Руководства, Инструкции, Бланки

приказ об утверждении маршрутного листа образец img-1

приказ об утверждении маршрутного листа образец

Рейтинг: 4.3/5.0 (1908 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Приказ об утверждении путевого листа - образец 2015

Приказ об утверждении путевого листа - образец 2015

Приказ о путевых листах - образецего понадобится организациям, использующим в своей работе автотранспорт. Какие обязательные реквизиты должна содержать форма путевого листа? Когда она вступает в действие? Образец приказа о путевых листах и ответы на вышеуказанные вопросы вы найдете в нашей статье.

Общие сведения о путевых листах

Путевой лист — это первичный документ, который содержит информацию о работе водителя, технических характеристиках и пробеге транспортного средства, а также маршруте его следования. Помимо этого, путевой лист является основным документом для списания ГСМ и используется для уменьшения налоговой базы организаций и индивидуальных предпринимателей, работающих на ОСНО и УСН «доходы минус расходы».

Вот почему правильное составление формы путевого листа и ее дальнейшее корректное заполнение — важнейшая задача для любой организации, использующей в своей работе транспортные средства.

Организации, не являющиеся автотранспортными, могут выписывать путевые листы с произвольной периодичностью: на день, неделю, месяц. Для автотранспортных предприятий установлена обязанность выписывать путевые листы ежедневно, за исключением случаев, когда сотрудник направляется в командировку. Использовать транспортное средство без путевого листа категорически запрещается (см. п. 2 ст. 6 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 08.11.2007 № 259-ФЗ).

Форма путевого листа

С 1 января 2013 года в связи с вступлением в силу ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ организации могут разрабатывать форму путевого листа самостоятельно. Для этого необходимо соблюсти требования ст. 9 закона № 402-ФЗ, а также учесть обязательные требования к содержанию путевого листа, приведенные в приказе Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152. Напомним, что до этого времени обязательная форма путевого листа была установлена постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78.

Какие же реквизиты обязательно должны присутствовать в путевом листе начиная с 1 января 2013 года? Давайте разбираться. В связи с тем, что путевой лист — это первичный документ, к нему предъявляются требования, установленные ст. 9 закона № 402-ФЗ. Так, он должен содержать:

  • наименование документа;
  • дату составления;
  • наименование организации, составившей документ;
  • содержание операции, на основании которой составляется документ;
  • отражение операции в денежном или натуральном выражении;
  • указание лиц, ответственных за проведение операции;
  • подписи ответственных лиц.

Теперь посмотрим, какие требования устанавливает приказ № 152. Согласно ему путевой лист должен содержать:

  • наименование и номер;
  • срок действия;
  • информацию о собственнике транспортного средства;
  • данные о транспортном средстве;
  • сведения о водителе.

Соблюдая все вышеуказанные требования, организация вправе разработать свою форму путевого листа, которая не вызовет нареканий у контролирующих органов. Есть и другой способ применять собственную форму путевого листа. Для этого организация может взять унифицированную форму, утвержденную постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78, и добавить в нее необходимую информацию, не удаляя и не изменяя ее реквизитов. Организация может пользоваться и унифицированной формой без каких-либо изменений.

Содержание приказа об утверждении путевого листа

Для того чтобы форма путевого листа вступила в действие, ее необходимо утвердить приказом руководителя. Приказ составляется на бланке организации, имеет внутренний характер и обязателен для исполнения сотрудниками организации. Единой формы, установленной государством, такой приказ не имеет. Он составляется в произвольной форме, однако должен соответствовать требованиям законодательства и содержать следующие сведения:

  • наименование организации;
  • номер и дату составления;
  • название;
  • содержание;
  • дату вступления в силу;
  • перечень ответственных за исполнение приказа лиц;
  • подпись руководителя;
  • подписи ответственных и ознакомленных с приказом лиц.
Образец приказа о путевых листах

Рассмотрим подробнее, как составить приказ об утверждении формы путевого листа в организации.

Допустим, ООО «ИКС» разработало свою форму путевого листа, но не прописало ее в учетной политике. В этом случае необходимо издать приказ об утверждении новой формы.

Приказ оформляется на бланке организации, в нем проставляются все необходимые реквизиты:

  • Номер приказа, дата составления. В нашем примере приказ имеет № 398 и дату составления 21.07.2015.
  • Название: «Об утверждении формы путевого листа».
  • Содержание. Сюда входит основание приказа: «В соответствии с пп. 2 и 4 ст. 9 ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.11.2011 № 402-ФЗ, а также приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152», а также само содержание приказа: «Утвердить форму путевого листа, приведенную в приложении 1 к настоящему приказу, в качестве первичного документа для учета и списания ГСМ».
  • Дата ввода в действие. Для нашего примера это 01.08.2015.
  • Список ответственных лиц. В нашем примере ответственность за исполнение данного приказа возложена на главного бухгалтера ООО «ИКС» Иванову Л. П.
  • Список ознакомленных с приказом лиц. В нашем случае только водитель ООО «ИКС» Петров И. Н.
  • Ну и собственно подписи руководителя, ответственных и ознакомленных лиц.

Скачать образец приказа об утверждении путевого листа можно на нашем сайте.

Итоги

Таким образом, приказ об утверждении путевого листа издается организацией в произвольной форме, однако, как и любой приказ, должен содержать определенные сведения. Форму путевого листа можно прописать в учетной политике организации. Тогда необходимость в издании приказа отпадает, поскольку учетная политика также утверждается приказом руководителя.

Видео

Другие статьи

Маршрутный лист образец скачать бесплатно

Маршрутный лист образец


Довольно распространенным документом в жизни человека является маршрутный лист. Он может применяться в командировке, на производстве, в сфере туризма (для получения визы). Маршрутный лист используют курьеры, водители и иные специалисты. На этой странице бесплатного ресурса имеется образец маршрутного листа. и по специальной прямой ссылке его можно скачать бесплатно. Рассмотрим основные компоненты и обязательные пункты этой уникальной бумаги, чтобы более точно понимать смысл.

Планирование процессов в жизни человека дает ему много преимуществ. Составление обсуждаемого графика значительно ускоряет все обозначенные в нем процессы. Маршрутный лист не только планирует деяния субъекта, но и оптимизирует их. Благодаря этому пакту надзирающие инстанции, руководители структурных подразделений, непосредственное начальство, могут проследить путь перемещения и выполненной работы. Таким образом, маршрутный лист выполняет несколько положительных функций одновременно, что является несомненным плюсом письменного акта.

Обязательные пункты маршрутного листа
  • В верху пишется наименование, ФИО, должность и другие идентификационные данные;
  • Ниже должность, представительские полномочия;
  • Затем в свободной форме, в виде таблицы или подпунктов вносятся нужные сведения;
  • Обязательно указывать даты, сроки, стоимость мероприятий, план поездок;
  • Поскольку это маршрутный пакт, необходимо указывать место отбытия и прибытия;
  • Подписи, расшифровки и виза руководства.

Качественное исполнение маршрутного листа в виде таблицы или других структурных компонентов позволит фиксировать иную сопутствующую информацию: стоимость ТМЦ, оплату, расчеты, сроки, остатки товара, наличие продукции на складах и множество других сведений. Рассматриваемой бумаги достаточно, чтобы организовать и спланировать работу различных профессий. Если какая-либо информация упущена, никогда не поздно внести исправления или дополнения внизу страницы. В примечании можно указать сопутствующие сопроводительные документы.

Другие новости по теме:

Актуальный порядок ведения путевых листов

Актуальный порядок ведения путевых листов

Для подтверждения расходов на смазочные материалы и используемое топливо Минфин с 2007 года установил использование кассовых чеков и путевых листов. Для этого было подготовлено соответствующее письмо (№03-03-06/1/640 от 04.09.2007) и изменения в п.1 ст. 26 Налогового Кодекса.

На практике распространено доначисление налоговых сумм инспекторами из-за неточностей в процессе заполнения путевого листа. С учетом практических проблем, финансовое ведомство подготовило несколько практических разъяснений, позволяющих минимизировать допущение несоответствий.

Судебные тяжбы касательно признания обоснованности расходов на горюче-смазочные материалы также устанавливают тот факт, что путевой лист не является обязательным документом подтверждения затрат на ГСМ. Стоит отметить, что это справедливо лишь для тех организаций, которые не являются автотранспортными. К тому же, данные расходы обязательно подтверждать прочими документами (чаще всего – чеками на приобретение указанных материалов).

Можно ли самостоятельно утвердить форму путевого листа?

Изменения в Федеральный Закон «О бухгалтерском учете», вступившие в действие в начале 2013 года, позволяют организациям самостоятельно разрабатывать формы используемых первичных документов. Информация Минфина России № ПЗ-10/2012 также подтверждает данное право организаций (при этом, нетранспортные организации обладали таким правом еще до 2013 года).

При утверждении форм стоит помнить, что без обязательных реквизитов, которые утвердил соответствующим приказом Минтранс России, любой путевой лист станет недействительным. К ним относят:

  • название и номер путевого листа ;
  • срок его действия;
  • информация о владельце транспортного средства;
  • сведения о самом транспортном средстве и его водителе.
Кто устанавливает сроки выдачи путевых листов?

Указания по применению путевых листов, являющиеся дополнением к постановлению Госкомстата №78, определяют однодневный (односменный) срок действия всех путевых листов. С момента разрешения самостоятельного утверждения форм таких документов, Минфин пришел к выводу, что предприятиям целесообразнее самим устанавливать сроки действия путевых листов для большей обоснованности произведенных расходов (письмо от 30.11.2012, №03-03-07/51).

Последняя рекомендация не распространяется на специализированные автотранспортные предприятия – им необходимо использовать однодневные путевые листы, тогда как прочие организации могут составлять данные документы на срок до месяца.

Важность отображения маршрута следования в путевых листах.

Без детального указания мест следования транспортного средства невозможность не только удостовериться в обоснованном расходе топлива и горюче-смазочных материалов, но и подтвердить факт использования транспортного средства в служебных целях.

Необходимость отображения маршрута движения неоднократно упоминалась в письмах Минфина России еще в 2005 и 2006 году. Чаще всего, маршрутная информация отображается на обратной стороне формы, и состоит из следующих разделов:

  • места отправления и назначения;
  • время отправки и прибытия;
  • общее число пройденных километров.
Особенности использования собственного транспорта в целях фирмы.

При использовании личного транспорта в служебных целях, сотрудники организаций также имеют право на покрытие понесенных затрат, подтверждением которых являются путевые листы. Для получения выплаты средств (которые, к тому же, освобождены от НДФЛ), кроме путевого листа, сотрудник предоставляет в бухгалтерию подтверждение права собственности на средство и его техпаспорт.

Какие последствия использования транспорта фирмы без составления путевых листов?

Без путевых листов и прочих подтверждающих расходы на транспорт документов сотрудника фирмы могут обвинить в возникновении личной выгоды (это соответствует статье 41 Налогового Кодекса). Как результат, предприятию придется удерживать с такого водителя подоходный налог либо сообщить инспектору налоговой о невозможности такого удержания. В письме Минфина №03-04-05/28243 от 11.06.2014 также сказано, что отсутствие путевого листа – основание для удержания НДФЛ с любого дохода водителя.

Об утверждении и вводе в действие Регламента выдачи маршрутного листа машиниста специального самоходного подвижного состава, сформированного в автомат

Распоряжение ОАО "РЖД" от 25.03.2013 N 709р "Об утверждении и вводе в действие Регламента выдачи маршрутного листа машиниста специального самоходного подвижного состава, сформированного в автоматизированной системе АСУ ССПС"

Документ по состоянию на август 2014 г.

В целях повышения эффективности и полноценного учета работы бригад путевых машин и моторно-рельсового транспорта в инфраструктурном комплексе ОАО "РЖД":

1. Утвердить и ввести в действие с 1 мая 2013 года прилагаемый Регламент выдачи маршрутного листа машиниста специального самоходного подвижного состава, сформированного в автоматизированной системе АСУ ССПС (далее - Регламент).

2. Начальникам Центральной дирекций инфраструктуры Супруну В.Н. Центральной дирекции по ремонту пути Бунину А.И. организовать изучение Регламента причастными работниками и обеспечить его соблюдение.

Вице-президент ОАО "РЖД"
А.В.ЦЕЛЬКО

Утвержден
распоряжением ОАО "РЖД"
от 25 марта 2013 г. N 709р

Введение

Маршрутный лист формы АУ-12, утвержденный ОАО "РЖД" 29 октября 2004 года (далее - маршрутный лист), является основным документом учета рабочего времени бригад путевых машин и моторно-рельсового транспорта, работы специального железнодорожного подвижного состава, эксплуатирующегося на инфраструктуре ОАО "РЖД" и расхода топлива.

Настоящий Регламент обязателен для исполнения причастными работниками ОАО "РЖД".

Общие положения

1. Приказом начальника причастного подразделения - владельца специального железнодорожного подвижного состава определяется порядок формирования и выдачи, сдачи и закрытия маршрутных листов в АСУ ССПС и назначаются ответственные работники.

2. Маршрутный лист формируется ответственным лицом (далее - оператором) посредством АСУ ССПС и выдается установленным порядком машинисту при: следовании специального железнодорожного подвижного состава своим ходом, пересылке в рабочем состоянии, проведении ТО, непланового ремонта, дежурства.

3. Запрещается эксплуатация специального железнодорожного подвижного состава и работа бригад путевых машин и моторно-рельсового транспорта (в том числе дежурство, обслуживание ССПС (СНПС) и т.д.) без сформированного в АСУ ССПС маршрутного листа.

4. Обязанности оператора по формированию и закрытию маршрутных листов в АСУ ССПС могут возлагаться на диспетчера причастного подразделения - владельца специального железнодорожного подвижного состава.

5. Перед формированием нового маршрутного листа оператор обязан внести информацию с предыдущего маршрутного листа в АСУ ССПС (закрыть маршрутный лист).

6. Порядок предъявления маршрутного листа к оплате устанавливается начальником причастного подразделения - владельца специального железнодорожного подвижного состава.

7. Оператор АСУ ССПС должен быть обеспечен телефонами дежурных технологов (электронщиков) сервера АСУ ССПС.

8. Ответственность за своевременный и достоверный ввод информации в АСУ ССПС несет оператор АСУ ССПС.

Порядок выдачи и сдачи маршрутных листов

9. Маршрутный лист выдается перед началом работы (смены) машинисту (водителю) специального железнодорожного подвижного состава лицом, назначенным приказом начальника причастного подразделения ответственным за выдачу маршрутных листов и ведение журнала учета выдачи и сдачи маршрутных листов.

10. Порядок обеспечения мест дислокации бригад путевых машин и моторно-рельсового транспорта бланками маршрутных листов устанавливается приказом начальника причастного подразделения - владельца специального железнодорожного подвижного состава (бланк нумеруется, штампуется, выдается под роспись, учет выдачи ведется в журнале установленной формы).

11. При удаленной дислокации и невозможности распечатать маршрутный лист в АСУ ССПС, лицо, ответственное за выдачу маршрутных листов, или машинист обязаны запросить уникальный номер сформированного маршрутного листа по средствам связи у оператора или диспетчера подразделения для внесения его в бланк маршрутного листа, заполняемого от руки.

12. После окончания работы (смены) машинист установленным порядком оформленный маршрутный лист сдает лицу, ответственному за выдачу маршрутных листов.

13. При удаленной дислокации бригад путевых машин и моторно-рельсового транспорта лицо, ответственное за выдачу маршрутных листов, проверяет оформление маршрутного листа и по средствам связи передает оператору или диспетчеру информацию, необходимую для закрытия маршрутного листа в АСУ ССПС.

14. Выезд по аварийному маршрутному листу разрешается по оперативному приказу начальника причастного подразделения - владельца специального железнодорожного подвижного состава.

15. Причина выезда по аварийному маршрутному листу в суточный срок разбирается начальником причастного подразделения - владельца специального железнодорожного подвижного состава.

16. Ответственность за соблюдение установленного данным Регламентом порядка выдачи маршрутных листов несет начальник причастного подразделения - владелец специального железнодорожного подвижного состава.

Календарь

Маршрутный лист служебных поездок образец скачать - есть решение

Маршрутный лист оформление маршрутного листа

Предприятия могут включать в расходы на оплату труда компенсации работникам. Форма маршрутный лист служебных поездок работника организации (оплата труда бухгалтерский.). Приложено документов 4 шт. Маршрутный лист сдал торговый представитель васечкин и. Разъездной характер работы. Маршрутный лист, бланк. Форма приказа. Анонс возмещение на.

Интересно, а какое заполнение и как он должен выглядеть путевой лист, если машина. На сайте можно легко найти и скачать заявление, исковое заявление, образец претензии. Приказ минавтотранса рсфср от г. N 200. Об утверждении правил организации. Dxbckt про лесной откуда ты, русь? Крах норманнской теории (история) несколько нудноватая работа.

Госты скачать бесплатно. Приказ 286 минтранса рф от г. Правила технической. Расходы командировки, найм жилья от правильного оформления документов на командировку. Приведен пример бланк и форма маршрутный лист. Возмещение расходов, связанных со служебными поездками работников. Форму маршрутного листа, периодичность и порядок его заполнения надо.

В статье 166 тк рф прямо указано, что служебные поездки лиц. Кроме этого, работнику оформляются служебное задание (унифицированная форма т-10а) и. Маршрутный лист служебных поездок работника ооо мак на 10 апреля. Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов. Форма маршрутный лист служебных поездок работника организации (оплата труда. Форма маршрутный лист работника (образец заполнения). Форма приказа о направлении работника в командировку. Форма маршрутного листа (для оформления служебных поездок работников в чф вогу). В отчетах о служебных поездках с приложением документов, подтверждающих разъездные расходы. Следовательно, в. Образец заполнения положение о разъездном характере работы. Маршрутный лист (приложение n 2). Если говорить об отличиях служебных командировок от поездок сотрудников с. Маршрутный лист служебное задание (форма.).

Разъездной характер работы

Разъездной характер работы

"Отдел кадров коммерческой организации", 2012, N 5

РАЗЪЕЗДНОЙ ХАРАКТЕР РАБОТЫ

В штате практически каждой организации есть должность водителя, которая изначально предусматривает, что сотрудник свой рабочий день проводит в дороге. Но зачастую работодатель не задумывается, что работа и водителей, и, возможно, иных сотрудников организации носит особый, разъездной характер, который обязательно отражается как условие трудового договора, - и оформляет сотрудникам командировки. А ведь за работу в таких условиях ТК РФ предусмотрена надбавка к заработной плате. О том, чья работа может носить разъездной характер и по каких основаниям это определяется, в каких локальных документах организации нужно его отразить, чем такая работа отличается от служебных командировок и какие расходы должен компенсировать такому работнику работодатель, вы узнаете, прочитав статью.

Согласно ст. 168.1 ТК РФ различают следующие виды постоянной работы, при которых работник не сидит на месте, а постоянно совершает служебные поездки:

- работа в полевых условиях;

- работа в экспедиционных условиях;

Чем отличается последняя разновидность от работы в пути, в полевых и экспедиционных условиях? Поскольку ТК РФ не дает определений указанных понятий, обратимся к другим нормативным актам.

Понятие "полевые условия" раскрывается в ранее действовавшем Положении о выплате полевого довольствия работникам геолого-разведочных и топографо-геодезических предприятий, организаций и учреждений Российской Федерации, занятым на геолого-разведочных и топографо-геодезических работах, утвержденном Постановлением Минтруда России от 15.07.1994 N 56. Согласно этому документу полевыми являются особые условия производства геолого-разведочных и топографо-геодезических работ, связанные с необустроенностью труда и быта работающих и размещением производственных объектов за пределами населенных пунктов городского типа. Кроме указанных работ, в таких условиях могут производиться работы по возведению магистральных газопроводов и дорог, линий электропередач и т. д.

Чтобы понять, какие работы подразумеваются под экспедиционными, обратимся к гл. 41 "Транспортная экспедиция" ГК РФ, Федеральному закону от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности", а также Правилам транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 N 554. По их нормам под транспортно-экспедиционной деятельностью понимается оказание услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению документов, необходимых для осуществления перевозок. Сторонами договора транспортной экспедиции являются экспедитор и клиент - юридические или физические лица. При этом экспедитором признается лицо, выполняющее или организующее выполнение определенных договором транспортной экспедиции транспортно-экспедиционных услуг. Таким лицом может быть водитель транспортного средства или лицо, сопровождающее груз. Основным признаком экспедиционных работ является то, что они связаны с постоянными служебными поездками.

Что касается работы в пути, под ней подразумевается работа, выполняемая на движущемся транспорте. Для примера можно обратиться к Постановлению Совмина РСФСР от 12.12.1978 N 579 <1> (далее - Перечень профессий). Согласно утвержденным им Перечням к осуществляющим работу в пути относятся работники речного и автомобильного транспорта, а именно капитан, лоцман, контролер пассажирского транспорта и другие работники речного транспорта, а также водители и кондукторы автобусов, водители такси, работающие на междугородных линиях.

<1> "Об утверждении перечней профессий, должностей и категорий работников речного, автомобильного транспорта и автомобильных дорог, которым выплачиваются надбавки в связи с постоянной работой в пути, разъездным характером работ, а также при служебных поездках в пределах обслуживаемых ими участков".

К работе в пути можно отнести и работу на междугородных или международных железнодорожных, морских и воздушных перевозках.

Примечание. Под междугородными перевозками понимаются перевозки, осуществляемые между населенными пунктами, расстояние между границами которых составляет более 50 км <2>.

<2> Статья 4 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".

Чтобы дать определение разъездному характеру работы, обратимся к Инструкции об организации служебных командировок сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел РФ на территории РФ, утвержденной Приказом МВД России от 05.10.2006 N 780. В ее п. 2 сказано, что разъездной характер имеют работы, при выполнении которых осуществляются регулярные служебные поездки в пределах обслуживаемой территории (участков), при наличии возможности ежедневного возвращения к месту жительства.

В Перечнях профессий помимо лиц, работа которых осуществляется в пути, также перечислены лица, имеющие разъездной характер работы: монтеры и техники судоходной обстановки пути, рабочие разъездных бригад судоходной обстановки пути, водолазы, инструкторы взрывных работ, водители автомобилей, рабочие всех профессий, занятые на строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог, и др. Кроме указанных работников, разъездной характер носит работа курьеров, страховых и торговых агентов, сотрудников сервисных служб, корреспондентов СМИ и др.

Отметим, что на работников, исполняющих трудовые функции в разъездах, действуют общие нормы ТК РФ, касающиеся режима и норм рабочего времени, времени отдыха, оплаты сверхурочных и ночных и т. д.

Командировка или поездка?

Не следует путать разъездной характер работы со служебными командировками - поездками работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. В ст. 166 ТК РФ прямо указано, что служебные поездки лиц, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.

Напомним, что за сотрудником, направленным в служебную командировку, сохраняются место работы и средний заработок. Положение об особенностях направления работников в служебные командировки утверждено Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 (далее - Положение). Согласно Положению средний заработок за период нахождения работника в командировке и дни нахождения в пути, в том числе за время вынужденной остановки в пути, сохраняется за все дни работы по графику, установленному в командирующей организации. Также работнику возмещаются:

- расходы на проезд;

- расходы на наем жилого помещения (оплату гостиницы);

- дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);

- иные расходы, произведенные работником с разрешения руководителя организации (мобильная связь, медицинская страховка и др.).

Обратите внимание! При командировках в местность, откуда работник исходя из условий транспортного сообщения и характера выполняемой в командировке работы имеет возможность ежедневно возвращаться к месту постоянного жительства, суточные не выплачиваются (п. 11 Положения).

Конкретные нормы возмещения командировочных расходов, установленные Постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 N 729 <3>, распространяются только на работников бюджетных организаций. В коммерческих организациях расходы, связанные с командировкой, определяются коллективным договором или иным локальным актом организации.

<3> "О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета".

Порядок оформления командировок установлен Положением. Прежде всего руководитель организации издает приказ по унифицированной форме Т-9 (Т-9а). Кроме этого, работнику оформляются служебное задание (унифицированная форма Т-10а) и командировочное удостоверение (Т-10). Формы указанных документов утверждены Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты" (далее - Постановление N 1).

В командировочном удостоверении проставляются отметки о датах прибытия и отбытия с места командировки. Также работнику авансом выдаются денежные средства на оплату расходов на проезд, наем жилого помещения и суточные.

В течение трех рабочих дней после возвращения работник обязан представить отчет о выполненной работе и авансовый отчет об израсходованных в связи с командировкой суммах, а также произвести окончательный расчет по выданному ему перед отъездом в командировку денежному авансу. К авансовому отчету прилагаются командировочное удостоверение, документы о найме жилого помещения, фактических расходах на проезд и иных расходах, связанных с командировкой (п. 26 Положения).

В чем же состоит основное отличие командировки от служебной поездки? В ст. 57 ТК РФ установлено, что условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы), должны в обязательном порядке включаться в трудовой договор с работником. Таким образом, разъездная работа - составная часть трудовой функции работника. Оговорка в ст. 57 "в необходимых случаях" означает, что работодатель обязан отметить особый характер работы в трудовом договоре, если это не предусмотрено законодательными нормативными актами, например Перечнями профессий. Кроме этого, трудовая деятельность должна постоянно носить характер разъездов.

Насчет командировок в п. 2 Положения лишь указано, что в командировки могут направляться только лица, состоящие в трудовых отношениях с работодателем. Направление в командировки носит, как правило, периодический характер, производится по мере необходимости. При этом работодатель может указать в трудовом договоре, что работник периодически направляется в командировки, но обязанность закреплять в договоре это условие ТК РФ не установлена.

Обратите внимание! Не могут быть направлены в служебную командировку беременные женщины (ч. 1 ст. 259 ТК РФ), работники в период действия ученического договора (ст. 203 ТК РФ), лица в возрасте до 18 лет (ст. 268 ТК РФ), а направить в командировку работников, перечисленных в ч. 2 ст. 259, можно только с их письменного согласия.

Исходя из вышесказанного, а также разъяснений, представленных в Письме Минфина России от 01.06.2005 N 03-05-01-04/168, даже если поездки водителей грузовых автомобилей не носят постоянного характера и в каждом случае осуществляются по отдельному распоряжению работодателя, данные поездки следует рассматривать как служебные командировки. Если же согласно Перечню профессий водители грузовых автомобилей постоянно работают на регулярных междугородных перевозках, то данные поездки не признаются служебными командировками. Особое внимание обратите на слово "регулярных" - перевозки осуществляются согласно действующему расписанию и по конкретным маршрутам. Если же водитель осуществляет междугородные (международные) перевозки в различные города и страны по индивидуальным маршрутам, такие поездки будут считаться командировками, что подтверждается судебной практикой.

Таким образом, если сотрудник с разъездным характером работы, например, работающий в пределах города, будет направлен в другой город в служебную поездку, то ее следует оформлять как командировку.

Документальное оформление служебных разъездов

Итак, в силу ст. 57 ТК РФ условие о разъездном характере работы должно быть указано в трудовом договоре с работником. А если такой характер работы был установлен в течение трудовой деятельности, по соглашению с работником к трудовому договору заключается дополнительное соглашение. Кроме этого, разъездной характер работы также нужно отметить в должностной инструкции работника.

Согласно ст. 168.1 ТК РФ перечень профессий, должностей с разъездным характером работы устанавливается коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, такими как Положение о разъездном характере работы. В нем приводится перечень работ, профессий и должностей разъездного характера, регламентируются порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными поездками, а также порядок оформления поездок и формы документов. Положение утверждается и вводится в действие приказом работодателя.

В течение деятельности организации перечень должностей, имеющих разъездной характер работы, может изменяться. Чтобы не вносить изменения в положение, можно изначально установить такой перечень отдельным приказом руководителя. Приведем образец.

Общество с ограниченной ответственностью "МАК"

08.03.2012 г. Н. Новгород

об утверждении перечня должностей работников,

постоянная работа которых имеет разъездной характер

Руководствуясь ст. 168.1 ТК РФ,

установить разъездной характер работы работникам, имеющим следующие должности:

Генеральный директор Калентьев /Г. С. Калентьев/

А если таких работников несколько, все условия разъездной работы можно прописать в трудовом договоре.

Довольно часто возникает вопрос: нужно ли указывать разъездной характер работы водителя в трудовом договоре, ведь и так понятно, что он все время в разъездах? Отвечаем - нужно, поскольку в зависимости от трудовых обязанностей водителя работодатель может по-разному определить характер данной работы: в пути, в экспедиционных условиях или разъездной. Это имеет значение для получения определенных надбавок и возмещения расходов, понесенных работником.

В отличие от командировок порядок документооборота и учета служебных поездок работодатель утверждает самостоятельно. Для оформления служебных поездок можно использовать форму служебного задания, утвержденную Постановлением N 1. А на основании командировочного удостоверения можно разработать маршрутный лист.

служебных поездок работника ООО "МАК"

на "10" апреля 2012 года

Сотрудник: Бегунов Егор Сергеевич

Руководитель отдела кадров Работник

Каплина /И. Н. Каплина/ Бегунов

Маршрутный лист получен 10.04.2012 в 16 ч 45 мин.

Инспектор по кадрам Мокеева /Г. М. Мокеева/

Решение о том, какой документ использовать, остается за работодателем. Отметим лишь, что в любом из указанных документов должны быть предусмотрены подпись руководителя (уполномоченного им лица) и подпись работника. Формы документов, повторим, как и Положение о разъездном характере работы, утверждаются руководителем.

Служебное задание (или маршрутный лист) по завершении поездки сдается уполномоченному лицу (руководителю подразделения, работнику транспортного отдела, отдела кадров, бухгалтерии, секретарю и т. д.).

Обратите внимание! Издавать приказ о направлении в служебную поездку при разъездном характере работы сотрудника не требуется.

Обязательным документом в случае, если служебные поездки осуществляются на автотранспорте организации, является путевой лист. Унифицированные формы путевых листов утверждены Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 (далее - Постановление N 78) и применяются юридическими лицами всех форм собственности. Путевой лист выписывается в одном экземпляре уполномоченным лицом организации и под расписку выдается водителю. В листе обязательно должны быть проставлены дата выдачи, штамп и печать организации, которой принадлежит автомобиль.

Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждены Приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152, это:

- наименование и номер;

- сведения о сроке действия путевого листа;

- сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;

- сведения о транспортном средстве;

- сведения о водителе.

Путевые листы регистрируются в журнале, форма которого утверждена Постановлением N 78. Он хранится в организации не менее пяти лет. Служебные задания или маршрутные листы лучше также регистрировать в журналах.

А нужно ли отмечать время служебных поездок в табеле учета рабочего времени, и если да, то как? На взгляд автора, если работа сотрудника имеет разъездной характер и установлена ежемесячная надбавка за него, в табеле следует отмечать рабочее время кодом "Я", так как сотрудник, находясь в разъездах, фактически находится на своем рабочем месте и исполняет свои трудовые обязанности. Если же установлен фиксированный размер надбавки, например 500 руб. за каждый день или час нахождения в служебной поездке, то делать отметку в табеле придется. Но поскольку условное обозначение служебной поездки не установлено, рекомендуем приказом работодателя установить новый код, например "СП".

Надбавка и компенсация

В силу ст. 129 ТК РФ одним из элементов оплаты труда являются доплаты и надбавки за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных. Размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 135 ТК РФ). Размеры и порядок возмещения указанных расходов могут также устанавливаться трудовым договором.

Так, организации, подписавшие Отраслевое тарифное соглашение в электроэнергетике Российской Федерации на 2009 - 2011 годы <4> (действует до 31.12.2012), за разъездной характер работы должны производить работникам доплату в размере не менее 12,5% тарифной ставки. А Положением о выплате надбавок, связанных с подвижным и разъездным характером работ в строительстве, утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 01.06.1989 N 169/10-87, предусмотрено, что в случаях, когда поездки в нерабочее время от места нахождения строительной организации или сборного пункта до места работы на объекте и обратно за день составляют не менее трех часов, надбавка за разъездной характер работ устанавливается в размере до 20% месячной тарифной ставки (оклада), а не менее двух часов - до 15% месячной тарифной ставки (оклада) без учета коэффициентов и доплат.

<4> Утверждено Общероссийским отраслевым объединением работодателей электроэнергетики, Общественным объединением "Всероссийский Электропрофсоюз" 27.06.2008.

В организациях же, которые не приняли участие в подписании каких-либо соглашений и не присоединились к ним либо на которые не распространяют свое действие нормативные правовые акты РФ или субъектов РФ, надбавки устанавливает работодатель.

Кроме выплаты надбавок, работодатель обязан возместить расходы, понесенные сотрудником в связи с выполнением работы, имеющей разъездной характер (ч. 1 ст. 168.1 ТК РФ). Список точно такой же, как и при направлении работника в командировку:

- расходы на проезд;

- расходы на наем жилого помещения;

- дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);

- иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.

Расходы на проезд возмещаются в размере оплаты проезда любым видом транспорта (в том числе на такси), проездного билета на любой из видов общественного транспорта. Водителям или сотрудникам, использующим в служебных поездках личный транспорт, возмещается стоимость ГСМ.

Расходы на наем жилого помещения и дополнительные затраты, с ним связанные, предусматривают возмещение цены проживания в гостиницах, питания и иных бытовых расходов. При этом суточные работник расходует по своему усмотрению и подтверждаться документально они не должны.

Что касается иных расходов работника, к ним можно отнести оплату сотовой связи, питания в течение рабочего дня и т. п. Все зависит от возможностей и желания работодателя.

Основанием для возмещения работнику понесенных затрат так же будет авансовый отчет, к которому прилагаются подтверждающие документы: проездные билеты, квитанции, чеки и т. п. Обратите внимание: поскольку служебные поездки лиц, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются, то компенсация разъездных расходов не может быть произведена на основании командировочного удостоверения (Письмо Минфина России от 19.04.2007 N 03-03-06/1/250).

В заключение обращаем внимание работодателя на необходимость правильно оформлять документы в зависимости от характера работы сотрудника, поскольку от этого зависит, какие выплаты или надбавки вы должны осуществлять. И даже если в трудовом договоре не указано, что работа носит разъездной характер, но при этом он будет подтвержден документально, суд может признать ее таковой. В качестве примера рассмотрим Определение Московского областного суда от 25.10.2011 по делу N 33-24126.

М. работал в должности персонального водителя 1-го класса в ЗАО "Центродорстрой - Строительное управление N 804" (далее - ЗАО). М. посчитал, что за период работы в ЗАО ему не были произведены выплаты суточных за время нахождения его в командировках, и обратился в суд (также наличествовала задолженность по заработной плате).

Суд первой инстанции установил, что М. исполнял трудовую функцию в ЗАО в качестве водителя автомобиля 1-го класса по трудовому договору. В нем помимо основного места работы по адресу ". " была предусмотрена возможность работы в обособленных подразделениях ЗАО. Исследовав материалы дела, суд отказал М. в возмещении суточных, и вот почему.

В силу ст. 168 ТК РФ в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику в том числе расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные). Согласно Положению квалифицирующими признаками командировки являются:

- наличие распоряжения работодателя о направлении сотрудника в командировку;

- поездка сотрудника в место, которое не является местом его постоянной работы по трудовому договору;

- выполнение служебного поручения в месте, которое не является рабочим местом сотрудника.

Несмотря на то что в трудовом договоре отсутствует указание на особые условия труда и характер выполняемой М. работы, фактически его работа носила разъездной характер, что подтверждается путевыми листами за весь рассматриваемый период времени, согласно которым он каждый рабочий день передвигался по различным пунктам назначения и все свое рабочее время находился в пути как по основному месту работы, так и в обособленных подразделениях ЗАО. Согласно ст. 166 ТК РФ служебные поездки лиц, постоянная работа которых осуществляется в пути между местами работы, указанными в трудовом договоре, или работа которых имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются. Также согласно Положению об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденному Приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15, рабочее время водителя служебного транспорта в рассматриваемом случае командировкой не считается, поскольку обязанность М. совершать служебные поездки в обособленные подразделения ЗАО прямо указана в трудовом договоре. Выплата командировочных (суточных) в этом случае не предусматривалась коллективным договором, а также была прямо запрещена приказом ЗАО.

Судебная коллегия Московского областного суда данное решение оставила без изменений.

Подписано в печать