Руководства, Инструкции, Бланки

образец стандарта предприятия по обучению img-1

образец стандарта предприятия по обучению

Рейтинг: 4.6/5.0 (1873 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Образец документа

об отделе технического обучения и подготовки кадров предприятия

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Отдел технического обучения и подготовки кадров (далее - "отдел") является структурным подразделением предприятия и подчиняется непосредственно __________________.

1.2. Отдел создан на основании приказа руководителя предприятия N _____ от "__"______ _____ г.

1.3. Начальник отдела назначается и освобождается от должности приказом руководителя предприятия.

Работники отдела назначаются и освобождаются от должности приказом руковолителя предприятия по представлению начальника отдела.

1.4. Отдел в своей работе руководствуется:

- федеральными законами Российской Федерации;

- указами и распоряжениями Президента Российской Федерации;

- постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации;

- законами субъектов Российской Федерации;

1.5. В отделе должны быть документы и материалы по следующим вопросам:

- методические материалы по производственному обучению;

- структура предприятия, его профиль, специализация и перспективы развития;

- методы организации и планирования обучения на производстве;

- программы подготовки специалистов;

- система комплектования, хранения, поиска и выдачи учебной и производственно-технической информации;

- организация работы, порядок комплектования и состав квалификационной комиссии;

- организация и порядок проведения производственной практики;

- методы эффективного применения оргтехники и других технических средств управленческого труда;

- Правила внутреннего трудового распорядка; правила и нормы охраны труда.

2. СТРУКТУРА ОТДЕЛА

2.1. Структуру и штаты отдела утверждает руководитель предприятия.

2.2. Руководство отделом осуществляет начальник отдела.

2.3. В состав отдела входят (указать должности):

3. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ОТДЕЛА

3.1. Организация и учебно-методическое руководство производственного обучения рабочих и повышения квалификации работников предприятия.

3.2. Организация производственной практики студентов высших и средних специальных учебных заведений и учащихся системы профессионально-технического обучения, общеобразовательных школ.

4. ФУНКЦИИ ОТДЕЛА

В соответствии с возложенными на него задачами отдел осуществляет следующие функции:

4.1. Разработку на основании расчетов отдела кадров, ПЭО, отдела организации труда и заработной платы заявок цехов и других подразделений предприятия и представление на утверждение руководству годовых и перспективных планов подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров предприятия, а также квартальных планов по цехам и отделам и контроль за их выполнением, а также составление сметы расходов на обучение кадров.

4.2. Комплектование совместно с руководителями структурных подразделений предприятия учебных групп по обучению кадров, подбор преподавателей и инструкторов производственного обучения из состава специалистов и квалифицированных рабочих предприятий, организаций и представление списков подобранных работников на утверждение руководству предприятия.

4.3. Осуществление совместно с цехами, службами, отделами мероприятий по производственному обучению учащихся профессионально-технических и технических училищ, средних общеобразовательных трудовых политехнических школ, а также разработку текущих и перспективных планов по организации производственной практики студентов высших и средних учебных заведений, учащихся системы профессионально-технического обучения, общеобразовательных школ.

4.4. Разработку и осуществление мероприятий по созданию в соответствии с законодательством необходимых условий для обучающихся без отрыва от производства в вечерних (сменных) общеобразовательных школах, в вечерних и заочных вузах и техникумах.

4.5. Организацию методической работы с преподавателями и инструкторами производственного обучения, проведение мероприятий по повышению их педагогической квалификации в области методики обучения кадров на производстве.

4.6. Организацию работы по направлению работников предприятия на учебу в вузы, техникумы и курсы (факультеты, институты) повышения квалификации.

4.7. Разработку совместно с квалифицированными специалистами учебных планов, программ и другой учебно-методической документации в порядке, установленном Типовым положением о подготовке и повышении квалификации рабочих непосредственно на производстве, организацию приобретения учебной и технической литературы, технических средств обучения, методических и наглядных пособий.

4.8. Разработку предложений и принятие мер по созданию и расширению учебно-материальной базы для теоретического и производственного обучения, осуществление методического руководства организацией учебно-технических кабинетов, учебных мастерских и участков.

4.9. Обеспечение оснащения кабинетов необходимым учебным оборудованием, инвентарем, наглядными пособиями.

4.10. Организацию обмена опытом работы по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров на производстве, разработку мероприятий по улучшению подготовки и повышению квалификации кадров на предприятии и представление их на утверждение руководству.

4.11. Организацию методических семинаров, консультаций, лекций и докладов по повышению педагогической квалификации преподавателей и инструкторов производственного обучения.

4.12. Подготовку трудовых соглашений с преподавателями и инструкторами производственного обучения.

4.13. Подготовку и представление на утверждение главному инженеру предприятия состава квалификационной комиссии, организацию ее работы и участие в проведении квалификационных экзаменов.

4.14. Учет движения контингента обучающихся на производстве (прием, выпуск, отсев), составление по установленной форме статистического отчета о подготовке и повышении квалификации кадров, анализ годовых и квартальных бухгалтерских отчетов о расходах на подготовку кадров.

4.15. Контроль за правильным расходованием средств, ассигнованных на обучение в соответствии с утвержденными сметами и финансовыми планами, представление в бухгалтерию предприятия необходимых документов для оплаты за обучение кадров, за руководство производственной практикой студентов вузов и учащихся техникумов.

4.16. Проведение совместно с отделом кадров, начальниками цехов и отделов и общественными организациями предприятия массовой разъяснительной работы по вовлечению работников предприятия, не имеющих профессиональной подготовки, в вечерние (сменные) профессионально-технические училища, не имеющих законченного среднего образования - в вечерние (сменные) школы, в вечерние и заочные средние специальные учебные заведения, а имеющих соответствующую подготовку - в вечерние и заочные высшие учебные заведения; организацию общественного контроля за результатами обучения.

4.17. Составление установленной отчетности по подготовке и повышению квалификации кадров.

4.18. Организацию ведения нормативно-справочной информации, относящейся к функциям отдела.

4.19. Обеспечение в пределах своей компетенции защиты сведений, составляющих государственную тайну, и иных сведений ограниченного распространения.

4.20. Осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности отдела.

Возложение на отдел функций, не относящихся к его компетенции, не допускается.

Отдел для решения возложенных на него задач имеет право:

5.1. Требовать от подразделений предприятия представления материалов (планов, отчетов, заявок, справок и т.д.), необходимых для выполнения функций, возложенных на отдел.

5.2. Осуществлять связь с другими организациями по вопросам повышения квалификации работников предприятия и подготовки научных кадров.

5.3. Заключать по доверенности руководителя предприятия договоры и трудовые соглашения на обучение кадров, составление учебных программ, изготовление наглядных пособий специалистами, квалифицированными рабочими своего предприятия и других предприятий, организаций.

5.4. Выдавать работникам предприятия справки, удостоверения и другие документы, связанные с льготами и окончанием срока подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, а также удостоверения установленного образца рабочим, специалистам и служащим, окончившим обучение непосредственно на заводе.

5.5. Контролировать выполнение планов подготовки и повышения квалификации кадров, выполнение учебных программ, качество занятий по теоретическому и производственному обучению, ведение преподавателями и инструкторами журналов учета теоретического и производственного обучения, проверять знания, умения и навыки учащихся в процессе обучения.

5.6. Устанавливать режим занятий для всех видов обучения кадров на производстве в соответствии с действующим законодательством, Типовым положением о подготовке и повышении квалификации рабочих непосредственно на производстве и инструкциями вышестоящих организаций.

5.7. Переводить при необходимости учеников в период их обучения из одного цеха в другой по согласованию с главным инженером предприятия.

5.8. Приобретать в установленном порядке в пределах сметы, утвержденной администрацией предприятия, учебно-методическую и техническую литературу, наглядные пособия.

5.9. Контролировать совместно с отделом организации труда и заработной платы правильность использования цехами и отделами фонда заработной платы учащихся и фонда заработной платы несписочного состава преподавателей и инструкторов производственного обучения.

5.10. Указания отдела в пределах функций, предусмотренных настоящим Положением, являются обязательными к руководству и исполнению подразделениями предприятия.

6. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО СТРУКТУРНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ПРЕДПРИЯТИЯ

6.1. В процессе производственной деятельности предприятия отдел взаимодействует со следующими структурными подразделениями:

7.1. Всю полноту ответственности за качество и своевременность выполнения возложенных настоящим Положением на отдел задач и функций несет начальник отдела.

7.2. Ответственность работников отдела устанавливается действующим законодательством и должностными инструкциями.

7.3. Начальник и другие работники отдела несут персональную ответственность за соответствие оформляемых ими документов и операций с корреспонденцией законодательству Российской Федерации.

8. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛА

8.1. Своевременное и качественное выполнение поставленных целей и задач.

8.2. Качественное выполнение функциональных обязанностей.

Начальник отдела технического

обучения и подготовки кадров:

Другие статьи

Разработка шаблона стандарта предприятия

Разработка шаблона стандарта предприятия 2. Титульный лист СТП Титульный лист должен содержать:
  • идентификационный номер данного Стандарта предприятия (например, СТП 11003 — 2003), идентификационный номер выбирается с учетом классификатора, имеющегося на предприятии или введением новой системы кодирования документации предприятия;
  • наименование Стандарта предприятия (например, «Порядок заключения договоров с потребителями»);
  • наименование предприятия.
3. Лист утверждения СТП

Лист утверждения должен содержать дату и подпись лица утверждающего данный Стандарт предприятия (как правило, лицо, утверждающее СТП — директор предприятия). СТП утверждаются только после оформления их согласующими подписями.

4. Содержание СТП

В содержании должны быть указаны порядковые номера и наименования разделов (при необходимости подразделов), приложений с указанием их обозначения и заголовков, а также номера страниц, но которых они помещены.

5. Назначение СТП

В данном разделе должны быть определены:

  • цели разработки стандарта;
  • требования, которые регламентируются данным стандартом.
6. Область применения СТП

В данном разделе СТП необходимо определить виды деятельности и структурные подразделения предприятия, на которые распространяются действия стандарта.

Пример: «Действия настоящего стандарта являются обязательными и распространяются на все подразделения предприятия, применяющие СТП».

7. Нормативные ссылки СТП

В данном разделе должна быть указана нормативная, технической и рабочей документации, на которую даны ссылки в тексте СТП.

  • ИСО 9000 — 2000 Система менеджмента качества. Основные положения и словарь
  • ГОСТ 2.503 — 90 Единая система конструкторской документации. Правила внесения изменений
  • ГОСТ 2.111 — 68 Единая система конструкторской документации. Нормоконтроль

Стандарт предприятия

Стандарт предприятия. Управление персоналом


Система менеджмента качества
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

1.РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН
Отделом кадром

2.ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ
Приказом по ОАО "Компания" от " " 20__ г. №

3.Требования СТП СМК _________соответствуют требованиям
стандарта ISO 9001:2008

1. Область применения
2. Нормативные ссылки
3. Сокращения
4. Общие положения
5. Принципиальная схема процесса "Управление персоналом"
6. Обеспечение персоналом
7. Оформление движения персонала, кадровое делопроизводство
8. Обучение, повышение квалификации
9. Порядок проведения аттестации, проверки компетенции персонала
10. Критерии результативности процесса управления персоналом
11. Ответственность и полномочия
12. Сопутствующие документы
13. Порядок внесения изменений
Приложение А Бланк заявки на укомплектование персоналом
Приложение Б Форма перечня актуальных вакансий
Приложение В Форма протокола заседания комиссии по соблюдению ученического договора
Приложение Г Форма годового плана-заявки на обучение и повышение квалификации
Приложение Д Форма годового плана обучения и повышения квалификации
Приложение Е Форма плана обучения и повышения квалификации на месяц
Приложение Ж Форма распоряжения о назначении наставника
Приложение З Форма протокола заседания квалификационной комиссии
Приложение И Форма журнала учета дополнительных заявок
Приложение К Форма журнала учета ученических договоров
Приложение Л Форма журнала учета выдачи удостоверений
Приложение М Форма журнала учета учебных программ
Приложение Н Форма аттестационного задания
Приложение П Форма отчета по оценке результативности процесса управления персоналом
Лист регистрации изменений

1 Область применения и сфера действия

1.1 Область действия процесса управления персоналом включает все виды производственной деятельности предприятия.
1.2 Настоящий стандарт распространяется на все подразделения предприятия в рамках СМК.

2 Нормативные ссылки

2.1 В настоящем стандарте предприятия учтены требования следующих документов:
- ISO 9001:2008 "Системы менеджмента качества. Требования".

3.1 Сокращения:
СМК - система менеджмента качества;
МИ - методическая инструкция;
СТП - стандарт предприятия;
ОК - отдел кадров;
ПЭО - планово-экономический отдел;
ОТК - отдел технического контроля;
КТЦ - конструкторско - технологический центр;
ОПБиООС - отдел промышленной безопасности и охраны окружающей среды.

4 Общие положения

4.1 Целями управления персоналом являются обеспечение предприятия в необходимом для его эффективного функционирования объеме персоналом, имеющим необходимые квалификацию, навыки, опыт; создание условий для эффективного использования кадрового потенциала предприятия через:
- повышение квалификации персонала, снижение доли работников, имеющих недостаточный уровень квалификации, оценку персонала;
- снижение текучести персонала (по причинам неудовлетворенности работой);
- снижение нарушений трудовой дисциплины работниками предприятия.
4.2 Задача отдела кадров:
- поиск, отбор персонала;
- оформление движения персонала, ведение кадрового делопроизводства.
4.3 Задача ответственного специалиста по обучению:
- организация обучения, повышения квалификации персонала, оценка компетенции персонала.

5 Принципиальная схема процесса "Управление персоналом"

10 Критерии результативности процесса управления персоналом

11 Ответственность и полномочия

Ответственность и полномочия руководителей упорядочены по разделам.

12 Сопутствующие документы

Перечень всех документов, в которых отражается процесс управления персоналом с указанием места хранения, сроков хранения - документы упорядочены по разделам.

13 Порядок внесения изменений

Процедура внесения изменений в данный стандарт регламентируется

Пример стандарта организации Управление продажами

В продолжении темы «Как разработать стандарт организации» публикуем пример разработанного стандарта организации на бизнес — процесс «Управление продажами».

Напоминаем, что это всего лишь пример, для разработки стандарта организации конкретно под вашу организацию вы можете сделать заказ на нашем сайте и мы обязательно с вами свяжемся и подробно разъясним процедуру нашего с вами сотрудничества.

Пример стандарта организации (СТО) на процесс «Управление продажами» скачать здесьСТО Управление продажами Еще по теме:

Постановка системного менеджмента увеличит прибыль на 10% и более!

К вам будут приходить снова и снова. и всегда брать с собой деньги!

Попробуйте бесплатную скайп консультацию по разработке стандарта организации

Поделись этим с друзьями:

Приглашения:

Профессиональные стандарты: как их читать, понимать и использовать

Как читать профессиональные стандарты (на примере стандарта «Специалист по управлению персоналом»)

04 марта 2016, 11:09

Уже совсем скоро мы все начнем строить свою работу в соответствии с системой профессиональных стандартов, а вопросов по их применению еще немало. И поскольку обеспечение соблюдения требований законодательства по данному нововведению – это, как правило, «головная боль» сотрудников служб персонала, значит, и рассматривать процедуру работы с нормативным документом проще и понятнее на примере утвержденного профстандарта «Специалист по управлению персоналом».

Прежде чем мы начнем это делать, хочу напомнить основные моменты. связанные с введением данной системы.

1. Система профессиональных стандартов вступает в силу 1 июля 2016 года .

2. Для всех видов должностей выделено девять квалификационных уровней. К профстандартам, по которым законодательно не установлены требования к квалификации, относятся лишь первые три уровня. Начиная с Уровня 4, требования к квалификации работника предусмотрены.

3. Как разъяснило в своем письме от 10.02.2016 Министерство труда и социальной защиты РФ, наим енование в трудовых договорах должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в профессиональных стандартах, если Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами предусмотрено право работников на предоставление им компенсаций, льгот или каких-либо ограничений при работе в таких должностях (по профессиям, специальностям). Во всех остальных случаях применение профстандартов носит рекомендательный характер. За исключением отдельных категорий работодателей, для которых у Правительства РФ есть право устанавливать дополнительные обязанности в части применения профстандартов. К ним относятся: государственные внебюджетные фонды РФ, государственные или муниципальные учреждения, государственные или муниципальные унитарные предприятия, а также государственные корпорации, государственные компании и хозяйственные общества, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной или муниципальной собственности.

4. Нормативные акты, регулирующие введение системы профстандартов и работу в соответствии с ней:

  • Статьи 195.1 и 195.3 Трудового Кодекса РФ
  • Федеральный закон № 122-ФЗ от 02.05.2015
  • Приказ Минтруда РФ № 147н от 12.04.2013 «Об утверждении макета профессионального стандарта»
  • Приказ Минтруда РФ № 148н от 12.04.2013 «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов»
  • Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
  • Ответственность за неприменение работодателем профессиональных стандартов предусмотрена статьей 5.27 Кодекса об административных правонарушениях.

5. Все принимаемые и утверждаемые профстандарты в разрезе должностей, профессий и видов деятельности выкладываются на сайте Министерства труда и социальной защиты в разделе «Реестр профессиональных стандартов». Ссылка на него http://profstandart.rosmintrud.ru/reestr-professionalnyh-standartov. Поскольку из-за огромного количества запросов данный ресурс часто перегружен, я выложила профессиональный стандарт «Специалист по управлению персоналом» на своем сайте, в разделе "Документы", посмотреть и скачать его можно по ссылке .

6. Справочная информация:

Профессиональная переподготовка – чтобы считать обучение именно профпереподготовкой, должны быть соблюдены 2 условия (Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ»):

  • Объем курса должен составлять не менее 250 академических часов
  • По окончании должен выдаваться диплом установленного образца. Другие документы – сертификаты, свидетельства и т.п. – не действительны.

Повышение квалификации – обязательные условия здесь:

  • Объем – не менее 16 ак. часов
  • Документ по окончании – удостоверение о повышении квалификации (строго, без вариантов).

Как понять, какой уровень высшего образования у человека – бакалавриат, специалитет, магистратура. - если это не указано в дипломе?

До 2003 года у нас в стране во всех ВУЗах был специалитет, разделение началось с этого момента. Нормативный срок по очной форме обучения для получения степени «бакалавр» составляет четыре года, для «магистров» на базе бакалавриата – 2 года. Специалитет со сроком обучения не менее 5 лет сохраняется лишь по некоторым специальностям, перечень которых утвержден Правительством РФ.

Теперь, собственно, перейдем к рассмотрению профстандарта «Специалист по управлению персоналом», который был утвержден 06.10.2015. Нас будет в первую очередь интересовать самый актуальный для большинства вопрос – требования к квалификации. Как было сказано в подпункте 3, квалификационные требования будут обязательными к исполнению отдельными категориями работодателей.

Примечание: уровень квалификации указывается в разделе «Описание обобщенной трудовой функции» в правом верхнем квадрате.

Итак, к данной группе должностей и профессий относятся специалисты и руководители, выполняющие следующие обобщенные трудовые функции:

  • Документационное обеспечение работы с персоналом
  • Деятельность по обеспечению персоналом
  • Деятельность по оценке и аттестации персонала
  • Деятельность по развитию персонала
  • Деятельность по организации оплаты и труда персонала
  • Деятельность по организации корпоративной социальной политики
  • Деятельность по организации работы с персоналом из числа иностранных граждан и лиц без гражданства
  • Операционное управление персоналом и подразделением организации
  • Стратегическое управление персоналом организации.

Таким образом, мы видим, что в группу должностей и профессий, относящихся к профстандарту «Специалист по управлению персоналом», входят

- по кадровому делопроизводству (квалификационный уровень 5)

- по подбору, оценке и аттестации, развитию персонала, по организации труда и оплате персонала (уровень 6)

- по организации корпоративной социальной политики (уровень 6)

и руководители (квалификационный уровень 7):

- операционные – руководители подразделений организации по управлению персоналом

- стратегические – вице-президент, директор по персоналу или заместитель генерального директора по управлению персоналом.

В зависимости от размера и структуры организации все или многих из этих функций могут быть как совмещены и выполняться одним сотрудником, так и разделены между работниками службы управления персоналом. В первом случае мы имеем дело с руководителем-универсалом, во втором – наблюдаем иерархичную структуру с четкой специализацией.

Давайте разберемся с требованиями профстандарта к квалификации таких специалистов и руководителей.

Возьмем, к примеру, специалиста по кадровому делопроизводству. Как мы уже установили, его квалификационный уровень в соответствии с профстандартом - пятый.

Требования к образованию и обучению: Среднее профессиональное образование – программа подготовки специалистов среднего звена; Дополнительное профессиональное образование – программы профессиональной переподготовки, программы повышения квалификации.

Как это понимать: для данного специалиста достаточным будет уровень среднего профессионального образования, высшее не требуется. Но оно должно быть профильным (либо Управление персоналом, либо Кадровое делопроизводство). Если базовое образование (даже высшее) – не профильное, необходима профессиональная переподготовка в данном направлении. Связка: не профильное среднее (или высшее) профессиональное образование + повышение квалификации силы иметь не будет, т.к. квалификацию можно повысить только при ее наличии.

Для данной категории сотрудников опыта работы по специальности не требуется.

Особых условий допуска к работе также нет.

На примере. Предположим, наш инспектор по кадрам имеет среднее профессиональное образование бухгалтера и год назад прошел семинар по кадровому делопроизводству (повышение квалификации), его опыт работы по специальности составляет 6 лет. Будет ли он соответствовать требованиям профстандарта?

Ответ: нет, т.к. у него отсутствует профессиональная переподготовка по направлению Управление персоналом или Кадровое делопроизводство. А без нее повышение квалификации значения не имеет. Опыт работы также не может компенсировать отсутствие профильного образования.

Что делать: проходить профессиональную переподготовку.

Листаем профессиональный стандарт дальше. В описании каждой трудовой функции есть разделы: Трудовые действия, Необходимые умения, Необходимые знания. Соответствие этим требованиям работодатель будет проверять самостоятельно, контролирующие органы - нет.

Возьмем представителей 6 уровня, например, специалиста по подбору персонала. Требования к его квалификации в соответствии с профстандартом:

Образование - Высшее образование. Дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации; программы профессиональной переподготовки в области поиска и подбора персонала.

Опыт практической работы не требуется.

Здесь мы видим, что наличие высшего образования является обязательным (для 6 уровня допустим бакалавриат). Если высшее образование профильное (Управление персоналом), то все в порядке. Если нет, требуется профессиональная переподготовка в данном направлении. Дополнением к ней, но не заменой, может быть повышение квалификации.

Пример. Наш рекрутер имеет высшее образование по специальности «Менеджмент организации» и 3 года стажа. Достаточно ли этого для соответствия требованиям профстандарта?

Ответ: нет, т.к. базовое высшее образование – не Управление персоналом, а наличие опыта работы его отсутствие, как мы уже установили, не заменяет.

Что делать: либо получать второе высшее по специальности «Управление персоналом», либо проходить профессиональную переподготовку.

Похожие требования мы наблюдаем к специалистам по оценке, адаптации, развитию персонала.

Иное дело – специалист по оплате и нормированию труда, специалист по оплате и мотивации труда, специалист по компенсациям и льготам.

Здесь мы видим в качестве обязательного условия, диктуемого профстандартом, наличие экономического образования – либо высшего базового (бакалавриат), либо дополнительного в форме переквалификации. Кроме того, еще одним условием выступает повышение квалификации не реже чем раз в три года в области экономики, нормирования и оплаты труда. Т.е. если для ранее прозвучавших специалистов программы повышения квалификации носили рекомендательный характер, здесь они становятся обязательными. Если, к примеру, наш менеджер по компенсациям и льготам имеет высшее экономическое образование, но не повышал свою квалификацию более 3 лет, ему нужно срочно это сделать.

Профильный опыт для начала работы на данной позиции также не требуется.

Переходим к руководителям. Напомню, все обобщенные трудовые функции в профстандарте относятся к уровню квалификации 7.

1. Требования к руководителям подразделений (операционное управление):

  • Образование - Высшее образование. Дополнительное профессиональное образование – программы профессиональной переподготовки в области управления персоналом, операционного и тактического управления; программы повышения квалификации в области управления персоналом, операционного и тактического управления.
  • Опыт - Не менее 5 лет в области управления персоналом.

По образованию: здесь обязательно наличие высшего образования, но уже уровня не бакалавриат, а специалитет или магистратура. Профильным в данном случае (высшее или проф. переподготовка) будет как Управление персоналом, так и в целом управленческое (Менеджмент), экономическое образование.

Повышение квалификации рекомендуется, но не является обязательным требованием профстандарта. А вот заменить наличие профильного высшего образования или проф. переподготовку оно не может.

Опыт 5 лет – речь идет в целом об опыте в сфере управления персоналом, на позициях любого уровня.

Пример. Руководитель отдела подбора персонала имеет высшее психологическое образование, повысил год назад свою квалификацию, пройдя семинар по рекрутингу, его профильный опыт работы 3 года (2 года был специалистом по подбору, а потом 1 год – руководителем отдела). Соответствует ли он требованиям профстандарта?

Ответ: нет, причины две. 1) У него нет профильного образования (высшего или проф. переподготовки), психологическое – не является им, 2)его опыт в данной сфере меньше требуемого (три года вместо пяти).

Что делать: проходить переподготовку и нарабатывать нужный опыт, а пока придется понижать в должности (к примеру, до заместителя руководителя отдела).

2. Стратегическое управление персоналом (ТОП-менеджмент).

Требования к уровню квалификации:

  • Образование - Высшее образование. Дополнительное профессиональное образование – программы профессиональной переподготовки в области управления персоналом, стратегического и операционного управления, экономики организации; программы повышения квалификации в области управления персоналом, стратегического и операционного управления.
  • Опыт - Не менее 5 лет в области управления персоналом на руководящих должностях.

Здесь требования профессионального стандарта к образованию являются аналогичными тем, что предъявлялись к руководителям подразделений: высшее образование (специалитет, магистратура) по направлениям: Управление персоналом, Экономика, Управление предприятием (Менеджмент). Либо возможно наличие высшего образование необходимого уровня + профессиональная переподготовка по вышеуказанным направлениям.

Между операционным руководителями и стратегическими заметна разница в требованиях к опыту работы. В данном случае он должен быть именно управленческим, т.е. если у кандидата на позицию Директор по персоналу 6 лет стажа в качестве специалиста по персоналу любого профиля и 3 года – на позиции руководителя отдела, мы не сможем его принять на должность, т.к. ему не хватает двух лет.

В заключение хочу остановиться на тонком моменте, который будет волновать многих. Речь идет о ситуации, когда в небольшой организации вся служба персонала представлена в лице одного сотрудника. Как быть с ним? К какому уровню отнести его совмещенные трудовые функции? Какие требования предъявляет профстандарт к нему?

Четких разъяснений законодатель пока не дал, но, следуя логике, полагаю, что уровень данного специалиста будет шестым (если только вся его работа не сводится к кадровому делопроизводству, а есть как минимум подбор персонала). Следовательно, требования к образованию - стандартные для большинства должностей данного уровня, указанных в профстандарте «Специалист по управлению персоналом»: высшее профильное образование (специализация «Управление персоналом»), либо другое + переквалификация по направлению. Повышение квалификации – как рекомендация.

Для старта на данной позиции опыт работы не требуется.

Желаю успехов в освоении и внедрении профессиональных стандартов!

P.S. С перечнем должностей специалистов, квалификация которых должна соответствовать профстандарту, можно ознакомиться здесь

Документация - стандарты предприятия, СТП системы менеджмента качества

Стандарты предприятия

Стандарт предприятия: Стандарт, устанавливающий требования к конкретному виду продукции, процессу (работе), услуге, разработанный одним физическим или юридическим лицом и применяемый только данным физическим или юридическим лицом, начиная от даты введения в действие до момента отмены или замены.

Процесс. Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы.

Процессный подход. Систематическая идентификация и менеджмент применяемых организацией процессов, а также взаимодействия таких процессов.

Процесс СМК. Процесс, необходимый для функционирования системы менеджмента качества.

Процедура: Установленный способ осуществления деятельности или процесса.

Целью разработки СТП является разработка, актуализация и поддержание внутренней организационно-методической и нормативной документации для функционирования СМК предприятия соответствующей требованиям ИСО 9001.

Вашему вниманию предлагается набор стандартов предприятия большой организации (удалить лишнее всегда проще), при необходимости можем предоставить набор стандартов (процедур) для средних и мелких предприятий (делайте запрос на эл.адрес).

Статистическое управление технологическими процессами

Настоящий стандарт применяется при статистическом управлении на ОАО «АОА» и распространяется на любые производственные процессы, а также, по усмотрению руководителей того или иного подразделения предприятия, на процессы, не связанные напрямую с производством основной продукции. Стандарт устанавливает требования к организации и проведению статистического управления технологическими процессами

Организация заработной платы

Настоящий стандарт применяется при разработке штатного расписания руководителей, специалистов, служащих, штатной расстановки рабочих, совершенствовании структуры управления, перемещении персонала, организации материального стимулирования, составлении отчетности, расчете и внедрении норм в ОАО, разработке нормативных документов, изучении условий труда и подтверждении льгот и компенсаций.

Проверка энергетического оборудования на соответствие паспортным данным

Настоящий стандарт применяется ответственными за энергохозяйство при проведении проверок энергетического оборудования (силовые трансформаторы, распределительные устройства, силовые кабельные линии, электродвигатели переменного тока) на соответствие паспортным данным.

Образец стандарта предприятия - метрологическая экспертиза

МЕТРОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА. ОБРАЗЕЦ СТАНДАРТА ПРЕДПРИЯТИЯ.

Стандарт разработан в соответствии с требованиями ОСТ 1 00221 и ОСТ 54-3-156-66.

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий стандарт предприятия устанавливает общие требования к организации и порядку проведения метрологической экспертизы конструкторской и технологической документации, разрабатываемой на предприятии или передаваемой на предприятие предприятиями разработчиками, технологической документации на изделия инофирм, если иначе не оговорено договором (контрактом).

2 ОБЛАСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

Стандарт распространяется на деятельность всех подразделений предприятия.

3 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

- ГОСТ 2.102-68 ЕСКД. Виды и комплектность конструкторских документов;

- ГОСТ 2.104-68 ЕСКД. Основные надписи;

- ГОСТ 2.601-95 ЕСКД. Эксплуатационные документы;

- ГОСТ 3.1102-81 ЕСТД. Стадии разработки и виды документов;

- ГОСТ Р 8.563-96 ГСИ. Методики выполнения измерений;

- ГОСТ РВ 8.573-2000 ГСИ. Метрологическая экспертиза образцов вооружения и военной техники. Организация и порядок проведения.

- ОСТ 1 00221-84 ОСОЕИ. Метрологическая экспертиза технических заданий, конструкторской и технологической документации. Организация и порядок проведения;

- ОСТ 1 00336-79 ОСОЕИ. Требования к метрологическому обеспечению изделий;

- ОСТ 1 00424-89 ОСОЕИ. Средства измерений единичного производства. Общие требования к составлению программ испытаний и аттестации;

- ОСТ 1 00427-81 ОСОЕИ. Паспорт на нестандартизованные средства измерений;

- ОСТ 1 00441-82 ОСОЕИ. Построение, содержание, согласование и утверждение технического задания на опытно конструкторскую работу;

- ОСТ 1 00442-82 ОСОЕИ. Технические условия на нестандартизованные средства измерений. Метрологические требования;

- ОСТ 1 00449-82 ОСОЕИ. Построение, содержание и изложение методических указаний по поверке нестандартизованных средств измерений;

- ОСТ 1 02656-88 ОСОЕИ. Общие метрологические требования к разработке конструкторской и технологической документации;

- ОСТ 54-3-156-66-94 ОСОЕИ. Метрологическая экспертиза нормативной и технической документации. Организация и порядок проведения

4 ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ

4.1 В настоящем стандарте применены следующие термины:

4.1.2 Директивный технологический процесс - технологический процесс на особо ответственные детали, сборочные единицы, отказ, разрушение или последствия разрушения которых могут привести к отказу изделия с опасными последствиями.

Отнесение деталей и сборочных единиц к особо ответственным производится разработчиком изделия.

4.1.3 Директивные операции - особо ответственные операции изготовления, сборки, испытаний и контроля, в которых выполняются ответственные параметры и технические требования, выделенные в чертеже особо ответственных деталей (сборочных единиц), а так же операции исключающие недопустимые сопутствующие и наследственные явления, влияющие на качество изготовления детали (сборочной единицы);

4.1.4 Специальные технологические процессы (операции) - технологические процессы (операции) результаты которых нельзя в полной степени проверить последующим контролем, испытанием продукции или когда, например, дефекты могут быть выявлены только в процессе использования продукции.

4.1.5 Нормативные документы по обеспечению единства измерений – государственные стандарты, международные (региональные) стандарты, отраслевые стандарты, применяемые в установленном порядке, правила, положения, инструкции и рекомендации, содержащие нормы и требования по обеспечению единства измерений.

4.1.6 Эксперт – квалифицированный работник предприятия из числа ИТР знающий задачи метрологической экспертизы, обладающий навыками их решения, умеющий определять приоритетные вопросы при рассмотрении конкретной документации.

4.2 В стандарте предприятия применены следующие сокращения:

- БТК – бюро технического контроля;

- ВВТ – вооружение и военная техника

- ГИ – главный инженер;

- ДК – директор по качеству;

- ЕСКД – единая система конструкторской документации;

- ИТР – инженерно-технические работники;

- КД – конструкторская документация;

- к/з - карточка запроса;

- КО САУ – конструкторский отдел систем автоматического управления;

- МА – метрологическая аттестация;

- МВИ – методика выполнения измерений;

- МУ МСП – методические указания на методы и средства поверки;

- МХ – метрологическая(ие) характеристика(и);

- МЭ – метрологическая экспертиза;

- НД – нормативная документация;

- ОГМетр – отдел главного метролога;

- ОГТ – отдел главного технолога;

- ОМА – отдел механизации и автоматизации;

- ООД – особо ответственные детали;

- ОЗ - опытный завод

- ОСОЕИ – отраслевая система обеспечения единства измерений;

- ПМА – программа метрологической аттестации;

- ПМА МВИ – программа метрологической аттестации методики выполнения измерений;

- СИЕИ-средства измерений единичного изготовления;

- ТД – технологическая документация;

- ТЗ – техническое задание;

- ТП – технологический процесс;

- УГМет – управление главного металлурга;

- УГТ – управление главного технолога;

- УТК – управление технического контроля;

- УЦ – учебный центр;

5 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

5.1 МЭ КД и ТД - анализ и оценка технических решений по выбору параметров, подлежащих измерению, установлению норм точности и обеспечению методами и средствами измерений процессов разработки, производства, испытания и эксплуатации изделий.

5.2 МЭ проводится с целью обеспечения требуемого технического уровня и эффективности измерений при разработке, производстве, ремонте, испытании и эксплуатации изделий.

5.3 МЭ является частью комплекса работ по метрологическому обеспечению разработки, производства, испытания и эксплуатации изделий.

5.4 МЭ осуществляется в соответствии с правилами нормативных документов по обеспечению единства измерений, документов допущенных к использованию в организациях заказчика, стандартов предприятия.

5.5 МЭ проводится на этапах:

- разработки текстовой конструкторской документации до проведения нормоконтроля;

- постановки изделия на серийное производство;

а) в случае снижения качества изготовления серийных изделий;

б) при переиздании документации, проходившей ранее МЭ.

5.6 МЭ должны проводить:

- специально подготовленные эксперты из числа разработчиков документации.

5.6.1 Эксперт своей работой не должен заменять конструктора, технолога при разработке технической документации.

5.6.2 Эксперт обязан знать задачи МЭ, обладать навыками их решения, уметь определять приоритетные вопросы при рассмотрении конкретной документации.

5.6.3 Метрологическая служба предприятия должна заботиться о систематическом повышении квалификации экспертов посредством обучения по 7.3.4.1 и методического контроля за качеством проведения МЭ согласно 7.3.10.

5.6.4 Допускается проведение МЭ в объёме решения задач, связанных с соблюдением норм и правил обеспечения единства измерений.

5.6.5 При проведении МЭ эксперту необходимо иметь:

- НД по метрологии, техническую и справочную литературу по метрологии;

- справочно – информационный фонд (нормативные документы по обеспечению единства измерений, документы допущенные к использованию в организациях заказчика, стандарты предприятия, техническую литературу, стандартизованные методики, аттестованные МВИ, инструкции по организации и проведению технических измерений, испытаний и контролю качества, специфическим измерениям, выбору средств измерений для обеспечения требуемой точности, оценке и регламентации точности измерений);

- информационный материал об имеющихся на предприятии средствах измерений, их МХ и эксплуатационных показателях;

- сведения о средствах измерений, выпускаемых промышленностью серийно (госреестр, каталоги, справочники и т.д.);

- государственные стандарты и технические условия на продукцию, документы которой подвергаются МЭ.

5.7 Основные задачи, решаемые при проведении метрологической экспертизы

5.7.1 Определение оптимальности номенклатуры измеряемых параметров при контроле с целью обеспечения эффективности, достоверности контроля качества и взаимозаменяемости.

5.7.2 Оценка обеспечения конструкцией и технологией изделия возможности контроля необходимых параметров в процессе изготовления, испытаний, эксплуатации и ремонта изделий (контролепригодности конструкций).

5.7.3 Установление соответствия показателей точности измерений требованиям обеспечения оптимальных режимов ТП.

5.7.3.1 Под показателем точности измерений следует понимать предел допускаемой погрешности измерений данного параметра.

5.7.4 Установление полноты и правильности требований к средствам измерений (в том числе изготавливаемым на предприятии) и МВИ.

5.7.4.1 Наличие перечня МХ НСИ подлежащих контролю при их изготовлении, аттестации и калибровке.

5.7.4.2 Наличие эталонов и средств аттестации (калибровки), необходимых для аттестации и калибровки НСИ.

5.7.5 Оценка правильности выбора средств измерений (в том числе изготавливаемых на предприятии) и МВИ.

5.7.6 Выявление возможности преимущественного применения унифицированных, автоматизированных средств измерений, обеспечивающих получение заданной точности измерений и необходимой производительности.

5.7.7 Оценка обеспечения применяемыми средствами измерений минимальной трудоёмкости и себестоимости контрольных операций при заданной точности.

5.7.8 Установление преимущественного применения стандартизованных или наличие аттестованных МВИ.

5.7.9 Определение целесообразности обработки на ЭВМ результатов измерений, наличия стандартных или специальных программ обработки и соответствия их требованиям, предьявляемым к обработке результатов измерений (округление, разрядность и т.п.), а также к формам представления результатов измерений, контроля и испытаний.

5.7.10 Установление правильности наименований и обозначений физических величин и их единиц.

5.7.11 Установление правильности указаний по организации и проведению измерений для обеспечения безопасности труда.

5.8 Перечисленные задачи решаются при проведении МЭ КД и ТД в соответствии с областью применения данного стандарта.

6 ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТАЦИИ, ПОДЛЕЖАЩЕЙ МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ

- КД (ГОСТ 2.102) на изделия, разрабатываемые на предприятии:

1) чертёж детали;

2) сборочный чертёж;

3) габаритный чертёж;

4) технические условия;

5) программа и методика испытаний;

- ведомость измеряемых параметров;

- КД на средства измерений, разрабатываемые на предприятии:

1) техническое задание (ОСТ 1 00441);

2) сборочный чертёж;

3) паспорт (ОСТ 1 00427) (при необходимости);

4) технические условия (ОСТ 1 00442) (при необходимости);

5) инструкция по эксплуатации (ГОСТ 2.601);

6) ПМА (ОСТ 1 00424);

7) МУ МСП (ОСТ 1 00449);

8) методика первичной (периодической) аттестации испытательного оборудования;

- ТД (ГОСТ 3. 1102), разрабатываемая на процессы производства, сборки, испытания и ремонта деталей, узлов, изделий:

1) титульный лист;

2) карта эскизов;

3) технологическая инструкция;

4) маршрутная карта;

5) карта технологического процесса;

6) карта типового (группового) технологического процесса;

7) операционная карта;

8) карта типовой (групповой) операции;

9) комплектовочная карта;

10) ведомость дефектации;

11) ведомость стержней;

- Стандарты предприятия, имеющие нормированные МХ.

6.2 МЭ подлежат извещения об изменении КД и ТД, касающиеся вопросов измерения и контроля параметров изделий.

6.3 Необходимость проведения МЭ других документов, разрабатываемых на предприятии устанавливает начальник ОГМетр.

6.4 КД и ТД, передаваемая сторонним предприятием - разработчиком изделия на предприятие для технологической подготовки производства, должна соответствовать требованиям ОСТ 1 00336, ОСТ 1 02656, пройти МЭ по ОСТ 1 00221 на предприятии - разработчике и должна быть согласована с метрологической службой предприятия - разработчика.

6.4.1 Наличие согласующей подписи проверяет комиссия создаваемая на предприятии по приёмке документации для постановки на производство.

6.4.2 В состав комиссии должен быть включён специалист, имеющий навыки проведения МЭ, для оценки качества проведённой МЭ, и выставления, при необходимости, претензий к неудовлетворительному качеству МЭ.

7 ПРОЦЕДУРЫ ПРОВЕДЕНИЯ МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ 7.1 Планирование и проведение метрологической экспертизы в ОГМетр

7.1.1 ОГМетр проводит МЭ следующей документации:

- КД на ООД и сборочные единицы изделий предприятия по перечню генерального конструктора (главного конструктора направления);

- ТД на ООД и сборочные единицы согласно перечню директивных ТП утверждённого генеральным конструктором (главным конструктором направления);

- инструкций на специальные ТП по перечню главного металлурга (главного сварщика);

- специальных ТП (на ООД и сборочные единицы входящие в перечень генерального конструктора) по перечню предоставленному главным металлургом и главным сварщиком с указанием вида специального ТП и подразделения исполнителя;

- ТЗ и КД (ПМА и МУ МСП) на средства измерений;

- извещений об изменении КД и ТД, прошедших МЭ в ОГМетр;

- стандартов предприятия, имеющих нормированные МХ.

7.1.1.1 ОГМетр проводит МЭ методик первичной (периодической) аттестации испытательного оборудования на все изделия предприятия.

7.1.2 На основании полученных перечней начальник ОГМетр разрабатывает план (график) проведения МЭ.

7.1.2.1 Образец плана приведён в приложении А.

7.1.2.2 Срок проведения МЭ устанавливается дифференцированно для различных документов в зависимости от их сложности и объема.

7.1.3 План (график) проведения МЭ подписывается начальником ОГМетр, согласовывается начальником УГТ (начальником УГМет, главным сварщиком) или главным конструктором (по принадлежности документации), начальником представительства заказчика (независимой инспекции) и утверждается директором по качеству.

7.1.4 Проведение в ОГМетр МЭ прочей документации, не регламентированной планом (графиком), должно быть согласовано и утверждено в соответствии с 7.1.3 при последующей корректировке плана (графика), действующего на момент принятия решения.

7.1.5 Начальник ОГМетр включает в план работ по ОГМетр проведение МЭ:

- документации по плану согласно 7.1.2, ежемесячно;

- по плану согласно 7.3.7.2, раз в полгода.

7.1.5.1 План работ ОГМетр утверждается начальником ОГМетр.

7.1.6 Конструкторские и технологические подразделения предприятия предъявляют, по запросу ОГМетр (приложение Б), документацию (учтённую, подлинник или копию) на МЭ в сроки и в объёме, установленном планом работ.

7.1.6.1 По требованию начальника ОГМетр или специалиста ОГМетр, проводящего МЭ, для решения задач МЭ, разработчик обязан предоставить дополнительно необходимые, оговариваемые в проверяемой документации, ссылочные документы.

7.1.7 Ответственность за полноту и своевременность предоставления документации на МЭ возлагается на руководителей подразделений являющихся разработчиком или отвечающих за эту документацию.

7.1.7.1 Ответственность за качество и своевременность проведения МЭ в ОГМетр возлагается на начальника ОГМетр.

7.2 Реализация результатов метрологической экспертизы, проведённой в ОГМетр

7.2.1 По результатам МЭ специалистом ОГМетр должен быть составлен акт с замечаниями и предложениями (приложение В).

7.2.1.1 Первый экземпляр акта остаётся в ОГМетр. Остальные экземпляры адресуются:

- второй - разработчику документации для устранения замечаний;

- третий - в подразделение курирующее эту документацию (главному технологу, главному конструктору, главному металлургу, главному сварщику и т.д.);

- четвёртый - в представительство заказчика.

7.2.1.2 Акты МЭ должны храниться в каждом из подразделений в течение всего срока действия проверенного документа.

7.2.2 Специалист ОГМетр, проводивший МЭ, должен зарегистрировать результаты экспертизы в журнале.

Форма журнала регистрации приведена в приложении Г.

7.2.3 Листки извещений, на основании выданных замечаний и предложений об изменении КД и ТД, прошедшей МЭ в ОГМетр, должны быть оформлены разработчиком, в месячный срок (на ТД) и двухмесячный срок (на КД), с момента получения акта МЭ.

7.2.3.1 Внесение изменений в утверждённую документацию, прошедшую МЭ, следует осуществлять в соответствии с требованиями:

- ГОСТ 2.102-68 ЕСКД. Виды и комплектность конструкторских документов;

- ГОСТ 2.104-68 ЕСКД. Основные надписи;

- ГОСТ 2.601-95 ЕСКД. Эксплуатационные документы;

7.2.3.2 Извещения об изменении КД и ТД, прошедшей МЭ в ОГМетр, необходимо согласовывать с ОГМетр.

7.2.3.2.1 Извещения об изменении документации следует предъявлять совместно с уточняемой документацией.

7.2.3.3 Разработчик ТД (КД) в месячный срок с момента получения акта МЭ, должен составить план мероприятий по устранению замечаний (приложение Д), связанных с подготовкой производства, согласовать план с исполнителями, начальником ОГМетр, представителем заказчика и утвердить у ДК.

7.2.3.3.1 План мероприятий по доработке ТД и КД необходимо направить ДК для контроля исполнения.

7.2.3.3.2 При наличии разногласий между разработчиком документации и ОГМетр окончательное решение принимает ДК по представлению подразделения-разработчика документации.

7.2.4 Полностью уточнённая по замечаниям МЭ КД и ТД (или прошедшая МЭ без замечаний) должна иметь штамп МЭ и согласующую подпись начальника ОГМетр.

7.2.4.1 Специалист ОГМетр, проводивший МЭ ставит в штампе (приложение Е) личную подпись и расшифровку подписи, а так же дату подписания документа.

7.2.4.1.1 Штамп должен ставиться в подлиннике документа на титульном листе ТД, на поле для подшивки первого или заглавного листа КД.

7.2.4.2 Начальник ОГМетр подписывает документ при наличии штампа, подтверждающего факт прохождения МЭ в ОГМетр.

7.2.4.2.1 Согласующая подпись начальника ОГМетр ставится на первом или заглавном листе текстового документа, на поле для подшивки первого листа общего вида комплекта чертежей, титульном листе ТД.

7.2.5 Исправлять и изменять техническую документацию, подписанную специалистом ОГМетр, в части выбора параметров подлежащих измерению, установлению норм точности, выбора методов и средств измерений, без согласования с ним не допускается.

7.2.6 Начальник ОГМетр должен предоставлять ежемесячно директору по качеству и представителю заказчика (по требованию) сведения о ходе реализации предложений по результатам МЭ (приложение Ж).

7.3 Планирование и проведение метрологической экспертизы в подразделениях – разработчиках документации

7.3.1 КД и ТД. отражённая в разделе 6, кроме указанной в п.7.1.1, должна пройти МЭ в подразделениях-разработчиках документации.

7.3.2 МЭ осуществляется по графику, подписанному руководителем подразделения-разработчика и согласованному с ОГМетр, представительством заказчика (на продукцию, подлежащую приёмке заказчиком) и утверждённому ДК.

7.3.2.1 Срок проведения МЭ выбирается в соответствии с 5.5.

7.3.2.2 Копию графика, проведения МЭ в подразделении - разработчике и согласованного в соответствии с 7.3.2, лицо ответственное за проведение МЭ в данном подразделении, ежегодно направляет в ОГМетр и представительство заказчика.

7.3.2.3 Лицо, ответственное за проведение МЭ (из числа руководящего состава подразделения), назначается приказом руководителя подразделения - разработчика документации.

7.3.2.3 МЭ КД допускается проводить по мере ее выпуска без составления графика проведения метрологической экспертизы.

Конструкторская документация предъявляется на экспертизу со всеми согласующими подписями для нормоконтроля.

7.3.3 Лицо, ответственное за проведение МЭ (из числа руководящего состава подразделения), и эксперты (из числа разработчиков документации), непосредственно проводящие МЭ, назначается приказом руководителя подразделения-разработчика документации.

7.3.3.1 К проведению МЭ следует допускать работников подразделения только по окончании обучения и сдачи экзамена в УЦ.

7.3.4 УЦ, на основании протоколов обучения, выдаёт именные свидетельства дающие право проведения МЭ.

Срок действия свидетельства 5 лет

7.3.4.1 Обучение в УЦ проводят специалисты ОГМетр.

7.3.5 Начальники подразделений предприятия, осуществляющих МЭ выпускаемой документации, заказывают в номерные штампы (приложение Е), и приказом по подразделению закрепляют их за обученными специалистами подразделения.

7.3.5.1 Порядковый номер штампа должен соответствовать номеру именного свидетельства выданного УЦ.

7.3.6 Эксперты должны знать основные метрологические правила, ориентироваться в метрологических нормативных и методических документах, относящихся к разрабатываемым и изготавливаемым изделиям.

7.3.7 Документация, по выявленным нарушениям метрологической дисциплины, за исключением нарушений оговорённых в 7.2.3.3, должна уточняться немедленно и в установленном порядке.

7.3.7.1 Нарушения, устранение которых связано с подготовкой производства, должны быть отражены экспертом в акте метрологической экспертизы по форме приложения В и следует оформить план мероприятий (приложение Д).

7.3.8 Эксперт, проводивший экспертизу в подразделении - разработчике документации, ставит личную подпись и дату подписания документа в штампе (приложение Е) после полного уточнения документа и в соответствии с 7.2.4.1.1.

7.3.8.1 Подпись ответственного лица за проведение МЭ ставится на поле для подшивки первого или заглавного листа текстового документа, первого листа общего вида комплекта чертежей, титульного листа ТД, но только при наличии штампа, подтверждающего факт проведения экспертизы.

7.3.9 Исправлять и изменять техническую документацию, подписанную экспертом, ответственным за проведение МЭ, в части выбора параметров подлежащих измерению, установлению норм точности, выбора методов и средств измерений, без согласования с ним не допускается.

7.3.10 Методическое руководство и качество проведённой МЭ в подразделениях – разработчиках документации осуществляет ОГМетр путём выборочных проверок документации.

7.3.10.1 По результатам контроля за выполнением правил МЭ специалистом ОГМетр должен быть составлен акт с замечаниями и предложениями (приложение В) и направлен в адрес разработчика документации.

7.3.10.2 Контроль осуществляется не реже чем 1 раз в 6 месяцев. Контролю подлежит документация, внесённая в графики по 7.3.2.2.

7.3.10.3 При обнаружении грубых нарушений метрологических требований, ОГМетр ставит в известность ответственное лицо данного подразделения для проработки им выявленных нарушений и принятия мер к повышению квалификации экспертов путём повторного их обучения.

7.3.11 Для своевременного составления и утверждения плана (графика) проведения метрологической экспертизы ООД в ОГМетр по 7.1.2, подразделения - разработчики документации обязаны направить в ОГМетр, немедленно, после выхода из печати, перечни документации отражённой в 7.1.1.

7.3.11.1 Перечни вновь разрабатываемых деталей и сборочных единиц, КД которых подлежит МЭ, направляет в ОГМетр главный конструктор по серийному сопровождению и эксплуатации авиационной техники.

7.3.11.1.1 При составлении перечней деталей и сборочных единиц следует учитывать, что МЭ чертежей или технологических процессов деталей, входящих в сборочную единицу проводится лишь в том случае, если они отражены в перечне.

7.3.11.2 Перечень КД на НСИ, имеющие нормированные метрологические характеристики, предоставляют в ОГМетр начальник ОМА и начальник УГТ.

7.3.11.3 Перечни ТД на ООД и директивные технологические процессы направляют в ОГМетр начальник УГТ, начальник УГМет и главный сварщик (по специальным процессам).

7.3.12 Предоставляемые перечни должны иметь указания обозначений и наименований деталей, список документов и, при необходимости, ориентировочные сроки предъявления документации на МЭ.

7.3.12.1 В перечнях ТД и специальных процессов дополнительно должно быть указано подразделение разработчик – документации.

7.3.13 При передаче ТД из одного подразделения в другое штамп МЭ и согласующая подпись начальника ОГМетр утрачивают силу в случае изменения ТД в части назначенных для контроля параметров средств измерений.

7.3.13.1 Подразделение, принявшее ТД и возложившее на себя функции подразделения-разработчика документации, извещает ОГМетр о необходимости проведения повторной метрологической экспертизы.

7.4 Проведение метрологической экспертизы экспертной комиссией предприятия

7.4.1 При систематическом выявлении брака на любой стадии производства и эксплуатации изделий, по уведомлению начальника УТК (по решению главного конструктора направления или ГИ, экспертиза может проводить экспертная комиссия.

7.4.2 Экспертная комиссия должна быть назначена распоряжением ДК или главного конструктора направления.

7.4.2.1 Распоряжение готовит подразделение, в котором выявлен систематический брак.

7.4.3 В состав экспертной комиссии должны быть включены специалисты ОГМетр, конструкторских и технологических подразделений предприятия, отдела технического контроля, специалисты по отдельным видам измерений, а также других заинтересованных подразделений, представитель заказчика - по его согласию.

7.4.4 При проведении МЭ экспертной комиссией следует составлять экспертное заключение с утверждением у директора по качеству в соответствии с приложением И.

7.4.5 В экспертном заключении при проведении МЭ технологического процесса дается оценка метрологического обеспечения.

7.4.6 Заключение экспертной комиссии по результатам МЭ должно быть направлено подразделению - разработчику документации, заинтересованным подразделениям, начальнику ОГМетр, представительство заказчика.

7.4.7 По результатам МЭ экспертной комиссии подразделение - разработчик документации в течение 10 дней уточняет действующую документацию согласно выданных замечаний и предложений и, при необходимости, составляет план мероприятий (приложение Д).

План мероприятий необходимо направить ДК для контроля исполнения.

7.5 Планирование и проведение метрологической экспертизы в опытном производстве

7.5.1 Конструкторская и технологическая документация предъявляется на экспертизу со всеми согласующими подписями до нормоконтроля.

7.5.2 Сроки проведения МЭ устанавливаются дифференцированно для различных документов в зависимости от сложности и объема.

7.5.3 ОГМетр проводит МЭ КД и ТД. разрабатываемой в ОП, в объеме раздела 6, по всем видам измерений кроме линейно-угловых измерений.

7.5.3.1 Ответственный за предъявление КД и ТД на МЭ в ОГМетр являются начальники подразделений, разрабатывающих КД и ТД.

7.5.3.2 КД и ТД на МЭ должна предъявлятся в ОГМетр по мере ее выпуска.

7.5.4 МЭ конструкторской и технологической документации по линейно-угловым видам измерений в объеме раздела 6 настоящего стандарта, кроме КД на особо ответственные детали и директивные технологические процессы, проводят специалисты подразделений - разработчиков документации, обученные по 7.3.3.1 и имеющие свидетельство в соответствии с 7.3.4.

7.5.4.1 Ответственными за проведение МЭ КД и ТД по линейно-угловым видам измерений назначаются работники подразделения-разработчика документации в соответствии с 7.3.3.

7.5.4.2 Начальники подразделений ОП, осуществляющие МЭ разрабатываемой документации, обеспечивают обученных специалистов номерными штампами в соответствии с 7.3.5 и 7.3.5.1.

7.5.4.3 При необходимости, к МЭ по линейно-угловым видам измерений по указанию главного инженера, могут привлекаться специалисты ОГМетр.

7.5.5 МЭ на особо ответственные детали и директивные технологические процессы возлагается на экспертную комиссию ОП, создаваемую распоряжением главного инженера.

7.5.5.1 В состав экспертной комиссии, должны быть включены специалисты ОГМетр, ОГТ и представителя подразделения-разработчика данной документации.

7.5.6 Ответственность за качество и своевременность проведения экспертизы возлагается на главного метролога и лиц, ответственных за проведение метрологической экспертизы КД и ТД.

7.6 Реализация результатов метрологической экспертизы

7.6.1 По результатам проведения МЭ, при необходимости, составляется перечень замечаний и предложений по документации прошедшей МЭ (Приложение К).

7.6.2 Перечень замечаний и предложений предъявляется разработчику КД и ТД.

7.6.3 КД и ТД, прошедшая МЭ, корректируется разработчиком в соответствии с предъявленным перечнем замечаний и предложений

7.6.4 Полностью уточненная по замечаниям МЭ КД и ТД (или прошедшая экспертизу без замечаний), должна иметь штамп МЭ.

7.6.4.1 Формы штампов ОГМетр и подразделения-разработчика документации приведены в приложениях Л (для ОГМетр) и Е (пункт Е2 для подразделения –разработчика).

7.6.5 Эксперт, проводивший МЭ, ставит личную подпись и дату подписания документа в штампе после полного уточнения документа.

7.6.6 Наличие в подлиннике документа штампа МЭ с подписью эксперта и датой, а также подписи ответственного лица, назначенных в соответствии с 7.3.3, на поле для подшивки титульного листа или на поле первого листа общего вида комплекта чертежей констатирует тот факт, что документ прошел МЭ при его разработке.

7.6.7 Исправлять и изменять техническую документацию, подписанную с экспертом, ответственным за проведение МЭ, в части выбора метода и средств измерений, без согласования с ним не допускается.

В случае возникновения разногласий между разработчиком документации и лицом, проводящим МЭ данной документации, окончательное решение принимается ГИ (для производственных служб) или руководителем ОКБ ОП (для служб конструкторских отделов) по представлению подразделения-разработчика документации.