Руководства, Инструкции, Бланки

образец декларации гтс img-1

образец декларации гтс

Рейтинг: 4.5/5.0 (1824 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от N 377 - Об утверждении формы декларации безопасности гидротехничес

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 2 июля 2012 г. N 377 "Об утверждении формы декларации безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений)" (с изменениями и дополнениями)

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 2 июля 2012 г. N 377
"Об утверждении формы декларации безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений)"

С изменениями и дополнениями от:

19 декабря 2014 г.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 12 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 1998 г. N 1303 "Об утверждении Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 46, ст. 5698; 2009, N 2, ст. 258; 2012, N 22, ст. 2865), и подпунктом 5.2.2.10 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3348; 2006, N 5, ст. 544; N 23, ст. 2527; N 52, ст. 5587; 2008, N 22, ст. 2581; N 46, ст. 5337; 2009, N 6, ст. 738; N 33, ст. 4081; N 49, ст. 5976; 2010, N 9, ст. 960; N 26, ст. 3350; N 38, ст. 4835; 2011, N 6, ст. 888; N 14, ст. 1935; N 41, ст. 5750, N 50, ст. 7385), приказываю:

1. Утвердить прилагаемую форму декларации безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений).

2. Установить, что настоящий приказ вступает в силу по истечении трех месяцев после дня его официального опубликования .

Другие статьи

Декларация безопасности гидротехнических сооружений (ГТС)

Декларация безопасности гидротехнических сооружений (ГТС)

Компания «РосБезопасность» предлагает комплекс услуг по разработке и согласованию Декларации безопасности гидротехнического сооружения (ГТС).

Декларация безопасности гидротехнического сооружения (ГТС) — документ, в котором обосновывается безопасность гидротехнического сооружения, и определяются меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения с учетом его класса.

На какие объекты разрабатывается

Разработка декларации гидротехнического сооружения необходима для всех гидротехнических сооружений:

  • плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники;
  • сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек;
  • сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций;
  • устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Цель разработки

Основная цель разработки Декларации безопасности гидротехнического сооружения — провести детальный анализ объекта, определить показатели риска возникновения ЧС и произвести выработку комплекса мер по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения.

Руководящие документы

Основные руководящие документы, устанавливающие необходимость наличия, структуру и содержание Декларации безопасности ГТС:

  • Федеральный закон от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»;
  • Приказ Ростехнадзора от 2 июля 2012 г. № 377 «Об утверждении формы декларации безопасности гидротехнических сооружений».
Стоимость. Согласование. Сроки

Стоимость включает в себя: выезд специалиста на объект, сбор и анализ исходных данных, определение показателей степени риска, оценку состояния работ по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности к ликвидации чрезвычайных ситуаций на объекте, разработку мероприятий по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций на объекте, разработку Декларации безопасности ГТС на основании полученных данных, сопровождение документа в согласующих органах с предоставлением соответствующих отчетов (сопроводительных писем) о ходе согласования. Сопроводительное письмо — официальный документ, подписанный согласующим органом, подтверждающий нахождение Декларации безопасности ГТС Вашей организации на согласовании.

Данный документ представляется декларантом в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своих полномочий государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений. Стоимость разработки и согласования Декларации безопасности ГТС — от 150 000 рублей. Срок разработки — 25 рабочих дней с момента предоставления исходных данных, срок согласования — 30 рабочих дней .

Окончательная стоимость услуги определяется при получении исходных данных. По желанию Заказчика специалисты нашей компании могут выполнить только разработку данного документа — это позволит снизить стоимость на 30%. При этом на протяжении всего процесса согласования наши специалисты будут оказывать методическую помощь, а при необходимости вносить соответствующие корректировки и поправки.

Скидки

Компания «РосБезопасность» ценит своих клиентов. У нас развита гибкая система скидок на оказываемые услуги:

  • при повторном обращении;
  • при обращении со ссылкой на организации, которые сотрудничали с нами ранее;
  • при количестве документов 2 и более;
  • при количестве объектов 2 и более.
Срок действия документов. Периодичность разработки

Декларация безопасности эксплуатируемых гидротехнических сооружений представляется декларантом в орган надзора не реже одного раза в 5 лет с даты ввода гидротехнических сооружений в постоянную эксплуатацию.

Наказание, предусмотренное законодательством за отсутствие документа

Согласно ст. 9.21. Кодекса РФ об административных правонарушениях: нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов — влечет наложение административного штрафа на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Декларировании безопасности гидротехнических сооружений - УКЭФ - Промышленная Безопасность, Екатеринбург


Согласно Федеральному закону от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (ст.10)

Отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.
Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения и порядок ее разработки устанавливает Правительство Российской Федерации с учетом специфики гидротехнического сооружения.


Положение о декларировании безопасности гидротехнических сооружений (ст. 21), утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.11.98 N 1303

Для каких объектов разрабатывается декларация
Декларированию безопасности подлежат все гидротехнические сооружения I, II и III классов капитальности.
Для гидротехнических сооружений IV класса капитальности, декларация безопасности разрабатывается при напоре на сооружениях более 3 м и объемах водохранилища более 0,5 млн. куб. м, накопителя – более 0,1 млн. куб. м

РД 03-404-01. Дополнительные требования к содержанию декларации безопасности и методика ее составления, учитывающие особенности декларирования безопасности гидротехнических сооружений на поднадзорных Госгортехнадзору России организациях, производствах и объектах от 9.04.01 №11

Дополнительные требования к содержанию и форме декларации безопасности гидротехнических сооружений, поднадзорных МПР России, утвержденные приказом МПР России от 02.03.99 г. № 39.

Порядок разработки и согласования
Составлению декларации безопасности эксплуатируемых и строящихся ГТС предшествует обследование ГТС, которое организуется их собственником или эксплуатирующей организацией, с обязательным участием представителей органа надзора.
Декларация безопасности эксплуатируемых ГТС представляется не реже одного раза в 5 лет.
Государственная экспертиза деклараций безопасности ГТС на объектах, подконтрольных Госгортехнадзору России, должна проводиться экспертными центрами, определяемыми Госгортехнадзором России и МЧС России.

Декларация безопасности ГТС регистрируется в Ростехнадзоре.

Помимо Декларации безопасности при эксплуатации гидротехнического сооружения должны быть разработаны также следующие документы:

Паспорт безопасности опасного объекта

Приказ МЧС от 04.12.2004г. № 506

Методические указания по разработке паспорта безопасности опасного объекта, утверждены МЧС РФ от 19 августа 2004 года

Расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения

«Правила определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения» от 18.12.01 г. № 876

РД 03-521-02. «Порядок определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения», утвержден приказом МЧС России, Минэнерго России, МПР России, Минтранса России и Госгортехнадзора России от 18.05.02 г. № 243/150/270/68/89, зарегистрированным Минюстом России 03.06.02 г. № 3493

Мониторинг за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий

ст.9 Федеральный закон "О безопасности гидротехнических сооружений" от 21.07.97 N 117-ФЗ

Инструкция о порядке ведения мониторинга безопасности гидротехнических сооружений предприятий, организаций, подконтрольных органам Госгортехнадзора России РД 02-259-98 от 12.02.98 №2 Методические рекомендации по составлению проекта мониторинга безопасности гидротехнических сооружений на поднадзорных Госгортехнадзору РФ производствах, объектах и организациях РД 03-417-01 от 4.06.01 №27

Экспертиза декларации промышленной безопасности

Правила экспертизы декларации промышленной безопасности от 7.09.1999 г. № 65 (с изменениями от 27.10.2000 г.)

Регистрация в Российском регистре гидротехнических сооружений

Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.98г. № 490 “О порядке формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений”

Получение разрешения на эксплуатацию поднадзорных гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики

Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений"

Приказ Ростехнадзора от 23.09.2004 N 99 "Об утверждении инструкции по организации выдачи федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору разрешений на эксплуатацию гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики»

План ликвидации аварий (ПЛА)

ПБ 03-438-02 (Приложение 3)
В соответствии с Постановлением Госгортехнадзора России от 28.01.2002 г. № 6 " Правила безопасности гидротехнических сооружений накопителей жидких промышленных отходов" (зарегистрированы в Минюсте РФ 16.04.02 Рег. № 3372) План ликвидации аварий со всеми приложениями пересматривается и утверждается один раз в год до 15 декабря

Декларация безопасности ГТС

Декларация безопасности ГТС

Декларация безопасности гидротехнического сооружения (ГТС) - документ, в котором обосновывается безопасность гидротехнического сооружения и определяются меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения с учетом его класса (ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» ).

Декларирование безопасности ГТС (разработка декларации и осуществление экспертизы), аварии которых могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, является обязательным при их проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации, а также после реконструкции, капитального ремонта, восстановления или консервации.

Декларация безопасности является основным документом, обосновывающим безопасность гидротехнических сооружений, их соответствие критериям безопасности, проекту, действующим техническим нормам и правилам, а также определяющим характер и масштаб возможных аварийных ситуаций и меры по обеспечению безопасной эксплуатации.

Декларация безопасности эксплуатируемых гидротехнических сооружений составляется их собственником или эксплуатирующей организацией, а проектируемых и строящихся гидротехнических сооружений - юридическим лицом или физическим лицом, выполняющим функции заказчика.

Перед составлением декларации безопасности ГТС проводится преддекларационное обследование ГТС с составлением акта участниками обследования по форме, утверждаемой Ростехнадзора (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений) и Минтранса (в отношении судоходных и портовых гидротехнических сооружений).

Цена разработки декларации безопасности ГТС. от 90 000 руб. в зависимости от класса ГТС, сложности объекта и территориального расположения.

Сроки разработки: от 30 дней.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАШЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Администрация требует оформить ГТС и сделать декларацию

Администрация требует оформить ГТС и сделать декларацию. Как быть?

Взял в аренду землю поселений сроком на 5 лет для ведения с.х деятельности. По территории протекает ручей и есть небольшой заброшенный пожарный водоем. Я его вычистил, углубил, сделал спускным, привожу в порядок территорию. Местная администрация требует оформить ГТС и сделать декларацию. Как быть в данной ситуации

Булгаков Сергей Александрович (12.02.2014 в 11:18:17)

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении". Кроме того, Правительством РФ издано постановление от 02.11.2013 №986 "О классификации гидротехнических сооружений" (вступило в силу с 01.01.2014). В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнического сооружения собственник гидротехнического сооружения и(или) эксплуатирующая организация составляют декларацию безопасности гидротехнического сооружения, которая является основным документом, содержащим сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности. Собственник гидротехнического сооружения и(или) эксплуатирующая организация представляют декларацию в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (территориальный орган Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору). Поступление в указанный орган декларации безопасности гидротехнического сооружения, разрабатываемой в составе проектной документации, прошедшей государственную экспертизу в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, или утверждение указанным органом декларации безопасности гидротехнического сооружения, находящегося в эксплуатации, является основанием для внесения гидротехнического сооружения в Российский регистр гидротехнических сооружений и получения разрешения на эксплуатацию гидротехнического сооружения. В соответствии с указанным выше законом к категории собственников ГТС относятся Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо. независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения ГТС. Эксплуатирующая организация - государственное или муниципальное унитарное предприятие либо организация любой иной организационно-правовой формы, на балансе которой находится ГТС. Если администрация требует от Вас оформить ГТС, то, по всей видимости, Вами возведены какие-либо объекты, которые подпадают под это понятие (см.выше). А чтобы они не являлись самовольной постройкой, то их нужно легализовать (т.е. приобрести право собственности. кооторое подлежит государственной регистрации в росреестре). Собственник ГТС приобретает ряд обязанностей, предусмотренных ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", в том числе обязанностей, касающихся обеспечения безопасности ГТС.

Внесены изменения в закон о безопасности гидротехнических сооружений - МТК Эксперт

Новости

08.09.2016
Национальный лифтовый союз и общественный совет при Минстрое России разработали проект Порядка организации безопасного использования и содержания лифтов. Подробнее >>

08.09.2016
7 сентября 2016 года на заседании комиссии по вопросам лифтового хозяйства Общественного совета при Минстрое России обсуждался проект порядка безопасного использования и содержания лифтов.Подробнее >>

06.09.2016
6 сентября 2016 года в силу вступил закон, предусматривающий серьезные изменения в ФЗ № 225 о страховании опасных объектов.Подробнее >>

Нам доверяют Внесены изменения в закон о безопасности гидротехнических сооружений

Закажите онлайн
скидка -15%

4 июля 2016 года официально опубликован Федеральный закон от 03.07.2016 № 255-ФЗ. Документ внес изменения в ФЗ № 117 от 21.07.1997 и внедрил так называемый риск-ориентированный подход в вопрос обеспечения безопасности гидротехнических сооружений. ГТС, по аналогии с ОПО, разделены на 4 класса опасности.

Федеральный закон № 255 вступает в силу по истечении 90 дней после официального опубликования (03.10.2016), за исключением отдельных положений, о которых мы скажем ниже.

Статья 3. Основные понятия

В новой редакции ФЗ №117 дополнено понятие критериев безопасности гидротехнического сооружения .

Теперь это «предельные значения количественных и качественных показателей состояния гидротехнического сооружения и условий его эксплуатации, соответствующие допустимому уровню риска аварии гидротехнического сооружения и утвержденные в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в составе декларации безопасности гидротехнического сооружения ».

Статья 4. Полномочия Правительства РФ в области безопасности ГТС

В новой редакции изложен абзац 6 статьи 4. Теперь Правительство РФ «устанавливает критерии классификации гидротехнических сооружений ».

Статья 7. Российский регистр гидротехнических сооружений

Обновлена редакция статьи 7 ФЗ №117.

Так, теперь сведения о гидротехническом сооружении (ранее – просто «Гидротехнические сооружения») вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений и/или обновляются в Регистре после утверждения надзорными органами декларации безопасности гидротехнического сооружения .

Также установлено, что при внесении в Регистр сведений о ГТС ему присваивается один из следующих четырех классов в соответствии с критериями классификации гидротехнических сооружений, установленными Правительством РФ:
  • I класс - гидротехническое сооружение чрезвычайно высокой опасности;
  • II класс - гидротехническое сооружение высокой опасности;
  • III класс - гидротехническое сооружение средней опасности;
  • IV класс - гидротехническое сооружение низкой опасности.
Таким образом, с 03 октября 2016 года мы получаем подразделение ГТС на четыре класса опасности и риск-ориентированный (по аналогии с ОПО) подход к обеспечению их безопасности.
Статья 9. Обязанности собственника ГТС и (или) эксплуатирующей организации В новой редакции ФЗ №117 скорректированы обязанности владельцев ГТС. Так, теперь они обязаны (приводятся только измененные пункты):
  • организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации;
  • создавать и поддерживать в состоянии готовности локальные системы оповещения на гидротехнических сооружениях I и II классов ;
  • обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении (новое требование ).
Статья 10. Декларация безопасности ГТС

Скорректированы требования к декларации безопасности ГТС, в частности, к порядку ее разработки в связи с введение классов опасности гидротехнических сооружений.
Так, теперь собственник ГТС и/или эксплуатирующая его организация составляют и представляют в надзорные органы декларацию безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации ГТС I, II или III класса опасности, а также при консервации и ликвидации ГТС I, II, III или IV класса.

При проектировании ГТС I-IV класса декларация безопасности разрабатывается в составе проектной документации.

При этом в новой редакции статьи 10 уточняется, что внесение в Регистр сведений о ГТС, находящемся в эксплуатации, является основанием для выдачи разрешения на эксплуатацию такого гидротехнического сооружения.

Указанные выше изменения вступают в силу с 03 октября 2016 года (статья 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 255-ФЗ).

А с 1 января 2017 года будет скорректирован порядок госнадзора за безопасностью ГТС (изменения в статью 13 ФЗ №117). В частности, будет установлена новая периодичность плановых проверок ГТС в зависимости от присвоенных им классов опасности.

Так, плановые надзорные мероприятия будут проводиться (опять же – по аналогии с ОПО):
  • в отношении гидротехнических сооружений I или II класса – не чаще чем один раз в течение одного года;
  • в отношении гидротехнических сооружений III класса – не чаще чем один раз в течение трех лет.
В отношении ГТС IV класса плановые проверки проводиться не будут.

В практике применения новой редакции ФЗ №117 предусмотрен переходный период, который очень напоминает ситуации с введением классификации опасных производственных объектов.

Так, согласно статье 3 Федерального закона от 03.07.2016 № 255-ФЗ сведения о ГТС, не внесенные в Российский регистр гидротехнических сооружений и/или не обновленные в нем до дня вступления в силу указанного Федерального закона, подлежат обязательному внесению и (или) обновлению с присвоением ГТС соответствующего класса до 1 января 2019 года .

В случае, если сведения о ГТС не внесены в регистр и/или не обновлены в нем, плановые проверки в отношении такого гидротехнического сооружения проводятся с периодичностью не чаще чем один раз в течение одного года .

Утвержденные надзорными органами до дня вступления в силу указанного Федерального закона декларации безопасности ГТС сохраняют свое действие и предоставляют владельцу ГТС право осуществлять эксплуатацию гидротехнического сооружения до окончания срока действия таких деклараций.

При отсутствии декларации безопасности ГТС на день вступления в силу указанного Федерального закона такая декларация составляется и представляется на утверждение в надзорные органы в течение 5 лет со дня вступления в силу ФЗ от 03.07.2016 № 255. В данном случае за отправную дату, с которой начинается отсчет пятилетнего срока, следует принимать 03 октября 2016 года .

РД 03-302-99 «Дополнительные требования к экспертизе декларации безопасности гидротехнических сооружений, порядок формирования и регламент работы эксп

1.1. Настоящие "Дополнительные требования к экспертизе декларации безопасности гидротехнических сооружений, порядок формирования и регламент работы экспертных комиссий, квалификационные требования к специалистам экспертных комиссий" (в дальнейшем - "Дополнительные требования") разработаны в соответствии с требованиями "Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 1998 г. № 1303 "Об утверждении Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений".

1.2. Настоящие "Дополнительные требования" и "Положение о декларировании безопасности гидротехнических сооружений" являются основными организационно - методическими документами в системе нормативных и методических документов, регламентирующих процедуру экспертизы декларации безопасности гидротехнических сооружений.

Указанные документы обязательны для предприятий (организаций) всех форм собственности, имеющих в своем составе гидротехнические сооружения (ГТС), а также организаций, проводящих экспертизу деклараций безопасности ГТС.

2.1. Экспертиза безопасности гидротехнических сооружений - оценка соответствия гидротехнических сооружений предъявляемым к ним требованиям законодательных и нормативных актов, результатом которой является заключение.

2.2. Объекты экспертизы - проектная документация, технические устройства, здания и сооружения на гидротехническом объекте, декларация безопасности гидротехнического сооружения и иные документы, связанные с эксплуатацией гидротехнического сооружения.

2.3. Лицензия - разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

2.4. Экспертный центр - организация, определяемая Госгортехнадзором России во взаимодействии с МЧС России и имеющая лицензию Госгортехнадзора России на проведение экспертизы безопасности гидротехнических сооружений в соответствии с действующим законодательством.

2.5. Заключение экспертизы - документ, содержащий обоснованные выводы о соответствии или несоответствии объекта экспертизы требованиям Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" и действующих правил.

2.6. Эксперт - специалист, осуществляющий проведение экспертизы безопасности гидротехнических сооружений.

2.7. Декларант - собственник или эксплуатирующая гидротехническое сооружение организация, разработавшая декларацию безопасности ГТС и обратившаяся с заявкой на проведение экспертизы декларации безопасности данного ГТС.

3.1. Целью экспертизы декларации безопасности ГТС является установление полноты и достоверности информации, представленной в декларации безопасности проектируемых, строящихся или действующих гидротехнических сооружений в части соответствия предусмотренных проектом или реализуемых при эксплуатации мер безопасности требованиям действующих норм и правил промышленной безопасности, определения степени выявления опасностей на объекте и достаточности принятых мер по обеспечению промышленной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

3.2. Не допускается проведение экспертизы декларации безопасности ГТС организациям, участвующим в ее разработке.

3.3. Заключение экспертизы должно быть конкретным, объективным, доказательным и аргументированным. Формулировки выводов должны иметь однозначное толкование.

Анализ разделов декларации безопасности и замечания должны сопровождаться ссылками на конкретные требования нормативных документов в области безопасности гидротехнических сооружений, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

3.4. Составлению экспертизы декларации безопасности эксплуатируемых и строящихся ГТС должно предшествовать их инженерное обследование экспертом.

3.5. При проведении экспертизы анализируются все составные части декларации безопасности с обязательным указанием их наименований и номеров.

3.6. Заключение экспертизы должно содержать следующую информацию:

наименование заключения экспертизы (с указанием полного наименования декларации безопасности);

сведения о наличии у экспертной организации лицензии, дающей право проведения экспертизы безопасности гидротехнических сооружений;

краткую характеристику представленного на экспертизу материала;

наименование организации, разработавшей декларацию безопасности;

краткую характеристику и назначение декларируемого объекта;

сведения о полноте представленной информации по всем разделам и пунктам декларации безопасности;

сведения о степени выявления опасностей на гидротехническом сооружении;

сведения о достаточности и соответствии принятых мер обеспечения безопасности требованиям действующих норм и правил;

сведения по обеспечению безопасности на декларируемом объекте;

выводы, согласно разделу 4 настоящего Порядка.

3.7. При анализе достаточности и соответствия, принятых мер обеспечения безопасности требованиям действующих норм и правил необходимо учитывать нормативные документы, рекомендованные Госгортехнадзором России.

3.8. При экспертизе сведений об опасностях на гидротехническом сооружении, изложенных в декларации, необходимо:

оценить на основе действующих нормативных и методических документов обоснованность применяемых при разработке декларации безопасности подходов и методов анализа опасностей и риска;

выявить полноту и достоверность выполненных расчетов по анализу опасностей и риска, а также степень учета всех факторов, влияющих на конечные результаты;

обратить внимание на условия возможного возникновения волны прорыва напорного фронта гидротехнического сооружения, и последствия гидротехнической аварии для населения, других объектов и окружающей среды;

оценить наличие и достаточность мер предотвращения постороннего вмешательства в процесс эксплуатации гидротехнического сооружения и противодействия террористическим актам;

оценка готовности к предупреждению и локализации последствий аварий в соответствии с требованиями МЧС России.

3.9. При необходимости следует указать или обосновать другие рекомендуемые методические документы для анализа опасностей и риска или источники более достоверной исходной информации для расчетов.

3.10. В случае использования при разработке декларации безопасности методических материалов, которые не включены в рекомендованный Госгортехнадзором России перечень, в заключении следует дать оценку возможности их использования.

3.11. Заключение экспертизы декларации безопасности ГТС подписывается руководителем экспертного центра, членами комиссии и заверенное печатью экспертного центра направляется на утверждение: в Госгортехнадзор России - 1, 2, 3 класса, а также ГТС 4 класса предприятий химии, нефтехимии и нефтепереработки, предназначенных для размещения отходов 1, 2 и 3 класса опасности; в соответствующий территориальный орган Госгортехнадзора России - 4 класса (рекомендуемая форма титульного листа - смотри Приложение 1 ).

3.12. В случае отрицательного заключения экспертизы декларации безопасности ГТС и несогласия с выводами заключения экспертизы декларант вправе обратиться в Госгортехнадзор России, путем подачи заявления, с просьбой о проведении повторной государственной экспертизы.

Заявление оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем. Комплект документов, прилагаемых к заявлению, должен включать:

декларацию безопасности ГТС, подписанную руководителем и заверенную печатью организации;

заключение экспертизы, подписанное руководителем и заверенное печатью экспертного центра.

Заявление регистрируется в обычном порядке.

Результаты рассмотрения заявления сообщаются заявителю не позднее 2 месяцев со дня поступления заявления.

4. Требования к выводам экспертизы

4.1. В заключение экспертизы на основании сформулированных ранее замечаний следует сделать выводы о степени соответствия декларации безопасности требованиям "Положения о декларировании безопасности гидротехнического сооружения" и "Порядка разработки и дополнительных требований к содержанию декларации безопасности гидротехнических сооружений на подконтрольных Госгортехнадзору России предприятиях (организациях)" (РД 03-268-99).

4.2. Выводы должны включать обязательную оценку:

полноты, достоверности и правильности информации, представленной в декларации безопасности;

соответствия условий эксплуатации (проекта или строительства) действующим нормам и правилам в области безопасности гидротехнических сооружений, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

степени полноты выявления опасностей на гидротехническом сооружении;

достаточности принятых мер по обеспечению безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

необходимости включения сооружения в Государственный регистр гидротехнических сооружений.

5.1. Оформленная в установленном порядке ("Порядок разработки и дополнительные требования к содержанию декларации безопасности гидротехнических сооружений на подконтрольных Госгортехнадзору России предприятиях (организациях)", РД 03-268-99 ) декларация безопасности ГТС представляется в Госгортехнадзор России (его территориальный орган) в комплекте с соответствующим заключением экспертной комиссии, заключением региональных органов МЧС России о готовности объекта к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территорий, а также сопроводительным письмом, подписанным руководителем предприятия, имеющим в своем составе декларируемое ГТС.

5.2. Заключения экспертизы декларации безопасности ГТС 1, 2, и 3 классов горнодобывающей, горно-химической и металлургической промышленности, а также 3 и 4 класса предприятий химии, нефтехимии и нефтепереработки, предназначенных для размещения отходов 1, 2 и 3 класса опасности, утверждаются в центральном аппарате Госгортехнадзора России.

Соответствующее отраслевое управление или отдел Госгортехнадзора России рассматривает заключение экспертной комиссии и выносит решение об его утверждении или отказе в утверждении в месячный срок со дня поступления документов.

5.3. Заключение экспертизы на декларацию безопасности ГТС 4 класса предприятий горнодобывающей, горно-химической и металлургической промышленности совместно с декларацией безопасности направляются на утверждение в территориальный орган Госгортехнадзора России, на территории которого расположено декларируемое ГТС.

Территориальный орган Госгортехнадзора России рассматривает на совете округа декларацию безопасности вместе с заключением экспертной комиссии и выносит решение об их утверждении или отказе в утверждении в месячный срок со дня поступления комплекта документов в орган надзора.

5.4. При утверждении заключения экспертной комиссии и декларации безопасности соответствующий орган Госгортехнадзора России устанавливает срок действия декларации, который не может превышать 5 (пяти) лет.

Утверждение оформляется отметкой на титульном листе декларации безопасности ГТС и экспертизы декларации безопасности ГТС.

5.5. Если в процессе рассмотрения органами Госгортехнадзора России заключения экспертной комиссии и декларации безопасности ГТС выявляются обстоятельства, свидетельствующие о снижении уровня безопасности, территориальный орган Госгортехнадзора России должен провести целевую проверку этого ГТС.

Дальнейшее рассмотрение декларации производится с учетом результатов проверки. При этом срок рассмотрения и утверждения декларации безопасности (с экспертным заключением) может быть увеличен до 4 (четырех) месяцев.

6.1. Для проведения экспертизы декларации безопасности гидротехнических сооружений привлекаются экспертные центры, определяемые Госгортехнадзором России во взаимодействии с МЧС России и имеющие организационную форму, соответствующую требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации.

6.2. Экспертный центр должен иметь соответствующее помещение и техническое обеспечение, а также нормативные технические документы, регламентирующие область проектирования, строительства, эксплуатации, консервации, рекультивации накопителей жидких отходов промышленных предприятий, и другие нормативные акты по технической безопасности и предупреждению чрезвычайных ситуаций.

Информационно-техническое обслуживание экспертных центров выполняет головной аналитический центр по ведению мониторинга технической безопасности ГТС предприятий (организаций), подконтрольных Госгортехнадзору России.

6.3. По каждой экспертируемой декларации приказом руководителя экспертного центра создается экспертная комиссия из числа экспертов с назначением ее руководителя.

6.4. К участию в работе комиссии могут привлекаться сотрудники научно - исследовательских и проектных организаций, имеющих соответствующую лицензию Госгортехнадзора России.

6.5. Результатом экспертизы декларации безопасности ГТС является экспертное заключение.

Экспертная комиссия составляет экспертное заключение на декларацию безопасности ГТС в срок не более 3 месяцев (в зависимости от класса ГТС) со дня оплаты декларантом счета за проведение экспертизы.

6.6. Заключение экспертизы приобретет статус заключения государственной экспертизы декларации безопасности ГТС только после его утверждения соответствующим органом Госгортехнадзора России.

6.7. Заключение экспертизы составляется в 3 экземплярах и направляется экспертным центром на утверждение в соответствующий орган Госгортехнадзора России.

После утверждения экспертного заключения один экземпляр остается в соответствующем органе Госгортехнадзора России, второй направляется в экспертный центр, а третий - декларанту.

6.8. Контрольные экземпляры экспертных заключений хранятся в архиве экспертного центра и предоставляются в головной аналитический центр мониторинга безопасности ГТС по его требованию.

7.1. Эксперты должны иметь высшее образование и не менее 5 лет стажа работы в области проектирования (эксплуатации, строительства) гидротехнических сооружений, участвовать в проведении не менее трех экспертиз под руководством опытного эксперта, пройти стажировку в течение года в экспертной организации.

7.2. Оценка знаний кандидата в эксперты проводится экспертным центром. При этом в соответствии с принятыми процедурами должны быть оценены личные качества кандидата в эксперты, проверены знания норм по эксплуатации и правил безопасности ГТС, а также готовность кандидата осуществлять экспертную деятельность. По результатам оценки знаний кандидата в эксперты ему дается удостоверение об аттестации.

7.3. Проверка знаний правил, норм по безопасности ГТС проводится в порядке, установленном "Положением о проверке знаний требований безопасности у руководящих работников и специалистов подконтрольных производств горнорудной и угольной промышленности" (РД 03-213-98), утвержденным Постановлением Госгортехнадзора России от 17.06.98 № 35, а также "Положением о порядке подготовки и аттестации работников организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, подконтрольные Госгортехнадзору России ", утвержденным Постановлением Госгортехнадзора России от 11.01.99 № 2.

7.4. Для аттестации кандидата в эксперты в экспертный центр подаются следующие документы:

заявление кандидата в эксперты;

личный листок по учету кадров;

копии документов, подтверждающих профильное образование в области экспертной деятельности, а также копии документов, подтверждающих ученую степень;

характеристика кандидата в эксперты, подготовленная экспертной организацией;

копия протокола проверки знаний, норм и правил по безопасности с приложением документов, знание которых проверено;

перечень работ по проведению экспертиз ГТС.

7.5. Уполномоченный экспертный центр рассматривает материалы по каждому кандидату. При рассмотрении материалов делается оценка:

соответствия уровня квалификации заявленным областям деятельности;

опыта работы и качества выполненных работ. По результатам аттестации комиссия оформляет протокол в двух экземплярах. Один экземпляр протокола выдается кандидату в эксперты, второй передается в экспертный центр для регистрации в реестре.

7.6. В случае отказа кандидату в аттестации в качестве эксперта в протоколе должны быть изложены мотивированные причины отказа.

7.7. Срок действия аттестации устанавливается экспертным центром и не может превышать 3 (трех) лет. По истечении срока аттестации эксперт должен пройти аттестацию повторно в том же порядке.

7.8. Экспертная организация, с которой сотрудничает эксперт, должна вести личный листок эксперта, в котором должны регистрироваться работы, выполненные экспертом.

Экспертный центр должен давать оценку деятельности экспертов на семинарах, совещаниях. Решения по оценке деятельности экспертов должны документироваться.

8.1. Госгортехнадзор России и его территориальные органы осуществляют учет и хранение поступивших деклараций безопасности ГТС, контролируют ход декларирования и ведут банк данных по декларациям.

8.2. Поступившие в Госгортехнадзор России и его территориальные органы декларация безопасности ГТС и заключение экспертизы на декларацию безопасности ГТС подлежат регистрации.

8.3. Поступивший комплект документов, указанных в пункте 5.1 настоящих "Дополнительных требований", передается отделом делопроизводства и хозяйственного обеспечения Госгортехнадзора России или структурным аналогичным подразделением территориального органа в соответствующее отраслевое управление или отдел Госгортехнадзора России или отдел его территориального органа на регистрацию и рассмотрение.

8.4. В случае представления документов, указанных в пункте 5.1 настоящих "Дополнительных требований", не в полном объеме или оформленных не в соответствии с установленным порядком, отраслевое управление (отдел) в пятидневный срок и без регистрации возвращает их руководителю предприятия (организации) с указанием причин возврата.

8.5. Руководитель отраслевого управления (отдела) назначает ответственного за осуществление процедуры регистрации, учета и организации рассмотрения поступивших документов, указанных в пункте 5.1 настоящих "Дополнительных требований".

Каждое отраслевое управление (отдел) центрального аппарата Госгортехнадзора России и соответствующий отдел территориального органа ведут собственный журнал учета поступивших документов.

Предметом регистрации являются непосредственно декларация безопасности ГТС, заключение экспертной комиссии на декларацию безопасности ГТС и сопроводительное письмо, с которым декларация безопасности ГТС поступила в Госгортехнадзор России (его территориальный орган).

Сводный журнал учета и регистрации деклараций безопасности ГТС и утвержденных экспертиз деклараций безопасности ГТС накопителей жидких промышленных отходов подконтрольных Госгортехнадзору России предприятий (организаций) ведется Управлением по надзору в горнорудной промышленности Госгортехнадзора России. Все необходимые сведения для его ведения должны передаваться отраслевыми управлениями (отделами) центрального аппарата Госгортехнадзора России и его территориальными органами в Управление по надзору в горнорудной промышленности после утверждения декларации безопасности ГТС и экспертного заключения на эту декларацию.

Образец заполнения регистрационной записи о поступившей декларации безопасности ГТС в журнале учета приведен в Приложении 2.

9.1. После утверждения декларации безопасности ГТС и экспертного заключения на данную декларацию эти документы передаются на хранение в структурное подразделение, определяемое Госгортехнадзором России (его территориальным органом).

9.2. Руководитель отраслевого управления (отдела) Госгортехнадзора России или его территориального органа обеспечивает своевременность (не позднее семи дней после утверждения) передачи на хранение и комплектность передаваемых деклараций безопасности ГТС и государственных экспертиз деклараций безопасности ГТС.

9.3. Руководитель структурного подразделения, определенного в соответствии с пунктом 9.1, обеспечивает учет и сохранность принимаемых на хранение документов и организует выдачу их для текущей работы.

9.4. Декларация безопасности ГТС и государственная экспертиза декларации безопасности ГТС хранятся до поступления уточненной или вновь разработанной декларации безопасности ГТС (вместе с заключением государственной экспертизы) в случаях, изложенных в пункте 9 "Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.11.98 № 1303.

9.5. Контроль за своевременностью разработки и уточнения деклараций безопасности ГТС осуществляют территориальные органы Госгортехнадзора России.

Приложение 1 Приложение 2