Руководства, Инструкции, Бланки

церковный образец img-1

церковный образец

Рейтинг: 4.4/5.0 (1921 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

О расторжении церковного брака — Вопросы священнику

О расторжении церковного брака

Здравствуйте, батюшка! Хочу задать вам такой вопрос.

По инициативе супруги, которую я поддержал, мы венчались. Я пошёл на это с целью укрепить наш брак духовно, мы оба православные, ходили в церковь, на службы. Вы знаете, Господь нас не покидал своей милостью, когда у жены была необходимость срочной гинекологической операции, он нам помог и все завершилось благополучно.

С подачи её родственников она перестала относиться к нашему браку с благоговением, ей внушили мысль, что развод — это нормально, надо только найти кого побогаче и помоложе, и в этой ситуации она отыскала себе виртуального друга в интернете, который зарабатывает больше меня, и собралась к нему сбежать. Этот бизнесмен оказался фантомом, но эту даже виртуальную измену я ей не простил.

Если несуществующий человек за 4 дня виртуального общения «сносит мозги» моей ветреной жене, то при наличии ухажёра реального это случится в 2 раза быстрее.

Мы подали на развод и договорились, что проживём месяц до развода спокойно, потом получим признание церковного брака недействительным, потому как ей надо будет налаживать новую, в том числе интимную жизнь, а не жить в фактическом блуде, неся на себе смертный грех, тем более причина по канону есть — крайне слабое здоровье жены и очевидная неспособность к деторождению, т. е. забеременеть она сможет, но вынашивание плода сопряжено с огромным риском для жизни.

Но ей, чтоб вышибить клин клином, срочно нужно мужское плечо, чтоб меня поскорее забыть, надо срочно завести нового любовника. Она не ведает что творит — даже не разведясь со мной в загсе, уже вывесилась на сайте знакомств под своим фото, указала в анкете «не замужем», очевидно, фактически готова, извините, дать первому встречному. Мне её не вразумить, я ей не судья.

Вопрос такой — когда она после развода подаст прошение в епархию о признании церковного брака недействительным, будет ли оно удовлетворено? Если отринет Бога в душе и этим вопросом не озаботится вовсе (даже подавать не станет), неужели её ждёт наказание господне? И если так, как мне вразумить её, ей 23 года, у неё вся жизнь впереди, неужели нельзя полтора-два месяца выждать вести себя скромно и спокойно?

Я с ней ещё поддерживаю переписку по е-майлу, и ваш ответ переправлю ей, пока она окончательно не погубила свою душу.

Господи, вразуми её душу! Помолитесь за неё, батюшка, рабу божью Татьяну.

С уважением, Геннадий. Буду ждать ответа!

Ответ

Начну сразу с заданного Вами вопроса: «Когда она (жена) после развода подаст прошение в епархию о признании церковного брака недействительным, будет ли оно удовлетворено?» Здесь не вполне корректна сама формулировка: недействительным церковный брак может быть признан в том случае, если изначально были канонические препятствия к его совершению. Например, вступали в брак близкие родственники; или одна из сторон была принуждаема к браку против воли; или венчал не священник, а самозванец — и т. д. Если же все необходимые условия были соблюдены, то брак не может быть признан недействительным.

Другое дело, что брак (в том числе венчанный) может быть расторгнут. В Российской империи Церковь выполняла функцию государственного регистрирующего органа, поэтому церковным инстанциям приходилось заниматься и бракоразводными процессами. В настоящее время ситуация принципиально изменилась, Церковь более не обременена несвойственными ей функциями, поэтому вопрос о расторжении брака и о вступлении в новый брак может решаться на основании собственно церковных канонов.

В идеале христианский брак нерасторжим, и прекращается лишь со смертью одного из супругов. Далее цитирую Основы социальной концепции РПЦ:

«Единственным допустимым основанием развода Господь назвал прелюбодеяние, которое оскверняет святость брака и разрушает связь супружеской верности. <…>

В 1918 году Поместный Собор Российской Православной Церкви в „Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью“ признал в качестве таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим. В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа».

Расторжение брака по одной из вышеуказанных причин, как можно заключить из общего смысла документа, позволяет невиновной стороне вступить в новый брак — т. е. заново обвенчаться.

Между тем сплошь и рядом известны случаи, когда христианский брак распадается без достаточных на то оснований. Соответственно, «узаконить» подобные разводы с церковной точки зрения не представляется возможным.

Другое дело, что часто после развода в загсе одна из сторон вступает в новый брак (в том же загсе). Поскольку прежний брак фактически распался, а новый фактически состоялся (но об этом можно говорить по прошествии некоторого времени), есть основания просить церковного благословения для этого нового брака. Церковь, снисходя к немощи современных христиан, нередко позволяет венчание в подобных случаях. Однако это именно снисхождение, которое не является общим правилом. Поэтому не следует удивляться, если в каком-то случае на прошение о повторном венчании последует отказ.

Перейдём к Вашему случаю. Насколько можно понять из Вашего письма, никаких формальных оснований для развода нет. Ваша супруга, по милости Божией, не согрешила — по крайней мере, на тот момент, когда вы решили развестись. Что касается бесплодия, то, как видно из приведённой выше цитаты, оно не может считаться основанием для развода. Бесплодие, если только оно не представляет собой явное последствие греха (аборты, венерические инфекции как следствие развратного образа жизни и т. д.) — это болезнь. И бросать человека из-за его болезни — это по меньшей мере не по-христиански. Легко представить себе и такую ситуацию: молодая женщина заболела раком. Беременность если и возможна, то крайне нежелательна. Неужели на этих основаниях муж с лёгким сердцем может бросить больную жену и вступить в новый брак? Странно и спрашивать.

Таким образом, Ваша забота о душе жены, на мой взгляд, проявилась не в том аспекте и не в то время, как и когда это следовало бы делать. Если Вы существенно старше Вашей молодой жены, то, очевидно, не следовало становиться в позу и «не прощать», а постараться вразумить её в самом начале. Разумеется, это может оказаться неисполнимым. Тем не менее, до тех пор, пока она не изменила Вам на деле, оснований для развода нет. Но и прелюбодеяние одного из супругов лишь даёт право, но не вовсе не обязывает другого супруга к разводу. Любой грех может быть прощён. И если Вы любите свою супругу, Вы могли бы простить ей и прелюбодеяние. Это в Вашей власти.

Подводя итог, скажу следующее. Может быть, я не вполне прав, но я основываюсь на Вашем изложении. Вам, уважаемый Геннадий, не следовало бы ощущать себя оскорблённым праведником. В той ситуации, которая сложилась в Вашей семье, есть, насколько я могу судить, немалая доля и Вашей вины. Поэтому будет хорошо, если Вы позаботитесь не только о душе своей жены, но и о своей душе, принеся Богу покаяние в том, что не приложили достаточных усилий к сохранению семьи и даже, если я правильно понял, стали инициатором развода. Плодом же покаяния может явиться стремление к восстановлению семьи, если это пока ещё возможно.

Прошу прощения, если что-либо понял не совсем верно. Божией помощи Вам и Вашей супруге!

Дорогие друзья, наш проект существует исключительно благодаря вашей поддержке.

© А. Ковтун 2008–2016 МЕЖДУНАРОДНЫЙ КЛУБ ПРАВОСЛАВНЫХ ЛИТЕРАТОРОВ «ОМИЛИЯ»
Руководитель проекта — Светлана Анатольевна Коппел-Ковтун.
При использования материалов сайта, активная ссылка на Клуб православных литераторов «ОМИЛИЯ» обязательна.
При необходимости коммерческого использования текстов обязательно свяжитесь с администрацией.
Публикуемые материалы не всегда совпадают с точкой зрения редакции.
Приглашаем к сотрудничеству православных авторов. Пишите нам по адресу omiliya@yandex.ru
Разработка, создание и поддержка сайта: А. Ковтун, С. Коппел-Ковтун

Орфографическая ошибка в тексте:

К сообщению можно добавить свой комментарий:

Другие статьи

Бланки церковных записок

Образцы церковных записок

Посещая храм, многие прихожане не только ставят свечи перед образами Спаса и святых, но и составляют церковные записки о здравии и об упокоении. В какой-то мере ушедшие из этого мира люди нуждаются в большей молитвенной помощи, чем все ныне здравствующие. Например, за Ивана будут молиться как за Иоанна, за Юлию - как Иулианию и т.д. Бланки церковных записок (простые) 4 бланка "О здравии" 4 бланка "О упокоении" 2 бланка "О здравии" 2 бланка "О упокоении".

Если человек в данный момент болен, можно упомянуть это в записке «болящего Матфея». А раз он противопоставляет, значит, ставит себя в один ряд с Тем, кого просто недостоин ввиду своей греховности. Храни Имя Свое Необходимо правильно указывать имя того, за кого священнослужители и их паства будут молиться. Нужно попробовать посмотреть на эту ситуацию с другой, чисто православной стороны: что толкает человек на столь действительно отважный поступок (ведь чувство самосохранения присуще всем живущим на земле)?

Паломнические поездки 25-26 июня ТОЛГА - ТУТАЕВ 27 июня - 3 июля ВОКРУГ ЛАДОГИ за 7дней 10-23 июля. Это особая форма прошения за людей перед Господом. Хранить помянник необходимо на нижних полках иконостаса - за образами или рядом со свечами и богослужебными книгами. Но есть такие имена, которые под влиянием определенных исторических событий приобрели несколько иное звучание. Щелково православное Святые Щелковской земли Новости благочиния Социальное служение.

Записки об упокоении это возможность облегчить новопреставленному жизнь в другом, совершенно неизвестном для нас мире. После этого священник кладет освященные частицы в потир (специальную чашу для причастия) с вином, символизирующим кровь Христову. Церковная записка разовый помянник «О здравии» или «О упокоении подаваемый в храме для поминовения на проскомидии или ектении, на молебнах и.

Бланки церковных записок скачать - Воскресенский храм (старый) г

На самом верху, в центре, нужно нарисовать православный, восьмиконечный крест из 3 перекладин. Если этого сделать не получилось, за дорогих вам людей будут молиться на следующей службе. Наши прихожане Расписание служб Приходская жизнь Праздники. Бланки церковных записок ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ с.

История свидетельствует, что святой Иоанн Кронштадтский молился даже за иноверцев- католиков, мусульман, вследствие чего они исцелялись. Это особая форма прошения за людей перед Господом. Ведь это своеобразное насилие над душой человека, который решил жить вне Христа. Таких людей, к сожалению, церковь не отпевает и за них не молится. За некрещенных, ныне живущих, можно также подать записки на отдельные молебны (например, мученику Уару).

Навигация:

Церковная догма, 5 букв, сканворд

к а н о н

• правило, непреложное положение какого-нибудь направления, учения (книжное)

• армянский струнно-щипковый музыкальный инструмент

• в искусстве — совокупность худож. приемов и правил, считающихся обязательными в ту или иную эпоху, а также «образцовое» произведение

• гравитационная мощь предшественников

• канун (перс. ганун) струнный щипковый музыкальный инструмент трапециевидной формы, при игре кладется на колени. Распространен на Ближнем и Среднем Востоке. (этнографическое)

• музыкальный инструмент, тип трапециевидной цитры

• общепринятые, традиционные правила и положения какого-либо учения, церковные догматы и обряды и т. п.

• правило, положение какого-нибудь направления, учения

• свод положений, имеющих догматический характер

• священное Писание — книги Библии, признаваемые церковью боговдохновенными

• скала, отшлифованная ветрами моды

• стартовая площадка для взлета свободной фантазии

• форма многоголосной музыки

• церковное хоровое песнопение в честь святого или праздника

• церковное хоровое песнопение

• это слово заимствовано греками из семитских языков, где оно означало «камыш, тростник», оно имело значения «отвес», «линейка для графления», «правило, норма», «мера, образец», а во множественном числе означало «таблицы»

• это слово на древнегреческом означало прямую палку, а в значении «правила, положения» оно встречается в области эстетических наук, искусства, логики, грамматики

• восточный щипковый музыкальный инструмент

• греческое «правило»

• правило учения

• церковное правило

• особая группа христианских песнопений в составе утрени

• типографский шрифт, размер кегля в 40 пунктов

• вид церковной поэмы-гимна

• музыкальная форма голосового пения

• большая хоровая композиция в православной церкви

• система стилистических и иконографических норм изображения

• церковные догмы

• церковные правила, догмы

• церковные правила

• церковная поэма-гимн

• непреложное положение

• форма церковного хорового пения

• форма голосового пения

• признанный состав Библии

• непереложное правило

• свод правил и положений

• церковная поэмагимн

• церковный догмат

• кружевной отворот на мужских шелковых чулках

• церковное правило, свод положений

• непреложное правило

• Непреложное правило

• Свод положений, имеющих догматический характер

• Струнный щипковый музыкальный инструмент

• Вид церковного гимна

• Совокупность книг Библии

• м. церк. установление апостолов, вселенских и поместных соборов, о вере и церковных обрядах. Кормчая книга содержит в себе каноны. Церковная песнь, в похвалу святого или праздника церкви, читаемая или поемая на заутренях и вечернях. Типографское печатальные буквы, набор. Иногда говорится вместо канун. Канонный, к канону относящ. Канонник м. книга с церковными песнями, канонами. Канонщик, -щица, начетчик, грамотей раскольничий, читающий по домам каноны и псалтырь. Каноник, римско- католичический соборный священник. Канонища, римско- католическая монахиня. Канонист м. сведущий в церковном праве и бытописании. Канонический, относящ. к церковным правилам. Каноничество ср. звание или почет каноника. Канонизировать кого, признать святым, по римско-католической церкви. Каноназация ж. действие это

• общепринятые, традиционные правила и положения какого-либо учения, церковные догматы и обряды и т. п

• это слово заимствовано греками из семитских языков, где оно означало "камыш, тростник", оно имело значения "отвес", "линейка для графления", "правило, норма", "мера, образец", а во множественном числе означало "таблицы"

• это слово на древнегреческом означало прямую палку, а в значении "правила, положения" оно встречается в области эстетических наук, искусства, логики, грамматики

• в искусстве — совокупность худож. приемов и правил, считающихся обязательными в ту или иную эпоху, а также "образцовое" произведение

• греческое "правило"

Как писать записки в церкви о здравии или упокоении

Записки в церкви — вопросы и ответы

Мы подобрали ответы священников разных приходов на самые востребованные вопросы, которые людям знать хочется, а ответ получить, зачастую, негде. Плохо, когда люди обращаются к соседке бабе Мане или сотруднице тете Кате, которые сами толком не знают ничего, суеверий нахватались, и вводят народ в заблуждение. Одними из распространенных вопросов являются, как писать записки в церкви о здравии и упокоении, что такое проскомидия, чем записочки друг от друга отличаются, за кого можно подавать записки на молебен, т.д.

Из ответов священника Константина Пархоменко

Можно ли подавать записочки за не крещеных (или если не уверен, что человек был крещен)?

По древнему правилу церкви во время Евхаристии молятся только за крещеных людей, членов Церкви. Записочки за не крещеных подавать нельзя. Если вы не уверены, что человек, за которого хотите записку подать, крещеный, сделайте приписочку – аще крещен .

Скажите, когда мы подаем записки на проскомидию, то должны при чтении записочек выниматься частицы с просфор. А если в церкви много народу, разве это возможно? Это сколько же просфорочек нужно?

За каждое имя при наличии большого числа записочек, конечно, частицы не вынимаются. Просто во время проскомидии алтарники читают записочки, и получается, что одна частица сразу за, может даже, десятки имен вынимается.

Расскажите, какие бывают записки в церкви, чем отличаются простые от заказных и какую записку лучше подавать, а то очень все запутанно и непонятно.

Записки принимаются на:

  • Проскомидию (так называемая «простая записка»)- имена ваших близких будут поминаться на проскомидии.
  • Ектению (заказная записка) – также помянутся имена на проскомидии, и, кроме того, во время ектении.
  • Молебен – если вы успели записочку до начала Литургии подать, то за ней упомянут, и после нее, на молебне. Поминаются только имена, поданные за здравие.
  • Записки на панихиду – подаются за упокоение. Человеку, подавшему такую записку, желательно не уходить сразу после этого, а поприсутствовать на службе, что хорошо и для усопших его близких, и его самого.

Кто-то говорил, что не разрешали, якобы, вписывать в поминальные записки людей неверующих, но крещенных. А ведь уже то, что в свое время родители их крестили, не смотря, может, на тяжелое в религиозном плане советское время, некоторые даже тайком на дому крестили деток, и тем самым все же причислили их к Церкви. Пусть потом человек и ушел далеко от Бога, но даже в разряде заблудших мы можем за него помолиться.

Можно ли отпевать в церкви самоубийц и подавать за них записки в церкви? А если точно неизвестно, сам ли наложил руки на себя человек, или ему «помогли», и при каких обстоятельствах, или что могло толкнуть его на это?

Если человек совершил самоубийство под влиянием невменяемости, алкогольного или наркотического беспамятства, случайно, то за него может совершиться отпевание в церкви, и в записках писать его имя нельзя. Ежели же он это сделал сознательно, будучи при памяти и в своем уме — за него может быть совершен только соответственный чин. Если вопрос спорный, человек абсолютно был адекватным, и не собирался никак совершать самоубийство, можно писать епископу прошение и возможно, будет принято положительное решение.

Как правильно писать записки за здравие и упокой, где найти правильный образец

  • Изначально на листике поставьте православный крест (помните, если вы испортили каким-то образом записку, а на ней уже стоит крест, ее нельзя просто выбросить, нужно либо сжечь, либо отдать в свечную лавку).
  • Затем показываем священникам, за что молится: за здравие или за упокой.
  • После этого разборчиво и четко вписываем одно за одним в столбик имена в родительном падеже, в полном церковном имени. То есть примерно так: Сергия, Ольгу, Алексия, а не так: Сережу, Олю, Лешу.

Если пишется имя младенца, то впереди добавляется мл. (например, мл. Ильи) — детки до 7 лет.
Если пишется за священнослужителя, то прибавляется впереди имени его чин, например, за прот. Андрея)

Если подается записка с именем болящей, то прибавляется перед именем бол. Например, бол. Татианы)

Люди, за которых подаете записки, должны быть крещены в православии, и вписывать надо их имена, соответствующие святцам (с каким именем крестили). Например, не Алла, а Ангелина, не Генрих, а Геннадий, не Леся, а Елена).

Как правильно молиться о близких?

Издавна в православных семьях были такие книжечки — помянники, в которые записывались имена живых и усопших родственников и близких. Книжечки передавались по роду детям-внукам-правнукам, и они могли постоянно молиться за всех близких людей, молитвенно помогая им.

Помимо этого, можно молиться дома за близких, это называемое келейное поминовение. У него есть большое преимущество — дома можно поминать и не крещеных, и людей в другой вере, и самоубийц. Но — нужно взять на это благословение священника. Преподобный Макарий Египетский даже об язычниках молился, преп. Феодор Студит — об еретиках, и молитвы их не были бесплодны.

По материалам сайта azbuka.ru

Поделитесь информацией с друзьями в соцсетях

Родительские субботы — что это?

Церковный развод (расторжение брака) - образец прошения, причины, последствия

Порядок расторжения церковного брака

По сути, процедура развенчания достаточно проста и не требует посторонней помощи.

В органах ЗАГС при разводе не требуется указание причин и их объяснение, в суде тоже особо вопросов не возникает, в случае церковного расторжения брака необходимы серьезные основания и доводы.

При данном виде расхода супругам необходимо подать прошение о расторжении брака епархиальному архиерею. Прошение рассматривается в индивидуальном порядке.

Если архиерей посчитает причину весомой, то в таком случае бывшие супруги имеют право на новый брак.

Что это такое

Расторжение брака церковного и гражданского имеют существенные отличия. Церковный развод, по сути, дает право на разрешение второго брака и признает данный брак нехристианским.

В церкви не приветствуют такие разводы и считают развенчивание большим грехом.

Церковь считает, что брак должен быть один и на всю жизнь.

Чем регулируется

Основными актами церковного законодательства являются:

Взаимосвязь церковного, гражданского и фактического брака

Существуют такие виды браков:

  • церковный (освящается церковью и Богом);
  • гражданский (регистрируется государственным органом ЗАГС, выдается свидетельство о браке);
  • фактический ( совместное проживание, которое никаким образом не оформляется).

Церковный и гражданский брак имеют взаимосвязь, т.к. таинство венчания возможно только после заключения брака в органах ЗАГСа.

Причины расторжения

Церковный брак может быть расторгнут только по весомым причинам:

  • супруг или супруга отреклись от православной веры;
  • один из супругов изменил;
  • супруг женился/вышла замуж;
  • болезнь СПИДом или сифилисом;
  • без вести пропал или осужден;
  • супруга/ супругу признаны психически больными;
  • аборт без согласия супруга.

По мнению церкви, такие причины являются существенными и весомыми при принятии решения о развенчании.

Такие же причины как «не сошлись характером» или не нашли общий язык, отсутствие материального обеспечения семьи не могут быть основаниями для церковного развода.

Измена

Основной причиной развода согласно церковному законодательству является прелюбодеяние, в результате чего брак осквернен. Христианское учение не сразу было воплощено в жизнь, его правила противоречили традициям как еврейского народа, так и нормам римского права.

По преданиям Евангелие верность должна храниться как с стороны мужа, так и жены.

Но по решению церковного суда было решено, что это требование слишком высокое для общества.

Суд брал во внимание нормы гражданского права, в основе которого лежало:

  • римское право;
  • и включало христианские нормы.
Новая вера

Если один из супругов решил принят другую веру, то обратиться с просьбой о развенчании имеет право тот, кто остался с православной верой.

Новая семья

Если супруг или супруга вступили в другой гражданский или фактический брак, то это может быть основанием церковного развода.

Видео: причины развенчания Невозможность иметь детей

При отсутствии у пары ребенка, а также неспособности их иметь, пара имеет право обратиться в церковь с просьбой о развенчании.

Длительное отсутствие

Согласно византийским преданиям, если супруг – военнослужащий и отсутствует в течение 5 — 10 лет, это приравнивается к смерти, и супруга имеет полное право вступить в новый брак.

В случае, если супруг после нового брака жены вернулся, он в полном праве может вернуть свою супругу и восстановить брак.

Если же военнослужащий оказался в плену и находился там все это время, это не являлось для супруги основание развода.

Неизлечимое психическое заболевание

В случае обнаружения у одного из супругов психического заболевания или он стал психически неуравновешенным, это дает право второму супругу обратиться о просьбе пару развенчать.

Аборт

Есть ситуации, при которых жена совершила аборт, который, по сути, является большим грехом:

  • не уведомив об этом мужа;
  • или же уведомив, но не получив от него согласия.

В таком случае супруг имеет право на прошение о церковном разводе.

Рукоприкладство

Если в семье применяется рукоприкладство, и постоянное насилие, то потерпевший в этой ситуации имеет право подать заявление о прошении на развенчание.

Другое

В современном мире, церковь может развенчать, когда кто-то из супругов хронически болен хроническим:

О том, как правильно провести процедуру расторжения брака с осужденным, написано тут.

Образец прошения о расторжении церковного брака

Для получения церковного развода, нужно подать документ — прошение о развенчании.

Написание прошения не составит труда, в нем нужно указать:

  • историю брака;
  • дату совершения таинства венчания;
  • где оно проводилось;
  • и причину развода.

Помимо прошения, к нему нужно приложить определенные документы. Заканчиваться прошение должно словами «Прошу прощения за расторгнутый брак…».

Образец прошения можно скачать в прикрепленном файле.

Кому подавать

Прошение нужно подавать только в епархиальное управление епархиальному архиерею. Прошение будет рассмотрено Владыкой в индивидуальном порядке, после чего примет решение.

Указание согласия второго супруга

В прошении нужно указать, согласен ли второй супруг на развод.

История брака

В документе вы должны честно и последовательно изложить историю брака, ведь от этого будет зависеть, какое решение примет архиерей.

Причину развода

При написании прошения следует указать причину, по которой вы решили развестись.

Следует помнить, что она должна быть:

  • достаточно значительной;
  • и соответствовать церковному законодательству.
Дату и место венчания

В прошении нужно указать:

  • дату вашего таинства венчания;
  • и в каком соборе или церкви оно проходило.
Дополнительные документы

К прошению необходимо приложить копию свидетельства о разводе гражданского брака.

Если у вас есть документ о венчании, стоит приложить и его копию, а также согласие второго супруга на церковный развод.

При подаче документов в Епархию, на них ставится резолюция, после чего документ выдается бывшим теперь супругам.

Рассмотрение

Епархиальный архиерей рассматривает предоставленное прошение и документы, и если он примет решение, что данные причины развода являются существенными, супругов развенчают и благословят на новый брак.

Не знаете, какие существуют убедительные основания для расторжения брака? Смотрите здесь.

Подробно о том, как делится квартира в ипотеке при разводе, читайте тут.

Вопросы

По поводу церковного развода достаточно много возникает вопросов на счет:

  • последствий такого развода;
  • и возможности вступить в брак повторно.
Повторный брак

При наличии значимых причин, архиерей может дать благословление на вступление в новый брак. Обратите внимание, что церковь все же не одобряет вторые браки и совершает это только как снисхождение к человеческой немощи.

  1. Если оба человека вступают в брак во второй раз, то для них добавляются молитвы — нет вопрошений о свободе волеизъявления.
  2. Если же один из них вступает в брак впервые, то процесс венчания обычный.

И все же, к таинству венчания нужно сразу подходить с полной серьезностью. Не следует проходить данный обряд только в силу того, что это может быть модно или красиво, это должно произойти осознанно. Если вы все-таки еще не поняли всю серьезность данного обряда, не спешите венчаться сразу после государственной регистрации гражданского брака.

Свидетельство о венчании в отличии от свидетельства о браке не имеет юридической силы, но по значимости – это особенный документ.

А свидетельство о венчании хоть и не имеет юридической силы, тоже не менее значимый документ.

Последствия

Не имеет права повторного венчания тот из супругов, кто стал виновным в расторжении церковного брака.

Но, следует принять к сведению, что православные законы разрешают повторно венчаться не больше трех раз.

Третий брак церковь допускает только в целях не допустить греховное прелюбодеяние.

Как правильно подать записку в храме

Как правильно подать записку в храме

Перед началом службы верующие подают записки. Как правило, это происходит за свечным ящиком.
В нашем храме – при входе, где продаются свечи, крестики, иконы, книги, оформляют требы.
Перед началом Божественной Литургии записки передаются в алтарь, где священнослужители прочитывают их, вознося молитву за наших родных и близких. Поминовение за Божественной Литургией — особый вид общецерковной молитвы. Заказывая молитву, мы заботимся о здравии и душевном спасении наших близких или о блаженном упокоении усопших.
Домашняя молитва, как правило, не имеет такой благодатной силы как молитва общая, молитва единая, молитва Церкви. Церковная молитва — эта та молитва, о которой Господь сказал: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 19-20).

Кого нужно и можно поминать в записках «О здравии»
В записке «О здравии» мы упоминаем всех, кому мы желаем здравия, спасения и благоденствия. Понятие «здравие» включает не только здоровье, физическое состояние человека, но и его духовное состояние, благополучие. Мы просим о здравии не только для близких и родных нам людей, но и тех, кто причинил нам зло, кого обидели мы. Если мы молимся о здравии человека, который сделал много зла, значит, мы хотим, чтобы Господь переменил его намерения, сделал так, чтобы наш недоброжелатель обратился к Богу, научился пребывать в мире с окружающими. Молитва за врагов, за враждующих — великая сила для прекращения вражды и водворения мира.

Записка «О упокоении»
В записке «О упокоении» мы пишем имена усопших родных, знакомых, наставников, благожелателей, всех, кто нам дорог. Наши отношения с ближними не прекращаются после их смерти. Смерть прерывает только видимое общение с ними. Но в Царстве Христовом смерти нет, а то, что мы называем смертью, есть переход из временной жизни в вечную. Наши молитвы о усопших — это продолжение наших отношений с ближними. Мы веруем в то, что Премилосердный Господь по молитве нашей простит души, умершие хотя и во грехах, но с верой и надеждой на спасение. И мы, подавая записку за них, просим Господа, упокоить их души, простить прегрешения, даровать Царствие Небесное. Ведь многие перед смертью не успели сподобиться Таинства Покаяния и Святого Причащения, умерли неожиданной или насильственной смертью. Усопшие уже не могут сами покаяться, дать милостыню. Только принесение о них Бескровной Жертвы, молитвы Церкви, милостыня и благотворение за них могут облегчить их загробную участь.

Заказная записка
Если подана заказная записка, священником совершается действо, которое называется возношением Жертвы. Приготовление к Ней начинается во время проскомидии. Проскомидия — это часть Литургии, во время которой приготовляют хлеб и вино для Таинства Причастия. Священник вынимает частицы из 5 особых хлебов – просфор. В это время и читаются поминания — записки, книжки-помянники, которые поданы нами на проскомидию. После прочтения каждого имени, указанного в записке, священнослужитель вынимает частицу просфоры, говоря: «Помяни, Господи, (указывается написанное нами имя)». Частицы, вынутые из поданных нами просфор, не освящаются в тело Господне. Эти частицы приносятся для того, чтобы посредством их верующие, имена которых написаны в наших записках, получили благодать, освящение и отпущение грехов от приносимой на Престоле очистительной жертвы. В конце Литургии эти частицы погружаются в чашу с Телом и Кровью Христовой. При этом священник произносит такие слова: «Отмый (омой), Господи, грехи зде (здесь) поминавшихся Честною Твоею Кровию молитвами святых Твоих». Таким образом, душам поминавшихся о здравии и об упокоении подается особая Божия Благодать.

После окончания Литургии о помянутых в заказной записке « O здравии» возносится молитва на молебне. Имена в заказной записке «О упокоении» поминаются на панихиде.

Можно заказать поминовение живых или усопших на месяц, на полугодие, на год.
В некоторых храмах и монастырях принимаются записки на вечное поминовение.

Сорокоуст
Это молебен, который совершается Церковью ежедневно в течение сорока дней. Каждый день в течение этого срока происходит изъятие частиц из просфоры. Сорокоусты совершаются в воспоминание вознесения Господня, случившегося в сороковой день после Воскресения. Сорокоусты заказываются не только о упокоении, но и о здравии, особенно о тяжелобольных.

Молебен

Это особое Богослужение, при котором просят Господа, Богородицу, святых о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благ. В храме молебны совершаются после Литургией, а также после утрени и вечерни. Общественные молебны совершаются в дни храмовых праздников, на Новый год, перед началом учения года, при стихийных бедствиях и по другим особым случаям. Другие молебны совершаются по просьбам и нуждам верующих.
Как правило, во время этих молебнов происходит малое освящение воды. Записка на молебен, в отличии от обычной записки, начинается с указания, какому святому возносится молебен, пишется, о здравии он или о упокоении. Затем перечисляются имена тех, о ком будет возноситься молебное пение, по тем же правилам, что в простой и заказных записках.

Как правильно написать записку

В записках для поминания пишут имена только тех, кто крещен в Православной Церкви .

1. Записки надо подавать до начала Литургии. Лучше всего записки о поминании подать вечером или рано утром, до начала службы.
2. Вписывайте имена живых и усопших не второпях, но с осознанием того, что вы делаете. Думайте о них с глубоким чувством сопереживания, поминайте их с искренним желанием им блага – это уже ваша молитва за них.
3. Записка должна содержать не более десяти имен. Если вы хотите помянуть многих своих родных и близких, подайте несколько записок.
4. Имена должны быть написаны в родительном падеже, то есть отвечать на вопрос «кого?».
5. Первыми указываются имена архиереев и иереев, причем указывается их сан — например, «о здравии» епископа Тихона, игумена Тихона, иерея Константина, затем пишите свое имя, своих родных и близких, а затем тех, кого считаете своими недоброжелателями или врагами. Таким же образом вносите имена и в записки «О упокоении».
6. Все имена должны соответствовать церковному написанию (например Георгия, а не Юрия) и полностью (например Александра, Николая, но не Саши, Коли).
7. В записках не указываются фамилии, отчества, звания и титулы, степени родства.
8. Ребенок до 7 лет в записке упоминается как младенец — младенца Иоанна.
9. Если вам кажется это важным, в записках о здравии перед именем можно упомянуть «болящего», «воина», «путешествующего», «заключенного».
10. В записках «О упокоении» усопший в течение 40 дней по кончине именуется «новопреставленный». Допускается в записках «О упокоении» написание перед именем «убиенный», «воин», «приснопамятный» (день смерти, день именин усопшего).
11. В поминовениях об упокоении нельзя писать имени покончивших с собой. В записках нельзя также упоминать имена усопших, причисленных к лику святых.

Образец записки «О здравии» Образец записки «О упокоении»

Панихида
К заупокойным требам относятся панихиды и отпевания. Церковное поминовение усопших совершается только о тех, кто был крещен в православной вере. Панихиды по самоубийцам не совершаются. Тем более они не могут быть поминаемы на Литургии. Кроме этого совершаются особые поминовения всех сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнуты внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды называются вселенскими.

Записки на молебен или панихиду, которые совершаются после окончания Литургии, подаются отдельно.

Помянник
В тех семьях, где с уважением относятся к традициям православного благочестия, имеется помянник, особая книжечка, в которую записывают имена живых и умерших и которая подается во время богослужения для поминовения. Книжки помянников и сейчас можно приобрести в храмах или магазинах православной книги. Помянники хранят около домашних икон или в своем храме у свечного ящика.

Поминальные записки

Записка «О Здравии»
Подается с просьбой совершить молитвы о физическом и душевном здоровье человека, о его благополучии. Сюда записывают всех живых крещенных людей, которым вы желаете здоровья, спасения и благоденствия.

Записка «Об Упокоении»
Подается с просьбой совершить молитвы об упокоении душ усопших людей. Церковное поминовение облегчает душе проходить мытарства после отшествия из тела.
? внесение имени живого человека в записку «об упокоении» никоим
образом этому человеку не вредит.

О ком можно подавать записки?
? любой человек может быть упомянут в записке (не только родственник
или знакомый), при условии, что Церковные правила позволяют
подавать записку о нем.

О ком нельзя подавать записки?
Церковь не поминает следующих людей:
? самоубийц;
? не крещенных в православной вере (атеистов, инославных, иноверцев);
? усопших, причисленных к лику святых.
• например: блаженная Матрона, блаженная Ксения.
Причина проста: находясь у Престола Божия именно они
молятся за нас;
? убежденных атеистов и богоборцев, даже если они были крещены
в Православие.
Не следует подавать записки о них.

Поминовение самоубийц в Храме возможно только при соблюдении следующих условий:
? при наличии официального медицинского заключения ,
свидетельствующего о том, что человек наложил на себя руки в состоянии
помешательства, в невменяемом состоянии;
? и при наличии архиерейского благословения на их отпевание и церковное
поминовение:
• для его получения вам нужно обратиться к епископу вашей
епархии. Только епархиальный архиерей может дать разрешение
на отпевание самоубийц;
? отпевание без такого благословения будет самочинным
и непозволительным.

Возможное поминовение самоубийц дома:
? Оптинские старцы разрешали поминать самоубийц только по желанию
близких родственников и только краткой молитвой, которая, примерно,
должна иметь такой вид: «Господи, если можешь, помилуй раба Твоего
(имя человека)».

Что делать, если вы подали записку о человеке, которого, по Церковным правилам, нельзя поминать в Храме?
? если это произошло, то необходимо сказать об этом священнику
на исповеди.

Заполнение записки – духовная составляющая этого процесса:
? вписывая имена живых и усопших, поминайте их в процессе писания
с искренним желанием им блага, от чистого сердца, стараясь
припомнить того человека, чье имя вы вписываете – это уже
молитва за него.

Порядок написания имен в поминальных записках:
? желательно – разборчивым подчерком. Лучше всего – печатными
буквами;
? имя пишется полностью, в т.ч. и детские имена, без сокращения
и уменьшительно-ласкательных форм;
? имя поминаемого пишется в родительном падеже. о здравии,
об упокоении «кого?»;
? все имена должны быть даны в церковном написании. т.е. так, как это имя
упомянуто в Святцах:
• если имени человека, о котором подается записка, нет в святцах
(не православное имя; имя, придуманное в советский период),
то (лучше заранее дома), перед подачей записки, вам
необходимо выяснить, был ли этот человек крещён в
Православие и, какое имя ему было дано при крещении.
Это имя и следует упоминатьв подаваемой вами записке;
• если выяснить имя, данное при крещении, не представляется
возможным, но вы точно знаете. что человек был крещен
в Православие, то можно указать его не православное имя
(светское) и рядом, в скобках, обозначить для священника
информацию о том, что поминаемый человек был крещен
(крещ.) ;
• если вы не знаете полного христианского имени человека и
не уверены, был ли он крещен, воздержитесь вносить его имя
в записку до выяснения фактов. Тем временем поминайте его
в своих частных молитвах.
? если вы хотите помянуть большее количество людей (более десяти),
пожалуйста, по возможности, подавайте несколько записок. Не очень
длинные записки священник имеет возможность прочитать
внимательнее.

Последовательность перечисления поминаемых людей в записке:
? первыми вписываются имена священнослужителей с указанием их сана:
• патриарха …. митрополита …. архиепископа ….,
епископа …. протопресвитера …. архимандрита ….,
протоиерея – игумена …. иеромонаха …. иерея ….,
архидиакона …. протодиакона …. иеродиакона ….,
диакона …. иподиакона …. монаха (монахини) ….,
послушника (послушницы) ….; чтеца ….;
? далее следует имя вашего духовного отца – священника, который
вас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа;
? затем перечисляются детские имена:
• младенца (младеницы) …. – это ребенок до 7 лет;
• отрока (отроковицы)…. – это ребенок от 7 до 14 лет;
? теперь вписываются имена всех остальных взрослых мирян:
сначала мужские имена, а затем женские:
• ваши родители;
• свое имя;
• имена членов вашей семьи, близких и родных;
• имена ваших благодетелей;
• если у вас таковые имеются, то далее пишете имена своих
недоброжелателей, обидчиков, завистников и врагов;
? по благочестивой традиции после списка имен обычно вписывают фразу
«Всех православных христиан», которая говорит о том, что вы желаете
спасения всем без исключения, православным христианам, имена
которых вы могли забыть, или не знать.

В какой период службы лучше всего подавать записки?
? чтобы священник успел вынуть частицы в поминовение здравствующих
и усопших, записки следует подавать до начала Божественной
Литургии (т.е. до 9.00 утра), а еще лучше и правильнее – накануне ,
с вечера (см. расписание ).

Дополнительная информация, которую не следует указывать в записках:
? не указываются:
• фамилии и отчества,
• звания и титулы,
• степени вашего родства;
? не пишется «старица»/ «старец», а указывается конкретный титул
поминаемого вами священнослужителя;
? в качестве дополнения к имени вы можете написать (в понятном
сокращении):
• воина;
• болящего – (болящ.);
• путешествующего – (путеш.);
• заключенного – (закл.);
• заблудшего – (забл.);
• страждущего – (стражд.);
• озлобленного – (озлоб.);
• учащегося – (учащ.);
• скорбящего – (скорб.);
• беременной (непраздной) – (непразд.).
? в записках «Об упокоении» не пишут:
• убиенный и т.п. – такие записи не имеют значения для души
усопшего;

Дополнительная информация, которую вы можете указать в записках:
? в записках «Об упокоении» добавляют:
новопреставленный — усопший в течение 40 дней после
кончины;
приснопамятный (достойный всегдашнего воспоминания) —
усопший, имеющий в этот день памятную дату:
— день смерти,
— день именин
— и день рождения усопшего.

Сроки записок о поминовении в нашем Храме?
В нашем Храме вы можете подать записку:
? о единоразовом поминовении;
? о поминовении на срок: месяц, полугодие, год.

Можно ли подавать записки о здравии еще не родившегося ребенка?
Нельзя. Не родившийся ребенок еще не принял Святого Крещения, а в записках пишут только имена крещеных православных христиан.

Какова дальнейшая судьба записок, после прочтения их священником?
Вечером все прочтенные за день записки сжигаются.

Записки подаются для поминовения:
? на проскомидии. Подается обычная записка:
• «О Здравии»,
• «Об упокоении»;
? на сугубой ектении. Подается заказная записка:
• «О Здравии»:
— за путешествующих или тяжко болящих
членов прихода,
— когда хотят помолиться об успешном
совершении благого дела.
• «Об упокоении»:
— только о новопреставленных и только на
заупокойной литургии;
— в воскресные дни, в праздники,
предпразднества и попразднества в день
памяти святого или праздник, когда
служится полиелей или славословная
служба, поминовение усопших «на сугубой»
не совершается;
? на молебне. Подается заказная записка:
• «О Здравии»;
? на сорокоусте. Подается заказная записка:
• «О Здравии»,
• «Об упокоении»;
? на панихиде. Подается заказная записка:
• «Об упокоении».

Краткое описание поминовения на проскомидии:
? Проскомидия – это часть Литургии, во время которой приготовляют
хлеб и вино для Таинства Причащения;
? поминовение по обычным запискам происходит в Алтаре, без чтения
во всеуслышание;
? сначала из пяти богослужебных просфор, после особых молитв,
священником вынимаются частицы и укладываются в определенном
порядке на дискос (круглое блюдо на подставке, символизирующее
ясли, в которых родился Спаситель):
«Агничная» частица служит для Причащения;
“Богородичная”. вынимается в честь Божией Матери и кладется
по левую сторону от Агнца;
“Девятичинные” частицы, вынимаются в честь святых:
— Иоанна Крестителя,
— пророков,
— апостолов,
— святителей,
— мучеников и преподобных,
— бессребреников,
— Иоакима и Анны
— и того святителя, имени которого
совершается литургия.
Они кладутся по правую сторону от Агнца, по три в ряд;
• из 4-ой просфоры вынимают частицы о живых – о Патриархе,
епископах, пресвитерах и диаконах;
• из 5-ой просфоры вынимают частицы об усопших –
Патриархах, создателях храмов, епископах, священниках.
? затем в Алтаре читаются поминальные записки верующих и, после
прочтения каждого имени, священнослужитель вынимает частицу из
просфор (не богослужебных, а поданных верующими), говоря:
”Помяни, Господи, (указывается написанное имя) “. Эти частицы
также кладутся на дискос. Это – первое поминовение тех,
чьи имена написаны в поданных записках;
? частицы, лежащие в этом порядке на дискосе, символизируют всю
Церковь Христову, собравшуюся около Агнца;
? следует помнить, что частицы, вынутые во время прочтения
поминальных записок, не служат для очищения грехов тех, кто эти
записки подавал
. Они, после окончания Таинства Причащения, будут
внесены в потир (вместе с остальными частицами, вынутыми из 4-рех
богослужебных просфор). Находясь возле Тела Господня («агничной»
частицы), все они пропитаются Божественной кровью, исполнятся
святыни и духовных дарований – ниспосылая их тому, о чьих именах
возносились молитвы. Т.е верующие, имена которых написаны в
записках, получат благодать, освящение и отпущение грехов от
приносимой на Престоле очистительной жертвы.
? т.о. во время поминовение живых и усопших именно в Церкви,
на литургии, происходит очищение Кровью Христовой грехов, которые
совершают и совершали поминаемые нами люди.

Просфоры, подаваемые на проскомидию:
? каждая просфора двусоставна, в знак двух природ Христа: божественной
и человеческой; священник вынимает из одной просфоры частицы
и за здравие, и за упокоение;
? таким образом, вы вполне можете заказать только одну просфору;
? мнение, что для проскомидии необходимо заказывать две просфоры:
о здравии и об упокоении – это благочестивый обычай;
? мнение, что чем больше закажешь просфор, тем лучше – ошибочное, т.к.
количество заказанных просфор не влияет на качество поминовения.

Сугубая ектенья:
? ектенья не является сама по себе молитвой, это призыв к молящимся в
храме помолиться о том или ином случае, деле, человеке;
? т.о. – заказывая поминовение «на сугубой», вы просите членов общины
помолиться о том или ином человеке, находящемся в обстоянии;
? на записке необходимо написать:
• «Сугубая ектенья»;
• указать случай, по которому вы просите молитв общины:
новопреставленного/ой ,тяжко болящего/ей,
путешествующего/ей.

Краткое описание поминовения на сугубой ектении:
? имена из заказных записок произносятся на молении вскоре после чтения
Евангелия;
? начинается сугубая (усиленная) ектения:
• общий призыв к Богу, троекратное “Господи, помилуй!” Диакон
призывает: “Рцем (то есть да скажем, будем молиться, говорить)
вей от всея души, и от всего помышления нашего рцем!”;
• в двух прошениях верующие усиленно просят Господа услышать
их молитву и помиловать их: “Господи, Вседержителю, Боже
отец наших, молитися (то есть молится Тебе), услыши и
помилуй. – Помилуй нас, Боже…”;
• все находящиеся в храме просят о Патриархе, о епископе, о
священнослужителях (притче церковном) и о всей “во Христе
братии нашей”, о властях и воинстве…;
• Церковь молится о милости (чтобы Господь умилостивился над
нами), о жизни, мире, здравии, спасении, посещении (то есть
чтобы Господь посетил, не оставил своими милостями),
прощении, оставлении грехов рабов Божиих братии святого
храма сего;
• в последнем прошении диакон призывает помолиться о
плодоносящих и доброделающих (о благотворителях этого
Храма), труждающихся (для храма), поющих и предстоящих
людях, ожидающих от Бога великие и богатые милости;
? во время ектений диакон произносит имена тех, кто указан в заказной
записке. и призывает на них благословение Божие, а священник читает
молитвы.
Затем священник произносит молитву перед Престолом, громко называя
имена из записок ;
? в определенные дни за сугубой ектенией следует особая ектения об
умерших, в которой молятся за всех усопших, просят Господа простить им
все прегрешения вольные и невольные, упокоить их в селениях
праведных и, признавая, что нет человека, который бы не согрешил в
своей жизни, умоляют Господа даровать усопшим Царствие Небесное,
где все праведные обретают покой.

Виды Молебнов:
? Молебен – это усердная молитва о живых в различных житейских
нуждах.
? Общественныемолебны – совершаются в дни храмовых праздников, на
Новый год, перед началом учения детей, при
стихийных бедствиях, эпидемиях и т. д.
? Частный молебен – совершается по просьбам и нуждам верующих, т.е.
заказывается Вами. При этом не забудьте сказать в
Церковной лавке, какой именно:
• без водосвятия ;
• или водосвятный – совершается малое
освящение воды, после чего она
раздается верующим.
? Молебны могут совершаться до или после Литургии, а также после
утрени и вечерни (см. расписание ).

Заказная записка о здравии с Молебном:
? в дополнение к изъятию частицы из просфоры диакон гласно читает
имена поминаемых на ектений;
? затем эти имена повторяет священник перед престолом;
? после окончания литургии о них возносится молитва на молебне. особом
Богослужение, при котором:
• просят Господа, Богородицу, святых о ниспослании милости;
• или благодарят Бога за уже полученные блага -
благодарственныймолебен;
? Порой человек, заказывающий молебен, не дожидается его совершения и
уходит из храма, оставляя только записку. Господь приемлет всякую
жертву, но намного действеннее помолиться вместе со священником,
нежели предоставлять тому умолять за нас Бога.

Особенности заполнения записки на Молебен:
? сначала указываю, кому возносится молебен:
• Спасителю (благодарственный, о болящих, о путешествующих
и др.);
• Божией Матери (разным Ее иконам);
• почитаемым святым;
? затем пишется, о здравии он или об упокоении;
? и теперь перечисляются имена тех, о ком будет возноситься молебное
пение.

Панихида:
? это заупокойная треба;
? она совершается только по крещенным;
? Православная Церковь не возносит молитв об усопших, сознательно
отвергших Бога, отпавших от Православия в расколы, ереси и секты,
отлученных от Церкви, а также о самоубийцах.

Заказная записка об упокоении с Панихидой:
? в дополнение к изъятию частицы из просфоры с называнием имен
усопших:
• диакон гласно произносит на ектений их имена,
• затем имена повторяет перед Алтарем священнослужитель,
• а затем усопшие поминаются на панихиде, которая происходит
после окончания Литургии.

Заказная записка на Сорокоуст:
? Сорокоуст – это молебен, который совершается Церковью ежедневно
в течение сорока дней с ежедневным изъятием частиц из
просфоры;
? подается об упокоении или о здравии (особенно тяжелобольных);
? как правило, сорокоуст об упокоении заказывается в первые же дни по
смерти христианина.

Особенности Сорокоуста о Здравии:
? в современной Православной Церкви в России укоренилась практика
заказа сорокоуста о живых;
? такой Сорокоуст не упоминается ни в церковном Уставе, ни в церковных
Преданиях;
? Православная Зарубежная Церковь в этом вопросе строго придерживается
Церковного Устава, совершая сорокоусты только о новопреставленных.