Руководства, Инструкции, Бланки

морфологический разбор предложения образец img-1

морфологический разбор предложения образец

Рейтинг: 4.8/5.0 (1853 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Как сделать морфологический разбор?

Как сделать морфологический разбор?

Вам необходимо сделать морфологический разбор слова? Для начала определимся, что это такое, а потом уже конкретно поговорим о том, как сделать морфологический разбор слова. Морфологический разбор слова - это, прежде всего, грамотное определение его части речи. Обязательны для анализа изучаемого слова его признаки, словоформа и роль в предложении.

Многие не знают, как сделать морфологический разбор слова, на самом деле, все очень просто. При морфологическом разборе должны быть указаны:

  1. Часть речи, к которой относится слово (поставить вопросы, посмотреть, что оно обозначает).
  2. Общее грамматические признаки:
    • Начальная форма;
    • Постоянные признаки;
    • Непостоянные признаки (у изменяемых);
    • Синтаксическая роль слова в предложении (служебные части речи не относятся к членам предложения, для остальных нужно ее определять).

Вот, в принципе, и весь перечень того, что должно быть указано при разборе частей речи. Предлагаем к рассмотрению примеры морфологического разбора в русском языке.

Морфологический разбор существительного

Как сделать морфологический разбор существительного?

  1. Первоначальная форма
  2. Нарицательное или собственное
  3. Неодушевленное либо одушевленное
  4. Число
  5. Склонение
  6. Род
  7. Падеж
  8. Роль в предложении

Например: «Мышки любят кушать сыр».

Сыр - существительное, начальная форма - сыр, нарицательное, неодушевленное, единственное число, второе склонение, мужской род, винительный падеж, в предложении - прямое дополнение.

Как сделать морфологический разбор глагола
  1. Начальная форма
  2. Возвратный или невозвратный
  3. Переходный или непереходный
  4. Совершенный или несовершенный
  5. Время (изъявит. наклонение)
  6. Наклонение
  7. Род (в ед. ч. и сослагат. наклонении)
  8. Лицо (буд. и наст. время, повел. наклонение).
  9. Число
  10. Роль в предложении

Образец: «Сказали правду, не побоялись расправы».

Сказали - глагол, начальная форма - сказать, невозвратный, переходный, совершенного вида, прошедшего времени, изъявительного наклонения, множественное число, в предложении является сказуемым.

Как сделать морфологический разбор причастия
  1. Начальная форма
  2. Действительное или страдательное
  3. Время
  4. Вид
  5. Возвратное или невозвратное
  6. Полное или краткое (у страд. прич.)
  7. Падеж (полн. форма)
  8. Род (в ед. ч.)
  9. Число
  10. Роль в предложении

Образец для анализа: «Гляжу на опавшую листву».

Опавшую - причастие, от глагола «опасть», начальная форма - опавший, действительное, прошедшее время, совершенный вид, невозвратное, винительный падеж, женский род, единственное число. В предложении - согласованное определение.

Как сделать морфологический разбор деепричастия

Здесь мы предлагаем Вам разбор деепричастия как особой формы глагола. Также существует морфологический разбор деепричастия как самостоятельной части речи, он значительно отличается от предложенного нами.

  1. Часть речи
  2. Начальная форма (инфинитив)
  3. Вид
  4. Неизменяемость
  5. Роль в предложении

Для разбора: «Уезжая в деревню, ты грустишь о городе».

Уезжая - это деепричастие, начальная форма - уезжать, несовершенный вид, не изменяется, в предложении - обстоятельство образа действия.

Как сделать морфологический разбор наречия
  1. Начальная форма
  2. Местоименное или знаменательное
  3. Разряд по значению
  4. Степень сравнения (если она есть)
  5. Синтаксическая роль

Образец: «Солнце взошло высоко, и тучи потемнели».

Высоко - наречие, нач. форма - высоко, знаменательное, обстоятельственное, качественное, степень сравнения - положительная, роль в предложении - обстоятельство образа действия.

Как сделать морфологический разбор прилагательного
  1. Начальная форма
  2. Качественное, относительное или притяжательное
  3. Краткое или полное
  4. Род
  5. Падеж
  6. Число
  7. Степень сравнения
  8. Роль в предложении

Например: «Полное ведро лисичек собрала Таня».

Полное - имя прилагательное, начальная форма - полный, качественное, полное, средний род, винительный падеж, единственное число, положительная степень сравнения, в предложении - определение.

Как сделать морфологический разбор числительного
  1. Начальная форма
  2. Простое или составное
  3. Количественное или порядковое
  4. Разряд (у количеств. числ.)
  5. Род
  6. Падеж
  7. Число
  8. Роль в предложении

Образец разбора: «Пролетело три дня».

Три - числительное, начальная форма - три, простое, количественное, целое, именительный падеж, роль в предложении - входит в состав подлежащего.

Другие статьи

Морфологический разбор имён существительных: план и образец разбора

3.2.3. Морфологический разбор имён существительных

Образцы разбора имён существительных

В почтовом поезде, шедшем из Петербурга в Москву, в отделении для курящих ехал молодой поручик Климов (Чехов).

  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос в чём?
  2. Н. ф. – поезд .
    А) Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение.
    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, предложного падежа.
  3. В предложении выполняет роль обстоятельства места.

(шедшем) (из) Петербурга

  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос из чего?
  2. Н. ф. – Петербург .
    А) Постоянные признаки: собственное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение, не изменяется по числам – имеет форму только единственного числа.
    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме родительного падежа.
  3. В предложении выполняет роль обстоятельства места.

(шедшем) (в) Москву

  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос во что?
  2. Н. ф. – Москва .
    А) Постоянные признаки: собственное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение, не изменяется по числам – имеет форму только единственного числа.
    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме винительного падежа.
  3. В предложении выполняет роль обстоятельства места.

(ехал) в отделении

  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос в чём?
  2. Н. ф. – отделение .
    А) Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, средний род, существительное на -ие: 2-е склонение, но в предложном падеже окончание -и, как у существительных 3-го склонения.
    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, предложного падежа.
  3. В предложении выполняет роль обстоятельства места.

(в отделении) (для) курящих

  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос для кого?
  2. Н. ф. – курящий .
    А) Постоянные признаки: нарицательное, одушевлённое, данное существительное – субстантивированное причастие, поэтому изменяется по родам (курящий, курящая ) и склоняется как полное причастие.
    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме множественного числа, родительного падежа; рода нет, как у полных причастий во множественном числе.
  3. В предложении выполняет роль несогласованного определения.
  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос кто?
  2. Н. ф. – поручик .
    А) Постоянные признаки: нарицательное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение.
    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, именительного падежа.
  3. В предложении выполняет роль приложения.
  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос кто?
  2. Н. ф. – Климов .
    А) Постоянные признаки: собственное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение.
    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, именительного падежа.
  3. В предложении выполняет роль подлежащего.
Упражнение к теме «3.2.3. Морфологический разбор имён существительных»

Морфологический разбор

Морфологический разбор

Учащиеся средней школы должны овладеть не только глубокими теоретическими познаниями, но и прочными практическими навыками. С этой целью немаловажная роль в учебном процессе отведена грамматическому разбору, который помогает практически усвоить изучаемые в курсе современного русского языка грамматические категории, осмыслить правила орфографии и пунктуации, систематизировать и закрепить полученные знания. Этот вид упражнений служит эффективным приёмом организации самостоятельных занятий по русскому языку, приёмом самоконтроля и проверки знаний. Грамматический разбор широко используется при изучении всех разделов грамматики.

Предмет данной серии статей – грамматический разбор на уроках русского языка в школе. Грамматический разбор – это анализ в данном тексте определённых грамматических явлений (целые предложения или их части, члены предложения, отдельные морфемы и т.д.), отнесение их к тому или иному грамматическому разряду и грамматическую характеристики разбиваемого предложения или отдельного слова.

На уроках русского языка любой вид разбора предполагает мотивировку ответа: от ученика требуется развёрнутый, логически обоснованный, связный ответ, в котором даётся описание языкового явления и обосновывается отнесение его к той или иной грамматической категории.

Таким образом, грамматический разбор содействует повышению общей языковой культуры детей, развивает их речь, помогает осмыслить логическую связь явлений языка.

Актуальность статей заключается в осмыслении важности разграничения понятий и видов грамматического разбора. В данной серии статей рассматриваются образцы фонетического, различных видов морфологического и синтаксического, а также орфографического и пунктуационного разбора.

Новизна работы заключается в широте привлеченного материала для анализа различных видов грамматического разбора.

В первой статье рассматривается порядок и образцы фонетического разбора, морфемный, словообразовательный и этимологический анализ. Фонетика – немаловажна и трудная часть курса русского языка в школе. Предлагаемые схемы помогут учащимся организовать самостоятельное изучение данной темы и систематизировать полученные знания.

Во второй статье рассмотрены порядок и примеры морфологического разбора.

Орфографическому и пунктуационному разбору отведено важное место в школьном курсе, следовательно, учащиеся должны хорошо владеть этими видами разбора. Так как орфография, пунктуация тесно связаны с грамматикой, в данную статью включены схемы орфографического и пунктуационного разбора.

В третьей статье дан подробный анализ орфографического разбора, синтакчического разбора словосочетания, простого предложения: всех его типов (назывного, определенно-личного, неопределенно-личного, обобщенно-личного и бессоюзного предложения), дан порядок их анализа и образцы разбора односоставных предложений.

В четвертой статье рассмотрен анализ осложненных предложений, дан порядок и образец разбора по членам предложения, анализ сложносочиненного и сложноподчиненного предложения и предложения сложноподчиненного усложненного типа.

И, наконец, в пятой статье рассматриваются вопросы, связанные с бессоюзным сложным предложением (многочленные бессоюзные сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи)

Цель данной серии статей – помочь учащимся в подготовке к ЕГЭ и к урокам русского языка.

Одна из задач подготовки учащихся к экзаменам – научить их применять на практике теоретические знания, полученные при изучении школьного курса русского языка.

Определить круг вопросов по каждой теме и основное направление в работе учителям русского языка и учащимся помогут содержащиеся в каждом разделе статьи краткие методические указания. Рекомендации даны к наиболее трудным темам.

Целесообразно приступать к полному грамматическому разбору после изучения всего материала данной темы или раздела.

При упражнениях в грамматическом разборе по предлагаемым схемам учителю необходимо добиваться исчерпывающих ответов на вопросы. Это позволит сознательно усвоить и закрепить почти весь теоретический материал курса.

Выполняя предложенные упражнения, учащийся должен осмыслить и запомнить порядок разбора и его объём и научиться излагать свои наблюдения литературным языком в виде связного рассуждения.

Методологическую основу работы составили методы и способы грамматического разбора в вузе и в школе. В статью включен анализ многочисленных предложений с разными видами связи (союзной – сочинительной и подчинительной; союзной и бессоюзной), а также анализ бессоюзных предложений.

Опорными стали труды акад. В.В. Виноградова, Д.Э Розенталя, Н.С. Валгиной, Т.Ф.Ивановой, Н.М.Шанского и др.

Морфологический разбор

В современном русском языке десять частей речи:

1. Имя существительное;
2. Имя прилагательное;
3. Имя числительное;
4. Местоимение;
5. Глагол;
6. Наречие;
7. Предлог;
8. Союз;
9. Частицы;
10. Междометия.

В научной литературе вслед за академиком В.В. Виноградовым выделяются как особые разряды категории состояния и модальные слова. Это приводит к некоторым разночтениям в анализе данных частей речи.

Очень важно разобраться в порядке разбора частей речи. Последовательность перечисления грамматических признаков слова не должна быть случайной. Среди множества признаков каждой части речи прежде всего выделяют постоянные признаки, характерные для слова в целом, каждой из его форм. Например, для имени существительного такими являются признаки, определяющие его принадлежность к тому или иному лексико-грамматическому разряду: к собственным или нарицательным, одушевлённым или неодушевлённым. В любой из своих форм нарицательное существительное остаётся нарицательным, а собственное – собственным и т. д.

Постоянным признаком существительного является и его род, так как существительные по родам не изменяются. Не изменяется у существительного и его принадлежность к определённому типу склонения. Все эти признаки свойственны слову в целом, составляют его общую характеристику.

Другую группу признаков слова составляют признаки словоизменения, т. е. такие грамматические признаки, по которым слова данной части речи изменяются, образуя систему словоформ. Так, имя существительное изменяется по числам и падежам, образуя формы различных падежей в единственном и множественном числе. Глагол может измениться по наклонениям, временам, лицам, числам, иногда по родам, образуя соответствующие формы, т. е. парадигму данного слова (Парадигма (от греч. paradeigma — пример, образец), система форм одного слова, отражающая видоизменения слова по присущим ему грамматическим категориям, например по роду, числу и падежу для существительных, лицу, времени, виду и прочее для глаголов; схема изменения слова по грамматическим категориям; образец типа склонения или спряжения). В русском языке, например, полная парадигма прилагательных включает три парадигмы единственного числа, одну — множественного числа, одну парадигму кратких форм и формы степеней сравнения.)

Научить учащихся различать свойства слова в целом и свойства его отдельных форм очень важно. Выработать и закрепить это умение поможет правильно построенный грамматический разбор.

При грамматическом разборе сначала указывают начальную форму слова и дают его общую характеристику, т.е. перечисляют его постоянные признаки. Затем определяют, в какой форме употреблено это слово, т. е.анализируют признаки данной формы. И если это слово дано в контексте, рассматривают его синтаксические связи и функции: с каким словом оно связано, каким членом предложения является. Таков общий порядок разбора всех знаменательных частей речи. Разбор служебных слов, конечно же, идет по другому плану.

Разграничение признаков слова и признаков формы должно находить своё выражение в самих формулировках грамматического разбора. Например, существительное нарицательное, одушевлённое, женского рода, третьего склонения; употреблено в форме единственного числа, творительного падежа и т. д.

Порядок морфологического разбора

1. Часть речи.
2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа)
3. Постоянные признаки:
а) собственное или нарицательное;
б) одушевлённое или неодушевлённое;
в) род (мужской, женский, средний, общий)
г) склонение.
4. Непостоянные признаки:
а) падеж;
б) число; наличие только единственного или только множественного числа.
5. Функция в предложении.

1. Часть речи.
2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода)
3. Постоянные признаки:
а) разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное)
б) у качественных: степень сравнения, простая или сложная форма(для сравнительной и превосходной степени);
в) у качественных: полная или краткая форма
4. Непостоянные признаки:
а) падеж;
б) число;
в) род (в единственном числе)
г) от какого слова зависит.
5. Функция в предложении.

1. Часть речи.
2. Начальная форма (именительный падеж )
3. Постоянные признаки:
а) простое, составное, сложное;
б) количественное или порядковое;
в) разряд по значению (для количественных)
4. Непостоянные признаки:
а) падеж;
б) род (если есть)
в) число(если есть)
5. Функция в предложении.

1. Часть речи.
2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа)
3. Постоянные признаки:
а) разряд по значению; с какой частью речи соотносится;
б) род (у личных местоимений 3-го лица)
4. Непостоянные признаки:
а) падеж;
б) род (если есть)
в) число (если есть) а) падеж;
5. Функция в предложении.

1. Часть речи.
2. Начальная форма (неопределённая форма; инфинитив)
3. Постоянные признаки:
а) вид;
б) возвратность;
в) переходность;
г) спряжение.
4. Непостоянные признаки:
а) наклонение (изъявительное, условное, повелительное)
б) число;
в) время (если есть)
г) лицо (если есть)
д) род (если есть)
5. Функция в предложении.

1. Часть речи(особая форма глагола)
2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода)
3. Постоянные признаки:
а) вид;
б) возвратность;
в) переходность;
г) действительное или страдательное;
д) время(настоящее, прошедшее)
4. Непостоянные признаки:
а) полная или краткая форма (у страдательных причастий)
б) число;
в) род
г) падеж (у причастий в полной форме)
д) от какого слова зависит
5. Функция в предложении.

1. Часть речи(особая форма глагола)
2. Признаки:
а) вид;
б) возвратность;
в) переходность;
3. Функция в предложении.

1. Часть речи
2. Группа и разряд по значению.
3. Степень сравнения.
4. Функци в предложении.

1. Часть речи.
2. Непроизводный или производный.
3. С каким падежом употреблён.

1. Часть речи
2. Простой или составной.
3. Сочинительный или подчинительный.
4. Тип по употреблению (одиночный, повторяющийся, двойной)
5. Соединяются члены предложения или части сложного предложения.

1. Часть речи
2. Разряд.

Образцы морфологического разбора

Низко над землей стояли тучи комаров, и в пустырях жалобно плакали чибисы. Всё предвещало дождь, но не было ни одного облачка. Петр Михайлович переехал свою межу и поскакал по ровному, гладкому полю. (А. П. Чехов «Соседи»)

Теперь он шел по-звериному, осторожно. Встревоженный слух ловил каждый шорох, глаза рыскали по сторонам. (Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»

Пристроившись за спиной какого-нибудь игрока, он изучал его карты, ничего в них не понимая, потому что не знал ни одной игры. (Оноре де Бальзак «Утраченные иллюзии»)

Низко – наречие, неизменяемая часть речи. Отвечает на вопрос как. определительной группы, качественное. соотносительно с прилагательным, образовано от его основы с помощью суффикса -о . в предложении примыкает к глаголу-сказуемому стояли, является обстоятельством образа действия.

Над – предлог, простой, непроизводный, служит для выражения пространстве нянях отношений. Употреблён с творительным падежом существительного (над землёй), с другими падежами не употребляется.

Землёй – имя существительное, начальная форма – земля. Существительное нарицательное, неодушевлённое, женского рода, 1-го склонения. Употреблено в творительном падеже с предлогом (над землёй). Единственного числа, во множественном числе не употребляется. В предложении является обстоятельством места.

Стояли – глагол, начальная форма – стоять. несовершенного вида, невозвратный, непереходный, 2-го спряжения, употреблён в изъявительном наклонении, во множественном числе, в прошедшем времени, в предложении является сказуемым.

Жалобно – наречие, определительной группы, качественное. Соотносительно с прилагательным, образовано от его основы при помощи суффикса . В предложении примыкает к глаголу-сказуемому и служит обстоятельством образа действия.

Но – союз, простой, сочинительный, противительный, одиночный. Соединяются части сложного предложения.

Не – частица, отрицательная, относится к глаголу (не было).

Одного – числительное, начальная форма – один. Простое по структуре, количественное.

Склоняется как местоимение сам. В предложении употреблено с существительным (ни одного облачка ), согласуется с ним в ед. ч. ср. р. Р. п. является определением.

Свою – местоимение, начальная форма – свой, притяжательное, склоняется как притяжательное прилагательное типа лисий. Употреблено в форме винительного падежа, женского рода, единственного числа; смогласуется с существительным межу и является определением.

Поскакал – глагол, начальна форма – поскакать. Глагол совершенного вида, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения. Употреблён в форме изъявительного наклонения, прошедшего времени, единственного числа, мужского рода. Эта форма образована от формы инфинитива поскака- при помощи формообразующего суффикса -л- . В предложении является простым глагольным сказуемым.

Встревоженный – особая форма глагола – причастие.Начальная форма – встревожить. Глагол совершенного вида, невозвратный, переходный, 2-го спряжения. Глагол употреблён в форме страдательного причасти, прошедшего времени. Причастие образовано от основы инфинитива встревож(и)- с помощью формообразующего суффикса -енн- . Имеет полную форму, склоняется как прилагательное, стоит в именительном падеже, единственном числе, мужском роде. Зависит от слова слух, является определением.

Понимая – особая форма глагола – деепричастие, начальная форма – понимать. Глагол несовершенного вида, невозвратный, переходный, 1-го спряжения. Глагол употреблён в форме деепричастия; оно образовано от основы настоящего времени понимай – при помощи суффикса (графически ), выполняет функцию обстоятельства.

Ровному – имя прилагательное, начальная форма ровный. Качественное, полная форма, употреблено с предлогом в форме дательного падежа единственного числа среднего рода, относится к слову полю. В предложении является определением.

Что такое морфологический разбор слова 5 класс, примеры?

Что такое морфологический разбор слова 5 класс, примеры?

Морфология - раздел науки о языке, изучающий слово как часть речи. Морфологический разбор делается по плану. Определяется часть речи, к которой слово относится, для этого к слову задается вопрос и определяется его общее грамматическое значение. (например, существительное обозначает предмет или явление действительности, глагол - действие предмета). Далее указывается начальная форма слова. ( У существительных это форма именительного падежа, у глагола - инфинитив или неопределенная форма). Далее указываются постоянные и непостоянные признаки данной части речи, те, что пятиклассники изучили. Итогом определяется синтаксическая роль. Иногда целесообразно указать орфографические особенности и морфемные.

Красотой леса любовались все.

Красотой - сущ. (Чем?)

Н.Ф. - красота (Что?)

Пост. - нариц. неодуш.,конкретное, ж.р.

Непост. - Тв.п. ед.ч.

Синтаксическая роль: дополнение.

С морфологическим разбором слова дети знакомятся в пятом классе. Это значимая часть школьного программного курса. Морфологический разбор подразумевает анализ слов как частей речи, с учетом его особенностей использования в тексте.

Ниже я привела шаблоны морфологического разбора основных частей речи: существительного, глагола и прилагательного.

Пример разбора существительного:(рассмотрим предложение)

Лисица бежит по снегу.

Рассмотрим слово лисица .

(Кто?) лисица- это часть речи существительное, одушевленное

Постоянные признаки: нарицательное, одуш.,ж.род,1-е скл.

Непостоянные признаки: иминит. падеж, ед. число.

Подчеркиваем одной чертой- это подлежащее.

Второе существительное По снегу :

По (чем?)снегу – сущест. обозначает предмет.

Постоян. нариц. неодуш. муж. род, 2-е скл.

Непост. предлож. падеж, ед. число.

Второстепенный член предложения.

Морфологический разбор - это анализ слова, как части речи.

План морфологического разбора существительного:

  • пишем начальную форму слова в именительном падеже единственного числа
  • указываем нарицательное оно или имя собственное
  • относится к одушевленным или неодушевленным
  • определяем род существительного
  • определяем его склонение
  • указываем число имени существительного
  • определяем падеж существительного в контексте
  • в заключении надо указать синтаксическую роль существительного в предложении.

в избранное ссылка отблагодарить

Морфологический разбор слова означает, что надо разобрать (проанализировать) заданное слово как часть речи.

В основном даются задания сделать морфологический разбор трёх частей речи:

  • существительного
  • глагола
  • прилагательного

Будем объяснять, что такое морфологический разбор на примере.

Итак, сделаем морфологический разбор существительного (например, слова нога):

  • часть речи - существительное неодущевленное
  • начальная форма: нога
  • постоянные признаки: нарицательное, неодушевленное, род - женский, склонение - 1 - ое
  • непостоянные признаки: падеж - именительный, число - единственное
  • в предложении является подлежащим и подчеркивается одной сплошной линией.

в избранное ссылка отблагодарить

Морфологический разбор

Разбор слова

Вопрос по теме можно задать в "Обсуждениях" на http://vk.com/grammatika_rus

Фонетический разбор ( разбор под цифрой 1 ) - звуко-буквенный и слоговый анализ слова; графический анализ слова.
Морфемный анализ ( разбор слова по составу, разбор под цифрой 2 ) показывает, из каких минимальных значимых частей ( морфем ) состоит изучаемое слово.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР (разбор под цифрой 3) – это характеристика слова как части речи с учетом особенностей его использования. Подробнее о морфологическом разборе частей речи: им. существительного. им. прилагательного. им. числительного. местоимения. глагола. причастия и деепричастия. наречия. служебных частях речи .
Орфографический разбор слова (разбор под цифрой 6). Лексический анализ слова (разбор под цифрой 5). См. также Синтаксический разбор предложения (разбор под цифрой 4), и пунктуационный (разбор под цифрой 7).

ОБЩАЯ СХЕМА РАЗБОРА ЧАСТЕЙ РЕЧИ:

I - общее грамматическое значение, у изменяемых - начальная форма (выделить показатель формы);
II - 1) морфологическая характеристика слова ("постоянные свойства")
2) морфологическая характеристика словоформы ("непостоянные свойства")
III – синтаксическая роль в предложении (существительного. прилагательного. числительного. местоимения. глагола и глагольных форм )

Общее грамматическое значение

Значение предмета. что?кто? (кого? чего? кому? чему? и т.д.)
Конкретные
Вещественные, отвлеченные, собирательные форму числа имеют, но по числам не изменяются

Постоянные. нарицательные / собственные; одушевленные / неодушевленные, род, склонение: 1-е склонение - ж.р. -а (-я)
2-е склонение - м.р. б/оконч. и ср.р.-о (-е)
3-е склонение - ж.р. б/оконч. (ь) .
Непостоянные у конкретных: число, падеж
Непостоянные у остальных: падеж

Действие: что делать? что сделать? (что делает? что сделает? что делал? что сделал? и т.д.)

Постоянные. вид, возвратность, переходность, спряжение ( I спряжение: -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют, II спряжение: -ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят ).
Непостоянные. наклонение, время (если есть) . лицо (если есть) ,число, род (если есть).

Признак предмета: какой? чей?

качественные -
полные и краткие;
относительные;
притяжательные.

Постоянные. разряд по значению, степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный), полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный)
Непостоянные. степень сравнения (для качественных, у которых этот признак непостоянный), полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак непостоянный), род (в ед. числе), число, падеж (для полных).

Определение (примыкают к существительным)

в краткой форме - сказуемое

Число, количество предметов, их порядок при счёте:
сколько?
который? (какой?)

Количественные числительные (кроме один, два, оба, полтора, тысяча, миллион, миллиард).
Постоянные. количественное, подразряд (целое / собирательное / дробное), простое / составное ;
Непостоянные. падеж .
ЧислительноеОДИН .
Постоянные. количественное, целое, простое ;
Непостоянные. род (в ед. числе), число, падеж .
Числительные ДВА, ОБА, ПОЛТОРА .
Постоянные. количественное, подразряд (целое / собирательное / дробное), простое ;
Непостоянные. род, падеж .
ЧислительныеТЫСЯЧА, МИЛЛИОН, МИЛЛИАРД .
Постоянные. количественное, целое, простое, род ;
Непостоянные. число, падеж .
Порядковыечислительные .
Постоянные. порядковое, простое / составное ;
Непостоянные. род (в ед. числе), число, падеж.

Количественные - любой член предложения;
порядковые - определение (примыкают к существительным)

Признак действия или признак другого признака.
Определительные наречия: образ дейст. - как? каким образом?
меры - в какой степени? на сколько?
Обстоятельственные наречия: места - где? куда? откуда?времени - когда? как долго?причины - почему? от чего?цели - для чего? зачем?

Не имеют рода, числа, не склоняются и не спрягаются
Постоянные. разряд по значению (образа действия, меры и степени) или (места, времени, цели, причины), степень сравнения (для наречий на -о/-е. образованных от качественных прилагательных), для которых этот признак является постоянным, неизменяемое (для не имеющих степеней сравнения).
Непостоянные. степень сравнения (для качественных на -о/-е с непостоянным признаком степеней сравнения).

Обстоятельство(примыкают к глаголам)

Слова категории состояния

Разного рода отношения: модальные (нельзя ), временные (рано ), пространственные (далеко )

Не склоняются и не спрягаются
Постоянные. разряд по значению (модальные, временные, пространственные), неизменяемое (для не имеющих степеней сравнения), степень сравнения (для слов категории состояния на -о/-е. образованных от качественных прилагательных), для которых этот признак является постоянным).
Непостоянные. степень сравнения (для слов категории состояния на -о/-е, образованных от качественных прилагательных с непостоянным признаком степеней сравнения).

Сказуемое в односоставном безличном предложении; не зависят от других слов

Местоимение
личные, возвратные, притяжательные, вопросительные, относительные, неопределенные, отрицательные, определительные

Указывает на предметы, признаки, количество без называния их: кто? что? какой? чей? сколько? как? где? когда? и др.

Местоимения-существительные - постоянные. разряд по значению. род, число ; непостоянные. падеж
Мест.-прилагательные - постоянные. разряд по значению ; непостоянные. род, число, падеж
Мест.-числительные - постоянные. разряд по значению ; непостоянные. падеж
Мест.-наречия - не изменяется

Подлежащее и дополнение (в роли сущ.);
определение (как прилагательное);
обстоятельство (как наречие)

Морфологический разбор

Морфологический разбор

М орфология – раздел лингвистики, основным объектом которого являются слова естественных языков и их значимые части – морфемы.

М орфологический разбор(разбор под цифрой 3) – это характеристика слова как части речи с учетом особенностей его использования.

П лан разбора имени существительного
  1. Часть речи.
  2. Начальная форма (им.п. ед.ч.).Постоянные признаки.
    1. собственное/нарицательное;
    2. одушевленное/неодушевленное;
    3. род;
    4. склонение.
    Непостоянные признаки.
    1. число;
    2. падеж.
  3. Синтаксическая роль.
Пример Хрустальная ваза с сиренью 3 стояла на террасе.
  1. Сиренью 3 - сущ. Ваза (с чем?) с сиренью.
  2. Н.ф. - сирень. Постоянные признаки: нариц. неодуш. ж.р. 3 скл.
    Непостоянные признаки: тв.п. ед.ч.
  3. Ваза (с чем?) с сиренью (дополнение).
П лан разбора глагола Пример Вороне где-то Бог послал 3 кусочек сыру.
  1. Послал 3 - глагол. Бог (что сделал?) послал.
  2. Н.ф. - послать. Постоянные признаки: сов.вид, I спр. перех. невозвр.
    Непостоянные признаки: изъявит.накл. ед.ч. прош.вр. м.р.
  3. Бог (что сделал?) послал (сказуемое).
П лан разбора прилагательного
  1. Часть речи.
  2. Начальная форма (им.п. ед.ч. м.р.).Постоянные признаки. разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное).
    Непостоянные признаки.
    1. степень сравнения * ;
    2. полная или краткая форма * ;
    3. род;
    4. число;
    5. падеж.
  3. Синтаксическая роль.
* - только для качественных прилагательных. Пример Соседи рады были угождать малейшим 3 его прихотям.
  1. Малейшим 3 - прил. Прихотям (каким?) малейшим.
  2. Н.ф. - малейший. Постоянные признаки: качественное.
    Непостоянные признаки: прост.прев.ст. д.п. мн.ч.
  3. Прихотям (каким?) малейшим (определение).
П лан разбора имени числительного
  1. Часть речи.
  2. Начальная форма (им.п.).Постоянные признаки.
    1. разряд по строению: простое, составное, сложное;
    2. разряд по значению: количественное, собирательное, дробное, порядковое.
    Непостоянные признаки.
    1. падеж;
    2. род * ;
    3. число * .
  3. Синтаксическая роль.
* - если есть. Пример В третью 3 комнату никто не зашёл.
  1. Третью 3 - числ. В комнату (какую?) третью.
  2. Н.ф. - третья. Постоянные признаки: прост. порядковое.
    Непостоянные признаки: вин.п. ед.ч. ж.р.
  3. В комнату (какую?) третью (определение).
П лан разбора наречия
  1. Часть речи.
  2. Морфологические признаки:
    1. неизменяемость;
    2. разряд по значению;
    3. степень сравнения (для качественных наречий).
  3. Синтаксическая роль.
Пример Утром 3 вся деревня утопала в снегу.
  1. Утром 3 - наречие. Утопала (когда?) утром.
  2. Морфологические признаки: неизм. наречие времени.
  3. Утопала (когда?) утром (обстоятельство).
П лан разбора причастия
  1. Часть речи.
  2. Начальная форма (ед.ч. м.р. им.п.).Постоянные признаки.
    1. действительное/страдательное;
    2. время;
    3. вид;
    4. переходность;
    5. возвратность.
    Непостоянные признаки.
    1. род;
    2. число;
    3. полная/краткая форма (у страдательных причастий);
    4. падеж (у полных причастий).
  3. Синтаксическая роль.
Пример Смотрю на лес, покрытый 3 мглою.
  1. Покрытый 3 - причастие (особая форма глагола). Лес (какой?) покрытый.
  2. Н.ф. - покрытый. Постоянные признаки: страдат. прош.вр. сов.в. переход. невозвр.
    Непостоянные признаки: ед.ч. м.р. полн.ф. вин.п.
  3. Лес (какой?) покрытый (определение).
П лан разбора деепричастия
  1. Часть речи.
  2. Начальная форма (инф.).Морфологические признаки:
    1. вид;
    2. переходность;
    3. возвратность;
    4. неизменяемость.
  3. Синтаксическая роль.
Пример Благоухая 3. сохли травы.
  1. Благоухая 3 - деепричастие (особая форма глагола). Сохли (как?) благоухая.
  2. Н.ф. - благоухать. Морфологические признаки: несов.в. непереход, невозвр. неизм.
  3. Сохли (как?) благоухая (обстоятельство).
П лан разбора местоимения
  1. Часть речи.
  2. Начальная форма (им.п. ед.ч.).Постоянные признаки.
    1. разряд по значению;
    2. лицо (для личных).
    Непостоянные признаки.
    1. род * ;
    2. число * ;
    3. падеж.
  3. Синтаксическая роль.
* - если есть. Пример Ночью кто-то 3 постучал в окно.
  1. Кто-то 3 - мест. Постучал (кто?) кто-то.
  2. Н.ф. - кто-то. Постоянные признаки: неопределен.
    Непостоянные признаки: им.п.
  3. Постучал (кто?) кто-то (подлежащее).
П лан разбора предлога
  1. Часть речи.
  2. Морфологические признаки:
    1. неизменяемое слово;
    2. производный/непроизводный;
    3. простой/сложный/составной.
Пример Вставал над 3 землей.
  1. Над 3 - предлог.
  2. Морфологические признаки: неизм. простой, непроизводный.
П лан разбора союза
  1. Часть речи.
  2. Морфологические признаки:
    1. неизменяемое слово;
    2. сочинительный/подчинительный;
    3. простой/составной.
Пример Кошки и 3 собаки жили дружно.
  1. И 3 - союз.
  2. Морфологические признаки: неизм. простой, сочинит.
П лан разбора частицы
  1. Часть речи.
  2. Морфологические признаки:
    1. неизменяемое слово;
    2. разряд (формообразующая/отрицательная/модальная).
Пример Ребята, давайте 3 пойдём в субботу в Третьяковскую галерею!
  1. Давайте 3 - частица.
  2. Морфологические признаки: неизм. формообразующая.