Руководства, Инструкции, Бланки

приказ о назначении служебной проверки образец img-1

приказ о назначении служебной проверки образец

Рейтинг: 4.5/5.0 (1915 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Приказ о проведении служебной проверки в отношении государственного гражданского служащего территориального органа Федеральной антимонопольной службы

Приложение к Инструкции

по кадровому делопроизводству в территориальных органах Федеральной антимонопольной службы

О проведении служебной проверки

В соответствии со статьей 59 Федерального закона от 27 июля 2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в целях полного, объективного и всестороннего исследования фактов и обстоятельств, изложенных в служебной записке Сидорова С.С. начальника отдела антимонопольного контроля Энского УФАС Росс, от __________ 20__ N ____, а также факта неисполнения или ненадлежащего исполнения ведущим специалистом-экспертом отдела антимонопольного контроля Энского УФАС России Петровым Петром Петровичем должностных обязанностей приказываю:

1. Провести в отношении ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Энского УФАС России Петрова П.П. служебную проверку.

2. Для проведения служебной проверки создать комиссию в составе:

3. Ведущему специалисту-эксперту отдела антимонопольного контроля Энского УФАС России Петрову П.П. в трехдневный срок представить письменные объяснения по фактам, указанным в служебной записке Сидорова С.С. начальника отдела антимонопольного контроля Энского УФАС России, от ___________ 20__ N ____.

4. Председателю комиссии письменное заключение по результатам служебной проверки представить руководителю Энского УФАС России до ___________ 20__ года.

5. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.

Источник: Приказ ФАС России от 26.05.2014 N 365/14

Другие статьи

Приказ о проведении служебного расследования: образец и порядок заполнения

Как составить приказ о проведении служебного расследования?

Сотрудник любой компании за что-то обязательно несет ответственность. Он отвечает за компьютер, на котором работает в офисе, за активы, которые хранятся у него на складе, и даже за информацию, разглашение которой приравнивается к нарушению коммерческой тайны.

И в случае, если вверенные ему материальные или нематериальные ценности были испорчены или утрачены, работодатель вправе выяснить причину нанесенного ущерба. Для этого издается приказ о проведении служебного расследования на предприятии.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

Это быстро и бесплатно !

Для чего нужен документ?

Когда в организации в ходе проверки или в результате иного действия выясняется недостача активов, утрата имущества или документов, утечка информации и т. п. необходимо:

  • установить величину ущерба;
  • выяснить причину его возникновения;
  • найти виновное лицо, которым не обязательно должен быть тот сотрудник, на которого возложена ответственность за сохранность утраченного или испорченного актива.

Для этой цели назначается комиссия. в состав которой должны войти специалисты, способные оценить нанесенный ущерб и выяснить его причину. Обычно в нее включаются юрисконсульт, сотрудник службы безопасности, экономист (или главный бухгалтер), инженер и иные лица. Создание данного органа разрешено Трудовым Кодексом РФ (статья 247).

Цель комиссии – внутреннее расследование, проведение которого является обязанностью работодателя согласно трудовому законодательству РФ. Исполнение этой обязанности должно быть осуществлено до принятия решения о наказании конкретного работника.

Без указанного расследования, даже если сотрудник виновен, он вправе будет обжаловать решение о его наказании в судебном порядке.

Создание комиссии и необходимость проведения расследования оформляются приказом по предприятию.

Кто его составляет?

Составляется данный приказ секретарем или иным уполномоченным лицом на основании решения руководителя организации, сделанного по представлению начальника службы безопасности либо руководителя отдела, где обнаружился ущерб.

О том, какой процент от зарплаты составляет аванс, читайте здесь .

Основные положения

Этот документ составляется в произвольной форме на бланке организации, где указано ее название и юридический адрес. В тексте обязательно должен присутствовать порядковый номер бумаги, дата и место составления (указывается город) и название «О проведении служебного расследования».

Начинается документ с указания причины его составления: «В связи с …», «По причине …» и т. д.

Далее идет слово «ПРИКАЗЫВАЮ», а уже после:

  • указывается необходимость проведения расследования. Например: «Провести служебное расследование по факту порчи (утраты, разглашения)…»;
  • следующим пунктом указывается назначение комиссии для проверки обстоятельств нанесенного ущерба. Перечисляются должности и ФИО ее членов;
  • последним пунктом является назначение лица, который должен обеспечить контроль за выполнением приказа. Этим лицом может быть как сам руководитель, так и иное лицо. Для этого делается запись «Контроль исполнения приказа возлагается на (должность, ФИО)».

Далее ставится подпись руководителя, ее расшифровка и должность (генеральный директор, директор и т. д.). После этого прописывается фраза «С приказом ознакомлены», и каждый из назначенных членов комиссии должен расписаться и поставить расшифровку своей подписи.

Здесь вы можете бесплатно скачать образец этого документа

По итогам расследования составляется акт, на основании которого выносится решение о наказании виннового лица или признается его отсутствие.

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

Приказ о создании комиссии для проведения служебного расследования для установления причин возникновения ущерба

Приказ о создании комиссии для проведения служебного расследования для установления причин возникновения ущерба

Общество с ограниченной ответственностью «__________»

«__» ____ 20 ___ г. N ___

В связи с выявленной по результатам инвентаризации недостачей ценностей, хранящихся на складе ООО «_______________»,

1. Сформировать комиссию для проведения служебного расследования в следующем составе:
— председатель комиссии _____________, начальник службы безопасности;
— члены комиссии:
___________, юрисконсульт;
___________, экономист;
___________, главный бухгалтер;
___________, специалист по кадрам.
2. Провести служебное расследование для установления причин возникновения ущерба в срок до «__» _____ 20 __ г.
3. Контроль исполнения приказа возложить на заместителя генерального директора _____________ .

Генеральный директор ____________ ____________

С приказом ознакомлены:

Заместитель генерального директора ______ ______ «___» ____ 20 ___ г.

Не нашли ответ на Ваш вопрос?

Позвоните нашему юристу!

Архангельск: (8182) 47-15-16, +7 902-286-15-16

Санкт-Петербург: +7 981-761-00-72

Начальник службы безопасности _______ _______ «___» _____ 20 ___ г.

Юрисконсульт ____________ ____________ «___» _________ 20 ___ г.

Экономист _____________ _____________ «___» _________ 20 ___ г.

Главный бухгалтер __________ __________ «___» _________ 20 ___ г.

Специалист по кадрам ________ _________ «___» _________ 20 ___ г.

Поделиться этим материалом в социальных сетях

Приказ ФМС РФ от N 70

ФЕДЕРАЛЬНАЯ МИГРАЦИОННАЯ СЛУЖБА
ПРИКАЗ от 25 марта 2008 г. N 70
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ СЛУЖЕБНЫХ ПРОВЕРОК В ОТНОШЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ В СИСТЕМЕ ФМС РОССИИ

В целях упорядочения деятельности по организации и проведению служебных проверок в отношении федеральных государственных гражданских служащих в системе ФМС России и в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <1> приказываю:

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3215; 2006, N 6, ст. 636; 2007, N 10, ст. 1151; N 16, ст. 1828; N 49, ст. 6070.

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию об организации проведения служебных проверок в отношении федеральных государственных гражданских служащих в системе ФМС России.

2. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.

к Приказу ФМС России

от 25 марта 2008 г. N 70

ИНСТРУКЦИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ СЛУЖЕБНЫХ ПРОВЕРОК В ОТНОШЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ В СИСТЕМЕ ФМС РОССИИ I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция разработана на основании Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <1> в целях организации работы по проведению служебных проверок в отношении федеральных государственных гражданских служащих <2> центрального аппарата ФМС России, ее территориальных органов и представительств ФМС России за рубежом.

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3215; 2006, N 6, ст. 636; 2007, N 10, ст. 1151; N 16, ст. 1828; N 49, ст. 6070.

<2> Далее - "гражданские служащие".

2. Служебная проверка в отношении гражданских служащих проводится:

по решению представителя нанимателя (директора ФМС России, начальника (руководителя) территориального органа ФМС России);

по письменному заявлению гражданского служащего.

3. Основаниями для проведения служебной проверки являются:

факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;

обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.

4. Служебная проверка назначается приказом (распоряжением) или письменным указанием директора ФМС России или начальника (руководителя) территориального органа ФМС России.

Проведение служебной проверки поручается кадровому подразделению центрального аппарата ФМС России или территориального органа ФМС России.

5. Для проведения служебной проверки формируется комиссия, в состав которой в обязательном порядке включаются представитель правового подразделения и представитель выборного профсоюзного органа. Председателем комиссии назначается представитель кадрового подразделения.

При необходимости в состав комиссии могут включаться гражданские служащие и сотрудники органов внутренних дел, прикомандированные в установленном порядке к ФМС России <1>, обладающие необходимой квалификацией, знаниями и опытом.

<1> Далее - "сотрудники".

6. Состав комиссии для проведения служебной проверки, связанной с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

7. В проведении служебной проверки не может участвовать гражданский служащий (сотрудник), прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. В этом случае назначенный для проведения служебной проверки гражданский служащий (сотрудник) обязан обратиться к должностному лицу, назначившему служебную проверку, с письменным заявлением об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными.

8. По факту совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка или по письменному заявлению гражданского служащего организуется подготовка проекта приказа (распоряжения) о назначении служебной проверки:

в центральном аппарате ФМС России - начальником Управления по вопросам кадров и государственной службы ФМС России;

в территориальном органе ФМС России - начальником (руководителем) территориального органа ФМС России;

в представительстве ФМС России за рубежом - начальником структурного подразделения центрального аппарата ФМС России.

Проект приказа (распоряжения) о назначении служебной проверки подлежит согласованию в установленном порядке с заинтересованными подразделениями.

9. В проекте приказа (распоряжения) о назначении служебной проверки указываются:

основания для проведения служебной проверки;

персональный состав комиссии.

10. Служебная проверка назначается:

директором ФМС России - в отношении всех гражданских служащих системы ФМС России;

начальником (руководителем) территориального органа ФМС России - в отношении гражданских служащих территориального органа ФМС России.

11. Служебная проверка, как правило, назначается не позднее 10 дней с момента обнаружения дисциплинарного проступка или регистрации заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.

12. Должностное лицо, назначившее служебную проверку, обязано контролировать своевременность и правильность ее проведения.

13. Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право:

давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы;

обжаловать решения и действия (бездействие) гражданских служащих (сотрудников), проводящих служебную проверку, должностному лицу, назначившему служебную проверку;

ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.

14. При проведении служебной проверки председатель комиссии знакомит гражданского служащего, в отношении которого проводится служебная проверка, с его правами, указанными в пункте 13 настоящей Инструкции.

15. Гражданскому служащему, в отношении которого проводится служебная проверка, а также сотрудникам, гражданским служащим или работникам, которым могут быть известны какие-либо сведения об обстоятельствах, подлежащих установлению в ходе проведения служебной проверки, должно быть предложено дать объяснение (образец в Приложении N 1). Объяснение должно содержать вопросы, задаваемые лицу, дающему объяснение, ответы на них и (или) его пояснения об обстоятельствах, подлежащих установлению в ходе служебной проверки.

В случае отказа гражданского служащего, в отношении которого проводится служебная проверка, от дачи письменного объяснения составляется акт (образец в Приложении N 2).

16. Акты, составляемые в ходе проведения служебной проверки, регистрируются в установленном порядке в Управлении делами ФМС России или подразделении документационного обеспечения, или организационно-режимном отделе соответствующего территориального органа ФМС России.

17. Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня ее назначения. Окончанием проведения служебной проверки является дата подписания заключения по результатам ее проведения.

II. Оформление результатов служебной проверки

18. Результаты служебной проверки сообщаются должностному лицу, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения.

19. Письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается начальником (лицом, его замещающим) Управления по вопросам кадров и государственной службы ФМС России, кадрового подразделения соответствующего территориального органа ФМС России, другими участниками служебной проверки и приобщается к личному делу государственного гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка.

20. Председатель комиссии обязан предложить гражданскому служащему, в отношении которого проводилась служебная проверка, ознакомиться под подпись с заключением по результатам проведения служебной проверки, о чем делается соответствующая запись в заключении.

В случае отказа гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка, от ознакомления с заключением либо от подписи об ознакомлении с заключением составляется акт (образец в Приложении N 2), который приобщается к материалам служебной проверки.

21. Материалы служебных проверок формируются в дело в следующем порядке:

документ, послуживший основанием для назначения служебной проверки;

копия приказа (распоряжения) или письменного указания должностного лица, назначившего служебную проверку;

письменные объяснения гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка;

письменные объяснения гражданских служащих (сотрудников) и иных лиц;

копия заключения по результатам служебной проверки с отметкой об ознакомлении с ним гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка, либо отказе от ознакомления или проставления подписи об ознакомлении;

иные документы, имеющие отношение к проведенной служебной проверке.

к Инструкции об организации

проведения служебных проверок

Служебная проверка в организации: полномочия работодателя

Служебная проверка в организации. полномочия работодателя

Н.И. Тимофеев,А.М. Ильина

ПОНЯТИЕ СЛУЖЕБНОЙ ПРОВЕРКИ

В каждой организации рано или поздно возникают ситуации, когда работодатель вынужден принимать управленческие решения, негативным образом отражающиеся на отдельных работниках. Речь идет, в частности, о привлечении работников к дисциплинарной или материальной ответственности, увольнении работников по некоторым предусмотренным Трудовым кодексом РФ и другими федеральными законами основаниям и других подобных ситуациях. Заметим, что в число таких работников могут попадать и руководители организаций.

Издание подобных распорядительных актов (приказов или распоряжений), оформляющих указанные решения работодателя, как следует из положений трудового законодательства, должно базироваться на установлении соответствующих фактических обстоятельств, с одной стороны, предопределяемых каждый раз непосредственно самой конкретной ситуацией, а, с другой, - оцениваемых с применением некоторых общих подходов.
Именно этой цели, то есть установлению совокупности фактических обстоятельств, предшествующему принятию работодателем того или иного решения, и служит так называемый "институт служебной проверки".

Уточним, что единого порядка проведения служебных проверок в организациях ни Трудовым кодексом РФ, ни каким-либо другим общезначимым нормативным актом федерального уровня не установлено. К тому же сам термин "служебная проверка" законодательно закреплен лишь в нормативных актах, регулирующих прохождение отдельных видов государственной службы.

Тем не менее, в ряде достаточно крупных организаций со значительной численностью работающего в ней персонала применяются локальные нормативные акты, регламентирующие порядок проведения служебных проверок. При этом нередко должностные лица, в первую очередь, из числа административно-управленческого персонала организации, сталкиваясь с необходимостью установления тех или иных обстоятельств (например, обстоятельств совершения работником дисциплинарного проступка), фактически проводят служебные проверки, не соотнося свои действия с нормами законодательства (без надлежащего документального оформления, используя недопустимое вторжение в частную жизнь работников и т.п.).

Наконец, нельзя не отметить и то обстоятельство, что результаты правильно проведенной служебной проверки, оформленные соответствующим образом, могут стать дополнительным доказательством правомерности действий работодателя в случае возникновения трудового спора.

В этой связи рассмотрим в общем виде некоторые вопросы, которые, как представляется, не следует оставлять без внимания работодателю при проведении служебных проверок<1>.

<1> Вопросы, связанные с расследованием несчастных случаев на производстве, регулирование которых осуществляется в соответствии со статьями 227 - 231 Трудового кодекса РФ и Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", в рамках данной статьи не рассматриваются.

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ВЛЕКУЩИЕ НЕОБХОДИМОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ СЛУЖЕБНОЙ ПРОВЕРКИ

К числу таких обстоятельств (случаев), по нашему мнению, можно отнести следующие:

1. Совершение работником дисциплинарного проступка (статьи 192, 193, 195 Трудового кодекса РФ). При принятии решения о необходимости проведения служебной проверки работодателю, в первую очередь, нужно исходить как из характера совершенного проступка, так и из тех негативных последствий (в том числе материальных), которые возникли или могут возникнуть в связи с этим. Также следует иметь в виду и то, какой именно вид дисциплинарного взыскания (увольнение, выговор или замечание) может быть применен к виновному работнику.

Например, проводить служебную проверку, конечно же, необходимо в случаях, когда речь может идти об увольнении по одному из оснований, предусмотренных статьей 81 Кодекса

1) по пункту 5 - за неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;
2) пункту 6 - за однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей, к числу которых относятся:
прогул (подпункт "а");
появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения (подпункт "б");
разглашение охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей (подпункт "в");
совершение по месту работы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного его уничтожения или повреждения, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного на применение административных взысканий (подпункт "г");
нарушение работником требований по охране труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий (подпункт "д");
3) пункту 10 - за однократное грубое нарушение руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями своих трудовых обязанностей.

2. Привлечение работника к материальной ответственности (статьи 232, 233, 238 - 250 Трудового кодекса РФ). Следует отметить, что в случае, если работник привлекается к материальной ответственности по результатам инвентаризации (плановой или внеплановой), проводить дополнительно служебную проверку представляется нецелесообразным, поскольку, как правило, инвентаризационная комиссия в процессе проверки выявляет и оценивает все необходимые факты и обстоятельства. Попутно укажем также, что основным нормативным актом, определяющим общий порядок проведения в организациях инвентаризации, являются Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49.

В частности, как следует из пунктов 2.2 и 2.3 Методических указаний, для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия; при большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии; персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации.

3. Совершение работником деяния, влекущего возможность его увольнения с работы по определенным основаниям. Такие основания предусмотрены:


пунктом 7 статьи 81 Трудового кодекса РФ - совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя;
пунктом 8 статьи 81 Трудового кодекса РФ - совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы;


пунктом 9 статьи 81 Трудового кодекса РФ - принятие необоснованного решения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями и главным бухгалтером, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации;


пунктом 11 статьи 81 Трудового кодекса РФ - представление работником работодателю подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении трудового договора;


пунктом 14 статьи 81 Трудового кодекса РФ - другие случаи, установленные Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами (к числу таких случаев, в частности, можно отнести такое предусмотренное подпунктом 3 пункта 2 статьи 25 Федерального закона от 31.07.1995 № 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" (с изм. на 27.05.2003) основание для прекращения государственной службы, как несоблюдение обязанностей и ограничений, установленных для государственного служащего данным Федеральным законом);


пунктами 1 и 2 статьи 336 Трудового кодекса РФ - повторное в течение 1 года грубое нарушение устава образовательного учреждения; применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника.

4. Случаи нарушения правил заключения трудового договора, указанные в части первой статьи 84 Трудового кодекса РФ. К ним относятся:
заключение трудового договора в нарушение приговора суда о лишении конкретного лица права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
заключение трудового договора на выполнение работы, противопоказанной данному лицу по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением;
отсутствие соответствующего документа об образовании, если выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом;
другие случаи, предусмотренные федеральными законами. Например, случай поступления гражданина на государственную службу без предоставления, как того требует подпункт 5 пункта 4 статьи 21 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации", справки из органов государственной налоговой службы о представлении сведений об имущественном положении.

5. Случаи, проверка по которым непосредственно предусмотрена действующим законодательством. К их числу, в частности, можно отнести несчастные случаи на производстве, а также случаи, перечисленные в Указе Президента РФ от 01.06.1998 № 641 "О мерах по организации проверки сведений, представляемых лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации в порядке назначения и государственные должности федеральной государственной службы" (с изм. на 31.05.1999).
Следует заметить, что на практике, все же, служебные проверки в большинстве случаев проводятся по фактам совершения работниками дисциплинарных проступков.
Как правило, основания для проведения служебной проверки, порядок ее проведения и оформления ее результатов закрепляются в инструкциях или правилах, утверждаемых приказом или иным локальным нормативным актом работодателя.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ СЛУЖЕБНОЙ ПРОВЕРКИ

К числу основных задач, решаемых в процессе служебной проверки, можно отнести установление следующих обстоятельств:


1) конечно же, самого факта совершения того или иного деяния, служащего основанием вынесения работодателем соответствующего решения (дисциплинарного или аморального проступка, иного противоправного действия или бездействия). Заметим, что такое деяние, в принципе, может быть и правомерным (например, в случае принятия руководителем организации хотя и правомерного, но необоснованного решения). Речь также может идти и не о деянии работника как таковом, а об ином конкретном юридическом факте (например, получении государственным служащим второго гражданства);


2) времени, места, обстоятельств совершения соответствующего деяния, а также оценки его последствий (например, характера и размера причиненного ущерба);


3) конкретного работника (работников), совершившего указанное деяние;


4) вины работника (работников) в совершении данного противоправного деяния;


5) целей и мотивов совершения деяния и их оценки, оценки обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность, в том числе деловых качеств работника, его конкретных жизненных обстоятельств, причин и условий, способствовавших совершению данного деяния.

В ходе служебной проверки, как правило, вырабатываются предложения о мерах дисциплинарной или иной ответственности работника в случае совершения им соответствующего противоправного деяния.
Дополнительно к этому представляется целесообразным также подготовить рекомендации по осуществлению мероприятий предупредительно профилактического характера, направленных на устранение причин и условий, способствовавших совершению такого деяния.
Наконец, заметим, что в ходе служебной проверки сбор необходимой информации может осуществляться только гласными методами с соблюдением прав и свобод человека и гражданина, а полученные сведения, относящиеся к совершенному деянию, должны документально оформляться по правилам делопроизводства, принятым в организации.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ СЛУЖЕБНОЙ ПРОВЕРКИ

Поводом для проведения служебной проверки, как правило, является информация о противоправном деянии, ставшая известной руководителям структурных подразделений организации, о чем они, безусловно, обязаны доложить в установленном порядке руководителю организации, который на основании оценки этой информации незамедлительно принимает решение о проверке.
По нашему мнению, проверка реально должна начинаться не позднее 3 дней с момента получения информации, которая явилась поводом для ее проведения, и быть закончена, как правило, не позднее 20 дней со дня ее назначения (по крайней мере по факту совершения дисциплинарного проступка с учетом сроков, предусмотренных статьей 193 Трудового кодекса РФ).
В зависимости от условий конкретной ситуации руководитель организации может поручить проведение проверки как конкретному работнику (как правило, руководителю соответствующего структурного подразделения), так и специально создаваемой в этих целях комиссии.
Служебная проверка проводится на основании приказа или иного распорядительного акта работодателя, в котором обычно указываются:
повод для проведения проверки;
состав комиссии, ее председатель и полномочия комиссии (если такие полномочия не закреплены в соответствующем локальном нормативном акте организации);
срок проведения проверки и срок представления руководителю организации материалов проверки и заключения (акта) по ее результатам.

Обычно в состав комиссии, в зависимости от специфики совершенного деяния, включаются работники подразделения кадров, правового подразделения, подразделения безопасности, финансового подразделения, а при необходимости также и работники других структурных подразделений организации.

Заметим, что в состав комиссии не следует привлекать работника, совершившего то деяние, по которому проводится проверка, а также работников, состоящих с ним в родстве или свойстве, равно как и работников, непосредственно подчиненных по работе работнику, в отношении которого проводится проверка. Вместе с тем, если такой работник является членом профсоюза, в состав комиссии целесообразно включить представителя выборного профсоюзного органа.

Работу комиссии организует ее председатель, который несет ответственность за соблюдение сроков, полноту и объективность проведения служебной проверки. Приказ (иной распорядительный акт) о проведении служебной проверки в обязательном порядке доводится под подпись до всех членов комиссии, а также работника, в отношении которого проводится проверка.

Как правило, члены комиссии наделяются следующими правами:
вызывать работников и получать от них письменные объяснения или иную информацию по существу проводимой проверки;
знакомиться с соответствующими документами организации, в случае необходимости их приобщения (или их копий) к материалам проверки;
требовать от работников организации предоставления документов или информации, относящейся к проводимой проверке, для ознакомления с ними или приобщения к материалам проверки;
при необходимости с разрешения руководителя организации получать консультации у сторонних специалистов по вопросам, требующим специальных знаний, а также запрашивать необходимые документы (их копии) из государственных органов, от юридических и физических лиц.
документально оформлять полученные сведения.

Члены комиссии обязаны:
принимать все необходимые меры для всестороннего, объективного изучения и документального оформления сведений о всех обстоятельствах совершенного деяния;
рассматривать и приобщать к материалам служебной проверки заявления, относящиеся к ней и поступающие при ее проведении;
обеспечивать сохранность и конфиденциальность материалов проверки, не разглашать ее результаты до утверждения руководителем организации заключения (акта) о результатах проверки;
составить по итогам работы комиссии заключение (акт) о результатах служебной проверки;
подготовить предложения о мере дисциплинарной, материальной и иной ответственности виновного работника;
представить руководителю организации в установленные сроки материалы и заключение (акт) о результатах служебной проверки.

Обратим внимание на то, что работник, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право:
1) давать письменные объяснения с изложением своего мнения по поводу совершенного деяния, заявлять об имеющихся у него доказательствах;
2) требовать приобщения к материалам проверки представляемых им документов и материалов;
3) подавать заявление руководителю организации об отводе члена (членов) комиссии от проведения проверки с конкретными доводами, объясняющими такой отвод;
4) знакомиться по окончании служебной проверки с ее материалами и заключением (актом) о результатах проверки, что следует подтверждать подписью работника на заключении (акте) о результатах проверки. В случае отказа от ознакомления с заключением (актом) или от подписи составляется соответствующий акт.

Комиссия непосредственно получает письменные объяснения от работника, совершившего противоправное деяние. По ее требованию письменные объяснения обязаны предоставлять и другие работники, имеющие отношение к совершенному деянию.
В случае отказа работника от письменных объяснений следует составить акт с указанием места, даты и времени его составления; персональных данных членов комиссии (должность, фамилия, имя, отчество), составивших акт; содержания причин отказа работника от письменных объяснений в произвольной форме (пример такого акта приведен в разделе "БУМАГИ" - стр. 75).
По завершении служебной проверки комиссией составляется заключение (акт) о результатах служебной проверки, содержащее, в частности:
основание и повод проведения проверки, состав комиссии, ее проводившей;
сведения о времени, месте, обстоятельствах совершения противоправного деяния;
сведения о работнике, его совершившем (должность, фамилия, имя и отчество, год рождения, образование, время работы в организации, а также в занимаемой должности);
мотивы и цели совершения работником противоправного деяния, форму вины работника (умышленную или неосторожную);
причины и условия совершения деяния;
данные о характере и размерах причиненного в результате противоправного деяния ущерба, причинную связь деяния и причиненного ущерба;
предложения о мере ответственности виновного работника.

Заключение (акт) подписывается членами комиссии и утверждается руководителем организации. При несогласии с выводами или с содержанием отдельных положений заключения (акта) член комиссии вправе приобщить к нему свою объяснительную записку с изложением своего особого мнения.
К заключению (акту) по результатам служебной проверки обычно приобщаются:
документ, содержащий сведения, послужившие поводом для назначения проверки (например, служебная записка);
копия приказа (иного распорядительного акта) о проведении проверки;
объяснения работников, и в случае необходимости, иных лиц;
служебная характеристика на работника, в отношении которого проводилась проверка;
другие документы, имеющие отношение к установленным в ходе проверки фактам.

Документы служебной проверки, по нашему мнению, относятся к конфиденциальной информации. Оригинал заключения (акта) и иные материалы проверки следует хранить в кадровом подразделении организации. Кроме того, копию заключения (акта) по результатам служебной проверки целесообразно приобщить к личному делу работника, в отношении которого она проводилась.
Обратим внимание также и на то, что в случае установления в результате проведения служебной проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков совершения преступления или административного правонарушения, руководитель организации обязан известить об этом соответствующий правоохранительный орган.

Надеемся, что данная статья хотя бы в некоторой мере поможет работодателям при подготовке локального нормативного акта по вопросам проведения служебных проверок.

Также по этой теме:

Приказ МВД РФ от N 161 - Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Рос

Приказ МВД РФ от 26 марта 2013 г. N 161 "Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)
  • Приказ МВД РФ от 26 марта 2013 г. N 161 "Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)
  • Приложение. Порядок проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации
    • I. Общие положения (п.п. 1 - 12)
    • II. Организация проведения служебной проверки (п.п. 13 - 27)
    • III. Полномочия участников служебной проверки (п.п. 28 - 33)
    • IV. Оформление результатов служебной проверки (п.п. 34 - 47)
    • Приложение. Объяснение

Приказ МВД РФ от 26 марта 2013 г. N 161
"Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации"

С изменениями и дополнениями от:

2 июля 2014 г. 20 апреля, 22 сентября 2015 г.

ГАРАНТ:

Об особенностях применения в системе ГФС России настоящего приказа см. приказ ГФС России от 30 июля 2014 г. N 270

Об особенностях применения в системе ФМС России настоящего приказа см. приказ ФСМ России от 29 ноября 2013 г. N 555

В соответствии с частью 9 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"*(1) - приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации*(2) .

Информация об изменениях:

Приказом МВД России от 2 июля 2014 г. N 559 в пункт 2 внесены изменения

2. Руководителям (начальникам) подразделений центрального аппарата МВД России*(3). территориальных органов МВД России, образовательных, научных, медико-санитарных и санаторно-курортных организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации, организовать изучение настоящего приказа и обеспечить реализацию его положений.

3. Считать утратившим силу приказ МВД России от 24 декабря 2008 г. N 1140 "Об утверждении Инструкции о порядке организации и проведения служебных проверок в органах, подразделениях и учреждениях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации"*(4) .

4. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.