Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция по охране труда для машиниста телескопического погрузчика img-1

инструкция по охране труда для машиниста телескопического погрузчика

Рейтинг: 4.9/5.0 (1827 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ МАШИНИСТОВ ПОГРУЗЧИКОВ АВТОМОБИЛЬНЫХ

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ МАШИНИСТОВ ПОГРУЗЧИКОВ АВТОМОБИЛЬНЫХ

Машинисты погрузчиков автомобильных (далее — «машинисты») при производстве работ согласно имеющейся квалификации обязаны выполнять требования безопасности, изложенные в «Типовой инструкции по охране труда для работников строительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства», настоящей типовой инструкции, разработанной с учетом строительных норм и правил Российской Федерации, «Правил по охране труда на автомобильном транспорте», «Правил дорожного движения Российской Федерации», а также требования инструкций заводов-изготовителей по эксплуатации погрузчиков автомобильных.

Требования безопасности перед началом работы

1. Перед началом работы машинист обязан:

а) предъявить руководителю удостоверение на право управления автомобилем и удостоверение о проверке знаний безопасных методов работ, получить задание, пройти инструктаж на рабочем месте по специфике выполняемых работ;

б) надеть спецодежду и спецобувь установленного образца;

в) ознакомиться с записями сменщика в бортовом журнале.

2. После получения задания машинист обязан:

а) осмотреть и проверить исправность двигателя, рабочего органа, гидравлической системы, состояние шин;

б) убрать все посторонние предметы на площадке погрузчика и убедиться в отсутствии их на вращающихся деталях двигателя, коробки передач и т.п.;

в) убедиться в нахождении рычага переключения передач в нейтральном положении;

г) перед запуском двигателя предупредить работающих, которые заняты обслуживанием машины или находятся на пути ее следования;

д) после запуска двигателя провести контрольную проверку исправности машины, в том числе:

- выполнить на малой скорости повороты направо и налево;

- проверить работу тормозов;

- проверить работу механизмов наклона рамки движения каретки;

- проверить исправность сцепления;

- проверить исправность приборов освещения и звукового сигнала;

е) произвести осмотр стрелы кранового гуська, грузозахватных приспособлений (строп, траверсы, захватов) и других рабочих органов (ковша, вил);

ж) убедиться в соответствии требованиям безопасности габаритов проездов, разворотов, уклонов и перепадов дорожного покрытия;

з) проверить отсутствие в зоне производства работ линий электропередачи, трубопроводов и других опасных сооружений.

3. Машинист не должен приступать к выполнению работ при следующих нарушениях требований безопасности:

а) наличии трещин или деформаций в металлоконструкциях погрузчика;

б) обнаружении течи в топливной или масляной системе;

в) падении давления в шинах;

г) наличии треска, скрежета и других признаков неисправности гидросистемы или двигателя;

д) неисправности стояночного или рабочего тормоза;

е) неисправности кранового гуська (износа грузового каната, дефекта механизма подъема груза и т.п.) и грузозахватных приспособлений;

ж) недостаточной освещенности и загроможденности зоны работ;

з) наличии в зоне работ линий электропередачи и других коммуникаций;

и) несоответствии груза грузоподъемности машины, установленным рабочим органам и грузозахватным приспособлениям.

Указанные нарушения требований безопасности должны быть устранены собственными силами до начала работы, а при невозможности сделать это машинист обязан сообщить руководителю работ и ответственному за содержание автопогрузчика в исправном состоянии.

Требования безопасности во время работы

4. При передвижении автопогрузчика по территории строительной площадки или предприятия машинист обязан:

а) убедиться перед началом движения в отсутствии людей на пути движения, а также машин и механизмов и дать предупредительный сигнал;

б) при движении в местах скопления людей. возможного их появления (проходов, выходов из помещения) снизить скорость и дать звуковой сигнал;

в) соблюдать установленную для транспортных средств скорость движения на строительной площадке и территории предприятия;

г) не покидать кабину погрузчика при работающем двигателе;

д) избегать резкого торможения на мокрой дороге и при гололеде.

5. При выполнении погрузочно-разгрузочных и транспортных работ машинист обязан:

а) при приближении к месту погрузки (разгрузки) снижать скорость;

б) транспортировать груз на высоте не менее 300-400 мм от уровня дороги;

в) приближаться к транспортному средству для производства погрузочно-разгрузочных работ только после его остановки и выключения двигателя;

г) перемещать крупногабаритный груз, закрывающий видимость пути следования, только в сопровождении специально выделенного лица;

д) захватывать длинномерный груз так, чтобы центр тяжести груза располагался по центру продольной оси стрелы.

6. При погрузке или штабелировании грунта и сыпучих материалов машинист обязан:

а) погрузку материала производить по всему фронту штабеля или забоя, не углубляясь внутрь штабеля по одному следу;

б) очищать ковш от налипшего грунта или материала в опушенном положении лопатой или скребком;

в) при штабелировании сыпучих материалов останавливать погрузчик на расстоянии не менее 1,0 м от бровки откоса.

Машинисту запрещается поворачивать погрузчик с заглубленным в материал или грунт ковшом, а также передвигаться на поперечных уклонах более 10°, на продольных — свыше 20°.

7. При работе погрузчика, оборудованного вилочным захватом, машинист обязан:

а) до начала работы проверить наличие под грузом зазора для свободного прохода вилочного захвата;

б) размешать груз равномерно по всей длине вилочного захвата, упирая его в спинки вилок путем запрокидывания груза при захвате назад на угол 10—15°.

Запрещается транспортировать груз, находящийся на вилочном захвате о неустойчивом положении.

8. При подъеме и транспортировании груза погрузчиком, оборудованным крановым гуськом, машинист обязан:

а) начинать работу только по сигналу стропальщика, закрепленного руководителем работ;

б) применять для строповки груза маркированные стропы, соответствующие массе поднятого груза и схеме строповки;

в) при подъеме груза, близкого по массе к предельной грузоподъемности погрузчика, сначала зафиксировать груз на высоте не более 100-200 мм, после чего осуществлять подъем груза на требуемую высоту;

г) опускать груз на предварительно уложенные прокладки для извлечения строп из-под груза без их повреждения.

- резко тормозить при движении погрузчика с грузом на крюке;

- подтаскивать груз крюком;

- освобождать крюком защемленные грузом стропы.

9. При необходимости перевозки погрузчика машинисту следует затормозить машину на трейлере, опустить рабочий орган, подставить под колеса противооткатные упоры (башмаки) и закрепить расчалками.

10. Устранение неисправностей, осмотр, регулировку агрегатов следует проводить при остановленном двигателе, опущенном на землю или установленном на надежные подставки рабочем органе, затянутом тормозе и переведенном в нейтральное положение рычаге переключения передач.

11. При проведении технического обслуживания машинист обязан:

а) поднять капот погрузчика в крайнее верхнее положение, зафиксировать его крюками-фиксаторами, находящимися на капоте;

б) при перегреве двигателя осторожно открыть крышку горловины, защищая руки от горячего пара, не наклоняя лицо над горловиной;

в) пользоваться насосом для продувки топливопропода;

г) пользоваться специальным ограждением при накачивании шин в гаражных условиях.

При выполнении указанных работ машинисту запрещается:

- открывать водяной краник радиатора при работе двигателя;

- заливать жидкость в радиатор при перегретом двигателе;

- засасывать топливо ртом через шланг.

12. При необходимости проезда по населенному пункту и по автомобильным дорогам машинист обязан:

а) привести рабочий орган в транспортное положение;

б) определить состояние трассы, выяснить возможность преодоления косогоров, подъемов, бродов и искусственных сооружений;

в) сохранять включенной передачу при движении под уклон;

г) переезжать через железнодорожные пути только в установленных местах по сплошному настилу;

д) при остановке погрузчика включить стояночный тормоз;

е) выходя из кабины погрузчика на проезжую часть дороги, убедиться в отсутствии движения транспорта в попутном и встречном направлениях;

ж) применять при транспортировке погрузчиков на буксире или при буксировке других машин жесткую сцепку;

з) выполнять требования «Правил дорожного движения Российской Федерации».

13. Производить погрузочно-разгрузочные работы в охранной зоне действующей воздушной линии электропередачи машинист обязан под непосредственным руководством инженерно-технического работника, ответственного за безопасное производство работ, при наличии письменного разрешения организации — владельца ЛЭП и получении наряда-допуска, определяющего безопасные условия работ.

14. Машинистам в зимнее время запрещается:

а) подогревать двигатель открытым пламенем;

б) работать на погрузчике с неисправным устройством для обогрева кабины;

в) выполнять работы лежа под автопогрузчиком без применения утепленного мата.

15. При работе в ночное время освещенность зоны работ должна обеспечиваться за счет внешних источников света. Применение машинистом фар допускается в качестве дополнительного источника света.

16. Передвижение погрузчика вброд, по льду, по заболоченной местности следует осуществлять только с письменного разрешения руководителя работ в местах, оборудованных указателями. Двери кабины во время переправы по льду водоемов следует держать открытыми.

17. Передвижение погрузчика через канавы, бугры и другие препятствия следует осуществлять под прямым углом на малой скорости, избегая резких толчков и больших кренов машины. Следует при этом избегать крутых поворотов на косогорах.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

18. При проколе в процессе работы шины и утечке воздуха, а также появлении признаков неисправности двигателя, гидросистемы или рабочего оборудования работу необходимо прекратить и принять меры к устранению неисправности.

19. В случае потери устойчивости погрузчика в процессе подъема или перемещения груза необходимо опустить груз и упором каретки в грунт привести погрузчик в нормальное положение. Продолжение работы допускается после устранения причины потери устойчивости погрузчика.

Требования безопасности по окончании работы

20. По окончании работы машинист обязан:

а) отвести погрузчик на стоянку;

б) опустить рабочий орган на землю или установить на подставку;

в) привести рычаги управления в нейтральное положение;

г) затянуть стояночный тормоз и заглушить двигатель;

д) очистить элементы ходовой рамы погрузчика и рабочее оборудование;

в) о всех замеченных неисправностях в работе погрузчика сообщить руководителю или ответственному за содержание машины в исправном состоянии.

Другие статьи

Инструкция по охране труда машиниста автопогрузчика

Инструкция по охране труда машиниста автопогрузчика 1. Общие требования безопасности

1.1. Управлять автопогрузчиком могут лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, а также специальное обучение по устройству, эксплуатации машины и технике безопасности и имеющие соответствующее удостоверение.
1.2. Работать можно только на технически исправном автопогрузчике.
1.3.Машинист автопогрузчика должен выполнять требования безопасности:
а) правила внутреннего распорядка особенно в части запрета нахождения на работе в состоянии алкогольного или наркотического возбуждения
б) правила пожарной безопасности;
в) правила личной гигиены.
1.4. Уметь оказывать помощь пострадавшим при ранениях.
1.5. При следовании к месту работы и обратно на автомашинах строго соблюдать правила перевозки людей на автомашине и выполнять команды старшего по машине.
1.6. На территории стройплощадки необходимо выполнять следующие правила:
а) быть внимательным к сигналам, подаваемым крановщиками грузоподъемных кранов и водителями движущегося транспорта, и выполнять их:
б) не находиться под поднятым грузом;
в) проходить только в местах, предназначенных для прохода и обозначенных указателями:
д) находиться в каске;
е) запрещается использовать грузоподъемные механизмы для подъема людей;
ж) не заходить за ограждения опасных зон;
з) места, где проходят работы на высоте, обходить на безопасном расстоянии, так как возможно падение предметов с высоты;
и) во избежание заболевания глаз не смотреть на пламя электросварки;
к) не прикасаться к электрооборудованию и электропроводам (особенно остерегаться оголенных или оборванных приводов); не снимать ограждений и защитных кожухов с токоведущих частей оборудования;
л) не устранять самим неисправности электрооборудования;
м) не работать на механизмах без прохождения специального обучения и получения допуска;
н) выполнять только порученную работу;
о) не использовать санитарно-бытовое помещение не по назначению (в качестве ночлега и т.п.);
п) при несчастном случае немедленно обратиться за медицинской помощью и одновременно сообщить мастеру (прорабу) о происшедшем;
р) заметив нарушение инструкций другими рабочими или опасность для окружающих, не оставаться безучастным, а предупредить рабочего и мастера о необходимости соблюдения требований, обеспечивающих безопасность работы.
1.7. Рабочий должен знать, что при нарушении требований инструкции он несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.
1.8. Рабочий вправе не выполнять указаний администрации, если они противоречат требованиям безопасности данной инструкции.
. Машинисты допускаются до работы при наличии следующих индивидуальных средств защиты: полукомбинезон хлопчатобумажный, рукавицы комбинированные,
Зимой машинисты дополнительно должны иметь:
куртку и брюки хлопчатобумажные на утепленной подкладке.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Проверьте записи в сменном журнале о техническом состоянии автопогрузчика.
2.2. Осмотрите автопогрузчик и убедитесь в исправности следующих основных узлов: системы управления, муфт сцепления, топливных баков, топливопровода, лебедки главного подъема, грузового и стрелового каната, приборов безопасности, стропов и других чалочных приспособлений. Особое внимание обратите на исправность и регулировку тормозов, нет ли на тормозных лентах масла и влажности. Лента должна быть сухой. Влажную тормозную ленту необходимо немедленно просушить.
2.3. Перед пуском двигателя убедитесь в отсутствии посторонних предметов на вращающихся частях.
После запуска двигателя проверить.
--работу рулевого управления.
--работу тормозов.
--работу механизмов наклона рамки движения каретки.
--исправность сцепления.
--исправность приборов освещения.
--произвести осмотр стрелы кранового гуська, грузозахватных приспособлений.
--убедиться в соответствии требованиям безопасности габаритов проездов, разворотов, уклонов и перепадов дорожного покрытия.
--проверить отсутствие в зоне работ линий электропередач.
2.5. Проверьте, смазаны ли передачи, подшипники и накаты.
2.6. После осмотра необходимо испытать все механизмы на холостом ходу и проверить при этом исправность действия механизмов трубоукладчика и тормозов.
2.7. Убедившись в исправности автопогрузчика, узнайте у ответственного за производство работ характер выполняемых работ. Проверьте состояние участка, на котором будете работать. Участок должен быть ровным, плотным и очищенным от строительных материалов и мусора.
2.8. Проверьте наличие удостоверений у стропальщиков. Не допускайте к обвязке и зацепке грузов посторонних лиц, а также стропальщиков без соответствующих удостоверений.
Не устанавливайте автопогрузчик на песчаном грунте и близко к откосам.

3. Требования безопасности во время работы

3.1.При передвижении автопогрузчика по территории машинист обязан.
-убедиться в отсутствии людей на пути движения и дать предупредительный сигнал.
-при движении в местах скопления людей, возможного их появления снизить скорость и дать звуковой сигнал.
-не покидать кабину погрузчика при работающем двигателе.
- избегать резкого торможения на мокрой дороге и при гололеде.

При работе механизмов автопогрузчика не отвлекайтесь от своих обязанностей.
3.3. При первом подъеме и опускании груза проверьте надежность работы тормозов.
3.4. Производите работу только по сигналу стропальщика.
3.5. Автопогрузчики, имеющие колеса на пневматических шинах, могут работать только на железобетонных и асфальтобетонных покрытиях, на покрытиях из обработанного камня и выровненных земляных площадках.
3.6. Во время укладки штабелей грузов автопогрузчиками или разборки в зоне их работы не должны проходить пути ручной переноски и перевозки грузов, а также не должны проводиться перегрузочные операции. Под зоной работы автопогрузчика подразумевается площадка, необходимая для его маневрирования при подъеме к месту погрузки и обратно.
3.7. При захвате груза необходимо соблюдать следующие требования:
а) груз должен размещаться на захватной вилке таким образом, чтобы возникающий опрокидывающий момент был минимальным, при этом груз должен быть прижат к вертикальной части захватной вилки;
б) при работе с захватной вилкой груз должен распределяться равномерно на обе лапы и может выходить вперед за пределы вилки не более чем на 1/3 длины лап.
3.8. Запрещается:
а) производить отрыв промерзлого или зажатого груза;
б) поднимать груз при отсутствии под ним просвета, необходимого для свободного прохода вилки;
в) укладывать груз краном непосредственно на захватное устройство автопогрузчика;
г)укладывать груз выше защитного устройства, предохраняющего рабочее место шофера от падения на него груза через раму автопогрузчика.
3.9. Транспортировать грузы можно при следующем положении рабочих частей автопогрузчика: рама должна быть отклонена назад до отказа, захватное устройство обеспечивать высоту подъема груза от земли не менее величины дорожного просвета автопогрузчика и не менее 500 мм для автопогрузчиков на пневматических шинах.
3.10. Длинномерные грузы можно транспортировать только на открытых территориях с ровным покрытием, причем способ захвата груза должен исключать возможность его развала или падения в сторону. С этой целью груз необходимо предварительно надежно увязать в пакеты.
3.11. При штабелировании длинномерных грузов спаренными автопогрузчиками выделяется специальное лицо для обеспечения согласованной и безопасной работы автопогрузчиков.
3.12. Максимальный уклон, по которому разрешается транспортирование грузов автопогрузчиками, равен углу наклона рамы назад минус 3°.
3.13. Транспортируемый груз должен укладываться на прокладки, обеспечивающие свободный выход захватной вилки из-под груза.
3.14. При работе со стрелой необходимо соблюдать следующие требования:
а) грузозахватный крюк и стропы должны отвечать требованиям Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов
б) вес поднимаемого груза не должен превышать грузоподъемности автопогрузчика на данном вылете стрелы.
в) нельзя сталкивать груз со штабеля или подталкивать его автопогрузчиком.
3.15. При проведении технического обслуживания.
- поднять капот погрузчика в крайнее верхнее положение и зафиксировать его крюком-фиксатором.
- при перегреве двигателя осторожно открыть крышку горловины, защищая руки от горячего пара и не наклоняя лицо над горловиной.
- пользоваться насосом для продувки топливопровода.
3.16. При выполнении данных работ машинисту запрещается.

-Открывать краник радиатора при работе двигателя.

-Заливать жидкость в радиатор при перегретом двигателе.

-Засасывать топливо ртом через шланг.

4. Требования безопасности в аварийной ситуации

4.1.При проколе в процессе работы шины и утечке воздуха. а также появления признаков неисправности двигателя, гидросистемы или рабочего оборудования работу необходимо прекратить и принять меры к устранению неисправности.
4.2. В случае потери устойчивости погрузчика в процессе подъема или перемещения груза необходимо опустить груз и упором каретки в грунт привести погрузчик в нормальное положение. Продолжение работы допускается после устранения причины потери устойчивости погрузчика.
4.3. При возникновении пожара из-за неисправности электрооборудования погрузчика, негерметичности системы питания, скопления на двигателе грязи и масла и других нарушениях эксплуатации автопогрузчика водителю необходимо:
а) остановить погрузчик;
б) принять меры к тушению загорания, применив огнетушитель и другие средства пожаротушения - песок, землю, брезент.

5. Требования безопасности по окончании работы

5.1. Не оставляйте груз в подвешенном состоянии
5.2. Отведите автопогрузчик в безопасное место.
5.3. Привести рычаги управления в нейтральное положение
5.4. Затянуть стояночный тормоз и заглушить двигатель
5.5. Очистить элементы ходовой рамы погрузчика и рабочее оборудование.
5.6. Накройте тормозные устройства для защиты лент от воды, снега и т.д.
5.7. Вымойте лицо и руки теплой водой с мылом или примите душ.

Инструкцию составил:
Руководитель подразделения

Согласовано:
Инженер по охране труда

Инструкция по охране труда для машиниста фронтального погрузчика

по охране труда для машиниста фронтального погрузчика

Настоящая инструкция разработана с учетом требований законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда, а также межотраслевых правил по охране труда и предназначена для машиниста фронтального погрузчика при выполнении им работ согласно профессии и квалификации с учетом условий его работы в конкретной организации - _________________________.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

1.1. К самостоятельному управлению погрузчиком и его обслуживанию могут быть допущены лица не моложе 18 лет, прошедшие предварительный медицинский осмотр при поступлении на работу, а в дальнейшем - периодические медицинские осмотры 1 раз в три года. Машинисты погрузчиков должны быть обучены безопасным методам работы и должны иметь удостоверение на право управления погрузчиком, выданное ГИБДД, иметь 1 кв. группу по электробезопасности (кроме случаев работы погрузчика в охранной зоне воздушной линии электропередачи).

1.2. Вновь поступающие на работу могут быть допущены к управлению погрузчиком только после прохождения ими:

1.2.1. Вводного инструктажа по охране труда, безопасности движения, пожарной безопасности, производственной санитарии, оказанию первой доврачебной помощи.

1.2.2. Первичного инструктажа по охране труда непосредственно на рабочем месте.

1.2.3. Стажировки в течение 2 - 14 смен под наблюдением механика или бригадира.

1.3. Допуск к самостоятельной работе фиксируется датой и подписью инструктирующего в журнале инструктажа на рабочем месте и оформляется приказом по предприятию.

1.4. Машинист погрузчика должен иметь при себе:

- удостоверение на право управления автомобильным транспортом данной категории, выданное ГИБДД,

- регистрационные документы на транспортное средство (талон технического паспорта), путевой лист или сменный рапорт.

1.5. Обучение рабочих безопасным методам производства работ проводится в течение месяца со дня принятия на работу по программе, утвержденной главным инженером предприятия. Проверка знаний проводится экзаменационной комиссией, назначенной приказом по предприятию. Повторное обучение проводится в следующих случаях:

- периодически, не реже одного раза в 12 месяцев;

- при переходе машиниста с другого предприятия;

- по требованию инспектора или лиц, осуществляющих надзор и контроль за эксплуатацией погрузчика.

1.6. После перерыва в работе по специальности более одного года машинист погрузчика обязан пройти обучение и проверку знаний по технике безопасности и в случае удовлетворительных результатов может быть допущен к стажировке для восстановления необходимых навыков.

1.7. При переводе машиниста с одного погрузчика на другой того же типа, но иной модели или с незнакомым приводом, администрация обязана ознакомить машиниста с особенностями устройства и обслуживания такого же погрузчика и обеспечить необходимую стажировку. После проверки практических знаний машинист может быть допущен к самостоятельной работе.

1.8. Для всех машинистов проводится:

1.8.1. Повторный инструктаж не реже 1 раза в 3 месяца.

1.8.2. Внеплановый инструктаж при:

- изменении правил по охране труда;

- изменении условий работы;

- нарушении машинистом требований безопасности труда, которые могут привести к травме, взрыву или пожару, замене или модернизации оборудования, приспособлений или инструмента;

- перерывах в работе более чем 30 календарных дней.

1.8.3. Целевой инструктаж перед производством работ, на который оформляется наряд-допуск.

1.9. Администрация предприятия обязана:

1.9.1. Обеспечить машиниста производственной инструкцией.

1.9.2. Обеспечить машиниста спецодеждой, спецобувью и средствами индивидуальной защиты в соответствии с отраслевыми нормами.

1.9.3. Обеспечить своевременное и качественное проведение инструктажа и обучение работающих безопасным приемам и методам работы, не допускать к управлению погрузчиком лиц, не прошедших обучение, стажировку, инструктаж по охране труда.

1.9.4. Своевременно выполнять графики планово-предупредительных ремонтов и технического обслуживания погрузчика.

1.9.5. Организовывать работы в соответствии с проектами производства работ или технологическими картами, оформить задания на проведение работ.

1.9.6. Выделить в распорядке дня время, необходимое для осмотра и обслуживания погрузчика.

1.9.7. Обеспечить контроль за использованием рабочими средств индивидуальной защиты, выполнением ими правил и инструкций по охране труда.

1.9.8. Обеспечить санитарно-бытовое обслуживание рабочих, наличие средств оказания первой помощи пострадавшим.

1.9.9. Обеспечить в темное время суток достаточное освещение рабочих мест, проездов, проходов согласно установленным нормам.

1.9.10. Обеспечить пожарную безопасность объекта как в рабочем его состоянии, так и в случаях возникновения аварийной обстановки.

1.10. Машинист погрузчика обязан выполнять правила внутреннего распорядка предприятия, требования инструкции по эксплуатации погрузчика и настоящей инструкции, а также знать:

1.10.1. Правила передвижения погрузчика по территории предприятия и правила дорожного движения. Уметь управлять погрузчиком во время работы и передвижения в соответствии с требованиями правил эксплуатации и техники безопасности.

1.10.2. Правила выполнения и объем работ при ежемесячных осмотрах и техническом обслуживании.

1.10.3. Паспортные данные, устройство погрузчика и приборов безопасности, установленных на нем, ассортимент смазочных материалов, применяемых при эксплуатации погрузчика.

1.10.4. Факторы, влияющие на устойчивость погрузчика, и причины потери устойчивости.

1.10.5. Правила подъема, перемещения грузов, определения пригодности к работе сменных грузозахватных приспособлений.

1.10.6. Порядок выполнения погрузчиком работ в особых условиях, в том числе:

- вблизи линии электропередачи;

- вблизи откосов котлована и траншей;

- при работе совместно с другими транспортными средствами в зимних условиях.

1.10.7. Приемы оказания первой помощи при несчастных случаях.

1.10.8. Носить предусмотренную нормами спецодежду, спецобувь и СИЗ.

1.11. Машинист погрузчика подчиняется инженерно-техническому работнику, назначенному приказом по предприятию о закреплении дорожно-строительной техники, а также инженерно-техническому работнику, назначенному на участке, где работает погрузчик.

1.12. Категорически запрещается находиться в нетрезвом виде на территории строительства и в бытовых помещениях как в рабочее, так и в нерабочее время.

Лица, находящиеся в нетрезвом состоянии, подлежат немедленному удалению с территории предприятия с составлением протокола по форме.

1.13. При возникновении пожара на погрузчике или около него необходимо заглушить двигатель, перекрыть систему и немедленно принять меры к тушению пожара, гасить пламя огнетушителем, песком, землей или другими имеющимися средствами, сообщить о пожаре лицу, ответственному за безопасное производство работ, вызвать пожарную команду, если это необходимо.

1.14. Во избежание поражения электрическим током:

1.14.1. Оказавшись в зоне шагового напряжения, выходить из нее следует небольшими шагами в сторону, противоположную месту предполагаемого замыкания на землю, в частности лежащего на земле провода.

1.14.2. Машинисту погрузчика, корпус которого оказался под напряжением, необходимо опустить рабочий орган в крайнее нижнее положение, остановить двигатель и немедленно покинуть кабину погрузчика, не соприкасаясь с металлическими частями корпуса погрузчика.

1.15. Лица, виновные в нарушении требований настоящей инструкции, несут ответственность в установленном законом порядке.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДО НАЧАЛА РАБОТЫ

2.1. Явиться к лицу, ответственному за безопасное производство работ (прорабу, начальнику участка), фамилия которого записывается в путевой лист, сменный рапорт.

2.2. Получить инструктаж о безопасных способах выполнения сменного задания на месте производства работ.

2.3. Ознакомиться с записями в вахтенном журнале.

2.4. Выполнить наружный осмотр погрузчика, его ходовой части, силовой передачи, грузоподъемного механизма, кабины (при остановленном двигателе и неработающих механизмах).

2.5. Во время осмотра погрузчика проверить:

- комплектность и состояние инструмента;

- уровень и качество масла в картере двигателя;

- наличие топлива в баке и воды в радиаторе, уровень рабочей жидкости в баке гидросистемы, а также отсутствие течи в соединениях трубопроводов и через уплотнение цилиндров;

- тяги, стартер, рулевое управление, двигатель;

- тормозную систему, коробку передач, муфту сцепления, фильтр очистки;

- давление в шинах и состояние аккумуляторов.

2.6. Проконтролировать работу:

- датчиков уровня дизельного топлива, температуры воды, давления масла.

2.7. Произвести смазку узлов погрузчика согласно инструкции по эксплуатации.

2.8. Обнаружив во время осмотра неисправности, которые невозможно устранить самостоятельно, машинист обязан доложить о них своему непосредственному начальнику.

2.9. Если при осмотре погрузчика установлено, что дефектов, препятствующих работе, нет, машинист обязан проверить работу всех механизмов погрузчика на холостом ходу.

2.10. Перед началом работ машинист должен предварительно ознакомиться с местом работы, а также правилами и приемами работ в зависимости от конкретных условий.

2.11. Машинист не должен начинать работу по перемещению грузов, если:

2.11.1. На строительной площадке отсутствует таблица массы поднимаемых грузов и графическое изображение правильных способов подъема и транспортировки грузов.

2.11.2. Недостаточное освещение рабочей зоны, плохая видимость перемещаемых грузов.

2.11.3. Территория площадки, на которой должен работать погрузчик, не имеет доброкачественного твердого и гладкого покрытия (асфальт, бетон, брусчатка и т.д.), в зимнее время территория не очищена от снега и льда, не посыпана песком при гололеде.

2.11.4. Уклон площадки, на которой должен работать погрузчик, превышает допустимый уклон.

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Управлять погрузчиком в соответствии с инструкцией по эксплуатации завода-изготовителя.

3.2. Не отвлекаться от своих прямых обязанностей.

3.3. Не передавать управление погрузчиком посторонним лицам без разрешения своего непосредственного начальника.

3.4. Прежде чем начать движение или включить обратный ход, необходимо подать сигнал и убедиться в отсутствии людей в зоне работы погрузчика.

3.5. Быть осторожным при движении по территории предприятия (максимальная скорость должна быть установлена в зависимости от состояния транспортных путей, интенсивности грузовых и людских потоков). В производственных помещениях максимальная скорость движения автопогрузчика не должна превышать 5 км/час.

3.6. Перед запуском двигателя установить рычаг переключения передач в положение "нейтрально", стояночный тормоз включить.

3.7. На остановках и стоянках машина должна быть всегда заторможена стояночным тормозом.

3.8. Соблюдать особые меры предосторожности при проверке степени заряженности аккумуляторных батарей и уровня электролита.

3.9. При работе с топливом и смазочными материалами уделять особое внимание пожарной безопасности.

3.10. При движении погрузчика наблюдать за верхними препятствиями (проводами, трубами, арками и т.д.).

3.11. При вынужденной стоянке машины для предотвращения дорожно-транспортного происшествия необходимо включить аварийную сигнализацию.

- производить осмотр, устранять неисправности, а также выполнять монтажные работы при работающем двигателе;

- производить обслуживание электрооборудования при включенной "массе", за исключением случаев проверки работы электрооборудования;

- разъединять и подтягивать соединения рукавов и трубопроводов, находящихся под давлением;

- при обслуживании машин пользоваться неисправным инструментом;

- производить работы при неисправных узлах и системах рабочего оборудования и базового шасси;

- производить работы в ночное время при неисправном электрооборудовании и недостаточном освещении места работ;

- производить работы вблизи подземных кабельных линий связи и электропередач, трубопроводов и других коммуникаций, обозначенных на местности знаками;

- при стоянке оставлять стрелу в поднятом положении;

- работать на площадках с уклоном более 50°;

- поднимать груз, масса которого превышает указанную в технической характеристике;

- наполнять ковш с разгона, работать на мягких грунтах;

- находиться под поднятой стрелой и в пределах ее досягаемости;

- производить осмотр, ремонтные и регулировочные работы под погрузочным оборудованием, находящимся в поднятом состоянии. При ремонте или осмотре стрела должна быть надежно закреплена на колодках или козлах;

- транспортировать груз в ковше при максимальном вылете стрелы;

- становиться на ковш и под ковш во время работы и движения;

- работать на глинистых грунтах в дождливое время при наличии поперечных уклонов;

- выносить ковш за бровку откоса при сбрасывании грунта под откос (во избежании сползания машины);

- оставлять незаторможенную машину на уклоне или косогоре;

- работать с трещинами на ободьях и с поврежденными шинами, доходящими до корда или сквозными. Систематически следить за износом рисунка протектора шин.

3.13. При выполнении работ вблизи зданий и сооружений погрузчик располагать таким образом, чтобы расстояние от сооружения было не менее 1 м.

3.14. При переездах погрузчика рабочее оборудование должно быть зафиксировано в транспортном положении.

3.15. При работе погрузчика вблизи траншей и котлованов необходимо соблюдать следующие наименьшие допустимые расстояния по горизонтали от основания откоса траншеи (котлована) до ближайшей опоры погрузчика, указанные в таблице N 1.

3.16. Машинисту запрещается самовольно устанавливать погрузчик в охранной зоне воздушных линий электропередачи.

3.17. Работу погрузчика в охранной зоне воздушной линии электропередачи разрешается производить только:

- после снятия напряжения с ЛЭП (по возможности);

- под непосредственным руководством инженерно-технического работника, ответственного за безопасное производство работ;

- при наличии письменного разрешения организации-владельца линии на производство работ;

- при наличии наряда-допуска, определяющего безопасные условия работ. Наряд-допуск должен быть подписан главным инженером и лицом, ответственным за электрохозяйство предприятия-заказчика.

3.18. Если нет обоснований для снятия напряжения с воздушной линии электропередачи, работа в охранной зоне ЛЭП разрешается при условии соблюдения требований СНиП III-4-80, СНиП 12-04-2002:

3.18.1. Расстояние от подъемной или выдвижной части машины в любом ее положении до вертикальной плоскости, образуемой проекцией на землю ближайшего провода, и находящейся под напряжением воздушной линии электропередачи, должно быть не менее указанного в таблице N 2.

3.18.2. Работа погрузчика непосредственно под проводами воздушных ЛЭП, находящихся под напряжением, запрещена.

3.19. При заполнении ковша избегать ударов о препятствия, скрытые под грузом.

3.20. Забор бутового камня и других кусковых материалов производить путем медленного врезания в штабель и одновременного поворота ковша.

3.21. Работу погрузчика прекратить в следующем случае:

- прокола шины или недостаточного давления в ней;

- неисправности рулевого управления;

- неисправности гидравлической системы;

- каких-либо посторонних шумов и стуков в двигателе, ходовой части, рабочих органах;

3.22. Машинисту погрузчика не разрешается:

3.22.1. Работать на неисправном автопогрузчике.

3.22.2. Поднимать груз, масса которого неизвестна или превышает грузоподъемность погрузчика, указанную в техническом паспорте.

3.22.3. Производить резкое торможение при движении с грузом.

3.22.4. Допускать производство каких-либо работ или находиться под ковшом погрузчика.

3.22.5. Выходить из машины, когда груз поднят рабочим органом.

3.22.6. Перевозить или поднимать на высоту погрузчиком людей.

3.22.7. Поднимать и перемещать грузы погрузчиком, если в опасной зоне находятся люди (границы опасной зоны вблизи движущихся частей и рабочих органов погрузчика определяется расстоянием в пределах 5 м, если другие повышенные требования отсутствуют в паспорте или инструкции завода-изготовителя).

3.22.8. Оставлять погрузчик с работающим двигателем и поднятым грузом.

3.22.9. Работать в темное время суток без включенных приборов внешнего освещения.

3.22.10. Выполнять работы на погрузчике при снятых ограждениях или кожухах.

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. В случае технической неисправности механизмов, которые могут привести к травме, взрыву и т.д. машинист должен:

4.1.1. Немедленно прекратить работу погрузчика.

4.1.2. Приступить к устранению неисправностей и сообщить о них своему непосредственному начальнику.

4.2. Если во время работы произошел несчастный случай, машинист погрузчика обязан:

4.2.1. Оказать первую помощь.

4.2.2. Доложить о случившемся лицу, ответственному за безопасное производство работ на участке.

4.2.3. Принять меры для сохранения обстановки несчастного случая, если это не сопряжено с опасностью для жизни и здоровья людей.

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ РАБОТЫ

5.1. Поставить погрузчик в предназначенное для стоянки место (погрузчик, остающийся на объекте, сдать под охрану).

5.2. Опустить ковш на грунт, все рычаги управления установить в нейтральное положение, включить стояночный тормоз и остановить двигатель.

5.3. Очистить погрузчик от пыли и грязи.

5.4. Осмотреть двигатель и механизмы, при обнаружении неисправностей устранить их. Если в условиях стройплощадки это выполнить невозможно, то сообщить о неисправностях начальнику участка, сменщику.

Инструкция по охране труда для машинистов погрузчиков автомобильных

Библиотека инструкций по охране труда (полный список всех инструкций)

Постановление Госстроя РФ
от 8 января 2003 г. N 2


Типовая инструкция по охране труда
для машинистов погрузчиков автомобильных


Дата введения 1 июля 2003 г.


Настоящая отраслевая типовая инструкция разработана с учетом требований законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда, межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт), "Правил дорожного движения Российской Федерации" - собрание законодательства Российской Федерации, 2000, 318, ст. 1985 и предназначена для машиниста погрузчика автомобильного при выполнении работ по его управлению и обслуживании согласно профессии и квалификации (далее машиниста).

Общие требования безопасности

1. Работники не моложе 18 лет, прошедшие соответствующую подготовку, имеющие удостоверение на право вождения грузового автомобиля и профессиональные навыки машиниста, перед допуском к самостоятельной работе должны пройти:
обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течении трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования) для признания годными к выполнению работ в порядке, установленном Минздравом России;
обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда.
2. Машинисты обязаны соблюдать требования безопасности труда для обеспечения защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов, связанных с характером работы:
движущиеся машины, механизмы и их подвижные части;
передвигающиеся грузы;
повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте;
эмоциональные перегрузки.
3. Для защиты от механических воздействий и загрязнений машинисты обязаны использовать предоставляемыми работодателями бесплатно комбинезоны хлопчатобумажные, рукавицы комбинированные, костюмы на утепляющей прокладке и валенки для зимнего периода.
При нахождении на территории стройплощадки машинисты должны носить защитные каски.
4. Находясь на территории строительной (производственной) площадки, в производственных и бытовых помещениях, участках работ и рабочих местах машинисты обязаны выполнять правила внутреннего трудового распорядка, принятые в данной организации.
Допуск посторонних лиц, а также работников в нетрезвом состоянии на указанные места запрещается.
5. В процессе повседневной деятельности машинисты должны:
применять в процессе работы машины и механизмы по назначению, в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей;
поддерживать порядок на рабочих местах, очищать их от мусора, снега, наледи, не допускать нарушений правил складирования материалов и конструкций;
быть внимательным во время работы и не допускать нарушений требований безопасности труда.
6. Машинисты обязаны немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя работ о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о появлении острого профессионального заболевания (отравления).

Требования безопасности перед началом работы

7. Перед началом работы машинист обязан:
а) предъявить руководителю работ удостоверение на право управления автомобилем и удостоверение о проверке знаний безопасных методов работ, получить задание, пройти инструктаж на рабочем месте по специфике выполняемых работ;
б) надеть спецодежду и спецобувь установленного образца;
в) ознакомиться с записями сменщика в бортовом журнале
8. После получения задания машинист обязан:
а) осмотреть и проверить исправность двигателя, рабочего органа, гидравлической системы, состояние шин;
б) убрать все посторонние предметы на площадке погрузчика и убедиться в отсутствии их на вращающихся деталях двигателя, коробки передач и т.п.;
в) убедиться в нахождении рычага переключения передач в нейтральном положении;
г) перед запуском двигателя предупредить работающих, которые заняты обслуживанием машины или находятся на пути ее следования;
д) после запуска двигателя провести контрольную проверку исправности машины, в том числе: выполнить на малой скорости повороты направо и налево; проверить работу тормозов; проверить работу механизмов наклона рамки движения каретки; проверить исправность сцепления; проверить исправность приборов освещения и звукового сигнала;
г) произвести осмотр стрелы кранового гуська, грузозахватных приспособлений (строп, траверсы, захватов) и других рабочих органов (ковша, вил);
ж) убедиться в соответствии требованиям безопасности габаритов проездов, разворотов, уклонов и перепадов дорожного покрытия;
з) проверить отсутствие в зоне производства работ линий электропередачи, трубопроводов и других опасных сооружений;
и) проверить работу концевых выключателей механизма подъема.
9. Машинист не должен приступать к выполнению работ при следующих нарушениях требований безопасности:
а) наличии трещин или деформаций в металлоконструкциях погрузчика;
б) обнаружении течи в топливной или масляной системе;
в) падении давления в шинах;
г) наличии треска, скрежета и других признаков неисправности гидросистемы или двигателя;
д) неисправности стояночного или рабочего тормоза;
е) неисправности кранового гуська (износа грузового каната, дефекта механизма подъема груза и т.п.) и грузозахватных приспособлений;
ж) недостаточной освещенности и загроможденности зоны работ;
з) наличии в зоне работ линий электропередачи и других коммуникаций;
и) несоответствии характера поднимаемого груза, рабочему органу и грузозахватным приспособлениям.
Обнаруженные нарушения требований безопасности должны быть устранены собственными силами до начала работы, а при невозможности сделать это машинист обязан сообщить руководителю работ и ответственному за содержание автопогрузчика в исправном состоянии.

Требования безопасности во время работы

10. При передвижении автопогрузчика по территории строительной площадки или предприятия машинист обязан:
а) убедиться перед началом движения в отсутствии людей на пути движения, а также машин и механизмов и дать предупредительный сигнал;
б) при движении в местах скопления людей, возможного их появления (проходов, выходов из помещения) снизить скорость и дать звуковой сигнал;
в) соблюдать установленную для транспортных средств скорость движения на строительной площадке и территории предприятия;
г) не покидать кабину погрузчика при работающем двигателе;
д) избегать резкого торможения на мокрой дороге и при гололеде.
11. При выполнении погрузочно-разгрузочных и транспортных работ машинист обязан:
а) при приближении к месту погрузки (разгрузки) снижать скорость;
б) транспортировать груз на высоте не более 500 мм от уровня дороги;
в) приближаться к транспортному средству для производства погрузочно-разгрузочных работ только после его остановки и выключения двигателя;
г) перемещать крупногабаритный груз, закрывающий видимость пути следования, только в сопровождении специально выделенного лица;
д) захватывать длинномерный груз так, чтобы центр тяжести груза располагался по центру продольной оси стрелы.
12. При погрузке или штабелировании грунта и сыпучих материалов машинист обязан:
а) погрузку материала производить по всему фронту штабеля или забоя, не углубляясь внутрь штабеля по одному следу;
б) очищать ковш от налипшего грунта или материала в опущенном положении лопатой или скребком;
в) при штабелировании сыпучих материалов останавливать погрузчик на расстоянии не менее 1,0 м от бровки откоса.
Машинисту запрещается поворачивать погрузчик с заглубленным в материал или грунт ковшом, а также передвигаться на поперечных уклонах более 10°, на продольных - свыше 20°.
13. При работе погрузчика, оборудованного вилочным захватом, машинист обязан:
а) до начала работы проверить наличие под грузом зазора для свободного прохода вилочного захвата;
б) размещать груз равномерно по всей длине вилочного захвата, упирая его в спинки вилок путем запрокидывания груза при захвате назад на угол 10-15°.
Запрещается транспортировать груз, находящийся на вилочном захвате, в неустойчивом положении.
14. При подъеме и транспортировании груза погрузчиком, оборудованным крановым гуськом, машинист обязан:
а) начинать работу только по сигналу стропальщика, закрепленного руководителем работ;
б) применять для строповки груза маркированные стропы, соответствующие массе поднятого груза и схеме строповки;
в) при подъеме груза, близкого по массе к предельной грузоподъемности погрузчика, сначала зафиксировать груз на высоте не более 100-200 мм, после чего осуществлять подъем груза на требуемую высоту;
г) опускать груз на предварительно уложенные прокладки для извлечения строп из-под груза без их повреждения.
15. Машинисту запрещается:
а) резко тормозить при движении погрузчика с грузом на крюке;
б) подтаскивать груз крюком;
в) освобождать крюком защемленные грузом стропы.
16. При необходимости перевозки погрузчика машинисту следует затормозить машину на трейлере, опустить рабочий орган, подставить под колеса противооткатные упоры (башмаки) и закрепить расчалками.
17. Устранение неисправностей, осмотр, регулировку агрегата следует проводить при остановленном двигателе, опущенном на землю или установленном на надежные подставки рабочем органе, затянутом тормозе и переведенном в нейтральное положение рычаге переключения передач.
18. При проведении технического обслуживания машинист обязан:
а) поднять капот погрузчика в крайнее верхнее положение, зафиксировать его крюками-фиксаторами, находящимися на капоте;
б) при перегреве двигателя осторожно открыть крышку горловины, защищая руки от горячего пара, не наклоняя лицо над горловиной;
в) пользоваться насосом для продувки топливопровода;
г) пользоваться специальным ограждением при накачивании шин в гаражных условиях.
При выполнении указанных работ машинисту запрещается:
открывать водяной краник радиатора при работе двигателя;
заливать жидкость в радиатор при перегретом двигателе;
засасывать топливо ртом через шланг.
19. При необходимости проезда по населенному пункту и по автомобильным дорогам машинист обязан:
а) привести рабочий орган в транспортное положение;
б) определить состояние трассы, выяснить возможность преодоления косогоров, подъемов, бродов и искусственных сооружений;
в) сохранять включенной передачу при движении под уклон;
г) переезжать через железнодорожные пути только в установленных местах по сплошному настилу;
д) при остановке погрузчика включить стояночный тормоз;
е) выходя из кабины погрузчика на проезжую часть дороги, убедиться в отсутствии движения транспорта в попутном и встречном направлениях;
ж) применять при транспортировке погрузчиков на буксире или при буксировке других машин жесткую сцепку;
з) выполнять правила дорожного движения.
20. Производить погрузочно-разгрузочные работы в охранной зоне действующей воздушной линии электропередачи машинист обязан под непосредственным руководством инженерно-технического работника, ответственного за безопасное производство работ, при наличии письменного разрешения организации - владельца ЛЭП и получении наряда-допуска, определяющего безопасные условия работ.
21. В зимнее время машинистам запрещается:
а) подогревать двигатель открытым пламенем;
б) работать на погрузчике с неисправным устройством для обогрева кабины;
в) выполнять работы лежа под автопогрузчиком без применения утепленного мата.
22. При работе в ночное время освещенность зоны работ должна обеспечиваться за счет внешних источников света. Применение машинистом фар допускается в качестве дополнительного источника света.
23. Передвижение погрузчика вброд, по льду, по заболоченной местности следует осуществлять только с письменного разрешения руководителя работ в местах, оборудованных указателями. Двери кабины во время переправы по льду водоемов следует держать открытыми.
24. Передвижение погрузчика через канавы, бугры и другие препятствия следует осуществлять под прямым углом на малой скорости, избегая резких толчков и больших кренов машины. Следует при этом избегать крутых поворотов на косогорах.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

25. При проколе в процессе работы шины и утечке воздуха, а также появлении признаков неисправности двигателя, гидросистемы или рабочего оборудования работу необходимо прекратить и принять меры к устранению неисправности.
26. В случае потери устойчивости погрузчика в процессе подъема или перемещения груза необходимо опустить груз и упором каретки в грунт привести погрузчик в нормальное положение. Продолжение работы допускается после устранения причины потери устойчивости погрузчика.

Требования безопасности по окончании работы

27. По окончании работы машинист обязан:
а) отвести погрузчик на стоянку;
6) опустить рабочий орган на землю или установить на подставку;
в) привести рычаги управления в нейтральное положение;
г) затянуть стояночный тормоз и заглушить двигатель;
д) очистить элементы ходовой рамы погрузчика и рабочее оборудование;
е) о всех замеченных неисправностях в работе погрузчика сообщить руководителю работ или ответственному за содержание машины в исправном состоянии.

* Внимание! При использовании инструкций будьте внимательны! Их следует доработать применительно к Вашим условиям. Нетиповые инструкции по охране труда могут также содержать некоторые неточности и ошибки.

зарегистрированное средство массовой информации, свидетельство Эл № ФС77-39732 от 06.05.2010 г.

ВНИМАНИЕ! При любом использовании (цитировании) материалов сайта ссылка на Ohranatruda.ru обязательна (для интернет-проектов индексируемая гиперссылка 'hyperlink').

Любое коммерческое использование материалов сайта и их публикация в печатных изданиях допускается только с письменного согласия администрации портала.

Использование Пользователем сервисов и контента сайта возможно только на условиях, предусмотренных Пользовательским Соглашением .

На сайте функционирует система коррекции ошибок. Обнаружив любого рода ошибку, а также информацию, не соответствующую нормам морали, нарушающую права третьих лиц или законодательство РФ, пожалуйста, выделите ее и нажмите Shift+Enter .
Чтобы любую страницу сайта отправить в "Мои закладки" нажмите Ctrl+Z. После этого ссылка на выбранную страницу будет у Вас всегда под рукой в разделе "Мои закладки". Сервис доступен только для авторизованных пользователей.