Руководства, Инструкции, Бланки

примерная должностная инструкция тренера с применением профстандарта img-1

примерная должностная инструкция тренера с применением профстандарта

Рейтинг: 4.2/5.0 (1870 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Должностная инструкция экономиста - образец за 2016 год

Должностная инструкция экономиста - образец за 2016 год Должностная инструкция экономиста

Должностная инструкция экономиста — один из первых внутрифирменных документов, с которым знакомится специалист, поступающий на должность экономиста.

Еще об одном документе первостепенной важности при приеме экономиста на работу вы узнаете из статьи «Унифицированная форма № ТД-1 - Трудовой договор» .

Важно! Должностная инструкция экономиста — это комплексный документ организационно-правового характера, содержащий описание основных функций, прав, обязанностей и ответственности этого специалиста.

Основное назначение должностной инструкции экономиста (ДИЭ) — очертить круг обязательных действий занимающего данную должность работника и разграничить сферу его деятельности в общей совокупности обязанностей специалистов компании.

Кроме того, ДИЭ позволяет реализовать следующие важные организационные задачи:

  • конкретизировать обязанности и права специалиста;
  • равномерно распределить трудовые обязанности среди работников планово-экономической службы;
  • добиться от работника выполнения поставленных задач в срок и в полном объеме;
  • структурировать функциональные взаимосвязи работника с остальными специалистами;
  • повысить ответственность работника;
  • обозначить четкую зависимость стимулирования экономиста (как морального, так и материального) от полноты и качества выполняемых обязанностей;
  • обеспечить объективность при аттестации специалиста;
  • улучшить психологический климат в трудовом коллективе и исключить конфликты.

Профессия экономиста сочетает в себе как унифицированные, общие для всех отраслей экономики, так и индивидуальные особенности, характерные только для определенной области. Так что ДИЭ на разных предприятиях и в разных сферах деятельности будет выглядеть по-разному. Об этом расскажем в следующих разделах.

Должностная инструкция и профстандарты

При разработке должностных инструкций необходимо учитывать утвержденные для разных сфер деятельности профессиональные стандарты.

Профстандарты представляют собой строго структурированные документы с описанием требований к уровню квалификации и функциональным обязанностям специалистов разнообразных направлений в различных сферах деятельности, утверждаемые приказами Минтруда и соцзащиты РФ.

К примеру, профстандарт для специалистов планово-экономического сопровождения деятельности организаций водоснабжения и водоотведения утвержден приказом от 19.05.2015 № 166н, а профессиональный стандарт для специалистов в области планово-экономического обеспечения строительного производства — приказом от 08.12.2014 № 983.

Важно! С июля 2016 года работодатели обязаны использовать профстандарты в части их требований к квалификации, необходимой сотруднику для выполнения трудовых обязанностей (ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ…» от 02.05.2015 № 122-ФЗ).

Таким образом, если ст. 57 ТК РФ и постановлением Правительства РФ «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» от 22.01.2013 № 23 установлено ограничение (к примеру, по уровню образования для определенной должности), коммерсант будет обязан применять профстандарт. Ему придется учитывать данное ограничение при разработке должностных инструкций.

Структура ДИЭ

Общее строение разделов ДИЭ можно представить следующим образом:

  • требования к квалификации;
  • структура подчиненности;
  • что должен знать экономист (НПА, инструкции, отраслевые тарифы и др.);
  • обязанности;
  • права;
  • ответственность.

Первый раздел ДИЭ может быть достаточно кратким и содержать всего 1–2 строки, выражающие требования, предъявляемые руководством фирмы к специалисту на данной должности.

К примеру, данный раздел может выглядеть следующим образом: «Экономист: высшее экономическое профессиональное образование со стажем работы на аналогичной должности не менее 2 лет».

Либо работодатель допускает наличие у специалиста среднего специального образования по экономической специальности, но уже с повышенными требованиями к стажу и уровню занимаемых ранее должностей.

Важно! Уровень квалификации экономиста, указанный в его должностной инструкции, должен соответствовать требованиям, установленным соответствующими профстандартами.

К примеру, уровень квалификации для специалистов планово-экономического профиля определен профстандартами от 4-го и выше. При этом на 4-м и 5-м уровнях квалификации допускается среднее специальное образование плюс практический опыт, а начиная с 6-го уровня в дополнение к практическому опыту специалист должен иметь высшее образование по программе бакалавриата.

Раздел ДИЭ, посвященный структуре подчиненности, также может выглядеть достаточно лаконично: «Экономист в оперативном порядке подчиняется финансовому директору фирмы».

Важно! Если фирма имеет большой штат и разветвленную систему управления в ДИЭ лучше подробно описать схему общей и непосредственной подчиненности работника.

Следующий раздел ДИЭ содержит перечисление нормативки: инструкций, положений и иных необходимых в работе экономиста документов. Обширность этого раздела зависит от намерений руководства требовать от своего специалиста общих планово-экономических знаний и владения узкоспециализированными теоретическими вопросами и практическими навыками.

Об обязанностях, правах и ответственности экономиста расскажем в следующем разделе.

Права, обязанности и ответственность экономиста

Раздел ДИЭ, посвященный правам работника, позволяет придать должностной инструкции статус полноценного документа во взаимоотношениях работника и работодателя. Знание работником своих прав облегчает процесс взаимодействия специалиста с руководством и позволяет достичь понимания работником своей роли в общем производственном процессе.

Для ДИЭ достаточно простого перечисления прав.

«Экономист имеет право:

  • запрашивать у структурных единиц и подразделений оперативные данные и рабочую документацию, необходимую для осуществления своих трудовых функций;
  • принимать оперативные решения в пределах своих полномочий;
  • разрабатывать и представлять руководству предложения, направленные на оптимизацию трудовых процессов, в том числе по своей непосредственной деятельности;
  • вносить предложения по устранению выявленных недостатков в работе;
  • знакомиться с проектами решений администрации компании, если они непосредственно касаются его деятельности».

Обязанности экономиста могут быть представлены в ДИЭ в виде перечня или текста. Форма подачи информации не имеет особого значения, главное — полнота отражения всего объема обязательных трудовых действий, требуемых от работника.

Как выглядит раздел ДИЭ, посвященный обязанностям, а также полный текст этого документа, смотрите на нашем сайте.

В разделе, посвященном ответственности работника, должны перечисляться виды его ответственности за результаты и последствия своей деятельности (дисциплинарная, материальная и др.). При этом не лишним будет отметить, какое наказание ждет специалиста за медлительность при решении производственных вопросов (непринятие своевременных мер или действий, относящихся к его обязанностям).

Важно! Предусматривая в ДИЭ меры ответственности, необходимо руководствоваться нормами действующего законодательства и не превышать предоставленные работодателю полномочия.

Заполнить данный раздел ДИЭ поможет должностная инструкция экономиста, образец которой размещен на нашем сайте.

Как учесть специфику отрасли: ДИЭ бюджетного учреждения

Рассмотренные выше разделы ДИЭ в равной степени могут применяться и коммерческими компаниями, и бюджетными учреждениями. Однако специфика бюджетных учреждений накладывает на содержание этого документа свой отпечаток.

Своеобразие работы экономиста-бюджетника будет прослеживаться в каждом разделе ДИЭ, начиная с квалификационных требований, где работодатель может поставить условие об обязательном стаже работы на аналогичной должности именно в бюджетной, а не коммерческой структуре, включая обязательные теоретические знания бюджетного законодательства.

Градация должностей: нюансы составления инструкции для главного и ведущего экономиста планово-экономического отдела

При разветвленной структуре должностей в компании может потребоваться разработать инструкции для экономистов разного уровня подчиненности. Это могут быть экономисты различных категорий или наименований (экономист по труду и зарплате, экономист по финансовой работе и др.). Кроме того, могут понадобиться инструкции для ведущего или главного экономиста.

Каждой должности должна соответствовать своя ДИЭ. Чем выше уровень экономиста, тем шире круг отражаемых в инструкции обязанностей, специфичнее сфера решаемых вопросов. И тем сложнее разработчикам ДИЭ. Необходимо учесть все нюансы разграничения полномочий, подчинения и соподчинения, внутриструктурных взаимосвязей и взаимодействия с руководством.

Составляйте должностные инструкции для своих работников с помощью материалов нашего сайта:

Итоги

Должностная инструкция экономиста состоит из стандартных разделов: квалификационных требований, структуры подчиненности, прав, обязанностей и ответственности.

Инструкция видоизменяется и дополняется, если в компании предусмотрено несколько экономических должностей с разным кругом ответственности и структурой подчинения.

Другие статьи

Консультация на тему: должностная инструкция - quot; УЧИТЕЛЬ - quot; согласно Профстандарта педагога

Консультация на тему:
должностная инструкция "УЧИТЕЛЬ" согласно Профстандарта педагога
Предварительный просмотр:

Должностная инструкция учителя,

учитывающая требования профессионального стандарта педагога

1. Общие положения

1.1. Учитель назначается и освобождается от должности директором школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности учителя его обязанности могут быть возложены на другого учителя, воспитателя (ГПД).Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.

1.2. Учитель должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в общеобразовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

1.3. Учитель непосредственно подчиняется заместителю директора.

1.4. Учитель должен знать:

? приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

? законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

? Конвенцию ООН о правах ребенка;

? нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи;

? Федеральные государственные образовательные стандарты и содержание примерных основных образовательных программ основного и среднего общего образования;

? основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач;

? методику преподавания предмета, программы и учебники по преподаваемому предмету;

? теорию и методы управления образовательными системами, методику учебной и воспитательной работы, требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним, средства обучения и их дидактические возможности;

? педагогику, психологию, возрастную физиологию;

? основы научной организации труда;

? современные методы и педагогические технологии пол и культурного, продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

? основы экологии, экономики, социологии;

? методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (законными представителями), коллегами по работе;

? технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

? основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

? правила внутреннего трудового распорядка школы;

? режим работы школы;

? правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.5. В своей деятельности учитель должен руководствоваться:

? Конституцией Российской Федерации;

? Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»;

? указами Президента Российской Федерации, нормативными актами Правительства Российской Федерации, правительства субъекта Российской Федерации и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся;

? правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;

? уставом и локальными нормативными актами школы, в том числе правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией, трудовым договором.

Учитель должен соблюдать Конвенцию ООН о правах ребенка и требования положения о нормах профессиональной этики педагогических работников.

Основными функциями, выполняемыми учителем, являются:

2.1. осуществление обучения и воспитания обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета;

2.2. организация образовательного процесса на своих уроках и других мероприятиях с обучающимися, руководство и контроль за развитием этого процесса;

2.3. обеспечение социализации, осознанного выбора и по?следующего освоения обучающимися профессиональных программ, формирование общей культуры личности;

2.4. обеспечение соблюдения обучающимися норм и правил техники безопасности в образовательном процессе на своих уроках и в ходе других видов деятельности.

3. Должностные обязанности

Учитель выполняет следующие должностные обязанности:

? систематически эффективность учебных занятий и подходов к обучению;

? административные и срезовые контрольные работ и в трехдневный срок (за исключением сочинения в 9-11-х классах, которые проверяются в недельный срок) представляет по ним отчет непосредственно заместителю директора по учебно-воспитательной работе;

? результаты усвоения обучающимися преподаваемого им предмета (учебной дисциплины, образовательного модуля);

? тенденции изменения ситуации в области образования для корректировки образовательных программ и учебных планов;

? последствия запланированных изменений в образовательной программе, учебном плане;

? последствия внедрения новшеств;

3.3. планирует и организует:

? образовательный процесс в соответствии с образовательной программой школы;

? самостоятельную деятельность обучающихся, в числе исследовательскую и проблемное обучение

? осуществление систематического контроля качества знаний, умений и навыков обучающихся и выполнения ими домашних заданий;

? проведение предметных олимпиад, конференций, турниров;

? работу с обучающимися по подготовке к переводным экзаменам, ГИА и ЕГЭ;

? просветительскую работу для родителей (законных представителей) обучающихся по вопросам организа?ции освоения федеральных государственных стандартов и образовательных программ по преподаваемому предмету;

? овладение обучающимися рациональными способами и приемами учебной деятельности;

? оснащение закрепленного за ним учебного кабинета или другого помещения наглядными пособиями, учебно-методической и художественной литературой по профилю преподаваемого предмета;

? с участием заместителя директора (учебно – воспитательная работа, административ?но-хозяйственная работа) своевременную и качественную паспортизацию учебного кабинета или другого закрепленного за ним помещения;

? работу обучающихся по освоению ими федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных программ по преподаваемому предмету;

? взаимодействие обучающихся между собой во время проводимых им уроков и внеклассных мероприятий;

? систематически качество знаний и компетенций учащихся, выполнение ими домашних заданий;

? соблюдение учащимися во время занятий правил внутреннего распорядка учащихся и техники безопасности;

? безопасность используемых в образовательном процессе оборудования, приборов, технических и на?глядных средств обучения;

? соответствие содержания и художественного оформления полиграфической и иной информационной продукции (в том числе тетрадей, дневников, обложек для книг, закладок для книг), используемой учащимися в образовательном процессе, требованиям, предъявляемым к информационной продукции для детей соответствующей возрастной группы;

? поведение обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды;

? ход выполнения учебного плана и образовательных программ;

? знания учащихся по преподаваемому предмету.

? инструкции по технике безопасности в закрепленном помещении и пересматривает их при изменении технической оснащенности, но не реже 1 раза в 5 лет;

? инструкции для обучающихся по проведению лабораторных и практических работ;

3.8. консультирует: обучающихся по преподаваемому предмету;

3.9. оценивает: знания и компетенции обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с их реальными учебными возможностями;

? формирование универсальных учебных действий;

? формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее— ИКТ);

? формирование мотивации к обучению;

? реализацию воспитательных возможностей различ?ных видов деятельности обучающихся;

? создание, поддержание уклада, атмосферы и тради?ций жизни школы;

? развитие у обучающихся познавательной актив?ности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у учащихся культуры здорового и безопасного образа жизни;

? формирование у обучающихся толерантности и навы?ков поведения в изменяющейся поликультурной среде;

? управление учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мо?тивации их к учебно-познавательной деятельности;

? защиту достоинства и интересов обучающихся, помощь обучающимся, оказавшимся в социально опасном положении;

? применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития обучающихся;

? оказание адресной помощи обучающимся;

? разработку совместно с другими работниками и реализацию совместно с родителями (законными представителями) обучающихся программ их индивидуального развития;

? формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся;

? достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов);

? особую поддержку одаренным и талантливым обучающимся, а также обучающимся, имеющим отклонения в развитии;

? использование разнообразных форм, приемов, методов и средств обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках ФГОС, современных образовательных технологий, включая информационные, а также цифровых образовательных ресурсов;

? проведение учебных занятий с опорой на дости?жения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также на современные информационные технологии и методики обучения;

? выполнение образовательной программы, организа?цию и поддержку разнообразных видов деятельности обучающихся;

? связь обучения по предмету (учебному курсу, обра?зовательному модулю, образовательной программе) с практикой, обсуждение с обучающимися актуальных событий современности;

? своевременное составление установленной отчетной документации и ее представление непосредственным руководителям;

? своевременное и аккуратное заполнение классных журналов;

? контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях ИКТ (ведение электронных форм документации, в том числе элек?тронного журнала и дневников обучающихся и пр.);

? выставление отметок в журнал и в дневник обучающегося сразу же после оценивания его ответа или работы;

? связь с родителями (законными представителями) обучающихся;

? оценку эффективности и результатов обучения обучающихся по предмету (учебному курсу, образо?вательному модулю, образовательной программе), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся;

? использование в своей деятельности компьютерных технологий, в том числе текстовых редакторов и элек?тронных таблиц;

? уважение человеческого достоинства, чести и репутации обучающихся;

? поддержание учебной дисциплины, режима посещения занятий

? охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса;

? своевременное проведение инструктажа обучающихся по технике безопасности в закрепленном помещении и его регистрацию в журнале;

? выполнение правил охраны труда и пожарной безопасности;

? своевременную и качественную паспортизацию учебного кабинета или другого закрепленного за ним помещения;

? сохранность оборудования, мебели и санитарное состояния закрепленного помещения, а также любого другого помещения, в котором учитель проводит какие-либо мероприятия с обучающимися;

? своевременное информирование заместителя директора (учебно-воспитательная работа и дежурного администратора о невозможности выхода на работу из-за болезни;

3..11. предоставляет возможность:

? администрации и (или) назначенным ей лицам присутствовать на своих уроках и любых мероприятиях, проводимых с обучающимися, при условии предварительного уведомления не позднее дня, предшествующего урокам и мероприятиям,

3.12. принимает участие в:

? разработке основной общеобразовательной программы школы;

? создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды путем обеспечения безопасности обучающихся, поддержания эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в школе;

? работе педагогического совета школы, методического объединения и т.п. в объеме не менее 3 часов в месяц;

? обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры;

? обязательное обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим;

? раз в 5 лет обязательную аттестацию на соответствие занимаемой должности;

? повышение квалификации по решению аттестационной комиссии.

Учитель имеет право:

4.1. выбирать: обоснованно и использовать при работе с обучающимися образовательные программы и их учебно-ме?тодическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы из числа утвержденных в школе;

систему промежуточной аттестации учащихся, утвержденную в школе;

4.2. давать обязательные распоряжения ученикам во время занятий;

4.3. привлекать к дисциплинарной ответственности учащихся за проступки, дезорганизующие образовательный процесс, в порядке, установленном правилами внутреннего распорядка обучающихся;

4.4 принимать участие в:

? разработке основной общеобразовательной программы школы;

? создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды путем обеспечения безопасности жизни обучающихся, поддержания их эмоцио?нального благополучия в период пребывания в школе;

? принятии решений педагогическим советом;

4.5. вносить предложения:

? о начале, прекращении или приостановлении конкретных методических, воспитательных или инновационных проектов;

? по совершенствованию учебно-воспитательной, экспериментальной и методической работы;

4.6. запрашивать у руководства, получать и использовать информационные материалы и нормативно-правовые документы, необходимые для исполнения своих должностных обязанностей;

4.7. приглашать от имени школы родителей (законных представителей) обучающихся для информирования об учебных успехах и проблемах их детей, нарушениях ими правил внутреннего распорядка обучающихся, устава и других локальных нормативных актов школы;

? от обучающихся соблюдения правил внутреннего распорядка обучающихся, выполнения устава школы;

? от любых посторонних лиц покинуть закрепленное за ним помещение, если на посещение не было дано разрешение администрации школы;

4.9. повышать свою квалификацию.

5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин устава и правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжении дирек?тора, локальных нормативных актов школы, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за неиспользование прав, предоставленных настоящей инструкцией, повлекшее дезорганизацию образовательного процесса, учитель несет дисциплинар?ную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обя?занностей в качестве дисциплинарного взыскания может быть применено увольнение.

5.2. За нарушение правил пожарной безопасности, охра?ны труда, санитарно-гигиенических правил организации образовательного процесса учитель привлекается к ад?министративной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.

5.3. За виновное причинение школе или участникам обра?зовательных отношений ущерба, в том числе морального, в связи с исполнением (неисполнением) своих долж?ностных обязанностей, а также прав, предоставленных настоящей инструкцией, учитель несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

6.1. работает в соответствии с учебной нагрузкой порас?писанию, утвержденному директором школы;

6.2. самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждый образовательный модуль в со?ответствии с учебным планом школы и утвержденной образовательной программой. План работы утверждается непосредственным руководителем учителя не позднее 5 дней с начала планируемого периода;

6.3. представляет непосредственному руководителю письменный отчет о своей деятельности объемом не более двух машинописных страниц в течение 5 дней по окончании каждого учебного модуля (полугодия);

6.4. получает от директора школы и (или) его заместителей информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;

6.5. систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию с другими педагогами;

6.6. исполняет обязанности других учителей и заместителей директора школы в период их временного отсутствия (отпуск, болезнь и т.п.). Исполнение обязанностей осуществляется в соответствии с законодательством о труде и уставом школы на основании приказа директора;

6.7. передает своему непосредственному руководителю информацию, полученную на совещаниях и конференциях, непосредственно после ее получения.

Как работать с профстандартами?

Как работать с профстандартами?

С 01.07.2016 использование профессиональных стандартов (далее также – профстандарты, стандарты) обязательно [1] для многих учреждений. Кто подпадает под действие нового требования? Как работать с профстандартами? Где получать актуальную информацию по вопросам их применения и о новых разработках? Как правильно составить трудовой договор или эффективный контракт?

Работодатели будут применять профстандарты при формировании кадровой политики и управлении персоналом, организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении работникам тарифных разрядов и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления. Система профстандартов способствует совершенствованию единых подходов в сфере квалификационных требований к работникам.

Квалификационные справочники, которые пока выполняют ту же функцию, содержат частично устаревшую информацию: названия несуществующих профессий и специальностей, неактуальные характеристики и т. д.

Предполагается, что при помощи профстандартов работодатель сможет лучше определить качество кадрового состава. Также с учетом новых требований будут разработаны локальные нормативные правовые акты, определяющие методы стимулирования работников, проведены аттестации на присвоение квалификационных категорий.

Кому обязательно применять профстандарты?

Работодатели должны применять профстандарты, если работнику установлены требования к квалификации для выполнения определенной трудовой функции (ст. 195.3. ТК РФ).

В той же статье указано, что такие требования могут быть установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ. С федеральными законами все ясно – например, требования к квалификации тренера установлены Законом о физкультуре и спорте [2]. Согласно п. 24 ст. 2 названного закона тренер должен иметь соответствующее среднее профессиональное или высшее образование. Требования к этому образованию определяются на основании положений профстандартов и разделов Единого квалификационного справочника [3] .

А в соответствии с требованиями ч. 8 ст. 22 Закона о физкультуре и спорте разработано Положение о спортивной классификации [4]. Положение определяет содержание норм, требований спортивной классификации, необходимых для присвоения соответствующих спортивных званий и спортивных разрядов, регламентирует порядок присвоения званий и разрядов.

Следует обратить внимание на то, что Положение о спортивной классификации и Единый квалификационный справочник не являются нормативными правовыми актами РФ, поскольку
утверждены приказами Минспорта и Минздравсоцразвития соответственно, то есть это отраслевые НПА. Но вот «перво­источник» – Закон о физкультуре и спорте – федеральный, поэтому применение профстандарта обязательно.

Итак, требования к квалификации, закрепляющие обязательность применения профстандартов, могут быть установлены не только ТК РФ или федеральным законом, но и иными документами. Однако иные документы должны быть нормативно-правовыми актами РФ (например, законы субъектов РФ, вводящие дополнительные требования к квалификации, под это требование подходят, а приказы министерств и ведомств – нет).

Какие требования профстандарта применять обязательно?

Чтобы получить ответ на поставленный вопрос, снова внимательно изучим ст. 195.3 ТК РФ. Согласно ч. 1 данной статьи обязательно применять только требования к квалификации. Причем это положение касается и ситуаций, когда квалификационные требования законодательством установлены, и ситуаций, когда таких требований нет.

Квалификация – уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника (ст. 195.1 ТК РФ). А профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности (ч. 1 ст. 195.1).

Если требования к выполняемой работником трудовой функции установлены, то профстандарт необходимо применять в части указанных требований. Например, специалист, осуществляющий тренировочный процесс на спортивно-оздоровительном этапе (допустим, тренер-преподаватель), согласно утвержденному стандарту [5] обязан иметь среднее профессиональное образование в области физической культуры и спорта, а если у него только среднее проф­образование, то ему необходимо пройти подготовку по дополнительным профпрограммам в области физкультуры и спорта, у него должен отсутствовать запрет на занятие педагогической деятельностью и т. д.

А для того чтобы заниматься подготовкой спортивной сборной команды субъекта РФ (по виду спорта, спортивной дисциплине), то есть быть тренером сборной субъекта РФ, уже потребуется наличие высшего образования – прохождения обучения по программе бакалавриата в области физкультуры и спорта, – также наличие опыта работы не менее трех лет в должностях «тренер», «тренер-преподаватель», либо «старший тренер-преподаватель» и т. д. Не соответствует работник перечисленным условиям – указанную должность занимать не может.

Рассмотрев ограничения для работника (в части установления профстандартом обязательных требований), перейдем к ограничениям для работодателя. Выше требований, установленных профстандартом, работодатель не имеет права поднимать планку. Если должность «тренер-преподаватель» предполагает наличие среднего профобразования, то работодатель не вправе устанавливать обязательность высшего образования у кандидатов на эту должность. А если такое требование имеется, то должность не может называться «тренер-преподаватель».

Характеристики квалификации, содержащиеся в профстандарте, обязательность применения которых не установлена, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой в учреждении организацией производства и труда (ч. 2 ст. 195.3 ТК РФ).

Работодатели могут воспринимать это положение как рекомендательное, однако следует обратить на формулировку, исключающую слово «могут». Правильнее было бы в таких случаях использовать профстандарт как основу для определения квалификационных требований: он должен устанавливать нижнюю границу этих требований. Например, если согласно профстандарту специалисту нужно иметь опыт работы от трех лет, то работодатель может затребовать и опыт работы от пяти лет. Но устанавливать требования к опыту работы, например, от одного года, недопустимо – работник не будет соответствовать заявленному уровню квалификации.

Требования к квалификации установлены

Руководителям бюджетных организаций следует учитывать положение ч. 1 ст. 4 Закона № 122-ФЗ, согласно которому Правительство РФ может устанавливать особенности применения профстандартов в части требований, обязательных для применения государственными или муниципальными учреждениями.

Минтруд начал разрабатывать такой проект 04.08.2015 [6]. На момент подготовки материала к печати прошло публичное обсуждение НПА, документ направлен на антикоррупционную экспертизу. Предполагается, что он вступит в силу 01.07.2016.

Как читать профстандарты?

Профстандарты раскрывают профессиональную деятельность специалистов, которые находятся на различных квалификационных уровнях и связаны общей задачей, например, руководство организацией (подразделением организации), осуществляющей деятельность в области физкультуры и спорта. Соответствующий профстандарт [7] распространяется как на «простые» должности («директор по спортивной работе», «директор спортивного клуба», «директор туристско-спортивного клуба», «начальник альпинистской станции»), так и на должности, требующие очень высокого уровня квалификации («генеральный директор (директор) ресурсного центра спорта», «государственный тренер», «главный тренер» и т. д.).

Согласно п. 6 Правил профстандартов [8] разработка стандарта осуществляется в соответствии с его макетом [9] .

Макет каждого профстандарта состоит из четырех частей:

1. Общие сведения.

2. Описание трудовых функций (функциональная карта вида профессиональной деятельности).

3. Характеристика обобщенных трудовых функций.

4. Сведения о разработчиках.

Общие сведения – знакомство

В общих сведениях указывается вид профессиональной деятельности – совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда [10]. Например, для стандарта «Спортсмен» [11] видом такой деятельности будет «Деятельность в области спорта», а для стандарта «Спортивный судья» [12] – «Судейство спортивного соревнования». Наименование каждого вида профессиональной деятельности выбирается с учетом ОКВЭД и ОКЗ.

Здесь же указывается основная цель вида профессиональной деятельности. Например, для стандарта «Спортсмен» такой целью будет «Подготовка к спортивным соревнованиям и участие в спортивных соревнованиях по определенным видам спорта, спортивным дисциплинам», а для стандарта «Спортивный судья» – «Обес­печение соблюдения правил вида спорта и положения (регламента) о спортивном соревновании при проведении спортивного соревнования».

Графа «Группа занятий» включает наименование одной или нескольких базовых групп занятий в соответствии с ОКЗ (который указывается рядом), и эти группы соотносятся с обобщенными трудовыми функциями профстандарта. Так, группа занятий для стандарта «Спортсмен» одна – «спортсмены», а вот для стандарта «Спортивный судья» – «спортсмены (спортсмены высокого класса)» и «спортивные служащие».

В разделе приводятся код и наименование одного или нескольких видов, подгрупп или групп экономической деятельности в соответствии с ОКВЭД, к которым относится данный вид профессиональной деятельности (указывается код). Так, у стандарта «Спортсмен» виды экономической деятельности следующие: «физкультурно-оздоровительная деятельность», «дополнительное образование детей», «прочая деятельность в области спорта», «среднее профессиональное образование», «высшее профессиональное образование». А судейский профстандарт включает такие: «деятельность в области спорта», «деятельность спортивных объектов», «прочая деятельность в области спорта», «физкультурно-оздоровительная деятельность».

Описание трудовых функций – наполнение профстандарта

Профессиональная деятельность состоит из обобщенных трудовых функций (ОТФ). Каждая ОТФ включает трудовые функции (ТФ). Описание всех функций представлено в виде таблицы.

Вот как выглядит ОТФ «Деятельность по подготовке к соревнованиям и участие в соревнованиях под руководством тренера (тренеров)» профстандарта «Спортсмен» (всего ОТФ в данном профстандарте четыре):

Обобщенные трудовые функции

Там же приведен уровень квалификации, необходимый для выполнения той или иной функции. Код, указанный в этой таблице, – по сути, номер ОТФ и ТФ, он нужен для того, чтобы лучше ориентироваться в стандарте. Например, табличный код для ТФ «Подготовка к соревнованиям под руководством тренера», приведенный выше (A/02.3), означает, что трудовая функция относится к ОТФ «А», что она вторая в списке ТФ и что для ее выполнения требуется третий уровень квалификации.

Детализация трудовых функций – главная часть профстандарта

Это самый большой раздел профстандарта, включающий характеристики каждой ОТФ: описание ОТФ и ТФ, входящих в их состав.

Обратим внимание на раздел «Возможные наименования должностей» работников, выполняющих данную ОТФ. Так, в стандарте «Спортсмен» должность по рассмотренной выше ОТФ единственная – «спортсмен». Но в других ОТФ этого стандарта встречаются должности «спортсмен ведущий», «спортсмен-инструктор».

Блок требований и условий включает требования к образованию и обучению, опыту практической работы, особые условия допуска к работе и другие характеристики для выполнения ОТФ. Так, для выполнения рассмотренной выше ОТФ стандарта «Спортсмен» требуются:

Требования к образованию и обу­чению

Подготовка по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта и (или) программам спортивной подготовки

Особые условия допуска к работе

Допуск к занятиям спортом и спортивным соревнованиям, полученный в порядке, утвержденном законодательством РФ

Перейти на профстандарт работодателю должны помочь дополнительные характеристики ОТФ. код базовой группы и ее наименование в соответствии с ОКЗ, наименования должностей или профессий согласно ЕКС и ЕТКС, код и наименование одной или нескольких специальностей (профессий), освоением которых обеспечивается выполнение обобщенной трудовой функции. В качестве иллюстрации рассмотрим самую простую ОТФ из рассмотренного выше стандарта спортивных руководителей – «Руководство деятельностью в области физической культуры и спорта по месту работы, месту жительства и месту отдыха, а также в образовательных организациях, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта». Вот только часть дополнительных характеристик:

Директор (заведующий) физкультурно-спортивной организации

Характеристика каждой ОТФ включает характеристику ТФ, в нее входящих, тех самых, которые уже были перечислены во втором разделе (в таблице). Теперь ознакомимся с ними более детально, поскольку каждая ТФ состоит из трудовых действий.

Рассмотрим ТФ «Контроль уровня спортивной подготовленности под руководством тренера», которая входит в самую первую ОТФ стандарта «Спортсмен» (мы с ней ознакомились выше).

Итак, эта ТФ состоит из следующих действий: выполнение под руководством тренера комплекса контрольных упражнений для оценки общей, специальной физической подготовленности, выполнение под руководством комплекса контрольных упражнений для оценки технико-тактической подготовленности и т. д. (трудовая функция включает девять трудовых действий).

Также указываются умения, знания и другие характеристики, необходимые для выполнения ТФ. В нашем случае для контролирования уровня спортивной подготовленности спортсмен должен уметь, в частности, контролировать собственное физическое и психическое состояние, знать теоретические основы физкультурно-спортивной деятельности и т. д.

Сведения о разработчиках

Раздел содержит информацию об ответственной организации и организациях – разработчиках профстандарта.

Где узнать характеристики уровней квалификации, указанных в профстандарте?

Каждая ОТФ и ТФ содержат информацию об уровне квалификации, необходимом для ее выполнения. С характеристиками уровней квалификации можно ознакомиться в документе Уровни квалификации [13]. Чем сложнее ТФ работника, чем выше его ответственность – тем выше уровень квалификации. Например, для выполнения ОТФ «Осуществление тренировочного процесса на спортивно-оздоровительном этапе» (стандарт «Тренер») требуется пятый уровень квалификации, а для выполнения ОТФ «Реализация мер по развитию вида спорта в РФ, в субъекте РФ» из этого же стандарта – уже девятый. То есть для определения квалификационных требований в профстандарте достаточно указать требуемый уровень квалификации. Работодатель самостоятельно должен изу­чить характеристики нужного уровня, включающие показатели: «полномочия и ответственность», «характер умений» и «знания», а также основные пути достижения уровня квалификации и применить их при формировании требований к своим работникам.

На сайте Минтруда [14] находится реестр трудовых функций, где перечислены некоторые трудовые функции по соответствующим им уровням квалификации.

Как найти нужный профстандарт?

Найти нужный профстандарт трудно, поскольку его название и название должности могут не совпадать.

К маю 2016 года Минтруд утвердил более 814 профстандартов, к 2018 году их планируется принять 1 800, начнется актуализация уже существующих. Как работодателю сориентироваться в этом море информации? Следить за изменениями, вносимыми в реестр профстандартов, который размещается на сайтах Минтруда «Профессиональные стандарты» (www.profstandart.rosmintrud.ru) и ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» (www.vet-bc.ru). Реестр включает следующую информацию по каждому стандарту: регистрационный номер, код, область и вид профессиональной деятельности, наименование, реквизиты соответствующего приказа Минтруда, регистрационный номер Минюста, дата введения в действие. Текста профстандарта в реестре нет.

База текстов профстандартов, сгруппированных по сферам деятельности в алфавитном порядке, находится на сайте научно-методического центра системы профквалификаций ФГБУ «НИИ ТСС» Минтруда [15]. Тексты профстандартов находятся и в правовых системах – их можно найти, зная номер утверждающего приказа.

Для того чтобы найти нужный профстандарт, следует руководствоваться не названием должности, а сферой деятельности. Например, нет профстандарта «Начальник отдела кадров», но есть стандарт «Специалист по управлению персоналом» [16]. нужная должность – там.

Если работодатель испытывает трудности с поиском «своего» профстандарта, то на сайте Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям (www.nspkrf.ru) нужно перейти в раздел «Советы по профессиональным квалификациям», в списке отыскать профильный и обратиться туда за разъяснениями.

Работодатель должен следить за появляющимися профессиональными стандартами, используя реестр профстандартов, и помнить, что название должности может не соответствовать названию стандарта, ее описывающего, поскольку в нем указывается вид профессиональной деятельности. Вид профессиональной деятельности характеризуют обобщенные трудовые функции, состоящие из трудовых функций. Именно на эту информацию следует обращать внимание работодателю, выбирая соответствующие профстандарты. Если применение профстандарта обязательно, то работник обязан соответствовать уровню квалификации, указанному в профстандарте, а также требованиям, характеризующим ту или иную трудовую функцию. Если работник не соответствует этим требованиям, то работодатель обеспечивает повышение квалификации данного работника.

[1] Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 122-ФЗ).

[2] Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

[3] Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 15.08.2011 № 916н.

[4] Положение о Единой всероссийской спортивной классификации (ЕВСК), утв. Приказом Минспорта РФ от 17.03.2015 № 227.

[5] Профстандарт «Тренер», утв. Приказом Минтруда РФ от 07.04.2014 № 193н.

[6] Проект № 02/07/08-15/00038639 находится на Федеральном портале проектов нормативно-правовых актов по адресу http://regulation.gov.ru/p/38639/.

[7] Профстандарт «Руководитель организации (подразделения организации), осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта», утв. Приказом Минтруда РФ от 29.10.2015 № 798н.

[8] Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23.

[9] Макет утвержден Приказом Минтруда РФ от 12.04.2013 № 147н.

[10] Согласно Методическим рекомендациям по разработке профессионального стандарта, утв. Приказом Минтруда РФ от 29.04.2013 № 170н.

[11] Утвержден Приказом Минтруда РФ от 07.04.2014 № 186н.

[12] Утвержден Приказом Минтруда РФ от 23.10.2015 № 769н.

[13] Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов, утв. Приказом Минтруда РФ от 12.04.2013 № 148н.

[15] Адрес базы профстандартов – http://vet-bc.ru/node/454/.

[16] Утвержден Приказом Минтруда РФ от 06.10.2015 № 691н.