Руководства, Инструкции, Бланки

списание шин и аккумуляторов пошаговая инструкция img-1

списание шин и аккумуляторов пошаговая инструкция

Рейтинг: 4.1/5.0 (1919 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Учет автомобильных шин и аккумуляторов - Институт профессиональных бухгалтеров Московского региона

Учет автомобильных шин и аккумуляторов

В.Ю. Галенко. главный бухгалтер ОАО «Трансэлектромонтаж», действительный член ИПБ Московского региона

Продолжая рассмотрение вопроса[1] об организации учета в компаниях, имеющих большой парк автомобильного транспорта и специальной техники, остановимся на особенностях учета таких дорогостоящих расходных материалов, как автомобильные шины и аккумуляторы.

Учет автомобильных шин

Автомобильные шины – ресурс не вечный, и при превышении установленного заводом-изготовителем нормы использования или при повреждении они подлежат замене. Для контроля использования шин организации могут установить (п. 3 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утв. приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н)):

  • формы первичных документов по приему, отпуску и перемещению шин и порядок их заполнения, а также правила документооборота;
  • перечень должностных лиц, которым предоставлено право на получение и отпуск материально-производственных запасов;
  • порядок осуществления контроля рационального использования автомобильных шин.

Как правило, первичными учетными документами по оформлению движения автомобильных шин в организации являются:

  • документы о приемке и оприходовании автомобильных шин;
  • различные карточки или ведомости учета автомобильных шин, выданных в эксплуатацию;
  • ведомость (акт) на списание автомобильных шин.

Приобретаемые автомобильные, автобусные шины, шины для сельскохозяйственных машин, мотоциклов и мотороллеров должны иметь сертификат (письмо Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.04.2011 № А3-101-32/3615 «О продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (в форме обязательной сертификации) в системе сертификации ГОСТ Р, с указанием нормативных документов, устанавливающих обязательные требования»).

В настоящее время при учете и эксплуатации автомобильных шин можно руководствоваться прекратившими свое действие, но разрешенным к применению письмом Минюста России от 21.09.2009 № 03-2609 Правилами эксплуатации автомобильных шин (АЭ 001-04) (утв. распоряжением Минтранса России от 21.01.2004 № АК-9-р). Согласно этим Правилам, не допускаются к установке на одну ось автомобилей шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей с различными рисунками протектора, ошипованных и неошипованных, морозостойких и неморозостойких, новых и восстановленных, новых и с углубленным рисунком протектора (пункты 36-37 Правил эксплуатации автомобильных шин (АЭ 001-04)).

Еще одним документом, которым можно воспользоваться при составлении регламента (порядка) использования шин в организации являются Правила эксплуатации шин для большегрузных автомобилей, строительных, дорожных и подъемно-транспортных машин (утв. Миннефтехимпромом СССР 19.11.1976).

Обязателен к применению организациями – собственниками транспортных средств еще один документ – Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств (РД 3112199-1085-02), утвержденные Минтрансом России 04.04.2002. Информационным письмом Минтранса России от 07.12.2006 № 0132-05/394 сообщается, что данный документ действует без ограничения срока действия до вступления в силу соответствующих технических регламентов.

Итак, на каждую шину, установленную на автомобиль (новую, восстановленную или с углубленным рисунком протектора) при его комплектации или во время эксплуатации, следует заводить карточку учета ее работы. Форму, как было указано выше, можно разработать самостоятельно или воспользоваться формой, приведенной в приложении № 12 к Правилам № АЭ 001-04 (см. на с. 28).

После окончания срока эксплуатации автомобильных шин, как правило, по причинам, которые можно найти в Приложении № 9 к Правилам эксплуатации автомобильных шин (АЭ 001-04), в постановлении Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения» (вместе с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения), данные из карточек учета переносятся в ведомости (акты) на списание автомобильных шин, на основании которых в учете отражаются данные факты хозяйственной жизни организаций.

Иногда утилизированные автомобильные шины приходуются на склад по весу в прейскурантных ценах, по которым они в дальнейшем сдаются на шиноремонтные заводы. При этом данное поступление отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 10 «Материалы», субсчет 10.6 «Прочие материалы».

В целях бухгалтерского и налогового учета автомобильные шины (покрышка, камера и ободная лента), находящиеся на колесах и в запасе при транспортном средстве, включаются в его первоначальную стоимость. Приобретаемые же отдельно автомобильные шины являются оборотными активами, подлежащими отражению в качестве материально-производственных запасов (п. 2 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утв. приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н).

При передаче шин в эксплуатацию в бухгалтерском учете организации производится единовременное списание их стоимости на счета учета затрат (п. 93 Методических указаний № 119н, ПБУ 5/01, п. 16 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н). При передаче в эксплуатацию автомобильные шины так же, как и другие виды материально-производственных запасов, оцениваются одним из способов, предусмотренных пунктом 16 ПБУ 5/01:

  • по себестоимости каждой единицы;
  • по средней себестоимости;
  • по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (метод ФИФО).

В бухгалтерском учете организации приобретение и отпуск автомобильных шин для установки на автомобиль будут отражены следующими бухгалтерскими записями:

Дебет 10.5 Кредит 60

– приобретен комплект резины для автотранспорта;

Дебет 19 Кредит 60

– отражена сумма НДС, предъявленного поставщиком;

Дебет 68.НДС Кредит 19

– принята к вычету сумма НДС, предъявленного поставщиком;

Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44, 91) Кредит 10.5

– переданы в эксплуатацию шины для установки на автомобиль.

При смене сезонных шин принятие их к бухгалтерскому учету в организации следует отражать записями по дебету счета 10, субсчет 5 в корреспонденции с кредитом счетов учета затрат (20, 23, 25, 26, 29, 44, других).

Снятые с автомобилей шины, которые еще можно использовать без ремонта, учитываются по стоимости, рассчитанной с учетом износа, определяемого исходя из пробега. Таким образом, производится уменьшение затрат на производство текущего отчетного периода на сумму возвращенных на склад автомобильных шин.

Определить стоимость снятых автошин организация может самостоятельно, установив нормы эксплуатационного пробега, ориентируясь на технические характеристики соответствующих шин, а также на вышеупомянутые Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств (РД 3112199-1085-02).

Нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств устанавливаются организациями на основе среднестатистического пробега шин с использованием поправочных коэффициентов в зависимости от условий эксплуатации транспортного средства. При этом норма эксплуатационного пробега шины не должна быть ниже 25% среднестатистического пробега (п. 3.3 Временных норм).

Среднестатистический пробег шин российского производства для легковых автомобилей составляет 40 000-45 000 км. Для шин иностранного производства средний пробег составляет 50 000-55 000 км. Пробег российских шин грузовых автомобилей может достигать 100 000 км, а шин зарубежного производства грузовых автомобилей – 180 000 км.

Стоимость шин, возвращенных на склад, рассчитывается по формуле:

Стоимость возвращенных на склад шин

Иными словами, если стоимость нового комплекта автомобильных шин (4 штуки) составляет 40 000 руб. норма пробега в организации установлена в 50 000 км, то после фактической эксплуатации (пробега) в 15 000 км и смене, на склад необходимо оприходовать данный комплект шин, с отражением в учете бухгалтерской записью:

Дебет 10.5 Кредит 25

– 28 000 руб. – оприходованы 4 автомобильные шины ((50 000 км – 15 000 км). 50 000 км) х 40 000 руб.).

В налоговом учете приобретаемые и передаваемые в эксплуатацию автомобильные шины могут учитываться:

  • в составе расходов на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии (подп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ);
  • как материальные расходы на приобретение материалов, используемых на содержание основных средств (подп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ);
  • в качестве расходов на ремонт основных средств (п. 1 ст. 260 НК РФ).

При использовании организацией в целях налогообложения прибыли метода начисления расходы на приобретение автомобильных шин следует признавать на дату передачи их в эксплуатацию, то есть на дату установки шин на автомобиль (п. 2 ст. 272 НК РФ).

Сумма материальных расходов в налоговом учете, в отличие от бухгалтерского, не уменьшается на стоимость сезонных шин, снятых с транспортного средства. Дело в том, что сезонные шины не могут быть квалифицированы как активы, стоимость которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ должна уменьшить материальные расходы налогоплательщика, а именно:

  • стоимостью материально-производственных запасов, переданных в производство, но не использованных в производстве на конец месяца, так как шины эксплуатировались и утратили свои первоначальные свойства и «полноценными» остатками МПЗ не являются (п. 5 ст. 254 НК РФ);
  • возвратными отходами, так как шины не являются «остатками сырья и материалов, полуфабрикатов и других видов материальных ресурсов, образовавшихся в процессе производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), частично утратившими потребительские качества исходных ресурсов и в силу этого используемые с повышенными расходами или не используемые по прямому назначению» (п. 6 ст. 254 НК РФ, п. 4. 4. 7 Инструкции по составу, учету и калькулированию затрат, включаемых в себестоимость перевозок (работ, услуг) предприятий автомобильного транспорта, утв. Минтрансом России 29.08.1995).

В результате при передаче снятых шин на склад и принятии их к бухгалтерскому учету между данными бухгалтерского и налогового учета образуется налогооблагаемая временная разница, что приводит к образованию отложенного налогового обязательства (п. 12 ПБУ 18/02«Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», утв. приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н). В бухгалтерском учете разница будет отражена записью Дебет 68. Налог на прибыль Кредит 77 «Отложенное налоговое обязательство» (сумма разницы, умноженная на 20%).

Некоторые автотранспортные предприятия, имеющие на балансе большое количество крупногабаритной техники, не всегда, например, при повреждении или иных случаях негодности шин, утилизируют их. Для восстановления работоспособности такие шины отдают на шиноремонтные заводы, цеха, предприятия, которые восстанавливают их в соответствии с Межотраслевыми правилами по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт) ПОТ РМ-008-99, утвержденными постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 07.07.1999 № 18.

При передаче шин для восстановления на шиноремонтные заводы в бухгалтерском учете делается запись Дебет 10.7 «Материалы, переданные в переработку на сторону» Кредит счета 10.5.

Затраты на ремонт автомобильных шин в бухгалтерском учете являются расходами по обычным видам деятельности и признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место (пункты 7, 18 ПБУ 10/99). В налоговом учете такие расходы можно учесть как прочие расходы, связанные с производством и реализацией без каких-либо нормативных ограничений.

Отразить в учете ремонт автомобильных шин можно следующей записью: Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44, 91) Кредит 60 (71, 76).

Учет аккумуляторных батарей

Еще одним затратным видом материально-производственных запасов, используемым в деятельности организаций, активно эксплуатирующих автомобильный транспорт и специальную технику, являются аккумуляторные батареи для машин и механизмов. Порядок учета, использования, выбытия данного вида материально-производственных запасов целесообразно указать в нормативных актах организации.

За основу можно взять «Решение о применении документов на автомобильном транспорте» (утв. Минтрансом России 26.09.2002) с Нормами сроков службы стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей автотранспортных средств и автопогрузчиков РД-3112199-1089-02. В этом же документе можно найти и образец формы карточки учета аккумуляторной батареи (см. на с. 28).

Приобретенная аккумуляторная батарея независимо от ее стоимости признается в бухгалтерском учете в составе материально-производственных запасов и может учитываться на субсчете 10.5. При выбытии ее стоимость учитывается в составе расходов по обычным видам деятельности.

В налоговом учете стоимость приобретенного аккумулятора может учитываться:

  • в составе расходов на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии (подп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ);
  • как материальные расходы на приобретение материалов, используемых на содержание основных средств (подп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ письмо УФНС России по г. Москве от 21.06.2010 № 16-15/064586@);
  • в качестве расходов на ремонт основных средств (п. 1 ст. 260 НК РФ).

Определить стоимость снятых автошин организация может самостоятельно, установив нормы эксплуатационного пробега.

Сумма материальных расходов в налоговом учете, в отличие от бухгалтерского, не уменьшается на стоимость сезонных шин, снятых с транспортного средства.

Материалы, оставшиеся от эксплуатации машин и механизмов, особенно загрязненные нефтепродуктами, автомобильная резина, аккумуляторные батареи являются опасными отходами, утилизация которых вместе с обычными бытовыми отходами запрещена.

Перечень отходов, связанных с эксплуатацией транспортных средств, отнесенных к категории опасных, указан в Федеральном классификационном каталоге отходов (утв. приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445). А именно: в блоке 9 «Отходы обслуживания и ремонта машин и оборудования», куда входят аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с электролитом, тормозные колодки отработанные с остатками накладок асбестовых, шины пневматические автомобильные отработанные, обтирочный материал, загрязненный нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов менее 15%), тормозные колодки с остатками накладок асбестовых и т. п. Такие отходы относятся к 1-4 классам опасности (ст. 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Согласно статье 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», запрещено:

  • сбрасывать такие отходы в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;
  • размещать их на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;
  • захоронение опасных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов.

Несоблюдение указанных выше требований влечет за собой наложение административного штрафа (ст. 8.2 КоАП РФ, письмо Росприроднадзора от 09.06.2014 № ВК-03-03-36/8833):

  • на должностных лиц – от 10 000 до 30 000 руб.;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц – от 100 000 до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Таким образом, организации целесообразно позаботиться о надлежащей утилизации опасных отходов и хранить документы, подтверждающие это.

См. статью «Особенности учета горюче-смазочных материалов» в № 1/2016 журнала «Вестник бухгалтера Московского региона». Примеч. ред.

Другие статьи

Учет шин и аккумуляторов

Учет шин и аккумуляторов

В статье изложен порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учете шин и аккумуляторов.

Уж осень на дворе… Владельцы колесных транспортных средств (далее — КТС) знают — пришло время готовить технику к зиме: снять и зарядить аккумуляторную батарею, «переобуть» железного коня. Задача бухгалтера — правильно отразить такие операции в учете. При этом следует знать, что учет автошин и аккумуляторов имеет ряд особенностей.

Прежде всего отмечу, что для шин и аккумуляторных батарей (далее — АБ) существуют специальные нор­мы, определяющие средний ресурс, необходимый для их безопасной эксплуатации.

Эксплуатационные нормы установлены приказами Минтранса и связи Украины от 20.05.06 г.:

• № 488 «Об утверждении Эксплуатационных норм среднего ресурса пневматических шин колесных транспортных средств и специальных машин, вы­полненных на колесных шасси, для особых усло­вий эксплуатации» (далее — Нормы для шин);

• № 489 «Об утверждении Эксплуатационных норм среднего ресурса аккумуляторных свинцовых стартерных батарей колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси» (далее — Нормы для АБ).

Что касается шин, то нормы установлены в таких единицах:

• для автомобилей — в тыс. км;

• для тракторов — в моточасах.

Замечу, что применять указанные нормы должны все предприятия, эксплуатирующие КТС общего назначения и специальные машины, выполнен­ные на колесных шасси, которые передвигаются по улично-дорожной сети общего пользования и в особых условиях эксплуатации.

Обратите внимание: нормы для шин не рас­пространяются на КТС и спецмашины на колесных шасси, которые осуществляют только агротехни­ческие, лесотехнические и другие технологические операции без передвижения улично-дорожной сетью общего пользования (разд. 1 Норм для шин).

Это значит, что для таких специализированных сельхозмашин, как комбайны (зерноуборочные, свеклоуборочные и т. п.) и тракторы, которые вы­полняют сугубо сельскохозяйственные работы, нормы не применяются. Изношенные шины спи­сываются на основании заключения специалистов технических служб.

Нормы для эксплуатации аккумуляторов установ­лены в месяцах.

Следует также подчеркнуть, что и те и другие нормы являются скорее техническими, чем бухгалтерскими документами. Устанавливать и тем более коррек­тировать их — обязанность техслужб (начальника автохозяйства или главного механика). Они могут изменить их как в сторону увеличения, так и в сто­рону уменьшения. Методика корректировки норм для особых или фактических условий эксплуатации, отличных от нормальных, изложена в разделах 6 Норм для шин и Норм для АБ.

Работники автохозяйства и механики производят соответствующие расчеты в письменном виде и по­дают на рассмотрение руководству. Принятые нор­мы фиксируют в приказе по предприятию и доводят до сведения исполнителей (водителей, трактори­стов) и работников бухгалтерско-экономической службы для контроля за списанием.

Если нормы не установлены

Разумеется, прогресс не стоит на месте, появляются новые марки авто, поэтому нормы не могут охватить все модели техники. Если для вашего КТС нет дей­ствующих норм, вы можете установить временные нормы среднего ресурса шин и аккумуляторов (п. 3.7 Норм для шин и разд. 5 Норм для АБ).

Для этого нужно обратиться в Государственный автотранспортный научно-исследовательский и проектный институт (г. Киев), который занимается разработкой таких норм.

Важный нюанс: если производитель установил иные нормы или гарантии для конкретных конструк­ций шин, АБ или КТС, то нормы, утвержденные Минтрансом, не применяются (п. 3.8 Норм для шин и п. 3.9 Норм для АБ). Поэтому рекомендую про­верить техническую документацию на автомобиль или договор купли-продажи. Возможно, там зафик­сированы необходимые эксплуатационные нормы, которыми вы можете пользоваться.

Приобретение шин и АБ

Согласно Инструкции о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обяза­тельств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденной приказом Минфина Украины от 30.11.99 г. № 291, шины отражаются на субсчете 207 «Запасные части» к счету 20 «Произ­водственные запасы». Считаю, что здесь же следует вести учет и АБ.

В то же время замечу, что бухучет шин и АБ зави­сит от способа их поступления на предприятие.

Способ 1. Если вы приобрели комплект шин или АБ, то их следует учитывать поштучно, как запасы, на субсчете 207 в соответствии с П(С)БУ 9 «Запасы». В налоговом учете их стоимость относит­ся на валовые расходы и участвует в перерасчете по п. 5.9 Закона о прибыли. Сумма НДС, уплаченная при покупке (при наличии налоговой накладной), включается в состав налогового кредита (пп. 7.4.1 Закона об НДС).

Способ 2. Если вы приобрели транспортное средство, то аккумулятор и шины, как установ­ленные на колесах, так и запасные, отдельно не учитываются — они войдут в балансовую стои­мость техники, которая отражается на субсче­те 105 «Транспортная техника» или 104 «Машины и оборудование». Соответственно в налоговом учете техника войдет в состав групп 2 и 3 основных фон­дов, а в дальнейшем будет амортизироваться.

Аналитический учет шин, находящихся на складе, ведут по степени изношенности (новые, бывшие в употреблении и подлежащие ликвидации), а так­же видам, сортам и размерам. Для этого реко­мендуется вести специальные Карточки учета про­бега (наработки) пневматической шины (форма дана в приложении 5 к п. 7.1 Норм для шин).

В карточке, которую заводят на каждую шину, от­ражают все сведения о ее работе: пробег (наработ­ка) шины за месяц (на основании путевых листов), данные о техническом состоянии, даты снятия и установки шин, причины изъятия из эксплуатации, дефекты. Руководство транспортного хозяйства анализирует информацию и выявляет причины недопробега шин. Карточка с соответствующим заключением комиссии о списании шины и указанием оснований для списания может служить актом на списание (п. 7.1 Норм для шин).

Аналитический учет аккумуляторов ведут по типам и маркам автомобилей, местам их хранения и тех­ническому состоянию (новые, отремонтированные и требующие ремонта). Каждому аккумулятору присваивают складской гаражный номер и заво­дят Карточку учета наработки и отслеживания оборота АБ (форма приведена в приложении 12 к п. 8.2 Правил эксплуатации аккумуляторных свин­цовых стартерных батарей колесных транспорт­ных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси, утвержденных приказом Мин­транса и связи Украины от 02.07.08 г. № 795). В этой карточке указывается дата выдачи со склада, номер и марка автомобиля, на который установлен данный аккумулятор.

Замена и списание

Операции по замене шин и аккумуляторов не относят к техническому переоснащению, реконструкции, модернизации и другим видам улучшения техники (п. 3.19 Положения о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта, утвержден­ного приказом Минтранса Украины от 30.03.98 г. № 102). Они считаются мерами поддержания ее работоспособности и исправности и включаются в состав расходов (п. 15 П(С)БУ 7).

Для списания используют Нормы для шин и Нормы для АБ. Если фактический пробег шин или нара­ботка АБ достигает установленных норм, объект подлежит списанию.

Правда, это не единственное условие для списа­ния. Если средний ресурс шины или АБ выработан, но технические показатели позволяют дальнейшую эксплуатацию, то ее можно использовать. И наобо­рот, если ресурс не выработан, а объекты пришли в негодность (есть заключение комиссии), то шину или АБ списывают.

Стоимость установленных на КТС шин и АБ относят в дебет счетов расходов в зависимости от того, где используется техника (счета 23, 91 — 94). Далее шина отражается в аналитическом учете только по количеству (по аналогии с МБП).

Замена АБ производится только в обмен на снятый аккумулятор. Установленный аккумулятор далее учитывается в карточке учета основного средства.

При замене шин (например, летних на зимние) снятая шина будет учитываться на складе в коли­чественном выражении.

Кроме того, учет возврата АБ и шин зависит от их технического состояния:

• если срок использования (норма) истек, но они пригодны к использованию, то их необходимо восстановить по цене возможной реализации: Дт 207 — Кт 716 «Возмещение ранее списанных активов»;

• если срок службы (норма) не истек, а шина при­шла в негодность, то на стоимость недопробега сторнируются затраты: Дт 23, 91 — 93 — Кт 207 «Запасные части». Одновременно такая стоимость шины относится в дебет субсчета 949 «Прочие расходы операционной деятельности».

Применение норм в целях налогообложения

Не секрет, что эксплуатационные нормы находят­ся в зоне особого внимания налоговых органов и служат средством уменьшения валовых расходов и налогового кредита. И хотя эти нормы являются техническим документом, в налоговом учете без них не обойтись, особенно когда речь идет о списании недоизношенных шин и АБ.

То есть получается, что если шины или АБ пришли в негодность до окончания сроков эксплуатацион­ных норм, значит, часть расходов на приобретение не связана с хозяйственной деятельностью.

Поэтому в учете по налогу на прибыль часть стоимости шины, соответствующую недопробегу, исключают из валовых расходов путем отражения такой суммы в гр. 4 таблицы 1 приложения К1/1 к декларации по налогу на прибыль.

В учете НДС часть налогового кредита, равную недопробегу шины, уменьшают методом «сторно». То же самое касается и аккумуляторов, которые не выработали свой нормативный ресурс.

Рассмотрим, как отражаются в учете операции с шинами. Операции с АБ проводят аналогично.

Предприятие купило одну шину стоимостью 480 грн. в т. ч. НДС — 80 грн. Шина была уста­новлена на автомобиль ЗИЛ-130. Ее эксплуа­тационная норма — 75 тыс. км. Шина пришла в негодность из-за досрочного износа. Ее пробег составил 50 тыс. км.

Следовательно, недопробег шины равен: 75 тыс. км — 50 тыс. км = 25 тыс. км.

Определим сумму НДС, которую надо исключить из налогового кредита: 25 тыс. км х 80 грн. 75 тыс. км = 27 грн.

Рассчитаем сумму валовых расходов, которую необходимо уменьшить: 25 тыс. км х 400 грн. 75 тыс. км = 133 грн.

Э. ВАСИЛЬЕВА, аудитор.

Как правильно списывать автошины

Как правильно списывать автошины

При приобретении автотранспорта, в общую стоимость входит и стоимость шин, потому что они в комплекте к автомашине. Значит и списываются они вместе с автомобилем через амортизацию.

Если же шины приобретаются отдельно от автомобиля, они должны учитываться на счете 10 (1310). Причем на счете 10 (1310) надо учитывать даже покрышки, которые переданы в эксплуатацию.

Списание шин происходит одним из четырех способов списания материальных ценностей: по единице продукции, отпущенной в производство, ФИФО, ЛИФО или по средней себестоимости. Какой способ списания установили надо отразить в учетной политике.

Но, в основном, шины списывают линейным методом или пропорционально пробегу. При линейном методе надо установить срок использования этих шин и регулярно списывать положенную сумму на затраты.

В учете приобретение и списание шин отражается следующим образом:

Дт 10с/с (1310) (Автомобильные шины в запасе) Кт 60(3310)(поставщик) - отражается приобретение шин,

Дт 10с/с(1310) (Автомобильные шины в эксплуатации) Кт 10с/с(1310) (Автошины в запасе) отражаем перевод шин с запаса в эксплуатацию при установке на автомобиль.

И потом, по истечении месяца, ежемесячно, по мере списания: Дт 20,23,26(7010,7110,7210) затраты Кт 10с/с(1310) (Автомобильные шины в эксплуатации) - списываем часть стоимости шин.

При такой ситуации в бухгалтерском учете стоимость шин полностью спишется после их полной амортизации.

А вот в налоговом учете стоимость шин списывается на затраты сразу после покупки. Стоит подумать над этим.

Но можно списывать и пропорционально пробегу, согласно данным спидометра при установке шины в эксплуатацию и при их списании, которые можно взять из путевого листа.

Если же спишете досрочно, то можно составить акт, что произошел разрыв корда или еще какие -то причины. И все будет нормально.

29 Сентября 2016

В период простоя работнику в общем порядке выплачивают заработную плату, а не компенсационные выплаты. Оплату простоя облагают страховыми взносами в ПФР, ФФОМС, ФСС России и взносами на "травматизм". Если время простоя оплачивается, то указанный период засчитывают в страховой стаж сотрудника.

Хотя аптечное учреждение занимается довольно узким и специфическим видом деятельности и, как правило, не ведет деятельности за рамками своего профиля, если оно находится на общем режиме налогообложения, ему необходимо позаботиться о соблюдении раздельного учета различных видов реализуемой продукции, чтобы не допустить ошибок при исчислении НДС.

С 1 января 2017 года вступит в силу недавно принятый Федеральный закон № 238‑ФЗ «О независимой оценке квалификации» (далее – Закон № 238‑ФЗ), устанавливающий порядок прохождения такой оценки работниками. Одна из целей введения этой процедуры – создание для работника возможности подтвердить свою квалификацию не у своего работодателя или образовательном учреждении, а в других, независимых, специально созданных для этого организациях. Предполагается, что такая оценка будет удобна не только для работников, но и для работодателей. Правда, убедиться в этом мы сможем еще не скоро. А пока попробуем разобраться, что на сегодняшний момент установил законодатель по поводу независимой оценки квалификации работника.

28 Сентября 2016

Если налоговые платежи перечисляются в бюджет с опозданием (то есть с нарушением установленных сроков), то помимо самих налогов необходимо дополнительно уплатить еще и пени. Расчет пеней является, пожалуй, одной из самых рутинных задач, которую приходится решать бухгалтеру. Впрочем, для ее успешного выполнения ему нужно учесть ряд нюансов.

Торговое предприятие (применяющее УСНО) планирует принять участие в региональной выставке-ярмарке «Школьный базар». Должно ли оно оборудовать торговое место ККТ либо торговлю можно осуществлять без применения кассового аппарата (выдавать покупателям по их требованию квитанции)?

Семинары

Учёт автошин в бюджетном учреждении

Учёт автошин в бюджетном учреждении

С Т Мастер (1302), закрыт 5 лет назад

Дополнен 5 лет назад

нашла пару тем по учету автошин, но не нашла в них ответы на свои впросы.
а вопросы у меня следующие:
1). как правильно списывать с баланса на забаласн автошины.
2). если в октябре были установлены летние шины, а в декабре зимние - как отражается эта установка.
3). списываются ли шины с баланса на момент установки их на автомобиль.
уважаемые бухгалтера, помогите, пожалуйста, не могу понять.

Вера Мыслитель (7970) 5 лет назад

Списание- Д 1.401.20.272- К 1.105.36.440- списание стоимости шин на расходы (после установки на автомобиль).
Запасные части, выданные на транспортные средства взамен изношенных (аккумуляторы, шины и т. п.). учитываются на забалансовом счете 09 "Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных" в течение периода эксплуатации (использования). дальнейший учет шин будет осуществляться на этом счете и в карточке учета работы шин.
в соответсвии с 157н - Счет 09 "Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных". п. 349. Счет предназначен для учета материальных ценностей, выданных на транспортные средства взамен изношенных, в целях контроля за их использованием. Перечень материальных ценностей, учитываемых на забалансовом счете (двигатели, аккумуляторы, шины и покрышки и т. п. ) устанавливается учетной политикой учреждения.
Материальные ценности отражаются на забалансовом учете в момент их выбытия с балансового счета в целях ремонта транспортных средств и учитываются в течение периода их эксплуатации (использования) в составе транспортного средства.
Выбытие материальных ценностей с забалансового учета осуществляется на основании акта приема-сдачи выполненных работ, подтверждающих их замену.
350. Аналитический учет по счету ведется в Карточке количественно-суммового учета в разрезе лиц, получивших материальные ценности, с указанием их должности, фамилии, имени, отчества (табельного номера). транспортных средств, по видам материальных ценностей (с указанием производственных номеров при их наличии) и их количеству.

Ангел Мудрец (15293) 5 лет назад

у нас не бюджетная организация. так мы ввели субсчет 10/66"Автошины в эксплуатации, завели карточки учета шин, в них и ставим дату, пробег. когда снята с авто (при замене шин зимнюю на летнюю). когда снова поставлены, потом когда по норме будет пробег. можно и списать

Как рассчитать нормы списания и срок службы автомобильных шин в коммерческой организации, каков порядок их учета?

Как рассчитать нормы списания и срок службы автомобильных шин в коммерческой организации, каков порядок их учета?

Нормы эксплуатационного пробега

В настоящее время нормативные правовые акты не устанавливают каких-либо норм списания запасных частей и расходных материалов (в том числе шин), используемых при эксплуатации автотранспортных средств коммерческих организаций.

В соответствии с письмом Минтранса России от 24.08.2012 N 03-01/10-2830ш нормы эксплуатационного пробега автомобильных шин определяются заводом - изготовителем автомобильных шин.

Таким образом, руководитель организации вправе установить своим приказом нормы пробега автомобильных шин, основываясь на информации заводов-изготовителей. Если таковая отсутствует, может быть использован опыт эксплуатации транспортных средств в организации, а также доступная информация заводов-изготовителей об аналогичных автомобильных шинах.

В любом случае при разработке и утверждении норм эксплуатационного пробега следует учитывать, что они должны соответствовать критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ, то есть быть обоснованными (экономически оправданными) и документально подтвержденными.

Кроме того, в соответствии с пп. 5.1 п. 5 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, эксплуатация транспортных средств запрещается при наличии у легковых автомобилей шин с остаточной высотой рисунка протектора менее 1,6 мм, грузовых автомобилей - 1 мм, автобусов - 2 мм.

Очевидно, что высота протектора зависит не только от пробега шин, но и от условий эксплуатации. То есть автомобильные шины могут быть сняты с эксплуатации также в случае недопустимости их дальнейшего использования по причине их повреждений.

Полагаем, что в любом случае автомобильные шины оцениваются экспертной комиссией на основании акта на списание. Данный акт будет являться основанием для снятия шин с эксплуатации и установки вместо них новых.

В бухгалтерском учете автомобильные шины, приобретенные отдельно от автомобиля, отражаются на счете 10 "Материалы" в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (далее - План счетов) и инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.

В соответствии с п. 93 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н (далее - Методические указания), при передаче в эксплуатацию материалы списываются на счета учета затрат.

При этом стоимость автомобильных шин списывается со счета 10 "Материалы", субсчет 10-5 "Запасные части", в дебет счета учета затрат, например счета 20 "Основное производство" (пп. 93 и 95 Методических указаний, п. 5, 7 ПБУ 10/99 ).

Для осуществления контроля за движением автомобильных шин может быть организован их учет на забалансовом счете (Дебет 012).

При выбытии шин из эксплуатации на основании акта на списание они подлежат оприходованию на склад по стоимости отходов. Наличие и движение изношенных шин и утильной резины учитывается на субсчете 10-6 "Прочие материалы" как утильсырье.

Пунктом 111 Методических указаний установлено, что отходы, образующиеся в подразделениях организации, собираются в установленном порядке и сдаются на склады по сдаточным накладным с указанием их наименования и количества. Стоимость отходов определяется организацией исходя из сложившихся цен на лом, утиль, ветошь и т.п. (т.е. по цене возможного использования или продажи).

Утилизация шин, не пригодных к восстановлению, может производиться путем заключения договора со специализированной организацией, занимающейся утилизацией шин.

Согласно п. 54 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, материальные ценности, остающиеся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию предметов, приходуются по рыночной стоимости на дату списания и соответствующие суммы зачисляются на финансовые результаты у коммерческой организации, то есть в бухгалтерском учете отходы, остающиеся от списания материальных ценностей (утильсырье), относятся в кредит счета 91 "Прочие доходы и расходы":

Дебет 10, субсчет 10-6 "Прочие материалы" Кредит 91

- изношенные шины приняты к учету как утильсырье.

Сдача изношенных шин специализированной организации оформляется в бухгалтерском учете как обычная реализация материалов. Доход от продажи материально-производственных запасов учитывается в составе прочих доходов (п. 7 ПБУ 9/99 ):

Дебет 62 (76) Кредит 91

- признан доход от продажи шин специализированной организации.

При этом утилизируемые шины списывается со счета 10, субсчета 10-6 "Прочие материалы" и отражаются как прочие расходы организации в соответствии с п. 11 ПБУ 10/99 "Расходы организации":

Дебет 91 Кредит 10, субсчет 10-6 "Прочие материалы"

- списана стоимость реализованных шин;

Дебет 91 Кредит 68

В то же время, по нашему мнению, шины, которые подлежат списанию, с последующим выбытием могут не отражаться на счетах бухгалтерского учета. Их стоимость была включена в себестоимость работ, услуг при отпуске в эксплуатацию, а учет в целях контроля был организован на забалансовом счете.

Тогда, в случае продажи шин, в бухгалтерском учете выбытие отразится следующими записями:

Дебет 62 (76) Кредит 91

Дебет 91 Кредит 68

- списаны с забалансового счета выбывшие шины.

Пункт 1 ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) определяет, что право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом МПР России от 02.12.2002 N 786, покрышки отработанные относятся к 4 классу опасности.

Шины, подлежащие утилизации в качестве опасных отходов, могут не отражаться на счетах бухгалтерского учета по рыночным ценам, их выбытие (передача для утилизации) отражается списанием по кредиту забалансового счета.

Передача таких отходов в переработку находит отражение и в журнале учета образования и движения отходов, и в разделе 4 "Размещение отходов производства и потребления". Данные журнала учета образования и движения отходов удостоверяются договорами с профильными фирмами и актами выполненных работ. Фактический объем отходов подтверждается справкой специализированной организации.

Аналогичная ситуация возникает и в тех случаях, когда изношенные в процессе эксплуатации камеры и покрышки с текстильным и металлическим кордом, не подлежащие восстановлению, сдаются организации-переработчику для утилизации за плату. Фактический объем утиля, переданного в переработку специализированной организации, указывается в актах выполненных работ.

Расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат (п. 1 ст. 260 НК РФ).

Приобретенные автомобильные шины организация может учесть в налоговом учете в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией на основании пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ, либо в составе материальных расходов, связанных с производством и реализацией на основании пп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ.

При этом вопрос о признания поврежденных шин возвратными отходами для целей налогообложения является неоднозначным.

В соответствии с п. 6 ст. 254 НК РФ под возвратными отходами понимаются остатки сырья (материалов), полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), частично утратившие потребительские качества исходных ресурсов (химические или физические свойства) и в силу этого используемые с повышенными расходами (пониженным выходом продукции) или не используемые по прямому назначению.

Не относятся к возвратным отходам остатки материально-производственных запасов, которые в соответствии с технологическим процессом передаются в другие подразделения в качестве полноценного сырья (материалов) для производства других видов товаров (работ, услуг), а также попутная (сопряженная) продукция, получаемая в результате осуществления технологического процесса.

При этом важным фактором в данном случае является то, что остатки могут быть признаны возвратными отходами в целях налогообложения, если они частично утратили свои потребительские качества и не используются по назначению.

Из буквального прочтения нормы (п. 6 ст. 254 НК РФ) шины, подлежащие утилизации, не пригодные к дальнейшему использованию, не признаются возвратными отходами. Однако, по нашему мнению, при выбытии шин ранее срока их нормативного использования, возможно, использовать данную норму, и уменьшить сумму материальных расходов на стоимость возвратных отходов, определенную одним из методов пп. 2 п. 6 ст. 254 НК РФ.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий

Ответ прошел контроль качества

25 декабря 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.