Категория: Руководства
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения».
Сведения о стандарте1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации оборонной продукции и технологии» (ФГУП «Рособоронстандарт»; до 8 июля 2005 г. - ФГУП «ВНИИстандарт»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 406 «Социальное обслуживание населения»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН ВДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2005 г. № 534-ст
4 В настоящем стандарте реализованы нормы федеральных законов Российской Федерации:
от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»;
от 9 января 1996 г. № 2-ФЗ «О защите прав потребителей»;
от27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
В стандарте реализованы также нормы постановления Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. № 113 «О некоторых мерах, направленных на совершенствование систем обеспечения качества продукции и услуг»
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
1. Общее положение системы качества в учреждении
1.1. В качестве базовой нормативной основы при разработке систем качества конкретных учреждений применительно к специфике их деятельности используется Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52497-2005 «Социальное обслуживание население. Система качества учреждений социального обслуживания», Государственный стандарт Республики Алтай согласно Постановлению Правительства Республики Алтай от 16 августа 2007г. № 171 «Социальное обслуживание населения в Республике Алтай», Постановлению Правительства Республики Алтай от 26 июня 2009 г. N 146 «Социальное обслуживание населения Республики Алтай» (Приложение №3, №4)
1.2. Под системой качества учреждения понимают совокупность организационной структуры (с распределением ответственности сотрудников за качество услуг), правил, методов, обеспечения качества услуг, процессов предоставления услуг, ресурсов учреждения (людских, материально-технических, информационных, других), обеспечивающая осуществление административного руководства качеством услуг.
1.3. Система предназначена для создания необходимых условий гарантированного удовлетворения законных запросов и потребностей клиентов, повышения эффективности и качества услуг на всех стадиях предоставления с целью предупреждения возможных отклонений заданных требований к этим услугам, обеспечения репутации учреждения, как надежного и порядочного исполнителя услуг.
2. Политика учреждения в области качества
2.1. Политика учреждения в области качества представляет собой: основные цели, задачи и принципы деятельности учреждения в области качества, документально оформленные и принятые к обязательному выполнению в учреждении.
2.2. Основные цели учреждения в области качества социального обслуживания:
2.3 Задачи учреждения в области качества социального обслуживания:
2.4 Принципы в области качества:
2.5. Организационная структура системы качества БУ РА «УСПН Майминского района».
3. Функции структурных подразделений системы качества социального обслуживания учреждения
3.1. Директор учреждения:
3.3. Лицо, ответственное за контроль качества:
3.4. Ответственные исполнители по проведению проверок качества:
3.5. Отделение социального обслуживания населения
3.6. Отделение по назначению и выплате мер социальной поддержки
6. Сведения о комплекте документов всех уровней, составляющих нормативно-методическую базу системы качества
В состав документов всех уровней системы качества учреждения входят:
5. Полномочия и ответственность персонала
В учреждении сформирована комиссия по контролю качества, состав которой утвержден приказом директора учреждения. В состав комиссии входят:
В должностной инструкции ответственного лица предусматриваются полномочия:
В должностных инструкциях ответственных исполнителей по проведению проверок качества предусматриваются полномочия:
В должностных инструкциях персонала должны быть четко определены полномочия, ответственность и взаимодействие всего персонала учреждения, осуществляющего руководство работой, предоставление услуг и контроль деятельности, влияющий на качество услуг. В большей степени это относится к обслуживающему персоналу, деятельность которого связана с выполнением таких процедур, как выявление претензий и жалоб клиентов, проведение мероприятий по устранению и предупреждению недостатков, контроль выполнения этих мероприятий.
В учреждении устанавливается порядок документального оформления системы качества, в котором отражается порядок разработки, утверждения и внесения изменений, а также порядок ведения всех документов, относящихся к системе качества, порядок обеспечения ими.
6. Внутренние проверки системы качества
Внутренние проверки качества проводятся с целью регулярной оценки её эффективности и соответствия установленным требованиям, а также для получения информации, необходимой для обеспечения эффективного функционирования этой системы.
При проведении проверок нужно учитывать, что основными факторами, влияющими на качество предоставляемых услуг, являются:
Проверки системы качества могут быть плановыми и оперативными. Периодичность плановых проверок устанавливается в зависимости от результатов анализа качества услуг (не реже одного раза в квартал). Первоначально периодичность плановых проверок устанавливается не реже 1-2 раз в год.
Оперативную проверку системы качества или отдельных её частей проводят в случае резкого ухудшения показателей, характеризующих конечные результаты работы по обеспечению качества предоставляемых услуг каким-либо подразделением или в целом учреждением, в случае оценки эффективности корректирующих действий, а также значительных изменениях организации работ и технологий предоставления услуг, отрицательно влияющих на качество.
При организации внутренних проверок системы качества комиссией по контролю качества разрабатывается план проведения проверки, утверждаемый директором учреждения на каждый квартал.
План проведения внутренних проверок качества
В процессе проведения внутренних проверок системы качества осуществляют:
По итогам внутренней проверки качества её результаты оформляются в виде отчета о состоянии системы качества, в котором отражают данные анализа соответствия показателей и результатов деятельности учреждения в области обеспечения качества предоставляемых услуг установленным требованиям.
На основании полученных результатов проверки системы качества учреждения, разрабатываются и реализуются мероприятия по её совершенствованию, разрабатываются новые методы и средства управления качеством предоставляемых услуг, проводится работа по улучшению состава и содержания нормативной документации на систему качества.
Отчет с предложениями по совершенствованию системы качества предоставляется руководителю учреждения в 10-дневный срок с момента завершения проверки.
Директор учреждения не позднее 30 дней со дня предоставления отчета, рассматривает его, принимает решение о целесообразности реализации предложений по совершенствованию системы качества учреждения, вынесенных комиссией по контролю качества, возвращает их на доработку.
7. Подготовка кадров учреждения
Учреждением разрабатывается и утверждается план мероприятий по подготовке (обучению, повышению квалификации, аттестации, стажировке и т.д.) персонала, выполняющего работы, непосредственно влияющего на качество услуг. Подготовкой персонала должны быть охвачены все сотрудники учреждения, непосредственно влияющие на качество услуг, включая руководящий состав всех уровней.
При разработке плана мероприятий по подготовке персонала необходимо предусмотреть решение следующих вопросов:
8. Анализ функционирования системы качества руководством учреждения ипорядок корректировки документов системы качества
Система качества учреждения систематически, не реже 2 раз в год, анализируется руководством учреждения для того, чтобы можно убедиться, что она удовлетворяет предъявленным к ней требованиям и эффективна.
Анализ должен содержать оценку результатов внутренних проверок, проводимых комиссией по контролю качества. Результаты подобных анализов используют в работе для подтверждения достижения требуемого качества и эффективности функционирования системы.
Документы системы качества учреждения пересматриваются не реже 1-2 раз в год на предмет соответствия Национальным и государственным стандартам социального обслуживания, действующему законодательству.
При необходимости внесения изменений или дополнений в документ системы качества ответственными лицами подготавливается соответствующий проект изменений или дополнений.
Проект изменений или дополнений представляется на согласование в комиссию по контролю качества, которая рассматривает его в течение 10 дней со дня поступления проекта изменений или дополнений.
После согласования проекта изменений или дополнений комиссией по контролю качества он передается директору учреждения для утверждения. В случае отрицательного заключения комиссии проект возвращается ответственным лицам на доработку.
Директор учреждения в течение 10 дней со дня поступления проекта изменений или дополнений на утверждение рассматривает его и утверждает приказом либо возвращает ответственным лицам на доработку.
9. Контроль и оценка качества услуг
При контроле и оценке качества услуг учреждение должно:
Сравнение оценок клиентов и исполнителей услуг проверятся постоянно, чтобы оценить совместимость двух мер и качества, провести (в случае необходимости) корректирующие действия и определить, насколько деятельность исполнителей услуг отвечает потребностям и запросам клиентов.
Оценка качества социальных услуг осуществляется на основании установленных критериев оценки качества социальных услуг.
Оценка качества социального обслуживания в целом по учреждению определяется на основании установленной методики оценки качества не реже 2 раз в год (по итогам полугодия, года на основании п.11).
Оценка качества социального обслуживания определяется путем суммирования баллов, выставленных комиссией по контролю качества за каждый критерий. Общая оценка качества услуг (отделения) проводится путем сравнения максимально возможной оценки и реально набранной в ходе проверки качества услуг. Таким образом, можно вывести процент соответствия качества услуг установленным требованиям.
Кроме этого должно проводиться сравнение оценок услуг клиентами и специалистами на постоянной основе, чтобы оценить насколько деятельность исполнителей отвечает требованиям клиентов (при необходимости проводятся корректирующие действия).
По итогам внутренней проверки качества её результаты оформляются в виде отчета о состоянии системы качества, в котором отражают данные о соответствии показателей и результатов деятельности учреждений установленным требованиям в области обеспечения качества предоставляемых услуг.
Далее на основании полученных результатов проверки системы качества комиссией по контролю качества разрабатываются предложения по её совершенствованию, по внедрению новых методов и средств управления качеством предоставляемых услуг, по улучшению состава и содержания нормативной документации на систему качества.
Отчет с предложениями по совершенствованию системы качества представляется руководителю учреждения.
Директор учреждения рассматривает представленный отчет и принимает решения о целесообразности реализации предложений по совершенствованию системы качества учреждения, вынесенных комиссией по контролю качества, либо возвращает их на доработку.
10. Порядок ведения документов системы качества
Документы системы качества, предназначенные для фиксирования процесса предоставления социальных услуг, ведутся в соответствии с установленными формами, утвержденными приказом директора учреждения:
На титульном листе журнала указывается его номер в соответствии с номенклатурой дел учреждения, наименование учреждения и структурного подразделения учреждения, наименование журнала, дата начала и завершения ведения журнала.
По завершению журналов они сдаются в архив учреждения и хранятся в течение 5 лет.
Индивидуальные программы работы с клиентами (карты реабилитации) заводятся на каждого обслуживаемого индивидуально, регистрируются в журнале регистрации, прошиваются, листы пронумеровываются. На титульном листе указывается наименование учреждения и структурного подразделения, наименование карты, Ф.И.О. обслуживаемого, дата начала и завершения ведения журнала.
При выбытии обслуживаемого из учреждения, либо в случае его смерти карта реабилитации сдается в архив учреждения и хранится в течение 5 лет.
Учет оказываемых социальных услуг ведется во всех отделениях.
11. Примерная методика оценки качествасоциальных услуг в учреждении
Оценка качества производится путем подсчета процентного соотношения максимально возможного количества баллов в соответствии с установленными критериями и реально набранного в ходе проверки системы качества.
Оценка качества социальных услуг (в % ) -V
V=(полученная оценка/максимальная оценка)*100
Сводная оценка качества социальных услуг –W
Оценка факторов, влияющих на качество социальных услуг –N
N=(полученная оценка/максимальная оценка)*100
Сводная оценка основных факторов, влияющих на качество социальных услуг –H
H =(N(1)+N(2)+N(3)+N(4)+N(5))/5
Оценка качества социального обслуживания в учреждении –P
P=(H+W)/2
ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА
Настоящее руководство устанавливает основы формирования и раскрытия политики государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Лермонтовский комплексный центр социального обслуживания населения» в области качества предоставляемых услуг.
Настоящее руководство является элементом контроля деятельности подразделений и сотрудников по оказанию социальных услуг на их соответствие государственным стандартам социального обслуживания, другим нормативным документам в области социального обслуживания населения.
Эффективность системы контроля качества обеспечивается:
наличием Политики учреждения в области качества предоставляемых услуг;
разработкой планов работы учреждения и его структурных подразделений по контролю качества предоставляемых услуг;
составлением графиков проверок и списка вопросов к ним;
оформлением результатов проверок;
выработкой и реализацией мероприятий по устранению выявленных недостатков.
Под политикой ГБУСО «Лермонтовский КЦСОН» в области качества предоставления услуг понимается выбранная им совокупность методов оценки деятельности структурных подразделений и отдельных сотрудников, направленных на полное удовлетворение нужд клиентов, повышение качества услуг и эффективности социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Основными критериями такой оценки являются:
- полнота предоставления услуги в соответствии с требованиями документов;
- результативность предоставления услуги.
Формирование политики в области качества предоставления услуг
Политика учреждения в области качества предоставления услуг формируется директором Центра на основе ГОСТ Р52143-2003 «Основные виды социальных услуг», ГОСТ Р52142-2003 «Качество социальных услуг», ГОСТ Р52496-2005 «Контроль качества социальных услуг», ГОСТ Р52487-2005 «Система качества учреждений социального обслуживания».
Политика учреждения в области качества
Система контроля качества предоставления услуг создаётся с целью;
обеспечения постоянного удовлетворения клиентов предоставляемыми услугами;
повышения качества услуг и эффективности их предоставления;
принятия профилактических мер по предупреждению или урегулированию претензий и жалоб клиентов.
Основными задачами, на решение которых направлена система качества, являются:
осуществление эффективного контроля за техническими, организационными и другими факторами, влияющими на качество предоставляемых социальных услуг;
предотвращение или устранение любых несоответствий социальных услуг предъявляемым к ним требованиям;
обеспечение стабильного уровня качества социальных услуг.
Принципы системы качества:
1) приоритетность требований (запросов) клиента по обеспечению качества социальных услуг, т. е. обеспечение уверенности в том, что эти требования будут полностью реализованы при предоставлении услуг;
2) предупреждение проблем качества услуг, т.е. обеспечение уверенности в том, что эти проблемы будут предупреждаться, а не выявляться и разрешаться после их возникновения;
3) соблюдение положений нормативных документов, регламентирующих требования к порядку и правилам предоставления услуг;
4) обеспеченность учреждения соответствующими людскими, материально-техническими и другими ресурсами (базовой и оперативной информацией, технической документацией, данными о результатах предоставления услуг и их контроля, итогах оценки качества);
5) четкое распределение полномочий и ответственности персонала за его деятельность по предоставлению услуг, влияющих на их качество;
6) личная ответственность руководителя учреждения за качество предоставляемых услуг, разработку, внедрение и контроль эффективности системы качества, за определение политики в области качества, организацию и общее руководства работами по обеспечению качества;
7) обеспечение личной ответственности каждого исполнителя за качество услуг в сочетании с моральным и материальным стимулированием качества;
8) документальное оформление правил и методов обеспечения качества услуг;
9) обеспечение понимания всеми сотрудниками учреждения требований системы качества к политике в области качества.
Организационная структура системы качества
В учреждении действует 3-х уровневая система контроля деятельности подразделений и отдельных сотрудников в области качества предоставления услуг:
Система плановых комплексных проверок
Система перекрестных проверок
Наличие 4-уровневой системы контроля способствует соблюдению принципа предупреждения проблем качества услуг, профилактике возможных нарушений в области качества предоставления услуг, в случае нестандартной или конфликтной ситуации, изучению и выработке плана по улучшению оказания качества услуг.
4.1. 1-й уровень. Система плановых проверок осуществляется Службой контроля, состав которой утвержден приказом директора. Плановая проверка может использовать многофункциональный подход: тематический, фронтальный, сравнительный. Плановая проверка проводится согласно плану работы учреждения в области контроля качества
4.2. 2-й уровень. Перекрестные проверки осуществляются Службой контроля второго уровня, состав которых формируется из заведующих отделениями и специалистов учреждения. Перекрестная проверка направлена на оказание помощи и внесение конкретных предложений для улучшения качества работы.
4.3. 3-й уровень. Система самоконтроля заключается в ежедневном систематическом контроле качества услуг внутри каждого структурного подразделения.
4.5. Основными критериями проверок являются:
- соответствие предоставляемых услуг государственным стандартам и другим нормативным документам в области социального обслуживания;
- наличие и состояние документов, в соответствии с которым функционирует подразделение (положение об отделении, правила, инструкции, методики работы с клиентами, эксплуатационные документы на оборудование, приборы, аппаратуру, государственные стандарты социального обслуживания);
- укомплектованность отделения специалистами и сотрудниками соответствующей квалификации;
- наличие информации об отделении, порядке и правилах предоставления услуг;
- техническое оснащение отделения.
Порядок внедрения и функционирования системы контроля качества
5.1. Служба контроля деятельности подразделений и отдельных сотрудников по оказанию социальных услуг и их соответствием государственным стандартам социального обслуживания первого уровня.
Служба контроля 1-го уровня возглавляется директором Центра, состав службы ежегодно утверждается приказом директора Центра.
Служба осуществляет плановую проверку каждого структурного подразделения не реже, чем 1 раз в год согласно плану проверок качества работы.
Вопросы для проведения проверок разрабатывается заместителем директора и утверждаются директором Центра индивидуально для каждой проверки.
Конкретный список вопросов проверки с указанием сроков ее проведения вручается для ознакомления заведующему отделением, которое подлежит проверке, за один день до ее начала под роспись.
После окончания проверки служба контроля 1-го уровня в течение 10 дней документально оформляет результаты проверки, составляет перечень выявленных недостатков и знакомит с ним руководителя проверяемого отделения под роспись.
Руководитель подразделения в 10-тидневный срок на основании справок и рекомендаций разрабатывает и согласовывает с директором Центра план мероприятий по устранению недостатков, с указанием ответственных лиц и сроков их выполнения.
Для повышения эффективности проверок, направленных на контроль качества выполнения услуг и их соответствие государственным стандартам, список клиентов для проведения опроса определяется путем случайного выбора (лотереи).
5.2.Служба контроля деятельности подразделений и отдельных сотрудников по оказанию социальных услуг и их соответствием государственным стандартам социального обслуживания второго уровня.
5.2.1. Служба контроля 2-го уровня состоит из заведующих и специалистов подразделений, выполняющих схожие или аналогичные обязанности.
5.2.2. Каждая группа контроля, входящая в состав службы контроля 2-го уровня, осуществляет перекрестные проверки другого структурного подразделения не реже, чем 1 раза в год по заранее утвержденному плану перекрестных проверок.
5.2.3. Вопросы для проведения проверок разрабатываются заместителем директора и утверждаются директором Центра индивидуально для каждой проверки.
5.2.4. Конкретный список вопросов проверки с указанием сроков ее проведения вручается для ознакомления заведующему отделением, которое подлежит проверке, за один день до ее начала под роспись.
5.2.5. После окончания проверки служба контроля 2-го уровня в течение 10 дней документально оформляет результаты проверки, составляет перечень выявленных недостатков и знакомит с ним руководителей подразделений под роспись.
5.2.6. Руководитель проверяемого подразделения в 10-тидневный срок разрабатывает и согласовывает с директором ГБУСО «Лермонтовский КЦСОН» план мероприятий по устранению недостатков с указанием ответственных лиц и сроков их выполнения, предоставляет письменную информацию по итогам выполнения данного плана мероприятий.
5.2.7. С целью повышения эффективности проверок качества выполнения услуг и их соответствия государственным стандартам, список клиентов для проведения опроса определяется путем случайного выбора.
5.3.1.Каждый руководитель структурного подразделения разрабатывает и утверждает у директора Центра план работы подразделения, включая в него как мероприятия самоконтроля, так и перекрестные проверки других подразделений.
5.3.2.Каждый заведующий отделением надомного обслуживания обязан в течение года по утвержденному директором Центра графику посетить каждого клиента своего отделения с целью контроля качества предоставляемых услуг.
5.3.3.Результаты посещения заносятся в Журнал контроля качества отделения.
5.3.4.Руководители других структурных подразделений организуют мероприятия по контролю качества предоставления услуг в течение года по утвержденному графику.
6.Нормативно-методическая система качества
(сведения о комплекте документов всех уровней)
6.1. В комплект документов учреждения, необходимый для организации работы системы контроля качества, входит:
6.1.1. Приказ об утверждении политики в области качества предоставляемых услуг.
6.1.2. Приказ о создании службы контроля за деятельностью подразделений и отдельных сотрудников по оказанию социальных услуг и их соответствию государственным стандартам социального обслуживания.
6.1.3. Руководство по организации работы системы качества предоставления услуг.
6.1.4. Годовой план работы учреждения в области качества.
6.1.5. Годовые графики плановых и перекрестных проверок.
6.1.6. Список вопросов для проведения проверки.
6.1.7. Годовой анализ работы учреждения в области качества предоставления услуг.
6.2. В комплект документов каждого структурного подразделения Центра, необходимый для организации работы системы контроля качества, входит:
6.2.1. План работы подразделения, включающий мероприятия в области контроля качества.
6.2.2. График контроля качества отделения.
6.2.3. Справка о проверке качества услуг.
6.2.4. План мероприятий по устранению недостатков (если такие выявлены).
6.2.5. Журнал контроля качества отделения
6.2.7. Положение об отделении.
6.2.8. Должностные инструкции.
6.2.8. Правила, инструкции, методики работы с клиентами.
6.2.6. Государственные стандарты социального обслуживания.
6.2.7. Порядок предоставления услуг.
6.2.8. Правила предоставления социального обслуживания (социальных услуг).
6.2.9. Годовой анализ работы отделения по результатам деятельности с включением анализа работы в области контроля качества предоставления услуг.
7. Ответственность за политику в области качества
7.1. Ответственность учреждения за качество предоставляемых услуг, разработку, внедрение и контроль эффективности системы качества, за определение политики в области качества, организацию и общее руководство работами по обеспечению качества, а также за обеспечение понимания всеми сотрудниками учреждения требований системы качества несет директор Центра.
7.2. Ответственность за обеспечение качества услуг в каждом подразделении несет заведующий отделением.
7.3. Ответственность за качество услуг лежит на каждом исполнителе, предоставляющем услуги населению.
Похожие работы: Правила организации производства и контролякачества лекарственных средствутвердить руководствопокачеству или аналогичный документ, содержащий описание системы управления качеством. включая ответственность руководства. Организация производства и контролякачества.
Системыкачества. Системы управления качеством1. Назначение, цели и задачи систем качества. Эволюция 4 Часть I. Основные требования к организации производства и контролякачества лекарственных препаратов Методическое руководствопоорганизации и порядку эксплуатации пожарных рукавов в подразделениях.2013 год Методическое руководствопоорганизации и порядку эксплуатации пожарных. насоса или из системы противопожарного водо. ; штамп технического контроля. В качестве дополнительной маркировки напорных. РУКАВОВ 3.3.1. ПРИМЕНЕНИЕ В РАБОТЕ ПРИ ТУШЕНИИ ПОЖАРА.
Методическое пособие поорганизацииработы в коллективах физической культуры учебных заведенийкачество преподавания уроков физической культуры. Организатор по внешкольной и воспитательной работе несет ответственность: - за организацию. В своей работепоконтролю за физическим воспитанием директор школы руководствуется законами Республики Казахстан.