Руководства, Инструкции, Бланки

контракт на ремонт автомобиля по 44 фз образец img-1

контракт на ремонт автомобиля по 44 фз образец

Рейтинг: 4.2/5.0 (1840 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Как с учетом изменений в Федеральном законе от N 44-ФЗ О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и м

Новости и аналитика Правовые консультации (практика) Госзакупки Как с учетом изменений в Федеральном законе от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", внесенных Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ, будет применяться Распоряжение Правительства РФ от 31.10.2013 N 2019-р? Может ли теперь заказчик провести техническое обслуживание автомобилей, застраховать их, закупить канцтовары без проведения аукциона при условии, что договоры (контракты) будут заключены на сумму до 100 000 руб.

Как с учетом изменений в Федеральном законе от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", внесенных Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ, будет применяться Распоряжение Правительства РФ от 31.10.2013 N 2019-р? Может ли теперь заказчик провести техническое обслуживание автомобилей, застраховать их, закупить канцтовары без проведения аукциона при условии, что договоры (контракты) будут заключены на сумму до 100 000 руб.?

Распоряжение Правительства РФ от 31.10.2013 N 2019-р (далее - Распоряжение) издано на основании ч. 2 ст. 59 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). Согласно данной норме закона заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством РФ (который и утвержден Распоряжением), либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований Закона N 44-ФЗ.

Часть 2 ст. 59 Закона N 44-ФЗ не претерпевала изменений с 1 января 2014 года, и, как видим, уже с этого момента она подразумевала, что заказчик вправе закупать товары, работы, услуги, включенные в перечень, утвержденный Распоряжением, не только путем проведения электронного аукциона, но и путем проведения запроса котировок, запроса предложений или у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), при условии соблюдения ограничений, установленных этим Законом.

Смысл же недавних изменений в Закон N 44-ФЗ, внесенных Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ (далее - Закон N 140-ФЗ), состоит в расширении возможностей заказчика по закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) без дополнительных к тому оснований.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ в редакции Закона N 140-ФЗ годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании данного пункта, не должен превышать 2 миллиона рублей или не должен превышать 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 миллионов рублей.

Совокупный годовой объем закупок, согласно п. 16 ст. 3 Закона N 44-ФЗ, внесенному также Законом N 140-ФЗ, - это утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с Законом N 44-ФЗ, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.

Под контрактами, как следует из п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ, в данном Законе понимаются гражданско-правовые договоры, предметом которых могут являться поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества).

Таким образом, совокупный годовой объем закупок, которые могут быть осуществлены у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в любом отдельно взятом календарном году, по общему правилу следует определять, как утвержденный на этот год общий объем финансового обеспечения (согласно лимитам бюджетных обязательств, плану финансово-хозяйственной деятельности) для оплаты гражданско-правовых договоров (контрактов), в том числе заключенных до начала этого года, но подлежащих оплате в этом году.

При этом следует принять во внимание, что буквально эти ограничения установлены следующим образом: ". годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта. ". Из буквального прочтения этой нормы следует, что ограничены закупки только на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, а не какой-либо иной нормы, а тем более какого-либо иного закона. Соответственно, на наш взгляд, контракты, заключенные на основании п. 14 ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", при определении исполнения указанных ограничений не учитываются.

Также обратим внимание на определение "нижней границы" лимитов закупок на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Каких-либо разъяснений по данному вопросу в настоящее время нам, к сожалению, обнаружить не удалось, мы можем высказать только свое экспертное мнение по данному вопросу. Мы полагаем, что оборот "не должен превышать 2 миллиона рублей или. 5% совокупного годового объема закупок заказчика" подразумевает выбор в части того, какая именно сумма окажется меньше.

Соответственно, если 5% совокупного годового объема закупок заказчика составит менее 2 миллионов рублей, в том числе, например, 5% от 10 миллионов рублей - 500 тысяч рублей, заказчик вправе произвести закупку на основании указанного пункта всё равно на сумму 2 миллиона рублей.

Если же 5% совокупного годового объема закупок заказчика составляет более 2 миллионов рублей, но не более 50 миллионов рублей, в том числе, например, 5% от 50 миллионов - 2 миллиона 500 тысяча рублей или 5% от 500 миллионов - 25 миллионов рублей, то заказчик вправе произвести закупку на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ именно на сумму, равную этим 5% совокупного годового объема закупок, в приведенных примерах - 2 миллиона 500 тысяч рублей и 25 миллионов рублей соответственно.

Наконец, если 5% совокупного годового объема закупок заказчика составляет более 50 миллионов рублей, в том числе, например, 5% от 1 миллиарда 20 миллионов - 51 миллион рублей, то заказчик вправе произвести закупку на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ только на сумму 50 миллионов рублей.

Отметим, что указанные изменения, согласно ч. 2 ст. 2 Закона N 140-ФЗ, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года. Отсюда, по нашему мнению, следует, что заказчик вправе осуществлять закупки у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ на сумму до 2 миллионов рублей уже в этом году, даже если ранее часть таких закупок, превышающую 5% от совокупного годового объема закупок заказчика, планировалось осуществить конкурентными способами. Разумеется, для этого необходимо будет внести соответствующие изменения в план-график закупок, который в соответствии с ч. 2 ст. 112 Закона N 44-ФЗ размещается в 2014 и 2015 годах в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планы-графики размещения заказов по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Закона N 44-ФЗ, с учетом особенностей, утвержденных приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 20.09.2013 N 544/18н.

Таким образом, влияние изменений, внесенных Законом N 140-ФЗ, на закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, утвержденный Распоряжением, состоит в том, что теперь заказчик может закупить больший их объем у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) без дополнительных к тому оснований, в зависимости только от суммы контракта, на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Принцип же выбора способов закупки при этом не меняется.

Еще раз обращаем внимание, что сказанное является нашим экспертным мнением. За официальными разъяснениями можно обратиться в Минэкономразвития России или ФАС России.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Другие статьи

Образец государственного контракта на оказание услуг

Государственный контракт на оказание услуг

Добавлено в закладки: 0

Государственный и муниципальный контракт на оказание услуг для государственных или муниципальных нужд — достаточно новый институт российского гражданского законодательства.

Под государственными нуждами следует понимать потребности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в продукции, услугах, необходимых для решения задач жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны и для реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация.

Муниципальные нужды это соответственные потребности муниципальные образования.

Отношения, складывающиеся в сфере удовлетворения государственных и муниципальных нужд, являются сложными по своей правовой природе процессоми. Поэтому при их регулировании возникает проблемы согласования норм разных отраслей права и внутриотраслевого согласования.

Существует довольно много законов и подзаконных актов, предметом которых является обеспечение государственных и муниципальных нужд. Среди них, прежде всего, следует отметить Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Этот закон устанавливает общие правовые и экономические принципы, и порядок формирования, размещения и исполнения на контрактной (договорной) основе закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд предприятиями, организациями и учреждениями независимо от форм собственности.

Государственный и муниципальный контракт на оказания услуг обладает существенными особенностями, которые позволяют выделить его из общей массы договоров оказания услуг.

Услуги, оказываемые по государственному и муниципальному контракту, должны соответствовать обязательным требованиям государственных стандартов и особым условиям, которые устанавлены этим контрактом.

Образец государственного контракта на оказание услуг

Скачать образец государственного контракта на оказание услуг в формате .doc

Договор аренды квартиры

  • Договор дарения автомобиля

  • Договор на куплю-продажу квартиры

  • Договор подряда возмездного оказания услуг

  • Договор дарения доли квартиры

  • Договор дарения (квартиры после смерти)

  • Договор дарения имущества

  • Договор дарения денежных средств

  • Договор дарения дома

  • Договор дарения земельного участка

  • Договор дарения квартиры

  • Договор аренды нежилого помещения

  • Договор аренды жилого помещения

  • Договор социального найма жилого помещения

  • Договор найма квартиры

  • Договор строительного подряда

  • Договор аренды земельного участка

  • Договор безвозмездного пользования нежилым помещением

  • Договор безвозмездного пользования жилым помещением

  • Договор аренды оборудования

  • Договор аренды комнаты

  • Договор аренды гаража

  • Агентский договор на оказание услуг

  • Договор безвозмездного пользования имуществом

  • Договор доверительного управления имуществом

  • Договор о полной материальной ответственности

  • Договор ответственного хранения

  • Договор займа между физическими лицами

  • Договор беспроцентного займа

  • Договор поставки оборудования

    Бизнес-Прост.ру создан в помощь малому и среднему бизнесу России. На сайте собраны лучшие бизнес идеи, примеры бизнес планов с видео, полные пошаговые руководства по открытию бизнеса с нуля, выбор старого и нового оборудования, каталог франшиз, образцы шаблонов документов, бланков и форм за 2016 год.

    Если вы нашли ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите нажмите здесь чтобы оповестить нас.

    Спасибо за ваше сообщение. В ближайшее время мы исправим ошибку.

    Копирование страницы, переписывание полностью или частично - приветствуется, только с активной ссылкой на источник. Карта сайта

    Подпишитесь на наши новости

    Спасибо за ваше сообщение. В ближайшее время мы исправим ошибку.

  • Типовые контракты по 44-ФЗ - Институт повышения квалификации Федерального медико-биологического агентства

    Типовые контракты по 44-ФЗ

    Законом о контрактной системе №44-ФЗ предусмотрена разработка типовых контрактов, типовых условий контрактов, которыми будут пользоваться все заказчики.

    Первоначально должно быть издано постановление Правительства РФ, определяющее порядок разработки типовых контрактов, а также случаи и условия их применения заказчиками.

    Затем федеральные органы исполнительной власти и «Росатом» разрабатывают и утверждают соответствующие типовые контракты. Утвержденные типовые контракты будут размещены в Единой информационной системе. Такие типовые контракты будут применяться заказчиками всех уровней власти: федеральными, региональными и муниципальными.

    При этом конкретные сроки утверждения типовых контрактов в Законе о контрактной системе №44-ФЗ не оговорены. Поэтому в законе предусмотрены специальные переходные нормы, которые применяются до утверждения типовых контрактов в конкретной сфере деятельности. Согласно этим нормам высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе установить порядок разработки типовых контрактов для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, а также случаи и условия их применения.

    На основе такого порядка уполномоченные органы государственной власти субъекта РФ разрабатывают и утверждают типовые контракты для обеспечения нужд соответствующего региона. В этом случае типовые контракты размещаются в региональной информационной системе в сфере закупок. Как видно из положений Закона о контрактной системе, данные типовые контракты не будут распространяться на заказчиков муниципальных образований, находящихся на территории соответствующего субъекта РФ.

    Нормативные документы

    Перечень товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме, изложен в новой редакции

    Правительством РФ установлен запрет на госзакупки иностранного программного обеспечения, действующий с 1 января 2016 года

    © 2011 - 2016 Федеральное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации Федерального медико-биологического агентства»

    Курс государственных закупок в здравоохранении при кафедре общественного здоровья и здравоохранения, правоведения и информатики

    Пример государственного контракта по 44 фз

    Пример государственного контракта по 44-фз

    Образец контракта по 44-ФЗ. Все вопросы и обсуждения, все о практике государственных закупок. Re: Образец контракта по 44-ФЗ. скорпиос » 24 янв 2014, 17:02.

    Сам Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) требования к форме контрактов


    Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 13.07.2015) Форма: Соглашение о расторжении государственного контракта (образец заполнения)ТИПОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРАКТ (договор)

    44-ФЗ ВКонтакте 44-ФЗ на Facebook 44-ФЗ на Twitter" 44-ФЗ на Google+. По нижеприведенной ссылке Вы можете скачать Образец заключения проведения экспертизы результатов исполнения контракта.

    1. Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
    2. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (далее - нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
    3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, принимают правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Данные правовые акты должны соответствовать нормативным правовым актам, указанным в частях 1 и 2 настоящей статьи.
    4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора. Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
    Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
    1) контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контрактная система в сфере закупок) - совокупность участников контрактной системы в сфере закупок (федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по регулированию контрактной системы в сфере закупок, иные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление нормативно-правового регулирования и контроля в сфере закупок, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", заказчики, участники закупок, в том числе признанные поставщиками (подрядчиками, исполнителями), уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, специализированные организации, операторы электронных площадок) и осуществляемых ими, в том числе с использованием единой информационной системы в сфере закупок (за исключением случаев, если использование такой единой информационной системы не предусмотрено настоящим Федеральным законом), в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд;

    Имя файла:obrazets-gosudarstvennogo-kontrakta-po-44-fz.zip Тип файла:rar Интрефейс:рус+англ. Поэтому общепринято что душа известно что он образец, глаз видеть, уши - слышать, а все другие контрактом - галерея.Что где-то в голове

    2) определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;
    3) закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта;
    4) участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя;
    5) государственный заказчик - государственный орган (в том числе орган государственной власти), орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки;
    6) муниципальный заказчик - муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки;
    7) заказчик - государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частью 1 статьи 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, осуществляющие закупки;
    8) государственный контракт, муниципальный контракт - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд;
    9) единая информационная система в сфере закупок (далее - единая информационная система) - совокупность информации, указанной в части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона и содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - официальный сайт);
    10) уполномоченный орган, уполномоченное учреждение - государственный орган, муниципальный орган, казенное учреждение, на которые возложены полномочия, предусмотренные статьей 26 настоящего Федерального закона;
    11) специализированная организация - юридическое лицо, привлекаемое заказчиком в соответствии со статьей 40 настоящего Федерального закона;
    12) федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок - федеральный орган исполнительной вл

    Закон N 44-ФЗ - Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. 93 Закона N 44-ФЗ договор энергоснабжения или договор купли-продажи. Этапов исполнения контракта, в соответствии с требованиями 44-ФЗ .

    Образец государственного контракта по 44 фз

    Образец контракта по 44-ФЗ. Все вопросы и обсуждения, все о практике государственных закупок. Re: Образец контракта по 44-ФЗ. скорпиос » 24 янв 2014, 17:02.

    ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

    Расторжение государственного контракта

    Подборка наиболее важных документов по запросу Расторжение государственного контракта (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

    Формы документов. Расторжение государственного контракта

    Форма: Исковое заявление поставщика в арбитражный суд о расторжении государственного контракта на поставку товара в связи с неисполнением заказчиком условий контракта

    Судебная практика. Расторжение государственного контракта

    Постановление Верховного Суда РФ от 18.02.2015 по делу N 305-АД14-6443, А40-28736/2014 Требование: О признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности по статье 12.34 КоАП РФ за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений.

    Расторжение госконтракта по соглашению сторон

    Добрый день! В заключенном госконтракте есть такой пункт

    В случае расторжения Контракта по соглашению Сторон в связи с неисполнением контракта по 44 фз и ненадлежащим исполнением Подрядчиком своих обязательств последний в течение 5 (пяти) банковских дней с даты подписания соглашения о расторжении Контракта уплачивает заказчику неустойку в размере 30 (тридцать) процентов от суммы невыполненных работ. предусмотренных Контрактом.

    В соответствии со ст. 34, Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

    В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств,

    предусмотренных контрактом, а также в иных случаях ненадлежащего исполнения

    заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик,

    исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня

    начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного

    Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения

    Если контракт заключается на срок более чем три года и

    цена контракта составляет более чем сто миллионов рублей, контракт должен

    включать в себя график исполнения контракта.

    В контракт может быть включено условие о возможности

    одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями

    частей 8 — 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.

    Т о есть, контрактом может быть предусмотрена ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств. Поэтому если условиями Вашего Договора предусмотрена неустойка за ненадлежащее исполнение обязательств, то в случае расторжения Договора по Вашей вине, Вы обязаны оплатить Заказчику соответствующую сумму.

    ЕСли Вы докажете, что неисполнение Договора произошло вследствие непреодолимой силы или по не по Вашей вине, то Вы будете освобождены от уплаты неустойки.

    Согласно п. 8, п.п. 19-24 ст.95 Закона расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

    Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

    Решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта в течение одного рабочего дня, следующего за датой принятия такого решения, направляется заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу заказчика, указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении заказчику. Выполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о вручении заказчику указанного уведомления.

    Решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

    Поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.

    При расторжении контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта другая сторона контракта вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного обстоятельствами, являющимися основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

    В случае расторжения контракта в связи с односторонним отказом поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта заказчик осуществляет закупку товара, работы, услуги, поставка, выполнение, оказание которых являлись предметом расторгнутого контракта, в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.

    То есть, Вы вправе расторгнуть Договор в одностороннем порядке, если это предусмотрено условиями Вашего Договора.

    Кроме того, если Вы нарушили начальные и (или ) конечные сроки исполнения Договора, то Вы вправе согласовать с Заказчиком новые сроки. Для этого следует заключить дополнительное Соглашение

    В силу ст. 708 ГК РФ указанные в договоре подряда начальный, конечный и промежуточные сроки выполнения работы могут быть изменены в случаях и в порядке, предусмотренных договором.

    Таким образом, сейчас Вам следует направить письменное уведомление Заказчику об изменении сроков, установленных Договоров или расторгнуть Договор в одностороннем порядке.

    Смогу оказать услугу по составлению уведомления, а также проконсультировать по перспективам решения вопроса.

    Статья 95. Изменение, расторжение контракта

    1. Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:

    1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:

    а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта

    б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара

    2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации

    3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации

    4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации

    5) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги

    [инфо] (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

    6) в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом

    7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией.

    (п. 7 введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 396-ФЗ) 1.1. В 2015 году допускается изменение по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами (включая государственные контракты, муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), срок исполнения которых завершается в 2015 году, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) новых условий контракта.

    [о части] (часть 1.1 введена Федеральным законом от 31.12.2014 N 498-ФЗ)

    2. В установленных пунктом 6 части 1 настоящей статьи случаях сокращение количества товара, объема работы или услуги при уменьшении цены контракта осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной Правительством Российской Федерации.

    3. В установленных пунктом 6 части 1 настоящей статьи случаях принятие государственным или муниципальным заказчиком решения об изменении контракта в связи с уменьшением лимитов бюджетных обязательств осуществляется исходя из соразмерности изменения цены контракта и количества товара, объема работы или услуги.

    4. В случае наступления обстоятельств, которые предусмотрены пунктом 6 части 1 настоящей статьи и обусловливают невозможность исполнения государственным или муниципальным заказчиком бюджетных обязательств, вытекающих из контракта, заказчик исходит из необходимости исполнения в первоочередном порядке обязательств, вытекающих из контракта, предметом которого является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (в том числе продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо), и (или) по которому поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства исполнены.

    5. При исполнении контракта не допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случая, если новый поставщик (подрядчик, исполнитель) является правопреемником поставщика (подрядчика, исполнителя) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.

    6. В случае перемены заказчика права и обязанности заказчика, предусмотренные контрактом, переходят к новому заказчику.

    7. При исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.

    8. Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

    9. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

    [инфо] (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

    10. Заказчик вправе провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 8 настоящей статьи.

    11. Если заказчиком проведена экспертиза поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

    12. Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

    [инфо] (в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ)

    13. Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

    14. Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

    15. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует установленным извещением о проведении запроса котировок, документацией о закупке требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

    [инфо] (в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ)

    16. Информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

    17. В случае расторжения контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги, поставка, выполнение, оказание которых являлись предметом расторгнутого контракта, в соответствии с положениями пункта 6 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона.

    18. Если до расторжения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) частично исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, при заключении нового контракта количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги должны быть уменьшены с учетом количества поставленного товара, объема выполненной работы или оказанной услуги по расторгнутому контракту. При этом цена контракта, заключаемого в соответствии с частью 17 настоящей статьи, должна быть уменьшена пропорционально количеству поставленного товара, объему выполненной работы или оказанной услуги.

    19. Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

    [инфо] (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

    20. Решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия такого решения, направляется заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу заказчика, указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о его вручении заказчику. Выполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о вручении заказчику указанного уведомления.

    [инфо] (в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 04.06.2014 N 140-ФЗ)

    21. Решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

    22. Поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.

    23. При расторжении контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта другая сторона контракта вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного обстоятельствами, являющимися основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

    24. В случае расторжения контракта в связи с односторонним отказом поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта заказчик осуществляет закупку товара, работы, услуги, поставка, выполнение, оказание которых являлись предметом расторгнутого контракта, в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.

    25. Особенности порядка принятия сторонами контракта решения об одностороннем отказе от исполнения контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги по государственному оборонному заказу могут быть установлены Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".

    26. Информация об изменении контракта или о расторжении контракта, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, размещается заказчиком в единой информационной системе в течение одного рабочего дня, следующего за датой изменения контракта или расторжения контракта.

    Расторжение государственных или муниципальных контрактов на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд в случае ненадлежащего исполнения поставщиком принятых обязательств: проблемы теории и практики

    Соловьева Елена Владимировна,

    магистрант Тюменского государственного университета, института права, экономики и управления.

    В данной статье проведен анализ положений нормы Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», допускающей возможность одностороннего отказа от исполнения государственного или муниципального контракта. Автором выявлены положительные и отрицательные стороны данных законодательных нововведений и возможные пути решения проблем, связанных с возможностью одностороннего расторжения контракта.

    Ключевые слова: Федеральный закон № 94-ФЗ Федеральный закон № 44-ФЗ односторонний отказ расторжение контракта.

    Вопрос о порядке расторжения государственных или муниципальных контрактов на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд всегда вызывал споры как в научных кругах, так в правоприменительной практике.

    До вступления в силу поправок к Федеральному закону от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ), внесенных Федеральным законом от 07.06.2013 № 114-ФЗ, в случае если подрядчик (поставщик, исполнитель) по государственному (муниципальному) контракту не исполнял или ненадлежащим образом исполнял свои обязательства, заказчик был вынужден расторгать контракт по соглашению сторон или по решению суда, либо принимать работы (товары, услуги) ненадлежащего качества, что могло впоследствии рассматриваться контролирующими органами как нарушение.

    Ранее вопрос расторжения контрактов регулировался п. 8 ст. 9 Закона № 94-ФЗ, согласно которому расторжение государственного или муниципального контракта допускалось исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

    С указанной нормой непосредственно связаны ст. ст. 533 и 534 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), предполагающие возможность отказа от исполнения контракта как поставщиком, так и заказчиком при соблюдении условий, установленных в данных статьях.

    При анализе ст. ст. 533 и 534 ГК РФ и судебной практики некоторые авторы выдвигали точку зрения о возможности одностороннего отказа.

    Например, д.э.н. Ф.Н. Кадыров аргументирует свою позицию следующим образом: в соответствии со ст. 450 ГК РФ предусмотрены в качестве оснований для расторжения договора, разновидностью которых является контракт, соглашение сторон, требование одной из сторон, рассматриваемое в судебном порядке и односторонний отказ от исполнения договора [4]. Согласно п. 2 ст. 407 ГК РФ прекращение обязательства по требованию одной из сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором. Пункт 3 ст. 450 ГК РФ устанавливает, что односторонний отказ от исполнения договора полностью или частично возможен, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон. И автор делает вывод о том, что «односторонний отказ от исполнения контракта допускается в случаях, когда такой отказ прямо предусмотрен контрактом», добавляя о целесообразности предусматривать в контрактах право на односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в случае существенного нарушения обязательств по контракту поставщиком. Данная позиция также поддерживается Э.А. Кипарисовым [5], который предлагает предусматривать возможность расторжения в одностороннем порядке в тексте контракта. Л.Е. Пермяков добавляет, проанализировав ст. 534 ГК РФ, что заказчику «предоставляется право на изменение и расторжение договора в одностороннем порядке даже при надлежащем исполнении поставщиком договорных обязательств» [7] .

    При анализе судебной практики, касающейся применения п. 8 ст. 9 Закона № 94-ФЗ, также можно сделать вывод о неоднозначности решения данного вопроса. Неоднократно суды признавали право одной из сторон расторгнуть контракт в одностороннем порядке, обосновывая такое решение нормами ГК РФ.

    В качестве примера можно привести Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 декабря 2008 г. № А78-2532/08-С1-30/123-Ф02-6403/08, в котором суд прямо указывает, что возможность одностороннего расторжения государственного контракта согласована сторонами в самом контракте, следовательно, имевшее место одностороннее расторжение контракта соответствует положениям действующего законодательства.

    Однако, некоторые суды придерживаются противоположного мнения. Например, Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 23 сентября 2008 г. № КГ-А40/8968-08 были отменены решения арбитражных судов первой инстанции и апелляционной инстанции, признавшие правомерными действия ответчика по расторжению контракта в одностороннем порядке на основании пункта контракта, предусматривающего такое расторжение. Федеральный арбитражный суд указал на неправильное применение указанными судами норм ГК РФ и Закона № 94-ФЗ, а также на то, что не была применена норма п. 1 ст. 422 ГК РФ, согласно которой договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивными нормами), действующим в момент его заключения. Таким образом, Федеральный арбитражный суд принял свое решение, исходя из положений п. 2 ст. 525 ГК РФ, предусматривающего, что к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной § 4 гл. 30 ГК РФ, применяются иные законы, т.е. при отсутствии правового регулирования вопроса расторжения контракта нормами ГК РФ применяются нормы Закона № 94-ФЗ.

    В целях однозначного толкования п. 8 ст. 9 Закона № 94-ФЗ Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 308-ФЗ были внесены изменения, вступившие в силу с 1 марта 2009 г. В соответствии с указанными изменениями был сделан акцент на то, что расторжение контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. Тем самым законодатель подчеркнул, что контракт может быть расторгнут только в соответствии с перечисленными в Законе № 94-ФЗ основаниями. Необходимостью внесения указанных изменений послужило то, что положения указанной статьи действовали и ранее, но на практике нередко толковались двояко, а «некоторые заказчики вообще ставили вопрос о том, чтобы им разрешили расторгать контракты по их инициативе при наличии существенных оснований» [6].

    Что касается позиции Федеральной антимонопольной службы России по этому вопросу, она была однозначна: заказчикам расторгать контракт в одностороннем порядке нельзя.

    Если контрольные органы выявляли в проекте контракта или в документации положения, согласно которым заказчик вправе расторгнуть контракт в одностороннем порядке, то такие действия заказчика признавались нарушением, за которое предусмотрена административная ответственность по ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

    Такая спорная ситуация по вопросу одностороннего расторжения контрактов продолжалась вплоть до июня 2013г. пока не вступили в силу поправки к Закону № 94-ФЗ, которые были внесены Федеральным законом от 07.06.2013 № 114-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

    Изменения коснулись возможных способов расторжения контракта. С указанной даты расторгнуть контракт можно не только по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (как это было установлено ранее), но и вследствие одностороннего отказа стороны контракта от его исполнения.

    Такая процедура одностороннего отказа, введенная данным законом, аналогична той, которая установлена в ч. 9 - 16. 19 - 22. 26 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), вступившим в силу 1 января 2014 г. и заменившим Закон № 94-ФЗ.

    В соответствии с Законом № 44-ФЗ односторонний отказ допускается по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В частности, любая из сторон сможет отказаться от исполнения контракта, если заказчик установит соответствующее условие в контракте. Однако, включение в контракт условий о возможности одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта одновременно означает возникновение у поставщика (подрядчика, исполнителя) права на аналогичный отказ (ч. 19 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

    В Законе № 44-ФЗ определено, что до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик вправе привлекать экспертов, экспертные организации. Если заказчик привлекает экспертов, экспертные организации для проведения экспертизы, то он сможет отказаться от исполнения контракта, только если эксперты подтвердят нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа (ч. 11 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

    В ч. 12 ст. 95 Закона № 44-ФЗ очень подробно регламентируется, как должно оформляться решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта и каким образом оно должно быть направлено поставщику (исполнителю, подрядчику). Общее требование к направлению уведомления о таком решении состоит в том, что средства связи и доставки должны обеспечивать фиксирование уведомления и получения заказчиком подтверждения о его вручении. Данные правила обусловлены тем, что решение об отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через 10 дней со дня надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) (ч. 13 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

    Заказчик обязан отменить указанное решение, если в течение названного срока устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия этого решения, а также компенсированы затраты заказчика на проведение экспертизы (ч. 14 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). Однако при повторном нарушении условий контракта, которое в соответствии с гражданским законодательством является основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, данное правило не применяется.

    Условия отказа от исполнения контракта по инициативе поставщика (подрядчика, исполнителя) в целом сходны с условиями отказа от исполнения контракта по инициативе заказчика.

    После принятия решения об отказе от исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан направить соответствующее уведомление заказчику, и по истечении 10 дней с даты надлежащего уведомления заказчика данное решение вступит в силу. Заказчик может в течение указанного срока устранить нарушения контракта, ставшие основанием для одностороннего отказа от его исполнения, в этом случае поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить решение (ч. 22 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). Подобным образом заказчик может поступать неоднократно в отличие от поставщика (подрядчика, исполнителя).

    При расторжении контракта в связи с односторонним отказом стороны от его исполнения другая сторона вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного обстоятельствами, являющимися основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта ( ч. 23 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

    Однако и теперь, когда ситуация прояснилась, и Законом установлен единый порядок одностороннего расторжения контракта, относительно этого вопроса существуют самые различные мнения.

    Одни видят в этом возможность обеспечить качество закупаемых товаров, работ и услуг, другие, напротив, полагают, что данная норма дает заказчикам возможности для злоупотреблений.

    Сторонники одностороннего расторжения исходят из того, что судебная процедура — очень растянута во времени и довольно затратна. Ранее, если поставщик по контракту не исполнял или исполнял ненадлежащим образом свои обязанности, заказчик мог только обратиться в суд и ожидать решения в течение нескольких месяцев, а возможно — и дольше. А когда речь идет о закупках лекарств, медицинского оборудования, изделий медицинского назначения, питания для школ и больниц, строительстве социального жилья, школ, детских садов и т.д. это просто недопустимо.

    С учетом того, что исполнитель по контракту зачастую отказывается от подписания соглашений о расторжении контракта, а судебные разбирательства требуют кадровых и временных затрат, которые могут себе позволить не все учреждения, внесенные поправки по их мнению могут стать действенным механизмом защиты заказчиков от недобросовестных действий поставщиков.

    Противники же законодательных нововведений исходят из следующих соображений.

    Закон предусматривает, что односторонний отказ от исполнения контракта осуществляется в соответствии с гражданским законодательством. Однако ГК РФ предусматривается возможность такого отказа заказчика не только в случаях, когда другой стороной существенно нарушаются условия контракта, но и вообще без оснований (статьи 717 и 782 ГК РФ). Кроме того, ч. 23 ст. 95 Закона № 44-ФЗ фактически отменяется обязанность заказчика компенсировать подрядчику убытки, вызванные необоснованным односторонним отказом заказчика от исполнения контракта. Заказчику не придется даже как-то мотивировать свое решение, то есть, такой подход дает заказчику необоснованно широкую возможность расторгнуть контракт в одностороннем порядке, прежде всего по контрактам на выполнение работ и оказание услуг.

    В таких условиях добросовестный бизнес просто откажется участвовать в закупках из-за неоправданных и неограниченных рисков. Как следствие, действующая редакция закона о контрактной системе приведет к существенному снижению конкуренции в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, что, в свою очередь, крайне негативно отразится на возможности заказчика эффективно и экономно реализовывать свои функции по обеспечению государственных и муниципальных нужд. Такое мнение высказывает в своей статье Дмитрий Илюшин, юрист, эксперт в области публичного права Института государственного и муниципального управления Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» [3].

    В этой связи Закон № 44-ФЗ необходимо дополнить следующим образом:

    - установить непосредственно исчерпывающие и объективные, насколько это возможно, основания для одностороннего отказа от исполнения контракта (нарушение сроков исполнения контракта, неустранимые и существенные нарушения условий исполнения контракта, поставка товаров ненадлежащего качества и т.п.)

    - установить обязанность заказчика до расторжения контракта проводить экспертизу, если расторжение осуществляется по «оценочным» основаниям

    - установить процедуру досудебного обжалования одностороннего отказа заказчика в контрольный орган (сейчас таким органом является Федеральная антимонопольная служба).

    Соответствующий проект изменений в Закон № 44-ФЗ был внесен Григорием Явлинским в Законодательное собрание Санкт-Петербурга. И скорее всего, данную инициативу поддержит профессиональное и бизнес-сообщество.

    Таким образом, при условии устранения выявленных выше правовых недочетов, внесенные законодателем изменения можно охарактеризовать как направленные на упрощение процедуры расторжения государственного контракта, по которому исполнитель не выполняет принятые на себя обязательства. По моему мнению, данная норма значительно «облегчит» жизнь государственного (муниципального) заказчика, ведь, например, часто возникают ситуации, когда в тендере побеждает неизвестный участник, часто юридическое лицо, зарегистрированное только лишь для участия в тендере, целью участия которого было получение предоплаты по контракту без намерения выполнения обязательств по заключенному контракту, либо демпинг, заказчик может достаточно быстро расторгнуть контракт и заключить новый. Ранее же эта процедура была очень сложной для заказчика, так как требовала обращения в суд с соответствующим иском и значительных временных и материальных затрат на ее исполнение.

    С другой стороны, для добросовестных исполнителей по контракту указанная норма несет в себе потенциальные риски, связанные, прежде всего, с возможностью злоупотребления заказчиком предоставленным правом. Все это может привести к снижению конкуренции в сфере закупок, что будет способствовать еще большим проблемам в будущем, в том числе и повышению уровня неисполнения бюджета.

    1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая). [Электронный ресурс]: Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

    2. Дополнение № 3894 от 20.11.2013 к проекту юридического акта: О законодательной инициативе о принятии Федерального закона «О внесении изменений в статью 95 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». http://www.assembly.spb.ru/ndoc/doc/0/777308120 .

    3. Илюшин Д. «Что приготовила нам реформа государственных закупок?» общественное онлайн издание The Smart Power Journal – smartpowerjournal.ru.

    4. Кадыров Ф.Н. Менеджер здравоохранения. 2008. № 4.

    5. Кипарисов Э.А. Госзаказ: интересные моменты // Бюджетный учет. 2008. N 2 СПС «Гарант».

    6. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. Комментарий и практика применения закона / Под общ. ред. Вайпана. В.А. М. ЗАО «Юстицинформ», 2009. С. 6.

    7. Пермяков Л.Е. Правовое регулирование поставки для государственных нужд. Дис. канд. юрид наук: 12.00.03. Москва, 2012.

    8. Федеральный закон от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». [Электронный ресурс]: Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

    9. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». [Электронный ресурс]: Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

    Поступила в редакцию 20.01.2014 г.

    Соглашение о расторжении муниципального контракта

    Расторжение договорных отношений между государством и частным лицом может осуществляться как в добровольном, так и судебном порядке. Оформление соглашения о расторжении муниципального контракта является результатом выполнения всех условий договора или прекращением договорных отношений без привлечения судебных инстанций. Составление документа осуществляется на бланке, в который записывается номер контракта, реквизиты сторон, причины заключения и расторжения соглашения. Ниже вы можете скачать образец соглашения о расторжении муниципального контракта.

    Договор может быть расторгнут при нарушении одной из сторон прописанных условий. Существенным нарушением является действие, повлекшее за собой ущерб для другой стороны действие, которое лишает того, на что было рассчитано при заключении договора. Заказчик вправе обратиться в суд, если со стороны другого лица были замечены существенные нарушения, которые влекут собой расторжение договора.

    Тяжесть нарушения оценивают в зависимости от совокупности обязательств. Также возможен односторонний отказ без какого-либо основания, если подобное не предусмотрено в условиях договора. Также заказчик вправе потребовать возмещение ущерба, если недостатки не были устранены в назначенный для этого срок или являются неустранимыми. Но с другой стороны, заказчик не имеет право отказываться от заказ в одностороннем порядке.