Руководства, Инструкции, Бланки

план водоохранных и водохозяйственных мероприятий образец img-1

план водоохранных и водохозяйственных мероприятий образец

Рейтинг: 4.4/5.0 (1820 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Образец план водоохранных мероприятий - Это интересно

Образец план водоохранных мероприятий

Общий срок действия Решения составляет 5 лет. Токсикологический контроль воды — проверка методом биотестирования соответствия токсических свойств воды установленным требованиям. В целях охраны водотоков и водоемов от загрязнения и засорения продуктами эрозии почв и другими веществами, выносимыми неорганизованным поверхностным стоком с территории сельскохозяйственных угодий, создаются водоохранные зоны, прибрежные полосы и запретные полосы лесов, защищающие места нереста ценных видов рыб. Органы Госкомприроды осуществляют регистрацию водопользований, государственный контроль за рациональным использованием вод, проведением мероприятий по охране водных объектов от загрязнения, засорения и истощения, работой очистных и других водоохранных сооружений, сбросом возвратных сточных вод всех категорий, соблюдением установленного режима хозяйственной деятельности в водоохранных зонах и прибрежных полосах в соответствии с действующим законодательством. В соответствии с п. В особо маловодные периоды при гидрологических условиях хуже расчетных, указанных в п. Он утверждается директором предприятия, на нем проставляется печать.

Установленные условия сброса возвратных сточных вод и водоохранные требования к различным видам хозяйственной деятельности должны обеспечить нормативное качество воды в контрольных створах водного объекта или, при их превышении, сохранение состава и свойств воды, сложившихся под влиянием природных процессов. В соответствии с п. Некоторую сложность в оформлении может вызвать заполнение п. По предписанию органов Госкомприроды водопользователи обязаны обеспечить токсикологический контроль сточных вод, установку и эксплуатацию автоматизированных устройств, предназначенных для постоянного контроля за расходом, составом и свойствами сбрасываемых вод, а также объединение этих устройств в автоматизированные системы, позволяющие осуществлять централизованный контроль и управление сбросом вод. Стоит отметить, что в соответствии со ст. В целях достижения нормативов ПДС водопользователями разрабатываются планы водоохранных мероприятий, включающие в себя работы по восстановлению, рациональному использованию и охране водных объектов.

Образец плана водоохранных мероприятий

Разработка санитарно-гигиенических и рыбохозяйственных ПДК производится соответственно учреждениями Минздрава СССР и Минрыбхоза СССР или по согласованию с этими министерствами другими специализированными организациями на договорных условиях. Храмова, инженер по охране окружающей среды ДТФ «Мостоотряд-90» ОАО «МОСТОТРЕСТ» Статья опубликована в журнале. По мере разработки и утверждения экологических требований и норм состояния водных объектов, а также специальных требований к охране вод, используемых для целей сельского хозяйства, эти требования будут учтены, а Правила при очередном пересмотре дополнены соответствующими разделами. Для выполнения анализов проб воды водопользователи могут привлекать другие организации.

План водоохранных мероприятий образец План водоохранных мероприятий составляется в табличном виде в денежном выражении с указанием мероприятий по охране водного объекта, стоимости затрат, источника финансирования. В соответствии со официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие правовые акты, решения судов, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы, государственные символы и знаки, а также символы и знаки муниципальных образований не являются объектами авторских прав. Требования к охране подземных вод регламентированы Положением об охране подземных вод.

В случае продления контракта Решение получается заново. Содержание в воде антропогенных взвешенных веществ хлопья гидроксидов металлов, образующихся при очистке сточных вод, частички асбеста, стекловолокна, базальта, капрона, лавсана и т. Сброс вод через эти сооружения может осуществляться только в периоды, когда имеется резерв свободной ассимилирующей способности водотока по специальной программе, согласованной с органами Госкомприроды.

Изображение: lierestemar Разместите анонс любого плэйкаста на главной странице сайта. Допускается сброс сточных вод с судов после очистки и обеззараживания на судовых установках, разрешенных к эксплуатации органами Госкомприроды и органами государственного санитарного надзора. При сбросе возвратных сточных вод в водный объект через рассеивающие выпуски, гарантирующие необходимое смешение и разбавление сбрасываемых вод, нормативные требования к составу и свойствам воды должны обеспечиваться в створе начального разбавления, рассеивающего выпуска. Для этого уполномоченный на выдачу Решения орган предоставляет заявителю письмо в федеральный орган исполнительной власти с запросом согласования условий. Фоновые и контрольные створы могут входить в общегосударственную службу наблюдений и контроля за загрязненностью объектов природной среды ОГСНК. Требования настоящих Правил обязательны: — для проектных и научно — исследовательских организаций при определении мест строительства реконструкции предприятий, зданий, сооружений и других объектов, при планировании всех видов работ на водотоках, водоемах, в водоохранных полосах зонах и в запретных полосах лесов, защищающих нерестилища ценных видов рыб, при разработке мероприятий по предотвращению загрязнения, засорения и истощения водных объектов; — для всех предприятий, организаций, учреждений и индивидуальных водопользователей, деятельность которых оказывает влияние на состояние вод; — для организаций, осуществляющих в соответствии с законодательством государственное управление, включая государственный контроль, в области использования и охраны вод.

Другие новости по теме:

Видео

Другие статьи

План водоохранных мероприятий - Доступ открыт

План водоохранных мероприятий

Для этого уполномоченный на выдачу Решения орган предоставляет заявителю письмо в федеральный орган исполнительной власти с запросом согласования условий. План водоохранных мероприятий составляется в табличном виде в денежном выражении с указанием мероприятий по охране водного объекта, стоимости затрат, источника финансирования. Размещать границы сезонной базы для стоянки маломерных плавсредств и коридора выхода на расстоянии не менее 50 м от границ пляжа, обозначенных буйковым ограждением. Процесс получения Решения можно разбить на несколько стадий см. Если имеют место изменения, относящиеся к условиям использования водного объекта, то Решение оформляется заново в соответствии с порядком, установленным Правилами подготовки и принятия Решения. В случае если указанное заявление не удовлетворяет требованиям оформления, должностное лицо Росводресурсов или территориального органа Росводресурсов, ответственное за прием и регистрацию заявлений, указывает заявителю на ошибки в оформлении подаваемого им заявления и сообщает заявителю о необходимости переоформления заявления. Книга 1 проекта Схемы "Общая характеристика речного бассейна" должна содержать следующие основные разделы: - краткое географическое описание речного бассейна; - социально-экономическая характеристика территории речного бассейна; - характеристика гидрологической и гидрогеологической изученности речного бассейна; - гидрологические единицы и водохозяйственные участки, входящие в состав речного бассейна; - водные объекты речного бассейна. На основании согласованного Проекта нормативов допустимых сбросов Росприроднадзор выдается Разрешение на сброс загрязняющих веществ и микроорганизмов в водные объекты. К СВЕДЕНИЮ После принятия Решения оно подлежит государственной регистрации в ГВР в установленном порядке и вступает в силу с даты его регистрации в ГВР. Информировать уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водном объекте. Административная ответственность для предприятий, осуществляющих сброс загрязненных сточных вод в водные объекты без оформленного в установленном порядке Разрешения на сброс определяется главой 8 КоАП РФ.

Не допускать хранение, заправку горюче-смазочными материалами ГСМ и технический регламент плавсредств, используемых в целях проката, на территории сезонной базы стоянки маломерных судов, пляжей, прибрежных территориальных вод. Место проведения аукционов. г. При подготовке итоговых документов проекта Схемы: - формулируются главные положения Схемы; - выделяются этапы ее реализации и соответствующие целевые показатели; - уточняются лимиты и квоты забора изъятия водных ресурсов из водных объектов и сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, в водные объекты речного бассейна; - уточняются необходимые финансовые затраты на реализацию мероприятий Схемы; - разрабатывается общая оценка вероятных последствий реализации мероприятий Схемы на окружающую среду; - разрабатывается увязанный по всем видам ресурсов план-график реализации мероприятий Схемы, определяющий последовательность и взаимосвязь мероприятий, сроки реализации и результаты каждого мероприятия, ответственных за реализацию каждого мероприятия, графики финансирования мероприятий. Получение полного пакета документов по перечню для разработки проекта НДС. В заявлении указываются: сведения о заявителе: полное и сокращенное наименование и организационно-правовая форма, место нахождения, банковские реквизиты — для юридического лица; наименование и место расположения водного объекта; обоснование вида, цели и срока водопользования.

Скачать Отчет о выполнении плана водоохранных мероприятий образец

Не допускать в границах коридора выхода одновременного движения двух или более плавсредств. Выполнение мероприятий по энергосбережению. Пересыпь. площадь 0,01 кв. Решение должно содержать: сведения о водопользователе; цель, виды и условия использования водного объекта в т. Прием заявок заканчивается в 10. Установление целевых показателей осуществляется на основе укрупненной оценки достижимости наборов показателей исходя из прогнозов социально-экономического развития территорий, расположенных в границах речного бассейна, и существующих возможностей финансирования водохозяйственных и водоохранных мероприятий. На шестом этапе разработки Схемы проводится выбор основного варианта программы мероприятий, подлежащего реализации, определяются главные положения Схемы, выделяются этапы ее реализации, разрабатывается система индикаторов достижения целевых показателей.

Оборудование, оснащенность и порядок эксплуатации сезонной базы для стоянки плавсредств, используемых с целью проката, осуществлять в соответствии с требованиями ГИМС МЧС России по Краснодарскому краю. Предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления. Контактный телефон — 253-73-11. Не осуществлять действий, приводящих к причинению вреда окружающей среде, ухудшению экологической обстановки на предоставленном в пользование водном объекте и прилегающих к нему территориях водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов. В случае недостатка исходной информации для реализации требований Методических указаний водохозяйственные расчеты могут выполняться по упрощенной методике: для лет определенной водности 50%, 75%, 95% 97% обеспеченности ; с упрощенным учетом влияния агролесомелиоративных мероприятий на водосборе на речной сток; с использованием упрощенных приемов расчета регулирования речного стока; с приближенными характеристиками внутригодового распределения водопотребления и водоотведения; с упрощенными расчетами характеристик испарения с поверхности прудов и водохранилищ и фильтрационных потерь.

План водоохранных мероприятий составляется в табличном виде в денежном выражении с указанием мероприятий по охране водного объекта, стоимости затрат, источника финансирования. К примеру, предприятие в процессе производства продукции использует воду, которая после прохождения технологического процесса загрязняется и сбрасывается в реку.

Скачать Отчет о выполнении плана водоохранных мероприятий образец

Полезная информация

Полезная информация

Сегодня мы публикуем очень важную и полезную информацию для водопользователей.

Договор водопользования

В соответствии со ст. 8 Водным Кодексом РФ от 03.06.2006 г. № 167-ФЗ водные объекты (за исключением некоторых) находится в собственности Российской Федерации (федеральной собственности). В случае необходимости использования физическим или юридическим лицом поверхностного водного объекта, необходимо заключить с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления ДОГОВОР ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ .

Согласно ст.11 ВК РФ, договор водопользования заключается при использовании водного объекта для :

  1. забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;
  2. использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;
  3. использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии .

Объем необходимых материалов и документов, а также порядок их рассмотрения, регламентируется Постановлением Правительства РФ от 12.03.2008 г. № 165 «О подготовке и заключении договора водопользования», а также приказом Минприроды России №347 от 26.12.2008 г. «Об утверждении Административного регламента…».

Срок рассмотрения и выдачи исполнительным органом государственной власти оформленного договора, либо направления водопользователю мотивированного отказа, составляет не более 60 дней со дня подачи пакета документов.

Таким образом, с учетом подготовки и оформления пакета необходимых документов, а также периода согласования, срок получения договора водопользования составляет от 1 до 3 месяцев со дня обращения клиента в нашу компанию при условии своевременного предоставления исходных документов и материалов.

Баланс водопотребления и водоотведения

Согласно Постановлению Правительства РФ от 12.02.1999 г. №167 «Об утверждении правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ», «баланс водопотребления и водоотведения» - соотношение между фактически используемыми объемами воды из всех источников водоснабжения и отводимыми объемами сточных вод за год.

Баланс водопотребления и водоотведения позволяет определить общую потребность в воде для предприятий любого вида деятельности либо для жилой застройки, рассчитать количество стоков (включая ливневые осадки) для проектирования коммуникаций, для расчета параметров трубопроводов, насосов и т.п. Расчет баланса требуется при заключении договора на отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных с организацией водопроводно-канализационного хозяйства, при получении права пользования участком недр в целях добычи подземных вод.

Для расчета баланса водопотребления и водоотведения используется СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий».

Таким образом, с учетом выезда специалиста на объект, сбора необходимых данных, периода разработки и согласования с заказчиком, срок разработки баланса водопотребления и водоотведения составляет от 1 до 12 месяцев со дня обращения клиента в нашу компанию при условии своевременного предоставления исходных документов и материалов.

План водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водного объектаi

В соответствии со ст. 55 Водным Кодексом РФ от 03.06.2006 г. № 167-ФЗ, при использовании водных объектов физические и юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 12.03.2008 г. № 165 «О подготовке и заключении договора водопользования», одним из обязанностей водопользователей, отраженным в договоре водопользования, является выполнение водохозяйственных мероприятий, которые прилагаются к договору в виде «плана водохозяйственных мероприятий…».

Кроме того, сведения о выполнении плана водохозяйственных мероприятий служат основой для заполнения ежегодной формы государственного статистического наблюдения №2-ОС «Сведения о выполнении водохозяйственных и водоохранных работ на водных объектах», утвержденной Приказом Федеральной службы государственной статистики №469 от 28.08.2012 г.

В зависимости от осуществляемого предприятием водопользования, водохозяйственные мероприятия могут относиться к мероприятиям по проектированию, строительству, вводу в эксплуатацию, реконструкции, расширению и техническому перевооружению объектов хозяйственной деятельности водопользователя.

Мероприятия по охране водных объектов включают в себя мероприятия по рациональному использованию водных ресурсов, защите от загрязнения и засорения, мероприятия по соблюдению требований к обустройству и содержанию зон специального назначения, ведение мониторинга прибрежных зон, мониторинга состояния дна и акватории водных объектов и т.д.

Таким образом, с учетом ознакомления с особенностями проведения хозяйственной деятельности, подготовки необходимых документов, срок разработки плана водохозяйственных мероприятий составляет до 1 месяца со дня обращения клиента в нашу компанию при условии своевременного предоставления исходных документов и материалов.

Решение о предоставлении водного объекта в пользование

В соответствии со ст. 8 Водным Кодексом РФ от 03.06.2006 г. № 167-ФЗ водные объекты (за исключением некоторых) находится в собственности Российской Федерации (федеральной собственности). При необходимости использования физическим или юридическим лицом поверхностного водного объекта для сброса сточных вод, строительства причалов, мостовых переходов, трубопроводных переходов и прочих задач, оговоренных в ст. 11 ВК РФ, в исполнительном органе государственной власти или органе местного самоуправления необходимо получить РЕШЕНИЕ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ВОДНОГО ОБЪЕКТА В ПОЛЬЗОВАНИЕ .

Объем необходимых материалов и документов, а также порядок их рассмотрения, регламентируется Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 844 (в ред. от 15.05.2014 г.) «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование», приказом Минприроды России №56 от 14.03.2007 г. «Об утверждении типовой формы решения о предоставлении водного объекта в пользование» и приказом Минприроды России №340 от 22.12.2008 г. «Об утверждении Административного регламента…».

Срок принятия решения (либо мотивированного отказа) о предоставлении в пользование водного объекта исполнительным органом государственной власти составляет не более 30 дней со дня подачи пакета документов.

При оформлении пакета документов для получения решения необходимо учитывать особенности их оформления, связанные с задачами водопользователя. Например, для оформления решения в целях обеспечения легитимного сброса сточных вод в водные объекты, требуется указывать расчет и поквартальный график сброса, а при подготовке пакета документов в целях получения решения для строительства мостового перехода необходимо указывать сведения о его технических параметрах.

Таким образом, с учетом подготовки и оформления пакета необходимых документов, а также периода согласования, срок получения договора водопользования составляет от 1 до 2 месяцев со дня обращения клиента в нашу компанию при условии своевременного предоставления исходных документов и материалов.

Лицензия на добычу подземных вод

В соответствии со ст. 5 Водным Кодексом РФ от 03.06.2006 г. № 167-ФЗ водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей, подразделяются на поверхностные и подземные водные объекты.

Если для поверхностных водных объектов отношения регулируются водным законодательством, то при использовании подземных водных объектов необходимо придерживаться закона РФ от 21.02.1992 г. №2395-1 «О недрах», согласно которому порядок получения права пользования участком недр в целях добычи подземных вод устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции нормативно-правового регулирования в сфере экономического развития.

Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии .

Порядок получения права пользования недрами с целью добычи подземных вод регламентировано Приказом Минприроды России №710 от 29.11.2004 г. «Об утверждении порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности».

В соответствии с пунктом 3 статьи 10.1 Закона Российской Федерации «О недрах» право пользования участками недр для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности, возникает на основании решения комиссии, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию, в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр (далее - Комиссия).

Итогом рассмотрения заявок является принятие Комиссией решения о предоставлении права пользования участком недр, и направление решения в 3-дневный срок в Федеральное агентство по недропользованию или его территориальные органы для подготовки условий пользования недрами, оформления и выдачи лицензии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Лицензия необходима в следующих случаях:

  • добыча питьевых подземных вод для:
    • хозяйственно-питьевого водоснабжения городов и поселков городского типа, сельских населенных пунктов;
    • технологического обеспечения водой промышленных объектов, сельскохозяйственных объектов, в том числе орошение земель и обводнение пастбищ;
    • добыча питьевых подземных вод для производства пищевой продукции, для розлива;
  • добыча технических подземных вод для:
    • технологического обеспечения водой промышленных объектов;
    • технологического обеспечения водой сельскохозяйственных объектов, в том числе орошение земель и обводнение пастбищ;
    • разработки месторождений полезных ископаемых;
    • добыча технических подземных вод для иных целей.

Необходимые материалы для лицензирования:

  1. Уставные документы организации, правоустанавливающие документы на землю;
  2. Ситуационный план расположения скважин на местности с обозначением местоположения скважин и территории землепользования;
  3. Схемы первых поясов ЗСО на каждую скважину в М 1:500, 1:1 000.
  4. Паспорта водозаборных скважин, учетные карточки на скважины;
  5. Химические анализы (ионно-солевого состава) воды каждой скважины за последние пять лет;
  6. Сведения о водоотборе из каждой скважины за последние пять лет и обустройстве каждой скважины (наличие или отсутствие ограждения ЗСО, водомера, крана для отбора проб воды, надкаптажного сооружения);
  7. Водохозяйственный баланс, согласованный территориальным органом Росводресурсов.
  8. Данные геофизического обследования скважин;
  9. Результаты обоснования запасов подземных вод;
  10. Целевое назначение (хозяйственно-питьевое, техническое) и перспективная потребность в подземных водах (м 3 /сут) с обоснованием;
  11. При оформлении заявки на проектируемую скважину предоставляются сведения о буровой организации:
    - наличие технологического оборудования, квалифицированных специалистов для ведения работ на участке недр;
    - договор на выполнение работ или соглашение о намерениях;
  12. Данные о нахождении водозаборной скважины на балансе предприятия или свидетельство о регистрации права на собственность.

С учетом подготовки и оформления пакета необходимых документов, а также периода согласования, срок получения лицензии составляет от 5 до 12 месяцев со дня обращения клиента в нашу компанию при условии своевременного предоставления исходных документов и материалов.

Образец план водоохранных мероприятий - найдено в документах

В кризисной ситуации только персонал, входящий во вторую группу и ее координатор могут иметь право общения с прессой. Положение об окрестностях санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения (утверждены постановлением правительства русской федерации от г. О порядке рассмотрения воззваний людей русской федерации (с переменами на 3 ноября.). Группа по связям с общественностью должна иметь на руках два вида инфы при ответе на звонки - заявления для прессы и общую информацию.

N689, установлено, что воплощение земляного контроля делается росреестром во содействии, в том числе, с органами местного самоуправления. Типовые формы заявлений, журналов, приказов и других документов. Существует возможность цепного развития аварий с образованием и выбросами нефтепродуктов в окружающую среду. В ходе личного приема людейину может быть отказано в предстоящем рассмотрении воззвания, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в воззвании вопросов. Зк рф положение о муниципальном земляном контроле (утв.

Предоставление водного объекта в пользование в

Наименование объекта экономики в зоне чс общая площадь зоны чс (кв. конфигурации, не требующие пересогласования вносятся в план лрн немедля, о чем делают пометку на титульном листе плана. И (либо) дренажных вод (форма 8) примерный список водохозяйственных и водоохранных мероприятий (приложение. Гражданин вправе приложить к такому воззванию нужные документы и материалы в электрической форме либо навести обозначенные документы и материалы либо их копии в письменной форме 1. Ведение мониторинга на акватории и в водоохранной зоне аква объекта. Форум по промышленной экологии обменяемся опытом - план водоохранных мероприятий. Компания гарант и ее партнеры являются участниками русской ассоциации правовой инфы гарант. Всем здрасти при согласовании проекта лос для чистки хозбытовых св мпр затребовал план водоохранных мероприятий.

Водоохранные и водосберегающие мероприятия

Водоохранные и водосберегающие мероприятия

Российская Федерация обладает уникальными возобновляемыми ресурсами и стационарными запасами природных пресных вод. Водохозяйственный комплекс, охватывающий водные объекты, совокупность гидротехнических и связанных с ними систем и сооружений, а также соответствующий кадровый и научно-технический потенциал, имеет важнейшее значение для социально-экономического развития России.

Общие запасы пресной воды (во всех ее формах) на территории нашей страны составляют менее 1% от всех запасов пресной воды мира . В тоже время суммарно по пресной воде озер, рек и болот, почвенной влаге и неглубоко залегающим подземным водам – т.е. наиболее эксплуатируемым водным ресурсам – доля России составляет порядка 20-25% соответствующих мировых запасов.

Речной сток Российской Федерации, в подавляющей степени формируемый на территории страны, составляет в среднегодовом исчислении около 4,3 тыс. км 3. Россия стоит по этому показателю на втором месте в мире, уступая лишь Бразилии. По уровню средней водообеспеченности 1 жителя Российской Федерации нашу страну опережают всего несколько государств – Канада, Венесуэла, Бразилия и ряд других стран.

Еще более значительными величинами по сравнению с речным стоком и статическими многолетними запасами воды в реках характеризуются водные ресурсы озер, болот, ледников и снежников .

Объем забора воды из водных объектов в среднем за год в нашей стране находится в пределах 2% ежегодно возобновляющихся ресурсов рек и подземных вод. Во многих государствах Европы, а также в США и других странах этот показатель гораздо выше, что свидетельствует о напряженности водохозяйственных балансов.

Водные богатства России создают надежные предпосылки социально-экономического развития страны не только в текущий период, но и на длительную перспективу. Это особенно важно в условиях вероятного нарастания дефицита пресной воды во многих регионах и странах мира, усиления борьбы за доступ к качественным водным ресурсам. Подобная ситуация повышает ресурсные позиции Российской Федерации в мировом сообществе.

Складывающие глобальные тенденции требуют формирования и реализации водохозяйственной и водоохраной политики государства, отвечающей как кратко- и среднесрочным потребностям, так и долгосрочной конъюнктуре.

При проведении указанной политики следует учитывать то, что наравне с отмеченными позитивными факторами, водопользование в Российской Федерации характеризуется рядом серьезных проблем. Они имеют как объективный (географический, климатический и т.п.), так и субъективный характер. Острота многих из данных проблем не снижается или уменьшается невысокими темпами. В частности, отсутствие общего дефицита водохозяйственного баланса в целом по стране, нивелируется его наличием в отдельных регионах и локальных районах. На малоосвоенные территории, принадлежащие к бассейнам морей Северного Ледовитого и Тихого океанов, приходится порядка 20% водозабора и около 80% речного стока. В тоже время в Европейской части страны, где сосредоточен основной хозяйственный потенциал и проживает подавляющая часть населения, имеет место обратная ситуация – при 70-80% общероссийского водозабора здесь сосредоточено около 10% возобновляемых ресурсов поверхностного стока. Если средняя по стране водообеспеченность составляет около 30 тыс. м 3 /чел. в год, то на Европейской территории России она примерно в десять раз ниже.

В стране продолжает остро стоять проблема устойчивого обеспечения населения и экономики качественной водой для питьевых и хозяйственных нужд. Не менее актуальна задача повсеместной защиты граждан, жилых построек и имущества, а также предприятий и коммуникаций от вредного воздействия вод. С вопросами комплексного водопользования связаны задачи бесперебойного функционирования гидроэлектроэнергетики, рыбного хозяйства, ирригации, водного транспорта, наращивания и поддержания в должном состоянии транспортной инфраструктуры, коммуникаций, подводных сооружений и устройств. В этой сфере также имеется ряд серьезных проблем.

Все более существенное звучание приобретает задача не только обеспечения качества природных вод для хозяйственно-бытового водоснабжения, но также поддержание и повышение уровня технической безопасности самих водохозяйственных систем, улучшение состояния водопроводных сетей, их своевременное обновление, ремонт и т.д.

Таким образом, водные ресурсы и водное хозяйство страны характеризуются не только огромным природным потенциалом и большими масштабами развития, но и наличием крупных проблем, решение которых требует значительных затрат.

Одним из инструментов решения проблем и проведения оптимальной политики служит практика подведения итогов в рамках Государственных докладов «О состоянии и использовании водных ресурсов в Российской Федерации». В них рассматриваются данные как за конкретный отчетный год, так анализируются складывающиеся тенденции за ряд последних лет.

В частности, в 2007 г. гидрометеорологическая и гидрологическая обстановка по ряду характеристик оказалась на уровне, превышающем средние показатели. В особой степени отклонения были заметны по некоторым регионам.

В частности, количество выпавших осадков в отчетном году в целом по стране было значительно выше нормы. В ряду наблюдений, проводимых с 1936 г. и ранжированных по суммарному количеству годовых осадков, 2007 г. был четвертым, а по количеству весенних осадков – вторым среди самых дождливых. Рекордной по количеству годовых осадков была ситуация в восточных районах Западной и в западных районах Восточной Сибири, а зимних и весенних осадков – в Западной Сибири.

Зима отчетного года в целом для России оказалась влажной. На Европейской территории больше всего выпало осадков в юго-восточных районах. В то же время лето 2007 г. на Европейской территории страны, а также в Западной и Восточной Сибири было сухим. В Прибайкалье и Забайкалье оно оказалось шестым среди самых сухих летних сезонов за весь наблюдаемый период. Особо значительный дефицит летних осадков отмечен на юге Европейской территории. При этом чрезвычайно засушливая ситуация имела место в июне – июле в Ростовской области и Республике Калмыкия.

Водные ресурсы рек Российской Федерации в отчетном году превысили среднюю норму почти на 15%, что соответствует общей тенденции увеличения водных ресурсов страны с 1980 г. Достаточно высокая водность рек наблюдалась в Сибирском, Уральском, Приволжском и Южном федеральном округах. В Центральном федеральном округе она оказалась несколько пониженной.

По Волге годовой сток был почти на 19% выше среднего уровня, Оби и Енисею – на 22%, Печоре – на 64%. Одновременно объем стока Дона в 2007 г. оказался на треть, Амура – на 27%, Кубани – почти на 17% ниже среднего многолетнего значения.

Прогнозные ресурсы подземных вод на территории Российской Федерации на начало 2008 г. оценивались в 869 млн. м 3 /сут. (317 км 3 / год). Распределение этих ресурсов в территориальном разрезе неравномерное. Основная часть – 670 млн. м 3 /сут. (77% общей величины) – сосредоточена в Северо-Западном, Уральском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах при преобладающем их объеме в Сибирском округе.

В целом по стране обеспеченность прогнозными ресурсами подземных вод составляет 6 м 3 /сут. на человека. При этом наибольшая обеспеченность наблюдается в Дальневосточном округе – 24, в Сибирском и Уральском – 12, Северо-Западном – 8 млн. м 3 /сут. а наименьшая – в Приволжском – 3, Центральном и Южном округах – 2 м 3 /сут. на человека. Слабо обеспечен кондиционными пресными подземными водами ряд крупных регионов Российской Федерации, в частности, республики Карелия, Калмыкия, Адыгея, Дагестан (горная часть), Саха (Якутия), западная и юго-западная части Архангельской области, Новгородская, Ярославская, большая часть Ростовской, часть Волгоградской (Заволжье и юг), Астраханская, Курганская, Омская, Магаданская области и некоторые другие регионы.

Эксплуатационные запасы подземных вод в Российской Федерации (т.е. наиболее изученные в гидрогеологическом плане ресурсы) на начало 2008 г. составляли почти 94 млн. м 3 /сут. в том числе по разведанным запасам категорий А+В+С1 – свыше 82 млн. м 3 /сут. В 2007 г. в стране было разведано 472 новых месторождения (участков месторождений) подземных вод, переоценены 39 и сняты с учета 13 месторождений (участков).

Извлечение (забор) подземных вод в 2007 г. по сравнению с 2006 г. незначительно возросло. Только половина этого забора пришлась на участки с оцененными запасами, а остальная часть – на запасы, которые не прошли государственную экспертизу. Наибольшие объемы подземных вод были извлечены в Центральном федеральном округе – 31%, Сибирском и Приволжском федеральных округах – по 17-18% и Южном федеральном округе – 13% от общего объема по стране.

В 2007 г. доля подземных вод в хозяйственно-питьевом водоснабжении, как и в предыдущем году, составляла от 70 до 100% в 35 субъектах Российской Федерации; во многих субъектах Федерации она не превышала 10-20%.

Что касается потребления всех поверхностных и подземных водных ресурсов. то по данным государственного федерального статистического наблюдения за использованием воды по форме № 2-тп(водхоз), охватывающего свыше 40 тыс. предприятий-водопользователей, суммарный водозабор из всех природных источников на различные нужды в 2007 г. составил 80,0 млрд. м 3. Это незначительно выше уровня как 2006 г. так и 2005 г. Иначе говоря, за последние годы отмечено очень медленное повышение водозабора при гораздо более быстром росте объемов производства во многих отраслях экономики. Если же сравнивать водозабор 2007 г. с показателем за 1990 г. то он составляет лишь две трети от соответствующего объема.

Как уже отмечалось, в целом по России из поверхностных и подземных водных объектов забирается для использования относительно небольшая часть возобновляемых водных ресурсов – в пределах 2%. Однако в бассейнах рек Волги, Дона, Кубани, Терека, Урала, Иртыша, Тобола и Ишима, испытывающих определенный дефицит воды, сохраняется напряженная водохозяйственная обстановка, которая усугубляется в результате нерационального водопользования и неудовлетворительного качества сбрасываемых в водоемы сточных вод.

Наибольший объем использования свежей воды в 2007 г. как и в предыдущие годы, наблюдался на предприятиях, расположенных в Южном федеральном округе (25% от общей величины по России); наиболее низкий – в Дальневосточном федеральном округе (менее 3%). По сравнению с 2006 г. в большинстве федеральных округов отмечен рост (хотя и весьма незначительный) использования свежей воды. В первую очередь это было характерно для Южного и Приволжского федеральных округов.

В 2007 г. по сравнению с 2006 г. при росте общего водозабора на 0,9% увеличение объемов прямоточного использования свежей воды составило лишь 0,6%. Это связано как с более быстрым повышением забора транзитных вод и ростом водоотлива при добыче полезных ископаемых, так и с некоторым дисбалансом учета и другими факторами. Характерно, что в 2006 г. по сравнению с 2005 г. имела место несколько иная ситуация – небольшое снижение водозабора при некотором росте водопотребления. Все это свидетельствует о колебательном (нестабильном) характере соответствующих показателей в последний период и отсутствии устойчивых тенденций.

По сравнению с 2006 г. в 2007 г. производственное водопотребление возросло на 1,8% (в 2006 г. по сравнению с предыдущим годом – более чем на 2%), а использование воды на орошение – соответственно на 2,6% (5,5%). Хозяйственно-питьевое водопотребление уменьшилось на 3,1% (в 2006. по сравнению с 2005 г. снижение составило 2,5%).

Если говорить о длительной ретроспективе, то в 2007 г. по сравнению с 1990 г. объем водопотребления на производственные нужды сократился почти на треть, на хозяйственно-питьевые потребности – примерно на 20%, на цели орошения – более чем на половину.

В целом за последние несколько лет прямоточное водопотребление свежей воды, как и водозабор, в среднем по стране оставались практически стабильными или незначительно увеличились. В тоже время в ряде регионов эти показатели стали возрастать.

Основной объем водопользования в России сконцентрирован в бассейне Каспийского моря: водозабор и использование свежей воды в этом регионе в 2007 г. составил более 40% от соответствующих показателей в целом по стране, объем водоотведения в поверхностные водоемы – около 40%. В этом же водохозяйственном регионе ежегодно сбрасывается в водные объекты порядка 45% всех загрязненных сточных вод страны; потеря воды при ее транспортировке составляет половину всех аналогичных потерь по России. При этом в 2007 г. свыше 70% использования свежей воды, более 85% зафиксированного водоотведения в поверхностные водные объекты и порядка 90% сброса загрязненных сточных вод от соответствующих объемов в Каспийском бассейне приходилась на Волгу и ее притоки. Наиболее массированный сброс загрязненных сточных вод (свыше 10-12% общероссийского объема и 20% бассейнового каспийского объема) сосредоточен в р. Москве и ее притоках.

На втором месте по объемам водопользования находятся водные источники в бассейне Азовского моря – 20-22% от водозабора, 15% – водопотребления, 15% – водоотведения и около 10% сброса загрязненных стоков в целом по стране в 2006-2007 гг.

В 2007 г. по сравнению с 2006 г. суммарно по бассейну Каспия отмечено увеличение забора воды на 0,7 млрд. м 3. или на 2%. По бассейну Азовского моря произошло сокращение этого показателя на 0,2 млрд. м 3. или на 1,3%.

В отраслевом разрезе, то есть по видам экономической деятельности, основными водопотребителями в 2007 г. как и ранее, являлись объекты по производству и распределению электроэнергии, газа и воды. Главными загрязнителями водных источников оставались водопроводно-канализационные хозяйства городов и поселков, а также предприятия целлюлозно-бумажной и горнодобывающей промышленности, а также сельскохозяйственные объекты.

Объемы оборотного и повторно-последовательного водопотребления в 2007 г. как и в более ранние годы, в большинстве регионов превышали прямоточное использование воды, за исключением Южного и Северо-Западного федеральных округов. Характерно, что этот показатель в последний период увеличивается более быстрыми темпами, нежели возрастает общий водозабор и прямоточное водопотребление. В частности, в 2007 г. по сравнению с 2006 г. данное повышение составило 1,3% по первому показателю против 0,9% и 0,6% по второму и третьему показателям соответственно.

В Российской Федерации одной из проблем продолжает оставаться нерациональное использование водных ресурсов, характеризующееся высоким удельным расходом воды в промышленности, агропромышленном и жилищно-коммунальном комплексах. Имеют место ощутимые потери воды при ее транспортировке. Кроме того, поверхностные и часть подземных водных объектов в районах размещения крупных промышленных, сельскохозяйственных и городских комплексов в значительной степени загрязнены сточными водами. Имеющие место аварии на нефтепроводах, сооружениях по очистке сточных вод, шламонакопителях и т.п. дополнительно усложняют ситуацию, приводят к еще большему загрязнению водных объектов и деградации водных экосистем.

Объем сброса сточных вод всех категорий в поверхностные природные водные объекты страны в 2007 г. составил 51,4 млрд. м 3 и был близок уровням 2005 и 2006 гг. (50,9 и 51,4 млрд. м 3 соответственно). Из них объем сброса загрязненных сточных вод в 2007 г. составил 17,2 млрд. м 3. или 34% от общего объема водоотведения. Показатель сброса «грязных» стоков уменьшился в 2007 г. по сравнению с 2006 г. на 1,7%.

Характерно, что около 10 млрд. м 3. или более половины общего сброса загрязненных сточных вод страны приходится на производственные и хозяйственно-бытовые стоки объектов, расположенных на территории 72 крупных городов. Это свидетельствует о высоком уровне локализации сброса рассматриваемых стоков, то есть об особо массированном загрязнении водоемов в отдельных регионах страны.

По сравнению с 1991 г. объем сброса загрязненных сточных вод в 2007 гг. в целом по России сократился более чем на треть. Некоторое влияние на это уменьшение оказало строительство и ввод в действие новых сооружений и установок по очистке сточных вод, проведение технико-производственных и других мероприятий по упорядочению водопотребления, опережающее восстановление оборотного использования воды в общей системе водопотребления в конце XX – начале XXI вв. и ряд иных факторов. Кроме того, определенное влияние могли оказать налогово-фискальные действия, связанные с внедрением водного налога (платежей за пользование водными объектами), и практика взимания платежей за загрязнение водных объектов. Свое воздействие на рассматриваемую динамику оказывает также ряд нерешенных проблем по правильной идентификации и учета загрязненных сточных вод на предприятиях-водопользователях.

Оценка состояния водных объектов в 2007 г. как в 2006 г. и в предыдущие годы, свидетельствуют как о стабильном характере степени загрязненности. так и о ее росте на ряде водных объектов. В целом состояние значительного числа водоемов на территории Российской Федерации по-прежнему оставалось неблагополучным. Это обостряло проблему водообеспечения населения и хозяйственной деятельности качественной питьевой водой, создало определенную опасность для здоровья граждан.

Многие водные объекты в течение нескольких десятилетий подвергались и подвержены в настоящее время интенсивному техногенному воздействию и характеризуются высоким уровнем загрязнения. Прежде всего, это малые реки Кольского полуострова, бассейны рек Сухоны и Оби, нижнее течение Волги, включая дельту, притоки Волжских водохранилищ, верхнее течение Дона, участки Северной Двины, Енисея, Иртыша, Тобола, притоки Усть-Илимского водохранилища, участки Амура и его притоков, притоки Колымы и Охинки. Вода этих рек оценивается как «грязная», «очень грязная» и «экстремально грязная» (в целом по более 120 водным объектам в системе наблюдений Росгидромета). Вода Волги и водохранилищ на этой реке в целом стабильно сохраняется на уровне 3-4 класса качества вод, т.е. как «загрязненная» и «грязная».

Наиболее распространенными веществами, содержащимися в перечисленных водных объектах сверх допустимых норм, являются нефтепродукты, фенолы, легко окисляющиеся органические вещества, нитраты, соединения металлов и др.

Основными причинами загрязнения поверхностных водных объектов, как и прежде, являются:

– сброс неочищенных и недостаточно очищенных сточных вод в водоемы в результате устаревшей (упрощенной) системы очистки и низкой эффективности работы очистных сооружений;

– поступления загрязняющих веществ с территории водного бассейна в результате интенсивного несанкционированного строительства объектов в водоохранных зонах;

– вторичное загрязнение воды за счет поступления загрязняющих веществ из донных отложений водных объектов;

– систематические аварийные ситуации, особенно в нефтегазовом комплексе и на объектах ЖКХ, в связи с износом коммуникаций и обслуживающих систем;

– усиление интенсивности процессов водной эрозии в связи с сокращением противоэрозионных работ, уменьшением посадки лесозащитных насаждений и др.;

– недостаточные объемы финансирования нового строительства, модернизации и ремонта очистных и иных водоохранных сооружений, задержка внедрения наилучших существующих водоохранных технических средств и технологий;

– недостаточная эффективность системы наблюдения, контроля и надзора за состоянием водных объектов в районах расположения источников антропогенного воздействия на водные объекты;

– слабость взаимодействия организаций смежных министерств и ведомств в части осуществления мониторинга, контроля и надзора в области использования и охраны водных объектов и окружающей природной среды.

Качество подземных вод на территории страны в основном соответствует требованиям, предъявляемым к питьевым водам. Вместе с тем, по состоянию на 1 января 2008 г. было выявлено 6118 участков загрязнения подземных вод. При этом в течение 2007 г. было дополнительно выявлено 504 таких участка.

Наибольшее количество загрязненных участков поземных вод расположено на территории Приволжского, Сибирского, Южного и Центрального федеральных округов.

Около 40% участков загрязнения связано с деятельностью промышленных и смежных предприятий (в местах расположения накопителей отходов и сточных вод, нефтепромыслов, складов горюче-смазочных материалов, нефтебаз, промышленных канализационных коллекторов, а также объектов, расположенных на промышленных площадках). Порядка 12% участков связано с деятельностью сельскохозяйственных предприятий; 13% – комплексов жилищно-коммунального хозяйства; 9% – с подтягиванием некондиционных природных вод при нарушении режима эксплуатации; 18% составили не установленные источники загрязнения подземных вод.

Общие причинно-следственные связи в области тенденций водозабора, водопотребления и сброса загрязненных и нормативно-очищенных сточных вод, а также изменения качества поверхностных и подземных вод требуют тщательного анализа. Такой анализ требуется осуществлять не только с водохозяйственных, гидрологических, гидрогеологических и гидрохимических позиций. Необходимо совместить данный анализ с изучением динамики социально-экономических и демографических показателей. Это тем более актуально, поскольку экспертные расчеты свидетельствуют, что при общем росте макроэкономических показателей, в России имеет место снижение текущих затрат на водоохранные и водосберегающие мероприятия,исчисленных в постоянных ценах. Аналогичные тенденции наблюдаются по капитальному ремонту соответствующих сооружений и оборудования.

Общая сумма поддающихся идентификации затрат на охрану и рациональное использование водных ресурсов в стране (без учета стоимости посреднических услуг, т.е. без повторного счета) составляла в текущих ценах в 2005 г. более чем в 130 млрд. руб. в 2006 г. – более 140 и в 2007 г. – порядка 155 млрд. руб. Таким образом, за последние два года рассматриваемые затраты, взятые в ценах соответствующих лет, увеличились примерно на одну пятую часть. Однако этот рост произошел не за счет увеличения физических объемов водоохранной и водосберегающей деятельности, а за счет ценового фактора. В реальном исчислении рассматриваемые затраты несколько уменьшились.

Указанные совокупные затраты всех видов и из всех источников финансирования составляли в 2005 г. 0,6% по отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП), исчисленного в рыночных ценах. В 2006 г. это отношение по оценке снизилось до 0,5%, а в 2007 г. составило менее 0,5%.

Неоднозначным остается положение части водоохранных (водосберегающих) инвестиций в основной капитал. В целом за прошедшие годы XXI в. эти инвестиции начали увеличиваться. В частности, в сопоставимых ценах уровень 2007 г. значительно превзошел показатель 2000 г. Однако, до восстановления объемов инвестиций в масштабах конца 80-х гг. еще весьма далеко: уровень 2007 г. примерно соответствовал лишь уровню середины 90-х гг. Характерно, что после значительного роста рассматриваемого показателя в 2006 г. по сравнению с 2005 г. в 2007 г. по сравнению с 2006 г. в реальном исчислении он сократился на несколько процентов.

По официальным данным Росстата в 2005 г. доля капиталовложений в водоохранные и водосберегающие объекты составляла почти 0,8% общей суммы инвестиций в народное хозяйство страны, в 2006 г. – около 0,7%. В 2007 г. эта отношение по оценке снизилось до 0,5%.

В соответствии с Федеральным законом «Об исполнении федерального бюджета за 2005 год» от 9.04.2007 г. № 41-Ф3 по подразделу «Водные ресурсы» раздела «Национальная экономика» в расходной части федерального бюджета было выделено свыше 4219 млн. руб. В 2006 г. эти показатели по Федеральному закону от 3.04.2008 г. № 36-ФЗ были на уровне соответственно 8043 млн. руб. Таким образом, рост фактических расходов федерального бюджета по подразделу «Водные ресурсы» в 2006 г. по сравнению с 2005 г. составил 1,9 раза. В 2007 г. по оценке объем финансирования по рассматриваемому подразделу повысился по сравнению с 2006 г. почти в 1,8 раза. Иначе говоря, за два последних года выделение средств в федеральном бюджете в номинальном исчислении более чем утроилось.

При комплексном анализе приведенных цифр следует иметь в виду инфляционные процессы, которые в определенной мере уменьшают номинальное увеличение расходов.

С другой стороны требуется учитывать, что в 2006-2007 гг. значительно повысились профильные водохозяйственные и водоохранные затраты по разделу «Межбюджетные трансферты» расходной части федерального бюджета. Эти суммы существенно дополняют финансирование по подразделу «Водные ресурсы».

В рамках решения водохозяйственной и водоохранной проблематики требует повышенного внимания состояние гидротехнических сооружений (ГТС), ликвидация их аварийного состояния. Прежде всего необходимо выделение адекватных средств на восстановление этих сооружений и покрытие эксплуатационных затрат, а также в целях доведения их состояния до нормативного уровня безопасности. Остается нерешенной проблема ликвидации бесхозяйных ГТС или установление конкретного собственника. Требуется повышение эффективности надзора за своевременным декларированием безопасности гидротехнических сооружений и обеспечение страхования гражданской ответственности эксплуатируемых ГТС предприятий федеральной формы собственности.

Особое значение имеют повсеместно востребованные мероприятия по берегоукреплению рек и водохранилищ, защите селитебных территорий и производственных площадок от подтопления и другого вредного воздействия вод. Значительный объем работ в этом направлении осуществляется под руководством и с помощью финансирования, организуемого Федеральным агентством водных ресурсов.

Потребность в водных ресурсах формируется на основании договоров и лимитов водопользования. установленных водопользователям на основании водохозяйственных балансов и заявленных потребностей в водных ресурсах с учетом соблюдения требований рационального использования этих ресурсов и соблюдения нормативов качества воды в водном объекте. Характерно, что данные о фактическом водопотреблении и водоотведении, как правило, оказываются ниже ежегодно установленных лимитов водопользования. В этой связи договорная работа требует дальнейшего упорядочения.

Весьма медленно улучшается санитарно-эпидемиологическое состояние хозяйственно-питьевых и рекреационных водных объектов, что не способствует существенному уменьшению уровня детской и взрослой заболеваемости рядом болезней. Медленно улучшающееся (иногда ухудшающееся) качество воды водных объектов при неудовлетворительном санитарно-эпидемиологическом состоянии водопроводно-канализационного хозяйства населенных пунктов представляет серьезную потенциальную и фактическую угрозу здоровью граждан. В настоящее время из общего объема воды, поданной в сети коммунальных водопроводов, через очистные сооружения водоподготовки пропускается менее двух третей этого объема.

Использование некачественной питьевой воды (в том числе подающейся по водопроводной сети) ведет к вспышкам инфекционных заболеваний, увеличению степени риска воздействия на организм человека токсичных, канцерогенных и мутагенных веществ, росту проявлений патологий. С потреблением некачественной воды в значительной степени связано отставание России по средней продолжительности жизни населения от развитых стран. В целом по России порядка 20% проб воды, поступающей к потребителям, не отвечает нормативным гигиеническим требованиям по санитарно-химическим и около 10% – по микробиологическим показателям.

Имеющие место региональные водохозяйственные проблемы становятся фактором, который может сдерживать социально-экономическое развитие целого ряда субъектов Федерации, несмотря на общий водный потенциал России. Поэтому, учитывая долговременный характер разработки и реализации водохозяйственных проектов, уже в настоящее время требуется принятие адекватных мер по реализации сложнейших задач управления водохозяйственным комплексом страны и, прежде всего, решение наиболее неотложных проблем. Все это должно стать одной из приоритетных социально-экономических задач государства. Работа должна получить дополнительный стимул и организационное оформление в рамках разрабатываемого проекта Водной стратегии Российской Федерациина период до 2020 года и ряда других основополагающих документов.

Государственная политика в сфере использования и охраны водных ресурсов подразумевает постановку системы целей и тактических задач, достижение которых осуществляется через реализацию средне- и долгосрочных программ, мер и механизмов по гарантированному обеспечению экономики страны водными ресурсами, безопасности населения и объектов экономики от наводнений и другого вредного воздействия вод природного и техногенного характера, защиту ее внешнеэкономических, оборонных и геополитических интересов с учетом международных обязательств и требований устойчивого развития.

Цели и задачи Федерального агентства водных ресурсов как главного распорядителя средств федерального бюджета входят в систему целей и задач субъекта бюджетного планирования – Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Указанные цели и задачи во многом реализуются через федеральные целевые программы (ФЦП) и аналитические ведомственные целевые программы (АВЦП). В частности, если в 2005 г. через эти программы проходило немногим более 11% всех бюджетных расходов Росводресурсов, то в 2007 г. через них расходовались практически все выделяемые средства.

Результативность бюджетных расходов по водному хозяйству определяется по степени достижения целей, решения тактических задач, поставленных перед Минприродой России Федеральным агентством водных ресурсов, по уровню показателей затрат и результатов водохозяйственной деятельности в отчетном и плановом периоде, эффективностью использования бюджетных расходов. Одновременно, рассматриваемая результативность также определяется мерами, которые Агентство принимает для повышения качества бюджетного процесса.

Контроль за использованием средств, поступающих из бюджетных и внебюджетных источников, осуществляется ежеквартально на основе соответствующего государственного статистического наблюдения.

В состав стратегических целей водохозяйственного комплекса страны входят в первую очередь:

- обеспечение устойчивого социально-экономического роста страны, ее отдельных регионов, отраслей и направлений хозяйственной деятельности;

- повышение уровня здоровья и безопасности условий жизни населения;

- повышение водоресурсной и водоохранной безопасности;

- снижение возможного ущерба от природных и техногенных катастроф.

Достижение этих целей должно быть сопряжено с реализацией следующих общих направлений современной водохозяйственной и водоохранной политики:

- совершенствование и повышение эффективности системы государственного управления в соответствующих сферах деятельности;

- уточнение нормативно-правовой базы Российской Федерации в рассматриваемой области;

- повышение степени участия общественности в формировании и реализации водохозяйственной и водоохранной политики государства.

Исходя из обозначенных в соответствующих документах стратегических социально-экономических целей, конкретными отраслевыми целями водохозяйственного комплекса в обозримой перспективе будут:

- надежное обеспечение населения питьевой водой, соответствующей санитарно-гигиеническим требованиям, максимальное обеспечение населенных пунктов системами централизованного водоснабжения;

- сохранение водно-ресурсного потенциала в качестве важнейшего природного актива страны на перспективу, поэтапное улучшение состояния и восстановление водных объектов и их экосистем, улучшение качественного состояния воды в водных объектах, проведение экологических попусков (расходов) в реках;

- обеспечение объектов экономики водными ресурсами при последовательном осуществлении мер по рационализации водопользования; оптимальное выполнение заявок водопользователей, использующих водные объекты без изъятия стока (гидроэнергетики, водного транспорта, рыбного хозяйства и др.), при регулировании стока;

- защита населения и объектов экономики, снижение ущербов от вредного воздействия вод: наводнений, подтопления земель, водной эрозии, а также обеспечение безопасности гидротехнических сооружений.

В свою очередь, достижение указанных отраслевых целей определяет необходимость решения конкретных задач развития водохозяйственного и водоохранного комплексов и мер по их реализации. Следует учитывать, что к задачам Российской Федерации в межгосударственном и международном плане относятся не только традиционные проблемы вододеления и охраны трансграничных водотоков и международных морей, но также тактика и стратегия действий в рамках обязательств Киотского протокола, в ситуации, связанной с возможным вступлением в ВТО и т.п.

Тактические задачи. стоящие в рамках закрепленного функционала перед Федеральным агентством водных ресурсов – ведущего государственного органа в области управления водным хозяйством страны – сформулированы следующим образом:

1) сохранение водности рек и других водных объектов для удовлетворения потребностей населения и объектов экономики в водных ресурсах;

2) создание условий для повышения эффективности использования водных ресурсов и объектов;

3) обеспечение безопасности жизнедеятельности человека от наводнений и другого вредного воздействия вод природного и техногенного характера;

4) создание условий для эффективного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий в сфере водных отношений.

Если подходить к рассматриваемым задачам более детализированно, т.е. с общегосударственных межведомственных и межотраслевых позиций, то их комплекс целесообразно представить в виде следующих групп.

I группа задач – укрепление стабильной и эффективной системы государственного управления в области использования и охраны водных объектов. которая бы в минимальной степени подвергалась в дальнейшем реорганизации и была построена на основе:

- укрепления роли государства в водохозяйственном управлении и экономическом регулировании использования и охраны водных объектов, предоставления права пользования водными объектами и их водными ресурсами на законодательных нормах, строгого бюджетного регулирования и контролируемого перераспределения финансовых ресурсов;

- расширения масштабов и повышения эффективности водохозяйственных и водоохранных работ, выполняемых за счет бюджетных средств;

- обеспечения комплексного управления водными объектами по бассейновому принципу, с учетом конкретных интересов на местах, открытости принятия управленческих решений;

- совершенствования системы планирования развития водного хозяйства, включая разработку Схем комплексного использования и охраны водных объектов (СКИОВО), прогнозов развития водохозяйственного комплекса на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу, целевых программ, предусматривающих решение важнейших водохозяйственных проблем на федеральном, бассейновом и территориальном уровнях, исходя из перспектив социально-экономического развития и размещения производительных сил страны (регионов) и научно-обоснованных нормативов допустимых воздействий хозяйственной и иной деятельности на водные объекты;

- развития действенных экономических механизмов регулирования рационального использования и охраны водных объектов, функционирования и развития водохозяйственного комплекса;

- совершенствования водного и природоохранного законодательств, в том числе в сфере межрегиональных взаимоотношений, правовых основ управления водными ресурсами и водохозяйственным комплексом; внесения при необходимости уточнений в действующий Водный кодекс РФ;

- расширения и углубления фундаментальных и прикладных научных исследований по проблемам использования, воспроизводства и охраны водных ресурсов, восстановления и сохранения водных экологических систем, обеспечения исследований реальным финансированием контроль за проведением НИОКР;

- формирования системы технического регулирования и разработка технических регламентов в сфере использования и охраны водных объектов и водных ресурсов, предотвращения и ликвидации последствий наводнений и другого вредного воздействия вод;

- совершенствования системы контроля и надзора, обеспечения надежной и комплексной информацией о состоянии и использовании водного фонда и объектов водного хозяйства;

- всестороннего контроля объективности статистических данных о водопользовании с перекрестной проверкой по материалам, характеризующим экономическое развитие отраслей и регионов, а также с использованием результатов наблюдений Росгидромета;

- тесной увязки выдачи разрешительной документации на водопользование (заключение соответствующих договоров) с получением отчетных сведений о фактическом использовании воды и других видов водопользования;

- уточнения отраслевой (ведомственной) системы индикаторов, отчетных и оценочных показателей, характеризующих ход и конечные результаты проводимых водохозяйственных и водоохранных работ без увеличения учетно-отчетной нагрузки на водопользователей, контролирующие органы и водохозяйственные организации.

В целях укрепления управляемости водопользованием, а также для приведения в соответствие лимитов с фактическими объемами водопользования бассейновые водные управления Росводресурсов считают необходимым в течение года осуществлять корректировку установленных лимитов в зависимости от изменения природно-климатических условий. В плане организационных мер следует: ужесточить контроль со стороны первичного водопользователя (например, городского водопровода) за использованием водных ресурсов абонентами, снижением потерь воды в сетях и коммуникациях путем реконструкции и замены устаревшего оборудования; разработать индивидуальные текущие балансовые нормы водопотребления и водоотведения; организовать создание региональных баз данных для установления лимитов водопользования на основе водохозяйственных балансов по бассейнам рек.

Для реорганизации и укрепления работы по проведению водохозяйственной экспертизы бассейновые водные управления Росводресурсов считают целесообразным разработать проект нормативно-правового акта Правительства Российской Федерации о порядке проведения государственной экспертизы предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов; создать информационно-аналитическую базу данных экспертных оценок проведения водохозяйственной экспертизы; организовать повышение квалификации экспертов в сфере водохозяйственной экспертизы; обеспечить водные управления градостроительной документацией, регламентирующей воздействие хозяйственной и иной деятельности на водные объекты и территорию их водных бассейнов (генпланами, программами социально-экономического развития территорий, территориальными схемами охраны природы) и др.

II группа задач – удовлетворение потребностей объектов экономики и нужд населения в водных ресурсах на основе их рационального использования и воспроизводства за счет:

- более широкого использования подземных вод для обеспечения населения питьевой водой и создания на их основе резервных источников водоснабжения поселений;

- ремонта, модернизации, реконструкции и строительства водохозяйственных систем, водохранилищ, гидротехнических сооружений и других водохозяйственных объектов, обеспечивающих сохранение и прирост водных ресурсов;

- повышения эффективности использования водных ресурсов для целей гидроэлектроэнергетики с учетом необходимости сбалансированного удовлетворения потребностей в водных ресурсах других отраслей экономики, в первую очередь, в маловодные периоды;

- ремонта, строительства, расширения, повышения технического уровня и надежности функционирования систем водоснабжения и водоотведения поселений с обеспечением подачи жителям питьевой воды, отвечающей санитарно-гигиеническим требованиям;

- систематической расчистки и углубления русел рек и других водоемов для целей внутреннего водного транспорта, борьбы с заиливанием и зарастанием водных объектов;

- организации и обустройства зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения; строгого соблюдения установленных санитарных правил и норм (СанПиН);

- совершенствования технологий и повышения технического уровня систем водоснабжения в промышленности, на транспорте, агропромышленном и жилищно-коммунальном хозяйстве в целях снижения удельного водопотребления и минимизации потерь воды.

Кроме того, для обеспечения прав населения на доступ к безопасной и качественной питьевой воде проводимая государственная политика в отношении реформы ЖКХ должна предусматривать:

- активизацию работы по улучшению ситуации в области водоснабжения в сельской местности;

- осуществление мероприятий по увеличению использования подземных вод для обеспечения потребностей населения в сельской местности;

- повсеместного перекрестного анализа платежеспособности населения и финансовой доступности для населения качественных услуг водоснабжения и водоотведения.

Для реализации этой группы задач важное значение приобретают объективные прогнозные оценки. Подготовка программы может предусматривать установление конкретных заданий по улучшению водного хозяйства, водопользования и водоснабжения, а также охраны и рационального использования водных ресурсов на десять и более лет. Более стабильной и долгосрочной должна быть тарифная политика.

III группа задач – улучшение качества вод водных объектов и состояния водных экосистем, укрепление экологической безопасности, повышение уровня рациональности водопотребления на предприятиях-водопользователях путем:

- повышения эффективности государственного контроля в области использования и охраны водных объектов, в первую очередь источников питьевого водоснабжения;

- осуществления мероприятий по выявлению ранее пробуренных скважин на воду в нераспределенном фонде недр и их ликвидация/передача в эксплуатацию в установленном порядке хозяйствующим организациям;

- разработки и внедрение инновационных технологий, связанных с повышением рациональности использования водных ресурсов;

- подготовки и внедрения технических регламентов, увязывающих выпуск продукции (оказание услуг) с удельными (допустимыми) объемами водоотведения;

- строительства систем и сооружений для сбора и очистки ливневого стока с территорий поселений и предприятий, снижения загрязнения водных объектов через поверхность земли и/или через атмосферный воздух;

- обустройства водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, в первую очередь, источников питьевого водоснабжения, нормативно-правового урегулирования спорных вопросов по имеющимся в указанных зонах и полосах жилищ, строений и хозяйственных объектов, неукоснительного выполнения решений судебных органов;

- разработки нормативов допустимых антропогенных воздействий на водные объекты и нормативов качества вод с учетом природных особенностей водных объектов;

- перехода к принципу нормирования допустимых воздействий по показателям наилучших существующих доступных технических средств и технологий;

- уточнения законодательных требований к нарушителям водоохранных требований и к юридическим и физическим лицам, нарушающим нормы водохозяйственной безопасности.

IV группа задач – для предупреждения и предотвращения ущербов от наводнений, а также другого вредного воздействия вод необходимо:

- завершить установление собственников ГТС и ликвидацию или консервацию не имеющих собственника объектов, представляющих угрозу населению;

- создать современные бассейновые системы предупреждения наводнений и защиты от них, прежде всего, на реках Северного Кавказа и в Приморья;

- своевременно проводить берегоукрепительные работы, обеспечивать эти мероприятия адекватным и бесперебойным финансированием;

- организовать разработку бассейновых программ и планов действий по предупреждению негативных последствий наводнений на территории Российской Федерации, прежде всего, разработку мероприятий по повышению пропускной способности русел рек с наибольшей повторяемостью катастрофических паводковых явлений;

- определить очередность проектирования и строительства защитных гидротехнических сооружений с учетом значимости проектов для государственных нужд, включая оценку вероятного предотвращаемого ущерба от вредного воздействия вод в результате реализации намечаемых водохозяйственных мероприятий, социальных и экологических последствий реализации проектов;

- содействовать реорганизации системы гидрометеорологических наблюдений и совершенствованию методов оперативного прогнозирования наводнений, прежде всего, на реках, протекающих по территориям с большой плотностью населения.

V группа задач – обеспечение безопасности гидротехнических сооружений за счёт:

- повышения эффективности системы государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений;

- разработки и реализации специальных целевых программ по безопасности гидротехнических сооружений и водохозяйственных систем;

- безусловного выполнения собственниками гидротехнических сооружений установленных требований к безопасности этих сооружений с проведением их реконструкции, своевременного ремонта и надлежащей эксплуатации;

- мониторинга технической безопасности гидротехнических сооружений и водохозяйственных систем;

- повышения уровня и качества ведения Российского регистра гидротехнических сооружений и создание системы комплексного информационного обеспечения по безопасности ГТС;

- обязательности страхования риска гражданской ответственности собственника ГТС за причинение вреда в результате аварии;

- резервирования финансовых ресурсов собственником ГТС на профилактические и ремонтно-восстановительные работы.

VI группа задач – развитие информационной системы и государственного мониторинга качества воды в водных объектах по следующим приоритетным направлениям:

- развитие нормативно-правовой базы управления информационными процессами, разработка отраслевых информационных стандартов;

- формирование государственных информационных ресурсов по информационному обеспечению государственного управления в области использования и охраны водных объектов, в том числе для госконтроля и надзора за использованием и охраной водных объектов;

- сбор, обработка и анализ информации, хранение ее в тематических автоматизированных информационных базах и банках данных, актуализация информации, передача информации по каналам телекоммуникационной связи;

- уточнение и актуализация действующей системы показателей, индикаторов и характеристик водопользования и охраны водных объектов;

- улучшение организации статистического наблюдения за использованием воды и другим аспектам водопользования, уточнение и упорядочение круга объектов наблюдения, улучшение контроля за достоверностью данных (в том числе с непосредственными проверками водопользователей), повышение уровня первичного учета и его инструментального обеспечения;

- создание взаимоувязанных информационно-аналитических систем государственного управления на федеральном, бассейновом, территориальном (уровне субъекта РФ) и локальном уровнях;

- организация и координация информационного взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, различными министерствами и ведомствами и их структурными подразделениями;

- расширение и модернизация сети наблюдения за гидрологическим, гидрогеологическим, гидрохимическим и гидробиологическим режимами водных объектов с учётом перспектив развития и размещения производительных сил, а также с учётом современных зарубежных новаций мониторинговой деятельности;

- развитие автоматизированных методов наблюдения за режимом водных объектов и качеством вод, созданных и работающих на постоянной основе (в непрерывном режиме получения и выдачи информации);

- формирование системы международных сопоставлений водопользования и охраны водных ресурсов, имеющих четко выраженное прикладное значение и направленных на совершенствование и развитие отечественного водного хозяйства.

Для представления объективной информации об использовании забранной воды и других видах водопользования, качестве природных вод, состоянии водохозяйственных систем и т.д. необходимы: масштабные и продуманные мероприятия, а также финансовые ресурсы; организация мониторинга раннего обнаружения высокого и экстремально высокого загрязнения вод; оснащение лабораторий современным оборудованием и приборами; установка технических средств наблюдения на водохозяйственных системах и сооружениях; внедрение механизма обмена информацией с организациями, осуществляющими мониторинг загрязнения вод и контроль качества водных ресурсов.

VII группа задач – уточнение, корректировка и развитие экономических методов водопользования с учетом:

- общего стимулирования сокращения забора свежей воды и сброса загрязненных сточных вод в водоемы, внедрения высокоэффективных технологий и оборудования, способствующих экономии воды и повышению степени очистки стоков, без существенного снижения рентабельности основной деятельности;

- развития системы договорных платежей за водопользование, уточнения базовых тарифов (ставок) с дифференциацией по отраслям (видам деятельности), бассейнам морей (рек, озер) и регионам, стабильности этих тарифов;

- уточнения условий сохранения водного налога для части водопользователей и применительно к конкретным видам и формам водопользования (с устранением двойного налогообложения в виде договорных платежей на водопользование);

- упорядочения индексации водного налога, непосредственной привязке к этой индексации к динамике цен на соответствующие товары, услуги и работы; координации работы по оптимальному индексированию с тарифной политикой;

- развития системы увязки фактической величины платежей за негативное воздействие на водные объекты с более проработанными ставками платы по конкретным сбрасываемым веществам в зависимости от уровня их токсичности и экологических факторов, т.е. состояния водных объектов, куда осуществляется сброс;

- выработки предложений по нормативному правовому урегулированию компенсационных мероприятий, направленных на возмещение ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам деятельностью хозяйствующих субъектов, связанной с изменением состояния и режима водных объектов;

- упорядочения использования налога на имущество, взимаемого с основных водохозяйственных фондов;

- установления более четких правил формирования (выделения) и расходования бюджетных средств на водохозяйственные и водоохранные мероприятия для всех уровней государственного управления.

VIII группа задач – развитие и расширение научно-технического и экономического сотрудничества с зарубежными странами и международными организациями в области использования и охраны трансграничных водных объектов, управления водохозяйственным комплексом, совершенствования водного законодательства, а также разработки международных технических регламентов, стандартов и рекомендаций в сфере водохозяйственной деятельности. должно предусматривать:

- гармонизацию нормативно-правовой базы, создание единых систем мониторинга на трансграничных водных объектах, привлечение на приемлемой основе инвестиций международных организаций для реализации этих программ;

- обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из международных конвенций и договоров при постоянном контроле за ходом выполнения аналогичных обязательств другими странами;

- сотрудничество с международными организациями по охране уникальных водных объектов на территории России (в первую очередь, оз. Байкал);

- подготовку мероприятий, касающихся водных ресурсов, в рамках Киотского протокола; оценку комплекса негативных и позитивных последствий для водохозяйственных систем, водного транспорта и т.п. связанных с возможным вступлением Российской Федерации в ВТО, разработку превентивных действий и опережающих мероприятий.

Намечаемые меры могут быть реализованы при наличии квалифицированных кадров, способных решать актуальные вопросы государственного управления в области изучения, использования, воспроизводства и охраны водных объектов на уровне современных требований. Это ставит задачу разработки и реализации мероприятий по совершенствованию системы подготовки и переподготовки специалистов водохозяйственного комплекса на базе профильных учебных заведений страны.

В текущем плане одной из актуальнейших задач развития водохозяйственного комплекса России остается принятие дополнительных нормативно-правовых актов, вытекающих из нового Водного кодекса Российской Федерации, общегосударственной социально-экономической политики, внешних интересов и обязательств страны. В первую очередь, требуется подготовить и принять Водную стратегию Российской Федерации на период до 2020 года и другие документы аналогичной важности.

Совокупность перечисленных мер и конкретных действий должна привести к достижению стратегических целей и тактических задач в области водного хозяйства и охраны водных ресурсов Российской Федерации.
Оглавление доклада