Руководства, Инструкции, Бланки

план работы юридического отдела образец на год img-1

план работы юридического отдела образец на год

Рейтинг: 4.5/5.0 (1870 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Образец положения юридического отдела

УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
ОАО "Трест"
____________ П.П. Петров

"___"___________ 2013 г .


Положение
о юридическом отделе
ОАО "Трест"

1. Общие положения

1.1 Полное наименование подразделения - юридический отдел.
1.2 Юридический отдел является самостоятельным структурным подразделением ОАО "Трест" (далее по тексту предприятие) и непосредственно подчиняется генеральному директору.
1.3 Юридический отдел возглавляет начальник, назначаемый на должность приказом генерального директора.
1.4 В процессе производственной деятельности юридический отдел в широких масштабах сотрудничает со всеми структурными подразделениями предприятия.
1.5 В своей деятельности юридический отдел руководствуется:
1.5.1 Действующим законодательством РФ,
1.5.2 Государственными и международными стандартами системы ISO серии 9000,
1.5.3 Политикой предприятия в области качества,
1.5.4 Документацией системы менеджмента качества (СМК) предприятия,
1.5.5 Уставом предприятия,
1.5.6 Коллективным договором предприятия,
1.5.7 Приказами и распоряжениями руководства предприятия,
1.5.8 Правилами внутреннего трудового распорядка,
1.5.9 Настоящим положением.

2.1 Активное использование правовых средств для обеспечения прибыльной работы предприятия, улучшения его экономических показателей.
2.2 Обеспечение правовыми средствами сохранности собственности предприятия, выполнения обязательств по поставке, по договорам купли-продажи, подряда на капитальное строительство и другим договорам.
2.3 Защита прав и законных интересов предприятия.
2.4 Контроль за соблюдением законности в деятельности предприятия.

3. Внутренняя структура

3.1 Структуру и штатную численность юридический отдел утверждает генеральный директор предприятия.
3.2 Юридический отдел состоит из начальника отдела и юрисконсультов.
3.3 Юридический отдел возглавляет начальник, который непосредственно подчиняется Генеральному директору.
3.4 Юрисконсульты непосредственно подчиняются начальнику юридического отдела и назначаются на должность приказом генерального директора по представлению начальника юридического отдела.

4. Функции и задачи

4.1 Осуществление правовой экспертизы проектов приказов, положений и других актов правового характера, подготавливаемых на предприятии, в необходимых случаях участие в разработке этих документов.
4.2 Организация, совместно с другими подразделениями предприятия, подготовки предложений об изменении действующих и отмене фактически утративших силу приказов и других нормативных актов, изданных на предприятии.
4.3 Участие в подготовке и заключении коллективных договоров.
4.4 Организация совместно с другими подразделениями предприятия работы по заключении договоров (контрактов), участие в подготовке проектов указанных договоров и их анализе.
4.5 Участие в рассмотрении претензий поступивших на предприятие и подготовке ответов на них, а также осуществление методического руководства этой работой в соответствующих подразделениях.
4.6 Подготовка и направление претензий от имени предприятия по материалам переданным в юридический отдел.
4.7 Участие в рассмотрении вопросов о числящейся на балансе предприятия дебиторской и кредиторской задолженности и принятие совместно с другими подразделениями предприятия мер по ликвидации этой задолженности.
4.8 Представление интересов предприятия в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, а также других государственных органах при рассмотрении правовых вопросов.
4.9 Обобщение и анализ результатов рассмотрения судебных и арбитражных дел с участием предприятия и выработка на их основе предложений по устранению выявленных недостатков и улучшению работы предприятия.
4.10 Участие в подготовке локальных нормативных актов, разрабатываемых, а также в подготовке заключений по проектам нормативных актов, поступающих на предприятие.
4.11 Предоставление консультаций, заключений, справок по правовым вопросам.
4.12 Оказание правовой помощи комитету профсоюза.
4.13 Участие в рассмотрении документации о выпуске продукции с отклонением от установленных требований и иных правонарушений, а также принятие мер к возмещению ущерба, причиненного при этом предприятию.
4.14 Осуществление правовой экспертизы локальных нормативных актов.
4.15 Проведение правового обучения руководителей подразделений нормам действующего законодательства РФ.
4.16 Знание документации СМК предприятия и соблюдение ее требований.

5.1 Юридический отдел имеет право:
5.1.1 Проверять соблюдение законности в деятельности структурных подразделений предприятия.
5.1.2 Запрашивать Положения о любых структурных подразделениях предприятия и должностные инструкции на их работников.
5.1.3 Требовать от должностных лиц предприятия предоставления документов, справок, расчетов, объяснений и других сведений, необходимых для выполнения возложенных на юридический отдел обязанностей.
5.1.4 Привлекать с согласия руководителей структурных подразделений его работников для подготовки проектов локальных актов и других документов.
5.1.5 Вносить предложения по совершенствованию работы в структурных подразделениях и привлечению лиц, виновных в нарушении норм действующего законодательства к дисциплинарной и материальной ответственности.

6. Взаимоотношения с другими структурными подразделениями

6.1. Юридический отдел взаимодействует с структурными подразделениями предприятия:

получает от отдела сбыта:

  • Служебные на составление проектов договоров исходящих от предприятия.
  • Проекты договоров полученных предприятием.
  • Договоры с протоколами разногласий.
  • Сведения о дебиторах.
  • Сведения о нарушении условий договоров.
  • Документы о недостачах и дефектной продукции (претензии покупателей, акты приемки и т.д.)

передает в отдел сбыта:

  • Проекты договоров.
  • Заключения по представленным договорам
  • Визирование протокола разногласий или составление протокола согласования разногласий.
  • Претензии и иски по взысканию дебиторской задолженности.
  • Претензии и иски.
  • Заключения о невозможности судебного взыскания, иски, претензии

получает от отдела материально-технического снабжения:

  • Служебные на составление проектов договоров исходящих от предприятия.
  • Проекты договоров полученных предприятием.
  • Договоры с протоколами разногласий.
  • Сведения о дебиторах.
  • Сведения о нарушении условий договоров.
  • Документы о недостачах и дефектной продукции (претензии покупателей, акты приемки и т.д.)

передает от отдела материально-технического снабжения:

  • Проекты договоров.
  • Заключения по представленным договорам
  • Визирование протокола разногласий или составление протокола согласования разногласий.
  • Претензии и иски по взысканию дебиторской задолженности.
  • Претензии и иски.
  • Заключения о невозможности судебного взыскания, иски, претензии

получает от отдела технического контроля:

  • Акты (служебные, заключения) о несоответствиях продукции и материалов. Справки, объяснительные записки.
    Претензии по качеству продукции, поступившие от потребителей.
  • Проекты ответа на претензию по качеству продукции
  • Документация системы менеджмента качества предприятия.

передает в отдел технического контроля:

  • Заключения о невозможности судебного взыскания, иски, претензии.

получает от бухгалтерии:

  • Акты, постановления, решения, справки налоговых органов. Служебные о необходимости их обжалования.

передает в бухгалтерию:

  • Заключения о невозможности судебного обжалования, иски, претензии.

получает от финансового отдела:

передает в финансовый отдел:

  • Заключения о возможности погашения дебиторской задолженности.

получает от отдела кадров:

  • Проекты приказов об увольнении по ст. 81 трудового кодекса РФ.

передает в отдел кадров:

получает от руководителей всех структурных подразделений:

  • Проекты приказов о привлечении к работе в сверхурочное время, к работе в выходные и праздничные дни, о привлечении к дисциплинарной ответственности.

передает руководителям всех структурных подразделений:

получает от отдела охраны труда и техники безопасности:

  • Акты о несчастных случаях. Проекты приказов и служебные записки, подготовленные в связи с ними.

передает в отдел охраны труда и техники безопасности:

  • визированные приказы, заключения.

передает в отдел организации и оплаты труда:

  • Проекты приказов об оплате труда, штатное расписание ЮО, Положение о ЮО и должностные инструкции юрисконсультов.

получает из отдела организации и оплаты труда:

  • Визированные приказы, консультации по оплате труда.

7. Ответственность начальника подразделения

7.1 Всю полноту ответственности за качество и своевременность выполнения возложенных настоящим положением на юридический отдел задач и функций несет начальник юридического отдела.
7.2 Ответственность сотрудников отдела устанавливается должностными инструкциями.

8.1. Настоящее положение разработано в соответствии с:
8.1.1. Требованиями СТП СМК;
8.1.2. Действующей на предприятии организационной структурой управления;
8.1.3. Штатным расписанием юридического отдела;
8.2. В настоящее Положение имеет право вносить предложения об его изменении начальник юридического отдела, начальник ООиОТ.
8.3. Сроков введения в действие настоящего положения считать дату утверждения Положения Генеральным директором предприятия.
8.4. Срок окончания действия настоящего Положения - 5 лет.

Начальник юридического отдела С.С. Сергеев

Начальник отдела кадров И.И. Иванов

Ведущий инженер по СМК В.В. Васильев

Начальник отдела организации и оплаты труда М.М. Мотькин

Другие статьи

План работы на месяц (квартал)? ЮрБизнес, ОргВопросы, карьера - Конференция ЮрКлуба

гутлойер 14 Авг 2009

Уважаемые коллеги, сегодня Генерал удивил в очередной раз: "составьте план работы отдела на ближайший месяц". Проблем в компании нет, бизнес налажен. Чаво писать-то?
Мониторинг законодательства? Работа с документами?
Когда я работал на англичан, было понятно - еженедельный отчет о проделанной работе, но чтобы план? Его только курили

Заранее благодарю за ответ

-Дневной надзор- 14 Авг 2009

инхаусы?
имхо много че можно придумать и не только придумать, а сделать полезного, как для конторы (дью дилижнес провести, хотя бы поверхностный), так и для юридического подразделения (в плане мозги развивать).

Lbp 15 Авг 2009

инхаусы?
имхо много че можно придумать и не только придумать, а сделать полезного, как для конторы (дью дилижнес провести, хотя бы поверхностный), так и для юридического подразделения (в плане мозги развивать).


Не инхаусы? За ДД надо денежку получать дополнительную. Поэтому предлагать напрямую - бооольшая стратегическая ашипка. Надо подводить гену к необходимости, а когда он САМ предложит, цыганить премию, ссылаясь на аграменную занятость.
Эх, маладешь!

гутлойер
Пишите: проверка договоров на соответствие, проверка ЛНА на соответствие, участие в АСях и СОЮ и прочую лабуду, которая есть. Срок - постоянно.
Я так до капиталистической революции планы работы писала юрбюро крупного НИИ. Никому это не надо, поэтому проходило "на ура".

-Дневной надзор- 15 Авг 2009

Генерал удивил в очередной раз: "составьте план работы отдела на ближайший месяц".

У нас ещё круче: требуют составления планов на месяц как отдела в целом, так и почасовые планы на месяц каждого сотрудника

проверка договоров на соответствие, проверка ЛНА на соответствие, участие в АСях и СОЮ и прочую лабуду, которая есть. Срок - постоянно

Никому это не надо, поэтому проходило "на ура".

В целом прокатывает, хотя иногда от нечего делать или от жажды крови проверяют их наличие и даже правильность оформления Проблема в том, что руководство не имеет юр.образования и иногда бывает очень возмущено, что на каждый день запланировано одно и то же

-Дневной надзор- 16 Авг 2009

У нас ещё круче: требуют составления планов на месяц как отдела в целом, так и почасовые планы на месяц каждого сотрудника

Подобная фигня была на прошлой работе, тока не планы, а постфактум, то бишь отчеты. Отчего и поменял работу, чего и вам желаю.

Cutie 16 Авг 2009

Подобная фигня была на прошлой работе, тока не планы, а постфактум, то бишь отчеты

Да я уж рада бы постфактум, хоть знала бы о чём писать.
Ещё ладно экспертизу ЛНА или договоров написать в этом плане - они каждый день. А как заранее узнать, когда и кто подаст претензию или пришлют судебную повестку/определение или запрос.

Отчего и поменял работу, чего и вам желаю.

Именно это я в ближайшие дни и делаю

Lbp 16 Авг 2009

А как заранее узнать, когда и кто подаст претензию или пришлют судебную повестку/определение или запрос.

А зачем это знать для плана?
Участие в претензионной работе - сроки определяются по запросам руководителя подразделения. Вот и все, пусть гена запрашивает подразделения, какие у них там сроки?

Cutie 17 Авг 2009

А зачем это знать для плана?

Потому что нашему гене нужно разнообразие. Как я уже говорила выше:

Проблема в том, что руководство не имеет юр.образования и иногда бывает очень возмущено, что на каждый день запланировано одно и то же

есть специальные методики дискретно-интеграционного планирования позволяющие относительно сносно решать эту проблему. угадывать события они конечно не помогают, но контролировать их ход позволяют.

На мой взгляд, овчинка выделки не стоит. Для нашей оргаизации, как и подавляющего большинства других организаций, не так принципиально, в какой день поступит претензия или состоится предварительное СЗ. Просто гене не суждено понять, что эта ненужная формальность в виде почасового плана работы на месяц отнимает достаточное количество полезного времени.

-Дневной надзор- 17 Авг 2009

Именно это я в ближайшие дни и делаю

Просто гене не суждено понять, что эта ненужная формальность в виде почасового плана работы на месяц отнимает достаточное количество полезного времени.

не, если невменяемый и при этом не платит 100 000, - увольняйтесь однозначно, ибо терять нечего.
Сообщение отредактировал Дневной надзор: 17 Август 2009 - 22:21

гутлойер 17 Авг 2009

как и ожидалось, план на 15 пунктов не прокатил - "Вам (тебе) не кажется, что пунктов маловато?" (прямо биржа, ей-богу) и далее в таком же духе.
Может попросить кого из форума накатать на нас пяток претензий/исков, а?
Или анонимку в налоговую заслать?
Или в инспекцию по труду?
Да мало ли кому.
И что людям не живется спокойно - радоваться должны, что проблем нет, так нет, давайте искать трудности и преодолевать их.

just piece of shit, trust me, people.

Спасибо всем откликнувшимся,
удачи, коллеги!

Субъект 2 17 Авг 2009

не, если невменяемый и при этом не платит 100 000, - увольняйтесь однозначно, ибо терять нечего.

Однако кризис же на дворе

И что людям не живется спокойно - радоваться должны, что проблем нет, так нет, давайте искать трудности и преодолевать их.

Вот погодите, сейчас начнут радоваться, и на радостях сократят весь юротдел, не будите лихо

Можно еще например затеять полномасштабную проверку контрагентов (кризис однако) на платежеспособность и "нефиктивность", запросить у них по новой учдоки, свежие выписки, проверить изменения в учдоках на сайте налоговой, а также наличие исков против них в судах, завести картотеку учета проблем контрагентов. работы - немеряно

гутлойер 17 Авг 2009

не, если невменяемый и при этом не платит 100 000, - увольняйтесь однозначно, ибо терять нечего.

Однако кризис же на дворе

И что людям не живется спокойно - радоваться должны, что проблем нет, так нет, давайте искать трудности и преодолевать их.

Вот погодите, сейчас начнут радоваться, и на радостях сократят весь юротдел, не будите лихо

Можно еще например затеять полномасштабную проверку контрагентов (кризис однако) на платежеспособность и "нефиктивность", запросить у них по новой учдоки, свежие выписки, проверить изменения в учдоках на сайте налоговой, а также наличие исков против них в судах, завести картотеку учета проблем контрагентов. работы - немеряно

1. я там один -красавчег
2. 100 платят
3. всяка-разна проверка кормит СБ
Хватит или исчо?

Субъект 2 18 Авг 2009

1. я там один -красавчег
2. 100 платят

Тогда, если Вы не родственник владельцев бизнеса или топов, от этого плана скорее всего зависит будет у Вас работа, или нет. на 100 тыс. можно найти неплохую абонентку, да даже и дешевле, так если правда "всё налажено и ничего не происходит".

Оперативный план работы юридического отдела администрации Жердевского района на второй квартал 2013 года - Администрация Жердевского района

Оперативный план работы юридического отдела администрации Жердевского района на второй квартал 2013 года

Вопросы постоянного контроля

1. Проверка и разработка проектов принимаемых нормативных правовых актов и иных документов правового характера администрацией Жердевского района, на соответствие действующему законодательству Российской Федерации, Тамбовской области и решениям органов местного самоуправления.

2. Проведение в установленном порядке обязательной антикоррупционной экспертизы документов, а так же поведение антикоррупционной экспертизы проектов, а также действующих муниципальных правовых актов, договоров (соглашений), заключаемых администрацией района.

3. Изучение практики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, договоров (соглашений) в субъекте Российской Федерации и внесение предложений в группу о возможности ее применения в районе.

4. Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов местного самоуправления, направляемых для включения в регистр нормативных правовых актов Тамбовской области

5. Проверка на соответствие с требованиями действующего законодательства актов и документов правового характера, изданных (принятых) руководителями структурных подразделений администрации района, и в случае несоответствия принятие мер к их изменению или отмене.

6.Подготовка ответов и проверка информаций поступающих от

руководителей структурных подразделений администрации Жердевского

района, руководителей муниципальных предприятий и учреждений.

По мере поступления

7. Рассмотрение жалоб и заявлений граждан.

По мере поступления

8. Представлять в установленном порядке интересы администрации Жердевского района в арбитражных судах и судах общей юрисдикции, а также других инстанциях при рассмотрении правовых вопросов.

По мере необходимости

9. Проведение консультаций и ознакомления с изменениями действующего законодательства РФ с работниками администрации района.

По мере принятия

10. Обеспечение правового взаимодействия с органами исполнительной власти Тамбовской области, районным Советом народных депутатов, территориальными органами федеральных органов, судебными органами, органами исполнительной власти поселений Жердевского района.

11. Рассмотрение и принятие необходимых мер по протестам прокуратуры и актам иных органов.

По мере поступления

12. Разработка предложений по устранению нарушений требований действующего законодательства РФ в актах и документах правового характера, принятых администрацией Жердевского района.

По мере выявления

Проведение семинаров и совещаний

Первый понедельник месяца проведение семинара-совещания с главами сельсоветов Жердевского района по вопросу: - разработки и принятия нормативных правовых актов для реализации муниципального контроля различной направленности;

- разработки и принятия Сельскими Советами народных депутатов положений о проведении Муниципального контроля различной направленности;

- систематизации и приведение в соответствие с действующим законодательством нормативно-правовых актов принятых на 10 число следующего месяца.

- ознакомление с изменениями действующего законодательства

Первый понедельник месяца

393670 г. Жердевка, ул. Первомайская, д. 123

Электронная почта: post@r35.tambov.gov.ru

Телефон: (47535) 51783, Факс: (47535) 52299

Положение об юридическом отделе

Положение об юридическом отделе

Положение о юридическом отделе

1  Общие положения

1.1  Область применения

1.1.1  Настоящий документ является основным нормативным документом, устанавливающим цели, задачи, функции, права и ответственность Юридического отдела ООО "ХХХ", регламентирующим организацию его деятельности, порядок делового взаимодействия с другими структурными подразделениями и должностными лицами ООО "ХХХ", внешних компаний.

1.1.2  Юридический отдел является самостоятельным структурным подразделением ООО "ХХХ", выполняющим в Компании функции по правовому обеспечению текущей финансово-экономической деятельности Общества, направленному на соответствие осуществляемых Обществом действий требованиям действующего законодательства в целях достижения целей в соответствии с Уставом.

1.1.3  В своей деятельности Юридический отдел руководствуется:

-  законодательством Российской Федерации,

-  Уставом ООО "ХХХ",

-  Положением о кадровой номенклатуре ООО "ХХХ" (П-HR-445.04 от 28.06.2004 г.),

-  Методическими рекомендациями руководителям отделов о нормах административного управления подразделением ООО "ХХХ" (М-99 от 08.05. 2003 г.)

-  настоящим Положением.

1.1.4  Настоящее Положение является документом прямого действия и обязательно для исполнения со дня его утверждения.

1.1.5  Изменения в Положении утверждаются Генеральным Директором ООО "ХХХ".

1.2  Нормативные ссылки

В настоящем Положении использованы нормативные ссылки на следующие документы:

1.  Положение о стратегическом планировании ООО "ХХХ" (П-203 от 30.05.00);

2.  Положение о планировании деятельности отделов (П-283 от 05.06.01);

3.  Положение об отчетах в ООО "ХХХ" (П-250 от 08.09.00);

4.  Порядок выполнения юридических запросов (ПР-602 от 14.04.03);

5.  Положение «Подготовка, подписание, учет и хранение доверенностей в системе делегирования полномочий в фирме ООО "ХХХ" (ПР. LG-833.06 от 04.09.06);

6.  Положение об организации договорно-правовой работы в Фирме ООО "ХХХ" (П-264 от 10.01.01);

7.  Порядок проведения юридического контроля и профилактики правовых рисков (ПР-576 от 10.02.03);

8.  Порядок изготовления, хранения, использования и уничтожения печатей в ЗАО Фирме ООО "ХХХ" (ПР. SL-632 от 22.12.03);

9.  Временные методические указания по претензионно-исковой работе и исполнительному производству (M. SL-110 от 16.10.03).

1.3  Термины, определения и сокращения

В настоящем Положении использованы следующие термины, определения и сокращения:

Компания – ООО "ХХХ",

Общество – ООО "ХХХ",

ЮО – Юридический отдел.

2  Создание и ликвидация

2.1  Юридический отдел создается и ликвидируется на основании приказа Генерального Директора ООО "ХХХ".

2.2  Организационная структура Юридического отдела согласовывается с Генеральным директором ООО "ХХХ", Начальником Департамента персонала, Начальником Управления корпоративного развития и утверждается приказом Генерального Директора ООО "ХХХ". Предложения по изменению организационной структуры вносятся Начальником Юридического отдела или Генеральным директором ООО "ХХХ".

2.3  Штатное расписание Юридического отдела согласовывается с Генеральным директором ООО "ХХХ", Начальником Департамента персонала и утверждается приказом Генерального Директора ООО "ХХХ". Предложения по изменению штатного расписания вносятся Начальником Юридического отдела или Генеральным директором ООО "ХХХ".

2.4  Количество и наименование подразделений, входящих в состав Юридического отдела, численность работающих в них сотрудников может меняться в зависимости от организационно-функциональных и структурных изменений Компании, изменения специфики ее деятельности. Изменения Целей и Организационно-функциональной структуры Юридического отдела согласовываются с Генеральным директором ООО "ХХХ", Начальником Департамента персонала, Начальником Управления корпоративного развития и утверждаются приказом Генерального Директора ООО "ХХХ". Предложения вносятся Начальником Юридического отдела.

3  Организационная структура

3.1  Организационная структура Юридического отдела построена по линейно-функциональному принципу.

3.2  Организационно-функциональная структура Юридического отдела приведена в Приложении N1 «Организационно-функциональная структура ЮО».

3.3  Руководит Юридическим отделом Начальник Юридического отдела, деятельность которого регламентируется Положением «О Начальнике Юридического отдела ООО "ХХХ".

3.4  В непосредственном подчинении у Начальника Юридического отдела находятся Администрация Юридического отдела, Руководители групп, входящих в состав ЮО, сотрудники групп, в случае отсутствия Руководителей групп.

3.5  Порядок назначения на должность и освобождения от должности, распределение обязанностей внутри Юридического отдела определяется должностными инструкциями сотрудников подразделения, утверждаемыми Начальником Департамента персонала ООО "ХХХ".

4.1.  Главной целью Отдела является:

- предупреждение возникновения неблагоприятных ситуаций, минимизация рисков, возникающих в процессе хозяйственной деятельности Общества.

4.1.1  Оформление и поддержание в актуальном состоянии учредительных документов Общества.

4.1.2  Разработка и сопровождение системы договорно-правовых отношений Общества.

4.1.3  Возврат активов Общества в форме понесенных убытков.

4.1.4  Соблюдение требований лицензионного законодательства.

4.1.5  Текущее правовое обеспечение хозяйственной деятельности Общества.

5  Функции

Функции, выполняемые Юридическим отделом приведены в Приложении N1 «Организационно-функциональная структура ЮО».

6.1  Взаимодействие со структурными подразделениями ООО "ХХХ"

6.1.1  Юридический отдел взаимодействует со структурными подразделениями по вопросам правового обеспечения текущей финансово-экономической деятельности компании. Взаимодействие основано на принципах, закрепленных в следующих документах:

6.1.1.1 Порядок выполнения юридических запросов (ПР-602 от 14.04.03),

6.1.1.2 Положение «Подготовка, подписание, учет и хранение доверенностей в системе делегирования полномочий в фирме ООО "ХХХ" (ПР. LG-833.06 от 04.09.06),

6.1.1.3 Положение об организации договорно-правовой работы в Фирме ООО "ХХХ" (П-264 от 10.01.01),

6.1.1.4 Порядок «Подготовка и подача документов для получения лицензии на фармацевтическую деятельность ООО "ХХХ" (ПР. LG-866.07 от 21.03.07),

6.1.1.5 Порядок проведения юридического контроля и профилактики правовых рисков (ПР-576 от 10.02.03),

6.1.1.6 Порядок изготовления, хранения, использования и уничтожения печатей в ЗАО Фирме ООО "ХХХ" (ПР. SL-632 от 22.12.03),

6.1.1.7 Временные методические указания по претензионно-исковой работе и исполнительному производству (M. SL-110 от 16.10.03).

6.1.2 Юридический отдел взаимодействует с Департаментом персонала по вопросам получения/передачи:

6.1.2.1 Расчетных ежемесячных листов сотрудников ЮО;

6.1.2.2 Расчетных данных по мотивации (премированию/депримированию) сотрудников;

6.1.2.3 Ежемесячного табельного учета сотрудников ЮО;

6.1.2.4 Подбора кадров на вакансии ЮО;

6.1.2.5 Обучения сотрудников.

6.1.3 Юридический отдел взаимодействие с Департаментом информационных технологий по вопросам:

6.1.3.1 Обеспечения и обслуживания IT-оборудования;

6.1.3.2 Обеспечения, обслуживания и установки ПО.

6.1.4 Юридический отдел взаимодействие с Отделом управления инфраструктуры по вопросам:

6.1.4.1 Обеспечения материалами и ТМЦ, необходимыми для деятельности отдела.

6.1.5 Юридический отдел взаимодействие с Отделом безопасности по вопросам:

6.1.5.1 Конфиденциального делопроизводства;

6.1.5.2 Применения технических средств защиты конфиденциальной информации.

6.2  Взаимодействие с внешними Компаниями

7  Планирование деятельности Подразделения

7.1  Планирование деятельности Юридического отдела осуществляется на основании «Положения о стратегическом планировании ООО "ХХХ" (П-509 от 21.04.07), «Положения о планировании деятельности отделов» (П-283 от 05.06.01), Плана мероприятий по достижению Стратегических целей компании на год, ежемесячных оперативных планов и бюджетов, Приказов и Распоряжений Генерального Директора ООО "ХХХ".

7.2  Стратегические цели Юридического отдела на год устанавливаются Начальником Юридического отдела, согласовываются с Начальником Управления корпоративного развития и утверждаются Генеральным Директором ООО "ХХХ".

8  Отчетность по работе Подразделения

8.1  Отчетность Юридического отдела ведется в соответствии с «Положением об отчетах в ООО "ХХХ" (П-250 от 08.09.00).

8.2  По итогам исполнения Стратегического плана на год Начальник Юридического отдела представляет Генеральному Директору ООО "ХХХ" Годовой отчет о деятельности Юридического отдела и достижении стратегических целей.

8.3  По результатам выполнения оперативного (ежемесячного) плана работы Юридического отдела Начальник Юридического отдела предоставляет отчет Генеральному директору ООО "ХХХ".

8.4  Отчетные и аналитические материалы Юридического отдела могут предоставляться другим подразделениям и сотрудникам Компании по согласованию с Начальником Юридического отдела или с Генеральным Директором ООО "ХХХ".

9  Ключевые показатели деятельности

9.1  В качестве ключевых показателей деятельности Юридического отдела, на основе которых оцениваются результаты его деятельности, принимаются показатели приведенные в Приложении 2 «Ключевые показатели деятельности Юридического отдела».

9.2  Абсолютные и относительные значения ключевых показателей деятельности планируются для Юридического отдела в рамках стратегического планирования на год вперед и фиксируются в стратегических планах Компании. Фиксация фактических значений показателей происходит в рамках отчетов об исполнении стратегических планов.

10  Права и полномочия

Юридический отдел наделяется всеми правами и полномочиями, необходимыми для выполнения своих функций. Права и полномочия Юридического отдела осуществляет Начальник Юридического отдела.

Функции, права и полномочия Начальника Юридического отдела приведены в Положении о Начальнике Юридического отдела.

11.1  Начальник Юридического отдела несет ответственность перед Генеральным Директором ООО "ХХХ" за достижение поставленных целей и выполнение Плана стратегического развития в части формирования процедур управления рисками, предупреждения и локализация рисков, их минимизации, устранения причин, способствующих их возникновению в соответствии с Трудовым Кодексом и законодательством РФ.

11.2  Начальник Юридического отдела несет ответственность за юридические риски, возникающие в сфере компетенции Юридического отдела.

О Методических рекомендациях об организации работы юридической службы во всесоюзном промышленном объединении, Письмо Минюста СССР от 29 марта 1976 год

О Методических рекомендациях об организации работы юридической службы во всесоюзном промышленном объединении


МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ СССР

от 29 марта 1976 года N К-18-178


[О Методических рекомендациях об организации работы
юридической службы во всесоюзном
промышленном объединении]

Министерство юстиции СССР направляет Методические рекомендации об организации работы юридической службы во всесоюзном промышленном объединении.

При подготовке рекомендаций учитывались действующее законодательство, регулирующее деятельность промышленных объединений и юрисконсультов, а также сложившаяся практика работы юридической службы промышленных объединений ряда министерств СССР.

Рекомендации имеют целью оказать помощь юридическим работникам в выполнении возложенных на них функций и задач, вытекающих из решений XXV съезда КПСС.

В случае необходимости на основе настоящих рекомендаций могут быть подготовлены ведомственные рекомендации, учитывающие специфику работы соответствующих отраслей народного хозяйства.

УТВЕРЖДЕНЫ
заместителем Министра
юстиции СССР
29 марта 1976 года

Методические рекомендации
об организации работы юридической службы
во всесоюзном промышленном объединении


1. Общие положения

1.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с Общим положением о юридическом отделе (бюро), главном (старшем) юрисконсульте, юрисконсульте министерства, ведомства, исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся, предприятия, организации, учреждения*, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 июня 1972 года N 467. в котором определены основные задачи, права и обязанности юридической службы в народном хозяйстве, а также с учетом Общего положения о всесоюзном и республиканском промышленных объединениях, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 2 марта 1973 года N 140 **.

* В дальнейшем именуется "Общее положение о юридическом отделе, юрисконсульте".

** В дальнейшем именуется "Общее положение о промышленных объединениях".

Целью рекомендаций является оказание методической помощи юридическому отделу (бюро), главному (старшему) юрисконсульту и другим юридическим работникам* всесоюзного промышленного объединения в организации их работы по основным направлениям деятельности юридической службы.

* В дальнейшем используются термины: "юридический отдел (юрисконсульт)" и "юридическая служба".

1.2. Юридическому отделу (юрисконсульту) объединения целесообразно разработать и представить на утверждение начальнику объединения положение о юридической службе. При его подготовке следует учитывать требования Общего положения о юридическом отделе, юрисконсульте и отраслевого положения о юридической службе, утвержденного министерством (ведомством), указания министерства (ведомства) об организации правовой работы, а также специфику деятельности данного объединения.

В положении о юридической службе объединения необходимо предусмотреть, в частности, что по вопросам методики ведения правовой работы юридический отдел (юрисконсульт) руководствуется указаниями юридического отдела министерства, ведомства СССР. Кроме того, в нем следует установить, что юридический отдел (юрисконсульт) осуществляет методическое руководство правовой работой на предприятиях и в организациях, входящих в состав объединения, проверяет и изучает состояние этой работы.

2. Планирование работы

2.1. Юридическому отделу (юрисконсульту) необходимо планировать свою работу.

Рекомендуется составлять план основных мероприятий юридической службы на год или полугодие. Мероприятия этого плана следует уточнять и детализировать в планах, составляемых на очередной квартал. В связи с принятием новых нормативных актов, касающихся объединения, а также в других необходимых случаях могут разрабатываться целевые планы (тематические).

Целесообразно, чтобы план работы состоял из разделов, наименования которых соответствовали бы важнейшим направлениям деятельности юридической службы (укрепление договорной дисциплины, обеспечение сохранности социалистической собственности, соблюдение трудового законодательства и др.). В каждом из разделов указываются соответствующие мероприятия и определяются сроки их проведения. В плане работы юридического отдела (бюро) указываются также лица, ответственные за осуществление мероприятий. При определении исполнителей следует учитывать установленное среди сотрудников отдела (бюро) распределение должностных обязанностей.

2.2. При подготовке плана основных мероприятий юридическому отделу (юрисконсульту) надо анализировать сводные отчеты и балансы по всем видам производственно-хозяйственной деятельности объединения (а при необходимости отчеты и балансы, представляемые предприятиями и организациями в управление объединения) в части, касающейся вопросов соблюдения государственной, плановой и договорной дисциплины, законодательства о труде, а также обеспечения сохранности социалистической собственности. Кроме того, целесообразно изучать имеющиеся в управлении объединения материалы ревизий, инвентаризаций, балансовых комиссий, а также частные определения судов, представления следственных органов и сообщения арбитражей, поступившие в связи с нарушениями государственной дисциплины, приписками, искажениями отчетности и т.д.

По результатам анализа определяются мероприятия, подлежащие включению в план работы юридической службы. При этом необходимо учитывать, насколько эти мероприятия будут способствовать повышению уровня правовой работы и экономической эффективности производства в объединении.

В плане работы может быть предусмотрено, в частности:

участие в разработке положений об объединении, о структурных подразделениях и службах управления объединения, технико-экономическом совете;

изучение сложившейся на предприятиях и в организациях объединения практики установления прямых длительных хозяйственных связей, подготовка соответствующих предложений;

участие в разработке соглашений (договоров), заключаемых с управлениями других объединений, с предприятиями, хозрасчетными снабженческо-сбытовыми, а также оптовыми торгующими организациями;

проверка состояния правовой работы на предприятиях и в организациях объединения;

участие в осуществлении контроля за заключением договоров поставки продукции на текущий хозяйственный год;

обобщение и анализ практики рассмотрения хозяйственных споров, подведомственных объединению;

проведение семинаров и совещаний с работниками юридической службы предприятий и организаций, входящих в состав объединения;

изучение опыта работы юридических отделов (юрисконсультов) предприятий и организаций, входящих в состав объединения;

участие в подготовке материалов и предложений правового характера для внесения их на рассмотрение совета директоров и балансовых комиссий.

Решая вопрос о включении в план того или иного мероприятия, необходимо иметь в виду не только его актуальность, но и реальность выполнения этого мероприятия (предполагаемый объем работы, численный состав юридической службы и т.п.).

План основных мероприятий следует представить на утверждение начальнику объединения.

Юридический отдел (юрисконсульт) ведет учет исполнения плановых мероприятий. В юридическом отделе (бюро) целесообразно на производственных совещаниях заслушивать отчеты исполнителей. О результатах выполнения годового (полугодового) плана работы начальник юридического отдела (юрисконсульт) докладывает начальнику объединения.

3. Учет и хранение нормативных актов

3.1. Юридический отдел (юрисконсульт) всесоюзного промышленного объединения организует систематизированный учет и хранение поступающих в управление объединения и принятых объединением нормативных актов.

Регистрацию указанных актов необходимо производить в общем порядке, установленном инструкцией о делопроизводстве. Целесообразно, чтобы все поступающие в объединение нормативные акты направлялись для ознакомления юридическому отделу (юрисконсульту).

3.2. Для обеспечения быстрого поиска нужного акта юридической службе целесообразно вести систематическую картотеку нормативных актов. В этих целях следует использовать действующий в системе министерства (ведомства) классификатор, а при его отсутствии разработать свой классификатор, учитывающий актуальные для данного объединения вопросы.

3.3. В юридическом отделе (у юрисконсульта) целесообразно хранить не все нормативные акты, а только те, которые необходимы юридической службе в повседневной работе (общесоюзные законодательные и правительственные акты, кодексы, постановления Пленума Верховного Суда СССР, особые условия поставки, инструктивные указания и разъяснения Госарбитража СССР, инструкции (положения) министерства (ведомства) о порядке ведения договорной и претензионно-исковой работы и т.д.).

4. Работа по обеспечению законности
документов правового характера

4.1. Юридический отдел (юрисконсульт) должен проверять соответствие требованиям законодательства представляемых на подпись начальника объединения проектов приказов, положений, инструкций и других документов правового характера, а также визировать их.

Проект приказа или другого документа правового характера визируется юридическим отделом (юрисконсультом) после того, как он согласован с заинтересованными подразделениями и службами. Если проект с ними не согласован, то юридический отдел (юрисконсульт) возвращает его лицу, ответственному за подготовку данного документа, для завершения работы над проектом.

Анализируя проекты документов правового характера, юридическому отделу (юрисконсульту) необходимо выяснить:

правомочен ли руководитель издать документ по данному вопросу;

соответствует ли документ действующему законодательству, актам вышестоящих органов управления и самого объединения, изданным по данному вопросу;

правильно ли сделаны ссылки на законы и другие нормативные акты.

Если в проекте приказа (другого документа правового характера) воспроизводится текст того или иного нормативного акта, то этот текст должен приводиться дословно.

В случае установления несоответствия проекта приказа (или другого документа правового характера) действующим нормативным актам юридическая служба, не визируя проект, дает соответствующее заключение с предложениями о законном порядке решения рассматриваемого вопроса. Заключение должно быть мотивированным, убедительным и обоснованным (в необходимых случаях со ссылкой на закон).

При подписании указанного документа начальником объединения вопреки заключению начальник юридического отдела (юрисконсульт) обязан сообщить об этом в министерство (ведомство) СССР.

4.2. Юридическая служба в необходимых случаях участвует в подготовке проектов нормативных актов, разрабатываемых управлением объединения, и в подготовке заключений по проектам нормативных актов, поступающих на отзыв объединения. Это участие может выражаться в различных формах: правовое консультирование, непосредственное участие в подготовке проектов, в их обсуждении и т.д. Участие юридического отдела (юрисконсульта) в подготовке проекта нормативного акта не освобождает его от обязанности визировать проект данного акта.

4.3. В практической деятельности юридического отдела (юрисконсульта) могут возникнуть различные спорные и неясные вопросы в связи с несовершенством отдельных нормативных актов или отсутствием правовых норм, регулирующих те или иные отношения.

Если это касается нормативных актов, утвержденных объединением, то юридической службе необходимо подготавливать и вносить на рассмотрение начальника объединения предложения об изменении, отмене этих актов или о подготовке новых нормативных актов. В тех же случаях, когда возникают такие вопросы в отношении ведомственных и других нормативных актов, юридический отдел (юрисконсульт) докладывает начальнику объединения материалы, подтверждающие необходимость внесения от его имени соответствующих предложений в вышестоящую организацию.

5. Договорная и претензионная работа

5.1. Юридическому отделу (юрисконсульту) следует участвовать в подготовке договоров и соглашений, заключаемых управлением объединения, и визировать их. При этом необходимо иметь в виду, что Общим положением о промышленных объединениях в ряде случаев определен вид или указан характер заключаемых договоров и соглашений (пп.51, 73, 80, 113).

В целях более четкой организации договорной и претензионной работы в управлении целесообразно, чтобы порядок подготовки, заключения, исполнения договоров (соглашений) и рассмотрения претензий был определен в приказе (инструкции). Этот приказ (инструкция) должен соответствовать методическим указаниям министерства (ведомства) и отражать особенности договорной и претензионной работы в данном объединении. Разрабатывать его юридическому отделу (юрисконсульту) следует совместно с заинтересованными подразделениями и службами управления объединения.

5.2. В соответствии с п.6 Общего положения о промышленных объединениях в необходимых случаях при централизованном выполнении производственно-хозяйственных функций управление объединения может определить основания и порядок возникновения обязательств между предприятиями, организациями и управлением объединения и устанавливать ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение этих обязательств. Юридической службе целесообразно принять участие в определении ответственности в соответствии с указанным пунктом Общего положения о промышленных объединениях. При этом следует руководствоваться общими нормами гражданского законодательства, в частности Основами гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик (ст.4 "Основания возникновения гражданских прав и обязанностей", ст.14 "Сделки", ст.33 "Обязательство и его исполнение", ст.34 "Заключение договора", ст.36 "Ответственность за нарушение обязательств", ст.37 "Вина как условие ответственности за нарушение обязательств", ст.88 "Общие основания ответственности за причинение вреда") и Гражданским кодексом союзной республики.

5.3. Юридическому отделу (юрисконсульту) необходимо изучать сложившуюся на предприятиях и в организациях объединения практику договорной работы. При этом следует прежде всего выяснить, насколько рациональна структура установленных предприятием (организацией) договорных связей, имеются ли возможности для расширения прямых длительных хозяйственных связей.

Кроме того, следует обращать внимание на законность и обоснованность условий договоров, соответствие их законным интересам сторон, а также на то обстоятельство, достаточно ли полно отражены в них особенности сложившихся между контрагентами отношений.

Целесообразно также изучить практику претензионно-исковой работы.

Общее положение о промышленных объединениях (п.75) возлагает на управление объединения контроль за заключением договоров на поставку продукции. В связи с этим юридической службе следует помогать структурным подразделениям и службам в организации работы по осуществлению такого контроля. В этих целях надо использовать обобщения практики договорной, претензионной и исковой работы, материалы рассмотренных в объединении споров, сообщения арбитражей, а также материалы проверок и т.д.

По материалам изучения практики договорной и претензионной работы следует вносить предложения об устранении вскрытых недостатков и улучшении этой работы. В случае необходимости вносить предложения о рассмотрении указанных вопросов на совете директоров или подготовке приказов по объединению, в частности приказов о расширении прямых длительных хозяйственных связей, о заключении договоров на очередной хозяйственный год.

Материалы изучения практики договорной и претензионной работы юридическому отделу (юрисконсульту) следует использовать при чтении лекций сотрудникам управления объединения по вопросам хозяйственного законодательства и в выступлениях на заседаниях совета директоров, балансовых комиссий, совещаниях хозяйственного актива.

6. Работа по обеспечению правовыми средствами
надлежащего качества продукции

6.1. Одной из главных задач всесоюзного промышленного объединения является выпуск продукции высокого качества. В связи с этим юридическому отделу (юрисконсульту) следует активно использовать правовые средства для решения этой задачи.

6.2. Юридический отдел (юрисконсульт) должен участвовать в подготовке приказов по объединению, касающихся вопросов обеспечения качества продукции, и оказывать правовую помощь подразделениям и службам управления объединения, занятым разработкой проектов государственных стандартов. Участвуя в обсуждении проектов государственных стандартов, следует обращать внимание прежде всего на то, чтобы проект соответствовал действующему законодательству и в то же время не дублировал нормативные акты (например, инструкцию о порядке приемки продукции по качеству).

Целесообразно, чтобы проекты нормативно-технической документации визировались юридическим отделом (юрисконсультом).

6.3. Юридическому отделу (юрисконсульту) необходимо изучать на предприятиях и в организациях объединения практику использования таких правовых средств в работе по улучшению качества продукции, как предъявление претензий и исков, возмещение ущерба с виновных лиц, привлечение их к дисциплинарной ответственности, пропаганда законодательства о качестве продукции и др.

В работе предприятий и организаций по обеспечению правовыми средствами надлежащего качества продукции должен умело использоваться хозяйственный договор, в том числе договор поставки. Необходимо, чтобы в договорах на поставку продукции не только указывались номера и индексы стандартов и технических условий, но и уточнялись и детализировались требования покупателя (получателя) к качеству продукции в пределах показателей и норм, установленных стандартами и другими нормативно-техническими документами. И на это обстоятельство следует обращать особое внимание. Необходимо систематически обобщать практику рассмотрения в объединении споров о качестве продукции. Материалы изучения и обобщения практики рассмотрения споров о качестве продукции следует использовать для подготовки соответствующих предложений.

6.4. Юридическому отделу (юрисконсульту) следует участвовать в подготовке для передачи в следственные органы материалов о выпуске предприятиями и организациями объединения недоброкачественной, нестандартной или некомплектной продукции.

7. Организация работы по рассмотрению
хозяйственных споров

7.1. Юридической службе объединения целесообразно разработать и представить на утверждение начальника объединения проект приказа о порядке рассмотрения хозяйственных споров, подведомственных объединению.

В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14.03.55* управление объединения как вышестоящая организация рассматривает споры на сумму до 100 руб. Кроме того, управление объединения рассматривает споры между предприятиями и организациями, входящими в объединение.

* "Ведомости Верховного Совета СССР" 1955 год, N 5, ст.116.

В проекте приказа необходимо отразить особенности рассмотрения указанных споров. При этом следует учесть требования действующего законодательства и соответствующие указания (рекомендации) министерства (ведомства).

В этом проекте желательно указать, что организация работы по рассмотрению споров, подведомственных объединению, возлагается на юридический отдел (бюро) или на юридического работника.

Помимо этого в приказе следует определить: порядок регистрации поступающих заявлений; сроки рассмотрения споров; лицо, имеющее право выносить решения по спорам; порядок исполнения решений.

К проекту приказа целесообразно приложить примерные формы решения, распоряжения и других необходимых документов.

Приказ после его подписания необходимо разослать всем предприятиям и организациям объединения для руководства и исполнения. Рекомендуется провести семинар или совещание с участием юрисконсультов предприятий и организаций по вопросам подготовки и рассмотрения претензий и исков в объединении.

7.2. Если при рассмотрении споров выявлены существенные недостатки в хозяйственной деятельности предприятий и организаций объединения, то юридическому отделу (юрисконсульту) следует докладывать начальнику объединения об этих нарушениях для принятия мер к их устранению.

7.3. Юридической службе объединения следует регулярно проводить обобщения и анализ практики рассмотрения хозяйственных споров за определенный период (год, полугодие) и по отдельным категориям дел, выявляя причины возникших споров и другие факторы, влияющие на их возникновение, динамику споров, недостатки в работе и т.д.

По результатам обобщений и анализа следует вносить начальнику объединения предложения, направленные на устранение выявленных нарушений и недостатков в правовой работе на предприятиях и в организациях объединения. Целесообразно также подготавливать обзоры практики рассмотрения споров с соответствующими указаниями или рекомендациями для направления их на предприятия и в организации объединения.

8.Работа по обеспечению правовыми
средствами сохранности социалистической
собственности

8.1. Работу по обеспечению сохранности социалистической собственности юридической службе следует организовать и проводить постоянно в соответствии с указаниями (рекомендациями) министерства (ведомства) и с учетом поступающих в объединение отчетных данных предприятий, организаций.

В процессе этой работы необходимо установить деловые контакты с контрольно-ревизионной службой управления объединения в целях оказания помощи в разработке соответствующих памяток, вопросников для проверки причин возникновения недостач, порчи и утраты материальных ценностей на предприятиях и в организациях.

Юридические работники должны давать правовую оценку материалам документальных ревизий и отдельных целевых проверок с тем, чтобы выводы и предложения по ним не противоречили действующему законодательству, а круг лиц, ответственных за допущенные нарушения, был бы определен правильно.

8.2. В случаях возникновения вопроса о списании материальных ценностей юридическому отделу (юрисконсульту) также следует давать заключение о законности такого списания. При этом необходимо проверять, привлечены ли виновные к ответственности, если товарно-материальные ценности пришли в негодность в результате бесхозяйственности или в связи с иным правонарушением.

8.3. Юридическому отделу (юрисконсульту) целесообразно участвовать в работе балансовой комиссии. Это позволит ему вносить на заседаниях комиссии предложения об устранении выявленных нарушений законности и лучше использовать данные финансово-хозяйственной деятельности предприятий (организаций) в целях усиления режима экономии и борьбы за сохранность социалистической собственности.

8.4. Если из материалов ревизии, инвентаризации и других источников видно, что на предприятии, в организации совершены хищения, растраты, недостачи, приписки и другие искажения отчетности о выполнении плана, то юридическому отделу (юрисконсульту) следует в зависимости от конкретных обстоятельств внести руководству предложение о передаче объединением материалов в следственные органы либо о поручении руководителю предприятия (организации) осуществить такую передачу. По решению руководителя объединения юридический отдел (юрисконсульт) подготавливает с участием других подразделений материалы для передачи в следственные органы либо соответствующие указания руководителю предприятия (организации).

9. Участие в разработке и осуществлении мер,
направленных на организацию борьбы с нарушениями
трудового законодательства

9.1. В соответствии с п.3 Общего положения о юридическом отделе, юрисконсульте работники юридической службы должны активно участвовать в разработке и осуществлении мер, направленных на организацию борьбы с нарушениями трудового законодательства.

9.2. Юридическому отделу (юрисконсульту) необходимо принимать участие в подготовке правил внутреннего трудового распорядка в управлении объединения. При этом следует обеспечить их соответствие Типовым и отраслевым правилам внутреннего трудового распорядка.

Юридическая служба объединения должна оказывать местному комитету профсоюза помощь по правовым вопросам, возникающим в его деятельности.

9.3. При проведении управлением объединения проверок по вопросам соблюдения на предприятиях и в организациях трудового законодательства (в том числе по вопросам, касающимся укрепления трудовой дисциплины) юридическому отделу (юрисконсульту) целесообразно оказывать помощь заинтересованным структурным подразделениям (службам) управления в составлении соответствующих памяток. В отдельных случаях по указанию начальника объединения следует принять непосредственное участие в таких проверках, обращая особое внимание на законность проведения сверхурочных работ, соблюдение законодательства об охране труда женщин и несовершеннолетних, а также на эффективность проводимых мероприятий по борьбе с прогулами, пьянством на производстве и другими нарушениями трудовой дисциплины.

9.4. Юридическому отделу (юрисконсульту) следует читать лекции по вопросам трудового законодательства для сотрудников аппарата управления. Определяя тематику лекций, следует учитывать наиболее актуальные вопросы, возникающие при применении норм трудового законодательства на предприятиях и в организациях объединения.

10. Методическое руководство правовой работой
на предприятиях и в организациях объединения

10.1. Осуществляя методическое руководство правовой работой, юридический отдел (юрисконсульт) должен изучать состояние этой работы на предприятиях и в организациях объединения. Изучение целесообразно проводить как по всем, так и по отдельным вопросам (договорная работа, претензионно-исковая работа, сохранность социалистической собственности, соблюдение законодательства о труде и др.). Определяя вопросы, подлежащие выяснению, а также круг предприятий (организаций), на которых эта работа будет проводиться, юридическому отделу (юрисконсульту) следует проанализировать данные, характеризующие производственно-хозяйственную деятельность и состояние законности в объединении (см. раздел "Планирование работы" настоящих рекомендаций). Изучение следует проводить по специально разработанной памятке (вопроснику).

10.2. При изучении состояния правовой работы необходимо прежде всего ознакомиться с деятельностью юридической службы предприятия, организации. При этом особое внимание должно быть уделено изучению практики работы юридической службы по выполнению стоящих перед ней задач.

Следует также анализировать формы и методы, используемые другими службами предприятия (организации) при осуществлении ими отдельных правовых функций (ОТК - рассмотрение претензий по качеству, отделы сбыта и снабжения - заключение договоров и т.д.).

Целесообразно, чтобы результаты изучения правовой работы были обсуждены на совещании у руководителя предприятия (организации).

На основе собранных материалов составляется справка. В ней следует отразить состояние правовой работы (в той части, в какой она изучалась) и указать мероприятия, которые необходимо провести в целях ее улучшения. Справка представляется начальнику объединения. В соответствии с его указаниями юридический отдел (юрисконсульт) проводит работу по реализации материалов изучения: подготавливает приказ (письмо) об устранении недостатков, материалы для рассмотрения на совещании у начальника объединения или на совете директоров.

10.3. Материалы проведенных изучений состояния правовой работы, анализ хозяйственных споров и другие данные юридическому отделу (юрисконсульту) следует использовать для разработки методических указаний или рекомендаций об организации договорной, претензионной, исковой работы и другим правовым вопросам. Методические указания и рекомендации могут быть изложены в письмах, обзорах или в специальном документе.

10.4. Юридическому отделу (юрисконсульту) необходимо разрабатывать мероприятия, направленные на повышение деловой квалификации юрисконсультов предприятий и организаций объединения. Эта работа должна проводиться в соответствии с указаниями и рекомендациями министерства (ведомства), с учетом их предложений о направлении юридических работников объединения на отраслевые или иные курсы повышения квалификации. В мероприятиях следует предусматривать: проведение с юрисконсультами, работающими в объединении, семинаров и совещаний по изучению новых нормативных актов, практики применения законодательства, вопросов организации правовой работы; проведение стажировок в юридическом отделе (у юрисконсульта) работников юридических служб предприятий и организаций объединения и др.

Вопрос о стажировке работников юридических служб согласовывается с руководителями заинтересованных предприятий и организаций. Рекомендуется разработать программу стажировки и довести ее до сведения юрисконсульта, вызванного для прохождения стажировки. В зависимости от пожелания стажера в программу вносятся необходимые коррективы.

Целесообразно, чтобы стажер изучал материалы правового характера, изданные в объединении, участвовал в рассмотрении некоторых хозяйственных споров, подведомственных объединению. По окончании стажировки следует составлять справку, в которой отражать проделанную стажером работу и давать ей оценку.

10.5. Для надлежащего осуществления деятельности по методическому руководству правовой работой, проводимой на предприятиях и в организациях объединения, юридическому отделу (юрисконсульту) целесообразно иметь сведения о кадрах юридических работников этих предприятий и организаций (о возрасте, образовании, профессиональном стаже, стаже работы на данном предприятии (организации), повышении квалификации).

Управление правовой работы
в народном хозяйстве

Текст документа сверен по:
"Бюллетень нормативных
актов министерств и
ведомств СССР",
N 5, май 1976 года

О Методических рекомендациях об организации работы юридической службы во всесоюзном промышленном объединении