Руководства, Инструкции, Бланки

как делается реферат образец img-1

как делается реферат образец

Рейтинг: 4.6/5.0 (1880 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Написание реферата - Образец оформления содержания

Разделы сайта

Реконструкция сайта Внимание! С 26 сентября сайт находится на текущей реконструкции. Могут быть перебои в работе некоторых разделов. Приносим извинения за возможные неудобства. ВНИМАНИЮ учащихся МБОУ « Лицей «Развитие» и родителей! 1.Сбор учащихся лицея состоится 29 августа:
1-4 классы ы 12.00; 5 – 11 классы в 13.00
2. Торжественная линейка, посвящённая Дню Знаний состоится 01.09.2016 г.
Для учащихся 1-х, кадетских классов,7-11 классов в 11.00
Для учащихся 2 – 6 классов в13.00
3. Информация о проведении родительских общешкольных оргагизационых собраний.
Родительские собрания состоятся в 18.30 по графику:
7.09 - для родителей 1-х классов;
12.09 – для родителей 2-4 классов;
13.09 – для родителей 5- 6 классов;
14.09 - для родителей 7-8 классов;
15.09 – для родителей 9-11 классов.
Администрация лицея. Приказы о зачислении Приказы о зачислении на очную форму обучения в 1 класс 2016-2017 учебного года:

Официальный информационный портал Единого государственного экзамена: ege.edu.ru

Официальный портал органов исполнительной власти Псковской области - Государственного управления образования Псковской области: edu.pskov.ru

Федеральная "горячая линия" ЕГЭ:
тел. 8(495) 984-89-19

время работы: пн.-пт. с 10.00 до 18.00

Региональная "горячая линия" ЕГЭ:
тел. 8(8112) 66-46-94

время работы: пн.-пт. с 9.00 до 18.00

Муниципальная "горячая линия" ЕГЭ:
тел. 8(8112) 29-04-87

время работы: пн.-пт. с 9.00 до 18.00

- Заявление (подается до 1 февраля 2016 г. ): zayavlenie-2016.docx [32,22 Kb] (cкачиваний: 2)
- Согласие на обработку персональных данных: soglasie-na-obrabotku-personalnyh-dannyh.docx [17,37 Kb] (cкачиваний: 2)
- Памятка о правилах проведения ЕГЭ в 2016 году (для ознакомления участников ЕГЭ/родителей (законных представителей) под роспись): pamyatka.docx [25,79 Kb] (cкачиваний: 4)

- Инструкция для организаторов и учащихся: instruktazh-1-2016.pdf [5,22 Mb] (cкачиваний: 4)
- Инструкция по заполнению бланков: instruktazh-2-2016.pdf [2 Mb] (cкачиваний: 3)
- Правила заполнения бланков и замена ошибочных меток: instruktazh-3-2016new.pdf [1,38 Mb] (cкачиваний: 0)
- Возможные ошибки при заполнении ответов в части В: oshibki-v-chasti-v.pdf [1,4 Mb] (cкачиваний: 3)

Версия для слабовидящих
Календарь
Образец оформления содержания

Другие статьи

Как написать реферат, образец

Реферат - краткое устное или письменное изложение научной работы, содержания прочитанной книги и т.д. Референт – лицо, читающее реферат.


Отличный или посредственный реферат оценивает преподаватель, следовательно, нужно подстроится под его систему оценки по всем пунктам на отлично. Пункт номер один у большинства преподавателей, если не у всех это орфография и пунктуация, придется писать без ошибок, некуда не деться. В безошибочном письме может помочь Microsoft Word своей функцией “правописание” или орфографический словарь. Далее неплохо было бы внимать указаниям преподавателя и следовать заданной теме. Следующий пункт, это четкое соблюдение формы написания реферата, что будет подробно рассмотрено ниже. И наверное последний, добросовестность, что обычно нахватает. Вообще реферат, в объеме и проработке темы, понятие растяжимое. В высшей школе, особенно на последних курсах и по основным предметам факультета, реферат это глобальный труд, подробно раскрывающий тему. А в школе или лицеи 10-15 страниц, краткого конспектирования поставленной темы.

Прежде всего надо знать из чего состоит реферат.

Реферат состоит из: титульного листа, содержания, введения, глав – основной части реферата, вывода или заключения, списка литературы. Остановимся подробно на составляющих реферата.

Титульный лист - лицо реферата. На титульном листе должно присутствовать:

  • Сверху полное название учреждения, для которого пишется реферат.
  • Далее примерно в центре листа название темы реферата. Чуть пониже справа от темы, группа и Ф.И.О.(Фамилия имя отчество) того, кто пишет реферат, с указанием его статуса в учебном учреждении.
  • На следующий строчки кто принимает его, тоже с указанием статуса.
  • Внизу год создания реферата (можно еще и место, например, Москва 2013).

Содержание - то, что реферат имеет у себя внутри. Содержание второй лист реферата. Хорошо сделанный реферат имеет не только главы, но и подразделы, что и указывается в содержании, к примеру хорошо иметь такое содержание, если тема реферата "Борьба за власть":

1. Приход к власти.

1.1 Революционный путь.

1.3 Военный переворот.

2. Террор или не террор.

2.1 Террор как неизбежная политика.

2.2 Последствие террора.

Не забудьте пронумеровать листы, и номера листов указать в оглавлении. Иногда между титульным листом и содержанием вставляют пустой лист для заметок, это нужно принявшему реферат, а значит и вам. Теперь пройдемся конкретно по содержанию.

Введение - Краткое описание темы и постановка вопросов. Вернемся к примеру “Борьба за власть”, во введении нужно кратко описать, что такое власть, кто за нее борется и зачем это вообще, и какие могут быть последствия. “Зачем это вообще, и какие могут быть последствия” – это вопрос, на который нужно будет ответить в конце реферата в его выводе (см. далее).

Главы - основная часть реферата, но не главная. Главы пишутся так. В основной главе, т.е. между главой и подразделом (пример: глава - Приход к власти, подраздел - Революционный путь) должно быть маленькое “введение”, содержащие краткое описание главы без постановки вопросов. В участок реферата от “содержания” до “вывода” можно лить много воды, чтобы предать реферату больший вес в прямом и переносном смысле этого слова, но воды лить по теме. Преподаватель, просматривая реферат, обычно его не читает, но обращает большое внимание (читает), на содержание, введение, вывод и список литературы.

Вывод - ваши мысли о проработанной теме, самая трудная часть. Грамотный вывод это половина всего реферата. Вывод - должен отвечать на вопрос поставленный во введении, иметь ваше мнение о поставленной теме реферата и может быть давать какие-то советы о решение проблем затронутых в реферате. Вывод реферата – показывает степень проработки темы (так думают преподаватели).

Список литературы - список источников материалов, использованных при создании реферата. Должен содержать не меньше трех источников, можно больше. Если список слишком большой, это может вызвать подозрение. В списке используйте книги рекомендованные преподавателем. Пример:

  1. “Всемирная история власти” Белых П.Н. 2012 г. издательство ”ЛИНУС”.
  2. “Террор в 21-ом веке” Климова А.В. 2010 г. издательство “ВОЛЛЕН”.
  3. ---//---
  4. (Название книг придумано автором статьи)
Как выбрать тему?

Выбор темы для одних не чего не стоит (тему задает преподаватель), для других мучение. Скажу одно, тему надо брать ту, о которой тебе больше всего известно, и для которой не нужна специальная литература. Лучше всего сначала найти реферат, а потом взять тему, и нет проблем. Если реферат, окажется недостаточно хорош, его можно доработать, это гораздо проще, чем писать с нуля.

Как оформить реферат правильно, как должен выглядеть реферат, оформленный по ГОСТу

Как должен выглядеть реферат

Почти каждый студент или школьник почему-то уверен, что реферат написать не так сложно, как выполнить контрольную или практическое задание. Однако, если вы неправильно оформите контрольную работу. но выполните ее полностью, зачет могут поставить. Но неправильное написание обычного реферата показывает неумение студента выполнять правила оформления научно-исследовательской работы, изучение первоисточников и новинок по конкретной теме. Поэтому в методичке, которую должен иметь каждый учащийся, надо внимательно разобраться с тем, как должен выглядеть реферат. Это надо сделать еще до того, как вы приступите к его написанию, чтобы сразу делать все правильно.

Что такое учебный реферат?

В принципе, это первая научная работа, которую делают еще в школе. Тема реферата определяется преподавателем в зависимости от учебной программы или знаний ученика (студента). Порой рефераты являются основной формой работы педагога с учениками, что дает последним возможность самостоятельно изучать дисциплину. Разумеется, можно не писать реферат самостоятельно, а взять готовую работу в сети, но преподаватели тоже умеют пользоваться Интернетом, поэтому скачанный реферат надо сделать уникальным. Вы же не хотите получить низкую оценку из-за того, что ваш реферат будет признан плагиатом? Можно заказать реферат, и это займет меньше всего времени, но полученную таким образом работу надо изучить тщательно, как вы изучаете учебники и пособия. Это крайне необходимо в случаях, когда требуется защита реферативной работы перед комиссией.

Какие части должен включать в себя реферат?

Прежде всего, реферат должен быть правильно оформлен, то есть, он должен быть помещен в отдельную папку, а не просто быть кипой бумаги под скрепкой.

Сразу видно, что студент относится со вниманием, как к учебному предмету, так и к самому преподавателю, которому будет удобно и приятно проверять работу, оформленную таким образом. Аккуратно сделанные графики, списки, ссылки на литературу – это все большой «плюс» к вашей работе.

Оформление реферата включает в себя:

  • Титульный лист, где указывается наименование учебного заведения, класса, курса или кафедра, а так же название темы, кто выполнил работу и кто ее поверял. В нижней части титульного листа указывается город и год выполнения работы.

Для школьного реферата достаточно такое оформление титульного листа -

Для реферата, выполненного студентом -

  • Содержание реферата или план, который может быть предложен преподавателем или разработан студентом самостоятельно -

  • Введение. где студент должен обосновать актуальность темы, дать ссылки на основных ученых, которые занимались изучением данной темы
  • Теоретическая часть, где рассматриваются методы изучения темы, предоставляются данные о заключениях ученых, делаются некоторые самостоятельные выводы по теме
  • Заключение или выводы включает в себя итог всей работы по теме реферата, причем в студенческих рефератах общее заключение будет содержать выводы по главам основной части
  • Список литературы – обязательно изучите, как надо правильно по ГОСТу оформлять литературные источники. Иногда все впечатление от реферата сводится «на нет» именно тем, как оформлен список литературы. Большая часть литературы должна быть 5-6-летней давности, и только. часть списка – это учебные пособия.

Готовый реферат, например по истории, вы можете всегда заказать на нашем сайте.
Так же вы можете заказать и курсовую в Москве . Поделиться в соц. сетях

Как правильно написать реферат – Освіта

Как правильно написать реферат

Реферат считается незначительной студенческой работой по сравнению с курсовыми или дипломными трудами. Поэтому и внимания его написанию мы уделяем меньше и зачастую не заботимся об оригинальности текста и стройности композиции. Тем не менее, написание реферата - неотъемлемая часть учебного процесса. Работая над ним, мы в первую очередь формируем навыки для создания более серьезных работ. Именно поэтому написать реферат качественно нужно уметь.

Перед тем, как рассмотреть этапы написания грамотного добротного реферата, давайте выясним, что же скрывается за этим словом.

Слово «реферат» произошло от латинского "докладывать", "сообщать". В "Словаре методических терминов" Э. Г. Азимова реферат определяется как вид письменного сообщения, изложение основных мыслей сообщения, объединенных одной темой, их систематизация, обобщение и оценка.

То есть, в реферате не должны копироваться слово в слово книги и статьи, ведь он не является конспектом. Исходя из того, что в реферате важна систематизация информации, в нем не может быть только один источник, иначе это будет доклад. И наконец, реферат призван обобщать полученный из источников материал, а не обозревать сами книги.

Целью написания реферата служит более глубокое понимание темы и запоминание полезной информации. Кроме того, когда мы работаем над рефератом, у нас вырабатываются навыки организованности и целеустремленности, что полезно не только в учебе.

Теперь давайте сформулируем тему. Иногда преподаватель дает ее конкретно вам, иногда предлагает выбрать из большого списка тем, а иногда оставляет за вами полную свободу выбора, лишь бы реферат был в рамках программы изучаемого курса. При выборе темы главное - руководствоваться собственной заинтересованностью. Если тема близка и интересна, написание реферата по ней будет идти быстро и с удовольствием, даже если по сути своей она глубже и сложнее других.

Также следует учесть наличие литературы. Если есть время подумать, лучше отметить для себя две-три темы (не больше) и поискать уже существующие наработки исследователей. На какую тему будет много качественного материала, ту и выбирайте.

Теперь остановимся подробнее на подборе материала.

Самый современный и «ленивый» способ подбора литературы - Интернет. Для поиска информации входим на сайт одного из признанных поисковиков, таких, как Yandex, Google, Rambler и другие, и водим ключевые слова по нашей теме. Лучше всего искать не просто любую информацию на данную тему, а электронные версии учебников и научных статей. В этом случае информация будет достоверной и действительно научной. Все найденные в Интернете статьи и разделы книг следует сохранять в одной папке, четко называя каждый источник, хоть соблазн побыстрее скопировать и лишь бы как сохранить и велик. Это в дальнейшем сэкономит время при поиске нужного тезиса.

Не стоит пренебрегать библиотекой, ведь зачастую именно там возможно найти основной материал, а информация из всемирной паутины станет вспомогательной. Кроме книг желательно использовать периодические издания. Важно, чтобы информация была актуальной, а учебники - современные. По мере освоения темы и набора нужной информации, начинает формироваться условный план реферата. Когда весь материал подобран, приступаем непосредственно к написанию.

Объем реферата обычно составляет 7-15 страниц, в редких случаях до 20. Стандартный реферат традиционно состоит из нескольких частей:

  • титульный лист;
  • оглавление или план;
  • введение;
  • основная часть;
  • заключение;
  • список использованной литературы.

Рассмотрим подробнее каждую из частей.

Титульный лист. При оформлении титульного листа учитываются лишь требования вашего учебного заведения. ведь форма может разниться. Чтобы потом не переделывать, лучше заранее попросить образец оформления у своего преподавателя. Оформлять титульный лист нужно предельно внимательно, чтобы не было опечаток. Если внутри работы ошибки и опечатки вполне могут остаться незамеченными, то "лицо" реферата должно быть безукоризненным. Номер страницы на титульном листе не ставится.

Оглавление к реферату содержит перечень глав, подглав и номера страниц к ним. Часто вместо оглавления, требуют написать план. План может быть простым, когда требуется пронумерованным списком перечислить название параграфов реферата, и составным, когда помимо параграфов указывают и их подпункты.

Введение. Оно может состоять из одного абзаца, а может занимать страницу-полторы. Главная его цель - ввести читателя в суть проблемы. Во введении обосновывается выбор темы (чем она важна), ее актуальность. Очерчиваем цели и задачи работы. Если это необходимо, делаем краткий обзор использованных источников. Если изначально написать введение не получилось, это можно сделать после написания заключения, когда все мысли систематизированы и получили окончательное оформление.

Основная часть. Перед тем, как приступить к написанию основной части, необходимо определиться с названиями глав и параграфов. Далее следует выстроить цепочку изложения, чтобы не нарушить последовательности мыслей и не отступить от заданной темы. Максимально освещайте главные аспекты, в основной части реферата нужно изложить основные концепции, изложенные в источниках. Обязательно ссылайтесь на автора, если используете цитаты: это показатель вашей научной «подкованности». При цитировании оформляются ссылки. Существует несколько вариантов их оформления, например, сноски могут выноситься в конец страницы, а могут указываться кратко в квадратных скобках: номер источника в списке литературы и выходную страницу цитаты ([10, с. 355]), поэтому уточнить их оформление лучше заранее.

Заключение. В заключении в краткой форме приводятся общие выводы по главной теме, а также излагается собственный взгляд на проблему и ее решение.

Список использованной литературы. или библиография - это систематизированное составление списка использованных источников. Иными словами, те сведения, по которым даже посторонний человек сможет отыскать конкретную книгу. Список составляется в алфавитном порядке на последней странице реферата и имеет четкие правила.

Книги оформляются так:

№ п/п Автор(ы). Заглавие. - Место издания: Издательство, год издания. - Страницы.

Периодика:

Автор(ы). Заглавие //Название журнала (газеты). - Год. - Номер. - Страницы статьи.

Теперь, когда реферат написан, внимательно перечитайте его два-три раза и убедитесь, что логика изложения не нарушена. Если вы ничего не упустили и правильно оформили свою работу - будьте уверены, ваши старания не останутся без внимания, и реферат будет оценен на "отлично"!

Требования к оформлению рефератов - Рекомендации - Методический раздел - Каталог файлов - Сайт МОУ Лицея №33

Требования к оформлению реферата

Реферат (от лат. rеfеrо - докладываю, сообщаю) — краткое изложение научной проблемы, результатов научного исследования, содержащихся в одном или нескольких произведениях идей и т. п.
Реферат является научной работой, поскольку содержит в себе элементы научного исследования. В связи с этим к нему должны предъявляться требования по оформлению, как к научной работе. Эти требования регламентируются государственными стандартами, в частности:

ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления».

ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».

ГОСТ 7.80-2000 «Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления».

ГОСТ 7.82—2001 «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов».

Общие требования к оформлению рефератов.

Текст реферата должен быть оформлен в соответствии с требованиями ГОСТ, основные положения которого здесь и воспроизводятся.

Общий объём работы - 15—30 страниц печатного текста (с учётом титульного листа, содержания и списка литературы) на бумаге формата А4, на одной стороне листа. Титульный лист оформляется по указанному образцу .

В тексте должны композиционно выделяться структурные части работы, отражающие суть исследования: введение, основная часть и заключение, а также заголовки и подзаголовки.

Целью реферативной работы является приобретение навыков работы с литературой, обобщения литературных источников и практического материала по теме, способности грамотно излагать вопросы темы, делать выводы.

Реферат должен содержать:

основную часть (разделы, части),

выводы (заключительная часть),

пронумерованный список использованной литературы (не менее 2-х источников) с указанием автора, названия, места издания, издательства, года издания.

В начале реферата должное быть оглавление. в котором указываются номера страниц по отдельным главам.

Во введении следует отразить место рассматриваемого вопроса в естественнонаучной проблематике, его теоретическое и прикладное значение. (Обосновать выбор данной темы, коротко рассказать о том, почему именно она заинтересовала автора).

Основная часть должна излагаться в соответствии с планом, четко и последовательно, желательно своими словами. В тексте должны быть ссылки на использованную литературу. При дословном воспроизведении материала каждая цитата должна иметь ссылку на соответствующую позицию в списке использованной литературы с указанием номеров страниц, например /12, с.56/ или "В работе [11] рассмотрены. " Каждая глава текста должна начинаться с нового листа, независимо от того, где окончилась предыдущая.

I глава. Вступительная часть. Это короткая глава должна содержать несколько вступительных абзацев, непосредственно вводящих в тему реферата.

II глава. Основная научная часть реферата. Здесь в логической последовательности излагается материал по теме реферата. Эту главу целесообразно разбить на подпункты - 2.1. 2.2. (с указанием в оглавлении соответствующих страниц).

Все сноски и подстрочные примечания располагаются на той же странице, к которой они относятся.

Оформление цитат. Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания.

Оформление перечислений. Текст всех элементов перечисления должен быть грамматически подчинен основной вводной фразе, которая предшествует перечислению.

Оформление ссылок на рисунки. Для наглядности изложения желательно сопровождать текст рисунками. В последнем случае на рисунки в тексте должны быть соответствующие ссылки. Все иллюстрации в реферате должны быть пронумерованы. Нумерация должна быть сквозной, то есть через всю работу. Если иллюстрация в работе единственная, то она не нумеруется.

В тексте на иллюстрации делаются ссылки, содержащие порядковые номера, под которыми иллюстрации помещены в реферате. Ссылки в тексте на номер рисунка, таблицы, страницы, главы пишут сокращенно и без значка, например "№", например: "рис.3", "табл.4", "с.34", "гл.2". "см. рисунок 5" или " график. приведен на рисунке 2". Если указанные слова не сопровождаются порядковым номером, то их следует писать в тексте полностью, без сокращений, например "из рисунка видно, что. ", "таблица показывает, что. " и т.д. Фотографии, рисунки, карты, схемы можно оформить в виде приложения к работе.

Оформление таблиц. Все таблицы, если их несколько, нумеруют арабскими цифрами в пределах всего текста. Над правым верхним углом таблицы помещают надпись "Таблица. " с указанием порядкового номера таблицы (например "Таблица 4") без значка № перед цифрой и точки после нее. Если в тексте реферата только одна таблица, то номер ей не присваивается и слово "таблица" не пишут. Таблицы снабжают тематическими заголовками, которые располагают посередине страницы и пишут с прописной буквы без точки на конце.

Выводы (заключительная часть) должны содержать краткое обобщение рассмотренного материала, выделение наиболее достоверных и обоснованных положений и утверждений, а также наиболее проблемных, разработанных на уровне гипотез, важность рассмотренной проблемы с точки зрения практического приложения, мировоззрения, этики и т.п.

В этой части автор подводит итог работы, делает краткий анализ и формулирует выводы.

Примерный объем реферата составляет 15-20 страниц машинописного текста.

В конце работы прилагается список используемой литературы. Литературные источники следует располагать в следующем порядке:

книги по теме реферата (фамилии и инициалы автора, название книги без кавычек, место издания, название издательства, год издания, номер (номера) страницы);

газетно-журнальные статьи (название статьи, название журнала, год издания, номер издания, номер страницы).

Формат. Реферат должен быть выполнен на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210х297 мм). Интервал межстрочный - полуторный. Цвет шрифта - черный. Гарнитура шрифта основного текста — «Times New Roman» или аналогичная. Кегль (размер) от 12 до 14 пунктов. Размеры полей страницы (не менее): правое — 30 мм. верхнее, и нижнее, левое — 20 мм. Формат абзаца: полное выравнивание («по ширине»). Отступ красной строки одинаковый по всему тексту.

Страницы должны быть пронумерованы с учётом титульного листа, который не обозначается цифрой. В работах используются цитаты, статистические материалы. Эти данные оформляются в виде сносок (ссылок и примечаний). Примеры оформления сносок приводятся ниже. Расстояние между названием главы (подраздела) и текстом должно быть равно 2,5 интервалам. Однако расстояние между подзаголовком и последующим текстом должно быть 2 интервала, а интервал между строками самого текста — 1,5. Размер шрифта для названия главы — 16 (полужирный), подзаголовка — 14 (полужирный), текста работы — 14. Точка в конце заголовка, располагаемого посередине листа, не ставится. Заголовки не подчёркиваются. Абзацы начинаются с новой строки и печатаются с отступом в 1,25 сантиметра. Оглавление (содержание) должно быть помещено в начале работы.

Заголовки. Заголовки разделов и подразделов следует печатать на отдельной строке с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая, например: ВВЕДЕНИЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Выравнивание по центру или по левому краю. Отбивка: перед заголовком — 12 пунктов, после — 6 пунктов. Расстояние между названием главы и последующим текстом должно быть равно двум междустрочным интервалам. Такое же расстояние выдерживается между заголовками главы и параграфа. Расстояния между строками заголовка принимают таким же, как и в тексте. Подчеркивать заголовки и переносить слова в заголовке не допускается.

Нумерация. Страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту (титульный лист и оглавление включают в общую нумерацию). На титульном листе номер не проставляют. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки.

Титульный лист. В верхней части титульного листа пишется, в какой организации выполняется работа, далее буквами увеличенного кегля указывается тип («Реферат») и тема работы, ниже в правой половине листа — информация, кто выполнил и кто проверяет работу. В центре нижней части титульного листа пишется город и год выполнения.

Библиография
Библиографические ссылки в тексте реферата оформляются в виде номера источника в квадратных скобках. Библиографическое описание (в списке источников) состоит из следующих элементов:

обозначения материала, заключенного в квадратные скобки;

сведений, относящихся к заглавию, отделенных двоеточием;

сведений об ответственности, отделенных наклонной чертой;

при ссылке на статью из сборника или периодического издания — сведений о документе, в котором помещена составная часть, отделенных двумя наклонными чертами с пробелами до и после них;

места издания, отделенного точкой и тире;

имени издателя, отделенного двоеточием;

даты издания, отделенной запятой.

Примеры (см. Примечание ).

Список элементов библиографической записи сокращен

Книга, имеющая не более трех авторов:

Максимов, Н. В. Архитектура ЭВМ и вычислительных систем [Текст]: учеб. для вузов / Н. В. Максимов, Т. Л. Партыка, И. И. Попов. — М. Инфра, 2005.

Книга с четырьмя и более авторами, сборник и т. п.:

Мировая художественная культура [Текст]: в 2-х т. / Б. А. Эренгросс [и др.]. — М. Высшая школа, 2005. — Т. 2.

Цивилизация Запада в 20 веке [Текст] / Н. В. Шишова [и др.] // История и культурология: учеб. пособие для студентов. — М, 2000. — Гл. 13. — С. 347-366.

Мартышин, О. В. Нравственные основы теории государства и права [Текст] / О. В. Мартышин // Государство и право. — 2005. — № 7. — С. 5-12.

Сидыганов, Владимир Устинович. Модель Москвы [Электронныи ресурс]: электронная карта Москвы и Подмосковья / Сидыганов В. У. Толмачев С. Ю. Цыганков Ю. Э. — Версия 2.0. — М. Formoza, 1998.

Бычкова, Л. С. Конструктивизм / Л. С. Бычкова // Культурология 20 век. — (http//www.philosophy.ru/edu/ref/enc/k.html).

Рецензия на реферат содержит оценку

  1. Эрудированности в рассматриваемой области:
    • актуальность заявленной проблемы;
    • степень знакомства с современным состояниям проблемы;
    • использование известных результатов и научных фактов в работе;
    • полнота цитируемой литературы.
  2. Собственные достижения автора:
    • использование знаний вне школьной программы;
    • степень новизны;
    • научная значимость проблемы;
    • владение научным и специальным аппаратом.
  3. Характеристика работы:
    • грамотность и логичность изложения материала;
    • структура работы (введение, основная часть, вывод, приложения, список литературы);
    • соответствие оформления реферата стандартам.
Выполнил: Фамилия, Имя, класс, школа Проверил: Фамилия, Имя, Отчество

Как написать и оформить реферат

Как написать и оформить реферат

Среди многообразия школьных письменных работ, пожалуй, самый популярный вид (кроме сочинения, конечно) – это реферат. К сожалению, недостаточные знания правил написания реферата приводят к тому, что ученики берут книгу, садятся за компьютер и начинают переписывать абзацы с пятого на десятое до нужного объёма текста, потом пишут «План…» и «Введение». Это пример того, как не надо работать. Хороший реферат нельзя написать за два дня. Для самостоятельной творческой, исследовательской работы, результатом которой станет реферат, необходимо немало времени. Реферат, взятый в готовом виде из Интернета, это вещь с «чужого плеча», ничего общего с самостоятельной работой не имеющая. Такие работы, как правило, либо не отличаются высоким качеством, либо имеют другой уровень сложности (курсовая или дипломная) и нуждаются в большой переработке.


Под словом «реферат» часто понимаются разные формы письменных работ в виде доклада или сообщения на основе составления «вторичного» текста: свёрнутой информации из первичных источников. Употребление этого слова в различных контекстах, и объяснение его в словарях допускают различия в его понимании. Обычно, школьный реферат это краткое изложение сущности какого-либо вопроса.


Несколько советов помогут вам понять особенности написания этого вида письменной работы, а также научить, как правильно составлять реферат.


Примерная структура учебного реферата

Титульный лист
В верхнем поле страницы титульного листа указывается полное наименование учебного заведения.
В среднем поле - название реферата (без слова «тема» и без кавычек), а также указание вида работы и учебный предмет (реферат по…).
Ниже, ближе к правому краю титульного листа - фамилия, имя, отчество исполнителя и класс.
Ещё ниже - фамилия, имя и отчество руководителя работы, его должность.
В нижнем поле по центру без слова «год» - год написания реферата.

Оглавление или план. Последовательно излагаются названия глав и параграфов реферата с точным указанием страницы, с которой начинается каждая глава или параграф. Должны быть указаны. введение; главы (обычно две-три); в каждой главе – параграфы; заключение; список литературы; приложения (фото, схемы, таблицы).

Введение. Занимает около 10 % от общего объёма работы. Во введении определяется актуальность темы, формулируется суть проблемы, указываются цель и задачи реферата. Возможно личностное эмоциональное вступление, отражающее отношение к данному предмету или теме, степень интереса, широту имеющихся сведений и т.п.

Основная часть. Занимает около 70% от общего объёма. Каждая глава раскрывает отдельный вопрос и является логическим продолжением предыдущего. В основную часть включается: а) уточнение темы с обоснованием; б) современное состояние разработки вопроса или наиболее распространённое представление о каком-либо предмете, явлении, проблеме (с упоминанием имён, конкретных примеров); в) альтернативные точки зрения (также с упоминанием имён и, возможно, со своим отношением); г) результаты самостоятельного исследования, проведённых наблюдений, опытов.

Заключение. Около 20% от общего объёма. Делается вывод по теме реферата, подводятся итоги работы. Кроме краткого резюме о проделанной по составлению реферата работе, нужно остановиться на прикладном значении рассматриваемого вопроса, практическом использовании.

Список литературы. При разработке темы школьного реферата рекомендуется использовать не менее 3-7 источников (книги, периодические издания, Интернет-ресурсы).

Приложения. Все фотографии, рисунки, таблицы, схемы и графики должны занимать не более 5 листов.


Рекомендации по работе за компьютером при написании реферата

Писать работу сначала на бумаге, а потом вводить текст в компьютер нерационально, но если вам так удобнее, то это не возбраняется. Компьютер позволит легко вносить в реферат различные правки, укажет на грамматические ошибки.


Перед началом работы следует сразу установить необходимые настройки. Рекомендуется использовать следующие:

шрифт для основного текста – Times New Roman, обычный; размер 12 или14;

размер полей. левого -3 см, правого – 1 см; верхнего и нижнего – 2 см. либо все поля по 2 или 2,5 см;

выравнивание основного текста – по ширине, заголовков – по центру;

в основном тексте красная строка 1 см;

основной текст – с автоматическим переносом слов (иначе будут слишком большие пробелы);

номер страницы ставится либо вверху по центру страницы (на титульном листе – не ставят), либо в правом верхнем углу, либо в правом нижнем.

Титульный лист, план с оглавлением, вступление, основную часть и её составляющие, заключение и список используемой литературы следует начинать с новой страницы.


Заголовки следует выравнивать по центру и делать их более крупным шрифтом, полужирным или курсивом. Особо важные части текста полезно выделять, используя курсив и полужирный шрифт. Выделенных частей не должно быть много - их обилие затрудняет восприятие текста. Не стоит использовать более двух шрифтов или начертаний, и слишком увлекаться цветовой индикацией.


Украшают реферат выполненные в одном из графических редакторов рисунки, предварительно отсканированные фотографии, таблицы, уместные графики и диаграммы. Однако следует помнить, что никакие «красивости» оформления не скроют убогости содержания, скорее, подчеркнут. Каждое приложение обозначьте и пронумеруйте (Приложение № 1; Приложение № 2 и т.д.). Не забудьте в основном тексте работы сделать ссылки на приложения (см. 1-е занятие Библиорепетитора ).


При работе с рефератом в школе нужно дать файлу реферата подходящее имя, из которого понятно, кто автор и что находится в файле. Файл следует сразу разместить в нужную папку, иначе его придётся долго искать. Не лишним будет сделать копию на съёмном носителе.


После того как работа с текстом реферата окончательно завершена, его следует ещё раз проверить и распечатать. После распечатки следует ещё раз прочитать реферат полностью, чтобы убедиться, что всё получилось так, как вам хотелось.

Совет первый. Обязательно помогите ученику определиться с выбором темы (особенно, если это его первая работа). Медлительному ученику вряд ли стоит рассматривать многоплановые темы с огромным объёмом материала, ему подойдёт конкретная тема с узким профилем. Подвижному и любознательному ученику лучше предложить тему с элементами исследовательской работы. Спокойному и уравновешенному учащемуся можно посоветовать темы более фундаментальные.
Возможно коллективное обсуждение выбора темы реферата, постановка целей, формулировка задач. Когда каждый высказывается, как он видит ту или иную тему, возникает целый спектр взглядов, которые можно рассмотреть, отфильтровать, расширить.


Совет второй. Вполне возможно одну и ту же тему изложить с разных позиций. Помогите ученику определиться с типом реферативной работы, выбрать близкую ему точку зрения.


Совет третий. Обязательно проконтролируйте поставленную цель и выделенные задачи, корректно посоветуйте убрать лишние и добавить недостающие. Если задачи будут поставлены неверно, то реферат получится или «однобоким» или слишком объёмным и будет похож на пересказ всех вопросов и аспектов, связанных с темой.


Совет четвёртый. В идеале введение нужно сделать до написания основной части реферата, но, как показывает практика, учащиеся полностью осознанно написать введение могут только после выполнения всей реферативной работы. Неважно, в какую очередь пишется введение. Главное, чтобы оно стояло в начале готового реферата.


Совет пятый. Обязательно прочитайте все главы работы, чтобы в тексте не было недоразумений, старых, уже опровергнутых фактов, данных двадцатилетней давности, поданных как новые, и т.п. иногда, работая над основной частью, ученик «уходит от темы». Если это допустимо по смыслу, содержанию, то лучше откорректировать тему или видоизменить её.


Совет шестой. Помогите ученику подобрать не только подходящие фотографии, но и составить график, таблицу или схему, пояснив, что они могут отражать.


Совет седьмой. Время работы над рефератом может быть различным в зависимости от сложности темы от нескольких недель до нескольких месяцев. Учитывая общую загруженность современных учащихся нельзя ожидать качественной работы, давая задание «на послезавтра». В кабинете на стенде поместите требования к оформлению реферативной работы, примерные варианты тем, образцы титульного листа. Обратите внимание учеников на этот стенд, многие вопросы «отпадут» у учеников, после ознакомления с содержанием данного стенда.


Совет восьмой. Проведите предварительную защиту реферата для учеников, чтобы они смогли оценить свои силы, увидеть свои сильные и слабые стороны, постараться ликвидировать какие-либо пробелы, лучше отработать умение публично выступать.

Болгова, И. В. Десять советов ученикам и учителям по написанию реферата // Биология. – 2010. - № 6. – С. 34-38.

Бурлакова, И. И. Обучение старшеклассников реферированию // Иностранные языки в школе. – 2009. - № 7. – С. 84-88.

Голубева, Е. И. О работе с книгой: подсказки для старшеклассников. – М. РГДБ, 2004. – 24 с.
4. Калугина, Г. Спасибо за внимание! Презентация знаний, умений и навыков // Абитуриент. – 2010. - № 12. – С.29-31.

Рейнгольд, Г. Б. Советы по написанию реферата // Практика административной работы в школе. – 2009. - № 5. – С. 52-56.

Болгова, И. В. Десять советов ученикам и учителям по написанию реферата // Биология. – 2010. - № 6. – С. 34-38.

Всем, кто решил испытать себя в таком нелёгком труде, как реферативная работа, терпения и настойчивости! Не бывает нереальных целей, не бывает невыполнимых задач, не бывает непроходимых путей, самое главное – желание познать новое, попробовать свои силы, испытать себя в неизведанном, и подняться на очередную ступень саморазвития и самопознания!

Автор-составитель: И.В. Цой, главный библиограф Новосибирской областной детской библиотеки, информационно-библиографический отдел