Категория: Бланки/Образцы
Вам необходимо сделать морфологический разбор слова? Для начала определимся, что это такое, а потом уже конкретно поговорим о том, как сделать морфологический разбор слова. Морфологический разбор слова - это, прежде всего, грамотное определение его части речи. Обязательны для анализа изучаемого слова его признаки, словоформа и роль в предложении.
Многие не знают, как сделать морфологический разбор слова, на самом деле, все очень просто. При морфологическом разборе должны быть указаны:
Вот, в принципе, и весь перечень того, что должно быть указано при разборе частей речи. Предлагаем к рассмотрению примеры морфологического разбора в русском языке.
Морфологический разбор существительногоКак сделать морфологический разбор существительного?
Например: «Мышки любят кушать сыр».
Сыр - существительное, начальная форма - сыр, нарицательное, неодушевленное, единственное число, второе склонение, мужской род, винительный падеж, в предложении - прямое дополнение.
Как сделать морфологический разбор глаголаОбразец: «Сказали правду, не побоялись расправы».
Сказали - глагол, начальная форма - сказать, невозвратный, переходный, совершенного вида, прошедшего времени, изъявительного наклонения, множественное число, в предложении является сказуемым.
Как сделать морфологический разбор причастияОбразец для анализа: «Гляжу на опавшую листву».
Опавшую - причастие, от глагола «опасть», начальная форма - опавший, действительное, прошедшее время, совершенный вид, невозвратное, винительный падеж, женский род, единственное число. В предложении - согласованное определение.
Как сделать морфологический разбор деепричастияЗдесь мы предлагаем Вам разбор деепричастия как особой формы глагола. Также существует морфологический разбор деепричастия как самостоятельной части речи, он значительно отличается от предложенного нами.
Для разбора: «Уезжая в деревню, ты грустишь о городе».
Уезжая - это деепричастие, начальная форма - уезжать, несовершенный вид, не изменяется, в предложении - обстоятельство образа действия.
Как сделать морфологический разбор наречияОбразец: «Солнце взошло высоко, и тучи потемнели».
Высоко - наречие, нач. форма - высоко, знаменательное, обстоятельственное, качественное, степень сравнения - положительная, роль в предложении - обстоятельство образа действия.
Как сделать морфологический разбор прилагательногоНапример: «Полное ведро лисичек собрала Таня».
Полное - имя прилагательное, начальная форма - полный, качественное, полное, средний род, винительный падеж, единственное число, положительная степень сравнения, в предложении - определение.
Как сделать морфологический разбор числительногоОбразец разбора: «Пролетело три дня».
Три - числительное, начальная форма - три, простое, количественное, целое, именительный падеж, роль в предложении - входит в состав подлежащего.
Образцы разбора имён существительных
В почтовом поезде, шедшем из Петербурга в Москву, в отделении для курящих ехал молодой поручик Климов (Чехов).
(шедшем) (из) Петербурга
(шедшем) (в) Москву
(ехал) в отделении
(в отделении) (для) курящих
Учащиеся средней школы должны овладеть не только глубокими теоретическими познаниями, но и прочными практическими навыками. С этой целью немаловажная роль в учебном процессе отведена грамматическому разбору, который помогает практически усвоить изучаемые в курсе современного русского языка грамматические категории, осмыслить правила орфографии и пунктуации, систематизировать и закрепить полученные знания. Этот вид упражнений служит эффективным приёмом организации самостоятельных занятий по русскому языку, приёмом самоконтроля и проверки знаний. Грамматический разбор широко используется при изучении всех разделов грамматики.
Предмет данной серии статей – грамматический разбор на уроках русского языка в школе. Грамматический разбор – это анализ в данном тексте определённых грамматических явлений (целые предложения или их части, члены предложения, отдельные морфемы и т.д.), отнесение их к тому или иному грамматическому разряду и грамматическую характеристики разбиваемого предложения или отдельного слова.
На уроках русского языка любой вид разбора предполагает мотивировку ответа: от ученика требуется развёрнутый, логически обоснованный, связный ответ, в котором даётся описание языкового явления и обосновывается отнесение его к той или иной грамматической категории.
Таким образом, грамматический разбор содействует повышению общей языковой культуры детей, развивает их речь, помогает осмыслить логическую связь явлений языка.
Актуальность статей заключается в осмыслении важности разграничения понятий и видов грамматического разбора. В данной серии статей рассматриваются образцы фонетического, различных видов морфологического и синтаксического, а также орфографического и пунктуационного разбора.
Новизна работы заключается в широте привлеченного материала для анализа различных видов грамматического разбора.
В первой статье рассматривается порядок и образцы фонетического разбора, морфемный, словообразовательный и этимологический анализ. Фонетика – немаловажна и трудная часть курса русского языка в школе. Предлагаемые схемы помогут учащимся организовать самостоятельное изучение данной темы и систематизировать полученные знания.
Во второй статье рассмотрены порядок и примеры морфологического разбора.
Орфографическому и пунктуационному разбору отведено важное место в школьном курсе, следовательно, учащиеся должны хорошо владеть этими видами разбора. Так как орфография, пунктуация тесно связаны с грамматикой, в данную статью включены схемы орфографического и пунктуационного разбора.
В третьей статье дан подробный анализ орфографического разбора, синтакчического разбора словосочетания, простого предложения: всех его типов (назывного, определенно-личного, неопределенно-личного, обобщенно-личного и бессоюзного предложения), дан порядок их анализа и образцы разбора односоставных предложений.
В четвертой статье рассмотрен анализ осложненных предложений, дан порядок и образец разбора по членам предложения, анализ сложносочиненного и сложноподчиненного предложения и предложения сложноподчиненного усложненного типа.
И, наконец, в пятой статье рассматриваются вопросы, связанные с бессоюзным сложным предложением (многочленные бессоюзные сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи)
Цель данной серии статей – помочь учащимся в подготовке к ЕГЭ и к урокам русского языка.
Одна из задач подготовки учащихся к экзаменам – научить их применять на практике теоретические знания, полученные при изучении школьного курса русского языка.
Определить круг вопросов по каждой теме и основное направление в работе учителям русского языка и учащимся помогут содержащиеся в каждом разделе статьи краткие методические указания. Рекомендации даны к наиболее трудным темам.
Целесообразно приступать к полному грамматическому разбору после изучения всего материала данной темы или раздела.
При упражнениях в грамматическом разборе по предлагаемым схемам учителю необходимо добиваться исчерпывающих ответов на вопросы. Это позволит сознательно усвоить и закрепить почти весь теоретический материал курса.
Выполняя предложенные упражнения, учащийся должен осмыслить и запомнить порядок разбора и его объём и научиться излагать свои наблюдения литературным языком в виде связного рассуждения.
Методологическую основу работы составили методы и способы грамматического разбора в вузе и в школе. В статью включен анализ многочисленных предложений с разными видами связи (союзной – сочинительной и подчинительной; союзной и бессоюзной), а также анализ бессоюзных предложений.
Опорными стали труды акад. В.В. Виноградова, Д.Э Розенталя, Н.С. Валгиной, Т.Ф.Ивановой, Н.М.Шанского и др.
Морфологический разборВ современном русском языке десять частей речи:
1. Имя существительное;
2. Имя прилагательное;
3. Имя числительное;
4. Местоимение;
5. Глагол;
6. Наречие;
7. Предлог;
8. Союз;
9. Частицы;
10. Междометия.
В научной литературе вслед за академиком В.В. Виноградовым выделяются как особые разряды категории состояния и модальные слова. Это приводит к некоторым разночтениям в анализе данных частей речи.
Очень важно разобраться в порядке разбора частей речи. Последовательность перечисления грамматических признаков слова не должна быть случайной. Среди множества признаков каждой части речи прежде всего выделяют постоянные признаки, характерные для слова в целом, каждой из его форм. Например, для имени существительного такими являются признаки, определяющие его принадлежность к тому или иному лексико-грамматическому разряду: к собственным или нарицательным, одушевлённым или неодушевлённым. В любой из своих форм нарицательное существительное остаётся нарицательным, а собственное – собственным и т. д.
Постоянным признаком существительного является и его род, так как существительные по родам не изменяются. Не изменяется у существительного и его принадлежность к определённому типу склонения. Все эти признаки свойственны слову в целом, составляют его общую характеристику.
Другую группу признаков слова составляют признаки словоизменения, т. е. такие грамматические признаки, по которым слова данной части речи изменяются, образуя систему словоформ. Так, имя существительное изменяется по числам и падежам, образуя формы различных падежей в единственном и множественном числе. Глагол может измениться по наклонениям, временам, лицам, числам, иногда по родам, образуя соответствующие формы, т. е. парадигму данного слова (Парадигма (от греч. paradeigma — пример, образец), система форм одного слова, отражающая видоизменения слова по присущим ему грамматическим категориям, например по роду, числу и падежу для существительных, лицу, времени, виду и прочее для глаголов; схема изменения слова по грамматическим категориям; образец типа склонения или спряжения). В русском языке, например, полная парадигма прилагательных включает три парадигмы единственного числа, одну — множественного числа, одну парадигму кратких форм и формы степеней сравнения.)
Научить учащихся различать свойства слова в целом и свойства его отдельных форм очень важно. Выработать и закрепить это умение поможет правильно построенный грамматический разбор.
При грамматическом разборе сначала указывают начальную форму слова и дают его общую характеристику, т.е. перечисляют его постоянные признаки. Затем определяют, в какой форме употреблено это слово, т. е.анализируют признаки данной формы. И если это слово дано в контексте, рассматривают его синтаксические связи и функции: с каким словом оно связано, каким членом предложения является. Таков общий порядок разбора всех знаменательных частей речи. Разбор служебных слов, конечно же, идет по другому плану.
Разграничение признаков слова и признаков формы должно находить своё выражение в самих формулировках грамматического разбора. Например, существительное нарицательное, одушевлённое, женского рода, третьего склонения; употреблено в форме единственного числа, творительного падежа и т. д.
Порядок морфологического разбора
1. Часть речи.
2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа)
3. Постоянные признаки:
а) собственное или нарицательное;
б) одушевлённое или неодушевлённое;
в) род (мужской, женский, средний, общий)
г) склонение.
4. Непостоянные признаки:
а) падеж;
б) число; наличие только единственного или только множественного числа.
5. Функция в предложении.
1. Часть речи.
2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода)
3. Постоянные признаки:
а) разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное)
б) у качественных: степень сравнения, простая или сложная форма(для сравнительной и превосходной степени);
в) у качественных: полная или краткая форма
4. Непостоянные признаки:
а) падеж;
б) число;
в) род (в единственном числе)
г) от какого слова зависит.
5. Функция в предложении.
1. Часть речи.
2. Начальная форма (именительный падеж )
3. Постоянные признаки:
а) простое, составное, сложное;
б) количественное или порядковое;
в) разряд по значению (для количественных)
4. Непостоянные признаки:
а) падеж;
б) род (если есть)
в) число(если есть)
5. Функция в предложении.
1. Часть речи.
2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа)
3. Постоянные признаки:
а) разряд по значению; с какой частью речи соотносится;
б) род (у личных местоимений 3-го лица)
4. Непостоянные признаки:
а) падеж;
б) род (если есть)
в) число (если есть) а) падеж;
5. Функция в предложении.
1. Часть речи.
2. Начальная форма (неопределённая форма; инфинитив)
3. Постоянные признаки:
а) вид;
б) возвратность;
в) переходность;
г) спряжение.
4. Непостоянные признаки:
а) наклонение (изъявительное, условное, повелительное)
б) число;
в) время (если есть)
г) лицо (если есть)
д) род (если есть)
5. Функция в предложении.
1. Часть речи(особая форма глагола)
2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода)
3. Постоянные признаки:
а) вид;
б) возвратность;
в) переходность;
г) действительное или страдательное;
д) время(настоящее, прошедшее)
4. Непостоянные признаки:
а) полная или краткая форма (у страдательных причастий)
б) число;
в) род
г) падеж (у причастий в полной форме)
д) от какого слова зависит
5. Функция в предложении.
1. Часть речи(особая форма глагола)
2. Признаки:
а) вид;
б) возвратность;
в) переходность;
3. Функция в предложении.
1. Часть речи
2. Группа и разряд по значению.
3. Степень сравнения.
4. Функци в предложении.
1. Часть речи.
2. Непроизводный или производный.
3. С каким падежом употреблён.
1. Часть речи
2. Простой или составной.
3. Сочинительный или подчинительный.
4. Тип по употреблению (одиночный, повторяющийся, двойной)
5. Соединяются члены предложения или части сложного предложения.
1. Часть речи
2. Разряд.
Образцы морфологического разбора
Низко над землей стояли тучи комаров, и в пустырях жалобно плакали чибисы. Всё предвещало дождь, но не было ни одного облачка. Петр Михайлович переехал свою межу и поскакал по ровному, гладкому полю. (А. П. Чехов «Соседи»)
Теперь он шел по-звериному, осторожно. Встревоженный слух ловил каждый шорох, глаза рыскали по сторонам. (Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
Пристроившись за спиной какого-нибудь игрока, он изучал его карты, ничего в них не понимая, потому что не знал ни одной игры. (Оноре де Бальзак «Утраченные иллюзии»)
Низко – наречие, неизменяемая часть речи. Отвечает на вопрос как. определительной группы, качественное. соотносительно с прилагательным, образовано от его основы с помощью суффикса -о . в предложении примыкает к глаголу-сказуемому стояли, является обстоятельством образа действия.
Над – предлог, простой, непроизводный, служит для выражения пространстве нянях отношений. Употреблён с творительным падежом существительного (над землёй), с другими падежами не употребляется.
Землёй – имя существительное, начальная форма – земля. Существительное нарицательное, неодушевлённое, женского рода, 1-го склонения. Употреблено в творительном падеже с предлогом (над землёй). Единственного числа, во множественном числе не употребляется. В предложении является обстоятельством места.
Стояли – глагол, начальная форма – стоять. несовершенного вида, невозвратный, непереходный, 2-го спряжения, употреблён в изъявительном наклонении, во множественном числе, в прошедшем времени, в предложении является сказуемым.
Жалобно – наречие, определительной группы, качественное. Соотносительно с прилагательным, образовано от его основы при помощи суффикса -о . В предложении примыкает к глаголу-сказуемому и служит обстоятельством образа действия.
Но – союз, простой, сочинительный, противительный, одиночный. Соединяются части сложного предложения.
Не – частица, отрицательная, относится к глаголу (не было).
Одного – числительное, начальная форма – один. Простое по структуре, количественное.
Склоняется как местоимение сам. В предложении употреблено с существительным (ни одного облачка ), согласуется с ним в ед. ч. ср. р. Р. п. является определением.
Свою – местоимение, начальная форма – свой, притяжательное, склоняется как притяжательное прилагательное типа лисий. Употреблено в форме винительного падежа, женского рода, единственного числа; смогласуется с существительным межу и является определением.
Поскакал – глагол, начальна форма – поскакать. Глагол совершенного вида, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения. Употреблён в форме изъявительного наклонения, прошедшего времени, единственного числа, мужского рода. Эта форма образована от формы инфинитива поскака- при помощи формообразующего суффикса -л- . В предложении является простым глагольным сказуемым.
Встревоженный – особая форма глагола – причастие.Начальная форма – встревожить. Глагол совершенного вида, невозвратный, переходный, 2-го спряжения. Глагол употреблён в форме страдательного причасти, прошедшего времени. Причастие образовано от основы инфинитива встревож(и)- с помощью формообразующего суффикса -енн- . Имеет полную форму, склоняется как прилагательное, стоит в именительном падеже, единственном числе, мужском роде. Зависит от слова слух, является определением.
Понимая – особая форма глагола – деепричастие, начальная форма – понимать. Глагол несовершенного вида, невозвратный, переходный, 1-го спряжения. Глагол употреблён в форме деепричастия; оно образовано от основы настоящего времени понимай – при помощи суффикса -а (графически -я ), выполняет функцию обстоятельства.
Ровному – имя прилагательное, начальная форма ровный. Качественное, полная форма, употреблено с предлогом в форме дательного падежа единственного числа среднего рода, относится к слову полю. В предложении является определением.
Морфология - раздел науки о языке, изучающий слово как часть речи. Морфологический разбор делается по плану. Определяется часть речи, к которой слово относится, для этого к слову задается вопрос и определяется его общее грамматическое значение. (например, существительное обозначает предмет или явление действительности, глагол - действие предмета). Далее указывается начальная форма слова. ( У существительных это форма именительного падежа, у глагола - инфинитив или неопределенная форма). Далее указываются постоянные и непостоянные признаки данной части речи, те, что пятиклассники изучили. Итогом определяется синтаксическая роль. Иногда целесообразно указать орфографические особенности и морфемные.
Красотой леса любовались все.
Красотой - сущ. (Чем?)
Н.Ф. - красота (Что?)
Пост. - нариц. неодуш.,конкретное, ж.р.
Непост. - Тв.п. ед.ч.
Синтаксическая роль: дополнение.
С морфологическим разбором слова дети знакомятся в пятом классе. Это значимая часть школьного программного курса. Морфологический разбор подразумевает анализ слов как частей речи, с учетом его особенностей использования в тексте.
Ниже я привела шаблоны морфологического разбора основных частей речи: существительного, глагола и прилагательного.
Пример разбора существительного:(рассмотрим предложение)
Лисица бежит по снегу.
Рассмотрим слово лисица .
(Кто?) лисица- это часть речи существительное, одушевленное
Постоянные признаки: нарицательное, одуш.,ж.род,1-е скл.
Непостоянные признаки: иминит. падеж, ед. число.
Подчеркиваем одной чертой- это подлежащее.
Второе существительное По снегу :
По (чем?)снегу – сущест. обозначает предмет.
Постоян. нариц. неодуш. муж. род, 2-е скл.
Непост. предлож. падеж, ед. число.
Второстепенный член предложения.
Морфологический разбор - это анализ слова, как части речи.
План морфологического разбора существительного:
в избранное ссылка отблагодарить
Морфологический разбор слова означает, что надо разобрать (проанализировать) заданное слово как часть речи.
В основном даются задания сделать морфологический разбор трёх частей речи:
Будем объяснять, что такое морфологический разбор на примере.
Итак, сделаем морфологический разбор существительного (например, слова нога):
в избранное ссылка отблагодарить
Вопрос по теме можно задать в "Обсуждениях" на http://vk.com/grammatika_rus
Фонетический разбор ( разбор под цифрой 1 ) - звуко-буквенный и слоговый анализ слова; графический анализ слова.
Морфемный анализ ( разбор слова по составу, разбор под цифрой 2 ) показывает, из каких минимальных значимых частей ( морфем ) состоит изучаемое слово.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР (разбор под цифрой 3) – это характеристика слова как части речи с учетом особенностей его использования. Подробнее о морфологическом разборе частей речи: им. существительного. им. прилагательного. им. числительного. местоимения. глагола. причастия и деепричастия. наречия. служебных частях речи .
Орфографический разбор слова (разбор под цифрой 6). Лексический анализ слова (разбор под цифрой 5). См. также Синтаксический разбор предложения (разбор под цифрой 4), и пунктуационный (разбор под цифрой 7).
ОБЩАЯ СХЕМА РАЗБОРА ЧАСТЕЙ РЕЧИ:
I - общее грамматическое значение, у изменяемых - начальная форма (выделить показатель формы);
II - 1) морфологическая характеристика слова ("постоянные свойства")
2) морфологическая характеристика словоформы ("непостоянные свойства")
III – синтаксическая роль в предложении (существительного. прилагательного. числительного. местоимения. глагола и глагольных форм )
Общее грамматическое значение
Значение предмета. что?кто? (кого? чего? кому? чему? и т.д.)
Конкретные
Вещественные, отвлеченные, собирательные форму числа имеют, но по числам не изменяются
Постоянные. нарицательные / собственные; одушевленные / неодушевленные, род, склонение: 1-е склонение - ж.р. -а (-я)
2-е склонение - м.р. б/оконч. и ср.р.-о (-е)
3-е склонение - ж.р. б/оконч. (ь) .
Непостоянные у конкретных: число, падеж
Непостоянные у остальных: падеж
Действие: что делать? что сделать? (что делает? что сделает? что делал? что сделал? и т.д.)
Постоянные. вид, возвратность, переходность, спряжение ( I спряжение: -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют, II спряжение: -ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят ).
Непостоянные. наклонение, время (если есть) . лицо (если есть) ,число, род (если есть).
Признак предмета: какой? чей?
качественные -
полные и краткие;
относительные;
притяжательные.
Постоянные. разряд по значению, степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный), полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный)
Непостоянные. степень сравнения (для качественных, у которых этот признак непостоянный), полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак непостоянный), род (в ед. числе), число, падеж (для полных).
Определение (примыкают к существительным)
в краткой форме - сказуемое
Число, количество предметов, их порядок при счёте:
сколько?
который? (какой?)
Количественные числительные (кроме один, два, оба, полтора, тысяча, миллион, миллиард).
Постоянные. количественное, подразряд (целое / собирательное / дробное), простое / составное ;
Непостоянные. падеж .
ЧислительноеОДИН .
Постоянные. количественное, целое, простое ;
Непостоянные. род (в ед. числе), число, падеж .
Числительные ДВА, ОБА, ПОЛТОРА .
Постоянные. количественное, подразряд (целое / собирательное / дробное), простое ;
Непостоянные. род, падеж .
ЧислительныеТЫСЯЧА, МИЛЛИОН, МИЛЛИАРД .
Постоянные. количественное, целое, простое, род ;
Непостоянные. число, падеж .
Порядковыечислительные .
Постоянные. порядковое, простое / составное ;
Непостоянные. род (в ед. числе), число, падеж.
Количественные - любой член предложения;
порядковые - определение (примыкают к существительным)
Признак действия или признак другого признака.
Определительные наречия: образ дейст. - как? каким образом?
меры - в какой степени? на сколько?
Обстоятельственные наречия: места - где? куда? откуда?времени - когда? как долго?причины - почему? от чего?цели - для чего? зачем?
Не имеют рода, числа, не склоняются и не спрягаются
Постоянные. разряд по значению (образа действия, меры и степени) или (места, времени, цели, причины), степень сравнения (для наречий на -о/-е. образованных от качественных прилагательных), для которых этот признак является постоянным, неизменяемое (для не имеющих степеней сравнения).
Непостоянные. степень сравнения (для качественных на -о/-е с непостоянным признаком степеней сравнения).
Обстоятельство(примыкают к глаголам)
Слова категории состояния
Разного рода отношения: модальные (нельзя ), временные (рано ), пространственные (далеко )
Не склоняются и не спрягаются
Постоянные. разряд по значению (модальные, временные, пространственные), неизменяемое (для не имеющих степеней сравнения), степень сравнения (для слов категории состояния на -о/-е. образованных от качественных прилагательных), для которых этот признак является постоянным).
Непостоянные. степень сравнения (для слов категории состояния на -о/-е, образованных от качественных прилагательных с непостоянным признаком степеней сравнения).
Сказуемое в односоставном безличном предложении; не зависят от других слов
Местоимение
личные, возвратные, притяжательные, вопросительные, относительные, неопределенные, отрицательные, определительные
Указывает на предметы, признаки, количество без называния их: кто? что? какой? чей? сколько? как? где? когда? и др.
Местоимения-существительные - постоянные. разряд по значению. род, число ; непостоянные. падеж
Мест.-прилагательные - постоянные. разряд по значению ; непостоянные. род, число, падеж
Мест.-числительные - постоянные. разряд по значению ; непостоянные. падеж
Мест.-наречия - не изменяется
Подлежащее и дополнение (в роли сущ.);
определение (как прилагательное);
обстоятельство (как наречие)
М орфология – раздел лингвистики, основным объектом которого являются слова естественных языков и их значимые части – морфемы.
М орфологический разбор(разбор под цифрой 3) – это характеристика слова как части речи с учетом особенностей его использования.
П лан разбора имени существительного