Руководства, Инструкции, Бланки

акт освидетельствования работника на состояние алкогольного опьянения бланк img-1

акт освидетельствования работника на состояние алкогольного опьянения бланк

Рейтинг: 4.5/5.0 (1923 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Минздравом России утверждена новая процедура проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения \ Консультант Плюс

  • Главная
  • Правовые ресурсы
  • "Горячие" документы
  • Приказ Минздрава России от 18.12.2015 N 933н "О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)"
Минздравом России утверждена новая процедура проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения

Утверждены порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), форма акта медицинского освидетельствования, а также форма журнала регистрации медицинских освидетельствований.

Освидетельствование проводится в том числе в отношении:

лица, которое управляет транспортным средством;

лица, совершившего административное правонарушение;

работника, появившегося на работе с признаками опьянения;

несовершеннолетнего в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения.

Медицинское освидетельствование включает в себя осмотры врачами-специалистами, инструментальное и лабораторные исследования, а именно: осмотр врачом-специалистом (фельдшером), исследование выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя, определение наличия психоактивных веществ в моче, исследование уровня психоактивных веществ в моче, исследование уровня психоактивных веществ в крови. Регламентирован порядок проведения освидетельствования и оформления его результатов.

Форма акта медицинского освидетельствования вводится в действие с 1 июня 2016 года. С этой же даты признана утратившей силу учетная форма N 307/у "Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством".

Кроме того, признаны утратившими силу утвержденные Приказом Минздрава России от 14.07.2003 N 308:

Инструкция по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и заполнению учетной формы N 307/у;

Критерии, при наличии которых имеются достаточные основания полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование;

Требования к передвижному пункту (автомобилю) для проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения лиц, которые управляют транспортными средствами.

Дата публикации на сайте: 17.03.2016

Другие статьи

Акт об отстранении от работы

Акт об отстранении от работы

Отстранение от работы – это временная мера, по которой работник не допускается работодателем до выполнения своих непосредственных трудовых обязанностей. Основания, по которым работодатель обязан не допускать работника к работе, перечислены в ст. 76 ТК РФ .

Чтобы работодатель мог на законных основаниях не допустить своего сотрудника к работе, необходимо оформить нарушение должным образом.

В ст. 76 ТК РФ нет чётких указаний на то, что отстранение оформляется в письменном виде. Но, во избежание недоразумений и судебных исков со стороны работников, работодателю необходимо подготовить все письменные доказательства совершения работником поступка, который и повлёк за собой такую меру.
Особенно это касается случаев, когда работник явился на работу в алкогольном опьянении или другом одурманивающем состоянии. Такой поступок может повлечь за собой не только отстранение, но и последующее увольнение.

Факт алкогольного опьянения должен быть зафиксирован медиками. Но сначала нужно составить акт о появлении сотрудника на рабочем месте в нетрезвом виде. Этот документ должен быть подписан минимум 2-умя свидетелями.Акт, подписанный несколькими свидетелями, будет рассматриваться судом как дополнительное письменное доказательство.

Унифицированной формы акта не существует. Однако есть несколько правил, которые необходимо соблюдать при составлении этого документа.

В акте должна быть указана следующая информация:
  • Полное наименование работодателя с указанием организационно-правовой формы;
  • Дата и место составления;
  • Полностью ФИО и должность лица, который составляет акт;
  • Полностью ФИО и должность 2-х свидетелей;
  • Полностью ФИО и должность сотрудника, которого отстраняют от работы;
  • Дата и время фиксации нарушения;
  • Основание недопущения. Например, состояние алкогольного опьянения;
  • Признаки опьянения, которые присутствуют;
  • Дата и время отстранения работника;
  • Подпись и расшифровка подписи лица, который составляет акт;
  • Подписи и расшифровка подписей 2-х свидетелей.

Провинившийся сотрудник должен подписать этот акт. Это говорит о том, что он с ним ознакомился. Если он отказывается это делать, то необходимо составить новый акт об отказе. Его также подписывают 2 свидетеля.

В акте следует подробно описать основание отстранения. Если основанием является алкогольное или другое опьянение сотрудника, то нужно подробно перечислить все имеющиеся признаки, которые подтверждают это состояние. Например:
  • Характерный запах изо рта;
  • Неровная походка;
  • Покраснение глаз;
  • Трясущиеся руки;
  • Несвязная речь;
  • Неадекватное и грубое поведение;
  • Другие признаки.

Чем подробнее будет описано состояние работника, тем меньше вопросов возникнет в случае судебного разбирательства. На основании акта отстранения от работы в состоянии алкогольного опьянения работник не допускается к работе и отправляется на медицинское освидетельствование.
Если медицинское заключение подтвердит состояние сотрудника, то работодатель должен составить приказ о недопущении этого сотрудника до работы.

Скачать

Скачать образец акта об отстранении от работы в формате .doc вы можете
по этой ссылке

Трудовые резервы

Акт о нахождении на рабочем месте в состоянии опьянения

Основой принятия мер административного воздействия на нетрезвого работника служит Акт о нахождении на рабочем месте в состоянии опья-нения. Для обеспечения правильности оформления предлагаем Вашему вниманию шаблон такого акта, обратите внимание на примечание.

Акт о нахождении на рабочем месте в состоянии опьянения

г. _________ "_____"_____200 __г.

Мною_____________________________(должность, Ф.И.О.) составлен настоящий акт о нижеследующем:

сегодня в ________________(время) в ____________________________________________(указать место)

работник ________________________________________________________________ (должность, Ф.И.О.)

находился в состоянии ___________________________________________ (алкогольного, наркотического или иного токсического) опьянения.

В качестве признаков, свидетельствующих о том, что работник находился в состоянии опьянения можно назвать следующие:__________________________________________________

____________________________________________ (необходимо описать признаки, свидетельствующие о том, что работник находится в состоянии опьянения).

Например, об алкогольном опьянении может свидетельствовать запах алкоголя, присутствующий в выдыхаемом работником воздухе, нарушение координации движений, развязная манера поведения и т.п.

Свое состояние _____________________________________________________(Ф.И.О.) объяснил: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (в письменной форме изложить объяснения, данные работником).

_______________________________________________ (Ф.И.О.) направлен на медицинское освидетельствование для подтверждения состояния ____________________ опьянения.

Результаты медицинского освидетельствования (в случае если работник согласился на его проведение) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Свой отказ от дачи письменных объяснений и прохождения медицинского освидетельствования _________________________ (Ф.И.О.) мотивировал _______________________________________

______________________________ (заполняется в случае, если работник отказывается представить письменные объяснения по поводу своего состояния и отказывается пройти медицинское освидетельствование).

Содержание настоящего акта подтверждаем личными подписями:

___________________должность _____________подпись ____________________ (инициалы, фамилия)

___________________должность _____________подпись ____________________ (инициалы, фамилия)

Настоящий акт составил:

___________________должность _____________подпись ____________________ (инициалы, фамилия)

Состояние опьянения: процедура отстранения от работы

Состояние опьянения: процедура отстранения от работы

I. Что такое отстранение от работы?

Отстранение работника от работы представляет собой временное по решению работодателя прекращение выполнения работникомтрудовой функции, предусмотренной трудовым договором. Принять такое решение работодатель должен в случаях, перечисленных в статье 76 Трудовогокодекса РФ.

Согласно названной статье работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, появившегося в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения .

Несмотря на то, что недопущение к работе указано в скобках как юридический синоним понятия «отстранение от работы », между ними есть различия. «Не допускает к работе » означает, что работодатель, заметив признаки опьянения. запрещает работнику приступать к трудовой деятельности, которая с началом рабочего дня еще не началась. «Отстраняет от работы » имеет место уже в том случае, когда работник приступил к выполнению трудовой функции с началом рабочего дня, и только при изменении его состояния в течение дня или при условии, что состояниеработника не было замечено до начала трудовой деятельности, от работодателя поступает распоряжение прекратить работу.

На первый взгляд различие между этими распорядительными действиями работодателя кажется незначительным. Однако в отдельных отраслях деятельности оно становится принципиальным, так как именно за допуск к работе работника в состоянии опьянения должностные лица организаций могут быть привлечены к административной, а в ряде случаев и к уголовной ответственности. Так, обязанностью инспектора по проведению профилактических осмотров водителей автотранспортных средств является принятие решения о допуске водителей к работе. Принимается такое решение до выпуска автотранспортного средства на линию. Если инспектором в результате предрейсового осмотра не установлено состояние алкогольного опьянения, водитель допускается к управлению транспортным средством. Предположим, водитель «привел» себя в состояние алкогольного опьянения уже на линии. В данном случае, инспектор выполнил свою обязанность по допуску к управлению автотранспортным средством трезвого работника, и к нему не могут быть применены санкции, предусмотренные статьей 12.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях, вступившего в силу 01.07.2002. Решение об отстранении водителя от управления транспортным средством в данном случае будет уже принимать сотрудник ГИБДД/ГАИ.

Самая отлаженная процедура недопущения к работе работника, появившегося в состоянии опьянения, предусмотрена законодательством только для отдельных работодателей (транспортных организаций и подразделений, организаций энергетики, др.). Организации, в которых действует пропускная система, также могут обеспечить требование о недопущении работников к работе. Например, если работник в рабочее время появляется в состоянии опьянения не на своем рабочем месте, а, скажем, на территории организации. Если же работник приступил к исполнению своих трудовых функций на рабочем месте, то речь уже идет об отстранении.

Решение работодателя об отстранении работника от работы оформляется приказом (распоряжением). Однако для его составления необходимо соответствующее основание, а также подтверждение того, что работник действительно находится в состоянии опьянения.

II. Каким образом устанавливается и подтверждается состояние алкогольного опьянения?

Современное законодательство о здравоохранении, как, впрочем, и трудовое законодательство, определяет следующие виды опьянения: алкогольное, наркотическое и токсическое. Поскольку состояние алкогольного опьянения является более распространенным по сравнению с двумя другими, остановимся на нем подробно.

Согласно пункту 37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.1992 № 16 «О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации законодательства при разрешении трудовых споров» (с изм. на 21.11.2000) нетрезвое состояние работника может быть подтверждено как медицинским заключением, так и другими видами доказательств, которые должны быть соответственно оценены судом. Одним из таких доказательств является акт о появлении работника в состоянии опьянения. Отдельно в суде (если дело получило судебное развитие) в качестве доказательств могут быть представлены свидетельские показания. Однако работодателю не следует рассчитывать, что в случае чего ему достаточно будет сослаться на свидетелей, — вчерашние работники-свидетели к моменту рассмотрения трудового спора о незаконности отстранения могут уволиться, «забыть», как именно обстояло дело, и т.д. Поэтому лучше всего составить акт, который, будучи подписанным несколькими работниками, может рассматриваться в качестве письменных свидетельских показаний.

1. Акт о появлении работника на работе в состоянии опьянения. Законодательство не устанавливает, кто правомочен оформлять акт о появлении работника на работе в состоянии опьянения. Как правило, поскольку контроль за соблюдением трудовой дисциплины (в настоящее время в трудовом законодательстве применяется понятие «дисциплина труда») возложен на работников кадровой службы, то именно они и составляют такой акт. Составить его может и руководитель структурного подразделения, которому подчиняется работник.

Каких-либо нормативно закрепленных требований к данному документу не существует. Однако для того, чтобы в будущем акт действительно мог рассматриваться как подтверждение нахождения работника в состоянии опьянения, в нем следует отразить:

  • дату, время (желательно с точностью до минут) и место составления акта;
  • фамилию, имя, отчество и должность работника, составившего акт;
  • фамилии и должности (профессии) работников, присутствующих при составлении акта;
  • состояние работника, позволившее составителю акта сделать вывод об опьянении;
  • подписи составителя акта и присутствующих при его составлении работников.

Описывать признаки, позволившие составителю акта сделать выводы о нахождении работника в состоянии опьянения, нужно тщательно. Основными признаками алкогольного опьянения являются: запах алкоголя в выдыхаемом воздухе, нарушение координации движений, неустойчивость, шатающаяся походка и ряд других, которые будут рассмотрены далее.

С наркотическим и токсическим опьянением все гораздо сложнее. Первыми их признаками являются: ускоренная речь, быстрая смена ассоциаций и поверхностность суждений; снижение критики к своему поведению и высказываниям; узкие зрачки и бледность. Поскольку все они могут быть обусловлены просто болезнью, следует описывать состояние работника детально, а лучше всего прибегнуть к медицинскому освидетельствованию.

По общему правилу, с актом под расписку необходимо ознакомить работника, а также предложить ему представить свои объяснения. Зачастую при составлении акта о появлении на работе в состоянии опьянения, кадровикам не рекомендуется брать объяснения у работника. Действительно, ведь нетрезвый работник может написать нецензурные выражения и «нацарапать» вообще непонятно что. Однако согласиться с тем, что не следует просить работника изложить свои объяснения, а также представлять ему акт на подпись, можно только с точки зрения культуры документального оформления. Если же исходить из позиции юриста, то даже стиль изложения объяснений, несвязанные формулировки, неконтролируемый почерк, невнятно изложенные мысли впоследствии могут рассматриваться в качестве факта, подтверждающего состояние алкогольного опьянения. Как поступить, если ознакомление пьяного работника с актом невозможно в силу того, что он вообще не в состоянии что-либо понимать, не то что поставить свою подпись? В акте следует указать, что «работник не понимал значение своих действий и обращенных к нему вопросов, в силу чего ознакомить его с актом в день составления не представлялось возможным». Если же работник отказывается от подписи, это также нужно отразить в акте, а составителю и присутствующим еще раз поставить свои подписи под такой записью.

В качестве образцов для составления акта о появлении работника в состоянии опьянения можно использовать формы, приведенные в разделе «БУМАГИ» (стр. 46—47).

2. Медицинское заключение. Медицинское заключение является результатом медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения. Несмотря на то, что освидетельствование является юридически безупречным способом установления алкогольного опьянения и его степени, большинству работодателей весьма сложно им воспользоваться. Главная трудность заключается в возникновении конфликтов между работником и руководством организации по поводу прохождения медицинского освидетельствования.

Итак, начальник цеха считает, что работник появился на работе в состоянии алкогольного опьянения. А вдруг он ошибается. Просьбу «дыхни» агрессивно настроенный работник может не исполнить: «Я и так дышу!» Вариантов реакции на утверждение начальника, что работник нетрезв, может быть огромное количество: от «Ничего подобного!» до «Сам ты пьян!» Руководителю структурного подразделения также не следует успокаиваться после согласия работника со своим состоянием: может случится так, что завтра он уже будет не согласен с тем, что вчера находился в состоянии алкогольного опьянения — «просто болел!» Вчера наблюдалась шаткая походка, заторможенность реакции и речи — «начальству показалось», «чувствовал себя неважно». Ощущался запах алкоголя — «у начальства проблемы с обонянием», «вчера действительно в цеху пахло водкой». Имеется соответствующий акт — «начальник и его заместитель уже давно точат на меня зуб». Все это руководство организации может услышать не только на следующий день, но, что не исключено, и в судебном заседании. Так, при рассмотрении законности отстранения от работы в одном из судов г. Москвы отстраненный работник убедил судью, что запах алкоголя был не в выдыхаемом им воздухе, а исходил от одежды — «случайно на пиджак был опрокинут стакан со спиртом».

Как же работодателю получить медицинское заключение?

На сегодняшний день основными нормативными правовыми актами, определяющими порядок проведения медицинского освидетельствования с целью установления состояния алкогольного опьянения, являются:

  1. Инструкция Минздрава СССР от 01.09.1988 № 06-14/33-14 «О порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения»[1].
  2. Приказ Минздрава СССР от 08.09.1988 № 694 «О мерах по дальнейшему совершенствованию медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения».

Согласно указанным документам освидетельствование назначается в случаях, когда законодательством предусмотрена юридическая ответственность:

  • дисциплинарная — за пребывание в состоянии алкогольного опьянения;
  • административная — за совершение определенных действий в состоянии алкогольного опьянения.

Кроме того, оно производится в случае конфликтных ситуаций, связанных с пребыванием работника на работе в нетрезвом состоянии. Как раз с отстранением от работы, а также с применением крайней меры дисциплинарной ответственности — увольнения по подпункту «б» пункта 6 статьи 81 Трудового кодекса РФ — связаны основные конфликты.

Медицинское освидетельствование на предмет установления состояния опьянения осуществляется по направлениям сотрудников правоохранительных органов, а также должностных лиц предприятий, учреждений и организаций по месту работы освидетельствуемого. С приемом на освидетельствование от правоохранительных органов в настоящее время более или менее ясно: он производится по письменному направлению или при «передаче» освидетельствуемого сотрудником правоохранительного органа врачам. Что же касается инициативы работодателя о проведении медицинского освидетельствования, то на данный момент этот вопрос не урегулирован современным законодательством, а нормативные правовые акты 1988 года в определенной степени вступают в противоречие с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (Закон РФ от 22.07.1993 № 5487-I (с изм. на 02.12.2000).

Если мы обратимся к статье 33 Основ, то там мы найдем следующее: гражданин имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения. Таким образом, заставить работника пройти медицинское освидетельствование в принудительном порядке нельзя. Исключение составляют только случаи, описанные в статье 34 тех же Основ законодательства — медицинское освидетельствование без согласия граждан допускается в отношении лиц: страдающих заболеваниями, представляющих опасность для окружающих; лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами; лиц, совершивших общественно опасные деяния.

К сожалению, на наш случай эта норма статьи 34 не распространяется. Как же поступить в том случае, когда работодатель направляет работника на освидетельствование для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения, а работник отказывается? Благодаря тому, что государство за последние 10 лет прекратило любые попытки борьбы с пьянством, ответ на этот вопрос формировала практика.

Первый из вариантов — это сопровождение работника в органы здравоохранения, проводящие медицинское освидетельствование. Согласно названной выше Инструкции Минздрава СССР медицинское освидетельствование для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения производится в специализированных кабинетах наркологических диспансеров (отделений) врачами психиатрами-наркологами или в лечебно-профилактических учреждениях врачами психиатрами-наркологами и врачами других специальностей, прошедшими подготовку, как непосредственно в учреждениях, так и с выездом в специально оборудованных для этой цели автомобилях. Приказом Минздрава России от 05.10.1998 № 289 «Об аналитической диагностике наркотических средств, психотропных и других токсических веществ в организме человека» установлено, что освидетельствование на наличие алкогольного или наркотического опьянения, как правило, производится в кабинетах экспертизы опьянения или в приемных отделениях медицинских учреждений, где таковое осуществляется. В Москве медицинское освидетельствование (или как в тексте Инструкции о порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения в учреждениях Комитета здравоохранения г.Москвы, утвержденной приказом Комитета здравоохранения Правительства Москвы от 26.06.1997 — «экспертиза опьянения (алкогольного и состояний одурманивания)») проводится городским диспансерным отделением наркологической больницы в восьми специализированных кабинетах экспертизы.

Если работник не сопротивляется и следует с сопровождающим в учреждение здравоохранения, можно считать, что первая часть задачи решена (о второй — несколько позже). А если он ведет себя агрессивно и отказывается не только от поездки «к доктору», но и вообще оставить рабочее место? Хорошо, если в структуре организации есть собственная служба безопасности или охранное подразделение. Но такие структурные единицы создаются далеко не во всех организациях.

Раньше такие проблемы чаще всего решались вызовом милиции, сотрудники которой доставляли нетрезвого работника прямо в медицинский вытрезвитель, в котором и проводилось медицинское освидетельствование. Можно ли сейчас решить часть проблем за счет вызова милиции? Согласно пункту 11 статьи 11 Закона РФ от 18.04.1991 № 1026-I «О милиции» (с изм. на 25.07.2002) милиция имеет право доставлять в медицинские учреждения либо в дежурные части органов внутренних дел и содержать в них до вытрезвления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, либо могущих причинить вред окружающим и (или) себе, а находящихся в жилище — по письменному заявлению проживающих там граждан, если есть основания полагать, что поведение указанных лиц представляет опасность для их здоровья, жизни и имущества. Организации и предприятия, как «территории», откуда нетрезвые граждане могут быть доставлены в медицинские учреждения, не предусмотрены. Не подпадают они и под понятие «общественных мест». Вышеуказанное право предоставлено милиции для реализации ее обязанностей по пресечению административных правонарушений и привлечению к административной ответственности. Так, статьей 20.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлено, что появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, влечет наложение административного штрафа в размере от 1 до 5 минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до 15 суток. Под «другими общественными местами» понимаются места, где находится большое скопление людей или места, где такое скопление возможно. Это подъезды, лестничные клетки, места проведения зрелищных мероприятий, пляжи, иные места, где становится многолюдно во время отдыха граждан [2]. а также дворы, лифты жилых домов; зрелищные предприятия (театры, кинотеатры, дворцы культуры) [3]. В их число входят и такие территории, которые обычно к общественным местам не относятся, но становятся таковыми во время отдыха там граждан. Отсюда следует, что просьбу руководства организации доставить работника, находящегося в состоянии алкогольного опьянения, в медицинское учреждение, сотрудники милиции выполнять не обязаны. Но, следует отдать им должное, чаще всего они все же помогают руководству организации решить этот вопрос.

Еще один способ, выработанный «жизнью», — вызов скорой помощи.

Кадровая практика. Начальник отдела кадров длительное время безуспешно пытался решить вопрос с прохождением медицинского освидетельствования работника, регулярно появляющегося на работе в состоянии алкогольного опьянения. Проблема заключалась в том, что работник для сокрытия запаха алкоголя применял вещества типа «антиполицай» и различные пищевые «поглотители» запаха спиртного (в частности, лук и чеснок). Ни в какую не соглашаясь, что он находится в состоянии алкогольного опьянения, работник приходил на свое рабочее место и предлагал начальнику отдела кадров заниматься своими делами. На предложение пройти медицинское освидетельствование следовал жесткий, но вполне вежливый отказ. В отделении милиции, в которое не раз обращались кадровик и заместитель директора организации, поясняли, что доставление работника в медицинское учреждение для прохождения медицинского освидетельствования не входит в их компетенцию. Наконец, выход был найден. Начальник отдела кадров вызвал бригаду скорой помощи для оказания медицинской помощи работнику. «Плохое самочувствие» работника было зафиксировано врачами, и протокол медицинского освидетельствования, наконец, был составлен.

Но прежде, чем последовать описанному примеру, следует подумать, как будет объясняться вызов бригады скорой помощи (например, явными признаками отравления, «потерей сознания» у станка, пр.).

Теперь о второй части проблемы медицинского освидетельствования: процедуре его проведения и результатах.

Согласно Инструкции о порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения врач (фельдшер), производящий освидетельствование, составляет протокол медицинского освидетельствования по установленной форме в двух экземплярах. В протоколе подробно излагаются сведения о внешнем виде освидетельствуемого, его поведении, эмоциональном фоне, речи, вегето-сосудистых реакциях, состоянии двигательной сферы. В нем также отмечаются жалобы освидетельствуемого, его субъективная оценка своего состояния. Кроме того, указывается наличие или отсутствие запаха алкоголя и приводятся результаты лабораторных исследований. Закончив оформление протокола, врач (фельдшер) предлагает обследуемому сделать подробную запись об ознакомлении с результатами освидетельствования (еще раз напомню, что в некоторых случаях это может служить дополнительным подтверждением опьянения). При отказе испытуемого от записи, врачом (фельдшером) делается соответствующая пометка.

Основой медицинского заключения по вопросу состояний, связанных с потреблением алкоголя, должны служить данные всестороннего медицинского освидетельствования. После его завершения производится отбор выдыхаемого воздуха или биологических жидкостей организма для исследования их на наличие алкоголя. Лабораторные исследования (выдыхаемого воздуха, мочи, слюны) при проведении освидетельствования являются обязательными. Кровь для анализов на алкоголь берется в исключительных случаях только по медицинским показаниям (например, при тяжелых травмах, отравлении и т.п.). Характер и последовательность проведения биологических проб определяется врачом (фельдшером) в зависимости от особенностей клинического состояния обследуемого. В случаях сомнительной картины алкогольного опьянения применяется не менее двух биологических реакций на алкоголь (проба Рапопорта, Мохова-Шинкаренко, аппарат ППС-1); анализу подвергаются различные биологические среды; в случаях исследования выдыхаемого воздуха или слюны осуществляется их повторное проведение через 20—30 минут после первого. В тех случаях, когда состояние испытуемого не позволяет осуществить освидетельствование в полном объеме (тяжелая травма, бессознательное состояние) для определения состояний, связанных с потреблением алкоголя, обязательно проводится двукратное (с интервалом 30—60 минут) количественное исследование на алкоголь не менее двух биологических жидкостей организма (кровь, моча, слюна). Образцы биологических сред, взятых у освидетельствуемого для определения алкоголя, хранятся в учреждении здравоохранения, где проводилось освидетельствование, на протяжении не менее 35 дней при соблюдении необходимых, гарантирующих их сохранность условий, соответствующих требованиям методических указаний.

Результаты медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения могут считаться действительными при условии, что они были получены в ходе медицинского обследования, выполненного в соответствии с названной инструкцией, и при проведении лабораторных исследований были использованы только методики и устройства, разрешенные Минздравом России для применения в целях освидетельствования.

На основании медицинского освидетельствования формулируется заключение, в котором характеризуется состояние освидетельствуемого на момент обследования. Согласно Инструкции в заключении по результатам освидетельствования работника в связи с появлением (пребыванием) его на работе в нетрезвом состоянии должно констатироваться наличие факта потребления алкоголя или его отсутствие (трезвое состояние). Однако юридически значимым обстоятельством отстранения работника от работы является не факт потребления алкоголя, а состояние опьянения — ведь возможно, что факт употребления алкоголя будет установлен, а признаки опьянения не выявлены. Поэтому следует напомнить врачу (фельдшеру), что законодательство изменилось, и при составлении заключения нужно учитывать новые нормы. Это даже не столько право, сколько обязанность, так как во всех случаях врачу, проводящему освидетельствование, должны быть сообщены причины, вызвавшие необходимость освидетельствования, и его цели (с позиций какого нормативного акта будут рассмотрены результаты освидетельствования — в данном случае это Трудовой кодекс РФ).

В результате освидетельствования может быть выдано заключение, в котором будет установлено одно из следующих состояний:

1) трезв, признаков потребления алкоголя нет;

2) установлен факт потребления алкоголя, признаки опьянения не выявлены;

3) алкогольное опьянение;

4) алкогольная кома;

5) состояние одурманивания, вызванное наркотическими или другими веществами;

6) трезв, имеются нарушения функционального состояния, требующие отстранения от работы с источником повышенной опасности по состоянию здоровья.

Результаты освидетельствования сообщаются обследуемому сразу же по окончании обследования. Лицам, доставившим освидетельствуемого для определения факта употребления алкоголя или состояния опьянения, выдается на руки протокол медицинского освидетельствования. При отсутствии сопровождающего лица протокол освидетельствования высылается в адрес направившей организации по почте.

Итак, медицинское заключение на руках. Отстранение от должности на основании второго абзаца части первой статьи 76 Трудового кодекса РФ будет правомерным, если в нем указаны состояния по пунктам 3, 4 и 5 вышеприведенного списка. Если же по пунктам 1 и 2 — то незаконным, так как только состояние опьянения является основанием отстранения от работы. В этом случае нельзя будет применить часть третью статьи 76 Трудового кодекса РФ, и работнику следует выплатить заработную плату за период отстранения. Кроме того, если нет желания выплачивать работнику материальный ущерб, на который он может претендовать в соответствии со статьей 234 Трудового кодекса РФ, неплохо было бы принести ему извинения. Что же касается состояния по пункту 6, то здесь можно обосновать свою позицию абзацем пятым части первой статьи 76 Кодекса, согласно которой работодатель отстраняет работника от работы при выявлении в соответствии с медицинским заключением противопоказаний для выполнения работы, обусловленной трудовым договором. Поскольку понятие «источник повышенной опасности» не имеет законодательно закрепленного определения, а перечень этих источников вообще не установлен, то, например, любую работу, связанную с механизмами, можно отнести к работе с источниками повышенной опасности. В любом случае, работодателю желательно рассказать врачу о трудовых функциях работника еще на этапе подготовки медицинского заключения — тогда описываемые им нарушения функционального состояния будут рассматриваться с позиции допуска к выполнению названных трудовых функций.

Работодателям сложно предугадать действия работника, не согласного с отстранением от работы. Тех, кто считает медицинское заключение неоспоримым доказательством нахождения работника в состоянии опьянения, можно огорчить. Судебной практике известны случаи, когда работники добивались признания результатов медицинского освидетельствования недействительными. В следующем номере журнала мы поговорим о таких случаях, разберемся со сроками отстранения от работы, составим соответствующий приказ и подумаем о перспективе увольнения работника.

1 Далее по тексту — Инструкции о порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения.

2 Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. Ю.М. Козлова. — М. Юристъ, 2002.

3 Комментарий к Кодексу РСФСР об административных правонарушениях. /Под ред. И.И.Веремеенко, Н.Г. Салищевой, М.С. Студеникиной. Издание четвертое, переработанное и дополненное. — М. «Проспект», 2000.

Акт отстранения от работы за появление на работе в состоянии опьянения

АКТ
отстранения работающего от работы
за появление на работе в состоянии опьянения


1. Должность и ФИО составил настоящий акт в том, что «____»____________ 20___ г. в ____ час. ____ мин. на (в) наименование объекта установлен факт нахождения на территории объекта в состоянии опьянения профессия (должность) и ФИО нарушителя, подразделение.

2. Признаки опьянения выражались в специфический запах, особенности речи, нарушение координации движения.

3. ФИО нарушителя предложено в соответствии с п. ХХ Коллективного договора пройти проверку физического состояния на приборе Алкотест.

Показания прибора Алкотест составили: _____ промили.

От проверки прибором Алкотест отказался.

Факт отказа от проверки прибором Алкотест подтверждают: _______________ (подписи свидетелей).

4. Объяснение ФИО нарушителя по факту нахождения его в состоянии опьянения прилагается к акту на ____ листах.

От дачи объяснения ФИО нарушителя отказался.

Факт отказа дачи объяснения подтверждают: _______________ (подписи свидетелей).

5. ФИО нарушителя было предложено пройти медицинское освидетельствование в наркологическом диспансере по адресу на основании направления № __________ от «____»____________ 20___ г. и представить результаты лицу, составившему акт до ____ час. ____ мин.

Направление выдано ФИО нарушителя под роспись в корешке учета выдачи направления (корешок направления прилагается).

От прохождения медицинского освидетельствования в наркологическом диспансере по адресу отказываюсь: ФИО и подпись нарушителя.

Факт отказа от прохождения медицинского освидетельствования в наркологическом диспансере подтверждают: подписи свидетелей .

6. Акт освидетельствования в наркологическом диспансере представлен «____»____________ 20___ г. в ___ час. ___ мин. (прилагается); не представлен в установленное время (ненужное зачеркнуть).

7. Факт отстранения от работы в связи с грубым нарушением трудовой дисциплины (нахождение на рабочем месте в состоянии опьянения) ФИО нарушителя подтверждается: ____________________________________ (подписи свидетелей).

8. С актом ознакомлен _________________ (подпись нарушителя).

От подписи акта отказался. Факт отказа от подписи акта подтверждают: ____________________ (подписи свидетелей).

9. Работающий ФИО нарушителя выведен за пределы территории; доставлен домой; принудительно удален с территории сотрудниками милиции.
____________________ (подписи свидетелей)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по порядку документирования фактов появления в нетрезвом состоянии на рабочем месте

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по порядку документирования фактов появления в нетрезвом состоянии на рабочем месте

по порядку документирования фактов появления в нетрезвом состоянии на рабочем месте

1.1. Анализ проведенных служебных проверок показывает, что руководители территориальных подразделений слабо владеют методикой документирования фактов появления государственных гражданских служащих на работе (на своем рабочем месте либо на территории организации - работодателя или объекта, где по поручению работодателя работник должен выполнять трудовую функцию) в нетрезвом состоянии. Так, из 5 проведенных в 2007 году проверок по вышеуказанным фактам ни в одном из представленных первичных материалов не были полностью отражены признаки, позволяющие сделать вывод о наличии у сотрудника состояния алкогольного опьянения. Только в одном случае было проведено медицинское освидетельствование. Допущенные нарушения в оформлении не позволяют сделать определенный вывод о наличии опьянения у сотрудника, и, как следствие, привлечь его к дисциплинарной ответственности. Учитывая высокую общественную опасность данного нарушения, отсутствие адекватного реагирования на случаи появления на работе (на своем рабочем месте либо на территории организации - работодателя или объекта, где по поручению работодателя работник должен выполнять трудовую функцию) в нетрезвом состоянии способствует существенному снижению уровня служебной дисциплины и подрыву авторитета органов государственной власти.

1.2. Настоящие Методические рекомендации определяют порядок действий руководителей территориальных подразделений и сотрудников кадровой службы при выявлении фактов нахождения государственных гражданских служащих на рабочем месте в нетрезвом состоянии.

1.3. Методические рекомендации разработаны в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах», Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Постановлением Правительства РФ от 26.12.2002 № 930 "Об утверждении Правил медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и оформления его результатов", приказом Минздрава РФ от 14.07.2003 № 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения».

1.4. Целью настоящих методических рекомендаций является получение методических и практических навыков начальниками отделов - старшими судебными приставами РО (ГО, СО) СП в порядке документирования фактов появления сотрудников на работе (на своем рабочем месте либо на территории организации - работодателя или объекта, где по поручению работодателя работник должен выполнять трудовую функцию) в состоянии алкогольного опьянения и является учебно - методическим пособием по организации и проведению документирования.

1.5. Целью настоящих методических рекомендаций является обучение начальников отделов - старших судебных приставов РО (ГО, СО) СП :

  • порядку сбора первичного материала по фактам появления сотрудников на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения;
  • порядку организации и проведения медицинского освидетельствования сотрудников на состояние алкогольного опьянения;
  • особенностям медицинского освидетельствования на состояние опьянения лиц, управляющих транспортными средствами.

II. Порядок сбора первичного материала по фактам появления сотрудников на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения

2.1. Согласно пункту 42 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" состояние опьянения работника может быть подтверждено как медицинским заключением, так и другими видами доказательств, которые должны быть соответственно оценены судом. Одним из таких доказательств является акт о появлении работника в состоянии опьянения. В качестве дополнительных доказательств могут быть представлены докладные записки, иные документы, свидетельские показания.

2.2. Оформление акта о появлении работника на работе (на своем рабочем месте либо на территории организации - работодателя или объекта, где по поручению работодателя работник должен выполнять трудовую функцию) в состоянии опьянения возлагается на непосредственного руководителя государственного гражданского служащего, а также на сотрудников кадровой службы либо подразделения по обеспечению работы с кадрами и вопросов безопасности.

Форма акта произвольная, однако для того, чтобы акт мог рассматриваться как подтверждение нахождения работника в состоянии опьянения, в нем следует отразить:

- дату, время (желательно с точностью до минут) и место составления акта;

- фамилию, имя, отчество и должность работника, составившего акт;

- фамилии и должности (профессии) работников, присутствующих при составлении акта;

- время обнаружения работника, находящегося в состоянии алкогольного опьянения;

- указание о присутствии при составлении акта работника, находящегося в состоянии опьянения;

- состояние работника, с указанием признаков, позволивших составителю акта сделать вывод об опьянении;

- указание на ознакомление с актом работника, находящегося в состоянии опьянения, его подпись, дата, либо указание на ознакомление с актом работника, находящегося в состоянии опьянения, и отказывающегося от подписи об ознакомлении с указанным актом;

- подписи составителя акта и присутствующих при его составлении работников.

Примерный образец акта о состоянии алкогольного опьянения приведен в приложении 4.

2.3. Необходимо подробно описывать признаки, позволяющие составителю акта сделать выводы о нахождении работника в состоянии опьянения. Основными признаками алкогольного опьянения, в соответствии с приказом Минздрава РФ от 14.07.2003 № 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения», являются:

1. Запах алкоголя изо рта.

2. Неустойчивость позы.

3. Нарушение речи.

4. Выраженное дрожание пальцев рук.

5. Резкое изменение окраски кожных покровов лица.

6. Поведение, не соответствующее обстановке.

7. Наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе, определяемое техническими средствами индикации, зарегистрированными и разрешенными для использования в медицинских целях и рекомендованными для проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Так как заключение по признаку, указанному в пункте 7, дается только специалистом - наркологом, в акте должно быть отражено наличие признаков, указанных в п.п. 1-6.

2.4. По общему правилу, с актом под расписку необходимо ознакомить работника, а также предложить ему представить свои объяснения. Как правило, при составлении акта о появлении на работе (на своем рабочем месте либо на территории организации - работодателя или объекта, где по поручению работодателя работник должен выполнять трудовую функцию) в состоянии опьянения не рекомендуется брать объяснения у работника, однако, при согласии сотрудника, следует просить его изложить свои объяснения, а также представлять ему акт на подпись, т.к. стиль изложения объяснений, несвязанные формулировки, неконтролируемый почерк, невнятно изложенные мысли впоследствии могут рассматриваться в качестве факта, подтверждающего состояние алкогольного опьянения. Если ознакомление пьяного сотрудника с актом невозможно в силу того, что он не в состоянии что-либо понимать, в акте следует указать, что работник не понимал значения своих действий и обращенных к нему вопросов, в силу чего ознакомить его с актом в день составления не представлялось возможным. Если же работник отказывается от подписи, то этот факт также нужно отразить в акте, а составителю и присутствующим еще раз поставить свои подписи под такой записью. Факт отказа от дачи объяснений также необходимо оформлять отдельным актом (см. приложение 1).

Необходимо сразу же после составления акта отобрать объяснения от всех присутствовавших лиц. В объяснении необходимо отразить время и место составления акта, обстоятельства, послужившие причиной составления акта, подробное описание наличия у освидетельствуемого сотрудника вышеуказанных признаков алкогольного опьянения. При отражении поведения, не соответствующего обстановке, необходимо подробно описать, в чем именно оно заключается.

III. Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования сотрудников на состояние алкогольного опьянения

3.1. Для наиболее полного документирования необходимо направить сотрудника в лечебное учреждение для медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Право направления на медицинское освидетельствование предоставляется руководителю Управления ФССП России по Оренбургской области - главному судебному приставу Оренбургской области - в отношении любого сотрудника Управления, а также начальникам РО (ГО, СО) СП - в отношении лиц, находящихся в их прямом подчинении. В исключительных случаях допускается направление на освидетельствование оперативным дежурным - начальником смены оперативного дежурства с уведомлением руководителя Управления или лица, его замещающего, в течении 24 часов с момента обнаружения.

Инициатором медицинского освидетельствования может выступать не только работодатель, а также и государственный гражданский служащий, не согласный с выводами и фактами, изложенными в акте о появлении на работе (на своем рабочем месте либо на территории организации - работодателя или объекта, где по поручению работодателя работник должен выполнять трудовую функцию) в состоянии опьянения. В данном случае он может самостоятельно обратиться в учреждение здравоохранения за получением медицинского заключения, результаты которого опровергнут акт.

3.2. При направлении на освидетельствование необходимо в присутствии не менее 2-х лиц уведомить сотрудника о том, что он вправе отказаться от прохождения освидетельствования. Кроме того, направляемому на освидетельствование государственному гражданскому служащему должно быть разъяснено право прервать освидетельствование в любой момент. В случае, если государственный гражданский служащий откажется от прохождения освидетельствования, отказ должен быть оформлен отдельным актом, заверенным подписями присутствующих.

Направлять государственного гражданского служащего для освидетельствования наиболее целесообразно в наркологический диспансер при наличии его в населенном пункте (см. приложение 2). В случае, если наркологического диспансера в населенном пункте нет, освидетельствование необходимо проводить в центральной районной больнице.

3.3. Во всех случаях врачу, проводящему освидетельствование, должны быть сообщены причины, вызвавшие необходимость освидетельствования, и его цели. При этом освидетельствуемый обязан представить документ, удостоверяющий личность, а в случае проведения освидетельствования по инициативе гражданского служащего - письменное заявление с подробным изложением причины его просьбы о проведении освидетельствования. По официальному письменному запросу заинтересованных органов или учреждений протокол освидетельствования может быть выдан (выслан) соответствующим медицинским учреждением.

3.4. В случае проведения освидетельствования по инициативе работодателя освидетельствуемого сотрудника целесообразно доставить в медицинское учреждение в сопровождении непосредственного руководителя и 2-3 сопровождающих. Рекомендуется присутствие указанных лиц в процессе освидетельствования, чем достигается, во-первых, возможность пресечения возможных противоправных действий со стороны освидетельствования, во-вторых, возможность документирования отказа от продолжения освидетельствования. Врач (фельдшер), производящий освидетельствование по направлению, составляет протокол медицинского освидетельствования по установленной форме в двух экземплярах. В протоколе подробно излагаются сведения о внешнем виде освидетельствуемого, его поведении, эмоциональном фоне, речи, вегетососудистых реакциях, состоянии двигательной сферы. При этом рекомендуется отметить жалобы освидетельствуемого, его субъективную оценку своего состояния. Кроме того, при оценке состояния требуется отметить наличие или отсутствие запаха алкоголя и указать результаты лабораторных исследований. При врачебном исследовании допускается внесение имеющихся дополнительных данных, свидетельствующих о факте употребления алкоголя или о наличии симптомов опьянения. В случае невозможности проведения освидетельствования в полном объеме в силу определенных обстоятельств (из-за тяжести состояния лица, подлежащего освидетельствованию, его отказа от освидетельствования и т.п.) в протоколе медицинского освидетельствования указываются причины, почему не было выполнено то или иное исследование. Лабораторные исследования при проведении освидетельствования являются обязательными, однако кровь для анализа на алкоголь рекомендуется брать в исключительных случаях только по медицинским показаниям (например, тяжелые травмы, отравления и т.п.).

3.5. Результаты медицинского освидетельствования до установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения могут считаться действительными при условии, что они были получены в ходе медицинского обследования в соответствии с инструкцией и при проведении лабораторных исследований были использованы только соответствующие методики и устройства. Врач при составлении заключения по медицинскому освидетельствованию для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения должен установить одно из следующих состояний:

трезв, признаков потребления алкоголя нет;

установлен факт употребления алкоголя, признаки опьянения не выявлены;

состояние одурманивания, вызванное наркотическими или другими веществами (в этом случае обязательно указывается установленное вещество, заключение выносится только при достоверном лабораторном определении конкретного вещества);

трезв, имеются нарушения функционального состояния, требующие отстранения от работы с источником повышенной опасности по состоянию здоровья.

Врач, проводящий освидетельствование, должен не только констатировать сам факт потребления алкоголя, но и правильно квалифицировать состояние обследуемого, поскольку диагностика соответствующих синдромов служит медицинским критерием для установления определенных в законе правонарушений, связанных с потреблением алкоголя.

3.6. По результатам освидетельствования лицом, обнаружившим нарушение, составляется докладная записка на имя руководителя Управления ФССП России по Оренбургской области - главного судебного пристава Оренбургской области, с приложением собранного материала.

IV. Особенности медицинского освидетельствования на состояние опьянения лиц, управляющих транспортными средствами

4.1. В главе 51 Трудового кодекса установлены особенности регулирования труда работников транспорта. Согласно ч. 2 ст. 328 ТК РФ прием работников на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, производится после обязательного предварительного медицинского осмотра в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения и федеральным органом исполнительной власти в области соответствующего вида транспорта. Цель обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования, в частности, водителей транспортных средств и кандидатов в водители - определить у них медицинские противопоказания или ограничения к водительской деятельности. В связи с этим они проходят предрейсовые, послерейсовые и текущие медицинские осмотры, в том числе и на предмет выявления возможного опьянения. Периодичность обязательных медицинских освидетельствований, порядок их проведения, перечень медицинских противопоказаний, при которых гражданину Российской Федерации запрещается управлять транспортными средствами, устанавливаются ст. 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".

4.2. По результатам освидетельствования в 2 экземплярах составляется акт медицинского освидетельствования с указанием даты освидетельствования и других необходимых атрибутов. На основании результатов освидетельствования составляется заключение, в котором должно быть четко охарактеризовано состояние освидетельствуемого лица на момент освидетельствования. В случае отказа лица от освидетельствования (либо от того или иного вида исследования в рамках освидетельствования) врачом (фельдшером), проводящим освидетельствование, в журнале регистрации делается запись "от освидетельствования отказался". Если проведение освидетельствования в полном объеме не представляется возможным из-за тяжести состояния освидетельствуемого, в акте указываются причины, по которым не было выполнено то или иное исследование. Основой заключения о состоянии освидетельствуемого служат данные комплексного медицинского освидетельствования с учетом результатов лабораторных исследований.

При наличии клинических признаков опьянения и невозможности проведения лабораторного исследования заключение о наличии состояния опьянения выносится на основании установленных клинических признаков опьянения. Подлинник заключения с подписью специалиста, проводящего исследование, приобщается ко второму экземпляру акта медицинского освидетельствования.

4.3. Первый экземпляр акта выдается должностному лицу, инициировавшему медицинское освидетельствование гражданина на предмет определения его опьянения. Второй экземпляр акта остается в организации здравоохранения, в котором произведено освидетельствование, и хранится в течение 3 лет.

Приложение 1

к Методическим рекомендациям,

утвержденным приказом УФССП России по Оренбургской области

от _____________________ № _________

Бланк акта об отказе от дачи объяснений,

прохождения медицинского освидетельствования,