Руководства, Инструкции, Бланки

психологическое исследование образец img-1

психологическое исследование образец

Рейтинг: 4.8/5.0 (1837 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Центр психотерапии на Басковом 34 » Главная

"ЦЕНТР ПСИХОТЕРАПИИ НА БАСКОВОМ" Лучшая частная психотерапевтическая клиника в Санкт-Петербурге


Вы находитесь на официальном сайте Центра психотерапии на Басковом – лучшей психотерапевтической частной клиники в Санкт-Петербурге. Клиника уже 16 лет предлагает широкий спектр психотерапевтических услуг при различных психологических затруднениях и расстройствах . У нас применяются современные, научнообоснованные, психотерапевтические методы и программы психологической помощи. осуществляется VIP–психотерапия. клиническая психодиагностика. семейные психотерапевтические программы "с погружением" и многое другое.


Сама психотерапия. и вопросы качественной психотерапевтической помощи иногда требуют детального разъяснения. На этом сайте, мы стараемся простыми словами рассказать о сложном: о видах и причинах расстройств, о способах их преодоления и о лучших психотерапевтических методах. При необходимости Вы можете задать нам вопросы, на которые мы постараемся дать обстоятельные и развернутые ответы .

Расписание лекций и встреч

Другие статьи

Заключение экспериментально-психологического исследования

Год рождения1985

Дата исследования15 – 18 июня 2004 года.

В поведении адекватен. В контакт вступает легко, на вопросы отвечает по существу. Фон настроения ровный. Жалоб на момент обследования не предъявляет.

Инструкции усваивает не сразу, требуются дополнительные разъяснения, однако цель задания удерживает самостоятельно. Темп деятельности неравномерный, работоспособность неустойчивая. Критичен к собственной деятельности, сам исправляет допущенные ошибки. Во время выполнения заданий старателен, ориентирован на мнение экспериментатора.

Интегрированный показатель интеллекта по Векслеру соответствует уровню низкой нормы ( IQ – 89). При этом структура интеллекта отличается некоторой дисгармоничностью, что находит отражение в расхождении показателей вербального и невербального интеллекта ( IQ верб. – 87 – “низкая норма”, IQ неверб. – 93 – “средняя норма”).

В результате исследования мнестической функции обнаружен достаточный объём кратковременной слуховой памяти (после первого предъявления испытуемый воспроизводит 6 слов и 4 цифры). Однако процесс заучивания растянут во времени, колеблется по уровню продуктивности (кривая заучивания 10 слов имеет вид: 6, 7, 8, 9, 9, 10, 10, 9, 10, 9 слов). Введение в интервал между заучиванием и воспроизведением гомогенной и гетерогенной интерферирующих задач не оказывает влияния на возможность воспроизведения (9 слов после гомогенной интерференции, 9 – после гетерогенной).

Характерно добавление одного лишнего слова и последующее застревание на нём при воспроизведении, что является признаком инертности мнестической функции. Указанная особенность в сочетании с легким снижением объема кратковременной оперативной памяти свидетельствует о недостаточной подвижности психических процессов.

По тесту зрительной ретенции Бентона обследуемый получил 6 баллов по форме C и 7 баллов по форме D. допустив 5 и 3 ошибки соответственно. То есть объем памяти на геометрические фигуры укладывается в пределы нормы.

Продуктивность опосредованного запоминания соответствует нижней границе нормы (12,5 баллов).

В целом по данным исследования нарушений в мнестической сфере не отмечается (за исключением инертности и незначительного ослабления оперативной памяти). Указанные особенности могут быть обусловлены истощаемостью психических процессов.

Внимание несколько неустойчиво, однако концентрация его достаточная (поиск чисел по таблицам Шульте 49″; 40″; 51″; 62″; 51″; неравномерность уровня достижений в субтесте 8 – “Недостающие детали”).

Мыслительная деятельность исследовалась с помощью методик “Классификация”, “Пиктограмма” и стандартизированной методики Векслера.

В исследовании выявляется сочетание способности к оперированию понятиями конкретного и функционального (среднего) уровня обобщения, выделению существенных признаков предметов и явлений, установлению логических связей и отношений с затруднением формулировки (вербализации) ответов. Так, например, правильно выделяя абстрактный критерий обобщения “измерительные приборы”, испытуемый называет их “медицинские инструменты…” Простые обобщения доступны подэкспертному в полном объеме, выполнение сложных обобщений вызывает существенные затруднения.

Наряду с легким снижением уровня обобщения следует отметить замедленность, тугоподвижность интеллектуальных процессов, наклонность к детализации. Так, на третьем этапе “Классификации” не смог объединить животных с рыбами и насекомыми (“Рыбы и насекомые животными не являются”).

На фоне успешного выполнения проб на “социальный интеллект” (понятливость, здравый смысл, усвоение социальных норм) обнаружена легкая недостаточность объема общеобразовательных знаний и словарного запаса.

Результаты изучения стереомышления и конструктивного праксиса укладываются в пределы нормативного разброса. Показатели методики “Пиктограмма” также типичны для здоровых людей.

Результаты изучения личностных особенностей сомнительны, так как испытуемый стремится представить себя с более социально желательной стороны, склонен к демонстрации своих психологических трудностей и проблем, что, возможно, обусловлено высоким уровнем тревожности.

Обследуемый отличается повышенной ранимостью, впечатлительностью. Самооценка неустойчивая, зависит от мнения окружающих. Настроение также характеризуется изменчивостью, но в отличие от лабильных личностей оно может оставаться стабильным на протяжении всего дня. В периоды повышенного настроения контактен, общителен. В периоды подавленного – замкнут, сосредоточен на мрачных сторонах жизни, малоконтактен и немногословен. Следует отметить, что немаловажную роль в установлении пониженного настроения играет недоброжелательное отношение окружающих, повышенные психоэмоциональные нагрузки, ситуации эмоционального отвержения со стороны значимых лиц. Необходимо подчеркнуть также, что испытуемый тонко резонирует на эмоциональное окружение, чувствителен к социальной справедливости, обидчив, долго помнит обиды. Поведенческие реакции характеризуются недостаточной гибкостью, слабой контролируемостью. Обследуемый склонен к застреванию на психотравмирующих моментах с тенденцией к накоплению эмоциональных переживаний.

Тем не менее сочетание повышенных сензитивности, тревожности и эмоциональной лабильности формирует конформную позицию в социальных контактах, склонность к компромиссам. То есть для подэкспертного характерны ориентированность на общепринятые нормы поведения, стремление избегать конфликтов с группой при одновременной тенденции к самоутверждению.

Уровень адаптированности к социальному окружению средний. Фрустрационную ситуацию, то есть ситуацию, провоцирующую состояние неудовольствия, подавленности и расстройства, подэкспертный с повышенной частотой будет воспринимать как малозначительную или как нечто, что нормализуется со временем. При этом акцент делается на потребности разрешить возникшую проблему. Но в случае, если сложившаяся ситуация переживается испытуемым как неразрешимая и безвыходная, наиболее характерна реакция самозащиты.

Обследуемому практически не свойственны враждебность и обвинения, направленные против кого-либо в окружении. Более того, в ситуациях препятствия и обвинения у него легко возникает чувство вины, собственной неполноценности, присуще порицание и осуждение самого себя.

С учетом указанных особенностей значительный интерес представляет изучение механизмов психологической защиты. Результаты иисследования методикой “Индекс жизненного стиля” позволяют охарактеризовать подэкспертного как человека с преобладанием механизмов психологической защиты по типу “компенсации”, “проекции” и “реактивных образований”. Наименее напряженными являются механизмы “замещения” и “регрессии”. То есть в ситуации конфликта, фрустрации или психотравмы снижение эмоциональной напряженности достигается путем замены реальности фантазией, приписыванием неприятных чувств, мыслей и поступков другим людям, а также путем преувеличенного развития противоположных стремлений. Следует отметить, что напряженное использование последних двух механизмов снижает адаптационные способности личности, что находит отражение в особенностях эмоционального реагирования и структуре потребностей.

Согласно результатам исследования методом цветовых выборов, наиболее актуальной потребностью в настоящее время является потребность в достижении успеха, доминировании и лидировании. При этом сила указанной потребности настолько велика, что ее удовлетворение в полной мере не представляется возможным. Испытуемый предъявляет к себе завышенные требования, проявляет активность в достижении своего, но все это приводит к перевозбуждению, раздражительности, усталости, ощущению бессилия, способствуя актуализации потребности в отдыхе (предпочтение серого цвета и отвержение красного).

Анализируя с помощью методики ЦТО динамику эмоционального состояния подэкспертного во время службы, следует отметить, что практически с момента призыва обследуемый испытывал трудности в установлении неформальных контактов с сослуживцами. Потребность в одобрении, признании окружающих, стремление обратить на себя внимание, произвести впечатление была в последние полгода наиболее актуальной (предпочтение фиолетового и серого цветов).

Оценивая настоящую конфликтную ситуацию, необходимо отметить, что испытуемый с самого начала стремился ее урегулировать, о чем свидетельствует предпочтение им на период второй половины апреля синего цвета (потребность в понимании, стремление к согласию, доверию, бесконфликтным, дружеским отношениям). В дальнейшем на фоне продолжающихся межличностных конфликтов постепенно нарастали усталость, потребность в защищенности, безопасности, возникало желание уйти от психотравмирующих факторов (привлекательность на первую половину мая серого цвета). В конце мая появились протестные реакции, враждебное отнолшение к обидчику, негативизм (предпочтение черного цвета). А незадолго до совершения преступления на первый план в эмоциональном состоянии стало выступать стремление к самозащите, независимости, отстаиванию собственной позиции (привлекательность зеленого цвета).

Для изучения динамики эмоционального состояния подэкспертного в период, непосредственно предшествовавший совершению преступления, на момент его совершения и после него было предпринято ретроспективное исследование самочувствия, активности и настроения.

Как следует из полученных данных, обследуемый на протяжении всего отчетного периода отмечал высокую степень эмоциональной напряженности, возбуждения, повышенную утомляемость и истощаемость. Фон настроения был значительно снижен.

Наибольшие изменения претерпевают показатели шкалы “Самочувствие”. Постепенно уменьшаясь в количественном отношении, они отражают статистически значимое нарастание психофизиологического дискомфорта, чувства разбитости ( L -критерий тенденции Пейджа достоверен с уровнем значимости p < 0,05).

Незначительное повышение активности в момент совершения преступления, вероятно, обусловлено внешней необходимостью. В дальнейшем уровень активности вернулся к исходному и стал очень низким.

Что касается настроения, то в момент совершения деликта и до него подэкспертный ощущал себя очень беспокойным, взволнованным. Впоследствии – наступило полное равнодушие, безучастность, рассеянность.

В заключение можно отметить, что ведущими психологическими особенностями испытуемого являются повышенная ранимость, чувствительность, обидчивость, эмоциональная неустойчивость, склонность к застреванию на психотравмирующих моментах, недостаточная гибкость поведения. А также тугоподвижность и истощаемость психических процессов, преобладание в конфликтных ситуациях самозащитного типа реагирования с тенденцией порицать себя, не выражая недовольство вовне. Характерна недостаточная эффективность действия механизмов психологической защиты.

Анализ материалов уголовного дела позволил установить, что в процессе нарастания эмоционального напряжения имел место этап агрессивного фантазирования (письмо маме). Но это не признак сознательного планирования мести, а показатель глубины, длительности психотравмирующего воздействия, симптом неэффективности процессов психологической компенсации.

1.Ведущими психологическими особенностями БНВ являются повышенная ранимость, чувствительность, обидчивость, эмоциональная неустойчивость, склонность к застреванию на психотравмирующих моментах, недостаточная гибкость поведения. А также тугоподвижность и истощаемость психических процессов, преобладание в конфликтных ситуациях самозащитного типа реагирования с тенденцией порицать себя, не выражая недовольство вовне. Характерна недостаточная эффективность действия механизмов психологической защиты.

2.В период, непосредственно предшествовавший совершению инкриминируемого деяния, БНВ предположительно находился в состоянии повышенного эмоционального напряжения.

1. Балабанова Л. М. Судебная патопсихология (вопросы определения нормы и отклонений).– Д. Сталкер, 1998.– С 59–74; 226–238.

2. Васильев В. Л. Юридическая психология.– 3-е изд.– СПб. Издательство “Питер”, 2000.– С 506–516.

3. Кудрявцев И. А. Судебная психолого-психиатрическая экспертиза.– М. Юрид. Лит.,1988.– С 75–105, 118–143.

Психологическое исследование образец

Рис. 2. Схема задач психодиагностики

Каждая из ветвей этой схемы конкретизируется для текущей задачи, а всю процедуру диагностического исследования можно разделить на отдельные этапы, каждый из которых имеет самостоятельную цель и значение для конечного результата.

Этапы психодиагностического исследования

Формулируется общая цель исследования и определяются его организационные и эмпирические методы.

Определяется комплекс свойств для изучения, создается возможный образ результата, формулируется гипотеза.

Конкретизируются методики, создаются адекватные условия для их использования в экспериментах.

Непосредственное выполнение исследовательской работы, сбор эмпирических данных.

Обработка полученных результатов, их объяснение с позиции конкретной научно-теоретической концепции, разработка рекомендаций по практическому использованию.

Понятие о психологическом измерении

В настоящее время тестология превращается в науку, концентрируя в себе больше проблем, чем путей их разрешения. При разработке теста и психологического оценивания обычно учитываются пять основных требований:

1) отбор тестовых заданий,
2) присвоение определенной оценки за их решение,
3) точность тестового балла,
4) обоснованность интерпретации тестового балла и
5) сравнение оценки с результатами других тестов.

Иными словами, измерение в психодиагностике связано с количественной оценкой свойств. В основе измерения лежит операция сравнения. Особенности психологического измерения позволяют выделить три его вида и четыре уровня.

  1. Нормативное измерение определяется сравнением тестового показателя развития свойства испытуемого со среднегрупповым уровнем.

Нормативное на ординальном (ранговом) уровне. Используется так называемая перцентильная (процентильная) шкала, построение которой не обусловлено видом распределения тестовых оценок. Единственное условие — возможность ранжирования показателей по величине. Единицы перцентильной шкалы отличаются тем, что арифметически одинаковые различия перцентильных тестовых оценок могут не соответствовать равным различиям в интенсивности оцениваемого свойства.
Нормативное измерение на интервальном уровне использует предположение о равенстве единиц измерения показателя теста во всем интервале его вариации. Для сравнения показателей разных тестов они переводятся в стандартные шкалы.
Связь многих статистических параметров с нормальным распределением определяет предпочтительность нормального распределения тестовых оценок. Если эмпирическое распределение отличается от нормального, оно может быть в большинстве случаев нормализовано искусственно (стандартизировано).

  1. Критериальное измерение (Popham W. 1978) основано на прямой оценке качества выполнения теста испытуемым без сравнения с другими испытуемыми в соответствии с определенным объективным уровнем (критерием) развития качества (объективный критерий: выполнение функции).
  2. Ипсативное измерение (Broverman D. 1962) нацелено на оценку внутрииндивидуальных соотношений и не связано с изучением межиндивидуальных различий (сравнение показателя теста в различных ситуациях с показателем в нормальном состоянии: пульс после нагрузки — пульс в покое для данного субъекта).

Информация, полученная в результате психологического тестирования, шкалируется (С. Стивенс, 1939; 1946). "Модель шкалирования определяет способ выведения баллов, уровень полученного измерения (тип шкалы) и выбор способов оценки функционального единства полученного инструмента измерения". В практической психологии принято шкалирование по четырем основным шкалам, хотя их существует больше. Рассмотрим шесть шкал психологического измерения.


1. Описание в естественном языке. Примером практического применения данной шкалы измерения служит составление психологической характеристики какого-либо человека, обратившегося за консультацией или проходящего психологическое освидетельствование в процессе решения кадровых задач. В ней, как правило, излагается текстовой материал, характеризующий данного клиента и отличающий его от других людей. Данное описание характерологических и поведенческих особенностей субъекта дает возможность умозрительно сравнить его психологические признаки с признаками другого человека. Собственно говоря, в этом пункте и начинается измерение. Психологическое измерение основывается на методах параметрической и непараметрической статистики. Непараметрические шкалы уже активно используют математические методы.

Непараметрические шкалы

2. Нечеткая (размытая) классификация. Содержанием данной шкалы является сопоставление признаков реальных объектов с "эталоном". Эталоном может выступать идеальный объект (например, перечень профессионально значимых качеств специалистов) или реальный объект (лучший в профессии), то есть подобие эталону (А). Абсолютного подобия (идентичности) эталону не существует. Поэтому подобие определяется степенью совпадения признаков. В практике распространена следующая ситуация: "В подобно А; С подобно А; но В не подобно С". Если в процессе психодиагностики редко встречается оценка "подобия" психологических характеристик людей при помощи математических расчетов, то в психологии профессий идентичность специальностей определяется с использованием коэффициента сопряженности.
3. Строгая классификация (номинальная шкала). Содержание данной шкалы описывается логическим правилом: А — не В; В — не С; С — не D и т. д. Шкала строго определяет отличие одного измеренного признака (или субъекта) от другого. Часто в опросниках "работает" дихотомическая шкала — "да-нет", которая интерпретируется в форме присутствия/отсутствия исследуемого признака, то есть "данный признак есть или нет". Например, дифференциально-диагностический опросник Е. Климова интерпретируется в рамках данной шкалы как наличие у субъекта признаков, относящихся к пяти категориям (типам деятельности): "человек", "техника", "знаковая система", "природа" и "художественный образ". Номинальная принадлежность субъекта к одной из областей определяет у него отсутствие признаков других категорий.
4. Шкала порядков (ранговая шкала). Известно по крайней мере два вида ранговых шкал. Это шкала строгой упорядоченности, где действует логическая схема А > B; B > C; C > D и т. д. и шкала нестрогой упорядоченности — "больше или равно — меньше или равно".

Параметрические шкалы

Когда исследователь может измерить психологический признак, сказав при этом, что данные феномены различаются между собой на такое-то количество условных единиц, то появляется новый уровень измерений, основанный на параметре. Именно на параметрическом уровне измерения базируется математическая статистика. К параметрическим относят шкалу интервалов, шкалу отношений и абсолютную шкалу.
5. Шкала интервалов (интервальная). Отличие данной шкалы от других параметрических шкал состоит в том, что начало отсчета (ноль) и интервалы выбраются условно. Здесь действует логическое правило, например, что между психологическими признаками А и В существует различие, измеряемое десятью условными единицами. Это интерпретируется так: А больше (или меньше) В на 10 единиц. Если, например, качество "коммуникабельность" субъекта А составляет стандартные 10 стэнов, а субъекта В — 7 стэнов, то по данному признаку субъект А более коммуникабелен, чем субъект В на 3 стэна. Из этого примера видно, что и точка отсчета величины признака, и интервал выбраны условно. Однако расчетный стандартизированный интервал дает возможность полагать, что на доверительном уровне (95%) разница между А и В постоянна и равна определенному значению. На практике измерение температуры (по Цельсию) происходит в шкале интервалов, так как, во-первых, нулевая температура не означает, что температура не отсутствует вообще, а во-вторых, интервалы, выраженные в градусах, являются делением относительным.
6. Шкала отношений. Измерение по шкале отношений осуществляется в области психофизиологических исследований. Содержанием данной шкалы является наличие абсолютной точки отсчета, то есть нуля, от которого идет относительно равный отсчет. Примером такой шкалы является измерение длины и веса, где имеется точка отсчета — ноль (отсутствие веса или длины), а интервалами являются общепринятые единицы измерения.
7. Абсолютная шкала (Lord F. Novick M. 1968). Данная оценочная шкала применяется в ситуации, когда есть ноль (отсутствие признака или качества), от которого идет отсчет в абсолютных долях. Примерами могут служить физические измерения, в частности, регистрация количества электронов в атоме, заряд ядра и т. п.
Названные одномерные шкалы (кроме абсолютной) могут быть преобразованы в другие шкалы более низкого уровня (понижение мощности шкалы). Так, интервальная шкала довольно легко может быть представлена в форме ранговой (по рейтингу балла), а также при наличии критерия (величины признака или его границ) — в номинальной. Возможно преобразование шкалы более низкого уровня в шкалу более высокого уровня (повышение мощности шкалы).
Одномерные психологические шкалы, полученные в результате измерения одного и того же признака у одного и того же объекта при использовании различных инструментов, могут также преобразовываться в многомерные шкалы путем конструирования функциональных зависимостей между ними.

Этапы психологического исследования

Этапы психологического исследования

Психологическое исследование включает в себя ряд логически завершенных фрагментов, или этапов. У каждого этапа свои цели, задачи и стратегии их решения.

1. Организационно-подготовительный этап. Его главное назначение - формулировка цели, задач (проблемы) объекта и предмета исследования. Формулировка проблемы должна привести к осознанию того, что между объективно возникающей в ходе развития психологического знания потребностью и существующими средствами ее достижения имеются противоречия. Задачи исследования представляют собой последовательность фрагментов в общем процессе решения проблемы.

В формулировке цели (или целей) должны просматриваться ожидаемые результаты исследования. Цель - это опережающее отражение действительности, модель будущего результата. Четкость целевой формулировки исключает разбросанность исследования, концентрирует усилия на актуальных вопросах, устанавливает границы исследования, привлекает все наиболее важное и отбрасывает несущественное. Цель - это маяк исследователя в многомерном бушующем океане человеческой психики. По словам Гете, тот, кто хочет достичь многого, должен уметь себя ограничивать.

Пример формулировки цели исследования: «Разработать концепцию групповой готовности операторов к сложным видам совместной деятельности и использовать методические средства этой концепции для оптимизации механизма влияния феномена групповой готовности на успешность совместной деятельности». Из этой формулировки следуют два ограничения:
- из всего спектра проблем совместной деятельности исследованию подлежит лишь один феномен - групповая готовность к деятельности;
- приоритет в исследовании отдается изучению механизмов взаимосвязи групповой готовности с успешностью деятельности.

Объектом исследования выступает какой-либо фрагмент психической реальности (психические процессы, феномены, состояния и др.), например групповая деятельность операторов сложной системы управления, адаптация личности к условиям социальной изоляции и т. п.

Предмет исследования требует погружения в детали, ограничивающие научный поиск рамками выбранного объекта (для групповой деятельности это может быть, например, динамика межличностных отношений в условиях конфликта; для адаптации личности к психологически сложным условиям — механизмы формирования стратегий психологической защиты личности от депрессивных состояний).

2. Этап разработки рабочей гипотезы. Рабочая гипотеза - выраженное в словесной форме утверждение (наиболее вероятный вариант решения задачи), которое еще не имеет достаточного обоснования. У рабочей гипотезы характер рисковый, отчаянный. Ее удел - заглядывать в будущее, балансируя на ниточке, связывающей истину и умозаключение. Поэтому гипотеза как инструмент исследования вызывала бурное негодование И. Ньютона («Гипотез не измышляю!») и И. Канта («Все, что имеет хотя бы малейшее сходство с гипотезой, есть товар запрещенный!»). Но по иронии судьбы именно гипотетические приемы проложили дорогу открытиям, сделанным этими великими мыслителями. Гипотеза - это поводырь исследователя в хитроумном лабиринте психических процессов. Да, она хрупка и наивна, неуклюжа и робка. Но именно она позволяет делать первые шаги к истине. «Гипотезы - это леса, которые возводят перед зданием и сносят, когда здание построено» (И. Гете).

Выдвижение гипотезы - ответственный этап, требующий от психолога не только научной интуиции, но порой и мужества для противостояния своим оппонентам. «Все во всем!» - воскликнул Дж. Бруно, подчеркивая единство мира, и после 8-летнего тюремного заточения был сожжен на костре. Современный психолог, выдвигая гипотезы, не рискует жизнью. Но неверно сформулированная гипотеза может завести в тупик. Все придется начинать сначала, с новой гипотезы.

Научная гипотеза - это карта местности в хитроумном лабиринте психических явлений. Именно она позволяет психологу делать первые шаги в незнакомом мире истин.

Пример гипотезы исследования: «Процесс формирования групповой готовности операторов к сложным видам совместной деятельности заключается в движении совокупного субъекта деятельности к такому активно-действенному состоянию, которое служит регулятором целесообразного и эффективного его поведения в напряженных ситуациях и одновременно уравновешивает требования со стороны совместной деятельности».

3. Методический этап. В соответствии с целью и задачами исследования производится выбор или разработка методического инструментария. Особое внимание уделяется свойствам надежности, валидно-сти и репрезентативности. Здесь же строится общая схема проведения исследования: планируется последовательность процедур, обдумываются возможности по привлечению технических средств и др.

4. Экспериментальный этап предусматривает:
- сбор материала для конкретизации причин появления самой проблемы;
- проведение поисковых (пилотажных) экспериментов для уточнения некоторых деталей;
- подтверждение выдвинутой рабочей гипотезы, т.е. того факта, что исследуемый психический процесс будет развиваться сог ласно принятым гипотетическим положениям.

К этому этапу у психолога особое отношение. Ведь психология - наука преимущественно экспериментальная. Энциклопедическая формулировка эксперимента звучит так: «Это метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности». Вроде бы строго и лаконично. Но к термину «действительность» следует относиться с позиций здравого смысла. Истинный эксперимент имеет место там, где снимается неопределенность знаний или получаются новые факты и знания.

5. Аналитический этап. Это этап научных размышлений о том, что удалось выявить в ходе исследования. Здесь осуществляется обработка материала методами математической статистики. Наиболее ответственным моментом этого этапа является интерпретация полученных данных. Психолог должен призвать себе на помощь все свои аналитические и синтетические способности, привлечь математические приемы извлечения полезной информации из полученных результатов. Наконец, сделать выводы и рекомендации в соответствии с целями и задачами исследования.

Опыт показывает, что в процессе интерпретации теряется 20-40 % информации, значимой относительно разрабатываемой проблемы. Основные причины такого положения заключаются в следующем. Во-первых, как подчеркивалось, в недооценке роли математики в психологии. Многие психологи еще не осознали очевидного парадокса: самый сложный объект в мире (человек) изучается самыми древними методами (умозаключениями). Во-вторых, психические закономерности пытаются выстроить на одном-един-ствениом испытуемом или на многих, но без статистической оценки доверия к результатам. В-третьих, психология, как выразился один ученый, это невеста без приданого, не имеющая ни своих собственных единиц измерения, ни специфического аппарата обработки данных. «Чужие» же приемы обработки подвергаются критике со стороны психологов, чаще справедливо, но и нередко по причине абсолютной математической неподготовленности и даже бравирования своей математической неграмотностью.

Наблюдение как метод исследования в психологии

Наблюдение как метод исследования в психологии

Научное познание как способ отражения реальности неизменно предусматривает восприятие особенностей явлений природы и сфер человеческой деятельности. Говоря в широком смысле, любой метод эмпирического исследования содержит в себе элементы наблюдения за объектами с целью изучения их специфики и изменений. Более того, эксперимент, тестирование, устный или письменный опрос, экспертное оценивание, контент-анализ и пр. вполне могут быть рассмотрены как разновидности наблюдений, отличающихся своими условиями и характером выполняемых при этом процедур. Однако в научной традиции издавна закрепилось выделение особого, относительно самостоятельного от всех других обсервационного метода, объединяющего наблюдение и самонаблюдение (интроспекцию).

Разумеется, в рамках той или иной науки данный метод приобретает свое конкретное содержание. Тем не менее, он непременно базируется на двух принципах:

- пассивности субъекта познания, выражающейся в отказе от вмешательства в изучаемые процессы для сохранения естественности их течения;

- непосредственности восприятия, подразумевающей ограничение возможности получения данных пределами наглядно представленной ситуации настоящего времени (наблюдается обычно то, что происходит «здесь и теперь»).

В психологии под наблюдением понимают метод изучения психических особенностей индивидов на основе фиксации проявлений их поведения.

Невозможно наблюдать внутренние, субъективные сущности мышления, воображения, воли, темперамента, характера, способностей и т. п. взятые сами по себе, вне конкретных внешних проявлений. Предметом наблюдений служат вербальные и невербальные акты поведения, имеющие место в определенной ситуации или среде. Именно они, выделенные и зарегистрированные должным образом, становятся характеристиками интеллектуального и личностного развития, динамики достижений, выраженности состояний и многого другого.

Так, изучая людей, исследователь может наблюдать:

1) речевую деятельность (содержание, последовательность, продолжительность, частоту, направленность, интенсивность. );

2) экспрессивные реакции (выразительные движения лица, тела);

3) положение тел в пространстве (перемещения, неподвижность, дистанцию, скорость, направление движений. );

4) физические контакты (касания, толчки, удары, передачи, совместные усилия. ).

При этом очень многое зависит, естественно, от наблюдательности - способности подмечать существенные, характерные, в том числе и малозаметные, свойства предметов и явлений. Без развития в себе такого качества невозможно эффективное выполнение исследовательской деятельности. Однако дело только этим не ограничивается.

Если, к примеру, весьма наблюдательный человек посмотрит вокруг, не имея определенных целей наблюдения и никак не фиксируя его итогов, то он лишь увидит множество лиц и станет свидетелем различных событий. Собранную им информацию нельзя будет рассматривать как доказательство или опровержение фактов, закономерностей, теорий. Такой человек видел и слышал многое, но не вел наблюдений в строгом значении слова.

Научное наблюдение отличается от житейского следующими свойствами:

- целенаправленностью; наблюдатель должен отчетливо понимать, что он собирается воспринимать и для чего, иначе его деятельность превратится в регистрацию отдельных ярких и отчетливых второстепенных раздражителей, а существенный материал останется неучтенным;

- систематичностью, которая позволит достоверно отличить случайное от типичного, закономерного;

- планомерностью, так как следование плану, программе способствует повышению эффективности исследования, определяя, каким образом будет произведено наблюдение; когда, где, при каких условиях;

- аналитичностью, ведь оно предполагает не только констатацию наблюдаемых фактов, но и их объяснение, выявление психологической природы;

- регистрацией результатов, что позволяет исключить сшибки памяти, уменьшить тем самым субъективизм выводов и обобщений;

- оперированием системой однозначных понятий, специальных терминов, способствующих четкому и недвусмысленному обозначению наблюдаемого материала, а также единообразию возможных интерпретаций.

В силу этого научное наблюдение приобретает принципиальную повторяемость результатов. Те данные, которые получил исследователь в определенных условиях, с большой вероятностью будут подтверждены другим исследователем, если он работает в тех же условиях и объект наблюдений не изменился. Ибо итоги научного наблюдения, сохраняя известную субъективность, меньше зависят от личности воспринимающего, чем итоги наблюдения житейского.

Как метод психологического исследования, наблюдение имеет свои сильные и слабые стороны. Рассмотрим их примерный перечень:

1. Богатство собираемых сведений (обеспечивает анализ как вербальной информации, так и действий, движений, поступков);

2. Сохранена естественность условий деятельности;

3. Допустимо использование разнообразных технических средств;

4. Необязательно получение предварительного согласия испытуемых.

1. Субъективно (результаты во многом зависят от опыта, научных взглядов, квалификации, интересов, пристрастий, работоспособности исследователя);

2. Невозможно контролировать ситуацию, вмешиваться в ход событий без их искажений;

3. Вследствие пассивности наблюдателя требует значительных затрат времени.

Психологическое исследование не обходится без применения на какой-либо из стадий метода наблюдения, но крайне редко дело ограничивается использованием только лишь этого метода, без подключения других. Изучение сложных психических явлений требует от исследователя, как правило, последовательного применения целого комплекса эмпирических методов познания.

До сих пор речь шла про общие характеристики психологического наблюдения. Однако данный метод имеет множество разновидностей, выделяемых по тем или иным основаниям. Перейдем к вопросу о классификации наблюдений.

В зависимости от степени вовлеченности исследователя в изучаемую среду выделяют два вида наблюдений:

- включенное, когда имеет место личное участие наблюдателя в воспринимаемой и регистрируемой им деятельности. При этом другие люди обычно считают его участником события, а не наблюдателем;

- стороннее, когда событие происходит без непосредственного участия в нем наблюдателя, действующего как бы «со стороны».

Следует заметить, что в большинстве случаев поведение людей резко изменяется, если они замечают, что стали объектом исследования. Тем самым нарушается требование к сохранению естественности условий изучаемой деятельности. Но на практике по этическим или иным соображениям далеко не всегда возможно осуществление незаметного для испытуемых изучения их психических особенностей.

Поэтому по характеру взаимодействий с объектом существуют следующие виды наблюдений:

- скрытое, при котором люди не знают, что они являются наблюдаемыми. (Психолог при этом или «замаскирован» под обычного участника событий, то есть его поведение для окружающих вполне соответствует ожидаемому в данной ситуации, не вызывает подозрений, или же он наблюдает за ними опосредованно, «извне», используя, скажем, зеркало Гезелла или скрытую видеокамеру);

- открытое, при котором люди осведомлены о производимом наблюдении. Обычно через какое-то время они привыкают к присутствию психолога и начинают вести себя более естественно, если, конечно, наблюдатель не провоцирует пристального внимания к себе.

Далее, в зависимости от объекта наблюдений противопоставляют друг другу два вида:

- внешнее, за поведением других людей;

- интроспекцию (от лат. «гляжу внутрь», «всматриваюсь»), то есть самонаблюдение. Результаты последнего в современной психологии не принимаются на веру, но учитываются в качестве фактов, требующих объективного научного истолкования.

Относительно времени исследования различают наблюдение:

- однократное, единичное, производимое только один раз;

- периодическое, осуществляемое в течение определенных промежутков времени;

- лонгитюдное (от англ. «долгота»), характеризующееся особой протяжённостью, постоянством контакта исследователя и объекта в течение длительного времени.

По характеру восприятия наблюдение может быть:

- сплошным, когда исследователь обращает свое внимание в равной степени на все доступные ему объекты;

- выборочным, когда его интересуют лишь определенные параметры поведения или типы поведенческих реакций (скажем, такие как частота проявлений агрессии, время взаимодействия матери и ребенка в течение дня, особенности речевых контактов детей и педагогов и т. п.).

По характеру регистрации данных наблюдение подразделяют на:

- констатирующее, где задача исследователя - четко зафиксировать наличие и характеристики значимых форм поведения, собрать факты;

- оценивающее, где исследователь сравнивает факты по степени их выраженности в каком-либо диапазоне. При этом он пользуется шкалой рейтинга, о которой будет рассказано позднее.

И, наконец, по степени стандартизированности процедур выделяют:

- свободное или поисковое наблюдение, которое, хотя и связано с определённой целью, но лишено четких ограничений в выборе того, на что надо обращать внимание, какие моменты фиксировать и т. п. В нем допустимо изменение предмета исследования и правил, если возникает в этом необходимость. Наблюдение такого вида обычно применяется на ранних стадиях научной работы;

- структурированное или стандартизированное, когда происходящие события фиксируются без малейших отступлений от заранее разработанной программы. При этом четко определены правила наблюдения, предписано все содержание исследовательских действий, введены единообразные способы регистрации и анализа данных. Подобное наблюдение обычно применяется там, где от исследователя требуется выделять уже известные и ожидаемые характеристики реальности, а не подыскивать новые. Тем самым, разумеется, в некоторой степени сужается поле наблюдения, но возрастает сопоставимость полученных результатов.

Таковы основные виды наблюдения. В качестве тренировки попытаемся, насколько это возможно, охарактеризовать приведенные ниже примеры исследований по всем рассмотренным нами классификационным основаниям.

Итак, о каком именно наблюдении идет речь?

ПРИМЕР 1. В 60-е годы Джейн Гудолл изучала особенности жизни диких шимпанзе. В процессе исследований наблюдатель обычно тихо сидел в зарослях, пока объекты, привыкнув к нему, не переставали обращать внимания на странного зрителя и не возвращались к нормальному образу действий. При этом в нескольких случаях были запечатлены на пленку эпизоды, свидетельствующие о том, что шимпанзе используют и даже изготовляют орудия труда. В частности, очистив от листьев прутик, они медленно опускали «удочку» внутрь термитника. Насекомые, вцепившиеся в чужеродный предмет, извлекались наверх и поедались хитроумными ловцами. (По Яну Линдбладу).

ПРИМЕР 2. Если посторонний наблюдающий просто характеризует подростка из кружка «Умелые руки» как «склонного к сотрудничеству», то «работающий» на соседнем станке психолог фиксирует, что этот подросток в течение одного занятия пять раз одолжил другим членам кружка свой инструмент, восемь раз оказал помощь и два раза обратился за помощью сам. Кроме того, поведение наблюдаемого сопоставляется с количественно выраженными аналогичными характеристиками поведения окружающих его людей. (По К. Ингенкампу).

ПРИМЕР 3. В известном исследовании Курта Левина испытуемые находились 10-15 минут в пустой комнате, ожидая, что за ними вот-вот зайдут, и не подозревали о проводившемся наблюдении. Каждый из них, оказавшись в такой ситуации, начинал рассматривать окружающие вещи; его действия определялись тем, что он видит. Вещи как бы притягивали к себе, обусловливая поведение, которое К. Левин назвал полевым. (По И. Ю. Кулагиной).

Перейдем теперь к описанию этапов научного наблюдения. Традиционно выделяют следующие этапы:

1. Определение цели наблюдения (для чего, зачем оно осуществляется?);

2. Выбор объекта исследований (какой индивид или какого рода группа подлежит изучению?);

3. Уточнение предмета исследования (какие именно стороны поведения раскрывают содержание изучаемых психических феноменов?);

4. Планирование ситуаций наблюдения (в каких случаях или при каких условиях предмет исследований обнаруживает себя наиболее отчетливо?);

5. Подбор способа наблюдения, наименее влияющего на объект и в наибольшей степени обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);

6. Установление продолжительности общего времени исследований и числа наблюдений (сколько наблюдать?);

7. Выбор способов регистрации исследуемого материала (как вести записи?);

8. Прогнозирование возможных ошибок наблюдения и поиск возможностей их предотвращения;

9. Осуществление сеанса предварительного, пробного наблюдения, необходимого для уточнения действий предыдущих этапов и выявления организационных недоработок;

10. Исправление программы наблюдения;

11. Этап проведения наблюдения;

12. Обработка и интерпретация полученной информации.

Более детальным образом следует остановиться на вопросе о способах регистрации наблюдаемого материала.

Начнем с того, что процесс эффективного наблюдения невозможен без искусственного вычленения из общего хода событий определенных единиц активности объекта. Имеется в виду обозначение того, что он делает в данный момент, каким образом делает это. Подобные единицы активности выражаются с помощью обычных слов или научной терминологии. Они и регистрируются в протоколе наблюдений.

Обычно выделяют три разновидности процедур регистрации результатов. А именно:

1) использование признаковых (знаковых) систем. При этом заранее, в ходе подготовки бланков наблюдений, описываются конкретные виды поведения, характерные для данной сферы. В дальнейшем фиксируют, какие из них проявились и насколько часто в период наблюдения. Каждый признак должен быть сформулирован однозначно для понимания разными людьми и не требовать дополнительных разъяснений.

К примеру, какие признаки интереса студентов к содержанию учебного занятия Вы можете назвать? Каковы признаки отсутствия у них интереса к изучаемому материалу?

Разумеется, среди названных Вами обозначений не должно быть слов типа «внимательный», «интересующийся», «понимающий» и др. нуждающихся в конкретизации значения. А такие признаки, как «оживленная жестикуляция», «жевание карандаша» и т. п. свидетельствуют и об интенсивности интереса и о полнейшем отсутствии последнего.

Очевидно, что предложенная система признаков не является исчерпывающей. В ходе наблюдения может вполне проявиться какая-либо существенная характеристика, ранее упущенная нами. При данном способе регистрации результатов совокупность признаков считается открытой. В нее при необходимости разрешено вносить те или иные дополнения уже после начала наблюдения.

2) применение системы категорий. Такая система содержит полное описание всех видов возможного поведения. Добавлять в нее что-либо новое в процессе наблюдений нельзя.

Дело в том, что совокупность категорий составляется на определенной научной основе. Предполагается, что она охватывает все теоретически возможные проявления изучаемого процесса.

Примером системы категорий может быть та, которая сформулирована Р. Бейлзом для стандартизированной процедуры наблюдения за взаимодействием членов малой группы при совместном решении задач.

Бейлз путем свободного наблюдения за работой групп выявил более восьмидесяти признаков межличностного общения, которые при систематизации были сведены в 12 категорий, а последние - в четыре класса. Вот как они выглядят (по Т. В. Корниловой):

Строчными латинскими буквами здесь обозначены связи между категориями. Точнее, a - проблемы ориентации, b - проблемы оценивания, c - проблемы контроля, d - проблемы нахождения решения, e - проблемы преодоления напряженности, f - проблемы интеграции. Выделение этих связей основано на соответствующей концепции стадий групповой работы при решении задач.

Работая с системой категорий Р. Бейлза, наблюдатель имеет возможность зафиксировать формальную (но не содержательную) сторону общегрупповой дискуссии. Для этого он, выучив перечень категорий, соотносит их с репликами участников общения. Запись наблюдаемого при этом может быть произведена так:

- кто говорит? (источник сообщения);

- к кому обращается? (адресат);

- по какой категории? (номер).

При анализе записи номер категории указывает и на тип высказывания, и на его эмоциональную окраску, и на стадию решения проблемы. Частота речевых актов также отражает особенности протекания дискуссии, в частности, в виде процентных соотношений разных видов актов на различных стадиях обсуждения.

Считается, что описанная система категорий главным образом приспособлена для наблюдений за дискуссиями на заданную тему в ученических и студенческих группах. Она активно применяется до настоящего времени несмотря на ряд существенных критических замечаний (формальность анализа, произвольность выделения количества и содержания категорий и т.д.).

3) Шкала рейтинга, (от англ. «оценка», «порядок», «классификация»). При таком способе регистрации результатов внимание исследователя обращено не на наличие того или иного признака, а на количественную или качественную степень его присутствия, представленности. При этом работа осуществляется по заранее подготовленной порядковой шкале.

Например: Какой интерес проявляет ученик в ходе занятий?

Совсем не проявляет интереса

Специфика шкалы рейтинга в том, что она обычно заполняется либо на последней стадии наблюдения, либо по его окончании. Из всех способов регистрации данных этот наиболее субъективен. Исследователь выступает здесь не столько как наблюдатель, сколько в роли эксперта, сравнивающего поведенческие признаки с «эталонными», известными только ему образцами. Поэтому шкала рейтинга чаще применяется не автономно от других способов регистрации, а наряду с ними. Тогда ее заполнение на основе системы признаков или системы категорий становится началом процедур интерпретации результатов наблюдения.

Изучим типичные ошибки исследователей, применяющих наблюдение. Вот наиболее распространенные из них:

- стремясь подтвердить свою гипотезу, исследователь иногда неосознанно игнорирует все, что может ей противоречить;

- смешивание главного и второстепенного, случайного и закономерного в процессе наблюдений;

- преждевременность обобщений и выводов;

- оценка одного психического феномена делается на основании признака поведения, относящегося к другому феномену (так, многие оказываются склонны делать выводы об интеллекте по беглости речи);

- акцентирование внимания наблюдателя на противоположных себе чертах характера или формах поведения наблюдаемых;

- определяющее влияние на итоги наблюдения первого впечатления о человеке или группе:

- непринятие во внимание возможных мотивов действий, самочувствия наблюдаемых, значимых изменений условий ситуации.

Таковы «ловушки» психологического наблюдения. Чтобы повысить его достоверность, необходимо строго следовать фактам, фиксировать конкретные действия и не поддаваться искушению поверхностно интерпретировать сложные процессы.

В целях объективизации процедур наблюдения в психологии применяются коллективные изучения объекта независимо работающими друг от друга исследователями, используются технические средства фиксации и обработки данных, детально разрабатываются программы наблюдений, практикуются неоднократные повторные наблюдения одних и тех же объектов.

Меню