Руководства, Инструкции, Бланки

проект контракта на оказание услуг по 44-фз образец 2016 img-1

проект контракта на оказание услуг по 44-фз образец 2016

Рейтинг: 4.9/5.0 (1917 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

На основании Федерального закона от N 44-ФЗ О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальны

Новости и аналитика Правовые консультации (практика) Госзакупки На основании Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" организацией заключены контракты по техническому сопровождению программ, а также контракты на оказание услуг связи, теплоснабжения, водоснабжения, электроснабжения, предоставление доступа к сети "Интернет". Оплата по указанным контрактам осуществляется ежемесячно, условия о поэтапной поставке товара, поэтапном выполнении работ, оказании услуг в контракте нет. Следует ли для целей исполнения обязанности заказчика, предусмотренной ч. 9 ст. 94 Закона N 44-ФЗ, полагать, что контракт предусматривает этапность (следует размещать отчет о результатах выполнения отдельного этапа контракта), если в контракте имеется условие о ежемесячной оплате?

На основании Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" организацией заключены контракты по техническому сопровождению программ, а также контракты на оказание услуг связи, теплоснабжения, водоснабжения, электроснабжения, предоставление доступа к сети "Интернет". Оплата по указанным контрактам осуществляется ежемесячно, условия о поэтапной поставке товара, поэтапном выполнении работ, оказании услуг в контракте нет.
Следует ли для целей исполнения обязанности заказчика, предусмотренной ч. 9 ст. 94 Закона N 44-ФЗ, полагать, что контракт предусматривает этапность (следует размещать отчет о результатах выполнения отдельного этапа контракта), если в контракте имеется условие о ежемесячной оплате?

Согласно ч. 9 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) результаты отдельного этапа исполнения контракта, информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в единой информационной системе, форма и порядок подготовки которого утверждаются Правительством РФ (ч. 11 ст. 94 Закона N 44-ФЗ). Положение о подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения (далее - Положение) утверждено постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1093.
Вместе с отчетом в электронной форме размещаются заключение по результатам экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги и документ о приемке таких результатов (то есть результатов исполнения контракта) либо иной определенный законодательством РФ документ (ч. 10 ст. 94 Закона N 44-ФЗ, п. 10 Положения). По смыслу положений пп. "а" и пп. "б" п. 3 Положения, отчет об исполнении контракта размещается в течение 7 рабочих дней со дня оплаты заказчиком обязательств и подписания заказчиком документа о приемке результатов исполнения контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, то есть по факту исполнения контракта полностью, либо исполнения конкретного этапа, предусмотренного контрактом.
Определение понятия "этап исполнения контракта" не содержит ни Закон N 44-ФЗ, ни Положение, ни иные нормативные акты. Гражданский кодекс РФ, на положениях которого в том числе основан Закон N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), предусматривает выделение только этапов работ в договоре подряда (п. 1 ст. 708. п. 1 ст. 753 ГК РФ). В связи с этим следует учитывать разъяснения, содержащиеся в п. 18 информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 N 51 по этапам работ по договору строительного подряда, из которых следует, что приемка результатов отдельных работ, то есть не результатов всех работ по договору в целом, может рассматриваться как приемка этапов, только если такие этапы предусмотрены договором.
Под "этапами исполнения контракта" также могут пониматься поставка отдельных партий товара в определенные периоды поставки (п. 1 ст. 508 ГК РФ), поскольку поставка каждой партии товара является отдельным обязательством.
Таким образом, выделение отдельных этапов исполнения контракта на поставку товара, оказание услуг, выполнение работ зависит, как мы полагаем, от условий конкретного контракта. Сказанное косвенно подтверждается содержанием п. "м" пп. 2 п. 5 Особенностей размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы, утвержденных приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 20.09.2013 N 544/18н, согласно которому в случае, если контрактом предусмотрены поэтапное исполнение контракта и его оплата, в столбце 12 плана-графика указываются сроки исполнения отдельных этапов, если периодичная поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, соответственно, указывается периодичность поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг (ежедневно, еженедельно, два раза в месяц, ежемесячно, ежеквартально, раз в полгода).
Если специфика отношений по объективным причинам не позволяет выделить этапы поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), подписание промежуточных актов приемки может, как мы полагаем, служить только для проведения расчетов. Такие акты, как нам представляется, не должны рассматриваться как документы о приемке этапов исполнения контракта. Условие же государственного (муниципального) контракта о ежемесячной оплате не свидетельствует о том, что контракт исполняется поэтапно. Следовательно, по таким государственным (муниципальным) контрактам у заказчика отсутствует необходимость отражать сведения об исполнении этапов в соответствующем отчете.
По нашему мнению, это относится и к указанным в вопросе контрактам. Так, по объективным причинам не представляется возможным выделить отдельные этапы поставки товаров (партии товаров) в контрактах энергоснабжения, водоснабжения, теплоснабжения. Поставляемые по таким контрактам ресурсы (электроэнергия, вода, тепло, газ и пр.) в соответствии со ст.ст. 544. 548 ГК РФ оплачиваются за фактически принятое абонентом количество ресурса в соответствии с данными учета энергии. Подписание ежемесячных промежуточных актов приемки по таким контрактам служит для проведения расчетов и не является приемкой этапов исполнения контракта.
Что касается контрактов на оказание услуг по техническому сопровождению (обслуживанию) программ, предоставления доступа к сети "Интернет", на наш взгляд, очевидно, что такие услуги не могут предполагать этапности, поскольку оказываются либо регулярно (например обновление программы ежемесячно или в иной период времени), либо непрерывно (обеспечение доступа к сети "Интернет" в течение определенного периода времени). Условие о поэтапном оказании услуг в таких договорах (например "поэтапное обновление программы" или "поэтапный доступ к сети "Интернет") выглядело бы абсурдно.
Таким образом, по нашему мнению, заказчик обязан размещать на официальном сайте отчеты об исполнении этапов контракта только в том случае, когда контрактом предусмотрено его поэтапное исполнение и это зафиксировано в столбце 12 плана-графика на 2014 год. Само по себе исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, в разное время в течение срока действия контракта, а также условие о ежемесячной оплате контракта заказчиком не свидетельствует об исполнении контракта по этапам. В таком случае, полагаем, заказчик обязан разместить отчет об исполнении контракта только после исполнения всех обязательств, предусмотренных контрактом.
Однако согласно разъяснениям, приведенным в письме Минэкономразвития России от 29.11.2013 N Д28И-2263 и письме Федерального казначейства от 30.05.2014 N 42-5.7-09/5, при осуществлении закупки услуг длящегося характера, оказываемых в течение года, необходимо проводить ежемесячную экспертизу оказанных услуг, если условиями заключенного контракта этапы оказания услуг не предусматриваются, но приемка и оплата оказанных услуг производятся ежемесячно. На наш взгляд, ежемесячное оформление соответствующих документов не может рассматриваться как нарушение, однако приведенный подход по изложенным выше соображениям не вполне соответствует смыслу положений Закона N 44-ФЗ и ГК РФ.
Кроме того, ни Минэкономразвития РФ, ни Федеральное казначейство не наделены полномочиями по разъяснению законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Положение о Минэкономразвития России, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Положение о Федеральном казначействе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 703). Эти вопросы отнесены к компетенции Федеральной антимонопольной службы (п. 6.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331, пп. "г" п. 5 постановления Правительства РФ от 07.04.2004 N 189), в которую Вы можете обратиться за официальным разъяснением по изложенной Вами проблеме.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

23 декабря 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) В соответствии с п. 2 Положения до ввода в эксплуатацию ЕИС Отчет размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в порядке, установленном п. 3 Положения.

Другие статьи

Контракт на оказание услуг (единственный исполнитель, до 100 тыс

Контракт на оказание услуг (единственный исполнитель, до 100 тыс. руб. 44-ФЗ)

2.2. В случае, если Контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, сумма, подлежащая уплате физическому лицу уменьшается на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта (с вознаграждения, подлежащего оплате физическому лицу - Исполнителю, Заказчик обязан удержать и перечислить в бюджет налог на доходы физических лиц в размере 13%), а также Заказчик уплачивает страховые взносы в государственные внебюджетные фонды (в пенсионный фонд и фонд медицинского страхования), за исключением взносов в фонд социального страхования.)

2.3. Цена устанавливается в российских рублях и включает в себя: стоимость Услуг, стоимость применяемых материалов, налоги, сборы и иные обязательные платежи, необходимые для исполнения контракта.

2.4. Цена Контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения Контракта, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ и статьей 8 настоящего Контракта.

2.5. Для оплаты оказанных Услуг, Исполнитель обязан предоставить Заказчику счет-фактуру с приложением Акта оказанных услуг.

В счет-фактуре обязательно указывается наименование и номера документов, приложенных к счет-фактуре, номер и дата Контракта, по которому оказывалась Услуга.

2.6. Заказчик после оказания Услуг по настоящему Контракту производит расчет с Исполнителем в размере, установленном пунктом 2.1 настоящего Контракта, не позднее, чем по истечении ________ банковских дней с момента выставления Исполнителем соответствующего счета и предоставления Акта оказанных услуг. Счет на окончательный платеж исполнитель выставляет в соответствии с условиями Раздела 2 настоящего Контракта.

4.4. При наличии замечаний и претензий к оказанным Услугам Заказчик направляет мотивированный отказ от приемки оказанных Услуг.

В мотивированном отказе Заказчиком от приемки оказанных Услуг указывается перечень замечаний и претензий к оказанным Услугам и сроки их устранения. Замечания и претензии устраняются Исполнителем за свой счет, если они не выходят за пределы условий настоящего Контракта.

4.5. В сроки, указанные Заказчиком в мотивированном отказе от приемки оказанных Услуг, Исполнитель обязан за свой счет и своими силами, устранить обнаруженные недостатки. В этом случае акт приемки оказанных услуг Заказчик подписывает в течение ___ (__________) рабочих дней после устранения Исполнителем указанных недостатков.

4.6. Если Исполнитель в установленный срок не устранит недостатки, Заказчик вправе отказаться от исполнения Контракта и предъявить Исполнителю требование о возмещении понесенных убытков.

Контракт на оказание услуг (единственный исполнитель, до 100 тыс. руб. 44-ФЗ)

Договор на оказание услуг по 44 фз образец - решение найдено

Договор оказания услуг по 44 фз образец - банк договоров - образцы

Договор оказания услуг по 44 фз образец. Государственный и муниципальный контракт на оказание услуг для государственных или муниципальных нужд -. Типовой договор на оказание услуг. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить.). Технические задания по 44-фз. Техническое задание оказание услуг по подключению и обеспечению доступа к интернет-версии справочно-информационной системы. Re образец контракта по 44-фз. В личку пришлите свой маил, я отправлю вам типовую форму контракта на строительство, которая проходит сейчас экспертизу.

Среди них, прежде всего, следует отметить федеральный закон от n 44-фз о контрактной системе в сфере. Агентский договор на оказание услуг. правовых договоров) в соответствии с нормами 44-фз на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, поставку продуктов питания, оказание услуг. в фз о контрактной системе и гк рф определения государственного и муниципального контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для.

С другими формами, образцами и. Закон не запрещает заключать гражданско-правовые договоры с физическими лицами на оказание услуг, прямо в законе 44-фз. По вашему запросу найдено образец муниципального контракта на оказание услуги по 44 фз. Контракта (договора) в муниципальных контрактах на поставку. По договору об оказании услуг исполнитель обязуется в срок оказать услугу (выполнить работу.).

Калькулятор расчёта пени по оплате коммунальных услуг по новым правилам от года. Главная страница планирование закупок планы закупок (44-фз) планы-графики закупок (44-фз) и планы. Правила оказания услуг связи утверждаются правительством российской федерации. Более 2000 образцов и бланков типовых договоров, договор оказания услуг, работ, трудовой.

Заключение контрактов с физическими лицами по 44-ФЗ

Заключение контрактов с физическими лицами по 44-ФЗ Вопрос

как следует поступить в следующей ситуации: у нас уборщица помещений, работающая по трудовому договору, ушла на больничный. Принимаем уборщицу "со стороны", как это и делали в предыдущие годы по гражданско-правовому договору. Вопрос, что необходимо соблюсти в связи с действующим ныне Законом о контрактной системе №44-ФЗ - также обоснование цены контракта и невозможность или нецелесообразность проведения иных процедур определения поставщика (исполнителя), и также заключение экспертной комиссии по окончании работы или что-то можно иначе? Ещё возник вопрос с ранее заданным мной. В договоре ГПХ мы указываем стоимость оказываемых услуг. Как мы можем прописать эту стоимость, если нам не известно сколько времени мы будем нуждаться в оказании для нас этих услуг "со стороны", т.е. мы не знаем, когда выйдет постоянный работник - уборщица. Трудовой договор временного характера желательно не заключать. Можем ли мы в гражданско-правовом договоре оказания услуг по уборке помещений указать срок окончания договора - момент выхода постоянного работника? А также - можем ли указать, что оплата по на с тоящему договору составляет "столько-то" рублей в день?

Ответ

При заключении контрактов с физическими лицами, учреждение должно соблюдать положения Закона № 44-ФЗ. Бюджетные учреждения вправе не соблюдать положения Закона № 44-ФЗ только при одновременном соблюдении следующих условий:

  • оплата работ (услуг) предусмотрена за счет доходов от иной приносящей доход деятельности;
  • учреждением принято решение проводить закупки за счет средств от такой деятельности в порядке, установленном Законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ.

Если указанные условия не соблюдаются, то учреждение должно проводить закупки конкурентными способами (конкурс, аукцион, запрос котировок), либо заключить контракт с единственным поставщиком на основании пункта 4 части 1 статьи 93 закона № 44-ФЗ. В этом случае нужно обосновать невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения исполнителя (например, срочность необходимость в указанном сотруднике), а также цену контракта и иные существенные условия контракта.

На основании положений Закона № 44-ФЗ в контракте обязательно необходимо указывать цену, а в контракте, заключенном с единственным поставщиком, также расчет и обоснование цены контракта. Поэтому по нашему мнению в контракте нельзя указывать только стоимость услуги в день без указания общей цены контракта.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух.

1. Ситуация:должно ли казенное (бюджетное) учреждение при заключении гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданами руководствоваться положениями Закона о контрактной системе

Да, должно, исключение возможно только для бюджетных учреждений (при соблюдении определенных условий ).

Закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ регулирует отношения, связанные с проведением закупок товаров (работ, услуг) для государственных (муниципальных) нужд и нужд бюджетных учреждений. Договоры с гражданами учреждения заключают именно для этих нужд. Поэтому они обязаны руководствоваться положениями данного закона. Подтверждает такой вывод и пункт 4 статьи 3 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, где сказано, что участником закупки является в том числе любое физическое лицо.

Из данного правила есть исключение. Бюджетное учреждение не должно соблюдать положения Закона о контрактной системе при одновременном соблюдении следующих условий:

  • оплата работ (услуг) по договору предусмотрена за счет доходов от иной приносящей доход деятельности;
  • учреждением принято решение проводить закупки за счет средств от такой деятельности в порядке, установленном Законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ (ч. 2 ст. 15 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ ).

Главбух советует: при заключении гражданско-правовых договоров с гражданами в некоторых случаях можно руководствоваться статьей 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (т. е. заключать с ними контракты как с единственным поставщиком, исполнителем, подрядчиком).

Например, сделать это можно в следующих случаях:

  • при заключении контракта театром (цирком, музеем и т. д.) на создание произведения литературы или искусства с конкретным человеком (п. 17 ч. 1 ст. 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ );
  • при заключении контракта на оказание преподавательских услуг (п. 33 ч. 1 ст. 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ ).

директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

2. Статья 93 Закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

«Статья 93. Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

1. Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в следующих случаях:*

1) осуществление закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" ;

2) осуществление закупки для государственных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного указом или распоряжением Президента Российской Федерации, либо в случаях, установленных поручениями Президента Российской Федерации, у поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного постановлением или распоряжением Правительства Российской Федерации. В таких правовых актах указываются предмет контракта, а также может быть указан предельный срок, на который заключается контракт, и определена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта. При подготовке проектов указанных правовых актов к таким проектам прилагается обоснование цены контракта в соответствии с положениями статьи 22 настоящего Федерального закона;

3) выполнение работы по мобилизационной подготовке в Российской Федерации;

4) осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не превышает пять процентов размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и составляет не более чем пятьдесят миллионов рублей в год. Указанные ограничения в части установления предельных значений для определения размера средств не распространяются на закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые заказчиками для нужд сельских поселений;*

3. В случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта.

4. При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт должен содержать расчет и обоснование цены контракта».*

3. Рекомендация:Как заключить контракт по итогам определения поставщика

При описании предмета контракта укажите наименование и количество товара (объем работ, услуг) строго в соответствии с документацией о закупке (ч. 1 ст. 34 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ ).

Если кратко охарактеризовать предмет контракта невозможно, дайте ссылку на приложения и спецификации, в которых требования к ассортименту и количеству товара (объему работ, услуг) изложены подробно.

При описании качественных характеристик товара (работ, услуг) укажите способ определения качества при исполнении контракта. Например, по существующим ГОСТам, по предварительному осмотру, по образцу и т. п.

В контракт нужно обязательно включить указание, что цена контракта твердая и определена на весь срок его исполнения. Однако в особых случаях, установленных Правительством РФ, в контракте нужно указывать ориентировочную цену либо формулу цены и максимальное значение цены (ч. 2 ст. 34 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ ). Так, формулу цены и максимальное значение цены укажите в случаях заключения контракта на предоставление:*

  • услуг обязательного страхования;
  • агентских услуг, если по контракту вознаграждение агента зависит от результата исполнения поручения.

Если количественный объем товаров (работ, услуг) определить невозможно, то в контракте разрешено указывать единицу расценки (п. 2 ст. 42 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ ).

Условие о цене контракта сформулируйте так, чтобы исполнение контракта не потребовало от заказчика никаких дополнительных расходов. То есть в цену контракта должны входить, например, не только стоимость оборудования, но и расходы на его транспортировку, страхование, обязательные платежи, установку и отладку этого оборудования и т. п.

Если контракт заключается неплательщиком НДС, в цену контракта не включайте НДС. При указании цены контракта вместо суммы налога поставьте прочерк. Товары (работы, услуги) оплатите по цене, указанной в контракте, при этом цену контракта на сумму НДС не уменьшайте. Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 28 декабря 2011 г. № 02-11-00/6027. от 22 августа 2011 г. № 03-11-06/2/121. Минэкономразвития России от 14 ноября 2011 г. № Д28-565. Несмотря на то что данные разъяснения относятся к периоду действия Закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ. их можно использовать и сейчас, так как они не противоречат действующему законодательству.

директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

Евгения Душкина, эксперт БСС «Системы Главбух»

Ответ утвержден:
Ольгой Холиной, ведущим экспертом БСС «Системы Главбух»

Обязательные условия государственного контракта - Статьи - Консалтинговая группа - Аюдар

Обязательные условия государственного контракта

Как указал Президиум ВАС в Постановлении от 28.12.2010 № 11017/10, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

В настоящее время участники гражданского оборота постепенно привыкают к новому порядку заключению контрактов для поставки товаров, выполнению работ и оказанию услуг для государственных (муниципальных) нужд, установленному Федеральным законом от 05.04.2013 № 44?ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

Новый порядок, помимо всего прочего, изменил содержание государственного (муниципального) контракта и перечень его обязательных условий. В настоящей статье будут рассмотрены наиболее актуальные требования к содержанию контракта.

Предмет контракта

Понятие государственного (муниципального) контракта определено в п. 8 ст. 3 Закона о контрактной системе. Им признается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта РФ (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.

Самым важным условием любого договора является условие о предмете. Применительно к контракту предмет договора должен быть определен в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе.

Во-первых, описание предмета контракта должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются его функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики (при необходимости). При описании объекта закупки по общему правилу нельзя указывать товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименования места происхождения товара или наименования производителя и другие требования, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Например, в Решении Чувашского УФАС от 14.07.2014 № 06-06/5371 указано следующее.

Комиссией установлено, что в техническом задании документации электронного аукциона предмет закупки описан как «автомобиль УАЗ-298924 или эквивалент».

Согласно реестру товарных знаков, зарегистрированных в Российской Федерации, опубликованному на сайте https://www.tmdn.org/tmview/welcome.html, «УАЗ» является товарным знаком, принадлежащим ОАО «У».

Таким образом, указание на товарный знак «УАЗ» при описании предмета закупки является нарушением п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

Во-вторых, обязательно наличие изображения поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать, если в документации содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара (п. 4 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе), а если в документации содержится требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, необходима информация о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара (п. 5 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе).

В-третьих, поставляемый товар по общему правилу должен быть новым товаром.

В-четвертых, должны быть указаны показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе).

Однако данные показатели должны быть указаны только применительно к предмету контракта. Так, нельзя указывать конкретные виды дизельного топлива, которые могут использоваться при выполнении работ по реконструкции автомобильной дороги. Данное требование не относится к товару, используемому при выполнении работ, который после выполнения работ не переходит в собственность заказчика и никоим образом не влияет на результат выполняемых работ (Решение Ивановского УФАС от 29.07.2014).

В-пятых, не допускается установление требований к производителю товара, к участнику закупки, его деловой репутации участника, наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, выполнения работы или оказания услуги. К примеру, нельзя при размещении заказа на оказание автоуслуг устанавливать требование о профессиональном стаже водителей не менее пяти лет (Решение Татарстанского УФАС от 24.05.2014 № ДМ-04/7009).

Кроме того, при описании предмета контракта могут быть указаны ссылки на технические регламенты, стандарты и иные требования, предусмотренные законодательством о техническом регулировании, а также спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии (п. 2 и 3 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе).

Цена и порядок оплаты

В соответствии с п. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе по общему правилу цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. Исключения из данного правила предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 13.01.2014 № 19 [1]. в соответствии с которым формула цены и максимальное значение цены контракта указываются в случаях заключения контракта на предоставление:

  • услуг обязательного страхования, предусмотренного федеральным законом о соответствующем виде обязательного страхования;
  • агентских услуг при условии установления в контракте зависимости размера вознаграждения агента от результата исполнения поручения принципала;
  • услуг по оценке недвижимого имущества при условии установления в контракте пропорционального отношения размера вознаграждения оценщика к оценочной стоимости подлежащего оценке имущества.

Установленная в контракте стоимость оплаты выполнения является обязательством заказчика оплатить контракт в установленном размере при надлежащем его исполнении. Контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя торгов вне зависимости от системы налогообложения, применяемой победителем (Решение Татарстанского УФАС от 09.07.2014 № 04-04/9521).

Однако существуют решения судов, в которых говорится, что если при заключении контракта цена работ была указана с НДС 18%, а к окончанию выполнения работ исполнитель не является плательщиком НДС, то заказчик может оплачивать работы за вычетом НДС. В качестве обоснования указывается, что исполнитель не должен компенсировать свои расходы на уплату НДС в бюджет за счет заказчика, в связи с чем, претендуя на возмещение стоимости работ с учетом НДС, получает неосновательное обогащение при отсутствии к этому законных оснований (Постановление ФАС ВВО от 18.08.2014 № А82-3316/2013).

Не стоит забывать о том, что если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта (п. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе). Отсутствие в проекте контракта данного условия является нарушением Закона о контрактной системе (Решение ФАС РФ от 07.05.2014 № К-726/14).

Согласно п. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги.

Порядок оплаты должен быть четко сформулирован. Например, формулировка «Заказчик вправе предоставить Подрядчику авансирование работ в размере не более 30% от планируемой стоимости работ на соответствующий финансовый год» таким требованиям не отвечает (Решение ФАС РФ от 31.03.2014 № К-526/14).

Срок оплаты лучше всего определить календарной датой, чтобы он соответствовал требованиями ст. 190 ГК РФ. В противном случае условие о сроках оплаты будет считаться неуказанным.

В качестве примера можно привести Решение Ростовского УФАС от 26.06.2014 № 1238/03. Заказчик в проекте контракта предусмотрел, что оплата производится в течение двух рабочих дней после поступления средств на расчетный счет заказчика (средства перечисляются на расчетный счет подрядчика). Антимонопольный орган сделал вывод, что по смыслу ст. 190 ГК РФ поступление средств из бюджета на финансирование оплаты выполненных по муниципальному контракту работ не является событием, обладающим качеством неизбежности; календарной датой; периодом времени. Следовательно, поступление бюджетных средств не может определять срок. Действия заказчика были признаны незаконными.

Срок поставки товара (выполнения работ, оказания услуг)

В соответствии со ст. 506 и 708 ГК РФ срок поставки и срок выполнения работ являются существенными условиями соответственно договоров поставки и выполнения работ. Применительно к договору возмездного оказания услуг такая определенность отсутствует. Не так давно Президиум ВАС в п. 8 Информационного письма № 165 [2] указал, что отсутствие согласованного сторонами условия о сроках оказания услуг само по себе не влечет признание договора возмездного оказания услуг незаключенным.

В пункте 13 ст. 34 Закона о контрактной системе прямого указания о необходимости включения в контракт условия о сроках поставки и выполнения работ нет, требуется предусмотреть только срок оплаты работ, срок осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (оказания услуг) и срок оформления результатов такой приемки.

Между тем не стоит забывать, что срок поставки и выполнения работ, как сказано выше, является существенным условием договора поставки, подряда. К тому же антимонопольный орган признает, что по смыслу ст. 34 Закона о контрактной системе проект контракта должен содержать обязательное условие о сроках поставки товара (Решение Амурского УФАС от 14.05.2014 № 28?С/2014).

Кроме того, в п. 12 ст. 34 Закона о контрактной системе установлено, что если контракт заключается на срок более чем три года и цена контракта составляет более чем 100 млн руб. контракт должен включать в себя график его исполнения.

Ответственность сторон контракта

В силу прямого указания п. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. Отсутствие условия об ответственности является нарушением Закона о контрактной системе (Решение ФАС РФ от 07.07.2014 № К-1129/14).

Нарушением также признается установление в контракте условия о том, что заказчик не несет ответственности за несвоевременную оплату в связи с несвоевременным поступлением денежных средств из бюджета и внебюджетных фондов (Решение Ростовского УФАС от 08.04.2014 № 6062/03).

Самим Законом о контрактной системе предусмотрены следующие виды ответственности.

В случае нарушения заказчиком своих обязательств по контракту поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Размер пени составляет 1/300 действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка от не уплаченной в срок суммы и начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства.

За иные нарушения заказчика устанавливается штраф в виде фиксированной суммы. Размер штрафов определен Постановлением Правительства РФ № 1063 [3].

  • 2,5% цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн руб.;
  • 2% цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн до 50 млн руб.;
  • 1,5% цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн до 100 млн руб.;
  • 0,5% цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн руб.

Применительно к поставщику (подрядчику, исполнителю) в качестве меры ответственности также предусмотрены неустойки (пени и штраф). При этом заказчик обязан направить поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (п. 6 ст. 34 Закона о контрактной системе).

Пунктом 7 ст. 34 Закона о контрактной системе установлен лишь минимальный размер пени – не менее чем 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Размер штрафа также установлен Постановлением Правительства РФ № 1063:

  • 10% цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн руб.;
  • 5% цены контракта, если она составляет от 3 млн до 50 млн руб.;
  • 1% цены контракта, если таковая составляет от 50 млн до 100 млн руб.;
  • 0,5% цены контракта, если она превышает 100 млн руб.

Поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии со ст. 333 ГК РФ вправе требовать снижения неустойки, однако не стоит забывать о том, что такие требования необходимо заявлять в первой инстанции (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2014 № 17АП-6404/2014?ГКу). В любом случае снизить размер неустойки ниже действующей учетной ставки банковского процента практически невозможно (Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2014 № А36-6725/2013).

Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны (п. 9 ст. 34 Закона о контрактной системе).

Например, если рабочая документация в полном объеме была передана несвоевременно, то размер неустойки может быть признан несоразмерным последствиям, которые возникли в результате нарушения обязательств, и может быть уменьшен (см. Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2014 №А14-11302/2013).

Условие о сроке возврата обеспечения

В соответствии с п. 1 и 2 ст. 44 Закона о контрактной системе при проведении конкурсов и аукционов заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок. Обеспечение заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией. Обеспечение заявки на участие в электронных аукционах может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств.

В случае установления такого обеспечения в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (п. 27 ст. 34 Закона о контрактной системе).

Неуказание в проекте контракта срока возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, признается нарушением требований Закона о контрактной системе (решения Брянского УФАС от 24.03.2014 № 69, Новосибирского УФАС от 05.05.2014 № 08?01?146).

Кроме того, нарушение данного требования является административным правонарушением, ответственность за которое пре­дусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ (административный штраф на должностных лиц в размере 15 тыс. руб.; на юридических лиц – 50 тыс. руб.).

Можно сделать вывод, что в любом контракте должны быть пре­дусмотрены следующие обязательные условия:

  • о предмете контракта;
  • о цене, порядке и сроках оплаты;
  • о сроках поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) и приемки;
  • об ответственности сторон.

Другие обязательные условия зависят от предмета контракта. К примеру, согласно п. 28 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов включается дополнительное условие о продаже лесных насаждений для заготовки древесины в соответствии с положениями ст. 19 ЛК РФ.

[1] «Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта».

[2] Информационное письмо от 25.02.2014 № 165 «Обзор судебной практики по спорам, связанным с признанием договоров незаключенными».

[3] Постановление от 25.11.2013 № 1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом».

А. Мандрюков
магистр права, эксперт журнала
«Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений»

«. Мы уже несколько лет сотрудничаем с КГ "Аюдар", и они никогда нас не подводили - всегда быстрые и грамотные ответы на вопросы по бухгалтерскому и налоговому учету, квалифицированные специалисты и большой выбор услуг. Спасибо. »

ООО "Курземес Авиа" Анна Герасимова

«…выражаем Вам благодарность за многолетнее плодотворное сотрудничество. Ваши сотрудники всегда качественно, быстро и четко дают ответы на наши вопросы…»

ЗАО «Хайнц-Георгиевск» Иван Сидоров