Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция по охране труда для проводников пассажирских вагонов img-1

инструкция по охране труда для проводников пассажирских вагонов

Рейтинг: 4.4/5.0 (1823 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Охрана труда в пассажирских вагонах

Охрана труда в пассажирских вагонах

Условия труда-совокупность факторов производственной среды: освещение температурный режим и т.д, оказывающий влияние на работоспособность и здоровье работников. Вредный производственный фактор- фактор воздействие которого может привести работника к заболеванию. Опасный производственный фактор- фактор воздействие которого может привести к травмам работника. Безопасные условия труда- условия при которых воздействие на работающих вредных и опасных факторов исключено, либо уровни и воздействия не превышают установленных нормативов.

Классификация факторов производственной среды:

1) Физические: а) Микроклимат б) Освещенность в) Различные излучения г) Акустические д) Электричество е) Движущиеся машинные механизмы

2) Химические: а) Пыль б) Газы

3) Биологические: а) Макро и микро животные

Факторы трудового процесса: Тяжесть труда- …
это характеристика трудового процесса которая оказывает нагрузку на опорно- двигательный аппарат. Напряженность труда- это характеристика трудового процесса которая отражает нагрузку на нервную систему органы чувств и эмоциональную сферу работника.

Опасные производственные факторы: Факторы среды и трудового процесса которые могут вызвать травму, внезапное резкое ухудшение здоровья, острое профессиональное заболевание.

Вредные факторы: Факторы производственной среды и трудового процесса, воздействие которого на работника может вызвать профессиональное заболевание или другие нарушения здоровья.

Основные способы обеспечения безопасности на производстве: 1) Средства коллективной защиты(СКЗ) 2) Средства индивидуальной защиты(СИЗ) 3) Защита временем 4) Организационные

Обязанности работника в области охраны труда: 1) Правильно применять СКЗ и СИЗ 2) Проходить обучение безопасным методом и приёмом выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшему 3) Немедленно извещать своего высокостоящего руководителя о любой ситуации угрожающей жизни и здоровью людей 4) Проходить обязательные предварительные и периодические медосмотры

Виды обеспечения по страхованию: 1) В виде пособия временной не трудоспособности 2) В виде страховых выплат 3) В виде оплаты дополнительных расходов

Несчастный случай — нежелательное событие приводящее к смертельному случаю к травме или заболеванию работника.

1) Место несчастного случая

3) Исполнение трудовых обязанностей

Производственная травма- травма полученная работником на производстве и вызванная не соблюдением требований безопасности труда.

Профессиональное заболевание- заболевание вызванная воздействием на работающего вредных условий труда.

Причины производственного травматизма: 1) Организационные а) Нарушение режима труда и отдыха б) Недостаток рабочих мест в) Неисправность защитных средств 2) Технические причины 3) Санитарно-гигиенические 4) Экономические а) Неритмичность работы б) стремление к сверхурочным 5) Психа-физиологические

Инструктажи: 1) Вводный- должен проводиться до начала работы со всеми вновь принимаемыми работниками а так же работниками сторонних организаций которые откомандированы обучающимися в образовательных учреждениях работникам проходящим производственную практику. Цель: Ознакомление работника с местными условиями труда правилами внутреннего трудового распорядка и основными вопросами по охране труда 2) Стажировка- проводится по программам, проводится не менее 3х смен Цель: приобретение и проверка умения применять практические навыки безопасного труда на рабочем месте 3) Первичный-его следует проводить после вводного до начала работы и до стажировки, проводит его руководитель подразделения Цель: ознакомление работников с производственной обстановкой и безопасными условиями труда на конкретном рабочем месте 4) Повторный инструктаж- проводится со всеми работниками за исключением тех, которые освобождены от первичного не реже одного раза в 3 месяца Цель: Повторение и закрепление знаний по охране труда 5) Внеплановый инструктаж-проводится при введение в действие новых или изменение законодательных или иных нормативных актов содержащих требования охраны труда, а так же инструкции по охране труда при изменении тех. Процессов, замене и модернизации оборудования, при нарушении требования охраны труда, которые могут привести или привели к травме, аварии, пожару, взрыву, отравлению на данном предприятии по решению работодателя при поступлении телеграмм приказов о мерах предотвращения травм происшедших на других предприятиях при перерыве в работе более чем на 30 календарных дней 6) Целевой- при выполнении разовых работ не связанных с прямыми обязанностями по специальности, при ликвидации пожаров и аварий, при производстве работ на которые оформляется наряд, допуск или другие документы, при проведении массовых мероприятий, при изменении метеорологических условий.

Трехступенчатый контроль- ступенчатый контроль по охране труда в депо проводится руководителем с участием профсоюзного комитета совместных комиссии по охране труда и уполномоченных лиц. Три ступени: 1) Осуществляют бригадиры, начальники поездов совместно с уполномоченным по охране труда или ПЭМом 2) Осуществляют старшие мастера, начальники участков или инструкторский состав 3) Проводится один раз в 3 месяца, комиссией возглавляемой одним из руководителей предприятия

Инструкция по охране труда для проводника пассажирского вагона(959-Р): При нахождении на ЖД путях проводник должен соблюдать следующие требования: К месту работы и с работы проходить только по специальным маршрутам, при проходе вдоль путей на станции идти по широкому междупутью, по обочине земляного полотна или в стороне от ЖД пути, не ближе 2.5 метров от крайнего рельса, при этом внимательно следить за передвижениями подвижного состава на смежных путях, смотреть под ноги, переходить пути только под прямым углом, предварительно убедившись что нет движущегося подвижного состава, переходить путь который занят подвижным составом, пользуясь только тамбурами вагона или переходными площадками, при сходе с вагона спускаться лицом к вагону, держась за поручни, осмотрев место схода, обходить группы вагонов или локомотивов стоящих на пути на расстоянии не менее 5 метров, проходить между расцепленными вагонами на расстоянии 10 метров, обращать внимания на указания светофоров и знаков, производить работы на ЖД путях под руководством начальника поезда или ПЭМ, при этом на проводнике должен быть одет сигнальный жилет. Проводнику запрещается при нахождении на ЖД путях: переходить или перебегать пути перед движущимся составом или сразу после прошедшего состава, на головки рельс нельзя наступать, запрещается подлезать под вагоны, становиться или садится на рельсы, находится на междупутье движущихся поездов, находиться в местах отмеченных знаком негабаритное место, наступать на электрические провода и кабеля, прикасаться к оборванным проводам сети и находящемся на них посторонним предметам, приближаться ближе 2х метров к токоведущим частям контактной сети и воздушных линий, находящимся под напряжением, а оборванным проводам ближе 8 метров, запрещено ремонтировать оборудование, залазить на крышу.

Шаговое напряжение – разность потенциалов на поверхности земли обусловленная растеканием тока, под которым оказываются ноги человека. Способ защиты: надо сдвинуть ноги вместе, чтобы не было разности потенциалов и перемещаться передвигая ступни не отрывая одна от другой.

В пути следования проводнику надо обращать внимание: на звуки.

Требования охраны труда перед началом работы: инструктажи, проводник следует к вагону по установленному маршруту, соблюдая все меры безопасности, перед отправлением в рейс проводник должен привести в порядок форменную одежду.

Требования охраны труда во время работы: при остановке поезда на станции открывать дверь вагона следует после полной остановки вагона, открытую дверь тамбурную необходимо закрепить на фиксатор, спускаться вниз по подножкам вагона следует держась двумя руками за поручни и не отрывать ноги от подножки, прыгать с тамбурной площадки запрещается, перед началом высадки при открытии тамбурной двери убедиться в том что перед дверью нет людей, при остановке менее 5 мин и отсутствии посадки и высадки следует находится в тамбуре вагона. При переходе из вагона в вагон необходимо убедится что фартуки закреплены опущены и меж вагонное суфле не имеет повреждений угрожающих безопасности. После окончания посадки пассажиров и отправления поезда торцевые двери тамбуров по концам состава вагонов закрываются на внутренние запоры(секретки) и на замок под специальный ключ, в остальных вагонах не запираются, боковые тамбурные двери не рабочего тамбура должны быть заперты на замок-секретку, замок под спец ключ и замок под трехгранный ключ, боковые тамбурные двери рабочего тамбура закрываются на секретку и спец ключ или трехгранный, во время движения поезда держать боковые двери не запертыми запрещается. Дверь котельного отделения во время следования должна быть закрыта всегда на замок.

При раздаче чая, необходимо раздавать кружки с чаем с подстаканниками, чайные пары на поднос, и наливать в них кипяток не полностью. Разносить чай по купе следует осторожно, держа стаканы не более 2х штук в одной руке, чайные пары не более 2х штук на подносе.

При работе системы отопления на твердом топливе перед растопкой котла необходимо: закрыть боковые тамбурные двери и угольные карманы, убедиться что дверца лючка для чистки газохода плотно закрыта, проверить исправность ручного и циркуляционного насоса( находиться под кипятильником). При очистки топки котла запрещается горячий уголь удалять сразу из топки, его следует опустить в зольник, дождаться его остывания, затем осторожно переложить в ведро.

Требования охраны труда при эксплуатации внутреннего оборудования, окон или дверей.

Требования охраны труда при эксплуатации водяного оборудования. Забор кипяченной воды производиться через кран.

Требования охраны труда при производстве внутренней уборки вагона. Перед отправлением в рейс проводник должен проверить наличие моющих средств и уборочного инвентаря. Хранение мешков с бельем на 3х полках не допускается. Сбор мусора в вагоне производится в специальную емкость.

Для освобождения пострадавшего от токоведущих частей нельзя употреблять металлические мокрые предметы. В установках до 1000 Вольт можно перерубить провода, топором с деревянной рукояткой или перекусить их пассатижами с изолированными рукоятками. Если провод лежит на земле или на полу то вокруг него может быть шаговое напряжение, поэтому после отделения пострадавшего надо отнести его из зоны на 8-15 метров. Если пострадавший так сильно сжимает провода следует разжать руки отгибая каждый палец в отдельности, эту операцию производим в диэлектрических перчатках. Первая помощь: если не дышит или дышит судорожно немедленно снимаем все стесняющие части одежды, очистить рот от крови, слизи, удалить лишни людей и делаем искусственное дыхание и массаж сердца. Если пострадавший в бессознательном состоянии, но у него сохранился пульс и дыхание, то укладываем его на подстилку, расстегиваем одежду, подносим к носу ватку с нашатырным спиртом и обрызгиваем лицо холодной водой, пострадавшего как можно быстрее надо отвезти в больницу. Если помимо электро-травмы он получил механические повреждения, то до приезда скорой помощи накладываем шину на поврежденную конечность. В местах контактов электро-тока с телом возникает ожог, перевязывать нельзя, лучше положить сухую стерильную повязку. Спасение пострадавшего от электро-тока в большинстве случаев зависит от быстроты освобождения его от тока и от быстроты и правильности оказания первой помощи.

Первая помощь- это комплекс экстренных медицинских мероприятий проводимых внезапно заболевшему или пострадавшему на месте происшествия и во время доставки его в лечебное учреждение. В первую помощь входит три группы мероприятий: 1) Немедленно прекратить воздействие повреждающего фактора, удалить из зоны. 2) Сама первая помощь 3) Правильная транспортировка. Шок: первая стадия шока: фаза возбуждения, может длиться от нескольких минут до нескольких часов, вторая фаза торможения.

Проникающее ранение грудной клетки: закрыть дырку рукой, затем закрываем герметично(салфеткой целлофаном), транспортировать в полу-сидячее положение.

Проникающее повреждение живота: закрываем стерильным материалом, никогда не засовываем обратно все выпавшие внутренности, сразу в больницу, лежа на спине, ноги к верху, пить не давать.

Кома: при коме надо перевернуть на живот либо голову на бок, язык нужно прищепить булавкой, на голову холод и желательно сделать туалет полости рта(отсасываем слизь и все что есть во рту).

Раны глаз и век: если что то воткнулось, обратно вытаскивать нельзя, водой не моем, накладываем стерильную повязку, самое главное чтобы были закрыты оба глаза.

Виды кровотечений: наружный и внутренний. Основные признаки внутреннего кровотечения, бледный вид, холодный пот, убывающий пульс и у человека появляется страх смерти. Если легочное кровотечение(розовая пена и кашель), то холод на грудь, разговаривать нельзя, полусидя доставить в больницу, если в животе то холод на живот, не поить, укладываем на спину, ноги кверху.

Наружные кровотечения: венозные, артериальные, и капиллярные. Если венозные накладываем давящую повязку ниже раны или на рану, но не жгут, накладываем подальше от сердца, если артериальное то прижимаем артерию несколькими пальчиками либо кулаком в паху или подмышкой, затем накладываем жгут на ткань выше раны, ближе к сердцу, под жгут вкладываем записочку со временем наложения(длительность максиму час), если конечность отекла то жгут наложен не правильно, накладываем заново.

Смерть: клиническая и биологическая. Клиническая-пульса нет, дыхания нет, зрачки увеличены, сознания нет. Искусственное дыхание, холод к голове, освобождаем от одежды, если после искусственного дыхания грудная клетка не поднимается ложим на бок нажимаем на солнечное сплетение потом массаж сердца. Если один, то два вдоха и 15 давлений, если двое 1 к 5.

Перегрев: попить минералку.

Термический ожог, травматическое повреждение кожных покровов и такни подлежащих воздействию высокой температуры. 1 степень- повреждение, покраснение кожи, 2-пузырь, 3- пузыри разрушаются, 4- обугливание. Размеры ожоговой поверхности имеют в первые часы основное значение в тяжести состояния, поэтому их определить необходимо во время оказания первой помощи. Общая площадь поверхности тела исчисляется в зависимости от его роста. Телосложение и полнота человека в расчет не берутся. Как определить площадь обожженной поверхности:1(правило ладони): сколько ладоней пострадавшего уложится в площадь ожога, 2(правило девятых): площадь головы и шеи и каждой верхней конечности составляет по 9%, передняя и задняя поверхность туловища и каждая нижняя конечность по 18%, промежность и её органы 1%.

Доврачебная помощь при термических ожогах: при небольшом: поврежденный участок тела под холодную воду до утихания боли, затем смазываем спиртом( не накладывая повязку), при сильных ожогах: стерильную повязку, обильное питье и врача. Что никогда нельзя делать при сильных ожогах: 1) обрабатывать спиртом кожу 2) Прокалывать пузыри 3) Смазывать зеленкой, марганцовкой засыпать порошками 4) Нельзя срывать прилипшие участки одежды 5) Нельзя давать пострадавшему самостоятельно двигаться 6) Нельзя поливать поврежденный участок водой.

Доврачебная помощь при химических ожогах: обожженный участок обмыть большим количеством теплой воды, до полного удаления химического средства. После отмывания преступаем к обработке( врач). Ожоги вызванные щелочами следует обрабатывать 1.5-5% раствором уксусной кислоты или лимонной кислоты, если ожог не гашенной известью или серной кислотой(водой обрабатывать нельзя)только жиром.

Отравления угарным газом и дымом. Помощь при отравлении: вынести на свежий воздух пострадавшего, расстегнуть одежду, восстанавливаем проходимость дыхательных путей, следим чтобы язык не запал, вызываем скорую помощь, укладываем пострадавшего приподняв ноги, растираем тело и грудь, укутываем по теплее, если начался рвотный рефлекс, поворачиваем голову в сторону, при отсутствии дыхания делаем искусственную вентиляцию легких, через смоченную марлевую салфетку.

Классификация несчастных случаев:

1) Легкие — в результате которых пострадавшими были получены повреждения здоровья отнесенные по признакам к категории легких и средней тяжести

2) Тяжелые – все тоже самое, только к категории тяжелых

3) Со смертельным исходом

4) Групповые- несчастные случаи с числом пострадавших 2 человека и более

5) Групповые с тяжелыми последствиями

Виды несчастных случаев:

Несчастный случай – телесные повреждения или смерть причиной которых явилась неожиданное стечение обстоятельств.

Время, место, исполнение трудовых обязанностей- 3 сопоставляющих рассматривающих НС как служебный НС.

Сроки расследования несчастных случаев, легкие 3 дня, тяжелые 15 дней.

Действия работника при несчастном случае: 1) оказать первую помощь 2)Сообщаем о случившемся руководителю и сохраняем обстановку происшествия, если это не создает опасности для окружающих.

Травма — повреждение в организме человека, вызванная внешним воздействием. В зависимости от травмирующего фактора, различают травмы: механические, термические, химические, радиационные, комбинированные, электротравмы. Механические могут быть открытые и закрытые.

Травмы подразделяются на: изолированные(повреждение одного органа или сегмента конечности), множественные травмы( ряд однотипных повреждений конечностей, туловища, головы), сочетанные травмы( повреждение опорно-двигательного аппарата и внутренних органов), комбинированные( от воздействия механического и не механического повреждения).

Электротравматизм. Проходя через организм человека, электроток производит воздействие: тепловые, механические, биологические( судорожное сокращение мышц), электролитические( разложение жидкостей) в результате этих воздействий возникают электротравмы, которые делятся на: Местные (электрознаки, металлизация кожи, электроофтальмия, переломы, вывихи, разрывы мышц и сосудов, ожоги). Ожоги в свою очередь бывают 4х степеней: 1) покраснение 2) Волдыри 3) поражение 4) обугливание. Общие травмы: Электро-удары: 1я степень- судорожное сокращение мышц без потери сознания, 2я степень- с потерей сознания 3я- остановка сердца или дыхательной функции 4я степень- потеря сознания, остановка сердца, остановка дыхательных функций, т.е. клиническая смерть.

Факторы влияющие на степень поражения: 1) Сила тока 2) Сопротивление тела человека 3) Время действия тока 4) Частота тока 5) Род тока 6) Путь прохождения тока 7) Окружающая среда

Пожарная безопасность в пассажирских вагонах

Другие статьи

Инструкция по охране труда для проводника пассажирского вагона общие требования охраны труда

Инструкция по охране труда для проводника пассажирского вагона общие требования охраны труда

Вице-президент ОАО "РЖД"
В.А.ПОПОВ


Утверждена
распоряжением ОАО "РЖД"
от 24 мая 2007 г. N 959р

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ПРОВОДНИКА ПАССАЖИРСКОГО ВАГОНА 1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА


1.1. Настоящая Инструкция разработана на основе Отраслевых правил по охране труда в пассажирском хозяйстве федерального железнодорожного транспорта, утвержденных МПС России 20 ноября 2002 г. N ПОТ РО 13153-ЦЛ-923-02, других нормативных документов по вопросам охраны труда. эксплуатационной и ремонтной документации, и устанавливает основные требования по охране труда для проводников ОАО "РЖД" пассажирских вагонов (далее - проводник).

1.2. К работе проводника допускаются лица, достигшие возраста восемнадцати лет, прошедшие при поступлении на работу предварительный медицинский осмотр, обучение, вводный и первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда, противопожарный инструктаж, стажировку, а также первичную проверку знаний по охране труда и электробезопасности на право обслуживания электроустановок до и свыше 1000 В.

В процессе работы проводник должен проходить:

повторные, не реже одного раза в три месяца, при необходимости внеплановые и целевые инструктажи по охране труда;

очередную и внеочередную проверку знаний требований охраны труда;

периодические медицинские осмотры в установленном порядке;

периодическое обучение и проверку знаний по санитарному минимуму не реже одного раза в год;

периодическое обучение и проверку знаний по пожарно-техническому минимуму не реже двух раз в год;

проверку знаний на право обслуживания хвостового вагона не реже 1 раза в год;

проверку знаний по электробезопасности один раз в год.

1.3. Проводник должен проходить периодическое, не реже одного раза в год, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим.

Вновь принимаемый на работу проводник должен проходить обучение по оказанию первой помощи пострадавшим не позднее одного месяца после приема на работу.

1.4. Проводник должен иметь группу по электробезопасности II.

Проводник, обслуживающий хвостовой пассажирский вагон, должен иметь удостоверение на право выполнения обязанностей проводника хвостового вагона и стаж работы в должности проводника не менее 1 года.

1.5. Проводник должен знать:

действие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих во время работы;

требования производственной санитарии, электробезопасности и пожарной безопасности при подготовке пассажирского вагона (далее - вагона) в рейс и в пути следования;

видимые и звуковые сигналы, обеспечивающие безопасность движения, знаки безопасности и порядок ограждения подвижного состава;

соответствующие разделы Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации и нормативных документов ОАО "РЖД", знание которых необходимо при выполнении служебных обязанностей;

устройство и требования безопасности при эксплуатации систем отопления, водоснабжения, вентиляции и кондиционирования воздуха, освещения, холодильных установок, электрооборудования, тормозного оборудования, пожарной сигнализации, установок пожаротушения, первичных средств пожаротушения и другого оборудования;

места хранения аптечки с необходимыми медикаментами и перевязочными материалами.

1.6. Проводник должен:

выполнять только входящую в его обязанности или порученную начальником поезда или поездным электромехаником работу;

применять безопасные приемы выполнения работ, а также средства индивидуальной и коллективной защиты;

содержать в исправном состоянии и чистоте внутреннее вагонное оборудование, съемный инвентарь, а также форменную и специальную одежду;

выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков, надписей, а также сигналов, подаваемых машинистами, водителями транспортных средств, составителями поездов и другими работниками железнодорожного транспорта;

быть предельно внимательным в местах движения транспорта;

соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и установленные режимы труда и отдыха;

уметь оказывать первую помощь пострадавшим;

знать и соблюдать требования настоящей Инструкции.

1.7. Во время работы на проводника могут воздействовать следующие основные опасные и вредные производственные факторы:

движущийся железнодорожный подвижной состав (далее - подвижной состав), транспортные средства;

повышенное значение напряжения электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

повышенная запыленность воздуха рабочей зоны;

повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

повышенная подвижность воздуха;

повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте;

повышенная температура поверхностей отопительного оборудования, воды;

пониженная температура поверхностей наружного оборудования вагона;

расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли;

На проводника могут воздействовать биологические опасные и вредные производственные факторы (патогенные микроорганизмы) при контакте с постельными принадлежностями и постельным бельем.

1.8. Проводники, в том числе проводник хвостового вагона, выполняющий обязанности кондуктора пассажирского поезда, должны обеспечиваться следующей специальной одеждой и обувью:

халат хлопчатобумажный - 2 штуки;

рукавицы комбинированные - 12 пар;

перчатки резиновые - до износа;

полуплащ из прорезиненной ткани.

Зимой дополнительно должны выдаваться:

куртка на утепляющей прокладке;

галоши на валенки.

При выполнении работы по отоплению вагонов, находящихся в отстое и ремонте, должны выдаваться:

Зимой дополнительно должны выдаваться:

куртка на утепляющей прокладке;

галоши на валенки.

При производстве работ на железнодорожных путях проводнику должны выдаваться женский (мужской) сигнальный жилет со световозвращающими полосами.

1.9. В целях пожарной безопасности проводник должен знать:

сигналы пожарной тревоги и способы сообщения о пожаре. Перед отправлением в рейс необходимо проверить исправность работы пожарной сигнализации и двигателя установки пожаротушения, а в пути следования необходимо следить за их исправностью. Пожарная сигнализация и установка пожаротушения должны постоянно находиться в дежурном режиме;

типы имеющихся в вагонах переносных огнетушителей по виду используемых в них огнетушащих веществ, их технические характеристики и порядок работы с ними при пожаре. Перед отправлением в рейс огнетушители должны быть опломбированы и указаны сроки их испытаний;

назначение, устройство самоспасателя промышленного изолирующего (СПИ-20), комплекта газодымозащитного (ГДЗК) и порядок их использования при эвакуации пассажиров в случае возникновения пожара.

1.10. В целях пожарной безопасности не допускается:

курить в неустановленных местах. Курить допускается только в нерабочем тамбуре вагона, оборудованном пепельницами;

перевозить и хранить взрывоопасные вещества, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости;

применять для освещения открытый огонь (свечи без фонарей, керосиновые лампы и прочее);

применять для приготовления пищи и других надобностей керосинки, примусы, спиртовые горелки, газовые приборы, а также утюги, электрические чайники, плитки и другие электробытовые приборы, не предусмотренные электрической схемой электрооборудования вагона;

загромождать вещами пути эвакуации пассажиров (коридоры и тамбуры вагона);

допускать к поездке пассажиров с взрывоопасными, легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.

Проводник должен контролировать выполнение требований пожарной безопасности пассажирами.

1.11. Проводник должен следить за исправностью специальной одежды, сроками ее носки, своевременно сдавая ее в стирку и ремонт.

1.12. Личную одежду и специальную одежду необходимо хранить отдельно друг от друга.

1.13. Во время дежурства проводник должен быть опрятно одетым, причесанным, носить чистую форменную и специальную одежду.

Необходимо соблюдать правила личной гигиены, мыть руки теплой водой с мылом перед едой и по необходимости, а также после каждой уборки вагона и приема использованного постельного белья.

После уборки туалетов, а также в случае выявления больного с подозрением на инфекционное заболевание должна проводиться дополнительная гигиеническая обработка рук с применением дезинфицирующих средств и последующим мытьем теплой водой.

1.14. Проводнику необходимо соблюдать санитарные требования к условиям хранения и приема пищи. Воду пить только кипяченую или бутилированную. Отдыхать и принимать пищу следует в купе для отдыха, имеющего соответствующее оборудование. Спать следует на нижней полке в купе для отдыха, используя постельное белье.

1.15. При нахождении на железнодорожных путях проводник должен соблюдать следующие требования:

к месту работы и с работы проходить только по специально установленным маршрутам, обозначенным указателями "Служебный проход";

при проходе вдоль путей на станции идти по широкому междупутью, по обочине земляного полотна или в стороне от железнодорожного пути не ближе 2,5 м от крайнего рельса, при этом необходимо внимательно следить за передвижениями подвижного состава на смежных путях, смотреть под ноги, так как в указанных местах прохода могут быть предельные и пикетные столбики и другие препятствия;

переходить пути только под прямым углом, предварительно убедившись, что в этом месте нет движущегося на опасном расстоянии подвижного состава;

переходить путь, занятый подвижным составом, пользуясь только тамбурами вагонов или переходными площадками вагонов с исправными подножками и поручнями;

при сходе с вагона держаться за поручни и располагаться лицом к вагону, предварительно осмотрев место схода и убедившись в отсутствии приближающегося подвижного состава на соседнем пути;

обходить группы вагонов или локомотивов, стоящие на пути, на расстоянии не менее 5 м от автосцепки;

проходить между расцепленными вагонами, если расстояние между автосцепками этих вагонов не менее 10 м;

обращать внимание на показания светофоров, звуковые сигналы и предупреждающие знаки;

производить какие-либо работы на железнодорожных путях под руководством начальника поезда (поездного электромеханика). При этом на проводнике должен быть надет сигнальный жилет со световозвращающими полосами.

1.16. При нахождении на железнодорожных путях проводнику запрещается:

переходить или перебегать пути перед движущимся подвижным составом или сразу же вслед за прошедшим составом, не убедившись, что по соседнему железнодорожному пути не движется встречный поезд;

подлезать под вагонами;

становиться или садиться на рельсы;

находиться на междупутье между поездами при безостановочном их следовании по смежным путям. При невозможности избежания такой ситуации необходимо лечь или сесть на корточки, обхватив руками голову;

переходить пути в пределах стрелочных переводов;

при переходе путей наступать на головки рельсов и концы железобетонных шпал;

находиться в местах, отмеченных знаком "Осторожно! Негабаритное место", а также около этих мест при прохождении подвижного состава;

наступать на электрические провода и кабели;

прикасаться к оборванным проводам контактной сети и находящимся на них посторонним предметам независимо от того, касаются они земли и заземленных конструкций или нет;

приближаться ближе 2 м к токоведущим частям контактной сети и воздушных линий, находящимся под напряжением, а к оборванным проводам - ближе 8 м.

Проводник, обнаруживший обрыв проводов или других элементов контактной сети, а также свисающие с них посторонние предметы, должен немедленно сообщить об этом начальнику поезда или в ближайший район контактной сети, дежурному по железнодорожной станции, поездному диспетчеру.

До прибытия ремонтной бригады опасное место следует оградить любыми подручными средствами и следить, чтобы никто не приближался к оборванным проводам на расстояние менее 8 м.

В случае попадания в зону "шаговых напряжений" необходимо ее покинуть, соблюдая следующие меры безопасности: соединить ступни ног вместе, и не торопясь, мелкими шагами, не превышающими длину стопы, не отрывая ног от земли выходить из опасной зоны.

1.17. Выходя на железнодорожный путь из помещений депо, вагона или зданий, ухудшающих видимость пути, необходимо предварительно убедиться в отсутствии движущегося по нему подвижного состава, а в темное время суток, кроме того, подождать, пока глаза привыкнут к темноте.

1.18. В пути следования проводнику необходимо обращать внимание на звуки, издаваемые работающими электродвигателями, генератором, приводом к нему, ходовыми частями вагона. При возникновении посторонних звуков, а также вибраций необходимо сообщить об этом поездному электромеханику или начальнику поезда.

1.19. Проводнику во время подготовки вагона в рейс и в пути следования запрещается:

прикасаться к оборванным и оголенным проводам, контактам и другим легко доступным токоведущим частям электрооборудования вагона;

открывать подвагонные ящики с высоковольтной аппаратурой и аккумуляторными батареями, распределительные щиты, шкафы и пульты управления, кожухи электропечей, электрокалориферов, электронагревателей котла отопления;

ремонтировать и регулировать радиооборудование, электрическое оборудование системы кондиционирования воздуха и другое электрооборудование вагона;

подниматься на крышу вагона для производства каких-либо работ. Складная лестница для подъема на крышу должна быть сложена и заперта трехгранным ключом на замок и опломбирована;

производить какую-либо работу в вагоне при производстве маневровой работы. Необходимо прекратить работу, сесть на нижнюю полку и не производить никаких работ до полной остановки состава.

1.20. В случае получения травмы или заболевания в пути следования проводник должен прекратить работу, самому или через другого члена поездной бригады поставить в известность начальника поезда, а в пункте формирования - руководство депо и обратиться за помощью в медпункт или ближайшее медицинское учреждение.

При травмировании других работников проводник должен оказать при необходимости первую помощь пострадавшему.

1.21. При обнаружении нарушений настоящей Инструкции или неисправностей какого-либо оборудования вагона, а также средств индивидуальной защиты и пожаротушения проводник должен сообщить об этом начальнику поезда или поездному электромеханику.

1.22. Проводник, не выполняющий требования настоящей Инструкции, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Инструкция по охране труда для проводника пассажирского вагона, Инструкция (форма)

Инструкция по охране труда для проводника пассажирского вагона

ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ПРОВОДНИКА ПАССАЖИРСКОГО ВАГОНА

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. Настоящая Инструкция разработана на основе Отраслевых правил по охране труда в пассажирском хозяйстве федерального железнодорожного транспорта, утвержденных МПС России 20 ноября 2002 года N ПОТ РО 13153-ЦЛ-923-02. других нормативных документов по вопросам охраны труда, эксплуатационной и ремонтной документации и устанавливает основные требования по охране труда для проводников ОАО "РЖД" пассажирских вагонов (далее - проводник).

1.2. К работе проводника допускаются лица, достигшие возраста восемнадцати лет, прошедшие при поступлении на работу предварительный медицинский осмотр, обучение, вводный и первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда, противопожарный инструктаж, стажировку, а также первичную проверку знаний по охране труда и электробезопасности на право обслуживания электроустановок до и свыше 1000 В.

В процессе работы проводник должен проходить:

повторные, не реже одного раза в три месяца, при необходимости внеплановые и целевые инструктажи по охране труда;

очередную и внеочередную проверку знаний требований охраны труда;

периодические медицинские осмотры в установленном порядке;

периодическое обучение и проверку знаний по санитарному минимуму не реже одного раза в год;

периодическое обучение и проверку знаний по пожарно-техническому минимуму не реже двух раз в год;

проверку знаний на право обслуживания хвостового вагона не реже 1 раза в год;

проверку знаний по электробезопасности один раз в год.

1.3. Проводник должен проходить периодическое, не реже одного раза в год, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим.

Вновь принимаемый на работу проводник должен проходить обучение по оказанию первой помощи пострадавшим не позднее одного месяца после приема на работу.

1.4. Проводник должен иметь группу по электробезопасности II.

Проводник, обслуживающий хвостовой пассажирский вагон, должен иметь удостоверение на право выполнения обязанностей проводника хвостового вагона и стаж работы в должности проводника не менее 1 года.

1.5. Проводник должен знать:

действие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих во время работы;

требования производственной санитарии, электробезопасности и пожарной безопасности при подготовке пассажирского вагона (далее - вагона) в рейс и в пути следования;

видимые и звуковые сигналы, обеспечивающие безопасность движения, знаки безопасности и порядок ограждения подвижного состава;

устройство и требования безопасности при эксплуатации систем отопления, водоснабжения, вентиляции и кондиционирования воздуха, освещения, холодильных установок, электрооборудования, тормозного оборудования, пожарной сигнализации, установок пожаротушения, первичных средств пожаротушения и другого оборудования;

места хранения аптечки с необходимыми медикаментами и перевязочными материалами.

1.6. Проводник должен:

выполнять только входящую в его обязанности или порученную начальником поезда или поездным электромехаником работу;

применять безопасные приемы выполнения работ, а также средства индивидуальной и коллективной защиты;

содержать в исправном состоянии и чистоте внутреннее вагонное оборудование, съемный инвентарь, а также форменную и специальную одежду;

выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков, надписей, а также сигналов, подаваемых машинистами, водителями транспортных средств, составителями поездов и другими работниками железнодорожного транспорта;

быть предельно внимательным в местах движения транспорта;

соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и установленные режимы труда и отдыха;

уметь оказывать первую помощь пострадавшим;

знать и соблюдать требования настоящей Инструкции.

1.7. Во время работы на проводника могут воздействовать следующие основные опасные и вредные производственные факторы:

движущийся железнодорожный подвижной состав (далее - подвижной состав), транспортные средства;

повышенное значение напряжения электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

повышенная запыленность воздуха рабочей зоны;

повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

повышенная подвижность воздуха;

повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте;

повышенная температура поверхностей отопительного оборудования, воды;

пониженная температура поверхностей наружного оборудования вагона;

расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли;

На проводника могут воздействовать биологические опасные и вредные производственные факторы (патогенные микроорганизмы) при контакте с постельными принадлежностями и постельным бельем.

1.8. Проводники, в том числе проводник хвостового вагона, выполняющий обязанности кондуктора пассажирского поезда, должны обеспечиваться следующей специальной одеждой и обувью:

халат хлопчатобумажный - 2 штуки;

рукавицы комбинированные - 12 пар;

перчатки резиновые - до износа;

полуплащ из прорезиненной ткани.

Зимой дополнительно должны выдаваться:

куртка на утепляющей прокладке;

галоши на валенки.

При выполнении работы по отоплению вагонов, находящихся в отстое и ремонте, должны выдаваться:

Зимой дополнительно должны выдаваться:

куртка на утепляющей прокладке;

галоши на валенки.

При производстве работ на железнодорожных путях проводнику должны выдаваться женский (мужской) сигнальный жилет со световозвращающими полосами.

1.9. В целях пожарной безопасности проводник должен знать:

сигналы пожарной тревоги и способы сообщения о пожаре. Перед отправлением в рейс необходимо проверить исправность работы пожарной сигнализации и двигателя установки пожаротушения, а в пути следования необходимо следить за их исправностью. Пожарная сигнализация и установка пожаротушения должны постоянно находиться в дежурном режиме;

типы имеющихся в вагонах переносных огнетушителей по виду используемых в них огнетушащих веществ, их технические характеристики и порядок работы с ними при пожаре. Перед отправлением в рейс огнетушители должны быть опломбированы и указаны сроки их испытаний;

назначение, устройство самоспасателя промышленного изолирующего (СПИ-20), комплекта газодымозащитного (ГДЗК) и порядок их использования при эвакуации пассажиров в случае возникновения пожара.

1.10. В целях пожарной безопасности не допускается:

курить в неустановленных местах. Курить допускается только в нерабочем тамбуре вагона, оборудованном пепельницами;

перевозить и хранить взрывоопасные вещества, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости;

применять для освещения открытый огонь (свечи без фонарей, керосиновые лампы и прочее);

применять для приготовления пищи и других надобностей керосинки, примусы, спиртовые горелки, газовые приборы, а также утюги, электрические чайники, плитки и другие электробытовые приборы, не предусмотренные электрической схемой электрооборудования вагона;

загромождать вещами пути эвакуации пассажиров (коридоры и тамбуры вагона);

допускать к поездке пассажиров с взрывоопасными, легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.

Проводник должен контролировать выполнение требований пожарной безопасности пассажирами.

1.11. Проводник должен следить за исправностью специальной одежды, сроками ее носки, своевременно сдавая ее в стирку и ремонт.

1.12. Личную одежду и специальную одежду необходимо хранить отдельно друг от друга.

1.13. Во время дежурства проводник должен быть опрятно одетым, причесанным, носить чистую форменную и специальную одежду.

Необходимо соблюдать правила личной гигиены, мыть руки теплой водой с мылом перед едой и по необходимости, а также после каждой уборки вагона и приема использованного постельного белья.

После уборки туалетов, а также в случае выявления больного с подозрением на инфекционное заболевание должна проводиться дополнительная гигиеническая обработка рук с применением дезинфицирующих средств и последующим мытьем теплой водой.

1.14. Проводнику необходимо соблюдать санитарные требования к условиям хранения и приема пищи. Воду пить только кипяченую или бутилированную. Отдыхать и принимать пищу следует в купе для отдыха, имеющего соответствующее оборудование. Спать следует на нижней полке в купе для отдыха, используя постельное белье.

1.15. При нахождении на железнодорожных путях проводник должен соблюдать следующие требования:

к месту работы и с работы проходить только по специально установленным маршрутам, обозначенным указателями "Служебный проход";

при проходе вдоль путей на станции идти по широкому междупутью, по обочине земляного полотна или в стороне от железнодорожного пути не ближе 2,5 м от крайнего рельса, при этом необходимо внимательно следить за передвижениями подвижного состава на смежных путях, смотреть под ноги, так как в указанных местах прохода могут быть предельные и пикетные столбики и другие препятствия;

переходить пути только под прямым углом, предварительно убедившись, что в этом месте нет движущегося на опасном расстоянии подвижного состава;

переходить путь, занятый подвижным составом, пользуясь только тамбурами вагонов или переходными площадками вагонов с исправными подножками и поручнями;

при сходе с вагона держаться за поручни и располагаться лицом к вагону, предварительно осмотрев место схода и убедившись в отсутствии приближающегося подвижного состава на соседнем пути;

обходить группы вагонов или локомотивов, стоящие на пути, на расстоянии не менее 5 м от автосцепки;

проходить между расцепленными вагонами, если расстояние между автосцепками этих вагонов не менее 10 м;

обращать внимание на показания светофоров, звуковые сигналы и предупреждающие знаки;

производить какие-либо работы на железнодорожных путях под руководством начальника поезда (поездного электромеханика). При этом на проводнике должен быть надет сигнальный жилет со световозвращающими полосами.

1.16. При нахождении на железнодорожных путях проводнику запрещается:

переходить или перебегать пути перед движущимся подвижным составом или сразу же вслед за прошедшим составом, не убедившись, что по соседнему железнодорожному пути не движется встречный поезд;

подлезать под вагонами;

становиться или садиться на рельсы;

находиться на междупутье между поездами при безостановочном их следовании по смежным путям. При невозможности избежания такой ситуации необходимо лечь или сесть на корточки, обхватив руками голову;

переходить пути в пределах стрелочных переводов;

при переходе путей наступать на головки рельсов и концы железобетонных шпал;

находиться в местах, отмеченных знаком "Осторожно! Негабаритное место", а также около этих мест при прохождении подвижного состава;

наступать на электрические провода и кабели;

прикасаться к оборванным проводам контактной сети и находящимся на них посторонним предметам независимо от того, касаются они земли и заземленных конструкций или нет;

приближаться ближе 2 м к токоведущим частям контактной сети и воздушных линий, находящимся под напряжением, а к оборванным проводам - ближе 8 м.

Проводник, обнаруживший обрыв проводов или других элементов контактной сети, а также свисающие с них посторонние предметы, должен немедленно сообщить об этом начальнику поезда или в ближайший район контактной сети, дежурному по железнодорожной станции, поездному диспетчеру.

До прибытия ремонтной бригады опасное место следует оградить любыми подручными средствами и следить, чтобы никто не приближался к оборванным проводам на расстояние менее 8 м.

В случае попадания в зону "шаговых напряжений" необходимо ее покинуть, соблюдая следующие меры безопасности: соединить ступни ног вместе, и не торопясь, мелкими шагами, не превышающими длину стопы, не отрывая ног от земли выходить из опасной зоны.

Инструкция по охране труда для проводника пассажирского вагона