Руководства, Инструкции, Бланки

практическое руководство по приходскому консультированию 2015 г img-1

практическое руководство по приходскому консультированию 2015 г

Рейтинг: 4.6/5.0 (1918 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Практическое руководство по приходскому консультированию

Практическое руководство по приходскому консультированию

Подробности Создано: 18 декабря 2015 Просмотров: 389

Данное учебно-методическое пособие - это попытка обобщения опыта работы консультативных служб на приходах в Санкт-Петербургской епархии с целью распространения этого опыта.
Пособие содержит рекомендации по организации консультативной службы на приходе, практические советы дежурным и материалы исследований различных вопросов, связанных с деятельностью приходской консультативной службы.
В третьей части пособия представлен перечень вопросов, встречающихся в практике приходского консультирования, и даны краткие ответы. При составлении ответов использовалась литература по азам православия и пастырские рекомендации.
"Практическое руководство по приходскому консультированию" предназначено для священнослужителей, имеющих желание организовать подобную службу на своих приходах и для проверки уровня знаний при подборе дежурных для консультативной службы.

Оно также может использоваться мирянами, уже участвующими в работе консультативной службы или имеющими благословение проводить первичные катехизические беседы с вновь пришедшими в Церковь людьми.
С пособием было бы полезно ознакомиться и другим работникам храмов - свечницам, уборщицам, сторожам и смотрителям, прежде всего там, где необходимость приходской консультативной службы очевидна, но она пока не создана.

Содержание
ПРЕДИСЛОВИЕ
Часть 1
ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ СЛУЖБЫ НА ПРИХОДЕ
Практические советы и рекомендации
Цель и задачи приходского консультирования
Советы и рекомендации по устроению
Перечень духовной и справочной литературы
Подбор дежурных для консультативной службы
Внешний вид и культура общения
Часть 2
ВВЕДЕНИЕ В КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
И НЕКОТОРЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ДЕЖУРНЫМ
Обобщение опыта работы действующих приходских
консультативных служб, материалы исследований
Особенности восприятия, мышления и мировоззрения
Кто обращается к дежурным консультантам
Особенности общения с разными группами людей
Что мешает людям на первом этапе воцерковления
Что помогает людям на первом этапе воцерковления
Типичные вопросы
Часть 3
ВОПРОСЫ, ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ В ПРАКТИКЕ
ПРИХОДСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ,
И ОТВЕТЫ НА НИХ (по разделам)
1. О посещении храма
2. О церковных записках
3. Об иконах
4. О свечах и ладане
5. Об освящ.нном хлебе и святой воде
6. О святыне и святых
7. О молитве и молебнах
8. О смерти, погребении и поминовении усопших
9. О богослужении и церковном календаре
10. О праздниках
11. О вере и христианской жизни
12. О священнослужителях и духовном руководстве
13. О Таинстве Крещения
14. О Таинстве Исповеди
15. О Таинстве Причащения
16. О Таинстве Брака (Венчании)
17. О Соборовании (Елеосвящении)
18. Об именинах и наречении имени
19. О крестном знамении и нательных крестиках
20. О посте
21. О Священном Писании
22. О духовном чтении
23. Об освящении и освящ.нных предметах
24. О милостыне
25. О помощи в различных нуждах
26. О суевериях, гаданиях, предсказаниях, целительстве
27. Об инославии и сектантстве
28. О конце света
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Другие статьи

Читать онлайн Практическое руководство по приходскому консультированию автора просвещения Санкт-Петербургская епархия Отдел религиозного образования и

Читать онлайн "Практическое руководство по приходскому консультированию" автора просвещения Санкт-Петербургская епархия Отдел религиозного образования и духовного - RuLit - Страница 1

Идея организации приходского консультирования была продиктована самой жизнью. Во многих густо населённых городах с новостройками мы видим множество многоквартирных домов и мизерное количество небольших православных храмов, которые не способны вместить всех приходящих. Особенно это касается родительских поминальных суббот, воскресных и праздничных дней. В такие дни людской поток многократно превышает обычное число прихожан. Бывает такое чаще на Рождество Христово, на Пасху и в Троицу. Не меньше бывает людей и в Крещение Господне при раздаче святой крещенской воды, в дни двунадесятых праздников, в Великую Субботу, когда освящают куличи и крашеные яйца.

В эти дни к вечеру свечницы просто изнемогают от бесконечно повторяющихся вопросов: куда поставить свечу, где канун, где какая икона… Вопросы сыплются самые разнообразные, есть даже богословские, но в основном конкретные, жизненные, простые. Как подготовиться к крещению, к исповеди, к причастию; чем католики отличаются от православных; как пользоваться святой водой; куда поставить свечу, если сын плохо учится, а куда, если ещё муж пьёт и в семье скандалы; кто моя небесная покровительница, почему она, как и я, мученица?…

И ещё — срез горя, скорбей, болезней и масса недоуменных вопросов… К батюшке очередь, а у свечниц и прислуживающих в храме женщин выше головы своих прямых обязанностей, им не до ответов…

Именно поэтому в Санкт-Петербурге в конце 90-х годов по благословению настоятеля храма святого пророка Божия Илии протоиерея Александра Будникова возникла служба приходского консультирования. Сейчас этот опыт распространяется и совершенствуется в ряде храмов нашей епархии.

Появление такой службы во многом обусловлено объективным фактом наличия в современной Церкви, так называемой категории «захожан» — людей крещеных, но не приобщенных к церковной жизни. Большая часть из них, веруя, тянется к Богу и Церкви. Они знают эти несколько дней в году, когда надо идти в храм, чтобы поставить свечки, подать записки, что-либо освятить или взять домой. Эту категорию людей можно даже назвать «потенциальными прихожанами». У них есть вопросы, и при виде церковного человека, а чаще всего им оказывается уборщица, свечница или просто бабушка с прихода, они их задают: «Вы все знаете, скажите, пожалуйста…». Но какой они получают ответ?

Конечно, в наших храмах трудятся и образованные свечницы и уборщицы, но часто можно встретить и «бабушкино богословие», состоящее из обрядоверия, сверхстрогих правил или околоцерковных суеверий.

Довольно часто православных укоряют: сектанты стоят на каждом углу, стучатся в дома, снимают для проповедей стадионы, а где же ваши миссионеры? Самый главный «катехизатор» в православном храме сегодня — бабушка-уборщица. Она на виду, вот и обрушивается на нее весь шквал вопросов «захожан». Однажды в откровенной беседе женщина, работающая в храме, призналась, что её «терпения хватает только на первые пять-десять вопросов, а потом и не заметишь, как сорвёшься и «гавкнешь» — грех, конечно…»

Таким образом, ситуация приходского консультирования возникает почти во всех храмах, находящихся в черте города, особенно в густонаселенных районах. А если такая ситуация существует, почему бы тогда не подготовить для этого общения церковно образованных и опытных мирян?

При этом наличие или отсутствие в храме установленного дежурства священника не влияет на целесообразность введения службы приходского консультирования. Не всякий человек, впервые пришедший в храм, решится обратиться к священнику (по причине неуверенности в себе и незнания, как это правильно сделать). Консультант может выслушать такого человека, ответить на некоторые простые вопросы, а при наличии более сложных — посоветовать обратиться к священнику, подсказать в какое время и как это сделать.

Однако важно, чтобы эта служба не воспринималась как «ноу-хау». Пояснение о церковной жизни для начинающих приобщаться к ней было в Церкви всегда. Одни — малоцерковные, спрашивали, а другие — поопытней, объясняли. А теперь при таком духовном одичании, вследствие долгого, массового и насильного отлучения людей от веры и Церкви, необходимость в ответах с пояснениями для вопрошающих самая острая. Приходское консультирование, ориентирующее людей в начале их воцерковления, должно стать естественной составляющей многогранной жизни прихода, (первоначальной формой приходской катехизации), сферой приложения имеющегося церковного опыта, сил и знаний, полученных прихожанами на занятиях в Воскресной школе, на миссионерских, катехизаторских или богословских курсах.

Отдел религиозного образования и духовного просвещения Санкт-Петербургская епархия - Практическое руководство приходскому консультированию, Читать онл

Практическое руководство приходскому консультированию

Как присоединиться к Православию из старообрядцев?

— Этот вопрос решается священником индивидуально, так как у старообрядцев есть разные общины. Одни из них исповедуют те же догматы, что и православные, а другие являются беспоповцами и еретиками.

Чем католики отличаются от православных?

— Издревле Церковь Христова была едина. С первых веков христианства она называлась Православной, о чем говорит праздник Торжества Православия, установленный ещё до разделения Церкви на Западную и Восточную. Господь наш Иисус Христос основал одну Церковь, за неё Он и Кровь пролил.

Но в 1054 году Западная Церковь отпала от той, что была основана Самим Иисусом Христом. Она возгордилась, возжелала власти, а где гордость, там появляются отклонения от Истины. Западная Церковь перестала признавать многое из того, что установил Сам Господь и апостолы, начала вводить свои правила и установления. Так прекратилась преемственная благодать, объединявшая епископов через апостолов с Самим Господом.

И католики, и мусульмане, и православные говорят, что их вера истинная. Кому верить?

— Верить надо Святому Писанию. Апостол Павел пишет в Послании к эфесянам:

«Один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф.4:5).

Сегодня в мире насчитывается 3,5 тысячи вероисповеданий-конфессий. Но Господь много конфессий не создавал, Он даровал нам только одну веру, одну Церковь. Иные церкви основаны не Господом, а людьми.

До Рождества Христова хранителем истинной веры был израильский народ, но вот уже 2000 лет он не имеет права считать себя богоизбранным народом, потому что не принял Христа, дал согласие на Его распятие и взял ответственность за Кровь Христову на себя и своих детей. Потому истинная вера только одна — та, которую заповедал хранить Иисус Христос.

Как католику присоединиться к Православию?

— Присоединение происходит через Исповедь, если человек искренне раскаивается в своих прежних заблуждениях и принимает учение Православной Церкви.

Что такое экуменизм?

— В начале XX века началось так называемое экуменическое движение (греч. «ойкумена» — «вселенная»), то есть движение за создание единой вселенской Церкви. Экуменисты зовут к смешению всех христианских и языческих конфессий. Но разве возможно единение иудеев, не признающих Иисуса Христа, с христианами? А христиан — с язычниками, шаманами? Какому «богу» может поклоняться такая толпа?

Православная Церковь 2000 лет молится о единении всех людей в православном храме, чтобы все присоединились к Церкви, основанной Самим Господом. Экуменическая церковь — это церковь последних времен, в этой церкви глава — антихрист. А управлять ею будет сам сатана.

Можно ли смотреть протестантские передачи?

— Эти передачи смотрят те, кто не знает Православия, не хранит веру отцов. Кто

знает Истину, тот не принимает духовный суррогат. Ведь если есть чистый родник с живой водой православного учения, разумно ли утолять духовную жажду из канализации, куда сливают мутные потоки лжи различные секты и проповедники еретических учений?

Почему говорят, что у Божией Матери было много детей?

-. Иосиф до обручения с Девой Марией был женат и имел детей. Этих детей от его первого брака еретики и называют детьми Божией Матери. Божия Матерь родила единственного Сына — Богочеловека Иисуса Христа

Как относиться к доктору Коновалову? Есть ли у него благословение Церкви?

— «Доктор Коновалов» — это опасная секта. Никакого благословения Церкви у него нет и быть не может.

Спасутся ли добрые люди из магометан, язычников, еретиков?

— Дело спасения — дело Бога, и это тайна, которую никто не может решать за Бога.

Но Православие можно исповедовать как наиболее спасительный, неповреждённый, немодернизированный путь устроения жизни во спасение.

Как показать сектантам, что их вера не спасительная?

— Спросить сектантов: где их святые угодники, чудотворцы, преподобные? У них их нет и быть не может. Сектанты не признают их и тем самым доказывают, что их вера не святая (раз не являет святых угодников, не освящает людей), не чудотворная (раз не имеет своих чудотворцев), не спасительная (так как никого не сделала преподобным), не Христова (потому что основана не на Кресте Христовом).

Все эти сектантские веры появились от противления Церкви Христовой, от гордости ума: в своём заблуждении люди воображают, что правильнее и лучше понимают и объясняют Евангелие Христово, чем сама Церковь Христова.

Правда ли, что к 2015 году придет антихрист?

— Конец мира предсказывали уже бессчётное количество раз. Но ведь Спаситель сказал, что «никто не знает времена и сроки». Поэтому незачем гадать и верить гаданиям других.

В Священном Писании дата не указана: «О дне же том, или часе, никто не знает» (Мк. 13:32), но написано о признаках приближения конца света. В последние времена народ будет больше сребролюбивый, нежели боголюбивый; любви между людьми не станет, вера оскудеет, люди будут «горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирителъны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны» (2 Тим. З:2–4).

Будет ли конец мира?

— Конец мира и Второе Пришествие Господа Иисуса Христа будет несомненно.

Несомненно и то, что даже при всех великих предзнаменованиях оно произойдет внезапно. Но независимо от того, доживём мы до него или нет, нам надо постоянно готовиться к сретению — встрече с Господом, не гадая о времени. «Итак, бодрствуйте, по тому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Мф.25:13).

Список литературы, использованной при составлении ответов

1. Закон Божий. Составитель протоиерей Серафим Слободской. СПб. «Братство новомученика архиепископа Иллариона Верейского», 2000.
- 724 с.

2. Священник К. Субботин. Руководство к изучению Устава Богослужения Православной Церкви. Киев. Общество любителей православной литературы. Издательство имени святителя Льва, папы Римского, 2007.
- 360 с.

3. Священник А. Кремлевский. Основы православного вероучения. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2001.
- 208 с.

4. Пояснения к Таинствам Православной Церкви. СПб. «Сатись», 2003.
- 128 с.

5. Объяснение Литургии в вопросах и ответах. М. «Благо», 2006.
- 48 с.

6 О православии начинающим. Киев. Типография Киево-Печерской Лавры, 2005.
- 96 с.

7. Азы Православия. Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2001.
- 96 с.

8. Самые первые шаги в храме. Советы начинающему христианину. М. Издательство сестричества во имя святителя Игнатия Брянчанинова, 2006.
- 224 с.

9. Первые шаги в православном храме. М. Издание православного братства во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, 1999.
- 64 с.

10. Священник М. Шполянский. Мы входим в храм. Практическое пособие на пути к церкви. Издательство «Образ», М. 2005.
-128 с.

11. П. Щеголева Е. Глаголева О. В православном храме. — М: ОЛМА Медиа Групп; ОЛМА-ПРЕСС, 2006.
- 304 с.

12. Диакон Алексий. Евгений Санин. Советы идущему в Церковь. М. Православное братство святого апостола Иоанна Богослова, 2000.
- 62 с.

13. Что должен знать христианин. Саратов. Саратовская общественная благотворительная организация «Бла-говестник», 1999.
-112 с.

14 «хлебе» и «воде» в жизни Церкви. М. Издательство подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, М. 1997.
-30 с.

15. Что нужно знать о святой воде. М. Сретенский монастырь; «Новая книга», 1999.
- 32 с.

16. Казаков О. А. О святой воде и просфоре, о елее и ладане. СПб. «Сатис», 2005.
- 48 с.

17. Наставление православному мирянину о церковной свече. — М. Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры; «Новая книга», 1996.
- 32 с.

18 Таинстве Крещения. М. «Благовест», 2003.
- 32 с.

19. Как подготовиться к Причастию. Минск: ЗАО «Православная инициатива», 2004.
- 32 с.

20. Что нужно знать о Таинстве Соборования. / Подготовлено по книге протоиерея Михаила Архангельского «О тайне святого Елея. Исследование об историческом развитии чиносовершения Елеосвящения». Единецко-Бричанская Епархия. г. Калуга, «Калужская типография стандартов», 2004.
- 64 с.

21. Таинство Елеосвящения: — М. Издательство «Филарет», 2005.
- 56 с.

22. Как правильно подавать записки «О здравии» и «О упокоении». М. Сретенский монастырь; «Новая книга», 1999.
- 32 с.

23. С. Алексеев. Как устроить домашний иконостас. СПб. «Сатис»; «Держава», 2003.
- 32 с.

24. Как правильно молиться по учению святых отцов. М. «Благо», 2002.
- 32 с.

25. Как приучить себя к посту. — М. Сретенский монастырь; «Новая книга»; «Ковчег», 1999.
- 64 с.

26. Почему необходимо венчаться. Минск: «Православная инициатива», 2005.
- 64 с.

27. Какое имя выбрать новорожденному. М. «Благо», 2005.
- 32 с.

28. Как нести себя на кладбище. Практические советы о поведении на кладбище и поминании усопших. Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище. Акафист о упокоении усопших. М. Сретенский монастырь; «Новая книга», 1997.
- 48 с.

29 конце мира. Брошюра составлена по Псковс-Печерским листкам №№ 204,209 с дополнениями из переписки старцев обители с духовными чадами. М. «Отчий дом», 2000.
- 80 с.

30. Протоиерей Валентин Мордасов. Тетрадки опытного исповедника. Молдова. Единецко-Бричанская епархия, 2006.
-160 с.

31. Чтояелать нам грешным? М. Издательство «Даниловский Благовестник», 1994.
- 80 с.

32. Духовная жизнь начинается с покаяния. Иеромонах Сергий (Рыбко). М. Издательство им. святителя Игнатия Брянчанинова, 2003.
- 416 с.

33. Архимандрит Амвросий Юрасов. О вере и спасении. Вопросы и ответы. Иваново. «Ивановская газета», 1996.
-286 с,

34. Оиеш на 1140 вопросов о духовной жизни. М. 1994.
- 240 с.

35. Душевный лекарь. Святые Отцы — мирянам. М. Издательство сестричества во имя святителя Игнатия Ставропольского, 2006.
-184 с.

36. Сабяина Н. П. Слова под титлами. СПб. «Ижица», 2001.
- 44 с.

37. Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви. Переславль: Издательство братства во имя святого князя Александра Невского. 1997- 656 с.

Книга - Отдел религиозного образования и духовного просвещения Санкт-Петербургская епархия - Практическое руководство приходскому консультированию - Ч

Практическое руководство приходскому консультированию

Как присоединиться к Православию из старообрядцев?

— Этот вопрос решается священником индивидуально, так как у старообрядцев есть разные общины. Одни из них исповедуют те же догматы, что и православные, а другие являются беспоповцами и еретиками.

Чем католики отличаются от православных?

— Издревле Церковь Христова была едина. С первых веков христианства она называлась Православной, о чем говорит праздник Торжества Православия, установленный ещё до разделения Церкви на Западную и Восточную. Господь наш Иисус Христос основал одну Церковь, за неё Он и Кровь пролил.

Но в 1054 году Западная Церковь отпала от той, что была основана Самим Иисусом Христом. Она возгордилась, возжелала власти, а где гордость, там появляются отклонения от Истины. Западная Церковь перестала признавать многое из того, что установил Сам Господь и апостолы, начала вводить свои правила и установления. Так прекратилась преемственная благодать, объединявшая епископов через апостолов с Самим Господом.

И католики, и мусульмане, и православные говорят, что их вера истинная. Кому верить?

— Верить надо Святому Писанию. Апостол Павел пишет в Послании к эфесянам:

«Один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф.4:5).

Сегодня в мире насчитывается 3,5 тысячи вероисповеданий-конфессий. Но Господь много конфессий не создавал, Он даровал нам только одну веру, одну Церковь. Иные церкви основаны не Господом, а людьми.

До Рождества Христова хранителем истинной веры был израильский народ, но вот уже 2000 лет он не имеет права считать себя богоизбранным народом, потому что не принял Христа, дал согласие на Его распятие и взял ответственность за Кровь Христову на себя и своих детей. Потому истинная вера только одна — та, которую заповедал хранить Иисус Христос.

Как католику присоединиться к Православию?

— Присоединение происходит через Исповедь, если человек искренне раскаивается в своих прежних заблуждениях и принимает учение Православной Церкви.

Что такое экуменизм?

— В начале XX века началось так называемое экуменическое движение (греч. «ойкумена» — «вселенная»), то есть движение за создание единой вселенской Церкви. Экуменисты зовут к смешению всех христианских и языческих конфессий. Но разве возможно единение иудеев, не признающих Иисуса Христа, с христианами? А христиан — с язычниками, шаманами? Какому «богу» может поклоняться такая толпа?

Православная Церковь 2000 лет молится о единении всех людей в православном храме, чтобы все присоединились к Церкви, основанной Самим Господом. Экуменическая церковь — это церковь последних времен, в этой церкви глава — антихрист. А управлять ею будет сам сатана.

Можно ли смотреть протестантские передачи?

— Эти передачи смотрят те, кто не знает Православия, не хранит веру отцов. Кто

знает Истину, тот не принимает духовный суррогат. Ведь если есть чистый родник с живой водой православного учения, разумно ли утолять духовную жажду из канализации, куда сливают мутные потоки лжи различные секты и проповедники еретических учений?

Почему говорят, что у Божией Матери было много детей?

-. Иосиф до обручения с Девой Марией был женат и имел детей. Этих детей от его первого брака еретики и называют детьми Божией Матери. Божия Матерь родила единственного Сына — Богочеловека Иисуса Христа

Как относиться к доктору Коновалову? Есть ли у него благословение Церкви?

— «Доктор Коновалов» — это опасная секта. Никакого благословения Церкви у него нет и быть не может.

Спасутся ли добрые люди из магометан, язычников, еретиков?

— Дело спасения — дело Бога, и это тайна, которую никто не может решать за Бога.

Но Православие можно исповедовать как наиболее спасительный, неповреждённый, немодернизированный путь устроения жизни во спасение.

Как показать сектантам, что их вера не спасительная?

— Спросить сектантов: где их святые угодники, чудотворцы, преподобные? У них их нет и быть не может. Сектанты не признают их и тем самым доказывают, что их вера не святая (раз не являет святых угодников, не освящает людей), не чудотворная (раз не имеет своих чудотворцев), не спасительная (так как никого не сделала преподобным), не Христова (потому что основана не на Кресте Христовом).

Все эти сектантские веры появились от противления Церкви Христовой, от гордости ума: в своём заблуждении люди воображают, что правильнее и лучше понимают и объясняют Евангелие Христово, чем сама Церковь Христова.

Правда ли, что к 2015 году придет антихрист?

— Конец мира предсказывали уже бессчётное количество раз. Но ведь Спаситель сказал, что «никто не знает времена и сроки». Поэтому незачем гадать и верить гаданиям других.

В Священном Писании дата не указана: «О дне же том, или часе, никто не знает» (Мк. 13:32), но написано о признаках приближения конца света. В последние времена народ будет больше сребролюбивый, нежели боголюбивый; любви между людьми не станет, вера оскудеет, люди будут «горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирителъны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны» (2 Тим. З:2–4).

Будет ли конец мира?

— Конец мира и Второе Пришествие Господа Иисуса Христа будет несомненно.

Несомненно и то, что даже при всех великих предзнаменованиях оно произойдет внезапно. Но независимо от того, доживём мы до него или нет, нам надо постоянно готовиться к сретению — встрече с Господом, не гадая о времени. «Итак, бодрствуйте, по тому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Мф.25:13).

Список литературы, использованной при составлении ответов

1. Закон Божий. Составитель протоиерей Серафим Слободской. СПб. «Братство новомученика архиепископа Иллариона Верейского», 2000.
- 724 с.

2. Священник К. Субботин. Руководство к изучению Устава Богослужения Православной Церкви. Киев. Общество любителей православной литературы. Издательство имени святителя Льва, папы Римского, 2007.
- 360 с.

3. Священник А. Кремлевский. Основы православного вероучения. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2001.
- 208 с.

4. Пояснения к Таинствам Православной Церкви. СПб. «Сатись», 2003.
- 128 с.

5. Объяснение Литургии в вопросах и ответах. М. «Благо», 2006.
- 48 с.

6 О православии начинающим. Киев. Типография Киево-Печерской Лавры, 2005.
- 96 с.

7. Азы Православия. Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2001.
- 96 с.

8. Самые первые шаги в храме. Советы начинающему христианину. М. Издательство сестричества во имя святителя Игнатия Брянчанинова, 2006.
- 224 с.

9. Первые шаги в православном храме. М. Издание православного братства во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, 1999.
- 64 с.

10. Священник М. Шполянский. Мы входим в храм. Практическое пособие на пути к церкви. Издательство «Образ», М. 2005.
-128 с.

11. П. Щеголева Е. Глаголева О. В православном храме. — М: ОЛМА Медиа Групп; ОЛМА-ПРЕСС, 2006.
- 304 с.

12. Диакон Алексий. Евгений Санин. Советы идущему в Церковь. М. Православное братство святого апостола Иоанна Богослова, 2000.
- 62 с.

13. Что должен знать христианин. Саратов. Саратовская общественная благотворительная организация «Бла-говестник», 1999.
-112 с.

14 «хлебе» и «воде» в жизни Церкви. М. Издательство подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, М. 1997.
-30 с.

15. Что нужно знать о святой воде. М. Сретенский монастырь; «Новая книга», 1999.
- 32 с.

16. Казаков О. А. О святой воде и просфоре, о елее и ладане. СПб. «Сатис», 2005.
- 48 с.

17. Наставление православному мирянину о церковной свече. — М. Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры; «Новая книга», 1996.
- 32 с.

18 Таинстве Крещения. М. «Благовест», 2003.
- 32 с.

19. Как подготовиться к Причастию. Минск: ЗАО «Православная инициатива», 2004.
- 32 с.

20. Что нужно знать о Таинстве Соборования. / Подготовлено по книге протоиерея Михаила Архангельского «О тайне святого Елея. Исследование об историческом развитии чиносовершения Елеосвящения». Единецко-Бричанская Епархия. г. Калуга, «Калужская типография стандартов», 2004.
- 64 с.

21. Таинство Елеосвящения: — М. Издательство «Филарет», 2005.
- 56 с.

22. Как правильно подавать записки «О здравии» и «О упокоении». М. Сретенский монастырь; «Новая книга», 1999.
- 32 с.

23. С. Алексеев. Как устроить домашний иконостас. СПб. «Сатис»; «Держава», 2003.
- 32 с.

24. Как правильно молиться по учению святых отцов. М. «Благо», 2002.
- 32 с.

25. Как приучить себя к посту. — М. Сретенский монастырь; «Новая книга»; «Ковчег», 1999.
- 64 с.

26. Почему необходимо венчаться. Минск: «Православная инициатива», 2005.
- 64 с.

27. Какое имя выбрать новорожденному. М. «Благо», 2005.
- 32 с.

28. Как нести себя на кладбище. Практические советы о поведении на кладбище и поминании усопших. Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище. Акафист о упокоении усопших. М. Сретенский монастырь; «Новая книга», 1997.
- 48 с.

29 конце мира. Брошюра составлена по Псковс-Печерским листкам №№ 204,209 с дополнениями из переписки старцев обители с духовными чадами. М. «Отчий дом», 2000.
- 80 с.

30. Протоиерей Валентин Мордасов. Тетрадки опытного исповедника. Молдова. Единецко-Бричанская епархия, 2006.
-160 с.

31. Чтояелать нам грешным? М. Издательство «Даниловский Благовестник», 1994.
- 80 с.

32. Духовная жизнь начинается с покаяния. Иеромонах Сергий (Рыбко). М. Издательство им. святителя Игнатия Брянчанинова, 2003.
- 416 с.

33. Архимандрит Амвросий Юрасов. О вере и спасении. Вопросы и ответы. Иваново. «Ивановская газета», 1996.
-286 с,

34. Оиеш на 1140 вопросов о духовной жизни. М. 1994.
- 240 с.

35. Душевный лекарь. Святые Отцы — мирянам. М. Издательство сестричества во имя святителя Игнатия Ставропольского, 2006.
-184 с.

36. Сабяина Н. П. Слова под титлами. СПб. «Ижица», 2001.
- 44 с.

37. Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви. Переславль: Издательство братства во имя святого князя Александра Невского. 1997- 656 с.

Практическое руководство по приходскому консультированию

Практическое руководство по приходскому консультированию.

Данное учебно-методическое пособие издано под общей редакцией Председателя Отдела религиозного образования и катехизации митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия. Издание является специальным предложением к журналу «Православное образование». Ниже приводим вступительное слово к изданию митрополита Меркурия:

Мы предлагаем Вам коллективный труд пастырей и церковнослужителей Санкт-Петербургской епархии, сотрудников Синодального Отдела религиозного образования и катехизации и просто добрых любящих Свою Церковь людей. Он призван помочь в организации службы приходского консультирования, в которую, по благословению настоятеля, помимо штатного приходского катехизатора могут войти и другие сотрудники храма или активные прихожане. Опыт создания таких служб в кафедральных соборах, городских и даже сельских храмах заслужил одобрение и поддержку со стороны Священноначалия Русской Православной Церкви. Данное пособие может также быть полезным для свещниц, уборщиц, тружеников трапезных, дежурных и всех сотрудников храма, работа которых предполагает постоянные контакты с маловоцерковленными людьми.
Надеемся, что благодаря Вашим откликам, замечаниям, новым вопросам мы сможем значительно расширить и улучшить издание.

Желаю помощи Божией всем трудящимся на ниве духовного просвещения.

+ Меркурий
митрополит Ростовский и Новочеркасский,
Председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви

Купить «Практическое руководство» в Интернет-магазине >>

Приходское консультирование как первоначальная форма катехизации воцерковляющихся мирян

Приходское консультирование как первоначальная форма катехизации воцерковляющихся мирян

За последние 20 лет в нашем Отечестве значительное большинство людей покрестилось без оглашения и научения крещаемых вере. Теперь 80% населения страны заявляет о себе как о православных, а в церковь ходит только около 5%, остальные 75 не понимают, как связаны вера в Бога и Церковь, для чего нужно «так часто» ходить в храм как это делают «истово верующие», если и так веруешь в душе.

Для нас не секрет, что крещённый без должной огласительной подготовки человек очень многого не знает, не осознаёт и не делает. Он не обрел верной мотивации к разумно-деятельной вере и воцерковлению, после формально произнесенных крещальных обетов. Такой человек как правило не знает:

- существа своей веры и основ церковного вероучения (хотя бы в объёме Символа веры);

А знать свою веру (в объёме Закона Божьего), и обретать жизнь по вере, которую принял крестившийся человек - является его призванием и священным долгом. Только опытно знающий, способен ценить, любить, хранить, преумножать и передавать другим это сокровище.

Утерять преемство веры не простительно, ибо без веры невозможно угодить Богу и спастись! (см. Мк.16, 16; Евр.11, 16)

Не знает такой человек:

- сущности и содержания крещального обета, и тех обязанностей, которые на него возлагает от купели Крещения Святая Церковь.

- какая ответственность возлагается на него как христианина и члена Церкви.

- Божественной природы Церкви, её предназначения и достояния.

- что он обрёл теперь Ангела Хранителя и небесного покровителя - в лице одноимённого, прославленного Церковью святого;

- почему необходимо молиться, какие молитвы читать, когда и поскольку; какую духовную литературу читать и в какой последовательности;

- с какой регулярностью посещать храм, как правильно поститься;

- почему важно иметь духовное руководство в лице священнослужителя и как обрести духовника.

- как правильно готовиться к святым Таинствам Исповеди и Причащения, и как часто к ним приступать;

- как вести себя и строить отношения с людьми неверующими (в семье, родственниками, на работе);

- тем более, - в чём разница Православия от других инославных конфессий, сект и иноверных исповеданий.

В начале 90-х прошлого века, к катехизаторскому делу в необходимом масштабе Церковь совершенно была не готова по ряду объективных причин. Но во второй половине 90-х (и поныне) поток желающих креститься значительно снизился, а результаты крещения без оглашения были не утешительны (люди по-прежнему продолжали жить нецерковно, как и до Крещения - без особых качественных перемен), оставаясь нецерковными в своем сознании и образе жизни, без мотивации жить по христиански, согласно крещальным обетам.

Многим священнослужителям становилось ясно, что без должной огласительной подготовки крестить больше нельзя, надо что-то делать, качественно менять, чтобы крестящиеся прививались к Церкви и приносили плод богоугодной жизни. «Я есмь Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают » (Ин. 15, 5-6). Поэтому, нужна гибкая, продуманная и дифференцированная система подготовки людей ко Крещению и катехизации после него. Необходимо создавать целостную систему непрерывной приходской катехизации, с учётом потенциала и нужд Церкви, а также верной оценки духовного состояния людей.

Этому большинству наших соотечественников, отождествляющих себя с людьми православными, необходима своевременная просветительская помощь ориентирующая и поддерживающая их в первоначальном воцерковлении.

Одной из форм обеспечивающей такую помощь в Санкт-Петербургской митрополии являются службы приходского консультирования просветительского характера, как первоначальная форма катехизации воцерковляющихся мирян, осуществляемая силами церковно опытных и достаточно образованных мирян под руководством ответственных лиц из числа клириков храма.

Нуждающиеся в консультативной помощи, так называемые «захожане», чаще всего крещены, но не наставлены в вере (не оглашены должным образом), не приобщены к церковной жизни, но делающие первые шаги на пути к Богу и Церкви. Посещение храма этими людьми бывает непредсказуемо, от случая к случаю, так как духовная жизнь их не устроена. Имеется множество всевозможных причин их прихода в храм. Одни идут от жизненных невзгод, скорбей и неурядиц, а кто-то по просьбе других людей, нуждам и болезням своих ближних. Другие приходят в храм ради Крещения, Венчания или отпевания родных и близких. Иногда посещают храм в силу еще не угасших народных традиций: на Рождество Христово, на Пасху, Святую Троицу, и часто за компанию. А так же набрать святой, особенно крещенской воды, освятить нательный крестик, иконку, куличи и яйца или помянуть своих усопших родственников в годовщину или родительскую субботу.

Довольно частое явление теперь, когда люди приходят в храм раз в 3-4 месяца, на 10-15 минут, как правило, перед какими-то ответственными делами: перед полетом на самолете, перед предстоящей операцией, перед экзаменом или собеседованием при приеме на работу, сдачей на водительские права и т. д.

Очень важно, чтобы эти люди, приходящие в храм, были правильно встречены и верно сориентированы в церковной жизни, получали своевременные и верные ответы на интересующие их вопросы. В противном случае их дорога в храм никогда не станет радостной и осознанной, и охлаждение к Церкви будет все более очевидным.

Особенно важно это в начале пути воцерковления, когда восприятие всего нового очень яркое и обострённое. Поэтому так важно, чтобы в храме вновь приходящие люди чувствовали доброжелательность и искреннее участие в них, помощь в разрешении своих нужд и проблем, получая верные ответы на свои вопросы. Ведь именно для этих людей, ещё не окрепших в вере, но зачастую лишь только крещёных в Православии, но не заживших церковно, существует угроза отпадения от Церкви и опасность попасть в оккультные группы и секты.

От степени укорененности в церковной традиции активной части мирян, интеллигенции и особенно верующих врачей и учителей, зависит восприятие Церкви всем современным российским обществом.

Поэтому цель приходского консультирования заключается в оказании необходимой (особенно духовно-просветительской, ориентирующей) помощи при начальном воцерковлении мирян.

Основной смысл - в проявлении живого человеческого участия в ответственный момент движения души к Богу.

При этом перед консультантом стоит ряд задач:

- оказать приходящим доброжелательный радушный прием и расположить к общению;

- по существу ответить на задаваемые вопросы;

- указать, где и что располагается в храме;

- сориентировать в действиях и поведении в храме;

- дать необходимые советы;

- заинтересовать и предложить необходимую помощь по нуждам человека;

- порекомендовать регулярно читать духовную литературу, молиться, посещать храм, исповедоваться и причащаться.

Краткое описание устроения консультативной службы.

Исходя из особенностей и возможностей прихода, устроение консультативной службы может быть реализовано по-разному.

При входе в храм (или внутри храма), стоит стол с табличкой «Приходская консультативная служба», за которым стоит консультирующий с нагрудной биркой «Дежурный консультант» - без указания фамилии, имени и отчества.

На столе разложена необходимая церковная литература для новоначальных, буклет о храме, Закон Божий, катехизис, церковный календарь, листочки «мой небесный покровитель», брошюры по азам и основам веры. Простые книжечки, рассказывающие о богослужении и другие, помогающие в ориентации человеку в «первых шагах» в храме, приходской и духовной жизни; что должен знать, готовящийся креститься или стать крестным; готовящийся к Таинству Исповеди, Святого Причащения или Венчания. Данная литература чаще используется для ознакомления и служит наглядным примером того, что имеется в церковной лавке.

Здесь же могут быть различные объявления: о наборе в Воскресную школу, в группы оглашения и катехизации, в различные кружки и секции; о праздниках, выставках, конкурсах, памятных датах, встречах с интересными людьми и другие, уместные при консультировании.

Консультанты, помимо ответов на вопросы, побуждают новоначальных к регулярному посещению храма, участию в Таинствах Церкви, говорят, когда удобнее подойти с трудными вопросами к священнику.

Многолетний опыт приходского консультирования показал необычайную важность и востребованность таких служб. Это - серьезная помощь от лица церкви людям, делающим первые шаги к храму.

Основные дни работы консультативной службы: двунадесятые, великие, престольные праздники; субботние, воскресные дни и поминальные родительские субботы.

Общие тематические разделы вопросов:

- Приобретение в храме крестиков, икон, церковной литературы;

- Правильное написание записок о здравии и о упокоении;

- Трудные места и сюжеты Библии;

- Богослужение и церковный календарь;

- Обучение в Воскресной школе при храме;

- Устроение и улучшение личной или семейной духовной жизни;

- Проблемы взаимоотношений в семье, с родственниками, с соседями и на работе.

- Оказание помощи со стороны Церкви, людям:

а) с различными заболеваниями, и перед смертью;

б) находящимся в алкогольной, наркотической, игровой и другой зависимости;

в) людям, попавшим в аварию, в секту, в заключение, или после психотравмы.

Возможны и другие самые разнообразные вопросы.

Обязанности и требования к консультанту:

Консультирующий не должен: переоценивать свои возможности, подменять собою священника, брать на себя роль духовника-исповедника, учительствовать, надмеваться или самоутверждаться перед людьми. Он должен четко действовать согласно инструктажу руководящих консультированием лиц, не выходя за рамки определенных полномочий и своей компетенции.

Консультант должен: знать, как правильно отвечать на задаваемые типичные, вопросы; ориентироваться в литературе для новоначальных, к кому, и в каких нуждах помолиться или обратиться. В каких случаях направлять людей к свечнице, к священнику или настоятелю храма, а в каких к директору или конкретному преподавателю Воскресной школы, в приходскую библиотеку и т. д.

Немаловажен правильный подбор мирян для консультирования, где особое внимание важно обратить на:

а) личный духовный опыт и степень их воцерковленности;

б) психическое здоровье, доброжелательность, уравновешенность;

в) способность к ненавязчивому, открытому, конструктивному общению;

г) церковная грамотность и богословская подготовка необходимого для консультирования уровня.

д) практическое овладение катехизаторским делом и навыками приходского консультирования под руководством опытных наставников.

Спрашивают: где можно окреститься полным погружением; где можно больше узнать о нашей вере; а куда можно пойти учиться, если за плечами два вуза и т.д.

Опыт приходского консультирования показал, что побуждает идти в храм людей не только интерес к Православию, а самые различные проблемы, нужды, скорби и беды, как собственные, так и близких людей.

В связи с этим, чтобы своевременно реагировать и поддерживать людей в их нуждах, рекомендуется составить справочник в помощь службам консультирования, который должен иметь не менее 5 разделов:

1. Духовно-просветительский: о том, какие учреждения, воскресные школы, курсы, библиотеки, СМИ - теле- и радио передачи ведут от лица Церкви духовно-просветительскую работу и как с ними связаться.

2. Помощь семье : где можно узнать о том, где ведётся работа с семьями, начиная с детских садов, в том числе, к примеру: работа по коррекции речи; где проводятся музыкальные, спортивные, фольклорные занятия для детей, различные кружки и секции;

3. Миссионерская помощь :в которой нуждаются, когда в семье кто-то пьёт или наркоманит, или пострадал от деятельности деструктивных сект и оккультных воздействий.

4. Медицинская помощь: где осуществляется церковными специалистами помощь различным категориям больных людей, в том числе пострадавших от оккультных занятий.

В Санк-Петербурге существует общество православных врачей, которые более 10-ти лет силами своих специалистов ведут прием направляемых к ним в том числе от людей консультативных служб. Общество возглавляет доктор медицинских наук, кандидат богословия прот. Сергий Филимонов, настоятель храма в честь Державной иконы Божией Матери.

5. Социально-благотворительная помощь : где указываются места и учреждения, в которых оказывается разного характера благотворительная помощь различным категориям людей (голодающим, больным, лишенным документов, работы, одежды, средств к жизни, родственников, крова и т. п.) с их нуждами (благотворительные столовые, ночлежки, приюты, богадельни, соответствующие больницы, дома престарелых и т. д.)

От катехизаторского столика побеседовав с консультантами люди получают ориентацию в вопросах веры, первоначального воцерковления и возможность обратиться за помощью по любому из вышеперечисленных направлений. Если вновь пришедшие в церковь, почуствуют живое участие, ориентирующий совет и получат своевременную помощь, то это большое подспорье на пути их воцерковления.

Служба приходского консультирования по основам православного вероучения, церковной жизни, православной этики и правилам поведения в храме на данный момент является одной из перспективных форм духовно-просветительской деятельности на приходе.

В сентябре 2011 года, созданное коллективом сотрудников служб приходского консультирования Санкт-Петербургской митрополии «Практическое руководство по приходскому консультированию» на экспертном совете Синодального Отдела религиозного образования и катехизации получило единодушную экспертную оценку, рекомендующую к заимствованию и распространению опыта организации служб приходского консультирования на церковных приходах.

Пособие предназначено священнослужителям и приходским катехизаторам, организующим подобную службу на своих приходах, дежурным службы приходского консультирования и другим сотрудникам прихода, с которыми наиболее часто контактируют приходящие в храм малоцерковные люди.

(См. «Практическое руководство по приходскому консультированию», 1-е издание, в форматеpdf )

Протоиерей Александр Зелененко,руководитель приходской консультативной службы храма Спаса Нерукотворного Образа в Парголово Санкт-Петербургской епархии

4.НовоГеоргий третий :Не женитесь на курсистках
2012-01-01 в 21:14

Сейчас главный упор делается на миссию среди молодежи, и ради успеха «молодёжной миссии» идеологи новой миссионерской доктрины готовы разрушить многое в традиционной церковной жизни: главное – это говорить с молодежью на её языке! Как это привлекательно: миссионер, носитель Высшей Истины, говорит на одном языке с молодёжью, на её сленге, он для неё – «свой парень». Это очень напоминает эпизод из фильма «Республика Шкид»: помните учителя словесности, в угоду ученикам распевающего на уроках: «Не женитесь на курсистках. ».- см сайт Благодатный огонь

3.оникс :"речь твоя яве творит тя"
2011-12-30 в 13:29

Ну что за язык нынче у наших пастырей.
"приходское консультирование".
Можно по-церковному это назвать?
Почему не "приходское попечение", например?
А то скоро настоятелей будут именовать как патриарха, по-Кураевски - "менеджер", казначея -"зам. по финансам", и других "мерчендайзерами", "копирайтерами", а прихожан - "посетителями"?
"мыслеформы" высокопреподобного о. Александра Зеленко удаляются от православного настроения.
Нельзя нам духовное, любовное проповедовать языком методичек и инструкций. Хотелось бы, что бы "от сердца - к сердцу". А то язык Автора почему-то напоминает большевицкие "указание на местах".

Здравствуйте, почитаемый о. Александр! Благословите р.б.Анну.
В этом замечательном служении нужны квалифицированные подготовленные кадры. Частично такая подготовка ведется в нашей магистратуре. В ее становление много сил вложили Вы, Батюшка. Сегодня, как никогда, цементирование Церкви и общества является самой насущной задачей. Необходимо то единение сил, о котором так хорошо сказано в Вашей работе.

Здравствуйте о. Александр! Благословите р.б. Павла
Хотелось бы видеть такое в приходе. Это предполагается отдельный человек или доп. функция у свечницы в лавке? Практически распространен именно последний вариант. И если в лавку очередь, то разговора не получается.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.