Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция по охране труда для вожатого оздоровительного лагеря img-1

инструкция по охране труда для вожатого оздоровительного лагеря

Рейтинг: 5.0/5.0 (1846 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Инструкция по охране труда для старшей вожатой

Библиотека инструкций по охране труда (полный список всех инструкций)

Инструкция по охране труда
для старшей вожатой


I. Общие требования безопасности

1. К работе допускаются лица обоего пола, достигшие 18 лет, имеющие педагогическое образование и прошедшие медицинский осмотр
2. Старший вожатый должен.
-знать свои должностные обязанности и инструкции по ОТ
-пройти вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте
-руководствоваться в работе правилами внутреннего распорядка
-режим труда и отдыха определяется графиком его работы
3. Травмоопасность рабочего места.
-при включении аппаратуры ТСО (технических средств обучения), электроосвещения
-при работе с острыми, режущими инструментами ( ножницы, иголки и т.п.)
-при нарушении правил личной безопасности
4. О случаях травматизма сообщать администрации школы
5. Старший вожатый относится к не электротехническому персоналу и должен иметь 1-ю квалификационную группу допуска по электробезопасности
6. Не заниматься самостоятельно ремонтом приборов электроосвещения и ТСО
7. Хранить аппаратуру ТСО в помещении лаборантской
8. Не привлекать учащихся к переноске и включению аппаратуры ТСО
9. Нести ответственность(административную, материальную, уголовную) за нарушение требований инструкций по охране труда.

II. Требования безопасности перед началом работы

-проверить исправность электроосвещения
-проверить исправность работы аппаратуры ТСО
-проветрить кабинет досуга учащихся
-проверить безопасность рабочих мест. исправность стульев, столов

III. Требования безопасности во время работы

-иметь разработанные правила поведения и ТБ учащихся
-следить за их выполнением
-контролировать соблюдение чистоты и порядка в помещении
-проводить инструктажи с учащимися перед проведением внеклассных воспитательных мероприятий
-не оставлять детей во время мероприятий без присмотра
-соблюдать личную гигиену и безопасность труда

IV. Требования безопасности в аварийных ситуациях

-в случае возникновения аварийных ситуаций принять меры к эвакуации детей, сообщить администрации школы, при пожаре известить службу 01
-оказать первую помощь пострадавшим в случае травматизма
-при внезапном заболевании учащегося вызвать медработника и сообщить родителям

V. Требования безопасности по окончании работы

-проверить чистоту и порядок на рабочих местах
-выключить аппаратуру ТСО от электросети
-убрать аппаратуру ТСО в помещение лаборантской
-проветрить помещение
-проконтролировать проведение влажной уборки в кабинете досуга
-выключить электроосвещение, закрыть кабинет на ключ
-о всех недостатках, обнаруженных во время работы, сообщить администрации школы.

* Внимание! При использовании инструкций будьте внимательны! Их следует доработать применительно к Вашим условиям. Нетиповые инструкции по охране труда могут также содержать некоторые неточности и ошибки.

зарегистрированное средство массовой информации, свидетельство Эл № ФС77-39732 от 06.05.2010 г.

ВНИМАНИЕ! При любом использовании (цитировании) материалов сайта ссылка на Ohranatruda.ru обязательна (для интернет-проектов индексируемая гиперссылка 'hyperlink').

Любое коммерческое использование материалов сайта и их публикация в печатных изданиях допускается только с письменного согласия администрации портала.

Использование Пользователем сервисов и контента сайта возможно только на условиях, предусмотренных Пользовательским Соглашением .

На сайте функционирует система коррекции ошибок. Обнаружив любого рода ошибку, а также информацию, не соответствующую нормам морали, нарушающую права третьих лиц или законодательство РФ, пожалуйста, выделите ее и нажмите Shift+Enter .
Чтобы любую страницу сайта отправить в "Мои закладки" нажмите Ctrl+Z. После этого ссылка на выбранную страницу будет у Вас всегда под рукой в разделе "Мои закладки". Сервис доступен только для авторизованных пользователей.

Другие статьи

Инструкция по охране труда для персонала оздоровительного лагеря

Инструкция по охране труда для персонала оздоровительного лагеря Глава 1. Общие требования по охране труда

1. К самостоятельной работе в оздоровительном лагере допускаются лица, прошедшие:

инструктаж по пожарной безопасности;

первичный инструктаж на рабочем месте;

обучение безопасным методам и приемам труда не менее чем по 10 часовой программе (для работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности – 20 часовой программе);

инструктаж по электробезопасности на рабочем месте и проверку усвоения его содержания. Для работы в оздоровительном лагере могут быть приняты лица, не имеющие медицинских противопоказаний и имеющие санитарную книжку.

2. Персонал при работе в оздоровительном лагере должен проходить:

повторный инструктаж по безопасности труда на рабочем месте не реже, чем через каждые три месяца;

внеплановый инструктаж: при нарушениях инструкций по охране труда, при авариях и несчастном случае,

диспансерный медицинский осмотр согласно приказу Минздрава РФ № 90 от 14.03.1996 г.

3. Персонал при работе в оздоровительном лагере обязан:

соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные в лагере;

соблюдать требования настоящей инструкции, инструкции о мерах пожарной безопасности, инструкции по электробезопасности;

соблюдать требования к эксплуатации оборудования;

использовать по назначению и бережно относиться к выданным средствам индивидуальной защиты.

4. Персонал при работе в оздоровительном лагере должен:

уметь оказывать первую (доврачебную) помощь пострадавшему при несчастном случае;

знать местоположение средств оказания доврачебной помощи, первичных средств пожаротушения, главных и запасных выходов, путей эвакуации в случае аварии или пожара;

выполнять только порученную работу и не передавать ее другим без разрешения начальника лагеря;

во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других, не допускать на рабочее место лиц, не имеющих отношения к работе;

содержать рабочее место в чистоте и порядке.

5. Персонал при работе в оздоровительном лагере должен знать и соблюдать правила личной гигиены. Принимать пищу, курить, отдыхать только в специально отведенных для этого помещениях и местах. Пить воду только из специально предназначенных для этого установок.

6. При обнаружении неисправностей оборудования, приспособлений, инструментов и других недостатках или опасностях на рабочем месте немедленно сообщить начальнику лагеря. приступить к работе можно только с его разрешения после устранения всех недостатков.

7. При обнаружении загорания или в случае пожара:

сообщить в пожарную охрану и администрации;

организовать эвакуацию детей;

приступить к тушению пожара имеющимися в лагере первичными средствами пожаротушения в соответствии с инструкцией по пожарной безопасности.

При угрозе жизни – покинуть помещение.

8. При несчастном случае оказать пострадавшему первую (доврачебную) помощь, немедленно сообщить о случившемся начальнику лагеря, принять меры к сохранению обстановки происшествия (состояние оборудования), если это не создает опасности для окружающих.

9. За невыполнение требований безопасности, изложенных в настоящей инструкции, рабочий несет ответственность согласно действующему законодательству.

Глава 2. Требования по охране труда перед началом работы

10. Осмотреть спецодежду и другие средства индивидуальной защиты, надеть исправную спецодежду.

11. Осмотреть рабочее место (рабочее место работника оздоровительного лагеря согласно штатному расписанию). Убедиться в том, что оно достаточно освещено, что полы и покрытия чисты, не имеют выбоин, проходы и проезды не загромождены посторонними предметами. Принять меры к их устранению.

12. Полы, имеющие выбоины, должны быть отремонтированы. При невозможности быстрого устранения выбоин закрыть их в местах прохода людей и проезда механизированного транспорта листовым металлом толщиной не менее 6 мм. Остальные выбоины оградить до их устранения.

13. Проверить наличие урн для сбора мусора и специальных металлических ящиков.

14. Проверить наличие и исправность противопожарных средств.

15. При обнаружении каких-либо недостатков принять меры к их устранению.

Глава 3. Требования по охране труда во время работы

16. Требования к зданиям и сооружениям:

все детские спальные корпуса, обеденный зал, кухня, изолятор, комната дежурного душевые и раздевалка, сушилки, игротека, библиотека, клуб, туалеты, помещения кружков должны иметь ровные, крепкие полы, гладкие стены, легко открывающие двери и окна, стекла не должны иметь трещин.

здания и сооружения не должны оторванных или плохо прикрепленных досок обшивки, не закрепленных кусков железа, шифера и других предметов, которые под действием сильного ветра могут оторваться и упасть с высоты.

внутри зданий, сооружений должна быть исправная электропроводка, электропатроны, электровыключатели. Установка штепсельных розеток в спальных комнатах не допускается.

За каждое здание приказом должно быть назначено ответственное лицо.

17. Требования к работе пищеблока:

для исключения персонала от поражения электротоком, все металлические части электрооборудования должны быть заземлены (картофелечистка, хлеборезка, мясорубка);

до открытия оздоровительного лагеря должна быть проведена инструментальная проверка сопротивления изоляции электрооборудования, сопротивления изоляции заземления, грозозащиты с составлением специального акта;

весь персонал должен быть проинструктирован на I группу по электробезопасности.

18. Требования при эксплуатации электрооборудования:

все электрораспределительные щиты, щитки должны быть закрыты на ключ. Запрещается детям пользоваться электроинструментом более 36 вольт, входить в хлеборезку, кухню и другие служебные помещения, находится вблизи погрузки и разгрузки продуктов, белья, посуды, оборудования, пищевых отходов;

глажение одежды детьми производить по графику, составленному начальником оздоровительного лагеря (утром и вечером), электроутюгом только в гладильной комнате и в присутствии вожатого, воспитателя с обязательной проверкой исправности электропитания, проводки, электроутюга;

после глажения все розетки должны быть отключены общим рубильником, который находиться в закрываемом помещении.

19. Требования к эксплуатации прачечной и душевых комнат:

стиральные машины в прачечной должны иметь видимое заземление, оборудование должно быть выполнено во влагонепроницаемом исполнении, выключатели должны быть в другом сухом помещении;

в душевых комнатах должны быть всегда краны в исправном состоянии, на полу должны быть резиновые коврики или деревянные решетки.

во время купания детей в душе, присутствие медработника, воспитателя отряда обязательно.

20. Меры безопасности при купании детей в бассейне:

купание детей в бассейне проводится по согласованию с врачом оздоровительного лагеря, который проводит осмотр детей перед купанием и определяет время пребывания в воде и получения солнечных ванн. Инструктор по плаванию определяет порядок купания, подачу сигналов. Не разрешается купание натощак, вскоре после еды и физических упражнений с большой мышечной нагрузкой;

купание детей в бассейне проводится в присутствии начальника оздоровительного лагеря или воспитателя, медработников, инструкторов по физкультуре и плаванию. Рядом с бассейном должны находиться спасательные средства и сумка первой помощи;

воспитатель заранее выявляет детей, не умеющих плавать;

разрешается пребывание в воде не более одной группы (10 детей). Один вожатый находится в бассейне, другой наблюдает за купающимися детьми с борта бассейна. Дети во время купания обязаны точно и быстро выполнять все распоряжения и указания взрослых. Перед входом и выходом из воды, ответственные лица проверяют наличие детей;

обучение детей плаванию проводится инструктором по плаванию;

в походах и экскурсиях купать детей запрещается, запрещается перевоз детей на любых плавсредствах.

21. Меры безопасности при проведении общественно-полезного труда:

все общественно-полезные работы на территории оздоровительного лагеря проводятся под руководством вожатого (воспитателя), а на полях совхозов, колхозов под руководством работника этой организации, с проведением инструктажа по безопасным методам труда и записью в журнале инструктажа на рабочем месте;

при уборке помещений детям запрещается мыть окна, плафоны, убирать санузлы, умывальные комнаты, убирать и вывозить нечистоты. Категорически запрещается детям переносить тяжести, пользоваться химикатами и ядохимикатами. Дети не должны привлекаться к приготовлению пищи, чистке вареных овощей, мытью посуды.

22. Меры безопасности при работе в технических кружках.

Перед началом работ в кружках руководитель кружка должен провести инструктаж по охране труда на рабочем месте, по обращению с инструментом, материалами, показывает безопасные приемы труда.

23. Безопасность детей при грозе:

при грозе следует избегать прикосновения к электрическим приборам;

рекомендуется перед грозой закрыть окна, форточки, двери- во избежание проникновения в помещение шаровой молнии;

постоянно следить завхозу оздоровительного лагеря, чтобы ветки деревьев не касались кровли, стен;

во время грозы не следует находиться на высоком открытом месте, вблизи грозащитных устройств, линий электропередач и связи, стоять под одинокими деревьями, спускаться к рекам, купаться в бассейне. Рекомендуется укрыться в небольших углублениях, вблизи больших камней. При отсутствии подходящих мест для укрытия, лучше переждать грозу присев к земле.

24. Проведение спортивных мероприятий.

занятия в спортивных секциях согласовывается с врачом оздоровительного лагеря. Ответственность за подготовку мест для спортивных занятий и спортивно-массовых мероприятий возлагается на инструктора по физкультуре и инструктора по плаванию;

к руководству спортивными секциями допускаются воспитатели, вожатые, имеющие соответствующую подготовку. При проведении спортивных занятий, тренировок и соревнований инструктор по физкультуре, вожатые, воспитатели обязаны обеспечить полную исправность спортивного инвентаря, оборудования, страховку при занятиях на гимнастических снарядах. Присутствие медицинского работника на всех спортивных соревнованиях – обязательно;

во время отрядных спортивных мероприятий все дети должны находится вместе с вожатым (воспитателем) на участке оздоровительного лагеря и в помещении, где проводится данное мероприятие. Присутствие воспитателя на утренней зарядке обязательно;

при проведении тренировок сборных команд дружины вожатый должен передать участников из своего отряда работнику лагеря- ответственному за этот сбор;

во время массовых мероприятий (спартакиады, водные праздники. концерты) с детьми обязательно должен находиться начальник оздоровительного лагеря, старший вожатый, медработники. Лица, ответственные за проведение массовых мероприятий, обеспечивают полный порядок, исключающий несчастные случаи;

категорически запрещается разжигать костры, устраивать фейерверки, факельные шествия и другие мероприятия, связанные с опасностью возникновения пожара;

при проведении военизированных игр “Зарница”, “Орленок” начальник оздоровительного лагеря издает приказ о характере игры, месте, времени, целях и задачах, назначения ответственного за подготовку и проведение. Составляется план проведения данных мероприятий. План разрабатывается и составляется с учетом безопасных способов и методов ведения игры, не допуская перегрузки детей. Игры с применением противогазов разрешается детям, прошедшим предварительную тренировку.

25. Меры безопасности при проведении туристических походов и экскурсий:

туристические походы проводятся с разрешения начальника оздоровительного лагеря;

начальник лагеря издает приказ, в котором указывается список детей, направляемых в поход, время возвращения группы из похода.

путевки отрядов заполняются руководителем похода и заверяется подписями начальника лагеря и врача;

на маршрутной схеме указываются основные основные пункты передвижения группы, места отдыха, источники пользования питьевой водой. В поход допускаются только здоровые дети;

в походном отряде на каждые 15 дней назначается приказом руководитель, который несет полную ответственность за здоровье и жизнь детей;

руководитель похода лично изучает маршрут, организует тренировки его участников, обучает ребят ориентированию на местности, знакомит их с ядовитыми грибами, учит ставить палатки, распределяет обязанности среди участников;

во избежание от перегрева форма участников должна быть светлой;

при неблагоприятных условиях, возникших во время похода, руководитель похода совместно с врачом обязан прекратить движение по маршруту и возвратиться в лагерь;

при несчастных случаях и внезапных заболеваниях во время похода руководитель похода и медработник, оказав первую медицинскую помощь, обязаны доставить пострадавшего в ближайшее медицинское учреждение и сообщить в лагерь;

в походах категорически запрещается движение детей по местам опасным для жизни (броды, крутые склоны, обвалы). Во время привалов, не допускается удаление детей от места привала, после привала обязательно проверяется наличие детей;

движение отрядов детей по шоссе только организованными отрядами, во главе и в конце колонны должны идти взрослые;

26. Требования безопасности в последние дни пребывания в оздоровительном лагере и при отъезде детей.

в период окончания смен и разъезда, как правило, чаще всего встречаются нарушения дисциплины среди детей, невыполнение ими режимных моментов и, как следствие, учащение случаев травматизма и заболеваемости;

с целью недопущения такого положения, медицинский и обслуживающий персонал оздоровительного лагеря обязаны особенно внимательно следить за выполнением режимных моментов, вплоть до организации дежурств в оздоровительном лагере;

готовые к отъезду дети подходят на посадку к автобусам организованно и с разрешения водителя автобуса производят посадку в автобусы. После посадки воспитатель обязан проверить наличие детей и убедившись, что все дети на месте, дать разрешение водителю автобуса начать движение.

Глава 4. Требования по охране труда по окончании мероприятий

27. Привести в порядок рабочее место.

28. Места производства работ должны быть подвергнуты тщательной очистке, мойке.

29. Вымыть лицо и руки.

30. Пересчитать детей, участвующих в мероприятии.

Глава 5. Требования по охране труда в аварийных ситуациях

31. Каждый работник оздоровительного лагеря обязан в случае угрозы состоянию здоровья и жизни детей принять меры по устранению опасности, проявив максимум бдительности, в случае обнаружения взрывчатых веществ знать правила обращения с ними, ликвидировать или принять меры по устранению очагов травматизма.

32. При возникновении пожара немедленно вызвать пожарную охрану по телефону 01, удалить в безопасное место детей и по возможности горючие вещества, приступить к тушению огня имеющимися первичными средствами пожаротушения. О пожаре поставить в известность начальника оздоровительного лагеря.

33. Оказать доврачебную помощь пострадавшим при получении травмы и вызвать скорую медицинскую помощь или отправить пострадавшего в медпункт, поставить в известность руководителя.

Поделиться "Инструкция по охране труда для персонала оздоровительного лагеря"

Учебно-методический материал на тему: Требования охраны труда во время работы в оздоровительном лагере «Алые зори» (Методичка для вожатого)

Учебно-методический материал на тему:
Требования охраны труда во время работы в оздоровительном лагере «Алые зори» (Методичка для вожатого)

2. Требования безопасности при организации и

проведении купания детей

3. Требования безопасности при прогулках на лодках, катамаранах.

4. Требования безопасности при проведении игр,

5. Требования безопасности при организации

6. Требования безопасности в технических мастерских и на занятиях в кружках

7. Требования безопасности при проведении мероприятий в зале клуба

8. Требования безопасности при купании детей в душевой

9. Требования безопасности при проведении лагерного костра

10. Требования безопасности во время бурь, ураганов, грозы

11. Инструкция для детей по правилам безопасности

при проведении спортивных мероприятий

12. Правила поведения детей на батуте

  1. Правила пребывания детей в лагере
  2. Требования безопасности при организации и

проведении купания детей

  1. Требования безопасности при прогулках на лодках, катамаранах.
  2. Требования безопасности при проведении игр,
  1. Требования безопасности при организации
  1. Требования безопасности в технических мастерских и на занятиях в кружках
  2. Требования безопасности при проведении мероприятий в зале клуба
  3. Требования безопасности при купании детей в душевой
  4. Требования безопасности при проведении лагерного костра
  5. Требования безопасности во время бурь, ураганов, грозы
  6. Инструкция для детей по правилам безопасности

при проведении спортивных мероприятий

  1. Правила поведения детей на батуте

Правила пребывания детей в лагере

1. Настоящие Правила о пребывании ребенка в лагере «Алые зори» устанавливают порядок нахождения детей в лагере и распространяются на детей, находящихся на отдыхе в лагере «Алые зори».

2. Основанием для нахождения детей на территории лагеря «Огонёк» является, оздоровительная путевка, медицинская справка.

3. Настоящие Правила обязательны для всех отдыхающих детей.

4. В период пребывания в лагере дети обязаны.

  • соблюдать установленный, в лагере режим дня;
  • участвовать во всех отрядных и общелагерных мероприятиях;
  • соблюдать правила личной гигиены, следить за чистотой одежды и обуви, хранить личную одежду в шкафах;
  • бережно относиться к имуществу лагеря;
  • соблюдать правила общественного порядка, противопожарной и личной безопасности;
  • в случае чрезвычайной ситуации (землетрясение, обнаружение задымления, возгорания, подозрительных посторонних предметов) немедленно сообщить вожатому или любому сотруднику лагеря и покинуть здание в соответствии с планом эвакуации.

5. В период пребывания в лагере детям запрещается.

  • курить, употреблять спиртные напитки, наркотические вещества;
  • сквернословить;
  • самовольно покидать территорию лагеря;
  • самовольно находиться в служебных помещениях и на территории технической зоны;
  • привозить спички, зажигалки, сигареты, алкогольные напитки, наркотики, взрывчатые вещества (в том числе пиротехнику).

При обнаружении запрещенных вещей, последние будут изыматься, и возвращаться родителям.

Не рекомендуется привозить в лагерь ценные вещи (ювелирные изделия, аудио, видеотехнику и другую технику, мобильный телефон, деньги);

Администрация лагеря не несет ответственности за сохранность денег и вещей, запрещенных настоящими Правилами.

6. В случае нарушения ребенком Правил, администрация лагеря принимает по своему усмотрению необходимые меры дисциплинарного или административного воздействия, адекватные поведению ребенка, за серьезные проступки ребёнок отчисляется из лагеря.

7. Причины, по которым ребенок отчисляется из лагеря:

  • грубое нарушение мер собственной безопасности, самовольный уход с территории лагеря или из корпуса после отбоя, самовольное купание в водоёме, бассейне;
  • вымогательство, угрозы, кражи, нанесение грубого морального или физического воздействия по отношению к другим детям, воспитателям или сотрудникам лагеря, материального ущерба лагерю, грубое невыполнение распорядка дня;
  • употребление спиртных напитков, наркотиков, курение;
  • обнаружение у ребенка медицинских противопоказаний к пребыванию в лагере.

В случае отчисления ребенка из лагеря по вышеуказанным причинам – остаточная стоимость путевки возврату не подлежит. А при нарушении прав других отдыхающих или сотрудников составляется административный протокол и ставится в известность ОВД, школа, в которой обучается воспитанник и администрация родителей.

8. При посещении ребенка родителями

  • запрещается появление на территории Лагеря посетителей в нетрезвом состоянии;
  • запрещается привоз детям скоропортящихся продуктов и продуктов, имеющих искусственные красители и Е-содержащие ингредиенты;
  • родители с ребенком могут находиться на территории лагеря только в специально отведенном месте;
  • в целях соблюдения санитарно-эпидемиологического режима в детском учреждении родителям запрещается заходить в жилые и служебные помещения;
  • в случае, если родители забирают ребенка с территории лагеря, необходимо заполнить заявление установленной формы в Администрации лагеря;
  • после пребывания за территорией лагеря родители должны провести тщательный осмотр ребенка на предмет наличия клещей, т.к. на территории лагеря проводится регулярная противоклещевая обработка, которая исключает появление опасных насекомых;
  • если родители не могут забрать ребёнка, они должны передать доверенному лицу письменное разрешение. Доверенное лицо должно иметь при себе документ, удостоверяющий личность (паспорт, водительское удостоверение);
  • по окончании посещения, родители, /доверенные лица/ должны лично передать ребенка воспитателям отряда.

Требования безопасности при организации и

проведении купания детей

1. Ответственные лица оздоровительного лагеря обязаны не допускать купания детей в неустановленных местах, шалостей на воде, плавания на не приспособленных для этого средствах (предметах) и других нарушений правил поведения на воде.

2. До начала купания врач лагеря проводит осмотр детей, определяет время пребывания их в воде и получения солнечных (воздушных) ванн, выявляет детей, не умеющих плавать.

Купание проводится ежедневно в первую половину дня, в жаркие дни разрешается повторное купание во второй половине дня. Проводить купание рекомендуется в солнечные и безветренные дни при температуре воздуха не ниже 23°С и температуре воды не ниже 20°С для детей основной и подготовительной групп, для детей специальной группы - при разрешении врача. Продолжительность купания в первые дни начала купального сезона - 2-5 минут, с постепенным увеличением до 10-15 минут.

3. Не разрешается купание:

сразу после еды и физических упражнений с большой нагрузкой;

одновременно более 15 детей как в открытом водоеме, так и в бассейне;

без наблюдения 2 взрослых (вожатого, инструктора по плаванию), при этом один находится в водоеме, второй наблюдает с берега.

Купание детей, не умеющих плавать, проводится отдельно от детей, умеющих плавать.

Ответственность за безопасность детей во время купания и методическое руководство возлагается на инструктора по плаванию.

4. Безопасность детей на воде обеспечивается правильным выбором и оборудованием места купания, систематической разъяснительной работой с детьми о правилах поведения на воде и соблюдения мер предосторожности.

На территории детского оздоровительного лагеря оборудуется стенд с извлечениями из Правил, данными о температуре воды и воздуха.

5. Перед входом в воду и при выходе из воды инструктор по плаванию (вожатый, воспитатель) пересчитывает детей.

6. Во время проведения купания дети обязаны быстро и точно выполнять распоряжения и указания инструктора по плаванию (правила поведения на воде, порядок купания, подача сигналов).

7. Детям запрещается нырять с перил, мостиков, одновременно нырять более чем одному человеку.

8. Во время купания детей на ответственном участке воды запрещаются:

купание и нахождение посторонних лиц;

катание на лодках.

9. За купающимися детьми должно вестись непрерывное наблюдение вожатыми, воспитателями и медицинским работником.

Должностная инструкция вожатого

Должностная инструкция вожатого

Первый документ, с которым знакомятся наемные работники, устраиваясь на работу – это должностная инструкция, которая определяет круг обязанностей, как наемного работника, так и работодателя. Должностные инструкции разрабатываются не под конкретное наемное лицо, а под определенную профессию, которая зарегистрирована в классификаторе существующих профессий. Поэтому должностные инструкции, прежде всего, нормативно считаются правовым документом, который определяет круг обязанностей и прав, степень ответственности возложенной на соответствующую должность, правила приема и увольнения, замещения. Применяя должностные инструкции в организации производственного процесса, позволяют работодателю четко и эффективно организовать деятельность предприятия, так как участие каждого работника четко определено. Должностные инструкции утверждаются работодателем и подписываются наемным работником. С этого момента они определяют отношения между ними. Работнику они дают чувство стабильности и защищенности, а работодателю облегчают работу по управлению персоналом. Исходя из выше сказанного, должностные инструкции должные содержать следующую информацию - общие положение, в котором определены квалификационные требования к данной должности, что необходимо знать и уметь, занимая эту должность. Второе – это перечень работ, которые выполняет наемный работник, находясь на этой должности. Затем идут его права, которые он может отстаивать и требовать от работодателя. Последний пункт – это ответственность, которую несет работник при выполнении своих обязанностей. Применение должностных инструкций, как видно, в одинаковой степени важны как для наемного работника, так и для работодателя, помогая в решении проблем, которые могут возникнуть в процессе трудовой деятельности.

Должностная инструкция вожатого

Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифно-квалификационной характеристик «педагог - организатор» и «старший вожатый», утвержденных приказом Минобразования Российской Федерации и Госкомвуза Российской Федерации от 31 августа 1995 г. № 463/1268 по согласованию с Министерством труда Российской Федерации (постановление Минтруда России от 17 августа 1995 г. № 46). При составлении инструкции учтены также Примерные рекомендации об организации службы охраны труда в образовательном учреждении системы Министерства образования Российской Федерации, утвержденные приказом Минобразования Российской Федерации от 27 февраля 1995 г. № 92.

На должность вожатого назначается и освобождается от должности директором лагеря лицо не моложе 18 лет, имеющее документ об успешном окончании вожатских обучающих курсов.

Вожатый подчиняется непосредственно старшему вожатому (методисту), заместителю директора по воспитательной работе.

В своей деятельности вожатый руководствуется Конституцией и законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, органов управления образованием всех уровней по вопросам воспитания воспитанников; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами лагеря (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией).

Вожатый соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

Основными направлениями деятельности вожатого являются:

  • попечение и надзор за воспитанниками во время их нахождения в лагере;
  • организация свободной деятельности вверенного ему отряда.


3. Должностные обязанности

Вожатый выполняет следующие должностные обязанности:

  • создает благоприятные условия, позволяющие детям реализовать свои интересы и потребности, интересно и с пользой для их развития проводить свободное время;
  • организует семейные дела, игры, праздники, экскурсии и т.п.;
  • поддерживает инициативы детей в сфере их свободного времени, досуга и развлечений;
  • организует выход детей на зарядку и совместно с инструктором по физкультуре обеспечивает ее проведение;
  • помогает руководителю студии (кружка) во время занятий, если число детей из своей семейки превышает 8 человек;
  • обеспечивает неукоснительное соблюдение детьми дисциплины и порядка в соответствии с установленным режимом;
  • организует и обеспечивает участие детей в культурно - массовых, спортивно - оздоровительных и трудовых мероприятиях;
  • использует разнообразные приемы, методы и средства обучения и воспитания;
  • организовывает самоуправление в коллективе воспитанников;
  • изучает индивидуальные способности, интересы и склонности воспитанников;
  • соблюдает права и свободы воспитанников;
  • ведет в установленном порядке документацию и отчетность;
  • проходит периодические медицинские обследования;
  • соблюдает этические нормы поведения в лагере, в быту;
  • обеспечивает безопасное проведение воспитательного процесса, строгое соблюдение правил охраны труда, техники безопасности, санитарных и противопожарных правил; немедленно ставит в известность администрацию лагеря об обнаружении у воспитанников оружия, пожаро - и взрывоопасных предметов и устройств, ядов, наркотических и токсичных веществ, иных изъятых из гражданского оборота вещей;
  • оперативно извещает администрацию лагеря о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи;
  • вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения воспитательного процесса, а также доводит до сведения руководства обо всех недостатках в обеспечении воспитательного процесса, снижающих жизнедеятельность и работоспособность организма воспитанников.

Вожатый имеет право:

  • участвовать в управлении лагеря;
  • на защиту профессиональной чести и достоинства;
  • знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;
  • защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением педагогом норм профессиональной этики;
  • на конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом;
  • свободно выбирать и использовать методики воспитания, методические пособия и материалы;
  • давать воспитанникам обязательные распоряжения, относящиеся к соблюдению дисциплины, привлекать воспитанников к дисциплинарной ответственности.

Вожатый несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников вверенного отряда, нарушение их прав и свобод в соответствии с законодательством Российской Федерации.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительной причины Устава и Правил внутреннего трудового распорядка лагеря, законных распоряжений директора лагеря и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, вожатый несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью воспитанника, а также совершение иного аморального проступка вожатый может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании». Увольнение за подобный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

За виновное причинение лагерю или участникам воспитательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнение) своих должностных обязанностей вожатый несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

За употребление спиртных напитков и пребывание в нетрезвом состоянии на территории лагеря, курение в присутствии детей, а также допуск распития алкоголя и курения со стороны детей вожатый несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

За пропуск без уважительной причины планёрки, иных установленных распоряжением администрации собраний педагогических работников вожатый несет также дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.


6. Взаимоотношения. Связи по должности

  • работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели и утвержденному директором лагеря по предоставлению заместителя директора по воспитательной работе;
  • в соответствии с общим составляет совместно с воспитателем план проведения отрядных дел, в которые рекомендуется включать как мероприятия, игры, требующие активности, так и дела, дающие возможность расслабиться и отдохнуть. План работы утверждается старшим вожатым не позднее двух дней с начала планируемого периода;
  • представляет старшему вожатому (методисту) письменный отчет о своей деятельности объемом не более пяти машинописных страниц в течение 2 дней по окончании смены;
  • получает от директора лагеря и его заместителей информацию нормативно - правового и организационно - методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;
  • работает в тесном контакте с воспитателями, вожатыми, руководителями кружков, психологом, инструкторами по физкультуре и плаванию;
  • систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками лагеря.
Летний лагерь

Должностная инструкция вожатого детского оздоровительного лагеря

Должностная инструкция вожатого детского оздоровительного лагеря.

1. Вожатый Детского лагеря назначается на должность и снимается с должности приказом директора лагеря, по предоставлению заместителя директора по воспитательной работе, на основе срочного трудового договора.

На должность вожатого назначаются лица, имеющие образование не ниже полного среднего (среднего специального) и прошедшие специальную подготовку.

2. Вожатый подчиняется непосредственно старшему воспитателю лагеря, а так же художественному руководителю (в пределах его компетенции). Вожатый координирует свою работу с воспитателями по физической культуре и руководителями творческих студий.

3. График работы вожатого носит круглосуточный характер.

4. Вожатому предоставляется два выходных дня за смену: один день - в течение смены, второй, в случае работы две смены подряд, после отъезда детей из лагеря (в пересменку). График выходных дней утверждается старшим воспитателем.

5. На время выходного дня обязанности вожатого исполняет подменный вожатый, который приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.

Вожатый оздоровительного лагеря:

1. Строго выполняет Правила внутреннего распорядка, Требования по охране жизни и здоровья детей, режим дня в лагере. Несет персональную ответственность за жизнь и здоровье детей своего отряда.

2. Осуществляет сопровождение детей до детского лагеря и обратно, в соответствии с маршрутом следования (на всем его протяжении) и графиком заездов, несет ответственность за жизнь и здоровье детей на маршруте.

3. Осуществляет педагогическую (воспитательную) и оздоровительную работу с детьми отряда в соответствии с планом работы лагеря.

4. Формулирует и осуществляет выполнение плана работы отряда.

5. Осуществляет выполнение спортивно-оздоровительных программ лагеря совместно с воспитателем по физической культуре и медработниками.

6. Отвечает за своевременное оформление "Дневника вожатого" и другой отчетной документации.

7. Круглосуточно находится с детьми своего отряда, выходя за территорию лагеря только с разрешения старшего воспитателя.

1. Знакомиться с проектами решений руководства Лагеря, касающихся его деятельности.

2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности лагеря и совершенствованию методов работы, по вопросам, находящимся в его компетенции; вносить предложения по устранению имеющихся в деятельности лагеря недостатков.

3. Запрашивать лично или по поручению руководства от специалистов учреждения информацию или документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.

Вожатый несет ответственность:

1. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.

2. За действия или бездействия, повлекшие за собой опасность для жизни и здоровья детей.

3. За нарушение морально-этических и нравственных норм поведения, несовместимых с пребыванием в детском лагере.

4. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.

Этика вожатого - это профессиональная этика, выступающая как средство формирования личности самого вожатого и как педагогический фактор, обеспечивающий влияние на детей, формирование их морали, воздействие личным примером.

Педагогическая этика очень специфична, в ней большое количество особых вопросов, закономерностей, принципов, требующих специальной разработки, особой теории.

Другой частью педагогической этики является ее прикладная сторона, определение правил, заповедей, выработка особого кодекса чести вожатого, разного рода памяток, указывающих пути и формы поведения вожатого по отношению к детям, к коллегам по работе, к родителям.

Этой частью педагогическая этика примыкает и сливается с повседневной жизнью, решением возникающих ситуаций, проявлением личности вожатого у всех на виду. Здесь-то и обнаруживается умение, способность вожатого строить свои действия в духе педагогической этики.

Этика вожатых в лагере складывается из таких элементов, как костюм, личная гигиена, жилище, бытовой труд, питание, формы отдыха, личные симпатии и привязанности, бытовые взаимоотношения между воспитателями, вожатыми, администрацией лагеря, умения общаться с детьми, соблюдение общих норм культуры поведения. Скромность во всем, никаких грубых бытовых «сцен» и конфликтов старших дети не должны наблюдать. В отношении с посетителями, родителями детей - максимум такта, предупредительности, сердечности.

Этика взаимоотношений со старшими по должности. Здесь всегда возникает вопрос у вожатых: как быть, если начальник лагеря, старший вожатый окажутся малокультурными людьми? Общая установка здесь ясна: отношение к старшему по должности должно быть, как и к другим людям - уважительное, вежливое, беспрекословное выполнение всех законных требований руководителя не должно восприниматься подчиненным как унижение. В то же время каждому человеку присуще чувство собственного достоинства. Отношение подчиненного по службе не должно носить оттенка подобострастия вышестоящему должностному лицу, но также недопустимы и грубость, развязность. Без серьезных на то оснований невыполнение подчиненным требований старшего по должности товарища этически недопустимы. Если же деловые и этические качества руководителя низки, единственно принципиальной является постановка вопроса о снижении его по должности. Речь может идти лишь о критике, а не унижении человеческого достоинства. При детях, учащихся любого возраста даже самая идеальная форма критики воспитателя, вожатого, практиканта, директора, начальника лагеря считается полностью исключенной. Место критики - лишь педагогический коллектив или разговор наедине, смотря по обстоятельствам. Исключения, возможны только в чрезвычайных обстоятельствах.


Умей общаться, Вожатый!

Общение с детьми в лагере должно носить воспитывающий и развивающий характер. Как же должен вожатый общаться с детьми? Ответить на этот вопрос можно кратко: общаться с детьми нужно уметь. Наличие педагогических способностей к общению с ребятами предполагает:

1. Способность правильно понимать ребенка, видеть вещи его глазами.

2. Способность видеть в ребенке равноправную личность.

3. Готовность критически отнестись к самому себе и открыто признать критику в свой адрес со стороны воспитанников.

4. Умение везде и всегда говорить правду, не хитрить и не обманывать.

5. Владение чувством юмора.

6. Владение словом.


При общении с детьми любого возраста вожатому надо следить за соблюдением педагогического такта, помнить о возможности экспрессивного воздействия на подростка. Вместо крика и окрика, которые еще, к сожалению, присутствуют в арсенале методов «педагогического воздействия», старайтесь использовать ситуационно-оправданную мимику и жесты. Следите за культурой речи. Помните о том, насколько сильно может воздействовать на ребенка интонационно-богатая, эмоционально-выразительная речь.

С самой первой встречи с детьми настройте себя психологически на бесконфликтное общение. В его основе – проявление вожатым таких свойств личности как эмпатия – способность проникать во внутренний мир другого человека, сопереживать, сочувствовать ему, и рефлексия – умение видеть себя со стороны глазами ребенка.

Неуместно практиканту начинать с категорических запрещений, публичных замечаний и тем более обсуждений поступков ребят или хотя бы легкой иронии. Наедине, тактично, ласково объяснить, почему не следует так поступать, терпеливо напоминать, если поведение не сразу изменилось у таких мальчиков, девочек. Обязательно заметить их изменение, сдвиг в лучшую сторону и также наедине похвалить ребенка, порадоваться с ним этим успехам, обратить внимание, как легче, радостнее стало ему жить в коллективе.

Примерно такого же стиля работы следует придерживаться и с детьми, оказавшимися небрежными, неопрятными, грубыми или слишком скованными, застенчивыми в повседневном быту среди большого коллектива ребят. Вожатому всегда следует исходить из установки, что перед ним лишь формирующиеся личности детей, тактично помогать им в самовоспитании, а не подходить с меркой требования и взыскания, как к уже вполне сложившимся характерам.

В общение с ребятами избегайте моделей-штампов.

1. Не будь «Монбланом» - не возвышайтесь подобно горной вершине над детьми, не общайтесь с ними формально.

2. Не отгораживайтесь от детских и взрослых проблем «Китайской стеной» неучастия и неприятия, равнодушия и высокомерия.

3. Не будь «Локатором». Так называется модель, которая характеризует манеру вожатого общаться только с определенной группой людей, оставляя без внимания остальных. Старайтесь добиться таких взаимоотношений, чтобы каждый ребенок чувствовал собственную значимость, как в общении со сверстниками, так и в общении со взрослыми.

4. Не увлекайтесь моделью «Гамлет». Она свойственна тем вожатым, которые казнят себя за допущенные просчеты в общении и не стараются найти конструктивный выход из сложной ситуации.

5. Не увлекайтесь моделью «Друга», в которой отношения принимают слишком фамильярный характер общения – заигрывания с детьми.


Стремитесь оформить свой индивидуальный стиль общения с детьми. При этом надо помнить, что любое педагогическое общение должно проходить 4 этапа:

1 этап. Моделирование педагогического общения. Этот этап должен предшествовать непосредственному контакту с детьми. Перед каждой встречей необходимо продумать палитру общения. На этом этапе вожатый должен продумать психологические аспекты взаимоотношений:

· как и к кому (конкретно) обратиться по имени;

· у кого спросить совета;

· кого поддержать улыбкой, теплым словом.

2 этап. Непосредственный контакт с детьми. Здесь важно уметь завладеть их вниманием. Условно это называют коммуникативной атакой. На этом этапе вожатому необходимо проявить умение сконцентрировать внимание детей на себе, проявить лучшие черты своего «Я». Важно в самый начальный момент взаимодействия поставить перед ребятами такие задачи, которые способны зажечь, заинтересовать их.

3 этап. Управление общением. Очень важно постоянно следить за обратной связью, за реакцией детей на процесс общения. В управлении педагогическим общением очень важна реализация как вербальных, так и невербальных средств взаимодействия, активное включение мимики, пантомимики, контакта глазами, использования жестов.

4 этап. Анализ осуществленного общения. Этот этап необходим при моделировании новых встреч с детьми. Он предполагает необходимость учета в предстоящих контактах предыдущей тональности отношений.

Важно, чтобы перечисленные стадии общения пронизывали собой все периоды лагерной смены, все формы и виды педагогического общения с детьми.


Многие вожатые теряются, когда сталкиваются со случаями недостаточного к ним уважения (без каких-либо основательных на то причин), с фактами грубости, развязности в адрес вожатого. Как тут быть? Самая большая педагогическая ошибка - на грубость отвечать грубостью, на игнорирование личности вожатого - игнорированием личности воспитанника. Надо выявить причину срыва у ребенка. Если она лежит глубоко, в опыте оскорбленного детства, вызвана грубостью родителей, отчужденностью ребенка от школы, учителя, в силу частого переживания отрицательных эмоций, - в таких случаях единственно правильными оказываются выдержка, спокойное, сердечное, терпеливое разъяснение ребенку ошибок в его поведении.

Иное дело, когда это явно преднамеренная грубость. серьезные нарушения распорядка дня, пренебрежение покоем окружающих, порой имеющие у некоторых школьников «философскую основу» (сорвать коллективное дело, подавить инициативу товарищей - и этими средствами утвердить свое «превосходство», поставить себя хотя бы в лице части ребят в исключительное командное положение и т. д.). Надо уметь отличать грубое нарушение дисциплины от простого озорства или дурной привычки. Здесь вожатый может принимать решительные меры, защищающие его личное достоинство или достоинство, безопасность отдельного ребенка, оказавшегося под давлением грубости, оскорбительных действий одного или группы воспитанников (обратиться к директору лагеря).

Процессу эффективного педагогического общения будут способствовать следующие советы, которые предлагает психотехника:

· будьте внимательны к партнерам по общению при каждой встрече с ними;

· развивайте коммуникативную память и собственную наблюдательность в общении;

· умейте анализировать и использовать в общении экспрессивный репертуар партнера по общению (мимику, жесты, пантомимику);

· учитесь воспринимать и верно интерпретировать психологические сигналы по внешнему рисунку поведения человека;

· следите за сохранением доброжелательной тональности на протяжении всего процесса общения.


Взаимоотношения с коллегами .

В общении с коллегами вожатому надо помнить о том, что напряженность во взаимоотношениях часто возникает из-за несоблюдения педагогического такта. Общаясь друг с другом, следите за тоном общения к коллегам, помните о культуре ведения спора. Если конфликт все-таки разгорелся, попытайтесь достойно из этого выйти. Для этого:

1. Умей слушать не только себя, но и участника спора.

2. Попытайтесь выяснить, что вас разъединяет.

3. Установите общие точки зрения.

4. Вновь проанализируете содержание конфликта, желая понять позицию партнера.

5. Найдите общие точки зрения.


Немаловажным моментом в работе являются взаимоотношения с напарником. Что ни говорите, в профессиональной работе вожатого нет ничего лучше хорошего напарника (напарницы). На всю смену вы можете быть полностью уверены в успехе вашего общего нелегкого дела. Вас будут понимать с полуслова и подхватывать все ваши начинания. В свою очередь, вы с радостью будете отвечать тем же.

Ведь напарник – это ваш единомышленник. При этом неважно, знаете ли вы друг друга уже давно или познакомились только в лагере, лишь бы человек оказался хорошим товарищем, верным другом и классным Вожатым.

Следует оговорить перспективы жизнедеятельности отряда, в котором предстоит работать, прийти к общему мнению. Это важно сделать заранее, до заезда детей, так как в ходе смены времени практически не будет, а возникшие трения сразу увидят воспитанники. Это происшествие может расколоть отряд на части, вылиться в конфликт между педагогами и в результате свести всю работу на «нет».

Для повышения своей педагогической работы вы можете постараться разделить обязанности. Например, сегодня вы отвечаете за подъем и проведение зарядки, а завтра ваш напарник. Только такое разделение полномочий совсем не говорит о том, что вы или ваш напарник сами не встаете с утра и не участвуете в зарядке. Эффективность педагогической работы в этом случае скоро упадет, а не повысится. Здесь речь идет о роли «ведущего и ответственного» за какое-то дело, в организации и проведении которого вам помогает ваш коллега, а вы ему.


Соблюдение этических норм и отношения с родителями воспитанников .

Никогда не следует жаловаться родителям на ребенка, обвинять их в его проступках. Надо сдержанно и вежливо выслушать замечания родителей, если они излагаются не в оскорбительной форме. Разъяснить, объяснить, в чем они ошибаются, учесть верные замечания, согласиться с ними, поблагодарить за совет. Следует тактично высказать свои наблюдения, пожелания.

Если замечания высказываются грубо - не продолжать разговор, предложить обратиться к начальнику лагеря. Все разговоры подобного рода с родителями никогда не вести в присутствии детей.

Никогда не унижать бестактными замечаниями, репликами, оценками личного достоинства родителей. Всегда защищать интересы детства, детей в семье.

При любых обстоятельствах вожатый обязан сохранить доброжелательное, заботливое отношение к воспитаннику независимо от характера возникающих у него иногда конфликтов с родителями, — это обязательная этико-педагогическая норма.


Как произвести первое впечатление ?

Вожатый, восемнадцать ему или тридцать восемь – это значение не имеет, должен уметь выглядеть красиво, элегантно, эстетически выразительно, обаятельно. Вожатый, общаясь с ребятами все 24 часа в сутки, воспитывает их своей прической, гримом, походкой, мимикой, голосом, одеждой, всем, из чего складывается дар обаяния.

Особенно при первой встреча чрезвычайно важно буквально одним штрихом создать у ребят положительное впечатление. Можно выделить пять ключевых компонентов, из которых складывается у окружающих первое впечатление о вас.

1. Ваш внешний вид.

2. Выражение вашего лица.

4. Тембр вашего голоса.

5. Ваша жестикуляция.


Если вы целенаправленно поработаете над каждым компонентом. То успех «положительно первого впечатления» вам обеспечен. Не стоит забывать, что вожатый воздействует на ребят прежде всего своим внешним видом. Дети любят красивых вожатых. Не одевайтесь в первый день чересчур ярко, но и не будьте чопорным. Не стоит встречать детей в спортивных трусах, с сигаретой в зубах, в грязной майке или неглаженной рубашке, в тапочках на босу ногу и с сальными волосами.

Форма одежды вожатого должна соответствовать педагогической ситуации. Для утра и линейки – одна, для турпохода – другая, для работы – третья. Вожатая в юбке на спортплощадке также противоестественно, как и вожатая в спортивных штанах на торжественной линейке. Вожатый в плавках на пляже – это явление закономерно, на территории лагеря – явление вульгарное.

Внешний облик вожатого кроме простого опрятного костюма, определяют подтянутость, собранность движений, естественность манер, доброжелательность, приветливое выражение лица, внимание ко всем и каждому ребенку отдельно. Угрюмое, раздраженное и тем более «отсутствующее» выражение лица вожатого недопустимы при первой встречи детей, да и в последующей работе с ними. Найдите в арсенале своих эмоциональных картинок мягкую доброжелательную улыбку, она наиболее подойдет вам для общения с ребятами и коллегами.

Записная книжка, авторучка, карандаш – обязательны в «вожатском портфеле».

Голос, тон, дикция вожатого очень важны в его работе. Раздраженный тон вожатого, кричащего на детей, бессознательно, инстинктивно воспринимается ими как оскорбление. И почти автоматической формой самозащиты воспитанников в этом случае является невосприятие его слов. Вожатый, вызывающий у воспитанника страх криком или грозным молчанием, пренебрежительным взглядом или угрозой, тотчас перестает быть воспитателем. Между вожатым и воспитанником поселяется чувство страха последнего перед первым. Страх создает психологический барьер, который или искажает воспитательный процесс, или вовсе разрушает его.

Голос, тон, даже дикция должны соответствовать этической норме отношений с воспитанниками, отражать нравственную культуру вожатого.

1. Если дети вместе с тобой работают, играют, поют, смеются, ты - победитель.

2. Никогда не делай в помещении того, что можно сделать на улице.

3. Знай: скучная жизнь детей бывает только от скучного взрослого.

4. Работая с детьми, чаще вспоминай себя в детстве, тебе будет легче их понимать.

5. Не увлекайся нотациями, они не вызывают ничего, кроме желания зажать уши.

6. Добрый - это не тот, кто умеет делать добрые дела, а тот, кто не способен на зло.

7. У нас, взрослых, всегда должна быть активная позиция добра.

8. Тише, взрослый, ребенок замечтался.

9. Будь с детьми вместе, рядом и чуть впереди.

10. Нельзя доверять детей тому, кто не умеет улыбаться.

11. Взрослому нужно иметь нервы не крепкие, а обнаженные.

12. Люби всех детей, а больше всего - самых неприятных для тебя.

13. Справедливость - главная дорога взрослого.

14. Критикуй детей не с удовольствием, а с болью.

15. Талантливый взрослый всегда ищет, а следовательно - не может не ошибаться.

16. Не сердись долго на ребенка - это не профессионально.