Руководства, Инструкции, Бланки

акт выполненных ремонтных работ образец img-1

акт выполненных ремонтных работ образец

Рейтинг: 4.9/5.0 (1913 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Образец оформления договора подряда на выполнение ремонтных работ

Образец договора подряда на выполнение ремонтных работ

"15 " апреля 2012г.

ООО "Организация №1", именуемое в дальнейшем "Заказчик", в лице директора Иванова Ивана Ивановича, действующего на основании Устава, с одной стороны, и ООО "Организация №2", именуемое в дальнейшем "Подрядчик", в лице директора Петрова Петра Петровича, действующего на основании Устава, с другой стороны, именуемые при совместном упоминании "стороны", заключили настоящий договор о нижеследующем:

1.1. Подрядчик обязуется собственными силами (без привлечения субподрядных организаций) с использованием собственного / арендованного оборудования, техники и персонала, выполнить ремонтные работы в помещении ООО "Организация №1" (далее - работы), расположенного в г. Барнауле, ул. Пирогова, 35 (далее - объект) и сдать объект, готовый к эксплуатации Заказчику в установленные настоящим договором сроки.

1.2. Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы в размере и в порядке, установленном п.7 настоящего договора.

1.3. Виды и объем работ указаны в локальном сметном расчете, являющемся неотъемлемой частью настоящего договора (Приложение № 1).


2. СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ
2.1. Календарные сроки выполнения работ с 20 апреля 2012г. по 20 июля 2012г.

3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАТЕРИАЛАМИ И ОБОРУДОВАНИЕМ

3.1. Подрядчик принимает на себя обязательство обеспечить выполнение работ вышеупомянутого объекта необходимыми материалами и оборудованием.

3.2. Подрядчик обязуется обеспечить приемку, разгрузку и складирование прибывающих на объект материалов и оборудования.

3.3. Подрядчик несет ответственность за сохранность всех поставляемых для выполнения договора материалов, оборудования до подписания акта выполненных работ и передачи соответствующих документов.

4. ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

4.1. Подрядчик обязан:

4.1.1.Выполнить все работы в объеме и в сроки, предусмотренные настоящим договором и сдать объект Заказчику в состоянии, обеспечивающем его нормальную эксплуатацию.

4.1.2.Обеспечить:
- данный объект необходимыми материалами и оборудованием;
- производство работ в полном соответствии со сметой, установленными нормами и правилами;
- своевременное устранение недостатков и дефектов, выявленных при приемке работ и в течение гарантийного срока эксплуатации объекта.

4.1.3. Обеспечить в ходе работ выполнение необходимых мероприятий по технике безопасности.

4.1.4. Немедленно известить Заказчика о завершении работ по объекту.

4.1.5. Немедленно известить Заказчика и до получения от него указаний приостановить работы при обнаружении:
- непригодности или недоброкачественности материалов, оборудования.
- возможных неблагоприятных для Заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;
- иных, не зависящих от Подрядчика обстоятельств, угрожающих годности или прочности результатов выполняемой работы либо создающих невозможность ее завершения в срок.

4.1.6. Обеспечить надлежащую охрану материалов, оборудования и другого имущества на площадке, где Подрядчиком производятся работы (далее - рабочая площадка) до приемки Заказчиком объекта.

4.1.7. Обеспечить содержание и уборку рабочей площадки. Произвести уборку мусора в течение 12 часов после окончания работ.

4.2. Заказчик обязан:

4.2.1. Гарантировать оплату выполненных Подрядчиком работ;

4.2.2. Выполнять в полном объеме все свои обязательства, предусмотренные
настоящим договором.

4.2.3. Передать Подрядчику для производства работ объект в течение суток со дня подписания настоящего договора по акту на период выполнения работ и до их завершения.

4.2.4. При завершении работ принять выполненные Подрядчиком работы.

4.2.5. Оплатить выполненные Подрядчиком работы в размерах и в сроки, установленные п.7 настоящего договора.

4.2.6. Выполнять в полном объеме все свои обязательства, предусмотренные настоящим договором.

5. ПРОИЗВОДСТВО РАБОТ

5.1. Работы должны выполняться по адресу: г. Барнаул, ул. Пирогова, 35.

5.2. Заказчик назначает своего представителя Васильева Василия Васильевича, который от имени Заказчика совместно с Подрядчиком оформляет акты на выполненные работы, осуществляет контроль за выполнением работ, а также производит проверку соответствия используемых Подрядчиком материалов и оборудования условиям договора.
Уполномоченный Заказчиком представитель имеет право беспрепятственного доступа ко всем видам работ в течение всего периода их выполнения и в любое время производства.

5.3. По согласованию сторон на рабочей площадке при необходимости будут производиться совещания по решению возникающих в ходе работ вопросов.

5.4. Обеспечение общего порядка на рабочей площадке является обязанностью Подрядчика.

5.5. В случае если Заказчиком будут обнаружены некачественно выполненные работы, то Подрядчик своими силами и без увеличения стоимости работ обязан в согласованный срок переделать эти работы для обеспечения их надлежащего качества.

6. ПРИЕМКА ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ

6.1. Приемка завершенных работ осуществляется на основании актов сдачи-приемки выполненных работ формы КС-2 (справки КС-3).

6.2. Подрядчик после оформления приемки выполненных работ Заказчиком не освобождается от выполнения любого из обязательств, предусмотренных договором подряда, которые остались невыполненными или выполнены ненадлежащим качеством перед подписанием акта о его приемке. В этом случае к акту прилагается перечень недоделок с указанием сроков их устранения.

7.1. Цена настоящего договора составляет 75 000,00 (Семьдесят пять тысяч) рублей согласно локальному сметному расчету (приложение № 1).

7.2. Заказчик оплачивает выполненные работы следующим способом:

  • сумма 10% выплачивается в срок до 30 апреля 2012 года;
  • сумма 90 % выплачивается в срок до 20 июля 2012 года при наличии подписанных сторонами акта выполненных работ (форма КС-2), справки стоимости работ (форма КС-3).

7.3. Оплата за выполненные работы производится Заказчиком безналичным расчетом путем перечисления денежных средств на счет Подрядчика.

7.4. Индексация оплаты работ на период действия настоящего договора не предусматривается и не производится.

8. КАЧЕСТВО МАТЕРИАЛОВ, ОБОРУДОВАНИЯ, ВЫПОЛНЯЕМЫХ
РАБОТ. ГАРАНТИЯ

8.1. Все материалы, оборудование и работы должны:
- быть соответствующих видов, описанных в локальном сметном расчете и соответствовать указаниям Заказчика;
- поставляемые для выполнения работ материалы и оборудование должны соответствовать требованиям ГОСТов, ТУ и подтверждаться соответствующими сертификатами, должны иметь технические паспорта, руководства по эксплуатации и техническому обслуживанию оборудования.

8.2. Заказчик имеет право осматривать материалы и оборудование, применяемые Подрядчиком для производства работ. Подрядчик обязан предоставить образцы строительных материалов в соответствии с выбором и требованиями Заказчика. Все образцы строительных материалов должны быть предоставлены Подрядчиком за его счет.

8.3. Подрядчик гарантирует:

  • Выполнение всех работ в полном объеме и в сроки, определенные условиями настоящего договора в соответствии с локальным сметным расчетом, действующим законодательством РФ, в том числе Градостроительным кодексом РФ, в соответствии со СПиПами (ст.754 ГК).
  • Своевременное устранение недостатков и дефектов, выявленных при приемке работ и в период гарантийной эксплуатации объекта.

8.4. Гарантийный срок эксплуатации объекта - 12 месяцев со дня подписания Заказчиком акта приемки в эксплуатацию законченного объекта. Результат работы должен в течение всего гарантийного срока соответствовать условиям договора о качестве. Гарантия качества результата работы распространяется на все, составляющее результат работы.

8.5. Если в период гарантийной эксплуатации обнаружатся дефекты, которые не позволят продолжить нормальную эксплуатацию объекта до их устранения, то гарантийный срок продлевается соответственно на период устранения дефектов. Устранение дефектов осуществляются Подрядчиком за свой счет. Наличие дефектов и сроки их устранения фиксируются двусторонним актом Подрядчика и Заказчика.

8.6. При отказе Подрядчика от составления или подписания акта обнаруженных дефектов и недоделок, для их подтверждения Заказчик назначает квалификационную комиссию, которая составляет соответствующий акт фиксирования дефектов и недоделок и их характера, что не исключает права сторон обратиться в Арбитражный суд Алтайского края.

9. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

9.1. Стороны несут ответственность за неисполнение либо ненадлежащее
исполнение обязанностей в соответствии с действующим законодательством РФ.

9.2. Ошибки, допущенные Подрядчиком при выполнении работ, исправляются им за свой счет в согласованные с Заказчиком сроки.

9.3. Превышение Подрядчиком стоимости работ, не подтвержденные соответствующими дополнительными соглашениями сторон, происшедшие по вине Подрядчика, оплачиваются последним за свой счет, при условии, что они не вызваны невыполнением Заказчиком своих обязательств.

9.4. В случае просрочки исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного договором, Заказчик вправе потребован, уплату неустойки (штрафа, пеней). Неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного договором, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного договором срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается договором в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Подрядчик освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине Заказчика.

10.1. При невыполнении или частичном невыполнении любой из сторон
обязательств но данному договору вследствие наступления обстоятельств
непреодолимой силы, если они непосредственно повлияли на сроки исполнения
сторонами своих обязательств, срок исполнения обязательств отодвигается
соразмерно времени, в течение которого будут действовать эти обстоятельства.

10.2. Сторона, для которой создалась невозможность исполнения обязательств в силу вышеуказанных причин, должна без промедления письменно известить об этом другую сторону в течение 2 дней с момента наступления таких обстоятельств. Доказательством указанных в извещении фактов должны служить документы, выдаваемые компетентными государственными органами.

10.3. Не извещение либо несвоевременное извещение другой стороны согласно п. 10.2. влечет за собой утрату права ссылаться на эти обстоятельства.

11. ПОРЯДОК РАСТОРЖЕНИЯ ДОГОВОРА

11.1. Настоящий договор может быть расторгнут по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством РФ.

12. ПРОЧИЕ УСЛОВИЯ

12.1. Все изменения, дополнения и приложения к договору должны быть совершены в письменной форме, подписаны надлежащим образом уполномоченными представителями сторон. Все изменения, приложения и дополнения, составленные в надлежащей форме и в соответствии с условиями настоящего договора, являются его неотъемлемой частью.

12.2. Все споры по настоящему договору решаются путем переговоров, при не достижении согласия споры решаются в Арбитражном Суде Алтайского края.

12.3. Договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой из сторон.

12.4. Срок действия договора устанавливается с момента подписания его
сторонами и действует до полного исполнения сторонами обязательств по
настоящему договору.

12.5. К договору прилагается свидетельство СРО Подрядчика на соответствующий вид деятельности и является неотъемлемой частью настоящего договора (Приложение № 2).

13. ПРИЛОЖЕНИЯ К НАСТОЯЩЕМУ ДОГОВОРУ

13.1. Приложениями к настоящему договору являются следующие документы: Приложение № 1 Локальный сметный расчет; Приложение № 2 - Свидетельство СРО Подрядчика.

14. ЮРИДИЧЕСКИЕ АДРЕСА, БАНКОВСКИЕ РЕКВИЗИТЫ И
ПОДПИСИ СТОРОН:

Заказчик:
ООО "Организация №1"

656000, г. Барнаул, ул. Пирогова,35

Директор ________________И.И. Иванов

ООО "Организация №2"

656000, г. Барнаул, ул. Короленко,81

Другие статьи

Интернет-бухгалтерия «Моё дело»

Интернет-бухгалтерия для собственников бизнеса

Регистрируясь, Вы подтверждаете своё согласие с договором-офертой.

Акт о приемке ремонтных работ

Обязанность по составлению акта сдачи-приемки предусмотрена гражданским законодательством только при выполнении работ по договору строительного подряда. По другим видам договоров подряда стороны вправе сами решить, составлять им акт или иной документ, подтверждающий приемку работ. Для целей налогообложения акт приемки-передачи работ (услуг) может потребоваться для признания (определения момента признания) расходов .

Организация вправе самостоятельно разработать формы первичных учётных документов, в том числе взять за основу унифицированные формы, в частности:

  • акт о приеме-сдаче отремонтированных основных средств по форме ОС-3;
  • акт о приемке выполненных работ по форме КС-2. Акт оформляется подрядной организацией и применяется для приемки выполненных строительно-монтажных работ ;
  • акт приемки законченного строительством объекта по форме КС-11;
  • акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией по форме КС-14.

Необходимо заметить, что первичные документы должны содержать все обязательные реквизиты.

Рассчитывайте налоги и сдавайте отчетность с помощью умного помощника Попробовать бесплатно

Заполнить акт с помощью "Моё дело"

В разделе "Бланки и НПД" Личного кабинета вы найдете все необходимые для работы документы. «Моё дело» содержит тысячи актуальных форм и бланков. Станьте пользователем онлайн-бухгалтерии, и вам не придётся искать образцы и примеры заполнения документов, проверять бланки на актуальность. Сервис обновляется круглосуточно, поэтому все представленные документы актуальны и отвечают требованиям законодательства. У вас возникли вопросы? Обратитесь в консалтинговую службу сервиса! Эксперты "Моё дело" окажут вам квалифицированную помощь при разрешении сложных вопросов.

Интернет- бухгалтерия "Моё дело".
Не нужно быть бухгалтером, чтобы вести учет и сдавать отчетность!
Вы используете неактуальную версию браузера!

Акт приемки услуг (работ) по содержанию и текущему ремонту

Акт приемки услуг (работ) по содержанию и текущему ремонту

Минстрой утвердил форму акта, который управляющий должен подписывать с представителем собственников помещений. Это напоминание об одном из стандартов управления МКД: управляющий должен привлекать собственников помещений к приемке услуг и работ. Поэтому составлять акт необходимо, в противном случае есть риск привлечения к ответственности по ст. 7.23.3 КоАП РФ.

Приказом Минстроя РФ от 26.10.2015 № 761/пр (зарегистрирован в Минюсте 02.02.2016) утверждена форма акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД (см. стр. ). Документ вступил в силу 16.02.2016. Профессиональное сообщество озадачено вопросом: означает ли принятие данного нормативного акта, что на УК теперь возложена обязанность регулярно представлять такие акты для подписания собственникам? Разберемся, что представляет собой предлагаемый акт, кто и в каких случаях обязан его составлять и зачем он нужен.

Когда составление акта приемки обязательно?

Если обратиться к федеральному законодательству, можно найти несколько ситуаций, в которых составление акта выполненных работ в отношении общего имущества в МКД является обязательным:

  • оплата работ по капитальному ремонту за счет средств, выделенных в том числе из Фонда содействия реформированию ЖКХ, возможна только при условии подписания акта лицами, которые уполномочены действовать от имени ТСЖ, ЖК, ЖСК либо выбранной собственниками помещений в МКД управляющей организации (ч. 9 ст. 20 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ);
  • перечисление денежных средств со специального счета, на котором аккумулируются средства фонда капитального ремонта, в адрес лиц, выполнивших работы по капитальному ремонту общего имущества, осуществляется при представлении среди прочего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по договору (п. 3 ч. 4 ст. 177 ЖК РФ);
  • в обязанности регионального оператора по проведению капитального ремонта входит приемка оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе обеспечение создания комиссий с участием среди прочего управляющих МКД и представителей собственников помещений в доме (п. 5 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ). Этот акт является основанием для перечисления региональным оператором денежных средств по договору о выполнении работ по капитальному ремонту (ч. 2 ст. 190 ЖК РФ).

Согласно п. 5 ч. 5 ст. 189 ЖК РФ решением общего собрания о проведении капитального ремонта общего имущества должно быть определено лицо, которое от имени всех собственников помещений в МКД уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты.

Как видим, обязательным является лишь актирование работ по капитальному ремонту. Положение п. 4 ч. 8 ст. 161.1 ЖК РФ, в котором указана одна из функций председателя совета МКД – подписывать акты приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД, нельзя расценивать как возлагающее на управляющего МКД обязанность организовать сдачу услуг путем подписания актов. Таким образом, ЖК РФ требует актировать только работы по капитальному ремонту.

Если обратиться к гражданскому законодательству, можно увидеть, что в силу ч. 4 ст. 753 «Сдача и приемка работ» ГК РФ (статья расположена в § 3 «Строительный подряд») сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, который подписывается обеими сторонами. То есть по общему правилу составление акта обязательно лишь в рамках правоотношений по договору строительного подряда (предмет – выполнение строительных работ). В сфере управления МКД это актуально в отношении работ по текущему и капитальному ремонту общего имущества.

Вообще федеральное законодательство не предусматривает обязательного составления актов об оказании каких-либо услуг, ведь услуга представляет собой полезную для заказчика деятельность исполнителя, не имеет материального выражения, потребляется одновременно с оказанием: составление акта об оказании услуг – это формальность, которая может быть обязательна в силу положений конкретного заключенного договора. Даже налоговики и финансисты указывают, что акт об оказании услуг не нужен для документального подтверждения осуществленных расходов, если его составление не предусмотрено законом или договором[1]. Содержание общего имущества многоквартирного дома выражается в постоянной текущей деятельности исполнителя, создающей определенный полезный эффект не в виде овеществленного результата, а в виде самой деятельности. В связи с этим оплата оказанных услуг не связывается с наличием подписанного заказчиком акта об оказании услуг, так как действия истца как исполнителя не сводятся к результату, который мог быть передан заказчику и который позволил бы зафиксировать исполнение обязанности со стороны исполнителя (Постановление ФАС СКО от 26.02.2013 по делу № А53-25396/2011).

Акты о выполнении работ по ремонту общего имущества могут пригодиться управляющему, если после прекращения управления домом новый управляющий предъявит требование о возврате неосновательного обогащения в виде неиспользованных платежей на ремонт (подробнее см. статью Е. В. Емельяновой «Старые накопления на капремонт: передача при смене способа управления» (№ 9, 2015)). О возврате платежей на содержание общего имущества речи не идет.

Таким образом, в первом приближении можно сделать следующие выводы:

  • по ремонтным работам управляющий должен составлять акты;
  • по услугам по содержанию общего имущества акты составляются, только если это предусмотрено договором управления МКД.

Во всех ли случаях эти выводы верны?

О составе технической документации на МКД

Согласно ПриказуМинстроя РФ № 761/пр форма акта утверждена в соответствии с п. 9 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290. Согласно данной норме сведения об оказании услуг и выполнении работ, предусмотренных перечнем услуг и работ[2]. отражаются в актах и являются составной частью технической документации на МКД. В свою очередь, в соответствии с обновленным[3] пп. «б» п. 24 Правил содержания общего имущества в состав технической документации включены не только документы (акты) о приемке результатов работ, но и сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в МКД. Подчеркнем, что акты об оказании услуг здесь не названы.

Акт о приемке результатов работ – документ, удостоверяющий сдачу результата работ исполнителем и его приемку заказчиком (п. 4 ст. 753 ГК РФ).

Смета – это один из способов установления цены работ по договору подряда (п. 3 ст. 709 ГК РФ).

Согласно п. 2.3.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, опись ремонтных работ на каждое строение, включенное в годовой план текущего ремонта, разрабатывается и согласовывается с собственником жилищного фонда, уполномоченным или руководителем организации по обслуживанию жилищного фонда в установленные сроки.

То есть сметы и описи по услугам и работам нельзя отождествлять с актами о выполнении работ, оказании услуг.

Документы, касающиеся текущего ремонта общего имущества, давно считаются частью технической документации на МКД и успешно истребуются при смене управляющего (Постановление АС УО от 18.11.2015 № Ф09-7142/15). Обоснование вполне логично: периодичность текущего ремонта составляет три-пять лет (см. п. 2.3.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда), поэтому новому управляющему необходимо иметь информацию о выполненных ранее текущих ремонтах, чтобы спланировать последующие. А требование проводить приемку результатов работ по текущему ремонту жилого дома комиссией в составе представителей собственников жилфонда и организации по обслуживанию МКД содержится в п. 2.3.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.

Согласно ч. 10 ст. 162 ЖК РФ за 30 дней до прекращения договора управления УК обязана передать новому управляющему техническую документацию на МКД и иные связанные с управлением домом документы. Благодаря Постановлению Президиума ВАС РФ от 30.03.2010 № 17074/09 на практике устоялся такой подход: если у прежнего управляющего отсутствует техническая документация, необходимая для управления МКД, он обязан восстановить ее за свой счет и передать новому управляющему. Можно ли считать, что новый управляющий вправе требовать у прежнего акты об оказании услуг по содержанию общего имущества в МКД, даже если они не составлялись? Представляется, что ответ на этот вопрос зависит от того, являются ли акты оказанных услуг по техническому и санитарному содержанию общего имущества документами, которые необходимы для управления домом. Возьмем на себя смелость утверждать, что акты не являются таковыми.

О стандартах управления МКД

Согласно п. 4 Правил осуществления деятельности по управлению МКД, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416, управление МКД обеспечивается выполнением определенных стандартов, среди которых:

  • организация оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, утвержденным решением собрания, в том числе осуществление контроля за оказанием услуг и выполнением работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД исполнителями этих услуг и работ, включая документальное оформление приемки таких услуг и работ, а также фактов выполнения услуг и работ ненадлежащего качества (пп. «д»);
  • обеспечение собственниками помещений в МКД, органами управления товарищества и кооператива контроля за исполнением решений собрания, выполнением перечней услуг и работ, повышением безопасности и комфортности проживания, а также за достижением целей деятельности по управлению МКД, в том числе обеспечение участия представителей собственников помещений в осуществлении контроля за качеством услуг и работ, в частности, при их приемке (пп. «з»).

Обращаем особое внимание, что ни ЖК РФ, ни Правила осуществления деятельности по управлению МКД не устанавливают конкретный порядок приемки услуг и работ, контроля за выполнением перечней услуг и работ со стороны собственников помещений.

Здесь следует отметить, что Правила осуществления деятельности по управлению МКД (впрочем, как и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД и Приказ Минстроя РФ № 761/пр) не разграничивают работы и услуги в целях фиксации их приемки и контроля за их выполнением и оказанием. Собственники помещений имеют право в любое время запрашивать и получать от ответственных лиц информацию о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказания услуг и (или) выполнения работ, а также проверять объемы, качество и периодичность их оказания и выполнения (в том числе путем проведения соответствующей экспертизы) (п. 40 Правил содержания общего имущества).

В отличие от составления акта приемки выполненных работ, приемка оказанных услуг в том виде, в котором мы привыкли ее понимать (составление акта по итогам отчетного периода), – это чаще всего формальность. Содержание общего имущества – комплекс разнородных услуг с разными моментами осуществления, многие услуги оказываются по мере необходимости или непрерывно. Здесь доказательством того факта, что услуга оказана, будет отсутствие зафиксированного факта неоказания услуги. Именно на этом принципе основан алгоритм снижения размера платы за жилое помещение, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491. Если таких актов нет, значит, услуга оказана, составление общего акта за какой-либо период следует считать формальностью.

Между тем нужно помнить, что нарушение организациями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению МКД на основании договоров управления МКД, Правил осуществления деятельности по управлению МКД влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от 150 000 до 250 000 руб. (ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ). Автору удалось найти Решение Ленинского районного суда г. Кемерово от 13.11.2015 по делу № 12-338/2015, которым признано законным привлечение УК к ответственности по названной выше статье за то, что результаты выполненных работ и оказанных услуг по договору управления МКД за определенный период оформлены частично, а именно не обеспечено участие представителей собственников помещений в МКД в осуществлении контроля за качеством услуг и работ при их приемке. В другом случае проверяющими также было установлено, что имеющиеся акты выполненных работ не подписаны со стороны собственников помещений, а начиная с 01.01.2015 они вовсе не составлены (проверка проведена 16.02.2015), но по основаниям, обусловленным процессуальными тонкостями, УК не была привлечена к административной ответственности (Решение Заводского районного суда г. Кемерово от 20.05.2015 по делу № 12-507/2015).

Поэтому, несмотря на то что актирование услуг является формальностью, с учетом всего вышесказанного представляется, что для управляющего наиболее безопасным будет составление актов об оказании услуг по содержанию общего имущества и представление их на подписание представителям собственников помещений. Периодичность составления актов следует предусмотреть в договоре управления (как минимум ежегодно). Составление актов на ремонтные работы – обусловленная законом необходимость.

О содержании акта Кто подписывает акт

Из формы акта следует, что на стороне заказчика всегда выступают собственники помещений в МКД (указывается адрес дома). От их имени выступает гражданин (приводятся его Ф. И. О.), являющийся собственником квартиры в МКД. В частности, им может быть председатель совета МКД (избирается в случае управления УК) либо уполномоченный собственник помещения.

Также в акте есть место для указания основания, на котором действует такой собственник помещения, – решения общего собрания собственников помещений в МКД либо доверенности (следует вписать реквизиты соответствующего документа). Общим собранием собственников помещений выбирается совет МКД, а затем из числа его членов – председатель совета (ч. 1, 6 ст. 161.1 ЖК РФ). Если в доме реализован способ непосредственного управления, по решению общего собрания собственников от их имени в отношениях с третьими лицами вправе действовать один из собственников помещений в таком доме или иное лицо, имеющее полномочие, удостоверенное доверенностью, выданной в письменной форме ему всеми или большинством собственников помещений в таком доме (ч. 3 ст. 164 ЖК РФ).

На стороне исполнителя в акте указывают лицо, оказывающее услуги (выполняющее работы) по содержанию и ремонту общего имущества в МКД. Эти работы и услуги выполняются и оказываются на основании:

  • договора управления МКД;
  • договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнения работ по ремонту общего имущества в МКД;
  • договора подряда по выполнению работ по ремонту общего имущества в МКД.

Соответственно, исполнителем может быть УК, выбранная в качестве способа управления, или иное лицо, оказывающее услуги и выполняющее работы для заказчиков – собственников помещений в МКД в рамках непосредственного управления домом (ч. 1 ст. 164 ЖК РФ).

Возникает справедливый вопрос: входит ли ТСЖ в круг исполнителей, которые руководствуются формой акта и оформляют акты об оказании услуг и выполнении работ? Видимо, да, поскольку на ТСЖ в полном объеме распространяются такие документы, как Правила содержания общего имущества, Правила осуществления деятельности по управлению МКД, Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда.

Табличная часть акта

Обращает на себя внимание содержательная часть акта, в которой стороны должны сформулировать его предмет. Она фактически заимствована из форм раскрытия информации об управлении МКД. В частности, в разделе «Детальный перечень выполненных работ (оказанных услуг) в рамках выбранной работы (услуги)» формы 2.8, утвержденной Приказом Минстроя РФ от 22.12.2014 № 882/пр, есть строки 23 – 26, в которых указываются наименование работы (услуги), периодичность ее выполнения (оказания), единица измерения и стоимость на единицу измерения. То есть УК, составляя акты, может взять из них всю информацию для обязательного опубликования. Примечательно, что последние три строки формы (24 – 26) заполняются при наличии информации по детализированной работе. Это может указывать на определенную свободу исполнителя в детализации видов работ, услуг.

Подчеркнем, что в форме акта приведены реальные характеристики услуг (работ), а не расчетные, которые фигурируют в подавляющем большинстве договоров управления МКД. Особенно четко это видно, если сравнить окончательный вариант формы акта с предложенным в первоначальном проекте.

Проект формы акта

Цена выполненной работы (оказанной услуги), в руб.

Напомним, что плата за жилое помещение – это расчетный показатель, усредненный по календарному году для равномерности финансовых потоков. Для определения размера платы в расчете на 1 кв. м площади помещения нужно утвердить перечень услуг (работ), периодичность их оказания (выполнения) в году или иной количественный показатель (особенно если речь идет о ремонтных работах), единицу измерения, цену в расчете на единицу измерения и вывести общую годовую стоимость каждой услуги (работы). Затем итоговый показатель необходимо разделить на 12 (количество месяцев) и общую площадь помещений в МКД, принадлежащих собственникам.

Если в договоре управления раскрывается лишь перечень услуг (работ) с указанием их стоимости в расчете на один месяц и 1 кв. м площади помещения (например, обслуживание лифтов – 1,5 руб./кв. м в месяц, дератизация – 0,3 руб./кв. м в месяц), у собственников помещений нет понимания, как часто проводится соответствующее мероприятие и сколько оно стоит в целом. Утвержденная форма акта, как и форма раскрытия информации, позволяет дать пользователям реальное представление об объеме и стоимости обслуживания общего имущества. Ведь у подрядчиков управляющий запрашивает информацию о работах и услугах в реальных измерителях – куб. м вывезенного мусора, п. м. замененных труб, кв. м перекрытого кровельного покрытия и т. п. Поэтому, если услуги (работы) оказываются (выполняются) управляющим МКД подрядным способом, количественные показатели услуг (работ) следует заимствовать из актов непосредственных исполнителей. Если же мероприятия выполняются собственными силами, нужно оценить их объем на основании внутренних документов и точно так же составить акт для собственников помещений. Что касается стоимости за единицу, она должна соответствовать договоренности между управляющим и собственниками помещений (вполне может содержать наценку на цену подрядчика – непосредственного исполнителя).

Согласно п. 32 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» в системе должна размещаться информация о состоянии расчетов лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, или лица, уполномоченного в установленном жилищным законодательством порядке представлять в отношениях с третьими лицами интересы собственников помещений в многоквартирном доме, осуществляющих непосредственное управление этим домом, с лицами, осуществляющими оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, с размещением заключенных договоров и соответствующих актов сдачи-приемки результатов оказанных услуг и (или) выполненных работ. Поставщиком этой информации является, в частности, управляющий МКД (ч. 18 ст. 7). Поэтому вполне логично, если на ту или иную услугу (работу) составлен акт с подрядчиком, она же должна быть отражена в акте, оформляемом для собственников помещений.

Периодичность составления акта…

…не регулируется нормативно. В шапке акта указывают дату его составления, но нет реквизита для фиксации периода оказания услуг (недели, месяца, квартала, года и т. п.). Лишь после табличной части в п. 2 акта оставлено место для указания начала и окончания периода, за который следует подсчитать общую сумму, на которую выполнены работы (оказаны услуги). Поэтому представляется, что в отношении услуг стороны вправе выбрать (и закрепить в договоре) любой период составления актов[4]. Что касается работ, их приемка должна фиксироваться непосредственно после выполнения.

Прорабатывая вопрос о периодичности составления акта об оказании услуг по содержанию общего имущества, УК должна оценить возможные варианты в том числе с точки зрения соотношения их с принятым в бухгалтерском учете порядком признания выручки. Так, в большинстве компаний выручка определяется ежемесячно в размере начисленной потребителям платы, тогда как комплексную услугу по содержанию общего имущества можно считать оказанной в полном объеме только по истечении года, обоснование – определение степени готовности услуги на отчетную дату. Этому варианту полностью соответствует составление акта раз в год. Соответствующие данные следует перенести из акта в отчет об управлении домом за истекший календарный год.

Если УК будет составлять акт об оказании услуг ежемесячно или ежеквартально, стоимость указанных в нем услуг (фактически выполненных мероприятий по содержанию общего имущества) никогда не совпадет с платой, начисленной за тот же период потребителям, и всегда будет изменяться от периода к периоду в силу сезонности многих мероприятий. Наличие таких актов автоматически указывает, что УК оказала, а собственники помещений приняли услугу содержания в определенном объеме и по определенной стоимости. Игнорировать такой документ в бухгалтерском учете никак нельзя. Кстати, для целей применения льготы по НДС это выгодный вариант, но может показаться учетным работникам более трудозатратным.

Об отсутствии претензий

В форме акта есть любопытное условие: п. 3 гласит, что работы (услуги) выполнены (оказаны) полностью, в установленные сроки, с надлежащим качеством. С учетом того, что форма не названа в качестве рекомендуемой, включение этого условия в акт обязательно. Выходит, что в акте должны быть перечислены лишь реально выполненные работы и оказанные услуги, с реальной периодичностью и реальным качеством, а их стоимость должна быть указана с учетом перерасчета, если были допущены нарушения качества или была превышена допустимая продолжительность перерывов оказания услуг, выполнения работ. Это еще раз указывает на преемственность актов и формы раскрытия информации (где следует показывать фактическую стоимость, которая может отличаться от плановой на суммы перерасчета в связи с некачественным оказанием услуг).

Всем знакомы Правила изменения размера платы, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491. Они предусматривают особый порядок изменения размера платы: если качество услуг или работ «хромало», потребитель должен обратиться к исполнителю с претензией, совместно с ним составить акт (с середины 2013 года введено правило о возможности одностороннего составления акта потребителем, если связаться с исполнителем невозможно), затем представить заявление о перерасчете. Выходит, по умолчанию считается, что все работы и услуги имеют надлежащее качество и периодичность их осуществления соблюдается четко. Чтобы доказать обратное, потребителю нужно потрудиться и соблюсти массу формальностей. Если стороны осуществляют свои права и выполняют обязанности добросовестно, ненадлежащее качество услуг фиксируется в режиме онлайн и разногласий в части фактической стоимости услуг, указываемой в акте, не должно возникнуть.

Впрочем, акт не может рассматриваться как единственно допустимое основание для перерасчета платы (см. Решение ВС РФ от 05.09.2012 № АКПИ12-1004). Поэтому представляется справедливым, что подписанный лояльным к УК представителем собственников помещений акт об оказании тех или иных услуг не закрывает иным собственникам помещений в МКД (как слабой стороне правоотношений) возможность доказывать ненадлежащее качество или сам факт оказания услуг в определенном объеме и требовать перерасчета стоимости, отраженной в акте.

Содержание последнего четвертого пункта акта вызывает вопросы. О каких претензиях по выполнению условий договора здесь может идти речь? Исполнитель выполняет главное условие договора – о проведении работ и оказании услуг. Об отсутствии у собственников помещений претензий в части сроков и качества работ и услуг сказано в предыдущем пункте акта. Главная обязанность потребителя – вносить плату. Выполнение данного условия договора не является предметом рассматриваемого акта.

Комментируемый приказ Минстроя нельзя назвать революционным и возлагающим на управляющих МКД какие-либо новые обязанности. Он лишь напомнил, что к приемке работ и услуг необходимо привлекать заказчиков – собственников помещений в МКД. Это один из стандартов управления МКД.

При этом акт о выполнении ремонтных работ составляется непосредственно после их окончания, входит в состав технической документации и необходим объективно. Имея такой акт на руках, УК впоследствии может подтвердить расходование средств (это особенно актуально при смене управляющего в части накоплений на ремонт). Акт об оказании услуг видится формальностью, факт оказания услуг подтверждается, скорее, отсутствием актов о предоставлении услуг ненадлежащего качества или с недопустимыми перерывами. Однако его все же нужно составить и подписать у представителя собственников помещений (предусмотрев согласованную сторонами периодичность в договоре управления), чтобы у проверяющих не было повода усомниться в надлежащем исполнении управляющим стандартов управления и наложить административный штраф. Акты об оказании услуг вряд ли можно отнести к технической документации на МКД.

[1] Подробнее см. статью Н. Н. Максимовой «О документах, выставляемых собственникам нежилых помещений» (№ 3, 2015).

[2] Речь идет о перечне услуг и работ из числа минимально необходимых, который фиксируется в зависимости от способа управления домом в решении общего собрания собственников, договоре управления, утвержденном ТСЖ порядке, решении застройщика.

[3] В редакции Постановления Правительства РФ от 25.12.2015 № 1434, подробный комментарий к которому приведен в статье Д. В. Дурново «Прекращение деятельности по управлению МКД» (№ 2, 2016).

[4] Если в договоре этот момент не установлен, есть все основания считать, что проверяющие потребуют ежемесячного составления акта (см. выше пример из судебной практики, когда инспекторы при проверке в середине февраля уже рассчитывали увидеть акты начиная с января того же года).

Рекомендуйте статью коллегам: