Руководства, Инструкции, Бланки

пример заполнения журнала внутреннего финансового контроля образец 2015 img-1

пример заполнения журнала внутреннего финансового контроля образец 2015

Рейтинг: 4.3/5.0 (1923 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Письмо Минфина России от 19 января 2015 г

Руководитель структурного _______________________ ______________ _________________________

подразделения (должность) (подпись) (расшифровка подписи)

"_____" ___________________ 20___ г.

Приложение 2
к приложению № 1
к Методическим рекомендациям
по осуществлению внутреннего
финансового контроля

Примерная форма анализа бюджетного риска

1.Операция: Формирование свода бюджетных смет главным администратором (администратором) бюджетных средств

2.Наименование риска: Низкое качество содержания и (или) несвоевременность представления документов, представляемых должностным лицам, осуществляющим внутренние бюджетные процедуры, необходимых для проведения операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры).

Уровень по критерию «Вероятность»

Уровень по критерию «Последствия»

3.Обоснование уровня риска и предложения по устранению причин риска, применению контрольных действий в отношении операции:

При формировании свода бюджетных смет на 2014 год были выявлены ошибки в документах, представленных для формирования сводной бюджетной сметы у 10 ПБС, кроме того 4 ПБС несвоевременно представили документы. Считаем что уровень риска по критерию «Вероятность» - Вероятный. Уровень риска по критерию «Последствия» - умеренный. Операцию необходимо включить в карту внутреннего финансового контроля с применением следующих контрольных действий:

Должностному лицу, ответственному за формирование свода бюджетных смет, необходимо применять следующие контрольные действия:

- сплошной контроль по подведомственности при получении проектов бюджетных смет от получателей бюджетных средств;

- сплошной самоконтроль при формировании документов (заключений, свода бюджетных смет).

Руководителю структурного подразделения необходимо применять выборочный контроль по подчиненности в части представляемых ответственным должностным лицом документов не реже 1 раза в неделю.

Для устранения причин рисков необходимо усилить работу с получателями бюджетных средств по повышению качества содержания и (или) своевременности представления документов для формирования свода бюджетных смет.

Приложение 3
к приложению № 1
к Методическим рекомендациям
по осуществлению внутреннего
финансового контроля

Примерный перечень
процессов внутренних бюджетных процедур, необходимых для формирования Карты внутреннего финансового контроля

Наименование внутренней бюджетной процедуры

Субъект, ответственный за результат выполнения внутренней бюджетной процедуры

Составление и представление в финансовый орган документов, необходимых для составления и рассмотрения проекта бюджета

Составление и представление обоснований бюджетных ассигнований на социальное обеспечение и иные выплаты населению в части публичных нормативных (публичных) обязательств (за исключением приобретения товаров, работ, услуг в пользу граждан и субвенций по переданным полномочиям)

Уполномоченное подразделение главного администратора бюджетных средств

Составление и представление обоснований бюджетных ассигнований на социальное обеспечение и иные выплаты населению в части публичных нормативных (публичных) обязательств по приобретению товаров, работ и услуг в пользу граждан

Уполномоченное подразделение главного администратора бюджетных средств

Составление и представление обоснований бюджетных ассигнований на социальное обеспечение и иные выплаты населению за счет субвенций на осуществление переданных полномочий

Уполномоченное подразделение главного администратора бюджетных средств

Составление и представление обоснований бюджетных ассигнований на фонд оплаты труда и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды

Уполномоченное подразделение главного администратора бюджетных средств

Составление и представление в финансовый орган документов, необходимых для составления и рассмотрения проекта бюджета

Составление и представление обоснований бюджетных ассигнований на предоставление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности или на приобретение объектов недвижимого имущества в государственной собственности

Уполномоченное подразделение главного администратора бюджетных средств

Составление и представление обоснований бюджетных ассигнований на предоставление бюджетных инвестиций (за исключением бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность)

Уполномоченное подразделение главного администратора бюджетных средств

Составление и представление обоснований бюджетных ассигнований на предоставление субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности

Уполномоченное подразделение главного администратора бюджетных средств

Составление и представление обоснований бюджетных ассигнований на закупку товаров, работ и услуг

Уполномоченное подразделение главного администратора бюджетных средств

Составление и представление обоснований бюджетных ассигнований на предоставление межбюджетного трансферта (за исключением субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, субвенции на осуществление переданных полномочий в части социального обеспечения и иных выплат населению)

Уполномоченное подразделение главного администратора бюджетных средств

Составление и представление в финансовый орган документов, необходимых для составления и рассмотрения проекта бюджета

Составление и представление обоснований бюджетных ассигнований на предоставление субсидий государственным (муниципальным) учреждениям

Уполномоченное подразделение главного администратора бюджетных средств

Составление и представление обоснований бюджетных ассигнований на предоставление субсидий государственным корпорациям, компаниям, унитарным предприятиям

Уполномоченное подразделение главного администратора бюджетных средств

Составление и представление обоснований бюджетных ассигнований на предоставление субсидий юридическим, физическим лицам и индивидуальным предпринимателям (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, государственным корпорациям, компаниям, унитарным предприятиям)

Уполномоченное подразделение главного администратора бюджетных средств

Составление и представление обоснований бюджетных ассигнований на исполнение судебных исков

Уполномоченное подразделение главного администратора бюджетных средств

Составление и представление обоснований бюджетных ассигнований на уплату налогов и иных платежей

Уполномоченное подразделение главного администратора бюджетных средств

Составление и представление обоснований бюджетных ассигнований на предоставление резервных средств

Уполномоченное подразделение главного администратора бюджетных средств

Составление и представление в финансовый орган документов, необходимых для составления и рассмотрения проекта бюджета

Ведение реестра расходных обязательств

Уполномоченное подразделение главного администратора бюджетных средств

Формирование и направление распределения бюджетных ассигнований по кодам классификации расходов бюджетов и (или) документа об объемах бюджетных ассигнований на дополнительные потребности главного распорядителя бюджетных средств

Уполномоченное подразделение главного администратора бюджетных средств

Формирование и направление проекта нормативного правового акта о предоставлении средств из бюджета (проекта решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности)

Уполномоченное подразделение главного администратора бюджетных средств

Составление и представление в Федеральное казначейство (финансовый орган) документов, необходимых для составления и ведения кассового плана по доходам бюджета, расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета

Составление и представление в Федеральное казначейство (финансовый орган) сведений, необходимых для составления и ведения кассового плана по доходам бюджета

Уполномоченное подразделение главного администратора бюджетных средств

Составление и представление в Федеральное казначейство (финансовый орган) сведений, необходимых для составления и ведения кассового плана по расходам бюджета

Уполномоченное подразделение главного администратора бюджетных средств

Составление и представление в Федеральное казначейство (финансовый орган) сведений, необходимых для составления и ведения кассового плана по источникам финансирования дефицита бюджета

Уполномоченное подразделение главного администратора бюджетных средств

Составление, утверждение и ведение бюджетной росписи главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств

Формирование и утверждение бюджетной росписи главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств

Уполномоченное подразделение главного администратора (администратора) бюджетных средств

Ведение бюджетной росписи главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в том числе внесение изменений в бюджетную роспись

Уполномоченное подразделение главного администратора (администратора) бюджетных средств

Составление и направление в финансовый орган (Федеральное казначейство) документов, необходимых для формирования и ведения сводной бюджетной росписи, а также для доведения (распределения) бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств

Формирование и направление предложений по внесению изменений в распределение бюджетных ассигнований для включения в проект закона (решения) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете

Уполномоченное подразделение главного администратора бюджетных средств

Формирование и направление предложений об изменении сводной бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств

Уполномоченное подразделение главного администратора бюджетных средств

Доведение лимитов бюджетных обязательств до подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств

Формирование и представление в орган Федерального казначейства (финансовый орган) расходного расписания

Уполномоченное подразделение главного администратора (администратора) бюджетных средств

Формирование и представление в орган Федерального казначейства (финансовый орган) реестра расходных расписаний

Уполномоченное подразделение главного администратора (администратора) бюджетных средств

Составление свода бюджетных смет, утверждение и ведение бюджетных смет (свода бюджетных смет)

Составление свода бюджетных смет

Уполномоченное подразделение главного администратора (администратора) бюджетных средств

Утверждение и ведение свода бюджетных смет

Уполномоченное подразделение главного администратора (администратора) бюджетных средств

Утверждение и ведение бюджетных смет

Уполномоченное подразделение главного администратора (администратора) бюджетных средств

Формирование и утверждение государственных (муниципальных) заданий в отношении подведомственных государственных (муниципальных) учреждений

Формирование государственных (муниципальных) заданий в отношении подведомственных государственных (муниципальных) учреждений

Уполномоченное подразделение главного администратора бюджетных средств

Утверждение государственных (муниципальных) заданий в отношении подведомственных государственных (муниципальных) учреждений

Руководитель главного администратора бюджетных средств

Обеспечение соблюдения получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении

Сбор и анализ информации о соблюдении условий предоставления средств из бюджета (результативности их использования) по соответствующему трансферту

Уполномоченное подразделение главного администратора бюджетных средств

Представление результатов руководителю (заместителю руководителя) главного администратора бюджетных средств анализа информации о соблюдении условий предоставления средств из бюджета

Уполномоченное подразделение главного администратора бюджетных средств

Принятие мер по обеспечению условий предоставления средств из бюджета по результатам анализа, проверок соблюдения условий предоставления средств из бюджета

Руководитель (заместитель руководителя) главного администратора бюджетных средств

Составление и представление бюджетной отчетности и сводной бюджетной отчетности

Составление бюджетной отчетности

Уполномоченное должностное лицо субъекта учета

Представление бюджетной отчетности

Уполномоченное должностное лицо субъекта учета

Составление сводной бюджетной отчетности

Уполномоченное подразделение главного администратора бюджетных средств

Представление сводной бюджетной отчетности

Уполномоченное подразделение главного администратора бюджетных средств

Осуществление начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей (поступления источников финансирования дефицита бюджета) в бюджет, пеней и штрафов по ним (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Российской Федерации о таможенном деле)

Формирование (актуализация) и утверждение перечня администраторов доходов бюджетов, подведомственных главному администратору доходов бюджетов

Уполномоченное подразделение главного администратора бюджетных средств

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей (поступления источников финансирования дефицита бюджета) в бюджет

Администратор доходов бюджетов, администратор источников финансирования дефицита бюджета

Принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представление в орган Федерального казначейства поручений (сообщений) для осуществления возврата

Администратор доходов бюджетов, администратор источников финансирования дефицита бюджета

Уточнение платежей в бюджет, в том числе невыясненных поступлений

Администратор доходов бюджетов, администратор источников финансирования дефицита бюджета

Приложение № 2
к Методическим рекомендациям
по осуществлению внутреннего
финансового контроля

Рекомендации
по заполнению Карты внутреннего финансового контроля

При заполнении Карты внутреннего финансового контроля (далее - Карта) указываются следующие сведения.

1. В графе 1 Карты указывается наименование процесса внутренней бюджетной процедуры.

2. В графе 2 Карты указывается наименование операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры).

3. В графе 3 Карты указывается уникальный код операции в формате: А.Б.В, где

А - порядковый номер внутренней бюджетной процедуры;

Б - порядковый номер процесса соответствующей внутренней бюджетной процедуры;

В - порядковый номер операции соответствующего процесса соответствующей внутренней бюджетной процедуры.

4. В графе 4 Карты указываются данные о должностном лице, ответственном за выполнение операции, включающие фамилию и инициалы и (или) наименование замещаемой им должности.

5. В графе 5 Карты указывается периодичность выполнения операции (например, не позднее одного рабочего дня с даты поступления сведений, необходимых для формирования документа).

6. В графе 6 Карты указываются данные о должностном лице, выполняющем контрольные действия, включающие фамилию и инициалы и (или) наименование замещаемой им должности.

7. В графе 7 Карты указывается один из методов контроля «Самоконтроль», «Контроль по уровню подчиненности» или «Контроль по уровню подведомственности». Например, при формировании показателей расходного расписания в части распределения лимитов бюджетных обязательств на закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд в целях обеспечения исполнения бюджетных смет уполномоченное подразделение главного администратора бюджетных средств получает проекты бюджетных смет и (или) проекты планов-графиков закупок для обеспечения государственных (муниципальных) нужд. Должностное лицо уполномоченного подразделения главного администратора бюджетных средств осуществляет контроль по уровню подведомственности путем проверки оформления проекта бюджетной сметы и (или) проверки плана-графика закупок, затем оформляет заключение об устранении нарушений и недостатков в случае их выявления. В отношении оформления заключения указанное лицо осуществляет самоконтроль, а руководитель структурного подразделения - контроль по уровню подчиненности.

8. В графе 8 Карты указывается одно из следующих контрольных действий «Проверка оформления документа»; «Авторизация операций»; «Сверка данных». Например, в ходе контроля по уровню подчиненности проводится авторизация операций.

9. В графе 9 Карты указывается один из следующих видов контроля - «Визуальный»; «Автоматический»; «Смешанный», а также способов контроля - «Сплошной» или «Выборочный».

10. В графе 10 Карты указывается периодичность осуществления контрольного действия (например, после проведения операции, ежедневно, 1 раз в неделю) и срок выполнения контрольного действия (например, 1 час, 5 дней).

Приложение
к Приложению № 2 к Методическим
рекомендациям по осуществлению
внутреннего финансового контроля

КАРТА ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

на ______________ год

Руководитель (заместитель руководителя) главного _____________ __________ _______________________

администратора (администратора) бюджетных средств (должность) (подпись) (расшифровка подписи)

Руководитель структурного _____________ __________ _______________________

подразделения (должность) (подпись) (расшифровка подписи)

"____" ___________________ 20___ г.

Приложение № 3
к Методическим рекомендациям
по осуществлению внутреннего
финансового контроля

Примерный перечень
тем и вопросов проверок, осуществляемых в ходе ведомственного финансового контроля

Вопросы, подлежащие изучению

1) Полнота и обоснованность документов, представляемых главному администратору бюджетных средств в целях составления и рассмотрения проекта бюджета, а также своевременность их представления (далее - плановые документы)

Соответствие показателей планового документа требованиям (указаниям, методикам), установленным высшим органом исполнительной власти (местной администрацией), финансовым органом в области планирования бюджета по расходам; Соответствие показателей планового документа положениям правовых актов (распоряжений) главного администратора бюджетных средств в части планирования бюджета по расходам

Уполномоченные подразделения подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств

2) Полнота и обоснованность документов, представляемых главному администратору бюджетных средств в целях составления, утверждения и ведения бюджетной росписи, формирования документов по внесению изменений в сводную бюджетную роспись

Соответствие показателей документа требованиям (указаниям), установленным высшим органом исполнительной власти (местной администрацией), финансовым органом в части формирования сводной бюджетной росписи, бюджетной росписи; Соответствие показателей документа положениям правовых актов (распоряжений) главного администратора бюджетных средств в части составления, утверждения и ведения бюджетной росписи, формирования документов по внесению изменений в сводную бюджетную роспись

Уполномоченные подразделения подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств, администраторов источников финансирования дефицита бюджета

3) Соблюдение порядка доведения лимитов бюджетных обязательств подведомственными распорядителями бюджетных средств

Соответствие распределения лимитов бюджетных обязательств требованиям к срокам и объемам распределения, установленным законодательством Определение рисков образования значительных объемов неиспользованных бюджетных ассигнований

Подведомственные распорядители бюджетных средств

4) Соблюдение порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет

Соблюдение сроков утверждения бюджетной сметы, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, правовыми актами, регулирующими составление, утверждение и ведение бюджетных смет Обоснованность показателей бюджетной сметы (проекта бюджетной сметы) Соответствие показателей бюджетной сметы доведенным лимитам бюджетных обязательств

Подведомственные получатели бюджетных средств

5) Соблюдение бюджетного законодательства при исполнении бюджетной сметы

Правомерность произведенных выплат персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственным (муниципальным) органом, казенным учреждением, органом управления государственным внебюджетным фондом Соответствие кассовых расходов показателям бюджетной сметы Соответствие авансовых платежей ограничениям, установленным высшим органом исполнительной власти (местной администрацией), финансовым органом, и (или) положениям законодательства Российской Федерации

Подведомственные получатели бюджетных средств

6) Соблюдение бюджетного законодательства при предоставлении социальных выплат населению

Правомерность произведенных социальных выплат населению

Подведомственные получатели бюджетных средств

7) Своевременность, полнота и достоверность отражения в бюджетном учете отдельных операций

Отражение отдельных операций в бюджетном учете согласно положениям Инструкции по бюджетному учету, учетной политики, принятой в казенном учреждении, в том числе операций с нефинансовыми активами, нематериальными активами, некорректное отражение которых приведет к грубому нарушению правил ведения бюджетного учета и представления бюджетной отчетности Полнота и актуальность учетной политики, принятой в казенном учреждении, в части регулирования отражения в учете проверяемых операций

Подведомственные получатели бюджетных средств

8) Полнота и обоснованность документов, представляемых главному администратору бюджетных средств в целях формирования планов (прогнозов) поступлений доходов в бюджет (источников финансирования дефицита бюджета), а также своевременность их представления

Соответствие требованиям (указаниям, методикам), установленным высшим органом исполнительной власти (местной администрацией), финансовым органом в части составления планов (прогнозов) поступлений в бюджет

Подведомственные администраторы доходов бюджета (администраторы источников финансирования дефицита бюджета)

9) Соблюдение порядка начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним

Соответствие операций с доходами бюджета положениям установленного порядка осуществления бюджетных полномочий главного администратора (администратора) доходов бюджета в части процедур начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним

Подведомственные администраторы доходов бюджета (администраторы источников финансирования дефицита бюджета)

Приложение № 4
к Методическим рекомендациям
по осуществлению внутреннего
финансового контроля

Рекомендации
по заполнению Журнала учета результатов внутреннего финансового контроля

1. В графе 1 Журнала учета результатов внутреннего финансового контроля (далее - Журнал) указывается дата проведения контрольного действия.

2. В графе 2 Журнала указывается наименование операции.

3. В графе 3 Журнала указывается уникальный код в формате: А.Б.В.Г, где

А.Б.В - код операции;

Г - порядковый номер проведенного контрольного действия по данной операции.

4. В графе 4 Журнала указываются данные о должностном лице, ответственном за выполнение операции, включающие фамилию и инициалы и (или) наименование замещаемой им должности.

5. В графе 5 Журнала указываются данные о должностном лице, выполняющем контрольные действия, включающие фамилию и инициалы и (или) наименование замещаемой им должности.

6. В графе 6 Журнала указываются метод контроля и наименование контрольного действия (например, проверка оформления первичных учетных документов на соответствие установленным требованиям, их полноты и достоверности при принятии их к бюджетному учету методом самоконтроля).

7. В графе 7 Журнала указываются результаты контрольного действия - выявленные недостатки и нарушения.

8. В графе 8 Журнала указываются сведения о причинах возникновения недостатков (нарушений).

9. В графе 9 Журнала указываются предлагаемые меры по устранению недостатков (нарушений), причин их возникновения (например, требуется доработка программного прикладного обеспечения в части формирования прогнозов поступлений в бюджет).

10. В графе 10 Журнала ставится отметка после устранения выявленных недостатков (нарушений).

Приложение
к Приложению № 4 к Методическим
рекомендациям по осуществлению
внутреннего финансового контроля

ЖУРНАЛ
учета результатов внутреннего финансового контроля

за ______________ год

В настоящем Журнале пронумеровано и прошнуровано __________________ листов.

подразделения _______________________ ______________ _______________________

(должность) (подпись) (расшифровка подписи)

"_____" _____________________ 20___ г.

Приложение № 5
к Методическим рекомендациям по
осуществлению внутреннего
финансового контроля

Рекомендации
по заполнению Отчета о результатах внутреннего финансового контроля

1. В графе 2 Отчета о результатах внутреннего финансового контроля (далее - Отчет) указывается количество выполненных контрольных действий, проведенных проверок (ревизий).

2. В графе 3 Отчета указывается количество выявленных недостатков (нарушений).

3. В графе 4 Отчета указывается сумма бюджетных средств, подлежащая возмещению.

4. В графе 5 Отчета указывается сумма возмещенных бюджетных средств в связи с выявленными нарушениями.

5. В графе 6 Отчета указывается количество предложенных мер по устранению недостатков (нарушений), причин их возникновения, заключений.

6. В графе 7 Отчета указывается количество принятых мер и исполненных заключений.

7. В графе 8 Отчета указывается количество материалов, направленных в орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, правоохранительные органы.

Приложение
к Приложению № 5 к Методическим
рекомендациям по осуществлению
внутреннего финансового контроля

о результатах внутреннего финансового контроля

(должность) (подпись) (расшифровка подписи)

"_____" _____________________ 20___ г.

Приложение
к письму Минфина России
от 19 января 2015 г. № 02-11-05/932

Методические рекомендации
по осуществлению внутреннего финансового аудита
I. Общие положения

1. Настоящие Методические рекомендации разработаны с целью разъяснения основных требований статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части обеспечения единого подхода к организации и проведению внутреннего финансового аудита.

2. Субъектом внутреннего финансового аудита является уполномоченное на осуществление внутреннего финансового аудита подразделение главного администратора бюджетных средств (обособленное или в составе другого структурного подразделения). Должностное лицо субъекта внутреннего финансового аудита не может осуществлять действия по изучению проведенных им операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур).

3. Деятельность субъекта внутреннего финансового аудита основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости, профессиональной компетентности и системности.

Принцип законности выражается в строгом и полном выполнении правовых норм, регулирующих процесс внутреннего финансового аудита.

Принцип объективности и профессиональной компетентности выражается в применении соответствующими должностными лицами и работниками совокупности профессиональных аудиторских знаний, навыков и других компетенций, позволяющих субъекту внутреннего финансового аудита осуществлять внутренний финансовый аудит беспристрастно, качественно и с недопущением конфликта интересов любого рода для выполнения стоящих перед субъектом внутреннего финансового аудита целей и задач.

Принцип эффективности означает, что внутренний финансовый аудит должен исходить из необходимости достижения наилучших (заданных) результатов аудита с использованием наименьшего объема затрачиваемых на него ресурсов (финансовых, трудовых и материальных).

Принцип независимости означает отсутствие условий, которые создают угрозу способности субъекта внутреннего финансового аудита беспристрастно и объективно выполнять свои обязанности.

Принцип системности заключается в том, что при осуществлении внутреннего финансового аудита выявленные риски (неопределённости) и нарушения анализируются в целях оценки надежности системы контроля в отношении внутренних бюджетных процедур.

4. При организации внутреннего финансового аудита необходимо учесть требования статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, определяющие, что внутренний финансовый аудит направлен:

а) на оценку надежности внутреннего финансового контроля и подготовку рекомендаций по повышению его эффективности;

б) на подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;

в) подготовку предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

5. Предметом внутреннего финансового аудита является оценка (тестирование) эффективности (надежности) и качества процедур внутреннего финансового контроля, в том числе посредством осуществления аудита операций с активами и обязательствами, совершенных структурными подразделениями главного администратора (администраторов) бюджетных средств, подведомственными им получателями бюджетных средств, администраторами доходов бюджета, администраторами источников финансирования дефицита бюджета (далее - объекты аудита).

6. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок. Плановые проверки осуществляются в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита, утверждаемым руководителем главного администратора бюджетных средств (далее - план).

7. Субъект внутреннего финансового аудита вправе осуществлять подготовку заключений по вопросам обоснованности и полноты документов главного администратора (администратора) бюджетных средств, направляемых в Министерство финансов Российской Федерации (финансовый орган) в целях составления и рассмотрения проекта бюджета.

8. Аудиторские проверки подразделяются:

а) на камеральные проверки, которые проводятся по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита на основании представленных по его запросу информации и материалов;

б) на выездные проверки, которые проводятся по месту нахождения объектов аудита;

в) на комбинированные проверки, которые проводятся как по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита, так и по месту нахождения объектов аудита.

9. Должностные лица субъекта внутреннего финансового аудита при проведении ими аудиторских проверок имеют право по:

запросу и получению на основании мотивированного запроса документов, материалов и информации, необходимых для проведения аудиторских проверок, в том числе информации об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля;

посещению помещений и территорий, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка;

привлечению независимых экспертов, в том числе в целях подготовки актов и заключений.

Главный администратор бюджетных средств устанавливает предельный срок направления и исполнения указанного запроса. Срок направления и исполнения указанного запроса составляет не более 30 дней.

10. Должностные лица субъекта внутреннего финансового аудита обязаны:

а) соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;

б) проводить аудиторские проверки в соответствии с программой аудиторской проверки;

в) ознакомлять руководителя или уполномоченное должностное лицо объекта аудита с программой аудиторской проверки, а также с результатами аудиторских проверок (актами и заключениями).

11. Ответственность за организацию внутреннего финансового аудита несет руководитель главного администратора бюджетных средств.

II. Составление годового плана внутреннего финансового аудита и программ аудиторских проверок

12. Составление, утверждение и ведение плана осуществляется в порядке, установленном главным администратором бюджетных средств.

13. План представляет собой перечень аудиторских проверок, которые планируется провести в очередном финансовом году.

По каждой аудиторской проверке в плане указывается тема аудиторской проверки, срок проведения аудиторской проверки и ответственные исполнители.

14. В плане предусматриваются аудиторские проверки, осуществляемые последовательно по следующим направлениям:

аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля в отношении расходов бюджета на социальное обеспечение и иные выплаты населению;

аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля в отношении формирования (ведения) и исполнения бюджетных смет казенных учреждений;

аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля при осуществлении полномочий главного администратора (администратора) доходов бюджета;

аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля в отношении бюджетных инвестиций;

аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля в отношении исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета бюджетной системы Российской Федерации;

аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля в отношении предоставления государственных (муниципальных) гарантий;

аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля в отношении предоставления межбюджетных трансфертов, кредитов и обеспечения соблюдения получателями указанных трансфертов, кредитов целей и порядка, установленных при их предоставлении;

аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля в отношении предоставления субсидий юридическим и физическим лицам (за исключением бюджетных и автономных учреждений) и обеспечения соблюдения получателями указанных субсидий целей и порядка, установленных при их предоставлении;

аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля в отношении предоставления субсидий бюджетным и автономным учреждениям и обеспечения соблюдения получателями указанных субсидий целей и порядка, установленных при их предоставлении;

аудит достоверности и полноты бюджетной отчетности главного администратора бюджетных средств.

15. Тема аудиторской проверки составляется путем детализации соответствующего направления аудиторской проверки по конкретным видам и (или) направлениям расходов (доходов, источников финансирования дефицита) бюджета, а также проверяемого периода. Охват проверяемого периода включает период текущего года до начала проведения аудиторской проверки.

16. При составлении плана и программ аудиторских проверок учитываются:

а) значимость операций, групп однотипных операций объектов аудита, которые могут оказать значительное влияние на годовую и (или) квартальную бюджетную отчетность главного администратора бюджетных средств в случае неправомерного исполнения этих операций;

б) факторы, влияющие на объем выборки проверяемых операций для тестирования эффективности (надежности) внутреннего финансового контроля, к которым в том числе относятся частота выполнения визуальных контрольных действий, существенность процедур внутреннего финансового контроля и уровень автоматизации процедур внутреннего финансового контроля;

в) наличие значимых бюджетных рисков после проведения процедур внутреннего финансового контроля;

г) степень обеспеченности подразделения внутреннего финансового аудита ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми);

д) возможность проведения аудиторских проверок в установленные сроки;

е) наличие резерва времени для выполнения внеплановых аудиторских проверок.

17. План составляется и утверждается до начала очередного финансового года. Примерная форма плана приведена в Приложении №1 к настоящим Методическим рекомендациям.

18. Аудиторскую проверку рекомендуется назначать в соответствии с решением (приказом, распоряжением) руководителя главного администратора бюджетных средств.

19. Программа аудиторской проверки утверждается руководителем субъекта внутреннего финансового аудита.

20. В целях составления программы аудиторской проверки субъект внутреннего финансового аудита проводит предварительный анализ данных об объектах аудита, в том числе сведений о результатах:

а) осуществления внутреннего финансового контроля за период, подлежащий аудиторской проверке;

б) проведения в текущем и (или) отчетном финансовом году контрольных мероприятий уполномоченными органами государственного (муниципального) финансового контроля в отношении финансово-хозяйственной деятельности объектов аудита.

21. При составлении программы аудиторской проверки формируется аудиторская группа, состоящая из работников, проводящих аудиторскую проверку, и распределяются обязанности между членами аудиторской группы. Программа аудиторской проверки может содержать:

а) тему аудиторской проверки;

б) наименование объектов аудита;

в) перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки, а также сроки ее проведения.

22. Объекты аудита включаются в программу аудиторской проверки на основе установленных критериев отбора объектов аудита, например, в программу аудиторской проверки обязательно включается объект аудита, в отношении которого проведены контрольные мероприятия ведомственного финансового контроля, соответствующие теме аудиторской проверки.

23. Примерная форма программы аудиторской проверки приведена в Приложении № 2 к настоящим Методическим рекомендациям.

24. Программа аудиторской проверки может содержать общие вопросы в части:

а) организации внутреннего финансового контроля в отношении аудируемой внутренней бюджетной процедуры;

б) применения автоматизированных информационных систем объектами аудита при осуществлении аудируемой внутренней бюджетной процедуры, включая наделение правами доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем;

в) наличия конфликта интересов у должностных лиц, принимающих участие в осуществлении аудируемой внутренней бюджетной процедуры.

25. Программа по аудиту достоверности и полноты бюджетной отчетности главного администратора бюджетных средств также может содержать следующие подлежащие изучению вопросы:

а) формирование показателей сводной бюджетной отчетности главного администратора бюджетных средств;

б) состояние процедур формирования в подразделениях главного администратора бюджетных средств и подведомственных ему администраторах бюджетных средств финансовых и первичных учетных документов, а также наделение правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;

в) вопросы, по которым принимается решение исходя из профессионального мнения лица, ответственного за ведение бюджетного учета;

г) обоснованность и актуальность учетной политики, принятой подведомственными казенными учреждениями;

д) организация и осуществление в подведомственных получателях бюджетных средств внутреннего контроля совершаемых ими фактов хозяйственной жизни, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности.

III. Проведение аудиторских проверок

26. Аудиторская проверка проводится в соответствии с программой аудиторской проверки с применением следующих возможных методов аудита:

инспектирования, представляющего собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций внутренней бюджетной процедуры и (или) материальных активов;

наблюдения, представляющего собой систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций внутренней бюджетной процедуры;

запроса, представляющего собой обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;

подтверждения, представляющего собой ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета;

пересчета, представляющего собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита, либо самостоятельного расчета работником подразделения внутреннего финансового аудита;

аналитических процедур, представляющих собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций и их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур.

27. В ходе аудиторской проверки собираются достаточные надлежащие надежные доказательства. К доказательствам относятся достаточные фактические данные и достоверная информация, основанные на рабочей документации и подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в осуществлении внутренних бюджетных процедур объектами аудита, а также являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудиторской проверки.

28. Рабочая документация, то есть документы и иные материалы, подготавливаемые или получаемые в связи с проведением аудиторской проверки, должны содержать:

а) документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая ее программу;

б) сведения о характере, сроках, об объеме аудиторской проверки и о результатах ее выполнения;

в) сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;

г) перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности, изучение которых было осуществлено в ходе аудиторской проверки;

д) письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объектов аудита;

е) копии обращений, направленных органам государственного финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе аудиторской проверки, и полученные от них сведения;

ж) копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающих выявленные нарушения;

з) акт аудиторской проверки.

29. Главному администратору бюджетных средств рекомендуется установить основания для приостановления и продления аудиторских проверок.

30. Результаты аудиторской проверки оформляются актом аудиторской проверки, который подписывается руководителем аудиторской группы и вручается им представителю объекта аудита, уполномоченному на получение акта. Объект аудита вправе представить письменные возражения по акту аудиторской проверки.

31. Главный администратор бюджетных средств устанавливает форму акта аудиторской проверки, порядок направления и сроки его рассмотрения объектом аудита. Примерная форма акта приведена в Приложении № 3 к настоящим Методическим рекомендациям.

IV. Реализация результатов аудиторских проверок и отчетность

32. На основании акта аудиторской проверки составляется отчет о результатах аудиторской проверки, содержащий информацию об итогах аудиторской проверки, в том числе:

а) информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), об условиях и о причинах таких нарушений, а также о значимых остаточных бюджетных рисках - рисках, остающихся после применения контрольных действий;

б) информацию о наличии или об отсутствии возражений со стороны объектов аудита;

в) выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля;

г) выводы о соответствии ведения бюджетного учета объектами аудита методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации, достоверности и полноте сводной бюджетной отчетности главного администратора бюджетных средств;

д) выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в карты внутреннего финансового контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

33. Выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля основываются на следующих результатах аудиторской проверки, отражающих:

а) наличие (отсутствие) операций бюджетных процедур, в отношении которых контрольные действия не осуществлялись, с указанием обоснований отсутствия такого контроля;

б) наличие (отсутствие) контрольных действий, выполненных более чем один раз, и не имеющих результатов контроля;

в) наличие (отсутствие) излишних операций при исполнении бюджетной процедуры и (или) излишних применяемых контрольных действий;

г) наличие (отсутствие) контрольных действий внутреннего финансового контроля, в том числе действий ведомственного финансового контроля, которые не в полной мере охватывают финансово-хозяйственные операции в связи с неполным определением перечня операций бюджетной процедуры и (или) недостатками в процедуре оценки бюджетных рисков.

34. Выводы о соответствии ведения бюджетного учета объектами аудита методологии и стандартам бюджетного учета, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, достоверности и полноте сводной бюджетной отчетности главного администратора бюджетных средств основываются на следующих результатах аудиторской проверки, отражающих:

а) наличие (отсутствие) обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность сводной бюджетной отчетности главного администратора бюджетных средств, в том числе степень надежности внутреннего финансового контроля получателей бюджетных средств совершаемых ими фактов хозяйственной жизни, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности;

б) подтверждение полноты и достоверности показателей сводной бюджетной отчетности главного администратора бюджетных средств;

в) оценку актуальности и обоснованности учетной политики, принятой объектами аудита, неправомерные действия которых в части ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности могут привести к существенным искажениям сводной бюджетной отчетности главного администратора бюджетных средств;

г) представления указанных документов, полнотой и достоверностью отражаемой в отчетах информации в целях подтверждения соблюдения условий предоставления субсидий, принятия корректирующих мер по результатам такого контроля.

35. Примерная форма Отчета о результатах аудиторской проверки приведена в Приложении № 4 к настоящим Методическим рекомендациям.

36. Отчет о результатах аудиторской проверки с приложением акта аудиторской проверки направляется руководителю главного администратора (администратора) бюджетных средств. По результатам рассмотрения указанного отчета руководитель главного администратора (администратора) бюджетных средств вправе принять одно или несколько из решений:

а) о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;

б) о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;

в) о применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, а также о проведении служебных проверок;

г) о направлении материалов в уполномоченный орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, в отношении которых отсутствует возможность их устранения.

37. Субъекты внутреннего финансового аудита обеспечивают составление годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита.

38. Годовая отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита содержит информацию, содержащуюся в отчетах о результатах аудиторских проверок и подтверждающую выводы о надежности (эффективности) внутреннего финансового контроля, достоверности сводной бюджетной отчетности главного администратора (администратора) бюджетных средств.

Система внутреннего финансового контроля считается надежной (эффективной), если используемые методы контроля и контрольные действия приводят к отсутствию либо существенному снижению числа нарушений нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, внутренних стандартов, а также к повышению эффективности использования бюджетных средств.

39. Главный администратор бюджетных средств устанавливает порядок составления и представления годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита.

Приложение № 1
к Методическим рекомендациям
по осуществлению внутреннего
финансового аудита

администратора бюджетных средств

внутреннего финансового аудита

Другие статьи