Категория: Бланки/Образцы
Деятельность государственных органов и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, и соответствующие ей правоотношения субъектов уголовного процесса находят свое закрепление в процессуальных документах. Такой подход законодателя к правовому регулированию данного вопроса позволяет:
1) осуществлять проверку законности и обоснованности деятельности государственных органов и должностных лиц, ведущих уголовное судопроизводство, и законности, обоснованности, мотивированности и справедливости принимаемых ими решений;
2) обеспечивать надлежащую охрану прав, свобод и законных интересов личности в уголовном судопроизводстве;
3) формировать единообразие уголовно-процессуальной деятельности и правоотношений на всей территории Российского государства.
Уголовно-процессуальный закон не содержит определение термина "процессуальные документы".
Представляется, что уголовно-процессуальный документ - письменный акт, в котором зафиксированы (закреплены) соответствующие действия всех участников уголовного судопроизводства и решения государственных органов и должностных лиц, осуществляющих уголовный процесс.
Документы в уголовно-процессуальном законодательстве и практике его применения имеют различные названия:
1) протоколы следственного действия или судебного разбирательства;
2) постановления должностного лица органов предварительного расследования, прокурора или судьи;
3) жалобы, заявления граждан или рапорт должностного лица;
4) обвинительный акт, обвинительное заключение;
5) приговор, постановление, определение судьи (или суда).
Чтобы привести многочисленные процессуальные документы в определенную систему, специалисты в области уголовного процесса предприняли весьма успешные попытки их классификации. Среди документов различные авторы выделяют: протоколы и постановления (решения) <1>; письменные акты, закрепляющие решения, отражающие ход и результаты процессуальной деятельности, и иные документы <2>; протоколы, документы, фиксирующие решения, и документы, связанные с общением участников процесса <3>; документы информационно-удостоверительного и властно-распорядительного характера <4>.
<1> См. Стремовский В.А. Актуальные проблемы организации и производства предварительного следствия в СССР. Краснодар, 1978. С. 78.
<2> См. Громов Н.А. Уголовный процесс России. М. 1998. С. 209 - 210.
<3> См. Советский уголовный процесс. Общая часть: Учебник / Под ред. Б.А. Викторова, В.Е. Чугунова. М. 1973. С. 140 - 145.
<4> См. Якупов Р.Х. Уголовный процесс. М. 1999. С. 138.
Последняя точка зрения представляется теоретически и практически обоснованной в силу универсальности предложенной классификации процессуальных документов.
Любой процессуальный документ должен отвечать требованиям законности, обоснованности, объективности, полноты и истинности содержания, ясности, грамотности и понятности его изложения, своевременности его составления.
В документах информационно-удостоверительного характера следует различать:
1) документы, обеспечивающие общение между различными участниками процесса и реализацию государственными органами и должностными лицами, осуществляющими уголовное судопроизводство, своих полномочий;
2) протоколы следственных и судебных действий, направленных на собирание, исследование, проверку и оценку доказательств;
3) протоколы иных процессуальных действий.
Первую группу составляют процессуальные документы - акты, в которых реализуются полномочия государственных органов и должностных лиц в процессе общения с другими участниками уголовного судопроизводства. В эту группу входят письменные указания и поручения, требования о предоставлении предметов и документов, подписки, обязательства, объяснения, заявления о самоотводе, акты документальных проверок, ревизий, инвентаризаций и т.п.
Вторую группу составляют протоколы следственных и судебных действий - акты, в которых отражаются факт совершения, ход, содержание и результаты следственных и судебных действий по собиранию, исследованию, проверке и оценке доказательств. Эту группу документов составляют, например, протоколы обыска, выемки, следственного эксперимента в стадии предварительного расследования, протоколы судебного разбирательства, производства отдельных судебных действий (например, протокол осмотра местности) и т.д. Протоколы следственных и судебных действий состоят из трех частей: вводной, описательной и заключительной.
Согласно ст. 166 УПК протокол следственного действия должен быть составлен в ходе его производства или непосредственно после его окончания.
Протокол может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств. Для обеспечения полноты протокола могут также применяться стенографирование, фотографирование, киносъемка, аудио- и (или) видеозапись.
Стенограмма и стенографическая запись, фотографические негативы и снимки, материалы аудио- и (или) видеозаписи хранятся при уголовном деле.
В протоколе описываются:
1) место и дата производства следственного действия, время его начала и окончания с точностью до минуты;
2) должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
3) фамилия, имя и отчество каждого лица, участвовавшего в следственном действии, а в необходимых случаях - его адрес и другие данные о личности;
4) действия в том порядке, в котором они производились, выявленные при их производстве существенные для данного уголовного дела обстоятельства, а также заявления и ходатайства лиц, участвовавших в следственном действии;
5) технические средства, примененные в его ходе, условия и порядок их использования, объекты, к которым эти средства были применены, и полученные результаты;
6) предупреждение лиц, участвовавших в следственном действии, о применении технических средств;
7) предъявление для ознакомления протокола всем его участникам, независимо от их уголовно-процессуального статуса (положения), разъяснение им права делать подлежащие обязательному внесению в протокол замечания о дополнении или уточнении его содержания.
Все внесенные в протокол следственного действия дополнения и замечания должны быть оговорены и удостоверены подписями этих лиц. Протокол подписывается следователем и всеми лицами, участвовавшими в следственном действии.
К протоколу могут быть приложены фотографические негативы и снимки, киноленты, диапозитивы, фонограммы допроса и иных следственных действий, кассеты видеозаписи, носители компьютерной информации, чертежи, планы, схемы, слепки и оттиски следов, выполненные в ходе следственного действия.
При необходимости обеспечить безопасность участников процесса, родственников и близких лиц следователь вправе в протоколе следственного действия не приводить данные об их личности. В этом случае следователь с согласия руководителя следственного органа выносит постановление, в котором излагаются причины принятия решения о сохранении в тайне этих данных, указывается псевдоним участника следственного действия и приводится образец его подписи, которые он будет использовать в протоколах следственных действий, произведенных с его участием. Постановление помещается в конверт, который после этого опечатывается и приобщается к уголовному делу.
В случаях, не терпящих отлагательства, указанное следственное действие может быть произведено на основании постановления следователя о сохранении в тайне данных о личности участника следственного действия без получения согласия руководителя следственного органа. В данном случае постановление следователя передается руководителю следственного органа для проверки его законности и обоснованности незамедлительно при появлении для этого реальной возможности.
Протокол должен также содержать отметку о разъяснении участникам следственного действия их прав, обязанностей, ответственности и порядка производства следственного действия. Эта отметка должна быть удостоверена подписями участников следственного действия.
В случае отказа участника уголовного процесса подписать протокол следственного действия следователь вносит в него соответствующую запись, которая удостоверяется подписью следователя, а также подписями защитника, законного представителя, представителя или понятых, если они участвуют в следственном действии. Лицу, отказавшемуся подписать протокол следственного действия, должна быть предоставлена возможность объяснить причины отказа от подписи. Это объяснение должно быть занесено в протокол данного следственного действия.
Если участники процесса не могут подписать протокол в силу физических недостатков или состояния здоровья, то ознакомление этих лиц с текстом протокола производится в присутствии защитника, законного представителя, представителя или понятых, которые подтверждают своими подписями содержание протокола и факт невозможности его подписания (ст. 167 УПК).
Наконец, протоколы иных процессуальных действий - акты, удостоверяющие выполнение обязанностей государственными органами и должностными лицами, осуществляющими уголовной процесс.
К ним относятся протоколы принятия устного заявления о преступлении (ст. 141 УПК), явки с повинной (ст. 142 УПК), объявления об окончании следствия и предъявлении материалов дела для ознакомления участникам процесса, указанным в законе (ст. 217, 218 УПК), и т.д.
Уголовно-процессуальные документы властно-распорядительного характера - акты, в которых содержатся решения государственных органов и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство.
К этим документам относятся:
1) приговоры судьи или суда в коллегиальном составе, определения и постановления судов;
2) постановления органов предварительного расследования (начальника органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа), прокурора и судьи;
3) представления органов предварительного расследования и частные определения суда или постановления судьи с требованиями об устранении причин и условий, способствовавших совершению преступлений, и нарушений законов;
4) обвинительные заключения и обвинительные акты органов предварительного расследования.
Особую подгруппу составляют вердикты коллегии присяжных заседателей, так как они не являются должностными лицами в буквальном смысле данного термина, хотя обладают статусом судей.
К перечисленным документам предъявляются дополнительные требования в виде их законности, обоснованности, мотивированности и справедливости.
Наиболее распространенными в этой группе являются постановления, содержание и форма которых явно недостаточно урегулированы процессуальным законодательством в силу утраты юридической силы гл. 57 УПК, которая содержала образцы документов.
В постановлении различают вводную, описательно-мотивировочную и резолютивную части.
Вводная часть постановления в самом общем виде содержит сведения:
1) о наименовании документа;
2) о месте и времени его составления;
3) о должности, звании (или чине), фамилии и инициалах составителя постановления;
4) об уголовном деле или материалах, на основании которых принимается соответствующее решение.
В описательно-мотивировочной части постановления излагаются:
1) установленные на момент принятия решения фактические обстоятельства совершения преступления и иные основания для составления документа;
2) мотивы принятия уголовно-процессуального решения;
3) правовые основы составления уголовно-процессуального документа со ссылками на конкретные нормы уголовно-процессуального и уголовного закона.
Резолютивную часть постановления составляют собственно решения, определяющие:
1) поступательное движение уголовного дела;
2) наделение участников уголовного процесса определенным процессуальным статусом;
3) возможность или необходимость производства следственных и иных процессуальных действий;
4) применение мер процессуального принуждения к участникам уголовного процесса;
5) разрешение иных уголовно-правовых и уголовно-процессуальных вопросов и т.д.
Согласно ст. 474 УПК процессуальные документы могут быть выполнены типографским, электронным, иным способом, в том числе от руки.
Деятельность государственных органов и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, и соответствующие ей правоотношения субъектов уголовного процесса находят отражение и закрепление в уголовно-процессуальных документах.
Такой подход законодателя к правовому регулированию данного вопроса позволяет осуществлять, по крайней мере:
а) проверку законности и обоснованности деятельности государственных органов и должностных лиц, ведущих уголовное судопроизводство, и законности, обоснованности и справедливости принимаемых ими решений;
б) обеспечивать надлежащую охрану прав, свобод и законных интересов личности в уголовном судопроизводстве;
в) формировать единообразие уголовно-процессуальной деятельности и правоотношений на всей территории Российского государства.
Уголовно-процессуальный закон, употребляя термин «процессуальные документы», не дает определение этого понятия.
Представляется, что уголовно-процессуальный документ — письменный акт, в котором зафиксированы (закреплены) соответствующие действия всех участников уголовного судопроизводства и решения государственных органов и должностных лиц, осуществляющих уголовный процесс.
Документы в уголовно-процессуальном законодательстве и практике его применения имеют различные названия:
а) протоколы следственного действия или судебного разбирательства;
б) постановления должностного лица органов предварительного расследования, прокурора или судьи;
в) жалобы, заявления граждан или рапорт должностного лица;
г) обвинительный акт, обвинительное заключение;
д) приговор, постановление или определение соответственно судьи или суда; и т.д.
Для того чтобы привести многочисленные уголовно-процессуальные документы в определенную систему, специалисты в области уголовного судопроизводства предприняли достаточно успешные попытки их классификации.
Среди документов различные авторы выделяют:
а) протоколы и постановления (решения) 1 ;
б) письменные акты, закрепляющие решения, отражающие ход и результаты процессуальной деятельности, и иные документы 2 ;
в) протоколы, документы, фиксирующие решения, и документы, связанные с общением участников процесса 3 ;
г) документы информационно-удостоверительного и властно-распорядительного характера 4 .
Последняя точка зрения представляется нам теоретически и практически обоснованной в силу универсальности предложенной классификации уголовно-процессуальных документов.
Любой процессуальный документ должен отвечать требованиям законности, обоснованности, объективности, полноты и истинности содержания, ясности, грамотности и понятности его изложения, своевременности его составления.
В документах информационно-удостоверительного характера следует различать:
1) документы, обеспечивающие общение между различными участниками процесса и реализацию государственными органами и должностными лицами, осуществляющими уголовное судопроизводство, своих полномочий;
2) протоколы следственных и судебных действий, направленных на собирание, исследование, проверку и оценку доказательств;
3) протоколы иных процессуальных действий.
Первую подгруппу составляют процессуальные документы — уголовно-процессуальные акты, в которых реализуются полномочия государственных органов и должностных лиц в процессе общения с другими участниками уголовного судопроизводства.
В эту подгруппу входят письменные указания и поручения, требования о предоставлении предметов и документов, подписки, обязательства, объяснения, заявления о самоотводе, акты документальных проверок, ревизий, инвентаризаций и т.п.
' Стремовский В.А. Актуальные проблемы организации и производства предварительного следствия в СССР. Краснодар, 1978. С. 78.
2 Громов Н.А. Уголовный процесс России. М. 1998. С. 209, 210.
3 Советский уголовный процесс. Общая часть: Учебник / Под ред. Б.А. Викторова, В.Е. Чугунова. М. 1973. С. 140—145.
4 Якупов Р.Х. Уголовный процесс. М. 1999. С. 138.
I. Общие положения уголовно-процессуальной науки и законодательства
Вторую подгруппу составляют протоколы следственных и судебных действий — уголовно-процессуальные акты, в которых отражаются факт совершения, ход, содержание и результаты следственных и судебных действий по собиранию, исследованию, проверке и оценке доказательств.
Эту подгруппу уголовно-процессуальных документов составляют, например. протоколы обыска, выемки следственного эксперимента в стадии предварительного расследования, протоколы судебного разбирательства, производства отдельных судебных действий (например, протокол осмотра судом местности) и т.д.
Протоколы следственных и судебных действий состоят обычно из трех частей: вводной, описательной и заключительной.
Согласно ст. 166 УПК РФ протокол следственного действия составляется в ходе его производства или непосредственно после его окончания.
Протокол может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств.
Для обеспечения полноты протокола могут также применяться стенографирование, фотографирование, киносъемка, аудио- и (или) видеозапись.
Стенограмма и стенографическая запись, фотографические негативы и снимки, материалы аудио- и (или) видеозаписи хранятся при уголовном деле.
В протоколе указываются:
место и дата производства следственного действия, время его
начала и окончания с точностью до минуты;
должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
фамилия, имя и отчество каждого лица, участвовавшего в следственном действии, а в необходимых случаях — его адрес и другие данные о личности.
В протоколе описываются уголовно-процессуальные действия в том порядке, в котором они производились, выявленные при их производстве существенные для данного уголовного дела обстоятельства, а также излагаются заявления и ходатайства лиц, участвовавших в следственном действии.
В протоколе следственного действия должны быть указаны также технические средства, примененные в его ходе, условия и порядок их использования, объекты, к которым эти средства были применены, и полученные результаты.
В протоколе следственного действия должно быть отмечено, что лица, участвующие в следственном действии, были заранее предупреждены о применении технических средств.
10. Уголовно-процессуальные документы, уголовно-процессуальные сроки
Протокол следственного действия предъявляется для ознакомления всем его участникам, независимо от их уголовно-процессуального статуса (положения).
При этом данным лицам разъясняется их право делать подлежащие обязательному внесению в протокол следственного действия замечания о дополнении или уточнении его содержания.
Все внесенные в протокол следственного действия дополнения и замечания должны быть оговорены и удостоверены подписями этих лиц.
Протокол подписывается следователем и всеми лицами, участвовавшими в следственном действии.
К протоколу могут быть приложены фотографические негативы и снимки, киноленты, диапозитивы, фонограммы допроса и иных следственных действий, кассеты видеозаписи, носители компьютерной информации, чертежи, планы, схемы, слепки и оттиски следов, выполненные в ходе следственного действия.
При необходимости обеспечить безопасность потерпевшего, его представителей, свидетеля, их близких родственников, родственников и близких лиц следователь вправе в протоколе следственного действия, в котором участвуют потерпевший, его представители или свидетель, не приводить данные об их личности.
В этом случае следователь с согласия руководителя следственного органа выносит постановление, в котором излагаются причины принятия решения о сохранении в тайне этих данных, указывается псевдоним участника следственного действия и приводится образец его подписи, которые он будет использовать в протоколах следственных действий, произведенных с его участием.
Постановление помещается в конверт, который после этого опечатывается и приобщается к уголовному делу.
Протокол должен также содержать отметку о разъяснении участникам следственного действия их прав, обязанностей, ответственности и порядка производства следственного действия, которая удостоверяется подписями соответствующих участников следственного действия.
В случае отказа подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего или иного участника уголовного процесса подписать протокол следственного действия следователь вносит в него соответствующую запись, которая удостоверяется подписью следователя, а также подписями защитника, законного представителя, представителя или понятых, если они участвуют в следственном действии.
Лицу, отказавшемуся подписать протокол следственного действия, должна быть предоставлена возможность изложить, объяснить причины отказа от подписи. Это объяснение должно быть занесено в протокол данного следственного действия.
I. Общие положения уголовно-процессуальной науки и законодательства
Если подозреваемый, обвиняемый, потерпевший или свидетель в силу физических недостатков или состояния здоровья не могут подписать протокол следственного действия, то ознакомление этих лиц с текстом протокола производится в присутствии защитника, законного представителя, представителя или понятых, которые подтверждают своими подписями содержание протокола и факт невозможности его подписания (ст. 167 УПК РФ).
Протоколы иных уголовно-процессуальных действий — уголовно-процессуальные акты, удостоверяющие выполнение обязанностей государственными органами и должностными лицами, осуществляющими уголовное судопроизводство.
К ним относятся протоколы принятия устного заявления о преступлении (ст. 141 УПК РФ), явки с повинной (ст. 142 УПК РФ), объявления об окончании предварительного следствия и предъявлении материалов дела для ознакомления участникам процесса, указанным в законе (ст. 217, 218 УПК РФ), и некоторые другие.
Уголовно-процессуальные документы властно-распорядительного характера — процессуальные акты, в которых содержатся решения государственных органов и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство.
К этим уголовно-процессуальным документам относятся:
а) приговоры судьи (или суда в коллегиальном составе), определения и постановления судов;
б) постановления органов предварительного расследования (начальника органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа), прокурора и судьи;
в) представления органов предварительного расследования и частные определения суда или постановления судьи с требованиями об устранении причин и условий, способствовавших совершению преступлений, и нарушений законов;
г) обвинительные заключения и обвинительные акты органов предварительного расследования.
Особую подгруппу составляют, по нашему представлению, вердикты коллегии присяжных заседателей, так как они не являются должностными лицами в буквальном смысле данного термина.
К этим документам предъявляются дополнительные требования в виде их законности, обоснованности, мотивированности и справедливости.
Наиболее распространенными в этой группе являются постановления, содержание и форма которых явно недостаточно урегулированы уголовно-процессуальным законодательством в силу утра-
10. Уголовно-процессуальные документы, уголовно-процессуальные сроки
ты юридической силы главы 57 УПК РФ, которая содержала образцы процессуальных документов.
К устранению из содержания уголовно-процессуального закона бланков различных документов мы относимся отрицательно потому, что в настоящее время сотрудникам следственных органов каждого субъекта Российской Федерации придется разрабатывать собственные образцы документов. Между тем следовало бы, по нашему мнению, усовершенствовать содержание главы 57 УПК РФ в соответствии с современными требованиями уголовно-процессуального закона.
В постановлении различают вводную, описательно-мотивировочную и резолютивную части.
Вводная часть постановления в самом общем виде содержит сведения:
а) о наименовании документа;
б) о месте и времени его составления;
в) о должности, звании (или чине), фамилии и инициалах составителя постановления;
г) об уголовном деле (или материалах), на основании которого принимается соответствующее решение.
В описательно-мотивировочной части постановления излагаются:
а) установленные на момент принятия решения фактические обстоятельства совершения преступления и иные основания для составления документа;
б) мотивы принятия уголовно-процессуального решения;
в) нормативно-правовые основы составления уголовно-процессуального документа со ссылками на конкретные нормы уголовно-процессуального и уголовного закона.
Резолютивную часть постановления составляют собственно решения, определяющие:
а) поступательное движение уголовного дела;
б) наделение участников уголовного процесса определенным уголовно-процессуальным статусом;
в) возможность или необходимость производства следственных и иных уголовно-процессуальных действий;
г) применение мер уголовно-процессуального принуждения к участникам уголовного процесса;
д) разрешение иных уголовно-правовых и уголовно-процессуальных вопросов; и т.д.
Согласно ст. 474 УПК РФ процессуальные документы могут быть выполнены типографским, электронным или иным способом.
В случае отсутствия бланков процессуальных документов, выполненных типографским, электронным или иным способом, они могут быть написаны от руки.
I. Общие положения уголовно-процессуальной науки и законодательства
Под процессуальным документом в уголовном процессе понимается письменный акт, исходящий от суда и государ ственного органа, уполномоченного осуществлять уголовно- процессуальную деятельность по уголовному делу. Про цессуальные документы являются основными источниками, но сителями информации об обстоятельствах совершенного пре ступления, устанавливаемых по уголовному делу. Процессуальные документы классифицируются по: наименованию, направлению деятельности должностного лица, месту их составления, форме, характеру разрешаемых в них вопросов, степени подлинности и гласности документов и другим признакам. Как правило, все документы бывают в виде процессуаль ных актов-решений и актов-протоколов, составляемых по уго ловному делу. Между ними имеется тесная связь, так как реше ния могут приниматься следователем на основе доказательств, зафиксированных в установленном порядке в соответствующих протоколах следственных действий. Составление протокола обычно осуществляется в ходе следственного действия, которое иногда производится только на основании постановления следователя (например, выемка, обыск и т. п.). Процессуальный акт (документ) - это средство, с по мощью которого различными способами закрепляется на спе циальном материале информация о фактах, событиях, явлениях объективной действительности и мыслительной деятельности должностных лиц при производстве по уголовному делу. В процессуальных актах (документах) необходимая ин формация может быть зафиксирована различными способами: компьютерным, рукописным, машинописным, типографским, а также с помощью чертежей, графических изображений, рисун ков и т. п. Изготовление процессуальных актов с фиксацией в них необходимой для правильного разрешения уголовного дела информации называется документированием. В уголовном про цессе документирование осуществляется с соблюдением уста новленных форм процессуальных документов. Акты предварительного расследования по характеру дея тельности следователя подразделяются на документы: на документы, в которых закрепляются доказательства по уголовному делу; на документы, обеспечивающие права и законные ин тересы участников предварительного следствия; на справочно-информационные документы; на документы, фиксирующие производство соответст вующего процессуального действия; на распорядительные. По месту составления различают: внутренние (внутриуч- режденческие) и внешние процессуальные документы. Внут ренние документы составляются следователем и используются в уголовном деле. Внешние документы могут быть исходящими и входящими. С помощью внешних документов обеспечивается связь органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда с другими государственными органами, общественными организациями и отдельными гражданами. Исходящие доку-менты это те, которые отправляются следователем или органам дознания в другие органы и учреждения, а входящие - те, кото рые поступают из других учреждений, организаций, от должно стных лиц или граждан. По форме документы подразделяются на: индивидуальные, типовые, трафаретные. Индивидуальные документы составляются в произвольной форме, а типовые - на основе образца, предусмотренного в за-коне.
В трафаретных документах определенная часть доку-мента отпечатана заранее, а остальная часть заполняется при составлении процессуальных актов. По количеству вопросов, отражаемых в документе, они подразделяются на простые и сложные. В простых документах затрагивается один вопрос, а в сложных разрешается несколько разных вопросов. Процессуальные документы по степени подлинности под разделяются на: проекты документов (черновик), подлинники, копии. Проект (черновик) процессуального акта - это документ в предварительной, первоначальной редакции. Подлинник - это документ в окончательной редакции, составленный надлежа щим образом и подписанный полномочным должностным ли цом. Копия - это документ, воспроизводящий все реквизиты подлинного процессуального акта (документа). По степени гласности процессуальные документы подраз деляются на секретные и несекретные; по срокам исполнения - на срочные и несрочные; по срокам хранения - на документы постоянного и временного хранения. Каждый процессуальный акт состоит из нескольких час тей, содержащих обязательные элементы, предусмотренные в уголовно-процессуальном законе. Наличие обязательных эле-ментов (реквизитов) в каждом конкретном документе определя ется целевым предназначением процессуального акта и его со держанием. Следственные процессуальные документы являются пра вовой базой для судебной деятельности и успешного разреше ния уголовного дела судом. Следственные процессуальные документы подразделяются на протоколы, постановления, представления, поручения, ука зания, ходатайства, уведомления, обвинительные заключения (обвинительные акты) и некоторые иные процессуальные доку менты. Всего при производстве предварительного расследова- ния могут составляться процессуальные документы около два дцати наименований. Протокол - это процессуальный документ органа дозна ния, следователя, прокурора или суда, в котором излагается факт, содержание и результат произведенного следственного или процессуального действия. Постановление - это решение дознавателя, органа дозна ния, следователя, прокурора принятое при производстве пред-варительного следствия и дознания, кроме обвинительного за-ключения или обвинительного акта. Представление - это акт реагирования прокурора на су дебное решение, выносимое в порядке установленном УПК РФ. Поручения и указания - это письменные поручения дозна вателя, органа дознания, следователя, прокурора о необходимо сти производства определенных розыскных и следственных действий по уголовному делу, которые должны быть выполне ны органами дознания или следователем в другом районе. Обвинительное заключение (обвинительный акт) — за вершающий предварительное расследование процессуальный документ, в котором излагается и обосновывается вывод дозна вателя, следователя о виновности обвиняемого в совершении конкретного преступления, установленного доказательствами, и о необходимости направления дела в суд для признания обви няемого виновным, а также для применения к нему меры уго ловного наказания.
26.1. Виды процессуальных документов, составляемых в ходе предварительного следствияНормы уголовно-процессуального права регулируют общественные отношения, складывающиеся между участниками уголовно-процессуальной деятельности в связи с возбуждением, расследованием и разрешением уголовных дел. Эти отношения осуществляются в рамках, установленных уголовно-процессуальным законом, который создает все необходимые юридические предпосылки для охраны прав и законных интересов граждан, государственных и общественных организаций, а также и для точного и неуклонного соблюдения законности в деятельности следователя, дознавателя органа дознания и суда.
Важнейшей частью уголовно-процессуальной деятельности по выполнению предписаний закона, ее основой являются собирание, фиксация, проверка и оценка доказательств. В процессе этой деятельности выясняются факты реальной действительности - обстоятельства, подлежащие доказыванию, которые фиксируются в знаковой форме в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законом, в соответствующих процессуальных документах.
Слово "документ" происходит от латинского слова, которое означает "поучительный пример, способ доказательства". Впервые слово "документ" в России появилось при Петре I. Этим словом называли деловые бумаги, которые имели правовое значение. В настоящее время под документами понимаются письменные акты, деловые бумаги, удостоверения, являющиеся доказательством или подтверждением какого-либо права, показания какой-либо личности.
Между процессуальными актами-решениями и актами-протоколами, составляемыми по уголовному делу, имеется тесная связь, так как решения могут приниматься следователем, дознавателем, органом дознания и судом на основе доказательств, зафиксированных в установленном порядке в соответствующих протоколах следственных действий. Составление протокола обычно осуществляется в ходе следственного действия, которое иногда производится только на основании постановления следователя, дознавателя, органа дознания и суда (например, выемка, обыск и т.п.).
Процессуальный акт (документ) - это средство, с помощью которого различными способами закрепляется на специальном материале информация о фактах, событиях, явлениях объективной действительности и мыслительной деятельности участников уголовного судопроизводства лиц при производстве по уголовному делу.
В процессуальных актах (документах) необходимая информация может быть зафиксирована различными способами: рукописным, машинописным, типографским, а также с помощью чертежей, графических изображений, рисунков и т.п. Изготовление процессуальных актов с фиксацией в них необходимой для правильного разрешения уголовного дела информации называется документированием. В уголовном процессе документирование осуществляется с соблюдением установленных форм процессуальных документов.
Под процессуальным актом понимают процессуальный документ, в котором закрепляется это процессуальное действие. Процессуальное действие и процессуальный документ имеют такое же соотношение, как сущность и явление, как содержание и форма.
Форма процессуального документа - это необходимая совокупность элементов для правильного его оформления и изложения содержания.
К элементам оформления документа относятся: наименование акта, адрес рассылки и отправления, дата, регистрационный номер, гриф и т.д. К элементам содержания документа относятся структурные части основного текста: вводная, описательно-мотивировочная, резолютивная, а также приложения, схемы и т.п.
Форма процессуального документа определяется в законе в зависимости от его предназначения и содержания.
Под процессуальным документом в уголовном процессе понимается письменный акт, исходящий от соответствующих участников уголовного судопроизводства, уполномоченных осуществлять уголовно-процессуальную деятельность по уголовному делу.
Этот документ составляется на основе деятельности следователя, дознавателя, органа дознания, прокурора и суда при расследовании преступлений, судебного разбирательства по уголовному делу в соответствии с уголовно-процессуальным законом и содержит определенное решение по конкретному уголовному делу или отражает ход и результат следственного и судебного действия. Процессуальные акты (документы) являются основными источниками, носителями информации об обстоятельствах совершенного преступления, устанавливаемых по уголовному делу.
Процессуальные документы классифицируются по наименованию, по направлению деятельности должностного лица, по месту их составления, по форме, по характеру разрешаемых в них вопросов, по степени подлинности и гласности документов и по другим признакам.
По наименованию выделяется несколько видов процессуальных документов. Под видом понимается совокупность документов, имеющих общее предназначение, обязательные и единые реквизиты.
Реквизит - это обязательный элемент, который присущ определенному виду процессуального документа.
В соответствии с процессуальным законом документ не может быть использован в качестве доказательства по уголовному делу, если в нем отсутствует хотя бы один из обязательных элементов, предусмотренных в законе для данного процессуального акта (отсутствие указания на автора данного документа, подписи и т.п.).
В общем делопроизводстве выделяется еще и такое понятие, как формуляр, под которым понимается совокупность реквизитов документа, расположенных в установленной последовательности.
По направлению (характеру) деятельности должностных лиц процессуальные документы подразделяются на акты предварительного расследования, акты прокурорского надзора, судебные акты, а также акты адвокатов и других участников уголовного процесса.
По месту составления различают внутренние (внутриучрежденческие) и внешние процессуальные документы. Внутренние документы составляются следователем, дознавателем, должностными лицами органа дознания, руководителем следственного органа, судьей и используются при производстве по уголовному делу. Внешние документы могут быть исходящими и входящими. С помощью внешних документов обеспечивается связь органа дознания, дознавателя, следователя и суда с другими государственными органами, общественными организациями и отдельными гражданами. Исходящие документы это те, которые отправляются следователем, должностными лицами органа дознания, дознавателем, судом в другие органы и учреждения, а входящие - те, которые поступают из других учреждений, организаций, от должностных лиц или граждан.
По форме документы подразделяются на: индивидуальные, типовые и трафаретные. Индивидуальные документы составляются в произвольной форме, а типовые - на основе образца, предусмотренного в законе. В трафаретных документах определенная часть документа отпечатана заранее, а остальная часть заполняется при составлении процессуальных актов.
По количеству вопросов, отражаемых в документе, они подразделяются на простые и сложные. В простых документах затрагивается один вопрос, а в сложных разрешается несколько разных вопросов.
Процессуальные документы по степени подлинности подразделяются на проекты документов (черновик), подлинники и копии. Проект (черновик) процессуального акта это документ в предварительной, первоначальной редакции. Подлинник - это документ в окончательной редакции, составленный надлежащим образом и подписанный полномочным должностным лицом. Копия - это документ, воспроизводящий все реквизиты подлинного процессуального акта (документа).
По степени гласности процессуальные документы подразделяются на секретные и несекретные; по срокам исполнения - на срочные и несрочные; по срокам хранения - на документы постоянного и временного хранения.
Каждый процессуальный акт состоит из нескольких частей, содержащих обязательные элементы, предусмотренные в уголовно-процессуальном законе. Наличие обязательных элементов (реквизитов) в каждом конкретном документе определяется целевым предназначением процессуального акта и его содержанием.
Так, например, в соответствии с уголовно-процессуальным законом в наиболее распространенном процессуальном акте - протоколе следственного действия - должны быть следующие реквизиты:
o наименование протокола;
o место и дата производства следственного действия;
o время его начала и окончания с точностью до минуты;
o должность и фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
o фамилия, имя и отчество каждого лица, участвовавшего в следственном действии, а в необходимых случаях его адрес и другие данные о его личности;
o другие элементы, которые отражены в ст. 166 УПК.
Содержание и форма процессуальных документов, используемых в уголовном судопроизводстве, определены в нормах уголовно-процессуального закона.
Документ в уголовном процессе это носитель сведений о фактах, содержанию и способам фиксации которых действующее уголовно-процессуальное законодательство придает правовое значение.
Процессуальные документы в уголовном судопроизводстве в зависимости от полномочий органа, который их составляет, бывают следственными или судебными. Следственные документы составляются лицом, производящим дознание, органом дознания, следователем, руководителем следственного органа, прокурором. Судебные процессуальные документы могут быть составлены судьей или судом при производстве по уголовному делу в судебных стадиях.
Процессуальные следственные и судебные документы находятся в тесной взаимосвязи. Уголовное дело, поступившее с обвинительным заключением или обвинительным актом в суд, подлежит обязательному рассмотрению судом в пределах, указанных в обвинительном заключении или обвинительном акте. Однако суд не связан с его выводами при принятии решения, а также при оценке полноты и достоверности доказательств.
Следственные (процессуальные) документы являются правой базой для судебной деятельности и успешного разрешения уголовного дела судом.
Процессуальные документы подразделяются на протоколы, постановления, представления, поручения, указания, ходатайства, уведомления, обвинительные заключения, обвинительные акты и некоторые иные процессуальные документы. В качестве отдельного процессуального документа, имеющего основное значение при производстве по уголовному делу, выделяют приговор суда. Всего при производстве уголовного дела могут составляться процессуальные документы около двадцати наименований.
Процессуальный документ в уголовном процессе представляет собой официальный письменный документ, который исходит от правомочного органа государственной власти, осуществляющего уголовно-процессуальную деятельность, и порождает конкретные права и обязанности участвующих в деле лиц.
Требование уголовно-процессуальных норм о письменном оформлении всех процессуальных решений является одной из гарантий их законности и соблюдения прав участников процесса, а также защиты прав и интересов государственных и общественных организаций. Письменная форма процессуальных документов обеспечивает определенность принимаемых решений, позволяет осуществлять надлежащий надзор за их законностью и дает основания для привлечения к ответственности лиц, которые не выполняют их предписаний.
По своей процессуальной сущности различают следующие виды процессуальных актов, выносимых при производстве по уголовным делам.
Протокол - это процессуальный документ, составляемый должностным лицом органа дознания, следователем, прокурором или судьей (секретарем) в ходе судебного заседания, в котором излагается факт, содержание и результат произведенного следственного или иного процессуального действия.
Под следственными действиями понимается деятельность должностного лица органа дознания, следователя, дознавателя или суда, предусмотренная уголовно-процессуальным законом, для обнаружения, получения или закрепления доказательств. Процессуальные действия производятся для обеспечения прав участников уголовного процесса и во всех иных случаях, когда требуется удостоверение определенных фактов.
Согласно ст. 83 УПК протоколы следственных действий и судебных заседаний допускаются в качестве доказательств, если они соответствуют требованиям, которые установлены в УПК, т.е. в ст. 166 УПК. Они составляются для удостоверения обстоятельств и фактов, установленных при осмотре, освидетельствовании, выемке, обыске, задержании, предъявлении для опознания, при производстве следственного эксперимента, а также при фиксации показаний свидетелей, потерпевших, подозреваемых и обвиняемых. Эти протоколы являются носителями необходимой доказательственной информации по делу.
Имеются еще и протоколы, составляемые для удостоверения фактов обеспечения прав и законных интересов лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве: протоколы разъяснения прав, ознакомления с материалами дела и некоторые другие.
Постановление, обвинительное заключение (обвинительные акты), представление, поручение и письменное указание дознавателя, следователя, должностного лица органа дознания, а также приговор суда содержат конкретные решения по правовым вопросам, указанным в законе. Содержание и процессуальная форма решений имеют властный и распорядительный характер: выводы и предписания по вопросам, указанным в законе, обязательны для исполнения всеми, кого они касаются.
Постановление -любое решение, за исключением приговора, вынесенное судьей единолично; решение, вынесенное президиумом суда при пересмотре соответствующего судебного решения, вступившего в законную силу; решение прокурора, руководителя следственного органа, следователя, дознавателя, вынесенное при производстве предварительного расследования, за исключением обвинительного заключения и обвинительного акта.
Постановление представляет собой процессуальный документ, в котором вышеназванные участники уголовного судопроизводства излагают и обосновывают свое решение, принимаемое при производстве по уголовному делу. В УПК предусматривается возможность вынесения более 60 наименований постановлений.
Представление - это акт реагирования прокурора на судебное решение.
Поручения и указания - это письменные поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, начальника подразделения органа дознания о необходимости производства определенных оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий по уголовному делу, которые должны быть выполнены органами, осуществляющими оперативно-розыскные мероприятия, дознание или предварительное следствие в другом районе.
Обвинительное заключение - завершающий предварительное следствие процессуальный документ, в котором излагается и обосновывается вывод следователя о виновности обвиняемого в совершении конкретного преступления, установленного доказательствами, и о необходимости направления дела в суд для признания обвиняемого виновным, а также для применения к нему меры уголовного наказания.
Обвинительный акт - завершающий дознание процессуальный документ, в котором также излагается и обосновывается вывод дознавателя (следователя) о виновности обвиняемого в совершении конкретного преступления, установленного доказательствами, и о необходимости направления дела в суд для признания обвиняемого виновным, а также для применения к нему меры уголовного наказания.
Приговор - единственный уголовно-процессуальный акт, выносимый именем Российской Федерации судом первой или апелляционной инстанции в судебном заседании и представляющий собой решение о невиновности или виновности подсудимого и назначении ему наказания либо об освобождении его от наказания.
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter