Руководства, Инструкции, Бланки

заключение по результатам психологического обследования образец img-1

заключение по результатам психологического обследования образец

Рейтинг: 4.4/5.0 (1878 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Заключение психологического обследования ребенка

Документация школьного психолога - Документация (планы, отчеты, характеристики)

Первичное заключение психологического обследования


Ф.И. ребёнка ____________________________________________________класс ______
Домашний адрес: ___________________________________________________________
время пребывания в данном коллективе ________________________________________
Внешний вид и поведение в ситуации обследования _____________________________


Тип семьи______________ Состав семьи________________________ЖБУ __________
Краткая характеристика отношений в семье ___________________________________
Общая характеристика деятельности, сформированность регуляторных функций _________________________________________________________________________
Особенности речевого развития _____________________________________________
Особенности латерализации _________________________________________________
Характеристика моторики, в том числе графической деятельности (рисунок, письмо) __________________________________________________________________________
Характеристика внимания __________________________________________________
Особенности запоминания _________________________________________________
Сформированность пространственных представлений __________________________
Понимание сложных речевых конструкций, употребления предлогов ______________
Характеристика интеллектуального развития ___________________________________
Особенности мотивационно-волевой сферы, ведущий вид мотивации _____________
Эмоционально – личностные особенности, включая специфику межличностных взаимодействий _____
Тип темперамента __________________________________________________________
Структура характера (основные черты характера, эгоцентризм, альтруизм) _________
Заключение психолога ____________________________________________________
Вероятный прогноз развития _______________________________________________
Рекомендации:_______________________
Дата _____________ Подпись психолога__________________

Лист коррекционных занятий


Специалист по коррекционной работе__________________________________________
Цели и задачи коррекционной работы __________________________________________
Формы и методы: ____________________________________________________________
Этапы коррекционной работы: _________________________________________________

Взят на индивидуальные / групповые занятия ______________________ раз в неделю
Период занятий: ___________________________________________________________
Динамика состояния ребёнка в процессе работы:
На «______________________» ________________г.
_________________________________________________________________________
На «______________________» ________________г.
_________________________________________________________________________
На «______________________» ________________г.
__________________________________________________________________________
На «______________________» ________________г.
_________________________________________________________________________
Результативность коррекционной работы (в соответствии со статусом ребёнка на момент окончания занятий) _______________________________________________________________________
Рекомендации по дальнейшей работе: _______________________________________________________________________

Число _______________Подпись психолога __________________


ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Уч-ся _____________________________________________на начало и конец года

Карта личности Итоговое психологическое заключение

Статус ребёнка в начале психологического сопровождения ___________

Начальные рекомендации по коррекционной работе _________________

Динамика показателей ВПФ, развитие мотиационно-волевой и эмоционально-личностной сферы ____________________________________________________________________

Психологическое заключение (статус в настоящий момент)
___________________________________________________________________
Рекомендации
__________________________________________________________________

ПСИХОЛОГ БАРИЛО Е.М. _____________

Видео

Другие статьи

Заключение психолога по результатам психологического обследования (образец)

Заключение психолога по результатам психологического обследования (образец)

Заключение психолога по результатам психологического обследования имеет определенную структуру. Проанализируем те моменты, которые важно отразить в данном документе, а также рассмотрим один его образец.

Анализ внешнего вида ребенка

Для начала психолог описывает кратко состояние ногтей, одежды ребенка. Он указывает специфику его внешнего вида, особенности конституционного строения, присутствие ярко выраженных патологических факторов. Протокол психологического обследования включает информацию о соответствии возрасту антропометрических параметров: пропорций частей тела, веса, роста. Иногда внешний вид ребенка сравнивают с родителями, чтобы проанализировать наследственные особенности и внутрисемейные отношения.

Поведение ребенка в беседе с психологом

Психологическое обследование ребенка дошкольного возраста предполагает анализ поведения ребенка во время общения со специалистом, его ориентированность на критичность, самостоятельность, коллективную деятельность, адекватность принимаемого решения в определенной ситуации. Психолог обращает внимание на скорость работы ребенка, его заинтересованность в выполнении предложенного задания, общую мотивацию.

Ему предлагается тест на психотип, результаты используются для получения полной картины об испытуемом. Отмечаются любые элементы негативного отношения к контакту со специалистом, а также отказ от обследования. Выполняется психологом и анализ характера игровой деятельности при прохождении ребенком обследования. Оцениваются эмоциональные и творческие характеристики, специфика применения малышом игровых элементов, затем все это вносят в итоговое заключение психолога по результатам психологического обследования. Отмечают также присутствие гиперактивности, то есть двигательной расторможенности.

Специфика деятельности

Специалист оценивает наличие цели в деятельности ребенка, его умение сосредоточиться на выполнении какого-то конкретного задания. Кроме того, проведение психологического обследования подразумевает выявление импульсивности, неравномерности деятельности, критичного отношения к похвале, порицанию за работу. Далее соотносят характер деятельности с присутствием гиперактивности. Полученный результат выписывают в заключение психолога по результатам психологического обследования.

Работоспособность

Психолог анализирует колебания в работоспособности, отмечая тот временной промежуток, на протяжении которого малыш работал целенаправленно, продуктивно. Кроме того, выявляется причина усталости, соотносится характер деятельности и быстрота утомляемости, выявляются причины. Полученные результаты также вписывают в заключение психолога по результатам психологического обследования. Особое внимание специалист уделяет изменениям эмоционального состояния ребенка: появлению неадекватного смеха, проявлению плаксивости, что свидетельствует о переутомлении. Психолог отмечает взаимосвязь между работоспособностью и сменой мотивации, определяет тот тип, который в большей степени повлиял на работоспособность ребенка.

Анализ внимания

Тест на психотип позволяет выявить такую важную характеристику психической деятельности ребенка, как внимание. Оцениваются возможность сосредоточиться на определенной деятельности, умение переключать внимание, распределять его в неучебных заданиях. Специалист анализирует связь между устойчивостью внимания и объемом восприятия. Выявляется присутствие флуктуации внимания, специфика его изменения при переутомлении либо возбуждении ребенка, влияние такого фактора, как гиперактивность, на параметры внимания.

Специфика латерализации

При ее анализе выявляется присутствие элементов левшества. Основным параметром проводимого анализа будет оценивание взаимосочетания левого глаза и ведущей левой руки, правого уха и правой руки. Психолог при проведении анализа учитывает специфику деятельности малыша, которые в какой-то степени связаны с латерализацией. Он наблюдает за тем, с какого угла ребенок начинает рассматривать картинку, выявляет направление рисования, руку, в которой он держит карандаш или кисточку.

Особенности моторики

Осуществляется анализ общей «уклюжести» малыша, особенности движений в замкнутом пространстве. Психолог наблюдает за тем, как ребенок поднимает упавшие на пол карандаши, сбивает ли он в это время другие предметы. Проверяется и умение выполнять координированные и ритмичные движения, к примеру, бегать на месте, маршировать. Оценивается умение рисовать, писать, чтобы выявить сформированность мелкой моторики. Малышу предлагают завязать шнурки на ботинках, застегнуть пуговицу на кофточке, вырезать ножницами определенные детали. На основании полученных результатов составляются рекомендации психолога для родителей по дальнейшему развитию их ребенка.

Оценка речи

Оценивание речевой активности является важным элементом логопедического обследования. Важно выявить качество произношения звуков, объем словарного запаса, уровень речевой активности, соотношение между объемами пассивного и активного словарей. На основании полученных данных составляются рекомендации психолога о готовности малыша к обучению в школе. Особое внимание специалист уделяет умению ребенка вести диалог, отвечать на задаваемые психологом вопросы, предлагать свои. Изучается умение пользоваться речевыми конструкциями при составлении предложений.

Во время психологического исследования проверяется сформированность социально-бытовых ориентиров, соответствие их возрастным особенностям ребенка.

Вариант заключения по итогам психологического исследования

Предлагаем образец заключения, сделанного психологом по результатам индивидуальной диагностики.

Сначала указываются данные ребенка, его дата рождения. Далее отмечается уровень речевого развития: обширный словарный запас, умение строить предложения, высокий уровень речевой активности.

Отмечается развитое логическое мышление. Подтверждается соответствие долговременной и кратковременной памяти возрастным особенностям.

Моторика предполагает правую ведущую руку и должна быть развита в полном соответствии с возрастом.

Психолог отмечает и анализирует ряд других моментов.

  • Сформированность в полном соответствии с возрастными нормами.

Возможность успешного усвоения учебной программы:

  • Средняя работоспособность.
  • Неусидчивость при выполнении заданий в группе, быстрая утомляемость, отвлечение от предложенной работы.
  • Индивидуальная работа выполняется без замечаний.
  • Нестабильное эмоциональное состояние.
  • Высокая активность.
  • Демонстрация желания быть лидером группы.
  • Проявляется нетерпимость к ошибкам других детей.
  • В процессе обсуждения конфликтных ситуаций быстро находит конструктивные решения, но не использует их в реальной жизни.

Далее предлагаются рекомендации психолога, в которых указывают основные направления дальнейших действий родителей и воспитателей.

  1. Консультация у психоневролога, посещение семейного приема.
  2. Использование сенсорной комнаты для снижения психоэмоционального напряжения.
  3. Запись на тренинговые группы, в которых детей обучают навыкам совместного общения.
  4. Мотивация ребенка без системы наказаний, только путем поощрения.
  5. Демонстрация через ролевые игры правил поведения в обществе. Совместный просмотр мультипликационных фильмов, чтение сказок, обязательное их обсуждение.
  6. Родители не должны кричать в присутствии малыша, важно оградить его от выяснений семейных отношений.
  7. Соблюдение режима дня должно быть обязательным, в него желательно вводить некоторые ритуальные моменты. Например, перед сном малыш будет выпивать стакан йогурта, так ему будет проще организовывать свое время.

Заключение по результатам психологического обследования образец

/ Заключение

Качественный анализ и интерпретация полученных данных. Интерпретировать что-то – значит приписать этому некий содержательный смысл. В психологическом исследовании это наиболее сложный, значимый и творческий этап, требующий от психолога, с одной стороны, максимальной объективности, а с другой стороны, интуитивного осмысления и личностной включенности. Залогом объективности интерпретации полученных данных является соблюдение психологом правил и схем анализа, предложенных в методологических сопровождениях психологических методик, которые позволяют сопоставить научный концепт, лежащий в основе методики, с полученными в исследовании данными. И вместе с тем «…интерпретация является функцией синтетических способностей психолога и никогда не может вытекать из всего процесса в виде некоего механического продукта, постоянной схемы» (Шванцара Й. Смекал В. Диагностика психического развития. Прага, 1978, с.338)

В более узком смысле интерпретация результатов практического психологического исследования - это ответ на обращенный к психологу запрос и сформулированную им исследовательскую гипотезу. В связи с этим основной задачей интерпретирования является соотнесение экспериментально-исследовательской модели поведения с реальной жизнью испытуемого, что включает в себя:

интерполирование, попытка понять внутренние невидимые процессы, состояния, свойства по внешним, видимым и регистрируемым в исследовании фактам;

экстраполирование полученной информации о тестовом образце поведения к подобному поведению в будущем;

транспонирование диагностических данных об образце поведения на другие формы поведения;

генерализация психодиагностических данных на поведение в целом.

Таким образом, интерпретация представляет собой сложный комплексный процесс, включающий в себя анализ информации, полученной с помощью психологических методов и методик, соотнесение информации, собранной по разным каналам и из разных источников, сопоставление и обобщение всех данных для создания единого, целостного представления об испытуемом.

В ходе анализа данных психологического исследования, полученных с помощью разных методов (наблюдение, беседа, психологические тесты, анализ продуктов деятельности и др.), необходимо обратить внимание на следующие ситуации:

данные разных методов подтверждают друг друга, обнаруживают один и тот же психологический факт. В этом случае мы можем с достаточно высокой степенью уверенности переносить полученные в искусственно созданной исследователем экспериментальной ситуации выводы об особенностях личности и поведения испытуемого в реальную жизнь.

Например, при проведении психологического исследования учащегося 3-го класса с использованием «Корректурной пробы Бурдона», таблиц Горбова – Шульте и субтеста «Кодировка» из интеллектуальной шкалы Векслера были получены следующие результаты: корректурная проба – средняя скорость работы с минимальным количеством ошибок, что свидетельствует о достаточно высокой концентрации внимания, при выполнении инструкции на переключаемость внимания наблюдалось ухудшение результатов; таблицы Горбова – Шульте – при переходе от таблицы к таблице время выполнения задания и количество ошибок увеличиваются, что говорит о трудностях переключения внимания и сниженной умственной работоспособности; «Кодировка» – средняя продуктивность выполнения задания, 5 ошибок. Результаты методик показывают, что при выполнении всех заданий у испытуемого наблюдались сложности, связанные с переключением внимания.

Таким образом, данный психологический факт подтверждается тремя разными методиками, что позволяет с высокой степенью достоверности сделать вывод о низкой переключаемости внимания у испытуемого.

данные разных методик раскрывают разные аспекты психической жизни человека. Исходя из принципов целостности и системности психики, исследователь рассматривает эти факты как взаимосвязанные и взаимодополняющие друг друга. С этой точки зрения, интерпретация – это процесс раскрытия и квалификации внутренних связей, качество которых весьма многообразно: это и причинно-следственные, и системообразующие, и иерархические, и случайные, и др. Однако логика запроса, с которым обращаются к психологу, логика обыденного сознания наталкивают исследователя на поиск в основном причинно-следственных связей. Искушение соответствовать ожиданиям клиента настолько велико, что может привести к поспешным и неосторожным выводам: видение причинно-следственных связей там, где для этого нет достаточных оснований; подмена причины следствием, и наоборот; фиксация прямой, однозначной зависимости между двумя фактами.

Учитель начальных классов обращается к психологу с просьбой определить причины поведения ученика Б. 8 лет: у мальчика в классе нет друзей, он постоянно напряжен, плохо идет на контакт с учителем, боится отвечать у доски. В ходе психологического исследования психологом был применен комплекс методов: беседа с учителем, проективная методика «Рисунок семьи», беседа с ребенком. Учитель в беседе с психологом предположил, что у мальчика проблемы в семье, которые, по его мнению, отражаются на поведении ребенка в школе. Рисуя семью, ребенок нарисовал только себя со спины возле компьютера, других членов семьи рисовать отказался. Эти два факта натолкнули психолога сделать однозначный вывод о том, что причиной сложностей ребенка в школе являются отношения в семье. С нашей точки зрения, вывод психолога вызывает сомнения: во-первых, потому что не является очевидным то, что два эти факта связаны причинно-следственной зависимостью, во-вторых, даже если предположить, что такая зависимость существует, это не означает, что отношения в семье – причина проблем в школе, а не наоборот. В данном случае проведенное психологом исследование поставило больше вопросов, чем дало ответов, и, следовательно, требуются дополнительные шаги по прояснению данной проблемы.

Когда мы имеем дело с разными фактами, с неясной системой взаимоотношений между ними, нельзя делать поспешных выводов, важно рассмотреть эти факты с разных точек зрения, может быть даже с разных методологических позиций, и, если требуется, провести дополнительное исследование или сбор информации.

данные разных методик не совпадают или противоречат друг другу. В этом случае важно не игнорировать полученные противоречия, не отвергать данные методик, а внимательно проанализировать, что привело к таким результатам и каким образом можно их использовать.

Например, при исследовании темпераментальных характеристик с помощью методики EPI Айзенка и теппинг-теста могут получиться следующие результаты: средне-слабая нервная система по теппинг-тесту и сангвинический тип по EPI. Средне-слабая нервная система согласно И.П.Павлову, соответствует скорее меланхолическому типу темперамента, т.е. на первый взгляд данные двух методик противоречат друг другу. Однако если проанализировать ситуацию, то можно увидеть, что результаты данных методик несут информацию о разных уровнях психологической реальности: EPI – это уровень осознаваемого самоотчета личности о ее характерологических особенностях, а теппинг-тест - это уровень психофизиологических реакций. Рассмотрение данных с этих позиций показывает, что они не противоречат друг другу, а являются взаимодополняющими.

Возможными причинами несоответствия одних данных другим могут быть:

разный уровень анализа психологической реальности представляемый разными методиками (как в описанном выше примере);

особенности функционального состояния испытуемого, например, усталость, утомление, пресыщение деятельностью, болезненное состояние;

особенности ситуации исследования: индивидуальное или групповое, устная или письменная инструкция к тесту, уровень шума, цветовое оформление, освещенность помещения, интимность и герметичность пространства и пр.

мотивация испытуемого: стремление к социально одобряемому поведению, стремление избежать наказание, мотив экспертизы, потребность в поддержке и сочувствии, манипулятивные мотивы, и пр.

отношение к психологу и к психологии вообще: недоверие, открытая отрицательная позиция, страх, симпатия, вера во всемогущество психологии или разочарование в ней, и др.

Всесторонний учет всех возможных факторов влияния на ситуацию исследования и полученные данные позволит понять несоответствие результатов или их противоречия, а также построить более полную и адекватную картину исследуемой реальности.

В результате интерпретации и анализа данных психолог делает выводы, касающиеся подтверждения или опровержения гипотезы, сформулированной на начальном этапе психологического исследования, и пишет заключение.

Подготовка и написание заключения.

Психологическое заключение является закономерным итогом всего процесса исследования. Каждое заключение составляется как ответ на запрос и не может быть понято и не должно рассматриваться вне этого запроса и задач исследования.

Также как нет стандартных схем построения исследования и подбора методического материала, так не может быть единого шаблона для написания заключения, это всегда творческий процесс. Основная часть содержания заключения не поддается никакой унификации, хотя может быть дана некоторая общая схема.

В Приложении к Инструктивному письму Минобразования РФ от 1 марта 1999 № 3 регламентируются почти все формы отчетной деятельности школьных психологов. Формы составлены на основании практического опыта регионов и апробированы региональным центром социально-психологических исследований и диагностики Самарской области. Одна из таких форм отчетности – схема психологического заключения.

Заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования.

1. Причина исследования (запрос клиента).

2. Разработка плана исследования, построение гипотезы, обоснование выбора методик психодиагностического исследования.

3. Ф.И.О. лица, проводившего исследование.

4. Сроки проведения исследования.

5. Применение методики описать по следующей схеме:

Исследуемая психическая реальность

Условия проведения исследования, которые могут повлиять на результат

6. Результаты исследования:

а) количественные данные представлены в таблицах на каждый класс (группу);

б) обобщенная интерпретация данных: аналитическое описание полученных результатов и выводы по результатам;

в) рекомендации по результатам исследования.

Ф.И.О. должность составителя заключения, подпись.

Представленная схема задает лишь формальные рамки для составления заключения, его содержательное наполнение, стиль и структура в большей степени зависит от того, кому оно адресовано. В зависимости от адресата можно выделить следующие виды психологических заключений:

Профессиональное заключение: составляется для профессионального психолога.

Заключение для специалистов смежных профессий: педагоги, врачи, администраторы, для медико-психологопедагогической комиссии, для детской комнаты милиции, военкомата и др.

Заключение для родителей.

Обратная связь для ребенка (или группы детей).

Все выделенные виды заключений отличаются друг от друга и по содержанию, и по стилю, и по структуре, каждое из них имеет свою специфику и особенности, которые рассматриваются ниже.

Профессиональное заключение – это основной вид документации практического психолога, форма отчетности и контроля его профессиональной деятельности. Обязанностью психолога является составление профессионального заключения после каждого проведенного исследования и сохранение как протоколов, так и заключений в специальных архивах. Данный вид заключений может быть востребован только специалистами в области психологии: сотрудниками методического кабинета Департамента образования, другим сотрудникам психологической службы школы.

Психолог несет ответственность за конфиденциальность информации, содержащейся в профессиональном заключении, поэтому должен предпринимать все меры для того, чтобы оно не было прочитано (полностью или частично) ни родителями, ни ребенком, ни учителями, ни администрацией школы и др.

Стиль профессионального заключения соответствует научным требованиям, при его написании используется специальная терминология и понятия. Выше предложенная форма представляет собой схему написания именно профессионального заключения.

Начинается заключение с подробного описания причин исследования, с точного изложения запроса клиента в его терминологии и лексике. Далее детально описывается этап подготовки исследования, начиная от переформулирования запроса в психологические гипотезы и обоснования выбора методического материала с точным указанием их выходных данных. В этой части заключения также представляется процедура исследования (время, место, особенности организации).

Следующая часть заключения представляет собой описание первичных результатов исследования: по каждой методике приводятся сырые баллы, особенности ее проведения, которые могли повлиять на результат, данные наблюдения и взаимодействия испытуемого с психологом, а также статистическая обработка данных с обоснованием используемых статистических критериев. При необходимости результаты исследования представляются в виде таблиц, графиков, диаграмм.

В заключительной части дается аналитическое описание полученных результатов, обобщенная интерпретация данных, в которой подчеркиваются как сильные, так и слабые стороны психического развития ребенка, и содержится профессионально обоснованный прогноз дальнейшего развития ребенка. Обобщения необходимо подтверждать конкретными иллюстрациями, примерами или фактическими экспериментальными данными, очень тщательно подбирая доказательства из большого количества материалов исследования, точно и кратко их формулируя.

Итогом заключения являются выводы и рекомендации. В выводах резюмируются наиболее важные данные, полученные в исследовании. Как правило, в профессиональном заключении не делается специального акцента на рекомендациях, здесь психолог намечает возможные дальнейшие пути развития ситуации и свои действия.

Заключение для специалистов смежных профессий. Заключение – это не только средство контроля деятельности психолога, но и возможность осуществлять профессиональное взаимодействие и связь с коллегами, другими специалистами, работодателями, клиентами и т.д. Многообразие целей составления данного типа заключений не позволяет говорить о едином шаблоне и общих правилах. Тем не менее можно выделить две категории заключений, различия между которыми определяются степенью формализации предоставляемой информации:

Формализованный тип заключения как правило составляется в случаях его предоставления в другие организации: милиция, другие учебные заведения, медико-психологопедагогическая комиссия, военкомат и др. Особенностью данной категории заключений является то, что они имеют четкую стандартную схему, рекомендованную органами управления народного образования. Этот вид документации называется психолого-педагогическая характеристика, и включает в себя как психологическую информацию, так и педагогические, социальные и медицинские данные. Психолог может составить эту характеристику сам, но в большинстве случаев в соавторстве с педагогами и классным руководителем учащегося. В связи с этим стиль характеристики существенно отличается от стиля профессионального заключения, здесь не должны использоваться специальные психологические термины и понятия, а также сложные наукообразные выражения. Ориентировочная основа для составления характеристик выглядит следующим образом:

Психолого-педагогическая характеристика

учащегося … класса средней школы №…. Фамилия Имя, возраст или год рождения.

Социальные данные о ребенке (состав семьи, время обучения в данном учебном заведении).

Состояние здоровья ребенка с указанием группы здоровья. ограничения, связанные с состоянием здоровья; а также посещение спортивных секций, участие в спортивных соревнованиях.

Педагогическая информация: успехи в учебе, дисциплина на уроке, учебная мотивация.

Данные об интеллектуальном развитии учащегося.

Особенности характера и эмоциональной сферы ребенка.

Информация о социальном статусе и развитие социальной сферы ребенка.

Участие в общественно-полезной деятельности.

В зависимости от конкретного адресата существуют особенности составления заключения. Для медико-психологопедагогической комиссии делается акцент на сложностях психического развития и обучения ребенка с указанием времени проявления тех или иных трудностей. Во всех других случаях психолого-педагогический портрет ребенка носит выраженный позитивный характер. Для судебных органов, милиции и военкомата наибольшее внимание в содержательном плане уделяется социально-психологической адаптации ребенка, социальным, поведенческим и личностным характеристикам.

Психолого-педагогическая характеристика ученика 2 «Б» класса средней школы №218 Сергей Б. 1992 года рождения (для медико-психологопедагогической комиссии).

Сергей Б. поступил в 1-ый класс средней школы №218 1 сентября 1999 года.

В процессе обучения в первом классе на уроках практически не работал: отвлекал внимание класса на себя, занимался своими делами, рисовал (чиркал) в тетради, залезал под стол. В группе продленного дня периодически проявлял агрессию по отношению к одноклассникам: дрался, кусался. "Сгрызал" карандаши и ручки до основания.

Психологическое исследование в первом классе показало, что у Серёжи интеллектуальное развитие в норме, но наблюдается педагогическая запущенность. При обследовании периодически отказывался работать. На многие вопросы отвечал: "Понятия не имею. Это не интересно. Не буду отвечать на эти вопросы". При смене вопроса или задания снова включался в работу, и мог даже ответить на предыдущий вопрос. На замечания реагировал слабо. В случае неудачи отказывался работать.

У мальчика нарушена концентрация внимания, он не может даже в течение небольшого времени удерживать внимание на одном объекте. Только в случае постоянного переключения внимания, смены заданий и введения упражнений на ручные навыки можно добиться некоторой работы ребенка.

Во втором классе ситуация на уроках такая же, как и раньше: учителя не слушает, занимается своими делами, агрессивен, разрисовывает свою парту, тетради, грызет карандаши и ручки. По сравнению с первым классом научился списывать с доски, но самостоятельные задания чаще всего не выполняет.

В настоящий момент, обучаясь во втором классе, Серёжа не успевает по трем предметам (русский язык, природоведение, английский язык). У Сережи небольшой словарный запас, он плохо знает пройденные правила и не умеет ими пользоваться.

Сережа воспитывается в неполной семье, родители разведены. Мама работает посменно, в то время, когда занята на работе, домой возвращается очень поздно. Мама не всегда имеет возможность проконтролировать выполнение домашних заданий.

Сережа долгое время остается дома один. При этом мама приучила его в целях безопасности не открывать никому двери и не слушать никого, кроме нее. Это привело к тому, что Сережа не приемлет никаких воздействий со стороны, а навыки самоконтроля у него сформированы очень плохо.

У Серёжи наблюдаются серьезные эмоциональные проблемы. Он замкнут, аутичен. Затруднен контакт и со взрослыми, и с детьми; чувство несоответствия, нерешительности и неадекватности в социальных ситуациях. Часто ведет себя импульсивно, подчиняясь своим желаниям и идеям.

Чувствует нехватку психологической теплоты дома. При этом испытывает чувство зависимости, незащищённости; чрезмерно тревожен. Защитные реакции часто носят агрессивный (вербальная и физическая агрессия) и регрессивный (истеричные реакции, залезание под стол и т.п.) характер. У Сережи частая смена настроений без видимых причин, неадекватное поведение.

Рекомендуем направить Сергея Б. на медико-педагогическую комиссию.

Директор школы Завуч нач. школы Классный руководитель

Менее формализованными являются заключения, предназначенные для специалистов, работающих в школе: педагоги, классные руководители, администрация. Основным принципом составления подобного рода заключений является безусловное соблюдение прав ребенка и уважение его личности. Сообщая учителю или администратору результаты своего исследования, психолог должен нести полную ответственность за возможные последствия. «Не навреди!» - базовая позиция, исходя из которой действует психолог. Стиль изложения результатов должен быть понятен и прост, не следует злоупотреблять психологической терминологией. У педагогов и психологов общая цель – обеспечить оптимальные условия для полноценного психического развития ребенка. И только во взаимопонимании и сотрудничестве возможно ее достижение. В связи с этим, важной задачей данного заключения является осуществление взаимодействия, которое возможно только в случае, если разные специалисты говорят на понятном друг другу языке. Нет необходимости упоминать в характеристике названия методик, первичные результаты, используемые методы обработки данных. Результаты излагаются в обобщенном виде, наибольшее внимание уделяется рекомендациям, которые должны быть конкретными и понятными тем, кому они предназначены. «Такие стереотипные формулы педагогических назначений, как индивидуальный подход или вовлечение в коллектив, решительно ничего не говорят педагогу, ибо, во-первых, они не указывают, каким способом это осуществить, а во-вторых, не говорят ничего о том, какое конкретное содержание должно быть вложено в индивидуальный подход или вовлечение в коллектив. Педагогическое назначение, если оно хочет быть выведенным из научного исследования и само составлять его наиважнейшую практическую часть, которая одна только и может доказать истинность исследования в целом, должно быть конкретным, содержательным, давать совершенно определенные, четкие, ясные указания относительно мероприятий, применяемых к ребенку, и явлений, которые должны быть устранены у ребенка этими мероприятиями» (Выготский Л.С. 1983, т.5, с.32).

Если адресатом является администрация школы, наиболее ценны не столько рекомендации психолога, сколько прогноз развития ситуации в случае того или иного административного решения. Далее приведен пример заключения, адресованного администрации школы.

Заключение по результатам психологического обследования Антона М. 10 лет

(для администрации школы).

Обследование проводилось по просьбе родителей в связи с планами поступления ребенка в 5 класс школы № 218. Ребенок находился на домашнем обучении (не по медицинским показателям), по словам родителей полностью прошел программу начальной школы, занимаясь индивидуально с частными учителями.

В ходе обследования Антон продемонстрировал готовность сотрудничать со взрослым, интерес к предлагаемым заданиям, внимание к оценкам его работы со стороны психолога. У ребенка хорошо развиты навыки планирования и контроля собственной деятельности в режиме индивидуальных занятий, а также волевые навыки.

Показатели общего интеллекта опережают возрастные нормы.

Хорошо развито вербально-логическое мышление, очень высокий невербальный интеллект. Успешно выполняет операции с понятиями: определение и обобщение понятий, выделение существенных признаков, исключение лишнего. Несколько ниже, но на уровне возрастной нормы показатели развития пространственного мышления и способности оперировать с числами. Хорошо развита речь, умение описывать события и пересказывать тексты.

Прогноз обучаемости: Антон вполне способен учиться на четыре и пять, возможно проявление выраженных способностей в области гуманитарных или естественных дисциплин.

Антон демонстрирует широкий диапазон коммуникативных навыков: готовность к диалогу, сотрудничеству; умение идти на компромисс; отстаивать свою точку зрения, не в ущерб партнеру по общению; адекватная реакция на утомление и экзаменационный стресс.

Прогноз социальной адаптации: может испытывать психологические трудности на этапе привыкания к условиям обучения в общеобразовательной школе (это касается как отношений с учителями - при обучении в многочисленном классе, так и отношений со сверстниками - при проявлениях конкуренции), но вероятность того, что эти трудности повлекут за собой психологическую травму или стойкую социальную дезадаптацию, невелика.

Возможные источники проблем:

Антон возможно недостаточно готов работать в жестком временном режиме урочной системы и условиях многочисленного класса - риск снижения учебной мотивации у ребенка;

возможны проблемы, связанные с публичным оглашением негативных оценок, замечаний - риск конфликтов с учителем или негативных переживаний;

возможны проблемы, связанные с недостаточным усвоением отдельных элементов учебной программы - риск снижения показателей успеваемости и связанных с этим переживаний.

Заключение: Антон способен успешно обучатся в школе по программе 5-ого класса, но в первые полгода-год возможно будет нуждаться в особом внимании психологической службы.

Психолог школы № ХХХ Орлова А.С.

Заключение по результатам психологического исследования для родителей может даваться как в письменном виде, так и устно. И в том, и в другом случае информация должна излагаться на близком понятном родителям языке. Общий тон заключения должен быть эмоционально окрашенный и носить ярко выраженный поддерживающий характер. Стоит иметь в виду, что родителям довольно трудно принять решение обратиться к психологу за помощью, они нуждаются в сопереживании и понимании. Все это определяет стиль написания заключения. Лучше начинать рассказ с описания сильных сторон психического развития ребенка, позитивных результатах исследования. Постепенно и тактично нужно передать и слабые или проблемные точки в развитии ребенка. При этом в характеристике не должно быть сверхобобщений или оценок психолога как поведения и личности ребенка, так и родительских позиций. Характеристика для родителей обычно богата примерами, которые раскрывают сущность психологических явлений, обнаруженных в исследовании. Например, «Коля очень чувствителен, он принимает на свой счет любые критические замечания учителя во время урока, обращенные не конкретно к нему, а ко всему классу. В результате он долго переживает и не может сразу включиться в дальнейшую работу».

Заключение для родителей должно быть прежде всего ответом на их запрос, именно поэтому акцент делается на рекомендациях и прогнозе развития ребенка. Без этого характеристика может оказаться простым описанием тех проблем, которые были известны родителям и которые вынудили их обратиться к психологу.

Например, на запрос мамы: «Мой мальчик очень рассеян, постоянно допускает простые ошибки в контрольных работах, поэтому плохо учится, и я не знаю, что делать», психолог, проведя психологическое исследование, пишет: «У ребенка плохая концентрация внимания, он не может сосредоточить внимание на длительное время, что является причиной ошибок в письменных работах». Ценность такого заключения невелика и маловероятно, что мама обратиться к психологу еще раз.

Заключение по результатам психологического обследования образец

Образец написания психологического заключения

Образец психологического заключения

Написание сихологического заключения - проблема, с которой сталкиваются психологи на практике.

Умение интегрировать в психологическое заключение информацию, полученную в беседе с клиентом, и результаты использования методик и тестов позволяет судить о психологе как о профессионале своего дела. Очень часто, психологическое заключение может рассказать об опыте психолога и его профессионализме.

Иначе говоря, психологическое заключение - это конечный результат и вывод всех лет обучения и практической подготовки психолога.

У каждого специалиста информация в заключении носит уникальный характер. Профессиональный психолог имеет психодиагностический арсенал методик. с которыми он постоянно привык работать. Используя информацию, полученную при помощи своего уникального набора тестов, психолог способен открыть тайну психики отдельного человека.

В своей работе практически каждый психолог сталкивается с необходимостью написания психологического заключения, закономерно что в его голове возникают вопросы: «С чего начать?», «Где бы взять хоть какой-то образец психологического заключения?».

В конце статьи ссылка для скачивания схем психологических заключений и образцов их написания, их можно взять за основу написания вашего психологического заключения.

И в конце, в написании психологического заключения важно помнить, что все заключения делятся на две группы: первичное психологическое заключение, которое составляется на первом этапе осмотра клиента, и итоговое психологическое заключение – выдается после углубленного клинико-психолого-педагогического обследования.

Удачи Вам в написании! Максим Величко.

Психологическое заключение

04.11.2011 19:02 Psyadmin Хиты: 16129 Разное

Название: Психологическое заключение (образцы, схемы, примеры).

Год издания: 2009 - 11

Формат: doc, pdf. в rar. архиве

Психологическое заключение – документ резюмирующий данные психодиагностического исследования.

Психологическое заключение включает в себя данные об особенностях развития, человека полученные при обследовании, проведенном профессиональным психологом или психотерапевтом. Заключение психолога может быть представлено по запросу в различные инстанции (ПМПК, военкомат, следственные органы и т.д.).

Выделяют следующие основные виды психологических заключений:

  • первичное психологическое заключение составляется специалистом по результатам беседы, данных экспериментальных методик, наблюдения за поведением - без полного клинико-психологического обследования клиента
  • итоговое психологическое заключение — является результатом углубленного клинико-психолого-педагогического обследования.

    В подборке "Психологическое заключение (образцы, схемы, примеры)" собраны образцы наиболее востребованных видов психологических заключений, а также схемы и примеры их написания.

    Содержание подборки «Психологическое заключение»:
  • Схема экспериментально-психологического заключения
  • Схема нейропсихологического заключения
  • Схема нейропсихологического заключения на ребенка
  • Примеры нейропсихологического заключения
  • Патопсихологическое заключение
  • Образцы патопсихологических заключений
  • Экспертные заключения
  • Форма написания экспертного заключения
  • Заключение социального педагога для школьного консилиума
  • Итоговое психологическое заключение
  • Психологическое заключение на учащегося
  • Критерии оценки при написании заключения
  • Первичное заключение психологического обследования
  • Образцы психологических заключений. Скачать подборку «Психологическое заключение» Лекция 28. Психодиагностическое заключение

    Психодиагностическое освидетельствование должно подробно фиксироваться клиническим психологом. Эти данные, как правило, остаются у психолога и не предъявляются при написании заключения или психологического диагноза. В заключения вносятся только краткие данные обследования.

    Форма освидетельствования, включающая не только данные психодиагностического обследования, но и результаты анамнестической и клинической беседы, данные о клиенте: возраст, профессия, образование, краткий диагноз, основные составляющие оценки психологического статуса, психологический диагноз, реабилитационные рекомендации и т.д. представляют собой обзорную запись о проведенном обследовании.

    Некоторые клинические психологи утверждают, что очень трудно разработать единую форму заключения, так как не может быть стандартной ситуация, с которой обратился клиент, и само обследование. В данном параграфе мы представим образец, разработанный Н. Т. Колесник1. По ее мнению, целесообразно использовать стандартные бланки для записи основных результатов обследования и резюмирования данных в доступном виде, в целях их дальнейшей обработки и проработки. Модель карты психологического освидетельствования, предложенная автором, является именно таким образцом. В ней диагностическое обследование и заключение, не повторяясь (даже сжато), отвечает на все затронутые в обследовании вопросы. Следует отметить, что в зависимости от объективных и субъективных причин не всегда все графы такой карты заполнялись полностью. Например, у больных и инвалидов старше 55 лет могла не заполняться 14-я строка, в которую вносятся данные методики ПЖС (профориентационная методика) у больных, поступавших из офтальмологического состава МСЭ, методика определения пластичности—ригидности эмоциональной сферы, требующая написания текста на бланке, заменялась на доступные методики, и т.д.

    Многие материалы, например данные шкалы самооценок Дембо — Рубинштейн, методики Мюнстерберга, методики определения пластичности — ригидности эмоциональной сферы, бланки написания текста, а иногда и просто замечания психолога по поводу того или иного клиента, записанные на отдельном листке, подклеивались к карте. Необходимо помнить, что любое исследование должно быть запротоколировано, а обработка результатов находится в психологической карте больного. Заключение по данным психологического обследования представляет собой качественное и количественное описание различных сторон психического состояния больного. Оно не может включать в себя постановку медицинского диагноза, а также конкретного указания на группу инвалидности. Психологическое заключение используется при принятии соответствующих решений (диагностического или о группе инвалидности) в качестве составной части.

    Для полного и качественного психологического освидетельствования больных в ходе практической работы была разработана и апробирована Карта психологического освидетельствования. Приведенная ниже форма психологической карты освидетельствования является образцом, составленным автором пособия. Однако каждый психолог вправе видоизменять ее по своему усмотрению.

    Образец написания психологического анамнеза. Больная М. 44 года. Не работает после травмы (май 1998 г.). Имеет дочь 20 лет (студентка). Проживают вдвоем в двухкомнатной квартире. Группу инвалидности не имеет. Ранее работала уборщицей, няней в детском саду, санитаркой. С работой справлялась до получения травмы (ударилась об угол стола). Дальнейших перспектив в работе не имеет.

    Связи с трудовым коллективом не поддерживает.

    Общение ограничено. Предпочитает общаться только с дочерью.

    ** Образец написания психологического диагноза. Исследование обнаружило общее незначительное выраженное снижение умственной работоспособности: внимания (сужение объема, переключаемость), памяти, истощаемости психических процессов. В эмоциональной сфере выражены нарушения невротического плана в форме повышенной тревожности, эмоциональной неустойчивости. В личностном плане имеются выраженные нарушения: завышенная самооценка, неадекватный уровень притязаний по значимым сферам деятельности.

    По данным психологического исследования, возможности больной оцениваются как близкие к норме, без видимых ограничений во всех видах жизнедеятельности.

    Образец написания реабилитационной рекомендации. Может работать и обучаться. Реабилитационный прогноз — положительный.

    Как мы пишем заключение психолога

    Нас много раз просили рассказать, как мы пишем заключение психолога. Просили студенты факультета психологии, где мы преподавали, чтобы иметь какой-то образец, которому можно подражать. Просили коллеги психологи, чтобы либо использовать, либо покритиковать. Даже особо вдумчивые клиенты просили, чтобы сравнить наш подход с подходом других психологов.

    Мы долго отнекивались. Во-первых, мы не считаем наш способ написания заключения психолога эталонным. Он родился из практики. Просто лично нам, как практическим психологам, этот способ удобен. И клиентам он удобен потому, что всё получается логично и аргументированно. Но можно писать заключение психолога еще десятком других способов, и все эти способы могут быть хорошими.

    Во-вторых, совершенно не хочется вступать ни в какие профессиональные дискуссии с коллегами психологами. Мы уже давно ни с кем не дискутируем. Некогда и нет желания. Мы работаем, нам нравится, клиентам помогает – ну, о чем нам дискутировать. Это же не поиск научной истины, а практическое ремесло помощи людям. И хочется поменьше об этом говорить, и побольше заниматься любимым делом.

    Но тут мы провели мастер-класс по психологическому консультированию и психологической диагностике. Участники мастер-класса попросили изложить основные принципы написания заключения психолога. Так и родилась эта небольшая статья.

    Как мы пишем заключение психолога для клиента

    Заключение психолога мы пишем в следующих случаях:

    1. По официальному запросу сторонних организаций и для предоставления в эти организации. Наиболее типичные случаи – для следственных органов, адвокатов, суда, работодателя, психиатра. Поскольку мы специализируемся на работе с частными лицами, а не с организациями, то такое в нашей практике случается нечасто – несколько раз в год. К заключению психолога в этом случае обязательно нужно прикладывать заверенную копию диплома психолога, копию официальной регистрации как предпринимателя или справку с места работы психолога, а само заключение психолога подписывается специалистом (т.е. самим психологом) и ставится официальная печать организации (или печать индивидуального предпринимателя). Если психолог этого не сделает, сторонняя организация может оспорить легальность получения этого заключения и легальность работы самого психолога. Психологу это не выгодно, клиенту тоже, так что лучше сразу всё сделать правильно, чем потом сталкиваться с проблемами.

    2. По просьбе увлеченных энтузиастов психологического самопознания и самопомощи. Обычно таких людей интересуют конкретные психологические характеристики их личности. Например, общий уровень креативности, а также конкретные таланты и способности, перед выбором места учебы или при смене профессии. Это разумно. Человеку лучше знать свои сильные и слабые стороны прежде, чем инвестировать время и деньги в себя и в новую профессию. Также обращаются влюбленные пары перед принятием решения о совместной жизни или перед созданием семьи. Их интересуют психологическая совместимость и скрытые «тараканы» в психике друг друга. Конечно, можно прожить счастливую семейную жизнь и без всякого предварительного тестирования, но то, что люди не хотят полагаться на случайное везение в выборе спутника жизни – это заслуживает всяческого одобрения. Увы, любовь не всегда является гарантией психологической совместимости или психической нормальности. Также иногда обращаются люди с экзистенциальным кризисом, которые перед выбором дальнейшего жизненного пути, хотели бы объективно взглянуть на себя со стороны глазами эксперта психолога. В общем, случаи бывают разные, случаев много, и большинству таких людей заключение психолога оказывается полезным.

    3. Для дальнейшей психокоррекции и психотерапии обратившегося к психологу клиента. Бывает, что информация, рассказанная клиентом на консультации психолога, недостаточна. Что-то клиент не помнит, что-то не договаривает или врет, что-то не осознает, а что-то в принципе не может быть рассказано, т.к. это очень глубинное и личное. Тогда психолог проводит психологическую диагностику (психодиагностику), на основании полученных данных пишет заключение психолога, и с помощью результатов этого заключения и проводит дальнейшие процедуры: консультирование, психокоррекцию и психотерапию, помогающие психотренинги и т.п. Преимущество такого подхода состоит в том, что психологическая диагностика дает психологу объективные данные о личности клиента. Снижается эффект осознанного или неосознанного вранья клиента, снижается субъективизм самого психолога, увеличивается качество и количество информации, с помощью которой психолог может помочь человеку. Для дополнительного чтения по теме рекомендуем наши статьи: «Я не ставлю диагнозов! Нельзя вешать ярлык на человека! », «Я не даю советов! », «Я не даю советов! Ответы на вопросы ».

    На основании чего пишется заключение психолога?

    Заключение психолога пишется на основании строгого психодиагностического обследования клиента, составленного и проведенного по определенным правилам. Нельзя написать заключение психолога на основании своего субъективного взгляда на клиента после психологической консультации. Т.е. технически написать можно, но ценность такого заключения психолога стремится к нулю. Субъективизм психолога, помноженный на лень психолога закономерно приведет к весьма недостоверным выводам.

    На факультете психологии существует академическая дисциплина психодиагностика, которую мы настоятельно рекомендуем изучать всем, заинтересованным в написании качественного заключения психолога. Поскольку объем статьи ограничен, мы тезисно остановимся на главных моментах:

    1. Не используйте непрофессиональные (любительские) тесты. Они хороши для развлечения, но ценность и пригодность психодиагностической информации, полученной с помощью непрофессиональных тестов, стремится к нулю. Уважающий себя и клиента психолог не использует непрофессиональные тесты.

    2. Не заполняйте тесты в неподходящих для этого условиях: между делом на работе, дома (отвлекаясь на членов семьи и домашние дела) и т.п. Поверьте, любого нормального человека можно с легкостью объявить сумасшедшим, если предъявить ему тесты в неподходящих условиях и в неподходящий момент. Т.е. достоверных и пригодных результатов вы точно не получите, если будете заполнять тесты в неправильных условиях.

    3. Не существует в мире ни одного единственного теста, на основании которого можно поставить правильный психологический диагноз и написать правильное психологическое заключении. Да, всё это можно сделать (и сделать хорошо!), но только на основании совокупности психодиагностических методик – например, батареи тестов, состоящей из 12-15 правильно друг к другу подобранных тестов. Умение составить правильную целевую батарею тестов, предъявить ее клиенту, получить пригодные для дальнейшей работы достоверные данные, обработать эти данные, написать заключение психолога и правильно трактовать это заключение клиенту, - это есть ремесло психолога. Во многих случаях ремесло, граничащее с искусством.

    4. При составлении психодиагностической процедуры следите за тем, чтобы все методики (в нее включенные) преследовали одну главную цель и при этом дополняли друг друга. Проективные методики должны быть дополнены строгими опросниками и, возможно, психофизиологическими пробами, а всё это должно быть обязательно дополнено клинической беседой с психологом по определенной строгой схеме. В общем, изучайте полезную науку психодиагностику. Дополнительно рекомендуем почитать нашу статью «О психологической диагностике ».

    Теперь мы пришли к тому, как мы все это оформляем в итоговый документ – заключение психолога. Напоминаем, что предложенный нами способ не эталон и не образец для подражания, а просто практический метод.

    1. Первое, что интересует психолога, это то, насколько полученный психодиагностический результат соответствует действительности. Проще говоря, не ошибся ли сам психолог, не наврал ли или не заблуждался ли клиент при заполнении тестов. Существует три базовых параметра, характеризующих пригодность полученных психологом результатов: валидность, достоверность, надежность. Профессиональные тесты (в отличие от любительских) эти параметры отслеживают и контролируют. Первое, что мы пишем в заключении психолога, это то, насколько этому заключению следует доверять. Это вопрос честности и профессиональной репутации психолога. Иногда лучше психодиагностическую процедуру переделать. Это лучше, чем потом краснеть перед клиентом и в своей работе опираться на недостоверные результаты.

    2. Дальше психолога интересует, насколько психически нормален обратившийся к психологу человек. В мире огромное количество очень разных людей: психически больных, находящихся в состоянии стресса или патологического аффекта, людей с пограничными состояниями (между нормой и патологией), людей с акцентуациями или психопатией, просто неадекватных людей. Вопрос нормы и патологии не праздный. От точного диагноза зависит, здоровье и счастье обратившегося к психологу человека, а также безопасность самого психолога. Ведь одних людей нужно лечить, других консультировать, одним поможет психокоррекция, а другим психотренинг, с одними нужно долго работать, а другим достаточно доброго мудрого слова. Вот об этой тонкой грани между нормой и патологии, и о рекомендациях (об оптимальной форме психологической помощи для данного конкретного человека) мы и пишем обычно во втором пункте нашего заключения.

    3. Дальше мы пишем о нервной базе, т.к. психика человека – это надстройка над его нервной системой. Здесь пишется о балансе возбуждения и торможения, о темпераменте, о циклоидности (степени цикличности нервных процессов). Все это очень важно, т.к. по большому счету, это некорректируемо ни за какие деньги и ни какой компетенцией психолога. Это то, с чем клиенту придётся научиться жить, и задача психолога – выявить это и научить клиента.

    4. Потом мы обычно пишем о базовых психических процессах и свойствах: ощущения и восприятие, внимание, память, мышление, интеллект, речь, воля. Это то, что психолог теоретически может скорректировать, но практически это корректируется очень тяжело. Психологический комфорт клиента и успех работы психолога напрямую зависят от того, насколько эти базовые психические процессы и свойства полноценны или дефектны. Вот почему мы уделяем им особое внимание.

    5. Дальше мы описываем более гибкие психологические характеристики, например, эмоции, воображение, креативность. Как вы уже заметили, мы двигаемся от базовых характеристик психики к надстроечным, и это здорово упрощает логическое понимание того, что происходит с клиентом психолога.

    6. Теперь мы подошли к одному из самых интересных моментов в работе психолога: мы описываем психологический тип клиента (психотип). Существует несколько классификаций психотипов, и все они не идеальны. Поэтому есть смысл выявить психотип клиента психолога по разным классификациям и далее написать свое итоговое видение психологических особенностей данного клиента психолога. Какие классификации психотипа выбрать для анализа – это вопрос субъективных предпочтений психолога. Нам кажутся наиболее адекватными классификации по MMPI (в версии Березина), по СМИЛ (в версии Собчик), по Cattell, по Леонгарду и Шмишеку. Многолетний опыт работы практическими психологами показывает, что они очень адекватны в описании психологического типа личности.

    7. Дальше мы конечно не забываем о ценностных ориентациях, установках, стереотипах, предрассудках, вере и суевериях, национальных особенностях и традициях. Всё это образует «многослойный пирог» в личности клиента, обратившегося к психологу. Эти представления о том, что хорошо, а что плохо, что правильно, а что неправильно – влияют на мировосприятие и поведение клиента психолога. Во многом, именно это определяет, насколько человек социально адаптивен, насколько ему хорошо с людьми, и насколько людям хорошо с ним.

    8. Потом мы описываем эмоциональный тип, характеристики депрессивности, экзальтированности, тревожности и т.п. Это «перчик» - приправа к основному блюду, т.е. к психологическому типу, к адаптивности и к адекватности клиента психолога.

    9. Потом мы начинаем копать вглубь: история детства, пережитые психологические травмы, сформированная сексуальность, социокультурные сексуальные особенности и девиации, сценарии подражания поведению родителей (или других значимых людей в жизни данного клиента психолога). Это бесконечно творческая работа, здесь очень много тонкостей и полутонов, и все это очень желательно отразить в заключении психолога.

    10. В итоге мы пишем психологический диагноз, перспективы психологической помощи, оптимальные способы помощи (например, достаточно серии консультаций психолога или нужен курс психотерапии (и какой именно психотерапии) и т.п.), а также при необходимости рекомендуем консультации у других специалистов: психолога другой специализации, психиатра, невролога и т.п.

    Как видите, всё это довольно просто, если психолог не ленится и хорошо знает свою профессию. Нужно только тщательно всё проделать, и результат гарантированно будет качественным. А значит клиенту психолога станет хорошо, а самому психологу будет не стыдно за свою работу.

    © Авторы статьи психологи Игорь и Лариса Ширяевы.

    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!