Руководства, Инструкции, Бланки

инвентаризация вещественных доказательств бланк img-1

инвентаризация вещественных доказательств бланк

Рейтинг: 4.9/5.0 (1893 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Бланк протокола уничтожения вещественных доказательств

Бланк протокола уничтожения вещественных доказательств

Скачать “Бланк постановления о направлении уголовного дела вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения” в формате .doc (документ Microsoft Office Word 1997 – 2003) Скачать “Бланк постановления о направлении уголовного дела вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения” в формате .docx (документ Microsoft Office Word) Скачать “Бланк постановления о направлении уголовного дела вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения” в формате .pdf.

Скачать “Бланк постановления об отказе в удовлетворении ходатайства следователя об отмене решения нижестоящего прокурора” в формате .doc (документ Microsoft Office Word 1997 – 2003) Скачать “Бланк постановления об отказе в удовлетворении ходатайства следователя об отмене решения нижестоящего прокурора” в формате .docx (документ Microsoft Office Word) Скачать “Бланк постановления об отказе в удовлетворении ходатайства следователя об отмене решения нижестоящего прокурора” в формате .pdf.

Скачать “Бланк постановления об отмене постановления нижестоящего прокурора” в формате .doc (документ Microsoft Office Word 1997 – 2003) Скачать “Бланк постановления об отмене постановления нижестоящего прокурора” в формате .docx (документ Microsoft Office Word) Скачать “Бланк постановления об отмене постановления нижестоящего прокурора” в формате .pdf.

Скачать “Бланк постановления о принятии решения по уголовному делу, поступившему с обвинительным актом” в формате .doc (документ Microsoft Office Word 1997 – 2003) Скачать “Бланк постановления о принятии решения по уголовному делу, поступившему с обвинительным актом” в формате .docx (документ Microsoft Office Word) Скачать “Бланк постановления о принятии решения по уголовному делу, поступившему с обвинительным актом” в формате .pdf.

Скачать “Бланк постановления о направлении уголовного дела, поступившего с обвинительным актом, для производства предварительного следствия” в формате .doc (документ Microsoft Office Word 1997 – 2003) Скачать “Бланк постановления о направлении уголовного дела, поступившего с обвинительным актом, для производства предварительного следствия” в формате .docx (документ Microsoft Office Word) Скачать “Бланк постановления о направлении уголовного дела, поступившего с обвинительным актом, для производства предварительного следствия” в формате .pdf.

Скачать “Бланк постановления о возвращении уголовного дела для производства дополнительного дознания (пересоставления обвинительного акта)” в формате .doc (документ Microsoft Office Word 1997 – 2003) Скачать “Бланк постановления о возвращении уголовного дела для производства дополнительного дознания (пересоставления обвинительного акта)” в формате .docx (документ Microsoft Office Word) Скачать “Бланк постановления о возвращении уголовного дела для производства дополнительного дознания (пересоставления обвинительного акта)” в формате .pdf.

Скачать “Бланк постановления об отмене незаконного (необоснованного) постановления” в формате .doc (документ Microsoft Office Word 1997 – 2003) Скачать “Бланк постановления об отмене незаконного (необоснованного) постановления” в формате .docx (документ Microsoft Office Word) Скачать “Бланк постановления об отмене незаконного (необоснованного) постановления” в формате .pdf.

Скачать “Бланк постановления о прекращении уголовного дела (уголовного преследования)” в формате .doc (документ Microsoft Office Word 1997 – 2003) Скачать “Бланк постановления о прекращении уголовного дела (уголовного преследования)” в формате .docx (документ Microsoft Office Word) Скачать “Бланк постановления о прекращении уголовного дела (уголовного преследования)” в формате .pdf.

427 428 429 430 431 432 433 434

Другие статьи

Инвентаризация вещественных доказательств бланк

Приказ ФТС России от 18.12.2006 N 1339 (ред. от 19.12.2014) "О порядке хранения изъятых вещей и документов, имеющих значение доказательств по делам об административных правонарушениях" (Зарегистрировано в Минюсте России 07.05.2007 N 9403)

V. Организация работы по передаче

изъятых вещественных доказательств

67. Решение о сдаче изъятых вещей, подвергающихся быстрой порче, для реализации принимается начальником (заместителем начальника) таможенного органа, должностным лицом, которое приняло решение о производстве изъятия, после осмотра изъятых вещей и проверки их качества (включая проверку безопасности) в установленном порядке органом, осуществляющим государственный надзор и контроль в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. При этом упаковка, маркировка и документы на пищевые продукты, удостоверяющие их качество и безопасность, и документы изготовителя (поставщика) должны соответствовать требованиям, установленным Федеральным законом от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 2, ст. 150; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; N 50, ст. 5242; 2006, N 1, ст. 10; N 14, ст. 1458; 2007, N 1 (ч. I), ст. 29), и иным нормативным правовым актам в данной сфере.

Лицо, у которого изъяты вещи, уведомляется о принятом решении, после чего изъятые вещи сдаются Российскому фонду федерального имущества (далее - РФФИ) для реализации ( Постановление Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2003 г. N 694 "Об утверждении положения о сдаче для реализации или уничтожения изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающихся быстрой порче" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 47, ст. 4545)).

При изъятии таких вещественных доказательств применяется фото-, кино- либо видеосъемка. Изъятые этикетки, находившиеся на товарах, подлежат приобщению к материалам дела об АП.

При невозможности реализации вещественных доказательств, подвергающихся быстрой порче, они уничтожаются.

68. Утратил силу. - Приказ ФТС России от 19.12.2014 N 2512.

(см. текст в предыдущей редакции )

69. В случае поручения проведения административного расследования по делу об АП другому сотруднику прием-передача вещественных доказательств осуществляется по документам, имеющимся в деле об АП, согласно описи. При этом проверяется наличие в деле протоколов, актов и иных документов, подтверждающих изъятие (арест) вещественных доказательств и передачу их на хранение. При передаче для проведения дальнейшего административного расследования дела об АП, по которому вещественные доказательства хранятся в камере хранения вещественных доказательств, в журнале учета незамедлительно делается соответствующая запись о данном процессуальном действии лицом, ответственным за хранение вещественных доказательств.

(в ред. Приказа ФТС России от 19.12.2014 N 2512)

(см. текст в предыдущей редакции )

70. В случае ликвидации таможенного органа вышестоящий таможенный орган обязан организовать передачу и прием изъятых вещественных доказательств, находящихся на хранении в ликвидированном таможенном органе, в другой таможенный орган, а также обеспечить организацию их хранения (в случае передачи ликвидированным таможенным органом вещественных доказательств на хранение в другой государственный орган, организацию, учреждение).

(в ред. Приказа ФТС России от 25.05.2010 N 1010)

(см. текст в предыдущей редакции )

71. При передаче дела об АП для его рассмотрения в суд, из одного таможенного органа в другой таможенный или иной государственный орган вещественные доказательства направляются вместе с материалами дела нарочным с составлением акта приема-передачи или фельдъегерской связью. Вещественные доказательства в виде транспортных средств, крупногабаритных (и иных подобных) товаров по решению начальника таможенного органа перевозятся (могут перевозиться) под таможенным контролем, а при невозможности транспортировки могут храниться в месте, определенном таможенным органом, должностное лицо которого произвело их изъятие.

При нахождении вещественных доказательств на хранении в камере хранения вещественных доказательств в отношении каждого передаваемого объекта в журнале учета производится соответствующая запись.

В сопроводительном письме о направлении материалов дела об АП (без фактической передачи вещественных доказательств) указывается о перечислении за соответствующим таможенным или иным государственным органом всех передаваемых вещественных доказательствах и о заключении договора в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации с организацией (учреждением), на хранении которых они находятся, а также сообщаются сведения о вещественных доказательствах, о местах их хранения.

72. При приобщении к материалам уголовного дела вещественных доказательств по делу об АП, находящихся на хранении в соответствующей организации (учреждении, государственном органе), к материалам дела об АП подшиваются заверенные копии постановлений о возбуждении уголовного дела, о признании и приобщении к уголовному делу вещественных доказательств, о производстве обыска (выемки), изъятии и иных процессуальных документов (при необходимости).

73. О факте приема вещественных доказательств другим таможенным или иным государственным органом либо судом, об их приобщении к уголовному делу лицом, в производстве которого находится дело об АП, хранителю вещественных доказательств в течение двух рабочих дней вручается под подпись уведомление, которое подшивается в дело об АП.

74. При приобщении к материалам уголовного дела вещественных доказательств по делу об АП, находящихся в камере хранения вещественных доказательств, сведения об их передаче с указанием текущей календарной даты вносятся лицом, ответственным за хранение вещественных доказательств, в журнал учета. Копии сопроводительного письма и акта приема-передачи вещественного доказательства подшиваются в дело об АП.

(в ред. Приказа ФТС России от 19.12.2014 N 2512)

(см. текст в предыдущей редакции )

75. В постановлении по делу об АП должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении них не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия, при этом:

1) вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению;

3) документы, являющиеся вещественными доказательствами, подлежат оставлению в деле в течение всего срока хранения данного дела либо передаются заинтересованным лицам в соответствии с частью 3 статьи 29.10 КоАП России;

4) изъятые ордена, медали, нагрудные знаки к почетным званиям Российской Федерации, РСФСР, СССР подлежат возврату их законному владельцу, а если он неизвестен, направляются в Администрацию Президента Российской Федерации.

Абзац утратил силу. - Приказ ФТС России от 19.12.2014 N 2512.

(см. текст в предыдущей редакции )

76. После вынесения постановления по делу об АП в журнале учета делается отметка о состоявшемся решении в отношении вещественных доказательств с указанием содержания и даты решения.

77. Решение в отношении вещественных доказательств обращается к исполнению после вступления в законную силу постановления по делу об АП, которое передается в подразделение таможенного органа, в функции которого входит организация работы по исполнению постановлений по делам об АП.

78. Копия постановления по делу об административном правонарушении, в котором решен вопрос об изъятых либо арестованных вещественных доказательствах, направляется лицу, ответственному за хранение вещественных доказательств, либо в организацию (учреждение, государственный орган) по месту хранения вещественных доказательств в течение суток со дня вступления постановления по делу об административном правонарушении в законную силу.

В случае если после принятия решения по делу об административном правонарушении предметы, являвшиеся вещественными доказательствами, подлежат таможенному декларированию, копия постановления по делу об административном правонарушении в течение суток со дня вступления его в законную силу также направляется первому заместителю начальника таможни для организации контроля исполнения пунктов 3. 4 статьи 185 Таможенного кодекса Таможенного союза (Федеральный закон от 2 июня 2010 г. N 114-ФЗ "О ратификации Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 23, ст. 2796).

(п. 78 в ред. Приказа ФТС России от 19.12.2014 N 2512)

(см. текст в предыдущей редакции )

79. Предметы, являвшиеся вещественными доказательствами и подлежащие возвращению законным владельцам, выдаются лицом, ответственным за хранение, либо организацией (учреждением, государственным органом), осуществляющей их хранение.

Предметы, являвшиеся вещественными доказательствами, которые хранились в материалах дела об административном правонарушении, выдаются должностным лицом таможенного органа, вынесшим постановление по делу об административном правонарушении.

В случае если после принятия решения по делу об административном правонарушении предметы, являвшиеся вещественными доказательствами, подлежат таможенному декларированию, они выдаются с разрешения заместителя начальника таможни, на которого возложена обязанность по организации и координации работы при совершении таможенных операций и таможенном контроле.

Заместитель начальника таможни, на которого возложена обязанность по организации и координации работы при совершении таможенных операций и таможенном контроле, выдает такое разрешение в срок не более 2 рабочих дней с момента обращения законного владельца в таможенный орган для получения предметов, являвшихся вещественными доказательствами, в случае, если в отношении предметов, являвшихся вещественными доказательствами, принято решение об их выпуске в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Предметы, являвшиеся вещественными доказательствами, выдаются законному владельцу (если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации и Инструкцией) в натуре по акту приема-передачи имущества законному владельцу (представителю) ( приложение N 6 к Инструкции). В акте приема-передачи указываются сведения о получателе, о лице, выдавшем товар, о товарах (размер, материал, цвет, состояние, свойства, особенности конструкции, отдельных элементов, наличие повреждений и прочие).

В случае невозможности личной явки законного владельца предметов они могут быть выданы по акту приема-передачи иному лицу при представлении им оригинала доверенности, выданной законным владельцем.

Копия акта приема-передачи направляется лицом, выдавшим предметы, являвшиеся вещественными доказательствами, лицу, в производстве которого находилось дело об административном правонарушении, для приобщения к материалам дела об административном правонарушении.

(п. 79 в ред. Приказа ФТС России от 19.12.2014 N 2512)

(см. текст в предыдущей редакции )

80. Если в постановлении по делу об АП принято решение о переработке либо уничтожении изъятых из оборота вещественных доказательств, организация (учреждение, государственный орган), осуществляющая их хранение, уведомляется подразделением таможенного органа, в функции которого входит организация работы по исполнению постановлений по делам об АП, об уполномоченном лице (таможенном или ином государственном органе, организации, учреждении, ведомстве), которому должны быть выданы товары, а также о необходимости представления в таможенный орган документов, подтверждающих передачу товаров уполномоченному лицу.

При передаче для переработки либо уничтожения вещественного доказательства, находящегося на хранении в таможенном органе, в журнале учета делается соответствующая отметка о передаче товаров уполномоченной организации (учреждению, государственному органу).

81. Вещественные доказательства, в отношении которых принято решение о возврате их законным владельцам и которые не востребованы ими, хранятся после вступления постановления в законную силу в течение месяца со дня извещения владельца о возможности их возврата. Если в течение этого срока ходатайство о возврате вещественных доказательств либо иных обращений от владельца товаров или уполномоченного им лица не поступило, распоряжение вещественными доказательствами осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При этом в случае нахождения невостребованных вещественных доказательств в камере хранения вещественных доказательств в журнале учета делается отметка об их передаче соответствующей организации.

Ревизия учета, хранения и передачи вещественных доказательств, ценностей, иного имущества, изъятых по уголовным делам (Маслова Т

С целью расширения возможностей депутатов, избранных по одномандатным округам законопроектом "О внесении изменений в статью 37 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" предусматривается рост числа работающих на общественных началах помощников депутатов, избранных в одномандатных округах. Законопроектом предлагается увеличение их численности до 60 человек.

Законопроектом "О внесении изменения в статью 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предлагается распределить ответственность по обязательствам проведения капитального ремонта домов между всеми собственниками данного жилищного фонда (наймодателями) пропорционально времени нахождения дома в соответствующем ведении.

Законопроектом предлагается установление уголовной ответственности за превышение полномочий при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности. Целью законопроекта является уголовно-правовая защита прав и интересов граждан, а также предупреждение случаев превышения полномочий со стороны лиц (так называемых "коллекторов"), осуществляющих данную деятельность.

Дата размещения статьи: 28.09.2016

Ревизия учета, хранения и передачи вещественных доказательств, ценностей, иного имущества, изъятых по уголовным делам (Маслова Т.С. Игонина Е.С.)

<*> По мнению авторов, учреждениям ОВД при внесении изменений в учетную политику в связи с применением Приказа Минфина России N 89н необходимо исключить счет 20541 "Расчеты с плательщиками сумм принудительного изъятия" из рабочего плана счетов бухгалтерского учета и учитывать подобные средства на счете 20940 "Расчеты по суммам принудительного изъятия".

Проверка правильности ведения учета и наличия изъятого оружия проводится по схеме, аналогичной схеме проверки учета и наличия вещественных доказательств, включая осмотр помещения для хранения изъятого оружия.

По отраженному в соответствующей книге учета добровольно сданному и найденному оружию и боеприпасам ревизор должен проверить:

- факт признания этих оружия и боеприпасов в качестве вещественных доказательств (с соответствующим отражением по учету и последующим хранением);

- факт передачи данного оружия и боеприпасов на склады управления и отдела материально-технического обеспечения (УМТ и ОМТ ХО) МВД, ГУВД, УВД в установленный 10-дневный срок в случае непризнания вещественными доказательствами нарезного и самодельного огнестрельного оружия, охотничьих гладкоствольных и комбинированных ружей, боеприпасов к такому оружию и пороха, а также холодного оружия. В этом случае, а также в случае передачи в УМТ и ХО (ОМТ и ХО) на уничтожение изъятого оружия ревизор проверяет:

соответствие количественных и качественных данных по переданному оружию, содержащихся в копиях актов передачи, находящихся в ревизуемом ОВД, данным оригиналов этих актов, которые должны храниться в управлении (отделе) материально-технического хозяйственного обеспечения;

наличие сопроводительных писем на него за подписью начальника ревизуемого отдела внутренних дел на складе УМТ и ХО (ОМТ и ХО), куда передано оружие;

соответствие данных, указанных в сопроводительном письме, данным актов передачи оружия.

Существует много примеров, по которым выявлялись нарушения, связанные с учетом и обеспечением сохранности вооружения. Так, в 2011 г. ревизией в линейном отделе внутренних дел при проверке сохранности и учета изъятого оружия выявлены нарушения установленных сроков его сдачи в УМТ и ХО. Изымаемые из незаконного оборота оружие и боеприпасы в нарушение Приказа МВД России N 58дсп-2002 сдавались в УМТ и ХО по краю в течение 3 лет после изъятия вместо положенных 10 дней.

В случае передачи оружия в экспертно-криминалистический центр (ЭКЦ) при МВД (ГУВД, УВД) на исследование (экспертизу) ревизор проверяет:

- факт регистрации направленного в ЭКЦ оружия в журнале регистрации материалов, поступивших на исследование в учреждение, с указанием, от кого получены материалы и кому выданы;

- наличие при выдаче оружия из ЭКЦ подписи получателя в указанном журнале или приложенной к экземпляру справки об исследовании, оставшемуся в ЭКЦ, расписки в получении оружия (в расписке должны быть отражены точное наименование получаемых предметов, номер документа, удостоверяющего личность получателя, его подпись и дата получения).

Ревизор должен проверить:

- факт оприходования вновь по учету в ревизуемом ОВД оружия, возвращенного после проведения исследования (экспертизы) в ЭКЦ;

- наличие случаев неправомерной передачи оружия из ОВД, например, в музей МВД, ГУВД, УВД, справочную коллекцию ЭКЦ (такая передача может производиться только со склада УМТ и ХО или ОМТ и ХО по письменному указанию министра, начальника ГУВД, УВД).

При выявлении ревизором каких-либо нарушений в учете и сохранности в ревизуемом ОВД вещественных доказательств, изъятых ценностей и оружия, депозитных сумм ревизор отражает их в акте ревизии и получает от ответственных должностных лиц ОВД соответствующие письменные объяснения.

Из практики работы контрольно-ревизионного отдела обращаем особое внимание на основные нарушения, выявляемые при проведении ревизий и проверок по вопросам порядка учета, хранения и передачи вещественных доказательств, ценностей, иного имущества, изъятых по уголовным делам. Прежде всего нарушение сроков передачи по назначению вещественных доказательств, изъятых по прекращенным, рассмотренным судами уголовным делам. В большинстве случаев это своевременное неистребование решений судов о направлении по назначению вещественных доказательств и денежных средств, изъятых по уголовным делам, рассмотренным судами (ценности, хранящиеся в кассе; денежные средства, находящиеся продолжительное время на депозитных счетах), а также неисполнение решения судов о порядке передачи по назначению вещественных доказательств, ценностей и денежных средств или несвоевременная передача по назначению вещественных доказательств, изъятых по уголовным делам, по которым вынесены решения судов.

1. Инструкция о порядке изъятия из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, а также их учета, хранения, передачи, использования и уничтожения: совместный Приказ МВД России N 840, Минюста России N 320, Минздрава России N 388, Минэкономики России N 472, ГТК России N 726, ФСБ России N 530 от 09.11.1999.
2. Мизиковский Е.А. Маслова Т.С. Справочник корреспонденции счетов бюджетного бухгалтерского учета: Практическое пособие. М. Магистр, 2008. 239 с.
3. О порядке реализации или уничтожения предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднено: Постановление Правительства РФ от 23.08.2012 N 848.
4. Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению: Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2010 N 162н.
5. Об утверждении Положения о сдаче для реализации или уничтожения изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающихся быстрой порче: Постановление Правительства РФ от 19.11.2003 N 694.

Правила хранения, учета и передачи вещественных доказательств по уголовным делам - Российская газета

Постановление Правительства Российской Федерации от 8 мая 2015 г. N 449 г. Москва "Об условиях хранения, учета и передачи вещественных доказательств по уголовным делам"

В соответствии с подпунктом "а" пункта 1, подпунктом "а" пункта 4 1 части второй и частью третьей статьи 82 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила хранения, учета и передачи вещественных доказательств по уголовным делам.

2. Финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией полномочий органов, осуществляющих предварительное расследование по уголовным делам, органов прокуратуры, судов по хранению, учету и передаче вещественных доказательств, осуществляется за счет и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных органам, осуществляющим предварительное расследование по уголовным делам, Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации, Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации в федеральном бюджете на соответствующий год на исполнение действующих расходных обязательств.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев

Прим. ред. текст постановления опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 14.05.2015.

Правила хранения, учета и передачи вещественных доказательств по уголовным делам

1. Настоящие Правила определяют порядок и условия хранения, учета и передачи вещественных доказательств по уголовным делам в органах предварительного расследования, органах прокуратуры, судах (далее соответственно - вещественные доказательства, уполномоченные органы).

Условия хранения, учета и передачи вещественных доказательств должны исключать их подмену, повреждение, порчу, ухудшение или утрату их индивидуальных признаков и свойств, а также обеспечивать их безопасность.

2. Возврат вещественных доказательств в виде денег и ценностей их законному владельцу осуществляется на основании постановления прокурора, следователя, дознавателя или решения (определения, постановления, приговора) суда (судьи), о чем составляется акт приема-передачи вещественных доказательств по форме согласно приложению N 1 (далее - акт приема-передачи).

Вещественные доказательства в виде денег, хранящихся на счетах в банке или иной кредитной организации либо в финансовом подразделении уполномоченного органа, принявшего решение об изъятии указанных вещественных доказательств, перечисляются в безналичной форме или передаются в наличной форме с учетом заявления заинтересованных лиц.

Вещественные доказательства в виде предметов, в том числе больших партий товаров, которые в силу громоздкости или иных причин, в частности в связи с необходимостью обеспечения специальных условий их хранения, не могут храниться при уголовном деле или в камере хранения вещественных доказательств, передаются на хранение в государственные органы, имеющие условия для их хранения и наделенные правом в соответствии с законодательством Российской Федерации на их хранение, а при отсутствии такой возможности - юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, имеющим условия для их хранения и наделенным правом в соответствии с законодательством Российской Федерации на их хранение, на основании договора хранения, заключенного уполномоченным органом и юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, при условии, что издержки по обеспечению специальных условий хранения этих вещественных доказательств соизмеримы с их стоимостью.

3. Вещественные доказательства в виде гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, огнестрельного оружия ограниченного поражения, газового оружия, холодного оружия, в том числе метательного оружия и боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, радиоактивных материалов передаются на хранение в государственные органы, имеющие условия для их хранения и наделенные правом в соответствии с законодательством Российской Федерации на их хранение, а при отсутствии такой возможности - юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, имеющим условия для их хранения и наделенным правом в соответствии с законодательством Российской Федерации на их хранение, на основании договора хранения. Предметы, имеющие историческую, художественную, научную или иную культурную ценность, являющиеся вещественными доказательствами, по согласованию с Министерством культуры Российской Федерации или его территориальными органами передаются на хранение в подведомственные учреждения Министерства культуры Российской Федерации.

4. Камера хранения вещественных доказательств оборудуется стеллажами, металлическими шкафами, охранной и противопожарной сигнализацией, приточно-вытяжной вентиляцией, средствами пожаротушения (огнетушителями), а также металлической или обитой металлом дверью с запорными устройствами. На окна помещения при их наличии устанавливаются решетки.

При невозможности выделения такого помещения для хранения вещественных доказательств оборудуется специальное хранилище - опечатываемый ответственным лицом металлический шкаф или сейф достаточных размеров, обеспечивающие в соответствии с настоящими Правилами сохранность и надлежащие условия хранения вещественных доказательств (далее - специальное хранилище).

5. Начальник (руководитель) уполномоченного органа назначает лицо, ответственное за хранение вещественных доказательств в камере хранения вещественных доказательств (специальном хранилище), правильность ведения их учета, обоснованность их выдачи и передачи (далее - ответственное лицо), из числа сотрудников (работников), в должностные обязанности которых не входит осуществление оперативно-разыскной или процессуальной деятельности и прокурорского надзора, и определяет порядок его замещения на случай отсутствия.

6. Дверь в камеру хранения вещественных доказательств (специальное хранилище) опечатывается личной печатью ответственного лица. Порядок хранения ключей от камеры хранения вещественных доказательств (специального хранилища) и их дубликатов определяется начальником (руководителем) уполномоченного органа.

Доступ в камеру хранения вещественных доказательств (специальное хранилище) осуществляется только в присутствии ответственного лица или лица, его замещающего.

В случае если в отсутствие ответственного лица или лица, его замещающего, возникла необходимость поместить на хранение либо получить вещественные доказательства, доступ должностных лиц уполномоченного органа в камеру хранения вещественных доказательств (специальное хранилище) осуществляется только в присутствии комиссии, состоящей не менее чем из 3 человек, состав которой определяется начальником (руководителем) уполномоченного органа.

При этом комиссией составляется акт приема-передачи, в котором перечисляются изъятые или помещенные на хранение предметы и указываются основания их изъятия или перемещения. Акт приема-передачи передается ответственному лицу для внесения соответствующих записей в книгу учета вещественных доказательств, принятых на хранение, по форме согласно приложению N 2 (далее - книга учета) и приобщения в дело (наряд).

7. Ответственное лицо при приеме на хранение вещественных доказательств обязано проверить целостность упаковки (если она имеется), соответствие оттисков штампов и печатей описанию в сопроводительных документах (копиях постановления о признании предметов вещественными доказательствами и приобщении их к уголовному делу, заключениях эксперта или иных процессуальных документах, в которых отражены сведения об упаковке).

Выдача вещественных доказательств из камеры хранения вещественных доказательств (специального хранилища) производится по запросу следователя (дознавателя), осуществляющего предварительное расследование по уголовному делу, либо по решению (запросу) суда (судьи), рассматривающего уголовное дело, а также прокурора, рассматривающего уголовное дело, поступившее с обвинительным актом или с обвинительным заключением.

8. При приеме на хранение (или возврате) вещественных доказательств в камеру хранения вещественных доказательств (специальное хранилище) ответственное лицо оформляет и выдает лицу, представившему вещественные доказательства, квитанцию (расписку) по форме согласно приложению N 3 (далее - квитанция (расписка).

Прием на хранение большого количества вещественных доказательств, их выдача и возврат производятся по акту приема-передачи.

Квитанция (расписка) и акт приема-передачи составляются в 2 экземплярах, один из которых приобщается к материалам уголовного дела, другой - в дело (наряд).

9. Вещественные доказательства по каждому уголовному делу хранятся отдельно.

10. Передача вещественных доказательств на хранение юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на основании договора хранения осуществляется должностным лицом уполномоченного органа, в производстве которого находится уголовное дело, и оформляется актом приема-передачи, составленным в 3 экземплярах, один из которых приобщается к материалам уголовного дела, другой - передается представителю юридического лица или индивидуальному предпринимателю, третий - в дело (наряд).

В случае если хранение вещественных доказательств осуществляется юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем на основании договора хранения и при этом меняется орган предварительного расследования в связи с направлением уголовного дела по подследственности, орган, принявший уголовное дело к своему производству, обязан перезаключить с указанным юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем договор хранения вещественных доказательств, или заключить с другим юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем договор хранения вещественных доказательств, или определить иное место их хранения путем перемещения.

11. Если при передаче уголовного дела органом дознания следователю или от одного органа дознания другому либо от одного следователя другому, а также при направлении уголовного дела прокурору либо в суд или из одного суда в другой имеются вещественные доказательства, которые не передаются и (или) не могут быть переданы вместе с уголовным делом, то в сопроводительном письме о передаче уголовного дела указывается место хранения вещественных доказательств.

О передаче уголовного дела передающим его должностным лицом направляется соответствующее уведомление по месту хранения вещественных доказательств.

12. В случае если в уполномоченный орган поступило уголовное дело с вещественными доказательствами, при их приеме сотрудник (работник) уполномоченного органа проверяет целостность упаковки, наличие оттисков штампа и печати.

13. Суд (судья), прокурор, следователь (дознаватель) направляют в уполномоченный орган, осуществляющий хранение вещественных доказательств, заверенную копию вступившего в законную силу решения (определения, постановления, приговора) суда, постановления прокурора, следователя (дознавателя) по вопросу о вещественных доказательствах.

При поступлении заверенной копии вступившего в законную силу решения суда или постановления прокурора, следователя (дознавателя) ответственное лицо принимает меры к исполнению указанного решения (определения, постановления, приговора) суда, постановления прокурора, следователя (дознавателя) в части, касающейся вещественных доказательств, и о его исполнении уведомляет соответствующий уполномоченный орган.

14. Учет вещественных доказательств, переданных для хранения в камеру хранения вещественных доказательств (специальное хранилище), ведется ответственным лицом в книге учета.

Книга учета брошюруется, нумеруется и скрепляется оттиском гербовой печати уполномоченного органа.

Количество листов в книге учета заверяется на последней странице подписью начальника (руководителя) или ответственного должностного лица подразделения уполномоченного органа.

15. В дополнение к ведению учета вещественных доказательств путем внесения соответствующих записей в книгу учета также может вестись учет в электронном виде.

16. В книгу учета вносятся записи о приеме на хранение, выдаче, возврате или передаче вещественных доказательств и иные необходимые сведения об их движении.

Вещественные доказательства, поступившие на хранение в уполномоченный орган, регистрируются в книге учета в день их поступления.

Каждый предмет (документ) в книге учета указывается отдельно в хронологическом порядке, ему присваивается порядковый номер.

17. После регистрации вещественного доказательства на его упаковке или бирке (при отсутствии упаковки) проставляется номер уголовного дела и порядковый номер вещественного доказательства, отраженный в книге учета.

18. В уполномоченных органах ответственное лицо наряду с книгой учета ведет дело (наряд), в котором хранятся заверенные копии решений (приговоров, определений, постановлений) суда, постановлений следователя (дознавателя), выписок из них, а также иных документов, на основании которых производились прием, выдача, возврат и передача вещественных доказательств.

Инвентаризация вещественных доказательств бланк

§ 2. Изъятие, учёт, хранение вещественных доказательств

Вещественные доказательства могут использоваться для установления любых обстоятельств, имеющих существенное значение для уголовного дела. Они могут быть получены и использованы по делам любой категории.

Порядок изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств регламентирован Инструкцией «О порядке изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств по уголовным делам, ценностей и иного имущества органами предварительного следствия, дознания и судами» утвержденной приказом Генпрокуратуры СССР, МВД СССР, Минюста СССР, Верховного Суда СССР, КГБ СССР от 18 октября 1989 г. № 34/15. Положения данной Инструкции применяются в части не противоречащей действующему законодательству.

В настоящее время новой инструкции регламентирующей порядок изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств в системе МВД РФ принято не было, однако принимались ведомственные приказы, регламентирующие данные положения, например, совместным приказом МВД РФ, Минюста РФ, Минздрава РФ, Минэкономики РФ, ГТК РФ, ФСБ РФ и ФПС РФ от 9 ноября 1999 г. № 840/320/388/472/726/530/585 была утверждена «Инструкции о порядке изъятия из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, а также их учета, хранения, передачи, использования и уничтожения». Постановлением Правительства РФ от 20.08.2002 г. № 620 было утверждено «Положение о хранении и реализации предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднительно». Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 07.06.2006 г. № 29 была утверждена «Временная инструкции о порядке учета, хранения и передачи вещественных доказательств, ценностей и иного имущества по уголовным делам в органах прокуратуры Российской Федерации». Приказом ФТС РФ от 25.12.2006 № 1363 была утверждена «Инструкция о порядке изъятия, хранения, учета, передачи и уничтожения вещественных доказательств, ценностей и иного имущества по уголовным делам и материалам проверок сообщений о преступлениях в таможенных органах Российской Федерации». Кроме того положения работы с вещественными доказательствами регламентированы действующим уголовно-процессуальным законом.

По общему правилу, вещественные доказательства должны храниться при уголовном деле до вступления приговора в законную силу либо до истечения срока обжалования постановления или определения о прекращении уголовного дела и передаваться вместе с уголовным делом, за исключением случаев, предусмотренных статьей 82 УПК РФ. В случае, когда спор о праве на имущество, являющееся вещественным доказательством, подлежит разрешению в порядке гражданского судопроизводства, вещественное доказательство хранится до вступления в силу решения суда.

Вместе с тем, уголовно-процессуальный закон допускает и иные варианты обращения с вещественными доказательствами, если их хранение при уголовном деле невозможно или затруднительно. Данное положение регламентировано частью 2 статьи 82 УПК РФ, а так же постановлением Правительства РФ от 20.08.2002 г. № 620 «Об утверждении Положения о хранении и реализации предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднительно».

В соответствии с частью 2 указанного Положения хранение вещественных доказательств осуществляется:

а) органом, принявшим решение об их изъятии;

б) Российским фондом федерального имущества;

в) юридическим или физическим лицом, которое в состоянии обеспечить необходимые условия для хранения вещественных доказательств, отобранным органом, принявшим решение об изъятии вещественного доказательства.

Так, в соответствии с ч. 2 ст. 82 УПК РФ предметы, которые в силу громоздкости или иных причин не могут храниться при уголовном деле, в том числе большие партии товаров, хранение которых затруднено или издержки по обеспечению специальных условий хранения которых соизмеримы с их стоимостью:

фотографируются или снимаются на видео- или кинопленку, по возможности опечатываются и хранятся в месте, указанном дознавателем, следователем. К материалам уголовного дела приобщается документ о месте нахождения такого вещественного доказательства, а также может быть приобщен образец вещественного доказательства, достаточный для сравнительного исследования;

возвращаются их законному владельцу, если это возможно без ущерба для доказывания;

передаются для реализации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Средства, вырученные от реализации, зачисляются на депозитный счет органа, принявшего решение об изъятии указанных вещественных доказательств. К материалам уголовного дела может быть приобщен образец вещественного доказательства, достаточный для сравнительного исследования. Однако, данный подпункт в соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 16.07.2008 г. № 9-П признан не соответствующими Конституции РФ, поскольку эти законоположения позволяют лишать собственника или законного владельца его имущества, признанного вещественным доказательством, без вступившего в законную силу приговора, которым решается вопрос об этом имуществе как вещественном доказательстве, и, в случае, когда спор о праве на имущество, являющееся вещественным доказательством, подлежит разрешению в порядке гражданского судопроизводства, – до вступления в силу соответствующего решения суда.

Скоропортящиеся товары и продукции, а также имущество, подвергающееся быстрому моральному старению, хранение которых затруднено или издержки по обеспечению специальных условий хранения которых соизмеримы с их стоимостью, могут быть:

возвращены их владельцам;

в случае невозможности возврата — переданы для реализации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Средства, вырученные от реализации, зачисляются на депозитный счет либо органа, принявшего решение об изъятии указанных вещественных доказательств, либо банка или иной кредитной организации, предусмотренных перечнем, который устанавливается Правительством Российской Федерации. К уголовному делу может быть приобщен образец вещественного доказательства, достаточный для сравнительного исследования;

уничтожены, если скоропортящиеся товары и продукция пришли в негодность. В этом случае составляется протокол в соответствии с требованиями ст. 166 УПК РФ;

В соответствии с определением Конституционного Суда РФ от 16.12.2008 года № 1036-ОП при определении судьбы вещественных доказательств до вступления в законную силу приговора суда либо до истечения срока обжалования постановления или определения о прекращении уголовного дела дознаватель, следователь или суд обязаны исследовать вопрос, возможно ли иным способом, кроме изъятия имущества, признанного вещественным доказательством, обеспечить решение стоящих перед уголовным судопроизводством задач, принимая во внимание такие обстоятельства, как тяжесть инкриминируемого преступления, особенности, в том числе стоимость, самого имущества, его значимость для законного владельца и общества, а также возможность причинения ущерба доказыванию по делу вследствие возврата данного имущества владельцу. При этом дознаватель, следователь и суд не вправе отказывать в удовлетворении ходатайства лица о возвращении ему имущества, признанного вещественным доказательством, без вынесения о том обоснованного и мотивированного процессуального решения.

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 82 УПК РФ – изъятые из незаконного оборота этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, а также предметы, длительное хранение которых опасно для жизни и здоровья людей или для окружающей среды, после проведения необходимых исследований передаются для их технологической переработки или уничтожаются, о чем составляется протокол в соответствии с требованиями ст. 166 УПК РФ. Однако согласно определению Конституционного Суда РФ от 10.03.2005 года № 97-О, конституционно-правовое истолкование данного пункта, вытекающее из сохраняющих силу решений Конституционного Суда Российской Федерации, не предусматривает возможность передачи для технологической переработки или уничтожения изъятых из незаконного оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, приобщенных к уголовному делу в качестве вещественного доказательства, без судебного решения.

Деньги, ценности и иное имущество, полученное в результате совершения преступления, и доходов от этого имущества, обнаруженные при производстве следственных действий, подлежат аресту в порядке, установленном ст. 115 УПК РФ.

Деньги и ценности, изъятые при производстве следственных действий, после их осмотра и производства других необходимых следственных действий должны быть сданы на хранение в банк или иную кредитную организацию в соответствии с подпунктом «б» п. 2 статьи 82 УПК РФ, либо могут храниться при уголовном деле, если индивидуальные признаки денежных купюр имеют значение для доказывания.

При передаче уголовного дела органом дознания следователю или от одного органа дознания другому либо от одного следователя другому, а равно при направлении уголовного дела прокурору или в суд либо при передаче уголовного дела из одного суда в другой вещественные доказательства передаются вместе с уголовным делом, за исключением случаев, предусмотренных статьей 82 УПК РФ.

Особое внимание следует обратить на порядок изъятия из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров,
инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем
и используемых для производства и изготовления наркотических средств
и психотропных веществ, а также их учету, хранению, передаче,
использованию и уничтожению. Данный аспект достаточно важен, так как в настоящее время возросло общее количество преступлений, связанных с незаконным оборотом указанных средств и веществ.

Так совместным приказом МВД РФ, Минюста РФ, Минздрава РФ, Минэкономразвития РФ, ГТК РФ, ФСБ РФ и ФПС РФ от 9 ноября 1999 г. № 840/320/388/472/726/530/585 была утверждена «Инструкции о порядке изъятия из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, а также их учета, хранения, передачи, использования и уничтожения». Данной инструкцией подробно регламентирована соответствующая деятельность следователя и иных государственных органов.

Согласно указанному приказу, в случае возбуждения уголовного дела, следователь или дознаватель должен предоставить изъятое вещество в экспертное учреждение для проведения экспертизы, как правило, в срок не позднее трех суток. При этом эксперт расписывается на копии постановления о назначении экспертизы, указывает дату его получения, а также сведения о наличии вещества, представленного на экспертизу, фактическое соответствие его упаковки, печатей и подписей сведениям, указанным в постановлении.
В необходимых случаях на экспертизу направляются инструменты и оборудование в целях установления возможности их использования для производства и изготовления наркотиков.

В соответствии с приказом МВД РФ от 11.01.2009 года № 7 «Об утверждении наставления по организации экспертно-криминалистической деятельности в системе МВД России» эксперт составляет заключение в соответствии с требованиями статьи 204 УПК РФ, как правило, в срок, не превышающий 15 суток с момента поступления постановления о назначении экспертизы.

Если в процессе производства экспертизы часть представленного вещества расходуется, это отражается в заключении эксперта. Оставшееся вещество упаковывается в прежнюю упаковку, опечатывается печатью экспертного учреждения, заверяется подписью лица, проводившего экспертизу, и вместе с заключением эксперта возвращается соответственно лицу, назначившему экспертизу.

После проведения экспертизы, наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, лицом ведущим расследование должны быть осмотрены, приобщены к материалам уголовного дела в качестве вещественных доказательств и в течение суток переданы в камеру хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а инструменты и оборудование — в камеру хранения вещественных доказательств.

При производстве осмотра изъятых наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, лицу, производящемй расследование, необходимо осмотреть не только само средство или вещество, но и повышенное внимание уделить осмотру упаковки данного средства или вещества, а так же обратить внимание на целостность данной упаковки. В ходе проведения осмотра, следователю так же необходимо сопоставлять описательную часть заключения эксперта (так как в заключении эксперт подробно приводит описание упаковки и ее содержимого) с фактическим содержанием объекта осмотра. Нередки случаи, когда эксперт и следователь описывают упаковку и содержимое упаковки соответственно в заключении эксперта и протоколе осмотра предметов, по-разному, что влечет возникновение различного рода вопросов не только у обвиняемого по уголовному делу, но и его защитника.

При вынесении постановления о признании и приобщении к уголовному делу в качестве вещественных доказательств, лицу, у которого в производстве находится уголовное дело, необходимо учесть, что в описательной части постановления оно должно отразить количество изъятых объектов, а также сведения об израсходовании объектов при проведении исследования и производстве экспертизы. В резолютивной части указанного постановления отражается фактическое количество вещества, признаваемого вещественного доказательства.

При передаче вещественного доказательства в камеру хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, лицо, в производстве которого находится уголовное дело, должно предоставить вещественное доказательство в упакованном и опечатанном виде вместе с копией постановления о признании и приобщении к уголовному делу вещественных доказательств. В свою очередь лицо, ответственное за прием и хранение вещественных доказательств, обязано внести сведения о принятом вещественном доказательстве в книгу учета наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и передать лицу, ведущему расследование, квитанцию о приеме наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в камеру хранения. Данная квитанция должна быть приобщена к материалам уголовного дела.

В конечном итоге, при вынесении приговора, а также определения или постановления о прекращении уголовного дела, должен быть решен вопрос о вещественных доказательствах. При этом:

орудия преступления, принадлежащие обвиняемому, подлежат конфискации, или передаются в соответствующие учреждения, или уничтожаются;

предметы, запрещенные к обращению, подлежат передаче в соответствующие учреждения или уничтожаются;

предметы, не представляющие ценности и не истребованные стороной, подлежат уничтожению, а в случае ходатайства заинтересованных лиц или учреждений могут быть переданы им;

деньги, ценности и иное имущество, полученные в результате совершения преступления, и доходы от этого имущества подлежат возвращению законному владельцу;

деньги, ценности и иное имущество, указанные в пунктах «а» — «в» части первой статьи 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, подлежат конфискации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением денег, ценностей и иного имущества, полученного в результате совершения преступления, и доходы от этого имущества

документы, являющиеся вещественными доказательствами, остаются при уголовном деле в течение всего срока хранения последнего либо передаются заинтересованным лицам по их ходатайству;

остальные предметы передаются законным владельцам, а при неустановлении последних переходят в собственность государства. Споры о принадлежности вещественных доказательств разрешаются в порядке гражданского судопроизводства.

Предметы, изъятые в ходе досудебного производства, но не признанные вещественными доказательствами, подлежат возврату лицам, у которых они были изъяты.

Подводя итог, можно сделать вывод, что при работе с изъятыми в процессе расследования объектами следователю необходимо провести их осмотр, в необходимых случаях назначить экспертизу, затем оценить относимость и допустимость данных объектов к уголовному делу и после этого принять решение о их признании и приобщении к уголовному делу в качестве вещественных доказательств. При этом следователю необходимо принять меры к обеспечению сохранности вещественных доказательств и определить место их хранения.

Инструкция о порядке изъятия, учёта, хранения и передачи вещественных доказательств по уголовным делам, ценностей и иного имущества органами предварительного следствия, дознания и судами от 18 октября 1989 г. № 34/15.

Положение о хранении и реализации предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднительно (утв. постановлением Правительства РФ от 20 августа 2002 года № 620).

Положение о направлении на переработку или уничтожение изъятых из незаконного оборота либо конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (утв. постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2002 года № 883).

Будников В.Л. Вещественные доказательства в уголовном судопроизводстве. Волгоград, 2005.

Егоров Н.Н. Вещественные доказательства в следственной практике и экспертной практике. М. 2003.

Никифоров Н.А. Вещественные доказательства. Тамбов, 2004.

Экспертиза на предварительном следствии/ под общей ред. В.В. Мозякова. М. 2002.

§ 2. Изъятие, учёт, хранение вещественных доказательств