Руководства, Инструкции, Бланки

морфологический разбор глагола 6 класс образец img-1

морфологический разбор глагола 6 класс образец

Рейтинг: 4.1/5.0 (1895 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Морфологический разбор глагола

§ 96. Морфологический разбор глагола

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (неопределённая форма).
2. Постоянные признаки: а) вид, б) переходность, в) возвратность, г) спряжение.
3. Непостоянные признаки: а) наклонение, б) число, в) время (если есть), г) лицо (если есть), д) род (если есть).

III. Синтаксическая роль.

Работай 3 до поту, так поешь в охоту. (Пословица)

I. (Что делай?) работай.

И. Пост. — несов. вид, неперех. невозвр. 1спр.; не- пост.—повелит, накл. ед. ч. 2-е л.

Во-первых, он обозначает действие: (что делай?) работай.

Начальная форма — работать.

Во-вторых, имеет постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, непереходный, невозвратный, I спряжение.

Здесь употреблён в повелительном наклонении, в единственном числе, во втором лице — это его непостоянные признаки.

В-третьих, в предложении является сказуемым. 576. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Выполните морфологический разбор выделенных глаголов письменно, остальных - устно. • Какого стиля ваше высказывание при устном разборе?

Другие статьи

Морфологический разбор глагола 6 класс образец

88. Морфологический разбор глагола План разбора
  1. Часть речи. Общее значение.
  2. Морфологические признаки.
    1. Начальная форма (неопределённая форма).
    2. Постоянные признаки: а) вид, б) переходность, в) спряжение.
    3. Непостоянные признаки: а) наклонение, б) число, в) время (если есть), г) лицо (если есть), д) род (если есть).
  3. Синтаксическая роль.
Образец разбора

Работай 3 до поту, так поешь в охоту. (Пословица.)

Во-первых, обозначает действие: (что делай?) работай. Начальная форма — работать.

Во-вторых, имеет постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, непереходный, I спряжение.

Здесь употреблён в повелительном наклонении, в единственном числе, во втором лице — это его непостоянные признаки.

В-третьих, в предложении является сказуемым.

I. (Что делай?) работай. Н. ф. — работать.

II. Пост.— несов. вид, неперех. I спр.; непост.— повелит, накл. ед. ч. 2-е л.

III. Что делай? работай.

518. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Укажите все глаголы. Выделенные глаголы разберите письменно. • Текст какого стиля у вас получился при разборе?

Чтоб взамен низин
Рядом птицы пели.
Боя(т, ть)ся не надо
Ни дождя ни града.

Материал по русскому языку (6 класс) по теме: Морфологический разбор глагола

Материал по русскому языку (6 класс) по теме:
Морфологический разбор глагола

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия

  1. Я прочитаю стихотворение М. Ю. Лермонтова «Осень», а вы, внимательно прослушав, постарайтесь представить себе это время года таким, каким описывает его автор.

Листья в поле пожелтели,

И кружатся и летят;

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную хранят.

Под нависшею скалою

Уж не любит меж цветов

Пахарь отдыхать порою

От полуденных трудов.

Зверь отважный поневоле

Скрыться где-нибудь спешит.

Ночью месяц тускл и поле

Сквозь туман лишь серебрит.

4 этап. Закрепление изученного.

ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.

Работа с текстом. Ребята, на 2 слайде вы видите текст, вам надо озаглавить, вставить пропущенные буквы и сделать устный и письменный разбор глаголов

Св..стит косая м..тель – белая м..тла дороги м..тет. Дымя(т, ть)ся сугробы и крыши. Руш..тся с сосен белые водопады. Ск..льзит по застругам ярос..ная поземка. Февраль летит на всех парусах. Гон..тся вихри за санями, машинами, круж..тся хороводы вокруг домов, зам..тают пути-дороги.
Тонут в белых волнах заборы. За каждым столбом – снеговорот. Над каждой елью – белые флаги.
Зав..вает, круж..т, занос..т. Св..стит. скулит, во..т. Леп..т в глаза, в спину т..лка..т, дышать (не) дает.
Тучи-снегосыпы сыпл..тся сверху. Сугробы-снеговеи ве..т снег внизу. Солнце запуталось в вихрях, как золотая рыба в белой сети.
Круговерть от земли до неба!

Формулировать собственное мнение и аргументировать.

Учащиеся должны озаглавить текст, вставить пропущенные буквы.

Делают письменный и устный разбор выделенных глаголов.

УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности).

5 этап. Рефлексия деятельности.

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке.

1. Ребята, сделаем вывод. Что нового мы узнали на уроке?

2.Домашнее задание. Сделать схему «Морфологический разбор глагола» (Памятка).Выучить порядок морфологического разбора глагола.

3.В ыставление оценок.

Ответ на вопросы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Морфологический разбор глагола" конспект урока русского языка в 6 классе

Тема урока: «»Цель урока: определить и закрепить с учащимися порядок морфологического разбора глагола.Задачи урока:Образовательная:учить определять морфологические признаки глагола;определить и закреп.

Урок русского языка в 5 классе "Морфологический разбор глагола"

Обобщающий урок по теме " Глагол".

Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Морфологический разбор глагола"

Презентация"Морфологический разбор глагола".

Презентация к уроку "Морфологический разбор глагола"

презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме"Морфологический разбор глагола".

Обобщающий урок по теме "Глагол" в 7 классе.

технологическая карта урока по русскому языку, составленная по ФГОС.

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Морфологический разбор глагола".

Урок русского языка в 6 классе общеобразовательной школы (класс компенсирующего обучения) по теме "Морфологический разбор глагола".

Разбор глагола

Разбор глагола

Примеры морфологического разбора глагола (разбор под цифрой 3)

1. Переходный глагол сочетается с прямым дополнением в винительном падеже без предлога (высмеять кого? двоечника; посадить что? розы), а от непереходного глагола так поставить вопрос нельзя (бежать что? куда? в школу).

Непереходные глаголы сочетаются с дополнениями посредством предлога.

Все возвратные глаголы являются непереходными.

2. Возвратные глаголы имеют суффикс –ся (-сь). Все возвратные глаголы являются непереходными.

3. Глаголы совершенного вида (СВ) отвечают на вопрос что сделать? (а НСВ – что делать?)

4. К I спряжению относятся глаголы на –еть, –ать(-ять), –сти, –зти. –чь; ко II спряжению относятся глаголы на –ить и 13 глаголов-исключений.

Проще определить спряжение по второму лицу. Глаголы I спряжения всегда имеют окончание –ешь (поднимаешь – I спр. смотришь – II спр.)

Глаголы хотеть и бежать - разноспрягаемые

5. Условное (сослагательное) наклонение – у глаголов с частицей бы. Повелительное наклонение глагола обозначает просьбу, приказ. Если нет ни того, ни другого – изъявительное наклонение.

6. Время. Будущее время бывает простым (у глаголов СВ: напишу, скажу… ) и сложным (у глаголов НСВ: буду писать, буду говорить…)

7. По лицам глаголы изменяются только в настоящем и будущем времени (я, ты, он..), они изменяются и по числам.

8. Глаголы прошедшего времени изменяются по числам (писал - писали), а в ед.числе еще и по родам (писал - писала).

9. Безличными называются глаголы, выражающие действия и состояния, протекающие сами по себе, без их производителя. При таких глаголах употребление подлежащего невозможно: смеркается, рассветает.

(хотел) предостеречь — глаг. начальн. форма предостеречь;

постоянные признаки: перех. невозврат. СВ, I спр.;

непостоянные признаки: в форме инфинитива;

синтаксическая роль: основная часть составного глагольного сказуемого.

буду выращивать — глаг. начальн. форма выращивать;

постоянные признаки: перех. невозврат. НСВ, I спр.;

непостоянные признаки: изъяв. накл. сложн. будущ.вр. 1 лицо, ед.ч.;

синтаксическая роль: сказуемое.

пусть знает — глаг. начальн. форма знать;

постоянные признаки: перех. невозвр. НСВ, I спр.;

непостоянные признаки: в повелит. накл. 3 лице, ед. числе;

синтаксическая роль: сказуемое.

подождите — глаг. начальн. форма подождать;

постоянные признаки: перех. невозвр. СВ, I спр.;

непостоянные признаки: в повел. накл. 2 лице, мн. числе;

синтаксическая роль: сказуемое.

вошел бы — глаг. начальн. форма войти;

постоянные признаки: неперех. невозврат. СВ, I спр.;

непостоянные признаки: в условн. накл. пр. вр. муж. роде, ед. числе;

синтаксическая роль: сказуемое.

светает — глаг. начальн. форма светать;

постоянные признаки: неперех. невозврат. НСВ, I спр.;

непостоянные признаки: изъяв. накл. наст.вр. безличн. (употреблен в форме 3 л. ед.ч.);

синтаксическая роль: сказуемое.

умылся — глаг. начальн. форма умыться;

постоянные признаки: неперех. возврат. СВ, I спр.;

непостоянные признаки: изъяв. накл. прош.вр. муж.р. ед ч.;

синтаксическая роль: сказуемое.

Плейкаст «Морфологический разбор существительного образец 6 класс»

Плейкаст «Морфологический разбор существительного образец 6 класс» Морфологический разбор существительного образец 6 класс

План и образец разбора прилагательного в 6 классе и далее. Морфологический разбор глагола План разбора: Вид предложения по эмоционально-экспрессивной окраске: восклицательное, невосклицательное. Грамматическая основа грамматические основы. Постоянные признаки: а действительное или страдательное, б время, в вид. Количество частей выделить грамматические основы в простых предложениях. Образец разбора: Была зимано все последние дни стояла оттепель. Синтаксическая роль каким членом предложения является.
Вид предложения по эмоционально-экспрессивной окраске: восклицательное, невосклицательное. Порядок синтаксического разбора сложноподчинённого предложения План разбора: Вид предложения по цели высказывания повествовательное, вопросительное или побудительное. Морфологический разбор местоимения План разбора: Синтаксический разбор простого предложения План разбора: Вид предложения по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное.
Морфологический разбор имени прилагательного План разбора: Начальная форма — три. Морфологический разбор числительного План разбора: Синтаксическая функция каким членом предложения является. Путники увиделичто они находятся на маленькой поляне. Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложносочинённое, состоит из двух частей, между первой и второй частями выражено противопоставление, части соединены противительным союзом но. Начальная форма — теперешний.

Морфологический разбор существительного образец 6 класс

Образец устного разбора: Поезд приехал в три часа. В предложении является простым глагольным сказуемым. Непостоянные признаки: а наклонение, б время если естьв число, г лицо если естьд род если есть. В три часа — имя числительное, обозначает число.


Грамматическая основа грамматические основы. Общее значение — признак предмета.

Разместите анонс любого плэйкаста на главной странице сайта. Это могут быть Ваши собственные работы или понравившиеся плэйкасты других пользователей сайта. Каждый анонс добавляется в начало списка анонсов и проведет на главной странице сайта не менее 2 часов. Если все свободные места уже заняты, то Ваша заявка будет добавлена в очередь и появится на главной странице при первой же возможности. Сделайте подарок друзьям и близким, порадуйте себя, представьте интересные плэйкасты на всеобщее обозрение.
Добавляя анонс, вы автоматически соглашаетесь с Правилами размещения анонсов .

Просмотр плэйкаста.
Введите ссылку или номер.

Социальная сеть Cсылка HTML-код BB-код Отправить на Email

Для отправки плейкаста, выберите социальную сеть, в которой находится ваш друг:

Морфологический разбор глагола: пример анализа

Морфологический разбор глагола: пример анализа

January 27, 2016

Начиная со среднего звена школы, дети учатся выполнять морфологический разбор глагола. Пример для ребят впервые покажет преподаватель, а позднее они сами будут с легкостью его выполнять. Для того чтобы верно выполнить это задание, необходимо знать, какими особенностями обладает глагол, признаки, которые он имеет, его роль в различного вида предложениях.

С чего начать?

Для того чтобы правильно проанализировать глагол, нужно знать его отличие от других частей речи. Он придает речи динамичность, заставляет ее «двигаться», создавая различные образы. Без него нам пришлось бы совсем тяжело. Попробуйте рассказать о событиях одного дня без использования глаголов. Трудно? Несомненно. Ведь именно глагол придает экспрессивность и движение нашему рассказу. Конечно, можно попробовать обойтись только именами существительными, но кроме наименования событий, прошедших за день, мы ничего не сможем сказать.

Когда вы возьметесь за морфологический разбор глагола, пример которого мы напишем позднее, сперва научитесь определять его начальную форму. Иначе ее называют инфинитивом. Например, выясним, какая она у глагола "сбегают". Для этого задаем вопрос к данной форме – что делают? Теперь можем легко определить инфинитив, спросив "что делать?" Сбегать. Это и есть его начальная форма. Таким образом, делаем вывод, что инфинитив определяется по следующим вопросам: "что делать?" или "что сделать?".

Спряжение

Продолжим выяснять, как делать морфологический разбор глагола. Для этого вспомним, что у каждой части речи есть свои особенные признаки. Те, что не меняются никогда, называют постоянными. К ним можно отнести спряжение (1 и 2), вид (совершенный и несовершенный), а также переходность. Остановимся на них подробнее.

Спряжение, которое является изменением глаголов по числу (единственное или множественное) и лицу ( их три), определяется несложно. Морфологический разбор слова (глагола в данном случае) предполагает умение отличать первое спряжение от второго.

Обычно начинают с объяснения о втором спряжении. Отметим, что чаще всего его определяют по неопределенной форме. Правило гласит, что глаголы второго спряжения оканчиваются на «ить». Здесь, разумеется, не обошлось без исключений: этот список составляет одиннадцать слов. К первому же относят все остальные: на «еть», «оть», «ать» и другие. Но только не на «ить».Всего два исключения в этой группе: брить и стелить.

В ударных формах смотрят на личные окончания. Если это 1 спр. то -ет (-ешь, -ете и т. д.) в ед.числе, -ут(ют) во множественном. Во втором иначе: в ед.числе будет -ит, а во множественном -ат(ят).

Переходность

Следующий постоянный признак подскажет, как делать морфологический разбор глагола дальше. Бывают глаголы как переходные, так и нет. Не всегда просто определить, к какому из них отнести слово. Здесь правило следующее: смотрим на словосочетание. Если глагол употреблен без предлога, да еще и с именем существительным, которое будет в винительном падеже, то он и есть переходный.

Примеры: переходить дорогу, гладить брюки. И в том, и в другом примере нет предлога и сущ. стоят в Вин. падеже. Не стоит путать с примером "положить в руку". Здесь предлог указывает на отсутствие переходности.

Стоит помнить о словах с суффиксом «ся» (так называемые возвратные глаголы). Они никогда не бывают переходными.

Вид

Это следующий признак, который не меняется у глаголов. Их тоже два.

Несовершенный вид отличается как по смыслу, так и грамматически. Он определяется вопросом «что делать?». Такие глаголы характеризуются незаконченностью действия. Например, бежать, ходить, клеить – все они обозначают процесс. Неизвестно, будет ли он окончен, так как пока еще продолжается.

К совершенному виду, исходя из определения, относятся глаголы, обозначающие законченный процесс. ДОбежать, Сходить, ПРИклеить – благодаря приставкам эти слова теперь имеют завершенное действие.

Зная эти особенности, мы выяснили, как сделать морфологический разбор глагола по его постоянным признакам. Теперь перейдем к другим.

Наклонение как непостоянный признак

Глагол – особенная группа в русском языке. Он имеет множество признаков как постоянных, так и тех, которые могут изменяться. Морфологический разбор глагола, пример которого приведем чуть позже, пополнится еще одной отличительной особенностью. Помимо числа (единственного и множественного), лица (1, 2 и 3) и времени он имеет наклонение.

Самая распространенная и многочисленная группа. К нему относят слова, не отличающиеся никакими особыми чертами. Может употребляться во всех временах и числах: летят, приедут, находили.

Когда мы кого-то просим о чем-либо, то зачастую используем глаголы этого наклонения: приходи, нарисуй, скажи. То есть мы повелеваем, что в прямом смысле означает приказ. Если мы обращаемся к группе людей или к старшему по возрасту, то просить будем вежливо, обращаясь на Вы: сделайте, подумайте, просыпайтесь. Таким образом мы просто добавляем суффикс множественного числа «те».

Его легко отличить от других благодаря неразлучной с ним частице «бы»: промолчали бы, напечатал бы, учился бы. Это наклонение требует какого-либо условия, потому так и называется.

План

Зная обо всех особенностях, мы можем составить для себя образец морфологического разбора глагола.

1. Неопределенная (ее еще называют начальной) форма.

2. Постоянные признаки (те, которые не меняются ни при каких условиях):

  • спряжение ( по окончанию или инфинитиву);
  • вид;
  • переходность.

3. Непостоянные признаки (могут изменить слово):

  • наклонение ( у изъявительного определим время, остальные его не имеют);
  • число;
  • род (определяем его только в прошедшем времени);
  • лицо.

4. Роль (синтаксическая) глагола в данном предложении.

По этому плану можно смело сделать морфологический разбор глагола. Пример: Петя спешил на уроки.

1) Нач. форма: спешить.

2) 1 спр, несов. вид, непереходный.

3) Изъявительное накл. единственное.число, мужской род, третье лицо.

4) В предложении выполняет роль главного члена, сказуемого.

Разборы слов и предложений - Тетрадь - Теория по русскому языку - Для 6а класса - 45 минут

"45 минут"
Для 6а класса

Памятка пятиклассникам "Разборы слов и предложений".

1.Фонетический разбор слова (№1)

Схема фонетического разбора слова.

1)Поставь ударение в слове, запиши его транскрипцию, раздели на слоги, укажи количество слогов.

2) Запиши характеристику звуков: для гласных звуков укажи, какие они- ударные или безударные; для согласных укажи, какие они- звонкие или глухие, твёрдые или мягкие.

3) Укажи количество букв и звуков

вторник¹ [фторн’ик], втор-ник, 2 слога

в – [ф] - согласный, глухой, твердый,

т – [т] - согласный, глухой, твердый,

о – [о] - гласный, ударный,

р – [р] - согласный, звонкий, твердый,

н – [н’] - согласный, звонкий, мягкий,

и – [и] - гласный, безударный,

к – [к] - согласный, глухой, твёрдый.

7 букв, 7 звуков

2. Морфемный разбор слова (№2)

Схема морфемного разбора слова

1. Определи слово как часть речи.

2. У изменяемого слова найди окончание ( измени слово, чтобы верно найти окончание; не забывай, что у неизменяемых слов нет окончания).

3 Укажи основу слова.

4. Выдели корень (для этого подбери однокоренные слова);

5. Выдели приставку.

6. Выдели суффикс.

1. Часть речи -прилагательное,

2.окончание -ЫЙ (пришкольнОГО, пришкольнОМУ),

3. Морфологический разбор имени существительного (№3).

Выпиши предложение. Выполни морфологический разбор имени существительного.

I. - существительное, т.к. обозначает предмет (кто? что?).

II. 1. Начальная форма. И.п. ед.ч. 2. Постоянные признаки: одушевлённое или неодушевлённое, собственное или нарицательное, род, склонение. 3. Непостоянные признаки: употреблено в. падеже. числе.

III. Синтаксическая роль существительного (Каким членом предложения является?)

Примерморфологического разбора имени существительного.

Котёнок Васька сидел на полу около шкафа.

I. (Около) шкафа - сущ. т.к. обозначает предмет ( около чего?).

II. 1. Н.ф. шкаф 2. Пост. призн. неодуш. нарицат. м.р. 2 скл. 3. Непост. призн. в Р.п. ед.ч.

3. Морфологический разбор имени прилагательного (№3).

Выпиши предложение. Выполни морфологический разбор имени прилагательного.

I. - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета (какой? какая? какое? какие?).

II. 1. Начальная форма. И.п. м.р. ед.ч. 2. Постоянные признаки: разряд (качественное, относительное, притяжательное), степень сравнения (если есть), полная или краткая форма. 3. Непостоянные признаки: употреблено в. падеже. числе, в. роде (в ед. ч.).

III. Синтаксическая роль прилагательного (Каким членом предложения является?)

Примерморфологического разбора имени прилагательного.

В синем небе звёзды блещут.

I. синем - прилаг. т.к. обозначает признак предмета ( в каком?).

II. 1. Н.ф. синий 2. Пост. призн. качеств. в полной форме. 3. Непост. призн. в П.п. ед.ч. м.р.

3. Морфологический разбор глагола (№3).

Выпиши предложение. Выполни морфологический разбор глагола.

I. - глагол, т.к. обозначает действие предмета (что делает?).

II. 1. Начальная форма - неопределённая форма. 2. Постоянные признаки: вид (совершенный или несовершенный), переходный или непереходный, возвратный или невозвратный, спряжение. 3. Непостоянные признаки: употреблено в. наклонении, времени ( в изъявительном наклонении), в. лице. числе (в настоящем, будущем времени), в. числе, в. роде (в ед. ч.) - в прошедшем времени.

III. Синтаксическая роль глагола (Каким членом предложения является?)

Примерморфологического разбора глагола.

В синем небе звёзды блещут.

I. Блещут - глагол, т.к. обозначает действие предмета ( что делают?).

II. 1. Н.ф. блистать 2. Пост. призн. несов. неперех. невозвр. 1спр. 3. Непост. призн. в изъяв.накл. в наст. вр. во мн.ч. в 3 лице.

1. Выписать предложение из текста.

2. Установить, что предложение простое, выделив его грамматическую основу.

3. Разобрать предложение по членам предложения: найти главные члены предложения (подлежащее и сказуемое), подчеркнуть их, указать, какой частью речи выражено.

3. Найти второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство), подчеркнуть их, указать, какой частью речи выражено.

4.Составить схему предложения, указав в ней грамматическую основу и (при наличии) однородные члены предложения, обращение, вводные слова, обособленные члены предложения, т.е то, что делает предложение осложнённым).

5. Записать характеристику предложения (по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное), по эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное), по числу грамматических основ (простое, сложное),по наличию второстепенных членов предложения (распространённое, нераспространённое), неосложнённое, осложнённое (предложение может быть осложнено однородными членами предложения, обращением, вводными словами, обособленными членами предложения).

Пример синтаксического разбора простого предложения:

Городской человек редко встречается с землёй и природой.

1.Грамматическая основа "человек встречается": подлежащее - "человек", выражено существительным в И.п. сказуемое - "встречается", выражено глаголом.

2. Человек (какой?) городской, это определение, выраженное прилагательным; встречается (с чем?) с землёй и природой, это дополнения, выраженные существительными; встречается (когда?) редко, это обстоятельство, выраженное наречием.

3. Рисуем схему предложения

4. Характеристика предложения: по цели высказывания -повествовательное, по эмоциональной окраске -невосклицательное, по числу грамматических основ - простое,по наличию второстепенных членов предложения - распространённое, осложнено однородными дополнениями.

Городской человек редко встречается с землёй и природой.

(Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, осложнённое однородными дополнениями)

Лексический разбор слова (№5)

Записать предложение, в котором есть слово для лексического разбора слова. Выписать слово.

1. Указать его лексическое значение (толкование слова).

2.Однозначное или многозначное? В прямом или переносном значении?

3.Подобрать синонимы к слову.

4.Подобрать антонимы к слову.

5.Какие пометы, указывающие на особенности употребления этого слова, имеются в словаре?

6.Каковы особенности употребления слова в данном тексте (предложении или словосочетании)?

Пример лексического разбора слова.

Вся комната янтарным (№5) блеском озарена.

Необходимо объяснить правописание слова "изменяется".

1. Проверяемая безударная гласная в корне слова "е", проверочное слово - "измЕна"

2.В слове "изменяется" пишу приставку из-, так как корень начинается со звонкой согласной.

3.В слове "изменяется" пишу окончание -ет, так как это глагол 1 спряжения (изменять, оканчивается на -ять, глагол 1 спряжения).

4. Пишу -тся без мягкого знака, так как это глагол 3 лица, настоящего времени, в вопросе нет мягкого знака (что делается?)

Пунктуационный разбор №7

Наверное, никто сегодня не придёт.

Необходимо объяснить знаки препинания в предложении, составить схему предложения.

1.В конце предложения ставится точка, так как предложение по цели высказывания повествовательное, по эмоциональной окраске - невосклицательное.

2.После слова "наверное" ставится запятая, так ка это вводное слово .

Морфологический разбор глагола

Морфологический разбор глагола §1. Морфологический разбор глагола

На завершающем этапе изучения глагола рассматривается его морфологический разбор, выполнение которого поможет научиться находить верные грамматические признаки данной части речи и систематизировать полученные знания о глаголе.

На этом уроке мы рассмотрим порядок морфологического разбора глагола.

Морфологический разбор – это характеристика слова как части речи с учетом особенностей его употребления в конкретном тексте.

Он включает три обязательных пункта:

1.Часть речи, общее грамматическое значение. Начальная форма (неопределённая форма глагола, или инфинитив, отвечает на вопросы что делать? что сделать?).

2. Морфологические признаки глагола. Они делятся на постоянные и непостоянные.

К постоянным относятся те, которые в слове не меняются. Всего их 3: вид; переходность (если при глаголе можно поставить существительное в винительном падеже без предлога, то он переходный) и спряжение (I спр. II спр. или разноспрягаемый).

К непостоянным признакам глагола относятся: наклонение (изъявительное, повелительное или условное); число (единственное или множественное); время (если есть – настоящее, прошедшее или будущее), лицо (если есть – 1, 2 или 3, определяется у глаголов в форме настоящего и будущего времени) и род (если есть – мужской, женский или средний, определяется у глаголов единственного числа прошедшего времени).

3.Синтаксическая роль глагола в предложении.

§2. Примеры морфологического разбора глагола

Рассмотрим разбор на примерах. Перед нами предложение из стихотворения Сергея Есенина «Пороша»:

Дремлет лес под сказку сна.

Для анализа возьмём слово «дремлет».

1. Слово отвечает на вопрос «что делает?» и обозначает действие предмета. Следовательно, это глагол. Начальная форма – дремать.

2. Далее рассмотрим морфологические признаки данного глагола.

Постоянные признаки: данный глагол несовершенного вида, поскольку отвечает на вопрос что делает? Он непереходный, так как не употребляется с существительным в винительном падеже и относится к I спряжению.

Непостоянные признаки. Глагол стоит в изъявительном наклонении, в настоящем времени, в единственном числе и 3 лице. Категории рода не имеет, т.к. стоит в настоящем времени.

3. Теперь выясним синтаксическую роль слова в предложении. Поскольку оно отвечает на вопрос «что делает?» значит, является сказуемым.

Мы доказали, что слово дремлет – это глагол, поскольку оно обладает всеми грамматическими признаками этой части речи.

А теперь рассмотрим другой пример из строк стихотворения Сергея Есенина:

Разбуди меня завтра рано,

О моя терпеливая мать!

§3. Краткие итоги по теме урока

Чтобы разобрать глагол морфологически, мы должны вспомнить все признаки данной части речи и выполнить разбор строго по заданной схеме. Вначале задаём вопрос к слову и определяем общее грамматическое значение. Далее указываем начальную форму. Теперь мы должны отметить морфологические признаки. К ним относятся вид, переходность, спряжение, наклонение, число, а также время, лицо и род, если они есть в конкретном слове. И в завершении определяем, каким членом предложения является глагол в данном контексте.

1) Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов. Русский язык. 6 класс. 2012.

2) Н.Г. Гольцова. Русский язык 10-11 классы. 2012.

3) В.В. Бабайцева. Русский язык. Теория. 5-9 класс. 2012.

4) Г.А. Богданова. Уроки русского языка в 6 классе. 2012.

5) Н.О. Крамаренко. Уроки русского языка в 6-м классе. Поурочные планы. 2002.

6) Н.В. Егорова. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 6 класс. 2011.

Решать тестовые задания могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.