.

Изменяющееся отношение взрослых к ребенку как будущему школьнику способствует развитию у него субъективной готовности к школьному обучению,которая рассматривается как внутренняя характеристика социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте.Субъективная готовность к школьному обучению, или внутренняя позиция школьника, выражается в отношении ребенка к школе и учению, к учителю и себе лично и предполагает известный уровень развития социальных мотивов поведения и деятельности ребенка и их специфическую структуру .

Ведущим видом деятельности младших школьников является учебная деятельность, именно в ее рамках происходят основные изменения мотивации и психических процессов ребёнка. Развивать учебную деятельность взрослый должен, вызывая у ребёнка желание самому развиваться и совершенствоваться. При создании необходимых условий стремление учиться самому проявляется у детей уже к концу младшего школьного возраста. Такая мотивация обнаруживается в следующих фактах поведения: ребёнок сам старается выполнять домашние задания, желает узнать что-то сверх программы (дети начинают увлечённо читать книги). Предпосылки для мотивации самоизменения, саморазвития зарождаются в дошкольном детстве (познавательная мотивация).

Учебная деятельность имеет определённую структуру :

1. Мотивы учебной деятельности. Для осуществления деятельности необходима сформированность мотивационной сферы; как правило, это система разнообразных потребностей, мотивов, целей, интересов.

Группы мотивов младшего школьника:

· первая группа мотивов характеризуется тем, что ребенка привлекает: 1) содержание учебной деятельности, что выражается в стремлении узнавать новые факты, овладевать знаниями, способами действий; 2) процесс учебной деятельности, что обнаруживается в стремлении думать и рассуждать, преодолевать препятствия в процессе познания, в увлеченности самим процессом решения;

· вторая группа мотивов лежит в сфере его отношений с другими людьми. Это могут быть: 1) широкие социальные мотивы (чувство долга, участие в общественной жизни, подготовка к будущей работе и пр.); 2) личные. индивидуалистические мотивы (стремление получить хорошую оценку, одобрение, желание быть лучшим или стремление избежать неприятностей).

2. Учебная задача – ясное представление о том, что необходимо освоить, чем предстоит овладеть.Это те изменения, которые должны наступить в субъекте учебной деятельности. В начальной школе перед детьми, во-первых, стоит задача овладения обобщёнными способами анализа различных сфер действительности, взрослый должен научить пользоваться этими способами. Вторая задача – открыть для себя необходимость овладения этими способами действий. Учебные задачи могут лишь внешне совпадать с практическими, которые направлены только на изменение внешних по отношению к школьнику объектов. При решении и учебной, и практической задачи действия, выполняемые школьником, могут осуществляться с одним и тем же объектом, однако их смысл будет совершенно различным для ребенка. Смыслом учебного действия является овладение общим способом ориентации в определенной сфере действительности, в то время как практическая задача направлена на решение конкретной частной проблемы, т. е. учебная задача является обобщённой моделью практических задач. Для того чтобы ребенок научился выделять и принимать учебную задачу, необходимо развивать: 1) способность осознавать, что имеющихся знаний и умений недостаточно для решения какой-то проблемы, и 2) умение представить, чему нужно научиться, чтобы суметь выполнить эту задачу. Взрослый должен спрашивать у ребёнка: зачем он совершает то или иное действие в процессе учебной деятельности? Ребёнок должен осознавать значение этих действий, он должен научиться выделять для себя учебную задачу.

3. Учебные действия – это изменения учебного материала, необходимые для его освоения (что ученик должен сделать, чтобы обнаружить свойства изучаемого предмета).

4. Действия контроля (указание на правильность выполнения) и самоконтроля (определение соответствия собственных учебных действий условиям и требованиям учебной задачи; действия сличения, соотнесения собственных действий с образцом, который дает учитель). Сформированное действие контроля также в себя включает: умение определять предполагаемый результат своей работы, способы и этапы его достижения, умение контролировать и корректировать себя по ходу работы и использовать ее результаты в других видах деятельности. 5. Действия оценки и самооценки связаны с определением того, достигнут ли результат, насколько успешно выполнена учебная задача (оценка учителя, т. е. внешние оценочные действия, переходящие со временем в самооценку обучающегося – способность ученика определить задачи и действия, которые он может решить самостоятельно и которые пока еще он решить не в состоянии, а также оценить меру освоения того или иного содержания). Подведение итогов изученного необходимо организовать так, чтобы учащиеся испытали чувство эмоционального удовлетворения, радость преодоления трудностей и познания нового. Самооценка как неотъемлемая часть деятельности учения необходима для формирования рефлексии. Выполнение действий самооценки имеет регулятивное, ретроспективное («Хорошо или плохо я сделал?») и прогностическое значение («Смогу ли я справиться с этой задачей?»).

Психологические новообразования возраста

Итогом развития действий контроля и самооценки в учебной деятельности является новообразование, которое называется интеллектуальная рефлексия –способность к осознанию содержания своих действий и их оснований. Это новообразование знаменует начало развития теоретического мышления у младших школьников.Появляясь в ситуации учебной деятельности, интеллектуальная рефлексия первоначально связана лишь с решением учебных задач и только на последующих возрастных этапах она может развиться в качество, характеризующее личность человека. Одна из первых форм рефлексии, появляющаяся у младших школьников, выражается в способности ребенка «определять границы своих возможностей, знать о своем незнании и знании, умелости и неумелости». Г.А. Цукерман называет такую форму рефлексии определяющей. При такой рефлексии школьник, «встречаясь с задачей, способен ответить себе на два вопроса: а) «Я могу или я не могу решить эту задачу?»; б) «Чего мне недостает для ее решения?». Определив, чего именно он не знает, учащийся 9–10 лет умеет обратиться к учителю не с жалобой «У меня не получается», а с конкретным запросом на совершенно определенную информацию или способ действия».

Самое существенное в учебной деятельности – это рефлексия на самого себя, отслеживание новых достижений и происшедших изменений. «Не умел» – «умею», «не мог» – «могу», «был» – «стал» – ключевые оценки результата углубленной рефлексии своих достижений и изменений. На основе рефлексии появляется критичность, требовательность к себе.

Полноценное развитие личности предполагает формирование чувства компетентции – осознание своих способностей и умений качественно выполнять задания, уверенность в своих возможностях справиться с чем-либо. Э. Эриксон считает чувство компетенции центральным новообразованием данного возраста (ребёнок чувствует себя знающим, умеющим, получая признание окружающих). Учебная деятельность – основная для младшего школьника, и если в ней ребенок не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается.

Внутренний план действий –способность действовать в уме, умение прогнозировать и планировать достижение определённого результата. Дети могут планировать выполнение задания и выполнять действия во внутреннем идеальном плане. Планирование представляет собой совершение действия, которое характеризуется обратимостью. Обратимость проявляется в том, что ребёнок представляет изменения, которые могут произойти с объектом. Благодаря этой способности ребёнок может отвлечься от наглядной ситуации.

Произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализацияспособность управлять своими психическими процессами. Дж. Флейвелл провёл исследование, в котором предлагал дошкольникам и младшим школьникам заучить стихотворение: «Когда выучишь стишок, придёшь и расскажешь». Дошкольники приходили и не могли рассказать. Младшие школьники справились с предложенным заданием – они рассказывали взрослому заученный самостоятельно стишок, т. е. младшие школьники могли контролировать и осознавать протекание своих психических процессов.

Итогом присвоения учебной деятельности в младшем школьном возрасте является появление у детей умения учиться . Г.А. Цукерман утверждает, что младший школьный возраст является сензитивным для развития этого умения. Умение учиться обнаруживается прежде всего в способности проявлять инициативу в развитии собственных знаний и умений, в стремлении к совершенствованию. Не следует при этом путать умение учиться с самостоятельностью в выполнении домашних заданий или со способностью к самоорганизации. В основании умения учиться лежит рефлексивная способность отделять собственное знание от незнания, а также наличие продуктивных действий, с помощью которых ребенок может преодолевать собственную ограниченность .

Умение учиться обнаруживается в том, что младший школьник проявляет инициативность в поиске новой информации, начинает учиться чему-то новому по собственной инициативе; задает вопросы учителю или другому взрослому для получения недостающих знаний; находит новые, творческие способы решения задач.

Характеристика на ученика (школьника)

Характеристика на ученика школы

Характеристика на ученика являет собой документ, дающий оценку психологических, социальных и других личных качеств и черт характера школьника. Основная его задача – ознакомить нового педагога с индивидуально-психологическими особенностями ученика с целью нахождения индивидуального подхода и налаживания работы с ним. Поэтому данный документ должен составляться объективно и с максимальной ответственностью.

Утвержденного образца педагогической характеристики на ученика школы до сих пор не существует, поэтому пишется она в произвольной форме, но, тем не менее, должна соответствовать основным требованиям:

  • Отображать психологические особенности ученика, которые проявляются им в процессе обучения;
  • Если это групповая характеристика – разделять учеников согласно уровню преобладания определенных способностей;
  • Отражать отношение учителя к ученику.
Содержание характеристики на ученика

Образец характеристики на ребенка должен содержать карту учащегося, отражающую процесс его педагогического и психологического воспитания. Он должен быть составлен на основе метода оценок классного руководителя. Для легкого усвоения информации о школьнике и обнаружения наиболее проблемных зон его общения, характеристики отмечают в виде шкал между самой низкой и высокой оценками. Характеристика на учащегося заполняется с определенной периодичностью. Это позволяет проанализировать процесс воспитания и обучения, а также выявить прогресс либо регресс во время применения той или иной методики.

Текст школьной характеристики должен состоять из следующих частей:

  1. Анкетные данные школьника;
  2. Сведения об учебной деятельности ученика (уровень его успеваемости);
  3. Оценка моральных и деловых качеств;
  4. Состояние здоровья;
  5. Увлечения и интересы;
  6. Сведения о семье ученика.

В конце характеристики обучающегося в обязательном порядке должна фигурировать подпись классного руководителя и директора учебного заведения, а также проставлена дата составления.

Для наглядного примера рассмотрим готовый шаблон характеристики на ученика младших классов.

Характеристика на хорошего ученика третьего класса

Характеристика ученика 3 «Б» класса

Средней школы №1

Александра Анатольевича Сидорова

2005 года рождения

Проживающего по адресу Ленина, 45 - 17

Учеба. учится на «отлично», много читает, любит рисовать.

Поведение. Ведет себя примерно, никогда не нарушает дисциплину.

Усидчив, не отличается высокой двигательной активностью.

Организаторские способности и инициативность средней выраженности.

Общение в школе. Очень общителен, постоянно ищет новые знакомства.

Личностные особенности. уверен в себе, честолюбив, вызывает симпатию у учителей.

Общение в семье. Дружеские и доверительные отношения с родителями. Родители предоставляют ему большую самостоятельность, но при этом контролируют его поведение. Конфликтов с родителями, одноклассниками и учителями не возникало.

Сравнивая на сегодняшний день образцы характеристик учеников, учениц начальных, средних и старших классов,можно сказать, что требования, предъявляемые к характеристикам, остаются неизменными.

Периоды заполнения характеристик на учеников школы

3 класс – заполняется учителем младших классов с целью ознакомления с учениками.

7 класс – характеристика учащегося заполняется классным руководителем с целью выбора учеником профильного направления.

9 класс – также заполняет классный руководитель с целью определения способностей и склонностей ученика.

Если школьная программа предполагает длительность обучения 11 лет, то характеристика ученика составляется в 4, 8 и 9 классах.

Скачать пример:

Большинство предприятий, вне зависимости от своей организационной формы, занимающихся переработкой или перепродажей натуральной продукции, закупают ее для своей.

Договор аренды зданий и сооружений — это документальное соглашение, согласно которого арендодатель передает арендатору во временное пользование недвижимое имущество.

Сущность и особенности договора дарения Декларация по правам человека предусматривает владение имуществом. Процессы основаны на работе законодательной базы. Установлены.

Договор подряда с физическим лицом Договор подряда с физическим лицом, который заключается для организации, может стать заменой трудового договора с физическим лицом.

В настоящее время наблюдается рост частоты операций, связанных с купле-продажей земельной собственности. К заключению сделки следует подойти с максимальной ответственностью.

Авансовый отчет по средствам, потраченным работником в командировке – это документ, подтверждающий расходование работником выданного аванса. Это один из нескольких.

На основании заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес и заявления о выдаче свидетельства о регистрации объектов игорного.

Приказ об увольнении утвержден Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда.

Закупочный акт по форме ОП-5 применяется для закупки продуктов у населения.Составляется в двух экземплярах в момент совершения закупки сельхозпродуктов у населения.

Наряд на сдельную работу по форме 414-АПК используется для учета выполненных работ в строительстве, промышленных, вспомогательных и прочих производствах группой.

Выдачу разрешения на оружие осуществляет Отдел Лицензионно-Разрешительной работы, обычно он находится по адресу ОВД. Для того, чтобы получить лицензию на приобретение.

Письмо-запрос – одно из ряда деловых писем, составляемое для получения каких-либо официальных сведений или документов. Текст письма-запроса должен содержать.

Психологическая характеристика младшего школьника(1-4 класс)

Психологическая характеристика младшего школьника(1-4 класс)

Здравствуйте, сегодня мы поговорим с вами о психологических особенностях младшего школьного возраста. И так, как вы знаете, границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 лет до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе.

Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, и к концу младшего школьного возраста все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества.

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Постепенно мотивация к учебной деятельности, столь сильная в первом классе, начинает снижаться. Это связано с падением интереса к учебе и с тем, что у ребенка уже есть завоеванная общественная позиция, ему нечего достигать. Для того, чтобы этого не происходило, учебной деятельности необходимо придать новую лично значимую мотивацию. Ведущая роль учебной деятельности в процессе развития ребенка не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются его новые достижения.

С началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие - думающим».

Также на протяжении младшего школьного возраста происходят существенные изменения в развитии внимания, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. К 9-10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять внимание и выполнять произвольно заданную программу действий.

В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной.

Младший школьный возраст сензитивен для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период времени наиболее эффективной. Существует 1 мнемических приемов, или способов организации запоминаемого материала: группировка, выделение опорных пунктов, составление плана, классификация, структурирование, схематизация, установление аналогий, мнемотехнические приемы, перекодирование, достраивание запоминаемого материала, серийная организация, ассоциации, повторение.

Трудность выделения главного, существенного отчетливо проявляется в одном из основных видов учебной деятельности школьника – в пересказе текста. Краткий пересказ текста дается детям гораздо труднее, чем подробный. Рассказать кратко – это значит выделить основное, отделить его от деталей, а именно этого дети и не умеют.

Описанные выше особенности мыслительной деятельности детей являются причинами неуспеваемости определенной части учащихся. Неумение преодолеть возникающие при этом трудности в учении приводят иногда к отказу от активной мыслительной работы. Учащиеся начинают использовать неадекватные приемы и способы выполнения учебных заданий, которые психологи называют «обходными путями». Например механическое заучивание материала без его понимания. Дети воспроизводят текст почти наизусть, дословно, но не могут ответить на вопросы по тексту. Еще один обходной путь – выполнение нового задания тем же способом, каким выполнялось какое-нибудь задание раньше.

В этом возрасте происходит появление и другого важного новообразования – произвольного поведения. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребенок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам и законам. Часто это связано с эгоистическими мотивами, и желаниями быть одобренным взрослым или укрепить свою личностную позицию в группе сверстников. То есть их поведение так или иначе, связано с основным мотивом, доминирующем в этом возрасте, - мотивом достижения успеха.

С формированием у младших школьников произвольного поведения тесно связаны такие новообразования, как планирование результатов действия и рефлексия.

Ребенок способен оценить свой поступок с точки зрения его результатов и тем самым изменить свое поведение, спланировать его соответствующим образом. Появляется смысло-ориентировочная основа в поступках, это тесно связано с дифференцированностью внутренней и внешней жизни. Ребенок способен побороть в себе свои желания, если результат их выполнения не будет соответствовать определенным нормам или не приведет к поставленной цели. Важной стороной внутренней жизни ребенка становится его смысловая ориентировка в своих действиях. Это связано с переживаниями ребенка по поводу боязни изменения отношения с окружающими. Он боится потерять свою значимость в их глазах.

Ребенок начинает активно размышлять по поводу своих действий, утаивать свои переживания. Внешне ребенок не такой как внутренне. Именно эти изменения в личности ребенка часто приводят к выплескам эмоций на взрослых, желаниям сделать то, что хочется, к капризам.

Развитие личности младшего школьника зависит от школьной успеваемости, оценки ребенка взрослыми. Как уже было сказано, ребенок в этом возрасте очень сильно подвержен внешнему влиянию. Именно благодаря этому он впитывает в себя знания как интеллектуальные, так и нравственные. «значительную роль в установлении нравственных норм и развитии детских интересов играет учитель, хотя степень их успешности в этом будет зависеть от типа его отношения с учениками». Другие взрослые тоже занимают важное место в жизни ребенка.

В младшем школьном возрасте происходит рост стремления детей к достижениям. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка в этом возрасте является мотив достижения успеха. Иногда встречается другой вид этого мотива – мотив избегания неудачи.

В сознании ребенка закладываются определенные нравственные идеалы, образцы поведения. Ребенок начинает понимать их ценность и необходимость. Но для того, чтобы становление личности ребенка шло наиболее продуктивно, важно внимание и оценка взрослого. «эмоционально-оценочное отношение взрослого к поступкам ребенка определяет развитие его нравственных чувств, индивидуального ответственного отношения к правилам, с которыми он знакомится в жизни». «социальное пространство ребенка расширилось – ребенок постоянно общается с учителем и одноклассниками по законам четко формулируемых правил».

Именно в этом возрасте ребенок переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству. Это находит свое отражение во всех сферах жизни ребенка, в том числе и во взаимоотношениях со сверстниками. Дети находят новые групповые формы активности, занятий. Они стараются поначалу вести себя так, как принято в этой группе, подчиняясь законам и правилам. Затем начинается стремление к лидерству, к превосходству над сверстниками. В этом возрасте дружеские отношения более интенсивные, но менее прочные. Дети учатся умению приобретать друзей и находить общий язык с разными детьми. «Хотя предполагается, что способность к формированию близких дружеских отношений в некоторой степени определяется эмоциональными связями, установившимися у ребенка в течение первых пяти лет его жизни».

Дети стремятся к совершенствованию навыков тех видов деятельности, которые приняты и ценятся в привлекательной для него компании, чтобы выделиться в ее среде, добиться успеха.

В младшем школьном возрасте у ребенка развивается направленность на других людей, получившая свое выражение в просоциальном поведении, учет их интересов. Просоциальное поведение очень значимо для развитой личности.

Способность к сопереживанию получает свое развитие в условиях школьного обучения потому, что ребенок участвует в новых деловых отношениях, невольно он вынужден сравнивать себя с другими детьми – с их успехами, достижениями, поведением и ребенок просто вынужден учиться развивать свои способности и качества.

Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.

Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.

Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста – создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.

Далее рассмотрим психологические причины неуспеваемости младших школьников.

Так почему же неуспевающие дети – это вечная проблема школы? Педагоги - ученые основную проблему неуспеваемости видят, прежде всего, в несовершенстве методов преподавания. С этим нельзя не согласиться.

По мнению Ю. З. Гильбуха неуспеваемость можно подразделить на общую и специфическую. Под общей неуспеваемостью он подразумевает стойкое, относительно длительное отставание ученика по основным предметам школьной программы: языку и математике. Специфическое же отставание затрагивает лишь один из этих предметов при удовлетворительной или даже хорошей успеваемости по остальным предметам школьного курса. При общем и специфическом отставании определяется круг причинных факторов, которые являются предметом анализа в процессе определения причин трудностей. Нередко наблюдаются и разного рода отклонения от индивидуального оптимума учебной деятельности. Способности этих детей постоянно не находят полной реализации, их умственное развитие совершенствуется медленнее, чем это могло бы быть в условиях поклассной дифференциации.

Под трудностями учебной деятельности младшего школьника С.Н. Костромина понимает:

- пропуски букв в письменных работах;

- орфографические ошибки при хорошем знании правил;

- невнимательность и рассеянность;

- трудности при решении математических задач;

- трудности в пересказе текста;

- трудности в усвоении новых знаний;

- постоянная грязь в тетради;

- плохое знание таблицы умножения;

- трудности в выполнении заданий для самостоятельной работы.

В большей степени указанные трудности относятся к детям с отклонениями от индивидуального оптимума учебной деятельности.

Психологические причины, лежащие в основе неуспеваемости, психологи объединили в две группы, к первой из которых отнесли недостатки познавательной деятельности в широком смысле слова, а ко второй - недостатки в развитии мотивационной сферы детей.

Многие трудности в учебе образуют своего рода «порочный круг», в котором каждый нежелательный фактор вначале вызывается внешними обстоятельствами, а затем порождает другие нежелательные факторы, последовательно усиливающие друг друга. Поэтому нужно искать не одну, а несколько причин неуспеваемости каждого конкретного ученика и стремится устранить каждую из них. Нужно помнить что нормальному, здоровому ребенку всегда можно помочь, его можно и нужно научить учиться. В том что ребенок отстает в учебе, чаще всего виноваты взрослые (школа и родители).

Неуспеваемость, связанная с неадекватными способами учебной работы, может носить ярко выраженный избирательный характер и проявляться только по отношению к отдельным учебным предметам или даже разделам школьной программы. Но она может иметь и более общий характер и проявляться в пробелах и недостатках усвоения многих или всех учебных дисциплин.

Леворукость ребенка в школе является одной из причин неуспеваемости.

Левшами являются около 10% людей, причем, по оценкам зарубежных и отечественных специалистов, доля леворуких имеет тенденцию к увеличению. Практически в каждом классе начальной школы можно встретить 1-2(иногда и более) детей, активно предпочитающих писать или рисовать левой рукой. Леворукость – это не патология и не недостаток развития. И тем более не каприз и не упрямство ребенка, просто не желающего работать «как все» правой рукой, как иногда считают некоторые родители и неопытные учителя. Леворукость – очень важная индивидуальная особенность ребенка, которую необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.

Психологи А.Ф. Ануфриев и С. Н. Костромина выделили ряд трудностей в обучении младшего школьника и возможные причины данных трудностей.

Примерно 20% детей из всего класса могут пропускать буквы в письменных работах. Это явление имеет несколько причин – низкий уровень фонематического слуха, слабая концентрация внимания, несформированность приемов самоконтроля, индивидуально-типологические особенности личности.

19% ребят постоянно допускают орфографические ошибки, хотя при этом могут наизусть ответить любое правило, - это случай так называемой «неразвитости орфографической зоркости». Возможные причины таковы: низкий уровень развития произвольности, несформированность приемов учебной деятельности, низкий уровень объема и распределения внимания, низкий уровень развития кратковременной памяти, слабое развитие фонематического слуха.

Около 17% класса страдают невнимательностью и рассеянностью. Причины были выделены следующие: низкий уровень развития произвольности, низкий уровень объема внимания, низкий уровень концентрации и устойчивости внимания.

14,8% детей испытывают трудности при решении математических задач – плохо развито логическое мышление, слабое понимание грамматических конструкций, несформированность умения ориентироваться на систему признаков, низкий уровень развития образного мышления.

Примерно 13,5% ребят испытывают затруднения при пересказывании текста. Причины: несформированность умения планировать свои действия, слабое развитие логического запоминания, низкий уровень речевого развития и образного мышления, заниженная самооценка.

13,1% детей неусидчивы. Чаще всего это вызвано низким уровнем развития произвольности, индивидуально-типологическими особенностями личности, низким уровнем развития волевой сферы.

12,7% детей испытывают трудности в понимании объяснения учителя с первого раза. Причины: слабая концентрация внимания, несформированность приема учебной деятельности, низкая степень восприятия и произвольности.

У 11,5% детей постоянная грязь в тетради. Причина может находиться в слабом развитии мелкой моторики пальцев рук и в недостаточном объеме внимания.

10.2% ребят плохо знают таблицу умножения. Это связано с низким уровнем развития механической памяти и долговременной памяти, со слабой концентрацией внимания и с несформированностью приемов учебной деятельности.

9,6% детей часто не справляются с заданиями для самостоятельной работы. Причины – несформированность приемов учебной деятельности, низкий уровень развития произвольности.

9,5% детей постоянно забывают дома учебные предметы. Причины – низкий уровень развития произвольности, низкий уровень концентрации и устойчивости внимания и основная причина – высокая эмоциональная нестабильность, повышенная импульсивность.

8,7% - плохо списывают с доски, не умеют работать по образцу. 8,5% детей домашнюю работу выполняют отлично, а с работой в классе справляются плохо. Причины различны – низкая скорость протекания психических процессов, несформированность приемов учебной деятельности, низкий уровень развития произвольности.

6,9% приходится повторять несколько раз, прежде чем ученик начнет его выполнять. Вероятнее всего, виноват низкий уровень развития произвольности и несформированность навыка выполнять задания по устной инструкции взрослого.

6,4% детей постоянно переспрашивают. Это может говорить о низком уровне объема внимания, о слабой концентрации и устойчивости внимания, о низком уровне развития переключения внимания и развитии кратковременной памяти, о несформированности умения принять учебную задачу.

5,5% ребят плохо ориентируются в тетради. Причины – низкий уровень восприятия и ориентировки в пространстве и слабое развитие мелкой мускулатуры кистей рук.

4,9% - часто поднимают руку, а при ответе молчат. Не воспринимают себя как школьника, или же у них заниженная самооценка, но возможны трудности в семье, внутреннее стрессовое состояние, индивидуально-типологические особенности.

0,97% - комментируют оценки и поведение учителя своими замечаниями. Причины – трудности в семье, перенесение функции матери на учителя.

0,7% детей долгое время не могут найти свою парту. Причины скрыты в слабом развитии ориентировки в пространстве, в низком уровне развития образного мышления и самоконтроля.

Психолого-педагогическая типология общего отставания в учении у младших школьников включает три поведенческих типа:

Дети с низкой интенсивностью учебной деятельности;

Дети с низкой эффективностью учебной деятельности;

Дети с сочетанием признаков низкой интенсивности и низкой эффективности учебной деятельности.

Расскажу немного подробней про каждую из этих групп. И так первая группа, дети с низкой интенсивностью учебной деятельности. Доминирующим мотивом поведения у детей данной группы является проблемность в самоутверждении в активной, практически осязаемой деятельности, в признании со стороны авторитетных сверстников. Как правило, эти потребности не находят удовлетворения в учебной деятельности, и ребенок поэтому стремится утвердить себя в различных видах внешкольных занятий.

У детей с низкой эффективностью учебной деятельности (вторая группа) причинами недостаточного развития познавательных способностей обычно служат либо бедность чувственного и речевого опыта ребенка, обусловленные низким культурным уровнем родителей, недостатком родительской любви и заботы в дошкольный период и во время обучения в школе, либо микропоражения в коре головного мозга, либо и то, и другое вместе.

Третья группа: дети с сочетанием признаков низкой интенсивности и низкой эффективности учебной деятельности. Эти два признака неуспеваемости ребенка объединены определенными причинно-следственными связями, возможно также одновременное их проявление. В соответствии с этими вариантами учащиеся данного типа могут быть разделены на три группы.

Отличительной признаком первой группы является обусловленность низкой интенсивности учебной деятельности предшествовавшей ей низкой эффективностью. Другие специфические признаки: низкий уровень развития познавательных способностей( мышления и речи) как результат недостаточного внимания к ребенку со стороны родителей; в начале обучения – в первом классе – наблюдаются старательность, переживание неудач в учении, в дальнейшем, однако, такое отношение сменяется равнодушием, тупой пассивностью; отношения с учителями, родителями и сверстниками, как правило, спокойные.

Отличительной чертой второй группы детей является обусловленность низкой эффективности учебной деятельности её низкой интенсивностью на начальном этапе обучения. Источник последней – это либо несформированность мотивов учения на начальном его этапе, либо легкие нарушения функций эмоционально- волевой сферы.

Особенностями учащихся третьей группы являются одновременные независимые проявления низкой интенсивности, и низкой эффективности с первых дней обучения в школе. Специфические признаки: тотальная психологическая неготовность к школьному учению, ярко выраженная психическая инфантильность, охватывающая не только эмоционально-волевую, но и другие сферы личности.

Чтобы ребенок хорошо учился, необходимы, по меньшей мере, четыре важных условия:

Отсутствие существенных недостатков умственного развития;

Достаточный культурный уровень семьи или хотя бы стремление к достижению такого уровня;

Материальные возможности удовлетворения важнейших духовных потребностей человека;

Мастерство учителей, работающих с ребенком в школе.

Ну нас осталось немного времени, поговорим о том, как преодолеть неуспеваемость учеников. Вы часто говорите о том, что Вам не хватает помощи со стороны родителей. Что родители не помогают ребенку. Обычно это происходит из-за неблагоприятных семейных обстоятельств: алкоголизма родителей, занятости и низкого образовательного уровня матери, которая одна воспитывает ребенка и т.п. также можно говорить об ослабленности организма ребенка в связи с длительными болезнями.

Виды поведения учителя, связанные с преодолением неуспеваемости у отдельных учеников класса, предложены Ю.З. Гильбухом.

Сознательные попытки выяснить конкретные причины отставания в том или ином случае с тем, чтобы учитывать их при выборе коррекционных воздействий.

Попытки бороться лишь с проявлениями неуспеваемости.

Попытки преодоления неуспеваемости «внешним» путем ( обвинение ученика в лености, применение указаний, жалобы родителям и др)

Сознательное завышение оценок неуспевающим и «перетягивании» их из класса в класс.

При этом оказалось, что изолированно указанные тенденции в поведении учителей встречаются достаточно редко, обычно они сочетаются друг с другом.

Интересная, гибкая программа имеет преимущества не только в том, что делает школьные занятия увлекательными.

Как не велико значение коррекционной работы по преодолению уже обнаружившихся учебных неблагополучий, главным направлением их ликвидации должна стать профилактика. Самым же действенным профилактическим средством является поклассная и внутриклассная дифференциация, а также индивидуализация учебно-воспитательного процесса.

Но можно с уверенностью сказать, что даже самые лучшие педагоги не в состоянии самостоятельно преодолеть все трудности воспитания ребенка. Им необходима помощь родителей. Для этого существуют родительские собрания и частные беседы, в которых учитель и родитель могут поделиться своими знаниями о ребенке, объяснить свои цели и взгляды на воспитание.

Причиной неуспеваемости также могут являться индивидуальные недостатки ребенка. Многие из них исправляются именно в труде, и прежде всего в труде. Коллективная работа преодолевает эгоизм ребенка и его изолированность от коллектива, способствует росту его социального статуса и веры в себя, помогает найти свое место в коллективе, учит целесообразному взаимодействию с другими людьми.

Общее отставание в учении непосредственно обусловливается либо низкой интенсивностью, либо низкой эффективностью учебной деятельности, либо пропуском большого количества занятий. Последняя из названных причин нередко взаимодействует с одной из первых двух (также влияющих друг на друга). Низкая эффективность учебной деятельности может в принципе обусловливаться одной или несколькими из следующих детерминант психологического уровня:

Нарушениями в эмоционально - волевой сфере;

Большими пробелами в знаниях по пройденному материалу;

Несформированностью учебных умений и навыков;

Недостаточным развитием познавательных способностей.

Каждый из этих факторов, в свою очередь может быть следствием одной или нескольких причин. Например, нарушения в эмоционально - волевой сфере могут обуславливаться как отдельными причинами, действующими на нейрофизиологическом уровне, так и факторами педагогического уровня, относящимися к внеличностной (по отношению к ребенку) сфере.

Наше время заканчивается, я рассказала вам все те основные вещи, которые хотелось отразить в своей лекции. Спасибо Вам за внимание. Я готова ответить на ваши вопросы.

Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. – СПб. Союз, 1997.

Истратова О.Н. Большая книга детского психолога/ О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто. – Изд. 3-е – Ростов н\Д: Феникс, 2010. – 568с.

Кулагина И.Ю. Возрастная психология(развитие ребенка от рождения до 17лет): Учебное пособие. – М. УРАО, 1998.

Сапогова Е. Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М. АспектПресс, 2001

Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детском возрасте/ Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М. Институт Практической психологии; Воронеж; НПО «МОДЭК», 1996.

Похожие работы: Психологическаяхарактеристика раннего возраста от 1-3 лет

с. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯХАРАКТЕРИСТИКАМЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Младший. (тест) Психологическая готовность младшегошкольника к обучению. Психологическиехарактеристики возраста Методики интеллект ? ШТУР (школьный тест умственного развития детей 7-8-9 классов.

Психологические защиты у младшихшкольников с различным социометрическим статусом

диссертационного совета Е. В. Гурова ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования. исследования: младшиешкольники - учащиеся общеобразовательной школы (2-3 класс ). Предмет исследования: психологические защиты у младшихшкольников с различным.

Методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы младшегошкольника

1. Краткая психологическаяхарактеристикамладшего школьного возраста 5 2. Эмоционально-волевая сфера личности младшегошкольника 8 3. III классу заметно развивается речевая выразительность, обогащается интонация. Младшийшкольник начиная с I класса.

Инновационные технологии дифференцированного и индивидуального подхода к развитию художественно-творческих способностей младшихшкольников 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания (изобразительное искусство)

школьников в контексте рассматриваемой проблемы. Определить наличие и характеристикупсихологических типов среди младшихшкольников. в классе (таблица 8). Таблица 8. Установление личностного типа среди школьников 1-4 классов. Психологический тип / класс 1 2.

Интеграция эмоциональной, волевой и мотивационной сфер в процессе личностного развития младшихшкольников

Полученные данные дополняют психологические особенности личностного развития младшихшкольников в начальных классах и показывают, что. интереса к учебным дисциплинам дополняют характеристику развития личности младшегошкольника на протяжении обучения в.