Руководства, Инструкции, Бланки

программа развития школы образец img-1

программа развития школы образец

Рейтинг: 4.9/5.0 (1855 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Моисеев Александр

Пишем программу развития Как правильно создать главный стратегический документ школы Управление образовательным учреждением невозможно представить себе без документов, отражающих его основные решения. Стратегическую триаду современной школы формируют образовательная программа, несущая в себе текущие, реализуемые образовательные стратегии; программа развития, в которой дается среднесрочная стратегия школы; и публичный доклад, информирующий общественность о том, насколько удается выполнять свои стратегические планы. Посмотреть на себя по-новому

Главной в этой триаде документов является программа развития образовательного учреждения.

Это важнейший стратегический документ школы, переходящей (перешедшей) в инновационный режим жизнедеятельности и принявшей за основу программно-целевую идеологию развития. Программа может рассматриваться как особая разновидность общешкольного плана работы.

Как и другие подобные документы, описываемый нами в обязательном порядке должен содержать аналитическое обоснование, постановку конкретных целей и задач, выбор средств их достижения, планирование важнейших действий, акций, мероприятий, событий, обеспечивающих достижение намеченного в установленные сроки, определенность последовательности этих действий, ответственных исполнителей и т.п.

Программы развития также способствуют преодолению неопределенности, упорядочению совместной деятельности и т.д. Заметим, что, поскольку многие из них не содержат таких элементов, они заведомо, по определению, не могут признаваться полноценными.

В то же время имеются достаточно существенные отличия от традиционного плана работы общеобразовательного учреждения. Это связано, прежде всего:

1) со стратегическим характером программы развития. ее преимущественной направленностью на решение наиболее важных, судьбоносных, предопределяющих общие направления жизнедеятельности школы и школьного сообщества стратегических задач (следует учитывать, что до принятия в 1992 г. Закона Российской Федерации «Об образовании» и утверждения в нем принципа автономности образовательных учреждений они были отстранены от принятия управленческих решений стратегического характера: их принимали вышестоящие органы, а школы в основном решали задачи тактического и оперативного управления); программы развития при всей желательной детализации предполагаемых действий акцентируют внимание именно на вопросах стратегического значения и на выработке общей стратегии (а уже затем – тактики) их решения;
2) с ярко выраженной инновационной направленностью данного документа (в то время, как обычный общешкольный план основное внимание уделяет вопросам обеспечения стабильности текущего функционирования школы); можно сказать, что программа развития есть стратегический план осуществления основных нововведений в образовательном учреждении;
3) с прогностичностью, направленностью на будущее, на реализацию не только актуальных, но и перспективных, ожидаемых, прогнозируемых образовательных потребностей, социального заказа на образование;
4) с опорой на идеологию системного, программно-целевого подхода в управлении ;
5) с использованием при разработке этого документа специальной и достаточно жестко структурированной технологии и т.д.

Программа развития рассматривается как потенциально мощный и действенный инструмент, обеспечивающий гарантированный, результативный, экономичный и своевременный переход школьного сообщества в новое качественное состояние, и одновременно – инструмент, обеспечивающий управление им.

При этом такой документ предполагает взаимосвязанное решение трех крупных задач:

1. Зафиксировать достигнутый уровень жизнедеятельности ОУ и тем самым определить точку отсчета для дальнейших шагов к развитию (это, в свою очередь, предусматривает фиксацию и констатацию существующего положения дел, выявление достижений школы и ее конкурентных преимуществ, а также ключевых проблем на данном этапе в свете меняющихся потребностей и задач).
2. Определить желаемое будущее состояние образовательного учреждения, параметры его строения и функционирования, соответствующие потребностям, ценностям и возможностям школы и социума (важно иметь в виду: речь идет не об идее идеальной школы вообще или некоторого ее типа, а о концепции будущего состояния именно конкретного учебного заведения).
3. Определить стратегию и тактику перехода от достигнутого состояния школы к желаемому будущему.

Недостатки в решении любой из них или недостаточная связь между их решениями с неизбежностью приводят к существенным дефектам программы и невозможности ее эффективной реализации.

Нельзя не отметить, что даже попытки осуществления всех этих задач в определенной системе (пусть не всегда и не с первого раза удачные) оказываются весьма полезными для управленческого профессионализма организаторов разработки программ и педагогических коллективов – ведь многие из этих вопросов заставляют совершенно по-новому посмотреть на пройденный школой путь, ее нынешнее состояние, желаемое будущее и пути, к нему ведущие.

А сами ли вы написали?

Образовательное учреждение, имеющее опыт выработки программы развития, всегда существенно отличается от школы, его не пережившей. Поэтому мы убеждены, что при всех неизбежных трудностях и издержках выбор в пользу разработки таких документов был сделан верно (более того, часто приходится слышать сожаления практиков, что им не довелось познакомиться с методикой этого процесса хотя бы немного раньше).

Однако наш анализ существующих программ развития показывает, что, к сожалению, наиболее существенные и сущностные их признаки зачастую авторами-разработчиками не понимаются, что ведет к тем негативным последствиям, о которых мы только что упомянули.

Какие отклонения от сути наблюдаются особенно часто?

1. Программа не воспринимается как план работы с присущей ему четкостью, ясностью, конкретностью и определенностью. Продолжается ее смешение с концепцией (которая, действительно, в отличие от описываемого документа не обязательно предполагает наличие конкретного плана действий).
2. Авторы программ торопятся «прописать» частные нововведения, не разрабатывая сначала общего, стратегического замысла осуществления преобразований в школе.
3. Крайне редко разработчикам удается сформулировать ожидаемые требования к завтрашней школе, спрогнозировать перспективный социальный заказ на результаты ее деятельности. А это означает, что программа не становится прогностическим документом.
4. Наряду с инновациями в программах развития часто присутствуют «сюжеты», касающиеся текущего функционирования школы, что в данном случае является избыточной информацией.
5. Значительное число программ не основывается на современном – системном понимании школы как особой разновидности социальной организации. Поэтому изложение в них действий и мероприятий носит бесструктурный и бессистемный, сумбурный характер.
6. Многие разработчики пока усвоили, скорее «букву», чем «дух» программно-целевой идеологии управления развитием, не поняли суть программы как целевой и комплексной .

Возможно, в какой-то мере в наличии этих дефектов понимания и исполнения можно винить и разрабочиков методологии и технологии программного подхода. В то же время, справедливости ради, заметим, что сущностные характеристики программ развития предельно четко разъяснялись уже с самого начала их массовой разработки (1993 г.).

Наличие определенных недостатков в понимании сути и назначения программ развития делает актуальным напоминание о тех важнейших ее свойствах, «выходных характеристиках» как документа, которые в ходе разработки выступают и как критерии самооценки, внутренней экспертизы. Для удобства пользователей приведем эти свойства вместе со способами их обеспечения в матричной форме (таблица ).

Требования к программе развития школы и пути их обеспечения

Вниманием к единству содержания и внешней формы документа, использованием современных технических средств

Если использовать набор предложенных свойств для оценки имеющихся программ развития, придется констатировать, что очень многие из них пока не соблюдаются (со всеми вытекающими последствиями).

1. В данном документе по-прежнему редким исключением, чем общим правилом, остается четкое формулирование комплекса ключевых задач школы. Сплошь и рядом нарушается логика проблемного анализа. Его не доводят до проблем обеспечивающей деятельности и управления ОУ, что мешает их преобразованию, которое по логике вещей должно опережать изменения в образовательной системе учебного заведения. Снова приходится говорить о бесструктурности списков задач, о смешении проблем своей школы с внешними ограничениями, снять которые учебное заведение просто не в состоянии.
Для разработчиков научно-методического обеспечения и преподавателей системы повышения квалификации руководящих кадров отсюда следует важный урок – необходимо существенно глубже и интенсивнее осваивать практику проблемного анализа жизнедеятельности образовательного учреждения.
2. Программы не только не являются прогностичными, но нередко вообще опускают вопрос о том социальном заказе, на реализацию которого они нацелены.
3. Программы слабо соотносятся с реальным потенциалом школьного сообщества, что приводит либо к нереальности поставленных задач и ориентиров, либо к их недостаточной напряженности.
4. Многие программы не отражают управляемый объект – школу – как целостную организационную систему и строятся путем механического «сшивания» слабо связанных между собой фрагментов.
5. Медленно преодолевается коренной порок профессионального мышления – неспособность формулировать четкие, операциональные цели перед всеми участками деятельности школы и ее подразделениями.
6. Программы часто слабо характеризуют индивидуальность образовательного учреждения, не носят авторского характера. Создается впечатление, что многие из них написаны не работниками самой школы, а посторонними для нее специалистами.
7. Многие программы не выдерживают строгой критики по критерию полноты своего состава и структуры, что заставляет нас привести в статье тот вариант построения документа, который мы считаем наиболее рациональным (он несколько отличается от опубликованных ранее).
8. Программы, призванные быть основными стратегическими документами образовательного учреждения, в реальности зачастую не содержат описания собственно стратегий жизнедеятельности школы.

Структура программы развития

Традиции программно-целевого управления и опыт разработки и реализации программ развития в российских образовательных учреждениях говорят в пользу такой структуры этого документа:

1. Введение.
2. Информационная справка о школе.
3. Блок аналитического и прогностического обоснования:

анализ состояния и прогноз тенденций изменения:

– образовательных потребностей, адресуемых школе, социального заказа;
– значимой для ОУ внешней социальной среды;
– ресурсных возможностей внешней среды школы в свете нового социального заказа;

анализ и оценка:

– достижений, передового опыта, конкурентных преимуществ образовательного учреждения за период, предшествовавший нынешнему инновационному циклу развития;
– инновационной обстановки в школе, инновационного потенциала коллектива, потенциальных точек роста;

первичный прогноз восприятия возможных новшеств в школьном сообществе, вероятного сопротивления изменениям;

проблемно-ориентированный анализ состояния школы, ее ключевые проблемы и их причины.

4. Концепция (концептуальный проект) желаемого будущего состояния образовательного учреждения как системы:

система ценностей школы, ее кредо, школьная философия, принципы жизнедеятельности, утверждаемые и воплощаемые в ходе преобразований;

– миссии конкретного учебного заведения, его главных функций по отношению к учащимся и их развитию, социуму (в частности, к муниципальной образовательной системе), собственному персоналу;
– моделей выпускников (в связи с созданием в школе ряда траекторий движения в общем образовательном пространстве);

отнесение ОУ к тому или иному типу и виду, исходя из его миссии и моделей выпускника;

– новой образовательной системы, включающая характеристику главных свойств образовательного процесса и среды, их направленности, описание подходов к содержанию, технологии, структуре и организации образования (в обучении и внеучебной воспитательной работе);
– школьного сообщества, его важнейших свойств и характеристик, социально-психологического климата и организационной культуры в новой школе;
– ресурсов, необходимых для жизнеобеспечения и функционирования новой школы, и систем ресурсообеспечивающей (финансовой, материально-технической, кадровой, программно-методической, исследовательской, нормотворческой, информационной и др.) деятельности и внешних связей;
– обновленной управляющей системы школы с характеристикой ключевых свойств управления, его функций (содержания), технологий (логики, методов, средств, инструментов), организационных форм и структуры.

5. Стратегия и тактика перехода (перевода) школы в новое состояние:

– стратегия перехода, основные направления, этапы, задачи осуществления инноваций и достигаемые рубежи;
– описание конкретных целей на первых шагах цикла развития;
– конкретный (тактический и оперативный) план действий по реализации программы;
– управление реализацией программы.

«Приложив» эту структуру к имеющимся программам развития образовательных учреждений, мы без труда убедимся, что многие из представленных в ней элементов в стратегических документах школ вообще не находят отражения. Это относится ко многим фрагментам аналитико-прогностического блока. Зачастую «выпадают» серьезные размышления о состоянии внешней среды и социальной ситуации жизнедеятельности современной школы и развития ребенка, о нынешнем и перспективном социальном заказе образовательным учреждениям, об их важнейших достижениях и конкурентных преимуществах.

Неполнота состава и связей свойственна также концептуальному блоку, где далеко не всегда можно увидеть развернутую характеристику системы ценностей и миссии школы, обоснованный образ выпускника. Концепции образовательной системы часто не содержат качества общей направленности образовательного процесса и среды. Понятия ресурсов и системы ресурсообеспечивающей деятельности являются редкостью. Идеи системы управления нередко подменяются изображением (к тому же без всяких пояснений) схемы организационной структуры.

Во многих программах нет операционального плана действий по реализации основных направлений развития школы, что ставит под сомнение саму возможность отнесения их именно к программам развития.

Типичность, повсеместная рапространенность указанных дефектов состава и структур данного документа говорит о существенных затруднениях практики в раскрытии соответствующих блоков, что требует от ученых и консультантов по управлению выработки более обстоятельных и глубоких рекомендаций.

Недостатки структуры программ «соседствуют» с существенными дефектами в качестве их содержания по всем элементам. Подробная «дефектная ведомость» заняла бы, вероятно, слишком много места в тексте, поэтому ограничимся констатацией недочетов в обобщенном виде.

Аналитико-прогностический блок не обеспечивает:

– понимания картины в значимой для образовательного учреждения внешней среде, ее структуры, четких представлений о клиентах школы, заказчиках, поставщиках ресурсов, отношениях с органами власти и управления, средствами массовой информации и т.д.;
– представлений о характере социального заказа, адресуемого школе вчера-сегодня-завтра;
– понимания конкурентных преимуществ учебного заведения, его сильных сторон, могущих служить «плацдармом» в ходе нововведений;
– видения индивидуальной неповторимости школы, особенностей ее внутренней ситуации;
– видения действительно ключевых проблем ОУ в структурированном и ранжированном виде, решение которых и составит сущность и содержание преобразований.

Концептуальный блок не обеспечивает:

– логической связи идей новой школы со списком ее ключевых задач (проблемы – сами по себе, концепция – сама по себе);
– изображения ясного, точного, системного, узнаваемого и реального образа будущего состояния учебного заведения и его функционирования после осуществления задуманных инноваций;
– показа всех подсистем школьного целого и связей, зависимостей между ними;
– раскрытия образа будущей управляющей системы школы (этот дефект встречается практически повсеместно и может быть объяснен недостаточностью собственно управленческого профессионализма руководителей ОУ).

При этом часто вместо концепции нового состояния в программах дается сразу перечень инновационных действий, что полностью нарушает логику документа и решения его главных задач.

Блок стратегии и тактики реализации программ не обеспечивает:

– ясного представления об этапах и главных направлениях развития школы;
– ясного образа целей, рубежей, достигаемых в итоге первого шага развития;
– ясности относительно порядка работ, ответственности за их выполнение и невыполнение, сроков и ресурсов.

Иными словами, программы с такими дефектами вряд ли могут эффективно выполнить роль инструмента управления развитием школы.

Другие статьи

Программа развития школы

Программа развития школы на 2016 - 2020 гг.


Программа развития государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 644 Приморского района Санкт-Петербурга на 2016 - 2020 год (далее- Программа) разработана в соответствии с целями реализации государственной образовательной политики Российской Федерации в области образования и является управленческим документом, определяющим перспективы и пути развития учреждения на среднесрочную перспективу. Программа определяет, с одной стороны, образовательные приоритеты и меры стратегической задачи текущего времени – модернизации образования, с другой - обеспечивает переход школы в качественно иное состояние, максимально реализующее образовательный и гражданский потенциал непосредственных участников образования (учеников, учителей, родителей).
Программа развития определяет стратегию развития образовательной системы школы, кадровые и материальные ресурсы ее реализации.
Статья 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» относит к компетенции образовательной организации разработку и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации. Программа развития является обязательным локальным актом, наличие которого в образовательной организации закреплено законодательно. Программа развития – локальный акт образовательной организации, определяющий стратегические направления развития образовательной организации на среднесрочную перспективу. Программа как управленческий документ развития школы определяет ценностно-смысловые, целевые, содержательные и результативные приоритеты развития, задает основные направления эффективной реализации государственного задания. Программа как проект перспективного развития школы призвана:
- обеспечить качественную реализацию государственного задания и всесторонне удовлетворение образовательных запросов субъектов образовательного процесса;
-консолидировать усилия всех заинтересованных субъектов образовательного процесса и социального окружения школы для достижения цели Программы.
В основу реализации Программы положен современный программно-проектный метод, сочетающий управленческую целенаправленность деятельности администрации и творческие инициативы со стороны рядовых сотрудников. Выполнение государственного задания происходит в рамках направлений, представляющих комплекс взаимосвязанных задач и мероприятий, нацеленных на обеспечение доступности качественного образования в соответствии с показателями эффективности работы образовательного учреждения. Инициативы со стороны педагогического коллектива по реализации Программы оформляются как педагогические проекты. Результатом работы школы по направлениям является повышение эффективности работы школы, результатом реализации инициативных проектов – высокий уровень удовлетворенности общества качеством общего образования.
Подробнее.

Трое учеников 6"Л"на Робофинисте отличились:
2 место в практической олимпиаде по робототехнике,
4 место и 6 место в Кубке РТК мини! Ребята - большие молодцы!

Поздравляем ученика 11М класса, который завоевал 1 место во Всероссийском дне бега "Кросс Нации - 2016" (на дистанции 5000 метров). Лучший в городе! Поздравляем и гордимся!

Конкурс «IT-Школа 2016» - для учащихся и родителей!

В нашей школе открыты лицейские классы в соответствии с договором о сетевом взаимодействии с
Президентским физико-математическим лицеем
№ 239.

Объявления

С 01.01.2016 г. установлена стоимость питания, предоставляемого обучающимся государственных общеобразовательных учреждений: завтрак в размере 50 руб. 00 коп. в день,обед в размере 86 руб. оо коп. в день, комплексный обед в размере 136 руб. 00 коп. в день Основание: Постановление Правительства Санкт-Петербурга №1204 от 25.12.2015 г.
Ознакомиться с меню

ВНИМАНИЕ!
Продлен срок действия на 2015/2016 учебный год локального акта "Положение об основных требованиях к школьной одежде и внешнему виду обучающихся" (утверждено от 23.04.14 приказ № 81)


ВНИМАНИЕ!
С 1 сентября 2015 г вся информация для родителей только в электронном журнале!

Выставка достижений региональной системы общего образования
http://rusregioninform.ru

Новости

ГБОУ школа №644 включена в общероссийскую базу "1000 лучших школ России".

Школа №644 подписала договор с физико-математическим лицеем №239 о сотрудничестве в области образования. В соответствии с договором с 1 сентября 2013 года на базе школы №644 открывается один лицейский 5 класс, в который на конкурсной основе будут приниматься ученики школ Приморского района.

ГБОУ школа №644 стала победителем первого Всероссийского конкурса авторских программ, учебно-методических материалов и электронных ресурсов по развитию творческой активности детей, подростков и молодежи Подробнее

Фотогалерея

Проектирование программы развития школы

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ
(аналитический обзор литературы)

Программа развития остается главным проектным документом, на основе которого работает любая школа РФ. Педагогическая пресса живо освещает на своих страницах эту тему. Все публикации можно условно разделить по направлениям:

• программа развития – нормативно-управленческий документ;
• опыт создания программ, собственно программы;
• диагностика и мониторинг образовательных программ.

Руководителям образовательных учреждений были адресованы публикации, помогающие оптимально подготовить программу развития образовательного учреждения: А.Вифлеемского «Региональная модель конкурсного отбора школ» в журнале «Народное образование»(2066,№8), И.Д.Чечель «Проектирование новой модели школы», А.И.Моисеева «Программа развития образовательного учреждения»(«Практика административной работы в школе»,2003,№7).

Так Моисеев рассматривает программу развития как специфическую разновидность общешкольного плана работы. Программа обязательно должна содержать такие составляющие:

• аналитическое обоснование;
• постановка целей;
• постановка задач;
• выбор средств достижения целей (методы);
• содержание и последовательность важнейших действий по реализации;
• определение сроков действий и получения результатов;
• определение ответственных лиц.

Статья И.Сулима «Что необходимо для написания программ развития?» («Народное образование», 2009,№1) отвечает на вопрос что необходимо и достаточно для написания программ развития.

В этой связи интересна консультация «Как написать программу развития школы» («Методист», 2007,№9), в которой представлена структура программы со всеми разделами. Представленный материал носит теоретический и практический характер.

Для разработки программ развития школы в ОУ целесообразно организовать творческую группу. Для этого необходимо разработать положение «О творческой группе по разработке и реализации программы развития». Образец такого положения опубликован в журнале «Практика административной работы в школе»(2007,№6). «Памятка автору программы развития школы» на страницах этого номера поможет руководителям ОУ.

Работа школы в условиях внедрения нововведений требует качественного психологического сопровождения. Это определяет необходимость решения школьной психологической службой нескольких специфических задач, для реализации которых составляется «Перспективный план работы психологической службы по обеспечению реализации программы развития школы». С образцом такого документа знакомит журнал «Практика административной работы в школе»(2007,№6).

Некоторые руководители школ считают, что программа развития учебного заведения – ничего не значащий документ. Написать такую программу может любой научный сотрудник, владеющий соответствующей терминологией. И.Осмоловская в статье «Разработка и реализация программы развития»(«Директор школы», 2008,№8) не согласна с таким мнением. Опираясь на собственный опыт, она утверждает: человек, не работающий в данной школе, не знающий ее проблем и возможностей, не в состоянии написать программу развития. Программу вынашивает и рождает коллектив школы. Автор анализирует несколько программ развития своей школы.

Реализация первой программы развития школы позволила создать теоретически обоснованную, характеризующуюся преемственностью систему дифференцированного обучения. Выявились и проблемы.
В основу второй программы развития было положено совершенствование профильного обучения – составной части дифференцированного обучения. Осмоловская подробно анализирует и сравнивает из чего складывается содержание обеих программ и делает вывод:
• во-первых, разработка и реализация программ развития дает возможность глубоко проанализировать состояние дел;
• во-вторых, позволяет планировать нововведения системно и обоснованно;
• в-третьих, дает точку для отсчета, для четкого отслеживания того, что и как выполнять.

Интересен опыт школы№22 г. Костромы. Их программа развития (2005-2015г.г.) представляет собой долгосрочный нормативно-управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития учащихся и особенности организации кадрового и методического обеспечения образовательного процесса, критерии эффективности, планируемые конечные результаты. В процессе реализации программы в рамках деятельности школы предполагается создание модели «Школа» Эко-полис».

Л.Данилина предлагает «Программу развития гимназии» №3 г. Юбилейного Московской области. Эта программа отличается хорошо продуманной структурой, качественным анализом состояния образовательного процесса, из которого логически вытекают концептуальные основания построения новой школы и направления реализации программы развития. Завершает программу финансовый план. («Практика административной работы в школе»,2007,№6).

Общеизвестно, что качество образования связано с качеством управления. Изменяя качество управления, создаются условия для изменений в качестве образования. Проблемы управления в ходе разработки программы развития школы являются предметом обсуждения в статье «Диагностика состояния школы при формировании концепции ее развития» («Педагогическая диагностика»,2008,№4). В публикации освещены несколько взглядов на проблему: руководителя методической службы, организационного консультанта, методиста-эксперта, директора школы. Авторы предлагают модульно-функциональную модель управления. После определения и осознания поставленных целей через комплексный анализ образовательного учреждения, исходя из реальных условий представлен возможный вариант №Программы развития школы».

Мониторингом программ развития ОУ давно и плодотворно занимается М.М.Поташник. Он считает, что структура программ не изменилась, а в содержательном наполнении разделов есть существенные изменения. Новые задачи совершенствования подготовки программ развития школ состоят в углублении проектировочной работы по многим разделам программы. Академик Поташник, являясь рецензентом многих программ развития, анализирует их положительные и отрицательные стороны. («Народное образование»,2007,№8). Проблема в том, что многие документы, именуемые программами развития, на подготовку которых затрачено много сил и времени, никакого отношения к развитию школы не имеют. По мнению автора, приступая к разработке программы развития школы необходимо помнить о некоторых ее аспектах Он дает рекомендации по составлению программ:

• актуальность темы;
• новшества в управляющей системе школы;
• партисипативность;
• анализ ресурсной базы;
• кадровые ресурсы;
• материальная база;
• финансовые ресурсы;
• научно-методические ресурсы;
• резервное время.

Спустя год, М.М.Поташник опубликовал статью «Хочется все! Здесь и сейчас. О массовой ошибке в подготовке программ развития школы» («Народное образование»,2008,№9). По мнению автора поводом для написания статьи послужила экспертиза программ развития. Результаты работы школ по реализации этих программ оставляет желать лучшего. Поташник напоминает о 3-х стратегиях: стратегии локальных изменений, стратегии модульных изменений и стратегии системных изменений. В заключении делается вывод: любые попытки все изменить быстро, за короткий срок изначально обречены, какими бы названиями они не прикрывались.

В заключение можно сделать вывод: благодаря программе, развитие становится не спонтанным, а управляемым, а значит наиболее успешным.

Кроме литературы, используемой в обзоре, рекомендуем прочесть:

Бакурадзе, А.Б. Консультация «Как написать программу развития школы?». Текст// Методист.-2007.-№10.-с.49;

Габдуллина, Н.И. Положение «О творческой группе по разработке и реализации программы развития». [Текст] //Практика административной работы в школе.-2007.-№6.-с.52;

Гиззатулина,Ф. Концепция развития лицея.[Текст] //Практика административной работы в школе.-2009.-№6.-с.9;

Громовая, И.Н. Некоторые подходы к созданию Программы развития.[Текст] //Образование в современной школе.-2007.-№2.-с.9;

Данилина, Л.П. Программа развития гимназии.[Текст] //Практика административной работы в школе.-2007.-№6.-с.34;

Диагностика состояния школы при формировании концепции ее развития. [Текст] //Педагогическая диагностика.-2008.-№4.-с.40;

«Как написать программу развития школы».Консультация. Текст //Методист.-2007.- №9.-с.56;

Как составить программу развития? [Текст] //Управление школой «ПС» .-2009.-№6.-с.14;

Куприянов, Б.В. Программа развития школы. [Текст] //Завуч.-2007.-№1.-с.60;

Лазарева,М. Развитие по программе.[Текст] //Управление школой «ПС».-2007.-№6.-с.33;

Лялина, Л. Единая программа развития ДОУ. [Текст] //Управление ДОУ.-2008.-№7.-с.25;

Моисеев, А. Миссия образовательного учреждения.[Текст] //Управление школой «ПС».-2009.-№20.-с.10;

Моисеев,А. Пишем программу развития.[Текст]//Управление школой «ПС».-2009.-№24.-12;

Моисеев,А. Стратегическое управление школой: логика процесса.[Текст]// Управление школой «ПС».-2009.-№22.-с.21;

Молчанова,Т.К. Виноградова, Н.К. Составление образовательных программ.(практические рекомендации). Текст .Библиотека работника школы.- М.:Перспектива, 2008.-116с.-(Готовимся к аттестации);

Немова,Н.В. Как оценить программу развития школы?[Текст] //Практика административной работы в школе.-2008.-№5.-с.5;

Овсейчик, О. Программа развития гимназии.[Текст] //Практика административной работы в школе.- 2009.-№8.-с.24;

Осмоловская, И. Разработка и реализация программы развития. [Текст] //Директор школы.-2008.-№8.-с.55;

Памятка автору программы развития школы. [Текст] // Практика административной работы в школе.-2007.-№6.-с.50;

Паничкина,Н. Что такое «Школа-проект?»[Текст] //Национальный проект «Образование».-2009.-№2с.7;

Перевозчикова, Г.М. Перспективный план работы психологической службы по обеспечению реализации программы развития школы.[Текст] //Практика административной работы в школе.-2007.-№6.-с.54;

Плахова, Л.М. Курс молодого бойца, или азбука директора школы.[Текст] Вып. 3.:практическое пособ.-М. Просвещение, 2007.-423с;

Поташник,М.М. Программы развития школ: новый уровень осмысления. [Текст] //Народное образование.-2007.-№8.-с.79;

Поташник,М.М. Хочется все. Здесь и сейчас. О массовой ошибке в подготовке программ развития школы. [Текст] //Народное образование.-2008.-№9.-с.104;

Романюк, С. Программа управления качеством образования.[Текст] //Практика административной работы в школе. – 2009.-№8.-с.12;

Рывкина,А. Управление инновационными процессами в новой школе на основе программы развития.[Текст] //Качество образования.-2009.-№4.-с.39;

Сулима, И. Что необходимо для написания программ развития. [Текст] //Народное образование.-2009.-№1.-с.138;

Хохлова, Н. Выдержка из программы развития лицея. [Текст] //Завуч.-2009.-№2.-с.15;

Череута, О.Н. Концептуальные основы и основные проекты развития «Школы – наукограда».[Текст] //Практика административной работы в школе.- 2009.-№7.-с.16;

Шогенов,А. Показатели и индикаторы образования. Анализ региональных программ развития образования. [Текст] //Народное образование.-2007.-№7.-с.47;

Ясвин, В. Полет на «воздушном змее», или анализ педагогических и управленческих моделей школы.[Текст] //Директор школы.-2009.-№5.-с.12.

Составитель: Н.И.Казакеева – заведующая библиотекой АКИПКРО

Программа развития школы на 2014 – 2020 год

Директор МБОУ Первомайская СОШ Начальник управления образования

______________Н.В. Туркасова администрации Первомайского района

«___»____________2013 г. _______________ Е.И. Яковлева

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МБОУ
ПЕРВОМАЙСКОЙ СОШ НА 2014-2020 годы
«ШКОЛА АКТИВНЫХ И УСПЕШНЫХ ДЕТЕЙ»

Принятие программы развития школы обусловлено возрастанием роли образовательной сферы в социально-экономическом развитии страны, необходимостью улучшения содержания и технологий образования, развитием системы обеспечения качества образовательных услуг, повышением эффективности управления, развитием системы непрерывного образования.

Современные дети - такие разные с виду и такие одинаковые по сути. Их объединяет желание быть значимыми для себя и полезными для других. Им нужны забота, понимание и внимание. Поэтому нам необходимо создать условия для развития свободной, мыслящей, деятельной, социально-адаптированной личности, получившей добротное среднее образование и обладающей гражданской ответственностью.

Необходимо, чтобы мы выпускали из школы воспитанную личность, считающуюся с нормами и правилами поведения, сложившимися в обществе, впитавшую в себя систему общечеловеческих ценностей, уважающую права личности и собственности.

Направленность программы развития школы заключается в поиске внутренних источников развития, рационального использования накопленного инновационного потенциала образования.

В основе программы заложены следующие принципы:

- приоритет нравственных ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

-воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к природе, семья, Родине; воспитание патриотов России; граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих активную гражданскую позицию.

- приобщение к лучшим традициям края.

1. Паспорт программы развития.

2. Информационная справка о школе.

3. Нормативно-правовое обеспечение Программы развития ОУ.

4. Проблемный анализ состояния школы. Обоснование выбора приоритетных направлений развития образовательной среды школы.

5. Концепция развития школы на 2014-2020 годы.

6. Основные направления и особенности реализации Программы развития.

7. Ожидаемые результаты реализации Программы.

8. Этапы и сроки реализации Программы развития ОУ.

Внутренний мониторинг проводит администрация ОУ.

Вся деятельность школы в течение 2008-2013 гг. строилась на процессах гуманизма и общедоступности образования, т.е. осуществлялся целенаправленный процесс приведения образования, его содержания и форм организации в соответствие с природой человека, его душой и духом, возвращения к нравственному истоку, компетентности поведения в жизни человека.

Полное название школы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Первомайская средняя общеобразовательная школа Первомайского района

Сокращенное название школы: МБОУ Первомайская СОШ

Юридический адрес: 636930, Томская область, Первомайский район, с. Первомайское, ул. Советская, д.20

Дата государственной регистрации: 26 октября 1999 года

e - mail. Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

адрес сайта школы: http://psh.tom.ru

Лицензия: серия А № 0001033 от 20 февраля 2012 года

Свидетельство о государственной аккредитации: серия 70А01 № 0000084

Тип: общеобразовательное учреждение;

Вид: средняя общеобразовательная школа;

Организационно – правовая форма школы: бюджетное учреждение;

В соответствии с установленным государственным статусом образовательное учреждение реализует образовательные программы: дошкольного, начального общего, основного общего, среднего(полного) общего образования;

Количество обучающихся: 764 учащихся.

Начальная школа –301 учащихся (14 классов – комплектов);

Средняя школа – 360 учащихся (15 классов – комплектов);

Старшая школа – 102 учащихся (5 классов – комплектов).

Директор: Туркасова Нина Владимировна, образование высшее, Почетный работник общего образования, стаж педагогической работы 27 лет, административной – 11 лет, специальность русский язык и литература.

Характеристика педагогических кадров:

В школе работают 58 педагогов, 6 заместителей директора.

Их 58 педагогов имеют высшее образование 56 учителей.17 педагогов имеют высшую квалификационную категорию, 32 - первую квалификационную категорию, 6 – соответствие занимаемой должности, 5 – молодые специалисты. Средний возраст работающих педагогов – 44 года. Средний педагогический стаж – 24 года.

14 - победителей конкурса ПНПО «Лучшие учителя»

14 - Отличников просвещения

5 - Почетных работников общего образования

1 - Отличник физической культуры и спорта РФ

24 - награждены Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ

2 - победителя областного конкурса «Человек года»

1 - лауреат премии Губернатора Томской области

2 - педагога награждены знаком отличия «За заслуги в сфере образования III степени»

28 - педагогов имеют благодарность от Губернатора Томской области за высокие результаты своей педагогической деятельности

2 - педагога лауреаты Премии Думы Томской области

Все педагоги прошли курсы повышения квалификации в объеме часов по реализации ФГОС начального и основного общего образования.

Методическая деятельность школы: цели, задачи, результаты.

Методобъединения работают на основе Положения о методических объединениях.

Педагоги школы объединены в 7 методических объединений:

• МО учителей гуманитарного цикла;

• МО учителей математики, физики, информатики;

• МО учителей начальных классов;

• МО учителей технологии, физической культуры, ОБЖ;

• МО учителей естественнонаучного цикла;

• МО учителей обществознания;

• МО классных руководителей.

Научно-методическая деятельность осуществляется в соответствии с ежегодно обновляемым планом работы, который включает в себя как изучение, так и самостоятельную разработку сотрудниками школы конкретных аспектов реализации создания адаптивной развивающей среды обучения.

В планировании методической работы школы и МО старались отобрать тот комплекс мероприятий, который позволил бы системно и эффективно решить проблемы и задачи, стоящие перед школой.

В организации методической работы осуществляется мониторинг качества преподавания и уровня усвоения обучающимися программного материала, повышения квалификации.

Совершенствование мастерства учителя можно проследить на открытых уроках, которые систематически проводят учителя согласно установленному графику.

Работа методических объединений строится, исходя из приоритетных направлений, определенных Образовательной программой школы.

В соответствии с методической темой школы организована работа с педагогическими кадрами по самосовершенствованию педагогического мастерства через индивидуальные темы по самообразованию.

У каждого учителя определена индивидуальная тема по самообразованию, которая анализируется через участие педагогов в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, творческих отчетах, которая анализируется через участие педагогов в работе МО, педсоветов, семинаров, практикумов.

Индивидуальное самообразование осуществлялось на основе собственных планов. Планы предусматривали: подбор литературы, затрату времени на изучение данных по проблеме, анализ литературы, знакомство с практическим опытом. Завершалось самообразование анализом, оценкой и самооценкой эффективности выполненной работы. Результатом самообразования являлись открытые уроки, доклады, выступления перед коллегами, на совещаниях ШМО, педсоветах, совещаниях при директоре.

Затруднения вызывает у некоторых учителей правильный выбор темы самообразования, планирование работы на этапах работы над темой.

Всем педагогам даются необходимые консультации, рекомендации и оказывается своевременная методическая помощь. Все темы самообразования имеют практическую направленность и продиктованы потребностью совершенствования процесса обучения, качества образования, учителя выявили положительный педагогический опыт, повысили свою профессиональную квалификацию, обеспечили совершенствование уровня своего педагогического мастерства.

В творческих отчетах по темам самообразования участники МО освещают круг вопросов, связанных с введением Новых Стандартов.

Большую роль в распространении педагогического опыта играют открытые уроки и творческие мероприятия.

Большинство проведенных уроков и мероприятий проходит с использованием ИКТ-технологий, что говорит о повышении компьютерной грамотности учителей-предметников, стремлении разнообразить учебно-воспитательный процесс и сделать его более эффективным.

7.8.Участие педагогов в конкурсах.

Многие учителя размещают свой опытом работы на школьном сайте и личных страницах в интернете, также выступают с педагогическим опытом на конференциях, семинарах различного уровня, участвуют в профессиональных конкурсах, о чем говорят результаты школы:

Село Первомайское расположено в юго-восточной части Томской области на правом берегу реки Чулым, в 120 км от областного центра. В состав муниципального поселения входят 8 населенных пунктов. Достаточная обустроенность районного центра объектами социального назначения (больница, школа, дом культура, музыкальная школа, центральная библиотека, спортивная школа, дом детского творчества, два детских сада, профессиональное училище, два филиала техникума, три филиала вузов (платное обучение), аптеки, ряд торговых предприятий, объекты службы быта, хлебозавод, маслозавод, ДРСУ, крестьянские и фермерские хозяйства, лесхозы и другое) делает село Первомайское привлекательным со стороны социальных условий проживания, что приводит к стабильности населения.

После ввода в эксплуатацию моста через реку Чулым расширились возможности для создания экономических и социальных программ с целью расширения дополнительных рабочих мест. Первомайская общеобразовательная школа находится на территории районного центра. Численность жителей Первомайского района составляет 20655, в районном центре проживает 5873, из них 15% являются родителями учащихся нашей школы.

Социальный паспорт школы

Количество комплект классов

Кол –во учащихся

На внуришкольном учете

На учете в ПДН КДН и ЗП

Во внеурочное занято детей

Многодетных (более трех детей)

Кол –во детей находящихся под опекой

Семьи, в которых оба родителя безработные

Количество семей, в которых работают оба родителя

Количество семей, в которых работает один родитель

Родители-пенсионеры (по инвалидности)

Родители-пенсионеры по старости

Динамика разных незащищенных слоев населения и учащихся указывает на то, что в школе постоянно обучаются дети-сироты, инвалиды, находящиеся под опекой, дети с девиантным поведением. Высока численность ребят из неполных и малообеспеченных семей. В школе создана система коррекционно-развивающего обучения, Для социальной поддержки этой категории обучающихся создаются условия социальной, психологической комфортности (бесплатное питание, вовлечение в дополнительное образование школы и других образовательных учреждений.

Большое количество неполных, социально необеспеченных семей, матерей одиночек, неблагополучных семей вынуждает администрацию усилить меры воспитательного характера и улучшить работу психологической службы школы, а также более внимательно подходить к изучению данных ВШК.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе.

Педагогический коллектив школы работает над созданием и развитием здоровьесберегающей среды в образовательном процессе. Школа не может влиять на все виды заболеваний, но в образовательном учреждении есть возможность организации профилактической работы по сокращению уровня таких заболеваний, миопия, ортопедические отклонения.

С целью сохранения здоровья учащихся, для устранения их перегрузок, снижения утомляемости, устранения жалоб на недомогания и усталость в школе проводится систематическая целенаправленная работа по следующих направлениям:

• реализация педагогической системы психолого-социального сопровождения учащихся на каждом возрастном этапе;

• обеспечение условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов;

• создание активной образовательной среды с целью формирования устойчивой мотивации здорового образа жизни, интеграция вопросов здоровья и здорового образа жизни в тематику различных дисциплин, классных часов, родительских собраний.

Действия педагогического коллектива по созданию здоровьесберегающих условий в школе:

1. Налажено сотрудничество педагогического коллектива школы с медицинскими, социальными учреждениями по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

2. Учащиеся школы посещают спортивные кружки, секции, хореографические студии, туристические кружки.

3. В школе разработана тематика классных часов, направленная на воспитание здорового образа жизни.

4. В школе осуществляются тематические проекты, проводятся конференции, диспуты, пропагандирующие здоровый образ жизни.

5. Ежемесячно проводится «Час здоровья».

6. Проводятся Дни здоровья, оздоровительные мероприятия в течение учебного дня – это физкультпаузы и физкультминутки, подвижные игры во время перемен, туристические походы.

7. Организация часа активных движений в начальной школе между уроками.

Медицинские обследования и диспансеризация учащихся, физическое воспитание, просветительская работа, экспериментальная работа педагогического коллектива, посещение учащимися спортивных секций и кружков позволяют добиться, чтобы количество учащихся с хроническими заболеваниями постепенно уменьшалось.

Уровень качества успеваемости учащихся:

Контингент учащихся достаточно сложен и разнороден. В школе наряду с одаренными детьми обучаются учащиеся, чьи способности средние или ниже среднего. За последние 3 года качество успеваемости следующее:

что качество обучения в течении последних 3-х лет имеет тенденцию снижения при переходе из начального звена в основную школу, старшее звено не показывает высоких результатов качества, хотя результаты итоговой аттестации выпускников средней школы по обязательным предметам и предметам по выбору стабильно выше муниципальных и по некоторым предметам выше региональных.

Причинами стабильности успеваемости является следующие факторы:

-усиление контроля за успеваемостью обучающихся со стороны администрации, владение оценкой образовательных достижений (диагностика ЗУН) обучающихся;

- индивидуальная работа со слабоуспевающими обучающимися на основе анализа их ошибок;

-контроль по отслеживанию посещаемости обучающимися учебных занятий.

Анализ результатов знаний, умений и навыков обучающихся по ступеням обучения показывает, что наиболее высокое качество знаний имеют обучающиеся начальных классов (48%). В среднем и старшем звене качество снижается, соответственно на 2 ступени – 25,1% и самое низкое качество на 3 ступени обучения- 20,8%.

Ежегодно в МБОУ Первомайской СОШ есть учащиеся, которые заканчивают среднюю школу с золотой и с серебряной медалью.

Воспитательная деятельность школы.

Целью воспитательной работы в школе является создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации личности ученика – личности психически и физически здоровой, гуманной, духовной и свободной, социально мобильной, востребованной в современном обществе.

Принципы осуществления воспитательной работы в школе:

- создание в школе комфортной психологической среды, способствующей раскрытию потенциала каждого ребёнка;

- участие педагогического коллектива в предпрофильном и профильном обучении, мотивация учеников на осмысление выбора дальнейшей деятельности;

- воспитание в детях толерантного отношения к происходящим событиям и окружающим людям;

- расширение работы по изучению прав человека, ознакомление педагогов с имеющимся опытом;

- соблюдение и изучение опыта применения здоровьесберегающих технологий в преподавании и организации жизнедеятельности школьников;

- активизация деятельности ученического самоуправления;

- сохранение и приумножение школьных традиций;

- расширение взаимодействия с различными учреждениями и организациями с целью привлечения специалистов в различные сферы воспитательной деятельности.

Основные направления воспитательной работы:

1. Воспитательная работа по воспитательным модулям, традиционные праздники школы.

2. Формирование и стремление к здоровому образу жизни.

3. Внеурочная работа (организация выставок, конкурсов, экскурсий, работа кружков, секций).

4. Работа органов ученического самоуправления.

5. Профилактическая работа по снижению количества правонарушений и преступлений среди учащихся.

6. Профориентационная работа.

7. Работа с родителями.

8. Взаимодействие с социумом.

9. Работа методического объединения классных руководителей.

Критерием оценки знаний и умений учащихся в системе дополнительного образования является способность обучающихся выполнять самостоятельно творческую работу по данному направлению, выполнение нормативов, участие в смотрах, в соревнованиях, организации внутришкольных выставок, фестивалей, соревнований, учебно-исследовательских конференций, тематических круглых столов и др.

В школе создана система ученического самоуправления, которая затрагивает все сферы школьной жизни: поддержание порядка и дисциплины в школе; организация учебного процесса; организация внеклассной и внешкольной деятельности учащихся.

Целью создания и деятельности органов ученического самоуправления является формирование у учащихся готовности и способности к управленческой деятельности. Высшим руководящим органом самоуправления является Управляющий Совет.

Гражданское, патриотическое, духовно-нравственное воспитание: одно из основных направлений воспитательной работы школы, целью которого является формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества, сохранения и развитие чувства гордости за свою страну, воспитание личности гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны. По данному направлению традиционно проводятся встречи с ветеранами, концерт и торжественная линейка ко Дню Победы, участие в акциях, концерты для ветеранов войны и труда, тематические классные часы, экскурсии, проводится планомерная работа школьного музея, работает клуб «Доброволец»; отмечаются исторические события.

С целью укрепления здоровья и пропаганды здорового образа жизни организуется и проводится большое количество интересных и разнообразных общешкольных мероприятий: спортивные игры и конкурсы, классные часы, подготовленные членами Школьного совета.

С целью предупреждения дорожно – транспортного травматизма при содействии службы ГИБДД составляется ежегодно и реализуется в период учебного года план мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма; организуются встречи для обучающихся и их родителей с инспекторами ГИБДД и ОВД, проводятся тематические классные часы. Учащиеся школы на протяжении многих лет были участниками и призерами областного конкурса «Безопасное колесо». Все мероприятия находят свое отражение на школьных тематических стендах.

Научно-исследовательская и профориентационная работа: в школе созданы условия для научно-исследовательской деятельности по различным направлениям. В результате школьники активно участвуют в предметных олимпиадах, интеллектуальных марафонах и конкурсах различных уровней, активно участвуют в традиционной школьной конференции «Звезды надежд», работает школьное НОУ.

Культурно-эстетическое развитие обучающихся: на протяжении многих лет школа осуществляла культурно - эстетическое воспитание учащихся на основе Программы развития «Сельская этнокультурная школа».

1. Основная проблема в воспитательной работе школы - это негативные изменения приоритетов в выборе нравственных ценностей в обществе в целом.

2. Смещение приоритетов подростков с непосредственно межличностного общения на виртуальное общение в социальных сетях.

Социально-психологическая служба школы.

В МБОУ Первомайской СОШ работает социально-психологическая служба. В ее состав входят: 2 педагога-психолога, социальный педагог.

Основной целью работы является сохранение и укрепление психологического здоровья, создание обстановки педагогического комфорта и безопасности личности учащихся школы.

Основные задачи службы:

• Психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения в целях обеспечения к ним индивидуального подхода.

• Ранняя профилактика и коррекция отклонений в развитии, поведении и деятельности учащихся.

• Психологическая и социальная защита ребенка, оказание ему помощи в разрешении личностных проблем.

• Осуществление психолого-педагогической диагностики готовности детей к обучению при переходе из одной возрастной группы в другую.

• Проведение индивидуального и группового консультирования педагогов и родителей по вопросам развития личности ребенка.

• Взаимодействие с учреждениями, специалистами различных социальных служб, ведомствами и административными органами в оказании помощи учащимся «группы риска» и попавшим в экстремальные ситуации.

• Диагностика и проведение педагогического процесса.

• Консультативная и профилактическая работа с учащимися, педагогами и родителями.

• Коррекционно-развивающая работа с учащимися.

• Ориентационная работа по сотрудничеству с различными психологическими и профориентационными центрами.

• Взаимодействие с подразделением по делам несовершеннолетних ОВД, районной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами социальной защиты населения.

1. Работа социально-психологической службы школы является необходимым условием успешности учебно-воспитательного процесса.

2. Необходимо расширение штата специалистов социально-психологической службы и улучшение материально-технической базы.

Социально-бытовое обеспечение обучающихся, сотрудников и материальные условия организации образовательного процесса

Все компьютеры школы объединены в локальную сеть и подключены к интернету по технологии ADSL, со скоростью 7 Мб/с. В 2014-15 учебном году в 4-х кабинетах начальной школы будет установлены интерактивные доски с проектором. Для создания оптимальных условий перехода основной школы ( 5-х классов ) на новые образовательные стандарты будет приобретено учебно-лабораторное оборудование на сумму 650000 рублей.

В школе имеется медицинский кабинет; медицинское обслуживание осуществляется медицинской сестрой.

На основании Приказа «Об организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях» в школе организовано:

• бесплатное двухразовое питание обучающихся с ОВЗ.

• для учащихся, находящихся на надомном обучении организована выдача «сухого пайка»;

• бесплатное разовое питание детей из малообеспеченных и наиболее социально незащищенных семей.

Для проведения уроков физической культуры и занятий спортивных секций в школе имеется спортивный зал, который работает с 8.20 до 19.10 по расписанию.

На территории школы расположены баскетбольная, волейбольная площадки, футбольное поле с мягким покрытием. Оборудование физкультурно-спортивной зоны полностью соответствует системе гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной программы основного и полного общего образования и обеспечивает выполнение образовательных программ по физическому воспитанию, а также проведение спортивных занятий и оздоровительных мероприятий.

1. Для проведения учебных занятий не хватает спортзала, поэтому в спортзале занимаются 2 класса одновременно.

2. В школе не хватает помещений для организации активного отдыха младших школьников во время перемен и группы продленного дня.

3. Учебно-материальная база школы достаточна для реализации инновационных педагогических процессов, вместе с тем, требует последовательного развития и укрепления.

II. Нормативно-правовое обеспечение Программы развития ОУ

- Конвенция о правах ребёнка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года);

- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка» от 24 июля 1998 года №124-ФЗ (ред. от 03.12.2011);

- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;

- Закон РФ «Об утверждении федеральной программы развития образования» от 10 апреля 2000 №51-ФЗ (ред. от 26.06.2007);

- Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015г.г. (рас­по­ряже­ние Пра­витель­ства РФ от 07.02. 2011 г. № 163-р;

- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом РФ от 04.02.2010 г. № Пр-271);

- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы», постановление правительства РФ от 05.10.2010 № 795;

- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. №1662-р);

- Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утверждена Президентом РФ 03 апреля 2012г.;

- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;

- Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 года №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373,);

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897;

- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков; Москва, Просвещение, 2009г.;

- Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.2.2821-10

- Нормативно-правовые документы Департамента общего образования Томской области.

Анализ реализации программы развития школы до 2013 года.

Наши достижения и успехи:

u Реализована программа развития школы до 2013 года.

u В школе сложился творчески работающий коллектив педагогов, успешно осваивающий новые технологии обучения.

u В целях воспитания гражданина России через изучение ее правовой и государственной систем, истории гражданской жизни в стране, создана музейная комната;

u Для формирования у школьников навыков организации здорового образа жизни, осуществлено внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс,

u В преподавании широко используются современные формы организации учебного процесса, направленные на развитие и личностный рост учащихся: в старшей школе введено профильное образование;

u Успешно функционирует воспитательная система школы;

u Сложилась система психолого-педагогического обеспечения учебно-воспитательного процесса.

Вывод: школа имеет все возможности и предпосылки для дальнейшей модернизации структуры и содержания образования для формирования Школы активных и успешных детей.

Вместе с тем мы видим ряд проблем, требующих решения в процессе реализации настоящей программы развития школы.

Анализ состояния образовательного процесса и других аспектов работы школы позволяет определить ряд проблем для решения их в модели «Школы активных и успешных детей»:

Низкая организация системы мониторингов уровня подготовки и социализации школьников. Блок программ дополнительного образования не в полной мере удовлетворяет интересам школьников.

При стабилизации состояния здоровья школьников сохраняется достаточно высокий уровень хронических заболеваний (нарушения органов зрения, болезни системы кровообращения).

Необходимость разработки, апробации и внедрения механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками.

Недостаточный уровень организации школьной охраны.

Неполное соответствие материальной базы всех предметных кабинетов современным требованиям ФГОС нового поколения.

Недостаточность использования в педагогической практике современных образовательных технологий, в том числе информационных.

Недостаточность эффективных методик для обеспечения контроля по выявлению проблем и своевременному реагированию на них.

Необходимость овладения системой многоуровневой оценки учебной и внеучебной деятельности обучающихся.

Концепция развития школы на 2014-2020 годы

Новое понимание роли образования как стратегического ресурса общества, обеспечивающего его прогресс во всех сферах, требует системных изменений в образовании. Школа как основная и самая продолжительная ступень образования, становится ключевым фактором обеспечения нового качества образования, от которого зависит дальнейшая жизненная успешность и каждого человека, и общества в целом.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчеркивается: новая школа - это:

• переход на новые образовательные стандарты, современная система оценки качества образования, школа должна соответствовать целям опережающего развития. В новой школе обеспечивается не только изучение достижений прошлого, но и технологий, которые будут востребованы в будущем, по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступенях;

• развитие системы поддержки талантливых детей;

• совершенствование учительского корпуса: новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет;

• изменение школьной инфраструктуры; школа становится центром взаимодействия с родителями и местным сообществом, с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы;

• сохранение и укрепление здоровья школьников;

• расширение самостоятельности школ.

Данные положения национальной инициативы «Наша новая школа» учтены при разработке Программы развития МБОУ Первомайской СОШ на период до 2020 года.

Программа развития школы на период 2014-2020 г.г. является организационной основой реализации государственной политики в сфере образования. Программа развития обеспечивает научно-методическую разработку и апробацию системных изменений в деятельности учреждения, реализует новые подходы к формированию современной модели образования, отвечающей задачам Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Национальной инициативы «Наша новая школа», идеям Приоритетного национального проекта «Образование».

Модель современной школы, как заявлено в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», должна соответствовать целям опережающего инновационного развития экономики и социальной сферы, обеспечивать рост благосостояния страны и способствовать формированию человеческого потенциала.

У выпускника школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу. Поэтому необходим переход к образовательной модели школы с ведущим фактором межчеловеческого взаимодействия, интерактивности, основанной на системно-деятельностном подходе в управлении и реализации образовательного процесса.

Ключевой характеристикой такого образования становится не система знаний, умений, навыков сама по себе, а система ключевых компетентностей в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах.

Следовательно, необходимо оценивать результаты деятельности школы с учётом ориентации образования на социальный эффект, с точки зрения сформированности ключевых компетенций, искать пути их повышения.

Необходимо также дальнейшее развитие механизма государственно-общественного управления школой; развитие социокультурного пространства школы, внешних связей, дополнительного образования; системы поощрения наиболее результативных педагогов.

Концепция развития школы – ценностно-смысловое ядро системы развития ОУ, включает педагогические идеи, цели, принципы образования, стратегию их достижения в условиях функционирования информационно - образовательной среды, единства воспитания и образования.

Интегрированная характеристика осуществляемой деятельности, ее направленность в реализации национальной доктрины «Наша новая школа» может быть сведена к определению основного назначения образовательного учреждения – миссии школы:

подготовка на основе применения достижений современной педагогики образованных, нравственных, культурных, физически развитых молодых людей, способных к адаптации, межкультурному взаимодействию, совершенствованию, саморазвитию в быстро меняющихся социально-экономических условиях и информационном пространстве общественной жизни.

Основными принципами построения Программы развития ОУ являются принципы демократизации, сотрудничества, социальной адекватности, преемственности, гуманизации, диагностичности, ответственности, вариативности, открытости, динамичности, развития, соблюдения и реализации общероссийских, муниципальных правовых актов и постановлений, регулирующих деятельность образовательных учреждений.

Цель Программы развития - обеспечение непрерывного развития образовательной и воспитательной системы ОУ в инновационном режиме с целью достижения более высокого уровня образования, обновления структуры и содержания образования; сохранения фундаментальности и развития практической направленности образовательных программ, которые отвечают потребностям личности, государства и обеспечивают вхождение новых поколений в открытое информационное общество, сохранение традиций и развитие школы.

Задачи Программы развития:

• изменение качества образования в соответствии требованиям ФГОС нового поколения;

• создание условий для повышения качества знаний обучающихся (до 60-70% в начальной школе, до 45-55% на средней и старшей ступени);

• обеспечение поддержки талантливых детей в течение всего периода становления личности;

• овладение педагогами школы современными педагогическими технологиями в рамках системно-деятельностного подхода и применение их в профессиональной деятельности;

• создание условий для повышения квалификации педагогов при переходе на ФГОС нового поколения;

• обеспечение эффективного взаимодействия ОУ с организациями социальной сферы;

• развитие государственно - общественного управления ОУ;

• обеспечение приоритета здорового образа жизни.

Социально-педагогическая миссия школы:

удовлетворение образовательных потребностей обучающихся в соответствии с их индивидуальными возможностями в условиях воспитательно-образовательной среды, способствующей формированию гражданской ответственности, духовности, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе на основе приобщения к мировым культурным ценностям. Путём простой передачи знаний не сформировать социально ответственную, активную личность, гражданина и патриота. Данная направленность современного образования может быть реализована только в процессе утверждения субьектной позиции как учеников, так и учителя, в педагогическом взаимодействии на основе активных и интерактивных форм обучения в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями.

Результативность такого взаимодействия во многом определяется способностью учителя строить собственную профессиональную деятельность на основе новых принципов образования, конструировать новое содержание и технологии обучения и воспитания.

Под современными принципами образования мы понимаем 4 основополагающих принципа, которые были сформулированы в докладе Международной комиссии по образованию для XXI века, представленное ЮНЕСКО:

· научиться жить (принцип жизнедеятельности);

· научиться жить вместе;

· научиться приобретать знания (в целом — общие; по ограниченному числу дисциплин — глубокие и на протяжении всей жизни);

· научиться работать (совершенствовать профессиональные навыки, приобретать компетентность, дающую возможность справляться с различными ситуациями).

Ценности, на которых основывается и будет в дальнейшем основываться деятельность школы:

· гуманистическое образование, которое включает в себя свободное развитие и саморазвитие личности и её способностей;

· отказ от идеи насилия, подавления и господства, установление равноправных отношений, в том числе и с тем, что находится вне человека: с природными процессами, ценностями иной культуры;

· признание взаимного влияния и взаимоизменений;

· формирование, развитие и сохранение традиций своего учебного заведения;

· стремление к высокому уровню самоорганизации детского коллектива и педколлектива;

· безусловное обеспечение всех выпускников школы качественным образованием на уровне государственного образовательного стандарта.

Выполнение социально-педагогической миссии школы должно осуществляться за счёт реализации следующих направлений и задач деятельности педагогического коллектива школы:

- ориентация содержания образования на приобретение обучающимися ключевых компетентностей, адекватных социально-экономическим условиям:

· готовность к разрешению проблем;

· готовность к самообразованию;

· готовность к использованию информационных ресурсов;

· готовность к социальному взаимодействию;

- поэтапный переход на новые образовательные стандарты с соблюдением преемственности всех ступеней образования;

- развитие интеллектуального и творческого потенциала школьников;

- сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование потребности в здоровом образе жизни;

- совершенствование системы внутришкольного управления на основе эффективного использования информационно-коммуникационных технологий;

- формирование внутришкольной оценки качества образования при переходе с одной школьной ступени на другую;

- развитие системы предпрофильной подготовки и профильного обучения с целью осознанного выбора будущей профессии и успешной социализации обучающихся в обществе;

- формирование у школьников, социума позитивного образа школы, учителя и процесса обучения;

- бережное отношение к традициям школы, создающим её неповторимость и привлекательность в течение многих лет;

- развитие воспитательного потенциала школы: системный подход к организации воспитательного процесса в школе; преобразование блока модуля ДО (дополнительное образование) в систему ДО. Повышение качества ДО через систему:

- развитие органов ученического самоуправления, детской общественной организации;

- развитие кадрового потенциала; внедрение новой модели аттестации педагогических кадров на основе педагогических компетентностей;

- повышение эффективности комплексного использования современных информационных и педагогических технологий, обеспечивающих единое образовательное пространство школы;

- оптимизация организации учебного процесса в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся;

- оптимизация системы дополнительных образовательные услуг, (в том числе платных) повышение их качества на основе образовательного маркетинга.

Проектируемые существенные изменения образовательной системы школы должны привести к достижению нового качества образования, повышению доступности качественного образования, более эффективному использованию имеющихся ресурсов. В связи с этим Программа развития ОУ разработана как программа управляемого, целенаправленного перехода школы к получению качественно новых результатов образования обучающихся.

Ожидаемые результаты реализации Программы развития ОУ

Обеспечение нового качества образования:

1. Создание условий для обеспечения личностных достижений обучающихся, в направлении развития личности, уровня воспитанности, обученности, физического и психического здоровья.

2. Задачи школьного образования определят отбор содержания образования, который включит в себя сбалансированное сочетание базисного и профильного компонентов.

3. Реализация ФГОС общего образования в 1-4, 5-9,10-11 классах ОУ.

4. Реализация профильного обучения на третьей ступени обучения;

5. 100% педагогов в совершенстве овладеют системно-деятельностными образовательными технологиями.

6. Изменение качества управления ОУ за счет вовлечения участников образовательного процесса и общественности в процессы самоуправления и соуправления.

7. Расширение материально-технической базы, привлечение средств на развитие педагогов и обучающихся.

8. Развитие культуры межличностных отношений и совершенствование психологического климата в школе.

Поддержка и развитие творческого потенциала обучающихся:

1. Организация жизнедеятельности школьного сообщества, которая позволит ученику удовлетворить потребности в самореализации, общественном признании своих действий, в заботе о других и внимании к себе.

2. Обеспечение включенности обучающихся в самоуправленческие структуры ОУ, в организацию досуговой деятельности, в том числе через повышение объема учебно-исследовательской деятельности в избранной предметной области, которая содействует полноценному раскрытию интеллектуально способностей.

3. Формирование индивидуальной образовательной траектории талантливых и способных детей, в том числе через дистанционные формы обучения.

Развитие педагогического мастерства как основы качества образования:

1. Повышение уровня педагогического мастерства учителей обеспечится посредством обновления механизмов повышения их квалификации, через включение в управление своей деятельностью.

2. Выстраивание индивидуальной траектории развития профессиональной компетентности.

3. Создание условия для определения, анализа и прогнозирования результатов педагогической деятельности, обобщения и распространения опыта педагогами школы.

Образ выпускника ОУ:

Выпускник школы – успешный, социально-интегрированый, инициативный, готовый к межкультурной коммуникации, способный к постоянному самосовершенствованию молодой человек.

Составляющие образа выпускника - его компетенции и качества:

образовательные компетенции предполагают обеспечение базовым и профильным уровнями знаний, умений и навыков по предметам учебного плана;

• предметно—информационные компетенции предполагают умение работать с информацией, в том числе на иностранных языках (английском и других изучаемых языках), ее преобразовывать;

• деятельностно - коммуникативные компетенции проявляются в способности к сотрудничеству, к творчеству для достижения конкретных задач, в умении управлять собой, анализировать и организовывать деятельность, принимать рациональные решения;

• ценностно – ориентационные компетенции включают систему отношения к миру, к себе, к обществу, основанную на потребностях, мотивах, эмоционально-ценностных ориентациях личности.

Выпускник школы должен обладать качествами, позволяющими ему осуществить успешное продолжение образования в вузе и получение избранной специальности, успешное трудоустройство, должен иметь способность успешно разрешать жизненные проблемы, адаптироваться в обществе.

Основные направления и особенности реализации Программы развития

«Школа активных и успешных детей»

Определённые в Программе цели и задачи развития школы дают представление о планируемых инновациях, которые затрагивают такие элементы образовательного процесса как содержание образования, организационная и методическая работа, системы воспитательного процесса и дополнительного образования, психолого-педагогическое сопровождение и целостный мониторинг образовательного процесса.

1. Совершенствование информационно-образовательной среды

«Информационно-образовательная среда школы»

Цель – создание условий для развития личности и повышения качества образования за счет эффективного использования всех компонентов информационно-образовательной среды.

1. повышение качества образования;

2. информационно-методическая поддержка образовательного процесса;

3. обеспечение эффективного использования информационно-коммуникационных технологий, информационных ресурсов в образовательном процессе;

4. электронное взаимодействие всех участников образовательного процесса.

2. Обновление содержания образования, повышение качества школьного образования:

· реализация ФГОС НОО и ФГОС ООО на всех ступенях образования;

· опытно-экспериментальная работа по внедрению новых УМК;

· совершенствование организации обучения на старшей ступени по индивидуальным учебным планам;

· применение современных образовательных технологий.

Основная задача: разработать целевую программу «Повышение качества школьного образования 2014-2020 гг.» к 1 сентября 2014 года.

3. Организация работы с одаренными детьми, развитие творческой личности ребенка:

· разработка и реализация программы «Одаренные дети школы 2014-2020 гг.»

· формирование индивидуальной образовательной траектории талантливых и способных детей, в том числе через дистанционные формы обучения;

· повышение объема учебно-исследовательской деятельности в избранной предметной области, которая содействует полноценному раскрытию интеллектуальных способностей обучающихся;

· внедрение в образовательный процесс моделей взаимодействия школы и высших учебных заведений по реализации образовательных программ старшей ступени, ориентированных на развитие одаренности и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе на базе дистанционных школ при вузах.

Принципы работы с одаренными детьми:

1.Принцип дифференциации и индивидуализации обучения, высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка.

2.Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.

3.Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.

4.Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам, работу НОУ.

5.Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.

6.Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.

Формы работы с одаренными учащимися:

- групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;

- кружки по интересам;

- участие в олимпиадах;

- работа по индивидуальным планам;

4. Развитие инновационной активности учителей, их педагогического творчества, навыков самоорганизации, методического мастерства

Проект 2 «Методическая культура педагога»

Цель: овладение педагогами методологией системно–деятельностного подхода

Основные направления реализации проекта

- рост общекультурной и профессиональной компетентности педагогов;

- создание гибкой системы повышения профессионального мастерства педагогических работников в процессе педагогической деятельности;

- повышение качества преподавания;

- рост социально-профессионального статуса педагогов.

5. Сохранение здоровья обучающихся

Выработка путей сохранения и укрепления здоровья было и остается важной задачей педагогического коллектива, которая предусматривает разные формы деятельности со всеми участниками образовательного процесса:

· сохранение экологии классных помещений;

· развитие здоровьесберегающей культуры учителя использование здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания;

· привлечение родителей к различным оздоровительным мероприятиям;

· введение мониторинга факторов риска здоровья;

· ведение мониторинга заболеваемости учащихся в период сложной эпидемиологической обстановки;

· соблюдение инструкций по охране труда и учебно-воспитательному процессу для учащихся.

Проект 3 «Здоровье школьника и педагога»

Цель: создание эффективной модели сохранения и развития здоровья ребенка в условиях школы; сохранение, укрепление психологического и физического здоровья педагогов в ходе реализации образовательного процесса.

· чёткое отслеживание санитарно-гигиенического состояния ОУ;

· гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объёма домашних заданий и режима дня;

· планомерная организация полноценного сбалансированного питания учащихся с учетом особенностей состояния их здоровья;

· развитие психолого-медико-педагогической службы ОУ для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния учащихся;

· привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся;

· совершенствование инструкций по охране труда и учебно-воспитательному процессу для и учащихся.

- положительная динамика в сохранении и укреплении здоровья учащихся школы;

- рост личностных спортивных достижений учащихся;

- активизация участия школьников в массовых спортивных мероприятиях;

- повышение здоровьесберегающей культуры всех участников образовательного процесса;

- уменьшение числа нарушений поведения учащихся;

- создание комфортной образовательной среды.

6. Дополнительное образование (внеурочная деятельность)

Цель: обеспечить реализацию прав учащегося на получение дополнительного образования (внеурочной деятельности) в соответствии с его потребностями и возможностями, обеспечение комфортного самочувствия ребенка в детском сообществе, создание условий для саморазвития, успешной социализации.

· обеспечение благоприятных условий освоения общечеловеческих социально-культурных ценностей, предполагающих создание оптимальной среды для воспитания и обучения детей, укрепление здоровья, личностного и профессионального самоопределения и творческого труда детей;

· качество и непрерывность дополнительного образования как средства профессиональной ориентации и самоопределения учащихся; ориентация на максимальную самореализацию личности;

· соответствие учебного материала возрастным и психологическим особенностям детей.

Развитие системы дополнительного образования детей в школе позволить достичь следующих результатов:

· создать единое информационно-образовательное пространство основного и дополнительного образования учащихся в соответствии с социальным заказом, формулируемым администрацией и общественностью гимназии;

· обеспечить достижение готовности и способности обучающихся к саморазвитию;

· сформировать мотивацию к учению и познанию, ценностно-смысловые установки учащихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;

· сформировать основы российской, гражданской идентичности;

· увеличить количество учащихся, посещающих кружки и секции и участвующих в школьных, городских, областных, всероссийских программах;

· улучшить материально-техническое оснащение системы дополнительного образования учащихся;

· увеличить количество кружков технического, прикладного, спортивного направлений в соответствии с потребностями и запросами учащихся, родителей;

· создать условия, стимулирующие развитие технического и прикладного творчества;

· расширить сферу социального партнерства;

· содействовать развитию дифференцированного образования в виде организации программ допрофессиональной подготовки, а также содействие самореализации выпускников.

· повысить квалификацию педагогических работников, расширить возможности системы образования.

Основное поле для обновления и развития образовательной среды школы – это содержание образования, которое определяется ФГОС.

-освоение знаний, умений и навыков, определённых ФГОС

-освоение на расширенном и углублённом уровнях ряда предметов;

-усвоение универсальных способов познания, овладение средствами мыслительной деятельности, дающих возможность заниматься активным интеллектуальным творчеством;

-формирование целостного видения мира, гуманистического сознания

БАЗОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (обязательно для всех, определяется государственным стандартом образования)

  • воспитание патриотизма и гражданственности
  • развитие духовной культуры и нравственности личности, приобщение к общечеловеческим ценностям;
  • повышение эрудиции, расширение кругозора;
  • оптимальное раскрытие творческого потенциала каждого обучающегося;
  • формирование здорового образа жизни, общефизическое развитие;
  • профессиональное самоопределение
  • ДО – средство социальной защиты, помогает сформировать стартовые возможности на рынке труда и профессионального образования

Общая задача - добиться интеграции общего среднего и дополнительного образования в стенах школы.

Методическое обеспечение образовательной деятельности (ОД) и её дальнейшее совершенствование

  • разработка гибкого учебного плана
  • разработка адаптированных учебных программ основного и дополнительного образования, исключающих хроническую перегрузку учащихся
  • выбор соответствующих учебным программам УМК по предметам основного и дополнительного образования;
  • разработка индивидуальных образовательных программ для отдельных категорий учащихся
  • выбор педтехнологий с учётом конкретной социо-педагогической среды
  • изменение системы оценки и методов оценивания обучающихся

Формы и методы ОД