Руководства, Инструкции, Бланки

карточка экскурсионного объекта образец img-1

карточка экскурсионного объекта образец

Рейтинг: 5.0/5.0 (1848 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Карточки экскурсионных объектов

Карточки экскурсионных объектов. «Портфель» экскурсовода.

«Портфель экскурсовода» – условное наименование комплекта наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии. Эти пособия обычно помещаются в папке или небольшом портфеле.

Одна из задач «портфеля экскурсовода» состоит в том, чтобы восстановить недостающие звенья при показе. В экскурсиях нередко получается так, что не все объекты, необходимые для раскрытия темы, сохранились. Например, экскурсанты не могут увидеть: историческое здание, разрушенное от времени; деревню, уничтоженную в годы Великой Отечественной войны, и др. Иногда возникает необходимость дать представление о первоначальном виде того места, на котором было построено осматриваемое здание (жилой микрорайон). С этой целью используются, например, фотографии деревни или пустыря, панорамы строительства предприятия, жилого массива. Может также возникнуть задача показать, что на осматриваемом месте будет в ближайшем будущем. В этом случае экскурсантам демонстрируются проекты зданий, сооружений, памятников.

В экскурсиях бывает необходимость показать фотографии людей, которые имеют отношение к этому объекту или событиям, связанным с ним (например, портреты членов семьи Вульф – друзей А. С. Пушкина – при проведении экскурсии по «Пушкинскому кольцу Верхневолжья»).

Более убедительной экскурсию делает демонстрация копий подлинных документов, рукописей, литературных произведений, о которых рассказывает экскурсовод.

И еще одна важная задача наглядных пособий на экскурсии – дать зрительное представление об объекте (растениях, минералах, механизмах путем показа подлинных образцов или их фотографий, макетов, муляжей).

В «портфель экскурсовода» включаются фотографии, географические карты, схемы, чертежи, рисунки, образцы продукции и т.д. Такие «портфели» создаются, как правило, по каждой теме. Они являются постоянным спутником экскурсовода и помогают сделать любое путешествие в прошлое и настоящее более увлекательным и полезным. Содержание «портфеля» диктуется темой экскурсии.

Наглядные пособия «портфеля экскурсовода» должны быть удобны для использования. Количество их не должно быть велико, так как в этом случае пособия будут отвлекать экскурсантов от осмотра подлинных объектов, рассеивать их внимание.

Участники творческой группы, подготавливая новую экскурсию, отбирают из имеющихся в их распоряжении наглядных материалов наиболее выразительные, способные оказать помощь экскурсоводу в освещении темы. Методику демонстрации наглядных пособий проверяют на маршруте. Затем рекомендации по использованию материалов «портфеля» включают в методическую разработку.

К каждому экспонату, включенному в «портфель», прикладывается листок с пояснениями или справочным материалом. Иногда пояснения приклеиваются с обратной стороны экспоната. Такая аннотация служит исходным материалом для экскурсовода при показе экспоната экскурсантам.

Перечень наглядных материалов определенной темы, включенных в «портфель экскурсовода», должен уточняться на протяжении всей разработки новой экскурсионной темы.

Большую помощь в подборе наглядных материалов для «портфеля» экскурсионным организациям оказывают музеи, выставки, архивы.

Отбор объектов заканчивается составлением карточки (паспорта) на каждый из них. Данные карточки используются как для конкретно разрабатываемой темы, так и для будущих экскурсий.

В карточку объектов вносятся следующие данные:

1) наименование объекта (первоначальное и современное), а также название, под которым памятник известен у населения;

2) историческое событие, с которым связан памятник, дата события;

3) местонахождение объекта, его почтовый адрес, на чьей территории памятник расположен (город, поселок, промышленное предприятие и т.д.);

4) описание памятника (подъезд к нему, его автор, дата сооружения, из каких материалов изготовлен, текст мемориальной надписи);

5) источник сведений о памятнике (литература, где описан памятник и события, связанные с ним, архивные данные, устные предания, основные печатные работы и места хранения неопубликованных работ);

6) сохранность памятника (состояние памятника и территории, на которой он находится, дата последнего ремонта, реставрации);

7) охрана памятника (на кого возложена);

8) в каких экскурсиях памятник используется;

9) дата составления карточки, фамилия и должность составителя.

К карточке прикрепляется фотография объекта, воспроизводящая его нынешний и прежние виды.

Видео

Другие статьи

Составление карточек экскурсий

Составление карточек экскурсий Подобные документы

Аспекты экскурсионной методики. Выбор темы, отбор методической литературы и экскурсионных объектов. Составление маршрута и текста экскурсии. Включение в текст экскурсии логических переходов. Рецензирование текста и методической разработки экскурсии.

курсовая работа, добавлен 14.07.2011

Методика организации и проведения исторических экскурсий. Технологическая карта экскурсии "Воронцовский дворец - архитектурно-исторический шедевр Южнобережья". Паспорта экскурсионных объектов, рекламный проспект. Маркетинг экскурсионного маршрута.

контрольная работа, добавлен 20.02.2011

Экскурсия как продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, ее цели и формы проведения. Эффективность техники ведения экскурсий. Классификация экскурсионных объектов, их отбор для раскрытия темы и составление маршрута.

реферат, добавлен 25.04.2013

Понятие и сущность экскурсии. Технология подготовки, методика и техника проведения. Сущность основных этапов разработки экскурсионной программы. Определение цели и задач, выбор темы, отбор и изучение экскурсионных объектов, составление маршрута.

курсовая работа, добавлен 20.08.2008

Разработка экскурсии "Проблемы и перспективы развития города Новосибирска", отбор литературы и экскурсионных объектов. Методическая разработка экскурсии, паспорта достопримечательностей, экономическая эффективность разработанного экскурсионного продукта.

бизнес-план, добавлен 15.10.2010

Методика проведения экскурсии на тему "Новосибирск развлекательный". Технология ее подготовки: выбор темы и отбор объектов. Вариант маршрута экскурсии. Портфель экскурсовода. Оценка экономической эффективности разработанного экскурсионного продукта.

курсовая работа, добавлен 21.10.2010

Понятие программного туризма, его сущность и особенности, специфика и разновидности, характеристика и отличительные черты. Порядок подготовки и реализации туристического маршрута "Калуга - космическая", исследование культурно-исторических объектов.

курсовая работа, добавлен 16.04.2009

Основные аспекты экскурсионного дела. Сущность и понятие экскурсии в экскурсоведении. Технология подготовки новой экскурсии, составление маршрута. Функция контроля на всех этапах разработки. Необходимые сведения и документация для создания экскурсии.

курсовая работа, добавлен 04.02.2011

Методика подготовки и проведения экскурсии для спортсменов. Характеристика экскурсии, этапы ее подготовки, место и форма проведения, тип маршрута, способ передвижения. Особенности изложения экскурсионного текста. Требования, предъявляемые к экскурсоводу.

курсовая работа, добавлен 21.09.2013

Изучение теоретико-методологической базы разработки экскурсионных маршрутов. Требования к портфелю экскурсовода и его составление. Определение маршрута и основных объектов показа на экскурсии по Эски-Кермену. Разработка технологической карты экскурсии.

курсовая работа, добавлен 11.10.2013

Особенности проведения экскурсий для различных групп. Классификация форм экскурсий на группы и подгруппы. Особенности восприятия экскурсионного материала. Устойчивость интереса людей к экскурсии. Процесс подготовки экскурсий.

контрольная работа, добавлен 29.11.2006

Различные формы обслуживания, используемые экскурсионным предприятием. Определение цели и задач экскурсии, выбор темы, изучение объектов, составление маршрута. Перечень услуг, предоставляемых за дополнительную плату. Туры и экскурсии по Санкт-Петербургу.

курсовая работа, добавлен 19.01.2016

Сущность понятия "портфель экскурсовода". Критерии отбора и прием демонстрации наглядных пособий. Прием зрительной реконструкции (воссоздания). Технологическая карта и индивидуальный текст экскурсии "Мой родной город". Карточки экскурсионных объектов.

курсовая работа, добавлен 16.06.2011

Исследование истории возникновения и развития экскурсионной работы как самостоятельной формы деятельности. Анализ роли экскурсии в организации культурного досуга. Особенности восприятия объектов и предметов экскурсии в процессе экскурсионного показа.

курсовая работа, добавлен 25.11.2014

Основы экскурсионной деятельности и виды туристических ресурсов, экскурсионная методика. Составление экскурсионного рассказа для экскурсии "Жемчужины Екатеринбурга" (знаменитые храмы г. Екатеринбурга). Разработка тура "Православные святыни Прикамья".

курсовая работа, добавлен 26.11.2008

Уникальность природы Беларуси и её охрана. Экологические экскурсии как часть природоведческих экскурсий, методические особенности их подготовки. Разработка текста экскурсии на экологическую тему "Легендарное озеро": маршрут и технологическая карта.

курсовая работа, добавлен 22.10.2012

Развитие внутреннего туризма в России. Цели и задачи экскурсии, этапы ее создания. Экскурсия - интересный и необходимый обществу процесс познания окружающего мира. Технологии подготовки экскурсии. Схема маршрута экскурсии, составление контрольного текста.

реферат, добавлен 17.10.2010

Понятие исторической экскурсии, ее виды, специфика подготовки и методика проведения. Значение исторических экскурсий в патриотическом воспитании населения, их место в экскурсионной деятельности. Анализ экскурсий исторической тематики в Беларуси.

курсовая работа, добавлен 05.07.2011

Разработки туристского маршрута. Обоснование целесообразности организации маршрута "Яркая частичка Золотого кольца" (Тверь–Калязин–Углич–Ярославль–Тверь). Описание инфраструктурных объектов, используемых на маршруте. Описание экскурсионных объектов.

курсовая работа, добавлен 01.12.2014

Методические особенности подготовки и проведения городских обзорных экскурсий, проблемы их развития. Анализ обзорных городских экскурсий и современные предложения по их организации. Порядок разработки нового маршрута городской обзорной экскурсии.

курсовая работа, добавлен 18.09.2009

Технология подготовки новой экскурсии

Емельянов Б.В. Экскурсоведение РАЗДЕЛ 2. ЭКСКУРСИОННАЯ МЕТОДИКА 2.2. Технология подготовки новой экскурсии

Создание новой экскурсии по любой теме - сложный процесс, требующий активного участия целого коллектива работников. Содержание будущей экскурсии, ее познавательная ценность находятся в прямой зависимости от знаний методистов и экскурсоводов, их компетентности, степени практического усвоения ими основ педагогики и психологии, умения выбрать наиболее эффективные способы и приемы влияния на аудиторию.

Экскурсия - это результат двух важнейших процессов: ее подготовки и проведения. Они связаны между собой, взаимообусловлены. Невозможно обеспечить высокое качество проведения экскурсии при непродуманной подготовке.

В работе по подготовке новой экскурсии можно выделить два основных направления:

- разработка новой темы экскурсии (новой вообще или новой только для данного экскурсионного учреждения);
- подготовка начинающего или уже работающего экскурсовода к проведению новой для него, но уже ранее разработанной и проводимой в данном учреждении экскурсии.

Первое направление - процесс создания новой для экскурсионного учреждения экскурсии.

Подготовка новой экскурсии поручается творческой группе. В ее состав включается от 3 до 7 человек, а в отдельных случаях и больше, в зависимости от сложности темы. В большинстве своем это работающие в учреждении экскурсоводы. Часто в качестве консультантов приглашаются специалисты различных отраслей - научные работники музеев, преподаватели вузов и средних школ и т. д.

Обычно каждому из участников творческой группы поручается разработка одного из разделов, одной из подтем экскурсии или одного или нескольких вопросов подтемы. В целях контроля за работой выбирается руководитель творческой группы.

Подготовка новой экскурсии проходит три основных ступени:

- Предварительная работа - подбор материалов для будущей экскурсии, их изучение (т. е. процесс накопления знаний по данной теме, определение цели и задач экскурсии). Одновременно с этим происходит отбор объектов, на которых будет построена экскурсия.
- Непосредственная разработка самой экскурсии включает в себя: составление экскурсионного маршрута; обработку фактического материала; работу над содержанием экскурсии, ее основной частью, состоящей из нескольких основных вопросов; написание контрольного текста; работу над методикой проведения экскурсии; выбор наиболее эффективных методических приемов показа и рассказа во время проведения экскурсии; подготовку методической разработки новой экскурсии; написание экскурсоводами индивидуальных текстов.
- Заключительная ступень - прием (защита) экскурсии на маршруте. Утверждение новой экскурсии руководителем экскурсионного учреждения, допуск экскурсоводов, защитивших свою тему, до работы на маршруте.

В простейшем виде схема всех экскурсий независимо от темы, вида и формы проведения одинакова: вступление, основная часть, заключение.

Вступление. как правило, состоит из двух частей:

- организационной (знакомство с экскурсионной группой и инструктаж экскурсантов о правилах безопасности в пути и поведения на маршруте);
- информационной (краткое сообщение о теме, протяженности и продолжительности маршрута, времени отправления и прибытия назад, санитарных остановках и месте окончания экскурсии).

Основная часть строится на конкретных экскурсионных объектах, сочетании показа и рассказа. Ее содержание состоит из нескольких подтем, которые должны быть раскрыты на объектах и объединены темой. Количество подтем экскурсии обычно от 5 до 12. При этом важным для создания экскурсии является подбор объектов таким образом, чтобы были только те объекты, которые помогали бы раскрыть содержание темы экскурсии, причем в определенной дозировке по времени и в зависимости от значимости той или иной подтемы в данной экскурсии.

Заключение. как и вступление, не связано с экскурсионными объектами. Оно должно занимать по времени 5-7 минут и состоять из двух частей. Первая - итог основного содержания экскурсии, вывод по теме, реализующий цель экскурсии. Вторая - информация о других экскурсиях, которые могут расширить и углубить данную тему. Заключение так же важно, как и вступление, и основная часть.

Очень важно, чтобы экскурсия была достаточно интересна. Но не менее важно, чтобы она не была перегружена потоком ненужной туристам информации, чтобы способ подачи материала не был утомительным, а способствовал бы наилучшему восприятию ее той или иной категорией экскурсантов. В связи с этим тематика экскурсии непременно должна быть сориентирована на определенную категорию экскурсантов (взрослых или детей, молодежь, городских или сельских жителей, работников гуманитарных профессий, иностранцев и т. д.). Такой учет называется дифференцированным подходом к экскурсионному обслуживанию. Он должен учитывать не только интересы, но и цели потребителей. Если экскурсия предоставляется, например, в рамках фольклорного тура, то основной упор в рассказе и показе необходимо делать на историю, памятники, национальные особенности региона. Если же экскурсия входит в программу делового тура, то следует уделять внимание показу различных деловых и общественных центров и т. п. При организации экскурсионного обслуживания в рамках курортного отдыха привлекательны экскурсионные прогулки с наблюдением природных ландшафтов, памятников, объектов.

В процессе подготовки новой экскурсии можно выделить ряд основных этапов, которые располагаются в определенном порядке. Рассмотрим их в той последовательности, которая сложилась в практике работы экскурсионного учреждения.

Впервые понятие "этапы подготовки экскурсии " было введено в обиход в 1976 г. Тогда же было названо пятнадцать этапов:

1. Определение цели и задач экскурсии.
2. Выбор темы.
3. Отбор литературы и составление библиографии.
4. Определение источников экскурсионного материала. Знакомство с экспозициями и фондами музеев по теме.
5. Отбор и изучение экскурсионных объектов.
6. Составление маршрута экскурсии.
7. Объезд или обход маршрута.
8. Подготовка контрольного текста экскурсии.
9. Комплектование "портфеля экскурсовода".
10. Определение методических приемов проведения экскурсии.
11. Определение техники ведения экскурсии.
12. Составление методической разработки.
13. Составление индивидуальных текстов.
14. Прием (сдача) экскурсии.
15. Утверждение экскурсии.

Определение цели и задач экскурсии

Работа над любой новой экскурсией начинается с четкого определения ее цели. Это помогает авторам экскурсии более организованно вести работу в дальнейшем. Цель экскурсии - это то, ради чего показываются экскурсантам памятники истории и культуры и другие объекты. Рассказ экскурсовода подчинен той же конечной цели. Назовем несколько целей: воспитание патриотизма, любви и уважения к Родине, общественно-полезному труду, к другим народам; эстетическое воспитание, а также расширение кругозора, получение дополнительных знаний в различных областях науки и культуры и т. д. Задачи экскурсии - достичь целей путем раскрытия ее темы.

Выбор темы

Выбор темы зависит от потенциального спроса, конкретного заказа или целенаправленного создания определенной тематики экскурсий. Каждая экскурсия должна иметь свою четко определенную тему.

Тема является стержнем, который объединяет все объекты и подтемы экскурсии в единое целое. Отбор объектов при создании экскурсии участники творческой группы ведут, постоянно сверяя свои материалы с темой. Однако мало отобрать объект по теме, надо найти конкретный материал, на котором эта тема будет раскрыта с наибольшей полнотой и убедительностью. Группировка тем лежит в основе существующей классификации экскурсий.

Отбор литературы и составление библиографии

В ходе разработки новой экскурсии составляется список книг, брошюр, статей, опубликованных в газетах и журналах, которые раскрывают тему. Назначение списка - определить примерные границы предстоящей работы по изучению литературных источников, оказать помощь экскурсоводам в использовании необходимого фактического и теоретического материала при подготовке текста. Перечень литературы размножается в нескольких экземплярах для удобства в работе группы и тех экскурсоводов, которые в будущем будут готовиться к проведению экскурсий по данной теме. В перечне называются автор, название, год издания, а также главы, разделы, страницы. При большом количестве литературных источников список может быть разделен на две части: "Основная литература" и "Дополнительная литература".

Определение других источников экскурсионного материала

Помимо публикаций в печати, могут быть использованы другие источники. Авторы экскурсии составляют их перечень, в который входят государственные архивы, музеи, хроникально-документальные и научно-популярные кинофильмы, где содержатся материалы по теме экскурсии. В качестве источника могут быть использованы воспоминания участников и очевидцев исторических событий. Однако при использовании мемуарных материалов во избежание неточностей и тенденциозности следует проявлять осторожность. Для рассказа должны быть отобраны только достоверные, тщательно проверенные факты и сведения. Значительную помощь в поиске и систематизации материала экскурсий могут оказать компьютерные энциклопедии, в том числе мультимедийные базы данных на лазерных дисках (СD-RОМ).

Отбор и изучение экскурсионных объектов

Показ объектов, как уже отмечалось, является частью, занимающей главенствующее положение в экскурсии. Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество экскурсии.

В настоящее время на государственном учете находится свыше 150 тыс. памятников истории, археологии и культуры, а в музеях страны хранится около 40 млн экспонатов.

В качестве объектов могут быть:

- памятные места. связанные с историческими событиями в жизни нашего народа, развитием общества и государства (например, Куликово поле, Бородино, места Курской битвы и др.);
- здания и сооружения, мемориальные памятники. связанные с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, произведения архитектуры и градостроительства, жилые и общественные здания, здания промышленных предприятий, инженерные сооружения (крепости, мосты, башни), мавзолеи, здания культурного назначения и другие постройки;
- природные объекты - леса, рощи, парки, реки, озера, пруды, заповедники и заказники, а также отдельные деревья, реликтовые растения и др.;
- экспозиции государственных и народных музеев картинных галерей, постоянных и временных выставок;
- памятники археологии - городища, древние стоянки, поселения, курганы с захоронениями, земляные валы, дороги, горные выработки, загоны, святилища, каналы и др.;
- памятники искусства - произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства, скульптура, садово-парковое и др. искусство.

Экскурсионные объекты классифицируются:

- по содержанию - одноплановые (произведение живописи, река, растение, животное, дом) и многоплановые (архитектурный ансамбль, лес, поле, улица, площадь города);
- по функциональному назначению - основные, которые служат основой для раскрытия подтем, и дополнительные, показываемые во время переездов (переходов) между основными объектами в ходе логических переходов в рассказе;
- по степени сохранности - полностью сохранившиеся, дошедшие до наших дней со значительными изменениями, частично сохранившиеся, утраченные.

Перед экскурсионными работниками при создании экскурсии стоит задача - отобрать из множества объектов самые интересные и по внешнему виду, и по той информации, которую они с собой несут.

Правильный отбор объектов обеспечит зрительную основу восприятия экскурсионного материала и глубокое раскрытие темы. Следует так организовать это дело, чтобы одни и те же объекты не кочевали из экскурсии в экскурсию. По возможности у каждой темы должны быть "свои" объекты. Разнообразие объектов дает возможность обеспечить правильное чередование впечатлений у экскурсантов, позволяет сохранить элемент новизны при изучении различных тем.

Если невозможно исключить тот или иной объект из предполагаемого маршрута ввиду его уникальности (например, "Медный всадник" в Санкт-Петербурге, Красная площадь в Москве и др.), которые показываются в ряде экскурсий (обзорной, исторической, литературной, искусствоведческой), то такой объект должен быть раскрыт особо. При его показе должны быть выявлены те характерные черты, которые не нашли отражение в экскурсиях на другие темы. При показе и рассказе таких объектов в зависимости от темы каждый раз должен быть использован иной материал. Поэтому интерес экскурсантов при их повторном осмотре, как правило, не снижается.

В практике подготовки экскурсий выработана определенная методика оценки экскурсионных объектов. Применение этой методики особенно важно в тех случаях, когда создатели новой экскурсии, встречаясь на маршруте с несколькими объектами, сходными по содержанию, могут выбрать те из них, которые наиболее интересны для данной темы.

Для оценки объектов, которые включаются в экскурсию, рекомендуется использовать следующие критерии:

Познавательная ценность - связь объекта с конкретным историческим событием, с определенной эпохой, жизнью и творчеством известного деятеля науки и культуры, художественные достоинства памятника, возможность их использования в эстетическом воспитании участников экскурсии.

Известность объекта. его популярность среди населения (например, такие объекты, как Красная площадь, Останкинская телевизионная башня, памятник "Тысячелетие России" в Новгороде, и др.).

Необычность (экзотичность) объекта. Имеется в виду особенность, неповторимость памятника истории и культуры, здания, сооружения (например, цельносварной мост имени Е.О. Патона через Днепр в Киеве). Необычность объекта может быть также связана с каким-то историческим событием, которое произошло в данном здании, на месте установки данного памятника, с легендой или историческим событием (например, церковь царевича Дмитрия в Угличе, храм "Спас-на Крови" в Санкт-Петербурге на месте гибели царя Александра II). Экзотичность может быть природного характера (например, сталактито-сталагмитовые карстовые пещеры в Новом Афоне, в Абхазии).

Выразительность объекта. т. е. внешняя выразительность объекта, его взаимодействие с фоном, окружающей средой - зданиями, сооружениями, природой. Преимущество отдается тому объекту, который наилучшим образом вписывается в местность, гармонирует с другими объектами, с ландшафтом (например, здание Московского университета на Ленинских Горах, храм Покрова на Нерли (г. Владимир), мосты в Санкт-Петербурге).

Сохранность объекта. Производится оценка состояния объекта в данный момент, его подготовленности к показу экскурсантам.

Местонахождение объекта. При отборе объектов должны учитываться расстояние до памятника, удобство подъезда к нему, пригодность дороги для автотранспорта, возможность подвоза к объекту экскурсантов, природная обстановка, окружающая данный объект, наличие места, пригодного для расположения группы с целью наблюдения.

Временное ограничение показа объекта (по времени суток, по дням, месяцам и сезонам) - это когда посещение и осмотр объекта невозможны из-за плохой видимости или сезонности.

Экскурсия не должна быть перегружена большим количеством посещаемых объектов, так как это увеличивает ее длительность и вызывает утомляемость экскурсантов, а внимание и интерес при этом ослабевают. Оптимальная продолжительность городской экскурсии составляет 2-4 академ. часа, при этом экскурсанты с интересом воспринимают не более 15-20 экскурсионных объектов.

В экскурсию могут входить объекты как одной группы (например, памятники архитектуры), так и нескольких групп (памятные места, исторические памятники, жилые здания, природные объекты). Набор объектов зависит от темы экскурсии, ее содержания, состава экскурсионной группы. Неправильно, например, когда вся обзорная экскурсия построена исключительно на показе скульптурных памятников и монументов. Следует избегать однообразия построения зрительного ряда. Зрительные впечатления экскурсантов будут неполными, если в маршрут наряду с памятниками и монументами не будет введен показ отдельных зданий и улиц, площадей, памятных мест, объектов природы.

В ходе подготовки новой экскурсии больше внимания следует уделить изучению объектов на месте, в их естественной обстановке. Необходимые исходные данные дает изучение объектов по источникам - книгам, альбомам, фотографиям. Встреча с экскурсионным объектом непосредственно на месте его расположения, изучение различных его сторон позволяют экскурсоводу в будущем при работе с группой свободно ориентироваться у памятника, квалифицированно вести его показ.

Отбор объектов заканчивается составлением карточки (паспорта) на каждый из них. Данные карточки используются как для конкретно разрабатываемой темы, так и для будущих экскурсий.

В карточку объектов вносятся следующие данные:

1) наименование объекта (первоначальное и современное), а также название, под которым памятник известен у населения;
2) историческое событие, с которым связан памятник, дата события;
3) местонахождение объекта, его почтовый адрес, на чьей территории памятник расположен (город, поселок, промышленное предприятие и т. д.);
4) описание памятника (подъезд к нему, его автор, дата сооружения, из каких материалов изготовлен, текст мемориальной надписи);
5) источник сведений о памятнике (литература, где описан памятник и события, связанные с ним, архивные данные, устные предания, основные печатные работы и места хранения неопубликованных работ);
6) сохранность памятника (состояние памятника и территории, на которой он находится, дата последнего ремонта, реставрации);
7) охрана памятника (на кого возложена);
8) в каких экскурсиях памятник используется;
9) дата составления карточки, фамилия и должность составителя.

К карточке прикрепляется фотография объекта, воспроизводящая его нынешний и прежние виды.

В карточке на архитектурные, природные, археологические объекты могут быть включены и другие сведения. Например, в карточку на памятник архитектуры (здание) включаются сведения о наличии скульптуры, изразцов, стенописи в декоративном убранстве памятника (снаружи, внутри), о типе и конструкции здания, техническом состоянии его (степени сохранности). Наличие карточек на все экскурсионные объекты, расположенные на территории данного края, ускоряет разработку новых экскурсионных тем, позволяет разнообразить использование памятников в экскурсиях на разные темы, делает их показ более активным. Во многих регионах России проведена паспортизация и составлены своды памятников. В 70-е годы Научно-исследовательским институтом культуры Министерства культуры РСФСР и управлениями культуры были подготовлены своды памятников истории и культуры России по территориям. Материалы свода включают в себя лишь одну группу недвижимых памятников - мемориальные дома, усадьбы, могилы, памятные места, связанные с именами выдающихся деятелей культуры и значительными событиями в жизни территории (края, области, автономной республики).

Решающее значение в успехе разработки новой экскурсионной темы имеют объекты. Именно они составляют тот познавательный материал, который составляет зрительную основу в раскрытии темы, главный аргумент в доказательствах экскурсовода.

Необходимо отметить зависимость экскурсионного процесса в целом, его содержания, методики преподнесения материала (показа и рассказа) от объектов, их состояния, подъездных путей, точек для наблюдения. Именно поэтому такую важную роль в данный момент играют связи экскурсионных учреждений с теми организациями, которые ведут работу по выявлению, реставрации и охране памятников истории и культуры. Активное участие экскурсионных работников в деятельности этих организаций создает условия для дальнейшего развития экскурсионного дела в России.

1. Принципы отбора экскурсионных объектов для показа в данной экскурсии.
2. Показатели оценки объектов.
3. Перечень и характеристика основных и дополнительных объектов.
4. Карточки (паспорта) памятников, вошедших в экскурсию.
5. Изучение особенностей каждого из памятников истории и культуры.
6. Оценка внешнего вида памятника - его эстетической выразительности, необычности, сохранности.
7. Объем информации в связи с познавательной ценностью и известностью объекта.
8. Особенности расположения объекта.
9. Охрана памятников истории и культуры.

Карточка экскурсионного объекта образец

2. Карточки (паспорта) экскурсионных объектов с их ха-

рактеристикой: вид памятника; его наименование; если извес-

тен автор — дата, событие, с которым он связан; местонахож-

дение; краткое описание; источники сведений, в каких экскурсиях используются; сохранность; охраняется ли памятник го-

3. Контрольный текст — материал экскурсии, тщательно

подобранный и выверенный по источникам, раскрывающий

тему, все подтемы и основные вопросы; служит основой вступ-

ления, логических переходов, заключения.

4. Индивидуальный текст экскурсовода — материал, изло-

женный в соответствии со структурой экскурсии, ее маршру-

том, дающий характеристику объектов и событий. По фор-

ме — это готовый рассказ экскурсовода.

5. Схема маршрута — путь следования экскурсионной

группы, вычерченный на отдельном листе. В ней обозначены

начало маршрута, объекты показа, остановки, места выхода

группы к объектам, конец маршрута.

6. Наглядные пособия ("портфель экскурсовода") — папка

с фотографиями, схемами, рисунками, репродукциями, копи-

ями документов и др.

7. Методическая разработка — основной документ экскур-

сии, где излагаются рекомендации, как провести мероприя-

тие, последовательность и продолжительность демонстрации

объектов, наглядных пособий; называются и описываются ме-

тодические приемы показа и рассказа; излагаются указания

по ведению экскурсии, по дифференцированному подходу к

8. Материалы экскурсии — справки, цифровой материал,

картотеки источников, объектов (основных и дополнитель-

ных), рефераты, копии документов, цитаты из литературных

произведений и др. Эти материалы должны систематически

9. Список (картотека) экскурсоводов. В нем содержатся све-

дения, когда проведена и кем принята пробная экскурсия, кто

одобрил индивидуальный текст, а также документ о допуске

экскурсовода к проведению этого мероприятия.

10. Организация экскурсий для различных групп туристов

требует коррективов текстов их проведения (как контрольно-

го, так и индивидуального), методической разработки, других

материалов. А новые темы — это и есть важное направление

экскурсионной деятельности, ее закономерность.

В основе проведения экскурсии лежит принцип: от показа

к рассказу. Наличие показа, его главенствующая роль являют-

ся основой экскурсии.

В практике получили распространение следующие приемы

предварительный осмотр; экскурсионный анализ; зритель-

ная реконструкция и монтаж; локализация событий; зритель-

ное сравнение; показ наглядных пособий. Экскурсоводу, кроме этих приемов, необходимо владеть ме-

тодикой показа объектов по ходу движения автобуса и методи-

кой показа мемориальной доски.

Предварительный осмотр дает возможность направить

внимание туристов на объект, продолжается не более 1,5—2

мин, не сопровождается рассказом экскурсовода и обычно ис-

пользуется при показе панорамы города, архитектурного ан-

самбля, живописного ландшафта и т. д.

Экскурсионный анализ — это прием показа, с помощью ко-

торого происходит детальное наблюдение объекта в целом или

отдельных его частей. Зрительно воспринимаемый в данный

момент объект мысленно расчленяется на составные части для

более глубокого изучения их свойств. Существуют следующие

виды экскурсионного анализа: искусствоведческий, историчес-

кий, естественнонаучный и производственно-экономический.

Прием зрительной реконструкции необходим для мыслен-

ного восстановления первоначального объема объектов. Дан-

ный прием используется при показе: памятных мест, где про-

исходили знаменательные события; зданий и мест, связанных

с жизнедеятельностью выдающихся личностей. По отдельным

сохранившимся деталям экскурсовод восстанавливает перво-

начальный облик объекта. Если постройка вообще не сохрани-

лась, экскурсовод может использовать наглядные пособия: фо-

тографии, схемы, репродукции картин и т.д.

Одним из вариантов методического приема реконструкции яв-

ляется прием зрительного монтажа, когда объект создается пу-

тем суммирования внешнего облика нескольких зданий или нес-

кольких памятников, а также их отдельных элементов, частей.

Прием локализации событий — это способ показа истори-

ческого события, явления в точной локальной обстановке, в

которой они протекали.

Прием зрительного сравнения основывается на сравнении

объектов по сходству или различию между ними.

Показ наглядных пособий позволяет восполнить недоста-

ющий зрительный ряд или более конкретно воспринять эк-

скурсионный объект и связанные с ним события. В трехчасо-

вой экскурсия не должно использоваться более 15 наглядных

пособий. Наглядные пособия должны быть четкими, ясными,

аккуратно выполненными. Размеры схем, рисунков, фотогра-

фий должны быть: 18 х 24 см, 24 х 30 см.

Наглядные пособия можно классифицировать следующим

естественные пособия: коллекции насекомых, минералов;

отдельные растения и т. д.;

изобразительные: карты, схемы, открытки, рисунки и т.д.;

технические средства: диапозитивы, кинофильмы и т.д. Показ объекта по ходу движения требует предварительной

При показе мемориальной доски читать надпись на ней,

если она находится в пределах видимости экскурсантов, не ре-

Все перечисленные приемы показа в отдельности почти не

применяются и в экскурсии всегда тесно связаны с рассказом.

Средствами показа экскурсионных объектов являются рас-

сказ и жест. Главная особенность жеста на экскурсии состоит в

том, что он не связан с рассказом, а является составной частью

показа объекта. В экскурсии жесты имеют самый разнообраз-

ный рисунок: вертикальное и свободное движение руки, пере-

числение по пальцам, движение указательного пальца по кру-

гу, в сторону объекта, движение одной руки, скрещивание рук

и др. Жест несет смысловую и эмоциональную нагрузку.

В экскурсионной практике принята следующая класси-

основная группа — жесты указательного характера. Указа-

тельный жест может быть прямым, дугообразным, ломаным и

производиться в разных направлениях: снизу вверх, сверху

вниз, слева направо и наоборот. Жест-указка обычно направ-

лен в сторону объекта;

иллюстративные жесты, дают представление о границах

осматриваемых объектов, размерах показываемой террито-

рии. Жест словно очерчивает объект, останавливается на от-

подчеркивающие (пространственные) жесты дают нагляд-

ное представление о размерах и форме экскурсионных объек-

реконструирующие жесты помогают зрительно восстано-

вить несохранившиеся части зданий, сооружений, т. д.;

побудительные жесты, которые позволяют экскурсоводу

правильно размещать группу у экскурсионного объекта;

наглядные жесты дают возможность правильно демонстри^

эмоциональные жесты, выражающие эмоции экскурсово-

да, его психологическое состояние в момент проведения эк-

Неотъемлемая часть экскурсии — рассказ экскурсовода.

По отношению к показу он вторичен, подчинен показу.

Рассказ имеет следующие особенности:

зависимость рассказа от движения экскурсионной группы.

Вне маршрута и вне конкретных объектов показа экскурсион-

ный рассказ не существует;

убедительность рассказа птсту-тяетс.я с. прмот,ью зритель-

последовательность представления объектов определяет

последовательность и логичность рассказа;

ограниченность рассказа во времени и по подтемам.

Лимит времени определяется рядом обстоятельств: коли-

чеством и сохранностью объектов; удаленностью объектов

друг от друга; историко-художественной ценностью объектов.

Приемы рассказа должны соотноситься с приемами пока-

за. Задача любого приема рассказа — обеспечение лучшего

уяснения экскурсантами сути демонстрируемых объектов.

Существует несколько приемов рассказа: прием цитирова-

ния; прием комментирования; характеристика объекта; бесе-

да; прием вопросов и ответов.

Цитирование — это введение в рассказ выдержек из худо-

жественных произведений, исторических документов, мемуа-

ров. Прием употребляется, когда цитируемый отрывок совпа-

дает с конкретным экскурсионным объектом и дополняет зри-

тельные впечатления туристов.

Комментирование используется в тех экскурсиях, в кото-

рых объект показывается в движении, изменяется во время

При характеристике экскурсионных объектов подчерки-

вается их специфика, приводятся наиболее характерные их

Прием беседы требует детального, продуманного подхода к

каждому объекту и экскурсантам.

Прием вопросов и ответов должен употребляться уместно.

Вопросы экскурсовода должны отличаться доступностью, точ-

ностью, конкретностью. Этот прием является ступенькой в лес-

тнице логического перехода. Кроме того, общие правила методи-

ки устанавливают, что в конечной точке маршрута экскурсовод

должен обратиться к группе с просьбой задавать ему вопросы.

Однако давать ответы на вопросы, не имеющие отношения к теме

экскурсии, не входит в его обязанности. Он может дать совет, на

каких экскурсиях, в каких литературных или других источни-

ках можно найти ответ на интересующие экскурсантов вопросы.

1.3. ФОРМЫ И ВИДЫ ЭКСКУРСИОННОГО

Туризм как вид социально-экономической деятельности

объединяет в себе интегрированные знания о закономерностях

наиболее ценимых социальных результатов (оздоровление, по-

вышение физического и духовного потенциала человека, об-

щение с природой, умение, уровень знаний). Что касается пос-

леднего, то как нигде в другой отрасли, именно экскурсионное обслуживание позволяет донести до потребителя туристской

услуги целый комплекс знаний ряда отраслей науки: экономи-

ки, истории, географии, этнографии, экологии и пр.

Формирование интеллекта человека протекает в рамках ра-

бочего и внерабочего времени, которые находятся в органичес-

кой связи. Сокращение рабочего времени на основе роста про-

изводительности труда влечет за собой соответствующее уве-

личение свободного времени и наоборот, повышение квалифи-

кации и рост культурного уровня работников обусловливают

повышение производительности труда и рациональное исполь-

зование рабочего времени.

Деятельность в свободное время требует определенных ма-

териальных затрат как членов общества, так и общества в це-

лом. Современные масштабы туризма выдвигают на новый

план проблемы рациональной организации экскурсионного об-

служивания. Рост объема свободного времени еще не означает

рационального его потребления. Общество должно уметь отды-

хать, и в этом ему помощник — туризм.

Свободное время не имеет таких жестких регламентов, как

требования технологии и организации производства. Поэтому

каждый человек может и выбирает наиболее эффективный

или наиболее быстрый способ восстановления психоэмоцио-

нального равновесия, нарушенного в процессе учебы, про-

изводства. К сожалению, для некоторых эффективным сред-

ством снятия нервного напряжения выступает алкоголь — на-

иболее дешевое и мгновенно действующее средство.

Такая же причина растущего увлечения азартными игра-

ми, детективной литературой, кинобоевиками и пр. так как

острые ощущения, сопровождающие подобного рода"рекреа-

ционные услуги" оказываются наиболее доступными и быстро-

действующими средствами психоэмоционального переключе-

ния. Как видим, потребности в отдыхе, в определенных усло-

виях люди могут находить в социально неперспективных или

асоциальных видах рекреационной деятельности, для пред-

отвращения чего нужны, разумеется, альтернативы.

Такой альтернативой и является сфера туризма. Именно

данная отрасль социальной инфраструктуры позволяет удов-

летворить потребность человека в приобщении к духовным и

нравственным ценностям, в накоплении и углублении знаний,

в том числе и профессиональных (однако не в регламентиро-

ванном процессе обучения), в режиме свободного выбора

объекта, методов и средств познания. Как раз такие познания

достигаются при участии в экскурсионно-туристских мероп-

риятиях: осмотре музейных и выставочных экспозиций, исто-

рических, культурных, инженерных, этнографических и при-

родных достопримечательностей; занятии теми видами туризма, которые человеку по душе: водным, велосипедным, пеше-

ходным и пр. При получении туристских и экскурсионных ус-

луг происходит удовлетворение потребности человека в физи-

ческой, психической, материальной и духовной связях с дру-

гими людьми (общение). Причем если познание есть связь

субъекта с объектом, с которого он снимает информацию, то

общение есть связь первого со вторым, с которым он обменива-

Общаясь на экскурсиях, в походах, в других рекреацион-

ных мероприятиях, люди контактируют друг с другом, что на-

рушает монотонность и однотипность общения в сфере про-

изводства. Смена информации для работников интеллектуаль-

ного труда наиболее эффективно достигается в процессе актив-

ного отдыха, т. е. не изоляцией человека от источников инфор-

мации, а сменой ее характера и впечатлений от нее.

Одна из потребностей, которую призвана удовлетворять

сфера туризма — это потребность человека в движении. Недос-

таток движения (гипокинезия) — еще одна болезнь XX века —

является первопричиной многих заболеваний. Удовлетворе-

ние потребности в движении через различного рода походы,

прогулки, экскурсии в сочетании с эмоциональными и интел-

лектуальными нагрузками от них позволяет человеку хотя бы

на короткий срок ликвидировать дефицит движения, а следо-

вательно, и предупредить болезни.

Кроме перечисленных выше потребностей, следует остано-

виться на оздоровлении. И здесь как нельзя кстати сфера ту-

ризма с ее базами отдыха, профилакториями, "оздоровленчес-

кими" турами, общением с природой. Избирательность челове-

ка в удовлетворении своих потребностей носит подсознатель-

ный характер, хотя мы не можем с определенностью сказать,

что выбор каждый раз падает на наиболее эффективный вид

туристских услуг. Причем многие из них обладают возможнос-

тью удовлетворять одновременно несколько потребностей, т.е.

обладают функциональной полнотой. Например, экскурсия

выполняет функцию движения, общения, познания; просто

прогулка по незнакомому городу — движение и познание.

Удовлетворение потребностей человека находится в пря-

мой зависимости от количественного и качественного совме-

щения форм и видов экскурсионного обслуживания. Очевид-

но, что чем больше совмещений, тем эффективнее протекает

Экскурсионное обслуживание является частью комплек-

сной туристской услуги, которую следует рассматривать как

результат деятельности туристских учреждений или предпри-

ятий по удовлетворению запросов и потребностей экскурсан-

тов. Организация (создание новой, либо совершенствование

уже имеющейся системы с точки зрения ее функционирова-

ния) экскурсионного обслуживания как часть туристской ус-

луги имеет ряд особенностей. В процессе организации экскур-

сионного обслуживания отсутствуют объективные и четкие

границы затрат труда, что присуще материальному производ-

ству. Экскурсионное обслуживание направлено на создание

потребительских стоимостей, необходимых для удовлетворе-

ния потребностей экскурсанта.

Спрос на экскурсионное обслуживание непосредственно

связан с категорией потребительского спроса.

Согласно "Временным правилам деятельности в сфере ту-

ризма на территории Республики Беларусь" организацией эк-

скурсионнно-познавательного туризма для жителей Беларуси

следует считать проведение экскурсий при наличии методи-

ческой разработки для граждан нашей республики и иных го-

сударств, организацию для наших сограждан отдыха, экскур-

сионных поездок и путешествий с посещением исторических,

культурных, природных и иных объектов, также реализацию

путевок по агентским соглашениям с туроператором по терри-

тории Республики Беларусь.

Согласно данным правилам к проведению экскурсии допус-

кается экскурсовод (гид), прошедший специальную подготов-

ку или переподготовку, сдавший каждую тему проводимой эк-

скурсии. Подтверждающим документом о профессиональной

квалификации экскурсовода (гида) служит диплом (свиде-

Руководством для экскурсовода (гида) является методичес-

кая разработка. Методическая разработка экскурсии — обяза-

тельный документ, который при наличии текста экскурсии да-

ет право на проведение ее по данной теме и оплату.

Методическая разработка определяет тему и цель, маршрут

и объекты экскурсии, ее продолжительность, методические

приемы ведения. Составляется методистами или экскурсово-

дами на каждую тему экскурсии по общепринятой схеме:

Мар- Оста- Объекты Продол- Наиме- Органи- Мето-

шрут эк- новки показа житель- нование заци- дические

скурсии ность эк- подтем и онные указания

скурсии, перечень указания

Составление методической разработки и текста экскурсии

осуществляется в соответствии с "Практическими рекоменда-

циями по составлению методической разработки и текста эк-

скурсии" (приложение 1). Методическая разработка и текст

экскурсии утверждаются в установленном порядке.

Экскурсионное обслуживание определяется местом экскур-

* как части туризма (гостиница, кемпинг, туристская ба-

за, путешествие, поход, маршрут);

• как части оздоровления и отдыха (дом отдыха, пансио-

• как самостоятельной формы обучения (экскурсия-кон-

сультация во время проведения тематических вечеров, диспу-

* как формы воспитания.

Организация экскурсионного обслуживания населения

должна носить целенаправленный характер. Вся работа по ох-

вату населения экскурсионными услугами может осущес-

твляться в следующих направлениях:

местожительство; учебные заведения, учреждения, пред-

приятия; турбазы, дома отдыха, пансионаты и т.п.; дома и

дворцы культуры, клубы; симпозиумы, заседания, различного

рода семинары и курсы; аэропорты, вокзалы, фестивальные

Каждая форма организации экскурсионного обслуживания

являет собой совокупность направленных действий, имеющих

определенную цель — удовлетворение запросов туристов.

К основным показателям экскурсионного обслуживания

объем экскурсионных услуг, предоставляемых населению

(в денежном выражении); объем экскурсионного обслужива-

ния (количество экскурсантов); количество человеко-дней; при-

быль от экскурсионных услуг.

Оценочные показатели служат критерием совершенствова-

ния организации экскурсионного обслуживания населения.

Организация экскурсионного обслуживания — одно из важ-

нейших направлений деятельности туристского предприятия.

Для оказания экскурсионных услуг целесообразно иметь сле-

дующее: список телефонов и адресов организаций — потенци-

альных заказчиков экскурсий; список телефонов и адресов ор-

ганизаций, связанных с обслуживанием экскурсантов; пере-

чень тем экскурсий; карты-схемы экскурсионных маршрутов

110 городу, району, области, республике; список телефонов и

домашних адресов экскурсоводов.

Для полноты информации туристское предприятие должно

быть обеспечено различного вида картотеками. Ими могут быть:

картотека транспортных предприятий (автохозяйств, ав-

тостанций, железнодорожных вокзалов, аэропортов); картоте-

ка гостиниц, пансионатов, туристских баз и др.; картотека

предприятий питания (кафе, бары, рестораны и т. п.); картоте-

ка культурно-просветительных учреждений (музеев, театров,

концертных залов и др.), посещение которых предусмотрено

организаторами экскурсий; картотека предприятий, являю-

щихся объектами экскурсионного показа; картотека экскур-

сий. Причем перечисляются темы проводимых экскурсий сог-

ласно классификации, указывается их продолжительность,

способ передвижения; места начала и окончания экскурсии,

Документом строгой отчетности является диспетчерский

"Журнал учета проведения экскурсий" и экскурсионная пу-

тевка (ваучер). Ведение данного вида документов осуществля-

ется согласно инструкции Министерства спорта и туризма Бе-

ларуси (приложение 2). Весь перечень изложенной выше доку-

ментации может получить компьютерную обработку и хра-

ниться в компьютере.

Экскурсионное обслуживание осуществляется туристски-

ми фирмами (предприятиями) на территории (город, район),

где они расположены. Экскурсионное обслуживание групп,

выезжающих в другие города (даже в пределах одной области),

осуществляют туристские учреждения или предприятия, рас-

положенные в этих городах. Экскурсовод, выехавший с груп-

пой туристов в эти города, проводит путевую информацию и

выполняет обязанности руководителя группы.

Основой всей работы по организации обслуживания групп

должен быть экскурсионно-финансовый план предприятия,

составленный с учетом изучения спроса и предложения эк-

скурсионных услуг на туристском рынке. План составляется

по видам экскурсий и тематике с учетом состава группы. Тем

самым решается вопрос о дифференцированном подходе к ор-

ганизации экскурсионного обслуживания различных групп

населения. Термин "дифференциация" означает разделение,

расслоение целого на различные части. Дифференцированный

подход требует организации различных групп населения с уче-

том их запросов, особенностей, увлечений.

Дифференцированный подход к обслуживанию и организа-

ции определенных групп имеет немаловажное значение для

экскурсионного обслуживания в целом, так как решает следу-

способствует максимальному удовлетворению разносторон-

них запросов экскурсантов; создает возможность изыскания

новых резервов в расширении экскурсионного обслуживания;

повышает эффективность всей работы в этой области.

Такая постановка вопроса требует определения основных

критериев экскурсантов, выделения конкретных групп по их

обслуживанию. Согласно "Временным правилам деятельности

в сфере туризма на территории Республики Беларусь" экскур-

сант — временный посетитель, пребывающий в той или иной

стране (местности) с целью посещения достопримечательных

мест, музеев и т.д. с учебными или культурно-просветительс-

кими целями не менее 24 часов.

В практике экскурсионного обслуживания сложилось нес-

колько видов классификации экскурсантов. Причем в основу

положено отношение этих людей к экскурсии как форме куль-

турного досуга, отдыха, пополнения знаний. Условно можно

выделить три основные категории экскурсантов, ко-

хотят все знать — им интересно все новое в экономике, нау-

ке, технике, искусстве, архитектуре и т.д. Для них почти каж-

Похожие работы: Экскурсионноеобслуживание в Воскресенье

Экскурсионноеобслуживание в Воскресенье. Тайны, омытые водами. экскурсий и место отправления указано в программе. ? В стоимость любой однодневной экскурсионной поездки. путевая информация по ходу экскурсии. экскурсионная программа, ? Сбор группы (если.

Экскурсионноеобслуживание на субботу

Экскурсионноеобслуживание на субботу. СТРАШНЫЕ СНЫ ДОМА. Бриллианты Бугримовой и Галина Брежнева. В ходе экскурсии Вы узнаете: какая высотка попала. мумии. ТАЙНЫ ШОТЛАНДСКОГО МАГА. В этой экскурсии мы прикоснемся к тайне пророчеств и предсказаний.

Экскурсионноеобслуживание по Одессе Экскурсии по старой и новой Одессе Музеи Одессы Ботанический сад Туры выходного дня в Одессе Винные туры Отдых на морских курортах Одессы Услуги переводчика Бронирование гостиниц

Агентство путешествий «ASTRON-info» Экскурсионноеобслуживание по Одессе Экскурсии по старой и новой Одессе. транспортное обслуживание по всему маршруту проживание в гостинице питание по программе Экскурсионноеобслуживание * Дополнительно.

Особенностью данного экскурсионногообслуживания в Москве является возможность выбора дня начала и окончания тура и гостиницы, а также самостоятельная калькуляция стоимости

ЭКСКУРСИОННОЕ ЕЖЕДНЕВНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ В МОСКВЕ Особенностью данного экскурсионногообслуживания в Москве является возможность выбора дня. из тематических автобусных экскурсий из цикла "Москва историческая". Экскурсии посвящены истории Москвы.

Проект административный регламент оказания муниципальной услуги «Музейно-экскурсионноеобслуживание»

-экскурсионноеобслуживание» Общие положения Административный регламент оказания муниципальной услуги «Музейно- экскурсионноеобслуживание». - проведение нестационарных выставок и экскурсий. 3.2. Проведение коллективных экскурсий. чтение лекций и.