Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция о порядке регулирования деятельности банков img-1

инструкция о порядке регулирования деятельности банков

Рейтинг: 4.8/5.0 (1936 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Банковское регулирование и надзор

Банковское регулирование и надзор

Глава X. Банковское регулирование и надзор

Статья 55. Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций.

Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России, в частности установленных ими обязательных нормативов.

Главная цель банковского регулирования и надзора - поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Надзорные и регулирующие функции Банка России, установленные настоящим Федеральным законом, могут осуществляться им непосредственно или через создаваемый при нем орган банковского надзора. Решение о создании данного органа принимается Советом директоров.

ГАРАНТ:

См. Временное положение о региональных центрах Банка России по контролю за деятельностью кредитных организаций на финансовых рынках, утв. приказом ЦБР от 18 июля 1997 г. N 02-312

Статья 56. Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности.

ГАРАНТ:

О порядке составления и представления отчетности кредитными организациями в Центральный банк РФ см. Указание ЦБР от 24 октября 1997 г. N 7-У

О порядке представления отчетности кредитными организациями, у которых отозваны лицензии на осуществление банковских операций, см. указание ЦБР от 30 декабря 1997 г. N 118-У

О порядке составления и представления консолидированной отчетности см. Положение ЦБР от 12 мая 1998 г. N 29-П

Для осуществления своих функций Банк России в соответствии с перечнем, установленным Советом директоров, имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации.

Для подготовки банковской и финансовой статистики, анализа экономической ситуации Банк России имеет право запрашивать и получать необходимую информацию у федеральных органов исполнительной власти.

Поступившие от кредитных организаций данные по конкретным операциям не подлежат разглашению без согласия соответствующей кредитной организации, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Банк России публикует сводную статистическую и аналитическую информацию о банковской системе Российской Федерации.

Положения настоящей статьи распространяются на информацию, собираемую и передаваемую Банком России по поручению Правительства Российской Федерации международным организациям.

Статья 57. Банк России не вправе требовать от кредитных организаций выполнения несвойственных им функций, включая контроль за расходованием фонда потребления (заработной платы) юридических лиц - клиентов.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ в статью 58 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2002 г.

Статья 58. Банк России принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций и в целях осуществления им контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций и отзывает их.

Статья 59. Банк России вправе в соответствии с федеральными законами предъявлять квалификационные требования к руководителям исполнительных органов, а также к главному бухгалтеру кредитной организации.

Статья 60. Приобретение в результате одной или нескольких сделок одним юридическим или физическим лицом, либо группой юридических и (или) физических лиц, связанных между собой соглашением, либо группой юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу, более 5 процентов долей (акций) кредитной организации требует уведомления Банка России, а более 20 процентов - предварительного согласия Банка России.

ГАРАНТ:

О порядке предварительного согласования приобретения более 20 процентов долей (акций) кредитной организации см. Инструкцию ЦБР от 23 июля 1998 г. N 75-И

Банк России не позднее 30 дней с момента получения ходатайства сообщает заявителю в письменной форме о своем решении - согласии или отказе. Отказ должен быть мотивирован. В случае, если Банк России не сообщил о принятом решении в течение указанного срока, сделка купли-продажи долей (акций) кредитной организации считается разрешенной.

Банк России в рамках осуществления своих надзорных функций вправе запрашивать и получать информацию о финансовом положении и деловой репутации участников (акционеров) кредитной организации в случае приобретения ими более 20 процентов долей (акций) кредитной организации.

Банк России имеет право отказать в даче согласия на совершение сделки купли-продажи более 20 процентов долей (акций) кредитной организации при установлении неудовлетворительного финансового положения приобретателей долей (акций).

Приобретение долей (акций) кредитной организации за счет средств нерезидентов регулируется федеральными законами.

Статья 61. В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может устанавливать им обязательные нормативы:

1) минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций, минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций;

2) предельный размер неденежной части уставного капитала;

9) размеры валютного, процентного и иных рисков;

ГАРАНТ:

О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери см. Положение ЦБР от 12 апреля 2001 г. N 137-П

О порядке расчета кредитными организациями размера рыночных рисков с 1 апреля 2000 г. см. Положение ЦБР от 24 сентября 1999 г. N 89-П

10) минимальный размер резервов, создаваемых под высокорисковые активы;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 июля 1998 г. N 151-ФЗ в статью 62 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 62. Минимальный размер собственных средств (капитала) устанавливается как сумма уставного капитала, фондов кредитной организации и нераспределенной прибыли.

Об увеличении минимального размера собственных средств (капитала) Банк России официально объявляет не позднее чем за три года до момента его введения.

ГАРАНТ:

О динамике изменений минимального размера уставного капитала банка см. справку

Статья 63. Максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков, являющихся по отношению друг к другу зависимыми или основными и дочерними, устанавливается в процентах от собственных средств кредитной организации.

При определении размера риска учитываются вся сумма кредитов кредитной организации данному заемщику или группе связанных заемщиков, а также гарантии и поручительства, предоставленные кредитной организацией заемщику или группе связанных заемщиков.

ГАРАНТ:

О максимальном размере риска на одного заемщика см. Инструкцию ЦБР от 1 октября 1997 г. N 1 "О порядке регулирования деятельности банков"

Статья 64. Максимальный размер крупных кредитных рисков устанавливается как процентное соотношение совокупной величины крупных рисков и собственных средств кредитной организации.

Крупным кредитным риском является объем кредитов, гарантий и поручительств в пользу одного клиента в размере свыше 5 процентов собственных средств кредитной организации.

Информация об изменениях:

Часть третья статьи 64 для действующих на день вступления в силу настоящего Федерального закона кредитных организаций вводится в действие с 1 января 2000 г.

Максимальный размер крупных кредитных рисков не может превышать 25 процентов собственных средств кредитной организации.

Банк России вправе вести реестр крупных кредитных рисков кредитных организаций.

Статья 65. Максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика) кредитной организации устанавливается как процентное соотношение величины вклада или полученного кредита, полученных гарантий и поручительств, остатков по счетам одного или связанных между собой кредиторов (вкладчиков)

Статья 66. Нормативы ликвидности кредитной организации определяются как:

соотношение между ее активами и пассивами с учетом сроков, сумм и типов активов и пассивов и других факторов:

соотношение ее ликвидных активов (наличные денежные средства, требования до востребования, краткосрочные ценные бумаги, другие легкореализуемые активы) и суммарных активов.

Статья 67. Нормативы достаточности капитала определяются как предельное соотношение общей суммы собственных средств кредитной организации и суммы ее активов, взвешенных по уровню риска.

Статья 68. Максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) граждан определяется как предельное соотношение общей суммы денежных вкладов (депозитов) граждан и величины собственных средств (капитала) банка.

Статья 69. Нормативы использования собственных средств кредитной организации для приобретения долей (акций) других юридических лиц устанавливаются в форме процентного соотношения размеров инвестируемых и собственных средств кредитной организации.

Информация об изменениях:

Часть вторая статьи 69 для действующих на день вступления в силу настоящего Федерального закона кредитных организаций вводится в действие с 1 января 1996 г.

Размер норматива использования собственных средств для приобретения долей (акций) не может превышать 25 процентов собственных средств кредитной организации.

ГАРАНТ:

Приказом ЦБР от 22 мая 1996 г. N 02-171 с 1 июля 1996 г. введена в в действие Инструкция ЦБР от 22 мая 1996 г. N 41 "Об установлении лимитов открытой валютной позиции и контроле за их соблюдением уполномоченными банками Российской Федерации"

Статья 70. Банк России регулирует размеры и порядок учета открытой позиции кредитных организаций по валютному, процентному и иным финансовым рискам.

ГАРАНТ:

Об установлении лимитов открытой валютной позиции и контроле за их соблюдением уполномоченными банками Российской Федерации см. Инструкцию ЦБР от 22 мая 1996 г. N 41

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 августа 2001 г. N 110-ФЗ в статью 71 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2002 г.

Статья 71. Банк России определяет порядок формирования и размер образуемых резервов (фондов) кредитных организаций на возможные потери по ссудам, для покрытия валютных, процентных и иных финансовых рисков, страхования вкладов граждан в соответствии с федеральными законами.

ГАРАНТ:

О формировании и учете при налогообложении резервов кредитной организации см. Указание ЦБР от 28 января 2002 г. N 1103-У, Инструкцию ЦБР от 30 июня 1997 г. N 62а, Указание ЦБР от 13 июля 1999 г. N 606-У, Положение ЦБР от 30 марта 1996 г. N 37

Информация об изменениях:

Часть вторая статьи 72 для действующих на день вступления в силу настоящего Федерального закона кредитных организаций вводится в действие с 1 января 1996 г.

Статья 72. Максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам), определяется в процентах от собственных средств банка.

Указанный норматив не может превышать 20 процентов.

Информация об изменениях:

Федеральным законом РФ от 19 июня 2001 г. N 81-ФЗ в статью 73 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 73. Банк России устанавливает методики определения собственных средств, активов, пассивов и размеров риска по активам для каждого из нормативов с учетом международных стандартов и консультаций с банками, банковскими ассоциациями и союзами.

Банк России вправе устанавливать дифференцированные нормативы и методики их расчета по видам банков и иных кредитных организаций.

О предстоящем изменении нормативов и методик их расчета Банк России официально объявляет не позднее чем за месяц до их введения в действие.

ГАРАНТ:

Обязательные экономические нормативы деятельности банков установлены инструкцией ЦБР от 1 октября 1997 г. N 1 "О порядке регулирования деятельности банков"

В целях определения величины собственных средств (капитала) кредитной организации Банк России проводит оценку ее активов и пассивов на основании методик оценки, устанавливаемых нормативными актами Банка России. Кредитная организация обязана отразить в своей бухгалтерской и иной отчетности величину собственных средств (капитала), определенную Банком России.

Если величина собственных средств (капитала) кредитной организации окажется меньше размера уставного капитала, определенного учредительными документами кредитной организации, Банк России обязан направить в кредитную организацию требование о приведении в соответствие величины собственных средств (капитала) и размера уставного капитала. Кредитная организация обязана исполнить требование Банка России в порядке, сроки и на условиях, которые уставлены Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".

Статья 74. Для осуществления своих функций в области банковского надзора и регулирования Банк России проводит проверки кредитных организаций и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные настоящим Федеральным законом санкции по отношению к нарушителям.

Проверки могут осуществляться уполномоченными Советом директоров представителями Банка России и по его поручению - аудиторскими фирмами.

Уполномоченные Советом директоров представители Банка России имеют право получать и проверять отчетность и другие документы кредитных организаций, при необходимости снимать копии с соответствующих документов.

Порядок проведения проверок кредитных организаций, в том числе определение обязанностей кредитных организаций по содействию в проведении проверок, определяется Советом директоров.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 июля 1998 г. N 151-ФЗ в статью 75 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 75. В случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до одной десятой процента от размера минимального уставного капитала либо ограничивать проведение отдельных операций на срок до шести месяцев.

ГАРАНТ:

Об особенностях применения принудительных мер воздействия за нарушение пруденциальных норм деятельности кредитными организациями, привлекшими один или несколько субординированных кредитов в иностранной валюте см. указание ЦБР от 21 декабря 2000 г. N 872-У

О порядке взыскания штрафов за нарушение кредитными организациями обязательных экономических нормативов см. Инструкцию ЦБР от 31 марта 1997 г. N 59

В случае невыполнения в установленный Банком России срок предписаний об устранении нарушений, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:

1) взыскать с кредитной организации штраф до 1 процента от размера оплаченного уставного капитала, но не более 1 процента от минимального размера уставного капитала;

ГАРАНТ:

Телеграммой ЦБР от 13 июля 1995 г. N 87-95 сообщено, что для расчета предельной суммы штрафа, которая может быть взыскана с кредитной организации в порядке статьи 75 настоящего закона, применяется размер минимального уставного капитала в сумме 1 миллион экю с ежеквартальным определением Банком России рублевого эквивалента

О динамике изменений минимального размера уставного капитала банка см. справку

2) потребовать от кредитной организации:

а) осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры активов;

б) замены руководителей кредитной организации;

в) реорганизации кредитной организации;

3) изменить для кредитной организации обязательные нормативы на срок до шести месяцев;

4) ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года, а также на открытие филиалов на срок до одного года;

5) назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до шести месяцев. Порядок назначения и деятельности временной администрации устанавливается федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

ГАРАНТ:

В настоящее время деятельность временной администрации регулируется Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ и Положением ЦБР от 14 мая 1999 г. N 76-П

Банк России вправе отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О банках и банковской деятельности". Порядок отзыва лицензии на осуществление банковских операций устанавливается нормативными актами Банка России.

Статья 76. Банк России осуществляет анализ деятельности кредитных организаций с целью выявления ситуаций, угрожающих законным интересам кредиторов (вкладчиков), стабильности банковской системы в целом.

В случае возникновения таких ситуаций Банк России вправе принимать меры, предусмотренные статьей 75 настоящего Федерального закона, а также по решению Совета директоров осуществлять мероприятия по финансовому оздоровлению кредитных организаций.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 июля 1998 г. N 151-ФЗ настоящий Федеральный закон дополнен статьей 76.1

Статья 76.1. В целях защиты интересов кредиторов (в том числе вкладчиков) Банк России вправе назначить в кредитную организацию, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, уполномоченного представителя Банка России. Порядок деятельности уполномоченного представителя Банка России устанавливается федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

ГАРАНТ:

См. Положение ЦБР от 29 марта 1999 г. N 73-П "Об уполномоченных представителях Центрального банка Российской Федерации (Банка России) в кредитных организациях"

В период деятельности уполномоченного представителя Банка России кредитная организация вправе осуществлять разрешенные ей федеральными законами сделки только по согласованию с уполномоченным представителем Банка России в порядке, установленном Федеральным законом "О банках и банковской деятельности".

С момента создания ликвидационной комиссии (ликвидатора) или назначения арбитражным судом арбитражного управляющего деятельность уполномоченного представителя Банка России прекращается.

Другие статьи

Инструкция №1 ЦБ рф «О порядке регулирования деятельности кре­дитных организаций» от 30

Антонов М.Т. Пессель М.А. Денежное обращение, кредит и банки. М. «Финстатинформ», 2003.

Астахов А.В. Системный подход к управлению рисками крупных рос­сийских коммерческих банков //Деньги и кредит, 2005, №1

Банковская система России. Настольная книга банкира. В 3-х томах. Книга II. — М. «ДеКа», 2003.

Банковское дело /Под ред. В.И. Колесникова, Л.П. Кроливецкой. — М. Финансы и статистика, 2006.

Бор М.3. Пятенко В.В. Стратегическое управление банковской деятельностью. - М. "Приор", 2005.

Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами. - М. Финансы и статистика, 2004.

Воробьев Ю. Караваева И. Скробов А. Залоговое кредитование: зарубежный опыт и российская деятельность//Вопросы экономики. 2006. - №10.

Долан Эдвин Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. - Санкт-Петербург: "Санкт-Петербург оркестр", 2005.

Дубинин С.К. Политика Банка России в сфере регулирования рисков банковской системы //Деньги и кредит, 2003, №6

Жуков Е.Ф. Банки и банковские операции, М. 2004.

Иванцов С. Кредитный риск коммерчекских банков остается высоким. //Коммерсант №12, 2005 г.

Инструкция №1 ЦБ РФ «О порядке регулирования деятельности кре­дитных организаций» от 30.01.1996.

«Компании-лидеры» //Эксперт, 2002, №7.

Карась Л. Кредитный риск в бан­ковском менеджменте// Хозяйство и право. - 2006. - № 11.

Крылова Т.Е. Выбор партнера: анализ отчетности капиталистического предприятия. - М. Финансы и статистика, 2003.

Кушуев А.А. Показатели платежеспособности и ликвидности в оценке кредитоспособности заемщика // Деньги и кредит. - 2005. - № 12.

Лаврушин О.И. Банковские риски /Деньги и кредит. - 2004. - № 12.

Лаврушин О.И. Банковское дело. - М. Банки и биржи, 2006.

Лапуста М. Шаршукова Л. Ищите оптимум // Риск. - 2003. - № 10-12.

Ларионова И. Банковские риски // Деньги и кредит. - 2006. - № 12.

Маркарьян Э.А. Герасименко Г.П. Финансовый анализ. - М. "Приор", 2004.

Маркова О.М. Сахарова Л.С. Сидоров В.Н. Коммерческие банки и их операции: Учебное пособие для ВУЗов. - М. Банки и биржи; ЮНИТИ, 2006.

Марьин С. Управление кредитными рисками - основа надежности банка // Экономика и жизнь. - 2003. -№ 23.

Масленченков Ю.С. Финансовый менеджмент в коммерческом банке. Книга 2: Технологический уклад кредитования. 2003.

Овчаров А.О. Организация управления рисками в коммерческом банке//Банковское дело, 2005, №1

Орлов М.Ю. Оценка рисков на межбанковском рынке// Экономика и жизнь. - 2003. - № 42.

Попович В.М. Степаненко А.И. Управление кредитными рисками заемщика, кредитора, страховщика. Учебно-практическое пособие по курсу "Экономическая безопасность предпринимательства". Научно-издательский центр "Правовые источники". 2004.

Рассказов Е.А. Управление свободными ресур­сами банка. - М. Финансы и статистика, 2004.

Рубель К. Финансовый менеджмент. //Санкт-Петербург, 2005.

Риски в современном бизнесе. - М. АЛАНС, 2006.

Руководство по кредитному менеджменту: Пер. с англ. / Под ред. Б.Эдвардса. - М. Инфра, 2006.

Усоскин В.М. Современный коммерческий банк: Управление и операции. - М. ИПЦ "Вазар-Ферро", 2006.

Хандруев А.А. Управление рисками банков: научно-практический аспект/Деньги и кредит, 2005, №6

О введении в действие Инструкции N 1 О порядке регулирования деятельности коммерческих банков

Письмо Банка России от 05.05.1991 N 763

Документ утратил силу

Документ по состоянию на август 2014 г.

В связи с принятием Верховным Советом РСФСР Законов РСФСР "О Центральном банке РСФСР (Банке России)" и "О банках и банковской деятельности в РСФСР" Центральный банк РСФСР с 1 июня 1991 года вводит в действие Инструкцию N 1 "О порядке регулирования деятельности коммерческих банков".

Региональным Главным управлениям Центрального банка РСФСР поручается принять меры по доведению до коммерческих банков требований и рекомендаций, изложенных в Инструкции, проанализировать практику ее применения в 1991 году и представить Центральному банку РСФСР к 1 декабря предложения по дальнейшему совершенствованию этой работы.

С изданием настоящей Инструкции утрачивают силу - применительно к коммерческим банкам, зарегистрированным в Центральном банке РСФСР, - Письма Государственного банка СССР от 27 апреля 1989 г. N 201, от 8 июня 1989 г. N 213, от 30 июля 1990 г. N 315, от 11 октября 1990 г. N 326.

Заместитель Председателя
Центрального банка РСФСР
С.С.РОДИОНОВ

Утверждаю
Председатель
Центрального банка РСФСР
Г.Г.МАТЮХИН
30 апреля 1991 г.

Исходя из своих полномочий в области денежно - кредитного регулирования в соответствии с Законом РСФСР "О Центральном банке РСФСР" и в целях реализации своей экономической политики, Центральный банк РСФСР устанавливает следующий порядок регулирования деятельности коммерческих банков на территории республики.

1. Экономические нормативы деятельности коммерческих банков

1. Для обеспечения экономических условий устойчивого функционирования банковской системы РСФСР Центральный банк РСФСР устанавливает следующие экономические нормативы деятельности коммерческих банков:

- нормативы достаточности капитала коммерческого банка;

- нормативы ликвидности баланса коммерческого банка;

- минимальный размер обязательных резервов, депонируемых в Центральном банке РСФСР;

- максимальный размер риска на одного заемщика.

При этом Центральный банк применяет нормативы как директивного характера, обязательные для выполнения всеми коммерческими банками, так и оценочные, - используемые для анализа их деятельности и финансового состояния.

2. Достаточность капитала коммерческого банка определяется минимально допустимым размером уставного капитала банка и предельным соотношением всего его капитала и суммы активов с учетом оценки риска.

Минимальный размер уставного капитала устанавливается:

- по коммерческим банкам, действующим в виде обществ с ограниченной ответственностью либо акционерных обществ закрытого типа, - в сумме 5,0 млн. рублей;

- по коммерческим банкам, действующим в виде акционерных обществ открытого типа, - в сумме 25,0 млн. рублей;

- в отдельных случаях при создании банков малыми предприятиями, кооперативами и другими подобными учредителями, а также гражданами - в сумме 0,5 млн. рублей.

Для оценки состояния активов коммерческого банка они подразделяются на 6 групп, исходя из степени риска вложений и возможной потери части стоимости. При этом отдельным категориям и группам активов присваиваются соответствующие поправочные коэффициенты.

В первую группу входят активы, свободные от риска, во II группу - активы с минимальным риском, в III - VI группы - с повышенным риском.

2.1. Устанавливается следующий порядок расчета капитала банка:

К - капитал банка (сч. 010 + 011 + 012 + 016 + 018 + 019 (К.сальдо) + 96 + 980 (К.остаток) + 981 (К.остаток) - 019 (Д.сальдо) - 034 - 191 - 825 - 901 - 904 (Д.остаток) - 932 (Д.остаток) - 950 - 951 - 97 - 980 (Д.остаток) - 981 (Д.остаток)).

Примечания. 1. Остатки по счету 010 принимаются в расчет с учетом пояснений, изложенных в расшифровке к балансу.

2. По балансовому счету 019 в расчет принимается общее кредитовое или дебетовое сальдо по счету, при этом кредитовое сальдо прибавляется к величине капитала банка, а дебетовое вычитается.

3. Дебетовые остатки по счету 904 принимаются в расчет без учета средств, находящихся на отдельном лицевом счете, до отражения их по корреспондентскому счету банка в РКЦ, включая средства, ранее учитываемые на счете 902. Для выделения этих средств вводится дополнительная расшифровка.

2.2. Соотношение капитала банка и активов с повышенным риском:

Апр - активы с повышенным риском, взвешенные с учетом риска.

Данный норматив является оценочным и рекомендуется коммерческим банкам для расчета при регулировании их активных операций с точки зрения достаточности капитала. Его фактическое численное значение может быть также использовано в аналитической работе учреждений Центрального банка.

Значение норматива Н2 рекомендуется поддерживать на уровне не ниже 0,1.

Значение этого же норматива применительно к активам IV и V групп (Н2, 1) - на уровне не ниже 0,15.

3. Для обеспечения необходимого уровня ликвидности коммерческих банков Центральный банк РСФСР устанавливает следующие нормативы ликвидности их балансов:

3.1. Соотношение капитала банка и его обязательств:

О - обязательства банка (сч. 070 + 071 + 073 + 075 (К.остаток) + 076 (К.остаток) + 078 + 079 (К.остаток) + 13 + 14 + (17 - 18) + 199 + 20 + 22 + 24 + 26 + 28 + 30 + 32 + 34 + 36 + 38 + 40 + 42 + 44 + 46 + 48 + 50 + 52 + 54 + 56 + 58 + 60 + 64 + 69 + 70 + 710 + 711 + 713 - 714 + 715 + 74 + 751 + 810 + 811 + 823 + 904 (К) + 932 (К) + 9925 x 0,5 + 100 (П-А) + 120 (П-А) + 163 + 673 + 72 (К) + 73 + 750 <*> + 087 + 168 + 603 + 604 + 605 + 614 + 631 + 632 + 081 + 199 + 623 + 624 + 717 + 718 + 812 + 084 + 196 + 730 + 731 + 732 + 733 + 734 + 735 + 736 + 737 + 738 + 739).

<*> "Учет поступления средств Федерального дорожного фонда Российской федерации".

Минимально допустимое значение норматива Н3 устанавливается на 1991 год:

- по коммерческим банкам, созданным на базе учреждений упраздненных специализированных банков, независимо от способа формирования капитала, - в размере 1. 25;

- по прочим коммерческим банкам, действующим в виде обществ с ограниченной ответственностью либо акционерных обществ закрытого типа, - в размере 1. 20;

- по прочим коммерческим банкам, действующим в виде акционерных обществ открытого типа, - в размере 1. 15.

3.2. Нижеследующие нормативы Н4, Н5 и Н6 являются оценочными и рекомендуются коммерческим банкам для расчетов при регулировании их активных и пассивных операций с точки зрения поддержания необходимого уровня ликвидности. Их фактические численные значения могут быть также использованы в аналитической работе учреждений Центрального банка.

Соотношение суммы кредитов и суммы расчетных, текущих счетов, вкладов и депозитов:

Кр - остаток ссудной задолженности заемщиков банка (сч. 21 + 23 + 25 + 27 + 29 + 31 + 33 + 35 + 37 + 39 + 41 + 43 + 45 + 47 + 49 + 51 + 53 + 55 + 57 + 59 + 61 + 613 + 615 + 62 + 630 + 65 + 712 + 716 + 76 + 77 + 78 + 822);

С - остаток расчетных, текущих счетов, срочных вкладов и депозитов (сч. 073 + 100(П-А) + 120(П-А) + 13 + 14 + 163 + 20 + 22 + 24 + 26 + 28 + 30 + 32 + 34 + 36 + 38 + 40 + 42 + 44 + 46 + 48 + 50 + 52 + 54 + 56 + 58 + 60 + 603 + 604 + 605 + 614 + 631 + 64 + 673 + 69 + 70 + 710 + 711 + 713 + 714 + 715 + 72(К) + 73 + 74 + 750).

Значение норматива Н4 рекомендуется поддерживать на уровне:

- по коммерческим банкам, созданным на базе учреждений упраздненных специализированных банков, - не выше 1,5;

- по прочим коммерческим банкам - не выше 0,7.

Соотношение суммы ликвидных активов банка и суммы расчетных, текущих счетов, вкладов и депозитов:

ЛА - ликвидные активы банка (сч. 031 + 032 + 033 + 041 + 042 + 043 + 05 + 06 + 072 + 161 + 194 + кредиты, выданные банком, срок погашения которых наступает в течение ближайших 30 дней, в том числе с учетом документально оформленной пролонгации, а также другие платежи в пользу банка, подлежащие перечислению в эти сроки).

Значение норматива Н5 рекомендуется поддерживать на уровне:

- по коммерческим банкам, созданным на базе учреждений упраздненных специализированных банков, - не ниже 0,2;

- по прочим коммерческим банкам - не ниже 0,5.

Соотношение суммы ликвидных активов и общей суммы активов:

ЛА - ликвидные активы банка (сч. 031 + 032 + 033 + 041 + 042 + 043 + 05 + 06 + 161 + 194 + кредиты, выданные банком, срок погашения которых наступает в течение ближайших 30 дней, в том числе с учетом документально оформленной пролонгации, а также другие платежи в пользу банка, подлежащие перечислению в эти сроки + 050 + 035).

А - общая сумма всех активов банка (ЛА + сч. 18 - 17 + 191 + 192 + 193 + 825 + 92 + 933 + 934 + 937 + 195 + 197 + 816 + 072 + 082 + 167 + 080 + кредиты, выданные банком, срок погашения которых наступает более чем через 30 дней, и другие платежи в пользу банка с аналогичными сроками перечисления, а также просроченные кредиты и платежи + 085 + 086 + 681).

Значение норматива Н6 рекомендуется поддерживать на уровне:

- по коммерческим банкам, созданным на базе учреждений упраздненных специализированных банков, - не ниже 0,2;

- по прочим коммерческим банкам - не ниже 0,5.

При расчете ликвидных активов банка, используемых в экономическом нормативе Н6, а также общей суммы активов банка норматива Н6 включаются кредиты, предоставленные как в рублях, так и в иностранной валюте. Остатки по счету 072 учитываются в ликвидных активах в части сумм до востребования и на срок до 30 дней. Указанные изменения вносятся в расшифровки балансовых счетов по кодам 8992 и 8993.

3.3. Соотношение суммы ликвидных активов банка и суммы обязательств банка по счетам до востребования:

ОВ - обязательства банка по счетам до востребования (сч. 13 + 140 + 141 + 142 + (17 - 18) + 20 + 22 + 24 + 26 + 28 + 30 + 32 + 34 + 36 + 38 + 40 + 42 + 44 + 46 + 48 + 50 + 52 + 54 + 56 + 58 + 60 + 64 + 69 + 70 + 710 + 100 (П-А) + 120 (П-А) + 163 + 673 + 72 (К) + 73 + 74 + 750 + 087 + 168 + 603 + 605 + 631 + 632 + 081 + 199 + 623 + 624 + 717 + 718 + 812 + депозиты с истекающим сроком до одного месяца + 715 + 810 + 811 + кредиты в рублях и иностранной валюте, полученные от других банков (резидентов и нерезидентов), а также фирм - нерезидентов, подлежащие погашению в течение ближайших 30 дней + 904 (К) + 932 (К) + гарантии и поручительства, выданные банком, со сроком исполнения обязательств в течение ближайших 30 дней + 070 + 071 + 075 (К.остаток) + 076 (К.остаток) + 079 (К.остаток) + 711 (остаток) + 713 (остаток) + 714 (остаток) + 199 (остаток) + вклады и депозиты, оформленные договором сроком свыше 30 дней, но с истекающим сроком до одного месяца + 144 + 807).

Минимально допустимое значение норматива Н7 устанавливается на 1991 год :

- по коммерческим банкам, созданным на базе учреждений упраздненных специализированных банков, - в размере 0,2;

- по прочим коммерческим банкам - в размере 0,3.

При этом гарантии и поручительства, предусматривающие исполнение обязательств в денежной форме, могут выдаваться банком на сумму, не превышающую размер его капитала.

При расчете ликвидных активов банка, используемых в экономическом нормативе Н7, включаются кредиты, предоставленные как в рублях, так и в иностранной валюте. Остатки по счету 072 учитываются в ликвидных активах в части сумм до востребования и на срок до 30 дней.

3.4. Соотношение активов банка сроком погашения свыше года и обязательств банка по депозитным счетам, кредитам, а также долговых обязательств на срок свыше года:

Кр - кредиты, выданные банком сроком погашения свыше года;

К - капитал банка;

ОД - обязательства банка по депозитным счетам, кредитам, полученным банком, и обращающиеся на рынке долговые обязательства сроком погашения свыше года.

Максимально допустимое значение норматива Н8 устанавливается на 1991 год:

- по коммерческим банкам, созданным на базе учреждений упраздненных специализированных банков, - только применительно к кредитам, выданным после регистрации в качестве самостоятельного банка, - в размере 1,5;

- по прочим коммерческим банкам - в размере 1,0.

4. Утратил силу. - Письмо ЦБ РФ от 15.02.94 N 13-1/190.

5. Максимальный размер риска на одного заемщика:

Р - размер риска банка (совокупная сумма обязательств заемщика по кредитам, факторинговым операциям, а также 50% сумм забалансовых обязательств, выданных банком в отношении данного заемщика, которые предусматривают исполнение в денежной форме);

К - капитал банка.

При этом из совокупной суммы обязательств заемщика исключаются:

- задолженность по ссудам под залог государственных ценных бумаг РСФСР - в размере 90% от суммы остатка;

- задолженность по ссудам, оформленным залоговыми обязательствами под реальное материальное обеспечение, свободное от залога по другим сделкам, - в размере 75% от суммы остатка;

- задолженность по ссудам, по которым имеются гарантии третьих лиц с известной платежеспособностью, в том числе по ссудам, гарантированным Правительством, - в размере 70% от суммы остатка;

- задолженность по ссудам с застрахованным кредитным риском - в доле, пропорциональной удельному весу страховой суммы в общей сумме выданной ссуды, уменьшенной на 20 процентных пунктов;

- задолженность поставщиков по ссудам под залог векселей покупателя, по которым имеется гарантия банка покупателя, - в размере 60% от суммы остатка;

- задолженность по ссудам под залог переводных векселей, акцептованных плательщиком, по которым имеется аваль, - в размере 50% от суммы остатка;

- другие обязательства, возникающие на основе операций по учету векселей, - в размере 40% от суммы остатка;

- задолженность по ссудам под залог акций предприятий и банков, зарегистрированных на фондовой бирже, - в размере 40% от суммы остатка.

5.1. Максимально допустимое значение норматива Н9 устанавливается на 1991 год:

- по коммерческим банкам, созданным на базе учреждений упраздненных специализированных банков, - в размере 1,0;

- по прочим коммерческим банкам, созданным в течение 1990 - 1991 годов, - в размере 0,75;

- по прочим коммерческим банкам, созданным в течение 1988 - 1989 годов, - в размере 0,5.

При этом размер риска банка на одного заемщика не может превышать 10% суммы активов банка.

5.2. Совокупная сумма обязательств заемщика банку по кредитам с учетом 50% сумм забалансовых обязательств, выданных банком в отношении данного заемщика, превышающая 20% капитала банка, рассматривается в качестве "крупного" кредита.

Решения о выдаче "крупных" кредитов должны приниматься Правлением банка либо периодически созываемым кредитным комитетом с учетом заключения кредитного отдела банка.

О всех выдачах крупных кредитов и их погашении коммерческие банки незамедлительно ставят в известность Главное управление Центрального банка по месту нахождения корреспондентского счета.

Суммарный остаток задолженности по всем "крупным" кредитам, выданным банком, с учетом забалансовых обязательств не может превышать размер капитала банка:

- более чем в 15 раз - по коммерческим банкам, созданным на базе учреждений упраздненных специализированных банков;

- более чем в 10 раз - по прочим коммерческим банкам, действующим в виде обществ с ограниченной ответственностью либо акционерных обществ закрытого типа;

- более чем в 8 раз - по прочим коммерческим банкам, действующим в виде акционерных обществ открытого типа.

При этом рекомендуется, чтобы сумма кредитов, относящихся для данного банка к категории "крупных", которые предоставлены одному заемщику, не превышала суммы собственных средств этого заемщика.

6. Контроль за соблюдением коммерческими банками экономических нормативов возлагается на учреждение Центрального банка по месту нахождения коммерческого банка.

Такой контроль осуществляется на основании месячных балансов банка, к которым прилагаются справки с расчетами фактических значений нормативов. По результатам рассмотрения месячных балансов и справок в течение 10 дней составляется соответствующее заключение, которое рассматривается руководителем учреждения Центрального банка.

В случае нарушения экономических нормативов учреждение Центрального банка дает коммерческому банку предписание об устранении этих нарушений, обязательное для исполнения.

При неисполнении предписаний Центрального банка, непредставлении отчетности или представлении недостоверной или вводящей в заблуждение отчетности Центральный банк применяет к коммерческому банку санкции в соответствии со своими полномочиями по законодательству РСФСР.

Календарь

Инструкция о порядке регулирования деятельности кредитных организаций

Утверждена Постановлением Правления Национального Банка Таджикистана от 4 апреля 1999 года

Инструкция № 79 о порядке регулирования деятельности кредитных организаций

(В редакции Постановлений Правления Национального Банка Таджикистана от 28.07.1999 г. №9, 02.08.1999 г. №13, 07.02.2000 г. №14, 14.11.2000 г. №201, 26.01.2001 г. №29, 10.11.2001 г. №264, 03.02.2004 г. №34)

I. Введение

В соответствии с Меморандумом Правительства Республики Таджикистан об экономической и финансовой политике на 1998-1999 годы по переходу с 1 ноября 1998 года всех банков Республики Таджикистан на параллельный бухгалтерский учет и с 1 января 1999 года на полный учет по новому Плану счетов согласно Международных Стандартов Бухгалтерского Учета", а также Закона Республики Таджикистан "О Национальном банке Таджикистана", в целях защиты интересов вкладчиков и кредиторов, обеспечения экономических условий финансовой стабильности банковской системы Республики Таджикистан, Национальный банк Таджикистана устанавливает следующие обязательные экономические нормативы деятельности кредитных организаций:

- минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых банков, минимальный размер общего капитала (собственных средств) для действующих кредитных организации;

- нормативы достаточности капитала;

- нормативы ликвидности банка;

- максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;

- максимальный размер крупных кредитных рисков;

- норматив использования собственных средств банков для приобретения долей (акций) других юридических лиц;

- максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам, пайщикам) и инсайдерам; Обязательные нормативы - предельный размер не денежной части уставного капитала, минимальный резерв на возможные потери по ссудам, размеры валютного, процентного и иных рисков устанавливаются другими нормативными актами Национального банка Таджикистана.

1. Порядок расчета экономических нормативов

1. Минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых банков или других кредитных организаций, минимальный размер общего капитала (собственных средств) для действующих банков или других кредитных организаций.

Общий капитал банка состоит из основного и дополнительного (вторичного) капитала.

Под основным капиталом банка понимается фактически оплаченный уставной капитал, нераспределенная прибыль, суммы образующейся от положительной разницы между ценой реализации и номинальной стоимостью акций (долей), выпущенных банком и другие фонды.

Основной капитал определяется как:

Косн = (30301 + 30305 + 30315 + 30319 + 30601 + 30901 + 30905 + 30909 + 31301 + часть 10999 + часть 11199) - (часть 15515 + часть 15559 + часть 15561 + 30309 + 30311 + 30321 + 30325 + часть 13905, превышающая 30901 * без учета переоценки помещения в процессе строительства (часть 31501))

Примечание: Дебетовый остаток по балансовому счету 31301 "Нераспределенные доходы" уменьшает капитал и, следовательно, вычитается из первой части.

Дополнительный (вторичный) капитал состоит из: 50 % переоценки основных средств, если переоценка произведена (или ее результаты подтверждены) компетентной оценочной комиссией и полностью отражает возможности изменений в цене при вынужденной продаже, резервов переоценки иностранной валюты, драгоценных металлов и субординированных кредитов. Субординированным кредитом называется привлеченный кредитной организацией кредит (заем), договор о предоставлении которого отвечает следующим условиям:

а) субординированный кредит предоставляется заемщику сроком не менее 5 лет;

б) субординированный кредит предоставляется в валюте Республики Таджикистан - сомони;

в) проценты по субординированному кредиту не превышают размер ставки рефинансирования, установленный Национальным Банком Таджикистана;

г) в случае ликвидации кредитной организации-заемщика требования кредитора по предоставленному субординированному кредиту не могут удовлетворяться ранее полного удовлетворения требований иных кредиторов. Субординированный кредит включается в расчет дополнительного капитала после того, как заверенная кредитной организацией копия договора представлена в учреждение банка и юридическая экспертиза договора, проведенная учреждением банка, подтвердила его соответствие требованиям, указанным выше.

При этом с целью регулирования максимально допустимое значение дополнительного капитала ограничивается 25% от общего капитала.

Полный текст документа доступен только авторизованным пользователям!