Руководства, Инструкции, Бланки

скачать инструкции п6 и п7 по приемке товара img-1

скачать инструкции п6 и п7 по приемке товара

Рейтинг: 4.8/5.0 (1893 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Особенности применения Инструкций П-6 и П-7 Госарбитража СССР - Логистика снабжения - Учебные материалы для студентов

Особенности применения Инструкций П-6 и П-7 Госарбитража СССР

На этапе составления договора стороны согласуют порядок приемки товара, прописывают его основные составляющие, определяют место, ответственных представителей, разрабатывают формы документов и схему совместных действий в случае выявления недостач и прочих несоответствий. При этом довольно часто используются инструкции "О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления", утвержденные постановлениями Госарбитража СССР от 15 июня 1965 г. №. П-6 (по количеству) и от 25 апреля 1966 г. № П-7 (по качеству). В таких случаях в соответствующем разделе договора необходимо предусмотреть возможность применения этих инструкций. Стоит отметить, что как нормативные акты Инструкции П-6 и П-7 утратили свое значение, но поскольку в настоящий момент не существует единого порядка приемки поставляемых товаров, хозяйственная и судебно-арбитражная практика признают их нормы одними из существенных компонентов делового оборота, хотя положения договора между поставщиком и покупателем имеют более высокий приоритет.

Указанные инструкции регламентируют следующие аспекты приемки:

– общий порядок приемки (место приемки, проверка целостности запорно-пломбировочных устройств (ЗПУ), количество товарных мест, масса);

– порядок составления и содержание коммерческих актов;

– сроки обнаружения скрытых недостатков продукции и их актирование;

– порядок отбора образцов (проб);

– сроки приемки для различных категорий товаров (например, в табл. 3.19);

– порядок проведения выборочной (частичной) проверки количества с распространением результатов на всю прибывшую партию;

– сроки и порядок вызова представителей поставщика и перевозчика;

– порядок оформления результатов приемки, предъявления претензий и т.д.

Сроки приемки товаров по качеству и комплектности но инструкции П-7

При вскрытии тары, но не позднее установленных гарантийных сроков

Коммерческий акт составляется для удостоверения следующих обстоятельств:

– несоответствие наименования, массы, количества мест груза данным, указанным в товаросопроводительной документации;

– повреждение (порча) груза;

– обнаружение груза без перевозочных документов, а так же перевозочных документов без груза;

– возвращение перевозчику похищенного груза.

Приемка подрядных работ также производится в порядке и сроки, предусмотренные договором сторон, и оформляется соответствующим актом приемки-сдачи. Однако некоторые работы, будучи частично или полностью скрыты последующими (скрытыми) работами, принимаются заказчиком отдельно на основании актов приемки скрытых работ, дающих право на дальнейшее выполнение подрядчиком принятых на себя обязательств. Примерами выполнения скрытых работ на предприятиях могут быть: работы но ремонту (прокладке) систем коммунального снабжения, расположенных в земле, или работы по ремонту (устройству) фундаментов объектов складской инфраструктуры.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Другие статьи

Инструкциями Госарбитража СССР № П-6 от г

Инструкциями Госарбитража СССР № П-6 от 25.04.66г.

Совете Министров СССР

от 15 июня 1965 г. N П-6

О ПОРЯДКЕ ПРИЕМКИ ПРОДУКЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО

НАЗНАЧЕНИЯ И ТОВАРОВ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ ПО КОЛИЧЕСТВУ

(в ред. Постановлений Госарбитража СССР

от 29.12.73 N 81, от 14.11.74 N 98)

(с изм. внесенными Постановлением Пленума ВАС РФ

от 22.10.1997 N 18)

1. Настоящая Инструкция применяется во всех случаях, когда стандартами, техническими условиями, Основными и Особыми условиями поставки или иными обязательными правилами не установлен другой порядок приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству.

2. В целях сохранности продукции и товаров <1> при поставках и создания условий для своевременной и правильной их приемки получателями объединение и его производственная единица, предприятие, организация <2> - отправитель обязаны обеспечить:

а) строгое соблюдение установленных правил упаковки и затаривания продукции, маркировки и опломбирования отдельных мест;

б) точное определение количества отгруженной продукции (веса, количества мест: ящиков, мешков, связок, кип, пачек и т.п.);

в) при отгрузке продукции в упакованных или затаренных местах - вложение в каждое тарное место предусмотренного стандартами, техническими условиями, Особыми условиями поставки, иными обязательными правилами или договором документа (упаковочного ярлыка, кипной карты и т.п.), свидетельствующего о наименовании и количестве продукции, находящейся в данном тарном месте;

г) четкое и ясное оформление отгрузочных и расчетных документов, соответствие указанных в них данных о количестве продукции фактически отгружаемому количеству, своевременную отсылку этих документов получателю в установленном порядке;

д) строгое соблюдение действующих на транспорте правил сдачи грузов к перевозке, их погрузки и крепления;

е) систематическое осуществление контроля за работой лиц, занятых определением количества отгружаемой продукции и оформлением на нее отгрузочных и расчетных документов.

3. Предприятие-получатель обязано обеспечить приемку продукции по количеству в точном соответствии со стандартами, техническими условиями, Основными и Особыми условиями поставки, настоящей Инструкцией, иными обязательными правилами и договором.

4. При приемке груза от органов транспорта предприятие-получатель в соответствии с действующими на транспорте правилами перевозок грузов обязано проверить, обеспечена ли сохранность груза при перевозке, в частности:

а) проверить в надлежащих случаях наличие на транспортных средствах (вагоне, цистерне, барже, трюме судна, автофургоне и т.п.) или на контейнерах пломб отправителя или пункта отправления (станции, пристани, порта), исправность пломб, оттиски на них, состояние вагона, иных транспортных средств или контейнера, наличие защитной маркировки груза, а также исправность тары;

б) проверить соответствие наименования груза и транспортной маркировки на нем данным, указанным в транспортном документе, и потребовать от органов транспорта выдачи груза по количеству мест или весу во всех случаях, когда такая обязанность возложена на них правилами, действующими на транспорте, и другими нормативными актами.

В случае выдачи груза без проверки количества мест или веса получатель в порядке, установленном правилами оформления выдачи грузов, обязан потребовать от органов транспорта, чтобы на транспортном документе была сделана соответствующая отметка.

5. Во всех случаях, когда при приемке груза от органов транспорта устанавливаются повреждение или порча груза, несоответствие наименования и веса груза или количества мест данным, указанным в транспортном документе, а также во всех иных случаях, когда это предусмотрено правилами, действующими на транспорте, получатель обязан потребовать от органа транспорта составления коммерческого акта (отметки на товарно-транспортной накладной или составления акта - при доставке груза автомобильным транспортом).

При неправильном отказе органа транспорта от составления коммерческого акта получатель обязан в соответствии с действующими на транспорте правилами обжаловать этот отказ и произвести приемку продукции в порядке, предусмотренном настоящей Инструкцией.

6. Приемка продукции, поставляемой без тары, в открытой таре, а также приемка по весу брутто и количеству мест продукции, поставляемой в таре, производится:

а) на складе получателя - при доставке продукции поставщиком;

б) на складе поставщика - при вывозе продукции получателем;

в) в месте вскрытия опломбированных или в месте разгрузки неопломбированных транспортных средств и контейнеров или на складе органа транспорта - при доставке и выдаче продукции органом железнодорожного, водного, воздушного или автомобильного транспорта.

При доставке поставщиком продукции в таре на склад получателя последний, кроме проверки веса брутто и количества мест, может потребовать вскрытия тары и проверки веса нетто и количества товарных единиц в каждом месте.

7. Приемка продукции, поступившей в исправной таре, по весу нетто и количеству товарных единиц в каждом месте производится, как правило, на складе конечного получателя.

Покупатели - базы сбытовых, снабженческих, заготовительных организаций, оптовых и розничных торговых предприятий, переотправляющие продукцию в таре или упаковке первоначального отправителя (изготовителя), должны производить приемку продукции по количеству внутри тарных мест лишь в случаях, предусмотренных обязательными правилами или договором, а также при несоответствии фактического веса брутто весу брутто, указанному в сопроводительных документах.

Если продукция поступила в поврежденной таре, то приемка продукции по весу нетто и количеству товарных единиц в каждом тарном месте производится получателями в порядке, указанном в п. 6 настоящей Инструкции, т.е. там, где производится приемка продукции по весу брутто и количеству мест.

8. Установленный настоящей Инструкцией порядок приемки продукции, поставляемой в таре, применяется также при приемке обандероленных или опломбированных пачек (связок) в тех случаях, когда без нарушения целости бандероли или упаковки либо без снятия пломбы невозможно изъятие продукции из пачки (связки).

9. Приемка продукции производится в следующие сроки:

а) продукции, поступившей без тары, в открытой таре и в поврежденной таре, - в момент получения ее от поставщика или со склада органа транспорта либо в момент вскрытия опломбированных и разгрузки неопломбированных транспортных средств и контейнеров, но не позднее сроков, установленных для разгрузки их;

б) продукции, поступившей в исправной таре:

по весу брутто и количеству мест - в сроки, указанные в подп. "а" настоящего пункта;

по весу нетто и количеству товарных единиц в каждом месте - одновременно со вскрытием тары, но не позднее 10 дней, а по скоропортящейся продукции не позднее 24 час. с момента получения продукции - при доставке продукции поставщиком или при вывозке ее получателем со склада поставщика и с момента выдачи груза органом транспорта - во всех остальных случаях.

В районах Крайнего Севера, отдаленных районах и других районах досрочного завоза приемка продукции производственно-технического назначения производится не позднее 30 дней с момента поступления ее на склад получателя. В указанных районах приемка промышленных товаров народного потребления производится не позднее 60 дней, продовольственных товаров (за исключением скоропортящихся) - не позднее 40 дней, а скоропортящихся товаров - не позднее 48 час. с момента поступления их на склад получателя.

10. Приемка считается произведенной своевременно, если проверка количества продукции окончена в установленные сроки.

11. Приемка продукции производится лицами, уполномоченными на то руководителем или заместителем руководителя предприятия-получателя. Эти лица несут ответственность за строгое соблюдение правил приемки продукции.

а) создать для правильной и своевременной приемки продукции условия, при которых обеспечивалась бы сохранность и предотвращалась возможность образования недостач и хищений продукции;

б) обеспечить, чтобы лица, осуществляющие приемку продукции, хорошо знали настоящую Инструкцию, а также правила приемки продукции по количеству, установленные соответствующими стандартами, техническими условиями, Основными и Особыми условиями поставки, другими нормативными актами и договором поставки данной продукции;

в) обеспечить точное определение количества поступившей продукции (веса, количества мест: ящиков, мешков, связок, кип, пачек и т.п.);

г) систематически осуществлять контроль за работой лиц, на которых возложена приемка продукции по количеству, и предупреждать нарушения правил приемки продукции.

12. Приемка продукции по количеству производится по транспортным и сопроводительным документам (счету-фактуре, спецификации, описи, упаковочным ярлыкам и др.) отправителя (изготовителя). Отсутствие указанных документов или некоторых из них не приостанавливает приемки продукции. В этом случае составляется акт о фактическом наличии продукции и в акте указывается, какие документы отсутствуют.

При одновременном получении продукции в нескольких вагонах, контейнерах или автофургонах, стоимость которой оплачивается по одному расчетному документу, получатель обязан проверить количество поступившей продукции во всех вагонах, контейнерах или автофургонах, если обязательными для сторон правилами или договором не предусмотрена возможность частичной (выборочной) проверки.

В акте приемки должно быть указано количество поступившей продукции раздельно в каждом вагоне, контейнере или автофургоне.

13. Количество поступившей продукции при приемке ее должно определяться в тех же единицах измерения, которые указаны в сопроводительных документах.

Если в этих документах отправитель указал вес продукции и количество мест, то получатель при приемке продукции должен проверить ее вес и количество мест.

14. Проверка веса нетто производится в порядке, установленном стандартами, техническими условиями и иными обязательными для сторон правилами.

При невозможности перевески продукции без тары определение веса нетто производится путем проверки веса брутто в момент получения продукции и веса тары после освобождения ее из-под продукции. Результаты проверки оформляются актами.

Акт о весе тары должен быть составлен не позднее 10 дней после ее освобождения, а о весе тары из-под влажной продукции - немедленно по освобождении тары из-под продукции, если иные сроки не установлены Особыми условиями поставки или договором. В акте о результатах проверки веса тары указывается также вес нетто продукции, определенный путем вычитания из веса брутто веса тары.

Определение веса нетто путем вычета веса тары из веса брутто по данным, указанным в сопроводительных и в транспортных документах, без проверки фактического веса брутто и веса тары не допускается.

Проверка веса тары в остальных случаях производится одновременно с проверкой веса нетто.

15. Выборочная (частичная) проверка количества продукции с распространением результатов проверки какой-либо части продукции на всю партию допускается, когда это предусмотрено стандартами, техническими условиями, Особыми условиями, иными обязательными правилами или договором.

16. Если при приемке продукции будет обнаружена недостача, то получатель обязан приостановить дальнейшую приемку, обеспечить сохранность продукции, а также принять меры к предотвращению ее смешения с другой однородной продукцией.

О выявленной недостаче продукции составляется акт за подписями лиц, производивших приемку продукции.

В случае, когда при приемке продукции выявлено несоответствие веса брутто, отдельных мест весу, указанному в транспортных или сопроводительных документах либо на трафарете, получатель не должен производить вскрытия тары и упаковки.

Если при правильности веса брутто недостача продукции устанавливается при проверке веса нетто или количества товарных единиц в отдельных местах, то получатель обязан приостановить приемку остальных мест, сохранить и предъявить представителю, вызванному для участия в дальнейшей приемке (пп. 17 и 18 настоящей Инструкции), тару и упаковку вскрытых мест и продукцию, находившуюся внутри этих мест.

17. Одновременно с приостановлением приемки получатель обязан вызвать для участия в продолжении приемки продукции и составления двустороннего акта представителя одногороднего отправителя, а если продукция получена в оригинальной упаковке либо в нарушенной таре изготовителя, не являющегося отправителем, - представителя одногороднего изготовителя. Представитель иногороднего отправителя (изготовителя) вызывается в случаях, предусмотренных в Основных и Особых условиях поставки, иных обязательных правилах или в договоре. В этих случаях иногородний отправитель (изготовитель) обязан не позднее чем на следующий день после получения вызова получателя сообщить телеграммой или телефонограммой, будет ли им направлен представитель для участия в проверке количества продукции. Неполучение ответа на вызов в указанный срок дает право получателю осуществить приемку продукции до истечения установленного срока для явки представителя отправителя (изготовителя).

Представитель одногороднего отправителя (изготовителя) обязан явиться не позднее чем на следующий день после получения вызова, если в нем не указан иной срок явки, а по скоропортящейся продукции - в течение 4 час. после получения вызова.

Представитель иногороднего отправителя (изготовителя) обязан явиться не позднее чем в 3-дневный срок после получения вызова, не считая времени, необходимого для проезда, если другой срок не предусмотрен в Основных и Особых условиях поставки, иных обязательных правилах или в договоре.

Представитель отправителя (изготовителя) должен иметь удостоверение на право участия в приемке продукции у получателя.

Отправитель (изготовитель) может уполномочить на участие в приемке продукции предприятие, находящееся в месте получения продукции. В этом случае удостоверение представителю выдается предприятием, выделившим его. В удостоверении должна быть сделана ссылка на документ, которым отправитель уполномочил данное предприятие участвовать в приемке продукции.

17а. Уведомление о вызове представителя отправителя (изготовителя) должно быть направлено (передано) ему по телеграфу (телефону) не позднее 24 час. а в отношении скоропортящейся продукции немедленно после обнаружения недостачи, если иные сроки не установлены Основными и Особыми условиями поставки, другими обязательными для сторон правилами или договором.

В уведомлении должно быть указано:

а) наименование продукции, дата и номер счета-фактуры или номер транспортного документа, если к моменту вызова счет не получен;

б) количество недостающей продукции и характер недостачи (количество отдельных мест, внутритарная недостача, недостача в поврежденной таре и т.п.);

в) состояние пломб;

г) стоимость недостающей продукции;

д) время, на которое назначена приемка продукции по количеству.

18. При неявке представителя отправителя (изготовителя) по вызову получателя, а также в случаях, когда вызов представителя иногороднего отправителя (изготовителя) не является обязательным, приемка продукции по количеству и составление акта о недостаче производится:

а) с участием представителя другого предприятия (организации), выделенного руководителем или заместителем руководителя этого предприятия (организации), либо

б) с участием представителя общественности предприятия-получателя, назначенного руководителем или заместителем руководителя предприятия из числа лиц, утвержденных решением заводского, фабричного или местного комитета профсоюза этого предприятия, либо

в) односторонне предприятием-получателем, если отправитель (изготовитель) дал согласие на одностороннюю приемку продукции.

19. Руководители или заместители руководителей предприятий и организаций по просьбе предприятий-получателей выделяют им представителей для участия в приемке продукции по количеству.

20. В качестве представителей для участия в приемке продукции должны выделяться лица, компетентные в вопросах определения количества подлежащей приемке продукции.

Материально ответственные и подчиненные им лица, а также лица, связанные с учетом, хранением, приемкой и отпуском материальных ценностей, в качестве представителей общественности предприятия-получателя выделяться не должны. В частности, не могут выделяться в качестве представителей общественности предприятия-получателя руководители предприятий и их заместители (и в тех случаях, когда они не являются материально ответственными лицами), работники отдела технического контроля, бухгалтеры, товароведы, связанные с учетом, хранением, отпуском и приемкой материальных ценностей, работники юридической службы этих предприятий, претензионисты.

Представитель общественности предприятия-получателя или представитель другого предприятия может участвовать в приемке продукции у данного предприятия-получателя не более двух раз в месяц.

Срок полномочий представителей общественности предприятия-получателя, выделенных фабричным, заводским, местным комитетом профсоюза для приемки продукции по количеству, может быть установлен на срок полномочий данного комитета профсоюза.

21. Представителю, выделенному для участия в приемке продукции по количеству, выдается надлежаще оформленное и заверенное печатью предприятия разовое удостоверение за подписью руководителя предприятия (организации) или его заместителя.

В удостоверении на право участия в приемке продукции по количеству должно быть указано:

дата выдачи удостоверения и его номер;

фамилия, имя и отчество, место работы и должность лица, которому выдано удостоверение;

на участие в приемке какой именно продукции уполномочен представитель.

Если для участия в приемке продукции выделяется представитель общественности (п. 18 "б" настоящей Инструкции), то в удостоверении указывается также дата и номер решения заводского, фабричного или местного комитета, которым предприятию выделен данный представитель.

Удостоверение выдается на право участия в приемке конкретной партии продукции. Выдача удостоверения на какой-либо период (декаду, месяц и др.) не допускается.

Для приемки продукции в выходные или праздничные дни удостоверение может быть выдано в последний предвыходной или предпраздничный день на каждый день в отдельности без указания конкретной партии продукции.

Удостоверение, выданное с нарушением правил настоящей Инструкции, является недействительным.

22. Лица, которые привлекаются предприятием-получателем для участия в приемке продукции, должны быть ознакомлены с настоящей Инструкцией. Они обязаны строго соблюдать требования этой Инструкции и принимать все зависящие от них меры к выявлению причин и места возникновения недостачи продукции.

23. Лица, осуществляющие приемку продукции по количеству, вправе удостоверять своей подписью только те факты, которые были установлены с их участием. Запись в акте данных, не установленных непосредственно участниками приемки, запрещается.

За подписание акта о приемке продукции по количеству, содержащего не соответствующие действительности данные, лица, принимавшие участие в приемке продукции по количеству, несут установленную законом ответственность.

Представители других предприятий и организаций, выделенные для участия в приемке продукции, не вправе получать у предприятия-получателя вознаграждение за участие в приемке продукции.

24. Приемка продукции, как правило, должна вестись без перерыва. Если в связи с длительностью проверки или по каким-нибудь другим уважительным причинам работа по приемке была прервана, получатель обязан обеспечить сохранность продукции и возможность быстрейшего окончания приемки ее.

О перерыве в работе по приемке продукции, его причинах и условиях хранения продукции во время перерыва делается запись в акте, составленном в соответствии с п. 25 настоящей Инструкции.

25. Если при приемке продукции с участием представителя, указанного в п. 17 или п. 18 настоящей Инструкции, будет выявлена недостача продукции против данных, указанных в транспортных и сопроводительных документах (счете-фактуре, спецификации, описи, в упаковочных ярлыках и др.), то результаты приемки продукции по количеству оформляются актом. Акт должен быть составлен в тот же день, когда недостача выявлена.

В акте о недостаче продукции должно быть указано:

а) наименование получателя, составившего акт, и его адрес;

б) дата и номер акта, место приемки продукции и составления акта, время начала и окончания приемки продукции, в случаях, когда приемка продукции произведена с нарушением установленного срока, - причины несвоевременной приемки, время их возникновения и устранения;

в) фамилия, имя и отчество лиц, принимавших участие в приемке продукции по количеству и в составлении акта, место их работы, занимаемые ими должности, дата и номер документа о полномочиях представителя на участие в приемке продукции, а также указание о том, что эти лица ознакомлены с правилами приемки продукции по количеству;

г) наименование и адреса отправителя (изготовителя) и поставщика;

д) дата и номер телефонограммы или телеграммы о вызове представителя отправителя (изготовителя);

е) дата и номер счета-фактуры и транспортной накладной (коносамента);

ж) дата отправки продукции со станции (пристани, порта) отправления или со склада отправителя;

з) дата прибытия продукции на станцию (пристань, порт) назначения, время выдачи груза органом транспорта, время вскрытия вагона, контейнера, автофургона и других опломбированных транспортных средств, время доставки продукции на склад получателя;

и) номер и дата коммерческого акта (акта, выданного органом автомобильного транспорта), если такой акт был составлен при получении продукции от органа транспорта;

к) условия хранения продукции на складе получателя до приемки ее, а также сведения о том, что определение количества продукции производилось на исправных весах или другими измерительными приборами, проверенными в установленном порядке;

л) состояние тары и упаковки в момент осмотра продукции, содержание наружной маркировки тары и другие данные, на основании которых можно сделать вывод о том, в чьей упаковке предъявлена продукция - отправителя или изготовителя, дата вскрытия тары;

м) при выборочной проверке продукции - порядок отбора продукции для выборочной проверки с указанием оснований выборочной проверки (стандарт, технические условия, Особые условия поставки, договор и т.п.);

н) за чьим весом или пломбами (отправителя или органа транспорта) отгружена продукция, исправность пломб и содержание оттисков в соответствии с действующими на транспорте правилами; общий вес продукции - фактический и по документам; вес каждого места, в котором обнаружена недостача, - фактический и по трафарету на таре (упаковке);

о) транспортная и отправительская маркировка мест (по документам и фактически), наличие или отсутствие упаковочных ярлыков, пломб на отдельных местах;

п) каким способом определено количество недостающей продукции (взвешиванием, счетом мест, обмером и т.п.), могла ли вместиться недостающая продукция в тарное место, в вагон, контейнер и т.п.;

р) другие данные, которые, по мнению лиц, участвующих в приемке, необходимо указать в акте для подтверждения недостачи;

с) точное количество недостающей продукции и стоимость ее;

т) заключение о причинах и месте образования недостачи.

Если при приемке продукции одновременно будут выявлены не только недостача, но и излишки ее против транспортных и сопроводительных документов отправителя (изготовителя), то в акте должны быть указаны точные данные об этих излишках.

Акт должен быть подписан всеми лицами, участвовавшими в приемке продукции по количеству. Лицо, несогласное с содержанием акта, обязано подписать акт с оговоркой о несогласии и изложить свое мнение.

В акте перед подписью лиц, участвовавших в приемке, должно быть указано, что эти лица предупреждены о том, что они несут ответственность за подписание акта, содержащего данные, не соответствующие действительности.

26. Акт приемки продукции утверждается руководителем или заместителем руководителя предприятия-получателя не позднее чем на следующий день после составления акта.

В тех случаях, когда приемка производилась в выходной или праздничный день, акт приемки должен быть утвержден руководителем предприятия-получателя или его заместителем в первый рабочий день после выходного или праздничного дня.

В случаях, когда по результатам приемки выявляются факты злоупотреблений или хищений продукции, руководитель или заместитель руководителя предприятия-получателя обязан немедленно сообщить об этом органам охраны общественного порядка или прокуратуры и направить им соответствующие документы.

27. К акту приемки, которым устанавливается недостача продукции, должны быть приложены:

а) копии сопроводительных документов или сличительной ведомости, т.е. ведомости сверки фактического наличия продукции с данными, указанными в документах отправителя (изготовителя);

б) упаковочные ярлыки (кипные карты и т.п.), вложенные в каждое тарное место;

в) квитанции станции (пристани, порта) назначения о проверке веса груза, если такая проверка проводилась;

г) пломбы от тарных мест, в которых обнаружена недостача;

д) подлинный транспортный документ (накладная, коносамент), а в случае предъявления получателем органу транспорта претензии, связанной с этим документом, - его копия;

е) документ, удостоверяющий полномочия представителя, выделенного для участия в приемке;

ж) акт, составленный в соответствии с п. 16 настоящей Инструкции;

з) документ, содержащий данные отвесов и обмера, если количество продукции определялось путем взвешивания или обмера;

и) другие документы, могущие свидетельствовать о причинах возникновения недостачи (анализы на влажность продукции, имеющей соответствующие допуски на влажность, сведения о льдоснабжении, коммерческие акты и др.);

к) к акту приемки скоропортящейся продукции - ведомость подачи и уборки вагонов, памятка приемосдатчика, если она составлена, или натурный лист.

28. Акты приемки продукции по количеству регистрируются и хранятся в порядке, установленном на предприятии-получателе.

29. Претензия в связи с недостачей продукции предъявляется отправителю (поставщику) в установленный срок.

При выявлении излишков принятой продукции получатель незамедлительно сообщает об этом отправителю (поставщику).

При недостаче продукции, полученной в оригинальной упаковке либо в ненарушенной таре изготовителя, претензия и обосновывающие ее документы должны направляться также изготовителю продукции. Если изготовитель или его местонахождение получателю неизвестны, претензия в двух экземплярах посылается отправителю (поставщику), который немедленно после ее получения обязан направить один экземпляр претензии изготовителю, известив об этом получателя.

К претензии о недостаче продукции должен быть приложен акт о недостаче с приложениями, указанными в п. 27 настоящей Инструкции, если их нет у отправителя (изготовителя, поставщика).

30. По получении претензии о недостаче продукции руководитель или заместитель руководителя предприятия-отправителя (изготовителя) назначает служебную проверку по материалам претензии.

Материалы проверки рассматриваются и утверждаются руководителем или заместителем руководителя предприятия-отправителя (изготовителя).

В случаях, когда по результатам проверки выявляются факты злоупотреблений или хищений продукции, руководитель предприятия-отправителя обязан немедленно сообщить об этом органам охраны общественного порядка <3> или прокуратуры и направить им соответствующие документы.

31. О результатах рассмотрения претензии отправитель (изготовитель, поставщик) сообщает получателю в установленный срок.

32. При отправке покупателем продукции без вскрытия тары или упаковки первоначального отправителя (изготовителя) с последнего не снимается ответственность за недостачу продукции, если недостача образовалась не по вине покупателя, переотправившего продукцию.

Покупатель, отгрузивший продукцию без вскрытия тары первоначального отправителя (изготовителя), при отказе в удовлетворении претензии, предъявленной в связи с недостачей продукции, кроме мотивов отказа должен сообщить дату получения им этой продукции, а также дату и номер счета отправителя (изготовителя).

33. Если по действующему законодательству имеются основания для возложения ответственности за недостачу груза на органы транспорта, получатель обязан в установленном порядке предъявить претензию соответствующему органу транспорта.

<1> В дальнейшем, как правило, употребляется один термин - "продукция".

<2> В дальнейшем, как правило, употребляется один термин - "предприятие.

<3> В настоящее время органам МВД.

О применении инструкций СССР о приемке товара П-6 и П-7

Статьи: О применении инструкций СССР о приемке товара П-6 и П-7.

Во времена СССР, в 1965 и 1966 годах были приняты инструкции номер П-6 и П-7 по приемке товаров по количеству и качеству. Уже давно нет СССР, однако данные инструкции все еще действуют, причем до сих пор в договорах можно встретить условие о приемке товара в соответствии с вышеупомянутыми инструкциями. Прочитав данную статью, Вы сможете решить – нужно ли вам применять инструкции П-6 П-7 при приемке товаров или же стоит их избегать.

В рамках настоящей статьи будет описано содержание и порядок применения Инструкции о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утвержденной Постановлением Госарбитража СССР от 15.06.1965 г. № П-6 (далее будем называть ее инструкция по количеству ), Инструкции о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной Постановлением Госарбитража СССР от 25.04.1966 №П-7 (далее – Инструкция по качеству ).

Скачать текст инструкций можно по ссылкам ниже:

Рассматриваемые в статье инструкции выработаны во время развитого социализма и были предназначены, в первую очередь, для разрешения споров о поставке товаров между социалистическими предприятиями. Так как все предприятия принадлежали фактически одному и тому же собственнику – социалистическому государству, целью инструкций была единообразная регламентация действий, выполняемых трудящимися при отправке и получении социалистической собственности. С одной стороны – инструкции достаточно подробны для того, чтобы в них можно было найти ответ на любой вопрос, связанный с приемкой товаров, с другой стороны – рассчитаны на технику и технологии тех времен, например, инструкции не предполагают наличия у сторон компьютерной техники (электронно-вычислительных машин), и даже средств механического письма. В связи с этим инструкциями предусмотрены разумные (для тех времен) сроки и порядок действий сторон, которые на сегодняшний день могут показаться крайне неэффективными.

В соответствии с п.14 Постановления Пленума ВАС РФ №18 от 22.10.1997, рассматриваемые инструкции применяются только в случае, если это прямо предусмотрено договором. Это, наверное, самое важное правило использования в наши дни инструкций П-6 и П-7 – если вы решили использовать рассматриваемые документы, то укажите об этом в договоре. Если применение данных инструкций не предусмотрено договором, то и ссылаться на них будет нельзя, несмотря на то, что на текущий момент сохранили свою силу акты Госарбитража СССР, которыми инструкции были введены в действие.

Об инструкции по количеству.

Инструкция П-6 по приемке товара по количеству принята 15 июня 1965 года, порядок ее применения разъяснялся Госарбитражем СССР в 1976 и 1977 годах. Последние изменения были внесены в 1992 году, уже после развала СССР – из инструкции были удалены заведомо устаревшие документы. Инструкция состоит из 34 статей со сквозной нумерацией от 1 до 33, при этом статья 17 состоит из двух – статьи 17 и 17а. Инструкция применяется в случаях, если стандартами, техническими условиями, Основными или Особыми условиями поставки или иными обязательными правилами (п 1 инструкции) не предусмотрено иное.

В соответствии с инструкцией отправитель обязан точно указать число мест в отправляемом грузе и их вес (п. 2), передать эти сведения транспортной организации. Отметим, что даже это простое требование в настоящее время выполнить не всегда возможно или удобно – зачастую отправитель доставляет товар собственным транспортом, поэтому ведение учета полученных и переданных товарных мест не всегда удобно и целесообразно. Например: Поставщик договорился продать покупателю машину песка. Не всегда у покупателя и поставщика есть возможность (и желание) взвешивать вес нетто груза.

Получатель груза ( п 5 инструкции) в момент получения товара от транспортной организации обязан проверить соответствие количества мест и веса каждого места указанным в документах, а в случае обнаружения расхождений составить коммерческий акт, а если организация транспорта отказывается от составления акта – обжаловать отказ в установленном законом порядке. Видно, что данная норма также устарела. Как правило, ни экспедитор (если таковой есть при доставке груза), ни лица, принимающие товар, не знают, как правильно составить коммерческий акт и что делать, если перевозчик его не подписывает. Думаю, даже приведенных выше условий достаточно для того, чтобы выработать критерий возможности использования инструкций П-6 и П-7 в современной работе – Если Вы можете в своей организации обеспечить составление документов, связанных с приемкой и отгрузкой товара в соответствии с нормами СССР – можно соглашаться на применение инструкций П-6 и П-7 в работе, если у вас коллектив молодой – откажитесь, удалив из договора ссылки на применение документов СССР.

После того, как получатель принял товар по числу мест, получатель приступает к приемке по количеству, вскрывая каждое тарное место и проверяя количество товара (п 9, п 10 инструкции). При этом на приемку отводится 10 (десять) рабочих дней, а в районах Крайнего Севера – 60 (шестьдесят) дней. Из этого правила есть исключения – скоропортящиеся товары должны быть приняты за сутки (в районах Крайнего Севера – за двое суток). В районах Крайнего Севера продовольственные товары, не относящиеся к скоропортящимся, нужно принять за 40 дней. Если документы о получении товара составлены в указанные выше сроки – товар принят своевременно.
Видно, что сроки приемки могут не понравиться современным поставщикам и покупателям. Очевидно, что любая организация не захочет отдавать товар или отправлять сотрудника для участия в приемке даже на 10 дней для того, чтобы получатель его пересчитывал, как правило, приемка товара производится сразу, а обнаруженные расхождения отражаются либо отметками в товарных документах, либо актом произвольной формы.

В п.11 Инструкции о количестве определены требования к лицам, которые осуществляют приемку. Во-первых, в соответствии с инструкцией приемка осуществляется лицами, уполномоченными на то руководителем или заместителем руководителя предприятия-получателя.

В современном законодательстве (статья 182 ГК РФ) полномочия принимающего могут следовать из обстановки. Покупателю очень сложно отказаться от факта получения товара, ссылаясь на то, что товар был получен неуполномоченными лицами.

А если Вы договорились о применении инструкции П-6 в Вашем договоре – передача товара возможна только в том случае, если у Вас есть выданная исполнительным органом получателя (директором, генеральным директором) доверенность на получение товара. Если доверенности нет - получатель может утверждать, что товар не передавался и будет прав. Кроме этого, отправляя товар, нужно проинструктировать водителя-экспедитора, кто директор организации –получателя и научить, как проверить подпись и печать на доверенности на получение товара, обязать забрать оригинал доверенности и только после этого передавать товар, так как без всего перечисленного выше факт поставки можно и не доказать.

Обязанности возлагаются и на получателя груза. Получатель должен создать условия, при которых обеспечивалась бы сохранность и предотвращалась возможность образования недостач и хищения продукции. Получатель должен обеспечить знания лицами, осуществляющими приемку, инструкции о количестве (например, можно завести журнал инструктажа). Кроме этого в инструкции П-6 указывается на необходимость систематического контроля за деятельностью лиц, осуществляющих приемку. В связи с тем, что Инструкция о количестве представляет собой условия договора, получается, что отправитель груза может требовать предоставления доказательств проведения систематического контроля деятельности лиц, принимающих товар, а отсутствие таковых дает основания для оспаривания результата приемки товара.

П 12 – 18а инструкции описывает порядок действий в случае обнаружения расхождений. В случае обнаружения расхождений покупатель должен приостановить приемку и вызвать представителя поставщика. Как это делать инструкцией не предусмотрено, порядок вызова представителя отправителя стороны должны оговорить отдельно в договоре. Прибывший для проведения приемки представитель отправителя должен обладать удостоверением на право участвовать в приемке получателя. В соответствии с буквальным прочтением данного положения представитель должен обладать не предусмотренной гражданским кодексом доверенностью, а специальным удостоверением на право участвовать именно в данной приемке и именно у данного получателя.

П 19 – 23 инструкции описывают полномочия представителей сторон и порядок их оформления. Соглашаясь на использование инструкции П-6, стоит внимательно отнестись к полномочиям представителей сторон.

Об инструкции по качеству.

Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству номер П-7 от 25 апреля 1966 года утверждена постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 25 апреля 1966 г. N П-7. В инструкцию вносились изменения Постановлениями Госарбитража СССР от 29.12.1973 N 81 и от 14.11.1974 N 98, а также по результатам применения в период после распада СССР - Постановлением Пленума ВАС РФ от 22.10.1997 N 18. Инструкция состоит из 42 пунктов со сквозной нумерацией. Инструкция применяется, если стандартами, техническими условиями, Основными или Особыми условиями поставки не предусмотрено иное. В данном случае оговорка о применении имеет большее значение – существует много различных видов товаров и, соответственно, стандартов по их производству, перевозке и хранению. В большинстве случаев нужно будет ссылаться не только на инструкцию, но и на действующие стандарты качества товаров.

Пункт 2 инструкции декларирует, что отправитель должен отправлять только товар, прошедший в установленном порядке проверку по качеству. Таким образом, оговаривая применение в договоре инструкции П-7, нужно знать применимые к поставляемым товарам стандарты качества, определить порядок прохождения проверки качества товара и обеспечить проверку по качеству всего отправляемого товара.

Получатель товара также должен подготовиться – определить действующие правила перевозок получаемого груза и при получении товара убедиться в сохранности пломб, упаковки или иных средств обеспечения сохранности. В случаях, предусмотренных правилами перевозки, Получатель должен потребовать составления коммерческого акта (п 3-4 инструкции). Пункт 6 инструкции устанавливает сроки приемки товара при поставке в рамках одного города товар можно принимать по качеству 10 дней, при получении товара из другого города - 20 дней, в районах Крайнего Севера – 60 дней. Исключения сделаны для скоропортящихся товаров. Для торговых организаций срок может быть больше – п 8 - 9 инструкции позволяет актировать обнаруженные недостатки в течение четырех месяцев с момента получения товаров. Акт о недостатках должен быть составлен в течение пяти дней с момента их обнаружения, а если для составления акта обязательно присутствие поставщика, то к пятидневному сроку добавляется время на прибытие поставщика для составления акта. (почему не сразу в настоящее время не очевидно, возможно была учтена бюрократия советских организаций, в составление акта входило не только его написание, но и утверждение различными должностными лицами). Обязательность участия в приемке представителя Поставщика может быть установлена в договоре, о чем указано в п 16 инструкции.

Пункт 7 инструкции разрешает сторонам в договоре предусмотреть возможность приемки по качеству на складе Поставщика.

Пункты с 11 по 13 Инструкции по качеству содержат определение своевременной приемки (если уложились в сроки – то приемка своевременная), а также указывает на то, что при приемке по качеству следует проверять не только сам товар, но и его комплектность и упаковку. П 13 описывает обязанности организации, принимающей товар, среди которых есть обязанность обеспечить, чтобы лица, принимающие товар, хорошо знали инструкцию по качеству.

В общем случае (п 15 инструкции) получатель должен проверить по качеству все поступившие товары. Проверить выборку товара можно, если это предусмотрено стандартами, техническими условиями или договором.

Нормы, закрепленные в п 17 - п 23 инструкции, определяют порядок вызова представителя поставщика для проведения приемки, порядок подтверждения полномочий представителя поставщика. Отдельно стоит отметить п 25 инструкции, запрещающий получать вознаграждение от предприятия- получателя за участие в приемке продукции и напоминающий об установленной ответственности за подписание акта. Очевидно, что уже в те годы законодатель думал о борьбе с коррупцией и таким образом хотел подстраховаться, по крайней мере от подкупа за счет государства, от подкупа поставщика получателем.

П 26-34 инструкции описывают порядок отбора проб и направления их на экспертизу, приложения к акту о некачественном товаре. Согласно п.35 инструкции результат экспертизы может быть обжалован в ее вышестоящую организацию. В последующих пунктах 36-41 определен порядок хранения и регистрации актов, возможности перевода в более низкий сорт.

Завершающий п 42 инструкции говорит о том, что поставщик обязан сообщить покупателю о результатах рассмотрения претензии.

Выводы. На мой взгляд, использование инструкций П-6 и П-7 в современных (дата составления текста 2016 год) нецелесообразно по следующим обстоятельствам:
  • - полученный результат не будет стоить вложенных усилий, так как скрупулёзное соблюдение инструкций не освобождают стороны от ответственности и не гарантируют удовлетворения претензии.
  • - сроки приемки становятся слишком большими
  • - современные сотрудники никогда не изучали документы СССР, поэтому при применении инструкций П-6 и П-7 стоит ожидать значительного числа ошибок и связанных с этим рисков.
  • - инструкции не универсальны, так как содержат ссылки на иные документы (правила перевозки, стандарты качества и т.д.)

© Антон Шишков. 2016

статья актуальна на 25 мая 2016

Юридическим лицам и предпринимателям Физическим лицам Специальные предложения Новости

26.09.2016 | C 03.10.2016 в трудовых договорах должна быть указана точная дата выплаты заработной платы

C 03.10.2016 в трудовых договорах должна быть указана точная дата выплаты заработной платы
Подробнее

13.09.2016 | Расширены полномочия Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору

Ветназдор вправе проводить проверки иностранных предприятий, а также аудит иностранных систем ветеринарного надзора.
Подробнее

08.09.2016 | Представительство интересов клиента в суде г. Владикавказ

Сегодня нашими усилиями в заседании арбитражного суда республики Северная Осетия-Алания (г. Владикавказ) установлены и включены в реестр требований кредиторов требования нашего клиента на сумму более 30 миллионов рублей.
Подробнее

Статьи

В данной статье рассматривается вопрос о правильности заполнения табличной части счета-фактуры с использованием программы 1С. Поводом для исследования послужил вопрос о том, не содержится ли ошибки в счет-фактуре, создаваемой на основании документа реализации товаров (работ, услуг), в котором в программе 1С стоимости товаров задаются с включением в них НДС.

Одним из способов рассмотрения спора является предъявление претензии стороне спора. В предлагаемой статье приведено описание общих требований к претензии.

В статье рассмотрены вопросы содержания, значения и надлежащего оформления товарной накладной. Информация может быть полезна работникам торговли.