Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция по исполнительному производству республики беларусь 2015 img-1

инструкция по исполнительному производству республики беларусь 2015

Рейтинг: 4.8/5.0 (1875 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Инструкции по исполнительному производству республики беларусь - Обновляемый портал

Инструкции по исполнительному производству республики беларусь

Инструкция по исполнительному производству республики беларусь 2015 - Телевизоры Инструкции по применению Скачать инструкция по исполнительному производству республики беларусь 2015 В случае реализации имущества с торгов оценка такого имущества для определения его начальной цены производится организациями, которые в соответствии с законодательными актами имеют право на осуществление независимой оценки государственного имущества, а не специалистом торговой организации, через которую осуществляется реализация, как было ранее. Исключена норма о том, что выбор оценщика или оценочной организации производится судебным исполнителем с учетом соблюдения принципа процессуальной экономии. Постановление вступило в силу с 27 апреля 2014 г. N 1605иных нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в области исполнительного производства, и определяет условия и порядок исполнения исполнительных документов. Задачами исполнительного производства являются обеспечение исполнения решений, определений и постановлений судов по гражданским делам, постановлений по делам об административных правонарушениях, приговоров, определений и постановлений по уголовным делам в части имущественных взысканий, а также постановлений и решений других органов, исполнение которых законодательством возложено на судебных исполнителей, контроль за добровольным исполнением, а в необходимых случаях их принудительное исполнение в целях охраны и защиты подтвержденных в установленном законом порядке прав граждан, юридических лиц и государства. ГЛАВА 2 УСЛОВИЯ ДЕЙСТВИЙ СУДЕБНОГО ИСПОЛНИТЕЛЯ 2. Исполнительные действия на территории Республики Беларусь совершаются судебными исполнителями, состоящими при соответствующих судах. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2005 г. Голованов УТВЕРЖДЕНО Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь N 40 ИНСТРУКЦИЯ ПО ИСПОЛНИТЕЛЬНОМУ ПРОИЗВОДСТВУ РАЗДЕЛ I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Настоящая Инструкция разработана на основании Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь, Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь, Банковского кодекса Республики Беларусь, Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, Положения о Министерстве юстиции Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. Судебным исполнителям выдаются служебные удостоверения в соответствии с законодательством. Организацию деятельности судебных исполнителей районных городских, областных, Минского городского судов осуществляют Министерство юстиции Республики Беларусь, главные управления юстиции и председатели областных, Минского городского судов. Министерство юстиции в соответствии с возложенными на него задачами реализует государственную политику в сфере юстиции; осуществляет контроль за работой судебных исполнителей по выполнению возложенных на них задач; организует проведение мероприятий, направленных на повышение профессиональной подготовки судебных исполнителей; устанавливает штатную численность, определяет нормативы материально-технического обеспечения судебных исполнителей, рассматривает в пределах компетенции жалобы на их действия; разрабатывает проекты законодательных иных нормативных правовых актов по вопросам совершенствования деятельности судебных исполнителей. Судебный исполнитель является должностным лицом, состоящим на государственной службе. На должность судебного исполнителя не может быть назначен гражданин при наличии оснований для отказа в приеме на государственную службу, установленных законодательством. В районных городских судах, где имеется два и более судебных исполнителя, в областных, Минском городском судах назначается старший судебный исполнитель. Инструкция по исполнительному производству республики беларусь 2015 Старшие судебные исполнители, судебные исполнители назначаются на должность и освобождаются от должности в порядке, установленном Министерством юстиции Республики Беларусь. Инструкция по исполнительному производству республики беларусь 2014 добавлена 28 апреля 2014, Постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 18 апреля 2014 г. Среди прочего установлено, что в случае нарушения должником или иным лицом, не являющимся должником, законодательства об исполнительном производстве судебный исполнитель обязан составить протокол об административном правонарушении по ст. Судебным исполнителем может быть гражданин Республики Беларусь, достигший восемнадцатилетнего возраста, имеющий среднее специальное юридическое образование либо высшее юридическое образование для старшего судебного исполнителя районного городского суда - высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее двух лет, в том числе не менее одного года в должности судебного исполнителя, для старшего судебного исполнителя областного, Минского городского судов - высшее юридическое образование и стаж работы в должности судебного исполнителя районного городского суда не менее двух лет, способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности. Судебный исполнитель является должностным лицом, состоящим на государственной службе. На должность судебного исполнителя не может быть назначен гражданин при наличии оснований для отказа в приеме на государственную службу, установленных законодательством. В районных городских судах, где имеется два и более судебных исполнителя, в областных, Минском городском судах назначается старший судебный исполнитель. Старшие судебные исполнители, судебные исполнители назначаются на должность и освобождаются от должности в порядке, установленном Министерством юстиции Республики Беларусь. Судебный исполнитель, исполняющий сводное исполнительное производство, объединенное в соответствии с пунктом 15 настоящей Инструкции, назначается председателем суда. Выход выезд по месту жительства месту пребывания или месту нахождения должника либо его имущества осуществляется группой судебных исполнителей в количестве не менее двух человек. Неявка сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения вопроса о возвращении исполнительного документа взыскателю, не является препятствием для его разрешения. Судебный исполнитель подлежит обязательному государственному страхованию в соответствии с законодательством. Судебные исполнители при исполнении служебных обязанностей носят форменную одежду, имеют знаки различия, описания которых утверждаются Президентом Республики Беларусь. Инструкция по исполнительному производству республики беларусь 2015 Выход выезд по месту жительства месту пребывания или месту нахождения должника либо его имущества осуществляется группой судебных исполнителей в количестве не менее двух человек. Неявка сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения вопроса о возвращении исполнительного документа взыскателю, не является препятствием для его разрешения. Судебный исполнитель подлежит обязательному государственному страхованию в соответствии с законодательством. Судебные исполнители при исполнении служебных обязанностей носят форменную одежду, имеют знаки различия, описания которых утверждаются Президентом Республики Беларусь.

В соответствии с пунктом 3 статьи 211.

Другие статьи

Комментарий к постановлению Министерства юстиции «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию по исполнительному производству»

Комментарий к постановлению Министерства юстиции «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию по исполнительному производству»

Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 19 сентября 2014 г. № 196 «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию по исполнительному производству» вступило в силу 24 января 2015 года. Начальник главного управления принудительного исполнения Министерства юстиции Андрей Авдеев разъяснил, в чем суть внесенных изменений.

Андрей Авдеев напомнил, что единая система органов принудительного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов была создана 1 января 2014 года в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 530 «О некоторых вопросах совершенствования организации исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов».

Поэтапное изменение законодательства в сфере принудительного исполнения исполнительных документов потребовалось для повышения эффективности работы органов принудительного исполнения. Кроме того, Инструкция по исполнительному производству, утвержденная постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 20 декабря 2004 г. № 40 (Инструкция), также нуждалась в корректировке с учетом требований времени и развития действующего законодательства. Поэтому Министерство юстиции и приняло постановление от 19 сентября 2014 г. № 196 «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию по исполнительному производству».

«Внесенные в Инструкцию изменения и дополнения являются как концептуальными нововведениями, так и техническими правками», – сообщил начальник главного управления принудительного исполнения.

Например, в новой редакции изложены нормы Инструкции, определяющие права и обязанности сторон в исполнительном производстве, порядок принятия, исполнения, замены и отмены мер по обеспечению исполнения исполнительного документа, взыскания расходов по исполнению.

А также Инструкция дополнена новыми положениями, регламентирующими вопросы обращения взыскания на паенакопления, а также устанавливающими порядок предоставления органами принудительного исполнения материалов исполнительных производств.

На этих нововведениях Андрей Авдеев остановился подробнее: «Предоставление материалов исполнительных производств производится по запросу государственных органов, должностные лица которых вправе рассматривать жалобы на постановления, действия (бездействие) судебных исполнителей и совершать процессуальные действия в рамках исполнительных производств. А именно рассматривать заявления об отсрочке, рассрочке исполнения, утверждении мировых (медиативных) соглашений. Либо обладают правом принесения протеста, вправе производить выемку документов в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством».

Одним из концептуальных изменений Инструкции является нормативное закрепление положений, обеспечивающих возможность осуществления судебными исполнителями отдельных исполнительных действий с использованием электронного документооборота, информационных технологий. Речь идет о рассылке процессуальных документов, уведомлений о дате и времени проведения отдельных исполнительных действий, вызове к судебному исполнителю, запрете на совершение регистрационных действий в отношении объектов недвижимости. Имеются в виду также сервисы официальных сайтов органов принудительного исполнения в интернете (например, проведение электронных торгов и тому подобное).

По словам Андрея Авдеева, чтобы оптимизировать взаимодействие органов принудительного исполнения с органами внутренних дел, конкретизированы действия, которые должен совершить судебный исполнитель до вынесения постановления о розыске должника:

запросить у операторов сотовой связи информации о зарегистрированных за должником абонентских номерах;

установить по АС «Паспорт» адреса регистрации должника;

вызвать должника на прием повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием электронной, иных видов связи, обеспечивающих фиксирование факта вызова;

направить представления судье о вынесении определения о приводе должника;

отправиться по месту жительства (месту пребывания) или месту нахождения должника с целью установления его местонахождения и проверки имущественного положения.

Кроме того, судебный исполнитель может совершать и иные действия, направленные на установление местонахождения должника.

Некоторые из нововведений затрагивают сферу ведения документации. Например, формы процессуальных документов судебного исполнителя, а также иных документов, которые содержатся в приложениях к Инструкции, изложены в новой редакции.

А также Инструкция дополнена новыми приложениями, устанавливающими формы процессуальных документов:

постановление о взыскании (удержании) с должника расходов по исполнению исполнительного документа и (или) об утверждении (или изменении) расчета распределения денежных средств между взыскателями;

постановление о наложении ареста на имущество;

постановление о наложении ареста на денежные средства, находящиеся на счетах;

постановление о розыске должника;

представление о замене штрафа общественными работами.

«В Инструкцию внесены изменения по вопросам взаимодействия судебных исполнителей при необходимости совершения отдельных исполнительных действий на территории, на которую не распространяются их полномочия», – добавил Андрей Авдеев.

Теперь в случаях, когда должник имеет имущество, находящееся на территории разных районов, обслуживаемых несколькими органами принудительного исполнения, орган принудительного исполнения, в который первоначально поступил на исполнение исполнительный документ, на основании постановления вправе поручить совершение отдельных исполнительных действий другому органу принудительного исполнения.

«Таким образом, внесенные изменения и дополнения в Инструкцию позволят повысить эффективность исполнения исполнительных документов и оперативность удовлетворения требований по ним», – подвел итог начальник главного управления принудительного исполнения Министерства юстиции.


Количество показов: 1058

Произошли изменения в Инструкции по исполнительному производству

Произошли изменения в Инструкции по исполнительному производству

24 января 2015 года вступило в силу постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.09.2014 № 196 «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию по исполнительному производству».

В частности, установлено, что Инструкция по исполнительному производству, утвержденная постановлением Минюста от 20.12.2004 № 40, определяет условия и порядок исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов (далее – исполнительные документы) органами принудительного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов (далее – органы принудительного исполнения), в систему которых входят:

  • главное управление принудительного исполнения Министерства юстиции Республики Беларусь, возглавляющее систему органов принудительного исполнения;
  • территориальные органы принудительного исполнения.
  • Территориальными органами принудительного исполнения являются:
  • управления принудительного исполнения главных управлений юстиции областных (Минского городского) исполнительных комитетов (далее – управления принудительного исполнения);
  • районные (межрайонные), городские, районные в городах отделы принудительного исполнения управлений принудительного исполнения.

Согласно новой редакции пункта 5 Инструкции к компетенции судебного исполнителя относятся вопросы возбуждения исполнительного производства, контроль за добровольным исполнением, принудительное исполнение, возвращение исполнительного документа взыскателю, определение расходов по исполнению исполнительного документа, принятие мер по установлению места жительства (места пребывания) или места нахождения должника, места нахождения его имущества, внесение в суд представлений по вопросам, установленным Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь, и иные действия, предусмотренные Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь и иными актами законодательства.

Новая редакция пункта 9 Инструкции говорит о том, что судебные исполнители в целях выполнения возложенных на органы принудительного исполнения задач вправе:

  • в случае неясности или неточности исполнительного документа ставить вопрос перед судом либо органом, выдавшим его, о разъяснении его исполнения;
  • принимать меры по обеспечению исполнения исполнительного документа в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь;
  • налагать арест на имущество должника, в том числе на денежные средства, находящиеся у должника и (или) у иных лиц, в пределах суммы, необходимой для исполнения исполнительного документа и возмещения расходов по исполнению исполнительного документа;
  • объявлять розыск должника;
  • вызывать граждан, в том числе должностных лиц, по исполнительным документам, находящимся в их производстве;
  • проверять документы, удостоверяющие личность, полномочия сторон и иных участников исполнительного производства;
  • получать от физических лиц, должностных лиц государственных органов и иных организаций необходимую информацию (за исключением первичных статистических данных), в том числе сведения из информационных систем, содержащих персональные данные, и иметь доступ, в том числе удаленный, к информационным системам, содержащим такие данные, по письменному запросу или на основании соглашения о предоставлении персональных данных;
  • по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещения индивидуальных предпринимателей и юридических лиц независимо от вида пропускного режима, если иное не предусмотрено законодательством, иметь доступ на склады, в хранилища, производственные и вспомогательные помещения и на другие объекты для проверки наличия денежных средств, ценных бумаг и других материальных ценностей. При необходимости с участием понятых вскрывать, производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений должника;
  • проводить отдельные исполнительные действия с использованием электронного документооборота, информационных технологий (рассылка процессуальных документов, уведомлений о дате и времени проведения отдельных исполнительных действий, вызов к судебному исполнителю, запрет на совершение регистрационных действий в отношении объектов недвижимости и тому подобное), интернет-сайтов органов принудительного исполнения (проведение электронных торгов и тому подобное);
  • применять технические средства (аудио- и видеозапись, кино- и фотосъемку) в порядке, установленном актами законодательства;
  • выносить постановления о приостановлении полностью или частично операций по текущим (расчетным) и иным банковским счетам физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц;
  • запрещать должнику совершать определенные действия;
  • запрещать другим лицам передавать имущество должнику или исполнять по отношению к нему иные обязательства;
  • обращать взыскание на имущество, в том числе денежные средства должника, в соответствии с законодательством;
  • производить оценку имущества, приглашая в необходимых случаях для этих целей эксперта (специалиста), а оценку жилых домов (квартир), иных строений, зданий, сооружений, объектов торгового и специального назначения и предприятий как единого имущественного комплекса – с обязательным участием эксперта (специалиста);
  • осуществлять в установленном законом порядке продажу описанного или изъятого имущества должника;
  • использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки изъятого у должника имущества с отнесением расходов на должника;
  • обращаться в организацию по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним для осуществления государственной регистрации создания принадлежащего должнику недвижимого имущества, возникновения, перехода либо прекращения прав, ограничений (обременений) прав на него и сделок с ним, а также возникновения, перехода либо прекращения прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, зарегистрированное на имя должника, на имя взыскателя в случаях и порядке, установленных законодательными актами;
  • требовать от граждан, должностных лиц, соответствующих юридических лиц выполнения определенных действий, указанных в исполнительных документах либо направленных на их исполнение;
  • осуществлять систематический контроль за правильностью и своевременностью производства удержаний из заработной платы и приравненных к ней доходов должника и пересылки удержанных сумм взыскателю;
  • информировать правоохранительные и контролирующие органы о выявленных в ходе исполнения злоупотреблениях, правонарушениях и иных нарушениях законодательства;
  • составлять протоколы об административных правонарушениях за правонарушения, совершенные в связи с исполнением исполнительного документа;
  • осуществлять иные предусмотренные законодательством действия по исполнению исполнительных документов.

Установлено, что если при совершении осмотра помещений и хранилищ должник систематически препятствует доступу судебного исполнителя на земельный участок, в жилое или иное помещение, где находится имущество должника, на которое по закону может быть обращено взыскание, суд на основании представления судебного исполнителя может вынести определение об осмотре помещения или хранилища должника без его согласия. Доступ судебного исполнителя в жилое или иное помещение должника, в том числе их принудительное вскрытие, и арест находящегося в них имущества должника осуществляются в обязательном присутствии должника либо проживающего совместно с ним совершеннолетнего члена его семьи, а также собственника земельного участка, жилых и иных помещений, в которых находится имущество должника, на которое может быть обращено взыскание, а в случае невозможности их присутствия – представителей организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющей жилищно-коммунальные услуги, или местного исполнительного и распорядительного органа и в присутствии понятых при содействии сотрудников органов внутренних дел, иных государственных органов и организаций. Акты, предписания, извещения (сообщения), запросы и иные документы судебного исполнителя вручаются лично адресату, направляются ему почтовой корреспонденцией или с использованием информационных технологий. Вызов судебным исполнителем граждан и должностных лиц юридических лиц производится повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием электронной, иных видов связи, обеспечивающих фиксирование факта вызова.

Еще раз напомним, что постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.09.2014 № 196, которым в Инструкцию по исполнительному производству были внесены эти и многочисленные иные изменения и дополнения, вступило в силу 24 января 2015 года.

Внесены изменения и дополнения в Инструкцию по исполнительному производству

В вашем браузере отключен JavaScript, поэтому некоторое содержимое портала может отображаться некорректно. Для правильной работы всех функций портала включите, пожалуйста, JavaScript в настройках вашего браузера.

Внимание! У вас установлена устаревшая версия браузера: Opera 10.1.

Использование устаревшей версии браузера потенциально опасно и может привести к некорректному отображению сайта.
Обратите внимание на то, что мы не проверяем работоспособность и не поддерживаем корректную работу сайта в устаревших версиях браузеров.

Что же делать?
Вы можете самостоятельно или с помощью системного администратора вашей организации
скачать бесплатно и установить один из популярных современных браузеров:

Внесены изменения и дополнения в Инструкцию по исполнительному производству

23 января 2015, 9:19

Постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19 сентября 2014 г. № 196 внесены изменения и дополнения в Инструкцию по исполнительному производству, утвержденную постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 20 декабря 2004 г. № 40.

Определено, что Инструкция определяет условия и порядок исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов органами принудительного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов, в систему которых входят:

  • главное управление принудительного исполнения Министерства юстиции Республики Беларусь, возглавляющее систему органов принудительного исполнения;
  • территориальные органы принудительного исполнения.

Территориальными органами принудительного исполнения являются:

  • управления принудительного исполнения главных управлений юстиции областных (Минского городского) исполнительных комитетов;
  • районные (межрайонные), городские, районные в городах отделы принудительного исполнения управлений принудительного исполнения.

Уменьшены квалификационные требования к лицам, претендующим на должность судебного исполнителя. Так, установлено, что судебным исполнителем может быть назначен гражданин Республики Беларусь, имеющий, как правило, юридическое или экономическое среднее специальное или высшее образование, способный по своим моральным и деловым качествам исполнять возложенные на него обязанности.

К компетенции судебного исполнителя относятся вопросы возбуждения исполнительного производства, контроль за добровольным исполнением, принудительное исполнение, возвращение исполнительного документа взыскателю, определение расходов по исполнению исполнительного документа, принятие мер по установлению места жительства (места пребывания) или места нахождения должника, места нахождения его имущества, внесение в суд представлений по вопросам, установленным Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь, и иные действия, предусмотренные Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь и иными актами законодательства.

Детализированы полномочия судебного исполнителя, порядку принятия мер по обеспечению исполнения исполнительного документа, требования к постановлениям, выносимым судебным исполнителем, ряд форм которых изложен в новой редакции, порядок взыскания расходов по исполнению исполнительного документа.

Постановление вступает в силу с 24 января 2015 г.

Алгоритм действий по возбуждению исполнительного производства в экономическом суде

Алгоритм действий по возбуждению исполнительного производства в экономическом суде 13 Марта 2015

Исполнительное производство является по общему правилу завершающей стадией процесса взыскания дебиторской задолженности.

Процедура исполнительного производства в экономических судах регламентирована разделом IV Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ХПК), а также Инструкцией по исполнительному производству в хозяйственных судах Республики Беларусь, утвержденной постановлением Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 26.11.2009 № 21 (далее – Инструкция).

Легальное определение понятию исполнительного производства содержится в ст. 325 ХПК, согласно которой оно представляет собой применение судебным исполнителем по основаниям и в порядке, установленным ХПК и иными актами законодательства, мер, направленных на восстановление, в том числе принудительное, нарушенных законных интересов стороны (сторон) в сфере экономической деятельности.

Начальной стадией исполнительного производства, о которой и будет вестись речь в настоящей статье, является его возбуждение.

Возбуждение исполнительного производства начинается с подачи в территориальный орган принудительного исполнения соответствующего заявления и заканчивается вынесением судебным исполнителем постановления о возбуждении или отказе в возбуждении исполнительного производства.

Порядок подачи заявление о возбуждении исполнительного производства

Ниже мы предлагаем рассмотреть ряд обстоятельств, от надлежащего соблюдения которых зависит результат рассмотрения заявления о возбуждении исполнительного производства.

Во-первых. должно быть основание для исполнения.

В силу ч. 3 ст. 325 ХПК основанием для исполнения является предъявление в орган принудительного исполнения исполнительного документа. Исполнительные документы, которые подлежат исполнению судебными исполнителями, перечислены в ст. 329 ХПК (к примеру, судебные приказы экономических судов, определения экономических судов о судебном приказе и др.).

Во-вторых, необходимо, чтобы был соблюден срок предъявления исполнительного документа к исполнению.

По общему правилу исполнительный документ может быть предъявлен к исполнению не позднее шести месяцев со дня вступления судебного постановления в законную силу, или со дня окончания срока, установленного при отсрочке либо рассрочке его исполнения, или со дня вступления в законную силу определения суда, рассматривающего экономические дела, о восстановлении пропущенного срока для предъявления исполнительного документа к исполнению.

В-третьих, необходимо предварительно обратиться в банк для списания денежных средств должника в бесспорном порядке.

Согласно ч. 1 ст. 370 ХПК в целях исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, взыскатель до обращения в орган принудительного исполнения с заявлением о возбуждении исполнительного производства представляет исполнительный документ в банк и (или) небанковскую кредитно-финансовую организацию для списания денежных средств должника в бесспорном порядке.

Частью 2 ст. 370 ХПК установлены исключения из этого правила. Так, не требуется предварительное обращение в банк:

- по исполнительному документу в пользу иностранных лиц;

- по исполнительному документу в случае отсутствия у должника или взыскателя расчетного счета;

- по исполнительному документу об обращении взыскания на имущество должника.

Стоит отметить, что между ХПК и Инструкцией существует некоторая коллизия. Так, абз. 2 ч. 3 п. 41 Инструкции установлено дополнительное условие для освобождения нерезидента Республики Беларусь от предварительного обращения в банк, не предусмотренное ХПК, – отсутствие его представительства на территории Республики Беларусь.

Вместе с тем согласно ч. 4 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»законы, декреты, указы имеют большую юридическую силу по отношению к постановлениям палат Парламента - Национального собрания Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, актам Генерального прокурора Республики Беларусь и иным нормативным правовым актам.

Таким образом, ХПК как кодифицированный закон имеет большую юридическую силу по отношению к постановлению Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, которым и утверждена Инструкция. Как следствие нормы ХПК имеют приоритет.

В-четвертых, заявление о возбуждении исполнительного производства должно быть предъявлено в орган принудительного исполнения по месту совершения исполнительных действий.

В силу ст. 354 ХПК место совершения исполнительных действий может быть:

- место нахождения (жительства) должника;

- место осуществления хозяйственной деятельности должником;

- место нахождения имущества должника.

Таким образом, взыскатель должен обладать указанной выше информацией. Однако в случае подачи заявления не по месту совершения исполнительных действий, определяемому в соответствии со ст. 354 ХПК, судебный исполнитель перенаправит материалы в надлежащий орган принудительного исполнения с уведомлением об этом заявителя (п. 24 Инструкции).

В-пятых, необходимо строго соблюдать требования к форме и содержанию заявления о возбуждении исполнительного производства.

Они регламентированы ст. 355 ХПК и п. 22 Инструкции.

Так, заявление о возбуждении исполнительного производства подается в письменной форме и должно быть подписано взыскателем или его представителем.

В заявлении должны быть указаны:

1) наименование органа принудительного исполнения, в который подается заявление;

2) сведения о месте жительства (месте пребывания) или месте нахождения, расчетных (текущих) счетах должника, месте нахождения имущества должника, его учетный номер плательщика, контактные телефоны, электронные адреса, если взыскатель располагает такими сведениями;

3) сведения о месте жительства (месте пребывания) или месте нахождения, расчетных (текущих) счетах взыскателя, на которые необходимо перечислять взыскиваемые суммы, его учетный номер плательщика, контактные телефоны, электронные адреса (при их наличии);

4) дата вынесения и номер исполнительного документа, предъявляемого к исполнению, сведения о сумме, подлежащей взысканию, принятых мерах по обеспечению иска, если таковые принимались на стадии хозяйственного процесса судебными инстанциями;

5) перечень прилагаемых к заявлению документов.

К заявлению о возбуждении исполнительного производства прилагаются:

- исполнительный документ, который подлежит исполнению;

- документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление о возбуждении исполнительного производства (если заявление о возбуждении исполнительного производства подписано представителем взыскателя);

- документы, подтверждающие факт обращения взыскания на денежные средства должника, находящиеся на его счетах в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации, либо документы, подтверждающие невозможность подобного обращения.

- иные документы, необходимые для осуществления исполнения исполнительного документа.

Рассмотрениесудебным исполнителем вопроса о принятии заявления и возбуждениеисполнительного производства

Судебный исполнитель не позднее трех рабочих дней со дня получения заявления о возбуждении исполнительного производства должен принять одно из следующий решений и вынести соответствующее постановление:

  • о возбуждении исполнительного производства;
  • об отказе в возбуждении исполнительного производства;
  • о возвращении исполнительного документа без возбуждения исполнительного производства.

Основаниями для отказа в возбуждении исполнительного производства (ст. 358 ХПК) являются:

- отказ взыскателя от взыскания;

- наличие мирового соглашения, заключенного между взыскателем и должником и утвержденного судом, рассматривающим экономические дела;

- ликвидация юридического лица, являющегося взыскателем или должником, а также смерть индивидуального предпринимателя или гражданина, являвшихся взыскателем или должником, если требования или обязанности не могут перейти к их правопреемникам;

- истечение срока давности для предъявления исполнительного документа к исполнению;

- отмена акта соответствующего органа, на основании которого выдан исполнительный документ;

- иные случаи, предусмотренные законодательными актами.

Случаи, когда судебный исполнитель возвращает исполнительный документ без возбуждения исполнительного производства, закреплены в ст. 359 ХПК. К ним относятся:

- несоблюдение требований. предъявляемых ХПК к форме и содержанию заявления о возбуждении исполнительного производства;

- приостановление исполнения судебного постановления;

- предоставление должнику отсрочки или рассрочки исполнения судебного постановления;

- открытие в отношении должника конкурсного производства;

- принятие компетентным органом решения о ликвидации (прекращении деятельности) должника;

- не приложение доказательств о принятых мерах по бесспорному списанию денежных средств в порядке. предусмотренном законодательством;

- не представление взыскателем сведений о должнике или его имуществе, которые ранее не были проверены в процессе исполнения при предъявлении к исполнению исполнительного документа, возвращенного дважды в соответствии с абз. 3, 4, 6 ч. 1 ст. 366 ХПК;

- наличие иных обстоятельств, препятствующих возбуждению исполнительного производства, предусмотренных законодательными актами.

Основное отличие отказа в возбуждении исполнительного производства от возвращения исполнительного документа без возбуждения состоит в том, что первый случай исключает возможность повторного предъявления исполнительного документа к исполнению. В случае же возвращения исполнительного документа без возбуждения исполнительного производства взыскатель может повторно предъявить исполнительный документ к исполнению после устранения причин, послуживших основанием для его возвращения.

При отсутствии оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства или возвращения исполнительного документа без возбуждения исполнительного производства судебный исполнитель выносит постановление о возбуждении исполнительного производства. При этом на исполнительном документе делается запись с указанием даты возбуждения исполнительного производства.

Копии постановления о возбуждении исполнительного производства вручаются под расписку или направляются сторонам в исполнительном производстве, при этом должнику – заказной корреспонденцией с уведомлением о вручении.

Таким образом, будет ли возбуждено исполнительно производство во многом зависит от действий самого взыскателя и правильности оформления его заявления.

В дополнение предлагаем ознакомиться со следующими документами:

­ Разъяснение Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 27.08.2007 № 03-29/1606 «О направлении исполнительного документа и заявления о возбуждении исполнительного производства»;

­ Разъяснение Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 28.11.2005 № 03-24/2211 «О документах, прилагаемых к заявлению о возбуждении исполнительного производства»;

­ Разъяснение Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 28.03.2008 № 03-29/617 «О порядке возбуждения исполнительного производства»;

­ Разъяснение Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 01.10.2008 № 03-29/2049 «О сроках в исполнительном производстве»;

­ Разъяснение Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 20.04.2007 № 03-29/694 «Об обязанностях взыскателя и должника на стадии исполнительного производства»;

­ Разъяснение Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 25.07.2006 № 03-39 «О некоторых вопросах исполнительного производства»;

­ Разъяснение Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 26.06.2008 № 03-29/1358 «Об исполнительном производстве в отношении индивидуального предпринимателя, который создал частное унитарное предприятие»;

­ Письмо Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 19.02.2009 № 02-41/412 «О взыскании задолженности с индивидуальных предпринимателей, исключенных из ЕГР».

Мельникова_Алгоритм действий по возбуждению исполнительного производства в экономическом суде.docx

Постановление Минюст РБ 136 О внесении изменений и дополнений в Инструкцию по исполнительному производству от - Законодательство Беларуси 2016 год

Постановление Минюст РБ 136 15.07.2016 О внесении изменений и дополнений в Инструкцию по исполнительному производству

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

15 июля 2016 г. № 136

О внесении изменений и дополнений в Инструкцию по исполнительному производству

На основании абзаца второго подпункта 6.35 пункта 6 и пункта 11 Положения о Министерстве юстиции Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1605, Министерство юстиции Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1.Внести в Инструкцию по исполнительному производству, утвержденную постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 20 декабря 2004 г. № 40. следующие изменения и дополнения:

1.1.в части восьмой пункта 37 и абзаце третьем части первой пункта 49 слова

«других взысканиях, производимых в доход государства» заменить словами «взыскании штрафа по уголовному делу»;

1.2.в части третьей пункта 52 цифры «171» заменить цифрами «72»;

часть третью изложить в следующей редакции:

«Акт описи и ареста имущества вручается лично сторонам исполнительного производства, хранителю имущества, а также другим участникам исполнительного производства в случаях, предусмотренных Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь, либо направляется им почтовой корреспонденцией или с использованием информационных технологий.»;

части четвертую и шестую исключить;

части пятую и седьмую считать соответственно частями четвертой и пятой;

1.4.пункт 104 изложить в следующей редакции:

«104. Постановления (приговоры) судов, предусматривающие конфискацию имущества, исполняются в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 19 февраля 2016 г. № 63 «О совершенствовании работы с имуществом, изъятым, арестованным или обращенным в доход государства» и законодательством об исполнительном производстве.»;

в частях седьмой–девятой слова «других взысканиях, производимых в доход государства» заменить словами «взыскании штрафа по уголовному делу»;

часть десятую изложить в следующей редакции:

«В случае, если по возвращенному исполнительному документу о взыскании расходов по содержанию детей, о возмещении ущерба, причиненного преступлением гражданам и юридическим лицам, о взыскании пособий, выплаченных на несовершеннолетних детей в период розыска их родителей, а также о взыскании штрафа по уголовному делу от юридического лица или индивидуального предпринимателя, у которого должник работал, в связи с увольнением, а также из исправительного, лечебно- профилактического учреждения в связи с освобождением и у судебного исполнителя имеются сведения о новом месте жительства (месте пребывания) или месте нахождения должника, исполнительный документ направляется на исполнение в другой орган принудительного исполнения по новому месту жительства (месту пребывания) или месту нахождения должника, а исполнительное производство оканчивается.»;

в части первой слова «главного (старшего) бухгалтера о произведенном взыскании с указанием удержанной суммы» заменить словами «главного бухгалтера о произведенном взыскании с указанием удержанной суммы (реквизитов платежных документов, подтверждающих перечисление удержанной суммы)»;

часть вторую исключить;

части третью и четвертую считать соответственно частями второй и третьей;

часть вторую после слов «о произведенных удержаниях» дополнить словами

«с указанием реквизитов платежных документов, подтверждающих перечисление удержанной суммы»;

1.7.из части пятой пункта 157 слова «, о чем информирует судью» исключить;

1.8.часть первую пункта 177 после слов «произведенных удержаниях алиментов» дополнить словами «с указанием реквизитов платежных документов, подтверждающих перечисление удержанной суммы»;

1.9.пункт 186 исключить;

1.10.пункты 196–204 изложить в следующей редакции:

«196. При поступлении в орган принудительного исполнения исполнительного документа суда, предусматривающего конфискацию имущества, судебный исполнитель возбуждает исполнительное производство в случае, если:

к исполнительному документу судом, постановившим приговор о конфискации имущества осужденного, приложена справка о том, что опись имущества другим уполномоченным органом не производилась;

конфискации подлежит имущество, арестованное другим уполномоченным органом и переданное на хранение владельцу, иному лицу (его представителю) в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством без заключения соответствующего договора хранения;

на исполнении в отношении того же должника находится исполнительный документ, который имеет преимущественную очередность удовлетворения требований.

В случае, если конфискации подлежит имущество, арестованное другим уполномоченным органом, которое не передано на хранение владельцу, иному лицу (его представителю) в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством без заключения соответствующего договора хранения, и на исполнении отсутствует исполнительный документ, имеющий преимущественную очередность удовлетворения требований, исполнительное производство не возбуждается, а исполнительный документ направляется в уполномоченный орган, первоначально изъявший имущество и (или) наложивший на него арест.

197.В рамках исполнительного производства при описи и аресте имущества, подлежащего конфискации, указывается его предварительная оценка, которая осуществляется в следующем порядке:

при наличии у организации или индивидуального предпринимателя, у которых производится опись и арест соответствующего имущества, первичных учетных документов предварительная стоимость имущества определяется на основании стоимости (цены), указанной в них (в отношении имущества, относящегося к основным средствам, – балансовой стоимости), за исключением случаев описи и ареста имущества по причине указания в первичных учетных документах недостоверной стоимости (цены) имущества;

при описи и аресте имущества в процессе его реализации предварительная стоимость имущества определяется на основании сформированной в отношении его стоимости (цены) в месте реализации имущества;

в иных случаях предварительная стоимость имущества определяется на основании стоимости (цены) аналогичных товаров в Республике Беларусь;

при отсутствии в Республике Беларусь аналогичных товаров предварительная стоимость имущества определяется на основании стоимости (цены) товаров в Республике Беларусь аналогичной группы товаров.

Предварительная оценка в отношении изъятых наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, самодельных (ручной работы), а также запрещенных орудий изъятия диких животных, а также продуктов домашнего виноделия, крепких алкогольных напитков (самогона), полуфабрикатов для их изготовления (браги) и аппаратов, используемых для их изготовления, не производится.

198.Имущество, описанное и арестованное в ходе исполнительного производства, может вверяться владельцу, иному лицу (его представителю) с предупреждением об установленной ответственности за порчу, расходование, сокрытие либо отчуждение вверенного имущества, о чем берется подписка.

199.При описи и аресте транспортных средств судебным исполнителем составляется акт осмотра транспортного средства.

Акт осмотра составляется в присутствии лица, у которого транспортное средство описано и арестовано, а в случае его отсутствия, или отказа, или невозможности данного лица подписать акт осмотра – в присутствии двух понятых.

К акту осмотра в обязательном порядке прилагаются фотоматериалы, а также видеоматериалы (при их наличии), являющиеся его неотъемлемой частью.

В акте осмотра указываются сведения о техническом состоянии транспортного средства в объеме, не требующем специальных технических знаний, повреждениях, установленных путем визуального осмотра, видимых дефектах данного транспортного средства, а также в случае изъятия транспортного средства количество топлива согласно показанию датчика уровня топлива (при его исправности). При неисправности датчика уровня топлива в акте осмотра указывается количество топлива, определяемое путем его измерения доступными способами. При неисправности датчика уровня топлива и наличии достоверной информации об отсутствии топлива в топливном баке указывается его отсутствие, в противном случае указывается невозможность определения количества топлива, находящегося в топливном баке.

Информация о количестве топлива, находящегося в топливном баке транспортного средства, и его стоимости вносится в акт передачи имущества отдельной строкой.

Судебным исполнителем принимаются меры по обеспечению наличия ключей доступа к замку зажигания, электронным устройствам изымаемого транспортного средства. При невозможности изъятия ключей судебным исполнителем в акте делается соответствующая запись.

Транспортные средства передаются на ответственное хранение организациям, включенным Департаментом по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь (далее – Департамент) по согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами в перечень хранителей транспортных средств.

В течение 2 рабочих дней, следующих за днем поступления от суда исполнительного документа об обращении в доход государства транспортного средства, направляется запрос в органы внутренних дел о том, находится ли транспортное средство в розыске, в том числе по линии Интерпола. После получения ответа соответствующая информация в течение 2 рабочих дней представляется в подразделение Департамента.

200.В случае, если имущество передается на учет от уполномоченного органа, первоначально изъявшего имущество и (или) наложившего на него арест, судебный исполнитель в течение следующего рабочего дня с момента поступления документов извещает данный уполномоченный орган о времени и месте осмотра имущества и его идентификации. По результатам проведенного осмотра и идентификации судебный исполнитель составляет акт описи и ареста фактически обнаруженного имущества.

В течение следующего рабочего дня с момента составления акта имущество принимается на учет и в уполномоченный орган, первоначально изъявший имущество и (или) наложивший на него арест, направляется уведомление о постановке имущества на учет.

Если имущество в месте хранения отсутствует либо его реализация экономически нецелесообразна (имущество, предварительная стоимость или стоимость которого не превышает возможных (предполагаемых) расходов, связанных с оплатой услуг по хранению, оценке, проведению работ по проверке имущества на безопасность, иных видов работ (экспертиз), а также по осуществлению перевода информации об имуществе на государственные языки, и расходов реализующей организации (по доставке имущества и его реализации), судебным исполнителем на такое имущество арест не накладывается, о чем в течение следующего рабочего дня уведомляется уполномоченный орган и подразделение Департамента.

201.Судебный исполнитель в течение 5 рабочих дней представляет материалы для последующего учета имущества с даты:

получения документов, указанных в пункте 10 Положения о порядке учета, хранения, оценки и реализации имущества, изъятого, арестованного или обращенного в доход государства, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 19 февраля 2016 г. № 63 «О совершенствовании работы с имуществом, изъятым, арестованным или обращенным в доход государства», – по имуществу, конфискованному по уголовному делу, в отношении которого опись имущества составлена другим уполномоченным органом;

получения в соответствии с процессуальным законодательством отказа взыскателя от имущества – по имуществу, не реализованному по исполнительным производствам, имеющим преимущественную очередность удовлетворения требований;

составления судебным исполнителем описи и ареста имущества, установленного в ходе исполнения исполнительного документа об обращении имущества в доход государства;

получения от соответствующих органов и учреждений документов, подтверждающих качество и безопасность имущества, – по имуществу, подлежащему проверке на качество и безопасность, иным видам работ (экспертиз).

202.Для постановки имущества на последующий учет передаются: опись имущества на бумажном носителе;

опись имущества в электронном виде в соответствии с согласованным порядком и регламентом (структура информации, передаваемой в электронном виде, порядок и способы ее передачи определяются договорами об информационном взаимодействии);

заверенная судебным исполнителем копия акта описи и ареста имущества;

в отношении транспортного средства – акт осмотра транспортного средства, справка о нахождении транспортного средства в розыске;

заверенные судебным исполнителем копии документов, определяющих место хранения (местонахождение) имущества;

заверенная судебным исполнителем копия исполнительного документа суда, предусматривающего конфискацию имущества;

документы, подтверждающие качество и безопасность имущества, а также копия акта на списание проб (образцов) имущества (при наличии);

иные документы – в случаях, предусмотренных в абзацах пятом–седьмом пункта 9 Положения о порядке учета, хранения, оценки и реализации имущества, изъятого, арестованного или обращенного в доход государства.

При передаче подразделению Департамента материалов по имуществу составляется акт передачи материалов для постановки имущества на последующий учет.

В случае, если на часть поименованного в описи имущества требуется оформление дополнительных документов, передача материалов для постановки имущества на последующий учет производится поэтапно, по мере оформления документов, с последующим формированием всех материалов в одно дело.

Материалы для последующего учета имущества передаются в подразделение Департамента по территориальной принадлежности, установленной Департаментом, или по месту хранения имущества.

203.При поступлении на исполнение исполнительного документа суда, предусматривающего конфискацию имущества, и наличии на исполнении исполнительного документа, имеющего преимущественную очередность удовлетворения требований, передача в подразделение Департамента материалов для последующего учета такого имущества осуществляется в случае, если данное имущество не было реализовано в рамках исполнительного документа, имеющего преимущественную очередность удовлетворения требований.

204.После передачи имущества на последующий учет в подразделение Департамента исполнительное производство оканчивается.»;

1.11.в пункте 229:

часть четвертую исключить;

часть пятую считать частью четвертой;

1.12.пункт 243 изложить в следующей редакции:

«243. Изъятые у должника наличные денежные средства в тот же день сдаются в банк или небанковскую кредитно-финансовую организацию для перечисления на счет взыскателя или депозитный счет органа принудительного исполнения, а при невозможности сдачи указанных денежных средств в течение того же дня по причине окончания банковского дня они должны быть сданы в банк на следующий банковский день.»;

1.13.пункты 245 и 246 изложить в следующей редакции:

«245. Для контроля и проверки состояния депозитного счета в банке и определения принадлежности хранящихся денежных сумм главные судебные исполнители ведут электронный журнал учета сумм, поступивших на депозитный счет, по форме согласно приложению 53, который заводится сроком на один год. По окончании года электронный журнал учета сумм, поступивших на депозитный счет, должен быть распечатан, пронумерован, прошнурован и скреплен печатью соответствующего главного управления юстиции.

246. Денежные средства, причитающиеся взыскателю в рамках исполнительного производства, перечисляются с депозитного счета органа принудительного исполнения на его текущий (расчетный) счет, вклад (депозит) либо путем направления в его адрес почтового денежного перевода.

Перечисление денежных средств, зачисленных на депозитный счет органа принудительного исполнения, осуществляется в течение десяти банковских дней. В случае невозможности определения назначения платежа – в течение десяти банковских дней с момента установления принадлежности денежных средств (с момента получения подтверждающей платежной инструкции о зачислении денежных средств).»;

1.14.из пункта 247 слова «по соответствующей области (г. Минску)» исключить.

2.Настоящее постановление вступает в силу в следующем порядке: подпункты 1.4, 1.9–1.11 пункта 1 – с 27 августа 2016 г.;

иные положения – после официального опубликования настоящего постановления.