Руководства, Инструкции, Бланки

навигационные пособия и руководства для плавания img-1

навигационные пособия и руководства для плавания

Рейтинг: 4.4/5.0 (1933 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

НАВИГАЦИОННЫЕ ПОСОБИЯ

Морские карты. Это географические карты специального (инженерно-технического) назначения. Они различаются по назначению, масштабу и другим признакам. В основном выделяют два типа: навигационные и вспомогательные (справочные) карты.

Морские навигационные карты (МНК ) предназначены для обеспечения безопасного плавания судна. На них выполняют счисление пути судна и определяют его местоположение (координаты). Они подразделяются на общие и специальные, общие, в свою очередь, на генеральные, путевые, частные карты и планы. Генеральные карты (масштаб от 1:500 000 до 1:5 000 000) используют для плавания в океане и предварительной прокладки, путевые карты (масштаб от 1:100 000 до 1:500 000) — для прибрежного плавания, частные карты и планы - для плавания в узкостях, стесненных районах, на акваториях портов и гаваней.

К специальным навигационным картам относятся радионавигационные карты, применяемые дня прокладки обсерваций, выполненных с помощью радионавигационных систем, навигационно-промыслоные карты с подробной грунтовой характеристикой морского дна и другой информацией, полезной для решения промысловых задач.

Справочные и вспомогательные карты составляют группу, состав которой время от времени меняется. Важнейшими из них являются карты рекомендованных путей, гидрометеорологические карты, карта часовых поясов, карты распределения элементов земного магнетизма, карты-сетки и др. Карты этой группы могут объединяться в атласы по тематическому принципу (например, атлас приливоотливных течений) .

Руководства для плавания издают в виде книг, содержащих информацию, которая не может быть представлена графически даже на самой подробной карте. Таковы рекомендации для плавания в различных условиях, правила плавания в районах с определенным режимом, подробные данные о СНО и др. Использование руководств совместно с картами позволяет обеспечить безопасность мореплавания в любых наиболее сложных в навигационном отношении районах.

Существуют три основных вида руководств для плавания: лоции, навигационно-гидрографические обзоры, описание СНО. Основное место в числе руководств для плавания занимают лоции. В них содержится информация об условиях плавания в данном районе, о выборе курсов, о местных особенностях. Лоции иллюстрированы фотографиями или рисунками приметных мест побережья, что помогает опознать его при подходе с моря. Каждая книга лоции содержит обзор определенного района, гидрометеорологический очерк, правила плавания, навигационное описание побережья, указания для выбора генеральных курсов, справочный отдел, алфавитный указатель.

Навигационно-гидрографические обзоры характеризуют крупные водные бассейны в гидрометеорологическом и навигационно-гидрогра- фическом отношении.

Описания средств навигационного оборудования содержатся в двух основных руководствах: "Огни и знаки" ("Огни"), "Радиотехнические средства навигационного оборудования".

"Огни и знаки" ("Огни") — пособие, характеризует советские воды и воды иностранных государств, содержит сведения о всех штатных СНО (за исключением вех). Под огнями понимаются маяки, плавучие маяки, аэромаяки, светящие знаки и буи, под знаками — несветящие знаки и несветящие буи. Пособие охватывает определенный район или побережье одной страны. Информация в нем дается в табличной форме. Отыскание нужных сведений облегчается наличием алфавитного указателя названий СНО, по которому можно узнать порядковый номер в таблице.

"Радиотехнические средства навигационного оборудования" — пособие, содержит информацию о радионавигационных системах, морских радиомаяках, прибрежных аэромаяках, радиопеленгаторных станциях, радиостанциях, работающих по запросу для пеленгования, радиолокационных маяках и др. Это пособие в одной книге содержит сведения по большому району (по всему морю или океану).

Из других руководств для плавания следует назвать: "Расписание радиопередач гидрометеорологических сведений и навигационных Извещений мореплавателям", "Океанские пути мира", "Сводные описания опасных, запретных и ограниченных для плавания районов", таблицы приливов, правила плавания и т. д.

Корректура карт и пособий. Информация, содержащаяся на морских картах и в пособиях для плавания, подвержена непрерывным изменениям и дополнениям. Этот процесс неизбежен и протекает помимо воли мореплавателей. Строятся новые порты, развивается сеть СНО, что-то устаревает и упраздняется. Даже географические объекты подвержены изменениям. В связи с этим требуется непрерывное поддержание карт и пособий на уровне современности, т. е. их систематическая корректура.

Текущая корректура карт и пособий производится вручную (красными чернилами) либо путем вклеек.

Сведения по корректуре поступают двумя основными путями: в виде печатных Извещений мореплавателям (ИМ ГУНиО МО), в виде радиоизвещений для судов, находящихся в море (НАВИМ, НАВИП).

Навигационная проработка рейса. С получением рейсового задания на судне, помимо прочих дел, начинают навигационную подготовку — планирование перехода, являющееся важнейшим элементом общей организации штурманской службы.

При подборе карт и пособий на переход штурман пользуется "Каталогом карт и книг". Прежде чем начать работу с подобранными материалами, их необходимо откорректировать по последним Извещениям мореплавателям.

Выбор пути судна осуществляют, исходя из общего принципа "кратчайший и безопасный". При этом должны быть приняты во внимание и многие другие обстоятельства, например такие, как близость режимных вод, экономических зон, территориальных вод, системы разделения движения и т. п.

Вопросы для самоконтроля

1. Как классифицируются средства навигационного оборудования (СНО) ?

2. Каково назначение основных радиотехнических средств навигационного оборудования?

3. Опишите системы ограждения опасностей плавучими предостерегательными знаками.

4. Как подразделяются морские навигационные карты?

5. Охарактеризуйте основные виды руководств для плавания.

6. Кем и как производится корректура карт и пособий?

7. Что подразумевается под навигационной проработкой рейса?

8. Какие существуют виды сигналов и сигнальных станций?

Видео

Другие статьи

Навигационные пособия

Навигационные пособия

Карта является основным навигационнымпособием мореплавателя и, одновременно, документом, фиксирующим весь ход плавания. Карта отображает в виде условных знаков и изображений морскую поверхность и подводное пространство, береговую линию материка и островов, навигационную обстановку, глубины, надводные и подводные опасности и все другое, что может представлять интерес для мореплавателя и обеспечить безопасность плавания.

Существуют три основных типа карт: навигационные карты, используемые для планирования плавания, ведения прокладки, определения места судна; справочные карты, используемые для получения различных данных; вспомогательные карты.

Навигационные карты подразделяются на генеральные, путевые, частные и планы.

Генеральные карты (масштаб 1:500000 - 1:1500000) используются для планирования больших переходов и ведения прокладки в открытом море и океане.

Путевые карты (масштаб 1:100000 - 1:500000) служат для плавания вдоль берегов на достаточно больших расстояниях от них. Эти карты отличаются от генеральных большей полнотой используемых для судовождения объектов и отметок глубин.

Частные карты (масштаб 1:25000 - 1:75000) используются для плавания на небольших расстояниях от берегов в сложной навигационной обстановке, в шхерах и узостях, на подходах к портам и т. д. Данные карты содержат большой объем данных о глубинах, навигационной обстановке и береговой линии.

Планы (масштаб 1:1000 - 1:25000) изготавливаются для самых сложных участков. На них обычно отображаются акватории портов, гаваней, устьев рек и других сложных в навигационном отношении небольших акваторий.

Электронные (цифровые) карты. В настоящее время широкое распространение получили электронные карты, записанные на каких-либо носителях цифровые копии существующих морских карт. В качестве носителей используются, в основном, компакт-диски или карты памяти (картриджи). Электронные карты используются в судовых навигационных электронно-картографических системах для судовождения. Следует помнить, что при наличии такой системы основным юридическим документом судоводителя остается бумажная карта с прокладкой, а электронные карты являются сугубо вспомогательными.

Масштаб. Любая карта отображает морскую и земную поверхность в уменьшенном виде. Степень уменьшения истинных размеров объектов называется масштабом карты. Масштаб для конкретной карты выбирается в соответствии с ее назначением. Существуют два вида масштабов — линейный и числовой.

Линейный масштаб изображается в виде линейки на полях карты, разделенной на части. Числовой масштаб выражается в виде отношения, в котором числитель всегда равен единице, а знаменатель показывает, во сколько раз длина линии на карте короче длины линии на земной поверхности. Так, значение масштаба 1:100000 обозначает, что на одном сантиметре карты находятся 100000 см или 1 км на земной поверхности.

Лоции (руководства для плавания) — это книги, дополняющие карты. Лоции издаются для каждого отдельно взятого моря и содержат подробное описание моря и побережья. Содержащиеся в лоциях сведения излагаются в определенной последовательности.

В начале книги находится наставление о порядке пользования лоцией и схематическая карта моря, по которой можно подобрать все карты для данного района. Основная часть книги включает два раздела — общий обзор и навигационное описание. В общем обзоре содержатся описания границ района, рельефа суши и дна, грунтов и глубин, якорных стоянок и портов, правила плавания в районе, гидрометеорологические сведения о климате, течениях, температуре и солености воды.

Навигационное описание содержит полные сведения о портах, заливах, островах, рекомендации по выбору наиболее безопасных маршрутов и использованию имеющейся навигационной обстановки. В конце лоции находится алфавитный указатель, в котором содержатся географические названия портов, якорных стоянок, островов, заливов и пр. вместе с номерами страниц, на которых находятся их описания.

Книга «Огни и знаки» содержит сведения о маяках, огнях и знаках. Она включает перечень сокращений, таблицу дальности видимости и перевода футов в метры, графические изображения характера огней, сведения о береговых и плавучих маяках и знаках, приложение с рисунками маяков и знаков.

«Извещения мореплавателям» издаются для отдельных морей по мере необходимости при появлении каких-либо изменений в навигационной обстановке, в режиме плавания, при появлении новых опасностей и т. п. Обычно извещения содержат несколько страниц и могут дублироваться по радио в установленное время. Каждое извещение имеет свой порядковый номер.

«Радиотехнические средства навигационного оборудования». Пособие содержит сведения о действующих в данном районе морских радиомаяках и радионавигационных системах, а также о радиостанциях, передающих метеорологические и навигационные извещения.

Морские навигационные руководства и пособия - Студопедия

Морские навигационные руководства и пособия

Морские навигационные руководства (МНР) представляют собой официальные издания для мореплавателей, в содержание которых входят правила, наставления, указания либо рекомендации навигационного и правового характера, невыполнение которых возлагает на мореплавателя ответственность за возможные последствия.

  1. Лоции – служащие для получения навигационно-гидрографической и гидрометеорологической информации по району плавания;
  2. Огни и знаки – служащие для получения сведений о навигационном оборудовании района плавания;
  3. Радиотехнические средства навигационного оборудования (РТСНО) – служащие для выбора сведений о спутниковых навигационных системах, радиомаяках, радионавигационных системах, радиопеленгаторных станциях, радиолокационных маяках и др.;
  4. Расписания передач навигационных и гидрометеорологических сообщений для мореплавателей – служащие для получения информации о радиостанциях передающих указанные сведения;
  5. Расписание факсимильных гидрометеорологических передач – включаются в состав судовой коллекции при наличии на борту судна приемной факсимильной аппаратуры;
  6. Правила плавания – дают описания и правила плавания по каналам, фарватерам и ВВП;
  7. Описания маршрутов – которые дают описания маршрутов следования судов в некоторые основные районы лова рыбы;
  8. Каталоги карт и книг – которые дают перечень карт и руководств для плавания, предназначенных для обеспечения общего мореплавания;
  9. Гидрометеорологические атласы и таблицы – которые включают в себя атласы течений, атласы климатических данных и гидрометеорологических условий плавания, таблицы приливов и течений.

Морские навигационные пособия (МНП) представляют собой официальные издания для мореплавателей, содержащие гидрометеорологические, навигационно-гидрографические, геодезические, астрономические и различного рода справочные данные, предназначенные для использования при решении задач судовождения.

  • Океанские пути Мира;
  • МППСС-72;
  • МСС-65;
  • Общие правила морских торговых и рыбных портов государств;
  • Обязательные постановления по морским портам;
  • Описание особенностей судовых огней военных кораблей и сигналов, подаваемых кораблями для обеспечения безопасности плавания;
  • Сборник Международных соглашений и законодательных актов по вопросам мореплавания;
  • Таблицы ширины территориальных вод и специальных зон зарубежных государств;
  • Условные знаки для морских карт и карт внутренних водных путей;
  • Общие положения об установлении путей движения судов;
  • Правила совместного плавания и промысла судов флота рыбного промысла;
  • Наставления гидрометеорологическим станциям и постам ;
  • Астрономические таблицы и пособия и другие издания, перечень которых определяет служба мореплавания для каждого типа судна, в зависимости от района его плавания и поставленных перед судном задач.

Лоция (гол. «loodsen » – вести корабль). навигационное руководство по кораблевождению (судовождению), являющееся официальным документом, в котором излагаются: физико-географические и другие условия в описываемом море (части океана); особенности выбора маршрута и способов обсерваций в различных районах плавания; меры безопасности, которые необходимо предпринять в зависимости от района и условий плавания; положения, правила, обязательные постановления по режиму плавания в территориальных и внутренних водах, а также правила входа в порты и стоянки в них; данные справочного характера, необходимые для плавания в описываемом районе (организация лоцманской службы, портовые средства, ремонтные возможности, снабжение и др.).

В лоциях содержатся сведения навигационного и гидрометеорологического характера, которые позволяют судоводителю изучить условия плавания в районе следования судна. В них также даются рекомендации о выборе курсов и приводятся другие данные, которые не могут быть помещены на картах.

Лоции издаются для отдельных морей или их частей, а также для отдельных районов океанов. В каждой лоции материал располагается в одинаковом порядке. В начале книги помещают лист для учета корректуры.

В «Общих замечаниях» приводятся сведения, поясняющие текст лоции: о принятых единицах расстояния, о высоте сооружений, о глубинах, направлениях границ секторов освещения огней и т. п. В начале книги помещается схема района, охватываемого данным описанием. Далее следует раздел «Общий обзор», который включает в себя навигационно-географический и гидрометеорологический очерки района, а также правила плавания.

"Основным разделом лоции является «Навигационное описание» берегов. Этот раздел разбит на главы, каждая из которых содержит описание определенного участка побережья. В описание побережья включены сведения о приметных пунктах, средствах навигационного оборудования, навигационных опасностях, якорных стоянках, указания для входа в порты и сведения о них, сведения о ветрах, течениях, туманах и т. д. В каждой главе навигационного описания даны наставления для плавания на данном участке побережья и приводятся рекомендации для выбора курсов.

В конце книги помещают справочный отдел и алфавитный указатель.

Необходимые сведения, которые по содержанию относятся к определенному разделу лоции, находят с помощью оглавления. Если же требуются данные о конкретном пункте на побережье (мыс, бухта, маяк, порт и т. п.), то нужную страницу книги находят по алфавитному указателю.

Лоции переиздаются через 4—6 лет. В промежутке между двумя изданиями выпускаются дополнения к лоциям, а также вносятся необходимые изменения непосредственно в текст книги.

Огни и знаки. Книги «Огни и знаки» содержат сведения обо всех штатных средствах навигационного оборудования, за исключением вех. Руководства «Огни» издаются на иностранные воды и содержат сведения только о светящих СНО.

Книги «Огни и знаки» («Огни») издаются для отдельных морей. Расположение материала в каждой книге примерно одинаковое. Как и в лоциях, в каждом руководстве помещаются лист для учета корректуры, обращение к мореплавателям, карта-схема района, охватываемого данным пособием. Затем следует раздел «Общие замечания», в котором сообщается о времени действия СНО, о принятой системе показа направлений и створов, о характере и дальности видимости огней, о средствах туманной сигнализации и т. д. В разделе «Описание систем навигационного оборудования плавучими предостерегательными знаками» описываются системы ограждения опасностей, принятые в водах государств, входящих в данный район.

Основным разделом книги является «Описание средств навигационного оборудования». В нем в табличной форме приведены необходимые сведения о маяках, светящих и несветящих знаках, плавучих маяках и буях.

Сведения обо всех СНО даются в географической последовательности: каждому огню, знаку и другим сигналам присвоен порядковый номер. В конце книги помещен алфавитный указатель, в котором против названия маяка, огня, знака или буя указан его порядковый номер по описанию. Алфавитный указатель служит для отыскания в книге сведений о нужном объекте.

Руководство «РТСНО» составляют на отечественные и иностранные воды. Оно («РТСНО») содержит сведения о всех радионавигационных системах (РНС), морских РМКах и прибрежных Аэро РМКах, радиопеленгаторных станциях, радиолокационных маяках и других РТСНО, используемых для целей морской навигации.

Каждому РТСНО в руководстве присвоен порядковый номер, а последовательность их описания совпадает с генеральным направлением описания бассейнов и побережья, установленным для лоций.

Сами руководства составляются по типовой схеме:

А. Вводные документы.

Б. Отдел I. Спутниковые навигационные системы ГЛОНАСС (Россия) и GPS (НАВСТАР, США).

В. Отдел II. Наземные радионавигационные системы (РНС).

Г. Отдел III. Морские радиомаяки и аэрорадиомаяки.

Расписание радиопередач навигационных и гидрометеорологических сообщений для мореплавателей составляется по типовой схеме:

А. Вводные документы.

Б. Описание радиопередач.

В. Приложения – содержат таблицы перевода:

  1. Градусов Фаренгейта (°F) в градусы Цельсия (°С) и в градусы абсолютной температурной шкалы Кельвина (К);
  2. Узлов в м/с и км/ч ;
  3. Атмосферного давления из мм рт.ст. в мбары ;
  4. Количество осадков из дюймов в мм .

а также схемы районов передачи штормовых предупреждений и прогнозов погоды.

Г. Указатели (на русском и иностранных языках) составлены в алфавитном порядке. Они описывают позывные сигналы радиостанций и названия радиостанций.

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам

Навигационные пособия и руководства для плавания

ПОДБОР КАРТ, РУКОВОДСТВ И ПОСОБИЙ ДЛЯ ПЛАВАНИЯ. Проработка перехода является важнейшей частью штурманской подготовки к рейсу. Ее выполняют заблаговременно в порту получения рейсового задания. Проработка перехода включает в себя подбор карт, руководств и пособий для плавания, их корректуру, изучение района плавания, в том числе навигационной, гидрометеорологической и минной обстановки, выбор пути и выполнение предварительной прокладки.

Подбор карт на переход делает капитан или штурман по разделу "Карты" откорректированного Каталога карт и книг. Со сборного листа выбирают сборный лист, охватывающий весь район плавания, включая порты отхода и прихода. Намечают карандашом маршрут перехода от порта отхода до порта прихода и выписывают номера карт, через рамки которых проходит маршрут. Со сборного листа генеральных карт подбирают генеральную карту перехода. Кроме навигационных карт, из Каталога выбирают номера вспомогательных справочных и специальных карт. Для захода судна в порты, на рейды и якорные места подбирают планы. По выписанным номерам отбирают карты из судовой коллекции.

Подбор необходимых на переход Руководств и пособий для плавания осуществляется по сборным листам этих изданий, помещенным в Каталоге карт и книг в разделе "Книги". Если каких-либо карт или пособий, нужных в данном рейсе, в судовой коллекции не имеется, их следует получить в БЭРНК (базовые электрорадионавигационные камеры) морского пароходства. Все подобранные на переход карты и пособия корректируют на день выхода в море с учетом последних выпусков ИМ ГУНиО МО (Извещение Мореплавателям Главное Управление навигации и океанографии мин.обороны), которые дополучают в БЭРНК или инспекции портового надзора вместе с прогнозом погоды. Отобранные навигационные карты укладывают в верхние ящики штурманского стола лицевой стороной вверх в том порядке, в каком ими будут пользоваться в рейсе. Первым сверху укладывают план порта отхода, затем генеральную карту на район перехода, путевые карты и, наконец, план порта прихода. Лоции и дополнения к ним, книги "Огни и знаки", РТСНО, наставления для плавания, таблицы и другие издания, которые могут понадобиться в рейсе, хранят на полке у штурманского стола.

ИЗУЧЕНИЕ РАЙОНА ПЛАВАНИЯ, ВЫБОР ПУТИ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПРОКЛАДКА. Изучение района плавания необходимо для выбора безопасного и выгодного пути судна. При этом нужно получить ясное представление об условиях плавания в районе перехода. Для этого по откорректированным картам и Руководствам выбирают сведения о таких навигационно-географических особенностях, как рельеф морского дна, характер изменения глубин, навигационные опасности и их ограждение, узкости, порты-убежища и т. д. По лоции, атласам и специальным картам изучают гидрометеорологический режим во время перехода: преобладающие ветры, вероятность туманов, возможность встречи со льдами, характер течений. При этом учитывают прогноз погоды по району плавания. Изучают также объявления об опасных от мин районах и фарватерах для плавания в них, о режимных районах, рекомендованных путях и системах разделения движения судов, публикуемые в выпуске № 1 ИМ. Устанавливают порядок и режим работы радиостанций, передающих гидрометеорологические сообщения, НАВАРЕА, ПРИП и НАВИП.

В результате тщательного изучения района плавания судоводитель получает необходимые данные для выбора наивыгоднейшего пути на переходе. Его намечают с учетом рекомендаций для плавания по оптимальным путям и прокладывают по генеральной карте. По проложенному маршруту выделяют зоны вероятного понижения видимости, штормов, появления льда и намечают меры по преодолению этих явлений. Рассчитывают протяженность плавания по линии пути и продолжительность рейса.

Следующим этапом проработки перехода является предварительная прокладка. выполняемая на путевых и частных картах и планах, на которых будет вестись в рейсе исполнительная прокладка. Курсы судна должны быть проложены из расчета обеспечения плавания не менее чем в течение двух суток. В дальнейшем предварительную прокладку продолжают на переходе. В процессе предварительной прокладки рекомендуется произвести подъем путевых и частных карт и планов. Подъем карты заключается в выделении на ней опасностей, проведении ограждающей изобаты, нанесении на карту границ секторов огней маяков, их дальности видимости с учетом своей высоты глаза и т. д. Магнитное склонение по всему пути судна приводят к году плавания и надписывают карандашом его значение у меридианов под верхней горизонтальной рамкой. При плавании вблизи берегов точки поворота на новые курсы следует выбирать по пеленгам ориентиров. Для районов с приливо-отливными явлениями рекомендуется заранее рассчитывать время наступления полной и малой вод, смены направлений течений, а также поправки глубин для портов и якорных стоянок. На каждом участке подбирают ориентиры, обеспечивающие наиболее надежное определение места судна.

Особое внимание уделяют выполнению предварительной прокладки для плавания в стесненных районах и на подходах к портам. В частности, при прокладке курсов учитывают требования местных правил, лоций, установленные системы разделения движения, принимают во внимание поправки на течение. Линии курсов прокладывают на безопасном расстоянии от препятствий, на них отмечают точки начала и конца поворотов; проводят линии поворотных пеленгов на выбранные ориентиры. Там, где линии курсов проходят близко от опасностей, на карты наносят ограждающие изолинии: дуги опасных расстояний и углов, линии опасных пеленгов. На линии курсов надписывают их истинные значения. Измеряют плавание по каждому курсу и по путевой скорости определяют время следования по ним. С материалами проработки перехода знакомится весь штурманский состав судна.

ПЛАВАНИЕ ПРИ ОГРАНИЧЕННОЙ ВИДИМОСТИ И В СТЕСНЁННЫХ УСЛОВИЯХ. Малая видимость может возникнуть из-за осадков, пурги, тумана и составлять от нескольких кабельтовых до 20-40 м. В тумане становятся невидимы огни маяков, знаков, судов и другие средства навигационного обеспечения. Повышается вероятность столкновения с другими судами. При плавании в мелководном районе возникает опасность посадки яхты на мель.

При первых признаках снижения видимости и появления тумана капитан яхты должен надежно определить свое место и при необходимости изменить курс, чтобы обеспечить безопасное плавание в тумане или стать на якорь в районе, удаленном от рекомендованных курсов судов. Счисление пути в тумане должно вестись особенно тщательно, с учетом поправок приборов, а при необходимости дрейфа и течения. Участие в этом и контроль капитана яхты обязательны. В отсутствие лага периодически (ежечасно) измеряют скорость хода, чтобы учитывать ее при счислении. Необходимо постоянно контролировать свое место по GPS и как дополнительный контроль использовать эхолот, сверяя глубину с таковой на карте. Если есть радиолокатор - держать его включенным, контролируя пространство вокруг яхты.

Кроме того, при плавании в условиях малой видимости включают ходовые огни, держат у рулевого наготове мощный фонарь, ракетницу с белой звездой и фальшфейеры, поднимают радиолокационный отражатель, готовят к отдаче якорь и дают туманные сигналы согласно ППСС. Одновременно выставляют вперёдсмотрящего для наблюдения и прослушивания туманных сигналов судов и средств ограждения. На яхте соблюдается тишина. Если капитан яхты не уверен в безопасности плавания, то необходимо, когда возможно, отдать якорь и отстояться до уточнения обстановки.

К стеснённым условиям относят участки плавания вблизи берегов, островов, навигационных опасностей. Это могут быть проливы, шхеры, каналы и другие узкости. При плавании в стеснённых районах пользуются картами крупных масштабов. Предварительно тщательно изучают район предстоящего плавания, навигационную обстановку в нем, систему ограждения (берегового и плавучего), подбирают ведущие и секущие поворотные створы и места возможных якорных стоянок. Следует помнить, что в узкостях повышается опасность столкновения, особенно на створах и фарватерах с активным движением судов и кораблей. При наличии двигателя такие участки проходят под мотором.

При проходе стесненных районов местность постоянно сличают с картой. Яхту ведут по рассчитанному КК, определяя место как пеленгованием, так и на глаз при проходе в непосредственной близости от опознанного плавучего знака. Опознавая имеющиеся на карте ориентиры - острова, мысы, знаки ограждения, замечают время (при наличии - и лаг), делают карандашом пометки на карте и в блокноте, одновременно выбирают с карты ориентиры, которые должны открыться, и ищут их в соответствующем направлении. Время и место всех поворотов отмечают карандашом на карте и записывают в блокнот, анализируя расхождение расчетных и фактических данных. Если есть лаг, сравнивают проходимые между знаками расстояния по лагу и по карте. По мере необходимости нужно проверять глубину лотом или эхолотом.

Надо помнить, что слепо полагаться на положение плавучих знаков нельзя, нужно подстраховывать их контрольными пеленгами, например, при каждом повороте. Для обеспечения безопасности плавания в узкостях нередко применяют метод ограничительных (опасных) изолиний. Чаще применяют ограничительный пеленг. Для этого от хорошо видимого ориентира проводят на карте линию пеленга, ограничивающую опасность (рис. 86). При проходе мимо этой опасности следят, чтобы пеленги на этот ориентир были больше (меньше) ограждающего пеленга.

СУДОВОЙ ЖУРНАЛ И ЕГО ВЕДЕНИЕ. Судовой журнал - единственный официальный документ на яхте в плавании. В нем отражают все навигационные и метеорологические элементы плавания, внешней обстановки и режима. В походах ведут его непрерывно с момента прибытия экипажа на яхту перед выходом и до окончания плавания. В случае гибели судна капитан должен принять меры к сохранению журнала.

На титульном листе журнала пишут название яхты, яхт-клуб, порт приписки и даты начала и окончания ведения журнала. Следующие несколько листов содержат бланки различных навигационных таблиц и графиков. Среди них: таблицы и график девиации, таблица определения скорости по базе или способом "голландского лага", поправки лага, таблица значений углов дрейфа.

Записи в судовом журнале делает вахтенный начальник - он ставит в нем свои подписи при приеме и сдаче вахты. Капитан яхты несет ответственность за своевременное и исчерпывающее заполнение всех граф журнала.

С началом плавания на первой странице в верхней строке пишут название пункта отхода, дату и месяц. Затем время снятия с якоря и швартов, цель и маршрут плавания состав экипажа с указанием должностей, данные о ветре, волнении, видимости и поставленных парусах либо о включении двигателя и эволюциях яхты при выходе из гавани. Далее на той же правой странице должны идти записи о прохождении фарватеров и траверзов, вех, буев, знаков с указанием их названий, расстояний и борта прохождения знаков (правый, левый), а также следующие сведения:

  • курсы относительно ветра и компасного меридиана и их изменение;
  • прохождение створов с указанием КП створа и МК ;
  • способы обсервации с указанием объектов наблюдений, значение измеренных навигационных параметров и поправок приборов, величина и направление невязки, суждение о ней и решение о принятии в расчет полученной обсервации;
  • значение отдельных измеренных навигационных параметров на ориентиры и их название;
  • работа с парусами (смена, рифление, уборка и т. п.); · изменение направления и силы ветра, волнения, видимости;
  • моменты начала и окончания учета дрейфа с указанием знака и величины угла а;
  • моменты начала и окончания учета сноса от течения с указанием направления и величины вектора течения, а также знака и величины угла b;
  • результаты измерения скорости хода с указанием способа измерения;
  • время вхождения в полосу тумана и принятые меры;
  • подача туманных сигналов;
  • включение ходовых огней;
  • судовые работы;
  • время и место досмотра яхты кораблями погранвойск;
  • случаи несоответствия навигационного ограждения в районе плавания данным карт и пособий;
  • касание грунта, посадка на мель и снятие с нее;
  • аварии, поломки рангоута, частей корпуса, приборов, случаи разрыва парусов, такелажа и утраты имущества;
  • случаи перехода на другую карту с указанием координат точки перехода;
  • вход в стесненный район, гавань, канал;
  • спуск на воду рабочего тузика и подъем его;
  • постановка на якорь, глубина и грунт в районе отдачи якоря, длина вытравленного якорного каната, компасные пеленги на береговые ориентиры и т. д.

Все записи на правой странице журнала привязывают ко времени, а если есть лаг, записи навигационных элементов содержат также отсчеты лага.

Левая страница журнала заполняется в соответствии с ее графами при каждом изменении курса и смене вахты. При плавании в узкостях в условиях, требующих непрерывного или частого изменения курса, в графе "Курс" пишут "пер" (переменный). При наличии лага его отсчет пишут в графе 3; если лага нет, пишут скорость в узлах.

Правая и левая страницы связаны между собой по времени, и если одна из них заполнена полностью, то на оставшемся свободном месте другой страницы проставляют "зэт" и следующие записи продолжают на новых страницах.

Во время вахты записи часто ведут в черновом блокноте, а затем к сдаче вахты переносят их в судовой журнал. По окончании каждого перехода капитан яхты (штурман) записывает на левой странице пройденное за время перехода расстояние по генеральному курсу и фактическое число ходовых часов (с учетом лавировки), среднюю скорость по генеральному курсу и по прокладке.

Все записи в судовом журнале делают аккуратно простым карандашом. Стирать ошибочные записи запрещается. Ошибки в записях зачеркивают тонкой линией, заключают в скобки, делают сноску "зачеркнуто", и ведущий журнал ставит свою подпись.

Навигационные пособия и руководства для плавания

§ 23. Руководства и пособия для плавания


Морские навигационные пособия — официальные издания для мореплавателей, содержащие текстовые описания и сведения, приведенные в виде таблиц, о характере и величине различных элементов, недостаточно хорошо изображенных или вовсе не нанесенных на МК, используемые как дополнение к ним. Сведения, помещаемые в таких изданиях, публикуют обычно в виде книг, которые делят на два вида — навигационные и промысловые; последние имеют применение исключительно на промысловых судах. Навигационные же книги делят также на две основные группы — морские навигационные пособия (МНП) и морские навигационные руководства для плавания (МНР).
МНП — это официальные издания для мореплавателей, содержащие различного рода справочные данные, например: Океанские пути мира; Международные правила для предупреждения столкновений судов в море (МППСС-72); Международный свод сигналов (МСС); Общие правила морских торговых и рыбных портов; Обязательные постановления по морским портам; Сборник международных соглашений и законодательных актов СССР по вопросам мореплавания; Таблицы ширины территориальных вод и специальных зон зарубежных государств; Условные знаки морских карт и карт внутренних водных путей; Общие положения об установлении путей движения судов; Наставления гидрометеорологическим станциям и постам; Таблицы расстояний между портами; Вычислительные пособия
(Мореходные таблицы — МТ, Морской Астрономический Ежегодник— МАЕ, Таблицы приливов — ТП и др.).
Морские навигационные руководства (МНР) — официальные издания для мореплавателей, в содержание которых входят правила, наставления и указания либо рекомендации навигационного или правового характера, невыполнение которых возлагает на мореплавателя ответственность за возможные последствия.
По своему значению МНР стоят в одном ряду с картами. Помещаемые в МНР сведения не должны дублировать информацию, даваемую морскими картами, но такие сведения не должны и противоречить ей; напротив, они должны дополнять друг друга и составлять единое целое. Именно поэтому МНР и морские карты, дополняя и поясняя друг друга, всегда используются совместно. МНР делятся на общие и специальные.
Общие МНР для плавания. К ним относятся лоции и дополнения к ним; описания огней и знаков; описания радиотехнических средств навигационного оборудования; расписания радиопередач для мореплавателей; правила плавания; описания маршрутов; гидрометеорологические атласы и таблицы; каталоги карт и книг. Все они являются официальными документами; каждому из них присвоен свой адмиралтейский номер. Ниже приведена краткая характеристика нескольких таких общих МНР.
Лоции и дополнения к ним. Лоции подробно описывают отдельные части океанов и морей с их прибрежными районами. Они занимают основное место среди руководств для плавания. Назначение лоции — ознакомить мореплавателя с условиями плавания в описываемом районе, помочь ему опознать тот или иной географический пункт на местности, дать указание в выборе курсов и привести другие сведения, которых нет на картах и в описаниях СНО. Лоции дополняют и поясняют морские карты. Каждая лоция (книга) охватывает определенный водный бассейн: она содержит материал для решения навигационных задач, имеющих характер подготовки к переходу. Все сведения в лоции приведены к определенной дате для упрощения последующей корректуры и поддержания на уровне современности по Дополнениям к лоции и по Извещениям моредлавателям. Лоции иллюстрируются фотографиями и зарисовками берегов и приметных мест, облегчающими ориентировку при подходах к берегам. Лоция может быть сброшюрована в одну или несколько книг установленного формата; для каждого моря установлен определенный цвет обложки или переплета. Каждая книга лоции содержит лист для учета корректуры, важное предупреждение о запретных районах, циркулярное указание начальника ГУНиО МО СССР, обращение к мореплавателям, общие замечания, оглавление, репродукции сборных листов для районов, описанных в лоции, общий обзор, гидрометеорологический очерк, правила плавания, навигационное описание, указания для выбора генеральных курсов, справочный отдел, алфавитный указатель. В конце книги помещены чистые листы для заметок по корректуре.
По мере накопления новых сведений или изменений для какого- либо района (если их недостаточно для полного переиздания лоции)

издают Дополнения к лоциям. Каждое новое Дополнение включает материал предшествующего, которое утрачивает свое значение.
Руководство «Огни и знаки» («Огни»).

Издается на советские, а в отдельных случаях и на иностранные воды. Оно содержит сведения о всех штатных CHO, за исключением вех (описания буев и вех следует искать в лоциях). Под «огнями» понимают маяки, плавучие маяки, аэромаяки, светящие огни, огни, плавучие огни и светящие буи. Под «знаками» понимают несветящие буи. На иностранные воды издаются руководства под названием «Огни». Временно действующие CHO в таких руководствах не приводятся. Каждая книга охватывает определенный бассейн или страну; все CHO в ней описываются в последовательности, принятой в соответствующей лоции.
Интересующий судоводителя огонь или знак отыскивается в алфавитном указателе руководства; таким образом определяется номер, присвоенный в данном руководстве искомому огню или знаку. Далее по номеру отыскивается та страница, на которой в руководстве приведено полное описание такого огня или знака.
Руководство «Радиотехнические средства навигационного оборудования». Издается на советские и иностранные воды; оно содержит сведения о морских радиомаяках и радионавигационных системах, прибрежных аэрорадиомаяках и радиопеленгаторных станциях. Последовательность описания PTCHO в таких руководствах совпадает с их описанием в соответствующих лоциях. Каждое руководство содержит шесть отделов: Отдел I. Радионавигационные системы («Декка», «Лоран-А», «Лоран-С»); Отдел II. Секторные радиомаяки дальнего действия («Консол», ВРМ-5 и др.); Отдел III. Морские радиомаяки и аэрорадиомаяки; Отдел IV. Радиостанции, работающие по запросу для радиопеленгования; Отдел V. Океанские суда службы погоды; Отдел VI. Радиопеленгаторные станции. Кроме вводных документов, в конце каждой книги приводятся вспомогательные таблицы (ортодромических поправок и др.), приложения (схемы расположения PTCHO по отдельным районам, их распределение по частотам и др.), а также алфавитный указатель.
«Расписания радиопередач навигационных и гидрометеорологических сообщений для мореплавателей» и «Расписание факсимильных гидрометеорологических радиопередач». При наличии исходных материалов иллюстрируются схемами районов обслуживания радиостанциями. Описание радиостанций дается в алфавитном порядке их названий. По мере накопления корректурного материала к расписаниям передач издаются дополнения, в которых сведения предыдущих дополнений не дублируются.
Специальные МНР для плавания. К ним относятся навигационногидрографические обзоры; описания отдельных маршрутов; руководства для заходов в отдельные порты; атласы гидрометеорологических условий плавания; описания запретных для плавания районов; правила плавания; инструкции; наставления и др. Эти книги также являются официальными руководствами, имеющими свой адмиралтейский номер. Ниже дана краткая характеристика нескольких специальных МНР.
/>Навигационно-гидрографические обзоры. Характеризуют отдельные крупные водные бассейны в навигационно-гидрографическом и гидрометеорологическом отношениях; в книгу обычно включают также и справочный отдел.
Радиолокационные описания маршрутов. Широкое распространение радиолокационных станций на судах вызвало необходимость оборудования берегов пассивными и активными отражателями, а также издание радиолокационных карт, альбомов и других специальных пособий. Одним из таких пособий является маршрутное радиолокационное описание, в котором приводятся сведения об условиях радиолокационной ориентировки и фотографии с экранов РЛС изображений различных районов побережья. В настоящее время изданы радиолокационные описания нескольких наиболее часто используемых судами маршрутов: Черное море — Дальний Восток; Черное море — Балтика и др.
Руководства для заходов судов в советские порты. Издаются ГУНиО МО СССР в виде самостоятельных книг, представляют собой навигационные пособия, вводные документы которых аналогичны вводным документам лоций. Навигационное же описание руководства состоит из нескольких глав, каждая из которых посвящена определенному порту, проливу или подходам к ним. Включенное в руководство описание радиомаяков представляет собой выдержки из соответствующих описаний РТСНО по отдельному району, составляющему предмет описания в данном руководстве. Алфавитный указатель руководства составлен точно так же, как в лоции.
Морской Атлас. Первый том Атласа — навигационно-географи- ческий; второй — физико-географический. Морской Атлас — фундаментальное картографическое руководство и ценный справочник.

§ 23. Руководства и пособия для плавания
  1. § 24. Пользование картами и Руководствами для плавания
    Судовая коллекция карт и книг. Для обеспечения судовождения на каждом морском судне должен постоянно находиться определенный запас МК, руководств и пособий для плавания. Состав такого запаса определяет служба мореплавания пароходства с учетом типа судна, плана перевозок, закрепления судна на той или иной судоходной линии, а также возможных вариантов изменения района плавания. Капитан имеет право
  2. ПРАВИЛА ДЛЯ РУКОВОДСТВА УМА
    ПРАВИЛА ДЛЯ РУКОВОДСТВА
  3. ПРАВИЛА ДЛЯ РУКОВОДСТВА УМА
    ПРАВИЛА ДЛЯ РУКОВОДСТВА
  4. Глава XIX. Об удобстве нашего руководства для составления карты
    Итак, мы взяли на себя двойной труд: во-первых, придерживаться на протяжении всего сочинения мнений Марина, исключив то, что требует какого-либо исправления; во-вторых, нанести на карту как можно точнее все то, чего Марин ясно не обозначил; при этом мы будем пользоваться касающимися данного пункта описаниями путешественников или учитывать его положение на наиболее точных картах. Сверх того, мы
  5. О дешевых пособиях для наглядного обучения (реферат)
    Реферат прочитан 22 апреля 1872 г. в Петербургском педагогическом обществе. Опубликован в том же году в журнале «Семья и школа» № 9. 15 В. И. Водовозов В. И. Водовозов рассматривал наглядность как одно из важнейших дидактических средств. Он разрабатывал методику наглядного обучения и горячо пропагандировал идеи наглядности среди народных учителей. Водовозов сам изготовил такие наглядные пособия,
  6. Шепель В.М. Пособие по психологии для мастеров и бригадиров, 1978
  • О дешевых пособиях для наглядного обучения (реферат)
    Во-первых, я должен сказать, что, избрав эту тему «О дешевых пособиях для наглядного обучения», я разумею наглядное обучение преимущественно при элементарном образовании; конечно, оно необходимо и при занятиях с средним возрастом, и при высшем образовании, но там оно имеет свой особый характер, там оно постепенно служит более отвлеченным идеям и переходит, наконец, к самостоятельным
  • Стадницкий Г. В. Родионов А. И. Экология: Учеб. пособие для вузов - 3-е изд, 1997
  • ГЛАВА V, в которой показано, что наказание и вознаграждение — суть две вещи, совершенно необходимые для руководства государством
    Существует банальное утверждение, — истинность коего подкрепляется тем фактом, что во все времена оно было на устах и в мыслях всех людей, — что наказание и награда — суть две самые важные вещи для руководства государством. Бесспорно, что даже если бы при управлении государствами не придерживались никакого принципа, кроме того, чтобы быть непреклонным в наказании навредивших им и добросовестным в
  • Федотов А. И. Улановский О. О. Граверное дело: Учеб. пособие для профессионально- технич. училищ.—Л. Машиностроение, Ленингр. отд-ние. — 240 с. 1981