Руководства, Инструкции, Бланки

образец синтаксический разбор предложения 4 класс img-1

образец синтаксический разбор предложения 4 класс

Рейтинг: 4.2/5.0 (1916 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Разбор по членам предложения 3-4 классы

LiveInternet LiveInternet Разбор по членам предложения 3-4 классы.

Разбор по членам предложения 3-4 классы. О.Д.Ушакова




























































Если нажать "НРАВИТСЯ", это прочтут друзья в ленте новостей

Другие статьи

Как делать синтаксический разбор предложения?

Как делать синтаксический разбор предложения.

Валерия Рихтер Мастер (1436) 6 лет назад

Схема разбора простого предложения

1.Сделать графический разбор предложения: выделить грамматическую основу, указать способ выражения подлежащего, тип сказуемого и способ его выражения; подчеркнуть второстепенные члены предложения, указать их разряды и способы выражения.

2.Указать вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

3.Определить вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

4.Указать тип предложения по количеству главных членов (двусотавное или односоставное); для односоставных предложений определить разновидность (определённо-личное, неопределённо-личное, безличное, назывное).

5.Охарактеризовать предложение по наличию-отсутствию второстепенных членов (распространённое или нераспространённое).

6.Охарактеризовать предложение с точки зрения наличия-отсутствия структурно необходимых членов предложения (полное или неполное); если неполное, указать, какой член предложения пропущен.

7.Указать, является предложение осложнённым (чем осложнено: однородными, обособленными членами предложения, вводными словами, обращениями) или неосложнённым.

Примечание. При разборе части сложного предложения как простого характеристику по цели высказывания и эмоциональной окраске следует опустить; достаточно указать, что это простое предложение в составе сложного.

Образец разбора простого предложения

Наше священное ремесло существует тысячи лет (А. Ахматова).

Предложение повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространённое, полное, неосложнённое.

Главные члены: ремесло — подлежащее, выражено существительным; существует — простое глагольное сказуемое, выражено глаголом.

Второстепенные члены: ремесло (какое?) наше — согласованное определение, выражено местоимением; (какое?) священное — согласованное определение, выражено прилагательным; существует (как долго?) тысячи лет — обстоятельство времени, выражено цельным словосочетанием.

Куда мне деться в этом январе? (О. Мандельштам)

Предложение вопросительное, невосклицательное, односоставное, безличное, распространенное, полное, неосложнённое.

Главный член: деться — простое глагольное сказуемое, выражено инфинитивом.

Второстепенные члены: деться (куда?) куда — обстоятельство места, выражено местоименным наречием; деться (кому?) мне — косвенное дополнение, выражено местоимением; деться (когда?) в январе — обстоятельство времени, выражено существительным с предлогом; в январе (каком?) этом — согласованное определение, выражено местоимением.

В камере, тоже освещенной электрическим светом, несмотря на утренний час, письмоводитель Иван Павлович с очевидным удовольствием буравил и прошивал шёлковым шнуром бумаги. (М. Алда-нов).

Предложение повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространённое, полное, осложнено обособленным согласованным определением, выраженным причастным оборотом, обособленным обстоятельством уступки, выраженным оборотом с предлогом несмотря на, однородными сказуемыми.

Главные члены: Иван Павлович — подлежащее, выражено существительным; буравил и прошивал — однородные простые глагольные сказуемые, выражены глаголами.

Второстепенные члены: Иван Павлович (какой?) письмоводитель — приложение, выражено существительным; буравил и прошивал (где?) в камере — обстоятельство места, выражено существи­ельным с предлогом; в камере (какой?) освещенной электрическим светом — обособленное согласованное определение, выражено причастным оборотом; буравил и прошивал (несмотря на что?) несмотря на утренний час — обособленное обстоятельство уступки, выражено оборотом с предлогом несмотря на; буравил и прошивал (каким образом?) с удовольствием — обстоятельство образа действия, выражено существительным с предлогом; с удовольствием (каким?) очевидным — согласованное определение, выражено прилагательным; буравил и прошивал (что?) бумаги — прямое дополнение, выражено существительным; буравил и прошивал (чем?) шнуром — косвенное дополнение

Юлия Юлия Мудрец (12032) 6 лет назад

с помощью линейки и карандаша. а может и цветных ручек. сказуемое. и так далее. деепричастный оборот)))

Владислав Гуру (2990) 6 лет назад

тип предложения (повест. вопрос. ) восклицаемое или нет, распространённое или нет, простое, сложное, и чем осложненно. +2 схемы простая и сложная+ подчеркни члены предлоения дополнение, определение, обстоятельство, ну и главные

Пушистик Мыслитель (6706) 6 лет назад

ANGEL Ученик (108) 8 месяцев назад

Можете сделать разбор пожалуйста)

Уже кончался день, а они двое все шли, все говорили и не замечали ни времени, ни дороги. Впереди, на пологом холме, темнела небольшая роща, и сквозь ветви деревьев красным раскаленным углем пылало солнце, зажигало воздух и весь его превращало в огненную золотистую пыль. Так близко и так ярко было солнце, что все кругом словно исчезало, а оно только одно оставалось, окрашивало дорогу и ровняло ее. Глазам идущих стало больно, они повернули назад, и сразу перед ними все потухло, стало спокойным и ясным, маленьким и отчетливым. Где-то далеко, за версту или больше, красный закат выхватил высокий ствол сосны, и он горел среди зелени, как свеча в темной комнате; багровым налетом покрылась впереди дорога, на которой теперь каждый камень отбрасывал длинную черную тень, да золотисто-красным ореолом светились волоса девушки, пронизанные солнечными лучами. Один тонкий вьющийся волос отделился от других и вился и колебался в воздухе, как золотая паутинка.
И то, что впереди стало темно, не прервало и не изменило их разговора. Такой же ясный, задушевный и тихий, он лился спокойным потоком и был все об одном: о силе, красоте и бессмертии любви. Оба они были очень молоды: девушке было всего семнадцать лет, Немовецкому на четыре года больше, и оба они были в ученической форме: она в скромном коричневом платье гимназистки, он в красивой форме студента-технолога. И как и речь, все у них было молодое, красивое и чистое: стройные, гибкие фигуры, словно пронизанные воздухом и родные ему, легкая упругая поступь и свежие голоса, даже в простых словах звучавшие задумчивой нежностью, так, как звенит ручей в тихую весеннюю ночь, когда не весь еще снег сошел с темных полей.

SuPeR MeN Знаток (325) 8 месяцев назад

тип предложения (повест. вопрос. ) восклицаемое или нет, распространённое или нет, простое, сложное, и чем осложненно. +2 схемы простая и сложная+ подчеркни члены предлоения дополнение, определение, обстоятельство, ну и главны
е

4еtka[YA] Жи е[S]ть* Знаток (268) 8 месяцев назад

Схема разбора простого предложения

1.Сделать графический разбор предложения: выделить грамматическую основу, указать способ выражения подлежащего, тип сказуемого и способ его выражения; подчеркнуть второстепенные члены предложения, указать их разряды и способы выражения.

2.Указать вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

3.Определить вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

4.Указать тип предложения по количеству главных членов (двусотавное или односоставное); для односоставных предложений определить разновидность (определённо-личное, неопределённо-личное, безличное, назывное).

5.Охарактеризовать предложение по наличию-отсутствию второстепенных членов (распространённое или нераспространённое).

6.Охарактеризовать предложение с точки зрения наличия-отсутствия структурно необходимых членов предложения (полное или неполное); если неполное, указать, какой член предложения пропущен.

7.Указать, является предложение осложнённым (чем осложнено: однородными, обособленными членами предложения, вводными словами, обращениями) или неосложнённым.

Примечание. При разборе части сложного предложения как простого характеристику по цели высказывания и эмоциональной окраске следует опустить; достаточно указать, что это простое предложение в составе сложного.

Образец разбора простого предложения

Наше священное ремесло существует тысячи лет (А. Ахматова).

Предложение повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространённое, полное, неосложнённое.

Главные члены: ремесло — подлежащее, выражено существительным; существует — простое глагольное сказуемое, выражено глаголом.

Второстепенные члены: ремесло (какое?) наше — согласованное определение, выражено местоимением; (какое?) священное — согласованное определение, выражено прилагательным; существует (как долго?) тысячи лет — обстоятельство времени, выражено цельным словосочетанием.

Куда мне деться в этом январе? (О. Мандельштам)

Предложение вопросительное, невосклицательное, односоставное, безличное, распространенное, полное, неосложнённое.

Главный член: деться — простое глагольное сказуемое, выражено инфинитивом.

Второстепенные члены: деться (куда?) куда — обстоятельство места, выражено местоименным наречием; деться (кому?) мне — косвенное дополнение, выражено местоимением; деться (когда?) в январе — обстоятельство времени, выражено существительным с предлогом; в январе (каком?) этом — согласованное определение, выражено местоимением.

В камере, тоже освещенной электрическим светом, несмотря на утренний час, письмоводитель Иван Павлович с очевидным удовольствием буравил и прошивал шёлковым шнуром бумаги. (М. Алда-нов).

Предложение повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространённое, полное, осложнено обособленным согласованным определением, выраженным причастным оборотом, обособленным обстоятельством уступки, выраженным оборотом с предлогом несмотря на, однородными сказуемыми.

Главные члены: Иван Павлович — подлежащее, выражено существительным; буравил и прошивал — однородные простые глагольные сказуемые, выражены глаголами.

Второстепенные члены: Иван Павлович (какой?) письмоводитель — приложение, выражено существительным; буравил и прошивал (где?) в камере — обстоятельство места, выражено существи­ельным с предлогом; в камере (какой?) освещенной электрическим светом — обособленное согласованное определение, выражено причастным оборотом; буравил и прошивал (несмотря на что?) несмотря на утренний час — обособленное обстоятельство уступки, выражено оборотом с предлогом несмотря на; буравил и прошивал (каким образом?) с удовольствием — обстоятельство образа действия, выражено существительным с предлогом; с удовольствием (каким?) о

Галина Стегленко Ученик (167) 7 месяцев назад

Схема разбора простого предложения

1.Сделать графический разбор предложения: выделить грамматическую основу, указать способ выражения подлежащего, тип сказуемого и способ его выражения; подчеркнуть второстепенные члены предложения, указать их разряды и способы выражения.

2.Указать вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

3.Определить вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

4.Указать тип предложения по количеству главных членов (двусотавное или односоставное); для односоставных предложений определить разновидность (определённо-личное, неопределённо-личное, безличное, назывное).

5.Охарактеризовать предложение по наличию-отсутствию второстепенных членов (распространённое или нераспространённое).

6.Охарактеризовать предложение с точки зрения наличия-отсутствия структурно необходимых членов предложения (полное или неполное); если неполное, указать, какой член предложения пропущен.

7.Указать, является предложение осложнённым (чем осложнено: однородными, обособленными членами предложения, вводными словами, обращениями) или неосложнённым.

Примечание. При разборе части сложного предложения как простого характеристику по цели высказывания и эмоциональной окраске следует опустить; достаточно указать, что это простое предложение в составе сложного.

Образец разбора простого предложения

Наше священное ремесло существует тысячи лет (А. Ахматова).

Предложение повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространённое, полное, неосложнённое.

Главные члены: ремесло — подлежащее, выражено существительным; существует — простое глагольное сказуемое, выражено глаголом.

Второстепенные члены: ремесло (какое?) наше — согласованное определение, выражено местоимением; (какое?) священное — согласованное определение, выражено прилагательным; существует (как долго?) тысячи лет — обстоятельство времени, выражено цельным словосочетанием.

Куда мне деться в этом январе? (О. Мандельштам)

Предложение вопросительное, невосклицательное, односоставное, безличное, распространенное, полное, неосложнённое.

Главный член: деться — простое глагольное сказуемое, выражено инфинитивом.

Второстепенные члены: деться (куда?) куда — обстоятельство места, выражено местоименным наречием; деться (кому?) мне — косвенное дополнение, выражено местоимением; деться (когда?) в январе — обстоятельство времени, выражено существительным с предлогом; в январе (каком?) этом — согласованное определение, выражено местоимением.

В камере, тоже освещенной электрическим светом, несмотря на утренний час, письмоводитель Иван Павлович с очевидным удовольствием буравил и прошивал шёлковым шнуром бумаги. (М. Алда-нов).

Предложение повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространённое, полное, осложнено обособленным согласованным определением, выраженным причастным оборотом, обособленным обстоятельством уступки, выраженным оборотом с предлогом несмотря на, однородными сказуемыми.

Главные члены: Иван Павлович — подлежащее, выражено существительным; буравил и прошивал — однородные простые глагольные сказуемые, выражены глаголами.

Второстепенные члены: Иван Павлович (какой?) письмоводитель — приложение, выражено существительным; буравил и прошивал (где?) в камере — обстоятельство места, выражено существи­ельным с предлогом; в камере (какой?) освещенной электрическим светом — обособленное согласованное определение, выражено причастным оборотом; буравил и прошивал (несмотря на что?) несмотря на утренний час — обособленное обстоятельство уступки, выражено оборотом с предлогом несмотря на; буравил и прошивал (каким образом?) с удовольствием — обстоятельство образа действия, выражено существительным с предлогом; с удовольствием (каким?) о

Ирина Королева Ученик (137) 6 месяцев назад

Пример синтаксического разбора простого предложения простое предложение Устный разбор: Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: ученики и ученицы учатся, распространённое, осложнено однородными подлежащими. Письменный: Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа ученики и ученицы учатся, распространенное, осложненное однородными подлежащими. Пример разбора сложного предложения сложное предложение Устный разбор: Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что, сложноподчинённое предложение. Первое простое предложение: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространённое, не осложнено. Второе простое предложение: двусоставное, грамматическая основа мы с классом поехали, распространённое, не осложнено. Письменный: Повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что, СПП. 1-е ПП: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространенное, не осложнено. 2-е ПП: двусоставное, грамматическая основа – мы с классом поехали, распраненное, не осложнено.

Mr Nend Ученик (139) 5 месяцев назад

Схема разбора простого предложения

1.Сделать графический разбор предложения: выделить грамматическую основу, указать способ выражения подлежащего, тип сказуемого и способ его выражения; подчеркнуть второстепенные члены предложения, указать их разряды и способы выражения.

2.Указать вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

3.Определить вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

4.Указать тип предложения по количеству главных членов (двусотавное или односоставное); для односоставных предложений определить разновидность (определённо-личное, неопределённо-личное, безличное, назывное).

5.Охарактеризовать предложение по наличию-отсутствию второстепенных членов (распространённое или нераспространённое).

6.Охарактеризовать предложение с точки зрения наличия-отсутствия структурно необходимых членов предложения (полное или неполное); если неполное, указать, какой член предложения пропущен.

7.Указать, является предложение осложнённым (чем осложнено: однородными, обособленными членами предложения, вводными словами, обращениями) или неосложнённым.

Примечание. При разборе части сложного предложения как простого характеристику по цели высказывания и эмоциональной окраске следует опустить; достаточно указать, что это простое предложение в составе сложного.

Образец разбора простого предложения

Наше священное ремесло существует тысячи лет (А. Ахматова).

Предложение повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространённое, полное, неосложнённое.

Главные члены: ремесло — подлежащее, выражено существительным; существует — простое глагольное сказуемое, выражено глаголом.

Второстепенные члены: ремесло (какое?) наше — согласованное определение, выражено местоимением; (какое?) священное — согласованное определение, выражено прилагательным; существует (как долго?) тысячи лет — обстоятельство времени, выражено цельным словосочетанием.

Куда мне деться в этом январе? (О. Мандельштам)

Предложение вопросительное, невосклицательное, односоставное, безличное, распространенное, полное, неосложнённое.

Главный член: деться — простое глагольное сказуемое, выражено инфинитивом.

Второстепенные члены: деться (куда?) куда — обстоятельство места, выражено местоименным наречием; деться (кому?) мне — косвенное дополнение, выражено местоимением; деться (когда?) в январе — обстоятельство времени, выражено существительным с предлогом; в январе (каком?) этом — согласованное определение, выражено местоимением.

В камере, тоже освещенной электрическим светом, несмотря на утренний час, письмоводитель Иван Павлович с очевидным удовольствием буравил и прошивал шёлковым шнуром бумаги. (М. Алда-нов).

Предложение повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространённое, полное, осложнено обособленным согласованным определением, выраженным причастным оборотом, обособленным обстоятельством уступки, выраженным оборотом с предлогом несмотря на, однородными сказуемыми.

Главные члены: Иван Павлович — подлежащее, выражено существительным; буравил и прошивал — однородные простые глагольные сказуемые, выражены глаголами.

Второстепенные члены: Иван Павлович (какой?) письмоводитель — приложение, выражено существительным; буравил и прошивал (где?) в камере — обстоятельство места, выражено существи­ельным с предлогом; в камере (какой?) освещенной электрическим светом — обособленное согласованное определение, выражено причастным оборотом; буравил и прошивал (несмотря на что?) несмотря на утренний час — обособленное обстоятельство уступки, выражено оборотом с предлогом несмотря на; буравил и прошивал (каким образом?) с удовольствием — обстоятельство образа действия, выражено существительным с предлогом; с удовольствием (каким?) о

Олег Анисимов Ученик (129) 5 месяцев назад

анатолий зябаром Ученик (104) 4 месяца назад

мне был нужен разбор предложения а это просто как его разбирать

назар ильин Ученик (109) 3 недели назад

Синтаксический разбор сложного предложения

§ 47. Синтаксический разбор сложного предложения Порядок синтаксического разбора

1. Вид предложения по цели высказывания.

2. Вид предложения по интонации.

3. Простые предложения в составе сложного, их грамматические основы.

4. Средства связи простых предложений в составе сложного.

5. Знаки препинания.

Образец синтаксического разбора

Солнышко садится, потухает день, медленно ложится на дорогу тень. (С. Дрожжин)

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из трёх простых предложений. В первом предложении основа — солнышко садится. во втором — потухает день. в третьем — ложится тень.

Простые предложения связаны в бессоюзном сложном при помощи интонации, разделены запятыми.

242. Разберите предложения» Объясните знаки препинания.

1. Листья сыплются за школой, слышен громкий спор сорок. Прозвенел звонок весёлый, начинается урок. 2. Пролетают паутинки с паучками в серединке, и высо́ко от земли пролетели журавли. 243. Прочитайте историю, рассказанную В. Песковым. Докажите, что это текст. Определите его основную мысль. Какие слова помогают писателю изобразить стремительность движения оленя? Спишите второй и третий абзацы, расставляя пропущенные знаки препинания.

Странная была встреча. Олень глядел на меня и не спешил убегать. 5 Любопытство! Два сливовых глаза глядели на меня не моргая. Ноздри тянули воздух и выпускали две струйки морозного2 пара.

Я почти (не)дышал (не)шевелился. Оленю надоела неясность. Он шаркнул передней ногой и опять замер. (Не) знаю, чем бы кончилось единоборство двух пар любопытных глаз, но откуда-то появилась сойка и застрекотала. А это в лесу сигнал: опас(?)ность! Сигнал сорвал (с)места оленя. Он прыгнул (в)сторону, задел ореховый куст. 4 Мелькнуло между осинами тело оленя, стихли удары копыт (по)сухим листьям. 4

Сойка с минуту (не)могла успокоит(?)ся; прыгала (по) осине и стрекотала. Лес на два километра вокруг (поэтому крику знал: что-то случилось. 244.Диктант. Обозначьте в словосочетаниях главное слово.

Тетра..ь для отзывов. громное впеч..тление, сочу(?)ствовать герою, т..рпел ун..жения, стр..ницы повеет. т..жело переж..вать, позн..комиться с н..винками, сер(?)ёзная брош..ра, подгото..ка к соч..нению, грамотно писать д..ктант, изучать гра(м, мм)атику, занятия по информатик. подр..жать cтаршекла(c, cс)никам.

Nothing found for Ogorod Feed

Добавил Sadovod 9 f, 2012

Если вы имеете садовый участок, а в вашей семье есть маленькие дети, то не забудьте создать для детишек отдельную садовую зону. Благодаря садовой детской зоне, вы можете быть спокойными за то, что детишки повредят либо уничтожат садовые культуры. Даже создание обычной песочницы займет вашего ребенка на некоторое время.

Добавил Sadovod 9 f, 2012

Если вы имеете садовый участок, а в вашей семье есть маленькие дети, то не забудьте создать для детишек отдельную садовую зону. Благодаря садовой детской зоне, вы можете быть спокойными за то, что детишки повредят либо уничтожат садовые культуры. Даже создание обычной песочницы займет вашего ребенка на некоторое время.

Добавил Sadovod 14 f, 2012

На сегодняшний день большой популярностью пользуются стимуляторы роста растений. Большинство садоводов-любителей задаются вопросами: Не наносят ли вред растению они, и нужно ли их применять? Специалисты утверждают, что стимуляторы роста для человека, птиц, рыб и насекомых безопасны, и все данные добавки экологически чистые.

Добавил Sadovod 24 f, 2010

Одно из удовольствий, получаемых от сада, — это знание того, как максимально использовать каждое из времён года. Различия в климате, типе почвы, географическом положении — все эти факторы влияют на рост растений и время проведения тех или иных садовых работ.

Синтаксический разбор предложения (5 класс) - презентация по Русскому языку

Презентация Синтаксический разбор предложения (5 класс)

Обучение синтаксическому разбору предложения поможет учащимся отработать грамотное написание текста и правильную расстановку знаков препинания. Данная презентация предлагает современный подход к изучению темы синтаксического разбора – организацию активной учебно-познавательной деятельности на уроке и закрепления полученных знаний с использованием ряда визуальных приемов.

В состав показа вошли 18 слайдов, на которых расположены наглядные материалы:

- Задания для актуализации полученных ранее знаний о предложениях,

- Повторение классификации предложений по разным признакам,

- Главные члены предложения – названия, вопросы, обозначения,

- Виды и отличительные особенности второстепенных членов,

- Порядок характеристики и синтаксического разбора предложения,

- Наборы заданий для отработки новой темы и на дом,

- Странички целей урока, оформления физминутки и рефлексии.

Кадры имеют единое оформление и дополнены яркими иллюстрациями, повышающими уровень мотивации и эффективность восприятия информации.

Пособие создано для проведения планового урока и индивидуальной работы с учениками младшей школы.

Синтаксический разбор двусоставного предложения

Синтаксический разбор двусоставного предложения §1. Предложения. Состав простого предложения

Вспомним, что предложение – это основная единица языка.

Предложением называется слово или несколько слов, в которых заключается сообщение, вопрос или побуждение (приказ, совет, просьба).

Предложение характеризуется интонационной и смысловой законченностью. т.е. представляет собой отдельное высказывание. Интонационная законченность выражается большой паузой в конце предложения. Предложение имеет грамматическую основу. состоящую из главных членов (подлежащего и сказуемого) или одного из них.

Например: Идет снег. – в предложении есть и подлежащее и сказуемое.

А в предложении Вечереет. – есть только один главный член.

По строению грамматической основы простые предложения делятся на:

· односоставные (один главный член)

· двусоставные (два главных члена)

Кроме того, в предложении могут быть и второстепенные члены. По грамматическим значениям второстепенные члены делятся на дополнение. определение и обстоятельство.

Все эти характеристики будут интересовать нас с точки зрения синтаксического разбора предложения. Вспомним, что в учебниках и сборниках упражнений предложения, рекомендуемые для синтаксического разбора, отмечаются цифрой 4.

§2. Классификация предложений

Итак, по цели высказывания – сообщение, вопрос, побуждение – простые предложения делятся на повествовательные. вопросительные и побудительные.

В повествовательных предложениях сообщается о каком-либо событии, факте. В устной речи в повествовательном предложении голос повышается на одном из членов предложения и понижается к концу предложения. Это повествовательная интонация.

Например: Снег в этом году быстро сошел.

Вопросительные предложения выражают вопрос. Вопрос часто бывает заключен в вопросительных местоимениях, наречиях, частицах. Вопросительные предложения произносятся с вопросительной интонацией, т.е. с повышением голоса на вопросительном слове и к концу предложения.

Например: Как вы относитесь к его новой идее?

В побудительных предложениях выражаются различные побуждения к действию – приказ, просьба, призыв, совет и другие. В побудительные предложения нередко включаются обращения. В побудительных предложениях сказуемые выражаются глаголами в повелительном наклонении. Побудительные предложения произносятся с побудительной интонацией – с повышением голоса, напряженно.

Например: Ребята, подготовьтесь к контрольной работе.

Простые предложения по интонации делятся на восклицательные и невосклицательные. Восклицательные предложения выражают эмоции, чувства говорящего, пишущего. Произносятся они при этом с особой интонацией восклицания.

Например: Как чудесно весной в саду!

Поскольку сейчас мы говорим о синтаксическом разборе простого двусоставного предложения, это необходимо отражать в характеристике предложения. Параллельно вспомним, что простое предложение имеет только одну грамматическую основу, а в двусоставном предложении присутствуют оба главных члена: и подлежащее, и сказуемое.

§3. Виды предложений

По наличию или отсутствию второстепенных членов простые предложения делятся на распространенные и нераспространенные. Нераспространенные предложения в своем составе имеют только главные члены, например:

Распространенные предложения кроме грамматической основы имеют еще и второстепенные члены, например:

По наличию или отсутствию членов предложения простые предложения делятся на полные и неполные.

Полные простые предложения – это такие предложения, в которых все члены предложения налицо и в которых присутствует смысловая полнота.

Например: На востоке уже зарождался день.

или: Постепенно темнело.

В неполных простых предложениях пропущен какой-либо член – главный или второстепенный. Но пропущенный член легко восстанавливается из контекста. Но не нужно путать неполные предложения с односоставными. смысл которых не изменяется и без контекста. Об односоставных предложениях речь пойдет на других уроках, а сейчас рассмотрим пример неполного предложения: Утром мама идет на работу, а я – в школу.

Кроме того, предложения могут быть осложнены однородными членами (главными или второстепенными), обращениями. обособленными членами. Например: Пахнет печеным хлебом. вкусным дымком березовым и блинами.

§4. Графическое выделение членов предложения

Также при выполнении синтаксического разбора предложения необходимо помнить о графическом выделении членов предложения. подчеркивании.

Подлежащее подчеркиваем одной чертой,

определение – волнистой линией,

обстоятельство – пунктиром с точкой.

Итак, обобщим информацию и разберем предложение.

§5. Порядок синтаксического разбора простого двусоставного предложения

Повторим порядок разбора простого двусоставного предложения:

Для начала необходимо найти грамматическую основу предложения и установить, что оно простое.

Затем, назвать тип предложения : по цели высказывания (повествовательное, побудительное или вопросительное); по интонации (восклицательное или невосклицательное);

После этого рассказать о строении предложения (пока мы говорим только о двусоставных): нераспространенное или распространенное; полное или неполное; осложненное или не осложненное.

Далее разобрать предложение по членам, указать, чем они выражены (причем, сначала разбираются подлежащее и сказуемое, далее второстепенные члены, входящие в состав подлежащего, затем – в состав сказуемого).

В завершение, объяснить расстановку знаков препинания.

§6. Пример синтаксического разбора предложения

Потренируемся на конкретном примере: А затем она увидела ленточку реки.

Это предложение простое, повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространенное, полное, не осложненное.

Грамматическая основа – она увидела. Она – подлежащее, выражено личным местоимением 3 лица. Увидела – простое глагольное сказуемое, выражено глаголом в форме изъявительного наклонения прошедшего времени.

Все второстепенные члены в этом предложении относятся к сказуемому (входят в состав сказуемого, подчинены сказуемому, распространяют сказуемое). Увидела что? – ленточку реки – прямое дополнение, выражено словосочетанием. Увидела когда? – затем – обстоятельство времени, выражено наречием.

1. Тростенцова Л.А. Ладыженская Т.А.и др. Русский язык: учебники для 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений. – М. Просвещение.

2. Разумовская М.М. Львова С.И. Капинос В.И. и др. Русский язык: Учебники для 5, 6, 7, 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта, – М. Дрофа.

3. Гольдин З.Д. Светлышева В.Н. Русский язык в таблицах. 5-11 классы: Справочное пособие. – М.:Дрофа, 2000

4. Тростенцова Г.А. Запорожец А.И. Русский язык. 8 класс. Поурочные разработки. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Просвещение, 2012

5. Материалы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru

6. Богданова Г.А.Тестовые задания по русскому языку. 8 класс. М.:Просвещение, 2012

7. Стронская И.М. Справочник по русскому языку для учащихся 5-9 классов. – СПБ.:ИД «Литература», 2012

8. Нефедова Е.А. Узорова О.В. Правила и упражнения по русскому языку.5-8 класс. - «Аквариум» ГИППВ, 1997

9. Гольдин З.Д. Светлышева В.Н. Русский язык в таблицах. 5-11 классы: Справочное пособие. – М.:Дрофа, 2000

Решать тестовые задания могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.